Где находится игрушечная фабрика


Экскурсия на фабрику елочных игрушек: как делают новогоднее волшебство


Фабрика «Иней» - одна из первых подмосковных фабрик ёлочных игрушек.
Сама фабрика небольшая, находится примерно в 20 минутах езды от вокзала города Павловский Посад, в деревне Данилово. При фабрике есть отличный музей и магазин.

На фабрике нам провели экскурсию по цехам, показали 4 помещения: где выдувают из стекла, потом металлизируют заготовки, окунают их в лак (матовый/глянец) и расписывают вручную акриловыми красками.
1.

Новогодняя игрушка рождается из стеклянной трубки, которую мастер раскаляет на горелке и выдувает из неё потом нужную форму.

Фонарик, шишка, шар, сосуля и т.д.


Трубки (стеклянные колбы) приходят аж из Мордовии.

Мастерам в подмогу есть специальные формы для прессовки.

2.Далее стеклянную заготовку надо "металлизировать".


Для этого используется специальный агрегат - внешне как барабан.

В него складываются все стекляшки,

а на выходе получаются уже вот такие.



3. Цех "окунания", дивное название.

Это коробка с примерами вариантов лака: глянец, матовый, полуглянец и т.д.

На вид суровая женщина, просто уже уставшая в 9 утра от бесконечных групп школьников еще до нас, рассказала о видах лака и показала супер простой способ покраски лаком (ручной труд).

Запах лака жуткий, дышать нечем, долго находиться в помещени тяжело, т.к. вытяжки никакой нет, собственно как и приточки со свежим воздухом.

4. Последний цех - раскраски, нам понравился больше всего, не шумно и не пахнет ничем -))

У каждого мастер свой заказ, он делает всю партию новогодних украшений полностью.

Очень прикольные подставки под игрушки, чтоб они сохли. Акрилу нужно 10-15 минут, потом можно пройтись вторым слоем.





Нормы выработки

Инструменты

Мастера

Затем нас пригласили в столовую на чаепитие, для путешественников самое то (в 7 утра ведь уже были на Курском вокзале). 
На фабрике в этом плане для экскурсионных групп все здорово организовано: несколько мини-гардеробов с 2 рядами вешалок, перед туалетными комнатами куча раковин, где можно отмыть блестки.

Далее нас повели на мастер-класс, где всех рассадили по столам (осыпанных блестками), выдали по шарику.

Мы сами попробовали создать свой узор на елочной игрушке, с помощью клея с кисточкой и обсыпки из блесток.

Все шары потом упаковываются в красивую "противоударную" коробку, так что довезти подарочек домой не проблема.

На экскурсию по фабрике елочных игрушек записываться надо заранее, т.к. желающих очень много, группы идут плотно, одна за другой. Для нас нашлось местечко только в 9 утра, поэтому у нас был супер ранний тур.

Музей истории елочных игрушек при фабрике "Иней" сделан очень интересно.

Детям в начале дают вводную инфу про Петра 1, который указом ввел традицию справлять Новый год.

Далее рассказ идет по витринам, где прослеживается эволюция елочных игрушек, начиная с советских времен - с 40-х годов.


Как знаковые события и достижения отражались на продукции фабрики (полет в космос).



Многие вспоминали детство, увидев елочные игрушки на прищепках.

Судя по образцам в витринах, большинство елочных игрушек моего советского детства были произведены с 65 по 75 гг.

У кого была такая елочка с мини игрушками?

Гид рассказывает также и о том, как менялись технологии.

На меня прям ностальгия нахлынула при виде этих игрушек с "впуклостями", обожала их в детстве.

По завершении экскурсии в музей пришли Дед Мороз со снегуркой - супер аниматоры.

Отлично поиграли с детьми, загадывали загадки и детям и взрослым (за правильный ответ конфету), поводили хоровод у большой ели.

В магазине при фабрике елочных игрушек "Иней" большой ассортимент новогодних украшений, глаза разбегаются.

Правда продавщицы из разряда вечно недовольных, иногда тяжело выспросить, что сколько стоит, лишний раз упаковку под подарок не предложат (хотела купить заколку в виде шляпки с перьями).

Цены, как в любой торговой точке при производстве, в разы дешевле.

Куда ж без символа 2018-го.

Добраться до Павловского Посада можно и на экспрессе Москва-Владимир, ехать час с копейками.

там, где рождается чудо — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2

Всего в 40 км от Брянска, и в 80 км от Орла находится небольшой древний город Карачев. Но сейчас речь не о древней истории города, а об уникальном предприятии, где рождается небольшое новогоднее чудо — о карачевской фабрике елочных игрушек.

Полный размер

Традиция украшать елку известна давно. Одна из легенд гласит, что первым украшать елку предложил Мартин Лютер Кинг. Согласно легенде он шел ночью через зимний лес и увидел огни, чудесным образом сверкающие на ели. Это зрелище настолько впечатлило его, что придя домой, он решил что подобное чудо должно украсить и его жилище. Разумеется, это только легенда, но с тех пор традиция украшать ель прочно прижилась в мире. В начале елки украшали конфетами, фруктами и пряниками. А вот первые стеклянные елочные шары появились в Германии в середине XIX века и постепенно распространились по всему миру.

Полный размер

В Советском Союзе елка вначале была запрещена как пережиток царского режима. И только в 1937 традицию украшать елку перед Новым Годом вернули людям. Если в царской России елочные игрушки воспроизводили библейские сюжеты, то в СССР елочные игрушки отражали основные вехи истории. Так, в 30-е годы появились шары с изображением членов Политбюро. Активно осваивался Север и Заполярье — на новогодней елке появлялись белые меведи и полярники. Юрий Гагарин полетел в космос — на елках появились ракеты и космонавты. Никита Сергеевич распорядился высаживать кукурузу на полях — кукуруза появилась и среди елочных игрушек.

Полный размер

Стеклянные игрушки стоили довольно дорого, поэтому появились игрушки из ваты и спресованного картона. Наверняка многие помнят картонных зайчиков и петушков.Популярными были гирлянды из флажков.

Теперь полки магазинов завалены китайскими шарами, в наличии и пластик, и стекло на любой вкус. Но самые "живые" и "теплые" игрушки — это стеклянные игрушки сделанные вручную российскими мастерами. Сейчас фабрик почти не осталось. Самая крупная — "Елочка" — находится в Подмосковье, в окрестностях Клина, "Иней" в Павловом Посаде, "Ариэль" в Нижнем Новгороде, мастерская "Винтажный шар" в Великом Новгороде, фабрика "Шаг за шагом" в Новгородской области, "Бирюсинка" в Красноярске, Лавровская фабрика в Нерехте (Костромская область) и, конечно, Карачев. А ведь раньше их было гораздо больше. Даже в нашем Орле производили елочные шары.

Полный размер

Но, собственно, рядом находится Карачев, чем мы и воспользовались. У нас уже стало традицией посещать Карачевскую фабрику перед Новым Годом. И этот год стал уже 8-м подряд. Погода, правда, почти не зимняя. На дороге стоит туман.

Полный размер

Не могли удержаться — свернули в сторону, чтобы выпить чая и позвать ежика и лошадку ))) Походили по полю в тумане, поорали сакральное: "Лоооошаааадкаааа! Медвежооооонооооок! Еееежиииик!". К счастью никто не ответил ). Поэтому едем дальше.

Полный размер

Полный размер

Сама фабрика находится почти в центре Карачева около Автовокзала. Здание ничем не примечательное — типичный завод советских времен. Весь год здесь трудятся мастера, создающие елочные шары. Примерно с октября фабрика распахивает свои двери для посетителей. Чем ближе к Новому Году, тем больше наплыв людей, поэтому экскурсию лучше заказывать заранее (в этом году мы с экскурсией не ходили, но раньше цены были более чем демократичные: за группу до 10 человек 150 или 200 р. И это за всю группу!).

Внутри здание страшненькое и немного обшарпанное, но, поверьте, 8 лет назад все было гораздо печальнее. Сейчас фабрика возвращается к жизни. Начинается экскурсия с мини-музея, в котором силами сотрудников были собраны станинные игрушки. Можно присмотреться и увидеть те самые морковки и шишки, которые наши бабушки вешали на елки )) А вот на фото уникальный набор — самовар с кружками. На фабрике работала одна единственная мастерица, способная создавать такие самовары. К сожалению, сейчас ее уже нет среди нас, поэтому на Карачевской фабрике такое чудо больше не производят (

Полный размер

После музея экскурсовод покажет весь цикл производства елочных игрушек. Начинается все с выдувания шаров и формовых игрушек. Для этого используют полые трубки из медицинского стекла, отличающегося высоким качеством. Мастер раскаляет трубку над пламенем горелки, а потом легко и непринужденно выдувает шар.

Полный размер

Несколько ловких движений — и рождается лебедь. А если раскаленную трубку поместить в чугунную формочку и подуть в эту трубку с холодного конца, то получится домик или шишечка ) Вот это настоящее чудо.

Полный размер

Полный размер

Далее шары передают в цех алюминирования.В XIX веке, чтобы сделать шары блестящими, их покрывали свинцом. Это было довольно вредно для здоровья работников, поэтому свинец заменили на состав, содержащий серебро. Но такие шары стали очень дорогими. Поэтому в дальнейшем на смену серебру пришел аллюминий. Заготовки помещают на специальные кассеты внутрь вакуумной установки. Рядом с ними размещают алюминиевые полоски. Затем установку герметично закрывают и из нее откачивают воздух. Создается разряжение и алюминий распыляется в пространстве, оседая ровным слоем на шарах.

Полный размер

Полный размер

После этого шары передают на покраску. Несколько лет назад их красили обмакивая в ведро с краской, как на фото. Теперь краску распыляют (это вреднее для работников, но более экономично).

Полный размер

После просушки шары идут к художникам. Каждый шар раскрашивается вручную по заранее утвержденным эскизам. Ни один рисунок полностью не повторяется, так как каждый шар раскрашивается индивидуально и хоть немного, но отличается от остальных.

Полный размер

Далее у шаров отпиливают "хвостики" и вставляют специальные крепления, чтобы шар можно было повесить на елку.

По

Как делают игрушки — The Village

Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году. С тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1 200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы. Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в Слободском, Лянгасово и Баташах. Товар продают через дилерскую сеть в 70 регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты филиалы компании. The Village побывал на фабрике и выяснил, из чего и как сделаны куклы.

Фабрика игрушек «Весна»

Один из старейших производителей детских игрушек в России

Месторасположение: Киров

Количество сотрудников: 530

Дата основания: 1942 год

Vesna.kirov.ru

Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов.

Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки, делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец, металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа производства — ротационного формования.

На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем (поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски, укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают. Такая процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.

Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.

На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты, которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.

Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный кольцами.

После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля — от испанского производителя.

Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное — из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.

Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия — русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).

На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи. Для каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста смог с ними справиться.

И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на полки магазинов.

 

фотографии: Евгений Ананьев

 

Завод по производству игрушек в деревене Ховань Московской области.: shok_darvina — LiveJournal

В деревне Ховань Шаховского района Московской области располагается фабрика игрушек "Десятое королевство".

Фабрика была основана в 2005 году, когда отрасль производства игрушек находилась в плачевном состоянии: советские заводы игрушек уже разрушились, а новые ещё не образовались. На рынке господствовали китайские игрушки. В те годы Сергей Блажилин и организовал это производство. Сейчас у "Десятого королевства" 5 производств по всей стране и одно из них находится в деревне Ховань.

Фабрика обладает многими уникальными технологиями, которых нет ни у кого из конкурентов. Есть много технологий составляющих коммерческую тайну. Например, в цех производства игрушек из дерева посторонних не пускают вообще, поскольку там работают по собственной технологии, которой больше нет нигде в мире.
Игрушки выдерживают самые строгие проверки. Они должны быть гладкими, о них нельзя поцарапаться или порезаться, они должны быть покрыты натуральной краской, ребёнок может эти игрушки даже жевать и ему ничего не будет.

Качество продукции должно постоянно поддерживаться на высоком уровне. Например, почему вредны китайские игрушки? Дело в том, что на проверку и сертификацию китайцы привозят игрушки, которые соответствуют всем требованиям безопасности, получают сертификат, выдерживают исследование в лаборатории. А когда настаёт черёд производить партию для магазина, то её уже делают с нарушением всех норм и стандартов, в итоге на прилавки попадает ядовитая продукция от которой травятся дети, а сами китайцы получают с этого более высокую прибыль, так как используют менее качественные и более дешёвые компоненты.
В нашем "Десятом королевстве" качество постоянно высокое.

Здесь делают игрушки, которые китайцы воспроизвести не в силах, например, "Умные кубики", авторские игрушки.
Хотя с китайцами бороться тяжело: они демпингуют, занимаются инжинирингом (это когда производится китайская продукция, но делается вид, что это будто бы российский товар и многие покупатели даже не догадываются, что взяли китайскую игрушку).

Фабрика, несмотря на рост курса доллара почти не поднимала цены на свою продукцию, хотя траты возросли значительно: приходится много закупать импортного оборудования. Дело в том, что отечественное станкостроение погибло вместе с Советским Союзом и теперь многих станков у нас не делают вообще, так что приходится закупать их за валюту. Заводу нужны выдувная машина, термопастный аппарат, сверлильный станок с одновременно работающими несколькими свёрлами, инторекс (деревообрабатывающий станок) и всё это вместе с ростом курса доллара теперь стало стоить в два раза дороже.

За год на заводе зарплата выросла на 15%, доход на 30%, на 28 человек выросло количество сотрудников. Все сотрудники (128 человек) на заводе местные, а так же 1 человек из Беларуси и 1 с Донбасса.
Много заводу приходится работать с налоговой инспекцией, например, в случае, если государство должно вернуть предприятию НДС, то автоматически следует проверка и приходится везти в налоговую Газель с документами.
Предприятие не хочет влезать в долги, беря дополнительные кредиты, чтобы не получилась история, как с Трансаэро, которая набрала кредитов на развитие, а потом, из-за роста курса доллара не смогла по этим кредитам платить. Конечно, в таком случае, развитие предприятия идёт медленнее, но зато меньше риска оказаться банкротом и не смочь платить по счетам.

Это удивительное предприятие обратило на себя внимание государства и сейчас предприятию оказывается поддержка. Минпромторг России начал оказывать поддержку фабрике. В чём заключается эта поддержка? Ну, например, государство готово погашать часть процентов по кредитам, которые берёт завод на своё развитие.
Стандартная такса по кредиту для завода слишком высокая - 19% годовых, но за счёт Минпромторга гасится 8%, в итоге, завод должен выплачивать уже не 19, а 12% по взятому кредиту. Так же помогают ещё и местные власти, поскольку завод выиграл заявку в конкурсе по программе поддержки "Наше Подмосковье". Фабрика, если можно так выразиться, является "деревнеобразующей" - со многих местных сёл работают тут люди. 12% это уже не так страшно, как 19%, а следовательно, фабрика может позволить себе новое оборудование.

Многие женщины работающие здесь бывшие доярки из приказавших долго жить колхозов. По их словам, работа на этом заводе гораздо легче, чем работа на ферме по дойке коров.

За последние 7 месяцев был построен ещё один цех и завод вновь расширил своё производство.

Так же предприятие получило возможность возможность брать в лизинг новое оборудование: 15% первого платежа будет погашено за счёт государства.

Каждые полгода завод выпускает 50 видов новой продукции! В наше время новинки надо выпускать постоянно, чтобы привлечь к себе новых покупателей и сохранить старых. Есть, конечно, хиты, которые выпускаются постоянно, но новинки так же должны быть. Сейчас предприятие сотрудничает с Диснеем, выпуская мультяшек, а их продукцию закупает Детский мир и другие магазины.

По словам директора, он не проводит никаких маркетинговых исследований, а о том, хорошая игрушка или плохая он узнаёт от своих внуков, которые тестируют все новые игрушки выпускаемые на заводе.

Очень важно обеспечить объём производства, ведь, чем выше количество выпускаемой продукции, тем ниже итоговая цена.

Есть и свои хитрости в бизнесе по производству игрушек. Например, популярность классических кукол сейчас крайне невелика. Во всём мире осталось всего 2 завода, где производят кукол полностью повторяющих очертания людей. Современные девочки уже почти перестали играть в такие куклы.

Есть в бизнесе и свои сложности. Например, всем известная датская фирма производящая конструкторы из складных кубиков если бы начинала бизнес сейчас, то многие из её конструкторов выглядели бы иначе и были бы абсолютно другими. Но, из-за того, что фирма десятилетиями вкладывалась в оборудование, станки, клише для своих конструкторов потратив миллиарды долларов, они уже не могут всё бросить, распродать технику и начать производить что-то иное. В итоге, они вынуждены продолжать производить те игрушки, что были разработаны в середине прошлого века, пытаясь их хоть как-то модернизировать.

Формы для игрушечной упаковки.

Цех по производству кубиков.

Выдувание кубиков.

Машина выдувающая кубики: слева вылезают заготовки, в центре им придают форму, справа они остывают и их забирает мастер, который отрезает лишние части.

Где-то выдувают красные, где-то жёлтые, где-то синие.

Клей.

Здесь делают "Словодел" - на доминошки наносят буквы из которых можно составлять слова.

Нанесение аппликации на детское домино.

Сейчас на фабрике разработана новая технология производства пазлов из пластика. Дело в том, что картон, который используют в таких случаях, очень капризен: небольшое нарушение технологии производства и пазл сгибается, что очень раздражает детей. К тому, же у него острые края и им можно порезаться. Пластик этими недостатками не страдает и является очередным шагом вперёд в разработке новых игрушек на заводе.

К сожалению, наши игрушки часто выглядят не привлекательно. Например, игра "Русское лото". Чтобы конкурировать с китайцами, его приходится делать из дешёвых материалов, а они смотрятся невзрачно. В итоге, например, в дьюти-фри аэропортов их продавать просто нельзя - это будет колхоз. Но ведь там ходят иностранцы и их можно было привлечь этой традиционно русской игрой.
Вот поэтому сейчас в "Десятом королевстве" стали выпускать "Русское лото" с приличным внешним видом, который будет не стыдно положить на полки в аэропортах для покупок иностранцами. Больше таких в России не выпускает никто.

Вот так сегодня живёт обычная игрушечная фабрика. С одной стороны, очень приятно, что после краха советских гигантов, на фоне тотальной экспансии дешёвых китайских игрушек, удаётся пробиваться и заявлять о себе отечественным производителям. С другой стороны, печально, что такие заводы живут исключительно благодаря энтузиазму людей их создающих, что всё оборудование нужно закупать за рубежом, что проценты по кредитам высокие. Тем не менее, хочется надеяться, что раз дело пошло и продукция набирает популярность, что фабрика начинает получать некую помощь от государства и районных властей, что производство планомерно расширяется, а главное, то, что дети и взрослые полюбили выпускаемую продукцию, показывает, что "Десятое королевство" вполне может ждать очень большое будущее и настоящий успех, который будет добавлять нам всем гордости, что мы живём в одной стране с такими людьми, как Сергей Викторович Блажилин, которые с нуля, в прямом смысле слова "в чистом поле" построили такую фабрику.

Родом из СССР - истории нахабинской фабрики игрушек / Игрушки нашего детства / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Добрый день всем жителям Бейбиков!

….
Кукла Маша, кукла Миша,
Кукла Саша и Ариша.
Просто годы детские прошли.
(А эти слезы словно дождик — вновь и вновь.)
Кукла Маша, кукла Даша,
Просто дети стали старше.
Просто, просто все мы подросли…

Я думаю, все вы помните слова из песни «Куклы» группы Иванушек International
Сегодня мне захотелось вспомнить о наших любимых куколках из нашего советского детства: про наших Маш, Анют, Сашенек и любимых Лилечек нахабинской фабрики игрушек.

Куклы моего детства не только поселились у меня давно, но и хранят самые тёплые воспоминания об этом времени! Тогда вряд ли кто задумывался куклы каких фабрик живут у нас дома, да я признаюсь сама не так давно определилась. Лишь только когда стала серьезно интересоваться куклами и их собирать. Пару лет назад я узнала, что некоторые из них выпускались на нахабинской фабрике игрушек и периодически обращалась к разным источникам, чтобы разузнать о ее истории (о той фабрике которой к сожалению уже нет)…
(информация собиралась в интернете)
Игрушки как история
В советское время с 1930-х годов наиболее распространённым типом производственных предприятий являлись артели – сельскохозяйственные, промышленные.
Стало появляться понятие «местная промышленность» – артели разного типа, например: мебельные в Ангелово, Козино и Нахабино, и другие кустарные промыслы, в том числе нахабинская артель со звездным названием «Сатурн». Последняя, значительно отличалась от других тем, что производила совсем несерьезную продукцию – здесь делали тряпичные куклы для первого поколения детей, родившихся после Октября.
(для справки) Наха́бино — рабочий посёлок в Красногорском районе Московской области, административный центр муниципального образования «городское поселение Нахабино».

Нахабинская артель «Сатурн» была создана в 1930 году. Сохранилось имя ее председателя того времени – Александра Сергеевича Журавлева. Здесь на первых порах трудились 20 человек из числа местных жителей.
Выпуск продукции постепенно увеличивался, и в 1933 году артель приобретает новое помещение – барак на улице Вокзальной, ранее принадлежавший кирпичному заводу. Это способствовало расширению ассортимента. Кроме кукол, наладили выпуск ёлочных игрушек, бус, искусственного жемчуга, ватных одеял, вязаных беретов и ковров, сделанных чаще всего на основе тонких одеял с рисунками по трафарету. Многие люди старшего поколения наверняка еще помнят такие «ковры», украшавшие комнаты в коммунальных квартирах.

В конце тридцатых годов артель «Сатурн» была объединена с мебельным производством «Краснодеревщик», так появился общий цех. В дальнейшем бывшие артели были преобразованы в предприятия промкооперации – фабрику мягкой игрушки и Нахабинский цех Истринской мебельной фабрики.

Куклы на фабрике, изначально делали тряпичные. Позднее из папье-маше из деревяно-бумажной массы, с раскрашенными лицами. Технология изготовления тряпичной куклы была достаточно проста: пошитая форма набивалась опилками с мукой или манкой, а личико расписывалось вручную. Таким образом, производилось около 300 кукол в месяц. И производство значительно увеличивалось.

В начале Великой Отечественной войны бывшие работники «Сатурна» разливали по бутылкам горючую жидкость – коктейль Молотова – для борьбы с фашистскими танками.
Во время войны, артель продолжала работу и выпускала не детские игрушки, а противогазы для защитников Родины.
В первые послевоенные годы бывшая промартель «Сатурн» успешно развивалась.

В 1946-47 годах для нее были построены одноэтажные здания новых цехов: швейного, штамповочного и оформительского.
Здесь начали осваивать новые технологии, и вместо тряпичных, набитых кукол их корпуса стали делать из древесно-бумажной массы. Интересно, что у кукол теперь появились «голоса».

(на фото художник — Иван Петрович Ефимкин)
Хранителем истории Нахабинской фабрики игрушек бесспорно был И.П.Ефимкин — технолог, художник и человек с творческой жилкой. Он оставил интересные воспоминания о своей многолетней работе и прежде всего о становлении фабрики игрушек в этом подмосковном поселке.
Иван Петрович Ефимкин родился в далекой сибирской деревне Томской губернии в 1923 году. Участник войны, который после ее окончания решил стать скульптором. Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Темой его дипломной работы стала скульптурная группа «Ода материнству», предназначенная для фонтана. К сожалению, она осталась только в макете. Он вернулся в Москву и начал работать на одной из игрушечных фабрик, посвятив себя разработке эскизов будущих кукол.

Все мы помним и любим нашу знаменитую куклу НЕВАЛЯШКУ или «Ваньку-встаньку», а знаем ли мы кто воплотил первым идею ее создания?

Руководство фабрики не уставало восхищаться талантом И.П. Ефимкина, но главное, чем он прославился, это знаменитый «Ванька-встанька»! Эту куклу в нашей стране знали все до единого. История рождения «Ваньки» довольно примечательная.

На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую игрушку-неваляшку, которая была необыкновенно популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился неожиданной догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент.
В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил – он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой». Фабричные шутники говорили, что это имячко в его честь.
В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Его модели были представлены и на других творческих конкурсах, в том числе в союзных республиках…

… Авторская кукла становится эталоном, с рабочей модели которого конструируются пресс-формы, а затем с их помощью тиражируются сотни и тысячи экземпляров.

Первая кукла «Наташа» умела стоять, сидеть, махать ручками и ножками. Уложенная в постельку трехлетней «мамой», она закрывала глазки, а взятая на руки, открыв глаза, говорила «ма-ма». Возможно, такая «Наташа» сохранилась у кого-то из красногорцев?

А это кукла – Настя. Одна из первых кукол, выпущенных после реконструкции производства 1956 года.


С 1958 года на фабрике трудилось свыше 300 человек. Оформителем мягкой игрушки работала Миронова Валентина Григорьевна, художница Ельникова Татьяна Ивановна и Калугина Наталья Борисовна.
Самым ответственным на производстве был цех, где монтировались и вставлялись глазные блоки авторской конструкции и расписывались личики кукольного народа. Ефимкин разрабатывал также выкройки белья и платьиц, а еще колодки для обуви.

После ликвидации промкооперации в 1960 г. фабрика стала государственным предприятием и была названа: «Нахабинская фабрика игрушек».
После реконструкции фабрики в 1968 году осваиваются новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы. Стали выпускаться меховые и пластмассовые игрушки.
Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения.
Фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда».


Красногорочка -1970-е.
и еще нашлись фото Красногорочки:


Куклы «Загоряночки»(? вероятно более поздние куколки)





Всеми любимые пупсы из пластмассы — Валюша и (Миша?)



Валюша с приданным!


Кукла Маша

Оформитель мягкой игрушки – Миронова Валентина Григорьевна вспоминает, что любимицей детей СССР в 80-е годы стала кукла Лиля.
Да и мы с вами это хорошо помним, кто не хотел из девочек иметь такую Лилечку среди своих кукол?










Одна из самых популярных «линеек моделей» фабрики в 80х — кукла Лиля.

В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось более 120-ти наименований детских игрушек. Общий объем фабрики достигал 1,5 миллиона изделий в год.
Кукла Лиза — производилась на фабрике с 1979-90е годы


Кукла Ира


Кукла Сашенька с нарисованными глазками (с телом, как у куклы Лили)




«Пионерки»


Сувенирные пары


Вот такие куклы в народных костюмах (похожи на Иринку):



Теннисистка СССР

Кукла Аня


Маленький пупс из резины — «Малютка»:

Кукла Тарасик



В начале 90-х на фабрике освоили производство резиновых игрушек. Не пошло. В 1993 фабрика остановилась в первый раз.
Ёжик резиновый


В 1994 г. произошел сбой из-за недостатка оборотных средств, с 1998 г. производство стабилизировалось на уровне 800 тысяч изделий при выпуске 68 наименований.
Жаль, что столь необходимое производство в начале XXI века кануло в Лету. (от Admina: Игрушки производились по 2002 г., предприятие юридически ликвидировано в 2009 г.)
Фабрика игрушки в Нахабине больше не существует, а куклы, которые рождались здесь, теперь лишь предмет гордости коллекционеров. Как и замечательный художник — Иван Петрович Ефимкин, кукольный мастер, местный папа Карло, пережил ликвидацию своего детища, в которое он вложил столько энергии, творческих сил и человеческой доброты!

Здание сегодня…
Сегодня в здании фабрики (Вокзальная,25) расположился технопарк «Нахабино»
Иван Петрович Ефимкин пережил развал фабрики, а сколько оставил в замен…
«Создание кукол было далеко не единственным увлечением этого разностороннего человека. Прежде всего он родился художником. Сохранились его блокноты с набросками, картины, графика, мелкая пластика, однако при его жизни эти произведения выставлялись лишь однажды вместе с другими работами красногорских художников объединения «Лик».

Регулярному участию в выставках мешало то обстоятельство, что у Ивана Петровича не хватало ни сил, ни средств, чтобы оформлять свои работы в рамах и вообще готовить их к экспонированию. К сожалению, пришел в ветхость его дом, построенный когда-то в Нахабине своими руками.

Иван Петрович Ефимкин прожил долгую жизнь. Он перешагнул свое 90-летие и умер в сентябре 2013 года. И тут самое время вспомнить его слова:
«Стыдно признаться, но очень хочется оставить после себя хоть маленький камешек, даже размером с песчинку».
Ему нечего стыдиться – он оставил после себя огромное наследство, подарив счастье миллионам детей, которые давно стали взрослыми, но всегда будут помнить игрушки своего детства»!!!

****
Кукла Маша не плачь,
Кукла Даша не плачь, не плачь, не плачь.
Кукла Саша не плачь.
Наташа не плачь, не плачь, не плачь…

****
Вы теперь в заботливых руках любителей кукол и настоящих коллекционеров, жаль только что история фабрики игрушек теперь в прошлом!!!
А это мои Лилечки в компании горьковской Красной шапочки и краснодарочек (от фабрик которых тоже к сожалению ничего не осталось, кроме воспоминаний...):


Все в родных резиновых тапочках и платьицах.


с маленькими краснодарочками

Ностольгия по детству!



Горьковская Красная шапочка похожа на нахабинскую Лилечку молдом.

фото для сравнения



Все вместе:

Мои СССРочки!!!
На этом все, спасибо большое за внимание!
Приходите в гости со своими любимыми куколками этой фабрики, будем только рады!

Немного из истории новогодних игрушек в России

Ну вот, осталось совсем немного до самого таинственного, волшебного, всеми любимого праздника. А чтобы вы уже хоть чуть-чуть почувствовали сказочную атмосферу Нового года, позвольте вам кое-что рассказать...

До 18 века новый год праздновался 1 сентября. Но был перенесен на зимнее время, на 1 января по указу царя Петра Первого. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю. Шары, которые ранее представляли собой яблоки, олицетворяют запретный плод, горящие свечи (сегодня это всевозможные горящие гирлянды) — суть жертвенности Христа, а макушка — Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминают о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия.

Первые елочные украшения были съедобными, но потом стали изготавливаться и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты.

Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Игрушки делали и из картона. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.

Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали елку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары главные среди елочных украшений. А немецкие мастера-стеклодувы научились делать различные фигурки. Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили русских мастеров создавать не просто шары, но и бусы, другие украшения. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено, так как считалось, что этот праздник вреден для советских детей.

В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» и новогодние праздники и елки были опять разрешены. Но елочные игрушки изменились: сказочных героев детской литературы (Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит) потеснили красноармейцы, парашютисты, пионеры, шары с портретами Ленина и Сталина, буденновцы, женщины в красных косынках. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков. А макушку елок в то время могла украшать только красная звезда. Также в конце 30-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

Появлялись тематические новогодние игрушки, которые характеризовали то или иное событие в жизни нашей страны. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тематику. Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.

Во время войны стране стало не до производства игрушек… и все же она их производила! Делали их из отходов военного производства: кусочков металла, проволоки и металлической стружки. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; фигурки которых мастерили из бинтов, погон, носочков. Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов. Характерная игрушка тех лет — перегоревшая электрическая лампочка, которую покрывали краской.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

В 60-е годы в нашей стране активно развивалось сельское хозяйство. И теперь на ели росло все! Кукуруза, виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок. В это же время, с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Немного позже игрушки начали производить из пластмассы.

Сегодня вы можете купить любые изделия. Они выполняются в виде сказочных персонажей, различных фруктов и овощей, всевозможных фигурок. Российские производители стремятся поразить воображение покупателей, но до разнообразия, которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко.

Кстати, если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые их производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными. С другой стороны, имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле — и в этом случае абсолютно не важно, модная та или иная игрушка в данный момент, или нет! Ну а все-таки, согласитесь, самые интересные игрушки — игрушки, сделанные своими руками.

И вот, когда до Нового года остаются считанные дни и вы, как и раньше, в окружении родных и близких, достанете на свет Божий коробку с елочными украшениями и станете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревце — подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше…

Тихо скрипнет дверь и неслышной походкой к вам в дом войдет этот самый волшебный, самый красивый, самый таинственный и веселый праздник, ведь каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна. Не забудьте ими украсить и свою елку.


Смотрите также

Описание: