Где находится корона российской империи какой музей


Большая Императорская Корона снова в Эрмитаже

Большая Императорская корона — главный символ власти российских монархов, ею венчались на царство все российские самодержцы, начиная с основательницы Эрмитажа Екатерины II в 1762.
Пышность и великолепие всегда отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства.
Настоящим мировым шедевром ювелирного искусства стала Большая Императорская Корона. Ей нет равных среди европейских коронных ценностей. Создана она была для коронации Екатерины II в 1762 году Иеремией Позье при участии других мастеров. Работа над Короной продолжалась два месяца и осуществлялась без применения высоких технологий. Оригинал Большой Императорской Короны выполнен из серебра и золота, инкрустирован бриллиантами (4936 штук), украшен жемчужинами (75 штук), венчает Корону редкий драгоценный камень ярко красного цвета – благородная шпинель величиной 398,72 карата.
Последний раз корона использовалась в государственных мероприятиях по своему прямому назначению в 1906 году — на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II.
В наши дни оригинал хранится и его можно увидеть только в Алмазном фонде Российской Федерации в Москве на территории Кремля.

В честь 250-летия всемирно известного музея Официальная Гостиница Государственного Эрмитажа и ювелирная группа «Смоленские бриллианты» дарят Вам уникальную возможность прикоснуться к историческому величию России. Блистательный век Екатерины, роскошь и изящество Императорской России, блеск и слава подлинного Санкт-Петербурга. Ощутите неповторимую атмосферу в гостинице Эрмитаж, в которой искусно слились прошлое и настоящее!
В эти дни в свободном доступе на территории гостиницы настоящий ювелирный шедевр наших дней от русского ювелирного бренда – реплика Большой Императорской Короны, созданная смоленскими ювелирными мастерами!

Вот какими словами охарактеризовал современное воплощение Большой Императорской Короны главный хранитель алмазного фонда России Евгений Гапанюк: «Не поворачивается язык назвать этот шедевр репликой. Это самостоятельное произведение ювелирного искусства самого высочайшего уровня, созданное с явной любовью к России и уважением к ее великой истории. Нельзя не отметить великолепное звучание изумительных смоленских бриллиантов».
Новая Большая Императорская Корона интересна тем, что современные технологии позволили применить весь арсенал технических возможностей и создать произведение ювелирного искусства 21 века. Беспрецедентный ювелирный проект был осуществлен ОАО «ПО «Кристалл» и ювелирной группой «Смоленские бриллианты» с использованием российских бриллиантов, ограненных по идеальным параметрам классификации Triple и DoubleExcellent. Игра и блеск бриллиантов знаменитой «русской огранки» с их идеальной геометрией, симметрией и качеством полировки поверхностей позволили максимально показать природную красоту алмаза в современном воплощении Короны.
Реплика Большой Императорской Короны создана в ознаменование полувекового юбилея алмазообрабатывающей отрасли России, флагманом которой является смоленское производственное объединение «Кристалл» и 10-летия его дочерней структуры – ювелирной группы «Смоленские бриллианты». Появление новой Короны приурочено к целому ряду знаменательных исторических юбилейных дат, выпавших на 2012-2013 годы: 250-й годовщина коронации императрицы Екатерины II, 400-летие династии Романовых и 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.
При создании реплики авторы не ставили задачу точно повторить оригинал, простое копирование не позволило бы продемонстрировать технологический прогресс и высшую степень мастерства, достигнутого ювелирами и огранщиками в наши дни. Реплика Большой Императорской Короны стилистически повторяет оригинальное изделие, но по многим параметрам превосходит его.
Над новым ювелирным шедевром на протяжении полугода трудились более 60 смоленских мастеров. В воссозданной смоленскими мастерами Большой Императорской Короне использовано 11 352 бриллианта идеальной огранки и высочайших качественных характеристик. Корона изготовлена из белого золота, сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами из 74 натуральных крупных жемчужин белого цвета. Корону венчает редкий по величине ювелирный камень благородного рубиново-красного цвета – природный рубеллит (турмалин), массой 384.71 карата. Новое драгоценное чудо предстает перед публикой, по-настоящему ослепляя блеском и игрой камней!
Также на территории гостиницы Эрмитаж в ювелирном салоне «Смоленские бриллианты» Вы можете увидеть и другие уникальные изделия ювелирных мастеров из Смоленска. Это прекрасная возможность приобрести искусные изделия и реплики знаменитых сокровищ! Соприкоснитесь с живой историей и богатствами России!
В рамках проекта «Смоленские бриллианты в Эрмитаже» впервые воплощены нереализованные подлинные эскизы фирмы Фаберже из фондов музея. Эскизы брошей, подвесок, колье, диадем, колец, запонок, различных аксессуаров фирмы К. Фаберже – исполнены на высочайшем профессиональном уровне и отражают практически весь спектр художественных вкусов и предпочтений состоятельной публики рубежа XIX-XX веков. Воплощение в жизнь некоторых из них мастерами ювелирной группы «Смоленские бриллианты» является интересным экспериментом, позволяющим оживить проекты художников-ювелиров, пожалуй, самой известной российской ювелирной фирмы прошлого столетия. Созданные по этим уникальным эскизам изделия коллекции «Неизвестный Фаберже», а также коллекция «Золото Скифов» (реплики золотых вещей скифского времени из собрания Государственного Эрмитажа) – представлены в новом салоне ювелирной группы «Смоленские бриллианты» на территории гостиницы.
Вы никогда не мечтали – подобно царской привилегированной особе – провести ночь в роскошных покоях Эрмитажа? Отпраздновать в дворцовых интерьерах знаменательное событие своей жизни или провести приятный вечер с изысканными блюдами и напитками в кругу друзей в атмосфере императорской резиденции, наслаждаясь чарующими звуками живой музыки? Теперь впервые это стало возможно — подарите себе незабываемые мгновения в уникальной гостинице знаменитого музея – в единственной в мире официальной гостинице Эрмитажа.
Приходите в гостиницу Эрмитаж и Вы своими глазами «вживую» увидите величественное сияние коллекционного произведения ювелирного искусства – потрясающего воплощения Большой Императорской Короны от «Смоленских бриллиантов»! Ваши незабываемые мгновения в дворцовых интерьерах в сиянии тысяч бриллиантов Короны!
Кроме того для Вас в гостинице Эрмитаж:
— «Золото Скифов» и «Неизвестный Фаберже» из серии «Из Сокровищницы Государственного Эрмитажа», другие эксклюзивные ювелирные коллекции от «Смоленских бриллиантов»;
— прекрасные избранные изделия из фарфора от Императорского фарфорового завода;
— бронза, скульптура, альбомы, репродукции, сувениры и другая эксклюзивная официальная продукция Эрмитажного магазина!
И наконец, также для Вас — уникальные номера, Императорская кухня в ресторане «Екатерина Великая», разнообразие блюд в ресторане «Микеланджело», уютный Лобби-бар с широким выбором закусок и напитков, 8 потрясающих залов для проведения праздничных и деловых мероприятий, потрясающая панорама Санкт-Петербурга с просторной террасы, живая музыка и многое другое. Лучшие традиции русского гостеприимства и подлинная атмосфера настоящего Санкт-Петербурга! Ещё одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство гостеприимства, гостиница Эрмитаж.

Большая корона Российской империи | Русский след

Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца.

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат.  Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны,  тот самый, что приобрёл в 1676 году  у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой  императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)
Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)
Павел I (1797 г.)
Александр I (1801 г.)
Николай I (1826 г.)
Александр II (1855 г.)
Александр III (1883 г.)
Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната, где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались  монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Государственное хранилище России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов  для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С  1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году  компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

 

Арабское завоевание Испании Чёрная, Белая и Червонная Русь

Большая императорская корона Российской империи

Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца…

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат.  Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

 

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны,  тот самый, что приобрёл в 1676 году  у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой  императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)

Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)

Павел I (1797 г.)

Александр I (1801 г.)

Николай I (1826 г.)

Александр II (1855 г.)

Александр III (1883 г.)

Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната, где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались  монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Гохран России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов  для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С  1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

В 2012 году  компания «Смоленские бриллианты» создало копию Большой императорской короны Российской империи.

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

Малая императорская корона — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Александр III (в Большой императорской короне) коронует свою жену Марию Федоровну Малой короной после собственного венчания на царство

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

В Российской империи существовало несколько подобных корон, но сохранилась только одна. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. Все коронации после Екатерины II включали церемонию возложения Малой императорской короны императором на главу коленопреклоненной супруги — стоя её приняла только Елизавета Алексеевна.[1]

Описание[править | править код]

Малая императорская корона изготовлена из серебра. В ней 48 крупных (от 2 до 9 каратов) и 200 мелких бриллиантов. Общий вес — 378 граммов[2][3]. Высота короны — 13 сантиметров[4].

Корона реставрирована ювелирами ГОХРАНА в 1984-85 гг.

История[править | править код]

По общепринятой версии, зафиксированной в каталогах музея 1960-70-х годов, хранящаяся в Алмазном фонде Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году по образцу Большой императорской короны братьями ювелирами Я. и Ж. Дювалями[5] для императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I и была возложена на голову Елизаветы Алексеевны во время её совместной коронации с Александром I[2][3]. Имеется информация, что какая-то Малая императорская корона (возможно, Елизаветы Алексеевны) была заказана для Екатерины II ювелиру Ж. Ф. Лубье, но она была закончена только после её смерти[1]. Алексей Краевский указывает, что для Елизаветы Алексеевны корона была создана именно Лубье, и после смерти Елизаветы в 1826 году она поступила в Кабинет Его Императорского Величества. Её разобрали в 1838 году, а камни пошли на приданое великой княгини Марии Николаевны. По его мнению, ошибку с атрибуцией короны Елизавете Алексеевне допустил академик Ферсман в знаменитом сборнике «Алмазный фонд СССР» 1924-26 годов.

По более современной версии, сохранившаяся Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году придворным ювелиром Л. Зефтигеном для коронации императрицы Марии Александровны (супруги Александра II), а позже использовалась для коронации её преемницы Марии Федоровны (супруги Александра III)[6]. Краевский указывает, что в 1882 году перед коронацией Марии Федоровны Зефтиген вставил в обод короны вынутые до этого (после коронации 1856 года) 25 солитеров.

Этой короной были коронованы две императрицы — Мария Александровна в 1856 (корона упала с головы императрицы, так как её плохо закрепили статс-дамы), и Мария Федоровна в 1883 году.

Малые императорские короны появились в Российской империи в XVIII веке. Существовало несколько подобных корон, но сохранилась только одна. Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. Так, в коронационных альбомах сохранились изображения малых корон Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (см. Короны Российской империи).

  • Малая корона Анны Иоанновны

  • Малая корона Елизаветы Петровны

Екатерина II использовала Малую императорскую корону во время выходов. Например, в Камер-Фурьерском журнале 1786 г. есть запись от 30 августа о «праздновании кавалерского ордена Святого Благоверного Князя Александра Невского и тезоименитства Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Павловича», в котором Екатерина II участвовала в «орденском уборе и Малой императорской короне».[7]

  • Мария Федоровна

  • Елизавета Алексеевна

  • Александра Федоровна

  • «Регалии Александра II и Марии Александровны» (две малые короны).

  • «Регалии Александра III и Марии Федоровны» (одна малая корона)

  • «Регалии Николая II и Александры Федоровны» (одна малая корона)

К 1917 году существовало две короны двух живых в тот момент императриц — вдовствующей Марии Федоровны (2-й) и правящей Александры Федоровны (2-й). Обе царицы изображены в таких коронах на картине, изображающей коронацию Николая II (1896). В советское время вторая из этих корон, как и многие другие царские драгоценности, была продана на запад, предположительно — в промежуток между 1922 и 1926 годами (поскольку она фигурирует на снимке регалий, сделанном в первую дату, и отсутствует на втором).

  • «Коронация Николая II»

  • Регалии в 1922 году

  • Регалии в 1926 году

Венцы и короны Российских правителей

Конец 13 - начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.


Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы .

Шапка Казанская .

Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец ."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 - 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .

Шапка Алмазная . 1682 - 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда :

Большая Императорская Корона России .

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль :-)

Короны российской империи | Екабу.ру

Конец 13 - начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Шапка Мономаха


Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы .

Шапка Казанская


Середина 16 века . Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец ."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .


Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля . Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани . Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684


Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 - 1687 .


Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .

Шапка Алмазная . 1682 - 1684 .


Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .


Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля . Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда


Большая Императорская Корона России .

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом . После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 .


Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

Регалии России — Википедия

Исторические регалии Российского государства — материальные признаки правителей России в период существования власти в этом государстве и стране.

Все время существования монархии в России существовали и использовались инсигнии. Они изменялись со временем, одни из них служили государственными реликвиями больший срок, другие — меньший. Некоторые, перестав быть чисто монархическими клейнодами, перешли в геральдическое применение.

До нашего времени в музеях Московского Кремля и в Алмазном фонде сохраняются многочисленные регалии древней России. Они представляют все этапы развития монархической власти с XIII до начала XX столетия. Этот клад является образцом многих художественных стилей и ювелирных школ России и её восточных и западных соседей. Кроме того, что это собрание одно из наибольших по полноте и количеству отдельных единиц, оно представляет все исторические этапы развития российского государства, служит свидетельством тех или иных иностранных влияний на процесс развития его монархии в общем, на вкусы отдельных самодержцев в частности.

С XIII по XVIII ст. признаками личной княжеской власти служили бармы — драгоценные наплечные украшения, золотые цепочки, либо украшенные золотом и серебром пояса[1]. Такие украшения, связанные с именами своих владельцев, передавались в наследство и фигурировали во многочисленных завещаниях[2].

Бармы[править | править код]

Один из наибольших шедевров древнерусского ювелирного дела, были изготовлены мастерами Старой Рязани в конце XII — начале XIIІ ст. Они принадлежали местному княжескому роду, но в 1237 г. город был полностью уничтожен Батыем, и украшения почти 600 лет лежали под землёй. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату. Эти драгоценные бармы являются доказательством высокого уровня местного ювелирного дела, их эмалированные с драгоценными камнями золотые медальоны украшены гравировкой. На медальонах одного из комплектов есть изображение: Распятие с Богоматерью и Иоанном Крестителем, Богоматерь, великомученицы Ирина и Варвара, Святые в царских нарядах и др. Часть медальонов имеет греческие надписи, то есть скорее всего эти детали имеют византийское происхождение[3][4].

Церемония коронации или венчания не была известна на Руси во времена феодальной разрозненности. На Русь обряд коронации монарха был принесён византийской принцессой Софией Палеолог — второй женой Великого князя Ивана III и бабушкой Ивана Грозного — и её советчиками. Впервые такую коронацию — возложение драгоценного венца на престолонаследника — совершил сам Иван III в 1498 г.[5] Он короновал «золотой шапкой Мономаха» своего старшего внука от первого брака — малолетнего Дмитрия Ивановича (последний позже попал в тюрьму из-за интриг Софии, которая таким образом пыталась сохранить трон за своими собственными детьми). В 1547 г. впервые коронацию на царский престол, а не великокняжеский престол совершил 17-летний Иван IV Васильевич. Со времён Ивана IV венчание на трон государств «Всея Руси» проходило в Успенском соборе Кремля. Церемония была составлена по византийскому образцу.

Митрополит Московский (позже — патриарх Всея Руси) клал на монарха «крест Животворящий» и награждал его золотой шапкой — короной — по легенде, подарком византийских василевсов князю Владимиру Мономаху[6]. Во времена Ивана IV и распространилась эта легенда — «Сказание о князьях Владимирских», согласно которой Константин IX Мономах в честь уважения прислал на Русь драгоценные регалии — венец и крест золотой, которые потом сделали из князей этой ветви Рюрикового дома последователей Византии. В XVII—XVIII ст. «Мономахов дар» увеличился в размерах, так как к нему причислили множество вещей, которые имели совсем постороннее происхождение. Ещё позже было доказано, что и венец, и другие «Мономаховы» вещи не имеют к известному Великому князю никакого отношения.

Шапка Мономаха[править | править код]

Древнейшая из корон, которые принадлежали владельцам Москвы, а потом России. Она была неотъемлемым атрибутом великокняжеской и царской власти, своеобразным символом России допетровского времени. Этой короной венчались все российские монархи с 1498 по 1682 гг., но в качестве повседневного убора она не использовалась. Эта корона вспоминается в княжеских завещаниях ещё со времен Ивана I Калиты, при этом она была собственностью князей, драгоценным украшением. Сказание о князьях Владимирских — политический трактат, появившийся в XVI в. — связывает эту шапку с византийским императором XI века Константином Мономахом, отсюда её название.

Корона металлическая, двухъярусная. Нижняя её часть, которая состоит из восьми соединённых золотых пластин, украшенных растительными узорами. Верхний ярус с крестом и драгоценными камнями добавлены скорее всего в 1498 г., когда «шапка» превратилась в главную великокняжескую регалию. С конца XVI ст. внизу к «шапке» присоединяется соболиный мех. Золотой венец весит всего 698 грамм (без меха). С XVIII столетия «Шапка Мономаха» служила геральдической короной «Царства Большой, Малой и Белой Руси». В современной России «шапка» украшает гербы таких древних городов, как Рязань[7], Смоленск[8], Ярославль[9].

В 1682 г. в связи с появлением в России двух царей-соправителей Ивана V и Петра I для коронации младшего из них — Петра — была изготовлена в подражание шапке Мономаха другая аналогичная корона «малого наряда».

Наперсный крест[править | править код]

Древнейший среди подобных регалий, с конца XVII ст. также связывали с легендарным «Мономаховым даром». Регалия имеет форму прямоугольного серебряного реликвария, в середину которого вставлен золотой крест — мощевик, который содержал когда-то часть Гроба Господнего. Современный вид регалия получила в 1605 г., во времена Бориса Годунова, и золотой крест — мощевик, известный ещё с 1547 г., но, возможно, он ещё более древнего происхождения. До времён Петра I церемония венчания на трон русских монархов начиналась с возложения именно этого креста[10]. Позже он хранился отдельно от других регалий — в кремлёвском Благовещенском соборе.

Шапка Казанская[править | править код]

Принадлежала Ядегару-Мухаммеду, последнему обладателю татарского Казанского ханства. Это вторая древнейшая российская корона. Изготовлена «шапка» в 1553 г.[11] российскими или татарскими ювелирами для пленного хана, специально по поводу его крещения в православную веру под именем Семена. Она была пожизненным владением Ядегара — Семена, который сохранял свой природный царский титул до самой смерти, а потом попала к частной сокровищнице Ивана IV. Корона эта имела для российских царей большое значение — как символ победы русских над басурманами и одновременно — русской веры православной над татарским мусульманством. Поэтому она была сохранена и в «смутные» времена начала XVII ст., и в 1680-е гг., когда уничтожались старые венцы и делались модные новые. Корона, которая сделана по образцу «Мономахова» венца, имеет двойной металлический корпус. Внутренний каркас — двухъярусный, серебряный, внешний — одноярусный золотой, украшенный жемчужинами, рубинами и бирюзой. Верхняя часть короны сделана в виде верха православного храма, к внутреннему корпусу присоединены золотые украшения. К нижнему краю внутреннего каркаса присоединён соболиный мех. Венчает «шапку» большой жёлтый сапфир. С конца XVIII ст. она служила в качестве короны «Царства Казанского». Шапка Казанская украшает современный городской герб Казани.

Костяной трон[править | править код]

Костяной трон, который принадлежал царю Ивану IV Васильевичу, является самым древним среди всех тронных мест российских самодержавцев. Изготовлен он вероятно в середине XVI столетия в Западной Европе, возможно в Англии. Трон имеет деревянную основу, обложенную пластинами из слоновой кости. Лицевые пластины трона имеет многочисленные ренессансные рельефные изображения — двухголовые орлы, разные звери, птицы, купидоны, сцены из древнегреческой мифологии и из Ветхого Завета. Трон реставрировался в XVII ст., но сохранил основное количество оригинальных сюжетов. В 1856 г. к коронации императора Александра II спинка трона была украшена серебряными двухголовыми орлами[12].

Золотой трон[править | править код]

«Место царское золотое» было изготовлено в конце XVI века персидскими мастерами по лучшим образцам восточного искусства. Согласно с архивом Оружейной Палаты, трон был послан шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 г.[13] Во времена Петра I он был передан в Оружейную палату, но в 1742 г. извлеклась для коронации церемонии императрицы Елизаветы Петровны. Трон весь усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями. В целом его украшают 552 рубина, 825 бирюз, 177 жемчужин и 700 половинок жемчужин.

Скипетр и держава вообще как символы власти впервые появились во времена царя Бориса. Этот комплект был заказан через посла Афанасия Власьева при дворе Рудольфа II в 1599—1600 гг. Изготовлены в Западной Европе в лучших традициях ренессансного ювелирного мастерства придворными мастерами в Эгере (ныне город Хэб). Кстати, эмалированные медальоны такого же качества не изготовлялись российскими мастерами тех времён. По легенде XVII—XVIII ст. эти регалии были подарены ещё в XI ст. Владимиру Мономаху вместе с венцом и другими реликвиями. Но на самом деле они были посланы царю Борису в 1604 г. Великим Посольством Рудольфа II, императора Священной Римской Империи, и вскоре вошли в его «Великий Наряд». «Большой» или «Первый», Наряд состоял кроме государственных регалий также из значительного количества церемониальных вещей и парадной экипировки.

Скипетр[править | править код]

Золотой скипетр «Большого наряда» или «Мономахов» — с эмалированными деталями, содержит орла. Интересное изделие ренессанского искусства, он украшен и большим изумрудом, 20 диамантами и несколькими драгоценными камнями[14].

Держава[править | править код]

Большая золотая «Мономахова» держава в верхнем полушарии имеет эмалированное изображение западноевропейского типа — сцены из жизни царя Давида. Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин[15].

Регалии Михаила Федоровича Романова[править | править код]

Корона «Великого наряда» — Шапка Астраханская.

Во времена событий «Смутного» времени в 1610—1612 гг. царская сокровищница претерпела огромные потери. Поляки забрали с Большой Казны почти всю его оружейную часть[16]. Но наиболее драгоценные вещи все время находились под пристальным боярским присмотром в оккупированном Кремле. Следует отметить, что королевич Владислав, выбранный царём деятелями Семибоярщины, с уважением относился к российским церемониалиям и регалиям, поэтому сокровищница сохранила основные реликвии предыдущих царствований. Новый царь Михаил Фёдорович за долгие времена своей власти пополнил это уникальное собрание.

Золотая сканная цепь[править | править код]

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI—XVII ст. — неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком — Генрихом Оранским[17]. Изготовленный в Западной Европе в 1620-е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640-х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев[18].

Корона[править | править код]

Корона «Большого Наряда» принадлежала царю Михаилу Романову. Она была изготовлена главным мастером Оружейной палаты дьяконом Эфимом Телепневым в 1627 г. Это замечательное творение ювелирного дела, соединённое с русскими тенденциями. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединён соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Корона украшена 177 камушками и жемчужинами[19]. После XVIII столетия регалия служила короной «Царства Астраханского».

Золотой трон[править | править код]

Трон, который принадлежал царю Михаилу Романову, впервые вспоминается в архивах Оружейной палаты в 1640 г. как вещь ещё царя Ивана IV Васильевича. Это роскошное произведение искусства было сделано в 1580-е годы в Персии, возможно — в стране Великого Могола, потом в 1640 гг. был переделан российскими мастерами и считался самой драгоценной реликвией царя Михаила. К временам Петра I трон размещался в Успенском соборе Кремля, позже был сдан в Оружейную палату. Золотые пластины трона усыпаны драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчужинами. В XVII ст. цари часто держали трон в обозе во время военных походов и осмотров, поэтому он значительно пострадал и потерял золотые пластины на ножках и золотую подножку. В целом на троне сохранилось 1325 рубинов и турмалинов, 559 бирюз, 16 жемчужин, 28 сапфиров и 36 других драгоценных камней[20].

Некоторые исторические регалии, которые имели историческую ценность, к сожалению, не дошли до нашего времени по множеству причин. Архив Оружейной Палаты Московского Кремля сохранился очень хорошо с XVII века, поэтому с многочисленных инвентарных описаний царских сокровищ можно выделить детали некоторых наиболее ценных утерянных вещей. Некоторые регалии были уничтожены большевиками в XX веке. Например, в 1920—1930 гг. из 773 драгоценностей Алмазного фонда было продано за границу или уничтожено 569.

Некоторые древние регалии использовались в геральдике до 1917 г., как определённые символы исторических земель и царств, из которых состояла Российская империя.

В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит[21].

Короны Российской империи[править | править код]

Скипетры[править | править код]

Державы[править | править код]

Государственный меч[править | править код]

Государственный меч и щит. Конец XVII в.; XVIII в.

Государственный меч Российской империи — один из овеществлённых символов императорской власти в России, отражающий право и обязанность правителя защищать своих подданных. Реально существующая на протяжении столетий единица холодного оружия. Значимый элемент, наравне с другими, формирующий понятие Исторические регалии Российского государства (Короны Российской империи, Императорский скипетр, Держава и так далее). Важный атрибут коронации всех российских императоров и императриц начиная с Елизаветы Петровны[22][К 1]. В настоящее время — экспонат Государственной оружейной палаты.

  1. ↑ В отличие от государственного щита, который использовался в церемониях погребения.

Цепь ордена Андрея Первозванного[править | править код]

На Руси древнейшими княжескими регалиями были регалии звериной и птичьей ловли, рыбная регалия (некоторые породы рыб были объявлены исключительной собственностью князя), затем жемчужная регалия, поташная регалия, регалия на сбор ревеня, соляная, горная[23] регалии.

Короны Российской Империи: vasily_sergeev — LiveJournal

Тяжела ты, шапка Мономаха – произнес Борис Годунов, имея в виду тяжесть ответственности царской власти.Самый знаменитый царский головной убор, как и все венцы и императорские короны, и в самом деле был тяжел. Не легкой была и большая императорская корона, которой венчался на царство 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля император Николай I. Какими они были – главные атрибуты власти в Российском государстве?

Царские венцы

В допетровские времена на царство венчали государей особыми венцами – шапками. Самая знаменитая из них Шапка Мономаха, как оказалось к Владимиру Мономаху отношения не имеет, такт сделана была через 200 лет после его правления в Бухаре. Первым ее владельцем был Иван Калита, которому подарил ее вместе золотой лошадиной снастью золотоордынский Узбек-хан.

Шапка Мономаха. Конец 13 - начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех, скань, зернь, литье, чеканка, гравировка.


Казанская Шапка – золотой венец, изготовленный по легенде ювелирами покроенного Казанского ханства, для Ивана Грозного.

Шапка Казанская. Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех, литье, чеканка, резьба, чернь. Астраханская шапка. 1627г. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, литье, чеканка, гравировка, резьба.


Астраханская Шапка – венец Большой наряд, изготовленный ювелирами Кремля, принадлежал царю Михаилу Романову. Имя Астраханская она получила в связи с покорением Астраханского ханства. Этот венец можно увидеть на гербе города Астрахань.

После смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра. Два царя – два венца, изготовленные в мастерских Кремля для каждого из них

Венцы царя Ивана Алексеевича. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех, литье, чеканка, резьба, эмаль.


Шапка Алтабасная (Сибирская) и Шапка Алмазная – вышли из мастерских Кремля и внастоящее время находятся в Оружейной палате.

Венцы царя Петра Алексеевича. Золото, серебро, драгоценные камни, мех, литье, чеканка, эмаль.


Шапка Алмазная и Шапка Мономаха второго наряда так же были изготовлены мастерами Московского Кремля для будущего императора Петра Первого.

Императорские короны

Одной из первых императорских корон была корона, которой Петр I короновал Екатерину I. Увы, от нее остался лишь каркас, так как украшающие ее бриллианты последующие Российские императоры использовали на свое усмотрение. Большинство камней из короны Екатерины перекочевали в императорскую корону Анны Иоанновны вместе с крупным красным турмалином, переходившим от одного царского венца к другому.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны, изготовленная Готлибом Вильгельмом Данкелем


Большая императорская корона Российской империи

Ювелирное чудо, олицетворявшее императорскую власть в России от Екатерины II до последнего российского императора Николая II…

Большая и малая императорские короны


Заказанная Екатериной Великой для коронации в 1762 году, она была создана по эскизу Георга-Фридриха Экарта и под руководством Иеремии Позье всего за два месяца. Лишь одно условие поставила императрица – вес не должен превышать 5 фунтов. Этой короной венчались на царство все последующие после Екатерины II императоры России. После Октябрьской революции корона послужила имущественным залогом Ирландии за заем 25 000 долларов. До 1938 года ценности хранились в доме матери посла Ирландии Гарри Боланда. В Россию драгоценности были возвращены в 1950 году после соблюдения процедуры возврата заема. Большая императорская корона - главный экспонат Алмазного Фонда.

Малая императорская корона была создана специально к коронации Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра II

Но самая удивительная история связана с Владимирской тиарой, получившей свое название от английской формы титула великой княгини Марии Павловны - The Grand Duchess Vladimir of Russia, которая была женой великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III. До 1920 года тиара принадлежала Марии Павловне, заказавшей ее ювелирам в 1890 году. Владимирская тиара была выполнена из бриллиантов и жемчуга. Оставленная вместе со всей ювелирной коллекций Великой Княгини во время революционных событий в сейфе Владимирского дворца в Санкт- Петербурге, тиара была вывезена британской разведкой через дипломатическую почту.

После смерти Марии Павловны тиара была выкуплена королевой Мэри у принцессы Елены Владимировны, дочери Марии.

Именно королева Мэри придумала усовершенствовать тиару таким образом, чтобы жемчужные подвески заменялись изумрудными, чтобы ее можно было надевать с разными нарядами. Любимая тиара перешла в наследство внучке королевы Мэри – Елизавете II, которая давала ее поносить принцессе Диане… Сама Елизавета II носит Владимирскую тиару во время неофициальных торжественных мероприятий в качестве замены официальной королевской короны, но это уже другая история – история Британских корон…



Галина Замыслова
Утащено отсюда, спасибо Dmitry Shvarts

Шапки Русского царства — Википедия

Пять из семи сохранившихся шапок в Оружейной палате

Шапки Русского царства, венцы царские — отороченные соболем «короны»-шапки русских царей, из которых наиболее древней и известной является Шапка Мономаха. Эти регалии, входившие в Большой наряд царя, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля[1].

Возможно, так выглядели первые русские венцы

Первое венчание на великое княжение на Руси произошло в правление Ивана III — он короновал соправителем своего внука Дмитрия Ивановича (1498). А собственно «на царство» впервые венчался другой его внук — Иван Грозный (1546). Последними, кто использовал «шапки», были братья-соправители Иван V и Пётр I (1682), далее начались императорские коронации.

Чем венчали Дмитрия Внука — неизвестно, но историки сходятся на том, что это ещё не была Шапка Мономаха, в «Чине венчания на царство» она названа просто «шапкой». Вероятно, пелена Елены Волошанки, посвященная этому событию, позволяет представить облик его венца. На ней изображены Иван III, Дмитрий Внук и будущий Василий III. «Короны» Ивана и Василия очень схожи с венцами ветхозаветных пророков из иконы «Сошествие в ад» (Кирилло-Белозерский монастырь). Они принадлежат к венцам т. н. «несомкнутого» типа и составлены из «городков», расширяющихся кверху. Корона Дмитрия другая — она сомкнутого типа и похожа на «шапку»[2].

Самой знаменитой русской короной стала Шапка Мономаха, по всей вероятности, присланная в XIV веке князю Ивану Калите из Золотой Орды ханом Узбеком в знак вассалитета. При Василии III эта история забылась, и шапке была сочинена «константинопольская» родословная, возводящая её к Владимиру Мономаху и его деду императору Константину Мономаху. Есть вероятность[2], что именно Василий, потомок другого константинопольского императора, стал первым русским государем, коронованным («венчанным на великое княжение») Шапкой Мономаха (сведений о подобном обряде над ним не сохранилось), хотя, возможно, она носилась и великими князьями после Калиты.

Судя по духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного[3]. По её образцу им по взятии Казани была заказана 2-я — Шапка Казанская. 3-м стал трёхъярусный «Большой венец» царя Фёдора I Ивановича, присланный ему в подарок константинопольским патриархом (был разобран в XVII веке).

Точное число шапок к началу Смутного времени неизвестно. Когда с разрешения Дмитрия Самозванца Маржерет в 1611 году лично осмотрел царскую казну[4][3], он увидел в ней «четыре короны, именно три императорские и четвёртая — та, которой короновались некогда великие князья, не считая той, которую Дмитрий велел изготовить для своей жены-императрицы; она не была закончена» (то есть, княжеская Шапка Мономаха, две вышеназванные царские — Казанская и «Большой венец», неизвестная четвёртая, а пятая — неоконченная корона Марины Мнишек). Какая корона была четвёртой — непонятно. По одной из версий, Иван Грозный заказал также Астраханскую шапку (не сохранилась, новая создана в 1627 году). Либо же речь идёт о короне Бориса Годунова (первой «Сибирской», она же корона Самозванца), ныне утраченной, которая была не «шапкой», а короной по западному образцу, заказанной в Европе (см. ниже). А возможно, это была парная женская корона к «Большому венцу» Федора Иоанновича.

С другой стороны, ранее при описании коронования Фёдора Иоанновича английский путешественник Горсей пишет: «перед царем помещались все шесть венцов — символы его власти над землями страны»[5], в этом случае недостаёт информации об ещё двух, но скорей всего, Горсей обсчитался, хотя число 6 он повторяет несколько раз.

После Смуты в Кремле остались только три короны — Шапка Мономаха, Шапка Казанская и разобранный вскоре «Большой венец» Федора Ивановича[3]. Причём часть из утраченных выдали сами русские. В грамоте, отосланной Земским собором в Краков в 1613 году с гонцом Д. Аладьиным, среди прочих претензий к Сигизмунду III значится пропажа «шапок»: «А царскую казну, многое собранье из давних лет, царские утвари, царские шапки и коруны… к вам отослали». Действительно, согласно свидетельству Маскевича (1611) были выданы два венца — «принадлежавший Борису Годунову» (предполагаемая «Сибирская шапка») и «не совсем оконченный», принадлежавший «Димитрию мужу Мнишковны»[3] (очевидно, упомянутая выше неоконченная корона Марины). Маскевич называет их «Федоровым» (Федора Годунова) и «Дмитриевым» (Дмитрия Самозванца)[3]. Их в 1611 году в Кремле «седмочисленными боляры» отдали полякам в уплату за военную службу. Шляхтичи вывезли залог в Речь Посполитую, где, после безуспешной попытки найти покупателя на них целиком, они были «разломаны» и проданы частями[6].

При первом из Романовых была создана ныне существующая Шапка Астраханская, а при его внуках Иване и Петре — оставшиеся четыре. Поскольку на престол одновременно взошли два царя-соправители, была создана Шапка Мономаха второго наряда для Петра, а далее — два алмазных венца для обычного ношения, плюс Шапка алтабасная. После Петра I они не использовались в церемониале, их сменили Короны Российской империи.

В коллекции Оружейной палаты:
Илл. Название Описание
Шапка Мономаха (Киевская) Предположительно была изготовлена в конце XIII — начале XIV века в Золотой Орде.
Шапка Казанская Была изготовлена в 1553 году для Ивана IV Васильевича.
Шапка Астраханская (венец «Большой наряд», шапка золотая первого наряда, фряская) Была изготовлена в 1627 году для Михаила Фёдоровича в думном приказе Ефима Телепнева. (По одной из версий, вторая из Астраханских шапок, взамен утраченной в Смутное время, впрочем, согласно Солнцеву, впервые она была названа Астраханской по ошибке в каталоге 1776 года[3]).
Шапка Мономаха второго наряда (меньшого наряда, Таврическая). Была изготовлена в 1682 году для Петра I — его «двойной» коронации вместе с Иваном V.
Шапка алтабасная (Сибирская, шапка третьего наряда). Была изготовлена в 1684 году для Ивана V Алексеевича с участием стамбульских мастеров. (По одной из версий, вторая из Сибирских шапок, взамен утраченной в Смутное время).
Шапка алмазная Ивана V Алексеевича (первого наряда, Алмазный венец) для повседневного использования. Была изготовлена в 1682—1687 годах. Украшена алмазными изображениями двуглавых орлов.
Шапка алмазная Петра I Алексеевича (первого наряда, Алмазный венец) для повседневного использования. Выполнен в 1680-е гг.

«Шапка ерихонская» Михаила Фёдоровича[править | править код]

Также слово «шапка» употребляется в отношении булатного шлема типа ерихонка Михаила Фёдоровича Романова, который также хранится в Оружейной палате. Он ошибочно приписывался Александру Невскому и поэтому также попал на герб, как и упомянутые выше шапки. Другие пять ерихонских шапок русских царей подобной чести не удостоились.

Утраченные[править | править код]

  • (?) Астраханская шапка Ивана Грозного (предположительно первая «Астраханская») — по одной из версий, была заказана им после взятия ханства, аналогично Казанской шапке. Судьба её неизвестна, по одной из версий, её похитил пособник Дмитрия Самозванца Михаил Молчанов, бежавший в Польшу. В королевской казне на Вавеле в XVII веке имелась некая «русская корона», хранившаяся здесь до конца столетия и исчезнувшая при короле Августе II — возможно, это была она[6].
  • «Большой венец» царя Фёдора I Ивановича. Это была уникальная регалия — трёхъярусная металлическая корона с крестом, которая была украшена 561 диамантами, 148 жемчужинами, 72 изумрудами и 161 турмалинами[3] («Венец золот с каменьем с олмазы и яхонты червчатыми и лазоревыми и с лалы и с изумруды и с зерны гурмицкими». На нём был крест с 24 алмазами. В городках и репьях нижнего венца и в дугах средней коруны и малой коруны — 561 алмаз, 148 бурмицких зерен, 19 лалов, 72 изумруда больших и малых, и 161 яхонт). Корона была изготовлена в Стамбуле в конце XVI ст. и послана в 1590 г. последнему из рода Рюриковичей — Фёдору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали «Большой венец» только во время торжеств. Её изображение сохранилось на царских парсунах. Приблизительно в 1680 году корона была разобрана на ресурсы для «диамантовых шапок» Петра I и Ивана V.
    • Также патриарх прислал жене Федора, царице — женский венец Ирины Годуновой. Он существовал ещё при Федоре Алексеевиче и был подробно описан в описи 1699 года[3]. «Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в короны в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками»[3].
  • Большой венец Федора Иоанновича

  • На женских портретах цариц и царевны Софьи повторяется головной убор подобного типа. Возможно, так выглядела корона Ирины Годуновой

  • (?) Корона Бориса Годунова (предположительно первая «Сибирская») — по одной из версий, изготовлена в придворных мастерских императора Рудольфа II по западному образцу, привезена в Москву в 1604 году, в послом Г. фон Логау. Скипетр и держава из этого комплекта сохранились до наших дней в Оружейной палате. Если она существовала, короноваться Борис ею не успел[6]. 2 годами ранее для императора Рудольфа была сделана Корона Австрийской империи, корона Годунова могла её напоминать.
    • Вероятно, она же — Корона Дмитрия Самозванца, которой он короновался. Исходя из имеющихся изображений «императора Дмитрия», в частности, отчеканенных медалей, корона эта была западноевропейского типа. Мемуарист свидетельствует, что вопреки обычаю Самозванец венчался двумя «венцами» и в двух соборах, причём сначала, как и его предшественники, в Успенском, но не «шапкой Мономаха», согласно традиции, а «короною своего отца Ивана Васильевича», присланной, как сообщает архиепископ Арсений, Ивану Грозному «от кесаря, великого царя Алемании», то есть императора Священной Римской империи. Потом по её образцу польский король Сигизмунд III, который претендовал на российский трон, создал для себя так называемую «Московскую» (Московитскую) корону, утерянную вначале XVIII века[7]. В 1611 году корона Самозванца была отдана боярами польским солдатам королевича Владислава в качестве платы, позже разобрана на драгоценные материалы[8].
  • Венец Марины Мнишек. Эту «корону» так и не успели доделать в связи с гибелью «царя Дмитрия Ивановича». Была вывезена поляками[6].
  • Корона Австрийской империи

  • Медаль на коронацию Лжедмитрия

  • В середине XIX в. этот резной сапфир был поднесен императору Николаю I графом Красинским как значимый дар: при камне находился кусок пергамента с надписью EX CORONA MOSCOVIAE. По преданию, он происходит из какой-то короны, расхищенной поляками (или из Московитской короны)

  • В описи 1642 года в числе венцов царя Михаила Федоровича, помимо перечисленных выше, указана новая шапка «Шапка с пелепелы, по цке золотой низана женчюгом, в репьях камешки яхонты лазоревы и лалики; наверху яблоко золото, на яблоке в гнездах три камени: яхонт лазорев, да лал, да изумруд, да три зерна гурмицких на спнех; наверху на яблоке на спне камень яхонт червчат, на нем наверху два зерна гурмицкие. Пушена соболем». В Выходной книге 1643 г. значится: «шапка с пелепелы, что делана в Приказе у окольничего Василья Ивановича Стрешнева». При Федоре Алексеевиче она описана подробнее: «На ней наверху лал на спне золотом закреплен двумя зерны гурмицкими; да в гнездах лал, яхонт лазорев, изумруд, да три зерна гурмицких, на спнях; на ней же 61 репей низаны жемчугом, а в них по яхонту лазоревому, да по шести лаликов, и тово 366 лаликов; окол соболей, подложено атласом червчатым. Влагалище деревянное, оклеено бархатом черным с круживы золотыми, петли и крючки серебреные. Взята с Казанскаго двора во 1676-м. 1688 года, апреля 3, с сей шапки камень лал с двумя зерны гурмицкими сняв, отнес в хоромы к Великой Государыне Царице и Великой Княгине Наталии Кирилловне стольник Гаврила Иванович Головкин». Шапка была разобрана[3].
  • По Выходным книгам 30 марта 1679 г., в первый раз упоминается на царе Федоре Алексеевиче шапка «Царская алмазная, с лалом, новая». Разобрана на алтабасную шапку[3].
  • На парсунах многих царей повторяется двухъярусная шапка, украшенная по центральной оси двумя линиями жемчуга

  • На парсунах многих царей повторяется шапка, наружный обод которой выполнен в роли короны с зубьями, а на вершине - маленькое повторение «императорской» короны

Герб Российской империи имеет изображение 5 царских шапок и 4 императорских корон, которые венчают щиты, окружающие главный щит герба, а также 1 короны и 1 шапки ерихонской по центру

Средний герб Российской империи
Илл. Герб Описание
Главный щит Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского, то есть шапкой ерихонской, которую в XIX веке считали шлемом Александра Невского.
№ 1. Герб царства Казанского

«в серебряном щите чёрный коронованный Зилант; язык, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые…»

Прим.: Герб увенчан «шапкой Казанской»
№ 3. Герб царства Херсонеса Таврического

«в золотом щите чёрный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орёл с червлёными языками и золотыми клювами и когтями; на груди в лазуревом, с золотыми краями, щите — золотой осьмиконечный крест…»

Прим.: Герб увенчан подобной шапке Мономаха короной Петра I (шапка второго наряда).
№ 4. Соединённые гербы великих княжеств: Новгородского, Киевского и Владимирского

«в щите, разделённом вилообразно на три части. В первой серебряной части — герб новгородский: два чёрные медведя, поддерживающие кресла золотые, с червлёною подушкою, на коей поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест, над креслами золотой трисвечник с горящими свечами, в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы…» Во второй лазоревой части — герб киевский: святой архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. В третьей червлёной части — герб владимирский: золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.

Прим.: Герб увенчан «шапкой Мономаха».
№ 8. Герб царства Сибирского

«в горностаевом щите два чёрных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной — золотую пятизубцовую корону, другою — червлёный лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы…»

Прим.: Герб увенчан алтабасной (парчовой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича.
№ 9. Герб царства Астраханского

«в лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона, с пятью дугами и зелёною подкладкою; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукоятью, острым концом вправо…»

Прим.: Герб увенчан «астраханской шапкой» первого наряда царя Михаила Фёдоровича.
  • А. Краевский. Тезисы докладов XVII конференции в Государственном Эрмитаже. Апрель 2009; Царскосельская научная конференция, 2012. Полноценный вариант статьи опубликован в научном историко-филологическом журнале «Київська старовина», № 1-2, 2009

Грузинская корона — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2018; проверки требуют 4 правки.

Грузинская корона Российской империи представляла с собой золотую корону, украшенную драгоценными камнями. Корона состояла из гладкого венца, с репьями из 8-ми дуг, сходящихся под яблоком с крестом, была изготовлена в России при императоре Павле ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом и выслана в Грузию в 1798 году. Её изображение присутствует в государственном Гербе Российской империи.

В XIX веке она была описана: «В Сокровищнице (Петербургской) хранится Грузинская корона, исполненная в общепринятом стиле и представляющая собой диадему с четырьмя арками, увенчанную крестом на сфере. Сохранилось подробное описание и её изображение в Большом гербе Российской империи 1882 года.

Корона для последного царя Картл-Кахетинского царства Георгия XII была изготовлена в России при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом и выслана в Грузию в 1798 году. В 1801 году корона последнего грузинского царя была отправлена в Санкт-Петербург, где вошла в состав Российских императорских регалий.

«Советским правительством в 1922 году был рассмотрен поднятый по инициативе Народного Комиссариата просвещения Грузии вопрос о возвращении ей национальных реликвий из русских музеев. На проходившем 29 августа того же года под председательством А. С. Енукидзе заседании ВЦИК было принято постановление, по которому «все грузинские регалии и древности, находящиеся в музеях и хранилищах РСФСР, по удостоверении Наркомпросом и Центрархивом их грузинского происхождения, передать Соц. Сов. Республике Грузии». Корона покинула стены Оружейной палаты 6 февраля 1923 года. Однако в 1930 году по решению грузинского правительства золотая корона последнего правителя Картли-Кахети, усыпанная алмазами и крупными травянисто-зелеными изумрудами, гранатами, шпинелями и аметистами, чьи оттенки, от кроваво-красных до фиолетовых, напоминали цвет насыщенного красного вина, была «реализована» за границу. Возможно, там её, как предполагает грузинская исследовательница Наталия Левановна Беручашвили, приобрел г-н Детердинк, основатель компании Royal Dutch Shell; после кончины владельца вдова перевезла венец грузинского царя в Германию, где следы сокровища затерялись. Существует предположение, что корона ныне хранится в некоем частном собрании в Голландии»[1].

Корона Российской империи, или Снова неуловимые

Последний фильм трилогии Эдмонда Кеосаяна («Стряпуха», «Когда наступает сентябрь») о юных борцах с белогвардейщиной и бандитами. Первые два — «Неуловимые мстители» (1966) и «Новые приключения неуловимых» (1968). Премьера киноленты состоялась 13 декабря 1971 года.

На этот раз неуловимые — Валерка (Михаил Метелкин), Данька (Виктор Косых), Яшка (Василий Васильев) и Ксанка (Валентина Курдюкова) — отправляются на поиски Большой императорской короны, похищенной из Эрмитажа. По замыслу похитителей, среди которых давние противники мстителей атаман Бурнаш (Ефим Копелян), штабс-капитан Овечкин (Армен Джигарханян), полковник Кудасов (Аркадий Толбузин) и адъютант Кудасова поручик Перов (Владимир Ивашов), корона необходима для коронации в эмигрантских парижских кругах нового императора. Однако истинная цель, о которой знает только организатор аферы, расчетливый авантюрист месье Дюк (Андрей Файт), состоит в том, чтобы продать корону в Америку и обвинить большевиков в неспособности сохранить народное достояние. Несмотря на все интриги, мстители разрушают планы месье Дюка и возвращают корону в музей.

Приступая к съемкам «Короны...», Кеосаян был вынужден по разным причинам поменять ключевых игроков в своей слаженной команде. Для написания сценария третьей части приключений вместо Артура Макарова (в соавторстве с которым написан сценарий второго фильма) Кеосаян пригласил молодого Александра Червинского («Тема», «Братья Карамазовы»). Михаил Ардабьевский («Служили два товарища») заменил в качестве оператора-постановщика Федора Добронравова, снявшего первую и вторую части трилогии.

Увы, но получившийся в итоге фильм был встречен критиками довольно прохладно, хотя в нем задействован впечатляющий актерский состав. Вместе с Арменом Джигарханяном, Владимиром Ивашовым, Ефимом Копеляном, принимавшими участие в предыдущих фильмах трилогии, и уже упомянутого Андрея Файта Кеосаян пригласил Ролана Быкова (лысый «император»), Владислава Стржельчика (князь Нарышкин), Людмилу Гурченко (шансонетка Аграфена Заволжская). Нашлась роль даже для композитора Яна Френкеля, который сыграл роль гарсона Луи. Кстати, в списке исполнителей главных ролей отсутствует Ефим Копелян. По одной из версий, актер сам исключил свою фамилию из титров, не желая связывать себя с участием в картине. И этому есть объяснение: заключительный фильм трилогии оказался слишком прогрессивным для своего времени.

В отличие от предыдущих частей саги о неуловимых, новая работа Кеосаяна вызвала много споров. Сюжет был выстроен в первую очередь как последовательность трюковых сцен, многие из которых для неискушенного зрителя выглядели неправдоподобно, фантастически. Фильм называли буффонадой и даже обвиняли в воспевании «уголовщины». А вот зрители, в отличие от критиков, отреагировали куда теплее. По итогам проката 1972 года картина заняла третье место (всего ее посмотрело более шестидесяти миллионов зрителей), пропустив вперед только ставшие эталоном в своем жанре киношедевры «А зори здесь тихие...» и «Джентльмены удачи».


Смотрите также

Описание: