Где находится калинов мост через реку смородину
Калинов мост — Википедия
Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1]. За Огненной рекой жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы-Яги[2].
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалённый», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.
Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4], так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом[5].
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой[6].
Мифология[править | править код]
Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван — крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
- Бежали овечки по калинову мосту: увидели зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Замужество[править | править код]
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенки
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»[7]
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялись вьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть[8].
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия[9].
Похоронные обряды[править | править код]
Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь») воспроизводится процесс похорон с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть[6].
Иногда переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
- ↑ Пропп. В. Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2000. — С. 232.
- ↑ Амельченко В. М. Золото амазонок, героев и царей привело к Атлантиде — Ростов-на-Дону: Новая книга, 2007 — 365 с. — ISBN 5-86692-169-3 — С. 220
- ↑ Калить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Вакуров В. Н. Калина жаркая // Русский язык за рубежом : Журнал. — 1990. — № 4.
- ↑ Гура, 2004, с. 381.
- ↑ 1 2 Топорков, 1995, с. 267.
- ↑ Причитания / Колпакова Н.. — Лирика русской свадьбы. — Л: Наука, 1973. — 323 с. — (Литературные памятники). — 30 000 экз.
- ↑ Жекулина, Розов, 1989, с. 217.
- ↑ Усачёва, 1999, с. 446.
Где находится сказочная река Смородина
Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней. Иногда это касалось героев, а иногда мест, где происходили упомянутые события.
Так и река Смородина, часто упоминаемая в древнерусских былинах и сказках, могла действительно протекать между Черниговом и стольным градом Киевом. Ученые еще точно не определили реальность ее существования.
Что означает древнерусское слово “смородина”
У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.

Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.
Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.
Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.
Этимология слова “калинов”
Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.
Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.
Река Смородина, Калинов мост – это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других - о шести или девяти головах.
Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина – это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.

Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.
Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем – это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.
Месторасположение реки Смородины
Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а речка Сестра в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.
Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.
Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.
Река Смородина на карте
На территории современной России есть несколько рек, которые могли бы стать прототипом былинного источника:
- Речка Смородинка протекает в Тропаревском лесу под Москвой, в Курской, Тверской и Владимирской областях.
- Смородина есть в Нижегородской, Смоленской и Ленинградской областях.
- Река с таким же названием течет в Забайкалье.

Каждая из этих рек могла стать символом разделения двух миров, в которое верили древние славяне. Судя по описанию, качества, которыми ее наделили исполнители былин, сходны с описанием рек, ведущих в подземный мир, в мифах других народов.
Описание реки в былинах
В народе река Смородина, где находится переправа из мира Яви в мир Нави, вызывала священный трепет. По одной версии, ее воды были черны, от них исходил смрад, а по другой – она была огненной.
“Свирепая река, сама сердитая”, - так говорили о ней люди. Видимо, течение Смородины было таким сильным, а вода холодной, что она “обжигала” каждого, кто в нее входил. Из-за брызг над ней всегда клубилась морось, которую люди называли дымом.

Таким образом, речка в их умах стала огненной, а так как переправиться через нее было сложно, то и сделали ее местом, откуда умершие уходят в мир Нави. Так как во времена Киевской Руси все исполнители былин знали, какой мост был на реке Смородине, то и сочинители сказок от них не отстали. Они “поставили” на Калиновом мосту у входа в мир Мары стража – Змея Горыныча, чтобы он не пускал живых в загробный мир. Во всех народных эпосах разных стран есть подобные охранники, например, Цербер в греческих мифах.
Связь древнерусских былин с мифами других народов
Если верить древним сказаниям, река Смородина была серьезным препятствием для тех, чей путь лежал из Мурома через Чернигов в Киев. Видимо, немало там погибло людей, и не только на поле боя, что она стала символом реки смерти.
Часть ученых считает, что эта речка была одним из притоков Днепра, что более логично, если едешь от Чернигова к Киеву, но где бы она ни находилась, в народных сказаниях по описанию Смородина схожа с рекой Стикс, которая у древних греков уходила под землю в Аид.

Во времена языческой Руси люди верили в загробный мир, а раз он существовал, то и путь в него должен был быть. Сказители наделили реку Смородину этой функцией, но вместо лодочника, “установили” Калинов мост, через которые переходили души умерших.
Загробный мир древних славян
Царство Мары, богини зимы и смерти, лежало за рекой Смородиной. Не только раскаленный мост был преградой на пути живых в край умерших, но и охранявшее его чудовище. В одних сказках – это Змей Горыныч, в других – Чудо-юдо.
Иногда богатырям приходилось сразиться с самим Кощеем Бессмертным, мужем Мары, чтобы перейти мост. На примере древнерусских сказаний можно проследить, как реальная река, бывшая смертельно опасной при переправе через нее, стала легендарным местом, разделяющим миры.
Река Пучай
В древнерусском эпосе используют разные названия, но чаще всего встречаются Смородина и Пучай-река (Почайна). Второе означает, что у нее воды, вспученные от быстрого течения.

В те времена так называли протоку, которая протекала между Вышгородом и Десной. Ее длина была всего 8 км, и она бежала по Оболони через Подол, за которым впадала в Днепр. Нижняя часть реки отделялась от Днепра узкой косой, а устье Почайны было известной киевской гаванью, где останавливались корабли купцов. Если верить легендам, то именно в ней проходило крещение Киевской Руси в 988 году.
В 1712 косу размыли, соорудив канал, таким образом она стала частью Днепра.
Хотите постоять на Калиновом мосту, да над рекой Смородиной? Приглашаю! | Культура
Алексей Толстой, например, записал множество сказок, которые дошли до наших дней в его обработке. Он рассказывал, что чтобы «собрать» воедино и обработать всего лишь одну сказку, зачастую приходилось опираться на пару десятков записей со слов совершенно разных народных рассказчиков.
Несомненно одно: писателей (рассказчиков)-фантастов в стародавние времена было не так уж и много. А это может означать то, что описываемые в сказках и былинах события, а также места могли существовать в реальной жизни. Я попытался провести свое небольшое расследование и выяснить, существовал ли когда-либо тот зловещий Калинов мост на не менее зловещей реке Смородине? Что означали эти названия, где могли находиться? И вот, что у меня из этого получилось.
«Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие…» (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)
Само название «Калинов» произошло от слова «калина». Но никакого отношения к одноименному кустарнику или его цвету мост не имеет. Калина — от слова «калить», «раскалить», то есть можно предположить, что мост либо был огненным (горящим), либо раскаленным докрасна. В таком случае, трудно понять, из чего он был построен. В народных заговорах часто встречается фраза «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост». (Медяной — снова красный?)
В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла. В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет. И некогда раздумывать, стоя на середине моста, нужно делать выбор, обычно предопределенный всей предыдущей жизнью персонажа.
«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)
Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем. Кощей вполне мог иметь отношение к Калинову мосту, особенно, если учесть, что в женах у него на тот период числилась некая Морана. Она встречается не только под этим именем, но и как Мара или Морена. Морана — Богиня Зимы и Смерти, довольно грозное и могущественное божество. И не ее ли рук дело — та самая огненная река Смородина?
Смородина так же не имеет отношения к растительному миру, как и мост. По древнеславянскому наречию это слово произошло от таких слов, как «мор», «смород», «смерть», «морок», «марево», «мрак». Сюда же можно причислить и Морану.
Владения Мораны, согласно древним сказаниям, лежат за черной рекой-Смородиной, разделяющей явь и навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Её символами называют Черную Луну, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. По древним легендам, одним из ее любимых занятий было подкарауливание Солнца и попытки его извести. Но всякое утро Морана отступала, не в силах противостоять силе и неописуемой красоте Светила.
Считается, что река Смородина была огненной. В некоторых сказках, сказаниях и заговорах ее так и называли — «огненная» или «смоляная». «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». В былинах Смородина упоминалась еще и как Пучай-река. В данном случае от слова «пучить», «вспучиваться», что вполне могло происходить в огненной, горящей реке. В таком случае, от чего она могла гореть?
По этому поводу существует несколько предположений. По одному из них, Смородина могла служить реальной границей между двумя неприятелями и специально поджигаться стражниками. Как известно, горящая смола остается на плаву, дает хорошее плямя и при горении вспучивается, кипит.
По другой версии горящая река могла воспламеняться из-за скопления горючих газов в ее верховьях. При дегазации ниже по течению она могла самовоспламеняться под воздействием теплой температуры, например.
Аналогичные случаи доподлинно известны истории. Плиний Старший писал, что Терек в верховьях был вонючей рекой (сероводород). Некоторые сказки уводят нас к Калинову мосту и упоминают Черное море.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; шёл, шёл и догнал братьев близ Чёрного моря у Калинового моста; у того моста столб стоит, на столбе написано, что тут выезжают три змея.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)
Современные ученые также не исключают, что Черное море вполне может гореть при условии, что на его поверхность выйдет водная толща, насыщенная сероводородом. Сейчас она расположена на глубине всего около двухсот метров.
Трудно сказать теперь, что правда, а что вымысел. Конечно же, этот материал не претендует на некую оригинальность и стопроцентную точность. Но все же… Все же я сумел удовлетворить и свое любопытство, и немного поделиться с вами, дорогие читатели тем, что удалось узнать. А теперь, вооружившись путеводителем по Приэльбрусью, найденным на просторах Сети, хочу пригласить вас на настоящий Калинов мост над настоящей рекой Смородиной.
***
У подножия Эльбруса, по преданиям, располагался рай — Ирий, который в традициях ведизма отделялся от Яви, светлого мира, огненной рекой Смородиной (от смага — огонь, пламя). Исток Малки (левого притока Терека) — река Кызылсу (красная река) — это и есть река Смородина.
Как известно из былин и сказок, на реке Смородине должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) в Явь проникала всяческая огнедышащая многоголовая нечисть, а обратно — из Яви в Навь — отправлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства.
Калинов мост действительно существует!
В том месте, где Кызылсу прорывает застывший поток лавы и обрушивается в долину водопадом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег.
Рядом с изумрудными пастбищами Ирахитюза и Ирахитсырта раскинулись мрачные поля черной и красноватой лавы, где нет растительности и даже самый обычный песок не желтый, а черный! Аналогия с Навью, где расположен рай Ирий и ад — Пекальное царство, очень близкая. Рядом с мостом находится водопад Султан, а за ним крутопадающая долина, дна которой не видно. В каньоне стоит отрубленная голова стража Калинова моста — Чурилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги.
При входе на Калинов мост с левого берега стоит причудливый останец, напоминающий то ли дракона, то ли змея. Такой же и у входа в каньон с другой стороны.
Постоим же немного на Калиновом мосту. Посмотрим вдоль границы. Ведь с одной стороны наше прошлое. С другой — будущее. И лишь настоящее простирается между. И нам решать: сделать шаг влево или вправо.
Хотя, все и так уже предрешено…
Калинов мост и речка Смородина
7 906
Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала?
Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).
Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.
Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.
При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.
Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.
Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.
Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:
А и ты, мать – быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты окажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!
Чудесным образом он получает от нее такой ответ:
Провещится быстра река
Человеческим голосом,
Да и душой красной девицей:
«Я скажу те, быстра река,
Добрый молодец,
Я про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые:
Со броду кониного
Я беру по добру коню,
С перевозу частого –
По седелечку черкесскому,
Со мосточку калинова –
По удалому молодцу,
А тебя, безвремянного молодца.
Я и так тебя пропущу».
Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:
Не я тебя топлю,
Безвремянного молодца,
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя, пагуба!
Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».
В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:
Жену терял: он тело терзал,
Тело терзал – во реку бросал,
Во ту ли реку во Смородину.
Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?
Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:
Собирал он силы девять тысячей,
Приходил он ко реке ко Смородине
Сам говорил таковы слова:
«Ай же вы, дружинушка хоробрая!
Делайте дело повеленое:
Режьте жеребья липовы,
Кидайте на реку на Смородину…
Которой силе быть убитой».
Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.
Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.
Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.
Валентина Пономарева
Калинов мост, река Смородина – места ужаса древних славян? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень… Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?
Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».
- Salik.bizКак повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.
Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.
Избушка на курьих ножках
Рекламное видео:Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?
Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.
Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!
Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.
Мрачное Кощеево царство
Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.
Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.
Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.
Калинов мост, река Смородина – проклятые места у древних славян
Русские народные сказки изобилуют многочисленными фольклорными элементами. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень... Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но известно ли вам, что изначально многие из этих невинных элементов детских сказок имели совершенно другое значение и наводили ужас на наших далёких предков?
Взять, к примеру, Калинов мост. На первый взгляд, невинное название, вызывающее ассоциацию с деревянным мостиком, украшенным цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, тут можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».
Как повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чьё плодово-ягодное название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.
Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.
Избушка на курьих ножках
Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?
Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.
Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!
Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.
Мрачное Кощеево царство
Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный всё-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.
Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.
Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент народных былин несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.
Калинов мост (мифология) - это... Что такое Калинов мост (мифология)?
- Эта статья о мифологическом Калиновом мосте; о группе см. Калинов Мост (группа)
Кали́нов мост в русских былинах соединяет берега речки Смородина, на одном берегу которой находится Навь, на противоположном — Явь. Иными словами — мост между миром живых и миром мертвых[1].
Происхождение
Название моста не имеет ничего общего с растением калина. На древнерусском языке словом «калина» означало раскаленное состояние металла[2]. Очевидно, всему виной речка Смородина, иначе называемая Огненной.
Местоположение
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь. Мост, являющийся границей, последним рубежом, перед царством Мораны, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Некоторые аналитики, указывают месторасположения моста в районе реки Кызылсу (Приэльбрусье), олицетворяемой с рекой Смородиной[3].
Сюжет
Образ Калинового моста, как некоего рубежа, встречается во многих легендах, сказаниях, а так же обрядах и заговорах. И нередко, значения этого символа были координально противоположны. Так, в одно время, фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время, фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4].
Мифология
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпритацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
- Сказку Алексей Толстого «Топор», в которой главный герой (Топор) — образ темной силы, порождение Нави, пытается проникнуть в Явь, но Калинов мост — образ светлой силы, ему противостоит.
Свадебные обряды
Образ Калинового моста использовался в свадебных обрядах песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девешнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенки
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.[5]
Похоронные обряды
Во время похорон, процессия, под причитания плакольщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность ее возвращения. Например, в сказке Алексей Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста. Иногда, переход по Калиновому мосту означал лишь расстование с молодостью.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Калинов мост — Википедия
Кали́нов мост — мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых[1]. За Огненной рекой жил Змей Горыныч и находилась избушка Бабы Яги[2].
Происхождение названия
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (например, металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Местоположение
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла в образе различных змеев.
Представления славян
Образ Калинова моста как некоего рубежа встречается во многих легендах, сказаниях, а также обрядах и заговорах. И нередко значения этого символа были совершенно противоположны. Так, в одно время фраза Перейти Калинов мост — означала смерть, а в другое время фраза Встречаться с кем-либо на Калиновом Мосту — означала любить[4], так как замужество невесты символически осмысляется как смерть в прежнем качестве и рождение в новом[5].
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой[6].
Мифология
Существует множество былин и легенд, в которых по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
- Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын), защищая Русь, бьются на Калиновом мосту с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
- Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
- Бежали овечки по калинову мосту: увидели зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Обряды
Замужество
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенки
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы»[7]
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялись вьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть[8].
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия[9].
Похоронные обряды
Во время похорон процессия под причитания плакальщиц должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь») воспроизводится процесс похорон с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть[6].
Иногда переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
См. также
Примечания
- ↑ Пропп. В. Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2000. — С. 232.
- ↑ Амельченко В. М. Золото амазонок, героев и царей привело к Атлантиде — Ростов-на-Дону: Новая книга, 2007 — 365 с. — ISBN 5-86692-169-3 — С. 220
- ↑ Калить // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Вакуров В. Н. Калина жаркая // Русский язык за рубежом : Журнал. — 1990. — № 4.
- ↑ Гура, 2004, с. 381.
- ↑ 1 2 Топорков, 1995, с. 267.
- ↑ Причитания / Колпакова Н.. — Лирика русской свадьбы. — Л: Наука, 1973. — 323 с. — (Литературные памятники). — 30 000 экз.
- ↑ Жекулина, Розов, 1989, с. 217.
- ↑ Усачёва, 1999, с. 446.
Литература
Ссылки
Калинов мост (группа) — Википедия
«Калинов Мост» — советская и российская рок-группа из Новосибирска. Основана в 1986 году Дмитрием Ревякиным.
Группа «Калинов мост» создана в середине 1980-х в Новосибирске. Изначально коллектив представлял собой союз друзей и единомышленников Дмитрия Ревякина, которые познакомились в результате совместной учёбы в Новосибирском электротехническом институте. Первые репетиции группы проходили в общежитиях НЭТИ, концерты проводились в ДК и других учреждениях города. Оригинальный («золотой») состав группы включает четырёх человек: Дмитрий Ревякин (вокал, акустическая гитара, автор песен), Василий Смоленцев (гитары), Андрей Щенников (бас, бэк-вокал), Виктор Чаплыгин (барабаны). Иногда к группе на короткое время присоединялись приглашенные музыканты, однако в целом золотой состав сохранился вплоть до 1993 года.
Название «Калинов мост» на одной из первых репетиций группы предложила девушка Дмитрия Ревякина Ольга, ставшая впоследствии его женой[1].
Начальный этап творчества «Калинова моста» (середина—конец 1980-х) не отразился на студийной дискографии группы, однако до настоящего времени дошли многие концертные записи, например, альбомы «Вольница», «Надо было», «Мелодии голых ветвей»[2]. Тематика ранних песен соответствует тогдашним взглядам Ревякина и его друзей: молодость, свобода, движение хиппи («Сансара», «Надоест нам суета»). Немало песен полностью посвящено любовной и даже иногда семейной теме («Грустная песня», «Весенний блюз»). Чуть позже Ревякин начинает писать песни с более смелыми текстами, чем приближается к своим «идейным» соратникам эпохи рок-клубов. В это время Ревякин пишет немало длинных песен с определенной смысловой нагрузкой. Это, например, такие известные песни, как «Сибирский марш», «Вымыты дождем», «Казак».
В начале 1990-х годов появляются первые студийные работы группы: альбомы «Выворотень»[3], «Узарень», «Дарза». Первый из них и частично второй ещё сохраняют узнаваемые черты того этапа творчества Ревякина, к которому относятся «Сибирский марш» и другие подобные песни. Однако, на альбоме «Дарза» лирика и образность вытесняют идейность текстов. Ревякин в этот период под впечатлением В. Хлебникова сильно увлекается словотворчеством. Группа начинает выезжать с концертами в европейскую часть России. В этот период большую помощь группе оказал известный музыкант Стас Намин, основатель группы «Цветы», который обеспечил запись некоторых альбомов. Также влияние на развитие группы оказало знакомство с Константином Кинчевым, который содействовал в организации первых петербургских концертов группы.
В 1994 году вышел альбом «Пояс Ульчи», в котором количество малопонятных образов и словотворчества в текстах превысило их уровень в предыдущих работах. Альбом также характеризуется разнообразием музыки благодаря большому количеству московских музыкантов-сессионников, участвовавших в записи. В конце работы над альбомом в группе произошёл конфликт, назревавший достаточно долго до этого. С уходом басиста Андрея Щенникова заканчивается эпоха оригинального («золотого») состава «Калинова моста». Через некоторое время группа вновь собирается с обновленным составом (Олег Татаренко — бас и Александр Владыкин — клавиши, баян), готовит альбом «Травень», и далее у группы вновь начинаются проблемы с составом, в результате чего «Травень», изначально планировавшийся как полноценный коммерческий альбом, был записан с трансляции на телевидении, и дальнейшая работа группы над новым материалом замедлилась.
В 1997—1998 году группа готовит альбом «Оружие». Окончательно покидает коллектив Андрей Щенников, басовые партии на альбоме записывает Олег Татаренко. В 1998 году альбом выходит. Многими критиками он признается знаковым в русском роке. Примерно в этот же период на лейбле Moroz Records издаются архивные записи «Калинова моста». Благодаря изданию «Оружия» и архивных записей группа существенно улучшает своё материальное положение, у неё появляется заметное число постоянных поклонников в Петербурге и в Москве. Ещё через некоторое время (2001 год) группой издается альбом «Руда», и наступает перерыв в выпусках пластинок на пять лет. За это время группа неоднократно меняет состав, выступает в разных городах страны, записывает материал для нового альбома (запись длилась более двух лет). В этот период состав покидают, а потом снова в нём появляются Анаксагор Владыкин и Олег Татаренко. Также в состав входит гитарист Константин Ковачев, пришедший на смену Василию Смоленцеву. В 2006 году выходит альбом SWA, в котором сделан акцент на лирике. Альбом посвящён памяти супруги Дмитрия Ольги, умершей от сердечного приступа в декабре 2005 года.
Дмитрий Ревякин — Калинов Мост — концертное фото — Новосибирск 27 ноября 2007 г. ДК им. ЧкаловаВ 2007 году выходит альбом «Ледяной походъ», радикально отличающийся от предыдущего идейностью текстов. Альбом почти целиком посвящён теме войны, подвига, прослеживается явная симпатия к Белому движению. Большое влияние оказало православие, принятое Ревякиным в 2000 году. Сам Дмитрий Ревякин считает альбом главным в творчестве «Калинова моста», и даже говорит, что «миссия „Калинова моста“ на этом выполнена»[4]. Перед записью альбома в составе вновь происходят изменения — к группе присоединяется басист Андрей Баслык.
В 2009 году выходит следующий альбом Калинова моста — «Сердце». Тематика текстов вполне соответствует названию — больше всего текстов на тему любви. Как и SWA, альбом посвящён памяти Ольги. Перед работой над альбомом группу покинул Александр Владыкин, в результате чего концертное звучание группы сильно упростилось, однако на альбоме «Сердце» это компенсируется сложностью гитарных аранжировок, записанных множественными студийными наложениями.
В июле 2009 года группа стала хедлайнером целого ряда фестивалей: «Нашествие», «Сердце Пармы» (Пермский край) и «Рок-этно-стан» (Свердловская область).
В 2010 году вышел необычный DVD «Калинов мост: Жатва Catharsis Quest», который представляет собой сольный альбом Дмитрия Ревякина «Жатва» в новом концертном исполнении группы «Калинов мост» под специально созданный концептуальный видеоряд — по сути, объединённая единой концепцией последовательность видеоклипов.
В конце этого же года вышел новый студийный альбом «Калинова моста» «Эсхато» (название Дмитрий Ревякин производит от слова «эсхатология», — учение о последних временах), сразу две песни с которого «Ангелы рая» и «Мать Европа» добились небывалого для группы успеха — 1-е место хит-парада «Чартова дюжина» на «Нашем радио» в течение шести недель подряд каждая.
В этом же году (2010) группа записывает трибьют-альбом памяти Александра Башлачёва — «Серебро и слёзы», выпущенный в 2014 году. Автором идеи и почти всех аранжировок альбома является Дмитрий Ревякин и группа Калинов мост[4], они же записали большую часть аккомпанемента[2]. В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра.
Творчество группы сочетает рок-музыку с влияниями русских народных песен и славянской мифологии. Обращение Ревякина к христианству в 2000 году отразилось на творчестве группы[5]: от языческих мотивов оно перешло к христианским.
Группа считается пионерами славянского фолк-рока в России. При этом «в текстах Дмитрия Ревякина больше прослеживалось влияние Велимира Хлебникова, а в музыке — британского хард-рока и американского ритм-энд-блюза начала 70-х, нежели близость к корням. Но общий антураж позволял воспринимать группу именно с такой точки зрения»[6].
Сам Ревякин характеризует музыкальный стиль «Калинова моста» во множестве статей и интервью как «новые казачьи песни».
Текущий состав[править | править код]
- Дмитрий Ревякин — лидер, акустическая и 12-струнная гитары, вокал, автор песен (1986—наши дни)
- Виктор Чаплыгин — ударные, бэк-вокал, семплы (1986—наши дни)
- Александр «Анаксагор» Владыкин — клавишные, баян, аранжировки (1992—1996, 2001—2008, 2014—наши дни)
- Дмитрий Плотников — гитара (2020—наши дни)
- Андрей Баслык — бас-гитара, бэк-вокал (2006—наши дни)
- Виталий Присмотров — звук (2019—наши дни)
Бывшие участники[править | править код]
- Дмитрий Селиванов — гитара (1986)
- Андрей «Крэз» Щенников — бас-гитара (1986—1998)
- Василий Смоленцев — гитара (1986—2000)
- Владимир Бугаец — гитара (1988—1989)
- Олег Татаренко — бас-гитара (1994, 1995, 1998, 2003—2006)
- Герман Шабанов — ударные (1994)
- Евгений Барышев — бас-гитара (1998—2003)
- Стас Лукьянов — гитара (2001—2002)
- Руслан «Индеец» Черников — ударные (2002)
- Евгений «Коллини» Колмаков — гитара (2002—2003)
- Валерий Фомин — ударные (2003)
- Игорь Хомич — гитара (2003—2005)
- Константин Ковачев — гитара (2005—2019)
- Александр Гирич — бас-гитара
- Вадим Точилов — бас-гитара
- Валерий Черкесов - звук
Студийные альбомы
Калинов Мост (село) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Калинов мост (значения).Село | |
Калинов Мост | |
---|---|
укр. Калинів Міст | |
50°16′58″ с. ш. 32°28′29″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Украина |
Область | Полтавская |
Район | Пирятинский |
Городской совет | Пирятинский |
История и география | |
Площадь | 1,491 км² |
Высота центра | 108 м |
Часовой пояс | UTC+2:00, летом UTC+3:00 |
Население | |
Население | 434 человека (2001) |
Плотность | 291,080 чел./км² |
Цифровые идентификаторы | |
Телефонный код | +380 5358 |
Почтовый индекс | 37004 |
Автомобильный код | BI, НI / 17 |
КОАТУУ | 5323810106 |
Показать/скрыть карты Калинов Мост ![]() Калинов Мост Калинов Мост |
Калинов Мост (укр. Калинів Міст) — село, Пирятинский городской совет, Пирятинский район, Полтавская область, Украина.
Код КОАТУУ — 5323810106. Население по переписи 2001 года составляло 434 человека[1].
Содержание
- 1 Географическое положение
- 2 Известные жители и уроженцы
- 3 Экономика
- 4 Объекты социальной сферы
- 5 Примечания
Село Калинов Мост находится на правом берегу реки Перевод, которая через 1 км впадает в реку Удай, выше по течению на расстоянии в 2 км расположено село Першотравневое. Примыкает к селу Верхояровка.
Через село проходит автомобильная дорога Т-2501.
- Панченко, Лидия Порфирьевна (1920—1998) — Герой Социалистического Труда.
- Молочно-товарная ферма.
- Школа.
- ↑ Сайт Верховной Рады Украины.
Населенные пункты Пирятинского района | ||
---|---|---|
Город | Пирятин | |
Сёла |
|
Это заготовка статьи по географии Полтавской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Обряд (альбом) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Обряд» — единственный студийный альбом группы «Ревякин и Соратники», временной модификацией группы «Калинов Мост», изданный в 1998 году.
В юбилейное переиздание к 20-летию группы от Real Records 2006 года включён дополнительный диск под названием «Быль». Диск записан летом 1994 года в ГРТУ в Новосибирске.
Все песни написаны Дмитрием Ревякиным (кроме отмеченных).
1. | «Ингода» | 3:32 |
2. | «Горе-витязь» | 4:15 |
3. | «Крыса-игла» | 4:02 |
4. | «Пережить зиму» | 2:57 |
5. | «Броня» | 2:57 |
6. | «Сам» | 1:28 |
7. | «Не нашлось дороги» (слова - Д. Ревякин/Ю. Звягинцев) | 1:53 |
8. | «Небо ждёт» | 5:09 |
9. | «Дай ладонь мне» (музыка - Д. Ревякин/М. Соколов) | 3:17 |
10. | «Ветер южный» | 3:30 |
11. | «Без глаз пробирались» | 5:05 |
12. | «Не плачьте, мама» | 5:33 |
13. | «Птицы в облаках» | 2:46 |
14. | «Росой крепить обряды» | 5:39 |
15. | «Очи в землю» | 2:31 |
16. | «Виски седели» | 0:18 |
17. | «Берега» | 2:41 |
18. | «Быль (долго ли, коротко...)» | 3:49 |
1. | «Без глаз пробирались» | 7:26 | |||||||
2. | «Горе-витязь» | 5:15 | |||||||
3. | «Облако над Кремлём» | 4:05 | |||||||
4. | «Небо ждёт» | 6:29 | |||||||
5. | «Умолчали» | 7:38 | |||||||
6. | «Пропадать молвой» (слова - «Калинов Мост», музыка - Д. Ревякин, В. Чаплыгин) | 4:58 | |||||||
7. | «Радость неба» | 2:45 | |||||||
38:36 |
«Быль»
Песни (для тех, кто не слышал СОРАТНИКОВ на концертах) в основном новы, внятны — с поправкой на умение Ревяки быть внятным в принципе — но грешат заходами во что-то типа концептуализма: миниатюры-речитативы («Сам», «Дай Ладонь Мне», «Птицы В Облаках») как-то автору не даются. Ещё имеется мутноватое (зато интонационно достоверное) посвящение БГ («Броня»), произведение о тяжелой судьбе наркомана («Крыса-Игла») и… ну, в общем Ревякин — он и с СОРАТНИКАМИ Ревякин, никаких особых неожиданностей в альбоме нет; кроме старой вещи «Ветер Южный», восхитительно и гениально стилизованной под «деревенщину» полузабытой эстрадной певицей Татьяной Анциферовой[1]. |