Где находится лобное место на красной площади


Лобное место — Википедия

Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Созданное, предположительно, в XVI веке, до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов. Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот»:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить—навострить,
Палача велю одеть—нарядить...[1].
Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII века

Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» [2].

Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию. Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор, символизировавший Небесный Иерусалим[3]. Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским[4][5], а Спасские ворота — Иерусалимскими[6].

Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора, при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию[7].

Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти, которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим[4]. В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь [царь] пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом [патриархом], и отсюда уже тот благословляет народ»[8].

Церемония до упразднения по решению Собора 1678 года [9] считалась крупным событием столичной жизни. Причём посещать торжество в обязательном порядке должны были представители дипломатических миссий. Символом монаршей милости считалась передача посланникам праздничных блюд с царского стола[4]. Примечательно, что в 1661 году вынужденными свидетелями церемонии стали польские аристократы, попавшие в плен в ходе Тринадцатилетней войны, и пребывавшие в московской тюрьме. Хотя царь не одарил пленников угощениями, он через Артамона Матвеева справился об их здоровье[10].

Лобное место. Вид изнутри, 2005 год «Кремль город» — план из «Космографии Блау». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год

Лобное место находится напротив Спасской башни у Покровского собора и представляет собой круглый в плане каменный помост диаметром 13 м и высотой 1 м с каменным парапетом. Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой[6]. В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка. Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал» [8]. Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года[11].

Самое раннее из известных изображений Лобного места относится ко времени правления Михаила Фёдоровича в альбоме Адама Олеария 1638 года. В 1659 году во втором томе «Космографии Блау» была опубликована подробная карта Москвы с перечислением основных достопримечательностей города. Под № 3 указано «Nalobnemeest», что является транслитерацией термина «Лобное место»[12]. В то время как в предыдущих документах иностранцы называли эту площадку «Theatrum Proclamationum», то есть «площадь для объявлений»[13].

Смутное время[править | править код]

Голод в Москве в 1601 году. Гравюра XIX века

Значение Лобного места в политической жизни России кардинально изменилось в Смутное время. Со смертью Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, различные партии использовали место для организации толпы. На большом пространстве площади можно было собрать тысячи горожан, чтобы направить их непосредственно в царские покои [14].

Первым крупным событием Смуты, происходившем на Лобном месте, стало обращение Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года его зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. В своем письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия, а наследника престола Федора II объявлял изменником. Лжедмитрий I обещал предоставить воеводам новые вотчины, дворянам оказать царскую милость, московским купцам обеспечить налоговые льготы, а «всему православному христианству» гарантировал мирную жизнь[15][14]. Когда посланники дочитали обращение, москвичи «возрадовались тому великой радостью, Богу воссылая славу, и был в них шум великий и клич, и было не разобрать, кто что говорит». После этого экзальтированная толпа ринулась в Кремль. Фёдор Годунов, его мать и ближайшие сподвижники были арестованы. В тот же день в Москве начались грабежи в домах политических соратников свергнутого царя[15].

20 июня 1605 года Лжедмитрий I приблизился к Москве. Его встретили на окраине города представители городской аристократии, а у Лобного места «спасённого царя» ждали горожане. Приблизившись к толпе, самозванец «сошел с коня и пришел к крестам, и повелел начать петь молебны, а те латыне литва сидели и трубили в трубы и били в бубны». Затем новый «царь» отправился в Кремль [14], а Богдан Бельский в сопровождении князей и бояр вышел к стоявшей на площади толпе. С Лобного места он произнес торжественную речь, в которой благодарил Бога за чудесное спасение царя[5].

Менее чем год спустя толпа разгневанных москвичей убила Лжедмитрия I, после чего началось истребление его сподвижников, в первую очередь — из числа польско-литовской аристократии. 28 мая 1606 года, на следующий день после переворота и массовых убийств, тела растерзанных иностранцев стали сбрасывать на Лобное место. По воспоминаниям поляка-современника, трупы лежали в течение трёх дней[16].

Вскоре царём был «избран» Василий Шуйский. Для легитимации своей власти он тоже обратился с Лобного места к народу, собравшемуся на Красной площади[14]. Новое правительство предприняло усилия, чтобы развенчать культ самозванца. План удался, поскольку был найден архив Лжедмитрия I, включающий письма на польском языке, написанные Юрию Мнишку[17]. Документы были в срочном порядке переведены на русский язык, а затем публично зачитаны с Лобного места[18].

В последующие годы экономическое и политическое положение в стране усугублялось, что привело к появлению Лжедмитрия II. Даже имея многочисленное войско, новый самозванец не смог войти в Москву, хотя и пытался штурмом взять город. В разгар военного противостояния в 1608 году группа московских заговорщиков, среди которых был князь Роман Гагарин, попыталась свергнуть Василия Шуйского. Они также пытались использовать Лобное место, приведя туда патриарха Гермогена и надеясь получить его благословение. Но архиерей не стал с ними сотрудничать. Бояре тоже не проявили сочувствия к мятежникам. Гагарин и его сторонники направились к царю, но их сил было недостаточно, чтобы прорваться во дворец. Попытка переворота провалилась и заговорщики уехали в Тушино, где находилась ставка Лжедмитрия II[14].

27 июля 1610 года Захарий Ляпунов, сговорившись с князем Голицыным о свержении Василия Шуйского, вышел на Красную площадь в сопровождении Ивана Салтыкова и некоего дворянина Хомутова. Они поднялись на Лобное место и потребовали прихода патриарха и думных бояр, «а как стечение народа было столь велико, что он не мог поместиться на оной площади, то вышеупомянутые Ляпунов, Хомутов и Салтыков закричали, чтобы все шли в поле за город, и, вышедши за заставу, там отрешили от власти Шуйского»[19].

Последний этап Смуты показывает важность Лобного места в народном сознании. В ноябре 1612 года после продолжительной осады новгородское ополчение освободило Московский Кремль от поляков. 27 ноября два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским двинулись с разных сторон к Китай-городу. Оба шествия объединились у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий провел молебен. Оттуда процессия отправилась на Соборную площадь Кремля[20].

21 февраля 1613 года Земский собор принял решение о выборе нового царя. В этот день Лобное место в последний раз использовали при получении народного одобрения. Архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, собравшихся на Красной площади, кому быть царём. Толпа выразила поддержку Михаилу Федоровичу Романову[20]. Несколько дней спустя там же прошел обряд крестоцелования: так бояре и казаки присягнули новому монарху, который на тот момент находился в Костроме[21].

Стрелецкий бунт 1682 года[править | править код]

Основные события Стрелецкого бунта 1682 года разворачивались в Кремле, но тела приближённых к Нарышкиным аристократов мятежники вытащили 15 мая на Красную площадь и бросили рядом с Лобным местом[22]. Несколько месяцев спустя стрельцы, желая оправдать совершенное преступление, добились разрешения на установку неподалеку от Лобного места гражданского памятника (первого в России). Это был деревянный четырёхугольный столп, на вершину которого водрузили медные таблички с именами убитых бояр и описанием их несправедливостей по отношению к стрельцам[23]. К осени правительство царевны Софьи решило избавиться и от зачинщиков мятежа, и от напоминания о кровавых событиях, поэтому уже 2 ноября 1682 года столп был демонтирован[22].

В ходе бунта также была предпринята попытка использовать Лобное место для консолидации сил московских раскольников. После окончания военного мятежа среди стрельцов появились проповедники-старообрядцы, призывавшие к открытому теологическому диспуту с официальной церковью. Местом проведения дискуссии они выбрали Красную площадь, но в итоге встреча представителей «новой» и «старой» веры состоялась 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля. Единственным результатом диспута стали взаимные обвинения в ереси. Сразу после встречи старообрядцы обратились к собравшимся горожанам с Лобного места и объявили о своей победе в споре. Правительство царевны Софьи не собиралось мириться с раскольниками, и в течение следующих нескольких дней стрельцы по её приказу арестовали наиболее активных проповедников-старообрядцев[23].

Казни в петровское время[править | править код]

На протяжении большей части XVII века на Красной площади не приводились в исполнение смертные приговоры, однако в народной памяти любые знаковые события были связаны с Кремлём. Этим можно объяснить появление легенды о том, что Степана Разина казнили на Лобном месте, хотя в действительности приговор привели в исполнение на Болотной площади. В своих мемуарах городскую легенду пересказывал ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Христиан Вебер, который посетил Россию в начале XVIII века[24].

Акции устрашения политических противников неоднократно проводились на Красной площади в правление Петра I. 4 марта 1697 году он приказал выставить на всеобщее обозрение останки Ивана Циклера, Алексея Соковнина и трёх других заговорщиков, казнённых в Преображенском селе после покушения на жизнь царя. У Лобного места был установлен новый деревянный столп с пятью спицами, на которые были нанизаны отрубленные головы. На столпе были закреплены металлические доски с текстом обвинительного приговора[22].

После Стрелецкого бунта 1698 года к смертной казни приговорили 799 стрельцов. Основные экзекуции прошли в Преображенском, однако часть заговорщиков была казнена на Красной площади. Только в один день 13 февраля 1699 года на эшафоте, установленном неподалеку от Лобного места, привели в исполнение 30 смертных приговоров[25]. Головы казнённых и таблички с описанием преступления снова были оставлены на площади. Казни проводились только в южной части Красной площади, вероятно, поэтому очевидцы событий в качестве ориентира называли Лобное место. Это объясняет формирование стереотипа об использовании площадки в качестве эшафота[22].

Период Российской империи[править | править код]

С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург Красная площадь и Кремль утратила своё политическое значение. При этом столпы с обвинительными досками оставались на прежнем месте долгие годы. Только в 1727 году по указу Петра II старые орудия казней были демонтированы. С тех пор Красная площадь никогда не использовалась для проведения экзекуций[26].

За последующие два столетия Лобное место реставрировалось по меньшей мере три раза. В 1753 году ремонтными работами руководил архитектор Дмитрий Ухтомский. В 1786 году реставрация велась под контролем архитектора Матвея Казакова. В конце XIX века были установлены чугунные ворота, выполненные по мотивам Золотой решетки Теремного дворца[11].

Вплоть до революции 1917 года Лобное место оставалось знаковой территорией при совершении православных обрядов. Крестные ходы, двигаясь от Спасских ворот, останавливались у площадки. На Лобное место поднимался архиерей, чтобы совершить молебен и благословить прихожан[26].

Советское и постсоветское время[править | править код]

Лобное место в День Победы, 2004 год

С переносом в марте 1918 года столицы РСФСР в Москву, на Красной площади стали регулярно проводиться митинги и военные парады, во время которых Лобное место использовалось в качестве пьедестала для монументов. Известно, что к 1 мая 1919 года там была установлена деревянная скульптурная композиция «Разин с ватагой», выполненная Сергеем Конёнковым. На праздничном мероприятии присутствовал Владимир Ленин, после открытия монумента он произнёс с Лобного места короткую речь в память о Разине. Поскольку скульптура изначально проектировалась для экспозиции в Первом Пролетарском музее, её убрали с площади две недели спустя[27].

С 1928 по 1940 год на Лобном месте в дни государственных праздников устанавливали скульптурную группу «Интернациональная солидарность». Она создавалась в качестве временного оформления Красной площади, поэтому декораторы использовали недолговечные дешевые материалы, такие как фанера[28].

К Параду Победы 24 июня 1945 года на Лобном месте в окружении ваз с живыми цветами был установлен 26-метровый фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы[29]. С 1965 года, когда День Победы был внесён в список государственных праздников, Лобное место используют для установки декоративного оформления площади.

Лобное место в период советской власти было связано с инцидентами. Так, 6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна. Во время инцидента ни нарком, ни сотрудники охраны не пострадали. Следствие установило, что ефрейтор Дмитриев действовал самостоятельно и не был связан с вражеской разведкой[30].

25 августа 1968 года на этом месте прошла мирная антивоенная акция, вошедшая в историю под названием «демонстрация семерых». Участники, представители московской и ленинградской интеллигенции, выражали протест против ввода войск ОВД в Чехословакию. Ровно в полдень митингующие сели на Лобном месте и развернули плакаты, написанные на русском и чешском языках: «За вашу и нашу свободу», «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия» и другие. Через несколько минут находившиеся на Красной площади сотрудники КГБ и МООП арестовали митингующих. В действительности протестовало восемь человек. Поскольку восьмая участница 21-летняя студентка Татьяна Баева не держала транспарантов, ей удалось убедить следователей в непричастности к инциденту. Она была освобождена до суда[31].

17 ноября 2013 года на Красной площади около Лобного места прошла серия мирных протестов, в которых в общей сложности участвовало восемь гражданских активистов. Все они были задержаны сотрудниками полиции[32].

Традиция возведения Лобного места как христианского символа широко не распространилась на другие города России, за исключением Астрахани (где Лобное место непосредственно примыкает к кафедральному собору).

В петровском Петербурге так называли территорию у Сытного рынка, где проводились казни. В XVIII веке эшафот устанавливали за Кронверком, приблизительно на месте нынешнего Мьюзик-холла. В последний раз публичная казнь на этой площади состоялась 15 сентября 1764 года. Такую меру наказания определил суд по делу Василия Мировича, подпоручика Смоленского полка, который пытался освободить из Шлиссельбургской тюрьмы свергнутого наследника Иоанна Антоновича[33].

До середины XIX века, на окраине Петровской слободы (ныне сквер на улице Куйбышева), располагалось «лобное место» — эшафот, для приведения в исполнение публичных наказаний провинившихся мастеровых Пушечно-литейного завода. Известно, что в 1708 году на лобном месте, публично «была учинена смертная казнь» трёх беглых мастеровых-оружейников. В течение XVIII—XIX веков здесь проводились публичные телесные наказания-экзекуции провинившихся работников завода. В 1850 году эшафот был демонтирован и на этом месте был открыт рынок для торговли сеном[34].

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (неопр.). Викитека (2015). Дата обращения 18 марта 2018.
  2. ↑ Хожение Даниила, игумена Русской Земли (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  3. ↑ Сарачева Т., 2011, с. 14—15.
  4. 1 2 3 Из архива Тайных Дел (неопр.). Восточная литература (2015). Дата обращения 15 марта 2018.
  5. 1 2 Мартин Бер. Летопись Московская (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  6. 1 2 Кузнецов И. И., 1900, с. 34.
  7. Соловьев С.М. Правление боярское (неопр.). ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения 15 марта 2018.
  8. 1 2 Станислав Немоевский. Записки (неопр.). Восточная литература (2005). Дата обращения 15 марта 2018.
  9. ↑ Стенникова П. А., 2006, с. 18.
  10. Михаил Обухович. Дневник (неопр.). Восточная литература (2005). Дата обращения 15 марта 2018.
  11. 1 2 Либсон В. Я., 1983, с. 403.
  12. ↑ Atlas Maior o Geographia Blaviana (неопр.) (недоступная ссылка). Fondo Antiguo (2017). Дата обращения 15 марта 2018. Архивировано 19 марта 2018 года.
  13. ↑ Отрывки шведского дневника времён Царя Алексея Михайловича (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  14. 1 2 3 4 5 Книга называемая Новый летописец (неопр.). Восточная литература (2005). Дата обращения 15 марта 2018.
  15. 1 2 Иное сказание (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  16. ↑ Дневник Марины Мнишек (неопр.). Восточная литература (2003). Дата обращения 15 марта 2018.
  17. ↑ Преодоление Смуты (неопр.) (недоступная ссылка). Федеральное архивное агентство (2016). Дата обращения 15 марта 2018. Архивировано 16 марта 2018 года.
  18. Плигузов А. И. Иное сказание (Предисловие) (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  19. Станислав Жолкевский. Начало и успех Московской войны (неопр.). Восточная литература (2004). Дата обращения 15 марта 2018.
  20. 1 2 Соловьев С.М. Окончание междуцарствия (неопр.). ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения 15 марта 2018.
  21. ↑ Повесть о Земском соборе 1613 года (неопр.). Восточная литература (2005). Дата обращения 15 марта 2018.
  22. 1 2 3 4 Лаврентьев А. В. Московское "столпотворение" конца XVII века (неопр.). Восточная литература (2006). Дата обращения 15 марта 2018.
  23. 1 2 Соловьев С.М. Московская смута 1682 года (неопр.). ГПНТБ СО РАН (2013). Дата обращения 15 марта 2018.
  24. Фридрих Христиан Вебер. Преображенная Россия (неопр.). Восточная литература (2006). Дата обращения 15 марта 2018.
  25. Иоганн Георг Корб. Дневник путешествия в Московское Государство (неопр.). Восточная литература (2005). Дата обращения 15 марта 2018.
  26. 1 2 Кузнецов И. И., 1900, с. 37.
  27. ↑ Коненков С. Т., 1972, с. 228.
  28. ↑ Братья Стенберги (неопр.). LiveJournal (2017). Дата обращения 15 марта 2018.
  29. ↑ От солдата до генерала, 2005, с. 18.
  30. Жиляев В. Кто покушался на Микояна (неопр.). Российская Газета (2008). Дата обращения 15 марта 2018.
  31. ↑ Лобное место. Протесты на Красной площади (неопр.). Это прямо здесь: Москва. Топография террора (2015). Дата обращения 15 марта 2018.
  32. ↑ «Сопротивляйся»: цепная реакция из трех протестных баннеров на Красной площади (неопр.). Эхо Москвы (2013). Дата обращения 15 марта 2018.
  33. ↑ Анисимов Е. В., 2003, с. 210.
  34. ↑ Сады и парки в истории Петрозаводска / А. С. Лантратова, Е. Е. Ициксон, Е. Ф. Марковская, Н. В. Куспак. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2003. — 160 с. — ISBN 5-8430-0082-6.
  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. — СПб: Дмитрий Буланин, 2003. — 364 с. — ISBN 5-86007-374-7.
  2. Коненков С. Т. Мой век. О жизни, о себе. — М.: Политиздат, 1972. — 368 с.
  3. Кузнецов И. И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. — М.: Типо-литография Н. И. Гройсман, 1900. — 65 с.
  4. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1983. — 504 с.
  5. Азаров В. Я. Предисловие к шестому тому // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. — М.: Алгоритм, 2005. — Т. 6. — 416 с. — ISBN 5-9265-0131-8.
  6. Сарачева Т. Идея девятиглавого Покровского собора принадлежит митрополиту Макарию // Журнал московской Патриархии / Кириллова Л.И., Минервин Г.Б., Шемякин Г.А.. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 95 с.
  7. Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действия в России XVI–XVII вв. (на примере «Пещерного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье) // Автореферат диссертации на соискание ученой ступни кандидата исторических наук. — Челябинск, 2006. — 26 с.

👉Лобное место на Красной площади: история и фото.

Напротив мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор Василия Блаженного и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака!, и палач отрубил ему голову.

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Вышло то, что должно было выйти, — скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале... Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года... Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Говорят, что... ...название Лобного места происходит от того, что приговоренных к казне заставляли здесь молиться и стукаться лбом о землю. А после отрубания головы она также падала и стукалась лбом.
...ранее нулевой километр находился на Лобном месте.
...в XVII веке у Лобного места были установлены грозные пушки для устрашения. Правда, тут же находился кабак «Под пушками», что портило картину.
...существует специальный «туристический обряд»: дождавшись боя курантов, нужно подняться по лестнице к верхней площадке Лобного места и кинуть на счастье монетку. При этом нужно постараться, чтобы она попала в самый центр трибуны.

Лобное место на Красной площади

Лобное место — это один из немногих памятников Средневековья, сохранившихся в столице до наших дней. Лобное место находится в самом сердце Москвы, на Красной площади. Оно располагается у самого известного собора России, Покровского, напротив Спасской башни.

Словосочетание «Лобное место» впервые появилось в русском языке в переводах Евангелия от Иоанна. Тогда этим термином называли место распятия Христа.

Древнейший объект площади — это каменный помост круглой формы с парапетом, также из камня. Диаметр каменного круга — 13 метров, высота над брусчаткой Красной площади — 1 метр. Первоначально данный помост был изготовлен из кирпичей, но, во времена Бориса Годунова, его перестроили. Каменный помост в те времена окружала решетка.

На фото Лобного места можно увидеть туристов, бросающих монетки. По поверьям, загаданное желание непременно исполнится, но только если монетка попадет на центральный пятачок. Многие осуждают такую традицию, так как считают, что это оскверняет тех, кого казнили на Лобном месте. Городские легенды гласят о том, что под Лобным местом находится желоб, по которому кровь казненных бунтовщиков стекала в бездонную пещеру.

Лобное место на Красной Площади в Москве: памятник на Яндекс-панораме

История Лобного места

Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.

Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».

В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.

Казни на Лобном месте

Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.

В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.

После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.

Советский период

С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».

Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.

В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.

Лобное место, украшенное ко Дню Победы, © Andrew Shiva

Лобные места в других городах

Лобное место как постамент для проведения различных религиозных обрядов и политических выступлений было известно далеко за пределами России. Но внутри страны оно не получило распространения — в других городах Лобных мест практически не было. Исключение — Астрахань. Там Лобное место (тоже религиозная площадка) примыкает к главному собору города.

Лобное место есть и в Санкт-Петербурге. В царские времена это название носила территория у Сытного рынка (старейшего рынка в Северной столице). Здесь также приводили в силу смертные приговоры.

Лобное место в Москве: google-панорама памятника изнутри

Как добраться до Лобного места на Красной площади в Москве

Лобное место у Кремля является транспортно доступной точкой. Прибыв на Красную площадь, сложно пройти мимо этого древнего каменного постамента. Удобнее всего добираться на метро — в окрестностях площади есть 3 станции метро (пеший путь от них не займет более 7–10 минут):

  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия, 600 метров)
  • «Театральная» (Замоскворецкая линия, 800 метров)
  • «Охотный ряд» (Сокольническая линия, 600 метров)
Схема метро Москвы

Ближайшие остановки наземного транспорта находятся со стороны Кремлевской набережной и парка «Зарядье»:

Со стороны улицы Моховая (на пересечении с Тверской) находится остановка «Метро Охотный ряд», путь от которой займет около 10–12 минут. До остановки можно добраться на автобусах № м1, м10, н1, 101, 904.

Расписание общественного транспорта Москвы

Такси до Красной площади и Лобного места можно заказать через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Лобное место на видео

Лобное место на Красной площади: история, описание

Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45'11.7"N 37°37'21.0"E

Содержание:  

Почему - Лобное?

История знаменитого помоста

Реконструкции

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Как добраться

Лобное место на карте

 

Приходящие на Красную площадь туристы любят фотографироваться возле округлого постамента, который возвышается неподалеку от памятника Минину и Пожарскому. Приметное место видно издалека. На протяжении веков его использовали для оглашения самых важных государевых указов и приведения в исполнение смертных приговоров.

Лобное место на фоне Московского Кремля

Почему - Лобное?

У историков нет единой точки зрения о происхождении названия старинного постамента. Одни считают, что здесь казнили провинившихся, то есть «рубили лбы». Другие убеждены, что такое название стало переводом еврейского имени «Голгофа» - голой библейской горы, похожей на череп человека. Есть также мнение, что место назвали по расположенному рядом спуску к реке Москве. Сейчас он именуется Васильевским, а в Средневековье назывался «Лбом».

С середины XVI столетия за помостом закрепилось имя «Царев», и его стали считать «царской кафедрой» или «царской трибуной». Здесь народу зачитывали самые главные государевы указы - о войне и мире, избрании нового патриарха, новых налогах и казнях.

История знаменитого помоста

По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.

Вид Лобного места сверху

Выражение «лобное место», как место казней, прочно закрепилось нашей речи, поэтому бытует мнение, что на протяжении нескольких веков исторический помост являлся главным эшафотом страны. Однако, это не совсем верно. Казнили здесь крайне редко. Большинство смертных приговоров приводили в исполнение на Болотной площади или так говорили в Средние века - на Болоте.

В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Лобное место на фоне ГУМа

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

Внутри Лобного места

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку - возле здания Государственного исторического музея.

Мемориальная табличка на стене Лобного места

Как добраться

До исторического памятника нетрудно дойти пешком от станций московского метрополитена «Китай-город», «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» или «Александровский сад». Неподалеку от знаменитого помоста делают остановку городские автобусы № 158 и М5.

Рейтинг достопримечательности

Лобное место на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Я узнаю Москву — Территории

Юго-Восточный

Лобное место – памятник древнерусской архитектуры, находящийся в историческом центре Москвы, у стен Московского кремля, на Красной площади, напротив ворот Спасской башни. Представляет собой круглое каменное возвышение – трибуну диаметром около 13 м. с лестницей,  по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.
Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы). Существует предположение , что это славянский перевод с греческого «Краниево место», или «Голгофа» – с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место – это начало Васильевского спуска к берегу Москвы-реки. В старину «лбами» в России называли подобные  крутые спуски к реке.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521г. Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. В 1597—98 гг. при Борисе Годунове Лобное место было отстроено в камне неизвестными зодчими.
После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, Лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства, а вокруг расположились торговые лавки.  В 1753 году обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году архитектором М.Ф. Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью. Для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Тогда же Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения. В  1786 году Лобное место было перестроено по проекту архитектора М.Ф. Казакова.
Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в «Пискаревском летописце» (1599г.). Позднее упоминается  в «Петровом чертеже», появившемся в начале правления Бориса Годунова. Есть Лобное место и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец XVI века принято считать временем основания Лобного места.
На протяжении нескольких веков Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари, здесь же объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира.  В 1612 году князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. При Василии Шуйском, здесь происходили чудесные исцеления от чудотворных мощей цесаревича Дмитрия. А в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле.
За всю историю России непосредственно на Лобном месте совершили только несколько казней — казнили Никиту Пустосвята, суздальского священника, противника церковной реформы Патриарха Никона и (по одной из версий) Степана Разина.  Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом. Вблизи Лобного места в 1606 году разъяренный народ выбросил труп Лжедмитрия I. В 1768 г. у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Д.Н.Салтыкова), насмерть замучившая 139 своих крепостных. Ну а последняя казнь произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке.
1 мая 1919 года на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагою», вырезанный из дерева и раскрашенный в духе народной игрушки скульптором С. Т. Конёнковым. В конце того же месяца скульптурную группу перенесли в Пролетарский музей (позднее — в Музей революции).
6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина.
25 августа 1968 года у Лобного места прошла сидячая демонстрация против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию.
В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.
Ранее нулевой километр находился на Лобном месте.

Источники
Москва. Столица России: история и современность. Юлия Школник. - М.: Эксмо. 2010


Автор статьи

Сергеева Анастасия Алексеевна, ГБОУ гимназия № 1597, 7 Г

Лобное место на Красной площади

Лобное место на Красной площади - фото

Лобное место – это исторический памятник расположенный на Красной площади в Москве. Постройка представляет собой трибуну круглой формы с каменной ограждением, с которой царь и высокопоставленные особы оглашали указы и произносили пламенные речи. С западной стороны площадки находится лестница из 11 ступенек, которая ведет ко входу с металлической решеткой.

До сих пор идут споры относительно происхождения названия этого исторического памятника.

  • Одно из распространенных мнений состоит в том, что Лобным это место названо по той причине, что в XIV - XIX веках здесь проходили казни, как говорили, «складывали и рубили лбы». Однако, эта версия не верна, ведь Лобное место всегда считалось святым и казни на нем проводиться не могли. Это была площадка, где оглашались царские указы и проходили торжественные публичные мероприятия, а тех, кто был неугоден государю, в том числе бунтовщиков и мятежных стрельцов, казнили на достаточном расстоянии отсюда, так например, местом казни Степана Разина была Болотная площадь
  • Самой правдоподобной версией является следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, идущий к Москве-реке, а в средние века такие спуски к реке на Руси назывались «Лбами».

Следует отметить, что словосочетание «лобное место» иногда используется в значении площадки для казни, но без географической привязки к какому-то населенному пункту.

Лобное место – из истории

Исследователи считают, что первое Лобное место было сооружено в 1521 году, когда татарское войско под предводительством хана Махмет-Гирея бежало из-под Москвы и город был спасен от нашествия татар.

В летописи говорится о том, что в 1549 году Иван Грозный с этой трибуны обратился к враждующим между собой боярам и велел им помириться. С тех пор эта трибуна часто называлось Царевой, царской кафедрой и царским трибуналом.

Особенное значение Лобное место имело до правления Петра Первого, когда государь один раз в год появлялся здесь перед народом, а когда наследнику исполнялось 16 лет, он представлял его, также здесь оглашались важнейшие государевы указы.

Во время каждого крестного хода торжественная процессия останавливалась и архиерей, поднявшись на площадку, осенял народ крестным знамением. Здесь жители Москвы узнавали об избрании патриарха, о начале войны и заключении мира. И сейчас здесь продают вербы и проводятся гулянья.

1 мая 1919 года на Лобном месте был открыт памятник «Степан Разин с ватагою», выполненный известным скульптором Сергеем Коненковым. Композиция была оригинальной: она состояла из фигуры Разина в полный рост, а также деревянных голов его ближайших соратников на раскрашенных деревянных подставках и полулежащей персидской княжны, выполненной из цемента. Вскоре, чтобы уберечь памятник от неблагоприятного воздействия окружающей среды, его демонтировали и перенесли в Пролетарский музей, сейчас это Музей революции.

  • 6 ноября 1942 года дезертир Савелий Дмитриев укрылся на Лобном месте, а затем стал стрелять по выехавшей из Спасских ворот Кремля правительственной машине, приняв ее за машину Сталина. Террорист был обезврежен, в происшествии никто не пострадал
  • 25 августа 1968 года рядом с памятником прошла сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословакии. Восемь ее участников выразили протест против введения на территорию Чехословацкой республики войск СССР и стран Варшавского договора. Через несколько минут демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Впоследствии двоих отправили на принудительное лечение в психбольницу, а остальные были осуждены.

Раньше существовала традиция, по которой, чтобы снова приехать в Москву, на площадку надо было закинуть монету. В 1996 году этот ритуал переместился к знаку «Нулевой километр России», установленному перед Воскресенскими воротами.

Лобное место на Красной площади - это уникальный памятник архитектуры, охраняемый государством.

Лобное место на Красной площади

Лобное место в Москве расположено в историческом месте - на Красной площади. Представляет собой круглое в основании возвышение-трибуну из камня, верх которого обнесен парапетом с выкованными чугунными воротами.

Происхождение названия «Лобное место» точно так до сих пор и не выяснено. Одна из версий гласит, что связано это с осуществлением здесь казней (в ту пору это называлось «рубить лбы» или «складывать лбы»).

Другие исследователи подразумевают, что это перевод на славянский язык еврейского слова «Голгофа» (на греческом - «Краниево место»), которое само ассоциируется с черепами, складываемых на месте казни еще в древнем Иерусалиме (план Лобного места на Красной площади напоминает своими контурами череп).

Фото 1. Лобное место на Красной площади в городе Москве

Наиболее приемлемой считается версия, имеющая наши, русские, корни. Дело в том, что место расположено в самом начале Васильевского спуска, круто спускающегося к Москве-реке. «Лбами» называли именно такие перепады местности.

Трудности возникают не только с определением понятия Лобное место, но и с датой его постройки. Если опираться на древние предания, то сооружение появилось здесь еще в 1521 году, и было воздвигнуто по случаю освобождения города от татарского нашествия.

Следуя трактовке старинных документов, некоторые исследователи отправной точкой считают 40-е годы шестнадцатого столетия, при этом ссылаются на некую рукопись от 1549 года с речью тогда еще молодого Ивана Грозного, пытавшегося примирить враждующих между собой бояр, и восклицавшего к ним именно с Лобного места (правда, со временем выяснилось, что это был всего лишь политический памфлет, а не достоверный исторический документ, к тому же, написанный в XVII веке).

История Лобного места в Москве

Первое подтвержденное упоминание о нынешнем Лобном месте на Красной площади значится в «Пискаревском летописце» и датируется 1599 годом. Также о нем есть записи в «Петровом чертеже» (относятся к началу правления Бориса Годунова) и указание на Сигизмундовом плане Москвы от 1610 года.

Первоначально сооружение было выстроено как кирпичный помост с деревянной решеткой поверху и навесом, закрепленным на столбах. Место выбрали напротив Спасских (тогда - Фроловских) ворот Кремля.

Последующие сто лет Лобное место на Красной площади было главной трибуной города. Здесь оглашали важные государственные указы, отсюда обращались к народу и русские цари.

Кроме этого, место стало культовым после того, как здесь начали выставлять на всеобщее обозрение мощи почитаемых на Руси православных святых и проводить Крестные ходы, которые продолжались вплоть до революции 1917 года.

В дни великого праздника Входа в Иерусалим на Лобное место всегда поднимался патриарх со всем российским духовенством и раздавал царю и высочайшим лицам освященные к этому событию веточки вербы. Уезжал духовный лидер с Красной площади на осле, как того требовали традиции.

Здесь же дважды в год, в обязательном порядке, царь представлял народу своего наследника. Мероприятия повторялись вплоть до достижения последним возраста совершеннолетия.

Долгие годы считалось, что Лобное место на Красной площади было и площадкой для проведения казней. Прямых подтверждений этому нет. Да, рядом, иногда, устраивались эшафоты для приведения смертного приговора (стрелецкий бунт, казненные мздоимцы), но сам постамент никогда не был окроплен кровью.

Кроме того, следует учесть, что Лобное место никогда не было полностью деревянным, а только кирпичным или каменным, что еще раз подтверждает его значимость и невозможность осквернения (в камне в давние времена строились только исключительные и важные объекты).

После того, как столицей Российского государства стал город Санкт-Петербург, Лобное место на Красной площади утратило свою важную роль, и надобность в нем отпала (к счастью, это не привело к его демонтажу ни тогда, ни в последующем).

Перестройку исторического объекта выполнили уже в 1786 году на основании плана благоустройства городских площадей, представленного Екатерине Второй тогдашним главнокомандующим Москвы Яковом Александровичем Брюсом. Работу выполнил архитектор Матвей Федорович Казаков.За основу был взят старый план Лобного места, но поднимали его уже из тесаного камня белого цвета. Круглый помост по периметру оградили каменными перилами, которые прерывались чугунной решеткой с западной стороны, смотрящей прямиком на Спасскую башню.

К возвышению-трибуне вела лестница с устроенными 11-ю ступенями. Новое место под объектом было несколько смещено в восточном направлении от первоначального месторасположения.

Во время правления большевиков, в 1919 году, здесь был установлен деревянный памятник Степану Разину. Правда, век скульптуры оказался недолог и вскоре ее демонтировали.

История Лобного места связана и с событиями августа 1968 года, когда здесь проводилась сидячая забастовка в знак протеста по поводу ввода войск Советского Союза на территорию Чехословакии для усмирения восставших против социалистического строя.

Лобное место на Красной площади является историческим памятником и охраняется государством. До недавнего времени здесь существовала традиция забрасывания на него монеток, как подтверждение желания вновь вернуться в Москву и в эти места. Сегодня этот ритуал сместился к знаку «Нулевой километр России».

Смотрите видео "Лобное место в Москве":

Лобное место на Красной площади в Москве. https://nehleb.ru/

И вот я впервые на Красной площади! Неужели это то самое место, где произошло столько значительных исторических событий? И что это за странное круглое каменное сооружение за чугунной оградой напротив Спасской башни? Подхожу ближе,- на кладке из серого природного тёсаного камня небольшая бронзовая табличка. На табличке надпись: «Памятник архитектуры. Лобное место. Сооружено в 1549 году. Переделано в 1786 году арх. М.Ф. Казаковым. Охраняется государством».

Так это и есть то самое Лобное место? В памяти сразу возникла картина из Третьяковки «Утро стрелецкой казни» русского художника В. И. Сурикова, написанная в 1881 году.

Картина переносит нас в 1698 год, когда стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, сестрой Петра I, был подавлен, а стрельцы казнены. В левой части картины то самое Лобное место, заполненное народом, а около него — телеги со стрельцами, ожидающими казни.

Однако Лобное место не было местом проведения казней, как думают многие. Если казни и проводились на Красной площади, то рядом с Лобным местом строился деревянный эшафот. А чаще всего казни проводились на Васильевском Спуске, что за собором Василия Блаженного или на Болотной площади. После того, как столицей Русского государства стал Санкт-Петербург, казни на Красной площади прекратились. 

Главная трибуна Руси

Лобное место было главной трибуной Московской Руси. Однако оно не было общественной трибуной, как на площадях в Древней Греции и Риме. Лобное место использовали только в особых случаях.

Лобное место

С этой трибуны оглашались церковные указы, и даже сам царь обращался к народу. Так царь Алексей Михайлович поздравлял с Лобного места своих подданных с Новолетием, праздновавшимся в те времена 1 сентября, а также успокаивал народ во время мятежей, восстаний и стихийных бедствий.

Царь Иван Грозный на Лобном месте принародно покаялся, обещая загладить жестокости своего правления благодеяниями.

Здесь совершались большие церковные богослужения. Во время прохождения крестных ходов по Красной площади с Лобного места архиереи благословляли народ.

Так в 1654 году патриарх Никон с Лобного места благословил русское войско, направлявшееся во главе с царём Алексеем Михайловичем в поход против поляков. В результате этого похода в состав России был возвращён Смоленск и другие старинные русские города.

Начиная с 1612 года, 22 октября по старому стилю на Лобном месте ежегодно проводился молебен перед Казанской иконой Божией Матери перед началом крестного хода. 

Из-за тесноты в Покровском соборе, более известном как собор Василия Блаженного, с этого возвышения произносили проповеди и читали Евангелие.

Мощи святых угодников и другие святыни, приносимые в Кремль, сначала располагали  для всенародного поклонения на Лобном месте. Перед ними служили молебен, в котором участвовал весь народ, и только потом святыни несли в Кремль.

С Лобного места оглашали приговоры государственным преступникам.

Православные люди всегда стремились окружить себя святынями. Московские князья и цари создали в столице подобие Святой земли, Иерусалима. Покровский собор, более известный как Собор Василия Блаженного, символизировал Иерусалим, а Лобное место – Голгофу (от еврейского слова – «лоб», «череп») — место казни Господа нашего Иисуса Христа.

«Шествие на осляти»

«Шествие на осляти»

До 1678 года в двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим на Красной площади совершался обряд «Шествие на осляти».

В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим верхом на ослёнке, когда народ встречал Христа, как царя, держа в руках пальмовые ветви.

 С Лобного места патриарх раздавал освященные вербы царю и его приближённым. К подножию Лобного места подводили белого коня, изображающего осла, патриарх садился на него с Евангелием и Крестом, а царь вёл коня.

В давние времена Лобное место выполняло роль «нулевого километра», от него отсчитывались на карте все расстояния. В настоящее время отметка «нулевого километра» находится перед Иверской часовней, расположенной перед Воскресенскими воротами при входе на Красную площадь.

Впервые мы можем прочитать о Лобном месте в летописях от 1549 года. В это время в Москве проходил Земский собор- съезд представителей всех общественных сословий. В «Степенной книге» говорится, что одним из вопросов, обсуждавшихся на Земском соборе было лихоимство бояр, которые собирали с народа неконтролируемые подати и совершенно разорили страну. Вы спросите: причём здесь Земский собор и Лобное место? Да ведь именно с него двадцатилетний царь Иван IV (Грозный) произнёс убедительную речь, примирившую бояр и налогоплательщиков.

На Лобном месте боярин Василий Шуйский объявил о смерти царевича Димитрия- младшего сына Ивана Грозного.

После свержения самозванца Лжедмитрия 17 мая 1606 года около Лобного места на поругание толпе было брошено его тело. 

Избранный после Лжедмитрия царём, Василий Шуйский приказал привезти из Углича и выставить на Лобном месте мощи царевича Димитрия для всенародного поклонения. Главное целью Шуйского было пресечь возможные попытки самозванцев претендовать на царский престол.

На Лобном месте,  Василий Шуйский  всенародно был лишён царского звания (правил с 1606 по 1610 годы). 

Здесь же в 1613 году народ единодушно избрал в цари юного Михаила Романова.

После окончания Смутного времени установился такой обычай: после того, как наследнику царского престола исполнялось 16 лет, раз в год царь с Лобного места показывал народу своего наследника во избежание подмены его самозванцем, чтобы люди знали своего будущего царя.

Лобное место в 18 веке

В 1743 году государыня Елизавета Петровна отменила в России смертную казнь. Однако возле Лобного места сооружали «позорные эшафоты», где  проводились гражданские казни, на которых осуждённых подвергали всенародному осуждению.

Так в 1768 году у позорного столба была выставлена помещица Дарья Салтыкова, насмерть замучившая 139 своих крепостных. На груди у «Салтычихи» висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». Затем она была отправлена на вечное поселение в Ивановский монастырь на Солянке, где она содержалась в подвале. сохранившемся до настоящего времени.

Лобное место в 19-20 веках

После оставления Наполеоном сожжённой Москвы в 1812 году на Лобном месте архиепископ Августи отслужил водосвятный молебен, произнёс молитву на освящение осквернённой войсками Наполеона Москвы и окропил её святой водой на все стороны света.

В августе 1914 года с Лобного места был зачитан императорский манифест об объявлении войны Германии.

Большевики только единожды использовали Лобное место в целях агитации: 1 мая 1919 года здесь был установлен гипсовый памятник Степану Разину, как представителю мятежного крестьянства. 

Сейчас Лобное место утратило своё былое назначение и является только исторической реликвией. Однако, камни его многое помнят и могут рассказать, если прислушаться.

 

 

 

Лобное место на Красной площади

Темы материала

Очень необычным по своему предыдущему назначению и исполнению в плане архитектуры, считается необычный объект Красной площади — Лобное место. Это уникальное строение привлекает к себе большой поток посетителей, которые подолгу обходят монумент, делают съемки, да и просто созерцают, в попытках объять необъятное.

Лобное место отстроилось на площади Москвы много веков назад, примерно около XVI столетия.

До знаменательных дней Октябрьской революции, постамент использовался для обнародования указов царя, а много позже здесь совершались крестные ходы и отмечались праздники церкви. Сам постамент выполнен в стиле русского зодчества средних веков, и впервые упоминается в книгах летописей от XII века, что позволяет предположить, что возможно, его появление восходит примерно к этому времени.

Исследователи же нашего времени предполагают, что предложение закладки Лобного места принадлежала митрополиту Всея Руси и Московии Макарию, жившему в XVI веке.

В связи с тем, что в тот исторический период Храм Покрова называли еще Иерусалимским, была задумка установить постамент для публичных выступлений, для полной схожести со Святой землей.
В точности никто не может назвать конкретную дату появления Лобного места, известно лишь, что Иван Грозный в молодые годы воспользовался для своего выступления перед Земским собранием этой трибуной, что зафиксировано в писаниях.

Позднее Лобное место стало широко применяться для проведения церковных процессий в православные праздники. При этом, многочисленные гости Москвы и послы из других стран обязаны были наблюдать данные процессии, считавшиеся одними из главных обрядов в столице, и непременно фиксировали это в записях. Характерно, что после завершения процессий, царь обязательно одаривал зарубежных послов и гостей яствами со своего стола, в виде величайшей милости и благоволения.

Существует факт, что однажды, в принудительном порядке, пленные Польской армии стали очевидцами праздничного хода, но в данном случае царь не стал угощать их со своего стола, лишь осведомился об их состоянии.

Местоположение Лобного места

Старинная трибуна — Лобное место, возведено прямо перед Спасской башней, рядом расположен храм Покрова, и выполнена круглым постаментом из камней, диаметр ее составляет 13 метров, высотой 1 метр, и имеет ограждение, также из каменных блоков.

Первое строение Лобного места было кирпичным, а в конце XVI века, распоряжением царя Бориса Годунова, его переделали, выстроив из каменных материалов, и выставив решетчатую ограду. недалеко от постамента в тот исторический период находилась Царь-пушка, установленная на дощатом помосте. Этот исторический факт описан во многих записях иностранных приезжих, и изображен на иллюстрациях к заметкам путешествующих европейцев XVII столетия.

В XVIII столетии комплекс отреставрировали, и облик Лобного места с тех пор не изменялся.

События в истории

Смута

В период Смуты Лобное место поменяло свое назначение. После кончины царя Феодора Блаженного, на Лобном месте всевозможные партии стали собирать толпы горожан, используя политические рычаги для направления народа в нужную им сторону.

Так, первым воспользовался каменной трибуной известный из истории Лжедмитрий Первый, призыв его к массам зачитывали его глашатаи — воевода Гавриил Пушкин и приближенный царя Василия Шуйского, Наум Плещеев. В призыве были изложены обвинения Бориса Годунова в покушении на убийство потомка Ивана Грозного — Димитрия, и преемника трона Федора Борисовича Годунова — предателем. Также в обращении содержались щедрые посулы всем сословиям городского населения, вплоть до раздачи земельных угодий титулов, и гарантий жизни без войны.

После оглашения письма на площади воцарилось дикое ликование, слышался рев и крики толпы — смута была посеяна. Тотчас же, в порыве эмоций, толпы народа ринулись в царские покои, царя с семьей и всех приближенных арестовали. Через несколько часов в столице воцарился хаос — прокатились разграбления всех особняков близких людей низвергнутого царя. Произошло это событие 1 июня 1605 года.

Новый претендент на трон Российского государства — Лжедмитрий Первый прибыл к стенам Москвы 20 июня 1606 года, где был встречен своими приспешниками из числа важных особ города. На Красной площади процессию встречала восторженная толпа, где самопровозглашенный царь приказал сперва молиться, а затем под звуки труб и бубнов, направился в Кремлевский дворец. К народу же вышел боярин и опричник Богдан Бельский, сопровождаемый знатью, и провозгласил «царя» спасенным чудесным образом, за что тут же и возблагодарил господа.

Прошло не больше года, как народу стало понятно, что его жестоко обманули, и толпы разъяренных москвичей убили лжецаря, а всех его приспешников начали преследовать и уничтожать. В течении суток убили всех соратников лжецаря, в основном состоявших из аристократов Польши и Литвы, и 28 мая 1607 года их тела свезли и сложили на Лобном месте. Из записей одного выжившего в те дни поляка, останки убитых пролежали на Лобном месте 3 дня.

Следующий лжецарь не заставил себя долго ждать — очень скоро на царство себя провозгласил Василий Шуйский. Для восхождения на трон, он использовал все те приемы, которыми манипулировал и Лжедмитрий — к Лобному месту созвали народ, которому и зачитали выдержки из архива Лжедмитрия. В нем содержалась переписка первого лжецаря с царедворцем из Польши, Юрием Мнишеком о захвате русского престола и сотрудничестве с Польско-Литовскими захватчиками.

В течении 2-х лет была еще одна попытка свержения царя и возведения на престол следующего лжецаря — Лжедмитрия Второго. Организатором мятежа стал приспешник Лжедмитрия Второго Роман Гагарин — он с единомышленниками пытались перетянуть на свою сторону Патриарха Московского Гермогена, но тот отказался. А попытка штурмовать Кремль оказалась провальной — боярское сословие не примкнуло к мятежникам, а своих сил оказалось недостаточно. Ни с чем мятежники вернулись в место расположения Лжедмитрия Второго — Тушино.

Еще одна попытка свергнуть Шуйского с престола была предпринята в июле 1610 года, но и она оказалась провальной.

Лобное место отметило еще одно знаковое событие, вошедшее в историю — ноябрем 1612 года Москву освободили от длительных осад польской армии, и на Лобном месте завершились 2 церковных процессии, прославляющих это событие.

Наконец, февралем 1613 года именно на Лобном месте по инициативе Земского собрания был провозглашен настоящий правитель, с согласия всего городского собрания — Михаил Романов, спустя несколько дней здесь же казаки присягали на верность избранному монарху.

Восстание московских стрельцов

Восстание московских стрельцов, больше известное из истории как «Стрелецкий бунт» происходило в здании Кремля, но казненных вельмож двора Нарышкиных, восставшие снесли на Лобное место, Позже, повинившись в казни неповинных, зачинщики возвели памятный обелиск погибшим, со списком их имен и изложением своих преступлений, но царевна Софья приказала снести памятник, чтобы не напоминать о тех событиях.

Лобное место в XVII веке зарекомендовало себя, как центр всех бунтов и мятежей, происходивших в тот исторический период. Здесь же была совершена попытка организовать раскольчий бунт, также окончившийся неудачей.

Во время правления Петра I

Во времена правления Петра I, Лобное место нередко использовалось для публичных казней заговорщиков и мятежников. Для этих целей возле трибуны были установлены эшафот и столб, на котором вывешивались обвинительные приговоры.

Времена имперской России

В период истории, именуемый «имперским», главный город державы был перемещен в Санкт-Петербург, что сказалось на потере Москвой и Красной площадью своей государственной важности. Соответственно, и Лобное место уже никогда после не была использована как территория для публичных наказаний.

Трибуна, и территория возле были отреставрированы, обнесены воротами из чугуна. С того времени здесь проходили только церковные молебны и крестные ходы.

Времена Советской власти

После свершения Октябрьской революции, столицей державы опять стала Москва. Красная площадь являлась местом для проведения парадов и праздничных демонстраций, в эти дни на Лобном месте монтировались памятники, а с самой трибуны произносились приветственные речи и лозунги.

Конечно, такое знаковое место в истории не обошлось без инцидентов — в 1942 году здесь была совершена попытка обстрелять автомобиль Анастаса Микояна.

В 60-ые годы прошлого столетия здесь проводилась мирная демонстрация протеста против ввода наших войск в Чехословацкую республику. Все участники были арестованы.

2013 год также был ознаменован мирной демонстрацией, которая также была остановлена полицейскими.

К празднованию Дня Победы в 1945 году здесь все было украшено цветочными композициями и сооружен фонтанный комплекс. И с того дня, ежегодно в День Победы, здесь все оформляется в духе праздничных событий.

Сейчас Лобное место считается очень привлекательным строением для всех прибывающих в Москву, своим неординарным дизайном, и всем произошедшим за всю историю, в которых принимало участие.

Лобное место на Красной площади

Лобное место.

В наши дни Лобное место относится к числу важнейших исторических достопримечательностей Москвы. Практически ни одна экскурсия по Красной площади не обходится без осмотра и подробного рассказа о нем.

Говоря о Лобном месте, многие источники придают ему исключительно зловещую окраску, рассматривая данный исторический памятник лишь как место, где проводились публичные казни.

Однако значение Лобного места и его роль в жизни Москвы и России в целом были гораздо важнее.

История и общая информация

Несмотря на будоражащие кровь истории о казненных здесь мятежниках, Лобное место впервые упоминается в связи с именем Иоанна IV (он же Иван Грозный). В летописях, которые датируются 1549 годом, рассказывается о выступлении молодого царя (на тот момент ему было 19 лет) на Лобном месте. По основной версии, в своем обращении Иван Грозный призывал к прекращению многочисленных конфликтов между боярами.

В дальнейшем на Лобном месте оглашали царские указы и освещали важнейшие государственные события, такие как назначение нового патриарха, начало войны или напротив — заключение мира и т.д.

Лобное место так же использовалось в дни христианских праздников и религиозных обрядов, более того, многие почитали его как «святое» место. Так, по одной из версий, название «Лобное место» является синонимом Голгофы, на которой был распят Иисус Христос, — в Евангелии от Иоанна (глава 19, стих 17) сказано: «И, неся крест Свой, Он (прим. Иисус Христос) вышел на место, называемое Лобное, по‑еврейски Голгофа».

По этой же версии, Лобное место является составной частью более глобальной христианской концепции, идею которой приписывают митрополиту Макарию. Так, некоторые современные историки считают, что Лобное место, символизирующее Голгофу неразрывно связано с Покровским собором Василия Блаженного, который в свою очередь знаменует собой «Небесный Иерусалим» — город, что по окончанию истории будет доступен искупившему свои грехи человечеству.

Версий, мифов и фактов множество, но на вопрос: «Что такое Лобное место?» — пусть каждый желающий ответит себе сам. Для кого-то оно будет иметь сакральное значение, как место, неразрывно связанное с непростой, а временами трагической историей нашей страны, кто-то воздаст ему должное, как значимому христианскому символу, для других — это просто сохранившийся до наших дней памятник.

Где находится и как добраться

Лобное место находится на Красной площади (подробнее про достопримечательности Красной площади можете прочитать здесь), напротив Спасской башни московского Кремля, рядом с Покровским собором Василия Блаженного и памятником Минину и Пожарскому.

Напомним, что самый удобный способ добраться до Красной площади — с помощью метро. Можно выйти на следующих станциях:

Первый пересадочный узел:

Станции метро: «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»..

Второй пересадочный узел:

Станции метро: «Александровский сад», «Библиотека им.Ленина», «Боровицкая» и «Арбатская».

Лобное место: главные тайны самого страшного места Красной площади

В наше время Лобное место на Красной площади в Москве представляет собой крайне любопытный и значимый памятник архитектуры. Однако не все россияне в курсе, для чего оно было когда-то построено и какие легенды окружают это место.

Взойти на Голгофу

Лобные места сооружали еще в Древнем Риме, Греции, Вавилоне. У каждого народа они назывались по-своему. Благодаря Библии до нас дошел один из вариантов названия, древнееврейский. Во времена жизни и страстей Иисуса Христа лобное место называлось «Голгофой».

Соответственным было и его назначение. На лобном месте казнили преступников. Располагалось оно всегда на возвышении или в центре города на главной площади, чтобы мучения осужденных были видны всем горожанам («дабы не повадно было!»). Удачное положение лобного места позволяло использовать его и для других нужд: оглашения императорских указов, законов, объявлений о новых налогах или поиске беглых преступников.

Мирные времена русской «Голгофы»

Московское Лобное место было сооружено приблизительно в XVI веке — точная дата не известна — для обращения царя к выборным чиновникам Земского Собора. Официально глава государства при этом направлял свою речь митрополиту Макарию (таков был порядок).

Первое время русская Голгофа использовалась исключительно для решения административных вопросов и проведения всевозможных христианских ритуалов. Например, на ней проходил обряд «Шествие на осляти» в день Вербного Воскресенья.

Кровавое место

Свое исключительно мирное значение Лобное место утратило на рубеже XVI—XVII столетий. Этот период в русской истории известен как легендарное Смутное время. Непостоянство власти, регулярное появление лжецарей, народные бунты — все это накалило обстановку в стране и привело к серьезному кризису.

Последней каплей стал Стрелецкий бунт (1682). В мае того года мятежные стрельцы выволокли к Лобному месту трупы убитых аристократов. Столь чудовищное «освящение» положило начало длинной череде казней, которые с тех пор по какому-то жестокому обычаю стали регулярно производиться на Лобном.

Особенно этим отметилось время правления Петра I. В 1697-ом на Лобном месте были выставлены отрубленные головы заговорщиков, дерзнувших покуситься на жизнь царя. Через год там же казнили 30 стрельцов. Их головы тоже долгое время «украшали» русскую Голгофу.

XX век

Лобное в Москве перестало использоваться как место экзекуций в 1727 году. Тогда столица была перенесена в Санкт-Петербург, поэтому и все значимые события происходили в этом городе. Московское Лобное утратило свое значение.

Когда столицей вновь стала Москва, центр Красной площади стал использоваться для проведения православных обрядов и шествий. В XX веке на Лобном месте забурлила революционная жизнь: стали собираться митинги, выступать вожди революции.

После 50-х годов Лобное превратилось в памятник архитектуры. Историческое место облагородили: поставили на нем фонтан со статуей колхозницы и рабочего. Позднее здесь произошло несколько политических инцидентов: покушение на Анастаса Микояна (1942), мирная антивоенная акция (1968) и пр.

Страшная слава

Несмотря на то что большую часть времени Лобное место в Москве использовалось для мирных акций, народ запомнил именно связанные с ним кровавые события. Ужасные казни, которые здесь происходили, оставили глубокий след в душе россиян и обросли легендами.

Согласно одной, на Лобном месте казнили Степана Разина. На самом деле эту историческую личность четвертовали на Болотной площади. Однако казнь предводителя восстания была столь чудовищной (ему по частям рубили руки и ноги), а слава Лобного места так ей соответствовала, что это событие и место народная молва невольно связала воедино.

Также о Лобном рассказывали, что в языческие времена на нем приносили человеческие жертвы, а позднее сжигали трупы обезглавленных преступников и врагов Руси. В XX веке поговаривали, что крах Российской империи стал расплатой за чудовищные деяния, которые происходили на Красной площади раньше. Теперь, чтобы вернуть стране былое величие, Лобное место нужно сравнять с землей.

Еще одна легенда гласит, что под ним находится естественная расселина, ведущая в самые недра планеты. Это чуть ли не вход в Преисподнюю. Согласно другой версии этого мифа, в расселину пролилось столько потоков крови, что они напитали российскую землю и теперь определяют могущество и нерушимость страны.

Среди московских диггеров распространен миф, будто кровь казненных на Лобном преступников стекла по тайному желобу в бездонную пещеру. Теперь из нее слышатся стоны и вопли несчастных неприкаянных мучеников.

Читайте также:


Смотрите также

Описание: