Где находится колизей в какой стране


Где находится Колизей? Интересные факты

Стадионы и болельщики

Вам известно, в какой стране начал свое существование объект, ставший каноничным шаблоном для современных стадионов? Это страна Италия, современное южно-европейское государство на Апеннинском полуострове. Еще до нашей эры враждовавшие поселения, рассыпанные по холмам, консолидировались в имперский Древний Рим. А вскоре возникший Колизей оказался объединяющим центром.

Колизей

Юлии, Клавдии и Флавии

Колизей в Риме является сегодня одним из самых общепризнанных классических зданий. Даже спустя 2000 лет после его постройки, несмотря на столетия разрушения и разграбления, он мгновенно узнаваем. Это был первый постоянный амфитеатр, возведенный в Риме, и самая впечатляющая арена, которую когда-либо видел античный мир.

С размещением для 60,000 сидящих и 10,000 стоящих, при этом все могли войти и выйти в течение нескольких минут, благодаря 80-ти входам и выходам. Это конструкция, у которой дизайнеры современных спортивных комплексов, могли бы поучиться. Название Колизей, на самом деле, появилось не сразу. Первоначально он был известен как амфитеатр Флавия и задумывался как своеобразный римский политический жест – подарок от новой династии римских императоров народу, дабы осчастливить его не только хлебом, но и зрелищами.

В 68 году н.э. умер император Нерон, а вместе с ним упокоилась династия Юлиев-Клавдиев. Веспасиан был провозглашен императором и решил, что городу нужен новый культурный объект. Будучи правителем дальновидным, он понимал, что такое нововведение одновременно и порадует население, и оставит долговечный памятник величию императора. Справедливости ради надо упомянуть, что первая небольшая каменная арена в городе была построена в 29 году до н.э., ее пытался достроить Калигула, а при Нероне она дотла сгорела в огне, который охватил Рим жарким летом 64 года.

Колизей внутри

Великолепное было сооружение, судя по всему. Риму нужен был новый стадион, а новому правителю хотелось предать забвению расточительное и алчное правление Нерона, который завладел общественными землями в сердце Рима и выстроил дворец. Получилось очень впечатляюще: Золотой дом с парком в сто двадцать гектаров, с огромным озером, подобным морю. Веспасиан решил вернуть землю народу Рима.

Наиболее мудрые римские правители всегда понимали, что императоры – не боги, и правят, в конечном счете, с согласия народа. Примечательно, что на строительство арены ушло всего 10 лет, и глазам современников предстало одно из самых впечатляющих произведений архитектуры, которые видел мир. В наши дни, в 21-м веке Колизей получил заслуженное признание и объявлен одним из Семи Новых Чудес Света.

Колизей представляет собой огромный эллипс с многоярусными сиденьями, с овальной ареной внутри. Театр был построен в основном из местного известняка с внутренними боковыми стенами из кирпича, бетона и вулканического камня (туфа). Своды были сложены из более светлой пемзы. Наличие бетона в столь далекие времена, возможно, станет сюрпризом для многих. Этот сверхпрочный материал изобрели именно древние римляне, и он позволил им строить большие устойчивые сооружения.

Бетон, облицованный кирпичом, использовался для верхних уровней и для потолочных сводов. Характерные округлые арки, которые использовали строители, также обеспечивали большую прочность и поддержку, равномерно распределяя вес верхних ярусов. Древние архитекторы мастерски использовали смешение стилей. Римляне, возможно, не могли равняться с греками в архитектурном новаторстве, но в деталях проявили творческую креативность.

Три яруса аркад имели фасад из трех четвертей колонн и перекрытий, с последовательностью архитектурных ордеров: Дорический на первом этаже, Ионический на втором, Коринфский на третьем. На мансардном этаже стояли коринфские пилястры и маленькие квадратные окна в чередующихся нишах. Вдоль верхней части были кронштейны и гнезда для поддержки навеса, обеспечивающего тень … первая спортивная арена с раздвижной крышей.

Восемьдесят расходящихся стен поддерживали поднимающиеся ярусы сидений для пятидесяти тысяч зрителей, а также лестницы и проходы, соединявшие огромный комплекс. За внешними стенами лестницы соединялись с уровнями, и Колизей имел много общего с современным футбольным стадионом. Здание имело следующие параметры:

  • четыре этажа.
  • высота — 45 метров.
  • ширина -189 на 156 метров.
  • овальная арена размером 87,5 м на 54,8 м.
  • крытый брезентовый навес.
  • вместимость — 50 000 зрителей.

Фасад поднялся до 48,5 метров, примерно на высоту 15 современных этажей.

Гладиаторы, львы и мученики

Веспасиан начал строить свой амфитеатр, а его сын Тит ознаменовал открытие играми продолжительностью 100 дней (не намек ли это на гордыню, которая привела к окончательному падению Рима?). Самыми популярными зрелищами были гладиаторские игры. Рядом с ареной находились четыре тюрьмы, где обучали бойцов.

Зрелища часто длились от рассвета до заката, и гладиаторы обычно начинали представление с процессии колесниц, сопровождаемой трубами и даже гидравлическим органом, а затем спешивались и обходили арену, каждый приветствуя императора знаменитой строкой: Ave, imperator, morituri te salutant! (Приветствую тебя, император, идущие на смерть приветствуют тебя!).

Два входа использовались для гладиаторов. Один из них называли в честь римской богини смерти, через него мертвых удаляли с арены. Другой дверью были врата, через которые победители и те, кому позволили выжить в состязаниях, покидали арену. Последние две двери предназначались исключительно для императора.

Внутри театр, должно быть, был еще более впечатляющим, когда три яруса сидений были заполнены всеми слоями населения. Вокруг арены раскинулась широкая мраморная терраса (подиум), защищенная стеной, внутри которой находились престижные места или ложи, откуда император и другие сановники могли наблюдать за событиями.

За пределами этой зоны мраморные скамьи были разделены на зоны: для богатых частных лиц, граждан среднего класса, рабов и иностранцев и, наконец, деревянные сиденья и стоячие места в колоннаде с плоской крышей на верхнем ярусе, предназначенном для женщин и бедных. Зрители были защищены от дождя и палящего солнца. Доступ к различным уровням сидений осуществлялся по широким лестницам, каждая площадка и сиденье были пронумерованы.

Гладиаторы

Новая арена была также известна как амфитеатр Цезареум (охотничий театр) – отголосок охотничьих игр, которые проходили наряду с гладиаторскими состязаниями. Были также особые гладиаторы, которые сражались со львами, тиграми и другими животными. Животные не имели шансов в этих состязаниях и чаще всего были убиты на расстоянии копьями или стрелами. Были опасные животные, помимо львов, медведи, слоны, леопарды, гиппопотамы и быки, но были и беззащитные олени, страусы, жирафы и даже киты.

На арене был деревянный пол, покрытый песком, чтобы впитывать кровь (само слово «Арена» происходит от римского harena, означающего песок). Под ним, в глубине старого озера Нерона, был построен подземный комплекс коридоров и комнат, клеток для львов и тигров, продовольственных складов, раздевалок для зрителей. Люки отсюда открывались в полу самой арены, обеспечивая постоянные сюрпризы для зрителей и участников сражений.

Пол часто был озеленен скалами и деревьями, чтобы напоминать экзотические места во время постановки охоты на диких животных. В некоторых случаях, арена была затоплена, чтобы воссоздать модель морских сражений. Помимо игр, на Колизее ставились драматические спектакли, реконструкции исторических событий и даже проводились публичные казни. Католическая Церковь сегодня утверждает, что Колизей является святыней, где христианских мучеников скармливали хищникам.

Колосс, Рим, и мир

Именно размер театра был возможным источником ставшего общепризнанным названия Colosseo. Но более вероятно, что своим названием стадион обязан колоссальной бронзовой позолоченной статуи Нерона поблизости (статуя Нерона была названа в честь Колосса Родоса). Эта статуя была позже переделана преемниками Нерона в бога солнца Гелиоса, к ней добавили соответствующую солнечную корону.

Голова Нерона также несколько раз заменялась головами последующих императоров. Несмотря на языческое происхождение, статуя оставалась стоять в средневековую эпоху и, считалось, обладала магической силой. Она стала рассматриваться как символ незыблемости Рима.

Сохранилась знаменитая эпиграмма VIII века, которую можно процитировать так: «пока Колосс стоит, будет Рим; когда Колосс падет, Рим падет; когда Рим падет, так падет мир». Колосс в конце концов упал, возможно, его снесли, чтобы использовать бронзу. К 1000 году название Колизей было придумано для обозначения амфитеатра.

Сама статуя была почти забыта, сохранилось только ее основание, расположенное между Колизеем и близлежащим храмом Венеры и Рима. Другие романские языки также используют это название. Колизей есть в Румынии, Тунисе, Испании и Португалии. Но самый известный Колизей находится в Италии. А где находится Колизей в Италии? Конечно, в Риме. Он находится в ложбинке между тремя центральными столичными холмами.

Землетрясения, кражи и возрождение

В каком городе еще возможен был бы такой грандиозный развлекательный центр? Колизей прослужил своей публике около 450 лет. Но денег в казне становилось все меньше, а игры стояли дорого. В конце концов интерес римлян к играм угас. После падения Западной Римской Империи Колизей начал разрушаться.

Серия землетрясений в V веке нашей эры повредила это сооружение.
К десятому веку нашей эры Колизей был заброшен, и Рим казался тенью своего имперского величия. Внутри стадиона были построены дома и магазины, многие из которых использовали куски туфа, выдираемые из тела Колизея. Теперь он использовался как оборонительная стена, крепость от захватчиков.

Колизей ночью

В эпоху Возрождения Рим снова восстал, а из Колизея было украдено еще больше камней для новых палаццо. К 20 веку почти две трети первоначального здания было разрушено. Последующие реставрации были направлены на простое поддержание Колизея, никто всерьез не говорил о его полной реконструкции до 2000 года. 20 миллионов евро затрачено на восстановление этого шедевра. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей современного Рима, принимающая миллионы посетителей в год.

Колизей в наши дни является культовым местом для Римско-Католической Церкви, так как каждую Страстную пятницу Папа Римский возглавляет освещенный факелом Крестный ход, который начинается в районе Колизея. Колизей изображен на итальянской версии пяти центовой монеты евро. Римская ночь сегодня – это Колизей, освещенный изнутри. Здание, построенное два века назад, чтобы развлечь римскую публику, Колизей никогда не перестает удивлять посетителей.

Колизей в Риме история, что такое амфитеатр Колизей древнем Риме

Колизей в Риме знаменит на весь миро. История его живописных развалин описана в ярчайших красках. Мало кто не знает, что такое амфитеатр Колизей арена в древнем Риме. Это место гладиаторских боёв и прочих зрелищных развлечений для римлян. А так ли это на самом деле? Вы наверняка удивитесь, когда узнаете сколько лет римскому Колизею и кто его построил. А информация, где находится Колизей настоящий, в какой стране вас поразит. Если заинтересовал, слушайте.

Колизей в Риме в Википедии     

Читаешь, что пишет о римском Колизее Википедия и сердце наполняется гордостью за древний Рим:

«Колизе́й (лат. Сolosseum), или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в низине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевым холмами...

Строительство самого большого амфитеатра античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона».

Чувствуете размах! Строили восемь лет. Вместимость 50 тысяч человек… Теперь давайте разбираться есть ли в Википедии о Колизее Рима хоть слово правды.

Амфитеатр Колизей в Риме Петрарка не увидел

Поэт Петрарка обожествлял Рим. И только во второй половине жизни увидел его воочию. Этот легендарный город на семи холмах с папским центром и прочими грандиозными, как он воображал, сооружениями.

Поэта постигло глубокое разочарование. Он с горестью констатировал, что все, про что он читал о Риме, мягко говоря, не соответствует действительности. Увиденные им развалины древних строений откровенно не дотягивали до его представлений о величии Рима. Да и древними они не выглядели.

Но что ещё более удивительно, Петрарка не упоминает Римский Колизей. Ни единожды. Это «одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира», как гласит Википедия. Прошёл мимо и не заметил, так что ли? Возможно ли такое?

Оказывается, у этого парадокса есть простое объяснение. Дал его старовер начётчик Комиссар Катар: 

«Колизея во времена поэта ещё не было в Риме. Потому как это реконструкция XIX века, повторяющая строение, которое, якобы, было восстановлено, на месте древних развалин».

Возникает вопрос, когда же был построен Колизей в Риме на самом деле?

Кто построил Колизей в древнем Риме

Богумил Катар обращает внимание на такую забавную и красноречивую деталь в истории Колизея в Риме.

В галереях Рафаэля Ватиканского дворца на всеобщее обозрение выставлена любопытная фреска. На ней изображено, как, только что спроектированный Колизей, сходит с бумажного листа и претворяется в камне. Причём сразу в виде развалин! Их вы и можете видеть по сей день. Ничуть не изменились со времён Рафаэля.

Рядом с развалинами художник изобразил ангела с циркулем и строительным углом. Смысл понятен. Небесные силы помогают строить Колизей. Но кому? Ведь по официальной версии строительство амфитеатра велось язычником — императором Веспасианом и его потомками. Ангел не мог сопровождать дела язычника.

Рафаэль знал, что отнюдь не язычник строил римский амфитеатр Колизей. Рядом с изображением развалин есть надпись: «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII».

Маленькая, совсем незаметная табличка с такой же надписью: «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII» висит и над входом в римскую арену.

Богумил Катар сокрушается по этому поводу:

«Вот же напасть!!!! Опять эта загадочная надпись, которую по уверениям ученых, невозможно прочитать. Как невозможно прочитать этрусские надписи. Враки все это! Любой православный поп читает этрусков, аж от зубов отскакивает, ибо писали они на самом обычном русском языке, используя кириллицу из 172 букв… Я все же прочитаю проклятую надпись! Вот она! Вот тот язычник-император, что построил в «древнем» Риме Колизей!

«СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII».

В каком году построили Колизей в древнем Риме, сколько ему лет

Вот вам и ответ в каком году построили Колизей в древнем Риме и сколько ему лет. Высчитать несложно. Папа Пий VII правил с 1800 по 1823 год. В прочитанной Катаром надписи речь идёт о седьмом годе папы. Значит, Колизей в Риме был построен в 1807 году. Вся его древность – 223 года. Именно столько лет арене Колизея. И ни днём больше.

Видите, как легко можно развеять ложь историков и Википедии, что Колизею в Риме без малого 2 000 лет. Увы. Его древность куда более скромная. Прочитать об этом можно едва ли не на каждом римском столбе. Ватикан особенно не скрывает, что приложил свои похотливые ручки к строительству арены. Ещё бы – такое грандиозное деяние! Такая великая ложь для легковерного человечества! Есть чем бахвалиться. Церковники лишь задрапировали истину ради приличия.

Колизей, где находится, в каком городе

Итак, ложь об амфитеатре Колизее в Риме разоблачена. Но если это подделка и новодел, то, где древний Колизей, в каком городе? Ведь Пий Седьмой не просто так решил заиметь у себе под боком подобное сооружение. Где подсмотрел?

Слушайте ответ Комиссара Катар на этот вопрос:

«Помните заповедь Иисуса о том, что нужно искать и вам будет дано? Ох и перерыл же я литературы, начихался пылью веков, но НАШЕЛ настоящий Колизей!!! В Стамбуле!».

Упоминание о Колизее в Стамбуле, тогда еще Константинополе, Катар нашёл в каноническом своде византийских законов XIV века «Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря». Вот что там сказано:

«Муж посылает разводную жене и оставляет в свою пользу её приданое … по следующим причинам: … если жена уйдёт на конские ристалища, или на зрелища или в Колизей, с целью смотреть, без ведома мужа, или вопреки его запрещению.»

Матфей Властарь жил и работал в Константинополе. Говоря о Колизее, он ссылается на постановление императора Юстиниана. Тот, как известно, тоже правил в Константинополе. Так что римский Колизей можно отмести смело. Речь в своде законов явно ен о нём.

Колизей в Стамбуле вам покажет любой местный житель

Старинные карты Стамбула подтвердили находку богумила Катара. Колизей можно найти на многих из них. Более того, он сохранился до наших дней – тот древний амфитеатр Колизей Византии. Стамбульцы называют его просто «Арена».

«Стамбульский Колизей, как и все остальные амфитеатры Стамбула, построен во времена византийских императоров Палеологов (кстати, это имя означает буквально «Ведающий древность», ПАЛЕО-ЛОГ). Как известно, Палеологи правили в Константинополе в конце XIV – первой половине XV века», — считает христианин беспоповец Катар.

На стамбульской Арене-Колизее, по его мнению, лежало, снятое с креста, тело Исуса Христа на всеобщем обозрении. Лежало пока его не позволили забрать человеку, давшему свой фамильный склеп под вечное упокоение тела Спасителя. Об этом пишет Никита Хониат в своих «Хрониках». Кому интересно, могут их найти и прочитать.

Затем последовали библейские события, изменившие мир. Вот только происходили они не в иудейском Иерусалиме. Это очередная декорация для легковерных. Создана она в пустыне из арабского города Эль-Куц в XIX веке. Библейская история разворачивалась на Босфоре, именуемом в Острожской Библии Иорданом. В более поздних вариантах это название убрали.

Амфитеатр Колизей в Риме скопирован со Стамбульского

Посмотрите, ведь в Стамбуле по сей день сохранился весь «святой комплекс» христиан. В том числе, мечеть-музей Аль-Софи или храм Святой Софии, храм Марии Татарской или Марии Богородицы, наконец, Колизей арена. И всё это Ватикан добросовестно содрал у Византии, изображая из Рима древний город.

Скопирован, как всё остальное, и амфитеатр Колизей в Риме. История его выдумана от начала и до конца.

Иван Иванович А.

Реальная история Ватикана и древнего Рима
Русская Гиперборея – родина древних славян 

 

Где находится Колизей - величайшая цивилизация своего времени.

Древний Рим – государство, где находится Колизей, величайшая цивилизация своего времени, значительно толкнувшее развитие мирового общества вперед. Здесь возникло римское право – основа современной правовой системы. Здесь родились величайшие философы, среди которых известный Апулей, Тертуллиан, Лукреций и т.д. Древний Рим подарил нам архитектурные решения, среди которых были купола и арки. Как не удивительно, но именно здесь, в древнем Риме, зародилось христианство как религия. 

На территории современной Италии есть небольшая область под названием Лация, небольшую часть которой занимало племя латинов. Именно это племя за счет воли божьей или других каких-то непостижимых для человечества факторов, стало величайшим государством древнего мира и античности. Пика своего влияния Рим достиг в 3-4 веке нашей эры, когда территория всей современной Европы, Южной Африки, западной части Азии принадлежало латинам. Латинский язык стал практически повсеместным, все современные европейские языки  являются его производными.

Гербом древнего Рима до появления христианства был золотой орел, символизировавший силу и власть незыблемого римского государства. Когда религия пришла на смену языческим верованиям Древнего Рима, сменился и государственный герб – на смену золотому орлу пришел лабарум с хризмой. Это были знамена царя Константина для войск с монограммой Иисуса Христа (Хи и Ро). Именно Рим послужил колыбелью развития католицизма, и отсюда начались первые крестовые войны.

На развитие древнего Рима немалое влияние оказала Древняя Греция. Начиная с религии, заканчивая искусством. По сути, древнеримская религия представляла собой древнегреческую. Различие по факту было только в именах богов и мифических героев. Из древней Греции в Рим перешли и культурные наследия. Среди самых значимых фактов наследия культуры являлся театр.  Только в древнем Риме театр перетерпел небольшие изменения. Само понятие зрелища теперь требовало не только какого-то художественного представления с актерами. Древнеримское общество хотело развлечений с кровью. Именно так возникли гладиаторские бои, когда рабов с военным прошлым или просто крепких телом стравливали друг с другом или с животными.

Гладиаторские бои заслужили огромную популярность не только в Древнем Риме (там, где находится Колизей). Слава о бесстрашных воинах, убивающих друг друга на арене для потехи зрителей, разлетелась далеко за пределы одного государства. В Древний Рим начали стекаться десятки тысяч влиятельных людей со всего развитого мира, чтобы воочию увидеть, как может захватывать убийство людей друг другом.

На фоне этого, в 72 году нашей эры император Веспасиан решил построить самый большой амфитеатр в мире, который мог бы принять 87 000 человек – так писал древний писатель  в своем Хронографе 354 года (однако современные ученые утверждают, что максимальное число посетителей не могло превышать 50 000 человек).  Амфитеатр Флавиев возводился в течение 8 лет, его строительство закончилось в 80-ом году нашей эры, именно в том же году он пустил на свои ряды первых зрителей.

Колизей (от латинского colosseus — громадный, колоссальный) стал местом проведения самых значимых  исторических представлений. Здесь в амфитеатре развязывались войны между гладиаторами и животными. На радость зрителей люди убивали друг друга, животные грызли им глотки. А в конце, если кто-то оставался живым, зрители решали, выжить человеку или нет.

Где находится Колизей – символ древнего Рима и античности

Так же одной из главных причин строительства этого чуда света являлось то, что в 68 году свергли диктатора Нерона, который находился у власти 14 лет и получил за это время статус деспота. После того, как Нерон покончил с собой, в стране началась гражданская война, которая длилась 18 месяцев и закончилась в 69 году.  Тогда к власти пришел Тит Флавий Веспасиан. После Нерона в центре Рима остался так называемый «дворец Нерона» – 120 гектаров земли, на которой располагался огромный золотой дворец, огромное количество парков и озеро. Веспансиан, стремясь укрепить свой культ после Нерона, приказал засыпать озеро и возвести на этом месте величайший амфитеатр в мире – Колизей.

Строительство амфитеатра такой значимости стоило и больших финансовых вложений. Бедная казна, исчерпанная 14-летним деспотичным управлением и 18-месячной гражданской войной, требовала значительных финансовых влияний. Сразу после того, как к власти пришел Тит, непонятно по каким истинным причинам, развязалась война с Иудеей. Война окончилась хорошо для Римской империи – появились деньги, после разграбления земель евреев и десятки тысяч рабов.

По оценкам современных ученных было вывезено около 100 тысяч рабов, на плечи которых свалилась самая тяжелая работа при строительстве Колизея – они работали в карьерах, поднимали тяжелые камни и транспортировали их на расстояние около 35 километров до Рима из Тиволи.

Первая катастрофа, настигшая амфитеатр Флавиев, произошла в 217 году, когда пожар разрушил значительную часть здания. Колизей сразу же отреставрировали и уже в 248 году император Филипп спраздновал в нем тысячелетие существования государства Рим.

Самые же тяжелые времена для Колизея наступили, когда династия Флавиев исчезла. Начались набеги варваров с начала 11 века, когда уже вся Римская империя потеряла былое величие. Но самое катастрофичное событие произошло в Риме в 1349 году, когда мощное землетрясение разрушило южную часть амфитеатра. К сожалению, восстанавливать здание никто не намеревался, и его начали использовать как источник строительных материалов для возведения новых сооружений.  Вплоть до появления папы Бенедикта XIV Колизей терял свой первоначальный облик и смысл величия державы.

Сегодня же, отвечая на вопрос «Где находится Колизей» приходится вспоминать о былом величии царства Цезаря. Невозможно представить себе Рим без Колизея, как и Колизей без Рима. Подобно Биг Бену в Лондоне или Эйфелевой башне в Париже, амфитеатр Флавиев является визитной карточкой не только Рима, но и всей Италии в целом.

Смотрите также

Не Римом единым: другие известные колизеи

О том, что в Риме есть колизей, знают все. С недавних пор авиакомпания Ryanair даже предлагает при покупке билета в вечный город бесплатное посещение главного колизея мира.

На фото: римский колизей 

Тем не менее, если вы уже успели сделать парочку фотографий на фоне колизея Рима (кстати, самого крупного античного сооружения, сохранившегося до наших дней), предлагаю ознакомиться с переченем античных арен, которые заслуживают не менее пристального внимания.

КОЛИЗЕЙ В ЭЛЬ-ДЖЕМЕ (ТУНИС)

 

Построен колизей был в 238 году проконсулом Гордианом, и на сегодняшний день считается второй по размеру античной ареной, дошедшей до наших дней.

Использовался туниcский колизей многофункционально: тут проводились и бои гладиаторов, и гонки на колесницах, в подвальных помещениях держали зверей, христиан, приготовленных зверям на съедение, и гладиаторов. Кстати, условия содержания гладиаторов были весьма пристойными, да и убивали их значительно реже, чем показывают нам в голливудских блокбастерах, ибо стоили войны очень дорого.

Еще с колизеем в Тунисе связано несколько легенд, так, считается, что его камни — заговоренные и имеют свойство отпугивать ящериц, скорпионов и змей.

Местные жители в эту легенду свято верят, а потому втихую воруют камни и обкладывают ими свои дома.

АРЕНА ВЕРОНЫ (ИТАЛИЯ)

Арена ди Верона — грандиозный амфитеатр римского времени, построенный в тридцатых годах нашей эры для гладиаторских боев и прочих увеселительных мероприятий древних римлян.

Интересно, что Арена ди Верона никогда не утрачивала своей основной функции: быть местом зрелищ. В Средневековье ее использовали для состязаний борцов, диспутов, а также казни еретиков, так в 1278 году именно Арена ди Верона стала местом сожжения 200 еретиков, а на одной из публичных казней, состоявшейся в бывшем римском амфитеатре, присутствовал сам Данте Алигьери (своими впечатлениями от увиденного он, конечно, не преминул поделиться в «Божественной комедии»).

В Средневековье в арках Арены жили проститутки, а местные жители верили, что строительство столь внушительного сооружения — дело рук дьявола и чертей-прорабов из преисподней.

Согласно средневековым городским легендам, некий житель Вероны, приговоренный к казни, пообещал, что, если смертный приговор отменят, он возведет в центре города масштабный театр для массовых зрелищ, причем, сделает это всего за одну ночь. Для воплощения своего замысла горожанину пришлось продать душу Сатане, но и дьявол свою часть сделки выполнил, таким образом в центре Вероны и возникла Арена.

Сегодня Арена ди Верона — главное место, где проходят выступления лучших оперных артистов мира. Кстати, именно здесь Верди провел постановку своей «Аиды», и именно на сцене Арены в 1947 году дебютировала легендарная Мария Каллас. Расписание музыкальных мероприятий и информация о билетах на Арену ди Верона:http://www.arena.it/

АМФИТЕАТР ПУЛЫ (ХОРВАТИЯ)

Не самый крупный (шестой с точки зрения размерного ряда), но отлично сохранившийся римский амфитеатр, некогда вмещавший аж 23 тысячи зрителей.

На фото: арена Пулы

Построен в первом веке нашей эры, изначально был деревянным, но во времена Клавдия его перестроили, и начали использовать по прямому назначению, то есть для гладиаторских боев и травли людей хищниками.

На фото: колонны амфитеатра

В средние века на Арене Пулы пасли коз, потому венецианцы, правившие городом, всерьез подумывали о том, а не разобрать ли им амфитеатр, но к счастью, этот план в жизнь так не претворили.

Относительно легенд, в Пуле местные жители во времена Средневековья считали, что колизей — дело рук ночных фей, обитающих вблизи города. Согласно поверью, феи мечтали построить Чудо-город, в котором могли бы укрыться от людских глаз.

Однако, их планам не суждено было реализоваться в полном масштабе: всю ночь они носили камни от морского побережья к месту возведения колизея, но не успели закончить работу до первого крика петуха (как и все существа потустороннего мира феи после того, как петух возвещал наступление утра, покидали землю). В результате вместо города получилась арена, так как крышу феи достроить не успели.

Сегодня Амфитеатр Пулы (как и Арена ди Верона) используется для проведения культурно-массовых мероприятий, правда, если в Вероне дают, преимущественно, оперные постановки, то на Арене Пуле чаще проходят рок-концерты.

Читать статью: Онлайн-путеводитель по Пуле

АМФИТЕАТР В НИМЕ (ЛАНГЕДОК, ФРАНЦИЯ)

Французский город Ним (провинция Лангедок) знаменит не только местным вином, но и богатым римским наследием.

На фото: арена города Нима

Помимо Мезона Карре (лучше всего сохранившегося древне-римского храма на территории современной Франции) и акведука Ним может похвастаться и собственной ареной. Ее возвели в первом веке нашей эры. Помимо традиционных боев и травли людей животными амфитеатр Нима использовался и как место для тренировки гладиаторов (о наличии тут школы боев свидетельствуют наскальные надписи).

На фото: арена Нима

После того, как в 404 году гладиаторские бои были запрещены, арену Нима заняли под личное пользование вестготы, они вырыли вокруг амфитеатра рвы и модернизировали римскую арену в укрепленный замок. Эту же функцию амфитеатр Нима выполнял и во время Великого переселения народов, он представлял собой укрепленную деревню, жители которой, даже по меркам своих современников, жили в крайне антисанитарных условиях.

На фото: статуя матадора на фоне амфитеатра в Ниме

Люди продолжали жить на территории Арены до конца XVIII, и только в 1786 году указом короля было постановлено привести римский амфитеатр в приличный вид. К 1812 году амфитеатр очистили от паразитов, но реставрационные работы продолжались тут еще до конца девятнадцатого века. Кстати, несмотря на многочисленные реставрации, стены колизея и сейчас смотрятся немного закопченными.

В 1863 году на арене Нима состоялась первая коррида. К слову, бои быков до сих проходят в Ниме в конце мая — начале июня, кстати, тут не обходится и без жертв, о чем свидетельствует установленная в 1989 году напротив арены бронзовая статуя раненого матадора. А еще амфитеатр знаменит тем, что с 1976 по 1988 год тут проходил крупнейший джазовый фестиваль, ну а кроме того в разные годы на арене Нима давали концерты Rammstein, Metallica, Radiohead, Depeche Mode, Бьорк и Элтон Джон.

АРЕНА В ГОРОДЕ АРЛЬ (ПРОВАНС, ФРАНЦИЯ) 

Построенная во времена правления Адриана Арена в Арле во многом напоминает амфитеатр в Ниме. Рассчитана она была на 24 тысячи человек, главное отличие от других сооружений этого типа — высокая стена, ограждающая зрителей от нападения хищных животных.

На фото: знаменитая арена города Арль

В Средневековье камни из Арены использовали для строительства окрестных домов, затем древний амфитеатр оккупировали сарацины и превратили его в крепость. Позже тут обосновалась местная беднота, которая не только жила в арках Арены, но даже умудрилась возвести на ее территории две церквушки.

Отреставрировали Арену в 1825 году, сейчас здесь проводят корриды, а также устраивают праздник ковбоев Камарга.

На фото: «Арена в Арле», Винсент Ван Гог

Кстати, арена в Арле примечательна еще и тем, что именно ее изобразил на своей картине Винсент Ван Гог, полотно по-французски называется просто «Les Arènes», зато в России картина известна под названием «Арена в Арле».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

Где находится Колизей | Европейский вояж

Колизей, вероятно, наиболее впечатляющее здание Римской эпохи и один из самых больших амфитеатров мира. Где находится Колизей? Колизей находится в Риме, в Италии.

Он расположен в самом центре античного Рима, к востоку от входа в Римский Форум. Можно добраться на метро, станция Colosseo линия В, синяя.

Толпы туристов и гудки автомобилей, объезжающие Колизей по кругу, делают так, что его трудно не заметить.

Колизей является одной из основных достопримечательностей во время путешествия по оживленным улицам Рима.

А билет, чтобы просмотреть его былое величие часто можно купить вместе с билетом для осмотра близлежащего Палатинского холма.

Колизей представляет собой гигантский эллипс размером примерно 156 метров в ширину и 188 метров в длину. В центре его находится ныне разрушенная арена. Спускающиеся к ней воронкой места для зрителей когда-то вмещали более 50 тысяч человек.

Высота наружных стен Колизея достигает 50 метров, что соответствует высоте 15-этажного дома. Так что его трудно не заметить в Риме.

Первоначально известный как амфитеатр Флавия, Колизей начал строится в 72 году н.э., и это было самое большое здание той эпохи. Монументальное сооружение находится в руинах, но даже сегодня это величественное и прекрасное зрелище.

Наружная стена Колизея разделена по горизонтали на четыре яруса. Три нижних ярус представляют собой мощные сквозные аркады, а верхний ярус – гладкую стену, разделенную пилястрами.

Ниже уровня земли были расположены помещения с клетками для диких животных и  механическими приспособлениями для их поднятия.

Клетки поднимались, позволяя животным неожиданно появляться в середине арены.

Императоры Рима использовали Колизей, чтобы развлекать публику жестокими играми, в полной мере воплощая принцип «Хлеба и зрелищ».

Эти игры были символом престижа и власти, и использовались правителями для увеличения своей популярности.

Игры проводились целый день или даже несколько дней подряд. Как правило, они начинались с появления экзотических животных и заканчивались боями до смерти между животными и гладиаторами, или между гладиаторами.

Эти бойцы были обычно рабами, военнопленными или осужденными преступниками. Впрочем, если вы смотрите американские фильмы типа «Гладиатора», то и сами все знаете.

А сегодня вокруг Колизея ходят артисты, наряженные в форму древнеримских воинов, и за несколько евро вы можете сфотографироваться с ними на память у стен могучего Колизея.

И теперь зная, где находится Колизей, и посетив его, вы имеете шанс прикоснуться к истории, и своими глазами увидеть величие и упадок могучей Римской империи.

Еще на эту тему:

Метки: где Колизей, Где находится Колизей, Колизей находится, Рим

Где находится Колизей? - Other

Все плачут, что денег ни у кого нет и люди у нас бедные. Но стоит только приехать к какой-нибудь мировой достопримечательности, так от наших туристов спрятаться негде. :)

Так, однажды приехав на экскурсию в Колизей, я толком не могла сосредоточиться на древнем объекте, потому что только и делала, что уворачивалась от толпы и прижимала сумку к себе поближе.

Что такое Колизей и где он находится

Колизей — это древний круглый театр без крыши. Его еще называют амфитеатром. В Древние времена в Колизее проходили массовые зрелища, такие как: гладиаторские бои, травля животных, бои с быками и другие кровавые зрелища, которые вызывали всеобщий восторг.

Выглядит Колизей величественно как изнутри, так и снаружи. Огромные стены с оригинальной архитектурой окружают арену, вокруг которой располагаются сиденья для многотысячной аудитории.

В современном мире существует несколько Колизеев, но для меня самым настоящим является тот, что был построен в Риме в 80 году н. э.

Располагается Колизей в дворцово-парковом комплексе «Золотой дом Нерона» между такими холмами:

  • Целиевском;
  • Эсквилинском;
  • Палатинском.

Как устроен Колизей

В моем личном списке известных сооружений, Колизей занимает первое место после Египетских пирамид. Поражают и масштабы строения, и материалы, из которых возведены стены Колизея.

Интересно, что уже в те времена, людей делили на богатых и бедных, и относились к ним соответствующе. Места в амфитеатре занимались согласно купленным билетам и статусу:

  • самые лучшие места (на юге и севере) отводились для императоров, сенаторов и весталок;
  • над ними располагались места для всадников;
  • далее шел ряд с местами для состоятельных граждан;
  • и замыкал это все ряд для малоимущих.

С годами был достроен еще один ряд со стоячими местами, в котором могли находиться рабы, бедняки и женщины.

А вот актерам, бывшим гладиаторам и могильщикам вход был вообще воспрещен.

Крыша у Колизея отсутствует, однако для защиты в дождливые или особо жаркие дни, строение покрывалось специальным тентом, защищавшим зрителей.

Где находится Колизей?

Колизей - необъятный и величественный памятник архитектуры Древнего Рима. «Он настолько огромный, что полностью удержать его образ в памяти невозможно. «Увидев его, все остальное будет казаться вам маленьким»,- писал о нем однажды Гете.

Колизей - не просто главная достопримечательность Италии, наряду с Пизанской башнейи другими историческими памятниками. Это история, замершая в камне и навек сохранившая в себе те события, которые содрогали Рим сотни лет.

Колизей в Риме - история

Колизей - памятник нелегкой судьбы, ведь не реши Веспасиан уничтожить всеми способами следы правления своего предшественника императора Нерона, он никогда не был бы построен. На месте пруда с лебедями, который украшал Золотой дворец, в 80 году н.э был возведен грандиозный амфитеатр на 70 тыс. зрителей, ставший самым большим и красивым стадионом античного мира. Он получился настолько гигантским, что первое его имя, в честь династии Флавиев не прижилось. Колоссальный, громадный - именно так переводится с латинского языка гордое название Колизей.

Торжества в честь его открытия безостановочно проводились целых 100 дней. За это время в боях растерзали друг друга 2000 гладиаторов, и 500 диких зверей.

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в середине которого находится арена. Длина внешнего эллипса составляет 524 метров, большая ось равна 188 метров, а малая - 156 метров, и это абсолютный рекорд. У второго по величине амфитеатра в Тунисе длина эллипса лишь 425 метров.

Длина арены Колизея - 86 метров, а ширина - 54 метра. Высота стен составляет от 48 до 54 метров. Под каждой аркой между средним и верхним ярусом находилось по одной статуе, потолки были украшены разноцветной штукатуркой, а на наружных стенах красовались бронзовые декоративные элементы.

В римском амфитеатре было 76 входов для публики, несколько для императора, его знати и гладиаторов. Таким, образом, все зрители могли разойтись после игры за 5 минут.

Сейчас это уже не пышный амфитеатр, а скорее символ строгого минимализма. За время своего существования он пережил нашествия варваров после развала Римской империи, пожары землетрясение и другие удары стихии. Даже сами римляне впоследствии использовали его как склад бесплатных строительных материалов, что считалось хорошим тоном.

Но даже спустя века после того, как разрушился Колизей каждый, кто видит его впервые, не может удержаться от восторга.

Интересные факты о Колизее

  1. На строительство Колизея, который простоял уже 2 тысячелетия, ушло только 9 лет.
  2. Места на его трибунах располагались, учитывая социальный статус зрителей. Так первые три яруса предоставлялись знатным гостям, а четвертый для простолюдинов.
  3. Технологии тех лет позволяли с помощью специально проведенных под ареной водоканалов, заполнять её водой. Причем длина импровизированного озера достигала нескольких метров. На нем кроме гладиаторских и других сухопутных боев, проводились ещё и водные сражения, в которых могли участвовать даже галеры.
  4. В 15-16 столетиях папа Павел 2 брал из Колизея камни для постройки венецианского дворца, а папа Сиксист 5 хотел использовать его в качестве швейной фабрики.

Как добраться до Колизея?

К самому центру античного Рима, где находится Колизей в Италии, можно добраться на метро к станции Colosseo линия В, синяя. Сегодня неиссякаемые потоки туристов, вибрации интенсивного городского движения, ветра и морозы становятся для Колизея настоящим испытанием. Уже сейчас в нем насчитывается более 3 тыс. трещин, фрагменты постепенно отваливаются. И даже во время обычного шоппинга в Риме стоит задуматься о скоротечности времени и обязательно взглянуть на это чудо света, которое и по сей день не перестает удивлять.

 

Колизей (Москва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колизей — бывший кинотеатр в Москве, занимал здание, построенное специально для кинотеатра на Чистопрудном бульваре, дом 19а.

Владельцем земельного участка с 1880 года и заказчиком постройки кинотеатра был купец Александр Павлович Гуськов. Здание построили с элементами античной архитектуры в стиле неоклассицизма и модерна. Архитектором был знаменитый Роман Иванович Клейн[1].

Кинотеатр Колизей в конце 1930-х годов

Громадное домовладение № 19 принадлежало богатому меховщику А. П. Гуськову. В 1912 году он заказал известному архитектору Р. И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания — кинотеатра под названием «Колизей». В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку[2].

15 августа 1914 года «кино-театр» открылся для зрителей. Колизей относился к кинотеатру первой категории, где демонстрировались лучшие фильмы того времени. Он имел 2 больших фойе и кинозал. Уже в 1926 году в нём было 840 нумерованных мест и экран 10х12 аршин. Там демонстрировались «картины с оркестром и пианино», в фойе играл оркестр из 12 музыкантов[3]

У Колизея в 1929 году

В 1924—1932 годах в здании работал Первый рабочий театр Пролеткульта.

В 1932—1936 гг. на основе старого театра и Студии Алексея Денисовича Дикого был создан Театр ВЦСПС во главе с А. Д. Диким.

Показ фильмов был возобновлён в 1926 году. Киносеансы и спектакли чередовались. По воспоминаниям писателя Юрия Нагибина «какое-то время в „Колизее“ с утра показывали фильмы, а вечером играли спектакли»[4]. В 1936 г. театр ВЦСПС был ликвидирован — до осени 1970 г. «Колизей» снова стал кинотеатром. С 1957 г. часть здания также занимала редакция газеты «Советская культура».

Современный вид в 2014 году

После закрытия кинотеатра и длительной реконструкции в 1974 году сюда переехал театр «Современник».

За более чем век своей истории главный фасад «Колизея», созданный Р. Клейном, менял текстуру, цвет, утратил часть архитектурных деталей и всё более упрощался. В ходе реконструкции 2016—2018 гг. были частично восстановлены элементы лепного декора, испорченные при перестройке кинотеатра. Надпись «Кино-театръ «Колизей» и датировки, вопреки сообщениям прессы[5], не были восстановлены, зато в 2018 г. на вершине классической колоннады появилось слово «Современник».

  • В 1928 году состоялась встреча А. М. Горького с пионерами, на которой писатель был избран почётным пионером[6].
  • 2014 — Столетие здания.
  1. ↑ Чистопрудный бульвар // Москва: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  2. Федосюк Ю. Архитектура домов Чистопрудного бульвара Москвы. Архитектурный декор Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Соболев Ю. Театральная Москва: театр, музыка, кино: путеводитель. М.: Изд-во Московского коммунального хозяйства, 1926. 312 c.
  4. Нагибин Ю. Родом с Чистых прудов. Юрий Нагибин: жизнь и судьба. М.: Вечерняя Москва, 2017. стр. 59
  5. Москва 24. Исторические элементы вернутся на фасад театра "Современник" [1]
  6. Курлат Ф. Л., Соколовский Ю. Е. Познакомьтесь — наша Москва М.: Московский рабочий, 1968. 416 с.

Колизей (Лондон) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ло́ндонский Колизе́ум (англ. London Coliseum) также Теа́тр Колизе́ум (англ. Coliseum Theatre) — наиболее вместительный театр Вест-Энда для проведения оперных и балетных спектаклей, насчитывающий 2 359 мест. Является домашней сценой Английской национальной оперы и Английского национального балета[en]. Расположен в Вестминстере (St Martin's Lane).

Задумывался как крупнейший театр лондонского Вест-Энда[1][2].

Проект создан известным архитектором театров Фрэнком Мэтчемом по заказу импрессарио сэра Освальда Столла (Sir Oswald Stoll, 1866—1942). Во время открытия был одним из первых электрифицированных театров. Обладает самой обширной аркой просцениума в Лондоне (55 футов в ширину и 34 фута в высоту[1]; глубина сцены 92 фута[2]). Фасад выполнен в стиле итальянского Возрождения, с южной стороны здания выстроена башня высотой 145 футов[2], увенчанная вращающимся глобусом с надписью Coliseum, ставшим своего рода логотипом театра. На угловых выступах башни установлены аллегорические скульптуры Искусства, Музыки, Науки и Архитектуры. Новшеством для времён сооружения театра стала вращающаяся сцена, состоящая из трёх колец, которые двигались независимо друг от друга по принципу карусели, что предоставляло возможности для постановки зрелищных эффектов.

Открыт 24 декабря 1904 года как Лондонский театр варьете Колизеум (англ. London Coliseum Theatre of Varieties), то есть изначально предназначался для показа варьете и представлял собой мюзик-холл[2]. В 1931 году постановки варьете были прекращены, сооружение превратилось в полноценный театр и было переименовано в Театр Колизеум для проведения оперетт и концертов классической музыки. После 1945 года в театре преимущественно шли американские мюзиклы. В 1961 году строение было переоборудовано для показа кинофильмов и по 1968 год использовалось как кинотеатр Cinerama[2]. В 1968 году по завершении реставрации и перестройки здание заняла оперная труппа Sadler's Wells Theatre, которая в 1974 году получила название Английская национальная опера. С 2000 по 2004 год здание реставрировалось с целью приведения к максимальному соответствию оригинальному плану архитектора, а также для создания новых удобных площадей для зрителей[1].

Колизей (сингл) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2018; проверки требуют 2 правки.

«Колизе́й» — сингл группы Ария, выпущенный 5 декабря 2002 года. «Колизей» стал первым изданием нового состава группы после распада старого в августе 2002, и первой работой группы с вокалистом Артуром Беркутом и гитаристом Сергеем Поповым.

Песня «Колизей», написанная Владимиром Холстининым и Александром Елиным, выдержана в жанре хеви-метал. Выпуск сингла указал на дальнейший поворот группы от стиля альбома Химера к более жёсткому и агрессивному. Текст, написанный Александром Елиным, посвящён гладиаторам Древнего Рима и имеет сюжет, близкий к истории Спартака, а также в некоторой степени к фильму Ридли Скотта «Гладиатор».

«Колизей» попал в чарты радиостанций, возглавлял хит-парад «Чартова дюжина» и стал единственной песней группы, возглавлявшей годовой чарт за 2003 год.

Федерация регби России выбрала песню «Колизей» своим официальным гимном. Ария исполнила песню на церемонии открытия финала «Кубка Победы» по регби[1].

3 сентября 2010 года стало известно, что группа Колизей исполнит кавер-версию композиции на трибьют-альбоме «A Tribute to Ария. XXV»[2].

А в 2012 году песня была переписана «Арией» уже с новым вокалистом Михаилом Житняковым и вошла в сборник «Live in studio».

Видеоклип на сокращённую версию песни (без третьего куплета) был снят на киностудии имени Горького режиссёром Георгием Тоидзе. В клипе музыканты «Арии» предстают в облике гладиаторов, ожидающих выхода на арену, где их ждёт ревущая толпа. По словам самих музыкантов и обозревателей, клип является аллегорией на ситуацию вокруг самой группы, сложившуюся после «Судного дня» и раскола.

Владимир Холстинин в интервью:[3]
Сюжет клипа довольно современный, рассказывает больше о той ситуации, в которую попала группа за последний год. Мы столкнулись с предательством своих друзей и поклонников, в то же время с поддержкой. В общем, у нас был тяжёлый период, поэтому это довольно автобиографичная история. Не совсем копия фильма «Гладиатор». Это клип о том, в какую ситуацию попала наша группа после восемнадцати лет существования.
Дмитрий Бебенин, Звуки.ру:[4]
Бесспорно, понуро бредущие по коридору-клетке, оплевываемые толпой музыканты-гладиаторы, которым через миг предстоит стать героями все тех же пьющих и нюхающих тупиц, и вызвать довольную ухмылку патрициев из рекорд-компаний — это сильный образ, который очень хорошо иллюстрирует изменение отношения к группе между роспуском старого состава и выходом первого сингла нового. Немногие могут себе позволить такой автопортрет — «Ария» смогла.

Клип был включен в альбом «Крещение огнём» в качестве бонус-трека, часто транслировался по MTV Россия и дошёл до первого места в хит-парадах канала.

Колизей — Википедия

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени[1]. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

История

Предпосылки строительства

История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение Сената заставили императора Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, которого в наши дни называют просто Веспасианом.

До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гражданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.

Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу[2].

Строительство амфитеатра

Колизей (Амфитеатр Флавиев)

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний[3]:

Предпринял он и новые постройки: …амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом

Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи[4].

По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея[5].

Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:[4]

Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра
Сооружение идет, были Нерона труды...
Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,

То, чем владел господин, тешит отныне народ.

Колизей в Древнем Риме

Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу[6]:

При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных

Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров — Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя[7].

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара[8], но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого[9]. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Колизей, вид из Фарнезианских садов

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. В конце VI века в конструкцию амфитеатра была встроена небольшая часовня, хотя это и не придало заметного религиозного значения зданию в целом. Арена использовалась как кладбище, многочисленные сводчатые пространства и аркады были приспособлены под жильё и мастерские.

С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части[10]. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в разрезе

Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Колизей: реконструкция внутреннего вида

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров. Здание окружено травертиновым покрытием шириной 17,5 м.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Фасад

Фасад Колизея

В основании наружной стены высотой более 48 м имеется двухступенчатый цоколь. Фасад разделён на четыре яруса, нижние три яруса представляют собой открытые аркады. Архитектурный приём, использующий открытые аркады в нижних ярусах наружных стен, заимствован у театра Марцелла[11].

Арки нижнего этажа имеют высоту чуть больше 7 м. Их опоры имеют ширину 2,4 м и глубину 2,7 м. Расстояние между опорами 4,2 м. Перед ними встроены колонны дорического ордера, на них опирается антаблемент высотой 2,35 м, не имеющий характерных особенностей дорического ордера. Из восьмидесяти арок нижнего яруса семьдесят шесть были пронумерованы, а четыре на концах двух осей, номеров не имели. Эти арки служили главными входами в здание[11].

Колонны второго этажа опирались на аттик, расположенный над антаблементом первого яруса. Размеры аркады второго этажа отличались от первого только высотой колонн, составлявшей всего 6,45 м. На полуколонны ионического ордера опирается антаблемент высотой 2,1 м, не полностью соответствующий ионическому стилю. Над ним находился аттик высотой 1,95 м, служивший опорой для колонн третьего этажа. Высота арок третьей аркады, выполненной в коринфском стиле, составляет 6,4 м. В каждой арке второго и третьего яруса находилась статуя. Над третьей аркадой аттик высотой 2,1 м имеет небольшие окна над каждой второй аркой[11].

Верхняя часть стены сплошная, украшена коринфскими пилястрами, расположенными над полуколоннами нижних ярусов. Между каждой второй парой пилястр сделано окно[11].

Крыша

На крыше Колизея, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Материал постройки

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир»[12].

Места для зрителей

Схема расположения рядов

Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. На севере и юге располагались места для императора и весталок, эти места обеспечивали хороший вид на арену. На этом же уровне находились места для сенаторов, которым разрешалось приносить с собой свои стулья. Весьма примечательно, что на некоторых местах для сената можно найти высеченные имена сенаторов пятого века, которые, по-видимому, служили для резервации мест. Выше уровня для сената находились места для сословия всадников, а выше всадников располагались граждане Рима, разделённые на две категории: для состоятельных граждан, находившихся сразу выше всадников, и малоимущих граждан, которые располагались ещё выше римской знати.

Позже, во времена правления императора Домициана, был пристроен высочайший уровень, предназначавшийся для бедных граждан, рабов и женщин. В большинстве случаев это были стоячие места. Кроме того, некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.

Использование образа Колизея

Колизей как одно из самых величественных сооружений часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг-Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея. Первоначально Колизей был увековечен в списке семи чудес света, составленном римским поэтом Марциалом в I веке[13].

См. также

Примечания

  1. ↑ Берд М., Хопкинс М. «Колизей», 2007, с. 5.
  2. ↑ Берд М., Хопкинс М. «Колизей», 2007, с. 32.
  3. ↑ Светоний. Жизнь двенадцати цезарей: Веспасиан, IX, 1. Архивировано 30 июля 2017 года.
  4. 1 2 Берд М., Хопкинс М. «Колизей», 2007, с. 34.
  5. ↑ Building the Colosseum (англ.)
  6. ↑ Светоний. Жизнь двенадцати цезарей: Тит, VII, 3. Архивировано 30 июля 2017 года.
  7. Roth, Leland M. Understanding Architecture: Its Elements, History and Meaning. — First. — Boulder, CO : Westview Press, 1993. — ISBN 0-06-430158-3.
  8. ↑ Cass. Dio lxxviii.25.
  9. Claridge, Amanda. Rome: An Oxford Archaeological Guide. — First. — Оксфорд, Великобритания : Oxford University Press, 1998, 1998. — P. 276–282. — ISBN 0-19-288003-9.
  10. ↑ История Рима / Рим развлекается
  11. 1 2 3 4 Платнер, С. Б., Эшби Т. Амфитеатр Флавиев // Топографический словарь Древнего Рима = Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. — P. 6—11.
  12. ↑ The Coliseum. The Catholic Encyclopedia. New Advent. Проверено 2 августа 2006. Архивировано 1 февраля 2013 года.
  13. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.

Литература

Ссылки


Смотрите также

Описание: