Где находится казанская икона


КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - одна из почитаемых на Руси икон.

Со­глас­но крат­ко­му (1579 год) и под­роб­но­му (1594 год) ва­ри­ан­там «Ска­за­ния о яв­ле­нии и чу­де­сах от ико­ны Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Ка­зан­ской», чу­до­твор­ная ико­на бы­ла об­ре­те­на в городе Ка­зань 08.07.1579 года. По­сле опус­то­ши­тель­но­го по­жа­ра, слу­чив­ше­го­ся в го­ро­де, де­воч­ке Ма­тро­не в сон­ном видении яви­лась ико­на Бо­го­ро­ди­цы и ука­за­ла ей ме­сто под сго­рев­шим ро­ди­тель­ским до­мом, где ико­на бы­ла за­ры­та. Бо­го­ро­ди­ца ве­ле­ла Ма­тро­не со­общить об этом ар­хи­епи­ско­пу и вое­во­де, что­бы те об­ре­ли свя­тую ико­ну. Но на сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. По­сле то­го как ви­де́­ние по­вто­ри­лось, Ма­тро­на и её мать при сте­че­нии на­ро­да са­ми вы­ко­па­ли из зем­ли ико­ну. Об­раз пе­ре­не­сли в на­хо­див­шую­ся по­бли­зо­сти церковь Святителя Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ский со­бор Ка­зан­ско­го крем­ля. Ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Ка­зан­ской. В под­роб­ном ва­ри­ан­те «Ска­за­ния…», ав­то­ром ко­то­ро­го счи­та­ет­ся митрополит Ка­зан­ский святой Гер­мо­ген (бу­ду­щий пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си), при­ве­де­но 16 чу­дес от ико­ны.

По по­ве­ле­нию ца­ря Ива­на IV Ва­силье­ви­ча на мес­те яв­ле­ния ико­ны был ос­но­ван Бо­го­ро­диц­кий де­ви­чий монастырь, в ко­то­ром впо­след­ст­вии ико­на пре­бы­ва­ла. В 1580-е годы в Ка­за­ни бы­ли из­да­ны «тет­ра­ди» со служ­бой яв­ле­нию ико­ны, на­пи­сан­ной святителем Гер­мо­ге­ном. К началу XX века ико­на бы­ла ук­ра­ше­на до­ро­гим ок­ла­дом с 18 круп­ны­ми брил­ли­ан­та­ми и 412 бо­лее мел­ки­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, а так­же ши­той жем­чу­гом ри­зой с 479 брил­ли­ан­та­ми, 100 ал­ма­за­ми и 1120 др. дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. В ночь на 29.06(12.07). 1904 года ико­на бы­ла по­хи­ще­на. По сло­вам по­хи­ти­те­ля, она бы­ла им сож­же­на. Ико­на име­ла раз­мер около 26,7×22,3 см. На фо­то­гра­фи­ях 2-й половины XIX века ли­ки на ней не­раз­ли­чи­мы из-за тём­ной оли­фы, а вся «до­лич­ная» часть за­кры­та ок­ла­дом. Об об­ли­ке яв­лен­ной ико­ны мож­но су­дить по ши­той пе­ле­не конца XVI века из ка­зан­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го монастыря (Национальный му­зей Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан) и не­ко­то­рым ран­ним спи­скам ико­ны (в т. ч. из со­б­ра­ний С. Н. Во­робь­ё­ва и Г. В. Леп­са; Мо­ск­ва).

На ико­не Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на оп­леч­но, Бо­го­мла­де­нец - пря­мо­лич­но (фрон­таль­но). Ико­но­гра­фи­че­ски икона от­но­сит­ся к ти­пу «Оди­гит­рия», что от­мече­но уже в письменных ис­точ­ни­ках XVI века. Од­на­ко не имею­щее ана­ло­гий со­че­та­ние оп­леч­но­го ва­ри­ан­та изо­бра­же­ния Бо­жией Ма­те­ри и стоя­ще­го Мла­ден­ца по­ро­ди­ло вер­сии о том, что чу­до­твор­ный об­раз пер­во­на­чаль­но был рос­то­вым (воз­мож­но, Пре­свя­тая Де­ва вос­се­да­ла на пре­сто­ле, а Бо­го­мла­де­нец сто­ял на Её ко­ле­нях). Этот рос­то­вой об­раз мог об­го­реть при по­жа­ре и/или быть опи­лен­ным, что под­твер­жда­ет­ся не­ко­то­ры­ми на­блю­де­ния­ми над ико­но­гра­фи­ей спи­сков с яв­лен­ной ико­ны.

Чу­до­тво­ре­ния­ми про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ные спи­ски иконы, по­чи­та­ние ко­то­рых от­ме­че­но в цер­ков­ном ка­лен­да­ре. Пер­вым чу­до­твор­ным спи­ском с яв­лен­ной ико­ны счи­та­ет­ся Ка­зан­ский (Яро­слав­ский) об­раз (1588 год), ко­то­рый, со­глас­но ска­за­нию XVII века, был при­об­ре­тён в Ка­за­ни Ге­ра­си­мом Тро­фи­мо­вым из Те­тю­шей и при­не­сён в город Ро­ма­нов. В 1610 году эта ико­на, уже про­слав­лен­ная чу­до­тво­ре­ния­ми, ока­за­лась у яро­слав­ско­го куп­ца Ва­си­лия Лыт­ки­на. В честь ико­ны в Яро­слав­ле ос­но­ва­ли храм, а при нём - де­ви­чий мо­на­стырь. Ико­на, ос­та­вав­шая­ся в Яро­слав­ле до 1920-х годов, ут­ра­че­на, со­хра­ни­лась ра­ма с ис­то­ри­ей об­ре­те­ния и чу­дес от яв­лен­но­го об­раза и ро­ма­но­во-яро­слав­ско­го спи­ска (1690-е годы, ико­но­пи­сец Лав­рен­тий Се­ва­сть­я­нов, Яро­слав­ский ху­дожественный му­зей).

Ле­том 1611 года, по сви­де­тель­ст­ву Но­во­го ле­то­пис­ца, спи­сок с яв­лен­ной ико­ны с ка­зан­ским опол­че­ни­ем был при­не­сён из Ка­за­ни в Мо­ск­ву. Осе­нью то­го же го­да он пре­бы­вал в Яро­слав­ле, где про­сла­вил­ся чу­до­тво­ре­ния­ми. Имен­но этот спи­сок на­хо­дил­ся во Вто­ром опол­че­нии 1611-1612 годов во вре­мя ос­во­бо­ж­де­ния Мо­ск­вы и был по­став­лен в 1612 году во Вве­ден­ской церкви на Сре­тен­ке (Боль­шой Лу­бян­ке), а за­тем в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной площади, где пре­бы­вал до 1918 года; даль­ней­шая его судь­ба не­из­вест­на. Спи­сок не­зна­чи­тель­но от­ли­чал­ся по раз­ме­рам от яв­лен­но­го об­раза (27,3×24,5 см). Спи­ском с ико­ны московского Ка­зан­ско­го со­бо­ра яв­ля­ет­ся икона XVII века, на­хо­дя­щая­ся с 1945-1946 года в ико­но­ста­се Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Ело­хо­ве (Мо­ск­ва). Др. со­хра­нив­ший­ся ран­ний спи­сок - икона начала XVII века (ГРМ), вклад в суз­даль­ский По­кров­ский монастырь князя И. И. Шуй­ско­го по же­не Мар­фе.

Од­на из глав­ных свя­тынь Санкт-Пе­тер­бур­га с 1-й тре­ти XVIII века - спи­сок (уве­ли­чен­ный; при­мер­но 58×53,5 см) иконы, вы­пол­нен­ный по за­ка­зу ца­ри­цы Пра­ско­вьи Фё­до­ров­ны (же­ны ца­ря Ива­на V Алек­сее­ви­ча). Пер­во­на­чаль­но он на­хо­дил­ся в церкви Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Пе­тер­бург­ской сто­ро­не, с 1811 года хра­нил­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре, в го­ды советской вла­сти - в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. На спи­сках с этой ико­ны жи­во­пис­ны­ми сред­ст­ва­ми вос­про­из­во­дит­ся ок­лад пе­тербургской свя­ты­ни.

В XVII веке яви­лись так­же спи­ски с ико­ны в Ниж­нем Ло­мо­ве, в То­боль­ске, в Ав­неж­ской волости Во­ло­год­ско­го уезда, в Буш­нев­ской волости Га­лич­ско­го уезда, а так­же, оче­вид­но, в Со­ле­вар­ном го­род­ке, в 150 км от Уфы (ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Та­бын­ской по кре­по­сти Та­бынск, за­ло­жен­ной в этой ме­ст­но­сти в 1698 году). Чу­до­тво­ре­ния­ми про­сла­ви­лись спи­ски в Вяз­ни­ках (1624 год), За­рай­ске (1673 год), московском Воз­не­сен­ском монастыре (1689 год; Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), Не­рех­те (1702 год), Кар­го­по­ле (1714 год), Пен­зе (1717 год), Ар­за­ма­се (1739 год), Во­ло­где (1811 год) и др.

В 2004 году па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II пе­ре­дал Русской пра­во­слав­ной церк­ви спи­сок ико­ны XVIII века, ко­то­рый в 2005 году был ус­та­нов­лен в Кре­сто­воз­дви­жен­ском хра­ме Бо­го­ро­диц­ко­го монастыря Ка­за­ни, за­ме­нив со­бой свя­то­тат­ст­вен­но унич­то­жен­ный яв­лен­ный чу­до­твор­ный об­раз.

Об­ще­рус­ское празд­но­ва­ние Казанской иконы Божией Матери 08(21) ию­ля бы­ло ус­та­нов­ле­но в 1595 году; празд­но­ва­ние 22 октября (4 но­ября), в день взя­тия русским опол­че­ни­ем под пред­во­ди­тель­ст­вом К. Ми­ни­на и князя Д. М. По­жар­ско­го Ки­тай-го­ро­да в Мо­ск­ве в 1612 году, - в 1649 году (в свя­зи с ро­ж­де­ни­ем в этот день пер­вен­ца ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия).

Иллюстрация:

Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Спи­сок 17 в. Бо­го­яв­лен­ский ка­фед­раль­ный со­бор в Ело­хо­ве (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Казанская икона Божией Матери: igorinna — LiveJournal

С праздником Вас !

Обретение и дальнейшая история иконы

После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).


 

 
Казанский Богородицкий монастырь, КазаньУже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена, вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч руб; также были похищены деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.

В 1737 году в выстроенный в Санкт-Петербурге собор (Казанский собор) был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года.

Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор


 

 История почитания иконы
 
Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.

Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».


 

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году, по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году, московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.


 

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:

«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

В конце XX века получили распространение мифы , связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.


 

В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря после нескольких попыток похищения чудотворного образа, имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком. Таким образом, похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище[7][8] Однако известный искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленную Казанскую].

 «Ватиканский» образ Казанской
В 2004 дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993, неясного происхождения. Искусствовед Н.Н. Чугреева дает следующую характеристику Казанского образа из Ватикана: «Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не "грекофильский", а более "русифицированный", взгляд Её и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века»].

«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II[14][15], который поместил её в своей резиденции.

Предполагаемая доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти»

Находясь в июле 2005 с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля передал образ Казанской епархии[18]: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

 Иконография
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

 Гимнография
Автором службы в честь Казанского образа считается святитель Патриарх Ермоген.

Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
 


 

Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
 

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
 

Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Почему икона Божьей Матери называется Казанской

Образ Казанской Богородицы – достояние нации. В России икона пользуется беспрекословным почитанием среди верующих. О ее необыкновенной силе наслышан каждый. С древних времен по сегодняшний день люди, попавшие в беду и сбившиеся с пути, возносят молитву о помощи Божьей Матери.

Необыкновенное явление

Почему же эта икона Казанской Божией Матери так называется? Дело в том, что нашли этот милостивый образ в городе Казань. Летом 1579 года засуха и жара привела к катастрофическому пожару. Огонь охватил Кремль, а также уничтожил значительное количество построек города.

Удрученные горем горожане уже начали отстраивать новые дома. Родители девятилетней Матроны тоже строили новое жилье, но тут девочку посетило чудо во сне. Пред ней предстала Божья Матерь и обратилась с повелением найти и откопать из остатков сгоревшего дома чудотворную икону. Матрона поведала об этом чуде матери с отцом, а те в свою очередь местному духовенству.

К сожалению, рассказу девочки никто не предал значения. И только после третьего видения люди решили найти образ. Из-под пепелища Матрона вытащила лик Богородицы, который был завернут в старое сукно. Каково же было удивление, когда в сукне оказалась совершенно чистая нетронутая огнем икона! Будто иконописец написал ее совершенно недавно.

Обретенный образ Богородицы объявили явленным, что придавало ему особый статус и отличало от копий, написанных впоследствии с оригинала, так называемых списков. В народе же икона была названа Казанской, что само по себе указывало на место ее обретения – славный град Казань.

Чудотворная сила образа

Найденную икону Богоматери перенесли в местную Никольскую церковь. Весть о чудесном явлении образа из пепелища быстро облетела город. Горожане пришли поклониться святому лику и уже тогда узрели чудо: Богородица подарила зрение двум слепым, которые не видели уже много лет. Найденный лик Божьей Матери своими чудесными исцелениями укрепил веру горожан и сплотил их в единой православной вере.

Заступница Руси

Казанская икона Божией Матери относится к типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Обратившись к ней, заблудившийся человек (как в себе, так и в дороге) найдет свой истинный путь и свое предназначение.

Тот факт, что образ был найден в земле не случайность. Ведь с давних времен известно покровительство Пречистой земли русской. Русь Божья Матерь в обиду никогда не давала.

Под ее защитой прошла не одна битва и сражение. Так, во время Смуты с этой иконой в руках и с молитвой в сердце на Москву отправились войска ополчения, которые смогли освободить город от поляков. Позже сам Пожарский говорил, что молитвы перед иконой Богородицы из Казани значительно помогли войску в нелегкой битве. С того момента икона и зовется Заступницей земли русской.

Петр I во время Полтавской битвы молился этому образу Пречистой и уповал на нее.

Многие сражения заканчивались для солдат успешно, которые читали молитвы Заступнице и просили ее защиты.

К сожалению, в 1904 году оригинальный образ украли и по некоторым версиям уничтожили. Но талантливые иконописцы и по сей день создают списки с этого образа для церкви и для людей. Этот лик Богоматери есть почти в доме каждого православного человека.

И в наши тяжелые время люди также продолжают верить и молить о покровительстве Пресвятую Богородицу припадая к Казанскому образу. С 2011 года эта икона есть даже на Международной космической станции.

Праздник Казанской иконы верующие ежегодно отмечают в следующие даты: 21 июля и 4 ноября.

Казанская икона Божией Матери: обретение, фото, описание, значение

Казанская икона Божией Матери – особенный образ для России и ее народа, чудотворный и почитаемый каждым православным христианином. Ее история происхождения – это чудесный случай, а сама икона дарит чудеса людям по сей день. К образу обращаются с разными просьбами: об исцелении, защите или утешении. И ни одна из них не остается не услышанной – всем помогает наша небесная Владычица.

Почитают Казанскую святыню не только на Руси, но и далеко за её пределами. Списки с Казанской иконы Божией Матери у разных народов именуются по-своему. Некоторые из них чествуются своими праздниками.

Происхождение Казанской иконы

История чудотворной иконы Казанской Божией Матери началась 400 с лишним лет назад в Казани, спустя четверть века после ее покорения русским царем Иваном Грозным в 1552 году.

Становление православия в Казани

Ислам был сильно потеснён принесенным сюда русскими Православием, что вызвало большое недовольство мусульман. За 27 лет, прошедших с момента присоединения Казанского царства к Русскому государству, в Казани была создана православная епархия, построено несколько храмов, а православие стало распространяться среди жителей покоренных земель, хотя проповедование Евангелия шло с большим трудом.

В 1579 году в Казани начался страшный пожар. Огонь уничтожил две трети города, выстроенного из дерева. Наполовину выгорел и местный Кремль. Почти четверть жителей погибла. Оставшиеся в живых погрузились в уныние и печаль.

Мусульмане, активно оказывавшие сопротивление распространению православной веры, злорадствуя, утверждали, что это православные «прогневали своего Бога». Многие из новообращённых, не имея твёрдой веры, стали колебаться и задумываться о возвращении в ислам. Укрепить их пошатнувшуюся веру могло только Чудо. И Чудо было явлено: 8 июля православные обрели икону Божией Матери, получившую имя «Казанской».

Вещий сон Матрены

Не пожалел страшный пожар и дом стрельца Даниила Онучина, чья дочь, девятилетняя девочка Матрена, однажды увидела вещий сон, в котором к ней пришла сама Богородица и просила девочку пойти на пепелище их собственного дома.

События, произошедшие далее, рассказываются в 2 вариантах.

  1. По одной версии девочка рассказала свой чудесный сон родителям и просила их пойти с ней вместе за святым образом, но мать с отцом не поверили рассказу ребёнка. Сон повторялся несколько раз, и только на третий раз мать Матрены поверила ребёнку и пошла вместе с ней откапывать икону.
  2. В другом варианте повествования девочка просто не придала значения сну, не разгадала его вещего смысла. Сон повторялся до тех пор, пока Пресвятая Богородица не пригрозила ребёнку гибелью. Матрена рассказала сон матери, и напуганные они поспешили исполнять просьбу Пречистой Девы.

Обретение святого образа

Богородица точно указала место. Вместе с матерью Матрона отправилась на пепелище. Пока копали помощники, которых женщины взяли с собой, образ найти не удавалось. Тогда Матрона сама взялась разрывать землю. Совсем скоро, под углями и слоем земли на пепелище родного дома девочка нашла святой образ. Сняв окутывающую икону пелену, все увидели святой лик, сияющий яркими красками, которые казались совсем свежими, как будто только написанными. Это не могло не удивить свидетелей чуда.

Радостная весть облетела весь город. На место обретения образа прибыло всё духовенство во главе с Архиепископом Иеремией. Архиерей возглавлял богослужение и крестный ход, собственноручно перенёс и установил новообретенный образ Богоматери в ближайшем храме – во имя святителя Николая Тульского. Согласно летописным данным, во время крестного хода произошло чудо исцеления двух слепцов, которые приложившись к иконе тут же прозрели.

С обретенной иконы сделали список направив его в Москву к царю Иоанну Грозному, приложив описание произошедших чудес. По поручению царя в том месте, где нашли образ был воздвигнут Богородицкий девичий монастырь. В этот монастырь и был перенесен впоследствии образ Пречистой, который был назван «явленным», что отличало его от многочисленных списков, сделанных впоследствии с «оригинала».

День обретения образа – 8 июля (21 июля по новому стилю), начиная с 1579 года стал ежегодным праздником Казанской иконы Божией Матери сначала в Казани, а потом и по всей Руси.

Чудесная история происхождения Казанской Богоматери существенным образом повлияла на становление и укрепление православия в Казани, а сам обретенный образ Богородицы еще не единожды примет непосредственное участие в важнейших исторических и судьбоносных событиях России.

Описание иконы

Иконографию чудотворного образа современные исследователи восстанавливают по 3 письменным источникам.

  1. Рукопись, лично написанная священномучеником Патриархом Гермогеном, принимавшем участие в обретении святого лика.
  2. Исследования учёных, предпринятые в XIX – начале XX века.
  3. Современные работы по иконографии.

Иконография Казанской иконы Пресвятой Богородицы непривычна для шестнадцатого века. Русские иконописцы старались в точности следовать каноническим правилам изображения святых. Новоявленная икона совсем другая, написана по-своему. Кажется, что изображение фрагментировано, сосредоточено на изображение ликов.

Скорбный лик Богоматери склонился к Сыну, почти касается головы младенца Иисуса. Фигура стоящего Спасителя выписана до пояса. Мы видим только одну правую руку, поднятую в двуперстном благословении. Левая рука не написана, как будто скрыта полями иконы или ризами. Так начали писать святые образы только в XVI веке, нарушая каноны в поисках новых и свежих форм изображения и воздействия.

Богородица изображена оплечно, со склонённой головой. Царица Небесная облачена в мафорий багряного цвета. Одна из трёх звёзд непорочности скрыта фигурой Спасителя, который изображён стоящим анфас с рукой, поднятой в двоеперстном благословении. Красный цвет одеяния Богомладенца говорит о его земном происхождении, а синий – о его пребывании на Небесах. Одеяния Пречистой Девы декорированы ассистом – тонкими линиями, с помощью которых передаются световые блики.

Значение иконы Пресвятой Казанской Богородицы

Тот факт, что икону обретают нетронутой страшным пожаром в земле, уже кроет в себе определенный символизм, и означает он то, что именно образ Казанской Божией Матери является покровителем земель русских.

Но не только своим чудом явления и как следствие укреплением православной веры на завоеванных землях Казанского ханства прославился святой образ Богородицы. Как в дальнейшем показала история чудотворной иконы Богоматери из Казани, она не раз приходила на помощь людям в критические, можно сказать судьбоносные моменты России. На протяжении нескольких столетий прослеживается участие Божией Матери через сей святой лик в судьбе нашего государства.

Так, во времена Смуты, когда прервалась династия Рюриков, и страну чуть было не захватили польские оккупанты, ополчение Минина и Пожарского с молитвами к образу Пресвятой Казанской Богородице сумели изгнать супостатов, тем самым спасли Русь как независимое государство. Значение этого исторического события высоко ценят до сих пор, сделав 4 ноября, день победы над поляками, общенациональным праздником.

Прослеживается след Казанского образа и при Петре Великом, когда государь накануне Полтавской битвы возносил свои молитвы к Богородице перед этим образом. И в 1812 году, в годы Отечественной войны, полководец Кутузов Михаил Илларионович, в Казанском соборе перед этим же образом молил Пречистую о спасении Отечества и победе в войне с Наполеоном.

В годы Великой Отечественной войны, по некоторым сведениям, молитвы к этому образу помогали в трудных ситуациях. Известно, что в блокадном Ленинграде, когда жители уже совсем было отчаялись, решено было провести крестный ход с этой иконой.

Также существуют рассказы и о том, что над Москвой и Сталинградом с образом Казанской Богородицы летал самолет, и после этого наши войска сумели выиграть важнейшие битвы в этой ужасной войне.

Трудно оценить то большое значение Пресвятой Казанской Богородицы, которое она оказывает в судьбах простых людей. Существует много рассказов, когда Пречистая помогала в различных тяжелых жизненных ситуациях. Именно поэтому этот образ так любим и почитаем среди обычного народа.

Судьба оригинала образа

Икона хранилась в Богородицком Казанском монастыре вплоть до начала 20 века. В 1904 году Казанский монастырь ограбили, украв вместе с драгоценными окладами и святой образ. Его дальнейшая судьба имеет несколько версий:

  • воры унесли святой образ и уничтожили его, заметая следы совершенного преступления;
  • икона Казанской Божьей Матери была продана на аукционе в Лондоне;
  • образ спрятан и хранится на территории России.

Ни одно из предположений подтверждений не имеет и где находится оригинал иконы Казанской Богоматери сегодня не известно.

Сила молитвы

Оригинал иконы утерян, а молитвы к Пресвятой Богородице у ее Казанского образа продолжают творить чудеса и по сей день. Это значит, что и копии обладают не меньшей силой, нежели оригинал, и что Богородица продолжает выполнять просьбы христиан, направленные ей в молитвах.

Не раз убеждались на Руси в силе образа Богородицы:

  • Московский список Казанской иконы помог ополчению во время освобождения Москвы от польских войск во времена Смуты;
  • Петербургский список помог выдержать тяжелые времена во время блокады Ленинграда.

Считается, что через свой образ Казанской иконы Богородица наставляет на правильный путь всех просящих и молящихся у ее святого лика. Помогает обрести силы нести свой крест, утешает во времена огорчений и воодушевляет идти вперед.

Существуют поверья, что Казанская Богородица помогает и будущим супругам в семейной жизни. Божия Матерь убережет молодую семью от финансовых трудностей и уведет от нее невзгоды, мелкие бытовые ссоры, обережет от болезней.

К образу Казанской Божией Матери можно возносить молитвы и за своих деток. Считается, что новорожденным, подросткам и малышам в утробе она дарит здоровье и свое небесное покровительство. Если родители постоянно и искренне молятся Заступнице о своем ребенке, то он обязательно получит надежную защиту в жизни, ему будет сопутствовать удача, а беды и болезни обойдут стороной.

Чудотворные списки Казанской иконы (фото и описание)

Существует множество списков Казанской иконы Божией Матери, что является еще одним подтверждением сильного почитания и народной любви к этому святому образу. Многие иконы из этих списков признаны чудотворными.

Список Казанской иконы в КазаниМосковский список Казанской иконыПетербургский список Казанской иконыЯрославский список Казанской иконыВышенский список Казанской иконыЧимеевская Казанская иконаКаплуновская Казанская иконаКазанская Нижнеломовская икона Божией МатериПензенский список Казанской Божией МатериЖадовская Казанская икона Божией МатериКоробейниковская Казанская икона Божий МатериКазанская Вязниковская икона Божией МатериКазанская Тобольская

Смотрите также

Описание: