Где находится красное сормово


Завод Красное Сормово — Энциклопедия Нижнего Новгорода

Первый двухпалубный пароход завода - "Переворот", впоследствии переименован в "Колорадо" Паровоз завода Бенардаки Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Из статьи в АиФ к знаменательной дате: 31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый выпущенный в нашей стране танк. Памятник подводной лодке, на территории предприятия Дизельная подводная лодка и ее создатели Митинг при спуске подводной лодки Сормовская подводная лодка на реке Нева Танкер на спуске Танкер выходит на ходовые испытания Митинг Единороссов при спуске сухогруза для иностранного заказчика Строящиеся суда в заводской гавани Директор предприятия-заказчика танкера и "крестная" судна (девушка, разбивающая бутылку шампанского о корпус судна перед его спуском на воду)
"Образ жизни" - выпуск телепередачи о работниках
завода

Завод Красное Сормово - крупнейшее судостроительное предприятие в регионе, одно из наиболее знаковых, начавшее свою историю еще с последнего периода бойкой международной торговли на Волге и строившее наиболее впечатляющие волжские и каспийские корабли того времени, вошедшее в литературу благодаря творчеству Горького. Изначально было многопрофильным, сооружая также паровозы и разнообразную продукцию для рынка. Успех предприятия еще в царское время позволил рабочим построить внушительные частные дома, некоторые из которых можно увидеть в северной части центра Сормово, и способствовал появлению массы предприятий-смежников.

Около завода сложился самобытный городской район Нижнего Новгорода, называемый, по имени старинного сельского поселения, Сормовом. В отличие от промышленных районов, появившихся в советское время, таких как Автозавод в Нижнем Новгороде, или городов Набережные Челны и Тольятти в Поволжье, Сормово отличается наличием собственной интеллигенции и субкультуры. Деятельных представителей района отличает, редкое для РФ в целом, рачительное хозяйствование - самые эффективные и не коррумпированные нижегородские ТСЖ можно встретить в Сормово, зоопарк с отличным уходом за животными расположен в Сормовском парке - но слабое эстетическое чувство.

Завод вполне нашел себя и в советское время, когда экономика была крайне милитаризирована - сооружая подводные лодки, включая атомные, а во время войны - и танки Т-34. Предприятия, "отпочковавшиеся" от сормовского промышленного узла, центром которого является Красное Сормово, и бывшие его смежниками в целом ряде задач, довольно известны и сами по себе - это Нижегородский машиностроительный завод (при основании - "Новое Сормово"), огромное предприятие, специализирующееся на артиллерии и Конструкторское бюро им. Африкантова, занимающееся проектированием малых и средних ядерных реакторов, а также авиационный завод Сокол, сначала испытывавший определенные проблемы с качеством, характерные для советских производств, но потом, еще в советское время, внедривший систему управления качеством, ставшую образцом для многих отечественных предприятий, что значительно изменило ситуацию. В отличие от специализированных военных производств, Завод Красное Сормово без крайних затруднений нашел свою нишу и в рамках постсоветского своеобразного капитализма, выпуская на экспорт, танкеры, сухогрузы и даже подводные лодки.

Завод Красное Сормово - уникальное явление в мировой промышленной и экономической практике, когда крупнейшая судоверфь, выпускающая в том числе и морские суда и военные корабли, находится едва ли не в центре континента. В советское время это было характерным "мотивирующим секретом" горожан, хотя маловероятно, что для потенциальных партнеров даже до применения технологий спутниковой разведки являлось тайной. Дело в том, что во всем мире сама особенность эволюции производственной линейки технологий была примерно одинаковой: там, где делали корабельные канаты - возникали центры военной химии, а где самые годные пароходные и паровозные котлы - ядерные реакторы для подводных лодок. То есть для экономической индустриальной аналитики и без погружения в среду понятно, какое соотношение старых промышленных районов приводит к созданию какого рода новых индустриальных центров.

По хронологии, событиям и характерным особенностям развития сормовского производства можно буквально изучать особенности российской индустрии на всех этапах ее истории.

Вызовы и перспективы[править]

Основным вызовом для того явления, которое можно назвать "сормовское промышленное самосознание", является вера в непогрешимость решений "центра" (вероятно, побочный продукт патриотической мотивации великодержавного типа), и в то же время недоверие к собственным возможностям по принятию важных для развития решений, приводящие к характерным ошибкам. В таком формате сознания пока специалист рабочий, он очень любит безрезультативно порассуждать о правильном менеджменте, особенно на рабочем месте. Но как только специалист начинает эффективно расти в бюрократической иерархии, он тут же принимает правила игры, что буквально любые "спущенные" решения приводить в соответствие с реальной обстановкой - себе дороже. Стоит напомнить, что придерживавшийся несколько похожей технологии менеджмента японский флот был "раскатан на блины" именно по этой линии. В то время как как раз для его конкурентов были характерны постановка задач только в общем виде и принятие ответственных решений на местах - буквально на каждом отдельном корабле. "Центра" нет, кто результативнее - тот и центр. В административном центре, часто не самом важном, а скорее выполняющем вспомогательные функции для индустриального процесса, исполнители и не могут обладать всей полнотой знаний по всем направлениям, в отличие от руководителей на местах, прекрасно знающих собственный участок. Если этого не понимать или избегать ради бюрократического отказа от ответственности, выстраивая управленческий процесс, любая мелкая ошибка центральных органов, опускаясь по централизованной пирамиде, превращается на уровне конкретных специалистов в многолетний технологический тупик или аварию. Так постепенно снижается мотивация и собственная инициатива, но формируется потребность "истово верить в величие".

Разрабатывая стратегию развития, стоит обратить внимание на недостатки местного рынка, которые нужно превратить в достоинства. Из-за коррупции в городах сложно найти выгодное офисное или жилое помещение. Зато можно, совместно с малыми судостроительными предприятиями по области, строить плавучие базы для ведения бизнеса, плавучие многоквартирные дома и гостиницы. Огромные милионные города расположены в волжском и связанными с ним речными и озерными бассейнами. Благодаря отсутствию административно-коррупционной ренты, традиционно привязанной к земле и коммуникациям, "движимая недвижимость" в таких модулях, наподобие нео-дебаркадеров, будет весьма выгодной по цене. Возможность перегнать свой офис или дом из-под "опеки" администрации со слишком мощными аппетитами в другой район или город привлечет многих. Развитие этого направления само по себе приведет к активации речной жизни, совершенно новым запросам к транспортным и энергетическим технологиям, на которые заранее можно подготовить ответ, пользуясь возможностями нижегородской промышленной базы.

В настоящее время завод выпускает речные, морские суда а так же суда для смешанной навигации - как на экспорт, так и для внутреннего заказчика, а также дизельные подводные лодки, чьи габариты подходят для транспортировки волжским водным путем. Современные атомные подводные крейсера крупнее и выпускаются в Северодвинске, с использованием нижегородских комплектующих.

21 июля 1849 года компания «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» купила у балахнинской помещицы Крюковой земельный участок на берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка. Уже в 1850 году было спущено на воду первое судно - деревянный колёсный пароход «Ласточка».

В 1860 году разразился экономический кризис и разорившаяся компания продает завод промышленнику Дмитрию Бенардаки. Как "Завод Бенардаки" Сормовский завод и был известен до национализации большевиками.

4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово». На заводе действуют 48 цехов и семь технических бюро. Благодаря успехам и эффективности, завод получает крупные оборонные заказы от правительства.

С 1898 года на заводе начинается производство паровозов.

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки.

Во время войны заводу было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Своим трудом работники удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны.

С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок.

Среди произведенных лодок была С-13 капитана Маринеско, потопившая транспорт "Вильгельм Густлофф".

После войны, в связи с развитием технологий и военно-технической конкуренции с Америкой, а также полученным в Германии в результате поражения последней технологиям и оборудованию, темпы строительства подводного флота еще более возросли.

Всего на предприятии построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.

В 1933 году завод одним из первых в стране перешел на цельносварные корпуса.

На заводе начал свою деятельность известный конструктор скоростных судов и экранопланов Ростислав Алексеев.

Гражданское судостроение возобновлено 27 мая 1947 года закладкой теплохода «Большая Волга», затем строились сухогрузы, танкеры, буксиры, паромы. Разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».

В 1955 году на «Красном Сормове» была создана первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали.

В августе 1957 года спущено на воду первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже строились скоростные суда как для рек, так и для морей — «Чайка», «Метеор», «Буревестник», «Комета» и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях (на то время) принесли заводу мировую славу и известность.

Ядерная авария на предприятии[править]

18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению (корабельные ядерные реакторы меньше, имеют технологические возможности самоторможения реакции, и по этим причинам не могут привести к аварии масштаба Чернобыльской), но многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит». По воспоминаниям очевидцев, в ликвидации последствий аварии привлекали и солдат срочной службы, не обученных обращению с радиационно-опасными материалами. Жители района вспоминают интенсивную работу машин - уличных "поливалок" в то время, и увеличение площади зеленых насаждений.

В тот исторический период сокрытие информации о ядерных авариях было типичным не только для СССР (любая корпорация, имевшая возможность избежать огласки, делала это), но привлечение толком не подготовленных к опасностям кадров - характерная черта организации советской индустрии военной направленности, демонстрирующая низкую цену жизни в условиях монополии власти и практической невозможности гражданам судиться - даже в закрытом режиме - с государством, особенно в вопросах секретной тематики.

Сайт предприятия[править]

krsormovo.nnov.ru

Кадровая служба[править]

Зам. генерального директора по персоналу Белкин Дмитрий Александрович, начальник отдела кадров Железнова Тамара Евгеньевна.

Телефоны[править]

Секретарь 229-60-52, факс 229-60-37

Электронная почта[править]

[email protected]

Отдел закупок[править]

Директор по закупкам Козлов Николай Григорьевич

Телефоны[править]

секретарь 229-61-80, факс 273-14-03

Электронная почта[править]

[email protected]

Смотрите также[править]

Красное Сормово — Википедия

Координаты: 56°21′37″ с. ш. 43°52′34″ в. д. / 56.360443444° с. ш. 43.876304639° в. д. / 56.360443444; 43.876304639 (G) (O) (Я)

«Кра́сное Со́рмово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство», как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. 18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства объявлен общенародной собственностью. Наименование «Кра́сное Со́рмово» получил 17 ноября 1922 года по постановлению президиума Нижегородского губисполкома. С 1994 года является открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».

Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. По состоянию на 2006 год структура завода включает четыре основных производства, пять вспомогательных производств и инженерный центр.

Основные производства:

  • Корпусное и монтажное: обеспечивают выпуск основной продукции предприятия
  • Механическое и металлургическое: обеспечивают выпуск побочной продукции, в частности сельскохозяйственных машин, запасных частей для крупных предприятий машиностроения и энергетики, судостроительного оборудования

Вспомогательные производства (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, электроремонтное, газовое хозяйство, транспортное производство) обеспечивают деятельность предприятия.

В инженерном центре проводится разработка новых судов и других образцов продукции.

Собственники и руководство[править]

С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП).

33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения».

На внеочередном собрании акционеров переизбран совет директоров предприятия, в него входят:[2]

  • Исполнительный директор Группы МНП Сергей Вотинцев,
  • Генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков,
  • Директор по судостроению Группы МНП Андрей Иванов,
  • Заместитель начальника управления судпрома Роспрома Владимир Костюков,
  • Генеральный директор Группы МНП Вадим Малов,
  • Президент холдинговой компании «Промышленные инвестиции» Сергей Николаев,
  • Руководитель управления Росимущества по Нижегородской области Семен Тарасов.

История предприятия[править]

Дореволюционный период[править]

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

Первым судном, произведённым на заводе, стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.

В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.

4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».

С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.

Судостроение[править]
Пароход «Переворот»

Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.

Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.

В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).

В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.

За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.

Паровозостроение[править]

Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе под руководством инженера Б. С. Малаховского был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.

Советский период[править]

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

Железнодорожный транспорт[править]

Выпускаются усовершенствованные модификации паровоза Михайловского (тип 1-3-1).

1925—1927 годы «СУТ» (Сормовский усиленный тяжелый).
1934—1935 годы «Су» (Сормовский усовершенствованный).
1936 год выпущено 135 узкоколейных паровозов.

Паровозостроение закончилось после ВОВ выпуском небольшой серии машин.
Всего на «Красном Сормове» выпущено 3468 паровозов.
Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).

Танкостроение[править]

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин». Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции. В 1942—1945 гг. под руководством директора завода Ефима Рубинчика на предприятии во много раз было увеличено производство танков Т-34 (всего выпущено около 12000 ед.).[3] Первые сверхплановые танки вышли из ворот «Красного Сормова» в июле 1942 года. В августе число выпущенных танков вновь было увеличено. В этом же месяце заводу, впервые за время войны, было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Стоит отметить, что своим героическим трудом сормовичи удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны. Знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Сейчас оно находится в музее завода «Красное Сормово».

Строительство подводных лодок[править]

С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.[4].
Первая ПЛ передана ВМФ в 1934 году (тактический № Щ-304 тип «Щука» III серии, названа «Комсомолец», так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны).
Всего до начала Великой Отечественной войны построено:

11 подводных лодок типа «Щука»
34 подводные лодки типа «С» IX-бис
15 подводных лодок типа М — «Малютка»

В годы войны передано ВМФ ещё 27 сормовских подводных лодок, на одной из них (С-13) под командованием А. И. Маринеско совершена знаменитая атака века, в результате которой был потоплен крупный германский военный транспорт «Вильгельм Густлофф».

После войны резко повысился темп строительства подводного флота.

пр. 613 серия из 113 единиц (1953—1956 гг.)
пр. 633 серия из 20 единиц (с 1958 г.)
пр. 670 «Скат» и 670М «Чайка» — АПЛ с крылатыми ракетами подводного старта(1967 −1978)
пр. 671 РТ «Семга» многоцелевая АПЛ второго поколения (1972—1978)
пр. 641 Б «Сом»
пр. 877 «Палтус» (тип «Варшавянка») д/э ПЛ с высокими боевыми характеристиками (с 1979 г.)
пр. 945 «Барракуда» (с 1984 г.)
пр. 945А «Кондор» (1993 г.)

Всего построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.

18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит»[источник не указан 1358 дней].

В 1955 году на «Красном Сормове» была создана первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали (УНРС), созданная под руководством академика И. П. Бардина, удостоенного за эту работу Ленинской премии. Производительность установки достигала 20 тысяч тонн стали в месяц.
С 1950-х по 1989 год выпускаются бытовые стиральные машины «Волна».
С 1987 по 1993 год изготовлено 126 башенных кранов для домостроения.

Гражданское судостроение[править]

С 1931 года начался выпуск буксиров мощностью 1200 л.с. типа «Красный шахтер», «Индустриализация» и «Коллективизация».
В 1933 году завод одним из первых в стране перешел на цельносварные корпуса.
В 1937 году для канала Москва — Волга построена флотилия комфортабельных пассажирских судов: четыре теплохода по 700 л.с. на 205 пассажиров, 6 катеров на 300 мест и 6 катеров на 150 мест.
Основная продукция в годы Великой Отечественной войны — танки Т-34 различных модификаций и подводные лодки.
Гражданское судостроение возобновлено 27 мая 1947 года закладкой теплохода «Большая Волга», затем строилась широкая номенклатура судов, сухогрузы, нефтеналивные суда, буксиры, паромы.
В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».
Крупными сериями строились суда смешанного плавания «река-море». Бесперевалочная доставка грузов приносила большой экономический эффект, в 1972 году группе работников завода за участие в создании и серийное строительство судов нового класса была присуждена Государственная премия СССР.

На заводе начал свою деятельность известный конструктор скоростных судов и экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев.

В 1941 году принят на работу контрольным мастером по выпуску танков Т-34.
В начале 1943 года организована гидролаборатория под его руководством.
С 1949 по 1951 год гидролаборатория успешно работает над проблемами торпедных катеров на подводных крыльях (Алексеев и его ближайшие помощники удостаиваются государственной Сталинской премии).
В 1952 году на базе КБ «Гидролаборатория», опытного производства, научно-исследовательских лабораторий и экспериментальной базы при судостроительном заводе «Красное Сормово» создается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ныне АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева»).
В августе 1957 года спущено на воду первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже строились скоростные СПК — «Чайка», «Метеор»,«Буревестник» и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях (на то время) принесли заводу мировую славу и известность.

Постсоветский период[править]

В 2004—2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством[5].

В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. Рост объёмов производства 2006→2007 на заводе составил 16 %; к осени 2007 года уже заключены контракты на 2008-2009 годы[6].

Строительство четырёх сухогрузов для итальянской судоходной компании «Pietro Barbaro S.A.»:[7]

  • 2006 год: два судна переданы заказчику:
    • «Электра»;
    • «Климена»;
  • Середина 2007 года — «Майя»;
  • В мае 2008 года планируется передача четвёртого судна заказчику.

В 2007 году предприятие выполняло контракт с турецкой судоходной компании «Palmali Group», который предусматривает строительство трёх танкеров проекта 19619.

Начиная с 2009 года для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана[11] было построено 6 нефтеналивных танкеров — «Сумбар», «Хазар», «Джейхун», «Этрек», «Аладжа»[12], «Кенар»[13].

Несколько танкеров по проекту 19614 строится для компании ООО «В.Ф. Танкер». Все они называются в честь работников предприятия «Волжское пароходство», погибших во время Великой Отечественной войны. Уже спущены на воду — «Механик Антонов», «Механик Белов», «Механик Ерохин», «Механик Парамонов», «Механик Пантелеев» и «Механик Погодин».[14]

Металлургия[править]

Награды завода[править]

  • 1870 — Бронзовая медаль за введение литья стали по методу Сименса-Мартена на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1872 — Право изображения государственного герба, что приравнивалось к золотой медали, на Всероссийской выставке в Москве. Экспонировались: кресло-кроватный вагон I кл; вагон-ледник.
  • 1885 — Диплом I разряда приравнивался к золотой медали. За отличную работу пароходного вала с отделанными шейками на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде отмечен Императорским техническим обществом.
  • 1896 — На Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались часть корпуса морской шхуны, паровой котёл, паровые машины, вагоны.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Бронса» на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде.
  • 1910 — Большая серебряная медаль за двигатель «Лиценмайер» на выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Лиценмайер-Сормово» на выставке в Екатеринославе.
  • 1939 — Орден Трудового Красного Знамени в ознаменование 90-й годовщины завода.
  • 1943 — Орден Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов.
  • 1945 — Орден Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
  • 1949 — Орден Ленина к 100-летию завода.
  • 1958 — Большая золотая медаль за дизель-электроход «Советский Союз» на Брюссельской международной выставке.
  • 1958 — Большая золотая медаль за разъездной катер на подводных крыльях на Брюссельской международной выставке.
  • 1970 — Орден Октябрьской революции.

История завода | Завод "Красное Сормово"

21 июля 2019 года исполнилось 170 лет одному из старейших судостроительных предприятий России - заводу "Красное Сормово".

От первых отечественных пароходов до уникальных атомных подводных лодок - таков долгий путь Сормовской машинной фабрики, основанной в 1849 году акционерным обществом.

Завод имеет яркую, богатую событиями, историю. Основной профиль завода – судостроительный, но за 170 лет своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. Здесь в 1870 г. была построена первая в России мартеновская печь, а в 1953 г. начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали. В разное время на Сормовском заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Выпускалась и главная продукция – пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.

С первых дней существования завод был одним из главных  арсеналов     страны: строились военные суда, бронепоезда, выпускались боеприпасы, в 1920 г.  построен первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».

К началу первой мировой войны в Сормове было построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения.

В годы первой мировой войны предприятие сокращает выпуск гражданской продукции и развивает снарядное и пушечное производство.

 

В 1918 году завод был национализирован, а с 1922 года называется "Красное Сормово".

С 1921 года по 1928 год завод восстанавливает все виды судостроительного производства, вагоностроение, паровозостроение, дизелестроение, а также осваивает ряд новых образцов промышленной продукции.

С середины 30-х годов прекращается выпуск бурового инструмента, вагонов, паровозов. Доминирующей отраслью становится судостроение.

 

В 1930 году открылась одна из самых удивительных и героических страниц истории завода: 23 февраля на «Красном Сормове» была заложена первая ДПЛ «Комсомолец» проекта «Щука» III серии.  Подводные лодки стали самым высоким вкладом завода в оборону страны, которые строились с 1930 по 2005 год. За 75 лет подводного судостроения построено и сдано ВМФ более 300 боевых подводных кораблей, в т.ч. 26 атомных.  Также производились спасательные подводные аппараты пр.1837 «Приз» и «Бестер» и другая техника для работы под водой.

С 1918 до 1941 год завод построил свыше 240 надводных судов, не считая подлодок, и 300 капитально отремонтировал. Выпущено было 600 дизелей, более 1000 паровозов, свыше 80 тысяч вагонов и других единиц подвижного состава.

В годы Великой Отечественной войны в исключительно сжатый срок ряд цехов переоборудуется под выпуск танков Т-34, которых было изготовлено около 12 тысяч, перестраивается металлургия, выпускаются артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения.

После войны завод переходит на серийный выпуск грузопассажирских судов для Волжского бассейна и пассажирских паровозов серии "СУ".

Выдающимся достижением сормовичей является внедрение крупносекционного метода постройки речных судов.

 

Построив в 1955 году первую в стране Установку непрерывной разливки стали, сормовичи положили начало новому технологическому процессу в металлургии.

С начала 50-х годов и по настоящее время судостроительный профиль вновь стал определяющим. Идет насыщение речных и морских водных путей различными судами с маркой "Красное Сормово".

Сормовичи вносят огромный вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины, начав вновь строить подводные лодки, которые высоко оцениваются специалистами.

 

Многие технические новшества и достижения отечественной промышленности неразрывно связаны с историей завода:

  • первая в России мартеновская печь;
  • первый в мире дизель-электроход;
  • первые  отечественные танки;
  • первая установка непрерывной разливки стали;
  • первые суда на подводных крыльях;
  • первая в России серия высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD 1000.

Все это получило рождение на Сормовском заводе. Многие виды продукции, выпущенной на заводе, являлись уникальными, не имеющие аналогов в стране или не уступающие мировым образцам.

Завод пережил практически «нулевую» конверсию, успешно перешел на рыночные отноше­ния, сохранил производственный, интеллектуальный потенциал и выпускает конкурентоспособную продукцию: сухогрузные теплохо­ды и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда и т.д.

Завод Красное Сормово Википедия

Красное Сормово

Проходная завода
Тип ПАО
Год основания 1849
Прежние названия Нижегородская машинная фабрика
Основатели Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство
Расположение  Российская империя →  СССР →  Россия:
Нижний Новгород
Ключевые фигуры Михаил Першин — врио генерального директора
Отрасль Судостроение (1849-н.в.) Паровозостроение (1898-1951)
Танкостроение (1920-1921, 1941-1946)
Продукция Подводные лодки, судна на подводных крыльях, буксиры, танкеры, паровозы, танки
Долг 5,9 млрд (2014)[1]
Оборот ▲ 3,4 млрд (2014)[1]
Чистая прибыль ▼ 150,3 млн (2014)[1]
Материнская компания Объединённая судостроительная корпорация
Награды

Общая информация | Завод "Красное Сормово"

ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) является одним из ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий России.

Используя имеющийся потенциал производственных и интеллектуальных возможностей, предприятие производит суда нового поколения, удовлетворяющие потребителей по всем параметрам. Происходит постепенный переход к строительству судов более сложных в инженерном отношении. Постоянно повышается качество продукции как производимой, так и вновь разрабатываемой, обновляется и модернизируется производимая продукция, расширяется рынок сбыта строящихся судов, осваиваются новые рынки гражданских судов при сохранении производства в сегменте специального машиностроения. Одновременно с этим ПАО «Завод «Красное Сормово» стремится использовать производственные возможности для освоения производства новых видов продукции гражданского и специального назначения для новых заказчиков.

Приоритетными направлениями  деятельности  предприятия являются: 

  • строительство гражданских судов дедвейтом до 13 тыс. тонн, которые по техническим характеристикам соответствуют Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации
  • изготовление продукции специального машиностроения для надводных кораблей и подводных лодок военно-морского флота.  

Сормовский завод основан в 1849 году и на протяжении своей истории  выпускал различную продукцию, в том числе не имевшую, для своего времени, аналогов в стране и мире. Здесь построен первый отечественный танк, а в годы Великой Отечественной войны выпущено более 13 тысяч танков Т-34 – лучших танков своего времени.

Огромным вкладом завода в оборону страны стало серийное производство  подводных лодок, которые строились на предприятии с 1930-2005 гг. За 75 лет подводного кораблестроения  трудом, умением и мастерством трех поколений сормовичей построено и сдано ВМФ более 300 боевых подводных кораблей, в том числе  26 атомных. Для оказания помощи, поиска и обследования подводных объектов завод построил и модернизировал десятки спасательных подводных аппаратов. 

Завод «Красное Сормово» занимает прочные позиции на рынке современного гражданского судостроения уже более 20 лет. Последние 3 года доля ПАО «Завод «Красное Сормово» в сегменте судов типа «река-море» дедвейтом до 13 тыс. тонн поддерживается на уровне около 40%.

Танкеры, построенные на заводе, пять раз становились «Значительными судами  года» по версии RINA  –  Английского общества корабельных инженеров. Заводом освоено строительство самых крупных в настоящее время нефтеналивных танкеров для Каспийского моря дедвейтом более 13 тыс. тонн, танкеров-химовозов и метаноловозов для транспортировки широкой гаммы химической продукции. Все суда  отвечают современным требованиям международных конвенций  по безопасности мореплавания, оснащены оборудованием ведущих производителей.

После пятидесятилетнего перерыва «Красное Сормово» вернулось к  строительству  дноуглубительных судов, необходимых для проведения дноуглубительных работ на российских портах. Предприятием также накоплен значительный опыт строительства крупногабаритных узлов технических средства для освоения шельфа, разработаны и освоены технологии монтажа и сварки на воде конструкций значительных размеров. 

Завод «Красное Сормово» известен в стране и за рубежом не только благодаря высокому качеству построенных судов, но и как честный партнер, четко и в срок  выполняющий все условия контрактов. Государство видит в заводе добросовестного налогоплательщика, одного из крупных налогоплательщиков Нижнего Новгорода.

Судостроительный завод «Красное Сормово»

Нижегородский судостроительный завод

21 июля 1849 года, уездный суд утвердил купчую на землю, и в этот-же год Д. Е. Бенардаки (основатель завода), начал его строительство. Участок под завод выбрали на правом берегу р. Волги на месте где стояла деревня Сорманова.

Спустя всего пару месяцев с начала стройки, на территории завода уже стояли кирпичные трубы и строились цеха. А вскоре, по рекам пошли первые пароходы производства нижегородской машинной фабрики, в последствии переименованной в «Зовод Красное Сормово».

Официальный сайт предприятия http://krsormovo.nnov.ru
Контакты Адрес: Россия, 603951, г. Нижний Новгород, ул. Баррикад, 1
Телефон приёмной: +7(831) 229-60-41
E-mail: [email protected]  

С самого начала завод основан как судостроительный но стал универсальным. По мимо сухогрузов, танкеров, пассажирских судов, на заводе делали вагоны, паровозы, железнодорожные мосты, дизели и даже подводные лодки. И кстати, первый советский танк был сделан на заводе «Красное Сормово».

С 1930 года завод начал строить боевые субмарины. Всего за 75 лет предприятие выпустило больше 300 подводных лодок, в том числе 26 атомных, а за годы войны «сормовичи» поставил на фронт 13 тыс. орудий победы — знаменитые танки Т-34.

В 1934 году был увеличен штат комиссии по наблюдению за строительством кораблей и введена новая должность уполномоченного, главного управления кораблестроения военно-морского флота, на которую был назначен инженер-капитан 2 ранга Парсатанов Иван Калистратович.

В 1936-37 годах, завод приступил к строительству первых подводных лодок типа С-9 и Ф-12. Закладка первых подводных лодок типа С состоялась 14 декабря 1936 года.

В 1937 году, на заводе организуется новый цех для освоения и серийного выпуска торпедных аппаратов и электрокомпрессоров для подводных лодок.

С началом войны строительство подводных лодок было приостановлено. Завод перешел на выпуск танков Т-34, поставив фронту за все годы войны более 13.000 единиц. А, к январю 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о продолжении строительства подводных лодок на заводе «Красное Сормово».

За все годы войны, из 55 подводных лодок вступившие в боевой состав ВМФ, 27 корпусов были построены на заводе «Красное Сормово». Кроме этого, заводом было отремонтировано 41 подводная лодка.

С 1949 года развернулось строительство подводных лодок проекта 613. Главная подводная лодка этого проекта «С80» была сдана ВМФ в декабре 1951 года. После войны, это была самая крупная серия лодок. Из 215 единиц сданных флоту, 113 лодок было построено на Нижегородском заводе «Красное Сормово».

С завершением строительства подводных лодок «проекта 613», ЦКБ «Лазурит», который ранее именовалось «СКБ-12», затем «СКБ-112», совместно с заводом вышло предложение, взамен их создать серию улучшенных, средних подводных лодок «проекта 633». И за первые 4 года, было построено и сдано флоту 20 подводных лодок этого проекта.

В 21 веке предприятие входящее в «Объеденную судостроительную корпорацию» сосредоточилось на производстве гражданских судов и судов смешеного типа которые могут ходить по рекам и морям.

Красное Сормово - это... Что такое Красное Сормово?

Координаты: 56°21′37.59″ с. ш. 43°52′34.69″ в. д. / 56.360443° с. ш. 43.876305° в. д. (G) (O)56.360443, 43.876305

«Кра́сное Со́рмово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году русским промышленником греческого происхождения Дмитрием Егоровичем Бенардаки[2] как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. С 1994 года является открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».

Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. По состоянию на 2006 год структура завода включает четыре основных производства, пять вспомогательных производств и инженерный центр.

Основные производства:

  • Корпусное и монтажное: обеспечивают выпуск основной продукции предприятия
  • Механическое и металлургическое: обеспечивают выпуск побочной продукции, в частности сельскохозяйственных машин, запасных частей для крупных предприятий машиностроения и энергетики, судостроительного оборудования

Вспомогательные производства (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, электроремонтное, газовое хозяйство, транспортное производство) обеспечивают деятельность предприятия.

В инженерном центре проводится разработка новых судов и других образцов продукции.

Собственники и руководство

С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП).

33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения».

На внеочередном собрании акционеров переизбран совет директоров предприятия, в него входят:[3]

  • Исполнительный директор Группы МНП Сергей Вотинцев,
  • Генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков,
  • Директор по судостроению Группы МНП Андрей Иванов,
  • Заместитель начальника управления судпрома Роспрома Владимир Костюков,
  • Генеральный директор Группы МНП Вадим Малов,
  • Президент холдинговой компании «Промышленные инвестиции» Сергей Николаев,
  • Руководитель управления Росимущества по Нижегородской области Семен Тарасов.

История предприятия

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.

В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.

4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».

С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.

Судостроение

Пароход «Переворот»

Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.

Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.

В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).

В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.

За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.

Паровозостроение

Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.

Танкостроение

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин». Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции.

Советский период

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

С 23 февраля 1930 года на заводе началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.[4]

В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».

В августе 1957 года на воду было спущено первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета».

В 1960-х годах на заводе начали производство атомных подводных лодок. 18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит».

Постсоветский период

В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.[5]

В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. Рост объёмов производства 2006→2007 на заводе составил 16 %; к осени 2007 года уже заключены контракты на 2008-2009 годы[6].

Строительство четырёх сухогрузов для итальянской судоходной компании «Pietro Barbaro S.A»:[7]

  • 2006 год: два судна переданы заказчику:
    • «Электра»;
    • «Климена»;
  • Середина 2007 года — «Майя»;
  • В мае 2008 года планируется передача четвёртого корабля заказчику.

В 2007 году предприятие выполняло контракт с турецкой судоходной компании «Palmali Group», который предусматривает строительство трёх танкеров проекта 19619.

  • Начало августа 2007 года — спущен на воду танкер проекта 19619 «Masalli» для Palmali Group.
  • 9 сентября 2007 года — спущен на воду танкер проекта 19619 «Agdash» для Palmali Group.
    • Передача заказчику запланирована на ноябрь 2007 года.
  • В 2008 году планировался спуск на воду третьего танкера.
    • Передача заказчику планируется к ноябрю 2008 года.
  • 2008 год получен заказ Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства на танкер проекта 19619. Срок поставки судна заказчику — октябрь 2008 года.[8].
  • 2011-2012 год спущено на воду 9 танкеров для компании Волга-Балт-Танкер[9][10]

Металлургия

См. также: Категория:Продукция завода «Красное Сормово»

Награды завода

  • 1870 — Бронзовая медаль за введение литья стали по методу Сименса-Мартена на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1872 — Право изображения государственного герба, что приравнивалось к золотой медали, на Всероссийской выставке в Москве. Экспонировались: кресло-кроватный вагон I кл; вагон-ледник
  • 1885 — Диплом I разряда приравнивался к золотой медали. За отличную работу пароходного вала с отделанными шейками на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде отмечен Императорским техническим обществом.
  • 1896 — На Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались часть корпуса морской шхуны, паровой котёл, паровые машины, вагоны.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Бронса» на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде.
  • 1910 — Большая серебряная медаль за двигатель «Лиценмайер» на выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Лиценмайер-Сормово» на выставке в Екатеринославе.
  • 1939 — Орден Трудового Красного Знамени в ознаменовании 90-ой годовщине завода.
  • 1943 — Орден Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов.
  • 1945 — Орден Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
  • 1949 — Орден Ленина к 100-летию завода.
  • 1958 — Большая золотая медаль за дизель-электроход «Советский Союз» на Брюссельской международной выставке.
  • 1958 — Большая золотая медаль за разъездной катер на подводных крыльях на Брюссельской международной выставке.
  • 1970 — Орден Октябрьской революции.

Примечания

Ссылки

Красное Сормово - Вики

Красное Сормово

Проходная завода
Тип ПАО
Год основания 1849
Прежние названия Нижегородская машинная фабрика
Основатели Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство
Расположение  Российская империя →  СССР →  Россия:
Нижний Новгород
Ключевые фигуры Михаил Першин — врио генерального директора
Отрасль Судостроение (1849-н.в.) Паровозостроение (1898-1951)
Танкостроение (1920-1921, 1941-1946)
Продукция Подводные лодки, судна на подводных крыльях, буксиры, танкеры, паровозы, танки
Долг 5,9 млрд (2014)[1]
Оборот ▲ 3,4 млрд (2014)[1]
Чистая прибыль ▼ 150,3 млн (2014)[1]
Материнская компания Объединённая судостроительная корпорация
Награды

Красное Сормово - это... Что такое Красное Сормово?

Координаты: 56°21′37.59″ с. ш. 43°52′34.69″ в. д. / 56.360443° с. ш. 43.876305° в. д. (G) (O)56.360443, 43.876305

«Кра́сное Со́рмово» — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших предприятий в данной отрасли. Основано в 1849 году русским промышленником греческого происхождения Дмитрием Егоровичем Бенардаки[2] как многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов. С 1994 года является открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».

Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. По состоянию на 2006 год структура завода включает четыре основных производства, пять вспомогательных производств и инженерный центр.

Основные производства:

  • Корпусное и монтажное: обеспечивают выпуск основной продукции предприятия
  • Механическое и металлургическое: обеспечивают выпуск побочной продукции, в частности сельскохозяйственных машин, запасных частей для крупных предприятий машиностроения и энергетики, судостроительного оборудования

Вспомогательные производства (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, электроремонтное, газовое хозяйство, транспортное производство) обеспечивают деятельность предприятия.

В инженерном центре проводится разработка новых судов и других образцов продукции.

Собственники и руководство

С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП).

33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения».

На внеочередном собрании акционеров переизбран совет директоров предприятия, в него входят:[3]

  • Исполнительный директор Группы МНП Сергей Вотинцев,
  • Генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков,
  • Директор по судостроению Группы МНП Андрей Иванов,
  • Заместитель начальника управления судпрома Роспрома Владимир Костюков,
  • Генеральный директор Группы МНП Вадим Малов,
  • Президент холдинговой компании «Промышленные инвестиции» Сергей Николаев,
  • Руководитель управления Росимущества по Нижегородской области Семен Тарасов.

История предприятия

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.

В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.

4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».

С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.

Судостроение

Пароход «Переворот»

Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.

Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.

В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).

В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.

За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.

Паровозостроение

Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.

Танкостроение

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин». Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции.

Советский период

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

С 23 февраля 1930 года на заводе началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.[4]

В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».

В августе 1957 года на воду было спущено первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета».

В 1960-х годах на заводе начали производство атомных подводных лодок. 18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит».

Постсоветский период

В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.[5]

В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. Рост объёмов производства 2006→2007 на заводе составил 16 %; к осени 2007 года уже заключены контракты на 2008-2009 годы[6].

Строительство четырёх сухогрузов для итальянской судоходной компании «Pietro Barbaro S.A»:[7]

  • 2006 год: два судна переданы заказчику:
    • «Электра»;
    • «Климена»;
  • Середина 2007 года — «Майя»;
  • В мае 2008 года планируется передача четвёртого корабля заказчику.

В 2007 году предприятие выполняло контракт с турецкой судоходной компании «Palmali Group», который предусматривает строительство трёх танкеров проекта 19619.

  • Начало августа 2007 года — спущен на воду танкер проекта 19619 «Masalli» для Palmali Group.
  • 9 сентября 2007 года — спущен на воду танкер проекта 19619 «Agdash» для Palmali Group.
    • Передача заказчику запланирована на ноябрь 2007 года.
  • В 2008 году планировался спуск на воду третьего танкера.
    • Передача заказчику планируется к ноябрю 2008 года.
  • 2008 год получен заказ Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства на танкер проекта 19619. Срок поставки судна заказчику — октябрь 2008 года.[8].
  • 2011-2012 год спущено на воду 9 танкеров для компании Волга-Балт-Танкер[9][10]

Металлургия

См. также: Категория:Продукция завода «Красное Сормово»

Награды завода

  • 1870 — Бронзовая медаль за введение литья стали по методу Сименса-Мартена на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1872 — Право изображения государственного герба, что приравнивалось к золотой медали, на Всероссийской выставке в Москве. Экспонировались: кресло-кроватный вагон I кл; вагон-ледник
  • 1885 — Диплом I разряда приравнивался к золотой медали. За отличную работу пароходного вала с отделанными шейками на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде отмечен Императорским техническим обществом.
  • 1896 — На Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались часть корпуса морской шхуны, паровой котёл, паровые машины, вагоны.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Бронса» на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде.
  • 1910 — Большая серебряная медаль за двигатель «Лиценмайер» на выставке в Санкт-Петербурге.
  • 1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Лиценмайер-Сормово» на выставке в Екатеринославе.
  • 1939 — Орден Трудового Красного Знамени в ознаменовании 90-ой годовщине завода.
  • 1943 — Орден Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов.
  • 1945 — Орден Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
  • 1949 — Орден Ленина к 100-летию завода.
  • 1958 — Большая золотая медаль за дизель-электроход «Советский Союз» на Брюссельской международной выставке.
  • 1958 — Большая золотая медаль за разъездной катер на подводных крыльях на Брюссельской международной выставке.
  • 1970 — Орден Октябрьской революции.

Примечания

Ссылки

Нижний Новгород. Сормовский завод - Мысли маленького человека — LiveJournal

Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

Первым судном, произведённым на заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.

В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.

4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».

С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.

Судостроение

Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году.

В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.

Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».

В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.

В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).

В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.

За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.

В 1952 год на базе КБ «Гидролаборатория», опытного производства, научно-исследовательских лабораторий и экспериментальный базы при судостроительном заводе «Красное Сормово» создается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ныне АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева»).


В августе 1957 года спущено на воду первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1». Позже строились скоростные СПК - "Чайка", "Метеор","Буревестник" и другие. Лидирующие позиции в области разработки судов на подводных крыльях (на то время) принесли заводу мировую славу и известность.

Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе, под руководством инженера Б. С. Малаховского, был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.

Паровозостроение закончилось после ВОВ выпуском небольшой серии машин.
Всего на Красном Сормове выпущено 3468 паровозов.
Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).

Трамвайные парки Москвы, Баку, Горького и других городов в 30-х годах пополнялись вагонами из Сормова.

Танкостроение

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин».

Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции. В 1942— 1945 гг. под руководством директора завода Ефима Рубинчика на предприятии во много раз было увеличено производство танков Т-34. Первые сверхплановые танки вышли из ворот "Красного Сормова" в июле 1942 года. В августе число выпущенных танков вновь было увеличено.

В этом же месяце заводу, впервые за время войны, было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Стоит отметить, что своим героическим трудом сормовичи удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны. Знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Сейчас оно находится в музее завода "Красное Сормово".

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

Строительство подводных лодок

С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.
Первая ПЛ передана ВМФ в 1934 году (тактический № Щ-304 тип «Щука» III серии, названа "Комсомолец", так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны).
Всего до начала Великой Отечественной войны построено:
11 подводных лодок типа «Щука»
34 подводные лодки типа «С» IX-бис
15 подводных лодок типа М — «Малютка»

В годы войны передано ВМФ еще 27 сормовских подводных лодок, на одной из них (С-13) под командованием А.И. Маринеско совершена знаменитая атака века в результате которой был потоплен крупный германский военный транспорт «Вильгельм Густлофф». На лайнере погибли более шести тысяч эвакуировавшихся из Гдыни и Данцига представителей военной элиты Германии.

После войны резко повысился темп строительства подводного флота. Всего построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.

В 2004-2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.


Смотрите также

Описание: