Где находится идрис мануров
Идрис — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Идри́с (араб. إدريس) — исламский пророк, отождествляемый с библейским Енохом. Он считается первым, кто писал каламом, шил и носил шитые одежды, умел считать время, был знатоком древних Писаний Адама и Шиса (Сифа)[1].
Идрис дважды упоминается в Коране:
Помяни в Писании Идриса. Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком. Мы вознесли его на высокое место.
Помяни также Исмаила (Измаила), Идриса, Зулькифла. Все они были из числа терпеливых. Мы ввели их в Нашу милость, поскольку они были одними из праведников.
- Существует хадис о том, что пророк Мухаммад виделся с пророком Идрисом на четвёртом небе (во время мираджа). В своде хадисов имама аль-Бухари приводится один-единственный хадис о вознесении (мирадж) пророка Мухаммада с упоминанием вневременной метафизической встречи последнего Посланника с несколькими предыдущими посланниками и пророками, среди которых были Идрис, Моисей, Иисус и Авраам.
- По мнению некоторых, Идрис, по велению Господа, был вознесён на небеса живым.
- Имам ат-Табари приводит повествование о том, что однажды Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвёртом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?», — уточнил ангел смерти. «Да вот он» — воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвёртом небесном уровне, хотя он вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.
- Некоторые мусульманские ученые говорили, что пророк Идрис является первым, кто создал письменность[2], а также первым, кто начал шить одежду.
- Ибн Кутейба, например, говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет».
- Абу-ль-Фадль Аллами, сообщает, что среди его высоких званий — Хармасу-л-Харамаса (Гермес Гермесов, или Гермес Трисмегист), и он также назывался Третьим Урией[3].
Идрис Эндиреевский — Википедия
Идрис Эндиреевский (кум. Идрис-эфенди Эндирейли ) — наиб Ауховского округа и один из ближайших сподвижников имама Шамиля [1], известный ученый-арабист, видный политический деятель. Уроженец кумыкского аула Эндирей.
За многочисленные боевые заслуги награжден всеми отличительными знаками Имамата[2]. В 1851 году Шамиль наградил его орденом с именной записью и надписью[3].
Ранние годы[править | править код]
Идрис родился в семье Мустафы сына Али ал-Хафиза из рода обедневших узденей Эндирея[1]. В его родословной были и другие известные ученые – дед Идриса Али был «хафизом» (человеком, знавшим Коран наизусть). Большим ученым был и его старший брат Салих (ум. в 1281 г.х.), имевший прозвище «Насир ад-дин», что означает помощник религии, и который занимал некоторые административные должности в Имамате.
Идрис обучался в медресе Эндирея, в котором обучались известные ученые Шора Ногмов и Мухаммад Аваби Акташи. Будущий наиб не ограничивался обучением в Эндирее – он побывал в различных аулах у самых лучших ученых Кумыкской равнины и Нагорного Дагестана[1]. Среди учителей Идриса Мансур Гайдарбеков упоминает и Саида Араканского, у которого он обучался богословию, логике и филологии и точным наукам [4]. После завершения обучения он некоторое время преподает в Эндирее.
Уход к Шамилю[править | править код]
В 20-30-х годах Эндирей сотрясает несколько крупных восстаний против Российской империи (1819, 1825, 1831). Общество было расколото на две части: сторонников мира и войны. После подавления восстания 1831 года наиболее активные сторонники партии войны покидают Эндирей. В середине 1830-х годов в Имамат переселяется и Идрис[1].
Назир Доргелинский писал[1] :
Он эмигрировал (хаджара) к имаму Шамилю Эфенди. Он служил ему годами душой и пером, верно и честно. Он не восставал против имама и не изменял ему. Он был (одним) из его преданных алимов. Имам его любил и уважал выше его достоинства
Наиб Ауха[править | править код]
В 1847 году имам Шамиль назначает Идриса наибом Ауха за проявленную им инициативность и смелость[3].
Али Каяев писал[2]:
Он был из тех алимов Дагестана, которые вмешивались в политические дела страны. Политические убеждения его заключались в том, чтобы быть на стороне имамов, которые питали самое глубокое отвращение и вели священную войну против проклятой завоевательной и империалистической политики Российского самодержавия. Он жил в Эндирее и защищал имамов и их идеи
Он же:
Идрис Эфенди был один из самых боевых наибов Шамиля, участвовал в самых жарких сражениях и был награжден всеми знаками отличия
Через связи с высокопоставленными лицами в Эндирее, Идрис добывал важнейшую для Имамата информацию о расположении и дислокации русских войск[1].
Охлаждение[править | править код]
Успехи успешнейшего наиба и особое доверие к нему Шамиля не могли не стать предметом зависти верхушки Имамата. На Идриса пишутся доносы и против него составляются заговоры[1]. В 1848 году Кайирбек Буртунаевский совершает грабительский набег на Эндирей. В ауле имелось множество склоняющихся к поддержке Имамата людей. Идрис жестко раскритиковал грабительские набеги мюридов, от которых больше страдают кумыкские крестьяне, нежели русские войска. Завистники извратили слова наиба и выставили Идриса в глазах имама Шамиля в роли главы обширного заговора[5]. Наибу после личной встречи удалось оправдаться, но, как пишет М.Гайдарбеков, «в конце концов, доносчики из наибов и других лжецов и клеветников донесли на него имаму»[6].
Не помогает Идрису вернуть доверие и то, что путем невероятных усилий, ему удается получить и передать имаму информацию о готовящемся наступлении русских. Шамиль был глух и уже ему не доверял. Очень скоро ему пришлось сожалеть о том, что не предпринял необходимых мер [6].
В феврале 1859 года Шамиль для расследования в Аух к Идрису направляет Абакар-дибира. Проверка показала лживость всех обвинений против наиба. Однако после возвращения посланца, Шамиль неожиданно смещает Идриса и назначает наибом Ауха Шамхала, зятя Абакар-дибира[1]. Имам предложил Идрису «решить все дела при встрече», что не оставило у Идриса никаких сомнений в намерении Шамиля расправиться с ним[6]. Он выезжает в Тарки, получает амнистию и становиться сельским кадием в родном Эндирее.
Смещение Идриса вызвало недовольство у населения Ауха.
Переписка с Шамилем[править | править код]
Некоторое время спустя Идрис посылает имаму письмо, написанное в прозе и стихах. В нем он объясняет ему существо дела и показывает факт предательства его некоторыми наибами. В тяжелые времена они более всего заняты кляузами и доносительством, а зачастую и откровенным стяжательством, нежели интересами имамата. Называя очернителей скорпионами и змеями , он пишет[7]:
О, сейид, сияния почета, которого освещали пределы и мировые пространства. На меня тебе доносит тот, у кого в состоянии только невежество, замешательство, неповиновение и злоба. Клянусь Аллахом великим: то, что он обо мне тебе читает, это ложь и клевета.
Какая же может быть безопасность, когда в наших странах распространились скорпионы, волки и змеи!?
Он пишет с укором Шамилю:
О, какое наказание тому, кто страдал любовью к Вам, которому нет ни причины, ни доказательства.
Кроме слов клеветника, который собирал всякие хитрости против мужа, наука которого есть свет и объяснение.
Когда имам Шамиль прочел письмо , он горько пожалел о содеянном и понял, что целью доносчиков был раскол между ними.
Назир Доргелинский пишет[7]:
Когда прочитал его письма, имам сожалел о том, что он был намерен убить его, и убедился в предательстве наибов и лживости доносчиков и сказал с плачем, что теперь мое государство и могущество находится накануне распада
Последние годы[править | править код]
После этих событий Идрис-эфенди занимал должность кадия в Эндирее, занимаясь преподаванием в медресе. Он умер в 1874 году.
Идрис стал знатоком точных наук, философии и арабской литературы, одним из выдающихся мастеров эпистолярного жанра своего времени. Его красноречие и ораторские способности были столь велики, что дагестанские алимы его даже прозвали - Идрис ал-Баяни, что означало "Идрис красноречивый". Идрис был известным ученым и имел обширную библиотеку, большинство из книг которой было сожжено во время Октябрьской революции. Али Каяев писал[2]:
Будучи превосходным просвещенным писателем, обладавшим хорошими способностями и поэтическими склонностями, он писал на арабском языке красивые стихи, послания и письма
Назир Доргелинский дает его поэзии следующую оценку[8]:
В его поэзии нет суровости и безжизненности. Наоборот, она украшает уши превосходством оборотов и выражений
Основными темами произведений Идриса были освободительное движение, защита деятелей мюридизма от порицаний и нападок некоторых алимов. В письмах он умело приводит хадисы из Корана, хадисов, произведений классиков. Особенно он силен был в тахмисах. Известный арабист Мансур Гайдарбеков пишет[4]:
Они (тахмисы) - лучшие стихи Идриса в смысле классической формы стихосложения на арабском языке
Основные произведения[править | править код]
Среди его произведений дошедших до нас[1]:
1) "Тухфат ал-абрар".
2) "Баварик ал-Хавариф". Ответ на касыду Мама-Гиши, направленную против имамов.
3) Несколько тахмисов
4) Касыда, в которой он восхваляет семейство пророка.
5) Стихи различных форм и содержаний.
6) Большое количество корреспонденции
7) Научные статьи и комментарии.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Исмаил Ханмурзаев. Идрис Красноречивый http://kumukia.ru/article-9538.html
- ↑ 1 2 3 Каяев А. Тараджим улама Дагистан (на тюркском языке) (Биографии дагестанских ученых-арабистов) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.25. Оп.1. Д.1.
- ↑ 1 2 Дадаев, Юсуп Усманович (1951-). Наибы и мудиры Шамиля / Дадаев Ю. У. ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т истории, археологии и этнографии. - Махачкала : ДИНЭМ, 2009. - С.212
- ↑ 1 2 Гайдарбеков М. Идрис Эфенди из Эндирея // Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129.. М-ла, 1965.
- ↑ Идрисов Ю. Вероучители эпохи Кавказской войны // "Ёлдаш"/"Времена". 26.01.2007 г.
- ↑ 1 2 3 Гайдарбеков М. Идрис Эфенди из Эндирея / Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.129.. М-ла, 1965. С. 269.
- ↑ 1 2 Назир ад-Дургили Нузхат ал-азхан фи таражим уламa Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 95 .-223 с. Nadir ad-Durgilis (st. 1935). Nudhat al-azhan fi taragim ulama Dagistan / herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4.: Die Islamgelehrten Werke. Berlin, 2004.
- ↑ Назир Дургелинский. "Нузхат ал-азхан". Книга отнографии дагестанских ученых-арабистов. Рукописный Фонд Ин-та ИЯЛ
Мулай-Идрис — Путеводитель Викигид Wikivoyage
Мулай-Идрис находится в Среднем Атласе.
Город в 30 км от Мекнеса, в котором находится главная мусульманская святыня Марокко-усыпальница Мулая Идриса (Zaouia De Moulay Idriss), прямого потомка пророка Мухаммеда, принесшего ислам в Африку и основавшего на территории Марокко первое арабское государство.
Открыть карту
На самолёте[править]
На поезде[править]
На поезде надо доехать до ж-д станции Мекнес , а далее- на автотранспорте.
На автомобиле[править]
От автовокзала Мекнеса отходят гранд-такси, стоимось поездки 13dh, время в пути- около 40 минут
На автобусе[править]
От автовокзала Мекнеса отходят рейсовые автобусы , время поездки-около 50 минут, стоимость поездки 13dh.
На корабле[править]
Достопримечательности[править]

Из достопримечательностей города- цилиндрический минарет, украшенный зелеными керамическими плитками с сценами из Корана, построен в 1939г (1358г-по мусульманскому календарю) и непосредственно сам мавзолей Мулай Идриса, в который запрещен проход немусульманам, о чем напоминает брус, перегораживающий вход.
Дёшево[править]
Средней стоимости[править]
Дорого[править]
Где остановиться[править]
Ночевка в городе также немусульманам воспрещается. Отели в городе присутствуют класса 1-2 звезды, найти в них место не представляет особого труда — на стоянке такси у Вас обязательно об этом спросят и помогут устроиться в случае необходимости.
Меры предосторожности[править]
Идрис красноречивый - наиб Шамиля (Кавказская война)
Идрис эфенди из Эндирея
Идрис Эфенди, сын Мустафы, сына Али ал-Хафиза, сына Кади Мустафы - известный арабист, видный политический деятель, сподвижник и наиб Шамиля родился в древнем дагестанском ауле Эндирей. Год рождения его неизвестен.
Его отец Мустафа, тоже арабист и влиятельный человек в ауле, происходил из обедневших узденей. Из рода Идриса и раньше выходили алимы. Свидетельством этому служит его родословная. Дед его Али был хафизом, то есть знающим Коран наизусть, а прадед Мустафа исполнял обязанности кади в Эндирее. Большим учёным был и его старший брат Салих (ум. в 1281 г.х.), имевший прозвище «Насир ад-дин», что означает «помощник религии». Салих, будучи глубоко образованным человеком, очевидно, исполнял и некоторые административные функции в имамате. Так, к примеру, в письме, адресованном наибом Хази джамаатам сёл Акташ Аух и Юрт Аух, говорится о том, что муфтием и кадием этих сёл назначается эмигрант (мухаджир) Салих.
Про детство и учёбу Идриса известно очень мало. Основы арабоязычных наук он получил у своего отца, много знаний он получил и от проживавших в его родном городе Эндирее алимов, обра¬зованных филологов и богословов.
Затем Идрис обучался в различных аулах у самых лучших учёных Кумыкской равнины и Нагорного Дагестана. Среди учителей Идриса Мансур Гайдарбеков упоминает и Саида Араканского.
Идрис стал знатоком точных наук, философии и арабской литературы, одним из выдающихся ма¬стеров эпистолярного жанра своего времени. Его красноречие и ораторские способности были столь велики, что дагестанские алимы его даже прозвали - Идрис ал-Баяни, что означало "Идрис красноречивый".
Известно, что после завершения образования Идрис возвращается в родной аул и некоторое время преподаёт арабоязычные науки. Преподавательскую деятельность Идрис начал довольно рано, когда ему не было ещё двадцати пяти лет. Вскоре он становится известным преподавателем.
События, происходившие в это время, не могли оставить его равнодушным. К сожалению, мы не знаем обстоятельств, которые вынудили его, оставив свои мирные занятия, принять участие в вооружённой борьбе, "заменив тростниковое перо - оружием". Вполне вероятно, что это могло случиться под влиянием его знаменитого земляка, накшбандийского муршида Ташава хаджи. Ташав уже в 1834 году был провозглашён имамом Чечни и вёл боевые действия против царской армии, призывая различные джамааты Дагестана и Чечни присоединиться к его борьбе.
В это время Эндирей переживал смутные времена. Аул разделился на две взаимно враждующие группировки. Одна часть была сторонницей войны с Россией, костяк её составляли Ташав хаджи и Идрис эфенди. Другая часть была против войны: это были некоторые представители княжеских фамилий и кади Эндирея - Мама киши. Из-за непримиримых расхождений во взглядах первым пришлось покинуть Эндирей. Ташав, собрав своих мюридов и последователей, ушёл в Ичкерию. Спустя несколько лет, Идрис, вполне вероятно не без влияния Ташава, уходит к Шамилю. "Он эмигрировал (хаджара) к имаму Шамилю эфенди. Он служил ему годами душой и пером, верно и честно. Он не восставал против имама и не изменял ему. Он был (одним) из его преданных алимов. Имам его любил и уважал выше его достоинства", - сообщает о нём Назир Доргелинский. С этого периода Идрис фигурирует в источниках как «Ал-мухаджир Идрис».
Шамиль чрезвычайно уважал его и твёрдо верил ему, ценя его учёность и богобоязненность. Идрис был глубоко начитанным учёным. В то время было традицией устраивать маджлисы (научные и литературные собрания) и ему нередко случалось присутствовать на таких маджлисах, где учёные обсуждали богословские вопросы. Однажды, согласно преданию, Шамиль устроил маджлис, где посадил группу учёных по одну сторону от себя, а Идриса - по другую, и задал какой-то сложный вопрос. Когда эта группа не смогла ответить, он задал тот же вопрос Идрису - и он исчерпывающе ответил на него. После этого Шамиль сказал: «Вот за это я уважаю его и люблю!».
Вскоре, в марте 1847 г., за проявленные им инициативность и смелость, Шамиль, вместо мухаджира Миклик Муртазали, смещённого за нарушения, назначает Идриса эфенди наибом Ауха. По сведениям же известного чеченского писателя и историка А. Айдемирова, он сменяет на этом посту Гойтемира Ауховского, назначенного командующим кавалерией Шамиля.
Ему пришлось заниматься не только административными и военными делами. Он стал и сильным политическим деятелем, которому имамом было поручено заниматься всеми военными и политическими проблемами на Кумыкской равнине и соседних с нею землях Чечни.
Задача, поставленная перед ним, была чрезвычайно важна и сложна. И он неплохо с ней справлялся. Используя связи среди знатных лиц в Эндирее, он получал весьма ценную информацию. Естественно, всё это приносило пользу делу мюридизма, и тогда «…успехам, удачам честного Идриса не было предела». Характеризуя его, историк пишет так: "Идрис эфенди был одним из самых боевых наибов Шамиля,
участвовал в самых жарких сражениях и был награждён всеми знаками отличия". Он был награждён знаком, содержавшим надпись: "этот знак доблести совершенной и льву подобного … Идриса эфенди".
Согласно наградной системе имамата, правом награждения отличившихся воинов, помимо имама, пользовались и наибы. Так сохранился орден, вручённый Идрисом неизвестному удальцу в 1267 (1850-1851 гг. н.э.), на котором имеется надпись: "Это герой. В битве он нападает как лев. Героев много, но подобных ему нет. Даровал это Идрис эфенди в 1267".
По долгу службы, ему часто приходились встречаться с различными людьми, как со сторонниками мюридизма, так и с его противниками. В ауле было много людей, тайно сочувствующих идеям мюридизма и национально-освободительной борьбы. Они были подобны герою эпопеи М. Гралевского "Кавказ" Сулейман-беку, "сердце которого принадлежало Шамилю, а необходимость приковывала к Шамхалу, служащему царю". Бывало, он тайно встречался и с высокопоставленными офицерами царской армии и чиновниками местной администрации, получая сведения о передвижениях войск, о местах их дислокации.
Надо полагать, что и среди них встречались люди, симпатизировавшие идеям противоположной стороны. Вероятно, военные успехи Шамиля того периода в какой-то мере были связаны и с получаемыми от Идриса данными. Косвенными подтверждением этого является, что после разрыва отношений с ним, самого Шамиля всё чаще стали преследовать неудачи.
Некоторые приближённые к имаму особы и наибы весьма ревностно относились к успехам Идриса, завидуя его положению и тому уважению, которое оказывал ему Шамиль. Они начали исподволь настраивать против него имама, плести интриги, «подсиживать» его. Это происходило, вполне вероятно, не без влияния извне. " И, в конце концов, доносчики из наибов и других лжецов и клеветников донесли на него имаму". Они пользовались трудностью положения и двойственностью той миссии, которую выполнял Идрис. Паутина интриг и заговоров постепенно затягивала имамат.
Завистники Идриса не унимались, пытаясь вызвать недовольство им у Шамиля, используя всяческие возможности. Этот случай им быстро представился. Отряд наиба Кайирбека Буртунайского в 1848 году совершил набег на Эндирей. В 1848 году, после нападения отряда наиба Шамиля Кайирбека Буртунаевского на Эндирей, Идрис эфенди обрушился с критикой на методы борьбы мюридов с царскими войсками, от которых страдали не столько царские солдаты, защищённые крепостными стенами, сколько мирные кумыкские земледельцы. Окружавшие Шамиля льстецы извратили суть слов Идриса эфенди - и представили дело так, что тот якобы являлся участником обширного заговора, в который были втянуты и другие влиятельные в имамате люди.
Первоначально Шамиль категорически отвергал все их доводы. Однако, им удалось посеять у имама сомнения в преданности своего наиба. Шамиль долго колебался, не зная, как поступить. После долгих раздумий, Шамиль вызвал его, и прямо высказал свои сомнения, рассказав Идрису о том, что ему передают приближённые. Мансур Гайдарбеков приводит любопытное предание, рассказывая об обстоятельствах этой встречи: «… однажды, при подозрении, Шамиль пригласил его по этому поводу к себе домой. Когда подавали кушать, перед имамом поставили, между прочим, пшеничную лепёшку, а перед Идрисом - кукурузную. Это было сделано согласно заказу имама. Когда начали кушать, Идрис первым схватил пшеничную лепёшку и, разломав пополам, одну половину подал имаму, а другую оставил себе и сказал: "Слава Богу! Я не из тех, имам, которые оставляют пшеничный хлеб и кушают кукурузный". Это означало, что он не из тех, которые оставляют свою Родину и служат чужой». В ходе беседы ему удалось убедить Шамиля в своей преданности и верности.
Недоверие и сомнение сильно обижало и оскорбляло его. Но, учитывая сложившиеся обстоятельства, он с терпением и пониманием относился к подозрительности Шамиля.
Но не помогало Идрису вернуть доверие и то, что, благодаря невероятным усилиям, ему удалось получить и передать имаму информацию о готовящемся наступлении русских. Но Шамиль ему уже не доверял.
Шамиль отправил письмо и предложил Идрису обсудить все дела при личной встрече. Получив это послание, Идрис осознал: уже не осталось сомнений в том, что под влиянием интриг и наговоров, клеветникам удалось оторвать его от имама. Идрис эфенди решив, что Шамиль хочет расправиться с ним, тайно выехал в Тарки, под покровительство Шамхала, где, сдавшись царским властям, был амнистирован и вскоре занял должность сельского кадия Эндирея. Это событие произошло, видимо, в феврале-марте 1859 года.
Некоторое время спустя Идрис послал имаму письмо в прозе и стихах. В нём он объясняет ему существо дела и показывает факт предательства его некоторыми наибами. В тяжёлые времена они более всего заняты кляузами и доносительством, а зачастую и откровенным стяжательством, нежели интересами имамата. Очернителей он называет «скорпионами, волками и змеями».
Мысли о том, что имам поверил клеветникам, не имея на то никаких веских оснований, не оставляли его. Он писал с укором Шамилю:
О, какое наказание тому, кто страдал любовью к Вам. Отчуждению от Вас нет ни причины, ни доказательства,
Кроме слов клеветника, который собирал всякие хитрости против мужа, наука которого есть свет и объяснение.
Когда имам прочитал письмо, то очень сильно расстроился. До него дошло, что он намеренно был введён в заблуждение - а врагам удалось внести раскол между ними. Идрис был оклеветан с целью разлучить его с имамом. "Когда прочитал его письма, <…> убедился в предательстве наибов и лживости доносчиков - и сказал с плачем, что теперь моё государство и могущество находятся накануне распада", - пишет Назир из Доргели в своей книге.
После разрыва с Шамилем, он не вмешивался больше в политику и до конца жизни занимал должность главного кадия аула Эндирей, заменив на этом посту одного из своих главных идейных противников - Мама-Гиши Эндиреевского, занимаясь своим любимым делом – преподаванием.
Идрис имел богатую библиотеку, отличавшуюся большим разнообразием. Значительная часть книг была им собственноручно переписана. К сожалению, от его большой библиотеки мало что осталось. По рассказам очевидцев, после Октябрьской революции 1917 года во время гонений на религию большинство книг было сожжено. Уцелело лишь несколько рукописных книг. Большинство из них - это различного рода сборники цитат и выдержек из книг известных учёных. Имеются различного рода статьи по мусульманскому праву. В книгах встречаются мелкие комментарии по различным вопросам, в которых он излагает свои мысли.
Среди его произведений, дошедших до нас:
1) "Тухфат ал-абрар".
2) "Баварик ал-Хавариф". Ответ на касыду Мама-Гиши, направленную против имамов.
3) Несколько тахмисов.
4) Касыда, в которой он восхваляет семейство Пророка (мир ему и благословение).
5) Стихи различных форм и содержания.
6) Большое количество корреспонденции.
7) Научные статьи и комментарии.
Основной темой произведений Идриса является, главным образом, освободительное движение, защита деятелей мюридизма от порицаний и нападок некоторых алимов, стихи религиозного и морально-нравственного характера.
В письмах и посланиях он часто и умело приводит цитаты из Корана, хадисов, произведений классиков. Это говорит о том, что он был знаком с этими произведениями. Проза Идриса наиболее близко подходит к арабской прозе поздних времён.
Особенно он был силён в тахмисах. "Они (тахмисы) - лучшие стихи Идриса в смысле классической формы стихосложения на арабском языке", - пишет известный арабист Мансур Гайдарбеков.
Тахмис (تـخـمـيـس) – пятистишие, в котором после каждого бейта чужой газели добавляются три оригинальные строки. Как правило, тахмисы пишутся на газели великих поэтов. Таким образом, поэты более поздних поколений углубляли идеи и продолжали традиции своих предшественников. Вместе с тем, тахмисы говорят о большом поэтическом мастерстве автора, так как, по условиям жанра тахмиса, поэт должен придерживаться стиля, рифмы, ритма и других художественных особенностей того стихотворения, на которое пишется тахмис. Поэт может писать тахмис и на свои ранее созданные произведения. В конце тахмиса обычно упоминается тахаллус (поэтическое прозвание) автора и поэта, на газель которого сложен тахмис.
Умер Идрис своей смертью в 1290 году по хиджре (1873-1874 гг. н.э.) и похоронен в родном ауле Эндирей.
Исмаил Ханмурзаев, младший научный сотрудник Центра востоковедения ИИАЭ ДНЦ РАН.
Идрис Эльба и его жена вылечились от коронавируса
47-летний британский актер поделился радостной новостью со своими поклонниками. Идрис Эльба (Idris Elba) вышел из самоизоляции.
Артист сообщил, что двухнедельный карантин для него и его 30-летней супруги подошел в концу. Идрис и Сабрина на всякий случай даже посидели в изоляции немного дольше. Эльба по‑прежнему находится в американском штате Нью-Мексико. Он приехал туда на съемки нового фильма. После встречи с женой канадского премьера Джастина Трюдо, у которой обнаружили COVID-19, актер тоже сдал тест. Его жена отказалась изолироваться от него. Она также оказалась заражена и прошла лечение вместе с мужем.
Эльба рассказал о своем самочувствии. «Я просто хотел отправить небольшое сообщение о том, как мы поживаем. У нас обоих всё хорошо. На данный момент никаких симптомов нет. Мы в полном порядке. Мы так благодарны, что худшее из этого осталось позади», — отметил актер.

Супруги вышли из самоизоляции
twitter.com/idriselba
Супруги оказались в подвешенном состоянии, потому что они не могут вернуться в Великобританию из-за отмены полетов и закрытия границ. «Мы прошли карантин, но застряли в чистилище. Мы не можем вернуться домой самолетом, поэтому нам просто нужно немного посидеть», — продолжил Эльба.
Идрис признался, что он и его супруга привыкли к активной и подвижной жизни. Им было непросто в длительном уединении и безделье. Но они хорошо осознавали, что не могут поступить иначе. «У нас обоих всё хорошо, мы просто стараемся сохранять оптимизм. Я надеюсь, что вы, ребята, тоже проявляете мужество. Сохраняйте себя в здравом уме, не беспокойтесь и не паникуйте», — посоветовал известный британец.
Эльба обратился к тем, у кого подтвердили диагноз. Он напомнил, что у него был отягчающий фактор в виде бронхиальной астмы. «Поверь мне, старик, я думал, что мне будет гораздо хуже из-за того, что я астматик. Но я прошел через это, и ты тоже сможешь», — высказался звездный актер фильма «Книга Илая».
Идрис выразил признательность врачам, медсестрам и другим медицинским работникам, которые делают свое дело. Он заявил, что важно ценить их заслуги не только в это время, но и всегда, сообщает Daily Mail.

Идрис и Сабина не могут вернуться домой
twitter.com/idriselba
«Для любого, кто сейчас переживает трудные финансовые времена, это будет непростое время для всех. Держи голову выше. Это мое обращение, чтобы просто сказать: „Слушай, я всё еще здесь. Надеюсь, ты в порядке, мы будем бороться с этой штукой“», — отметил Идрис. Он поблагодарил многочисленных поклонников за теплые слова и поддержку, которую они оказали ему и его жене во время болезни.
О диагнозе актера стало известно в середине марта. Он побывал на благотворительном мероприятии, на котором присутствовала Софи Трюдо. Идрис высмеял обвинения Карди Би, которая выразила сомнения по поводу его болезни.
Наиб Шамиля (Идрис из Эндирея)
Ученый, богослов, государственный деятель, мюрид и наиб имама Шамиля Идрис из Эндирея известен на Северном Кавказе со второй половины XIX века. Отец Идриса был известным человеком в Дагестане, кадием и хафизом (знавшим Коран наизусть). Начальное исламское образование он получил у отца и у других ученых Индирея. Для получения более глубоких знаний Идрис отправился в горный Дагестан, к известным алимам того времени. За несколько лет он овладел основательно гуманитарным циклом наук – логикой, юриспруденцией, арабской филологией и т. д.
Кроме того, изучил все исламские науки. После окончания учебы Идрис вернулся в родное селение и, полный сил, начал преподавать в одном из самых популярных на кумыкской низменности Индиреевском медресе. Имея глубокие знания, сочетающиеся с добрыми деяниями, Идрис быстро приобрел уважение и почет не только среди односельчан, но и во всей округе.
Участие в газавате
Но деятельность Идриса совпала с набиравшим силу на Северном Кавказе движением под предводительством имамов против царского режима. Идрис и раньше был знаком с имамами и другими участниками движения, и зная о чистоте их намерений, с радостью принял весть об объявленном газавате. Но из истории мы знаем, что не все в Дагестане вначале присоединились к газавату. В некоторых селах, особенно крупных, ученые разделились на две группы – сторонников газавата и его противников. Так произошло и в Индирее. На стороне газавата выступили вставшие впоследствии героями Кавказской войны наиб имама Шамиля Ташав-хаджи и Идрис, к тому времени уже получивший уважительное прозвище – эфенди. Здесь разворачивалась иногда публичная полемика, в которой проявлялось красноречие и полемический талант дискутирующих.
Но надо заметить, что Индирей находился на оккупированной, подвластной царской России территории. И публичное выступление в защиту газавата могло привлечь внимание и соответствующее наказание со стороны царской власти. Но Идриса-эфенди это не остановило. Его решительные выступления против тирании царизма и критика тех, кто был против газавата, принесли ему славу смелого, не отступающего от Шариата человека. Вскоре Идрис-эфенди был назначен Шамилем наибом, где он проявил себя в качестве предводителя и отважного воина. Он имел славу одного из самых боевых имамов, участвовал чуть ли не во всех крупных сражениях. За это был награжден имамом всеми знаками боевого отличия. Идрис-эфенди призывал индиреевцев и других жителей плоскости во имя сохранения веры и свободы переселиться в горы, где крепка власть имамата, бросить хозяйство, вплоть до того, чтобы сжечь дома, дабы не достались врагу. Но, как бы там ни было, ему приходилось вести и дела в своем наибстве, используя политические хитрости. Он несколько раз, рискуя, тайно встречался с царскими генералами, заодно выведывая планы царской России на Кавказе. Эти встречи имели и положительный результат.
Клевета
Но не всем нравилась такая тактика работы Идриса, и скоро имаму Шамилю донесли, что наиб имеет тайные связи с русским командованием. Идрис знал, что имам попадает под влияние окружающих и может поверить доносам, и срочно спрятался у шамхала Тарковского. Оттуда он написал письмо имаму, объясняющее суть происходящего и заодно поведал о предательстве некоторых наибов. Прочитав письмо, имам убедился, что на Идриса донесли, пожалел о намерении убить его, и сказал, расплакавшись: «Теперь мое государство и могущество накануне распада». Так пишет Назир из Доргели в книге «Нузхат».
Идрис всецело поддерживал идеи и мысли имама Шамиля, а Гази-Мухаммада считал восстановителем и оживителем Ислама. Он не только делами, но и словами со свойственным ему красноречием отвечал на все выступления против газавата и имама. Особенно резко он выступал против своих же односельчан, критикующих имамат. Он утверждал, что имамы посланы Аллахом для восстановления Шариата, возвышения Ислама и освобождения Родины от завоевателей. Некоторые историки показывают, что Идрис-эфенди был слишком суровым и радикально настроенным к тому, что отрицается Шариатом. Думаю, что эта строгость и суровость была необходима в то время, когда повсюду наблюдался нравственный и духовный спад. Только такие меры и справедливые решения, согласно Шариату могли привести разрозненные нации к единству под знаменем Ислама, и вести их на защиту отечества, каким бы грозным ни был противник.
Труды
Идрис-эфенди, как и все ученые, оставил духовное наследство. Его перу принадлежат книги «Тухфат ал-абрар», «Баварик ал- Хавариф». «Баварик» – касыда, написанная в ответ на касыду Мама-Киши Индиреевского. Здесь Идрис опровергает все выпады Мама-Киши. Кроме этого, сохранились несколько тахмисов (пятистиший), составленных в классической стихотворной форме. Также найдены несколько его комментариев к богословским вопросам. Его глубокое знание арабской литературы и языка вылилось в правильный стиль. Кроме того, Идрис отличается справедливым и смелым подходом к освещаемой теме. Наследие и жизнедеятельность Идриса-эфенди изучается и в ближайшее время готовится к изданию труд, посвященный этому великому сыну Дагестана. Надеюсь, в этой работе будут освещены многие неизвестные события его жизни.
Идрис Гергебильский — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Идрис Гергебильский — наиб Койсубулинского участка, самый молодой военачальник имама Шамиля. Аварец по национальности.
Был назначен наибом в 1847 году, в возрасте 22 лет. Погиб в том же году во время Салтинского сражения.
Родился в аварском ауле Гергебиль, приблизительно в 1825 году. С 12 лет начал слушать проповеди Гази-Мухаммада, в 15 записался в мюриды Шамиля.
В феврале 1842 года Идрис становится участником обороны родового села. В одной из схваток Идрис потерял отца, дядю и брата, а его самого мюриды вывели в безопасное место.
Наиб Шамиля[править | править код]
В 1847 году русские войска вновь двинулись к Гергебилю. Всё дееспособное население села было объявлено гарнизоном крепости, во главе которого был поставлен Идрис. Женщины и дети, вместе с имуществом, отправились с соседние сёла Кудутль и Аракани.
После первого же дня обороны молодой Идрис получил от Шамиля жёлтую чалму наиба[2] и орден за храбрость. Идрису было также поручено днём оборонять село, а ночью совершать нападения на противника. Вскоре такая тактика принесла свои плоды. После длительного артиллерийского обстрела «запас снарядов, казавшийся вполне достаточным, истощился, а подвоз новых требовал нескольких недель». Поняв бессмысленность операции под Гергебилем, Воронцов снял осаду и направился в сторону Салты.
Оборона Салты[править | править код]
После удачной обороны Гергебиля, Шамиль назначил Идриса наибом всего койсубулинского общества и поручил ему возглавить защиту Салты, куда направились отряды Воронцова.
Для обороны Салты Идрису в подчинение было переведено 4400 человек и предоставлено 5 орудий. В июле 1847 года к Салте подошло 10-тысячное русское войско с 36 орудиями. Воронцов приказал войскам взять село в осаду и открыть по нему артиллерийский огонь. Из записок русского солдата: «Превосходство нашей артиллерии, конечно, не оставляло горцам надежды на сопротивление. Они надеялись лишь на свою храбрость и неустрашимость»[3]. Разрушив крепостные сооружения, Воронцов надеялся, что аварцы в ужасе капитулируют, однако падение части стен не помешало горцам успешно отразить атаки царских войск. Тогда, под прикрытием артиллерийской канонады, русские войска начали занимать овраги на подступах к Салте, строить блиндажи и редуты, рыть траншеи и устраивать безопасные ходы, постепенно приближаясь к крепости. Разрушив все башни и защитные сооружения до основания при помощи минных устройств, под массированным пушечным огнём Воронцов бросил свои отряды на решительный штурм.
Гибель[править | править код]
Видя, что отстоять аул в этой ситуации не удастся, Идрис приказал совершить прорыв окружения. Идрис со своим отрядом прорвался через ущелье к реке, но попал под огонь замаскированных артиллерийских батарей.
Известны две версии обстоятельств его гибели. По одной из них, боевые товарищи вынесли его с поля боя и похоронили на берегу реки. Позже была обнаружена могила с надгробием, на котором на арабском языке написано имя Идрис. Именно на эту могилу гергебильцы совершают зиярат, чтобы почтить память своего юного, героически погибшего односельчанина. Но, согласно другой версии, Пирогов (1810–1881) ампутировал голову погибшего в ходе штурма Идриса. Как настоящий врач, по свидетельствам современников, Пирогов не делал различия между "своими" и "чужими", оказывая необходимую помощь всем, кто в ней нуждался, включая пленных горцев, найденных в руинах Салта. Но наиба Идриса спасти он не смог. Пирогов вернулся в Петербург с большим багажом. Ученые восторгались блестящими результатами его операцией с применением эфирного наркоза в боевых условиях. А обыватели толпились у анатомического театра, где был выставлен привезенный Пироговым необыкновенный трофей – череп убитого наиба Идриса. Правда, привез он его в совершенно иных целях – для изучения антропологического типа кавказских горцев[4].
Именем койсубулинского наиба названы улицы в сёлах Гергебиль и Курми Гергебильского района Дагестана. В Гергебиле также действует конный завод имени Идриса, владельцем которого является прямой потомок наиба[5]. Дагестанский историк Юсуп Дадаев посвятил Идрису одноимённую научно-популярную монографию, в которой он повествует о жизни и деятельности молодого героя[6].
- ↑ Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А. П. Берже. — Тф.: Тип. Глав. управ. наместника кавказского, 1885. — Т. 10. — С. 466, № 423.
- ↑ Ношение чалмы в эпоху Шамиля означало причастность к государственной или военной службе. Наибы носили жёлтую чалму, духовные лица — зелёную. Переселенцы из Аравии считались особо уважаемыми в народе и поэтому им вручалась особая гранатовая чалма. Головной убор простых воинов, как и самого Шамиля, отличался белым цветом.
- ↑ Овладение укрепленным аулом Салты в Дагестане в 1847 году. — Воен.-поход. тип. Штаба Отд. кавказ. корпуса, 1847. — С. 48-49.
- ↑ Ибрагимова З.Б. Гергебиль – аул-крепость (исторические вехи) // Дагестанские святыни (сборник). Книга третья. Шихсаидов А. Р. (сост.) (неопр.). Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Дата обращения 6 января 2018.
- ↑ Официальный сайт Племенного конного завода имени наиба Идриса
- ↑ Дадаев, Юсуп Усманович. Наиб Идрис. Махачкала : ДИНЭМ, 2011. ISBN 978-5-91446-013-3 (в пер.) (неопр.).
- Ю. У. Дадаев. Наибы и мудиры Шамиля. — Мх., 2009.
- Ю. У. Дадаев. Наиб Идрис. — Мх., 2011.
- Ш. М. Казиев. Имам Шамиль. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 383 с. — ISBN 978-5-235-03332-0.
идрис эфенди из эндирея
Идрис Эфенди, сын Мустафы, сына Али ал-Хафиза, сына Кади Мустафы — известный арабист, видный политический деятель, сподвижник и наиб Шамиля родился в древнем дагестанском ауле Эндирей. Год рождения его неизвестен.
Его отец Мустафа, тоже арабист и влиятельный человек в ауле, происходил из обедневших узденей. Из рода Идриса и раньше выходили алимы. Свидетельством этому служит его родословная. Дед его Али был хафизом, то есть знающим Коран наизусть, а прадед Мустафа исполнял обязанности кади в Эндирее. Большим учёным был и его старший брат Салих (ум. в 1281 г.х.), имевший прозвище «Насир ад-дин», что означает «помощник религии». Салих, будучи глубоко образованным человеком, очевидно, исполнял и некоторые административные функции в имамате. Так, к примеру, в письме, адресованном наибом Хази джамаатам сёл Акташ Аух и Юрт Аух, говорится о том, что муфтием и кадием этих сёл назначается эмигрант (мухаджир) Салих.
Про детство и учёбу Идриса известно очень мало. Основы арабоязычных наук он получил у своего отца, много знаний он получил и от проживавших в его родном городе Эндирее алимов, обра¬зованных филологов и богословов.
Затем Идрис обучался в различных аулах у самых лучших учёных Кумыкской равнины и Нагорного Дагестана. Среди учителей Идриса Мансур Гайдарбеков упоминает и Саида Араканского. Идрис стал знатоком точных наук, философии и арабской литературы, одним из выдающихся мастеров эпистолярного жанра своего времени. Его красноречие и ораторские способности были столь велики, что дагестанские алимы его даже прозвали — Идрис ал-Баяни, что означало "Идрис красноречивый".
Известно, что после завершения образования Идрис возвращается в родной аул и некоторое время преподаёт арабоязычные науки. Преподавательскую деятельность Идрис начал довольно рано, когда ему не было ещё двадцати пяти лет. Вскоре он становится известным преподавателем.
События, происходившие в это время, не могли оставить его равнодушным. К сожалению, мы не знаем обстоятельств, которые вынудили его, оставив свои мирные занятия, принять участие в вооружённой борьбе, "заменив тростниковое перо — оружием". Вполне вероятно, что это могло случиться под влиянием его знаменитого земляка, накшбандийского муршида Ташава хаджи. Ташав уже в 1834 году был провозглашён имамом Чечни и вёл боевые действия против царской армии, призывая различные джамааты Дагестана и Чечни присоединиться к его борьбе.
В это время Эндирей переживал смутные времена. Аул разделился на две взаимно враждующие группировки. Одна часть была сторонницей войны с Россией, костяк её составляли Ташав хаджи и Идрис эфенди. Другая часть была против войны: это были некоторые представители княжеских фамилий и кади Эндирея — Мама киши. Из-за непримиримых расхождений во взглядах первым пришлось покинуть Эндирей. Ташав, собрав своих мюридов и последователей, ушёл в Ичкерию. Спустя несколько лет, Идрис, вполне вероятно не без влияния Ташава, уходит к Шамилю. "Он эмигрировал (хаджара) к имаму Шамилю эфенди. Он служил ему годами душой и пером, верно и честно. Он не восставал против имама и не изменял ему. Он был (одним) из его преданных алимов. Имам его любил и уважал выше его достоинства", — сообщает о нём Назир Доргелинский. С этого периода Идрис фигурирует в источниках как «Ал-мухаджир Идрис».
Шамиль чрезвычайно уважал его и твёрдо верил ему, ценя его учёность и богобоязненность. Идрис был глубоко начитанным учёным. В то время было традицией устраивать маджлисы (научные и литературные собрания) и ему нередко случалось присутствовать на таких маджлисах, где учёные обсуждали богословские вопросы. Однажды, согласно преданию, Шамиль устроил маджлис, где посадил группу учёных по одну сторону от себя, а Идриса — по другую, и задал какой-то сложный вопрос. Когда эта группа не смогла ответить, он задал тот же вопрос Идрису — и он исчерпывающе ответил на него. После этого Шамиль сказал: «Вот за это я уважаю его и люблю!». Вскоре, в марте 1847 г., за проявленные им инициативность и смелость, Шамиль, вместо мухаджира Миклик Муртазали, смещённого за нарушения, назначает Идриса эфенди наибом Ауха.
Ему пришлось заниматься не только административными и военными делами. Он стал и сильным политическим деятелем, которому имамом было поручено заниматься всеми военными и политическими проблемами на Кумыкской равнине и соседних с нею землях Чечни.
Задача, поставленная перед ним, была чрезвычайно важна и сложна. И он неплохо с ней справлялся. Используя связи среди знатных лиц в Эндирее, он получал весьма ценную информацию. Естественно, всё это приносило пользу делу мюридизма, и тогда «…успехам, удачам честного Идриса не было предела». Характеризуя его, историк пишет так: "Идрис эфенди был одним из самых боевых наибов Шамиля,
участвовал в самых жарких сражениях и был награждён всеми знаками отличия". Он был награждён знаком, содержавшим надпись: "этот знак доблести совершенной и льву подобного … Идриса эфенди". Согласно наградной системе имамата, правом награждения отличившихся воинов, помимо имама, пользовались и наибы. Так сохранился орден, вручённый Идрисом неизвестному удальцу в 1267 (1850-1851 гг. н.э.), на котором имеется надпись: "Это герой. В битве он нападает как лев. Героев много, но подобных ему нет. Даровал это Идрис эфенди в 1267".
По долгу службы, ему часто приходились встречаться с различными людьми, как со сторонниками мюридизма, так и с его противниками. В ауле было много людей, тайно сочувствующих идеям мюридизма и национально-освободительной борьбы. Они были подобны герою эпопеи М. Гралевского "Кавказ" Сулейман-беку, "сердце которого принадлежало Шамилю, а необходимость приковывала к Шамхалу, служащему царю". Бывало, он тайно встречался и с высокопоставленными офицерами царской армии и чиновниками местной администрации, получая сведения о передвижениях войск, о местах их дислокации.
Надо полагать, что и среди них встречались люди, симпатизировавшие идеям противоположной стороны. Вероятно, военные успехи Шамиля того периода в какой-то мере были связаны и с получаемыми от Идриса данными. Косвенными подтверждением этого является, что после разрыва отношений с ним, самого Шамиля всё чаще стали преследовать неудачи.
Некоторые приближённые к имаму особы и наибы весьма ревностно относились к успехам Идриса, завидуя его положению и тому уважению, которое оказывал ему Шамиль. Они начали исподволь настраивать против него имама, плести интриги, «подсиживать» его. Это происходило, вполне вероятно, не без влияния извне. " И, в конце концов, доносчики из наибов и других лжецов и клеветников донесли на него имаму". Они пользовались трудностью положения и двойственностью той миссии, которую выполнял Идрис. Паутина интриг и заговоров постепенно затягивала имамат.
Завистники Идриса не унимались, пытаясь вызвать недовольство им у Шамиля, используя всяческие возможности. Этот случай им быстро представился. Отряд наиба Кайирбека Буртунайского в 1848 году совершил набег на Эндирей. В 1848 году, после нападения отряда наиба Шамиля Кайирбека Буртунаевского на Эндирей, Идрис эфенди обрушился с критикой на методы борьбы мюридов с царскими войсками, от которых страдали не столько царские солдаты, защищённые крепостными стенами, сколько мирные кумыкские земледельцы. Окружавшие Шамиля льстецы извратили суть слов Идриса эфенди — и представили дело так, что тот якобы являлся участником обширного заговора, в который были втянуты и другие влиятельные в имамате люди.Первоначально Шамиль категорически отвергал все их доводы.
Однако, им удалось посеять у имама сомнения в преданности своего наиба. Шамиль долго колебался, не зная, как поступить. После долгих раздумий, Шамиль вызвал его, и прямо высказал свои сомнения, рассказав Идрису о том, что ему передают приближённые. Мансур Гайдарбеков приводит любопытное предание, рассказывая об обстоятельствах этой встречи: «… однажды, при подозрении, Шамиль пригласил его по этому поводу к себе домой. Когда подавали кушать, перед имамом поставили, между прочим, пшеничную лепёшку, а перед Идрисом — кукурузную. Это было сделано согласно заказу имама. Когда начали кушать, Идрис первым схватил пшеничную лепёшку и, разломав пополам, одну половину подал имаму, а другую оставил себе и сказал: "Слава Богу! Я не из тех, имам, которые оставляют пшеничный хлеб и кушают кукурузный". Это означало, что он не из тех, которые оставляют свою Родину и служат чужой». В ходе беседы ему удалось убедить Шамиля в своей преданности и верности.
Недоверие и сомнение сильно обижало и оскорбляло его. Но, учитывая сложившиеся обстоятельства, он с терпением и пониманием относился к подозрительности Шамиля.
Но не помогало Идрису вернуть доверие и то, что, благодаря невероятным усилиям, ему удалось получить и передать имаму информацию о готовящемся наступлении русских. Но Шамиль ему уже не доверял. Шамиль отправил письмо и предложил Идрису обсудить все дела при личной встрече. Получив это послание, Идрис осознал: уже не осталось сомнений в том, что под влиянием интриг и наговоров, клеветникам удалось оторвать его от имама. Идрис эфенди решив, что Шамиль хочет расправиться с ним, тайно выехал в Тарки, под покровительство Шамхала, где, сдавшись царским властям, был амнистирован и вскоре занял должность сельского кадия Эндирея. Это событие произошло, видимо, в феврале-марте 1859 года.
Некоторое время спустя Идрис послал имаму письмо в прозе и стихах. В нём он объясняет ему существо дела и показывает факт предательства его некоторыми наибами. В тяжёлые времена они более всего заняты кляузами и доносительством, а зачастую и откровенным стяжательством, нежели интересами имамата. Очернителей он называет «скорпионами, волками и змеями». Мысли о том, что имам поверил клеветникам, не имея на то никаких веских оснований, не оставляли его. Он писал с укором Шамилю:
О, какое наказание тому, кто страдал любовью к Вам. Отчуждению от Вас нет ни причины, ни доказательства, Кроме слов клеветника, который собирал всякие хитрости против мужа, наука которого есть свет и объяснение. Когда имам прочитал письмо, то очень сильно расстроился. До него дошло, что он намеренно был введён в заблуждение — а врагам удалось внести раскол между ними. Идрис был оклеветан с целью разлучить его с имамом. "Когда прочитал его письма, <…> убедился в предательстве наибов и лживости доносчиков — и сказал с плачем, что теперь моё государство и могущество находятся накануне распада", — пишет Назир из Доргели в своей книге. После разрыва с Шамилем, он не вмешивался больше в политику и до конца жизни занимал должность главного кадия аула Эндирей, заменив на этом посту одного из своих главных идейных противников — Мама-Гиши Эндиреевского, занимаясь своим любимым делом – преподаванием.
Идрис имел богатую библиотеку, отличавшуюся большим разнообразием. Значительная часть книг была им собственноручно переписана. К сожалению, от его большой библиотеки мало что осталось. По рассказам очевидцев, после Октябрьской революции 1917 года во время гонений на религию большинство книг было сожжено. Уцелело лишь несколько рукописных книг. Большинство из них — это различного рода сборники цитат и выдержек из книг известных учёных. Имеются различного рода статьи по мусульманскому праву. В книгах встречаются мелкие комментарии по различным вопросам, в которых он излагает свои мысли.
Среди его произведений, дошедших до нас: 1) "Тухфат ал-абрар". 2) "Баварик ал-Хавариф". Ответ на касыду Мама-Гиши, направленную против имамов. 3) Несколько тахмисов. 4) Касыда, в которой он восхваляет семейство Пророка (мир ему и благословение). 5) Стихи различных форм и содержания. 6) Большое количество корреспонденции. 7) Научные статьи и комментарии.
Основной темой произведений Идриса является, главным образом, освободительное движение, защита деятелей мюридизма от порицаний и нападок некоторых алимов, стихи религиозного и морально-нравственного характера. В письмах и посланиях он часто и умело приводит цитаты из Корана, хадисов, произведений классиков. Это говорит о том, что он был знаком с этими произведениями. Проза Идриса наиболее близко подходит к арабской прозе поздних времён.
Особенно он был силён в тахмисах. "Они (тахмисы) — лучшие стихи Идриса в смысле классической формы стихосложения на арабском языке", — пишет известный арабист Мансур Гайдарбеков.
Тахмис (تـخـمـيـس) – пятистишие, в котором после каждого бейта чужой газели добавляются три оригинальные строки. Как правило, тахмисы пишутся на газели великих поэтов. Таким образом, поэты более поздних поколений углубляли идеи и продолжали традиции своих предшественников. Вместе с тем, тахмисы говорят о большом поэтическом мастерстве автора, так как, по условиям жанра тахмиса, поэт должен придерживаться стиля, рифмы, ритма и других художественных особенностей того стихотворения, на которое пишется тахмис. Поэт может писать тахмис и на свои ранее созданные произведения. В конце тахмиса обычно упоминается тахаллус (поэтическое прозвание) автора и поэта, на газель которого сложен тахмис.
Умер Идрис своей смертью в 1290 году по хиджре (1873-1874 гг. н.э.) и похоронен в родном ауле Эндирей.
Идрис Хайбулаев сражался геройски | Милли Фирка
Хайбулаев Идрис, уроженец г. Судак, 1915 г.р. На фронте с 13.12.1941г. Беспартийный. 16 марта 1942 г. командир 39-й отдельной стрелковой бригады подполковник Полевик и военком бригады старший батальонный комиссар Багаев представили командира взвода автоматчиков 1-го отдельного стрелкового батальона лейтенанта Хайбулаева к званию Героя Советского Союза.
В представлении к высшей правительственной награде сказано:
«В бою под деревней Починки 29 января 1942 г. тов. Хайбулаев проявил исключительное геройство в борьбе против фашистских извергов. На рассвете 29 января 1942 г. батальон на большаке между Крестами и Велижем, встретив большой обоз противника с пехотным прикрытием, атаковал его. Фашисты, укрывшись за сани, орудия и убитых лошадей, ели по батальону ураганный огонь, не давая возможности батальону броситься в атаку. Лейтенанту Хайбулаеву со взводом было приказано переползти через большак и атаковать противника с тыла. Тов. Хайбулаев это приказание выполнил с честью. Под сильным автоматным и пулеметным огненм фашистов в непосредственной близости от них пересек большак и, зайдя в тыл фашистам, открыл дружный огонь из автоматов. Фашисты не выдержали и бросились бежать. Тов. Хайбулаев с криком «За Сталина!», «За Родину!» повел автоматчиков за собой. Фашисты в панике бежали, бросая оружие и боеприпасы. Тов. Хайбулаев подбежал к брошенному фашистами орудию, зарядил его и стал расстреливать артиллерийским огнем убегающих фашистов. Нов это время тов. Хайбулаев был ранен в обе ноги и после ранения, несмотря на то, что не мог стоять на ногах, он расстреливал фашистов из своего автомата. Действия тов. Хайбулаева обеспечили полностью выполнение задания батальону…».
15.05.1942 г. командующий 4-й Ударной армии генерал-майор Курасов и член Военного Совета 4УдА бригадный комиссар Рудаков вынесли резолюцию о награждении Хайбулаева орденом «Красного Знамени».
Приказом № 0263/н от 22 июля 1942г. по войскам Калининского фронта командир взвода автоматчиков 1-го отдельного стрелкового батальона 39ОСБр 4 УдА лейтенант Хайбулаев Идрис был награждён орденом «Красного Знамени».
(ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, ед. хр. 195)
Асан Хуршутов, г. Ялта
Мухаммад аль-Идриси — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мухаммад аль-Идриси | |
---|---|
араб. محمد الإدريسي | |
Памятник аль-Идриси в Сеуте | |
Имя при рождении | Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Идрис |
Прозвище | аш-Шариф аль-Идриси |
Профессия, род деятельности | картограф, географ, египтолог, историк, ботаник, писатель |
Дата рождения | 1100(1100) |
Место рождения | |
Дата смерти | 1165(1165) |
Место смерти | |
Страна | |
Вероисповедание | ислам |
Отец | Мухаммад ибн Абдуллах |
Направление деятельности | картография |
Труды | Книга Рожера |
Медиафайлы на Викискладе | |
Информация в Викиданных |
Абу́ ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Идри́си (араб. أبو عبد الله محمد بن محمد الإدريسي; , Сеута — , Сицилия или Сеута) — арабский географ, автор географического сочинения, составленного по инициативе короля Сицилии Рожера II в 1154 году. Известен как аш-Шариф аль-Идриси или просто аль-Идриси (араб. الإدريسي). В его честь названы горы аль-Идриси на Плутоне (название утверждено МАС 7 сентября 2017 года)[2].
Его полное имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Идрис аль-Хаммуди аль-Кураши. Он был потомком эмирского рода Идрисидов (ветви Алидов), но ко времени его рождения семья давно лишилась власти. Родился он в Сеуте, но образование получил в Кордове. С юности много путешествовал, в 1116 году находился в Малой Азии, также (по мнению И. Ю. Крачковского) посетил Францию и Англию, объездил Испанию и Марокко. Около 1138 года переехал в Палермо ко двору Рожера II. Умер в 1165 или 1166 году на Сицилии[3][4]. По другой версии, через некоторое время после смерти короля аль-Идриси вернулся на родину, где и скончался.

Основное сочинение «Нузхат алm-муштак фи-хтирак алm-афак» (варианты перевода: И. Ю. Крачковский: «Развлечение истомленного в странствии по областям»; И. Г. Коновалова: «Отрада страстно желающего пересечь мир») было завершено в январе 1154 года и известно также под названием «ал-Китаб ар-Руджжари» («Книга Рожера»). В предисловии к нему Идриси говорит об интересе короля Рожера к географии и его приказе составить книгу, обобщающую сведения греческих и арабских географов. Ранее (как сообщает сам Идриси и арабский биограф XIV века ас-Сафади[5]) король приказал отлить из серебра диск с детальной картой мира и составить бумажные карты, вслед за чем и была составлена книга. Также Рожер не только расспрашивал путешественников, но и (согласно ас-Сафади) посылал людей в различные страны для сбора сведений.
Во введении Идриси называет свои основные источники: это Птолемей (зависимость от которого достаточно велика[6]) и Орозий из античных авторов, а из арабских: Ибн Хордадбех, ал-Йакуби, Кудама ал-Басри, ал-Масуди, ал-Джайхани, Ибн Хаукаль, ал-Узри, а также плохо известные Джанах ибн Хакан ал-Кимаки, Муса ибн Касим ал-Каради и Исхак ибн ал-Хасан ал-Мунаджжим.
В начале сочинения даётся общее описание Земли, она делится на семь климатов (широтных зон), а каждый из них — на 10 зон с запада на восток. Таким образом, 70 секций сочинения связаны с 70 прилагавшимися картами. По подсчётам К. Миллера, на картах нанесено около 2500 наименований объектов, а в тексте — более 6000[7]. В частности, описание страны ар-Русиййа (Русь) включено в 5 секцию VI климата и 4 и 5 секции VII климата и содержит названия более 20 городов[8].
В сочинении содержатся сведения обо всех известных арабам странах, от Западной Африки до Скандинавии и от Марокко до Китая. Согласно Крачковскому, с именем Идриси связан третий и последний период арабской картографии, говорящий о некотором регрессе, ибо на картах теряется понимание значения географической широты и долготы.
Также Идриси был автором сочинения по фармакогнозии[9], известного по рукописи; от географического сочинения «Рауд ал-унс ва нузхат ан-нафс» («Сад приязни и развлечение души»), составленного для Вильгельма I, сохранилось лишь несколько цитат[10]; также известны отрывки его стихов[11].
Труд Идриси остался неизвестным латинским авторам XII—XIII веков[12][13]. Последующая арабская традиция обращалась к его труду редко, его используют Ибн Саид аль-Магриби и Абу-ль-Фида. Самая ранняя из сохранившихся рукописей Идриси хранится в Париже и датируется около 1300 года[14].
Тем не менее позже Идриси стал одним из наиболее известных в Европе средневековых арабских географов, чему способствовали ранние издания его труда. Первое арабское издание появилось в Риме в типографии Медичи в 1592 году и передавало сокращенную редакцию труда Идриси; по этому же изданию был сделан латинский перевод 1619 года, по недоразумению названный «Geographia Nubiensis», ибо переводчики посчитали автора уроженцем Судана. В 1836—1840 годах П. А. Жобер выпустил полный французский перевод книги.
Полное издание труда Идриси в оригинале вышло лишь в XX веке:
- Al-Idrisi. Opus geographicum sive «Liber ad eorum delectationem qui terras peragrare studeant». Neapoli; Romae, 1970—1984. Fasc. I—IX.
Именем Идриси назван аэропорт (англ.) в марокканском городе Эль-Хосейма.
Переводы отрывков на русский язык:
- Извлечения / Пер. С. Волина // Материалы по истории туркмен и Туркмении. — М.; Л., 1939. — Т. 2. — С. 220—222.
- Отрывки // Арабские источники X—XII веков по этнографии и истории Африки южнее Сахары. / Пер. В. В. Матвеева и Л. Е. Куббеля. — М.; Л., 1965.
- Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. — М.: Восточная литература, 2006. — 328 с. — (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).(перевод отрывков занимает стр. 108—128)
- ↑ https://www.britannica.com/biography/al-Sharif-al-Idrisi
- ↑ Pluto Features Given First Official Names (неопр.). Международный астрономический союз (7 сентября 2017). Дата обращения 15 сентября 2017.
- ↑ Idrisi, ash-Sharif al-. (2008). In Encyclopædia Britannica. Retrieved April 6, 2008, from Encyclopædia Britannica Online
- ↑ Wadie Jwaideh. Ash-Sharīf al-Idrīsī (англ.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 24 апреля 2019.
- ↑ Крачковский И. Ю., 2004, с. 282—286.
- ↑ Крачковский И. Ю., 2004, с. 290—291.
- ↑ Коновалова И. Г., 2006, с. 13.
- ↑ Коновалова И. Г., 2006, с. 117, 126, 127.
- ↑ Крачковский И. Ю., 2004, с. 295.
- ↑ Согласно Крачковскому, писавшему в 1940-х годах, в Стамбуле была найдена рукопись извлечений из этого сочинения; но И. Г. Коновалова в новейшей работе о них не упоминает.
- ↑ Коновалова И. Г., 2006, с. 7.
- ↑ Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. — М., 1988. — С. 81.
- ↑ Крачковский И. Ю., 2004, с. 297.
- ↑ Коновалова И. Г., 2006, с. 13—14.
- Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература. — 2. — М., 2004. — С. 281—299.
- Коновалова И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. — М.: Восточная литература, 1999.
- Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. — М.: Восточная литература, 2006. — 328 с. — (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
- Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщения о докл. и полевых исслед. Ин-та истории материальной культуры АН СССР (КСИИМК). Вып. 43. М., 1952. — С. 3—44, картосхемы.
- Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1982. — С. 178—183.
- Бейлис В. М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель // Древнейшие государства на территории СССР, 1982 г. — М., 1984. — С. 208—228.
- Кендерова С. Т. Сведения ал-Идриси о Балканах и их источники. Автореф. канд. дисс. — Л., 1986.
- Кумеков Б. Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков VIII—XIV вв.: Научно-аналитический обзор. — Алма-Ата, 1987.
- Ahmad, S. Maqbul, India and the Neighbouring Territories in the «Kitab nuzhat al-mushtaq fi’khtiraq al-'afaq» of al-Sharif al-Idrisi. — Leiden: E. J. Brill, 1960.
Пещера Салавата. Идрисовская пещера
“Пещера Салавата”, – так называют Идрисовскую пещеру, которая расположена в Салаватском районе Республики Башкортостан близ деревни Идрисово (Идрис). Но более правильное название – Идрисовская пещера (Киссяташ или Дворец), поскольку пребывание Салавата Юлаева и его сподвижников именно в этой пещере – легенда, нежели доподлинно установленный факт.
Деревня Идрисово находится неподалеку от знаменитого источника Кургазак (башк. – Коргазак). Если вы едете сюда из Перми или Свердловска (из Ачита), то проезжаете Кургазак и направляетесь в сторону Уфы (Сима). Если идете по трассе М5 (Самара – Уфа – Челябинск), то сворачиваете после Сима на Красноуфимск (Ачит). Указатель покажет дорогу на Идрисово (Идрис). 7 км.
Идрисовская пещера. Как добраться?
Деревня Идрисово находится неподалеку от знаменитого источника Кургазак. Если вы едете со стороны Перми или Свердловска (из Ачита), то проезжаете Кургазак и едете в сторону Уфы (Сима). Если идете по трассе М5 (Самара – Уфа – Челябинск), то сворачиваете после Сима на Красноуфимск (Ачит). Указатель покажет дорогу на Идрисово (Идрис). 7 км.
Дорога там гравийная, пыльная, но, к счастью, ехать по ней недолго. Запаситесь терпением.
Вот и деревня Идрисово. На указателе значится Идрис – это башкирский вариант написания.
Спросили у местной жительницы дорогу. На всякий случай.
Где-то за деревней стоит самодельный знак “Пещ. Салавата“. Странно: место знаменитое, а нормального указателя нет.
И опять по гравийной дороге.
Наконец-то видим шлагбаум. Открытый.
Въезжаем на автостоянку. Такса – 50 руб.
По правую руку, в низине – летнее кафе, сплошь из каких-то невразумительных палаток. Не стали даже заходить.
Указателей нет. И спросить не у кого, куда идти. Отыскиваем глазами спуск, который, видимо, ведет к пещере Салавата.
Проходим по мостику через ручей.
Дорога идет вверх. Идем к указателю.
К этому. Написано на двух языках, что перед нами – памятник археологии, объект культурного наследия федерального значения. Он подлежит государственной охране и лица, причинившие ему вред, несут ответственность. Запомните, пожалуйста, эти слова.
Дорога довольно-таки круто берет вверх. Без трапов пришлось бы туго.
Трапы неожиданно кончаются и дальше идем по каменистой тропинке. Местами подъем довольно-таки затруднителен.
Вид на тропинку сверху.
Ворон все время кружил над нами, внося диссонанс в идиллическую картину природы.
Вид на реку Юрюзань. Просто потрясающий.
В горной гряде стали видны две зияющие дыры. Сердце забилось сильнее.
Мощный зум-объектив попал в Идрисовскую пещеру раньше нас.
Природа завораживает своей красотою, необычностью и цветом.
Тропинка к пещере проходит вдоль крутого берега. Высота – 45 метров.
Общий вид Идрисовской пещеры. Величественной и красивой. Обратите внимание, у пещеры один большой вход (грот) и два маленьких окна справа. Просматриваются внутренние проемы.
Вход в Идрисовскую пещеру. Он слева и ниже роста взрослого человека. Справа проем, в который не влезет даже ребенок.
Первая комната, я бы назвал ее прихожей. Сравнительно небольшое помещение, где может уместиться лишь несколько человек.
Потолочная часть пещеры. Разлом.
А теперь подходим к самому главному – входу в основное помещение. Прихожую и комнату разделяет проход, довольно-таки узкий и низкий.
Проходим постепенно внутрь. Вокруг темно. Лишь мощная фотовспышка позволила сделать все эти отчетливые кадры. В большой комнате Идрисовской пещеры на полу виднеется некое скопление камней, которое, возможно, служило для организации костра. Дым вполне себе мог уходить через дыры в потолке.
Не знаю как вы, но я усмотрел в разбросанных камнях некий порядок, систему. Ничего лишнего. Источники говорят, что “…на полу встречаются кости животных, древесные и растительные остатки” и “в пещере (найдены) кости ископаемых животных и осколки кремня палеолитического облика, а так же антропоморфные изображения, сделанные охрой“.
Иными словами, в Идрисовской пещере имелись наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми. Но лично мы их не видели. Для работы в пещере нужны осветительные приборы, стремянка, время и так далее.
Основная комната пещеры имеет весьма внушительные размеры. Думаю, метров 60 квадратных метров будет. Не могу понять, откуда взялись следующие размеры у ученых: “Общая протяженность пещеры – 93 м, амплитуда – 10 м, площадь пола – 213 кв. м, объем – 482 куб. м” (Мартин, Смирнов, Соколов, 1993). Например, по протяженности пещера от силы метров 30, а ученые дают все 93. Возможно, я чего-то там не заметил, какой-нибудь потайной ход. Всмотритесь в снимки. Где здесь 93 метра?
На фотографии снизу виден проем, якобы уходящий вдаль. Но это иллюзия. Пещера явно не имеет глубокого продолжения.
Если Салават Юлаев и его сподвижники и правда были в этой пещере, то, сидя у костра, они могли видеть именно такой выход.
На снимке внизу – потолочная часть Идрисовской пещеры.
Мы опять в прихожей. Еще один взгляд на проем, ведущий в большую комнату.
Любители красивых фото могут отвести душу.
Река Юрюзань.
Наскальные рисунки современных первобытных людей. Помните про надпись об охране культурного наследия? И кто соблюдает эти законы? Кто следит за их соблюдением? Идрисовская пещера абсолютно беззащитна перед вандалами с баллончиками краски.Пройдет время, тут все заляпают пошлыми и никчемными надписями “Здесь был Петя” или “Руслан“.
Обращаюсь к Министерству культуры РБ: наведите, пожалуйста, порядок! Поставьте охрану, видеокамеру, взимайте деньги за осмотр достопримечательностей.
Красота Башкирии. Ни с чем не сравнимая.
Тонкая перегородка, разделяющая “оконные проемы” Идрисовской пещеры. Со временем рухнет, не устоит. И пещера явно потеряет в красоте.
Внизу – коридор, ведущий от пещеры к “окнам”.
Природа в первозданном ее виде. Салават Юлаев, если он и правда тут был, мог наблюдать именно такие пейзажи. Жаль, век его вольницы был недолог. В 22 года он был заточен в крепость Рогервик в Эстонии на вечную каторгу. Почитайте мою статью о том, где и как он содержался.
Верхняя часть входа (грота) пещеры Салавата.
Азат! Ты зачем написал тут свое имя?!
Cовременные дикари не жалеют краску на написание собственных имен. Тщеславие это или что?
Пора идти назад. Еще один взгляд на Идрисовскую пещеру Салавата.
Спуск.
Когда мы спустились вниз, то увидели очередную группу людей, идущих к знаменитой пещере. Народная тропа к ней, видимо, не зарастет никогда. По крайней мере, пока Идрисовскую пещеру не испоганят или не разрушат до основания.
Поэтому еще раз призываю власти обратить внимание на плачевное состояние Идрисовской пещеры. Если промолчит Минкульт РБ, то пусть проявят волю представители администрации Салаватского района и выделят деньги на обустройство этих мест. Президент Р. Хамитов не раз говорил, что надо развивать внутренний туризм. Почему вы бездействуете? Почему не облагородите территорию вокруг пещеры, ведь сюда приезжают люди из других регионов России?
В общем, пора привести эти места в порядок.
Засим прощаюсь с вами, друзья. Надеюсь, мой фоторепортаж вас порадовал. Если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите мне на Одноклассниках или на e-mail: [email protected]