Где находится карагемский перевал


Карагем (перевал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о перевале. О реке см. Карагем.

Караге́м[2] — горный перевал, расположенный на водоразделе рек Иолдоайры и Джело. Считается[1][нет в источнике], что перевал разделяет две горные системы Южно-Чуйский хребет и Северо-Чуйский хребет.

Кара-Кем, Карагэм от южно-алт. Кара — черный; тув. хем — река; букв. обильная, родниковая, питающаяся подземными водами река[3]

Перевал Карагем является автомобильным перевалом. Дорога была проложена во времена СССР с целью обеспечения работы животноводческих хозяйств на чабанских стоянках. В настоящее время дорога практически не обслуживается. Начало дороги находится в селе Бельтир, далее необходимо продолжать движение по левому берегу реки Талдура вплоть до устья реки Джело. После преодоления перевала дорога позволяет проехать ещё несколько километров до места, называемого Карагемская поляна.

Карагемский перевал известен прежде всего в среде туристов, видами открываемыми с него в ясную погоду. С перевала можно наблюдать гору Белуха, ледник Джело и другие вершины Горного Алтая.

  • Вид с перевала Карагем на Катунский хребет

  • Озеро у подножия перевала Карагем

  • Вид на гору Белуха

  • На перевале Карагем

  • Лето на Перевале Карагем

  • Озеро на перевале карагем

  • Вид на Вершину Маашей Баш

Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1979. — 395 с. — 5000 экз.

Карагемский перевал, легендарное место на горном алтае | кемпинг Тыдтуярык

перевал меж двух хребтов



Карагем (Кара-Кем, Карагэм) река; тув. хем — река. Кара кем — букв. обильная, родниковая, питающаяся под­земными водами река.

Высота перевала по данным GPS приемника — 2837 метров.

На карте  Генштаба МО СССР  m45-22

Если речь идёт о горных перевалах, которые можно преодолеть на машине, то, безусловно, Карагемский перевал – один из самых красивых и труднодоступных. Очень высокий и очень крутой. Причём крутой во всех отношениях – и по сложности пути, и по количеству острых ощущений, и по красоте пейзажа. От Бельтира дорога поднимается вверх по Талдуре до впадения в неё реки Джело. Отсюда и начинается путь на перевал. А вернее, начинаются приключения.

Для начала необходимо преодолеть непростой брод через Джело, которая в своём устье представляет собой довольно крупную реку. Уровень воды в Джело бурно реагирует на любые природные изменения, зависит от сезона, времени суток и погодных условий. Не представляющий сложности брод буквально за несколько десятков минут может превратиться в непреодолимое препятствие, и путешественникам останется только часами терпеливо ожидать окончания паводка. Сразу за бродом дорогая начинает забираться в гору. Крутейший подъем оканчивается площадкой, с которой открывается просто сумасшедший вид на долину Талдуры. Талдура это «белая», то есть ледниковая, река – она берёт своё начало на леднике Большая Талдура, самом большом леднике Южного-Чуйского хребта. Вода в ней, как правило, мутная и действительно белого цвета, как и положено ледниковым рекам.

Однако подъём от стрелки рек и брода – это всего лишь объезд: дорога по верху обходит ущелье, в котором пробила русло река. Обогнув бомы, придётся опять спуститься в долину Джело, пересечь несколько раз сухое, каменистое русло и снова забираться на водораздел. Вверх по склону и дальше… К облакам! Острые впечатления гарантируем. По первому разу – подъем нескончаем. Но он того стоит. Вы не просто поднимаетесь, а поднимаетесь выше гор. Абсолютная высота 2837 метров над уровнем моря. Забравшись на перевальную седловину, вы оказываетесь посреди огромной горной системы. Слева вершины Южно-Чуйского хребта, справа – Северо-Чуйского, а впереди раскинулся горный массив Катунского хребта с возвышающейся над ним трёхглавой красавицей Белухой.

Уже почти на самом верху, под перевалом, дорога проходит меж двух озёр. Сам перевал, как и положено, обозначен пирамидками из камней. Ветра здесь дуют постоянно. Всегда. Зелёнка, то есть граница леса, осталась далеко позади, и даже карликовые берёзы здесь уже не растут. Только ветер, бесконечные горы и пространство. Это и есть перевал Карагем.

 

Маршрут

Потрясающий маршрут, к облакам. Волшебная долина Джело – это то место, где вам захочется задержаться. Альпийские луга, заснеженные вершины, ледники и водопады. Распахнутые в небо речные долины и линии хребтов до самого горизонта.
Нитка маршрута: кемпинг «Тыдтуярык» – п. Бельтир – р. Талдура– р. Джело – Карагемский перевал – кемпинг «Тыдтуярык».
Выезд из кемпинга до 8:00, возвращение – после 19:00. Можно заранее заказать на кемпинге  поздний ужин. А обед — входит в программу экскурсии.

zp8497586rq

 

Карагем — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Караге́м (тув. Кара кем — «обильная, родниковая река»[2]) — река в центральном Алтае, правый приток Аргута. Административно относится к Кош-Агачскому району Республики Алтай. Длина реки составляет 50 км, площадь водосборного бассейна — 780 км²[3].

Река берёт начало на южном склоне Северо-Чуйского хребта на высоте более 2500 м от слияния двух небольших рек — Левый Карагем (Абыл-Оюк) и Правый Карагем. Расход воды в устье Карагема при среднем уровне в июле и августе составляет 50—60 м³/с. Большинство притоков Карагема берёт своё начало с ледников, поэтому ледниковое питание реки составляет половину этого расхода.

Притоки[править | править код]

(указано расстояние от устья)

Туристическая стоянка в долине реки Карагем

Карагем является весьма популярным местом среди спортсменов-водников и туристов. Практически по всей её протяженности проходят те или иные водные маршруты. Спортивный сплав по Карагему обычно начинают от Карагемской поляны, расположенной чуть выше устья левого притока реки Йолдоайры на высоте около 1900 м. Наиболее сложным для прохождения является первое ущелье, длиной около 8 км и 19-ю порогами. Второе ущелье следует через 2 км после первого — здесь имеется 3 сложных порога. Перед третьим ущельем находится сложный порог «Разбойники» и две шиверы. В нижней части Карагема расположен каскад «Чибитских» порогов длиной около 3 км.

Участок реки Аргут, в которую впадает Карагем, протяжённостью около 7 км, до слияния этих рек носит название — Карагемский прорыв. Здесь Аргут, имеющий большой для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон с уклонами до 25 м/км. Первое успешное прохождение Карагемского прорыва было совершено в 2003 году барнаульскими водниками — Александром Проваторовым, Сергеем Блошкиным, Владиславом Зыряновым на судне типа «бублик»[4].

По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Катунь, речной подбассейн реки — Бия и Катунь. Речной бассейн реки — (Верхняя) Обь до впадения Иртыша[3].

  • Лист карты M-45-XXII Беляши. Масштаб: 1 : 200 000.

Карагемский перевал - Алтай Туристский. Туристический портал

Подробности

Карагемский перевал — переход из водораздела рек Чаган-Узун и Джело в водораздел рек Иолдыайры и Карагем, располагающийся к югу от ледника Джело.

Карагемский перевал. Фото В. Владимирова

Туристское значение

С севера открывается панорама на высшие точки Северо-Чуйского хребта: Снежная, Актру, ДВС — на место, известное под названием горный узел Биш-Иирду, в котором сосредоточены основные ледники хребта.

Внизу можно обозревать великолепную панораму истоков реки Джело и Йолды-Айры.

Карагемский перевал. К истокам Йолды-Айры. В этом направлении можно увидеть Белуху. Фото В. Владимирова

С юга от перевала видны высшие точки Южно-Чуйского хребта. Среди них главная вершина — Иикту.

В южной части перевала находится высокогорное озеро Джело, а в нескольких километрах к северу, с юга от перевала Томич — высокогорное озеро Паспалагачиюк.

Перевал — точка, с которой, если повезёт, на юго-западе, можно увидеть Белуху. До неё отсюда по прямой около 90 километров.

Карагемский перевал. Истоки реки Джело. Фото В. Владимирова

Описание

Перевал находится между двух хребтов — Северо-Чуйским и Южно-Чуйским. К нему можно проехать со стороны Чаган-Узуна по грунтовой дорога для машин повышенной проходимости.

С перевала дорога спускается в водораздел реки Йолды-Айры.

Высота перевала 2873 м. Снег здесь не тает даже летом.

 

На склонах Северо-Чуйского хребта до высоты 2200–2400 м располагается лиственнично-кедровая тайга, выше – альпийские луга, тундры.

Климат в районе резко континентальный. Характерна большая разница между дневной и ночной температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах –– не поднимается выше +25 °C градусов, а ночью может опуститься до -5°C.

 

На склонах Южно-Чуйского хребта, в отличие от Северно-Чуйского, практически нет леса — лишь луга и заросли карликовой берёзы. Благодаря этому со многих вершин открывается красивейший обзор на 30-50 километров вокруг.

Материал подготовил Е. Гаврилов, 9 января 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Mitsubishi Pajero Sport "Лохматый пыж" › Бортжурнал › Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 4 — Карагемский перевал.

Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 1 — В путь!
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 2 — Ак-Тру.
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 3 — Перевал Учитель.
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 5 — Талдуринский ледник.
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 6 — степь Самаха.
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 7 — плато Укок.
Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Часть 8 — заключительная.

После расставания с новосибирской компанией в Курае заехали в Кош-Агач, перекусить да подзаправиться. В те дни пока мы елозили по Ак-Тру основной состав экспедиции пытался выполнить задуманное. Путешествие до условного Карагема было отчасти в слепую (не понимая точно, а куда же надо) в надежде, что может ещё не всё закончилось и не все разъехались. Что касаемо Карагемского перевала, то он претендует на звание самый высокогорный из доступных для автомобилей перевалов на Алтае, в почти 3000 метров высотой. Примерно такой же высоты прохождения дороги и перевал Теплый ключ. Что интересно, что климат в районе Карагема позволяет на этой высоте расти флоре свойственной альпийской тундре. Обычно на Алтае с 3000 метров уже пустыня.

Свернули с Чуйского тракта после Ортолыка и по асфальту перешедшему в ровную гравийку покатили куда-то туда. Тревожные признаки завершения мероприятия появились так сказать сразу, за короткий промежуток до Бельтира нам на встречу проехало по одному три подготовленных джипа с номерами разных регионов. Оп-па походу отфестивалили уже… ну да ладно. мы хоть осмотримся, а потом, как планировали пойдем на Укок.


Наиболее короткая дорога к перевалу идет как раз с Чаган-Узуна, через практически полностью разрушенное Чуйским землетрясением 27 сентября 2003 года (подземные толчки магнитудой до 8 баллов) казахское село Бельтир.

Знак на въезде в село или не поддался стихии или установлен заново. Бельтир достаточно молодо село, возникло не во времена алтайской принцессы, а всего лишь в 1922 году.


После землетрясения поселение частично было восстановлено. Власти предложили жителям разрушенного села переселиться во вновь построенный Новый Бельтир, но воспользовались этим предложением не все. Большая часть населения переехала в новое село (больше 1000 человек), но многие остались из-за основного вида деятельности — отгонного животноводства (наверно не более 300 человек). Старый Бельтир частично восстановлен, но своей основной части выглядит вот так.

В округе Бельтира нельзя сказать, что буйные сенокосы. Скот на самом деле гоняют за Карагемский первал, но и тут есть совершенно фантастические по своей красоте места вполне себе пригодные для скотоводства.

Прочитав про мост на барнаульском форуме, мы пересекли Талдуру и поехали какими-то не сильно угадываемыми извилистыми дорогами по местным достопримечательностям, повидали Луну (серо-коричневые склоны гор), покосы, пересекли разные речки и ручьи, но до Джело… не доехали.

Пример фотографии, когда неверно выбранный ракурс полностью скрыл все великолепие видимого глазами.


А великолепие было действительно великолепно и даже грандиозно. Такого я ещё не видывал. В реальности то, что на фото вверху, выглядит как фантастический каньон, что-то среднее между Аризоной и Новозеландией. Дух захватывало от масштаба.А тут какая-та эрозия почв получилась ((

Как потом выяснилось, мы поторопились и переехали по не тому мосту. Нужный нам был сразу после Бельтира, а не в нем самом. Когда переезжали не по тому мосту, местные мужики заныте погрузкой сена в грузовик, как-то заинтересовано нас проводили взглядами. Мы конечно подумали. что уже надцать не первые за эти дни и аборигенов просто интересует — куда это мы все. А на самом деле скорее всего мысли были примерно — и куда это они так бодро в никуда?

Ехали мы ехали, но когда начались прижимы с прилично волнующими уклонами в бездну, да к тому же дорога уже угадывалась весьма условно, как-то подумалось, что данное направление как-то мало похоже на изъезженное массой машин. Тем более после нас оставался такой хороший след от колес, а вот перед нами ни чего подобного не было.
Повернули назад. Встретившийся по дороге битком набитый женщинами и детьми жигуленок, водители которого наставили нас на правильный путь :), показав короткую дорогу до Бельтира и мы поехали по очень узкой дорожке, огибающей скалу, поражаясь возможностям жигуля и пофигизму местных мы осторожно проползли сильный уклон дороги идущей вдоль скалы.

Вернувшись в Бельтир поехали по другой стороне Талдуры, где не так давно видели три машины, несущихся в нужном направлении. Нужный мост через реку оказался в нескольких километрах дальше от поселка.

Проехав дальше, мы увидели как тройка бодро пересекла русло Джело. Мы тоже решили не отставать, хотя в одного я бы в эту речку не полез.

Момент нашего брожения, как раз сняли с одной из преследуемых нами машин.

Оказавшись на одном берегу, познакомились с честной компанией, которая и была нужна нам для последующих приключений. Они всё знали, они были на связи с основной группой и благодушно пригласили нас присоединиться к биваку. Расположившись в месте слияния Талдуры и Джело мы были посвящены в замыслы экспедиции, в обстановку на данный момент и планы на ближайшие дни.

Ролик одного из участников экспедиции. Показана часть того, чем занималась экспедиция в то время, как мы шли по своему маршруту.

Из полученной рекогносцировки на местности узнали, что штурм всё таки не увенчался окончательным триумфом, более того, котлеты, что должны были проломиться к прорыву начали раскладываться. Как раз параллельно нам одна котлета для другой отбивной везла из цивилизации новое сцепление. Мы слышали по рации их переговоры при прохождении гонца Карагемского перевала.

Место ночевки перед подъемом на перевал.

Т.к. основная экспедиция решила на следующий день возвращаться и прокатиться в утешение до Талдуринского ледника, мы решили успеть с утра доехать до перевала и уже по дороге обратно упасть на хвост. А наши новые знакомые с утра сразу пойдут до ледника. Разведка, так сказать. Народу обещало быть не особо много, т.к. состав за пару-тройку прошедших дней серьезно посыпался: кто до дому, кто поломался, кто испугался и т.д. По дороге к перевалу насчитывали под 50 машин, а непосредственно на поляну пошло чуть ли не в два раза меньше.

Не мое фото. Вот этот конгломерат пойдет на штурм поляны. Сзади притаилась стайка квадриков, любопытствующая посмотреть массовое самоубийство за раз такого количества машин.

Итак, утро пришло и …

Поднявшись в долину едешь по вполне нормальной грунтовке.

Долина реки Джело.


Это ещё не перевал, это только начало начала подъема.

По дороге к перевалу бодро бродят стада яков и похожих на яков коров. Вот эти пытались с нами на перегонки взобраться на перевал ведущий в долину Джело уже из которой и подбираешься к Карагемскому перевалу. Мы испугались и ускорили подъем-отрыв от резко засеменившего копытами стада, что буквально ринулось нам на перерез, а потом ещё преследовало метров 100. )) Может они пылью от машины не хотели потом дышать …


Если ехать аккуратно, то перевал вполне покорим для полноприводного кроссовера. Дорога туда и обратно была просто замечательная по сравнению с дорогой до альплагеря Актру.

Полученная в рунете информация о перевале гласила, что успевать на него надо с утра пораньше, т.к. поднявшееся солнце быстро нагревает горы, травы и лужи, что дают очень густую белую дымку не дающую увидеть окружающие вершины, включая Белуху. Поэтому в 9 утра были уже на перевале.


Но что-то включило у меня в голове ручник и, в течении получаса когда долина была ещё прозрачна, я любовался так сказать, бродил, сидел, смотрел, приценивался …, что-то бессмысленно щелкал. Но вот солнце быстро нагрело горы и долину и появилась быстро уплотняющаяся дымка, что лишила меня возможности снимать в достойном качестве. Прощелкал клювом я время для съемки, в общем ( Обидн

Как мы пытались посмотреть Карагемский Прорыв.

- Люлёк, пока золотая осень в разгаре, поехали посмотрим на прекрасную реку Аргут. Там есть офигенное место, называется "Карагемский Прорыв"
- А что это?
- Ну вот и увидишь :)

Приблизительно такими диалогами начинаются все наши последние поездки.
Что получилось на этот раз смотрите под катом.

Карагемский Прорыв - это легендарное место на реке Аргут. Точнее легендарно оно, на мой взгляд, только для туристов-водников и представляет собой высококачественный внекатегорийный замес, вероятность прохождения которого оценивается в 50 на 50. То есть либо труп, либо нет.
Хотя по моим ощущениям, прошло его гораздо меньше людей, чем погибло, но это не факт.
Такое вот интересное местечко.

В общем, вроде недалеко, всего чуть больше 1000 км, почему бы не съездить? :) Ну и поехали.

Выезжали из Новосиба в не самую лучшую погоду

1.

Поскольку стартовали поздновато, к ночи доехали только до Акташа. Заселиться там в гостиницу в два часа ночи в октябре тот еще квест, но вполне проходимый. Недалеко от села есть отельчик под названием "Как дома". Рекомендуется. Дешевый, неплохая еда, чистые уютные номера. Стоит почти под вышкой МТС, ввиду чего отличный интернет :)

А еще тут очень гостеприимные козы

2.

привет!

3.

Ночью в горах выпал снег

4.

А утром уже была неплохая погода. Можно погулять прямо рядом с гостиницей. Красиво.

5.

6.

Река Чибитка

7.

И одноименное село

8.

Завтракаем и едем дальше. Надо признаться, что ехать по Чуйскому тракту очень тяжело, несмотря на прекрасный асфальт и наличие разметки. Виной всему лежащий рядом фотоаппарат. Эта штукенция постоянно сигнализирует о том, что надо срочно остановиться и нажать на его кнопку спуска. Просто заколебал. Каждые 500 метров практически.

9.

10.

11.

12.

13.

А еще Майя когда увидела снег, очень захотела лепить первые снежки. Забрались в гору.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Ближе к Кош-Агачу повстречались бактрианы. Очень неожиданно. Никогда до этого не слышал что, на Алтае есть верблюды.

20.

Такие прям чистые и пушистые :) Не в пример марокканским

21.

От Кош-Агача до Джазатора 142 километра достаточно хренового грейдера, а на перевалах уже лежит снег.

22.

В деревне узнаем дорогу до Прорыва и вперед. Сказали всего где-то километров 25 и мы спокойно проедем, поэтому тормозим пообедать у живописного мостика.

23.

24.

В это время подъезжают ФСБшники для проверки документов. Здесь приграничная территория, но пропуска уже не требуются. Даже на плато Укок можно уже ехать без оного. Исключение - пятикилометровая погранзона.

В предвкушении созерцания водного мяса трогаемся дальше, но...проехать мы смогли вперед еще километров 5. Как ни странно, на икс-трейле мы пролезали через такие жопы, что некоторые УАЗо- и другие джиповоды давались диву, но в этот раз он сказал: "Хозяин, хорош!"
Каменистая дорога оказалась ему не по клиренсу.

25.

Пару километров проползли в режиме улитки, шлифуя днищем алтайские самоцветы, ну а потом попался какой-то необъезжаемый самородок, который собрал в гармошку алюминиевую защиту бензобака, та, в свою очередь, вырвала из "пердака" среднюю часть глушителя и прижала ее к кардану, так что крестовина аккурат по нему дубасила. До кучи еще и колесо пробили.
В Джазатор возвращались со скоростью 3 км/ч со звуком помесью проходящего пустого товарного поезда и трактора Беларусь, чем привлекли немало внимания местных жителей.

26.

Как оказалось в деревне нет ни шиномонтажей, ни автосервисов и даже единственная заправка не работает уже две недели. Тем временем стемнело.
Благо я сфотографировал телефоны двух местных баз, и на одной из них удалось заселиться.

Зато хоть звезды поснимал. Удобно: вышел поставил штатив, вернулся в дом, через полчаса пошел его забрал.

27.

Утренняя диагностика днища выявила небольшой деффект.

28.

Как ни странно в машине у меня нет даже молотка. Поэтому ремонтироваться пришлось с помощью грубой физической силы и стальной проволоки, найденной на свалке неподалеку. Надежная конструкция получилось, до сих пор езжу, жалко разбирать :)

29.

Джазатор

30.

31.

32.

А это, как нам показалось, основная местная достопримечательность. Дерево на камне.

33.

Правда, удалось еще выяснить, что недалеко есть древние петроглифы. Еле нашли.
Похоже?

34.

А вот петроглифы посвежее

35.

А еще по всей дороге встречаются вот такие штуки

36.

Объяснить толком никто не смог, но явно какие-то захоронения. Рядом обязательно есть какие-то круги, сложенные из камней

37.

38.

Ну а дальше обратная дорога, опять постоянные остановки, правда теперь к ним еще добавились остановки для подкачки колеса.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

Стрелка Чуя-Катунь.

45.

Итого:
1. До Карагема не доехали.
2. Поняли что, чтобы Чуйский Тракт проехать побыстрее, надо ехать по нему ночью.
3. Отправляясь в Джазатор, надо все-таки брать нормальный запас бензина, ибо местная заправка, как говорят, может вообще закрыться.
4. И вообще в Горный Алтай ехать на 2-3 дня вариант из хреновых. Минимум неделя, чтобы осмысленно полазить немного хотя бы в одном месте.

ПС.
Для тех, кто хочет посмотреть на миниГЭС "Карагемский прорыв" вот хорошее видео

Land Rover Discovery V8 HSE Линкор › Бортжурнал › Отпуск 2018. Часть 2. Озеро Джангысколь. Карагемский прорыв. Горный Алтай

Итак вторая, самая вкусная часть нашего семейного отпуска (первая здесь). Обожаю горы, манят меня магнитом, наверное потому что родился и вырос в горах Хибинах.
От границы с Казахстаном поехали напрямки, через Белокуриху и Алтайское, через перевал Комарский (820 м) на Чергу.
Дорога на всем протяжении до Чуйского тракта — гравийка сносного качества, сам перевал проходил уже глубокой ночью, поэтому красот не запечатлел, зато не страшно))), так как ограждений нет, а пропасти не видно.
По Чуйскому достаточно быстро отмахал 240 км через Семинский (1717м) и Чике-Таман (1295м) перевалы, не доехал 40 км до Акташа, уснул в 4 утра. В 6 утра уже выспался (горный воздух придает сил) и доехали до Акташа, где остановились на турбазе.
Пообедав у недостроенной Акташской ГЭС, двинули на первый маршрут — к озеру Джангысколь через Курайскую степь.

Полный размер

Акташская ГЭС на Чуе

Урочище Ештыкель с озером Джангысколь называют «Укоком в миниатюре». Находится на высоте 1750 м и открывает вид на 4-х тысячники Биш-Иирду Северо-Чуйского хребта Куркурек и Актру (4044 м). Дорога не представляет сложностей, за исключением пересечения 5 или 6 бродов в одну сторону.

Полный размер

Озеро Джангысколь. Актуру 4044м

Полный размер

Куркурек 3982м

Полный размер

Вокруг лиственницы и кедры

В августе броды проходились на пределе возможностей без шноркеля, и то не везде, обратно шли по скачанному заранее треку, ниже по склону. И там 3 реки сливаются в 1 шириной не более 6 метров, но вот разведанная глубина в 1,2 метра при бурном течении и отверстием воздухозаборника навстречу течению не позволили идти этим маршрутом. Пришлось возвращаться прежним путем. На выходе из последнего брода догнал УАЗ местных проводников, парни указали мне на висящую переднюю рамку без номера, и на то, что так я уже въехал в этот брод. Осмотрев, увидел, что помимо номера смыло и заднюю крышку буксировочной петли. Печально, но найти, а уж тем более достать со дна горной реки (а их было 4) — нереально. Даже если бы я видел на дне реки свой номер — не полез бы, температура воды около ноля, пальцы коченеют мгновенно. Кстати в этот же день были утеряны шторки trokot на передние окна (забыл их на крыше при перекладке вещей в боксе на крыше), в общем немного расстроился.
Заночевали на турбазе, а по утру двинули к Карагемскому прорыву, 100 км по асфальту до Кош-Агача, затем через погран КПП (записывают данные маршрута и паспортов при путешествии в пределах 50 км зоны границы, если планируете на Укок нужен пропуск в 5 км зону границы) по великолепной гравийке 140 км до Джазатора.

Полный размер

Дорога на высоте 2341м

Полный размер

Река Джазатор

Там нужно проехать деревню и свернуть вдоль правого берега Аргута на лесную дорожку. Так как нужной сотовой сети там не было (только МТС), и кешированных карт не запасли, прилично поплутали. Сначала по шаткому мосту (местные по нему летают на 131 Зилах груженых сеном) переехали на левый берег и углубились километров на 5, поняли, что не туда, вернулись, возле моста встретили местных, они подсказали нашему штурману дорогу (я в это время отлучился на уединение с природой), но видимо штурман не до конца понял проводников и мы опять уехали не туда, в итоге залезли по козьим тропам на гору, с которой открылся обзор на всю округу.

Полный размер

Мост через Аргут

Полный размер

Горка 1977м с видом на Аргут

Полный размер

Вдалеке Джазатор, а чуть левее должен быть Иикту 3936м

Вернулись и тут меня осенило, что нам надо ехать прямо под знак "Движение запрещено" (какой умник его установил?).

Полный размер

Тот самый знак. Для последователей я его поправил немного

Потеряв около 2-х часов, наконец мы поехали верным курсом. Все 25 км до прорыва, красотень неописуемая, одна только степь Самаха чего стоит (смотрите фото).

Полный размер

Степь Самаха

Полный размер

Слияние Аргута и Коксу

Полный размер

Дорога проходима только на понижайке, ввиду множества валунов и очень крутых подъемов, крайне мало мест для разъезда, местные часто ездят здесь на УАЗах, да и подготовленных туристов хватает. С учетом остановок для фотографирования и обеда, до самого прорыва мы добрались к вечеру.
Карагемский прорыв представляет собой хаотичное сочетание высоких водопадов, гигантских скал и мощных «котлов». По мнению сплавщиков, самый сложный и опасный участок реки для прохождения. Характеризуется высшей 6 категорией сложности. Общая длина Карагемского прорыва около 5 км. Среднегодовой расход: 80-100 куб.м/сек. Средний уклон: > 40 м/км. Впервые полное прохождение Карагемского прорыва осуществила 24 августа 2003 года команда Барнаульских спортсменов в составе Александра Проваторова, Сергея Блошкина и Влада Зырянова. Крайне мало людей, кто отважился на это и еще меньше тех, кто осуществил. Кому интересно, есть интересный фильм:

Полный размер

Toyota 4Runner Сибирский Крокодил › Бортжурнал › Дорогами впечатлений "Алтай. Побег с Укока и Карагемский прорыв"

Начало здесь

Намерзшись на Укок пару ночей, мы решили поехать дальше и возвращаться через перевал Теплый Ключ. Многие встреченные автомобили говорили, что Тропузник, по которому мы ехали на Укок проще, чем Теплый Ключ, многие наоборот. Если честно, я до сих пор не знаю какая дорога проще, но одно могу сказать точно: Тропузник выглядит интереснее и живописнее. В общем сборы с утра и мы едем, сделав на прощание несколько фото:

Полный размер

Полный размер

За вершинами уже Казахстан и Китай

Совсем забыл: на Укоке огромное количество местных достопримечательностей: сурки. Они с размером с небольшого поросенка:

Полный размер

Дорога с Келджин-Коль это "ступени" — прямо — резкий спуск, прямо, резкий спуск

Полный размер

Один из спусков

По дороге обратно наблюдаем какой-то обряд на курганах возле принцессы:

Полный размер


Надо сказать, что обряды в Кош-Агач и окрестностях это вообще обычное явление, мы встречаемся с ними каждую поездку. И делаются они не ради туристов, они настоящие

И снова "любимый" курумник, днем выглядит не менее "приятно" и мы уходим на подъем на перевал. Со стороны Укока дорога на перевал очень простая, на вершине красивый вид

Полный размер

Вид с перевала на дорогу курумник

Полный размер

на перевале Теплый Ключ

А вот спуск с перевала к Теплым Ключам и проезд уже не тривиальный, часто выходим и ищем оптимальный маршрут

Полный размер

Дорога узкая и очень некомфортно, когда надо расходиться со встречкой

Полный размер

После спуска с перевала наклон заканчивается, но 3-4 километра едешь по камням

Полный размер

Полный размер

После перевала Джумалинские Ключи — это термальные источники, содержащие радон с температурой 15-20 градусов круглогодично. Стоят несколько домиков, в которых можно жить (с огромными щелями), 3 закрытые купели, открытый бассейн с рыбками и 12 источников из под земли для лечения всех человеческих органов. Таким я его видел 3-4 года назад:

Сейчас он немного преобразился: купели стали более свежими, сделали помосты, но стали брать деньги за купания.

Полный размер

К лечебным источникам местные нам подсказали взять бутылку, пока мы метались и терзались выбором что же нам надо больше всего подлечить, наблюдаем алтайских мальчишек, которые просто приходят со стаканом и пьют из каждого источника. Мне почему-то наши метания напомнили анекдот:

Девочка поймала Золотую рыбку, а та ей говорит:
— Девочка, отпусти меня, я исполню твои три самые сокровенные желания!
— Хотю огломный нос и штоб с бододавками. — И появился у неё огромный нос с бородавками.
— Второе желание.
— Хотю огломные уши и штоб волосатые такие…- и появились у неё огромные волосатые уши.
— А третье твоё желание, девочка?
— А есё хотю во-о-от такую длинную шею.
Всё получилось, как хотела девочка. Рыбка посмотрела на это зрелище и говорит:
— Девочка, ну скажи мне, пожалуйста, зачем тебе всё это? Ты что, не могла заказать у меня, быть КРАСИВОЙ, СТРОЙНОЙ, УМНОЙ, а?!
— …а что, МОЖНО БЫЛО?!

Поэтому не уподобляйтесь, берите бутылку и стакан, лечить — так все и сразу :)

После Укока мы едем за Джазатор: у нас еще посещение степи Самаха. Второй экипаж на Ниве предлагает еще проехать на Карагемский прорыв. В Джазаторе мы были вечером, остановились на речке за Джазатором. По сравнению с прошлыми ночевками тут курорт, не надо на ночь напяливать все вещи которые мы взяли с собой :)

Полный размер

Утром едем на Карагемский прорыв. Как пишется в интернет, это "Труднодоступное ущелье на реке Аргут, от места впадения реки Кокса до реки Карагем". Дорога почти не сложная, если ехать по сухой дороге (мы ехали без дождиков). С подъема Верблюжья Шея открывается красивый вид на степь Самаху:

Полный размер

Полный размер

и слияние Коксы и Аргута

Ну а дальше само ущелье:

Полный размер

По пути иногда встречались небольшие речки через дорогу, которые были не очень приятны для машины: много камней с резким подъемом и спуском:

Полный размер

Перед спуском в долину экипаж Нивы останавливается: резкий поворот около песчаной горы (по которой видны следы ручьев) и из нее на большой высоте торчат валуны. Дорога узкая, справа песчаник который страшно трогать чтобы он не осыпался, а слева пропасть. А после поворота сильный уклон вниз, еще и тяжелый. Вячеслав (водитель Нивы) сомневается, что он потом поднимется в этот уклон на Ниве

Карагемская поляна — Mitsubishi Pajero Sport, 2.5 л., 2011 года на DRIVE2

Заканчиваю рассказ о летней поездке на Алтай. Предыдущая часть — здесь.

Утром выдвигаемся в сторону Бельтира. В последних выездах я расслабился и стал использовать оба ключа от замка на автобоксе: один на связке ключей от машины, другой — отдельно. Результат не заставил себя долго ждать — крышку автобокса закрыл при сборах лагеря, а замок закрыть забыл (ключ остался в замке). Так и поехали. Чудом вспомнил об этом уже на трассе. Слава Богу, ничего не успело высыпаться. Больше не буду доставать второй (запасной ключ). Буду использовать только тот, что на общей связке ключей. Не всегда удобно, зато надежно:)

Погода делает Бельтир еще более суровым зрелищем. Жилых домов не прибавилось. Пьяных угрюмых алтайцев не убавилось. Стадион вроде просыхает от года к году все больше.

Полный размер

Процветает только усадьба Василия Едешова (за стадионом слева на холме). Ранее в пеших походах пользовались его услугами по заброске от Бельтира. У него же машины оставляли в гараже. Рекомендую, хоть и давно это было.

Подъехали в броду через Джело. Воды вроде не сильно много, правда я тут был всего один раз до этого, чтобы оценивать объективно.

Полный размер

Штурмуем брод. Никаких сложностей он не вызывает. Как всегда в таких выездах, здесь и далее в основном фото только второй машины.

Полный размер

Сразу после брода начинается первый крутой подъем в долину Джело. В конце долины виден подъем на перевал. В долине хватает места для стоянок, правда везде все за%$ано скотом.

Полный размер

Проехав долину, поднимаемся на перевал. Подъем никаких сложностей не представляет. Ни разу ни забуксовали, ни зацепили днищем камни. Вверх ехал в основном на второй пониженной. Останавливаемся немного в стороне от перевальной седловины.

Полный размер

На перевале догоняем грузовик, который приехал сюда забирать группу пешиков. Они поднимаются со стороны Йолдо-Айры. Основная группа поднялась, но есть несколько отставших туристов. Вроде как один из них что-то себе сломал, и водитель грузовика решает немного спуститься им навстречу, чтобы их забрать.

Небо и горы затянуты облаками, но дождя нет. Кругом пасутся стада яков.

Полный размер

Начинаем спуск с перевала к Йолдо-Айры. Буквально через километр останавливаемся на обед у ручья. Мимо нас проходят два охотника/егеря, сторожилы тех мест. Говорят, что будут ждать нас внизу:)

Полный размер

Мы расспросили водителя грузовика о спуске. Он сказал нам, что за неделю до этого пробовал спуститься вниз, но не проехал даже до бродов, т.к. на спуске с перевала еще не растаяло два снежника. Один они пробили, а по второму побоялись ехать, т.к. был сильный боковой уклон. Похоже на то, что мы первыми в этому году спустимся на поляну. И это середина июля!

Полный размер

Небольшое верховое болото сразу после спуска с перевала к реке — единственное по сути сложное место. Я выбрал неудачную траекторию и в итоге сел на камень. Чтобы долго не возиться, сдернули назад лебедкой. Hilux этот камень просто снес:)

Ближе к бродам проходим красивый прижим. Он достаточно ровный, поэтому волнения не вызывает.

Полный размер

Далее начинаются нескончаемые броды Йолдо-Айры. Их штук 6-7. Точное количество не определено, т.к. где-то ехали прямо по реке, а где-то были варианты, ехать вброд, или по прижиму.

Полный размер

В этом месте у меня от вибрации открутился спереди первый лист защиты. Заметили потому, что вышли пофотографироваться перед бродом. Если бы не заметили, поехали бы дальше в режиме бульдозера:)

Самый рисковый из-за бокового уклона прижим проехали вброд. Если бы перед поездкой в сети не видели видео, как год или два назад там на бок машина легла, может быть и рискнули бы:)

Полный размер

Второй прижим проехали по камням.

Полный размер

Через два часа после начала спуска от места обеда выехали на поляну. Это отличное место, чтобы поставить тут лагерь и побегать по соседним ущельям в радиалки. Порыбачить. Однако, у нас времени для этого в этот раз нет. С утра надо ехать обратно.

Полный размер

На поляне стоит примечательный туалет типа сортир. Примечателен он не только видом из окна. В принципе, вид из туалета рядом с верхней станцией подъемника Кругозор-Мир на Эльбрусе, по моим воспоминаниям 2005 года, был круче. Но тут, в довесок, есть туалетная бумага, градусник. При этом туалет — двухместный, и это при одной общей двери:)

Вечером к нам на стоянку приходили пообщаться местные сторожа, которых мы встретили на перевале. Забавно было из их уст слушать истории, которые они наблюдали в этой местности, а также о машинах, которые они встречали и с экипажами которых общались. Все прямо по списку из youtube по ключевым словам "карагемская поляна". Еще из интересного они рассказали, что в сентябре тут уже два раза оставались машины на зимовку, т.к. незадачливые путешественники заезжали сюда на пару дней, а пока стояли (и тут был просто дождь), перевал засыпало по пояс снегом. До весны.

Также из полезного услышали очередное подтверждение тому, что дороги вниз по Карагему до Аргута нет. Можно проехать 2-3 километра. Дальше- прижимы, и их не пройти. Каждый год та или иная компания по Сибири решает попробовать проехать этот участок (от Аргута вверх, или от поляны вниз), но ни у кого не получается. И, видимо, в ближайшей перспективе не получится.

Полный размер


Начинаем подъем. В одном месте выбираю не правильную траекторию и не осиливаю подъем, машина буксует. Обратно скатываться нельзя — крупные камни ручья. Вперед — своих ходом никак. В первый (и последний) раз за поездку достаю лебедку из багажника, цепляю спереди к бамперу и поднимаюсь.

Буквально сразу после этого начинаются неприятности. Машина глохнет и не заводится. "Лягушка" проваливается. Если отсоединить все трубки от фильтра, а потом подсоединить снова и накачать его лягушкой, то машина заводится, но глохнет буквально спустя несколько секунд. И далее все по новой.

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Алтай по кругу 2016. Карагемский прорыв и степь Самаха.

Всем привет!

Оглавление:
Сводный отчет о поездке в автомобильную экспедицию "Алтай по кругу 2016".
Алтай по кругу 2016. Доездинг.
Алтай по кругу 2016. Асфальтовые достопримечательности долины хребта Иолго.
Алтай по кругу 2016. Асфальтовые достопримечательности долины хребта Иолго и Ороктойский перевал.
Алтай по кругу 2016. Асфальтовые достопримечательности Чуйского тракта.
Алтай по кругу 2016. Акташский ретранслятор и дорога на Кату-ярык.
Алтай по кругу 2016. Кату-ярык и долина Чулышмана.
Алтай по кругу 2016. Южный берег Телецкого озера.

Предыдущая серия была о высокогорном плато Укок: Алтай по кругу 2016. Укок.

Долина за Карагемским прорывом.

После Джумалинских термальных источников мы двинулись в сторону села Джазатор. Вечерело, а нужно было проехать примерно 100 км по жутко разбитому грейдеру. Через некоторое время стало понятно что к реке Аргут мы сегодня не доедем. Приняли решение ехать до полной темноты, а потом останавливаться где-нибудь на реке Джазатор. Хотелось бы отметить что в сумерках по этому грейдеру едится даже проще. Ямы и обрывы вокруг не видишь, поэтому давишь гашетку небоясь. Днем там ехать под 80 км/ч у меня бы не получилось. Как только полностью стемнело мы начали изучать отворотки к реке. И наконец нашли вполне приличную ровную площадку на берегу реки без камней. Поставили лагерь, отметили прохождение Укока и спать.

Лагерь у реки Джазатор.

Ночь была морозной, где-то -2C. Вода в ведре подмерзла. Высота место стоянки 2100 метров. Завтракаем, собираем лагерь. Уже которые день не складываем палатку. Она едет разложенной и расстеленной поверх вещей в багажнике — сохнет. Из-за конденсата палатка каждое утро мокрая, а дождаться солнца или ветра и просушить вещи у нас нет времени.

Через некоторое время приезжаем в село Джазатор/Беляши. КПП открыто, никого нет. Первым делом интересуемся топливом. Очень большая надежда была на то что на местной заправке есть дизель, но дизеля нет. В результате мы очень ограничены в маршруте. Топлива хватит только на Карагемский прорыв и чуть-чуть на Самаху. Полноценно покататься по степи Самаха не получится. Да и то обратно поедем на парах. Хотя главное проехать погранзаставу Солонешная. Там уже кто-нибудь поможет если что.

Подъезжаем к Аргуту. Река конечно впечатляет. О том чтобы ее перейти вброд даже думать не хочется.

Подъехали к мосту через Аргут.

Мост через реку Аргут.

Аргут — река в центральной части Алтая, правый приток Катуни, один из наиболее крупных. Длина 106 км (без реки Акалаха), площадь бассейна 9550 км². Аргут начинается при слиянии Джазатора и Акалахи. Обилие ледников определяет характер водного режима: 40% стока дают ледники и вечные снега, 34 % — сезонные снега, 17 % — дожди, 9 % — подземные воды. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Средний уклон реки 10 м/км, среднегодовой расход в устье 112 м³/с.

Едем на прорыв. Дорога представляет из себя череду перевалов и ручьев. Последний перевал был весьма напряженный, но в общем ничего сложного. Виды вокруг просто космические. Укок и рядом не стоял. Очень жалко что покататься по полной тут не получится — нет топлива.

Степь Самаха.

Степь Самаха.

Череда перевалов ведущих на Карагемский прорыв.

На вершине очередного перевала.

Голубой Гром по пути на Карагемский прорыв.

Вершины перевалов традиционно помечены ленточками и обами. Обо — груда камней, сложенная на вершине горы, место поклонения духам.

Степь Самаха — степь в межгорной котловине в долинах рек Аргут и Коксу, является дном древнего ледниково-подпрудного озера. Большое количество древних захоронений и курганов. Для посещения требуется пропуск в приграничную зону.

Дальше перевалы становится круче, а тропа изобилует большими камнями.

И вот наконец-то он — Карагемский прорыв.

Карагемский прорыв.

Карагемский прорыв.

Карагемский прорыв.

Карагемский прорыв на реке Аргут.

Карагемский прорыв.

Карагемский прорыв — труднодоступное ущелье на реке Аргут, от места впадения реки Кокса до реки Карагем. И одноименный порог 6 категории сложности.

Река Аргут.

Доезжаем до плато и едем обратно.

Долина за Карагемским прорывом.

Долина за Карагемским прорывом.

Обратная дорога как всегда проходит значительно быстрее. В самом начале встречаем ребят на Паджеро 3 и ИксТрейле. Они сидят в колее, а еще и бездорожья не началось то. Спрашивают: "Ну как там?" Отвечаю: "Нормально. Туда и обратно еще километров 40." Они принимают решения развернуться и взять в деревне экскурсию на буханке.

На обратном пути в деревне останавливают на КПП. Теперь пограничникам стало вдруг интересно кто я и откуда! Основной вопрос: "Как я проехал туда, если я не проезжал через КПП!" Объясняю что я проехал пока они спали, но они решают проверить и по рации связываются с погранзаставой Солонешная. Там подтверждают мои слова. Погранцы, пожелав хорошего пути, нас отпускают.

Теперь нужно проехать примерно 160 километров жуткого грейдера на заднем приводе и желательно с максимальной экономией топлива. Еду без разгонов и торможения. Максимально использую уклоны. В середине пути понимаю что топлива не хватит и качаю спущенные колеса до асфальтного давления. Машине становится ехать проще и расход существенно падает. Подъезжаю к заставе, сразу глушу. Пограничники интересуются что мы прошли и выписывают нас их журнала. Дальше дорога улучшается и идет в основном с горки. И вот он — Кош-Агач. Уже на глохнувшей машине доезжаю до первой заправки. Ура! Эта нитка маршрута завершена!

Продолжение следует…

Большой маршрут 2 или как вырваться из дома на целый месяц. Часть 5. Карагемский перевал


Итак, мы на Карагемском перевале…

2. Виды отсюда под стать ветрам, поэтому мы закутались во всё и побежали фотографировать несмотря на полдень.

3. Под машину нашлась ровная площадка, как минимум под обед, как максимум под ночёвку. Но что из этого мы выберем пока не понятно.

4. Кто-то написал нам до этого в комментариях в инстаграме, что на Алтае есть свой Марс. Не знаю, что имелось в виду, но эти пейзажи вполне себе марсианские

5. Сейчас, обрабатывая эти фотки, я готов рвать на себе волосы за то, что мы не остались там ночевать, но будем объективны — это было бы не очень комфортно. Ветер был такой, что нас могло как Элли с Тотошкой запросто унести в Изумрудный город

6. В этом плане пешим туристам, наверное, проще, чем караванерам — встал, где угодно, залез в свою штормовую палаточку и пофиг на всё

7. Оттуда мы приехали и куда-то туда скорее всего поедем ночевать

8. Тут высоко и даже снег. Перезимовали лето — смеёмся 🙂

9. Лена утащила из волшебного сундучка «ширик», чтобы хоть что-то влезло в её кроп-матрицу

10. Сам сундучок

11. Само собой отсюда лучшие виды на лучшие вершины. Второй день подряд показывают Белуху

12. Наш маленький домик для масштаба происходящего вокруг.

13. Глядя на это фото я сейчас завидую сам себе 🙂

14. Снег старый, серый и слежавшийся, но для 28 августа всё равно прикольно

15. Дальше перевала мы не едем — в этом есть, наверное, некоторая профдеформация. Лучший вид с верхней точки, а дальше будет спуск и в основном там территория «буханок» со сплавщиками

16. Импровизированные ворота на перевал

17. Точно решили, что не будем тут ночевать. Хорошо отложилась в памяти ночевка на Ангвундасчоре

18. Даже решили не обедать, а просто ограничились кофе. Были волнения, что на высоте 2837 метров гейзерная кофеварка может не корректно сработать, но всё обошлось

19. Продолжная тему символизма — на перевале одометр показал ровные цифры 37500 км, ровно столько длился мой магаданский трип. Сейчас уже страшно подумать о том, какой он был долгий и длинный 🙂

20. Местами очень похоже на Укок. Кстати, почва вокруг этих озер — это верховые болота

21. И сами они довольно характерного цвета.

22. У реки можно рассмотреть ферму — они тут повсюду и скота очень много

23. Или Водопадный ледник или Малый Актру правый. Сейчас по карте не могу понять точно

24. Очень хочу поехать на какой-нибудь стенд, чтобы точно измерить предельный угол бокового уклона, после которого следует переворот. Тут конечно до него очень далеко, но хочется знать на какие цифры кренометра стоит уже смотреть с опаской.

25. Сегодня уже решили никуда не ехать — спуститься немного, чтобы не дуло и устроить пол-дневки.

26. Ааааааааааа, не зря приехали!!!!!!!!!!!!

27. Утром встретили «буханку» с туристами, которых перед нами смыло дождем в этом месте и они вообще ничего не увидели. Они уезжали, а мы ехали им навстречу…

28. Я уже четвертый раз на Алтае, но такого Алтая я еще не видел

29. Переезжаем каменное русло пересохшей реки. Заплутали и поначалу ускакакали не туда, по особо крупным камням. Пришлось возвращаться к ёлочке

30.

31. Дневка не настоящая, а половинчатая. Но тут почти не дует и даже жарко. Решили мыться и загорать. У Лены смешные фотки с полотенчатой чалмой на голове, но мне не разрешают их выкладывать 🙂

32. Весной река скорее всего более серьезная

33. Вторая половина дня и талые воды делают реку «грязной»

34. #homeiswereyouparkit

35. Елене Викторовне никогда не бывает скучно, я немного завидую её хобби.

36. Ближе к вечеру решили прогуляться.

37. Как оказалось, место для лагеря мы выбрали комфортное и тихое, но до видовых точек идти довольно далеко.

38. Я, кстати, уже почти уговорил Лену выкладывать свой взгляд на наши путешествия. Проще всего ей наверное будет делать это в формате Драйв2. Посмотрим, сподобится или нет в итоге.

39. Марс же 🙂

40. Вид сверху на наш лагерь. Отсюда не очень понятно, но мы под холмом и с дороги нас не очень должно быть видно.

41. На камнях лишайник, как на байкальском Ольхоне

42. До окончания отпуска было еще больше двух недель…


Смотрите также

Описание: