Где находится картина неизвестная


Неизвестная (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1883 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 75,5×99 см[1][2][3].

Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка» из-за одноименного стихотворения Александра Блока.

На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»[2].

«Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги[4]. В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины[5].

В 2013 г. в рамках проекта «Живопись в 3D» во дворе царскосельских Дежурных конюшен было установлено скульптурное воспроизведение картины работы Александра Таратынова[6].

В 2019 году с помощью нейросети, удалось виртуально оживить «Неизвестную картину». Для этого была использована технология анимирования статичного изображения, которое использует за основу маску человеческого лица с видеоряда, перенося её на изображение.[7]

«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Существует неподтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева (чье личное имя не указывается, что подтверждает легендарность истории) [8][9]. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой. Но в частном собрании Д. Фридриха в Праге хранится этюд, на котором та же женщина изображена, видимо, более достоверно[10].

Есть версии исследователей, например, искусствоведа Чижовой, что картина «Неизвестная» на самом деле была изначально портретом княгини Юрьевской (вторая морганатическая жена императора Александра II)[11] (только после гибели императора художник отошёл от первоначального замысла)[12]. Однако эта версия представляется сомнительной: картина была создана через два года после гибели императора Александра II и последующей высылки княгини Юрьевской за границу. Крамской, занимавший к тому моменту весьма высокое положение при дворе, вряд ли бы стал создавать портрет персоны, попавшей в опалу при следующем императоре Александре III.

  • Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 166—167. — ISBN 978-5-93221-120-5.
  • Wachtel, Andrew. Plays of expectations. — University of Washington Press, 2007. — С. 58. — ISBN 0-2959-8647-6.

История одного шедевра: «Неизвестная» Крамского

Сюжет

Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи.


«Неизвестная», 1883

Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной в то время. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.

Критик Стасов и вовсе назвал ее кокоткой в коляске. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо женщины, стремившиеся к эмансипации и бросавшие обществу вызов своим демонстративно независимым поведением. Так же, например, вела себя Анна Каренина у Толстого.


Этюд к картине, найденный в Праге в частном собрании

Взгляд Неизвестной сочетает надменность, царственность и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.

Контекст

Перед выставкой передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной», художник был крайне взволнован. Даже ушел с вернисажа. А когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый пытал — кто изображен на картине?


Екатерина Долгорукова

Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской написал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Еще одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, от которой у императора родилось четверо детей.


«Девушка с кошкой", 1882. Портрет Софьи, дочери Крамского

Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы четко называлось имя музы.

Судьба художника

Иван Крамской пришел в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамского устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.

В 19 лет он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он познакомился с единомышленниками, которые впоследствии составят товарищество передвижников. А пока 14 студентов устроили бунт, потребовав разрешить им самим выбирать сюжеты, а не писать мифологические полотна.


Автопортрет (1867)

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.


«Христос в пустыне» (1872)

Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашел.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Самая загадочная «незнакомка» XIX века: «Неизвестная» Ивана Крамского

История этой картины начинается в 1883 году, когда известный русский художник Иван Крамской решил представить свою новую работу на выставке передвижников. Он был крайне взволнован и, не выдержав собственного напряжения, даже ушел с вернисажа.

Однако публика приняла картину с восторгом. На Крамского буквально обрушилась слава, а «Неизвестная» стала предметом всеобщего обсуждения – и всех в первую очередь интересовал лишь один вопрос — кто же эта дама, изображенная на полотне?

Иван Крамской. «Неизвестная»

Ни в письмах, ни в личных дневниках мастера нет упоминаний о том, кем была эта женщина и существовала ли она вообще: Крамской нигде даже не упоминал о главной героине своего самого известного произведения.  За несколько лет до появления «Неизвестной»  была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, и некоторые исследователи утверждают, что художник на своем полотне изобразил главную героиню одноименного романа. Другие же считают, что большее сходство с портретом принадлежит Настасье Филипповне — героине романа Ф. Достоевского «Идиот». Вот как описывается первое впечатление князя Мышкина от встречи с ней:

Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты…

Кадр из сериала «Идиот» (2003 г.)

Действительно, эти два образа имеют множество общих черт и, возможно, схожую «линию жизни». Ведь «Неизвестная», ровно как и героиня романа Достоевского, за своей аристократической внешностью явно скрывала какую-то тайну.

Так, считается, что героиня картины, несмотря на всю изысканность и утонченность ее образа, не принадлежала к высшему свету:

Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Скорее всего, эта женщина – содержанка какого-то влиятельного и богатого человека, поскольку  тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок и дамы «высшего света», наоборот,  не позволяли себе одеваться по последней моде.

Иван Крамской. «Неизвестная». Фрагмент

Несмотря на это, Крамской изобразил «Неизвестную» очень чувственной и женственной. Её смуглое лицо он наделил морозным румянцем и легкой игривой полуулыбкой. Особое внимание автор уделил глазам – большим и выразительным, с густыми ресницами и глубоким взглядом: в нем одновременно можно прочесть и легкую грусть, даже тоску, и демонстративное высокомерие, своеобразный вызов обществу.

Что же касается места, послужившего фоном картины, то здесь нет никаких сомнений — это зимний Петербург. Предположительно, коляска героини находится на Невском проспекте и проезжает по мосту, ведущему к Аничкову дворцу.

Возвращаясь к вопросу о том, кто послужил прототипом этого загадочного образа, нельзя не отметить 3 самые распространенные на сегодняшний день версии. По одной из них – это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки мнению общества взял в жены молодой дворянин Бестужев. По другой версии на картине изображена княжна Варвара Туркестанова — любовница Александра I.

Большинство искусствоведов же склоняются к тому, что образ «Неизвестной» — скорее собирательный, и первоначально он задумывался для изобличения моральных устоев общества. Подтверждением этому выступает случайно обнаруженный этюд картины, который сегодня находится в одном из частных собраний в Праге.

Иван Крамской. «Неизвестная». Этюд

Этот этюд Крамского обнаружили спустя целых 60 лет. Изображенная на нем женщина выглядит высокомерной и грубой, взгляд ее полон надменности по отношению ко всем прохожим. Этот этюд  позволяет утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать «обличительный» портрет. Однако, как мы видим, в окончательном варианте Крамской все же решил смягчить черты незнакомки, облагородив ее внешность, и придал взгляду больше чувственности, глубины, многозначности и тайны.

Иван Крамской. «Неизвестная»

Любопытно то, что в советское время образ этой дамы, который вызвал столько неоднозначных споров в XIX веке, был полностью переосмыслен и даже приобрел романтическую ауру. Все это случилось после выхода «Незнакомки» А. Блока, благодаря ассоциации с которой эта величественная красавица стала идеалом утонченности и духовности. С тех пор картину «Неизвестная» Ивана Крамского зачастую также называют «Незнакомкой».

История шедевра. Знакомая Незнакомка: "Неизвестная" Ивана Крамского

У нас на даче до сих пор висит портрет работы Крамского «Неизвестная», который моя бабушка Пана за какие-то грехи «сослала» туда из городской квартиры. 

«Деточка, осторожнее, это все же не репродукция, это очень неплохая копия», – говорила она, когда я примеривалась пририсовать фломастером еще одно перо на шляпе изображенной там дамы. 

Не то чтобы я понимала, чем копия отличается от репродукции, но бабушку мне огорчать не хотелось, и я оставляла картину в покое.

О женщине на портрете бабушка рассказывала странные вещи: что она точно не замужем, что у нее надменный взгляд и аристократическая осанка, на ее руках дорогие лайковые перчатки (я тогда узнала, что такое лайка), но скорее всего она дама полусвета и – ммм, тянула она в некотором замешательстве, можно ли такое говорить ребенку – содержанка, что она богата, но несчастна. «Никто не знает ее имени, деточка, Крамской никогда никому не говорил, кто эта дама, – отвечала бабушка на мои вопросы, – но может быть, это даже сама княжна Екатерина Долгорукова».

Мы привыкли называть эту картину «Незнакомка». На самом деле она называется «Неизвестная». Иван Крамской написал ее в 1883 году, но потом, когда появилось знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка» («И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне»), названия, как и ассоциации, перемешались.

Секс-символ XIX века

Осенью 1873 года Крамской гостил у графа Льва Толстого и писал его портрет. А тот как раз той осенью писал свою «Анну Каренину». И описание Анны полностью совпадает с обликом Неизвестной Крамского, которую он напишет ровно через 10 лет. Совпадение? Но и у случайностей всегда есть причины, пусть даже и глубоко скрытые.

Еще один главный русский роман, написанный во второй половине XIX века, – «Идиот». И еще один ключевой женский образ того времени. Князь Мышкин, глядя на портрет Настасьи Филипповны, видел «необыкновенной красоты женщину, лоб задумчивый, глаза темные и глубокие, во взгляде гордость, презрение, почти ненависть и в то же время что-то доверчивое и простодушное – этот контраст возбуждал сострадание». Ровным счетом ту же женщину мы видим на полотне Крамского: всё тот же образ женщины-разрушительницы, утонченной и невероятно притягательной своей открытой сексуальностью и потому опасной для мужчин и для устоев светского общества. Эти героини появились в искусстве не просто так, конечно. Сама история, социальные и экономические перемены жизни вытолкнули их на поверхность. В конце концов, это была уже мода и востребованный секс-символ той эпохи. 

Постыдная тайна

Иван Крамской никому не говорил, с кого писал свою горделивую красавицу с постыдной тайной в глазах. Может, говорил, и с натуры, а может, и сочинил – думайте, мол, что хотите. И критики обвинили художника в намеренном эпатаже. Всех привела в крайнее замешательство сама неопределенность образа – то ли это продажная кокетка в коляске, то ли женщина порядочная. Картина висит в Третьяковской галерее, но ведь Третьяков не купил ее сразу – потому что покупал «все, кроме неприличного». Он выкупил «Неизвестную» много позже из частной коллекции.

Когда «Неизвестная» была показана на выставке, пошли разговоры: «Мне, кажется, знакомо ее лицо», «Недавно в опере видел ее с самим господином Н.», «А мне думается, он ее придумал или взял у наших писателей», «Крамской на скользкой дороге». Но художник не слушал пересудов, ему было просто скучно и тоскливо от «правильных» портретов. Для него эта женщина на полотне была полна жизни, неоднозначной и подчас болезненной. 

Княжна Долгорукова, о которой мне рассказывала бабушка, – это как раз не очень реальный прототип Незнакомки. Да, она была любовницей императора Александра Второго, но впоследствии стала его морганатической супругой, стала называться княгиней Юрьевской, а это уже высокий статус, и вовсе не порицаемый. Едва ли Крамской мог изображать княгиню, разъезжающую по Невскому в пролетке без сопровождения. 

Тут, кстати, пора вспомнить об этюде к этой картине. Он хранится в Чехии. Там лицо Незнакомки вроде бы то же, но внутренне оно совсем другое – грубее и вульгарнее. То есть сначала Незнакомка была простоватой мадам с наглостью во взгляде и слишком чувственным вздорным ртом. В изначальном наброске и в помине нет того благородства, что в портрете, висящем в Третьяковской галерее.

Смесь княжны с крестьянкой

Есть версия, что настоящий прототип героини Крамского – крестьянка Матрена Саввишна, которую граф Бестужев увидел в поместье у дальних родственников, влюбился, забрал к себе и вскоре с ней обвенчался. Матрене дали образование, но деревенские замашки остались при ней. Крамской дружил с Бестужевым и однажды приехал в гости. Тут приходит с мороза Матрена и рассказывает, как, катаясь в карете, встретила бывшую свою барыню. «Я и разговаривать с ней не стала, еще чего не хватало!» – сказала Матрена со спесью. Крамской запомнил этот характерный эпизод. Позже Бестужев бросил свою барышню-крестьянку, Матрена вернулась в деревню, заболела и быстро умерла.

Крамской позже писал, как ему жаль, что утрачен романтический образ: «Женщины кажутся мне подлыми. Каждая выставляет напоказ то, что считает у себя лучшим. Кокетство повальное, а осмысленных лиц не увидишь». Поэтому, наверное, и вдохнул в свою матренистую Незнакомку дух княжны Долгоруковой. 

А может, и не Долгоруковой, а совсем другой княжны. Однажды Крамской увидел у кого-то в гостях камею с изображением очень красивой черноглазой и чернобровой брюнетки – еврейки или грузинки. Это была Варвара Туркестанова – фрейлина Марии Федоровны, вдовы Павла Первого, матери Александра Первого. Так вот, Варвара была фавориткой Александра. Она была темпераментна, обаятельна и к тому же очень умна. И ей было уже сорок. Так что Туркестанова понимала: женитьбы не будет, а будут только неприятности – и завела другой роман. С повесой Владимиром Голицыным. Если бы он не соблазнил ее на спор, то она бы соблазнила его сама – у фрейлины были свободные манеры в любви и вообще такой характер, что она вполне могла себе позволить самостоятельно кататься в открытой пролетке. Но через какое-то время этого двойного романа она забеременела. Это был уже слишком большой позор – так что темпераментная Варвара отравилась и умерла в муках. А девочку удочерил Голицын. Весь Петербург, конечно, знал об этой истории.

Брак с падшей женщиной

Если в анамнезе «Незнакомки» – Каренина с Настасьей Филипповной, крестьянка и две аристократки, то недаром она и выглядит, как дама полусвета. Она одета в модную шляпку «Франциск», в шикарное пальто «Скобелев». Люди из светского общества того времени считали дурным тоном одеваться модно. Ну а взгляд изгоя – дерзкий, высокомерный и одновременно непристойный – Крамской мог изобразить легко. Тут сказывался его опыт работы в мастерской, где он так обрабатывал дагеротипы, что его называли богом ретуши.

Кстати, со своей женой Крамской познакомился как раз в мастерской. Ее звали Софья Прохорова, она была подругой художника Попова. Попов был женат, вскоре уехал, а Софья осталась на бобах и без репутации. И несмотря на это, Крамской взял ее в жены. Он буквально спас ее от дальнейшего падения, но со временем, как будто во искупление такого поступка, стал большим консерватором в вопросах нравственности. Его очень мучил этот брак с падшей женщиной, прошлое жены не давало ему покоя, хотя любил он ее без надежды на исцеление от этого чувства. К тому же Крамскому не давала покоя мысль, что Софья его не любит.

Наверное, Незнакомка все же сплав всех этих женщин-грешниц, волновавших художника, она стала итогом его размышлений о нравственном и безнравственном.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №09-2019 под заголовком «Знакомая Незнакомка».

История одной картины. Иван Крамской. Неизвестная.

Добрый день!

Одну из самых знаменитых своих картин Иван Николаевич Крамской написал в 1883 году и дал ей название «Неизвестная», тем самым окружив ее ореолом таинственности и интриги. Возникало множество гипотез о том, кем же была дама, послужившая моделью художнику. Достаточно популярна версия о собирательности образа и использовании черт различных женщин. Есть и достаточно сенсационное предположение (увы, я не знаю имени его автора) о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…
А вот еще одна история о женщине, которая могла быть моделью Крамского. Правда, искусствоведы отмечают, что история не подтверждена никакими документальными свидетельствами и вообще не понятно, откуда у нее «растут ноги».
Но история, даже будучи мифом, по-своему красивая.

В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете.
Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении... Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.
Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?!. Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.
В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.
После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что "на людях" возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее "пленником" оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
...Как то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, к Бестужевым пришел "на огонек" Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: "Ах, какая встреча сейчас была у меня!"
Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывшую хозяйку - помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю...
Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.
Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.
Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.

Иван Крамской «Неизвестная» описание картины

«Неизвестная» — одна из самых знаменитых картин великого русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887). Картина была написана в 1883 году. Холст, масло. Размеры: 75,5 × 99 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Картина «Неизвестная» чарует своей таинственностью. Достоверно так и не выяснено, кто именно изображён на этой картине. Личность девушки, которая смотрит с картины как бы свысока, но во взгляде которой одновременно читается грусть, не установлена. По одной из легенд, прототипом или моделью героини стала курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, которая вышла замуж за дворянина Бестужева. По этой легенде Крамской был знаком в Матрёной Саввишной и был пленён её красотой. Однако данная версия остаётся в разряде легенд и никакими официальными источниками не подтверждена. Сам Иван Крамской не оставил никаких упоминаний в своих записях, письмах и дневниках о личности девушки. Вполне возможно, что «Неизвестная» так и останется навсегда неизвестной.

Характер картины «Неизвестная» не только очень загадочный, но и динамичный. Создаётся ощущение, что девушка, одетая по последней моде 1880-х годов, лишь на миг появляется в поле нашего зрения, проезжая мимо в открытом экипаже. Только на миг она одаривает нас своим царственным взглядом, запоминается нам навсегда и вот-вот навсегда скроется в неизвестном направлении.

На картине Крамского неизвестная девушка одета в чёрное пальто «Скобелев», украшенное мехом, муфту и кожаные перчатки. На голове у дамы бархатная шляпка «Франциск» с перьями. В открытом экипаже она проезжает по Невскому проспекту Петербурга. За её спиной можно увидеть часть Александринского театра. Действие картины происходит зимой — на крышах домов можно увидеть шапки снега.

Картина «Неизвестная» Крамской

Мистическая загадочная картина и трагическая судьба "Незнакомки" Ивана Крамского: ."Незнакомка"

Автор Жанна Любарская На чтение 5 мин.

Творчество И. Крамского известно многим по его шедевру — картине «Незнакомка». Это полотно находится в Третьяковской галерее. Но попало оно туда не от автора, а через много лет после создания. За эти годы оно путешествовало от одного хозяина к другому, пока не оказалось в музее. Кстати, сам П. Третьяков поначалу хотел приобрести «Неизвестную» для своей коллекции, но позже отказался.

С картиной связывают мистическое начало. Поговаривают, что под её влиянием с людьми происходят различные неприятные происшествия.

Кто она — «Неизвестная», а в народе «Незнакомка»?

На картине присутствует молодая модная женщина, наряженная по моде 80-х годов XIX века. Зная, что в светском обществе не допускалось одеваться таким образом, можно предположить, что изображённая на картине дама не аристократка. Да и сам живописец не указывает её имени. Картина изображает «Неизвестную».

После написания портрета возникло много версий о той, кто был натурщицей для живописца. В их числе называли и фаворитку Александра I Варвару Туркестанишвили, и неофициальную супругу императора Александра II княгиню Юрьевскую, и родственниц самого живописца — дочь Софью и племянницу Людмилу. Сам портретист не хотел обнародовать имя.

Важно! Специалисты сходятся во мнении, что для написания портрета автор использовал черты нескольких женщин.

«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров

Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.

Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».

Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.

Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.

После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.

Почему Павел Третьяков отказался купить картину?

Существовавшие поверья гласили о том, что девушки, изображённые на картинах, высасывают жизненную энергию из хозяев. По этой причине во многих дворянских домах портреты старались вешать в библиотеках или коридорах домов.

Не избежал такого суеверия и П. Третьяков, отказавшийся приобретать полотно для своей галереи. Видимо, чувствовал что-то связывавшее портрет с жизнью своей дочери.

Павел Третьяков

Роковая картина несёт несчастья

Картина начала переходить от одного хозяина и к другому и обрела «нехорошую» славу.

Справка! В тех семьях, где побывала «Неизвестная» происходили большие неприятности: у кого-то сбежала жена, у кого-то пропал капитал, случился пожар. Были и смерти близких родственников, и серьёзные болезни, предательства, и другие проблемы.

По одной из версий о натурщице для написания портрета, ею была возлюбленная Саввы Морозова. По несчастливой случайности девушка была задавлена колёсами кареты. С тех пор её душа блуждает по улицам столицы.

Картину перепродали за границу, но она и там доставляла хозяевам несчастья. Обратно на родину «Неизвестная» вернулась в 1925 году. После водворения на ранее предусмотренное место в Третьяковской галерее, все «несчастья» прекратились.

Проходят годы, но интерес к картине не уменьшается. В годы советской власти к картине пришла вторая волна популярности. В это время даже был создан набор конфет с портретом на коробке. Назывался он «Незнакомка». Видимо, по аналогии со стихотворением А. Блока. Теперь женщину, изображённую на картине, стали расценивать как утончённый образ красавицы, а не дерзкой деревенской простушки.

"Неизвестная" или "Незнакомка"? - Любовь к жизни — LiveJournal

    Эта картина кисти Ивана Николаевича Крамского, наверное, известна всем, даже тем, кто никогда не бывал в Третьяковской галерее.

    Но вот если спросить, как называется этот портрет, большинство остветит: "Незнакомка". И будут не правы.
    На самом деле картина называется "Неизвестная".

 

     Художник Иван Крамской (1837 - 1887) написал этот портрет красивой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Невскому проспекту (справа за ее ее спиной на заднем плане картины можно угадать Александринский театр), незадолго до смерти, в 1883 году.


Портрет И. Н. Крамского,
написанный в 1880 году И. И. Шишкиным:


    Влажные большие полуприкрытые глаза, густые ресницы, одежда по последней моде 1880-х годов. Кто же она? Сам автор портрета не оставил нам ответа на этот вопрос. Да и само название картины лишний раз интригует и создает ореол таинственности.

    Версия о том, что И. Крамской изобразил на своем знаменитом портрете некую курскую крестьянку Матрену Саввишну, якобы вышедшую замуж за графа Бестужева, плененного ее красотой, вряд ли можно признать достоверной. По крайней мере, никаких исторических подтверждений эта легенда не имеет.

    Зато более достоверной представляется другая версия, согласно которой художник в качестве медели для своей картины использовал свою дочь Софью.
    Судьба этой женщины трагична. Софья Ивановна Крамская также была художницей, в 1930 году ее арестовали как "врага народа". Несколько лагерей в Сибири: в Красноярске, а потом в Иркутске; два инсульта, возвращение в Ленинград и случайная смерть от заражения крови из-за укола пальца косточкой селедки.

    Впрочем, любителям живописи всего этого лучше не знать. Как-то не очень вяжется в одно целое прекрасная молодая женщина, взирающая на зрителей картины с немного грустным, но в то же время царственным взглядом, с узницей лагерей, умершей в нищите. Да и какая же она после этого "неизвестная"?

    Наверное именно поэтому мне больше нравится ошибочное с точки зрения истории изобразительного искусства, но гораздо более симпатичное название картины - "Незнакомка". И за это нужно "винить" ни кого-нибудь, а великого русского поэта Александра Блока.


    Даже людям, далеким от литературы, но вынужденным ее изучать (с большей или меньшей степенью эффективности) в курсе школьной программы, знакомо одно из самых известных стихотворений самого романтического поэта "Серебряного века" - "Незнакомка".

    Только не говорите мне, что вы не помните хотя бы пару-тройку строф из этих стихов:


"...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна..."


    Александр Блок написал "Незнакомку" через 23 года после "Неизвестной" Ивана Крамского.
    Но мне хочется думать, что именно эта картина навеяла поэту его "Незнакомку".  Судите сами:


"...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука..."
"...И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу.
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу..."

    Я представляю себе, что "Неизвестная" доехала в своем экипаже, вошла в заведение, "где пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат...", и где каждый вечер ждет влюбленный в нее (нет, скорее не в нее, а в образ, созданный волшебной силой искусства и собственным воорбажением) поэт. Она снимает верхнюю одежду, сдает в гардероб муфточку, но остается в модной шляпке с перьями, в одиночестве проходит к столику у окна (при этом, разумаеется, "дыша духами и туманами")...

    И вот только не нужно мне рассказывать, что Александр Блок, воспевавший в своих стихах придуманную им "Прекрасную даму", был в реальности отвратительным мужем женщины, любви которой много лет добивался и которой посвящал свои стихи (я имею в виду Любовь Дмитриевну Менделееву), а после женитьбы на ней, шлялся по проституткам и имел множество любовниц. Да это правда, которую я знаю, пусть иногда думаю, лучше бы не знал. И все-таки, мы ведь ценим Блока не за самые приглядные обстоятельства его личной жизни (как и Сергея Есенина, кстати), а за ту высокую поэзию, которая является его наследием. Не так ли?

    Среди множества стихотворений Александра Блока "Незнакомка", даже несмотря на популярность и общеизвестность, была и остается одним из моих любимейших стихов этого поэта.
    Поэтому для меня картина Ивана Крамского все-таки не "Неизвестная", а "Незнакомка", хотя я и знаю, что это не правильно.

    Сергей Воробьев.

Описание картины «Неизвестная», Крамской, 1883

Неизвестная - Иван Николаевич Крамской. 1883. Холст, масло. 75х99



   Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета. Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную. Художник в качестве модели выбрал, несомненно, красивую девушку. Большие черные глаза в окружении пышных ресниц, полные губы, густые брови, мягкий овал лица, восточный нос. Гордо взирает восточная красавица на зрителя, сидя в открытой коляске.

   Фоном портрета служит зимний городской пейзаж. Но фон очень деликатен, ненавязчив и вторичен. Он никоим образом не должен отвлекать внимание зрителя от модели: дома словно в дымке, небо - нейтрально белого цвета.

   Героиня одета дорого и со вкусом. Темно-синяя шуба, отороченная серым мехом, украшенная шелковыми лентами в тон шубы. Кокетливая муфта не скрывает тонкие перчатки и тяжелые золотые браслеты на изящной ручке. Венчает наряд берет, украшенный белым пером и жемчужинами.

   Мастер прекрасно передает фактуры шелка, бархата и меха. Золото сверкает сдержанно, жемчуг прекрасно гармонирует с пером и беретом. Свет на картине очень ровный, бесцветный. Автор явно любуется своей моделью, поэтому не оставляет место тени.

   Некогда смуглое лицо красавицы выбелено русскими морозами. Восточный темперамент сохранили глаза героини, но полуопущенные веки приглушают южную пылкость.

   Неслучайно именно эта работа автора была признана образцом вкуса, женственности и красоты. Работа разошлась на десятки тысяч литографий, миллионы журнальных иллюстраций.

   Работа полна неясностей и загадок. Кто был моделью не узнает никто и никогда. Сам автор в своих дневниках не оставил об этом сведений. Есть предположение, что изображенная девушка не что иное, как фантазия художника. Искусная выдумка, видение, мираж. Что никоим образом не принижает художественной ценности талантливой работы.

Крамской И.Н. «Неизвестная»

Зал 20

Картина Ивана Крамского «Неизвестная» была представлена публике в 1883 году. Для того времени это было крайне необычное произведение живописи, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Картина не соответствовала ни концепции Товарищества Передвижников, на выставке которого она была показана, ни представлениям общества о дозволенном.

На полотне крупным планом на фоне очертаний Аничкова дворца изображена красивая женщина в коляске. В дорогой одежде, ярко накрашенная, с высокомерным взглядом. Художник оставил в тайне ее имя и назвал картину «Неизвестная». Часто можно услышать и другое название картины - «Незнакомка». Так ее стали называть после публикации в 1906 году знаменитого стихотворения Александра Блока.

Вокруг необычной картины и ее героини возникло много слухов и загадок. Кто же это красивая, богато и очень модно одетая женщина с высока смотрящая на окружающих?

Есть литературные версии, согласно одной из которых образ Незнакомки связан с главной героиней романа Льва Толстого «Анна Каренина». С другой стороны, по описанию, данному Федором Достоевским, его Настасья Филипповна в романе «Идиот» также напоминает Незнакомку.

Если же посмотреть на картину Крамского «Девушка с кошкой», где изображена дочь художника Соня, вы опять заметите сходство. Существует и десяток других версий об имени незнакомки.

Вместе с тем, судя по богатой и модной одежде, можно предположить, что молодая женщина – содержанка или актриса, располагающая покровительством богатого человека. На незнакомке бархатный берет со страусовым пером, пальто из хорошего сукна с отделкой из соболиного меха и дорогие лайковые перчатки. Муфта украшена атласной лентой, на левой руке – золотой браслет. Точное подражание моде было характерно для нуворишей, тех, кто занял место в высшем свете благодаря деньгам.

Художник называл свою работу не портретом, а картиной. Действительно, полотно очень напоминает кадр из фильма и, увидев ее хотя бы один раз, зритель запомнит этот образ на всю жизнь. «Неизвестная» признана одной из лучших картин, созданных живописцем.

За холодным и высокомерным взглядом Незнакомки скрывается внутренняя энергия и страсть. Художник, скорее всего, изобразил собирательный образ женщины того времени. А самое главное «Неизвестная» Ивана Крамского - это образ, в котором отразилось понимание красоты самого художника.

«Неизвестная» — самая загадочная русская картина

Загадка «Неизвестной» в том, что до сих пор неясно, кто изображён на картине. Иван Крамской не оставил подсказок. Упоминаний о женщине нет ни в письмах, ни в дневниках. Вместе с этим «Неизвестная» — лучшая работа художника.

Картину долго не хотели покупать. Считалось, что она приносит неудачу. Серьёзные коллекционеры обходили её стороной. Только в Третьяковской галерее произведение, наконец, обрело покой.

«Неизвестная». И. Крамской

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник. Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

Читайте также: Что скрыто в картине Пукирева «Неравный брак»


Смотрите также

Описание: