Где находится картина айвазовского девятый вал


Иван Константинович Айвазовский - картина "Девятый вал"

Основываясь на количестве копий, репродукций, которых удостоилась за время существования картина «Девятый вал» художника Айвазовского, то она одна из значимых в истории русской живописи. Сложно найти человека, которому не известно, кто написал картину «Девятый вал».Сотворённая на заре персонального творческого пути, становится одной из безусловных вершин творчества Айвазовского. Это не первая, но самая заметная работа выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств из десятка шедевров, созданных за половину столетия творчества.

Айвазовский дружил с Ильёй Репиным. Художники часто друг над другом подшучивали. Репин однажды гостил у Айвазовского, хозяин пригласил гостя в одну из комнат, пропустил вперёд. Репин распахнул дверь, вскрикнул: на него «поднимался» «Девятый вал».

Описание картины «Девятый вал»

Картина появилась в 1850 году. Холст, масло, размер — 221 × 332 см. В центре — шторм на море, моряки, потерпевшие бедствие. Картина несколько «мифологическая». У моряков существует легенда: апогей шторма, наивысшая точка разрушительной мощи — Девятый вал. За штормовыми волнами идёт разрушительная волна колоссальной высоты. Поверье моряков описал Иван Айвазовский.

Предрассветное море. Солнце поднимается над горизонтом. Ночью бушевал шторм, корабль разбит, но оставшиеся в живых моряки держатся за мачту, обломки утонувшего судна. Люди как могут противостоят разбушевавшейся стихии, готовы принять силу Девятого вала. Драматическая картина оставляет зрителя без ответа. Загадка: останутся моряки живы или нет? Но атмосфера картины, пронизанная лучами яркого солнца, поднимающегося над горизонтом, побеждающего мрак ночи, подсказывает: у истории счастливый конец.

Где находится картина «Девятый вал»?

Грандиозное полотно украшает Государственный Русский музей. Есть версия: Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал»написал, основываясь на собственном приключении в Бискайском заливе, в 1844 году потерпев кораблекрушение, чудом оставшись жив. Первый собственник работы — Государь Император Николай I. Российский монарх — не единственный поклонник шедевра. Публику потрясло виртуозное мастерство Ивана Айвазовского. Игра света и теней, глубина неба, иллюзорная прозрачность морской волны заставляли людей на выставках подолгу стоять перед полотном.

«Девятый вал» Айвазовского остаётся непревзойдённой вершиной русской живописи. На основании стилистического, жанрового определения работа относится к романтизму. Автор картины «Девятый вал» изобразил людей в смертельном поединке, противостоянии с природными обстоятельствами. Таковы характерные признаки романтизма в искусстве.

Само название картины давно отделилось от произведения. Нарицательное обозначение употребляют, желая сказать: чего-то много, можно утонуть. Репродукциями украшают интерьеры, размещают на предметах быта, одежде.

Также интересно:

Картина Айвазовского Девятый вал – песнь мужеству человека | WPainting

Содержание статьи:
  1. 1. Описание знаменитой картины
  2. 2. Колористика картины

Иван Константинович Айвазовский – автор классических пейзажей, передающий человечеству на своих полотнах красоту морской стихии. Свои пейзажи он всегда начинал писать с неба. Сияние небесного светила было настолько ярким, что однажды его заподозрили в том, что за картиной художник поместил пылающую свечу, озаряющую полотно изнутри.

Описание знаменитой картины

К написанию будущего шедевра живописца сподвигла сильнейшая буря, невольной жертвой которой он оказался в 1844 году в Бискайском заливе. Судно, на котором среди пассажиров находился Айвазовский, попало в чудовищный шторм. Местные газеты успели опубликовать трагическую новость о гибели художника, но случилось чудо – через несколько дней после шторма судно с пассажирами вернулось в родной порт.

На картине изображено утро, наступившее после бурной ночи. Отблески недавно проснувшегося светила озаряют бурлящий океан и огромную волну, называемую «девятый вал». Она вот-вот обрушится на группу людей, ищущих спасения от стихии на обломках корабельных мачт.

Изображение рассвета очень яркое, поэтому при первом взгляде на картину не сразу заметны силуэты уцелевших мужчин на мачте. Их всего пятеро! Если учесть тот факт, что обычно корабельная команда составлялась в количестве не менее 100 человек, то зритель ощущает весь ужас случившейся трагедии.

Четверо мужчин, уцелевших после крушения и одетых в восточные одежды, удерживаются за обломок мачты разбитого страшными волнами корабля. Пятый пассажир пытается взобраться на мачту из бушующей воды, ухватившись за своего товарища, который еле удерживается на ней. Не исключено, что океан заберет жизнь обоих людей, несмотря на их мольбы о спасении. Трое других всячески поддерживают друг друга, дабы не соскользнуть с хлипкого корабельного останка. Они не теряют надежды на спасение даже при ежеминутных угрозах обрушивающихся на них огромных волн.

"Девятый вал" в Государственном Русском музее

Колористика картины

Общий цветовой фон полотна «Девятый вал» потрясающий: плавные переходы цветов настолько завораживают зрителя, что он не всегда может определить грань, где начинается морской простор и заканчивается небо.

Первые солнечные лучи проходят через клубящиеся туманные облака, отсюда небо приобретает розовато-фиолетовый оттенок. Оно занимает большую часть картины, облака же указаны в левой стороне холста, справа они покрыты дымкой.

Волны в нижней части произведения четкие и спокойные. Издали они кажутся зелеными, но если присмотреться к ним ближе, то видно, что их высокие гребни сверкают и переливаются всеми радужными оттенками. Отблеск игры света на воде показан синим цветом в левом нижнем углу картины.

Величие и мощь картины «Девятый вал» - это олицетворение человеческого мужества. Стоит лишь представить себя в центре бушующей стихии и тут же приходит осознание собственной слабости и беззащитности в этом мире, а беды, терзающие душу, ничтожны по сравнению с разрушающей силой воды.

Девятый вал (картина) — Циклопедия

Картина И. Айвазовского «Девятый вал»

«Девятый вал» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900).

Время создания: 1848 или 1850 г.[1], другие источники называют уверенно именно 1850 г.[2]

Холст, масло; размер картины 221×332 см[1][2].

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[3].

В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир и стал живописцем Главного морского штаба — без денежного пособия. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов[1].

В 1845 году художник переехал в Феодосию — свой родной город, — где построил себе дом-мастерскую на берегу Черного моря.

Море стало главным героем художника на его полотнах, прославив его навсегда как певца морской стихии[1].

Иван Айвазовский. Девятый вал Для самых маленьких — объяснение картины. Иван Айвазовский. Девятый вал [Дрейден] (039)

Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось слышать о различных предзнаменованиях и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о смертоносном морском девятом вале[3]. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый вал[2]. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей картины.

Противостояние людей и стихии — вот основная тема произведения.

Айвазовский выбрал самый страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны — и посреди этого люди, уже потерпевшие кораблекрушение и спасающиеся в обломках мачт и бревен[2], которых вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с мощной стихией — но как им противостоять ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы.

Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца — и это придает мажорность и надежду на спасение. Официальная версия, бытующая с советских времен (оптимизм — необходимый атрибут настоящего советского человека), гласит, что это произведение с ясным счастливым концом. Но на картине явно показано, что дело плохо… Художник недаром дал такое название: девятый вал — уничтожающий, несущий гибель. Вопреки официальному утверждению, эта картина — предтечие смерти.

Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное путешествие в бурю, когда он попал в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого живописца, имя которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение[2]. Эта версия подчеркивается расхожим мнением, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память, соединяя их в своих полотнах[4]. Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе.

Картина стала самым известным шедевром творчества И. К. Айвазовского.

Картина была куплена императором Николаем Первым для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится.

  1. 1,01,11,21,3 Рассказы о шедеврах живописи // Айвазовский И. «Девятый вал»
  2. 2,02,12,22,32,4 И. К. Айвазовский. Девятый вал
  3. 3,03,1 Девятый вал — Айвазовский Иван Константинович
  4. ↑ Айвазовский никогда не рисовал с натуры!

Девятый вал - история создания

Я бы хотел сегодня поговорить об одном шедевре, а именно о картине Айвазовского  «Девятый вал».
Но начну издалека..
В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир.

Художнику было поручено написать виды русских портов и приморских городов — Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. Айвазовский с энтузиазмом взялся за новую работу, которую закончил в течении трёх месяцев.
В своем творчестве художник прославлял героические дела русского флота, славную оборону Севастополя и другие важнейшие события своего времени.

Однажды зимой, к весне, художник почувствовал большое желание уехать на юг, в Феодосию. С каждым днём это желаниеи росло. Айвазовский был очень известным и заслуженным художником и имел прекрасный заработок, у него было всё, чтобы безбедно и в большом почтении жить в столице, однако…

На окраине Феодосии он построил для себя дом и мастерскую и на всю жизнь поселился в этом небольшом черноморском городке.
Трогательная любовь к своей родной Феодосии, плескавшееся у древних стен ее море — все давало художнику пищу для новых образов. Его ненасытную жажду творчества можно было утолить только вдали от суеты, да и стремление к независимости удерживало его в Феодосии.

И так, вернёмся к картине —  «Девятый вал» был написан в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил.
Картины Айвазовского восторженно встречались широкими кругами зрителей, знатоками, ценителями искусства и даже критиками.
К этому времени И. К. Айвазовский побывал уже и за границей, где, к слову, стал самым знаменитым художником Италии. До него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух и воду.

Не только в Италии, но и в других европейских странах, где И. Айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех. Русский художник — гравер Ф. Иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «Его слава прогремела по всей Европе… Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами».

Но я опять отвлёкся и так — своим названием картина «Девятый вал» обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.
На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.

Фрагмент картины «Девятый вал»

В «Девятом вале» художник особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер. Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней.
Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину. Редкий и необычный в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным.

Верхняя часть картины вся наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами рад

Пушкин на берегу Чёрного моря — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Пушкин на берегу Чёрного моря» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1887 году. Хранится в Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагина.

В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда восхищался творчеством поэта, высоко ценил его талант, а после личной встречи Пушкин стал источником вдохновения для художника. В 1880 году Айвазовский даже создал цикл работ, посвященных Пушкину[1].

Картину «Пушкин на берегу моря» Айвазовский написал в год пятидесятилетия со дня смерти поэта, как и другую, более известную, картину с изображением поэта — «Прощание Пушкина с морем», которую Айвазовский писал вместе с Репиным. (Репин работал над фигурой поэта, а Айвазовский — над пейзажем)[2].

Обе картины отсылают нас также к стихотворению Пушкина «К морю».

Автор подарил картину Музею Академии художеств, который, в свою очередь, передал её Николаевскому художественному музею имени В. В. Верещагина, где она и находится. Произведение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, было в ужасном состоянии найдено художником П. П. Степаненко и в 1946 году восстановлено реставратором Невкрытым. Окончательно отреставрировал полотно в 2003 году Н. Ф. Титов[3].

Девятый вал (картина) — Циклопедия

Картина И. Айвазовского «Девятый вал»

«Девятый вал» — картина русского художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900).

Время создания: 1848 или 1850 г.[1], другие источники называют уверенно именно 1850 г.[2]

Холст, масло; размер картины 221×332 см[1][2].

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация[3].

В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир и стал живописцем Главного морского штаба — без денежного пособия. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов[1].

В 1845 году художник переехал в Феодосию — свой родной город, — где построил себе дом-мастерскую на берегу Черного моря.

Море стало главным героем художника на его полотнах, прославив его навсегда как певца морской стихии[1].

Иван Айвазовский. Девятый вал Для самых маленьких — объяснение картины. Иван Айвазовский. Девятый вал [Дрейден] (039)

Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось слышать о различных предзнаменованиях и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о смертоносном морском девятом вале[3]. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый вал[2]. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей картины.

Противостояние людей и стихии — вот основная тема произведения.

Айвазовский выбрал самый страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны — и посреди этого люди, уже потерпевшие кораблекрушение и спасающиеся в обломках мачт и бревен[2], которых вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с мощной стихией — но как им противостоять ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы.

Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца — и это придает мажорность и надежду на спасение. Официальная версия, бытующая с советских времен (оптимизм — необходимый атрибут настоящего советского человека), гласит, что это произведение с ясным счастливым концом. Но на картине явно показано, что дело плохо… Художник недаром дал такое название: девятый вал — уничтожающий, несущий гибель. Вопреки официальному утверждению, эта картина — предтечие смерти.

Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное путешествие в бурю, когда он попал в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого живописца, имя которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение[2]. Эта версия подчеркивается расхожим мнением, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память, соединяя их в своих полотнах[4]. Тем не менее, по крайней мере, наброски к картине «Десант в Субаши» Айвазовский рисовал с натуры, наблюдая с берега за высадкой десанта русских войск в долине реки Шахе.

Картина стала самым известным шедевром творчества И. К. Айвазовского.

Картина была куплена императором Николаем Первым для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится.

  1. 1,01,11,21,3 Рассказы о шедеврах живописи // Айвазовский И. «Девятый вал»
  2. 2,02,12,22,32,4 И. К. Айвазовский. Девятый вал
  3. 3,03,1 Девятый вал — Айвазовский Иван Константинович
  4. ↑ Айвазовский никогда не рисовал с натуры!

Радуга (картина Айвазовского) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Картина «Радуга» стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и стало новым этапом в творчестве живописца. На первый взгляд, перед нами — типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». Но с другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации — особенно это касается колористического решения картины. Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне — оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «выдуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма. Радуга написана художником в 1873 году в возрасте 56-х лет.

В сюжете картины — бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега.
Изобразив бурю, Айвазовский написал её так, будто сам побывал среди стихии.
Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты которого целы, паруса не спущены, возможно причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно.
Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Кормчий указывает направление, в котором следует плыть. Люди измучены борьбой со стихией. Они откинулись к бортам, дабы сохранить силы, чтобы со временем сменить гребцов.Уныние моряков сменяется оживлением. На небе появляется радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.
Красочная гамма картины, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.
Передний план отличается от заднего как эмоциональным настроением так и цветовым. Напряжение постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых и розовых тонов. Поток солнечного света лег радугой на воду, тем самым придал колориту картины многокрасочную расцветку.

Смотрите также

Описание: