Где находится кунсткамера


Кунсткамера - это... Что такое Кунсткамера?

Координаты: 59°56′30″ с. ш. 30°18′16″ в. д. / 59.941667° с. ш. 30.304444° в. д. (G) (O) (Я)59.941667, 30.304444

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук [1].

Этимология

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера [2], упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»

История

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Разделы музея

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

  • Анатомический раздел

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 гульденов.

  • История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Знаменитые сотрудники

  • Байбурин, Альберт Кашфуллович
  • Бартольд, Василий Владимирович
  • Берёзкин, Юрий Евгеньевич
  • Гумилёв, Лев Николаевич
  • Дыренкова, Надежда Петровна
  • Кнорозов, Юрий Валентинович
  • Кер, Георгий Яковлевич
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Мерварт, Людмила Александровна
  • Потапов, Леонид Павлович
  • Радлов, Василий Васильевич
  • Резван, Ефим Анатольевич
  • Семёнова-Тян-Шанская, Вера Дмитриевна
  • Струве, Василий Васильевич
  • Таксами, Чунер Михайлович
  • Чистов, Кирилл Васильевич
  • Штернберг, Лев Яковлевич

Издания

Примечания

См. также

Ссылки

Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии

Кунсткамера. Вид со стороны Невы.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — один из старейших музеев Санкт-Петербурга, преемник первого в стране публичного музея, в его исторических стенах жив дух Петровской эпохи: стремление к просвещению и знаниям.

Кунсткамера никого не оставит равнодушным, восхищая обширным собранием исторических и научных артефактов, и одновременно пугая до глубины души…

Название музея звучит несколько устрашающе, хотя на самом деле, в нем нет ничего страшного. «Kunstkammer» в переводе с немецкого — «кабинет редкостей».

Кунсткамера: историческая справка

Создание Кунсткамеры связывают с заграничными путешествиями Петра I в 1697–1698 и в 1717–1718 годах. Поездки в Европу были вызваны политическими интересами государства и, вместе с тем, русский царь знакомился с европейскими учеными, осматривал модные в то время частные кабинеты — «куншты» — с их диковинками и курьезами, скупал целые коллекции и отдельные экспонаты.

Особой популярностью в Европе на рубеже XVII-XVIII столетий пользовались анатомические театры, где в торжественной обстановке вскрытие преподносилось с познавательной и назидательной точки зрения, сопровождалось лекциями, дискуссиями и экспериментами. Представление требовало определенного мастерства, особенно славился выдающийся анатом Фредерик Рюйш, десятилетиями выступавший в анатомическом театре Амстердама перед врачами и учеными многих стран, дипломатами и знатью.

Познакомившись впервые с анатомическим театром в Лейдене, Петр I сразу сумел оценить новую науку как фундамент хирургии, в развитии которой так нуждалась Россия в тот период, ведь войны за выход к морям требовали присутствия медиков в армии и на флоте. Он берет уроки анатомии у Рюйша, а через несколько лет приобретает у него знаменитую коллекцию «уродцев в банках», учреждает анатомический театр в России, который в отличие от европейских собратьев никогда не являлся специфическим зрелищем, а всегда служил целям науки и обучения.

В Англии Петр I посетил музей Ашмола, политического деятеля и собирателя древностей, завещавшего свои коллекции Оксфордскому университету. Открытый для публики в специально построенном для него здании, музей произвел на русского императора сильное впечатление и, вполне возможно, заронил идею создания в России первого общедоступного музея.

Как только в 1714 году завершилось строительство Летнего дворца на Берегу Фонтанки, последовал императорский указ о перевозе личной библиотеки и коллекции, приобретенной в Европе, из Москвы в Северную столицу. Этот год принято считать годом основания Кунсткамеры, а также Библиотеки Академии наук.

Движимый желанием просветить народ России, Петр I повелевает в 1718 году перевезти книги и ценные предметы из тесных покоев небольшого дворца в дом опального вельможи А. В. Кикина – Кикинские палаты, где они становятся доступными для всеобщего обозрения. Здесь с посетителей не берут плату и подают угощение. Одновременно выходят указы сдавать в музей за вознаграждение «все, что зело старо и необыкновенно», поступает распоряжение о начале строительства специального здания для Кунсткамеры на Стрелке Васильевского острова.

Кунсткамера. Вид со стороны Невы в вечернее время.

Стремительно, всего за пару десятилетий, Кунсткамера превратилась из собрания редкостей в научный музей, на основе которого в 1724 году была создана Российская Академия наук. В 1728 году новое здание объединило в своих стенах музейную коллекцию, библиотеку, анатомический театр и обсерваторию.

В начале XIX века отсюда берут начало другие научные центры и крупнейшие музеи страны. Этнографическое и анатомическое собрание продолжает оставаться в здании Кунсткамеры, а в 1879 году учреждается Музей антропологии и этнографии (МАЭ).

От европейских собраний подобного типа Кунсткамеру всегда выгодно отличал государственный статус, сюда поступали экспонаты, собранные Академическими экспедициями, знаменитыми путешественниками и мореплавателями. В XIX-XX веках в музей поступили коллекции от И. Ф. Крузенштерна, Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. С. Гумилева и многих других.

К 200-летнему юбилею музею было присвоено имя его основателя – Петра Великого, а в 1992 году МАЭ РАН включен в реестр ценных объектов культурного наследия РФ.

Экспозиция и достопримечательности

Музею принадлежит одно из наиболее полных и интересных собраний мира, которое содержит около 1,2 миллионов экспонатов в области археологии, истории, анатомии и медицины. На пяти этажах здания кунсткамеры расположены экспозиции:

  • Бесценные и старейшие этнографические коллекции Нового и Старого Света, которым нет аналогов в музеях Европы и Америки. Экскурсоводы поведают историю японского меча, расскажут, зачем поехал в африканскую экспедицию Николай Гумилев и как он прошел 1000 км по Эфиопии. В залах музея можно получить интересные сведения и ответы на вопросы: чем Аравия всегда притягивала путешественников всего мира, что можно узнать, изучая черепа древних людей, и какие сведения об индейцах Аляски мы получили благодаря Североамериканской коллекции. Старинное оформление залов музея дополняет общее впечатление от редких экспонатов.
  • Первые естественнонаучные коллекции России представлены в зале барокко, где можно увидеть сохранившуюся часть «кабинета натуралий» и собрание препаратов Фредерика Рюйша. Для одних посетителей Кунсткамера ассоциируется, прежде всего, с коллекцией биологических аномалий. На других эти экспонаты производят жуткое впечатление и желание поскорее уйти из зала. Тех и других удивляет прекрасное состояние заспиртованных экспонатов, несмотря на их «преклонный возраст» – более 300-х лет! Здесь можно увидеть двухголового теленка, сиамских близнецов, младенца с циклопией и многое другое. Опытный экскурсовод разъяснит, для чего создавались эти коллекции в контексте той эпохи, когда анатомия делала виток в своем развитии. Для установки нормы требовалось изучить отклонения в развитии организмов. Это не было извращенной забавой, а всего лишь попыткой познания мира. Занятными экспонатами петровского музея были живые монстры – люди с анатомическими особенностями. Они проживали в музее, их изучали и показывали посетителям.
  • Экспозиция, посвященная первому российскому академику М. В. Ломоносову, его рабочий кабинет периода 1741-1765 годов, расположенный в башне, воссоздает атмосферу научного учреждения XVIII века и рассказывает о начальном этапе становления академии наук России в те времена, когда она размещалась в здании Кунсткамеры.
  • Одна из достопримечательностей музея – трехметровый в диаметре Готторпский глобус, изготовленный в середине XVII века в Германии и послуживший дипломатическим подарком Петру I в ходе Северной войны в 1717 году. Конструкция отреставрирована после пожара 1747 года русскими мастерами и установлена на третьем этаже. Наружная поверхность представляет собой географическую карту XVIII века, а внутренняя часть – это планетарий с картой звездного неба, вращающимся механизмом и скамейкой на 10 человек.
  • В бывшем мюнц-кабинете, где находилась коллекция монет и медалей, переданная Эрмитажу, разместилась экспозиция, посвященная зданию музея, которое само по себе является памятником архитектуры петровского барокко. По преданию, выбор места под постройку император сделал лично, там, где увидел необычную сосну, ветка которой причудливо вросла в ствол. Часть этой сосны представлена на экспозиции. Здесь также можно посмотреть на макет здания в первоначальном виде по проекту знаменитого архитектора М. Г. Земцова. Башня, расположенная между двумя трехэтажными корпусами, была увенчана куполом с армиллярной сферой, которая представляла модель солнечной системы и являлась символом науки. Восстановленная с использованием титанового сплава в 1993 году новая сфера — одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга.
Кунсткамера. Вид со стороны Невы.
  • Обсерватория размещалась на 3 – 5 этажах башни, именно по ней проходил первый меридиан Петербурга, взятый за основу при планировке города, да и картографии всей страны. Любопытно взглянуть на рабочее место астронома XVIII века и раздвижную подзорную трубу М. В. Ломоносова, при помощи которой в далеком 1763 году великий ученый наблюдал Венеру на фоне солнечного диска.

Посещение советуем завершить прогулкой по двору музея и познакомиться с каменными идолами, которые наводят страх своими свирепыми взглядами. Посетители не догадываются, что это всего лишь копии, наделяют их магической силой и многочисленными легендами. История их такова. Путешествуя по Южной Америке с экспедицией этнографического музея, известный путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних статуй долины Сан-Августин, охраняющих подземные гробницы индейских вождей. В Германии в 1913 году по слепкам изготовили скульптуры и доставили в Санкт-Петербург. А настоящие Индейские боги все еще стоят в долине Колумбии, возраст их действительно очень древний и ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры.

Посещение музея

Кунсткамера — это один из тех музеев, в которые можно приходить много раз, каждый визит будет открывать что-то новое. Небольшой объем постоянной экспозиции уводит в атмосферу бесконечного путешествия во времени и пространстве. На этот музей нужно настроиться, он не создан для любителей ярких впечатлений, здесь нет гобеленов и картин, Кунсткамера – это нечто другое. В ее залах представлена история всего мира, что потребует от посетителя не просто созерцания, а вдумчивого и серьезного восприятия.

Для школьников сотрудники музея проводят игровые занятия, квесты, конкурсы и тематические экскурсии.

Поход в музей лучше планировать заранее. Музей открыт с 11:00 до 18:00, в понедельник – выходной, не работает каждый последний вторник месяца, зато в каждый третий четверг за исключением летних месяцев – вход свободный. В остальное время действуют скидки для отдельных категорий граждан по предъявлению документов.

Обратите внимание: увидеть астрономическую обсерваторию и Большой Готторпский глобус получится только в составе экскурсии по предварительной заявке. Заказать экскурсию можно по телефонам, указанным на официальном сайте музея.

Кунсткамера: где находится и как добраться

Кунсткамера находится в центральной исторической части города на Васильевском острове по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3. Вход в музей открыт с Таможенного переулка.

Добираться несложно: от станций метро «Адмиралтейская» (ближайшая к музею)  или «Невский проспект» прогуляться пешком, что займет от 15 до 30 минут, или проехать на троллейбусах 1, 7, 10, 11 и автобусах 7, 24, 191.

Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук — одна из первых российских астрономических обсерваторий, основанная в 1725 году на верхних этажах Кунсткамеры. Официально открытие обсерватории было сделано в 1735 году, и тогда она была названа «Астрономическая обсерватория и Географический департамент при Петербургской Академии наук».[1]

Обсерватория была основана в 1725 году. Делиль приехал в Петербург в начале 1726 года, но на тот момент Кунсткамера только строилась, так что временная обсерватория была организована в доме генерал-лейтенанта М. А. Матюшкина, где временно проживала семья Делилей. Осенью 1726 года Жозеф Николя переселился в квартиру в Кунсткамере. На тот момент обсерватории не было, были только этажи ниже лежавшие. Делиль лично нарисовал примерный план строительства будущей обсерватории: 3, 4 и 5 этажи. Обсерватория занимала три этажа башни Петербургской Академии Наук на Васильевском острове — сейчас Кунсткамера. Обсерватория была инициирована Петром I, но при его жизни она не успела заработать, а Екатерина I была равнодушна к точным наукам. Постройка обсерватории в Кунсткамере была завершена в 1735 году. В 1747 году обсерватория со всеми инструментами сгорела. Глобус тоже сильно пострадал. А. Н. Гришов — второй директор академической обсерватории, в связи с затягивающимися восстановительными работами предложил проводить астрономические наблюдения на дому. Так его домашняя обсерватория появилась в доме Головкина на Васильевском острове, а на территории усадьбы на Мойке академик М. В. Ломоносов на свои средства построил небольшую обсерваторию, также профессор физики И. А. Браун в собственном доме следил за появлением пятен на Солнце. Постоянные наблюдения в Кунсткамере так и не были возобновлены, так как вся профессура наблюдала в домашних обсерваториях.

  • Готторпский глобус — гигантский глобус, изготовленный в Голштейн-Готторпском герцогстве (на внутренней части звездное небо — планетарий, а снаружи Земной глобус) — диаметр 3.3 метра
  • Ньютоновская труба, длиной 7 футов (1735г)
  • Зрительная труба Доллонда с фокусным расстоянием в 10 футов (1767г)
  • В экспозиции Кунсткамеры (на 4 этаже) представлена Большая раздвижная зрительная труба с помощью которой Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.
  • квадрант радиусом в 18 дюймов, работы Ша-пото-младшего, с трубой
  • астрономические часы с секундами работы Этиенна
  • зрительная труба с фокусным расстоянием 4,87 метра
  • зрительная труба с фокусным расстоянием 6,66 метра
  • В данной обсерватории зародились отечественные: астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени
  • Открытие атмосферы Венеры в ходе наблюдения прохождения по диску Солнца в 1761 году
  • Разработка телескопа-рефлектора системы Ломоносова-Гершеля (1762 г.)
  • Экспедиции по определению координат городов: Якутск, Орск, Оренбург, Поной, Умба, Гурьев — всего 62 пункта на территории Российской империи, для которых были определены координаты с точностью 8 угловых минут. Что являлось превосходным результатом для того времени (конец XVIII века).
  • Через Кунсткамеру проходит первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города.
  • Санкт-Петербург. Кунсткамера. Меридианный круг (телескоп для точного определения координат небесных светил). Т.Л. Эртель, Германия, 1828 г.

  • Санкт-Петербург. Кунсткамера. Экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». В центре: армиллярная сфера (Франция, конец XVIII века).

  1. ↑ Российская астрономия в эпоху Петра I
  2. ↑ Руководители обсерватории (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 мая 2010. Архивировано 30 октября 2013 года.
  3. ↑ описание инструментов (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 мая 2010. Архивировано 30 октября 2013 года.

Кунсткамера Y — диалог поколения Y с учеными старейшего музея России

Кунсткамера Y — ученые музея рассказывают, зачем нужны научные экспедиции, почему важно собирать и хранить коллекции, что делает музей уникальным и интересным для вас

Почему «Кунсткамера Y»?

Поколение Y — это первое поколение, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета. Сегодня в России таким людям от 18 до 35 лет. Представители поколения Y — прежде всего, свободные и открытые для новых знаний люди. Для них — и не только — первый музей страны запускает проект «Кунсткамера Y», где ведущие ученые понятно рассказывают об уникальных коллекциях музея и научных экспедициях.

Кунсткамера — первый государственный публичный музей России, основанный Петром Великим в 1714 г. Из собрания редкостей и диковин она стремительно за несколько десятилетий превратилась в научный музей. На основе Кунсткамеры была в 1724 г. создана Российская Академия наук, а позже – крупнейшие научные центры и музеи страны.

Музей антропологии и этнографии, являясь наследником великого академического и музейного проекта Петра Великого, носит имя своего основателя и продолжает в своем названии сохранять название Кунсткамеры. Как и триста лет назад, здесь продолжают … «всякого желающего … смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Музейные залы открыты для посетителей, ученые со всего мира работают с коллекциями и архивом.

На интерактивной карте мира расположены специальные значки — кликнув на них, вы сможете услышать и увидеть экспертов проекта «Кунсткамера Y». Метки стоят на странах и регионах, которым и посвящены лекции ученых Кунсткамеры.

Каждый значок на карте — это новая история о коллекции музея или о научной экспедиции наших ученых.
«Кунсткамера Y» — важная часть большого проекта «Кунсткамера III тысячелетия», который музей реализует в рамках Партнерской программы Благотворительного фонда В. Потанина в 2015-2016 годах.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) создает новую медиасреду для интерактивного диалога между посетителями музея и учеными: в режиме реального времени, в залах музея, и виртуально, с использованием современных технологий.

Кабинет редкостей — Википедия

Кабинет редкостей принца Владислава Вазы.

Кабинет редкостей, или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке[1], их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. Чрезвычайный рост коллекций привел к специализации в собирательстве, а в дальнейшем к созданию тематических музеев.

Все началось с коллекций состоятельных людей и создания мебели для их хранения. Мебельщики создали особый шкаф с дверцей и несколькими полками для коллекции безделушек. Шкаф получил название кабинет. Рост коллекций увеличивал количество шкафов-кабинетов, для которых отвели особую комнату. Чуть позже название шкафа стало использоваться и как название комнаты с коллекциями.

Шкаф-кабинет быстро стал полем для экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз.

Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками и т. п.. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В XX веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями.

Подзабытый тип мебели в конце XX века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).

Собрания высшей знати[править | править код]

Во второй половине XVI века коллекции редкостей стали частым увлечением высшей знати Священной Римской империи. Можно назвать собрания ландграфов Гессен-Кассельских (ок. 1577 года), герцогов Вюртембергских в Штутгарте (ок. 1600 года), курфюрстов Бранденбургских в Берлине (первый каталог — 1599 год). Немногие из этих собраний пережили Тридцатилетнюю войну. До наших дней дошла выдающаяся коллекция, основанная в 1560 году в Дрездене курфюрстом Саксонии Августом и состоявшая в основном из научно-технических экспонатов — часов, научных инструментов, автоматов, предметов охоты, медицины, печатного дела, а также из картин и редкостей.[2]:175,181

Портрет карлика-калеки, выполненный для Фердинанда II

Коллекционером редкостей был эрцгерцог Австрии Фердинанд II (1529—1595). Его собрание занимало несколько комнат, где в двадцати шкафах-кабинетах были тщательно разложены по категориям ювелирные изделия и драгоценные камни, музыкальные и научные инструменты, изделия из бронзы, дерева и фарфора, рукописи, монеты и медали, этнографические редкости[2]:133–134. Собрание Фердинанда II было доступно для избранных посетителей. Его коллекция в замке Амбрасс сохранилась до наших дней.

Худ. Арчимбольдо. Император Рудольф II в виде бога садов Вертумна

В конце XVI века получил широкую известность кабинет редкостей племянника Фердинанда II — австрийского императора Рудольфа II в Праге. Император не только рассылал по всей Европе эмиссаров для поиска редких вещей, но и окружил себя мастерами, способными создавать их. Он собирал предметы природные (минералы, раковины), искусственные (оружие, монеты и медали, экзотические вещи, привезенные из Америки и Индии, вазы и тому подобные искусные изделия из различных материалов), научные (часы и астрономические инструменты), а также разнообразные древности — бюсты, скульптуры, камеи; имелись в его коллекции 800 картин и библиотека. Для сборников императора рисовал свои необычные картины-аллегории гениальный художник Арчимбольдо, а их количество и качество изумляло современников. Коллекция Рудольфа была разграблена после смерти императора, а её предметы стали достоянием других кабинетов редкостей.

Собрания учёных и других коллекционеров[править | править код]

Италия[править | править код]
Рисунок из собрания У. Альдрованди

Одно из ранних и наиболее выдающихся собраний принадлежало Улиссе Альдрованди (1522—1605). Его «музей» в Болонье, открытый для учёных, имел естественно-научную направленность и представлял собой грандиозный каталог природного мира: 11 тысяч растений, животных и минералов, 7 тысяч образцов растений в гербарии, а также почти 8 тысяч тщательно выполненных рисунков, изображающих те природные редкости, которые Альдрованди не сумел раздобыть. Страсть каталогизировать и классифицировать видна во всём: в двух основных выставочных шкафах его коллекции было нескольких тысяч ящиков, причём внутри одних ящиков обнаруживались другие, поменьше; Альдрованди даже составил каталог посетителей своего музея, подразделив их по месту жительства и «согласно положению, занятиям и профессиям». Собрание Альдрованди стало основой его 13-томной энциклопедии.[2]:147–154

Кабинет Ф. Императо, Неаполь (из каталога 1599 года)

Другой кабинет, посвящённый естественной истории, создал в Неаполе натуралист и аптекарь Ферранте Императо[en] (1550—1615): коллекцию составляли гербарий, чучела морских животных, рыб и птиц, природные минералы. Экспонаты разместили как в шкафах, так и на стенах и сводах зала. Украшением кабинета была библиотека; уважительное отношение к книгам проявлялось даже в их размещении на полках вниз страницами, чтобы защитить издания от пыли. Многотомная «Естественная история» Императо, основанная на материале его коллекции, была опубликована в 1599 году.

Среди ранних собраний редкостей в Италии — также ватиканская «Металлотека», созданная ботаником Микеле Меркати[en] (1541—1593).[2]:149

Кабинет Ф. Калзолари, Верона (из каталога 1622 года)

С переходом от XVI к XVII веку сугубо научно-познавательная и профессионально-практическая ориентация коллекций постепенно размывается интересом к редкому и необычному и ориентацией на любопытствующего, а не учёного. Так, собрание аптекаря Франческо Калзолари (1521—1600) в Вероне служило заодно лабораторией и местом для встреч со студентами, и в первом каталоге, опубликованном в 1584 году, коллекция представлена с точки зрения экспонатов для врачебного дела; однако во втором — посмертном — каталоге 1622 года заметно усиливается интерес к причудливому: описываются чудесные свойства некоторых растений, «жабьего камня» и рога единорога и т. п. Та же тенденция: интерес к бросающемуся в глаза, из ряда вон выходящему, к чудесам природы — налицо в новом описании коллекции Ферранте Императо, сделанном его сыном Франческо в 1628 году.[3]:37–42 Естественно-научная сторона явно отступает на второй план в коллекции Антонио Джиганти (1535—1598) в Болонье: здесь произведения искусства чередуются с природными объектами, образуя тематические группы из несходных предметов — всё это чтобы обнаружить скрытое единство творения во всех его формах.[2]:149,156–157

Кабинет М. Сеттала, Милан (из каталога 1666 года)

Знаменитая в Европе коллекция миланского изобретателя и изготовителя научных инструментов Манфредо Сеттала (1600—1680) занимала четыре комнаты в семейном палаццо и включала скелеты, гербарии и минералы, картины и археологические находки, усыпальницы для мощей, оружие, часы, автоматы и многое другое.[2]:149,156–157 Несмотря на то, что международная известность собрания привлекала в музей Сеттала множество самых разных посетителей, сам он видел его назначение не в развлечении, но в учёных занятиях.[3]:326–328 Когда Сеттала, прозванный «миланским Архимедом», умер, за его гробом несли самые замечательные экспонаты его коллекции. Музей Сеттала был в 1751 году приобретён миланской Амброзианской библиотекой, где находится по сей день.

Коллекция Афанасия Кирхера (1602—1680), родившегося в Германии, но проведшего большую часть жизни в Риме, многом обязана тому, что он состоял в ордене иезуитов: от иезуитских миссий он получал экзотические предметы из Африки, Америки, с Дальнего Востока. Древности и естественно-научные экспонаты также были хорошо представлены в его собрании. Имелись там и изобретения, такие как вращающиеся часы «Подсолнух», реконструкция Дельфийского оракула и множество зрительных иллюзий.[2]:160–163

Северная Европа[править | править код]

Ранние естественно-научные коллекции собрали: в Швейцарии — натуралист Конрад Геснер (1516—1565), в Германии — ботаник Леонарт Фукс (1501—1566) и минералог Георг Агрикола (1494—1555).[2]:154

Позднее, уже в XVII веке, громкую известность приобрела копенгагенская коллекция Оле Ворма (1588—1655), посвященная естественной истории, а также этнографии и древностям — скандинавским, греческим и римским, восточным.[2]:154

Особое распространение получили кабинеты редкостей в зажиточной Голландии XVII века. Широкие связи с Ост-Индской компанией и собственные колонии в Азии стали постоянным источником для пополнения кабинетов курьёзов голландских коллекционеров. Естественно-историческую и этнографическую коллекцию собрал в Энкхёйзене Бернард Палюданус (1550—1633). Известна коллекция редкостей художника Рембрандта, которую тот использовал при создании своих картин. Прославилась и коллекция редкостей врача и ученого Фредерика Рюйша (1638—1731). Акушерская практика и судмедэкспертные дела Рюйша приблизили того к анатомии и тератологии. Он начал собирать анатомическую коллекцию зародышей с аномалиями развития, усовершенствовал способы консервирования мягких веществ. Его кабинет редкостей и анатомическая коллекция были проданы в Петербург в 1717 году за заоблачную по тем временам цену в 30 000 гульденов. Остатки кабинета редкостей и коллекции Рюйша сохранились до наших дней.

Англия[править | править код]

В Англии начало собиранию редкостей положил Джон Традескант (1577—1638), который к концу жизни открыл свой «Ковчег» для посещений, сделав его первым в Англии публичным музеем. От его сына, также принимавшего участие в составлении коллекции, она перешла к Элиасу Эшмолу (1617—1692), который в свою очередь пополнил её и передал в дар Оксфордскому университету, где она стала основой открытого в 1683 году Музея Эшмола. В коллекции было множество собранных со всего света обоими Традескантами ботанических образцов, а также раковины, чучела птиц, изделия из слоновой кости и картины, костюмы и прочие артефакты из дальних стран.[2]:141–145

Специализация коллекций в Германии нашла отражение и в названиях кабинетов.

  • Naturalienkabinett — содержал коллекции естественнонаучные, посвященные ботанике, зоологии, геологии.
  • Munzkabinett — содержал монеты и медали, современные и старинные.
  • Shatzkammer — здесь находились изделия из драгоценных камней и металлов.
  • Antiquitatekammer — здесь размещали антикварные вещи и предметы старины.
  • Kunstkammer — «кабинет искусства, в который помещали необычные „творения рук человеческих“ и редкие „создания природы“»[4].
  • Wunderkammer — «кабинет редкостей природы»[4].

Если ученых могли привлекать коллекции анатомических чудовищ и аномалий, то художники предпочитали произведения искусства разных эпох и стран. Курьёзные и редкие вещи — постоянная тема натюрмортов эпохи барокко. Даже самые кабинеты редкостей становятся темами картин. Их изображали Франс Франкен Младший, Филипп де ла Гир, Ян Брейгель Старший, Иоганн Георг Хайнц, Этьен де ла Гир и другие художники.

  • Худ. Франс Франкен Младший

  • Худ. Иоганн Георг Хайнц

  • Худ. Ян Брейгель Старший

Кабинеты редкостей вне ренессансной Европы[править | править код]

Собирание древностей и редкостей было распространено не только в ренессансной и постренессансной Европе.

Так, в античности подобным коллекционированием увлекался император Август, собиравший, как пишет Светоний, на своих виллах «древние и редкие вещи: например, на Капри — доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считают останками Гигантов»[5].

Собирали всевозможные редкости и китайские императоры династии Цин. Особенное пристрастие питал к своим «кабинетам» император Цяньлун, «очень любивший на досуге разглядывать содержимое этих шкафчиков».[6]

  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской aкадемии наук. М.; Л., 1953.
  • Гинсбург В. В. Анатомическая коллекция Рюйша в собраниях Петровской Кунсткамеры // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.XIV. М.; Л., 1953.
  • Зубов В. П. К трехсотлетию Академии опытов во Флоренции (1657—1667) // Вестник мировой культуры. 1957. № 3. С. 47—53.
  • Кузьмина Е. Е. Национальная культурная политика Великобритании и музей. М., 1992.
  • Куклинова И. А. Кабинеты во Франции в XVI—XVII вв. // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / СПб. Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997.
  • Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI—XVII веков // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.
  • Махо О. Г. Студиоло Франческо I Медичи — позднеренессансная трансформация идеи правителя-гуманиста // Культура Возрождения XVI в. М., 1997.
  • Findlen P. Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. University of California Press, 1994. [1]
  • The origins of museums. The cabinet of curiosities in the sixteenth and seventeenth century Europe / ed. by Oliver Impey, Arthur MacGregor. Oxford, 1985.
  • Mauriès P. Cabinets of Curiosities. London: Thames & Hudson, 2002.

Кунсткамера онлайн

Кунсткамера онлайн

С 19 марта Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) временно закрыта для посетителей. Однако Музей остается на связи онлайн. Знакомиться с великолепными коллекциями Кунсткамеры можно, не выходя из дома. «Виртуальный 3-D тур» по экспозиционным залам можно совершить на сайте МАЭ РАН или используя мобильное приложение «Кунсткамера. Гид по музею». Также на сайте можно исследовать наши «Коллекции онлайн», читать книги, статьи и каталоги в онлайн-библиотеке музея; смотреть лекции наших научных сотрудников на странице «Кунсткамера Y»; отслеживать события и даты в «Календаре Кунсткамеры».

В социальных сетях музей запускает проект «Говорит и показывает Кунсткамера». Два раза в неделю по выходным, в субботу и в воскресенье в 18.00, мы будем давать ссылки на этнографические фильмы, снятые сотрудниками МАЭ РАН. В середине недели будут появляться ссылки на лекции наших ученых – этнографов, антропологов и археологов. В дополнение к этому планируется организовать и онлайн-лекторий.

Также наши сотрудники запишут для социальных сетей авторские тематические видеоэкскурсии об отдельных залах или экспонатах Кунсткамеры. Будут рассказы о театре катхакали и о самурайских костюмах, об истории первой российской обсерватории и о создании Академии наук, о костюме китайского генерала и о личных вещах Петра Первого. И, конечно, мы поможем не пропустить наши временные экспозиции: «Миры Бронислава Пилсудского» и совсем недавно открывшуюся выставку «Мудрено сотворено. Русский женский костюм из собрания МАЭ РАН. К 175-летию Русского географического общества». По их материалам будут созданы отдельные экскурсии с кураторами. Мы планируем активно развивать уже существующую традицию – рассказы о самых интересных экспонатах музея, о собирателях коллекций, о выдающихся ученых, о важных этнических праздниках, о традициях разных народов будут появляться на страницах Кунсткамеры в социальных сетях практически ежедневно.

Научная жизнь МАЭ РАН тоже переместится на цифровые площадки. Большие международные конференции придется переносить, но многие семинары вполне могут существовать в режиме онлайн-конференций. Первый такой опыт – с семинаром по лингвистической антропологии – уже прошёл и весьма успешно.

Андрей Владимирович Головнёв, директор МАЭ РАН:

«Новые условия работы мы воспринимаем как вызов. Кунсткамера, конечно, самый старый музей в России, но отнюдь не устаревший! Мы вполне подготовлены для «виртуальной жизни». На сайте музея уже аккумулированы огромные пласты информации, которые в обычное время оставались недооцененными нашими посетителями. Еще важнее, что мы оказались готовы производить новый контент, чтобы оставаться на связи и оставаться в информационном пространстве. В последнее время многие размышляли о «цифровизации музеев», что ж, теперь сама жизнь диктует нам, что эти технологии пора не просто осваивать, но и активно внедрять. Такую «встряску» я бы даже назвал полезной».

 

Большой Готторпский глобус - самый большой экспонат Кунсткамеры

Зал Африки. Здесь представлены, например, уникальная бенинская бронза и предметы, привезенные Николаем Гумилевым из экспедиции в Эфиопию

Зал Индии. Одна из главных его достопримечательностей - настоящий тиковый портик  трехэтажного дворца XVII в. Хингнас-вара, привезенный из Индии благодаря востоковеду М.С.Андрееву

Зал первых естественнонаучных коллекций. Здесь экспонируются знаменитые коллекции Фредерика Рюйша и Альберта Себы, а также личные вещи Петра Первого

Зал Северной Америки с уникальными коллекциями, иллюстрирующими культуру, быт и традиции североамериканских индейцев

Кунсткамера Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кунсткамера (значения).
Музей
Кунсткамера
Страна  Россия
Город  Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3
Архитектурный стиль петровское барокко
Архитектор Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Савва Чевакинский, Роберт Марфельд
Основатель Пётр I
Первое упоминание 1714 год
Дата основания 1714
Строительство 1718—1734 годы
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510261680006 (ЕГРОКН). Объект № 7810180000 (БД Викигида)
Сайт kunstkamera.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук[1]. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера[2].

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История

Смотрите также

Описание: