Где находится кронштадт на карте россии


Кронштадт на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Кронштадт на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

экскурсии; фото и описание на карте с названиями (в том числе Константин); официальный сайт; дамба

Возведение первых фортов в Кронштадте начал ещё Пётр I, вдохновившись идеей одного из своих подданных.

Император прекрасно понимал их важность, поэтому в городе одно за другим возникали эти сооружения.

Первые из них были созданы для обороны в период Северной войны.

Форт – оборонительное сооружение открытого или закрытого типа для защиты государства, имеющее стратегическое значение. Не является полноценной крепостью, лишь входит в её состав.

Форты Кронштадта строили с 1704 по 1914 годы. Их оборона ни разу за всё время существования не была прервана.

Береговые

Константин

Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.

Форт Константин

В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.

СПРАВКА: Крымская война – война между Российской империей и коалицией Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Длилась три года – с 1853 по 1856 годы.

Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.

Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.

Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории расположены отель, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.

Доехать до Константина можно на собственном автомобиле или такси. От Кронштадта в летнее время до форта ходит бесплатный автобус

к оглавлению ↑

Петр I (Цитадель)

Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.

Форт Петр I

После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.

Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».

Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.

Как добраться до Кронштадта, чтобы осмотреть основные достопримечательности читайте здесь к оглавлению ↑

Шанец

Форт Шанец

Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.

В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.

Сейчас Шанец заброшен, состояние удовлетворительное, однако без сопровождающего, знающего это место, передвигаться по Александровскому форту не рекомендуется. На нем расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить.

До Шанца можно доехать на собственном автомобиле (есть парковка) или на автобусе №2 из Кронштадта

к оглавлению ↑

Риф

Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.

Форт Риф

Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.

В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.

В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.

Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте.

От Шанца до Рифа по лесной дороге 2,5 километра, которые можно преодолеть за 20 минут

К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.

к оглавлению ↑

Южные

Александр I (Чумной)

Форт Александр I

Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.

В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».

Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.

к оглавлению ↑

Кроншлот

Форт Кроншлот

Кроншлот — первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.

СПРАВКА: Северная война – военные действия между Швецией и европейскими государствами, в которых участвовала и Российская империя. Длилась с 1700 по 1721 год.

После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».

Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.

к оглавлению ↑

Батарея Князь Меншиков

Батарея Князь Меншиков

Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.

Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.

Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.

к оглавлению ↑

№3 Южная батарея (Граф Милютин)

Форт Граф Милютин

Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.

Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.

Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.

к оглавлению ↑

Император Павел I

Форт Павел I

Император Павел I — cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.

Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.

Добраться можно на водном транспорте в теплое время года

к оглавлению ↑

Южные №1 и №2 (Дзичканец)

Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.

Форт Дзичканец

Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.

к оглавлению ↑

Северные

Обручев

Форт Обручев

Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.

В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.

Дорога по воде до форта Обручев от Кронштадта займет 1,5 часа

к оглавлению ↑

Тотлебен

Форт Тотлебен

Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.

До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.

Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.

к оглавлению ↑

Северные с №1 по №7

Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.

Форт Северный №7

Четвертый Северный является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.

Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.

О других достопримечательностях Кронштадта читайте здесь к оглавлению ↑

Как добраться? Экскурсии

Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.

Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.

Для посещения остальных фортов стоит воспользоваться групповой экскурсией на катере, пароме или теплоходе , которые отправляются из Санкт-Петербурга и Крондштадта. Интересно совершить индивидуальную поездку с гидом, где Вы узнаете исторические факты о фортах.

Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.

Многие экскурсии проводятся в фиксированное время. Важно учитывать это при подготовке к поездке

к оглавлению ↑

Форты Кронштадта на карте с названиями

На карте указаны все форты Кронштадта, фото и описание которых указаны в статье.

За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кронштадт: что посмотреть самостоятельно? Главные достопримечательности города

Самостоятельная поездка в Кронштадт: как доехать на автомобиле и общественном транспорте

Самостоятельный маршрут по достопримечательностям Выборга за один день

Главные достопримечательности Пскова и окрестностей. Что посмотреть за один-два дня?

Главные достопримечательности Пскова и окрестностей. Что посмотреть за один-два дня?

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

28 лучших достопримечательностей Кронштадта - описание и фото

Кронштадт, основанный в 1704 году, является практически ровесником Санкт-Петербурга. До 1996 года этот город-порт, расположенный в Финском заливе на острове Котлин, был закрытым для посещений. Сегодня въезд сюда стал свободным, и любой турист может ознакомиться с достопримечательностями Кронштадта. Практически все они связаны с морем: это форты и памятники мореплавателям, доки и пристани, музеи и маяки, о которых расскажет наш обзор.

Якорная площадь

Якорная площадь.

Главная площадь Кронштадта расположена в исторической части города. Она примыкает к Морскому собору, возведенному в 1913 году. Принято считать, что свое название площадь получила из-за того, что на этом месте, на протяжении почти 150 лет находился склад якорей, списанных с кораблей.

После революции ее стали называть площадью Жертв Революции, а в 1993 году Якорной площади было возвращено прежнее название. Эта площадь всегда находилась в самой гуще революционных событий. И здесь же, в братских могилах, проводили захоронение погибших во время восстаний и революций.

Сегодня на месте захоронений установлен памятный знак жертвам революции и зажжен Вечный огонь. На площади стоит бронзовый памятник вице-адмиралу С.О. Макарову – полярному исследователю и герою Русско-японской войны, который погиб на броненосце «Петропавловск».

Здесь же установлена Стена Славы с мемориальными досками в память о защитниках Кронштадта, погибших в годы Великой Отечественной войны. На Якорной площади можно увидеть уникальную чугунную мостовую, протяженность которой составляет 200 метров.

Адрес: Якорная площадь, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Морской собор святителя Николая Чудотворца

Морской собор святителя Николая Чудотворца.

Крупнейший из всех морских соборов, возведенных в Российской империи, расположен на Якорной площади Кронштадта. Это Морской собор Николая Чудотворца, строительство которого заняло 10 лет с 1903 по 1913 год. Храм изначально был задуман как памятник флотским чинам, погибшим при исполнении служебного долга. Морской собор был построен в неовизантийском стиле по проекту архитектора В.А. Косякова, и его богатое внутреннее убранство также напоминает храмы Византии.

С 1929 года храм был закрыт, а в его помещении в разное время работал кинотеатр, клуб, концертный зал и филиал Военно-морского музея. В начале XXI века началась масштабная реставрация храма, которая продолжалась вплоть до 2013 года. Сегодня великолепный Никольский морской собор – действующий православный храм, объект культурного наследия и музейная экспозиция. В 2013 году этот собор был вновь освящен и стал главным храмом Военно-морского флота России.

Адрес: Морской собор святителя Николая Чудотворца, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Музей истории Кронштадта

Музей истории Кронштадта.

Музей истории существует в Кронштадте с 1991 года. Сегодня музейные фонды насчитывают свыше 6 тысяч экспонатов. Музей занимает историческую постройку – башню, возведенную для городских водоподъемных машин в 1837 – 1839 годах. В настоящее время это здание с колоннами, построенное в классическом стиле, признано объектом культурного наследия.

В стенах башни размещена музейная экспозиция «Тайны затонувших кораблей». В этой коллекции, посвященной подводной археологии, демонстрируются предметы, которые были подняты с затонувших судов. Еще одна музейная выставка расположена в здании на Якорной площади. Она называется «Три века истории Кронштадта» и рассказывает о зарождении города и страницах его истории.

Адрес: Музей истории Кронштадта, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Летний сад

Летний сад.

Летний сад в Кронштадте, как и его «старший собрат» в Санкт-Петербурге, был создан Петром I. Датой его основания считается 1711 год – именно тогда появилась первая городская улица, названная Петровской першпективой. На этой улице находился домик Петра I, а вокруг него был разбит цветник и посажена липовая аллея. Домик постепенно обветшал и разрушился, а аллея стала началом Летнего сада.

В первой половине XIX века Летний сад подвергся реконструкции, а в 1873 году на Морском заводе была изготовлена чугунная решетка, которая до сих пор является его украшением. Сегодня Летний сад в Кронштадте признан памятником истории и архитектуры XVIII – XIX веков. Он находится в историческом центре города, рядом с Макаровским мостом и Якорной площадью. В саду установлены памятники клиперу «Опричник» и мичману Домашенко, а также гранитная плита в честь Джона Пола Джонса.

Адрес: Летний сад, Красная улица, Санкт-Петербург, Россия.

Петровская пристань

Петровская пристань.

Пристань, созданная во времена правления Петра I и названная его именем, является парадными морскими воротами Кронштадта. Когда-то в этих местах была тесная и мелководная Котлинская гавань, но после победы под Полтавой Петр I распорядился начать строительство пристани. Вначале она была деревянной, а в 1859 году был начат комплекс работ по углублению дна и облицовке пристани гранитом. Эти работы продолжались в течение 10 лет.

Тот облик, который Петровская пристань имеет в наши дни, она приобрела в 1882 году. Как напоминание о прошлом здесь установлены две пушки, бывшие на вооружении форта «Император Павел I». Еще одно украшение пристани – две вазы из чугуна, установленные на гранитных постаментах, и два небольших якоря, скрепленные цепями.

Адрес: Петровская пристань, Коммунистическая улица, Санкт-Петербург, Россия.

Итальянский дворец

Итальянский дворец.

После основания Кронштадта строительством нового города руководил первый генерал-губернатор Петербурга А.Д. Меншиков. Ему принадлежал Итальянский дворец, построенный в 1717 – 1724 годах по проекту И.Ф. Браунштейна. Это здание является одним из самых старых в городе.

Трехэтажное здание, изначально бывшее образцом петровского барокко, неоднократно перестраивалось. По этой причине первоначальное убранство дворца не сохранилось. Здесь в разное время располагались Морской кадетский корпус и Штурманское училище, Дом офицеров и театр, матросский клуб и издательство газеты. Сегодня Итальянский дворец признан памятником культурного наследия.

Адрес: Итальянский дворец, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Чугунная мостовая

Чугунная мостовая на Якорной площади.

В Кронштадте можно увидеть необычную чугунную мостовую. Изначально улицы города были вымощены булыжными мостовыми, но болотистые почвы не совсем подходили для такого мощения. Во время поездки в США управляющий Пароходного завода заинтересовался мостовыми, выложенными чугунными «шашками». Сначала подобным образом замостили заводской двор, а после – несколько участков на улицах Кронштадта с интенсивным движением. Эксперимент удался: чугунная мостовая прослужила 80 лет, но в 1941 году большая ее часть была разобрана и пущена на изготовление корпусов для мин.

В США практически все чугунные мостовые также были демонтированы во время Второй мировой войны. Поэтому сегодня уцелевшую чугунную мостовую в Кронштадте можно считать едва ли не единственной в мире, сохранившейся до наших дней. Подлинные чугунные элементы мостовой, которым свыше 150 лет, сохранились только на участке у Пенькова моста.

Также они демонстрируются в Музее истории. Увидеть этот уникальный образец дорожного покрытия можно и на Якорной площади. Во время реконструкции 1974 – 1975 годов здесь были установлены чугунные «шашки» современного производства.

Адрес: Якорная площадь, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Форт «Император Александр I»

Форт «Император Александр I».

К югу от острова Котлин находится небольшой искусственный островок, на котором расположен форт «Император Александр I». По своему внешнему виду он похож на знаменитый французский форт Байяр, но строительство кронштадтского форта завершилось раньше, в 1845 году. С этого момента и по 1896 год «Император Александр I» был оборонительным фортом, а с 1896 по 1917 год использовался в качестве противочумной лаборатории. Даже после закрытия лаборатории за фортом закрепилось неофициальное название «Чумной форт».

«Император Александр I» – один из самых впечатляющих кронштадтских фортов. В последнее время здесь проводились съемки нескольких фильмов и сериалов. Сегодня форт «Император Александр I» признан объектом культурного наследия. В настоящее время он используется военными и закрыт для посещения. Осмотреть форт можно снаружи в рамках водной экскурсии.

Адрес: Форт «Импера́тор Алекса́ндр I» («Чумный»), Санкт-Петербург, Россия.

Форт «Кроншлот»

Форт «Кроншлот».

Форт «Кроншлот» – ровесник Кронштадта. Он был построен в 1704 для защиты от шведского флота во время Северной войны. Сооружение надежно справлялось с возложенными на него задачами: ни одному неприятельскому кораблю не удалось проскользнуть мимо форта. В 1896 году «Кроншлот» утратил свое защитное значение, но в годы Великой Отечественной войны вновь использовался как оборонительное сооружение.

Как изначально выглядел этот форт, можно только догадываться, поскольку до наших дней не сохранились ни его чертежи, ни макет. В распоряжении историков есть только чертежи времен третьей перестройки сооружения, которая произошла в 1747 году. Сегодня форт «Кроншлот» является памятником истории и архитектуры XVIII века и охраняется государством. В наши дни осмотреть его территорию можно только снаружи во время морской экскурсии.

Адрес: Форт «Кроншлот», акватория Финского залива, Санкт-Петербург, Россия.

Форты «Обручев» и «Тотлебен»

Форт «Обручев».

 «Обручев» и «Тотлебен» – два самых северных форта в цепочке оборонительных сооружений Кронштадта. Строительство «Обручева» началось в 1896 году, а форта «Тотлебен» – в 1898 году. В 1913 году завершилось возведение обоих фортов. В 1930-х годах была проведена их модернизация, и начало Советско-финской войны форты встретили в боевой готовности. 

С середины ХХ века оба форта оказались заброшенными. Несмотря на то, что сегодня эти форты являются памятниками истории, состояние «Обручева» оставляет желать лучшего. «Тотлебен» до недавнего времени использовался в качестве опорного поста МЧС, а сегодня попасть внутрь форта может любой турист. 

Адрес: Форт «Обручев» Кронштадтской крепости, Санкт-Петербург, Россия.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Собор Владимирской иконы Божией Матери.

Собор Владимирской иконы Божией Матери был построен в Кронштадте в 1730 – 1735 годах. Это был деревянный храм, который не раз горел, разрушался и отстраивался вновь. В 1875 – 1879 годах был возведен каменный собор. В 1931 году храм был закрыт, а в годы Великой Отечественной войны его здание очень пострадало. В 1990 году собор был возвращен верующим.

Сегодня Владимирский собор является действующим православным храмом и объектом культурного наследия России. Его архитектура представляет собой смешение неорусского и неовизантийского стилей. Внутренняя планировка напоминает раннехристианские итальянские церкви. Помещение храма способно вместить до 3 тысяч человек.

Адрес: Собор Владимирской иконы Божией Матери, Владимирская улица, Санкт-Петербург, Россия.

Деревянный маяк

Деревянный маяк.

Правильное название этой достопримечательности портового города – Задний створный знак Кронштадтского рейда. Он представляет собой огромную деревянную стелу белого цвета высотой 41 метр, расположенную на пирсе. Створные знаки нужны для выравнивания курса кораблей, их всегда два, и работают они в паре. Увидеть свет этого маяка можно на расстоянии до 30 км.

Створный маяк, возведенный в 1888 году, является одним из старейших деревянных средств навигации в мире, которые сохранились до наших дней. Несмотря на почтенный возраст, он до сих пор является действующим (резервным), поэтому посмотреть на этот маяк можно только снаружи. Тем не менее, деревянный маяк – один из наиболее полюбившихся туристам экскурсионных объектов, ведь на его фоне получаются удивительные фотографии.   

Адрес: Деревянный маяк, Петровская пристань, Санкт-Петербург, Кронштадтский, СанкКт-Петербург, Россия.

Кронштадтский морской музей

Кронштадтский морской музей.

Этот музей, основанный в 2012 году, расположен в центральной части Кронштадта. Он был открыт накануне 130-летия российской водолазной службы благодаря усилиям энтузиастов. Финансовую поддержку оказала морская инженерная компания «Фертоинг». Историческое здание, в котором расположен музей, выбрано неслучайно. Оно принадлежало семье М.О. Бритнева, который основал частную водолазную школу.

Экспозиция музея размещена в двух залах. Один из них рассказывает об истории водолазного дела в России, а второй посвящен военной истории Кронштадта XX столетия, в том числе Великой Отечественной войне и блокаде. Здесь можно увидеть документы и фотографии вековой давности, водолазные костюмы, шлемы, дыхательные аппараты и оборудование, которое до сих пор находится в рабочем состоянии.

Адрес: Кронштадтский морской музей, Андреевская улица, Санкт-Петербург, Россия.

Кронштадтское адмиралтейство

Кронштадтское адмиралтейство.

Строительство адмиралтейства в городе велось с 1784 по 1786 год. Этот комплекс зданий предназначался для того, чтобы перенести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Соответствующий указ был подписан Екатериной II, после чего были возведены здания и проложен Обводный канал, которых огибал постройки. Однако в период правления императора Павла I от идеи переноса ведомства было решено отказаться.  

Кронштадтское адмиралтейство – объект культурного наследия России. Большое количество построек на его территории сохранилось до наших дней. Они отличаются строгим обликом, лаконичным исполнением и надежностью. Занимают эти постройки практически пятую часть исторического центра города. Осмотреть адмиралтейство сегодня можно только снаружи.

Адрес: Кронштадтское адмиралтейство, улица Карла Маркса, Санкт-Петербург, Россия.

Петровский док

Петровский док.

Эта достопримечательность является одним из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта. Первый сухой док в России ведет свою историю еще со времен Петра I. Его строительство началось по указу императора в 1719 году и продолжалось до 1752 года. Для того времени это было грандиозное сооружение, воплотившее гений инженерной мысли. Длина дока составляла 2,24 км, и одновременно здесь могли ремонтироваться несколько больших судов.

Частично Петровский док использовался по своему назначению до 2008 года. Расположен он между Петровским парком и Итальянским прудом. Сегодня Петровский док считается уникальным историческим памятником, но находится это сооружение в довольно запущенном состоянии. В настоящее время эта территория закрыта для свободного посещения, и осмотреть интересную достопримечательность можно только снаружи.

Адрес: Петровский док, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Петровский парк

Петровский парк.

Петровский парк был разбит в Кронштадте в 1845 году вокруг памятника Петру I. Автором проекта парка в голландском стиле выступил военный губернатор города Ф.Ф. Беллинсгаузен. Парк расположен в исторической части Кронштадта.

Сегодня Петровский парк является объектом культурного наследия XIX века и находится под охраной государства. В центре парка установлен 7-метровый памятник Петру I, отлитый в 1841 году П.К. Клодтом по модели Теодора Жака. К Петровскому парку примыкает Зимняя пристань с пришвартованными кораблями Балтийского флота.

Адрес: Петровский парк, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Форт «Великий Князь Константин»

Форт «Великий Князь Константин».

Форт «Константин» – один из артиллерийских фортов Кронштадта. Он был основан в южной окрестности города в 1808 году. Строительство, усовершенствование и реконструкции этого крупнейшего форта продолжались вплоть до 1901 года. Сегодня форт «Константин» признан объектом культурного наследия.

На территории форта расположен Музей маяков и историко-культурный комплекс. Здесь проводятся экскурсии и различные мероприятия: фестивали, праздники, соревнования, военно-исторические реконструкции. В форте «Константин» есть плавучий отель с рестораном, яхт-клуб, кафе и парк активного отдыха.

Адрес: Форт «Великий Князь Константин», Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Форт «Риф»

Форт «Риф».

«Риф» – один из заброшенных кронштадтских фортов. Он находится в западной части острова Котлин. Дорога протяженностью 2 км связывает его еще с одним оборонительным сооружением – фортом «Шанц». «Риф», построенный в конце XIX века, является самым западным из всех кронштадтских фортов.

Во время Великой Отечественной войны этот форт участвовал в обороне Ленинграда, а затем вплоть до 2014 года считался закрытым военным объектом. Сегодня форт «Риф», покинутый людьми, выглядит необжитым и притягивает любителей заброшенных мест.

Адрес: Форт Риф, Кронштадтское шоссе, Санкт-Петербург, Россия.

Обводный канал в Кронштадте

Обводный канал в Кронштадте.

Обводный канал вытекает из Итальянского пруда и впадает в кронштадтскую гавань. Он имеет протяженность 3 км и является одним из живописных мест Кронштадта. Берега канала соединяют 4 моста, а рядом находятся достопримечательности города – Итальянский дворец и Якорная площадь.

Сегодня прогулка по берегу Обводного канала – одно из популярных туристических развлечений. Обводный канал, как и чугунная ограда, которая установлена вдоль его берегов, в настоящее время являются памятниками истории. На стене канала у Синего моста установлен памятник колюшке – мелкой рыбке, благодаря которой жители Кронштадта выжили в блокаду.

Адрес: Обводный канал, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Итальянский пруд

Итальянский пруд.

Напротив Итальянского дворца в Кронштадте расположен Итальянский пруд. Он строился одновременно с дворцом в 1717 – 1727 годах и был частью Купеческой гавани. Изначально пруд подходил вплотную к дворцу, но позже перед зданием была обустроена набережная. Из пруда берет свое начало Обводный канал. В середине XIX века берега Итальянского пруда были облицованы гранитом, а на набережной размещены подлинные корабельные орудия XVIII – XIX веков.

В настоящее время Итальянский пруд является объектом культурного наследия. Вокруг него установлено несколько памятников и мемориальных знаков, в том числе бюст И.К. Айвазовского. На берегу Итальянского пруда расположен портовый кран XIX века, а в том месте, где из водоема вытекает Обводный канал, находится Кронштадтский футшток.

Адрес: Пруд Итальянский, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Гостиный Двор

Гостиный Двор.

Гостиный двор в Кронштадте был построен в первой половине XIX века по указанию императора Николая I. Посетив город в 1827 году, император отметил неудовлетворительное состояние существующих торговых рядов и велел построить соответствующее здание. Гостиный двор был возведен в классическом стиле по проекту архитектора В.И. Маслова.

Сегодня кронштадтский Гостиный двор признан памятником истории и архитектуры XIX века и охраняется государством. Он занимает целый квартал в центре города. В 90-годах прошлого века здание подверглось реставрации, и работы были завершены только в 2007 году. Сегодня здание Гостиного двора используется по своему прямому назначению: здесь расположены магазины.

Адрес: Гостиный Двор, проспект Ленина, Санкт-Петербург, Россия.

Музей маячной службы

Музей маячной службы.

Первый в России Музей маяков был открыт в Кронштадте в 2017 году. Он расположен на территории форта «Константин», в отреставрированном казарменном здании, построенном в 1870 году. Музейная экспозиция представляет собой самую большую в России коллекцию светотехнических устройств, которые в разное время использовались на маяках.

В музее можно увидеть керосиновые светильники, ацетиленовые горелки, маячные фонари и линзы. В настоящее время в музейном фонде представлено 130 экспонатов, которые демонстрируются в четырех выставочных залах. Сотрудники музея организуют экскурсии на катерах к известным маякам, расположенным в Финском заливе.

Адрес: Музей маячной службы, Санкт-Петербург, Россия.

Макаровский мост

Макаровский мост.

Пешеходный Макаровский мост был переброшен через овраг Петровского дока в 1912 году. В это время завершалась внутренняя отделка Морского Никольского собора, а на его освящение должен был приехать император Николай II. Городская легенда гласит, что императору сооружение показалось ненадежным, и он им не воспользовался. Тем не менее, Макаровский мост исправно служил жителям Кронштадта несколько десятилетий. 

В 1970 году конструкция моста была заменена на сварную, а деревянный настил – на асфальтовое покрытие. Сегодня мост охраняется государством как памятник истории и архитектуры XX века. Расположенный в центре Кронштадта, Макаровский мост входит в ансамбль Якорной площади.

Адрес: Макаровский мост, Макаровский мост, Санкт-Петербург, Россия.

Памятник блокадной колюшке

Памятник блокадной колюшке.

Возле Синего моста, переброшенного через Обводный канал, напротив Кронштадтского футштока находится необычный памятник колюшке. Эта колючая рыбешка, которую до войны и за рыбу не считали, во время блокады спасла тысячи жизней. Ее ловили сачками, потому что ни одни сети не могли удержать мелкую рыбку. Из колюшки варили уху, делали фарш и жарили котлеты.

В условиях голода эта нехитрая еда казалась настоящим деликатесом, и в качестве благодарности было решено установить памятник блокадной колюшке. Он появился в городе в 2005 году по инициативе Совета ветеранов Кронштадта. Открытие памятника, изготовленного на частные средства, было приурочено к 60-летию Великой Победы. Напротив памятника можно увидеть металлическую табличку со стихами, посвященными колюшке.

Адрес: Памятник блокадной колюшке, улица Карла Маркса, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Екатерининский парк

Екатерининский парк.

Этот парк, заложенный в Кронштадте в 1839 – 1843 годах, находится в историческом центре города. Его основали по приказу адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, одного из первооткрывателей Антарктиды, который служил в те годы военным генерал-губернатором Кронштадта. Сегодня Екатерининский парк признан памятником градостроительства XIX века и объектом культурного наследия.

Вокруг парка сохранилась подлинная чугунная решетка, установленная в 1887 году. В Екатерининском парке уже 150 лет стоит памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену, который прожил в Кронштадте до конца жизни. В советское время здесь был открыт памятник-бюст знаменитому уроженцу города, лауреату Нобелевской премии, академику П.Л. Капице.

Адрес: Екатерининский Парк, Советская улица, Санкт-Петербург, Россия.

Комплекс защитных сооружений

Комплекс защитных сооружений.

Через Котлин – остров, на котором расположен Кронштадт, проходят сооружения, предназначенные для защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Они представляют собой комплекс из автомобильной дороги, 11 дамб, 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений. Этот грандиозный комплекс, протянувшийся поперек Финского залива, строился с 1979 по 2011 год. Благодаря сооружениям, протяженность которых составляет 25,4 км, Санкт-Петербург получил надежную защиту от водной стихии.

Комплекс защитных сооружений является одним из сложнейших гидротехнических объектов в мире. Если до строительства дамбы попасть в Кронштадт можно было только водным транспортом, то сегодня сообщение с «большой землей» возможно по современному шоссе в любую погоду. Часть автомобильной дороги проходит по огромному подводному тоннелю, и эта поездка является для туристов своеобразным приключением. С защитной дамбы открываются прекрасные виды на Финский залив, кронштадтские форты и акваторию Невской губы.

Адрес: Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Санкт-Петербург, Кронштадтский, Россия.

Кронштадтский футшток и Мореограф

Кронштадтский футшток и Мореограф.

Футштоком называют уровнемер, предназначенный для определения уровня воды. История Кронштадтского футштока началась в 1840 году, когда на каменный устой Синего моста была нанесена отметка среднего уровня воды. В 1886 году ее заменили медной пластиной с чертой, соответствующей нулевой отметке. Через 2 года на берегу Обводного канала установили деревянный домик с мареографом – прибором, который автоматизировал измерения.

В 1913 году была установлена новая пластина с нулевой отметкой, которая служит до настоящего времени. Именно по футштоку, расположенному в Кронштадте, измеряют глубину Балтийского моря и высоту над уровнем моря всех геоточек на территории России и стран бывшего СССР. Кронштадтский футшток является одним из старейших в мире среди подобных уровневых постов.

Адрес: Кронштадтский футшток и Мореограф, Макаровская улица, Санкт-Петербург, Россия.

Заказник «Западный Котлин»

Заказник «Западный Котлин».

Город Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе. И здесь же, в низменной западной части острова, в 2012 году был образован государственный природный заказник «Западный Котлин». Его территория занимает 102 гектара, а наиболее ценными насаждениями являются черноольховые и осиновые леса, ивняки и травянистые растения на песчаных побережьях. 

По территории заказника проходят экологические тропы с деревянными настилами и пешеходная зона, проложенная от форта «Шанц». Поднявшись на орнитологическую вышку, можно понаблюдать за птицами и осмотреть территорию заказника с высоты. На вышке и вдоль троп расположены стенды с информацией о растительном и животном мире. Также здесь есть оборудованные места для отдыха с пожаробезопасной жаровней, где можно приготовить еду на свежем воздухе.

Адрес: Заказник «Западный Котлин», Кронштадтское шоссе, Санкт-Петербург, Россия.

Достопримечательности Кронштадта на карте

Поделитесь с друзьями:

Кронштадтская крепость — Википедия

Кронштадтская крепость — памятник архитектуры и истории XVIII—XIX веков. В хорошем состоянии сохранился только Северный вал крепости, расположенный в центре Кронштадта вдоль улицы Восстания, которая была проведена в XIX веке вдоль уже существовавшей, но незадолго перед этим перестроенной крепости.

Атлас крепостей Российской империи (ок. 1830) [1]

Деревянная крепость[править | править код]

В ноябре 1703 года в Санкт-Петербург пришло первое иностранное судно голландского шкипера Выбеса, доставившее соль и вино. Шкипер получил объявленную Петром I премию — 500 золотых. А 22 июня 1715 года Пётр I торжественно встретил сразу 45 голландских и английских торговых кораблей. Стала очевидной необходимость постройки просторных и удобных для стоянки и разгрузки кораблей гаваней. Для ускорения дела Пётр I назначил губернаторов лично ответственными за проведение работ в отведённых им участках, для чего вызвал их в Кронштадт. В марте 1719 года было завершено строительство Купеческой гавани.

Строительство крепости началось через двадцать лет после того, как началось сооружение кронштадтских фортов, и закончилось в конце XIX века[2].

Генеральный план строительства на острове, включавший план застройки города, был утверждён Петром I в 1721 году. Город должен был быть окружён крепостной оградой бастионного начертания с запада, севера и востока. С южной стороны город должен был быть защищён стенками гаваней.

7 (18) октября 1723 лично Петром была произведена закладка крепости, которая была названа Кронштадтом. Фронты крепостной ограды были расположены по системе Кегорна (при Петре II было предложено строить эти фронты по простой бастионной схеме Вобана). Грунт для насыпи, на которой велось строительство, добывался вручную на материке. Поверх насыпи велись обширные фортификационные работы: строилась стена, расставлялись пушки, создавались казармы и башни. На вооружении крепости состояло 358 пушек, 11 гаубиц и 19 мортир, из них 257 орудий защищали фарватер. В гарнизоне числились 71 офицер и 2664 нижних чина[3].

Для облегчения перевоза грузов в пределах города были построены каналы, а также доки, после чего город превратился в первоклассную верфь. Для жилых строений были отведены участки — для рядовых граждан площадью в 6 соток (32х12 м), для знатных — той же длины, но шириной, выбираемой по желанию.

Вскоре после смерти Петра I почти все работы в крепости перешли под управление генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха (до его отставки в 1740 году). С 1727 года этот «Обердиректор над фортификациями Российской империи» был непосредственно подчинён Военной коллегии. Им был разработан новый штат российских крепостей, где особое внимание было уделено Кронштадту.

В 1734 году в качестве опыта были начаты работы по замене деревянных ограждений гаваней каменными. Однако из-за нехватки каменщиков и начавшейся войны с Турцией через три года эти работы были свёрнуты. Октябрьская буря 1757 года снова нанесла значительный ущерб укреплениям. Опять встал вопрос о начале каменного строительства, но произведённый расчёт затрат показал, что восстановительные работы с использованием дерева имеют в 20 раз более низкую стоимость, что отсрочило работы в камне на четверть века.

Каменная крепость[править | править код]

25 марта (5 апреля) 1784 года адмирал Грейг подписал план устройства Адмиралтейства в Кронштадте. По указанию Екатерины II авторитетная комиссия рассмотрела его, и 18 (29) января 1785 года императрица подписала рескрипт, поручавший Грейгу начать перевод Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт. Составленный Грейгом план определил во многом ход застройки города служебными и жилыми зданиями, складами и госпиталями.

Крепостная стена у Санкт-Петербургских ворот

В крепости, наконец, начато было каменное строительство. Проводилось и углубление гавани, причём в качестве рабочей силы были использованы заключённые.

Наводнение 1824. Восстановление крепости[править | править код]

Во время катастрофического наводнения в ноябре 1824 года практически вся поверхность острова, за исключением нескольких возвышенностей за пределами города, оказалась под водой. Уже к вечеру 7 ноября Кронштадтская крепость практически перестала существовать. Укрепления были разрушены, вооружение смыто волнами. Стихия обрушилась внезапно, в результате многие солдаты, не снятые с постов, погибли.

Граф Сухтелен, инспектор Инженерного департамента, создатель Генерального штаба русских вооружённых сил, срочно создал проект городских каменных укреплений. Под руководством инженер-подполковника Львова начались срочные восстановительные работы, которые велись круглосуточно. В основном работы закончились к лету 1826 года.

В 1827 год был заново утверждён план города, мало чем отличавшийся от старого.

После окончания работ по укреплению обороны города он стал напоминать собой неправильный четырёхугольник. Со стороны суши острова Котлин он был защищен стеной с башнями и эскарпом.

С запада город был прикрыт эскарповой стеной, которая была частично замещена стенами 1-й Западной (Цитадельной) оборонительной казармы с полубашней (построена в 1826—1828 годах, перестроена в 1903—1906 годах), а также 2-й Западной (Кронштадтской) оборонительной казармы (построенной в 1826—1829 годах и перестроенной в те же годы, что и первая). Перед эскарпной стеной был выкопан Кронверкский канал, с севера и юга перекрытый батардо.

Северные городские оборонительные сооружения были образованы четырьмя Северными оборонительными казармами, построенными в разное время с 1831 по 1871 год, некоторые из которых были снабжены полубашнями. С востока была расположена пятая, Восточная оборонительная казарма.

Со стороны моря город был защищён молами с площадками, предназначенными для размещения пушек, а также батареей «Князь Меншиков», защищающий вход в Среднюю и Купеческую гавани.

К западу от кронверка были расположены люнеты: люнет «Ден» (названный так по имени генерала Дена) восточнее современного городского кладбища и люнет в районе бывшей базы торпедных катеров — «Базы Литке», рядом с которой в настоящее время создан контейнерный терминал.

До настоящего времени сохранился ряд казарм и Северный вал крепости вдоль улицы Восстания и частично вдоль улицы Зосимова до Кронштадтских ворот.

Комплекс мортирных батарей[править | править код]

Карта комплекса мортирных батарей Батарея Демидов

Комплекс мортирных батарей Кронштадтской крепости является объектом культурного наследия и находится в западной части острова Котлин. Комплекс включает в себя:

  • Батарею Демидов с казематом для керосинового двигателя и дальномерным павильоном. 1902—1905 гг. Инж. Н. В. Баранов.
  • Южную мортирную батарею. 1902—1905 гг. Инж. Н. В. Баранов.
  • Мортирную батарею № 1 с дальномерными павильонами. 1893—1902 гг. Инж. В. А. Кухарский, Н. П. Капица.
  • Мортирную батарею № 2. 1902—1906 гг. Инж. В. Ф. Вальтер, Н. П. Юденич.

В список памятников истории и архитектуры, охраняемых государством, включены следующие сооружения:

  • Оборонительная стена на улице Восстания;
  • Северные оборонительные казармы № 1—5 на улице Восстания;
  • Северные полубашни № 1—3 на улице Восстания;
  • Западные оборонительные казармы № 1—2 на улице Зосимова;
  • Защитная плотина № 1;
  • Земляной вал, оборонительный ров, эскарповая стена, южное и северное батардо на улице Зосимова вблизи Кронверкского канала;
  • Восточная оборонительная казарма и северо-восточная башня на улице Мануильского;
  • Здание гауптвахты на Ленинградской улице;

Автобусы № 2, 3, 175. Через Кронштадтские ворота на Кронштадтское шоссе идут и пригородные автобусы № 101, 215.

Форты Кронштадта

  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 2000. — 720 с. — ISBN 5-289-01928-6.

Андреевская улица (Кронштадт) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2014; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2014; проверки требуют 7 правок.

Андре́евская у́лица — улица в Кронштадте. Идёт от проспекта Ленина к улице Зосимова[2].

История населения и культуры[править | править код]

В 1805—1817 годах построен Андреевский собор (на месте нынешнего Андреевского сада). Здесь служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1819—1822 годах построена Англиканская церковь (затем Крестовоздвиженская церковь).

В 1931 году закрыта Крестовоздвиженская церковь[3].

В 1932 году взорван Андреевский собор[4][5].

В начале мая 2012 года в доме № 5 на Андреевской улице открылся Морской музей, экспозиция которого посвящена истории водолазного дела в России.

История наименования[править | править код]

В справочной книге 1916 года улица значится как Андреевская улица.

В путеводителе Столпянского 1923 года значится как улица Володарского[6].

Андреевская улица граничит или пересекается со следующими магистралями:

Андреевская улица, дом № 5

Около Андреевской улицы находятся:

  • Крестовоздвиженская церковь[3]
  • Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
  • Кронштадтский Морской музей (водолазного дела)[7]
  • Андреевский сад
  • Мемориал Андреевского собора (в Андреевском саду)
  • Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери (в Андреевском саду)[5][8]
  • Внутренние автобусы Кронштадта:
  • Остановка «Гостиный Двор»: № 1, 2, 3
  • Остановка «Улица Велещинского»: № 1, 3
  • Автобусы Санкт-Петербурга:
  • Остановка «Гостиный Двор»: № К405 (следует от станции метро «Чёрная речка» до Гражданской улицы Кронштадта)[9][10]

Флотская улица (Кронштадт) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2014; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2014; проверки требуют 15 правок.

Фло́тская улица — улица в Кронштадте. Соединяет улицу Рошаля и проспект Ленина между улицами Советской и Восстания.

Нумерация домов осуществляется с востока на запад. Протяжённость магистрали — 750 метров.

Известна с 1788 года как Павловская улица[3]; 2 ноября 1918 года получила своё нынешнее название[4].

  • Четырёхугольник, образуемый современными улицами Советской, Карла Маркса, Флотской и Рошаля подвергся активной застройке при Екатерине II, когда в 1776—1787 годах были построены первый, второй, третий и четвёртый офицерские флигели из планировавшихся шести. Остальные два были построены в 1837 (пятый) и в 1842 годах (шестой) уже при Николае I, несмотря на то что были спроектированы ещё в последней четверти XVIII века[5]. Из-за отказа перевода Адмиралтейства в Кронштадт, строительство ограничили шестью служительскими флигелями и шестью офицерскими[6]. Современные адреса служительских флигелей — Флотская улица, дома 2, 4, 6 (4Л), 8, 10, 12.
  • Дом 2 (сквер между улицами Флотской и Восстания) — памятный знак «Подвигу подводников-балтийцев в годы Великой Отечественной войны» (рубка подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана»). Открыт 9 мая 2000 года (арх. С. А. Семёнов)[7].
  • Дом 4
  1. Памятник А. Г. Желязнякову (бюст). Открыт в 1941 году (арх. В. С. Чеботарёв)[8].
  2. Памятник И. Д. Сладкову (бюст). Открыт в 1940 году (арх. В. С. Чеботарёв)[9].
  • Памятник (рубка подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана»)

  • Памятный знак «Подвигу подводников-балтийцев в годы Великой Отечественной войны»

  • Территория служительских флигелей

  • 3-й служительский флигель

  • Территория служительских флигелей

  • Перспекива Флотской улицы с Владимирским собором

  • Дом 5 — Центральная районная детская библиотека;
  • Дом 10/12 — детский сад № 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и художественно-эстетического развития воспитанников[10];
  • Дом 13А — территориальная организация общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России[11];
  • Дом 25 — редакция газеты «Кронштадтский вестник»[12].
Флотская улица, вид от проспекта Ленина

С востока на запад:

  • Флотская ул. // Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 141. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

Кронштадт на изоляции. Весь транспорт на въезд останавливается, у водителей проверяют прописку - Власть - Новости Санкт-Петербурга

Фото: Изображение MARKTPLATZRehburg-Loccum с сайта Pixabay

Коронавирусная инфекция вернула Кронштадту статус закрытого города и изолировала его от гостей. Во вторник въезд контролирует полиция, но администрация такого решения ещё не принимала.

автор фото читатель «Фонтанки»

На внезапную труднодоступность Кронштадта утром 31 марта «Фонтанке» пожаловались читатели. По их словам, блокпостов нет, но въезд автомобилей контролирует полиция.

«Проверяют документы, смотрят прописку, хотя никаких предупреждений вчера не было. Фуры разворачивают. Пока стоим в пробке, ждём», - рассказывают читатели.

автор видео читатель «Фонтанки»

Те, кто добирался на автобусе, уточнили, что после затяжного ожидания всё-таки проехали. Местом регистрации у них так и не поинтересовались. Ретейлеры подтвердили, что во вторник их фуры с продуктами на остров не пропускали.

В администрации изоляцию Кронштадта от Петербурга опровергли, но ограничения, говорят, есть. Инициатором стал ОМВД Кронштадтского района, в котором таким образом решили разобраться с внутренним туризмом. Нерабочая неделя и хорошая погода сделали Котлин особенно привлекательным, желающих погулять небезопасно много.

«Сегодня установили пост ГИБДД. Проверяют личные автомобили, смотрят прописку. Для жителей Кронштадта проезд свободный, у остальных спрашивают цель приезда», - рассказали в пресс-службе.

Как уточняет глава района Олег Довганюк, пропуск грузовиков с продуктами и товарами для торговых сетей не ограничивают. По его словам, полицейских интересуют водители на личных машинах.

«При отсутствии регистрации и трудовых отношений в Кронштадте сотрудники полиции предлагают убыть по месту регистрации. Эта мера направлена с целью предотвращения въезда в район граждан с туристическими целями», - сообщил Довганюк.

Решение фильтровать поток въезжающих принял начальник ОМВД по Кронштадтскому району Андрей Селюгин. Чиновников об инициативе не известили. Обсуждать её собираются на совещании в ближайшее время, где решение примут уже на уровне администрации.


Смотрите также

Описание: