Где находится камышин волгоградской области


в каких районах есть заболевшие

На 21 апреля 2020 в Волгоградской области 134 заразившихся коронавирусом, 30 выздоровевших. Вслед за первым смертельным случаем объявили о втором. Тоже посмертно. По данным регионального оперштаба, COVID-19 зафиксировали в четырех крупных городах и 24 районах Волгоградской области. На первом месте по числу заболевших коронавирусом с самого начала идет Волгоград – в городе миллионнике заразились 33 человека. На второе место вышел Палласовский район - 18 инфицированных, на третьем - город Волжский с 13 заболевшими, на четвертом - Николаевский район, где в один день подтвердили диагноз сразу у 11 человек, один из которых уже умер.

Сколько заболевших коронавирусом в Волгоградской области, распределение по районам:

Волгоград – 33, Палласовский район - 18, Волжский – 13, Николаевский район – 11 (1 умер), Среднеахтубинский район - 8, Камышинский район+Камышин - 7 заболевших коронавирусом

Кумылженский район - 5, Старополтавский район - 5

Иловлинский район – 4, Новониколаевский район - 4

Дубовский район+Дубовка - 3, Михайловский район+Михайловка - 3

Урюпинский район - 2, Городищенский район - 2, Даниловский район – 2, Жирновский район – 2 (1 умер), Ленинский район - 2, Светлоярский район - 2

Еланский район - 1, Клетский район - 1, Котельниковский район - 1, Котовский район - 1, Новоаннинский район - 1, Руднянский район - 1, Серафимовичский район - 1, Суровикинский район - 1

Статистика: сколько заболевших коронавирусом в Волгоградской области, распределение по городам и районам данные на 21 апреля 2020.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Пока нет заболевших в 9 районах: Алексеевский район, Быковский район, Калачевский район, Киквидзенский район, Нехаевский район, Октябрьский район, Ольховский район, Фроловский район+Фролово, Чернышковский район.

Первый случай заболевания в регионе был зарегистрирован почти месяц назад, в конце марта 2020 года. Теперь тесты на коронавирус делают уже пять лабораторий Волгограда и в Волжском. Каждый день растет число обследованных - общее количество проверенных на COVID-19 волгоградцев перевалило за 15,5 тысячи человек. Резкого всплеска заболеваемости пока нет.

30 человек уже выписали. Состояние большинства заболевших коронавирусом волгоградцев опасений не вызывает. У некоторых вообще нет симптомов. Но трое с подтвержденным диагнозом сейчас находятся в реанимации. Также в реанимации на ИВЛ еще семь пациентов с пневмонией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Подробности о втором умершем с коронавирусом в Волгограде: 39-летний мужчина вовремя обратился к врачу

Что известно об умершем из Николаевска (подробности).

У жены и четверых детей умершего от коронавируса волгоградца подтвердился COVID-19

Из 23 новых заболевших больше половины приехали из Москвы (подробности).

Санавиация не будет доставлять пациентов с коронавирусом в Волгоград

Единственную бригаду врачей и экипаж не будут подвергать риску. Пациентов даже за 400 километров будут везти на скорых (подробности).

ИСТОЧНИК KP.RU

Где находится город Камышин 🚩 как добраться до камышина 🚩 Путешествия и туризм 🚩 Другое

Камышин известен как город, богатый арбузами. Именно здесь в начале сентября ежегодно проводится «Арбузный фестиваль», объединяющий более пяти тысяч людей в шествии по центральным улицам до Комсомольской площади. Для участия в фестивале приезжают гости из других регионов. Их интересует не только карнавальное шествие, но и конкурсы – «Обжорка», «Арбузное мочилово», «Урожай» и другие.

Еще Камышин знаменит тем, что именно здесь родился и вырос Герой Советского Союза, прославленный летчик Алексей Петрович Маресьев. В его честь установлен памятник, возле которого 25 мая каждого года проводится общегородской митинг.

Город расположен на правом берегу Волги, прямо посередине между Саратовом и Волгоградом. Чтобы добраться до Камышина из Саратова, потребуется преодолеть те же 200 км, что из Волгограда. Дорога от Саратова хорошего качества, тогда как состояние трассы волгоградского направления считается одним из самых плохих в России.

Через Камышин протекает река под названием Камышинка. Она делит город на две части - "Старый город" и "Новый город". Чтобы между двумя частями города было транспортное сообщение, был построен Бородинский мост. Камышинка впадает Волгу, которая здесь достигает в ширину около 7 км.

В Камышин можно попасть через Петров Вал, который является своеобразным городом-спутником. От него до Камышина около 20 км. Петров Вал славен тем, что через него проходят основные железнодорожные сообщения южного и северного направления, тогда как Камышин является тупиком. Многие предпочитают отправляться из Камышина в другие города именно через Петров Вал, до которого ходит электричка и маршрутные такси.

Так как Камышин расположился практически в степи, в окрестностях редко встречаются лесопосадки. В начале прошлого века в двух километрах от центра города был высажен питомник, чтобы оберегать городские улицы от песка. В настоящее время он является одним из самых популярных мест для прогулок и проведения соревнований по спортивному ориентированию.

Выше по Волге от города, всего в 45-ти км находится Ураков бугор. О нем упоминается в рассказе В. Яна «К Южному морю». Именно в этом месте хан Батый форсировал Волгу и организовывал длительную стоянку. Ураков бугор овеян тайнами и легендами, так как в его недрах прятался также Степан Разин вместе с ополченцами. Существует поверье, будто в окрестностях Уракова бугра зарыты клады, которые до сих пор ищут жаждущие обогатиться.

Рядом с Камышином расположен памятник археологии – Горы Уши. Горы известны тем, что имеют природные пещеры, которые в настоящий момент недоступны для посетителей.

Через Волгу, примерно в 200 км есть озеро Эльтон, славное своими лечебными свойствами.

Камышин на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Камышин

Если вы хотите найти определенный адрес, воспользуйтесь строкой поиска в верхней части карты.

Карта Камышина с улицами и номерами домов

С помошью карты Камышина вы сможете найти любой адрес, район, дома, улицы. Карта имеет несколько режимов. Если вам необходима схематичная карта с адресами, то выбирайте "Схема" или "Народная карта". В режиме "Спутник" вы сможете полюбоваться качественными спутниковыми снимками выбранного района, найти свой дом и посмотреть интересные места.

При необходимости вы можете перемещать карту Камышина, увеличивать и уменьшать масштаб. Отдалив карту вы увидите расположение города на карте России и основные автодороги ведущие к нему.

Камышин-город, который может стать крупным туристическим центром

Город Камышин расположился на правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает говорливая речка Камышинка. В этом месте Волга, разлившаяся после возведения плотины в Волжском, производит впечатление безбрежной водной стихии, достигая ширины 9 километров.

Камышин находится приблизительно на одинаковом расстоянии от Волгограда и от Саратова и является третьим по величине городом Волгоградской области. Он является важным пунктом федеральной автотрассы «Сызрань- Саратов- Волгоград» и железнодорожным узлом, связывающим города южного направления, такие как Адлер, Ростов –на –Дону, со столицей России.

Наличие речного порта делает город значимым транспортным узлом. Здесь делают остановку большие пассажирские лайнеры во время дальних круизов по водным просторам страны, суда поменьше осуществляют перевозки местного значения. Буксиры доставляют грузы на противоположный берег Волги.

История Камышина насчитывает более 300 лет. Отсюда начинались походы казачьи походы под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. В этом месте Петр I пытался открыть путь в Волгу для судов, плывущих по Дону.

Благоприятные климатические условия делают город привлекательным для летного отдыха. Привлекают туристов и арбузные фестивали, которыми славится Камышин, арбузы, выращиваемые в его окрестностях, знамениты на всю страну.

Страна - Россия

Субъект Федерации - Волгоградская область

Городской округ - город Камышин

Координаты - 50°05′00″ с. ш. 45°24′00″ в. д.HGЯO

Внутреннее деление - 23 микрорайона

Основан - в 1668 году

Прежние названия - Дмитриевск (1697—1780)

Город с - 1780 года

Площадь - 81 км²

Высота центра - 50 м

Население - 111 775 человек (2017)

Плотность - 1379,94 чел./км²

Названия жителей - камышанин, камышанка, камышане

Часовой пояс - UTC+3

Телефонный код - +7 84457

Почтовые индексы - 403870—403895

Код ОКАТО - 18 415

Код ОКТМО - 18 715 000 001

Официальный сайт - admkamyshin.info

Камышин на карте России с улицами и домами

Где находится Камышин?

Камышин — административный центр Камышинского района и город областного значения, который находится в Волгоградской области Российской Федерации, образует городской округ город Камышин и располагается на северо-востоке области на правом берегу реки Волга. На территории города ширина Волги — 4-5 км. Город находится на Приволжской возвышенности. Приблизительная численность населения — 111 тысяч человек, площадь территории города Камышин составляет 81 квадратный километр.

Климат в городе Камышин — умеренно-континентальный с холодной зимой и жарким, сухим летом. Зимой на климат оказывают влияние умеренные и арктические массы, летом — умеренные и тропические воздушные масс. Ежегодная норма осадков составляет 389 мм. Рельеф на территории Камышина — равнинный, холмистый. Средняя высота города — 50 м над уровнем моря.

Камышин пояс города Кызыл — МСК+1, смещение относительно Всемирного координированного времени (UTC) — +4.

Аэропорт Камышина

В городе Камышин отсутствует собственный аэропорт. Ближайший международный аэропорт — Гумрак, который находится в Волгограде. Расстояние от центра города до аэропорта — 197 км. Гумрак — это аэропорт, который носит статус объекта федерального значения и работает каждый день в круглосуточном режиме.

Аэропорт обслуживает самолеты российских и зарубежных авиакомпаний: Аэрофлот, Азимут, S7 Airlines, Победа, Ellinair, Pegasus Airlines, Уральские авиалинии, ЮВТ Аэро. Популярные направления регулярных и чартерных рейсов: Ростов-на-Дону, Москва, Стамбул, Санкт-Петербург, Казань. Годовой пассажиропоток аэропорта Гумрак составляет более 1 миллиона человек.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожная станция Камышин относится к Приволжской железной дороге. Железнодорожный вокзал располагается по адресу площадь Комсомольская, д. 1. Расстояние до центра города составляет 1,5 км. Здание вокзала находится возле кольцевой автомобильной дороги и памятника Дмитрию Солунскому. Через железнодорожную станцию проходят поезда дальнего следования до Москвы.

Автовокзалы Камышина

Автовокзал Камышина располагается по адресу ул. Волгоградская, 28. Здание автостанции находится возле бара «Элис». Автовокзал работает каждый день с 5:00 до 19:00. Популярные направления рейсовых автобусов: Балаково, Волгоград, Нальчик, Саранск, Саратов.

Автомобильные магистральные трассы

Через город Камышин проходит автомобильная дорога Р228 длиной 678 км. Трасса проходит по следующим регионам России: Саратовская область, Самарская область, Волгоградская область, Ульяновская область. Дорожное покрытие маршрута — асфальт.

Чем известен город Камышин?

  • В 1961 году в городе Камышин открылся Камышинский историко-краеведческий музей. Ранее на месте музея находилось здание Земской управы, построенное в 1901 году. Историко-краеведческий музей стал победителем в конкурсе «Жемчужина Волгоградской области». В коллекции музея находится 14 комнат. Общее количество экспонатов насчитывает порядка 50 тысяч предметов истории: старинные книги, вещи времен Великой Отечественной войны, археологические и палеонтологические находки.
  • В 1910 году в Камышине открылся драматический театр, который за время существования несколько раз реорганизовался. В 1977 здание театра полностью сгорело, после чего во владении труппы театра передали Дом культуры «Краностроитель».
  • Самое популярное место среди местных жителей — городская набережная, которая протянулась по берегу реки Волги. Недавно набережная была полностью отреставрирована. По всей длине набережной установили заграждения-волнорезы. С городской набережной открываются красивые виды на Камышин.
  • В 1907 году в городе закончилось строительство парка имени Комсомольцев-добровольцев. На территории парка работают аттракционы для взрослых и детей. Также здесь проводятся различные общегородские мероприятия.
  • На территории города находится памятник легендарному летчику Алексею Маресьеву. История летчика послужила основной для произведение «Повесть о настоящем человека» Бориса Пастернака. Монумент был установлен в 2006 году. Памятник представляет собой летчика Алексея Маресьева, который поднимается по ступенькам.
  • В городе имеется Парк Победы — музей военной техники, который расположен под открытым небом. Здесь располагаются самолеты, которые принимали участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. В 2010 году на территории парка открылась Аллея героев.
  • В Камышине располагается Бородинский мост, который соединяет северную и южную части города. Строительство моста проводилось в конце 1950-х годов. Длина Бородинского моста составляет 250 м, ширина — 10 м. Мост является пешеходным и автомобильным одновременно.
  • В конце XVIII века в городе был возведен Никольский кафедральный собор. В 1920-х года храм был перестроен и увеличен в размерах. На сегодняшний день на территории собора функционирует центр декоративно-прикладного искусства, православная школа, приходская школа.
  • Недалеко от краеведческого музея располагается Художественная галерея. В здании галереи находится коллекция картин известных художников, которая насчитывает более 1 000 работ.
  • На расстоянии нескольких километров (7-8 км) от Камышина находится природная достопримечательность горы «Камышинские Уши». Высота гор достигает 40 м. У основания холмов лежат массивные глыбы.

Краткая информация о городе Камышин » Камышин

     Город Камышин расположен в центральной части Волгоградской области, на правом берегу реки Волга (Волгоградского водохранилища), в устье реки Камышинка. Камышин - административный центр Камышинского района Волгоградской области. Удален от областного центра (г.Волгограда) на 199 км, расстояние до г.Саратова - 194 км.

     

Спутниковая фотография города

Географические координаты города - 50°04†с. ш. 45°24†в. д.

     Общая площадь Камышина - 117 кв.км. Территориально город разделен на две части (новый и старый город) небольшой рекой Камышинка, впадающей в р.Волга.

     Год основания города - 1668.

Город является крупным, третьим по величине городом области. Город Камышин представляет собой вытянутую застройку на правом берегу р.Волги. Город плотно застроен в центральной части и разрежен на окраинах. К окраинам примыкают дачные поселки и гаражные кооперативы. Центральные улицы города в основном прямые (ширина 10-20 м), покрыты асфальтом. В черте города имеются кварталы с постройками частного сектора, в большинстве одноэтажные, каменные (с подвалами). 

 

Карта города Камышина

Крупные промышленные предприятия, расположены как в черте города, так и за её пределами (промышленная зона вынесена за город). Существующая уличная сеть города имеет прямоугольное построение и ориентирована в основном, на реку Волгу. Общая протяженность улиц и проездов в границах города 219 км., в том числе с усовершенствованным покрытием 106 км.

     Численность населения - 110318 камышан и камышанок (на 01.01.2019г.). 

    Телефонный код - +7 84457 

     Почтовые индексы - 403870—403895 

     В городе расположены речной порт, железнодорожная станция Приволжской железной дороги. Через город проходит федеральная автомобильная трасса 1Р228 Сызрань — Саратов — Волгоград.

 

 

 

 

Камышинский речной порт

Железнодорожный вокзал

Статистические показатели

Город Камышин. Фотопоездка по Волгоградской области.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join

История Камышина » Камышин - Официальный сайт Администрации городского округа

     Камышин сегодня - это город на Волге с почти 3,5 вековой историей. Основанный в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича на правом берегу Волги, он играл первоначально роль города-крепости для охраны водного торгового пути. Летом 1695 года, во время Азовского похода против турок, в Камышине побывал царь Петр Первый и через два года переименовал его в Дмитриевск в честь прибывшего из Казани и размещенного здесь стрелецкого Дмитриевского полка. В полку особо почитали и хранили походную икону святого великомученика Димитрия Солунского. Гарнизон крепости и посадские люди были первыми жителями городка. Второй раз Петр Первый посетил город в 1722 году, направляясь в Персидский поход. А прежнее название ему - Камышин - вернула в 1780 году императрица Екатерина II и учредила его герб, в описании которого значилось: «Трава камыш в белом поле, от которой город сей название получил». В следующем 1781 году Камышин стал центром уезда, в статусе которого просуществовал около полутора веков.

     Славился он своим купечеством, числом купцов первой гильдии Камышин превосходил многие крупные города, даже такие как Саратов. Слава о камышинских купцах шла по всей России и за ее пределами. Богатело купечество, развивалась промышленность. Вдоль волжского берега у города располагалось несколько пристаней, Камышин являлся значительным пунктом по отправке хлеба из Нижнего Поволжья в верховые города. Пристани давали работу горожанам и множеству крестьян-отходников по ремонту и обслуживанию судов, погрузке и разгрузке товаров. Здесь же шла бойкая торговля знаменитыми камышинскими арбузами, овощами и фруктами, изделиями местных промысловиков и ремесленников.

В конце XIX века в городе было свыше двухсот магазинов и лавок. Среди них мануфактурные, галантерейные, бакалейные, мясные, мучные, пивные и прочие. Имена купцов Шемякина, Абызова, Ткаченко, братьев Альтуховых по сей день сохранились в людской памяти символами богатства и благополучия. К началу двадцатого столетия город шумел только что построенной железной дорогой, лесопилкой, речными пристанями, мелкими кузницами. В нем насчитывалось 10 скотобоен, 25 лабазов с дегтем, 5 рыбных, 14 мясных лавок.

Но не только о материальном благе заботились камышане, постоянное внимание уделялось и духовной жизни. До 1917 года в городе действовало 7 православных церквей, одна католическая и одна лютеранская. Культурная жизнь города была достаточно разнообразной. Был открыт парк, названный Александровским в память императора Александра II, работала городская библиотека, действовал частный музей древностей. В Народном доме, ставшем любимым местом отдыха рабочих и служащих, ставились любительские спектакли. Нередкими и желанными гостями в Камышине были столичные антрепризы и передвижной цирк.

   С появлением железнодорожного сообщения левобережье Камышинки начало активно застраиваться. Быстрыми темпами развивалась лесопильная промышленность, было построено пять лесопильных заводов. Помимо лесопильных заводов в городе существовало около трех десятков мелких промышленных предприятий с небольшим количеством рабочих: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные, мыловаренный и пивоваренный заводы, паровые мукомольные мельницы, механический завод. Будучи провинцией, Камышин активно приобщался к техническому и культурному прогрессу. На рубеже XIX—XX веков в городе насчитывалось 17 тысяч жителей. 

Годы «великих потрясений» — Октябрьская революция 1917 года и Гражданская война — не обошли стороной уездный городок. Классовая борьба и страшный голод 1921 года обернулись для камышан ощутимыми потерями, а впереди предстояли еще более грозные испытания...

     В годы Великой Отечественной войны, когда шла Сталинградская битва, Камышин стал прифронтовым городом. Здесь формировались и готовились к тяжелым боям полки и дивизии, а с фронта в многочисленные эвакогоспитали прибывали на поправку раненные бойцы. Отсюда шло снабжение войск боеприпасами и продовольствием. Камышане стойко и мужественно сражались на разных фронтах. О подвиге военного летчика, нашего земляка, Алексея Маресьева ныне известно многим по книге «Повесть о настоящем человеке». Еще несколько наших земляков за боевые подвиги были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это летчики Иван Базаров и Иван Лазарев, танкист Герман Липкин, радист Михаил Воинов и штурман морской авиации Сергей Давыдов, командир роты Владимир Федорков, командир стрелкового батальона Владимир Новиков, командир разведроты партизан Роберт Клейн, гвардии полковник-артиллерист Николай Дякин. Навеки вписано в историю города имя строителя стеклотарного завода, Героя Советского Союза Михаила Вовка. 

     На фронтах Великой Отечественной сражались за Родину более двадцати тысяч камышан, около семи тысяч наших земляков не вернулись с войны. Во имя победы они отдали самое дорогое — свою жизнь. Память о каждом из них жива и сегодня, спустя шесть десятилетий после Великой Победы. В знак глубокого уважения к живым и погибшим, ко всем участникам Великой Отечественной, на берегу реки Камышинки заложен новый городской «Парк Победы». 

     Бурное промышленное, жилищное и культурное строительство, начавшееся в городе с середины двадцатого века, почти полностью изменило его внешний облик и придало ему новый социально-экономический статус. В Камышине появились мощные текстильная и машиностроительная отрасли, строительная индустрия, швейные, мебельные и пищевые предприятия, открылись высшие и средние учебные заведения различного профиля, кинотеатры, Дворцы и Дома культуры, лечебные учреждения, школы, детские сады и ясли, современные жилые дома и новые улицы.

     Во второй половине XX века Камышин становится одним из крупных культурных и промышленных центров Поволжья. Ввод в строй крупнейших предприятий — хлопчатобумажного комбината, кранового, кузнечно-литейного, слесарно-монтажного заводов и завода «Ротор» — существенно изменил не только статус, но и облик города. Значительный вклад в обустройство Камышина внесли чехословацкие строители из города Брно и города-побратима Опава. Целый микрорайон со всем необходимым комплексом бытовых и торговых услуг, школой и детским садом, досуговым центром украсил живописнейший берег Волги. Гостиничный комплекс «Опава» достойно встречает сегодня гостей города комфортными номерами и европейским сервисом. Единый социальный подход учитывается и при современной застройке города. Растут многоэтажные здания, новые коттеджи, маленькие уютные магазинчики, кафе и рестораны, придавая ему особый колорит, своеобразное сочетание провинциальности и европейского стиля. 

     Благоустройство и озеленение Камышина стало одним из важнейших направлений деятельности городских властей в настоящее время. Истинным украшением города являются набережные Волги, судоходной Камышинки, мост через нее, соединяющий старую и новую части города.

     Сегодня Камышин — третий по величине город в Волгоградской области. В камышине производятся стеклянные изделия (банки и бутылки различных форм и емкости), хлопчатобумажные ткани, автомобильные гидравлические краны грузоподъемностью от 25 до 80 тонн, водогрейные автоматизированные котлы, газовые горелки и фильтры, гидросантехническое оборудование, ремонтное литье и горячие штамповки, слесарно-монтажный инструмент, многосекционные пропашные плуги, мебель, силикатный кирпич и блоки, прилавки и многие другие изделия.

     Камышин по праву считается городом промышленников и предпринимателей. В последние годы наблюдается значительное развитие отраслей экономики. Лучшим по экономическим показателям и признанным лидером среди крупных промышленных предприятий является ЗАО "Камышинский стеклотарный завод" — стабильное современное предприятие, одно из лидирующих по России в своей отрасли. Камышинская стеклотара широко востребована в пищевой промышленности и удостоена самых высоких международных и российских наград.

Внедрение новых технологий и освоение нового оборудования на заводе «Ротор» позволяет удовлетворить самые высочайшие требования заказчиков. Оказание услуг и качество выпускаемой заводом продукции — водогрейных автоматизированных котлов и запасных частей к газоперекачивающему оборудованию — соответствуют мировым стандартам.

     Славу промышленности города принес труд текстильщиц, Героев Социалистического Труда В.И. Смирновой, Ф.И.Харьковой-Жуковой, В.Н.Черкашиной, лауреатов Государственной премии прядильщиц А.Е.Хониной и Н.А.Гусихиной. Хлопчатобумажные ткани, отделка которых выполнена по европейским технологиям, известны и востребованы не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

     Самоходные краны на автомобильном шасси, произведенные на Камышинском крановом заводе, используются во многих странах мира. Слесарно-монтажные инструменты, изготовленные на Камышинском заводе слесарно-монтажного инструмента, пользуются спросом у автолюбителей и сельских тружеников.

     Динамично развиваются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Молочная продукция «Любимый город» признана не только камышанами; майонезы и кетчупы с торговой маркой «Яндра» Камышинского предприятия продуктов питания пользуются широким покупательским спросом далеко за пределами города.  

     В Камышине есть все присущие крупному городу системы связи, банковские услуги сберегательных банков и кредитных кооперативов, различные виды транспорта (в том числе и водного), есть уже действующие и новые предприятия, которые производят уникальную, пользующуюся спросом продукцию. Активно развивается малый и средний бизнес. Любая полезная городу инициатива, направленная на возрождение промышленного производства, оживление торговли, формирование социальной инфраструктуры, находит взаимопонимание и поддержку у местных властей.

     Камышане еще со времен купцов-меценатов искренне считали, что город без хорошо налаженной системы образования, без культурных традиций — город без души. Поэтому духовная и интеллектуальная сферы общества развивались вместе с промышленностью, строительством, здравоохранением и спортом. Сегодня Камышин по праву гордится одной из лучших в России системой среднего и дополнительного образования.

     Образование города представлено 6 филиалами и представительствами высшей школы (в том числе Камышинский технологический институт), технические колледжи, медицинское и педагогическое училища, а также училище искусств. В городе имеется 17 общеобразовательных школ, 28 дошкольных и 17 внешкольных учреждений, детский оздоровительно- образовательный центр, детско-юношеский центр и хореографическая школа.

Камышин имеет прекрасные условия для развития физической культуры и спорта. В городе имеются три стадиона, четыре плавательных бассейна, более сорока спортивных залов, несколько детско-юношеских спортивных школ, яхт-клуб. Среди камышан десятки мастеров по различным видам спорта и мастеров международного класса. В 42 спортивных залах города в различных секциях занимаются более 10 тысяч камышан. Все это позволяет добиваться уверенных побед на областных, республиканских и мировых первенствах. В последние годы камышане неоднократно побеждали в чемпионатах мира по пауэрлифтингу, в чемпионатах России по таэквон-до, велоспорту и легкой атлетике. Начиная с 1996 года в Камышине регулярно проводится юношеский чемпионат России по футболу среди команд высшей и премьер-лиги.

Центрами культуры и искусства в городе являются профессиональный драматический театр, историко-краеведческий музей и художественная галерея. Театральное движение Камышина, существующее более ста лет, является гордостью камышан. Камышинский драматический театр с успехом гастролирует в Волгограде, Москве, Сызрани и других городах России. В Камышине насчитывается 7 библиотек, 4 детских музыкальных школы, художественная школа и колледж искусств.

     Возросшее значение совместной работы местного духовенства и администрации города стало очевидным в Камышине за последние годы. Главный итог этой работы — обогащение духовной жизни горожан, воспитание в людях любви к Отечеству, достижение взаимопонимания в обществе, развитие терпимости и уважения, гражданской ответственности. 

     Святой Димитрий Солунский является Небесным покровителем нашего города (прежде Дмитриевска). В его честь с 2001 года в Камышине проходит ежегодный праздник. Отмечается 8 ноября, в День, когда Русская Православная Церковь чтит память этого святого. Теперь в Камышине этот день считается именинами города. Учреждена высшая городская награда — Памятный знак с изображением святого великомученика Димитрия Солунского, который вручается Почетным гражданам Камышина в День города.

     В Камышине родились композитор и певец Евгений Мартынов, космонавт Юрий Малышев. Камышане гордятся своими земляками - доктором технических наук, профессором Павлом Ушаковым, заслуженным деятелем искусств РСФСР Павлом Джапаридзе, писателем Василием Матушкиным, историком Александром Гераклитовым.

     Город строится и развивается благодаря талантам и трудолюбию его жителей, их любви к своей малой родине. В XXI век Камышин вступил заметно похорошевшим. Город благоустраивается, становится привлекательным. Летом сюда приезжает все больше отдыхающих из северных регионов страны. Им нравятся обилие солнца и воды, знаменитых и недорогих камышинских арбузов, овощей и фруктов, а также гостеприимство горожан. Крупный индустриальный и культурный центр Нижнего Поволжья, Камышин становится притягательным для туристов, которые могут прибыть сюда на теплоходах, поездах или автотранспортом. Камышин продолжает развиваться, идя в ногу со временем.

 

Город Камышин. Фотопоездка по Волгоградской области.

Originally posted by thesly at Город Камышин. Фотопоездка по Волгоградской области.

Начинаю выкладывать фотографии из поездки по Волгоградской области, организованной Агентством развития туризма при администрации. Поездка планировалась всего на три дня, но из-за насыщенности программы было решено сделать ее четырехдневной. Первым городом маршрута стал Камышин. Кроме местной футбольной команды с нефутбольным названием «Текстильщик» у меня не было абсолютно никаких представлений о городе, находящимся примерно в 200 км от Волгограда выше по Волге. Камышин оказался приятным и ухоженным небольшим городом с населением 116 тысяч человек, расположенным в устье реки Камышинка, делящей город на две части. Город Основан в 1668 году и тянется на 15 километров вдоль Волги.


2. Примерный маршрут поездки, протяженность на круг получилась около 1300 км.

3. Выехали из Волгограда в 5 утра, маршрут проходил через место со странным названием Горный Балыклей с живописными возвышенностями, где мы позавтракали в придорожной кафешке. Трассу до Камышина сейчас подлатали, дорога в удовлетворительном состоянии, иногда встречаются странные участки дороги с чередованием старого и нового асфальта через каждые 100 метров.

4. В 8:30 приехали в Камышин. Это центральная улица Пролетарская (Некрасова за мостом), проходящая через весь город вдоль Волги. Всего два ряда в каждую сторону. В центре города дорога идет по мосту и сужается до одного ряда.

5. Сразу бросилось в глаза что нет мусора на улицах, город убирают.

6. Перед ДК проходил сбор детей для отправки в пионерские лагеря.

7. Очень непривычно видеть желто-зеленых пионеров.

8

9. По договоренности мы расположились в помещениях стадиона «Текстильщик». Стадион первоначально был рассчитан на 15000 зрителей, но после переоборудования трибун пластиковыми сиденьями стал вмещать примерно 10000 человек. 10% населения города могут смотреть футбольные матчи. Стадион соответствует всем нормам UEFA и, похоже, является самым крупным в Волгоградской области после стадиона Ротора.

10

11

12. Даже перед вокзалом чистота на улице :-)

13. Городской пляж «Гремячий» на Камышинке, на котором 11-12 июня будет проходить областной фестиваль бардовской песни под открытым небом.

14

15. Перемещаемся на воду, вдоль берега стоят самые различные плавсредства.

16

17

18. Волга в районе Камышина расширена под Волгоградское водохранилище, далеко на горизонте левый берег.

19. Дома вдоль берега Волги, двигаемся в сторону центральной набережной.

20. Башни-близнецы :-)

21. Земский дом, сейчас это городской историко-краеведческий музей на набережной.

22. Берег Волги в районе Камышина обрывается отвесно.

23. Бывшее военное здание мотострелкового полка 20004.

24. Через это сооружение, через шахту и туннель, на Волгу спускались бревна с лесопилки в 19 веке.

25. Водный символ Камышина, бакен номер 50 и Бородинский мост через Камышинку.

26. Гостиница «Опава» чешской постройки. В городе Опава раньше была гостиница «Камышин», но после развала СССР была переименована.

27. Лестница на набережной.

28. Берег Волги.

29. Бывший горпляж на Волге с трамплинами, сейчас закрыт из-за отсутствия финансирования.

30

31. Мемориальное кладбище.

32

33

34. Весь Камышин буквально утопает в полевых ромашках, они везде :-)

35. В маршруте поездки было посещение нижневолжской станции по селекции древесных пород. В прошлом веке на этой станции были адаптированы хвойные деревья для камышинского климата.

36. Молодые побеги кедра.

37. С южной стороны Камышина растет кедровый лес, он защищает город от ветров и песка.

38

39. Родниковая вода пользуется большой популярностью у местных жителей.

40. Городской парк и фонтан. Парк очень красивый и ухоженый, в Волгограде такого парка просто нет :-(

41

42. Рядом с парком находится церковь.

43. Уже знакомый музей.

44. Центральная набережная Камышина.

45. На ограде набережной у молодоженов традиция вешать замки с именами и сердечками.

46

47. Аллея с бюстами известных Камышан.

48

49

50. военные самолеты на берегу Камышинки.

51

52

53

54. Камышинский элеватор на берегу реки.

55

56

57. Берег Волги. В 19 веке на месте где сидят чайки стояла церковь.

58. Бородинский мост.

59

60. До встречи Камышин!

Большое спасибо руководителю турдеятельности комитета по физ. культуре, спорту и туризму Валентину Павловичу Вчерашнему за организацию, подготовку и проведение экскурсии по городу.

Информация о городе Камышин (Россия)

Абу-Даби 0:00

Абуджа −3:00

Аддис-Абеба −1:00

Аккра −4:00

Алжир −3:00

Амман −2:00

Амстердам −3:00

Андорра-ла-Велья −3:00

Анкара −1:00

Антананариву −1:00

Асунсьон −8:00

Афины −2:00

Ашхабад +1:00

Багдад −1:00

Баирики +8:00

Баку 0:00

Бамако −4:00

Банги −3:00

Бангкок +3:00

Бандар-Сери-Бегаван +4:00

Банжул −4:00

Бейрут −2:00

Белград −3:00

Бельмопан −10:00

Берлин −3:00

Берн −3:00

Бисау −4:00

Бишкек +2:00

Богота −9:00

Браззавиль −3:00

Бразилиа −7:00

Братислава −3:00

Бриджтаун −8:00

Брюссель −3:00

Будапешт −3:00

Бужумбура −2:00

Бухарест −2:00

Буэнос-Айрес −7:00

Вадуц −3:00

Валли −8:00

Варшава −3:00

Вашингтон −9:00

Веллингтон +8:00

Вена −3:00

Виллемстад 0:00

Вильнюс −2:00

Виндхук −2:00

Вьентьян +3:00

Габороне −2:00

Гавана −9:00

Гамильтон −4:00

Гватемала −10:00

Дакар −4:00

Дакка +2:00

Дамаск −2:00

Джакарта +3:00

Джибути −1:00

Джорджтаун −8:00

Джорджтаун −9:00

Джуба −2:00

Доха −1:00

Дублин −4:00

Душанбе +1:00

Ереван 0:00

Загреб −3:00

Иерусалим −2:00

Исламабад +1:00

Кабул +0:0.5

Каир −2:00

Кампала −1:00

Канберра +6:00

Каракас −8:00

Катманду +1:0.75

Кигали −2:00

Киев −2:00

Кингстон −9:00

Киншаса −3:00

Кито −9:00

Кишинёв −2:00

Конакри −4:00

Копенгаген −3:00

Куала-Лумпур +4:00

Кувейт −1:00

Либревиль −3:00

Лима −9:00

Лиссабон −4:00

Ломе −4:00

Лондон −4:00

Луанда −3:00

Лусака −2:00

Любляна −3:00

Люксембург −3:00

Мадрид −3:00

Мамудзу −1:00

Манагуа −10:00

Манама −1:00

Манила +4:00

Мапуту −2:00

Мариехамн −2:00

Масеру −2:00

Маскат 0:00

Мбабане −2:00

Мехико −10:00

Минск −1:00

Могадишо −1:00

Монако −3:00

Монровия −4:00

Монтевидео −7:00

Морони −1:00

Москва −1:00

Найроби −1:00

Нассау −9:00

Нджамена −3:00

Ниамей −3:00

Никосия −2:00

Нуакшот −4:00

Нур-Султан +2:00

Нью-Дели +1:0.5

Ораньестад −8:00

Осло −3:00

Оттава −9:00

Паго-Паго −15:00

Панама −9:00

Парамарибо −7:00

Париж −3:00

Пекин +4:00

Пномпень +3:00

Порт-Вила +7:00

Порт-Луи 0:00

Порт-о-Пренс −9:00

Порто-Ново −3:00

Прага −3:00

Прая −5:00

Претория −2:00

Приштина −3:00

Пхеньян +4:0.5

Рабат −4:00

Рамалла −2:00

Рейкьявик −4:00

Рига −2:00

Рим −3:00

Розо −8:00

Сан-Хосе −10:00

Сан-Хуан −8:00

Сана −1:00

Санто-Доминго −8:00

Сантьяго −8:00

Сараево −3:00

Сен-Дени 0:00

Сент-Джонс −8:00

Сент-Джорджес −8:00

Сент-Хельер −4:00

Сеул +5:00

Сингапур +4:00

Скопье −3:00

София −2:00

Стокгольм −3:00

Сукре −8:00

Тайбэй +4:00

Таллин −2:00

Ташкент +1:00

Тбилиси 0:00

Тегеран −0:0.5

Тегусигальпа −10:00

Тирана −3:00

Токио +5:00

Триполи −2:00

Тунис −3:00

Тхимпху +2:00

Уагадугу −4:00

Улан-Батор +4:00

Филипсбург −8:00

Ханой +3:00

Хараре −2:00

Хартум −2:00

Хельсинки −2:00

Эр-Рияд −1:00

Ямусукро −4:00

Яунде −3:00

Камышин (город)

Ранняя история поселения

В XIV веке на Нижнем Поволжье располагалось множество золотоордынских населенных пунктов. По сей день эта область очень неравномерно изучена, и археологические раскопки выявили несколько безымянных городищ, которые пока не удалось соотнести с летописными данными. Многочисленные разрозненные археологические и документальные свидетельства не оставляют сомнений в том, что к концу XIII – первой половине XIV века на месте современного Камышина или в непосредственной близости от него существовало золотоордынское городище.

В конце XIX – первой четверти XX столетия на территории «Старого города» на севере Камышина были обнаружены серебряные монеты татарского происхождения, а также средневековые кольчуги и керамика. По данным исследователя золотоордынской культуры Б. В. Зайковского, в 1909–1910 годах в пределах бывшего Камышинского уезда нашли даже монеты ханов Шадибека и Мухаммеда-ибн-Тимура, живших в XV веке. Эти случайные находки, зафиксированные в корреспонденции местных священников и в работах краеведов, были переданы в саратовские краеведческие музеи и затем утеряны в бурные десятилетия первой половины XX века. В коллекции Саратовского областного музея краеведения сейчас находятся джичудские монеты (из золотоордынского улуса Джучи, названного по имени старшего сына Темуджина Чингисхана), которые вполне могут иметь «камышинский след». К сожалению, систематические археологические изыскания в Камышине до сих пор не были проведены, и культурные слои на местности Старого города с большой вероятностью скрывают множество тайн.

В 1980 году в Николаевске, городе на левом берегу Волги напротив Камышина, местные жители случайно обнаружили клад из серебряных золотоордынских монет. Многие из них разошлись по рукам, и ученые смогли изучить только около 300 экземпляров. Подобные клады были типичны для времен междоусобных конфликтов в Золотой Орде, или «великой замятни», в середине XIV века.

Недалеко от Камышина находится городище Шишкин Бугор, которое упоминается в источниках, начиная с XVII века. В начале XX здесь была проведена археологическая разведка, в ходе которой были обнаружены предметы золотоордынской эпохи, однако размеры населенного пункта были явно незначительными, и к нашему времени от развалин не осталось никаких следов.

Название города Камышина восходит к гидрониму, реке Камышинке, в устье которой он стоит. В наше время берега речки забетонированы, но когда-то на их склонах высились густые камышовые заросли. Камышинка упоминается в письменных источниках с начала XVII века, например в книге «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленной по приказу Ивана Грозного в 1550-х годах. Само слово «камыш» — тюркского происхождения, поэтому название речки, вероятно, относится к золотоордынской эпохе.

Прямых упоминаний о Камышине в исторических источниках того времени нет, но в XIX веке была сформулирована гипотеза, связывающая этот населенный пункт с Сарыкамышем – поселением, упоминаемым как место ханской ставки. Согласно дошедшему до нас тексту, проезжая грамота, или ярлык, выданная сарайскому епископу Иоанну знаменитой ханшей Тайдулой в 1347 году, была писана в Сарыкамыше, что в дословном переводе означает «Желтая Трость». Этимология название Сарыкамыш, скорее всего, тоже берет начало от названия реки Камышинки.

Многие исследователи не согласны с подобной атрибуцией и считают, что ставка была в Саратове, сохранившем в современном названии этимологический элемент «сары» – «желтый».

В опубликованной в 2008 году работе к.и.н. А. В. Пачкалова приводит дополнительные аргументы в пользу идентичности Сарыкамыша и Камышина. Последний упоминается в грамоте китайского посла XVIII века как Сира Камуси, что очень созвучно названию татарской ставки. Кроме того, Камышин может быть таинственным городом Calmuzi Sara, разместившимся на знаменитой географической карте венецианского монаха фра Мауро (1459) на правом берегу Волги, правда, намного севернее современного местоположения города.

Существуют прямо противоположные мнения в вопросе о том, насколько правдивы западноевропейские географические карты того времени в отношении восточных земель. В частности, есть указания, что монах смешал реалии XIV и XV веков, а также поместил на карту мифические города. Однако есть основания полагать, что выдающийся картограф, изготовитель множества «mappa mundi» и портуланов для венецианских купцов, получил информацию об отдаленной Золотой Орде из первых рук. В 1430–1440-е годы представители русской церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Руси Исидором прибыли в Италию для участия в Ферраро-Флорентийском вселенском соборе. И, хотя католические и православные церковники не пришли к взаимопониманию, общение с фра Мауро могло быть весьма плодотворным для обеих сторон.

Возрождение города в XVII веке

После распада Золотой Орды многие небольшие городища обезлюдели и были навсегда забыты. Но междуречье, в котором расположен современный Камышин, стало объектом повышенного стратегического интереса со стороны русских царей, и поселение на этом месте возродилось вновь в конце XVI – начале XVII века.

В те времена Нижнее Поволжье принадлежало Российскому государству лишь де-юре, а фактически было территорией вне закона, на которой правили воровские банды и кочевые отряды. Это сильно затрудняло торговлю в регионе, и требовало беспрецедентных мер по охране торговых караванов.

Особый интерес для путешественников в этом регионе представлял узкий перешеек между реками Иловлей (приток Дона) и Камышинкой (приток Волги), через который можно было волоком перетащить суда и, таким образом, перебраться из одной великой водной артерии в другую. Этой переволокой, известной издревле, в свое время воспользовался Вещий Олег для похода на хазар, а в 1580 году атаман Ермак Тимофеевич отправился отсюда на покорение Сибири. Турецкий султан Сулейман Великий даже замыслил прорыть в этом месте канал, соединяющий обе реки. Подобное предприятие могло бы надежно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском морях и создать постоянную угрозу для безопасности Российского государства. В 1569 году наследник Сулеймана, султан Селим II, даже прибыл на Камышинку со своим войском, но строительство по неизвестным причинам так и не было начато. «Воровские» казаки также постоянно пользовались перешейком, чтобы проникнуть в устье Волги и грабить богатые города.

Русские государи не могли остаться в стороне, и по указу первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, в устье Камышинки был построен небольшой форпост для охраны водного торгового пути.

Ситуация в регионе ухудшалась и стала критической после принятия в 1649 году «Соборного уложения», которое полностью поработило крестьян. Беглые крестьяне, или «голытьба», хлынули на Волгу и, в поисках наживы, занялись грабежами при тайной поддержке казаков, исконно проживавших на этих территориях. В 1667–1671 годах эти набеги оформились в организованное движение, представлявшее реальную угрозу торговле на Волге. Постепенно движение приняло формы антиправительственного восстания под предводительством Степана Разина.

Казацкая голытьба неизменно пользовалась переволокой около Камышинки для выхода на Волгу, поэтому в 1668 году, при царе Алексее Михайловиче, сезонная крепость была расширена и превращена в мощное укрепление, в котором постоянно находился стрелецкий отряд. От этой даты и отсчитывается в наши дни возраст Камышина. В условиях царившего в то время хаоса совсем не удивительно, что уже в 1670 году крепость Камышин была разрушена до основания по приказу Степана Разина.

«Великая стройка» XVII века

Следующая глава в истории города открылась лишь в 1692 году и была напрямую обусловлена обострением русско-турецкого конфликта. Можно даже, не погрешив против истины, сказать, что взор русских правителей на протяжении XVII–XVIII веков обращался к Камышину (Дмитриевску) каждый раз, когда назревала война с турками.

Начатая еще царевной Софьей военная кампания против Османской империи была подхвачена молодым царем Петром. В ходе подготовки к азовским походам, в 1693 году, в устье Камышинки прибыл свояк царя, князь Б. И. Куракин, с приказом основать на левобережье город. Новое укрепление на берегу Камышинки сначала получило название Петровское.

Во время первого азовского похода 1695 года сам царь проследовал традиционным в то время маршрутом к Черному морю: сплавился по Волге до Царицына (Волгограда) и, совершив сухопутный переход до Дона, спустился далее к Азову. Идея о строительстве судоходного канала между Камышинкой и Иловлей, витавшая в воздухе, пришла на этот раз в русскую монаршую голову, и Петр, посовещавшись с боярами, решил не откладывать реализацию амбициозного проекта. Ведь ставки были поистине высоки: система шлюзов могла бы соединить в перспективе Черное и Каспийское моря, и, ввиду долгосрочного противостояния с Османской империей, обеспечить военно-хозяйственное преимущество России.

Уже в 1696 году проект «прокопа» был отослан на обсуждение во Французскую академию наук, а через год, когда были получены одобрительные отзывы, начались активные строительные работы под общим предводительством астраханского губернатора князя Б. Н. Голицына. В новый город, обнесенный палисадом и окруженный валом, по приказу сверху начали сгонять крестьян, строителей и служивый люд. Ежегодно «к шлюзному делу» (или по меткому народному выражению «к слёзному») привлекали до 10–15 тысяч человек, однако работников все равно катастрофически не хватало. Недостаточное финансирование, нехватка материалов и рабочей силы существенно замедлили строительство.

К строительству канала длиной около 3 км, получившего название Петров Вал, были привлечены многочисленные иностранные специалисты. Первым руководителем работ стал немецкий инженер Брекель, который допустил просчеты и, после того как недостаточно укрепленный первый шлюз не смог сдержать напор воды и был затоплен, бежал из страны по поддельному паспорту.

Следующим в 1698 году к работе приступил английский инженер Джон Перри, нанятый Петром I во время пребывания Великого посольства в Лондоне. Проанализировав геодезическую информацию, англичанин принял решение прорыть канал по новому направлению. К 1701 году, когда к руководству работами приступил русский инженер В. Д. Корчмин, были готовы два канала и к северу от них насыпан вал. К воздвижению плотин и пяти запланированных шлюзов так и не успели приступить. Проект, видимо, родился под несчастливой звездой, и нехватка финансирования привела к свертыванию работ с началом Северной войны с Швецией, когда все силы страны были брошены на борьбу за Балтийское побережье.

Но тем менее «стройка века» способствовала возрождению городского поселения на месте Камышина. В 1697 году для охраны строящейся крепости и шлюза из Казани был переправлен Дмитриевский стрелецкий полк под предводительством воеводы Якова Буша. Полк был назван в честь святого покровителя великомученика Димитрия Солунского. Икона святого, а также список со знаменитой Казанской иконы Богоматери, были перевезены стрельцами на новое место, и вскоре поселение было переименовано из Петровского в Дмитриевск. Вокруг крепости начали селиться посадские люди, в основном также прибывшие из Казани.

В 1704 году основатель Дмитриевска Петр I повелел учинить над городом жестокую расправу за поддержку казачьего восстания против «бритья бород и ношение немецкого платья». Войска под командованием князя Дмитрия Хованского сожгли крепость на левом берегу Камышинки дотла.

В наказание за бунт жителей Дмитриевска обязали возвести новое поселение на низком сыром правом берегу реки, поросшем высоким камышом. Дмитриевцы были вынуждены рубить эти густые заросли, очищать от них площадки и заново возводить разобранные на левобережье и привезенные сюда бревенчатые дома. В то же время на мысу Волги и Камышинки стрельцы строили крепость со сторожевыми башнями, обносили ее высоким дубовым частоколом. Еще в 1970-е годы развалины укреплений на историческом острове были предметом гордости камышан, однако в наши дни он полностью ушел под воду, и увидеть его можно только во время сброса воды в Волгоградское водохранилище.

Петр I посетил Дмитриевск во второй раз в 1722 году в сопровождении со-правительницы императрицы Екатерины. Царь, направлявшийся в Персидский поход, оценил обороноспособность крепости и обсудил с воеводой ситуацию на Нижнем Поволжье и роль города в защите торговых путей от набегов. За полвека со времени основания Дмитриевска эти проблемы не утратили актуальность.

Дмитриевск (Камышин) в XVIII веке

В середине XVIII века источником роста благосостояния Дмитриевска и Саратова стало самосадочное озеро Эльтон – самое большое по площади минеральное озеро Европы (152 кв. км.), на котором во времена правления императрицы Елизаветы Петровны развернулась масштабная соледобыча. Около 70% всей соли, добытой за XVIII век в России, пришлось на это месторождение. Рост экономической активности в регионе потребовал усиления мер безопасности для солеваров и купцов. Для охраны волжского правобережья в 1731 году было учреждено Волжское казачье войско. В том же году Сенат издал указ о льготах переселенцам на царицынскую линию, что способствовало притоку крестьян на солеварни и освоению всего края.

В Дмитриевске стала развиваться городская инфраструктура: появились первые мостовые, причал и взвозы на Волгу, присутственные места.

В 1768–1774 годы, когда вновь разразилась Русско-турецкая война, возродился интерес к Петрову Валу. В 1769 году Петербургская академия наук организовала экспедицию во главе с профессором Георгом Ловицем и П. Б. Иноходцевым и поручила ученым обследовать реки Камышинку и Иловлю и оценить перспективы сооружения канала между Волгой и Доном. Неблагоприятные погодные условия и разразившиеся в лагере лихорадка и голод неблагоприятно сказывались на научной работе, и вплоть до 1774 года не удавалось получить целостную картину о целесообразности продолжения строительства.

В 1773 году вспыхнуло крестьянское восстание, и вскоре Пугачев, взявший Саратов, двинулся на Дмитриевск и Царицын. Экспедиция Ловица попала в эпицентр боевых действий. Повстанцы повесили Ловица, приняв его за царского офицера, а адъюнкту Иноходцеву удалось спастись. Он изложил все материалы трагически окончившейся экспедиции в рапорте для Академии наук и сделал заключение, что, даже будучи построенным, канал не даст ожидаемых от него выгод.

Войскам Емельяна Пугачева удалось овладеть плохо защищенным Дмитриевском в августе 1774 года. Гарнизон и посадский люд радостно встретили самозваного «царя-батюшку» хлебом и солью. Ненависть к иноземцам вылилась в казнь коменданта крепости, обрусевшего немца Каспара Меллина, который совсем недавно активно благоустроил город. В дни самовластия по Дмитриевску прокатилась волна грабежей и пожаров.

Согласно Екатерининской административной реформе 1780 года городу было возвращено историческое название Камышин и дарован уездный статус. Через год Камышин получил герб, на котором были изображены камыш на белом поле и герб Саратовской губернии, к которой относился уезд.

Во второй половине XVIII века в Поволжье хлынул поток немецких переселенцев, основавших около 100 колоний в Камышинском уезде, среди которых Иловля, Сосновка, Верхняя и Нижняя Добринка, Унтердорф, Мариенфельд, Эрленбах, Обердорф, Йозефсталь и многие другие. Беженцы скрывались в России от разрушительной Семилетней войны (1756–1763), которую некоторые ученые называют первой из необъявленных мировых войн.

Манифест императрицы Екатерины II поддержал эту иммиграцию, а также предоставил всем желающим поселиться в Саратовской губернии, свободные земли в собственность. В соответствии с этим указом знатные дворяне получили более 100 тысяч десятин «пожалованных земель» в Камышинском уезде. На эти земли помещики переселили своих крепостных крестьян из других губерний и попутно начали закрепощать местных свободных крестьян. В результате к концу XVIII века, согласно документам ревизии, в уезде числилось 52389 крепостных.

Камышинское купечество

Город развивался прежде всего как торговый центр, в котором селились купцы, мелкие ремесленники, посадские люди и мещане. В 1879 году в Камышине проживали 13644 человека, из них 90 купцов, 11590 мещан и посадских, 1782 цеховых рабочих. Через 20 лет прирост населения составил 4 тысячи человек.

В XVIII–XIX веках с развитием соляного промысла богатели и развивались купеческие гильдии Камышина, постепенно занимая лидирующие позиции в волжской торговле. Камышин даже превзошел Саратов по числу купцов первой гильдии.

С камышинских пристаней в верховья Волги отправлялись купеческие суда, груженые хлебом, овощами и фруктами, а также изделиями местных ремесленников.

Немеркнущую славу завоевали камышинские арбузы. По легенде Петр I впервые отведал сочный арбуз в Дмитриевске в 1722 году и был настолько покорен его вкусом, что приказал отлить копию арбуза и укрепить на шпиле московского магистрата. В XIX веке камышане вели кропотливые селекционные работы, выращивая новые сорта. Их успех на международном рынке был настолько ощеломляющ, что американцы стали импортировать не только плоды, но и семенной материал. Вскоре камышинские сорта стали культивировать за океаном, где они получили новые названия.

Местное население Камышина – горожане и крестьяне-отходники – в основном работало в порту в сфере торговли и обслуживания и занималось ремонтом судов, погрузкой и разгрузкой товаров. В центре города раскинулся огромный базар, улицы были усыпаны купеческими лавками и магазинами.

XIX век

Отечественная война 1812 года лишь косвенно затронула Камышин. После разгрома Наполеона сюда ссылали пленных французских солдат.

Один из героев Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Кирилл Казачковский – уроженец Камышина. В юные годы Казачковский участвовал в переходе суворовской армии через Альпы, а позже участвовал в войне со шведами и французами. Его портрет можно увидеть в Военной галерее Государственного Эрмитажа. Примечательно, что внучка генерала Ольга Сократовна стала супругой и музой писателя Чернышевского, который посвятил ей роман «Что делать».

Знаменитый француз Александр Дюма посетил проездом Камышин и оставил путевые заметки о прелюбопытном приключении на пути к озеру Эльтон.

Провинциальный Камышин постепенно приобщался к техническому и культурному прогрессу. Решительный рывок в будущее был сделан в 1894 году с открытием железнодорожной ветки «Тамбов – Камышин», когда город стал важным транспортным узлом российского юга. С этого момента левый берег Камышинки стал активно развиваться: были построены пять паровых лесопильных заводов, три паровых мельницы, солемолки, нефтекачка и нефтяной склад. Железнодорожную станцию соединили отдельной веткой с волжской пристанью, и товары стали отгружаться из вагонов поездов прямо на баржи и пароходы. В городе открылись мелкие промышленные предприятия: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные, мыловаренный, механический и пивоваренный заводы. В 1899 году в Камышине работали 12 узниц, 10 скотобоен, 1 лесопильня, 14 мясных и 5 рыбных лавок. В конце XIX века в Камышине было свыше двухсот магазинов и лавок: мануфактурные, галантерейные, бакалейные, мясные, мучные, пивные и прочие.

На рубеже XIX–XX веков в городе насчитывалось 17 тысяч жителей. Он был одним из немногих культурных центров на огромном малонаселенном пространстве Нижнего Поволжья. Основу населения составляли мещане, почти треть горожан были немецкими колонистами.

Граф Д. А. Олсуфьев, предводитель дворянства Камышинского уезда, многое сделал для повышения благоустройства города. На его средства были возведены здание Земского дома, в котором сейчас размещается историко-краеведческий музей, и типовые кирпичные школьные здания. В Камышине активно проводилось озеленение набережной. Александровский сад, заложенный в городе в 1900 году, получил славу лучшего в Поволжье. В городе функционировали многочисленные образовательные учреждения: церковно-приходские школы, народные училища, мужская и женская гимназии, немецкое лютеранское училище, Духовное и реальное училища.

В 1896 году над рекой Камышинкой был возведен деревянный мост, на месте которого в XX веке появился знаменитый Бородинский мост. В 1897 году в городе провели водопровод, а в начале следующего десятилетия в городе заработала первая электростанция.

Сынами Камышина были Яков Дитц, депутат Думы, адвокат и автор истории поволжских немцев; Виктор Чернов, один из основателей партии эсеров; Доминик Гольман, советский немецкий писатель и правозащитник.

XX век

В годы гражданской войны Камышин оказался на прифронтовой линии между Красной армией и белой армией во главе с генералом Врангелем и пережил драматические моменты перехода из рук в руки.

В годы Великой Отечественной войны Камышин оказался рядом с плавильным котлом Сталинградской битвы – его неоднократно бомбили. В городе работали заводы, изготавливающие оборонную продукцию для фронта, был организован обширный госпиталь. Знаменитый военный летчик Алексей Маресьев – уроженец Камышина. Еще несколько его земляков были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в военные годы. Около 20 тысяч жителей Камышина ушли сражаться за Родину, из них 7000 не вернулись обратно.

В послевоенное время в городе появились заводы текстильной, машиностроительной и строительной промышленности, швейные и мебельные фабрики. Открылись крупный хлопчатобумажный комбинат и завод «Ротор», чья продукция по сей день соответствует самым строгим международным стандартам качества.

Сегодня Камышин – третий по величине город в Волгоградской области. Его предприятия поставляют на рынок стеклотару, хлопчатобумажные ткани, автомобильные гидравлические краны, водонагревательные котлы, гидросантехническое оборудование, слесарно-монтажный инструмент, мебель, силикатный кирпич и блоки. Камышинская стеклотара широко востребована в пищевой промышленности и удостоена самых высоких международных и российских наград.

Камышин также динамично развивается как культурный центр Поволжья. Еще в 1935 году, в период короткого затишья между мировыми войнами, здесь открылся единственный классический театр русской драмы на территории Волгоградской области. Сегодня Камышинский драматический театр, ставший гордостью земляков, с успехом гастролирует в городах России. В XXI веке в Камышине началось развитие туристического бизнеса.

Начиная с 2001 года, 8 ноября в Камышине проводится ежегодный День города. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя города.

Исторический центр города является уникальным памятником «дореволюционной» архитектуры. Застройка некоторых улиц сохранилась нетронутой с XIX века. Помимо Камышина, на территории современной Волгоградской области был еще только один «исторический» уездный город — Волгоград. Однако Старый Царицын был стер с лица земли в военные годы.

В 18 км к северо-западу от Камышина находятся железнодорожная станция и город Петров Вал, возникшие во время Великой Отечественной войны. В окрестностях станции до сих пор можно увидеть валы и рвы, сохранившиеся от злополучного канала Камышинка – Иловля. Этот уникальный исторический памятник объявлен объектом инженерного искусства федерального значения, однако возле него отсутствуют какие-либо опознавательные знаки или памятная табличка. «Стройка века», давшая стимул к развитию города, молча хранит свои тайны.


Смотрите также

Описание: