Где находится картина девятый вал


Картина «Девятый вал» И.Айвазовского. Сюжет и описание картины

Художник: Иван Константинович Айвазовский
Название картины: «Девятый вал»
Картина написана: 1850 г.
Холст, масло.
Размер: 221 × 332 см

Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки. Окончив Императорскую академию художеств, юноша предпринял несколько неудачных попыток выставить свои картины, а потом вдруг начал обучение в классе по морской военной живописи. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал».

Маринистическая тема подразумевает романтику, вселяющую страх. Еще древние цивилизации задумывались над губительной силой стихии, восхищались безбрежными водами и страшились их изменчивости. Греки считали третью волну во время шторма самой губительной, римляне – десятую, а жители Восточной Европы – девятый вал.

Картина Айвазовского с одноименным названием не пугает, она успокаивает, ведь передает торжество жизни – в неравной борьбе со стихией остались уцелевшие люди.

Первое, что броситься вам в глаза – это небо, играющее оттенками желтого, оранжевого и фиолетового. Из-за облаков чуть проглядывает солнце, начинает загораться рассвет. Ночью была буря. Где-то вдали накатывает девятый вал, а выжившие моряки, с трудом уместившиеся на обломке мачты, со страхом ждут его. Море на полотне – не безбрежно синее, а изумрудно-живое, темное, с вкраплениями розового отблеска заката.

Еще один момент – свет. Многие из тех, кто был в Феодосии и своими глазами видел полотно, ищут подсветку. Блики солнечных лучей на неспокойном море настолько загадочны, что придают творению Айвазовского объем и реалистичность.

У каждого, кто хоть раз увидел «Девятый вал» до предела обостряются все чувства. Художник ни в одном произведении не достиг такой анатомической точности изображения, как в этом. Биографы связывают это с тем, что Айвазовский пережил подобное в Бискайском заливе, а судно, на котором он находился в тот момент, похоронили все европейские и российские газеты. Наверное, увидев своими глазами дикость морской стихии, мастер не смог удержаться от того, чтобы ее не запечатлеть.

Психологизм картины используется в наши дни на многих психологических тренингах. Группка выживших после бури знает и видит, что надвигается последняя волна – та самая убийца. Карабкаясь на мачту из последних сил, каждый из них поддерживает товарища. Люди не теряют надежду, ведь знают, что минует девятый вал и выживших спасут.

Следующий психологический маневр мастера – «на грани», когда бездна вот-вот заберет человеческие жизни или даст им шанс уцелеть. Вы можете лишь представить, что произошло ночью, какая трагедия случилась, и сколько людей не уцелело.

Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу – настолько ярко изображение рассвета. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Если принять во внимание, что в среднем команда судна тех времен составляла больше сотни человек, то ощущается весь ужас ночного шторма. Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Возможно, девятый вал заберет его жизнь вместе с тем человеком, что тянет руку к небу, будто посылая мольбы о спасении. Трое других стараются поддерживать друг друга, чтобы не соскользнуть со спасительной мачты. Именно они, кажется, выживут после разрушительной волны, но сейчас, по замыслу художника, олицетворяют надежду на спасение.

Глядя на неистовую борьбу человека и стихии, многие из вас вспомнят Хемингуэя и его «Старика и море». Однако, если писатель изображает диалог человека и стихии, то маринист передает жизнь самого водного пространства.

Колористика картины потрясающая – все переходы цветов настолько плавны, что порой невозможно определить, где начинается море и заканчивается небо. Одно лишь можно сказать с уверенностью – небо занимает большую часть холста. Облака имеют объем лишь в левой части холста, в правой они покрыты дымкой.

Четко прописаны волны, которые спокойны в нижней части. С дальнего расстояния они кажутся зелеными, но если вы подойдете ближе, то увидите здесь нефритовые, изумрудные, черные, лиловые, оранжевые оттенки. Синий присутствует только в левом нижнем углу картины, причем не как цвет, а как отблеск игры света на воде.

Еще один момент «Девятого вала»– движение. Облака, стремительно бегущие по небу, пена волн и люди представляют законченную и целостную композицию полотна. Посмотрев на картину, вы заметите, что цвета сменяют друг друга подобно тем самым валу разбушевавшегося моря. Поначалу возникает туман, который слегка начинают отогревать солнечные лучи. Они подсвечивают изумрудный девятый вал, а после появляется темно-синяя волна, которая таит в себе жуткие и мрачные недра моря.

Интересна судьба картины. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, очередь желающих увидеть «Девятый вал» была сравнима лишь с потоком в Лувр к «Джоконде». Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали ее цветовую гамму с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова.

Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой. Дальнейшая судьба автора полотен «Рожь», «Золотая осень» известна всем – от искусствоведов до Википедии.

Айвазовский был предан маринистической теме до конца своих дней. До него российская маринистика практически не существовала, художник стал ее создателем и гуру. Мастер был поэтом моря, романтиком стихии, который изображал морскую гладь и опасность вод на холсте, подобно Байрону на бумаге.

Картина «Девятый вал» Айвазовского – ода морской стихии :: SYL.ru

Картина «Девятый вал» Айвазовского является одним из самых знаменитых шедевров не только русской марины, но и русской живописи в целом. Любимая стихия художника – море - способна внушать трепет и благоговейный страх, поражать своей мощью и величием. Все это, благодаря эмоциональной насыщенности картины, ее сюжету и невероятной палитре оттенков, делает «Девятый вал» одним из величайших творений Айвазовского, несмотря на то, что картина была написана в ранний период его творчества.

Предыстория

За несколько лет до начала работы над «Девятым валом», в 1844 г., Айвазовскому было присвоено звание академика Петербургской академии художеств. В то же самое время его полотнами стал интересоваться знаменитый меценат Третьяков, убежденный в том, что никому не удается передать волшебство водной стихии так живо и естественно, как Ивану Айвазовскому.

В 1845 г., завершив трудоемкую работу над видами нескольких портов и приморских городов по заказу Главного морского штаба, Айвазовский переехал в свой родной город – Феодосию. Там он построил дом-студию на берегу Черного моря и написал в ней большинство своих работ, включая «Девятый вал». Картина Айвазовского словно впитала бушующий характер Черного моря, его непредсказуемость и непобедимую силу.

История создания

Сложно сказать с абсолютной уверенностью, когда именно была написана картина «Девятый вал» Айвазовского. Некоторые источники указывают 1850 г., однако принято считать, что картина была начата немногим ранее – в 1848 г., поэтому правильным вариантом даты создания полотна считается 1948-1850 гг.

Полотна, написанные до этого шедевра, - в основном умиротворяющие пейзажи приморских городов и виды бухт и кораблей. Спокойное море, пронизанное лучами солнца или отражающее свет полной Луны, – вот среднестатистическое описание картины Айвазовского. «Девятый вал» стал переломным моментом в творчестве художника. Здесь проявилась вся сила его кисти.

Считается, что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» воссоздана по собственным воспоминаниям художника, пережившего бурю и крушение корабля в Бискайском заливе в 1844 г. Однако сюжет картины не совпадает с воспоминаниями Айвазовского и других выживших.

Анализ сюжета

Общепринятое описание картины Айвазовского «Девятый вал» говорит о восходящем Солнце, несущем надежду на выживание морякам, потерпевшим крушение. Однако море может быть жестоким, и пережить ночной шторм не значит победить стихию.

Изображение моря на картине говорит о прошедшей ночной буре, которая разрушила корабль, сокрушив мачту, за обломки которой из последних сил цепляются люди в борьбе за жизнь. Ночной шторм прошел, и обессиленные мореплаватели ждут, что принесет им новый день.

Яркими оттенками восходящего Солнца картина рисует надежду на чудо; освещенные первыми лучами светло-зеленые гребни волн переходят в темно-фиолетовые тона морской пучины, не позволяя зрителям забывать о мощи штормового моря.

Картина «Девятый вал» Айвазовского - это одновременно ода непобедимой и непредсказуемой водной стихии и несокрушимому человеческому духу.

Символизм картины

Основной характеристикой картины является ее двойственность. Сюжет можно интерпретировать с долей оптимизма и надежды на положительный исход либо воспринимать его как торжество стихии над человеком. Возможно, к этому и стремился Айвазовский, добавляя в картину ряд противоречивых символов, среди которых:

  • яркие оттенки Солнца и темная пучина волн, противоречащие друг другу и возбуждающие одновременно надежду и страх;
  • обломок мачты, напоминающий крест, что может интерпретироваться как символ спасения либо символ распятия;
  • красный платок, которым размахивает один из выживших моряков, может символизировать новую кровь или, в качестве антитезы белому флагу, нежелание людей сдаваться.

Название полотна – «Девятый вал» - само по себе символично: по преданиям мореходов, девятый вал – самый сильный. Волна, идущая в шторм девятой, способна сокрушить корабли и поглотить все в пучину. Судя по названию, именно эта сокрушительная сила и является сюжетом картины. И в то же время, несмотря на грядущий девятый вал, несколько выживших людей все еще держатся за обломки мачты, помогая друг другу в надежде пережить шторм.

Картина «Девятый вал» Айвазовского никого не оставит равнодушным. Девятый вал – символ обреченности, стремление выжить – символ надежды, они создают в картине больше чем просто противостояние, они задают вопрос, ответить на который предстоит зрителю.

И.К. Айвазовский - "Девятый вал". Противоречивая картина

Знаменитый художник девятнадцатого века с русско-армянскими корнями И.К. Айвазовский вошел в историю как гениальный мастер, романтик, восторгающийся красотой природы. Его любимая тема – морской пейзаж со всей своей величественной красотой. Живописец рисовал ландшафты Феодосии, где родился, жил и умер. Его полотна пропитаны искренней любовью и изумлением перед чарами необъятного океана. Его картины дышат невероятной эмоциональностью.

С тонким художественным вкусом он замечает детали, которые составляют единое целое, создают настроение. Одной из самых популярных работ, которую создал маэстро, является «Девятый вал». Айвазовского не пугала бушующая стихия и грозные ветры, он словно замирал перед ее могуществом. И словно фотографировал все в своей памяти, чтобы передать потомкам собственное видение.

И.К.Айвазовский. «Девятый вал». Описание картины

На этом восхитительном полотне художник нарисовал людей, которые остались один на один со стихией. Они отчаянно борются за свою жизнь, хотя и чувствуют себя мелкими песчинками в огромном массиве воды. Этот признанный во всём мире шедевр рассказывает о большом суеверии моряков, которые считали, что самым опасным является девятый вал. До сих пор отважные мореплаватели верят, что море живет своей, ритмической жизнью. Что в чреде волн через определенный промежуток времени одна волна обладает более неистовой силой. Греки считали самой опасной каждую третью волну, римляне – каждую десятую, русские наделяли такой силой девятую. Айвазовский «Девятый вал» наполнил глубоким внутренним звучанием.

Эта картина изображает маленький челнок в море, охваченном бурей. Как мрачны краски природы в этот миг! Черная вода с темно-синими бликами, белая пена, холодные брызги. Оттенки подобраны так удачно, что кажется, будто тебя охватывает холодная дрожь, чувствуется сырость. Словно в насмешку над беспомощными людьми, небо окрасилось в багровое зарево. Оно равнодушно смотрит, ничуть не переживая о том, доплывут ли люди до берега.

Айвазовский... «Девятый вал»... При этих словах в уме возникает трагичность и масштабность, которая присуща всем полотнам художника. Тебя словно переносит в центр событий. Ты чувствуешь несокрушимую мощь, для которой нет преград. Каждого, кто смотрит на картину, охватывает беспокойство за судьбу человека, который ведет неравный смертельный бой. Есть ли у затерянных в пучине надежда? Ждут ли они спасения? Не потеряли ли они свое мужество? Именно с упорным противоборством ассоциирует море Айвазовский. «Девятый вал» – это не просто картина о море. Это ода, своеобразное признание в любви.

Айвазовский «Девятый вал» написал еще и со скрытым смыслом. Ведь человек всегда ведет борьбу за жизнь, благополучие, безопасность. Борьба с внешними врагами – видимыми и невидимыми – дополняется внутренними переживаниями человека. Он сопротивляется своим чувствам, потребностям, надевает на себя маску, гонится за лживыми ценностями. И только перед лицом неминуемого конца приходит осознание того, что жизнь прекрасна в своей простоте.

Картина учит нас видеть мир в ярких красках, искать положительные моменты в самых тяжелых ситуациях, учит оптимизму.

Девятый Вал (остров) — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Девятый Вал.
Девятый Вал
Характеристики
Население0 чел. (2010)
Расположение
43°43′59″ с. ш. 146°42′43″ в. д.HGЯOL
АрхипелагМалая Курильская гряда
АкваторияТихий океан
Страна
  •  Россия[1]
РегионСахалинская область

Девятый Вал

Девя́тый Вал — остров в Тихом океане, входящий в состав Малой гряды Курильских островов.

Согласно федеративному устройству России входит в Сахалинскую область в составе Южно-Курильского района в рамках административно-территориального устройства области и в составе Южно-Курильского городского округа в рамках муниципального устройства в области.

Назван в честь картины русского художника Ивана Айвазовского[2].

Остров Девятый Вал расположен в бухте Церковной на юге другого острова — Шикотан. Их разделяет узкий пролив, шириной около 100 метров. Юго-западнее, в этой же бухте, расположен остров Айвазовского[3].

  1. ↑ Данный географический объект расположен в акватории одного из островов, являющихся предметом территориального спора между Россией, управляющей этими островами, и Японией. В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации остров является частью территории Российской Федерации, согласно административно-территориальному делению Японии — входит в состав округа Немуро префектуры Хоккайдо Японии.
  2. Пыжьянов Ф. И., Браславец К. М. Остров Кунашир и Малые Курилы. Топонимический словарь. История в названиях на карте Сахалинской области. (рус.) (недоступная ссылка) (1983, 1994). Дата обращения 22 мая 2013. Архивировано 24 мая 2013 года.
  3. ↑ Обзорно-географический Атлас России. — Картография, АСТ, Астрель, 2010. — С. 136—137.
Это заготовка статьи по географии Сахалинской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Курильские острова
Большая Курильская гряда
Северная группа
  • Анциферова
  • Атласова
  • Маканруши
  • Онекотан
  • Парамушир
  • Пескова
  • Харимкотан
  • Чиринкотан
  • Шиашкотан
  • Шумшу
  • Экарма
Средняя группа
  • Авось (скалы)
  • Броутона
  • Кетой
  • Матуа
  • Райкоке
  • Ловушки
  • Расшуа
  • Симушир
  • Топорковый
  • Ушишир (острова) (Рыпонкича
  • Янкича)
  • Чёрные Братья (острова) (Брат-Чирпоев
  • Чирпой)
  • Среднего (острова)
Южная группа
  • Итуруп
  • Камень-Лев
  • Кунашир
  • Уруп
  • Острова Близнецы
  • Краб
  • Острова Таира
Малая Курильская гряда
  • Анучина*
  • Дёмина (острова)*
  • Зелёный*
  • Осколки (острова)*
  • Полонского*
  • Рифовый*
  • Сигнальный*
  • Сторожевой*
  • Танфильева*
  • Шикотан (Айвазовского
  • Гнечко
  • Грига
  • Дальний
  • Девятый Вал
  • Капицы
  • Средний
  • Фархутдинова)
  • Юрий*
*острова, также известные под общим названием Хабомаи

Смотрите также

Описание: