Где находится крымский мост


Керченский мост свяжет Крым и Таманский полуостров — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Строительство моста через Керченский пролив - необходимость: мост позволит соединить Крым с остальной частью России автотранспортной и железнодорожной магистралями без пересечения границы с Украиной.

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

 

 

 

 

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

 

 

 

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

 

 

 

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

 

 

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

 

 

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.

 

 

«Всю душу мы отдали стройке»: Как возводили Крымский мост

Крымский мост – построен! В понедельник, 23 декабря, открывается железнодорожное движение через Керченский пролив. Это долгожданное событие не только для жителей полуострова, но и для всех россиян.

Ранее Ростехнадзор выдал заключение о соответствии объекта проектной документации и техническим регламентам, а Росавтодор - разрешение на ввод в эксплуатацию.

- Железнодорожная часть транспортного перехода готова к приему первых поездов, - говорит начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрат Турсунбеков. - Были проведены все статические и динамические испытания. Надежность всех конструкций транспортного перехода подтверждена и документально зафиксирована. Как мы и обещали, в установленный срок – в конце декабря 2019 года – мы запускаем железнодорожную часть транспортного перехода. Мы считаем, что это своеобразный подарок для жителей полуострова и материка.

Первый состав по Керченскому мосту отправится из Санкт-Петербурга 23 декабря, второй - из Москвы в Симферополь днем позже. Оператором перевозок стала частная компания «Гранд Сервис Экспресс». Билеты на поезда раскупили моментально. Люди даже специально брали билеты на составы, которые в ночь с 31 декабря на 1 января будут в пути - чтобы встретить Новый год 2020 на железной дороге!

Крымский мост – самый длинный в России, его строили всей страной.

Поделиться видео </>

Железнодорожная часть Крымского моста: видео из кабины тепловоза.

- Весь свой багаж знаний, весь свой опыт я вложил в этот мост, - делится генеральный директор компании «СГМ-Мост» Александр Островский. - Безусловно, настроение у всех праздничное. Завершена громаднейшая стройка. Сами где-то в глубине души не верили, что в такие сроки можно завершить. Безусловно, все торжествуют.

Поделиться видео </>

Испытания сваи Крымского моста.Видео: Инфоцентр Крымский мост

Строительство велось в тяжелых условиях, ведь погода в Керченском проливе, на стыке двух морей – не слишком дружелюбная.

- Когда мы сооружали ростверки опоры 252, нам трижды пришлось собирать опалубку. Первый раз мы собрали опалубку и арматурный каркас. Но налетевший шторм разбомбил в пух и прах. Как мы ни защищались, но ветер оказался сильнее нас. Второй раз собрали опалубку, второй раз ее разбомбило. И только в третий раз, получив дорогостоящий прогноз, нам удалось собрать эту опалубку, заармировать, забетонировать ростверк опоры, - вспоминает Александр Островский.

Морская операция по сбору и установке арок Крымского моста – действительно уникальная. Вес каждой – более пяти тысяч тонн. Их надо было собрать на берегу, подготовить мощнейшие пирсы для установки и транспортировки. Нужно было вычислить подходящий момент, когда погода и течения позволят переместить арки. И у строителей моста все получилось!

- Специалисты всю свою душу отдавали стройке. Все свои знания, весь свой опыт, все вкладывалось в это дело. И это позволило иметь постоянную веру, что мы успеем, - с гордостью за свой коллектив говорит Александр Островский. - И мы пришли к этой победе.

Поделиться видео </>

Установка арки Крымского моста. Таймлапс.Видео: Инфоцентр Крымский мост

Всего в строительстве Крымского моста приняли участие 15 тысяч человек.

- Я Новый год буду встречать уже, надеюсь, дома, потому что наша основная работа здесь завершена. Наконец-то можно будет отдохнуть, встретить праздник в кругу родных и близких в родном городе-герое Ленинграде -Петербурге. А поездом, я надеюсь, мы когда-нибудь воспользуемся и проедем по Крымскому мосту, - улыбается заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин.

Крымский мост: 4 года строительства железнодорожной части в одном ролике..Видео: Крымский мост/VK

ЦИФРЫ

Гарантийный срок моста – 100 лет

В строительстве принимали участие 180 компаний со всей страны

Протяженность моста - 19 километров

Автомобильная трасса - четырехполосная (по две полосы в обе стороны). Скорость движения - до 90 километров в час.

Пропускная способность автомобильной дороги - до 40 тысяч автомобилей в сутки.

За 19 месяцев работы по автодорожной части моста проехали 8,5 миллионов машин (900 тысяч грузовиков и 110 тысяч автобусов).

Железнодорожная часть моста состоит из двух путей. Пропускная способность - до 47 пар поездов в сутки.

Расчетная скорость движения пассажирских поездов – 120 км/ч, грузовых – 80 км/ч.

Крымский мост великолепен. Фото: Инфоцентр Крымский мост

КСТАТИ

Порядка миллиона артефактов нашли археологи во время раскопок, предварявших строительство Крымского моста.

- 100 тысяч из них представляют научную ценность и поэтапно передаются музеям на двух берегах – в Тамани и Керчи, - уточнили в инфоцентре «Крымский мост».

Среди уникальных находок – скелет древнего кита возрастом 10 миллионов лет, а также голова скульптуры древнегреческого божества предположительно V века до нашей эры.

Всего специалисты исследовали более 56 гектаров площади!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Билеты на поезд в Крым и из Крыма: Где купить, адреса касс

На полуострове билеты на поезда через Крымский мост продают в 24 кассах. "Комсомолка" приводит полный список с адресами (подробнее)

Интерьеры поездов в Крым: Как выглядят составы, которые пойдут по Крымскому мосту

Перевозчик опубликовал снимки вагонов изнутри (подробнее)

Президент России Владимир Путин лично проедет на поезде по Крымскому мосту

Железнодорожное движение запустят 23 декабря (подробнее)

Строительство железнодорожной части Крымского моста официально завершили

Ростехнадзор подтвердил готовность принимать поезда (подробнее)

Железнодорожная часть Крымского моста: Цифры и факты

Спустя пять лет затишья на полуострове снова начнут ходить поезда (подробнее)

Крым — Википедия

Крым (укр. Крим, крымско-тат. Qırım, Къырым; также — Кры́мский полуо́стров, укр. Кримський півострів, крымско-тат. Qırım yarımadası, Къырым ярымадасы, ранее — Таврида (греч. Ταυρίδα)) — полуостров в северной части Чёрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем.

Бо́льшая часть полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей её с марта 2014 года, и Украиной. Большинство государств — членов ООН продолжают рассматривать весь Крым как часть Украины[2][3][4][5].

Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, здесь располагаются Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. Северная часть Арабатской стрелки относится к Херсонской области Украины и не является объектом территориальных разногласий.

Название

С античных времён за полуостровом закрепилось название Таврика (греч. Ταυρικῆ), произошедшее от имени древнейших племён тавров, населявших южную часть Крыма. Современное название «Крым» стало широко использоваться только после XIII века, предположительно по названию города «Къырым», который после захвата Северного Причерноморья монголами являлся резиденцией наместника хана Золотой Орды. Возможно также, что название «Крым» произошло от Перекопского перешейка (русское слово «перекоп» — это перевод тюркского слова «qirim», которое означает «ров»). В период существования генуэзких колоний Тавриды (1266—1475), полуостров назывался Оффицией Романии, а так же Генуэзской Газарией, к середине 15 в. ввиду большого числа армян, составлявших к 1400 году 2/3 числа всех жителей владений Генуэзской республики в Крыму, полуостров в источниках того времени стали именовать Морской Арменией (Armenia Maritime) или Большой Арменией (Armenia Magna)[6].

Этимология слова «Къырым» неясна, и существует несколько версий его происхождения:

С XV века Крымский полуостров стали называть Таврией, а после его присоединения в 1783 году к России — Тавридой. Так же именовали и всё Северное Причерноморье — северное побережье Чёрного и Азовского морей с прилегающими степными территориями[9][неавторитетный источник? (обс.)].

Основные сведения

География

Полуостров глубоко выдаётся в Чёрное море, которым омывается с юга и запада; Крымский полуостров отделяет от Чёрного моря Азовское, которое омывает его с востока. Береговая линия Крымского полуострова превышает 2500 км; из них почти 50 % приходится на Присивашье, 750 км — на Чёрное море[10] и около 500 — на Азовское[11].

Полуостров соединяется с материком узким (до 8 км) Перекопским перешейком, по которому проложены шоссейная и железная дороги, а также проходят русло Северо-Крымского канала и высоковольтная ЛЭП. Восточнее Перекопского перешейка Литовский полуостров Крыма с материковым полуостровом Восточный Рог соединяет грунтовая дамба, по которой проложена улучшенная грунтовая дорога. Ещё восточнее через акваторию Сиваша по дамбе, связывающей крымский мыс Джангара и континентальный мыс Кутара, проложена асфальтированная автомобильная дорога и высоковольтная ЛЭП; восточнее через Чонгарский пролив по дамбе и плотине проходит грунтовая дорога, далее на восток через пролив по дамбе и мосту проходит железная дорога, а в восточной, самой узкой части пролива через него перекинут автомобильный мост, по которому проходит шоссе; на востоке Сиваша автомобильный мост перекинут через протоку Большое гирло Генического пролива, соединяя северную оконечность крымской косы Арабатская стрелка с континентом. Через Керченский пролив проходит Крымский мост, обеспечивающий сухопутную связь Крыма с Таманским полуостровом.

Площадь — около 26 860 км², из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озёра и другие водные объекты.

С геологической точки зрения Крымский полуостров представляет собой южную часть Украинского кристаллического щита Восточно-Европейской платформы, в пределах которой выделяются Скифская плита и Крымская складчатая область.

По характеру рельефа полуостров делится на три неравные части: Северо-Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью (около 70 % территории), грядово-холмистые равнины Керченского полуострова с проявлением грязевого вулканизма и горный Крым, простирающийся тремя грядами — Главной (южной), Внутренней и Внешней (северной), разделёнными продольными равнинами.

Горные сооружения Крыма являются частью Альпийской складчатой геосинклинальной области. Складчатая область Горного Крыма — крупное глыбовое поднятие, южная часть которого опущена под уровень Чёрного моря. Оно сложено интенсивно дислоцированными триас-юрскими флишевыми отложениями и более спокойно залегающими верхнеюрскими карбонатными и песчано-глинистыми меловыми, палеогеновыми и неогеновыми толщами. С ними связаны месторождения железных руд, различных солей, флюсовых известняков и др.[12]

Делилиманская бухта

Главная гряда Крымских гор — наиболее высокая (1545 м, гора Роман-Кош), представляет собой цепь отдельных плосковершинных известняковых массивов (яйл), разделённых глубокими каньонами (см. Большой каньон (Крым)). Южный склон Главной гряды выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряды образуют Крымское предгорье.

Высокие горные вершины:

  • Роман-Кош — 1545 м;
  • Демир-Капу — 1540 м;
  • Зейтин-Кош — 1534 м;
  • Кемаль-Эгерек — 1529 м;
  • Эклизи-Бурун — 1527 м;
  • Ангара-Бурун — 1453 м.

Крайняя северная точка Крыма расположена на Перекопском перешейке, крайняя южная — мыс Николая, крайняя западная — мыс Прибойный (Кара-Мрун) на Тарханкуте, крайняя восточная — мыс Фонарь на Керченском полуострове. Расстояние с запада на восток (между мысами Кара-Мрун и Фонарь) — 326 км, с севера на юг (от Перекопского перешейка до мыса Николая) — 205 км. Протяжённость с запада на восток — 360 км, с севера на юг — 180 км. Центр Крымского полуострова находится у села Азов.

Берега аккумулятивно выровнены. Протяжённость береговой линии 980 км, из них 76 % — абразионные берега (то есть где под действием волн разрушались скалы)[13]. Крупнейшие заливы на побережье Чёрного моря: Каркинитский, Каламитский, Феодосийский. На побережье Азовского: Сиваш, Казантипский и Арабатский. На востоке Крыма находится Керченский полуостров, на западе —Тарханкутский полуостров, на юге — Гераклейский полуостров, на севере — Тюп-Тархан.

Общая протяжённость сухопутных и морских границ более 2500 км.

Климат

Крым, несмотря на относительно небольшую территорию, отличается разнообразным климатом. Климат Крыма делится на три подзоны:

Пальмы на набережной в Ялте

Климат северной части умеренно континентальный, на южном берегу — с чертами похожими на субтропический. Средняя температура января от −1… −3 °C на севере степной зоны до +1… −1 °C на юге степной зоны, на Южном берегу Крыма от +2…+6 °C. Средняя температура июля и августа ЮБК и восточной части Крыма: Керчи и Феодосии +23…+27 °C. Осадков от 300—400 мм в год на севере до 1000—2000 мм в горах.

Летом (во второй половине июля) в степной части Крыма дневная температура воздуха достигает +35…+37 °C в тени, ночью до +23…+25 °C. Климат преимущественно сухой, преобладают сезонные суховеи. Чёрное море летом прогревается до +27 °С. Азовское море прогревается до +28 °С.

Степная часть Крыма лежит в степной зоне умеренного климата. Эта часть Крыма отличается длительным засушливым и очень жарким летом и мягкой, малоснежной зимой с частыми оттепелями и очень переменчивой погодой. Для Крымских гор характерен горный тип климата с выраженной поясностью по высотам. Лето также очень жаркое и сухое, зима же влажная и мягкая. Для Южного берега Крыма характерен субсредиземноморский климат. Снежный покров бывает только временный, устанавливается в среднем раз в 7 лет, морозы только при прохождении арктического антициклона.

Гидрография

По территории Крыма протекают 257 рек (крупнейшие — Салгир, Кача, Альма, Бельбек, Индол, Биюк-Карасу, Чёрная, Бурульча). Самая длинная река Крыма — Салгир (220 км), самая полноводная — Бельбек (расход воды — 1500 литров в секунду). В Крыму находится свыше 50 солёных озёр, самое крупное из них — озеро Сасык-Сиваш — 205 км². Расположен Причерноморский артезианский бассейн. Степная часть изрезана каналами для орошения, крупнейшим являлся Северо-Крымский канал (перекрыт Украиной).

Каналы Крыма

Основу оросительных систем Крыма, а также водоснабжение городов Керчь, Феодосия, Старый Крым, Судак, Симферополь, Щёлкино и сельских населённых пунктов Ленинского и Кировского районов составляет магистральный Северо-Крымский канал (СКК) и отходящие от него крупные ветви.

Основные каналы:

Природные ресурсы

Природно-заповедный фонд включает 158 объектов и территорий (в том числе 46 общегосударственного значения, площадь которых составляет 5,8 % площади Крымского полуострова). Основу заповедного фонда составляют 6 природных заповедников общей площадью 63,9 тыс. га Крымский с филиалом «Лебяжьи острова», Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский.

По данным министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, запасы нефти на территории Крыма составляют всего 47 млн тонн, газа — 165,3 млрд м³, что является достаточно существенным показателем, а кроме того здесь имеется 18,2 млн тонн газового конденсата. По его словам, всего на территории полуострова 44 месторождения углеводородного сырья, в том числе 10 нефтяных, 27 газовых и 7 газоконденсатных. Кроме того, на шельфе Чёрного моря есть 5 месторождений газа и 3 газоконденсатных месторождения, на Азовском шельфе — 6 газовых месторождений[14].

Залежи полезных ископаемых: минеральных солей, строительного сырья, горючего газа, термальных вод, железной руды. Наибольшее значение имеют природные рекреационные ресурсы: мягкий климат, тёплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.

Землетрясения

Флора и фауна

Животный мир Крыма представляет собой уникальный комплекс видов с высоким уровнем изоляции от других географически смежных фаун Кавказа, Балкан и материковой части Украины. Характеризуется высоким уровнем эндемизма, сочетанием горно-лесных (крупнейшие связи с Западным Кавказом) и равнинно-степных (связи с материковым Приазовьем) фаунистических комплексов. В фауне Крыма выявлен ряд видов, распространение которых в Восточной Европе ограничено только Крымом.

В Крыму произрастают около 2400 видов растений, из которых деревья — 77 видов. Кустарников несколько больше — 113 видов[15]. 118 видов крымских растений включены в Красную книгу или признаны заповедными решением местных органов власти[16].

Население

Национальный состав Крыма (включая Севастополь) по переписям:[17][18]

Годы Всего Русские Украин-
цы
Крым-
ские
татары
Бело-
русы
Тата-
ры
Армя-
не
Ев-
реи
Молда-
ване
Поля-
ки
Гре-
ки
Нем-
цы
Болга-
ры
Цыга-
не
[19] 546592 194294 2058 8317 24168 272 6929 17114 31590 7450 944
1926 713823 301398 77405 179094 3842 10713 45926 556 4514 16036 43631 11377 649
1939 1126429 558481 154123 218879 6726 12923 65452 1483 5084 20652 51299 15344 2064
1959 1201517 857883 267938 26433 1202
1970 1813502
1979 2182927 1493122 558829 15280 4365 24012 6548 4365
1989 2430495 1629542 625919 38365 50054 10762 2794 17731 6609 6157 2684 2356 2186 1676
2001 2401209 1450394 576647 245291 35157 13602 10088 5531 4562 4459 3036 2790 2282 1905
2014 2284400 1492078 344515 232340 21694 44996 11030 3144 3147 2843 2877 1844 1868 2388
Удельный вес (%)
Годы Всего Русские Украин-
цы
Крым-
ские
татары
Бело-
русы
Тата-
ры
Армя-
не
Ев-
реи
Молда-
ване
Поля-
ки
Гре-
ки
Нем-
цы
Болга-
ры
Цыга-
не
[19] 100,00 33,11 11,84 35,55 0,38 1,52 4,42 0,05 1,27 3,13 5,78 1,36 0,17
1926 100,00 42,22 10,84 25,09 0,54 1,50 6,43 0,08 0,63 2,25 6,11 1,59 0,09
1939 100,00 49,58 13,68 19,43 0,60 1,15 5,81 0,13 0,45 1,83 4,55 1,36 0,18
1959 100,00 71,40 22,30 2,20 0,10
1970 100,00
1979 100,00 68,40 25,60 0,70 0,20 1,10 0,30 0,20
1989 100,00 67,05 25,75 1,58 2,06 0,44 0,11 0,73 0,27 0,25 0,11 0,10 0,09 0,07
2001 100,00 60,40 24,01 10,22 1,46 0,57 0,42 0,23 0,19 0,19 0,13 0,12 0,10 0,08
2014 100,00 65,31 15,08 10,17 0,95 1,97 0,48 0,14 0,14 0,12 0,13 0,08 0,08 0,10

Города

Численность населения Крыма (в пределах контролируемой Россией территории) на 2020 год, по данным Росстата, составила 2 361 760 человек. В городах проживало 1 393 981 человек, в сельской местности — 967 779 человек. Крупнейшие города: Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория и Феодосия.

Крупнейший город Крымского полуострова — Севастополь — 449 138 жителей (2020), Симферополь на 2-м месте — 341 527 жителей (2019). Исторически для Севастополя и Симферополя характерно «соревнование» за 1-е место по населению, третье же место с первой всероссийской переписи населения в 1897 году неизменно принадлежит Керчи (по состоянию на 2019 год, 151 025 человек).

Экономика

Вид на крымские виноградники с высоты нескольких километров

Основные отрасли — промышленность (более 530 крупных и средних предприятий), строительство, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение.

Развит туризм (см. Туризм в Крыму)

Транспорт

Каждый город в Крыму соединён с другими населёнными пунктами автобусными маршрутами. Имеются междугородные троллейбусные маршруты (на трассе Симферопольский аэропорт — Симферополь — Алушта — Ялта, см. крымский троллейбус). В Евпатории имеется трамвай.

Ялта, Феодосия, Керчь, Севастополь, Черноморское и Евпатория соединены морскими маршрутами. В Севастополе от Северной к Южной стороне и в обратном направлении ходят катера, которые являются городским транспортом. Железнодорожные линии Солёное Озеро — Севастополь (с ответвлением на Евпаторию) и Армянск — Керчь (с ответвлением на Феодосию) соединяют Крым с континентом.

Полуостров омывается двумя морями. Портами Чёрного моря являются Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и Керчь. В Керчи имеется паромная переправа через Керченский пролив, связывающая Крым с Краснодарским краем России (Порт Кавказ). Азовское побережье транспортного значения не имеет.

Существует сухопутное сообщение через Керченский пролив, обеспечиваемое Крымским мостом — транспортным переходом, состоящим из параллельных автодорожного и железнодорожного мостов.

История

  • Древнейшее известное население горной и южнобережной части Крыма — тавры.
  • С XII века до н. э. степной Крым населяли народы, условно именуемые киммерийцами.
  • VIII—IV века до н. э. — в Крым проникали греческие колонисты, которыми были основаны Пантикапей (VII век до н. э.), Феодосия, Херсонес (V век до н. э.), создано Боспорское царство; степную часть полуострова заселили скифы.
  • III—II века до н. э. — в Крым из Приднепровья под давлением перекочевавших с востока сарматов переместился центр скифского государства (Неаполь Скифский, располагавшийся в месте нынешнего Симферополя).
  • 108 год до н. э. — при Митридате VI (132 — 63 до н. э.) Боспорское царство вошло в состав Понтийского царства.
  • 63 год до н. э. — Понтийское царство было завоёвано Римской империей, крымские города перешли под контроль римлян. Боспорскому государству была возвращена самостоятельность. Начало господства Римской империи в Крыму.
  • 257 год — Крым был подчинён готами, Скифское государство было уничтожено.
  • 370-е — 380-е годы — вторжение гуннов, которые прошли мимо Боспорского государства и обрушились на «готское государство» Германариха.
  • IV—V века — постепенное восстановление власти Римской (Византийской) империи над горной частью Крыма. Уцелевшие после нашествия гуннов готы приняли власть Византии. Боспорское государство существовало до начала VI века. В течение второй половины V и начала VI века на Боспор распространялся «протекторат» гуннского племени утигуров, вернувшихся из Европы после распада Гуннского союза. В 520-х — 530-х годах Византия установила над Боспором прямую власть.
  • Конец VII века — почти весь Крым захватили хазары, кроме Херсонеса, оставшегося под властью Византии.
  • Конец VIII — нач. IX века Правление в Крыму легендарного русского князя Бравлина.
  • X—XI вв. Юго-Восток полуострова с центром в Керчи входит в состав древнерусского Тмутороканского княжества.
  • XIII век — ослабела власть Византии; часть её владений перешла к генуэзцам, часть стала самостоятельным княжеством Готия (Феодоро).
  • XII—XV века — происходило заселение армянами нескольких областей Крыма; образовалась армянская колония. В это же время церковными источниками упоминаются аланы в Крыму. Как свидетельствует историк М.В. Тамамшев, «с приближением монгольского владычества к упадку, армяне массами переселялись в Крым, где их стало так много, что некоторые географы стали называть Крымский полуостров - Armenia maritima»[20].
  • 1239 год — Крым был завоёван монгольским войском хана Батыя. Степной Крым стал улусом Золотой Орды.
  • 1299 год — нашествие на Крым войск золотордынского беклярбека Ногая, разорившего несколько крупных городских центров.
  • XIV — середина XV века — войны генуэзцев с княжеством Феодоро за земли Южного берега Крыма.
  • XIV — середина XV века — множество адыгов поселилось в восточных районах Крыма в генуэзский период[21][22].
  • 1441 год — образовалось независимое Крымское ханство.
  • 1475 год — Османское войско под командованием Гедика Ахмеда паши завоевало генуэзские владения и княжество Феодоро. Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи. (см. также: Крымско-ногайские набеги на Русь).
  • 1774 год — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору к России отошли крепости Керчь и

Обсуждение:Крымский мост — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья была предложена к переименованию в Крымский мост (Керченский пролив) 3 сентября 2016 года.
В результате обсуждения было решено оставить название Мост через Керченский пролив без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе это может быть расценено как игра с правилами (см. пункт 8).
Эта статья была предложена к переименованию в Крымский мост (Керченский пролив) 29 декабря 2017 года.
В результате обсуждения было решено оставить название Крымский мост без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе это может быть расценено как игра с правилами (см. пункт 8).
Эта статья была предложена к переименованию в Крымский мост (Керченский пролив) 2 декабря 2018 года.
В результате обсуждения было решено оставить название Крымский мост без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе это может быть расценено как игра с правилами (см. пункт 8).
Это не форум для обсуждения присоединения Крыма к России.
Страница обсуждения статьи не должна использоваться как форум для отвлечённых дискуссий о предмете статьи или для изложения личных взглядов участников, поскольку содержимое статьи в конечном итоге должно опираться на авторитетные источники.
Эта статья была предложена к разделению 30 марта 2016 года. В результате обсуждения разделение не состоялось и было решено оставить статью без изменений.
Для выставления статьи к разделению нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Посещаемость статьи за последний год

Предлагаю добавить в раздел "Происшествия": "23 декабря 2019 года начальник первого поезда Санкт-Петербург - Севастополь отстал от поезда, так как задержался на торжественных мероприятиях по случаю запуска железнодорожного движения на крымском направлении." Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/7413479 и др. — Эта реплика добавлена с IP 109.252.82.134 (о) 09:02, 1 января 2020 (UTC)

  • Забавно, но к собственно Крымскому мосту это отношения не имеет. GAndy (обс.) 19:11, 12 января 2020 (UTC)
    • Это часть событий по открытию железнодорожного движения через мост. Впрочем, на усмотрение опытных участников. 109.252.82.32 08:14, 16 февраля 2020 (UTC)

Смотрите также

Описание: