Где находится картина голубые танцовщицы


Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на  случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы» — одна из самых знаменитых картин великого французского художника-импрессиониста Эдгара Дега (1834-1917). Картина была написана в 1897 году, бумага, пастель. 65 × 65 см. В настоящее время находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Тематика танцовщиц была близка художнику Эдгару Дега. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы». Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы. Картина выполнена очень ярко, крупными мазками. К моменту написания данной картины зрение Эдгара Дега сильно ослабло, поэтому для позднего творчества художника характеры именно большие и яркие цветовые пятна. Несмотря на слабое зрение, мастерство Эдгара Дега было настолько сильным, а чувство выразительности настолько острым, что ему удалось создать настоящий шедевр, который богат на цветовые сочетания и фактуру, обладает удивительной композиционной гармонией и цветовыми решениями, которые радуют глаз и заставляют зрителя буквально влюбляться в картину, впитывать её всеми фибрами своих чувств, ощущать в ней атмосферу, настроение и саму жизнь.

Картина необычна тем, что написана в ракурсе «вид сверху». Четыре балерины поправляют свои пачки и разминаются перед выходом на сцену. Необычный ракурс создаёт ощущение, будто зритель подсматривает за балеринами, а не находится с ними рядом. Композиционное размещение фигур танцовщиц вовлекает зрителя внутрь картины и создаёт ощущение, что танец балерин уже начался, а они сами уже полностью погружены в свои образы, начинается представление. Здесь чувствуется атмосфера, пропитанная вдохновением предстоящего танца. Асимметричность композиции и обрезанные края делают картину похожей на случайно брошенный взгляд, сиюминутную сцену, которая ценна своей неповторимостью.

Картина «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега

Хотите научиться хорошо рисовать или даже стать великим художником? Этой мечты вам помогут достичь курсы рисования в Москве. Заходите на сайт студии рисования для детей и взрослых, чтобы ознакомиться со всеми подробностями, расписаниями занятий, адресом и контактами для связи.

«Голубые танцовщицы» Дега: история картины — Рамблер/субботний

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем, используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.

Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от копии.

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многие из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?: shakko_kitsune — LiveJournal

Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник, чтобы создать в этой работе волшебную красоту. (Очередной простенький ликбез из цикла "Шедевры от А до Я")


Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма
Основные цвета, использованные Дега в своей работе (это не картина маслом, а рисунок пастелью) — голубой и телесный/оранжевый. Это противопоставление холодного и теплого является одним и самых выигрышных сочетаний в произведениях искусства. Оно бодрит, и при этом гармонично.

Голубой+оранжевый дополнен яркими акцентами желтого, зеленого, которые бодрят и разнообразят картину, однако не являются доминирующими.

Дега очень часто рисовал балерин, в том числе в других цветах, и при взгляде на иные его работы на эту тему видишь, насколько все-таки выигрышны по гамме именно «Голубые танцовщицы».


Эдгар Дега. Две танцовщицы -- желтая и розовая. Около 1898

Отмечу и выбранную технику: это не реалистичное масло, а полупрозрачная пастель, которая так хорошо передает волшебное ощущение от танцовщиц.

№2: Композиционное построение
Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.

Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).

Для того, чтобы создать такую уравновешенную композицию (да еще с зеленым на фоне), Дега идет на некоторые вещи, за которые его современники упрекали художника в нереалистичности. Действительно, если сзади трава, то с какого ракурса мы смотрим на девушек — с потолка, что ли? Но все гораздо проще: балерины стоят на фоне вертикальных декораций (причем самая левая еще и держится за нее рукой). Однако из-за смелого кадрирования композиции с первого взгляда об этом трудно догадаться.


Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось. И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани... Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема. Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

Будем честны: у Дега много хороших картин и рисунков с изображением балерин, многие из них тоже выполнены в голубой гамме и похоже сгармонизированны. Что же делает это произведение для нас таким особенным?

Дело в том, что для российского (а ранее советского) человека именно эти балерины Дега всегда были более доступны. Ведь «Голубые танцовщицы» уже давно принадлежат Пушкинскому музею. Соответственно, именно их чаще печатали в русскоязычных книгах, календарях, открытках и т.п., поэтому мы к ним больше привыкли, они запечатлелись у нас в памяти, как эталон. (И дело не в патриотизме, а даже в удобстве: например, в СССР, конечно, гораздо проще было купить цветной негатив у ГМИИ для крупноформатной печати, чем у Музея Орсе).

Но «Голубые танцовщицы», конечно, особенные. В Пушкинском музее несколько работ Дега, но только эта из них стала своеобразным символом коллекции импрессионистов музея.


фото с фликра


«Голубые танцовщицы» Дега - История одного шедевра

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Урок танцев. (wikipedia.org)

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Абсент, 1876. (wikipedia.org)

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855. (wikipedia.org)

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега: vakin — LiveJournal

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность - Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897
Бумага, пастель. 65 × 65 см
Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно - 2124px × 2073px

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.


Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)
Масло, холст, 85 × 75 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.


Эдгар Дега. Абсент, 1876
Масло, холст, 92 × 68 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.


Автопортрет, 1854−1855
Масло, холст,81,3 × 64,5 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.

Источники - Википедия и Дилетант

Дега "Голубые танцовщицы" описание картины, анализ, сочинение

Работы известного французского импрессиониста Эдгара Дега — поистине отдельная эпоха мировой художественной культуры. Зрителям он известен, прежде всего, как художник, описывающий балерин, и в самом деле, эта тема привлекала его внимание сильнее всех других.

Дега был частым посетителем балетного класса и закулисья. Он часами наблюдал за каждым па балерин, их эмоциями, примечая малейшие детали, чтобы потом всё это искусство изобразить на своих полотнах.

На картине «Голубые танцовщицы» мы видим четырех балерин в небесно-голубых пачках. Скорее всего, что девушки ждут своего выхода на сцену, и остались считанные минуты, чтобы проверить прическу, пуанты и повторить па.

С первого взгляда картина может показаться обычной и непримечательной. Но это мнение меняется, если посмотреть на полотно ещё раз. Картина начинает завораживать своей легкостью, одухотворенностью. Словно в дымке, застывшие на полотне танцовщицы вот вот начнут танцевать.

Несмотря на множественное число в названии, некоторые искусствоведы делают предположение, что на полотне фигурирует одна и та же балерина, только в разных позах. Конечно же сейчас можно рассуждать об это неустанно, и версий будет несчетное количество. Но одно остается несомненным: Дега был настоящим ценителем танца и красоты, который мастерски передавал всю тонкость, нежность и грациозность балета в своих работах.

Год написания картины: 1897.

Размеры картины: 65 × 65 см.

Материал: бумага.

Техника написания: пастель.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия.




Другие картины художника:

Картина "Голубые танцовщицы" и другие произведения Эдгара Дега

Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина "Голубые танцовщицы" стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега - один из величайших и самых талантливых живописцев своего века. Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и живопись Франции, но и на мировое искусство и культуру.

Краткая биография

Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина "Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции - Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.

Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.

Творческий путь

Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: "Семирамида закладывает город" (1861 г.), "Бедствия Орлеана" (1865 г.) и "Александр и Буцефал" (1861-1862 гг.).

Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев. Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.

Знакомство с импрессионистами

Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина "Голубые танцовщицы". Дега познакомился с Эдуардом Мане в 1861 году. Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом. Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.

Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.

Э. Дега "Голубые танцовщицы": описание картины

Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям. На картине "Голубые танцовщицы" изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Особую ценность картина "Голубые танцовщицы" представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.

Вклад в искусство

Простое описание картины "Голубые танцовщицы" не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.

Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины "Голубые танцовщицы", в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.

Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.

Заключение

Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. "Голубые танцовщицы" - картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни. Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху. Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).

Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина "Голубые танцовщицы" выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.

Дега Э. «Голубые танцовщицы»

Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и других.

Например, О. Ренуару было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения. Но они были далеки друг от друга, и Э. Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные. Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям…

Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы.

Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права. Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы. Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.

Балетные картины Э. Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях…

 
Сериал Белгравия (Belgravia) — британский телесериал.

«Белгравия» — это третий роман Джулиана Феллоуза, действие которого происходит в 1840-х годах, Это история о жизни состоятельного семейства Тренчардов, а также аристократической династии Белласисов.

Бывший армейский интендант Джеймс Тренчард приобретает недвижимость в фешенебельном, модном районе Лондона — в Белгравии.

Его дочь София когда-то давно, в 1815 году, влюбилась в аристократа Эдмунда Белласиса, из богатой аристократической семьи. Но в знаменитой битве при Ватерлоо Эдмунд погибает, оставляя беременную Софию. Во время родов не выдерживает и умирает и София.

Джеймс с супругой долго думают, что делать с новорожденным мальчиком, а после, сочтя его незаконнорожденным, чтобы не позориться, отдают ребенка на воспитание в приемную семью.

Проходит время, и отголоски событий прошлого настигают каждого…

Создатели сериала пообещали, что зрителей ждут шокирующие семейные секреты, неожиданные повороты, а также быстро развивающееся повествование, которое все ожидают от создателя «Аббатства Даунтон».

Случайные записи

ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ Эдгар Дега. 100 великих картин

ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ

Эдгар Дега

Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и других. Например, О. Ренуару было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения. Но они были далеки друг от друга, и Э. Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные. Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям... 

Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права. Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы. Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца. 

Балетные картины Э. Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне. Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях...

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эдгар Дега. «Живописец танцовщиц»

Эдгар Дега. Начало творческого пути

Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника XIX века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).

Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.

Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)

Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»

С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.

Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)

На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».


Смотрите также

Описание: