Где находится икона казанской божьей матери в пензе


Чудотворная Казанская икона Божией Матери

Главная святыня Спасского кафедрального собора Пензы

Образ Пресвятой Богородицы, был подарен Пензе царём Алексеем Михайловичем на основание города. Эта Казанская икона Божией Матери прославилась в 1717 году чудесным спасением пограничного в то время города от опустошительного нашествия кочевников. Икона находилась в Спасском Кафедральном соборе города с моменты его постройки до времени завершения богослужений после октябрьского переворота.

Ногайская орда совершала рейды вглубь России, разоряя все поселения на своем пути. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, так как не задолго до этого Пётр I переселил казаков на новые границы империи, которые расширились в результате его азовских походов. После неудачного штурма, кочевники взяли Пензу в осаду. Хотя атака нападающих и была отбита, долгой блокады крепость выдержать не могла.

Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда уже не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасский Кафедральный собор на бдение, не прерывавшееся всю ночь. Рано утром, с пением акафиста, на крепостную стену вознесли Казанскую икону Богородицы. Когда ногайцы опять пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. В стане неприятеля тот час произошло смятение, и он бежал.

В конце ХIХ века этой иконе Пресвятой Богородицы помимо общецерковного, было установлено местное празднование – 4 августа (17 августа по новому стилю). После прекращения служб в соборе, чудотворный образ пребывает в Пензенском храме во имя Митрофана Воронежского. С 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование Пензенского образа Казанской иконы Божьей Матери включено в общецерковный календарь.

 

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Казанская (Пензенская)

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

Пензенская-Казанская икона Божией Матери « Пензенская епархия

Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.

Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».

Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.

Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.

Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.

* * *

Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.

Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».

* * *

Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.

Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.

В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.

Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.

* * *

В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»

Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.

В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.

С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.
..1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.

16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.

В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим (Домнин).

 

ПЕНЗЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо

Пензенская Казанская икона Божией Матери
Пензенская икона Божией Матери, чудотворный список Казанской иконы

Празднование 8 июля и 4 августа

Икона была подарена Пензе царём Алексеем Михайловичем на основание города в 1666 году. Эта икона прославилась в 1717 году чудесным спасением пограничного в то время города от опустошительного нашествия кочевников.

Ногайская орда совершала рейды вглубь России, разоряя все поселения на своем пути. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, так как не задолго до этого Пётр I переселил казаков на новые границы империи, которые расширились в результате его азовских походов. После неудачного штурма, кочевники взяли Пензу в осаду. Хотя атака нападающих и была отбита, долгой блокады крепость выдержать не могла. Накануне 4 августа 1717 года, когда уже не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасский кафедральный собор на бдение, не прерывавшееся всю ночь. Рано утром, с пением акафиста, на крепостную стену вознесли Казанскую икону Богородицы. Когда ногайцы опять пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. В стане неприятеля тот час произошло смятение, и он бежал.

Икона находилась в Спасском кафедральном соборе города с моменты его постройки до времени завершения богослужений после октябрьского переворота. В 1920-х гг. икона находилась в Петропавловской церкви, в 1930-х годах, вероятно, - в Успенском соборе. Затем икона была перенесена в храм Митрофана Воронежского, где пребывает и поныне.

В конце XIX века этой иконе Пресвятой Богородицы помимо общецерковного, было установлено местное празднование – 4/17 августа. С 2006 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование Пензенского образа Казанской иконы Божьей Матери включено в общецерковный календарь.

Использованные материалы

  • Чудотворная Казанская икона Божией Матери // Официальный сайт Пезенского Спасского собора

Пенза | Пензенская-Казанская икона Божией Матери

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери - Правми

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери, присланная городу в дар от царя Алексея Михайловича, пребывает в пензенском храме свт. Митрофания Воронежского. Пенза в то время была только что основана почти на границе государства. В благословение новопоселенцам из царских палат и была назначена эта икона.Казанская (Пензенская) икона Божией МатериКондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

 

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери

Почитание иконы особенно усилилось с 1717 г., когда ее благодатью Пенза спасена была от великой опасности. На этот город часто делали набеги кочевавшие в астраханских и саратовских степях ногайцы. Самое страшное нашествие их было в 1717 г. Они выжигали целые селения, а жителей или убивали, или со скотом и другой добычей брали в плен. Опустошив пригороды — Рамзай и Мокшан, ногайцы подступили к самой Пензе и обложили ее. В городе заперлись его жители с собравшимися из уезда дворянами. Ждали военной выручки, но она не подходила. Как могли, защитники отражали кочевников с крепостных валов, но их число быстро стало убывать. Разнесся слух, что 4 августа ногайцы решили всеми силами обрушиться на город, выжечь и вырубить его. Всю ночь перед приступом жители Пензы провели в молитве, прося Богоматерь пред Ее Казанской иконой не выдать их в таком безпомощном положении.

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери

Когда с утра увидели с валов, что ногайцы собираются начать наступление, на Никольскую площадь вынесли Казанскую икону с крестами и хоругвями и начали молебен. Внезапно лик Богоматери на иконе почернел и из глаз потекли слезы, но к концу молебна тот же лик просветлел и засиял дивными радостными лучами. Предчувствие спасения охватило горожан. Верили, что Богоматерь защитит. Скоро с валов пришла весть, что ногайцы, прекратив наступление, повернули тыл и бегут в безпорядке, еле успевая забрать повозки свои и пленных. Из рассказов пленных ногайцев потом выяснилось, что в то самое время, когда они готовы были броситься на город, из Пензы показалась ехавшая на белом коне прекрасная Дева. Ее сопровождали два старца; из Нее исходили огненные лучи, поражавшие ногайцев, как острые мечи. В ужасе они побежали. От иконы было много и других чудес. Ей приписывают многочисленные исцеления больных, в частности — избавление от слепоты.

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери. Бегство нагайцев

 

В конце ХIХ века этой иконе было установлено празднование на 4(17) августа. На всенощном бдении положено величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия».
В 2004 году Патриарх Алексий удовлетворил прошение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) об учреждении его празднования в календаре Русской Православной Церкви, назначив день 17 августа.

Празднования: 8(21) июля и 4(17) а

Чудотворный образ. Икона вернулась в монастырь спустя 70 лет | КУЛЬТУРА

 «АиФ-Пенза» расскажет историю обретения иконы, судьба которой более 80 лет оставалась неизвестной.

Когда Пензы еще не было

По преданию, эту икону Казанской Богоматери летом 1643 года нашел близ Нижнеломовского острога казак Андрей Набоков. Икона стояла на пне около родника. Казак посчитал появление святого образа в диком болоте чудом, о чем поспешил доложить воеводе. Кроме того, молитва перед святым ликом исцелила воина от хромоты.

Однако воеводу этот рассказ не впечатлил. В чудесное происхождение образа он поверил только, когда серьезно заболел его сын. Воевода собрал священников и отправился крестным ходом в лесную чащу, где был совершен молебен на месте обретения иконы, получившей название Нижнеломовской. Сын воеводы исцелился, а на месте явления святого лика появилась сначала часовня, а потом, по велению царя Петра Великого, был открыт монастырь, где хранился образ.

Мужской Казанско-Богородицкий монастырь стал широко известен в России. Чудесное исцеление здесь обретали многие паломники. В 1709 году там случился пожар, уничтоживший все деревянные постройки, однако чудотворная икона не пострадала.

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказывает о чудесном обретении иконы. Фото: АиФ

«Это был штатный монастырь второго класса, что для провинции было большой редкостью. В основном, монастыри были заштатными, - рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. – Об исцелениях, проходивших там, имелись документальные свидетельства. Существовала книга, куда записывалась информация обо всех таких случаях. К сожалению, в годы гонений на церковь она была утеряна. И в нынешнее время случаи исцеления имеются, но мы никак их фиксировать не начнем, руки не доходят».

В 30-е годы монастырь в селе Норовка был разрушен, а чудотворный образ Нижнеломовской иконы Казанской Богоматери считался утерянным. Последнее официальное упоминание о нем было сделано в 1922 году, когда советская власть изымала церковные ценности. В описи реквизированного из Нижнеломовского монастыря имущества значится снятый с образа золотой оклад, осыпанный драгоценными камнями. Сам святой лик бесследно исчез.

Второе обретение святыни

В 2006 году монастырь в Нижнем Ломове начали восстанавливать. В процессе были задействованы местные жители. Одна их женщин принесла икону, которая много лет хранилась в ее семье. Священники пригляделись и ахнули – та самая, чудотворная Нижнеломовская Богоматерь!

Так чудотворная икона выглядит сейчас. Фото: Пензенская епархия РПЦ

«В подлинности иконы мы не сомневаемся, - уверенно говорит митрополит Серафим. – В описи изъятого церковного имущества она описана очень подробно – и поврежденные фрагменты живописи, и следы от гвоздиков, держащих золотую ризу – все сходится!».

Из монастыря в годы гонений икону забрал местный иконописец Климов. Самого его в 30-е годы расстреляли, но он успел завещать близким хранить святой лик до тех пор, пока монастырь вновь не возродится к жизни. В восстановленный нижнеломовский храм икону принесла его внучка Антонина.

26 апреля 2008 года, в Страстную Субботу, в самый канун Святой Пасхи, образ Пресвятой Богородицы снова занял свое место в храме Казанского Богородицкого мужского монастыря. А с 2016 года в Пензе вновь возрождаются традиции крестных ходов, посвященных чудотворной иконе.

Смотрите также:

Пенза | Православные отмечают праздник Пензенской-Казанской иконы Богоматери

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ

Пенза | День иконы Казанской Божьей Матери в Пензе отметили крестным ходом

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия

День иконы Казанской Божьей Матери в Пензе отметили крестным ходом

С раннего утра у Митрофаньевского храма было многолюдно - подъезжали машины, шли верующие. Во времена богоборчества это была единственная церковь в области, которая никогда не закрывалась, и все эти годы в ней хранилась святыня сурского края - икона Казанской Божьей Матери. Она была подарена молодому граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, к ней с мольбами обращались жители в лихие годины, и потому этот образ сейчас особо почитаем у всех православных.

«С праздником иконы Казанской Божьей Матери связано множество чудес, происходивших после того, как к образу обращались за помощью, поддержкой и исцелением. И сегодня мы празднуем праздник иконы Казанской Божьей Матери, и я хочу от всего сердца поздравить всех жителей земли пензенской и пожелать милости божией», - сказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский вениамин.

Сотни верующих: и люди старшего возраста, и молодежь - мыслями обращались к Богородице - заступнице рода человеческого. Во время молебна к храму продолжали идти люди - воздать должное матери Спасителя.

Главным событием дня для пензенских христиан стал крестный ход. Священники, монахини женского монастыря, казаки, прихожане городских храмов загодя собрались в верхней части улицы Московской, рядом со строящимся Спасским собором.

На специальных носилках принесли большую икону Казанской Божьей Матери. С благословения владыки Вениамина ровно в полдень шествие двинулось по старейшей улице Пензы вниз.

По словам горожан преклонного возраста, на их памяти еще ни один крестный ход в Пензе не был столь многочисленным. Мостовая не смогла вместить людской поток - многие шли по тротуарам. С началом движения по городу поплыл напутственный колокольный звон.

С Московской процессия свернула к Дому культуры железнодорожников. Прямо у его стен был отслужен молебен. Только здесь верующие узнали, что присутствуют при знаменательном событии. Некогда в здании находился храм Богоявления Господня, и теперь сделан первый шаг к возвращению исторической справедливости.

«Сейчас пока нам выделили место - молитвенную комнату, где в скором времени будут начаты богослужения», - пояснил председатель строительного отдела пензенского епархиального управления Иоанн Яворский.

Икона Казанской божьей матери, которую пронесли по всей Московской, стала подарком новому храму.

Молитвенная комната будет располагаться в небольшом помещении - образ Богоматери сразу установили в центре.

По словам владыки Вениамина, практику проведения крестных ходов, традиционных до 1917 года, решено сделать постоянной. Также у стен бывшего ДК Дзержинского верующим объявили, что во вторник, 5 ноября, в Успенский кафедральный собор доставят одну из главных христианских реликвий - частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Ее привезут в храм к 9.00.

День иконы Казанской Божьей Матери в Пензе отметили крестным ходом

Помимо Дня народного единства, 4 ноября отмечается еще один праздник - христианский и исторический. Это день чудотворного образа - иконы Казанской Божьей Матери.

В Пензе торжества начались с богослужения в Митрофаньевском храме. С раннего утра здесь было многолюдно - подъезжали машины, шли верующие. Во времена богоборчества это была единственная церковь в области, которая никогда не закрывалась, и все эти годы в ней хранилась святыня сурского края - икона Казанской Божьей Матери. Она была подарена молодому граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, к ней с мольбами обращались жители в лихие годины, и потому этот образ сейчас особо почитаем у всех православных.

«С праздником иконы Казанской Божьей Матери связано множество чудес, происходивших после того, как к образу обращались за помощью, поддержкой и исцелением. И сегодня мы празднуем праздник иконы Казанской Божьей Матери, и я хочу от всего сердца поздравить всех жителей земли пензенской и пожелать милости божией», - сказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский вениамин.

Сотни верующих: и люди старшего возраста, и молодежь - мыслями обращались к Богородице - заступнице рода человеческого. Во время молебна к храму продолжали идти люди - воздать должное матери Спасителя.

Главным событием дня для пензенских христиан стал крестный ход. Священники, монахини женского монастыря, казаки, прихожане городских храмов загодя собрались в верхней части улицы Московской, рядом со строящимся Спасским собором.

На специальных носилках принесли большую икону Казанской Божьей Матери. С благословения владыки Вениамина ровно в полдень шествие двинулось по старейшей улице Пензы вниз.

По словам горожан преклонного возраста, на их памяти еще ни один крестный ход в Пензе не был столь многочисленным. Мостовая не смогла вместить людской поток - многие шли по тротуарам. С началом движения по городу поплыл напутственный колокольный звон.

С Московской процессия свернула к Дому культуры железнодорожников. Прямо у его стен был отслужен молебен. Только здесь верующие узнали, что присутствуют при знаменательном событии. Некогда в здании находился храм Богоявления Господня, и теперь сделан первый шаг к возвращению исторической справедливости.

«Сейчас пока нам выделили место - молитвенную комнату, где в скором времени будут начаты богослужения», - пояснил председатель строительного отдела пензенского епархиального управления Иоанн Яворский.

Икона Казанской божьей матери, которую пронесли по всей Московской, стала подарком новому храму.

Молитвенная комната будет располагаться в небольшом помещении - образ Богоматери сразу установили в центре.

По словам владыки Вениамина, практику проведения крестных ходов, традиционных до 1917 года, решено сделать постоянной. Также у стен бывшего ДК Дзержинского верующим объявили, что во вторник, 5 ноября, в Успенский кафедральный собор доставят одну из главных христианских реликвий - частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Ее привезут в храм к 9.00.

Икона Божией Матери Казанская (Нижнеломовская)

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Ниж­не­ло­мов­ской, яви­лась в 1643 го­ду близ го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва Пен­зен­ской гу­бер­нии. 8 (21) июля некий ка­зак Ан­дрей Ми­хай­лов сын На­бо­ков уви­дел Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, сто­яв­шую на пне воз­ле ис­точ­ни­ка, и до­ло­жил об этом во­е­во­де. Од­на­ко тот не по­ве­рил в чу­дес­ное яв­ле­ние ико­ны в ди­ком бо­ло­ти­стом ме­сте, за что и был на­ка­зан тя­же­лой бо­лез­нью сы­на. Осо­знав свой грех, во­е­во­да вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да от­пра­вил­ся крест­ным хо­дом в глу­хо­мань, где на ме­сте яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за был со­вер­шен мо­ле­бен. За­ступ­ле­ни­ем Ца­ри­цы Небес­ной сын во­е­во­ды чу­дес­ным об­ра­зом ис­це­лил­ся.

Поз­же по­сле­до­ва­ли и дру­гие чу­де­са, по­сле че­го го­ро­жане окон­ча­тель­но уве­ри­лись в том, что ико­на чу­до­твор­ная. В 1644 го­ду на ме­сте яв­ле­ния по­ста­ви­ли де­ре­вян­ную ча­сов­ню, ку­да был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз, а в 1648 го­ду, по хо­да­тай­ству мест­но­го на­се­ле­ния на этом ме­сте был воз­ве­ден храм. Позд­нее при церк­ви был устро­ен мо­на­стырь. Муж­ской Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий мо­на­стырь стал ши­ро­ко из­ве­стен в Рос­сии и про­су­ще­ство­вал до 30-х го­дов ХХ сто­ле­тия.

В 1709 го­ду в Ка­зан­ском мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший все де­ре­вян­ные по­строй­ки, но чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла спа­се­на. В глав­ном, Ка­зан­ском со­бо­ре вновь от­стро­ен­но­го, уже ка­мен­но­го, мо­на­сты­ря, в ниж­нем яру­се пя­ти­ярус­но­го ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат и бы­ла по­ме­ще­на чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Об­раз древ­ней жи­во­пи­си си­ял зо­ло­тым окла­дом, се­реб­ря­ной ко­ро­ной, усы­пан­ной 84 круп­ны­ми и мел­ки­ми брил­ли­ан­та­ми. На клей­мах по сто­ро­нам ико­ны бы­ли по­ме­ще­ны изо­бра­же­ния, ука­зы­вав­шие на яв­лен­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей чу­де­са.

Чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский об­раз по­чи­тал­ся не толь­ко в Пен­зен­ской, но и в Там­бов­ской и Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях, ку­да ча­сто и на­дол­го бра­ли ико­ну.

По­сле страш­ных бо­го­бор­че­ских лет на­ча­ла XX сто­ле­тия от неко­гда бо­га­то­го, зна­ме­ни­то­го да­ле­ко за пре­де­ла­ми сво­ей гу­бер­нии мо­на­сты­ря оста­лись лишь ру­и­ны ар­хи­манд­рит­ско­го кор­пу­са. Счи­та­лась без­воз­врат­но утра­чен­ной и чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­хра­ня­лась лишь ли­то­гра­фи­че­ская ко­пия чу­до­твор­но­го об­ра­за. Сле­ды ико­ны за­те­ря­лись в те го­ды, ко­гда но­вая власть в пе­ри­од сви­реп­ство­вав­ше­го в 20-е го­ды по всей стране го­ло­да при­ня­лась разо­рять и уни­что­жать мо­на­сты­ри и хра­мы по всей Рос­сии.

Но на­деж­да пра­во­слав­ных лю­дей на воз­вра­ще­ние свя­ты­ни ни­ко­гда не по­ки­да­ла их сер­дец. И вот 26 ап­ре­ля 2008 го­да, в Страст­ную Суб­бо­ту, в са­мый ка­нун Свя­той Пас­хи, чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сно­ва за­нял свое ме­сто во вновь по­стро­ен­ном хра­ме, освя­щен­ном в его честь, Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря. Ока­зы­ва­ет­ся, в те­че­ние се­ми­де­ся­ти лет ико­ну, спа­сая от по­ру­га­ния, бла­го­го­вей­но хра­ни­ли в се­мье рас­стре­лян­но­го в 30-е го­ды мест­но­го ико­но­пис­ца А.И. Кли­мо­ва.

Ныне чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ней Пен­зен­ской об­ла­сти.


Смотрите также

Описание: