Где находится иволгинский дацан на карте


описание, фото, где находится на карте, как добраться

Иволгинский дацан, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Иволгинский дацан - буддийский комплекс монастырей в Бурятии, Россия, включающий в себя несколько храмов, учебное заведение и оранжерею. Расположен в 35 км от Улан-Удэ. Входит в 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

Каждый уголок Россия уникален и отличен от других. Так и Бурятия, расположенная на севере Байкала, обладает огромными природными запасами и уникальными достопримечательностями. Иволгинский дацан имеет особое значение для бурят.

С недавнего времени на территории дацана действует полноценный университет с учебными корпусами и библиотекой. Вышеупомянутая оранжерея в комплексе создана для выращивания священных в буддийской культуре растений.

Главный соборный храм Цогчен был построен в 1976 году. До второй половины XX века ситуация с дацанами в стране была неоднозначной. Строительство этой достопримечательности началось примерно в 1950-е годы. Первое, что возвели буддисты, это был деревянный дуган. Со временем он разрастался и преображался. Начиная с 1970 года стали строится все  остальные дуганы.

Сегодня Иволгинский дацан - это настоящее чудо архитектуры. В нем 10 храмов, дом настоятеля Хамбо-ламы, несколько культовых субурганов, университет, ну и, конечно же, оранжерея. Храмы-дуганы отличаются по размеру и назначению. Так, например, Джуд дуган - это тантрический храм, а Чойра-дуган - это факультет философии.

Несмотря на то, что все постройки яркие и многоцветные по подобию китайско-тибетских храмов, у этого комплекса свои архитектурные особенности. Во-первых, они построены из дерева, ну а во-вторых, имеют особые «прихожие», которые защищают дуганы во время суровых зим.

Из столицы Бурятии до места назначения можно добраться как на общественном транспорте, так и на личном авто. До поселка Верхняя Иволга, где расположен монастырь, отправляются маршрутки. На машине нужно ехать по трассе А - 340.

 

Фото достопримечательности: Иволгинский дацан

 

Иволгинский дацан на карте:

Иволгинский дацан в Бурятии: история, описание, фото

Адрес: Россия, Республика Бурятия, село Верхняя Иволга
Дата основания: 1945 год
Основные достопримечательности: главный соборный храм Цогчен-дуган (1976 год), храм Чойра Дуган (1948 год), храм Зелёной Тары, храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, храм Маанин-дуган
Святыни: нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова
Координаты: 51°45'31.7"N 107°12'12.1"E

Содержание:  

История основания дацана в Иволгинске

Тело хамбо-ламы Итигэлова - объект поклонения для последователей буддизма

Что следует знать, отправляясь в Иволгинский дацан?

Иволгинский дацан на карте

 

Дацан в селе Верхняя Иволга - это бурятский монастырь, при котором ведет свою работу буддийский университет. Несмотря на то, что обыватели называют его центром буддизма в России, дацан не имеет каких-либо титулов, данных ему официально. Но он все равно остается самым авторитетным монастырем в Бурятии.

Вид на Иволгинский дацан с дороги

История основания дацана в Иволгинске

Обитель построена в 1945 году в 35 км от Улан-Удэ - столицы Бурятии (республика входит в состав России). Дацаны, существовавшие ранее, в военные годы были уничтожены, и об их возрождении никто не задумывался. Правительство приняло другое решение - об основании самими верующими буддийских храмов в Бурятии.

Их заселили старые ламы, прибывшие на родину с каторжных работ, а также обыватели Верхней Иволги. Новому монастырю было дано название на местном языке «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хийд». Его перевод с бурятского таков: «Обитель учения Колеса, дарующего радость и наполняющего счастьем».

Главные ворота

Много лет здание нового дацана было единственным местом, где могли собраться буддисты Бурятии, но в 90-х годах ушедшего столетия на здешних землях стали появляться и другие духовные центры, что порадовало и воодушевило верующих. Однако, Иволгинский дацан все равно оставался для них самым излюбленным местом.

С 1991 года при буддистском монастыре начинает функционировать университет «Даши Чойнхорлин». Занятия в нем проводятся и поныне, и аналогов на территории России у него нет. Студентам этого заведения преподаются все тонкости философии буддизма. Примечательно, что подача материала производится, в монастырских бурятских школах, которые существовали здесь до революции 1917 года.

Цогчен-дуган‎

Тело хамбо-ламы Итигэлова - объект поклонения для последователей буддизма

В дацане Иволгинска покоится тело умершего хамбо-ламы Итигэлова. Находится оно в одноименном дворце - дугане, реконструированном в конце 2000-х годов по старым фотоснимкам. Первоначально дуган возводился в 1906 году на территории дацана, расположенном в урочище Янгажин, и в его строительстве участвовал сам хамбо-лама. Однако в 1954 году обе постройки были уничтожены.

Почему же тело буддистского иерарха стало объектом поклонения для верующих и привлекает к себе внимание ученых со всего мира? Дело в том, что в 1927 году 75-летний Итигелов обратился с просьбой к монахам из Янгажина прочитать для него молитву, слова которой произносились только по случаю смерти. Просьба о прочтении «hуга Намши», или «Благопожелания умирающему» ввела иноков в полную растерянность.

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова‎

Но когда Итигэлов, сан которого сравним с православным митрополитом, начал читать молитву самостоятельно, ламы все-таки поддержали его. По окончании молитвы лама не подавал признаков жизни, поэтому он, согласно завещанию, в позе лотоса был посажен в бумхан - саркофаг, сделанный из кедра, и похоронен в Эбилгэ – на территории нынешнего Иволгинска.

В 1955 г. монахи во главе с ламой Лубсан-Нимы Дармаевым подняли бумхан, как того требовал Итигэлов в своем завещании. Убедившись в отличной сохранности тела покойного, лама Дармаев провел над ним положенные обряды, переодел его и опять поместил в саркофаг. Спустя 18 лет над телом были проведены такие же манипуляции.

Храм Зеленой Тары‎

Осенью 2002 года другим ламой - Дамбой Аюшеевым и монахами дацана саркофаг был открыт вновь, теперь уже при участии криминалистов и других светских лиц. Удивительно, но и в третий раз тело Итигэлова не имело признаков гниения и высыхания. После проведения всех необходимых обрядов его перевезли в Иволгинский дацан и поместили в отдельный дворец. Так ламы исполнили перед усопшим свой долг.

В том же 2002 году эксперты взяли на изучение биологические материалы Итигэлова - ногти, волосы и кусочки эпидермиса. Проведя ряд исследований, ученые установили соответствие белковых фракций умершего фракциям живого человеческого организма. До сих пор ученые не могут найти объяснения этому феномену, а толпы паломников и туристов съезжаются в Иволгинский дацан, дабы лично поклониться сохранившемуся телу.

Маанин-дуган

Что следует знать, отправляясь в Иволгинский дацан?

Лицам, прибывшим на территорию буддистской обители без сопровождающего, необходимо соблюдать определенные правила поведения, прописанные в «Кодексе поведения» дацана. Так, для прохода посетителей на территорию монастыря предусмотрена калитка, расположенная с левой стороны. Посторонним не разрешено пользоваться правой калиткой, а также центральными воротами. Осмотр монастырской территории необходимо проводить по направлению слева направо, имитируя движение солнца. Но это не только ходьба по тропинке, а ритуал очищения, выполняемый в виде обхода по кругу.

Субурганы

Возле каждого буддистского храма встречаются хурдэ - молитвенные барабаны, на которые нанесены тексты молитв. Их прокручивают по направлению часовой стрелки. Вращение барабанов является обязательным и признается равноценным чтению молитв. Но помолиться можно и другим способом, используя хии морины. На лоскутки ткани, которые предварительно освятил лама, наносится имя посетителя с текстом молитвы, а затем ими украшаются ветви кустов и деревьев. Когда хии морину треплет ветер, исходящий звук считается равноценным произнесению слов молитвы.

Молитвенные барабаны

Если двери священных храмов открыты, значит, в них разрешено заходить. Посетителям другой веры можно присутствовать на утренних молебнах (их начало назначено на 9 часов утра). На время 1,5-часовой церемонии прихожане рассаживаются по низким лавочкам, стоящим вдоль стен. При посещении храмов желательно оставлять подношения. Это могут быть либо денежные средства, либо продукты питания (чаще всего люди приносят сладости и молоко).

Дэваажин-дуган

Во время осмотра храмовых помещений запрещено находится спиной к скульптурным изображениям Будды и фигурам святых и направлять на них палец. Во время чтения молитв священнослужителями прихожане не должны скрещивать руки и ноги. Выйдя из храма, следует подойти к аршану – сосуду, наполненному святой водой. Далее правой рукой зачерпывают пригоршню воды и переливают ее в левую руку. Затем нужно сделать 3 глотка и всей оставшейся жидкостью намочить голову. Но это правило обязательно для исполнения только буддистами - люди другой веры могут его не соблюдать.

Рейтинг достопримечательности

Иволгинский дацан в Бурятии на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Казань

Иволгинский дацан, Бурятия: фото, история Ламы Итигэлова

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы. Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии, примерно в 36 км к западу от Улан-Удэ.

Иволгинский дацан – наиболее известный буддийский монастырь Бурятии. Он привлекает многочисленных паломников и туристов, которые приезжают сюда не только со всей России, но и из других стран.

Здесь ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.

Основание Иволгинского дацана

Буддизм распространился по Бурятии в XVII столетии. Он был принесен в эти края монгольскими ламами. До революции 1917 года в России имелось более 35 дацанов, из которых 32 – в тогдашней Забайкальской области, занимавшей большую часть современной Бурятии и Забайкальского края. Однако, затем настали трудные времена.

Доншуур маани. Содержит в себе 100 000 000 мантр (Фото: Дмитрий Шипуля)

К 1930 годам буддизм в нашей стране был почти полностью искоренен. Почти все дацаны были разрушены, а монахов отправили в тюрьмы, ссылки и на каторжные работы. Сотни лам были расстреляны. Ситуация стала меняться к лучшему лишь к середине 1940 годов.

Весной 1945 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики выпустил постановление. Этим постановлением разрешалось основание нового дацана.

Местные буддисты стали собирать деньги и предметы культа. На те средства, которые удалось собрать, в месте, известном как Ошор-Булаг, буквально посреди чистого поля построили первый храм.

Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Иволгинский дацан) (Фото: Дмитрий Шипуля)

В декабре 1945 года здесь впервые провели открытую службу. В 1951 году были выделены земли под строительство монастыря, тогда тут выстроили дома для проживания лам и некоторые хозяйственные постройки.

В 1970 годах осуществлялось возведение почти всех существующих сегодня храмов дацана. В 1991 году в пределах монастыря открыли Буддийский университет. Сегодня в нем проходят обучение больше ста монахов.

В 2002 году в Иволгинский дацан было помещено нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Для хранения этой буддийской реликвии был возведен новый храм, куда в 2008 году и поместили тело Учителя.

Монастырский комплекс

В состав дацана входят 10 храмов. Имеется также ряд других зданий и сооружения – резиденция действующего Хамбо-ламы Аюшеева, библиотеки, учебные корпуса, оранжерея, гостиница, разные хозяйственные и жилые строения, информационный центр.

Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова

Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.

Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.

В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.

Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя. Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода.

Лама Итигэлов

Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.

В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.

В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.

Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана. Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.

Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых. После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.

Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.

Как добраться до дацана?

Иволгинский дацан находится в хорошей транспортной доступности. По автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта необходимо доехать до райцентра, поселка Иволгинск. В поселке нужно свернуть с основной трассы направо и проехать еще около 8 км до села Верхняя Иволга, на северной окраине которого и находится монастырь.

Расстояние от дацана до центра Улан-Удэ составляет 36 километров.

Из Улан-Удэ можно добраться на автобусе №130 до Иволгинска, а оттуда до монастырского комплекса ходят микроавтобусы. Во время важных богослужений автобусы из бурятской столицы следуют непосредственно до дацана.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

8 фактов об Иволгинском дацане которые вас вдохновят на его посещение

Иволгнский дацан в Бурятии

Иволгинский дацан - это место большой силы, энергии и тепла. Путешествие в Иволгинский дацан стоит совершить не только для религиозного поклонения, но и для того что бы прикоснутся к удивительной архитектуре бурятского мира.

Знаменитый Иволгинский дацан«Хамбын Сумэ», считается главным дацаном всего бурятского мира. Расположенный в непосредственной близости от Улан – Уде, Иволгинский дацан представляет собой храмовый комплекс, состоящий из множества ярких храмовых молитвенных домиков.

Лама Итигэлов в Иволгинском дацане

Иволгинский дацан– это часть поселения Иволгинск, расположенного в 30 километрах Западнее столицы Бурятии.Добраться до дацана, можно на личном автотранспорте, следуя по навигатору, либо по табличкам, указывающих дорогу, а так же маршрутным транспортам из центра Улан- Уде.

Иволгинский дацан был возведен в долине в 1945 году – неслыханная постройка для России тоговремени, когда все верующие всех конфессий подвергались репрессиям и гонениям.

Главной святыней Иволгинского дацана считается нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова.Тело находится в серединном храме красного цвета – мимо пройти невозможно – ищите самый видный и нарядный храм.

Увидеть Итигэлова можно только несколько раз в году по большим праздникам – лично мне этого пока так и не удалось сделать, но в дальнейшем я обязательно задамся этой целью.  

Правила поведения в Иволгинском дацане все такие же как и во всех остальных религиозных места – не шуметь, не мешать, не мусорить, не курить, не сквернословить. Одетым быть не вызывающе, вести себятихо, бережно относиться ко всем реликвиям.Не нужно поворачиваться к статуям Будды спиной – поэтому выходить из храмов вам придется пятясь назад.

Сайт иволгинского дацана, напоминает, что осмотр дацана следует начинать с обхода территории по специальным дорожкам – совершая обряд «Гороо» - для очищения духа перед посещением святых мест. Не забудьте захватить с собой мелочь, рис, конфеты – все то чем вы будите угощать духов. Совершая обход, нужно крутить молитвенные барабаны «Хурдэ» - таким образом вы произносите молитву и приобщаетесь к религии.

 

Заходить можно в открытые храмы – тут вам подскажут как себя вести и что сделать для того что бы окунуться в культуру и дух этого места. В одном из храмов на мои вопросы отвечал маленький мальчик лет 7 – который прекрасно ориентировался как в местных традициях и ритуалах, так и в языках.

Храмовый комплекс Иволгинского дацана состоит из нескольких дуганов:

  • «Жуд дуган» - построенный в начале двадцать первого века, дуган посвящен тантрическому искусству.
  • «Майдарин Сумэ». Это деревянный дуган, который был построен в семидесятых годах прошлого столетия. Этот храм посвящён Будде Майтрейи – Будде будущего, который является общим для всех школ и направлений буддизма во всем мире.
  • «Дэваажин».  Двухэтажный глиняный храм, построенный одновременно с храмом «Майдарин Сумэ»
  • «Согчен». Этот дуган, является главным храмом во всем храмовом комплексе. Построенный в 1976 году, храм привлекает внимание красными львами, установленными перед входом - дань китайской традиции.
  • «Сахюусан Сумэ» Квадратный дуган, 1986 года постройки, выполненный из дерева. Сахюусан Сумэ, посвящён богам охраняющим буддийскую культуру и науку и каждого буддиста в отдельности.\
  • «Чойрын Дуган» Самый старый храм – он построен в 1947 году. Относится к университету лам, представляет собой «кафедру» философии.
  • «Манин дуган». В этом храме каждый день проводятся молебны во благо всех живых существ на земле.
  • «Ногоон Дари Эхэн сумээ» - или храм Зеленой Тары. Зеленая Тара – утешительница и защитница всех достигших просветления, а так же она олицетворяет божество, которое всегда придет на помощь.
  • «Гунрик дуган» Храм посвящённый Будде Вайрочаине – Будде Истины и света.
  • Ногоон Дари Эхэн сумээ — храм, посвященный божеству Зеленая Тара, «Спасительница». 
  • Гунрик дуган, храм Будды Вайрочаны.
  • Этигэлэ Хамбо Ламын ордон (Дворец Хамбо Ламы Итигэлова).

Здесь же в небольшом деревянном домике располагается буддийский университет.

Иволгинский дацан встретился нам в наших путешествиях жарким летом 2017 года. Искать дорогу не пришлось -в Улан – Уде каждый рад был нам объяснить по какой дороге выезжать и куда ехать. Трасса чистая, ровная и спокойная – поездка было просто в удовольствие. Иволгинский дацан удивил огромным количеством сувенирных лавок и зазывалами – которые очень слабо у меня ассоциировались с местом гармонии и силы. Но зато сам дацан – впечатлил красками и величием.

При входе – обязательно внимательно рассмотрите карту, которая располагается на воротах – что бы иметь ориентир.

Кстатикоманда travelinlife.ru еще не раз возвращалась в Инволгинский дацан после. И в одно из посещений, нам всё таки удалось увидеть своим глазами тело нетленного ламы.

Для меня Иволгинский дацан был далеко не первым приобщением к бурятской религии, поэтому я могла сравнивать – не такой внушающий почтение как Цугольский, более яркий чем Агинский, гораздо более разнообразный чем Читинский – на его территории не по 1, а сразу 10 храмов.

В самом сердце дацана можно увидеть оранжерею для священного дерева. Растущий только в тропическом климате вечнозеленый фикус, или дерево бодхи, прекрасно чувствует себя в суровом климате бурятских степей, укрытое заботой монахов.

Добраться до храма можно по автомобильной дороге А 340 Улан – Уде – Кяхта, следуя указателям.

В Иволгинском дацане можно посетить целителей и астрологов, а так же сувенирные лавки, которые располагаются как на территории самого дацана, так и извне – в очень большом количестве.

 

 

 

Читать предыдущее Богиня Янжима - А вы, готовы увидеть богиню? Читать следующее 8 достопримечательностей северной Ирландии, которые должен увидеть каждый

Отели в Улан-Уде на карте

Иволгинский дацан на карте

*На этой странице вы можете узнать о Достопримечательности Улан-Уде, погода Улан-Уде, Улан-Уде на карте, координаты Улан-Уде, телефонный код Улан-Уде, отели Улан-Уде, отели Улан-Уде на карте, валюта Улан-Уде, билеты Улан-Уде, купить тур Улан-Уде, самолет до Улан-Уде, курс валют на сегодня, факты о Улан-Уде, путешествие Улан-Уде, фото Улан-Уде, информация о Улан-Уде, адрес Улан-Уде, температура воды Улан-Уде, авиабилеты Улан-Уде, найти билеты Улан-Уде, новости о Улан-Уде, транспорт Улан-Уде, гид Улан-Уде, язык Улан-Уде, жилье Улан-Уде

Похожие записи

Иволгинский дацан

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

— Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».

Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.

— Поставить свечку.

В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

— Поговорить с ламой.

Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

— Сходить на прием к врачу.

В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

— Увидеть Итигэлова.

Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

Иволгинский дацан в Бурятии - как доехать из Улан-Удэ?

Иволгинский дацан — большой буддийский монастырский комплекс, который имеет важное значение в буддизме на территории России. Кроме того, это настоящий архитектурный и исторический памятник. С 1991 года здесь работает Буддийский Университет «Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева», в котором на сегодняшний день учатся примерно 100 студентов-хувараков на четырех различных направлениях: философское, тантрическое, иконографическое и медицинское.

Развернуть описание

Иволгинский дацан на фото

посмотреть на карте

51.7524°, 107.2002°N51.7524°, E107.2002° 51°45'N, 107°12'E 51°45'8"N, 107°12'0"E

На объекте побывали(0)

Координаты:

Иволгинский дацан - ВизитБурятия.рф

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом цветущих трав.  

Иволгинский дацан, открытый...

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом цветущих трав.  

Иволгинский дацан, открытый недалеко от Улан-Удэ в 1945 году, сегодня называют духовной столицей буддистов России. Кроме того, это самый крупный буддийский комплекс на территории нашей страны. С его постройки началась история возрождения буддистской традиции в России, почти полностью уничтоженной в первые десятилетия советской власти.
Буддизм в России появился в ХVIII веке. Однако на территории Тувы, которая была присоединена в 1914 году, буддизм исповедуют уже больше 700 лет.
В ХVIII веке глава буддистов Бурятии объявил, что царица Екатерина II является воплощением всеведущей богини-целительницы Белой Тары. 
На рубеже XIX–XX веков в азиатской части России проживало более 150 000 буддистов, существовало больше 150 сумэ (небольших храмов) и 30 дацанов. Однако после революции 1917 года на все религиозные конфессии, в том числе и на буддизм, начались гонения. Почти все буддийские храмы были закрыты или приспособлены под склады и здания государственных учреждений. Более 15 тысяч буддистских монахов отправили в лагеря ГУЛАГа. 
Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан. 
«...Он был построен (тогда), когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, в которых изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России, вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний, за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.
На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.
Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс их восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределы России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова — главы буддистов России начала XX века, сподвижника Далай-ламы XIV. 
Итигэлов перед своей смертью в 1927 году попросил монахов о двух вещах: читать о нем специальную заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда его осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и вновь захоронили. 
Дацан рос. Возникали новые храмы, увеличивалось количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана. 
Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс. Со своей рощей бодхи и с живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Ivolginsky datsan (a Buddhist complex) is situated in 30 km from Ulan-Ude. It is the spiritual center of the Buddhist traditional Sangha of Russia and the residence of Hambo-Lama. The complex consists of several temples, where the main one is a "Sogchen" temple, and also the temple of Pandito Khambo lama Dashi Dorzho Itigelov the XII, where his not died body is guarded. Moreover, on the territory there are educational buildings of the Buddhist University, sacred stupas - suburgans, a hotel, a Museum of monuments of Buddhist art, offices, houses of lamas.

Иволгинский Дацан

Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Он носит название «Хамбын Сумэ» и «Гандан Даши Чойнхорлинг», в переводе с тибетского: «монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости». Это один крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Дацан находится в Республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга, он был основан в 1945 году.

За годы Советской власти, после проведения антирелигиозной политики в стране, Иволгинский дацан стал первым и единственным действующим буддийским храмом, теперь он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, который притягивает к себе не только буддистов-паломников, но и туристов из разных стран.

В наши дни, Иволгинский дацан приобрел совершенно особое значение, благодаря обретению буддийской святыни – Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова.

В настоящее время в монастырский комплекс входят:

  1. Цогчен-дуган – центральный храм Иволгинского дацана, освящение его состоялось в 1976 году. (фото 2)
  2. Майдарин-сумэ – небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг. (фото 3)
  3. Дэважин-сумэ – Рай Будды Амитабхи, глинобитное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг.(фото 4), посвященное теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой, и называющегося Сукхавати на санскрите, или Дэвачен в тибетском языке.
  4. Сахюусан-сумэ – деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам – защитникам Учения Будды. Он был построен в 1986 году.
  5. Чойра-дуган – это здание было первым Цогчен-дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Он был построен в 1947-1948 гг. (фото 5)
  6. Ногоон Дара Эхын Сумэ, посвященный Зеленой Таре. (фото 6)
  7. Этигэлэй Хамбо ламын Ордон – дуган, воссозданный по сохранившимся старым фотографиям, где пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов. (фото 1)
  8. Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.

Кроме того, на территории монастыря располагаются резиденция Хамбо-ламы (фото 7), здание библиотеки, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы (фото 8), различные служебные помещения и дома лам, вольер для косуль.

При дацане действует визитно-информационный центр, в котором можно узнать информацию о расписании хуралов, размещении в гостевых домах и другую информацию.

У левого входа на территории дацана размещены сувенирные ряды, где можно найти различные буддийские атрибуты.

За оградой монастыря с южной стороны находится небольшой стадион, где проводятся соревнования по традиционным бурятским видам спорта — борьбе, стрельбе из лука. Восточнее дацана располагается ипподром.

Адрес Иволгинского дацана

Республика Бурятия, Иволгинский р-н, село Верхняя Иволга

Центр буддизма России. Иволгинский дацан.: asterixos — LiveJournal

«…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии - это одна из самых больших
достопримечательностей, которое я видел в СССР. Он был построен,
когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким
образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что
духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании,  что
очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…»
                              Далай Лама ХIV

В республике Бурятия около села Верхняя Иволга посреди степи у подножия Хамар-Дабана, находится дацан "Хамбын Сумэ", духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Он основан здесь не случайно. Место для строительства дацана выбирается святыми ламами, астрологами. Оно должно быть наполнено тишиной и покоем.Такое место, где можно долго заниматься самосовершенствованием.
С северной стороны должна быть гора, защищающая от природных катаклизмов, с юга- водоём.


На этой фотографии видно, как выглядит сам поселок Верхняя Иволга. Чтобы попасть в дацан, я проехал в "микрике" от Улан-Удэ до этого поселка. В дни религиозных праздников маршрутка идёт прямо до дацана, мне же пришлось добираться с пересадкой в поселке, в чем, впрочем, не оказалось совершенно никакой проблемы.


Дацан- это буддийский монастырский комплекс-университет. Наиболее распространены дацаны трёх архитектурных типов: тибетский стиль, китайский стиль и стиль в форме юрты. Последние чаще всего встречаются в Монголии.
Иволгинский дацан представляет собой смешение первых двух стилей с учетом русских традиций зодчества и климатических особенностей.


На территории дацана функционируют дуганы. В Бурятии так называют небольшой храм, как правило посвященный какому-то одному Будде, Бодхисаттве или Йидаму. В них ведутся хуралы (богослужения).


У входа в дацан, а также на его территории работают торговые ряды, где можно приобрести сувениры и религиозные предметы.


Фото выше сделаны сделаны у входа в дацан, а нижнее- внутри.


Дорожка, которую видно на этих фотографиях, огибает дацан по периметру. По ней совершается обход святынь дацана. Обряд обхода называется гороо (круг) и совершается строго по часовой стрелке, что накапливает энергию. Перед входом в дацан находится дом, где я нашел монаха- экскурсовода. Мы совершили полноценный гороо. Попутно он рассказывал о буддизме и самом дацане. По его словам, нужно совершить обход нечетное количество раз.
Первый круг мы прошли вместе, посвятив его беседе. Второй круг я прошел один, активно фотографируя всё вокруг, а третий мой круг прошел в мыслях обо всём сущем.


В домах, которые видны на фотографии, живут ламы. Они занимают, пожалуй, половину территории дацана.


Везде в огромном количестве можно увидеть подношения верующих самого разного рода. Чаще всего это монеты и рис, но может быть что угодно. Всё, кроме, пожалуй, монет, периодически собирают в специальные урны и, читая специальные мантры, сжигают. На фото ящик с прорезью, куда можно опускать купюры. Обычно находится рядом с молитвенными барабанами.


Всё окружающее здесь проникнуто глубоким смыслом. О чём-то я постараюсь написать в этом посте.


Например, вот этот камень на фото. По преданию, к этому камню прикасалась Зеленая Тара и оставила отпечаток своей кисти. Поэтому над камнем, в гунгурве (алтаре), установлена статуя Зеленой Тары. Прикоснувшись к камню, загадывают благие желания.
Но это ещё не всё. Сразу же можно проверить, исполнится ли это желание. для этого нужно отойти на обозначенное расстояние, закрыть глаза, вытянуть вперёд ладонь и подойти так к камню. Ладонь должна коснуться камня. Если коснулась чего-то другого или не попала, желание не сбудется.

Мужик на фото упорно, раз в третий, пытается заставить камень выполнить его желание.


Один из непременных атрибутов буддизма- хурдэ (молитвенные барабаны). Они установлены по всему периметру дацана. Совершая гороо, нужно вращать все установленные по пути барабаны по часовой стрелке. Эти барабаны делают из самого разного материала – железо, бронза, дерево, даже из жестяных банок. Снаружи самого молитвенного барабана написаны мантры, находятся они и внутри него в виде свитков, написанных на санскрите.
Названия, которые я упоминаю, имеют бурятское происхождение, поэтому, приехав в Непал, вы столкнетесь с тем, что те же религиозные вещи могут называться по-другому.


По словам местных лам, вращение молитвенного барабана оказывает такое же воздействие, как и чтение мантр, находящихся в нём, в количестве ста тысяч раз. Никто вам не прочитает столько мантр, сколько приведется в действие одним вращением молитвенного барабана.
Приехать сюда и совершить гороо может позволит зарядиться благой энергией в гораздо большем количестве, чем если читать мантры дома.


Лама, совершающий гороо.


Барабаны бывают и большого размера. Ещё больше мантр, ещё больше КПД мантр, карма очищается ещё эффективнее.


А в этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи — в буддизме — дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи - легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия "Тысяча слов" с Эдди Мёрфи.


Чуть более общий план. Справа от оранжереи с деревом Бодхи на фото белое глинобитное здание Дэваажин сумээ- храм, в котором находится модель Сукхавати, Рая Будды Амитабхи. Здесь же находится библиотека дацана.


Здание, выполненное, очевидно, в форме юрты, а также Дворец Хамбо ламы Итигэлова, о котором напишу чуть ниже.


Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.


Например, это зеленое здание построили совсем недавно при финансовой поддержке некой частной фирмы. Это Дара Эхын дуган, храм Зелёной Тары.


Крыша у него, как и других местных дуганов, выполнена в китайском стиле. Обратите внимание на её поднятые углы. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания.
А вот внутренний декор храма скорее тибетского типа.


Одна из особенностей бурятских дацанов состоит в том, что в них имеется вестибюль для отсечения холодного воздуха.


В Иволгинском дацане действует буддийский государственный университет "Даши Чойнхорлин", где обучаются около 100 студентов-хувараков. Это большое жёлтое здание на фото выше. При Университете 5 курсов, это 5 лет обучения. Факультеты - философский, тантрический, иконография и тибетская медицина. Тантру здесь изучают лишь на последних годах обучения, так как она считается невозможной к постижению без серьёзной подготовки.
Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.


Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.

Немного окружающей обстановки и элементов декора.


Не представляю себе дацанов без субурганов (ступ). Конечно, они здесь есть. Субурган- это символ мысли Будды. В момент просветления мысль отделяется от тела и становится святой. Ступеньки субургана символизируют сошествие Будды на нашу планету.
Ступы представляют собой также памятники, возводящиеся в честь какого-то события в Буддизме, отчасти могут выполнять роль памятников на могилах.


Главные ворота. Располагаются на юге. Все входы в дуганы также обращены к югу. Это объясняется тем, что учение Будды пришло с юга. Главные ворота дацана открываются только по большим праздникам, в обычные дни используются ворота поменьше расположенные с левой стороны храмового комплекса.


В центре дацана, напротив главных ворот, располагается главный храм, Цогчен-дуган (соборный храм).


У входа располагаются статуи двух тигров. Существует красивая легенда, объясняющая эту традицию.
Однажды Будда, гуляя по джунглям, увидел тигрицу, которая из за болезни не могла кормить детей. Тигрятам грозила смерть. Ради их спасения Будда пожертвовал собственным физическим телом. После этого тигры стали клясться навсегда охранять и защищать учение Будды и не причинять вреда его ученикам.


Над входом в любой дуган находится хорло, колесо. Это один из главных символов буддизма: две лани мужского и женского пола изображаются сидящими в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, что символизирует качества истинного ученика Будды. По легенде, лани были первыми слушателями учения Будды. Эта эмблема переносит нас во времена, когда Будда Шакьямуни впервые "повернул Колесо Дхармы" в Оленьем Парке Сарнатха, дав учение, получившее название "Четыре Благородные Истины": истина о страдании, причине страданий, возможности его прекращения и пути его преодоления. Эта проповедь известна как Первый Поворот колеса Дхармы.
Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана Чакра, представляет собой колесо явленной Вселенной - символ движения, продолженности и перемен, вечно вращающееся, подобно небесным сферам.


В дацане есть и совсем небольшие дуганы, представяющие собой стилизованные квадратные избы.
На фото Маанин дуган (2005 г.). Храм Будды Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия.


Чойра дуган "Тойсам Щаддублин". Храм буддийской философии. Первый по времени постройки дуган дацана (1946 г.)


Столовая.


Здесь есть и стадион для занятий спортом.


Иволгинский дацан является резиденцией главы Буддийской традиционной сангхи России, Пандита-хамбо-ламы. На фотографии его резиденция слева (с зеленой крышей).
Глава БТСР Д. Б. Аюшеев придерживается позиции школы Гелуг и жёстко высказывается относительно других буддийских школ: «Сангха — это Гелуг, поэтому ко всем остальным течениям и школам в буддизме, таким как дзен-буддизм или карма-кагью, Сангха должна относиться, как православные к пятидесятникам».
В Тибетском буддизме существует всего несколько главнейших школ, разделяющихся на многие течения: Сакья, Кагью, Джонанг и Гелуг. Весь тибетский же буддизм в целом относится к направлениям Махаяна (Большая колесница) и Ваджраяна (Алмазная колесница). Вне Тибета существует ещё направление Тхеравада, которую также отождествляют с направлением Хинаяна (малая колесница).
В традиции Гелуга особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство лам Гелуга — монахи.


Ещё одним атрибутом буддизма являются флажки-дарцаг. Одна из разновидностей таких флажков хий-морин (конь удачи, конь ветра)- лоскут на котором написана молитва и имя молящегося. У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Обычно хий-морин вывешивается с наступлением нового года и символизирует состояние судьбы человека на этот год.


Здесь эти флажки висят повсюду в невообразимом количестве.

По году рождения можно определить не только подходящий хий-морин, но и свое божество-покровителя, а также молитву. Сделать это можно здесь.
Моё божество оказалось самым стрёмным из всех возможных- Ваджрапани, который является Бодхисаттвой, представляющим могущество всех Будд. Видя его изображения и статуи в дуганах, я, ёжась, косился на него очень сильно, пока не узнал, что он является моим покровителем))


Немного фотографий в обработке Instagram.


А также пара слов о том, как ходить в буддийский храм.
Во многих дуганах здесь две двери- для входа и выхода. В храме нужно двигаться по часовой стрелке, поэтому заходить нужно в левую дверь. Не поворачивайтесь во время обхода спиной к алтарю! Не нужно касаться статуй. Нельзя садиться перед статуей Будды (или другим священным объектом), повернув в его сторону носки или подошвы ног. (Поза лотоса-то как удачно подходит в данном случае). Одежда, которую вы выбрали для того, чтобы пойти в храм, должна скрывать ваши ноги и руки хотя бы до половины. Делайте подношения божествам (желательно). Что-то для этого можно купить прямо в дугане. А вот на субурганы подношения класть неправильно. Впрочем, для них обычно рядом есть место.
Прежде чем войти в цогчен-дуган, нужно обязательно совершить обряд очищения тела, речи и ума. Он называется простиранием.
Для этого выполните нехитрую последовательность действий:
1. Породите в себе правильные устремления, прочтите мантры, совершите визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, Защитников и йидамов, а также всех своих прошлых тел, которые будут выполнять простирание вместе с вами.
2. Сложить ладони так, чтобы кончики больших пальцев смотрели внутрь.
3. Поднесите ладони к голове (коснитесь запястьями макушки).
4. Чуть опустите ладони ко лбу (очищаете лоб как символ тела).
5. Поднесите ладони к гортани (очищаете рот как символ речи).
6. Поднесите ладони к сердцу (очищаете грудь как символ ума).
Предыдущие три пункта выполняются также отдельно для поклонения божествам внутри храма.
7. Коснитесь ладонями земли, затем опуститесь на колени.
8. Ложитесь на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытяните руки перед собой, затем поднимите их над головой и встаньте.
Для выполнения простираний перед дуганами лежит специальная доска.
Посмотреть все описанное на видео, а также попутно увидеть внутреннее убранство дуганов можно по этой ссылке.


Дворец Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлова. Этот Хамбо-лама является главным чудом, из тех, которые есть в этом дацане. Человек, ушедший в нирвану (верим в это) в 1927 году, сохранил нетленное тело до сих пор без каких-либо процедур бальзамирования. По исследованиям ученых, его тело сохраняет признаки живого и сейчас. Во время больших хуралов его тело выносят из этого дворца, и верующие могут поклониться и прикоснуться к нему. Если вы ничего раньше не слышали об этом человеке, то прочите что-нибудь хотя бы здесь.

Также местные жители приходят в Иволгинский дацан пообщаться с ламами. Некоторые ищут астрологов, некоторые- специалистов по тибетской медицине, кто-то просит о молебне, коих здесь бесчисленное множество.
Посещение этого места кажется мне одним из самых значительных поездок в жизни. Оно действительно оставляет след, если постараться хоть немного вникнуть здесь в суть окружающих вещей, вникнуть в учение буддизма.


Смотрите также

Описание: