Где находится хурул в москве


Московский Буддийский Центр Ламы Цонкапы

Московский буддийский Центр Ламы Цонкапы — религиозная организация, объединяющая последователей традиционного буддизма Махаяны в городе Москве. Центр создан группой учеников постоянно живущего в России тибетского ламы (наставника) Досточтимого геше Джампа Тинлея, который является духовным руководителем этой организации. Центр носит имя Ламы Цонкапы – основателя школы Гелуг, выдающегося ученого и практика тибетского буддизма, который почитается наравне с Буддой Шакьямуни.

Буддийский Центр Ламы Цонкапы существует более 20 лет и является одной из старейших буддийских религиозных организаций в Москве. Учитывая, что в Москве до сих пор нет ни одного буддийского храма, Центр Ламы Цонкапы является таким храмом для многих московских буддистов. Кроме того, он является духовным домом для жителей Москвы – выходцев из Калмыкии, Бурятии и Тувы, традиционно буддийских республик в составе РФ. Многие жители Москвы и российских регионов, интересующиеся нравственностью, духовным совершенствованием и глубинной буддийской философией, посещают Центр.

Буддийский Центр Ламы Цонкапы объединяет множество людей, серьезно изучающих и практикующих буддийское учение Махаяны. Своими основными духовными учителями члены буддийского Центра Ламы Цонкапы считают Его Святейшество Далай-ламу XIV и Досточтимого геше Джампа Тинлея.

Деятельность Центра направлена на возрождение и сохранение в России буддизма Махаяны, создание благоприятных условий для изучения буддийской теории и практики, поддержку культуры и духовного наследия Тибета, на укрепление нравственности, терпимости и благополучия людей, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

В буддийском Центре Ламы Цонкапы регулярно проводятся буддийские ритуалы, семинары по буддийской философии и практике, занятия по тибетской и хатха йоге. Собрана замечательная библиотека буддийской литературы, сохраняются аудио и видео материалы учений переданных в центре и на московских ретритах Досточтимым геше Джампа Тинлеем. В Дхарма-центре можно приобрести книги буддийского издательства «Дже Цонкапа», а также книги буддийской тематики других издательств. В Дхарма-центре проводятся экскурсии по предварительной записи.

Буддийский Центр Ламы Цонкапы является некоммерческой организацией существующей на добровольные подношения прихожан.

Где в москве буддийские храмы или общины?

Первый буддийский храм и культурный центр, в котором будут проводиться медитации, лекции, выставки, фестивали и обучающие семинары, скоро появятся в российской столице. Об этом объявил президент ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров.

«Европейский лама» Оле Нидал приветствовал идею строительства в Москве буддийского храма и культурного центра. Для многих людей очень важно иметь место, где можно спокойно медитировать и полностью погружаться в учение Будды, заключил лама Оле Нидал.

Храм расположится по адресу Нововладыкинский проезд, владение 15 (между Алтуфьевским шоссе и Окружной железной дорогой, район "Отрадное").

Место выбрано давно. Оно очень благоприятное. Там уже существуют храмы трех мировых религий: православная церковь, две мечети, синагога.

Новый храм не только объединит представителей разных буддийских направлений и школ, живущих в Москве, но будет открыт абсолютно для всех, кто интересуется буддизмом и культурой исповедующих его народов.

В комплекс войдут культурный центр, конференц-зал, благотворительная столовая и большой медицинский центр.

Богослужения в храме будут ежедневно совершать ламы из Бурятии, Калмыкии, Тувы.

Это будет трехэтажное кирпичное строение с малым деревянным храмом на крыше, в традиционном для буддийских культовых зданий стиле. На первом этаж разместятся молельный зал, помещения для служителей культа и столовая. На втором - конференц-зал, зал медитации и покои Его Святейшества Далай-ламы. На третьем - библиотека и администрация.

Общая площадь храма составит почти три тысячи квадратных метров. Из них 600 метров займут культовые помещения и более 300 метров - медицинский центр.

Московский буддийский центр ламы Цонкапы (традиция Гелуг)

Московский буддийский центр Ламы Цонкапы — религиозная организация, объединяющая последователей тибетского буддизма школы Гелуг в Москве. Его духовным наставником в 1993-2001 гг. был представитель Далай Ламы в Москве, директор Тибетского культурного центра геше Джампа Тинлей. При нем имеется центр "Манджушри", главная задача которого — ведение просветительской работы, пропаганда буддийских принципов, переводы и издания буддийских текстов. В результате многочисленных путешествий геше по России, им созданы буддистские центры во многих городах (Омске, Иркутске, Екатеринбурге и др.). Московский центр объединяет около 150 человек, серьезно изучающих и практикующих тибетский буддизм. Своими основными духовными учителями члены Центра считают Его Святейшество Далай Ламу XIV, геше Джампа Тинлея, а также главу буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX.. Центр Ламы Цонкапы был зарегистрирован в декабре 1996 года. В 2000 году он получил перерегистрацию в министерстве юстиции РФ в качестве филиала Традиционной Буддийской Сангхи России. В помещении Центра регулярно проводят буддийские практики, ритуалы и консультации квалифицированные тибетские ламы и специалисты по тибетской медицине, приезжающие из Бурятии и Калмыкии.

Адрес: 115162, Москва, ул. Мытная, д. 23, корпус 1 (вход со двора).
Телефон: (495) 237-65-79, 237-15-13.

Центр тибетской культуры и информации
Зарегистрированный министерством юстиции Российской Федерации Центр тибетской культуры и информации открылся в Москве в 1993 году. Центр распространяет информацию о культуре и религии Тибета и является резиденцией Представителя Его Святейшества Далай-ламы.
Руководитель центра – г-н Таши
Советник по культуре и религии: Лама Церинг Дхондуп
Телефон: (495) 629-46-17, факс 629-24-14

Московская община буддистов
Председатель — Дулма Шагдарова.
Телефон: (495) 4381787

Центр Международной ассоциации школы Карма Кагью

Учение Карма Кагью — это Ваджраяна, что в переводе означает "алмазный путь". Она включает в себя письменные тексты, устную передачу от учителя к ученику и бессловесную передачу, т. е. передачу от сознания к сознанию, когда сознание ученика отождествляется с сознанием учителя. Как объясняют его последователи, школа Карма Кагью — это школа быстрого пути, когда акцент делается на непосредственный опыт.

Центр основал Мастер медитации, первый европейский Лама Оле Нидал, действуя от имени и по поручению Его Святейшества 16 Гьялва Кармапы. В настоящее время на территории бывшего СССР успешно действуют более 70 основанных Ламой Оле центров и групп линии. Назначение этих центров - дать возможность всем заинтересованным поближе познакомиться с современным буддизмом Алмазного Пути и, если понравится, - начать практиковать вместе. Все российские центры входят в Российскую Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью.

Адрес: 103051 Москва, Петровский бульвар, дом 17/1, кв. 35, ОРИЕНТИР: в том же подъезде клиника "Ортодонт"
Проезд: метро Цветной бульвар, Чеховская, Пушкинская
Телефон: (495) 609 03 80

Московский Дхарма-центр в Сокольниках (Moscow Samye Dzong)

Центр Аконга Тулку принадлежит к линии Карма Кагью тибетского Буддизма Ваджраяны и является филиалом крупнейшего в Европе традиционного буддийского центра - монастыря САМЬЕ-ЛИНГ в Шотландии. Центр был открыт осенью 1996 года. Основной учитель - Аконг Тулку Ринпоче - является одним из держателей линии Карма Кагью.
Адрес: Москва, Кутузовский проспект, дом 22, Гостиная Общей газеты.
Телефон: (495)249-16-13

Первый буддийский храм в Москве

До 1991 года в Москве в основном действующими были православные церкви, но со вступлением в силу закона Конституции о вероисповедании, который во времена Советского Союза действовал только на бумаге, все в корне поменялось.

Теперь в столице Российской Федерации службы проводятся не только для православных христиан, работают синагоги и мечети, а вскоре будет построен первый буддийский храм в Москве. Это по-настоящему многонациональный город, где мирно соседствуют разные конфессии.

Община буддистов

Республик, входящих в состав Российской Федерации и исповедавших буддизм, много. К ним относятся Калмыкия, Тыва, Бурятия, Алтайский и Забайкальский край, Иркутская область, что в общей численности составляет около 1 миллиона человек. Кроме перечисленных территорий, эта религия широко распространена в таких городах, как Санкт-Петербург, Самара и Москва, где ее приверженцы образуют общины, объединявшие сотни человек.

Повторное развитие буддизма в России началось с 1990-х годов, когда верующим стали возвращать уцелевшие храмы и воздвигать новые. На сегодняшний день в стране представлено много школ: от японской дзэн и корейской сон до традиционных тибетских, а также направлений Махаяны и Тхеравада.

Хотя приверженцев буддизма, в сравнении с другими конфессиями, немного, он входит в четверку официальных религий России. В 2009 году впервые был организован и проведен в Москве форум, в рамках которого произошел разговор представителей различных школ о будущем развитии религии в стране. В настоящее время интерес к буддизму проявляют все больше людей разных национальностей, что привело к тому, что начато строительство буддийского храма в Москве, который объединит все школы под одной крышей.

Значение воздвижения комплекса

Видимо, концепции буддизма становятся близкими для многих россиян, так как число людей, принявших эту религию, неустанно растет. Необходимость в настоящем святилище, которое сможет вместить сразу несколько сотен человек, возникла давно.

Строительство буддийского храма в Москве является символом того, что у представителей разных направлений этой религии нет противоречий друг с другом, они могут проводить ритуалы под крышей единого для всех здания. Этот комплекс смогут посещать все, кто желает узнать больше об этой религии. Здесь планируется проводить семинары, лекции, выставки и обучение основным практикам.

Главной целью храмового комплекса станет укрепление духовных связей между людьми в рамках сотрудничества между собой различных буддийский школ.

Расположение объекта

В районе Отрадное возведены храмы основных религий России. Здесь есть православная церковь, мусульманская мечеть, синагога, а теперь планируется возвести первый буддийский храм в Москве. На самом деле это будет настоящий комплекс, против которого, к сожалению, выступали некоторые представители православных общин. Идея объединения в одном районе церкви всех четырех официальных религий России — это показатель того, что независимо от конфессий люди должны уважать религии друг друга и сосуществовать в едином пространстве.

Первый буддийский храм в Москве (адрес: Нововладыкинский проезд, вл. 15) станет символом объединения верующих со всех концов страны, даже там, где есть только небольшие ее общины. Для них наличие храмового комплекса, в который можно совершить паломничество, чтобы провести духовные практики с представителями разных школ, является подтверждением признания этой религии на общероссийском уровне.

Его Святейшество Далай-лама благословил строительство, высоко оценив появление храма в регионе, где нет буддизма. Он дал будущему комплексу имя «Тубден Шедублинг», отметив, что тот должен стать центром, распространявшим учение Будды.

Храмовый комплекс: Основной храм

Задуманный как просветительский и культурный центр буддийский храм в Москве (фото ниже это демонстрирует) представляет собой несколько зданий, объединенных в единую композицию.

Общая площадь строительства составляет 2875 м2, из которых 1186 м2 займет сам комплекс, в который войдут:

  • культовое помещение, площадь которого составит 600 м2;
  • конференц-зал — около 300 м2;
  • медицинский корпус — 334 м2;
  • библиотека займет 222 м2;
  • благотворительная столовая — более 470 м2.

Центром комплекса станет Основной храм — трехэтажное здание, в котором разместятся:

  • на 1 этаже — зал для молитв, благотворительная столовая и помещения для монахов;
  • 2 этаж станет местом для медитаций, конференций и проведения лекций, именно эти помещения ожидают здесь гостей;
  • 3 этаж — это библиотека и офисы администрации.

На имеющемся в здании цокольном этаже расположатся кабинеты центра восточной медицины, гардеробная и комната ожидания.

Территория комплекса и Малый храм

Буддийский храм в Москве строится исключительно на пожертвования верующих и будет иметь территорию, оформленную в традиционном для этой религии стиле.

Вся свободная площадь подлежит озеленению с последующей установкой религиозных символов, а по периметру будет построена ограда с традиционными южными воротами. Среди культовых скульптур будут представлены те, что являются важными объектами для верующих в тех странах, где они проживают.

Малый храм — это, скорее, вспомогательный корпус, состоящий из одноэтажного здания с подвалом.

Помещение для реликвий

Ступа Просвещения традиционно находится на одной линии со священными воротами и дверьми основного храма, расположена с его северной стороны. Подобное сооружение имеет каждый буддийский храм. Описание этого культового здания в разных странах имеет общие черты.

Ступа Просвещения состоит из 3-х этажей, где только нижний является местом для проведения ритуалов. Второй и третий этажи состоят из полностью изолированных от внешнего мира камер, в которых хранятся реликвии. На верхнем ярусе Ступы Просвещения сооружается открытая наружу ниша, где устанавливают статую Будды, она венчает все декоративное навершие. На цокольном уровне также будут находиться изолированные камеры с реликвиями.

Именно таким увидят первый буддийским храм в Москве не только верующие, но и все интересующиеся этой религией жители и гости столицы.

Первый буддийский храм в Москве откроется летом

Как рассказал журналистам в Москве верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, здание храма разработают московские и калмыцкие архитекторы. А работы на стройплощадке будут вестись на пожертвования верующих.«Буддизм — одна из традиционных религий России. Буддисты внесли очень большой вклад в историю и культуру этой страны», — сказал Тэло Тулку Ринпоче.

Уже к лету 2015 года, когда будет отмечаться 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны, на Поклонной горе в Москве должен появиться первый буддийский храм - камень в основание заложили 4 ноября. Здание станет частью мемориального комплекса, в котором уже есть православная церковь, мечеть и синагога. Проект на пожертвования совместно разрабатывают московские и калмыцкие архитекторы. В пятницу в Москве организаторы и эксперты подробно рассказали о нем.

«В нашей многонациональной стране строительство буддийского мемориального храма будет иметь большое социально-культурное значение и станет новым свидетельством дружбы и единства народов России. В здании храма предусматривается помещение под музей об истории Великой Отечественной войны и алтарная часть», - рассказала председатель Московского буддийского центра «Три драгоценности» Татьяна Одушпаяк.

Идея создания Мемориального буддийского храма вынашивалась уже не один десяток лет. В 2005 году председатель правительства республики Тыва Шериг-оол Ооржак обратился к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой предоставить земельный участок и получил положительный ответ. В 2009 году Татьяна Одушпаяк отправилась за благословением Далай-Ламы XIV в Индию.

По замыслу организаторов, храм будет мемориальным - так называемая ступа в традиционном стиле, одноэтажное здание площадью около 130 квадратных метров. Частью мемориального комплекса станет выставочный центр, посвященным участию в ВОВ людей, исповедовавших буддизм. Музей появится на подземном этаже, а на первом будет находиться алтарная часть, куда смогут приходить молиться все желающие.

Большую статую Будды решили подарить храму верующие Монголии - к следующему лету ее должны изготовить и доставить в столицу. Кроме того, как рассказала Татьяна Одушпаяк корреспонденту «МИР 24», к созданию храма хотят привлечь Международный центр Рерихов, однако этот вопрос пока не обсуждался.

Главное значение в проекте, уверены эксперты, должны играть представители трех буддийских регионов России - Тувы, Бурятии и Калмыкии, кроме того, свое желание участвовать выразили Иркутская область и Забайкальский край.

«Строительство буддийского храма в Москве - это, несомненно, очень важно. Сама идея далеко не нова, она обсуждается уже давно, может быть, еще с советских времен. В 90-е годы в связи с непростыми временами эту идею пришлось отложить. Я думаю, не только представители традиционных буддистских республик хотели бы видеть в Москве буддийский храм, но также те люди, которые вновь пришли к буддизму. Но все же ведущую роль в строительстве должны играть представители трех традиционных буддийских республик. Мы готовы внести свой вклад любым возможным доступным нам способом», - заявил Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Как отметил президент Объединения буддистов Калмыкии, буддизм является одной из трех традиционных религий РФ, и буддисты сыграли большую роль в сохранении страны, поэтому проект важен не только для буддистов, но и для всей России в целом.

По мнению главы Московского центра буддизма Алмазного пути и Российской ассоциации буддистов школы «Карма Кагью» Александра Койбагарова, в Москве до сих пор нет представительства буддизма на должном уровне - и этим представительством станет храм-мемориал на Поклонной горе.

«С буддийской точки зрения, самое главное - это мотивация, с которой мы подходим к такому проекту: зачем мы это делаем, какую пользу это принесет и как мы можем в дальнейшем использовать результат нашего труда в позитивном смысле. Мы не строим храм для того, чтобы составить конкуренцию другим религиозным традициям, но мы хотим, чтоб этот храм служил делу понимания, осознания внутренних духовных проблем и делу мира», - отметил верховный лама Калмыкии.

«В России собрано так много разных национальностей и религиозных традиций, и если и мы будем закрываться в границах своей небольшой группы, то как мы сможем узнать о том, что происходит среди других национальностей и вероисповеданий? Единственная возможность преодолеть эту закрытость - диалог, под которым я имею в виду не только разговор лицом к лицу. Это может быть диалог посредством искусства, музыки, кино, совместных молитв и тому подобных мероприятий», - считает Тэло Тулку Ринпоче.

Реализацию проекта осложняет то, что регионы, от которых исходит инициатива, являются дотационными. «Поэтому мы рассчитываем на Москву - будем обращаться в правительство, может быть, даже, чтобы поднять наше строительство на федеральный уровень. Если мы не получим помощь от правительства Москвы и РФ, вряд ли мы закончим этот объект к запланированному сроку», - сказала Татьяна Одушпаяк. Кроме того, отмечают эксперты, необходим диалог между верховными ламами Калмыкии, Бурятии и Тувы для определения судьбы храма.

В ходе конференции участники также отметили сложность ведения статистики о вероисповедании населения в России - назвать точное количество буддистов в России и, в частности, Москве, невозможно.

«К сожалению, когда в России проводилась последняя перепись населения, там должен был присутствовать вопрос о вероисповедании, но в последствии его сняли. Я думаю, что это было не совсем правильное решение, - отметил Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, - потому что не только религиозным лидерам, но также правительству было бы, наверное, полезно представлять, сколько человек считают себя последователями той или иной религии. В настоящий момент мы можем оперировать только приблизительными оценочными данными».

Стоит отметить, что самый большой буддийский храм России - «Золотая обитель Будды Шакьямуни» - в 2000-х годах был построен в столице Калмыкии Элисте. Это один из крупнейших буддийских храмов Европы.

http://mir24.tv/news

Связанные записи

Золотая обитель Будды Шакьямуни — Википедия

«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни» (калм. Бурхн Багшин алтн сүм) — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова.

Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды.

Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом.Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С.Курнеев, В. Гиляндиков и Л. Амнинов.

Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул, а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году.

Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, Чжампа Тинлей, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима и представитель Московского Патриархата отец Дудко.

В церемонии также участвовали представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы.

Одна из 17-ти статуй учителей буддизма на территории хурула вне здания

Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

  • Каждый день в 8.30 утра в хуруле проходит молебен для благополучия всего калмыцкого народа и каждого человека в частности.
  • Каждую пятницу в 14 часов проходит молебен (йөрәл) — поминальная служба.
  • Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
    • 8-го числа — молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дәрк.
    • 15-го числа — молебен-обращение к Будде Медицины — Манла
    • 29-го числа — молебен-обращение к защитникам веры — сәкүсн ном.

Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.

В хуруле проводятся уроки тибетского языка и йоги, а также работает филиал Национального музея Калмыкии, в котором постоянно проходят различные выставки, касающиеся истории буддизма.

Службы[править | править код]

В Центральном хуруле ежедневно с 9.00 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.

Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях — в Будде, Дхарме (Учении), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей Маха-ануттара-йогатантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр, хозяина местности — Белого Старца, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), отрезание чёрного языка (хар кел утлх), отворот плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий — «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йөрәл) с 14 до 16 ч.

Дни мацк[править | править код]

В дни мацк — 8, 15, 30 лунные дни — монахи хурула совершают ритуалы Зелёной Тары (8 л. д.), Будды медицины Манла (15 л. д), Бурхн-Багш (30 л. д.), Окон-Тенгр (29 л. д.).

Калмыцкий хурул

История храма

Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу — небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).

Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру — чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние — знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.

Расписание работы хурула

9.00 - 10.30 — общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 - 16.00 — индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 - 16.00 — поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Храм как культурный центр

На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.

Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы — очень счастливые люди», — признался голливудский актер во время визита.

Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения — колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.

Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами — куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.

Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.

Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм — своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», — пояснил особую ценность статуй Далай-лама.

Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки — за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив — инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С.Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.

История появления буддизма в Калмыкии

В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской —западномонгольской — элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.

На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.

В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.

В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.

Вклад ойратов в развитие буддизма

Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы — хошеутский Гуши-хан — завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан — ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.

Буддийские монастыри в России - Москва, Калмыкия и Тува

Здравствуйте, уважаемые читатели! В первой части статьи мы рассказали вам о буддийских монастырях в Санкт-Петербурге и Бурятии.

В этот раз мы продолжим рассказ о центрах духовности российских буддистов и узнаем, какие буддийские монастыри в России находятся в её столице, а также на территории Тувы и Калмыкии.

До недавнего времени у московских буддистов не было своего храма. Московская буддийская община явилась инициатором предложения о возведении храмового комплекса, куда мог бы прийти любой буддист, вне зависимости от своей национальности и линии духовной передачи.

Содержание:
Буддийский комплекс в Отрадном
Буддийский мемориал
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Верхнечаданский хурэ
Заключение

Буддийский комплекс в Отрадном

Получив в 2000 году добро на этот проект, через 2 года верующие уже заложили Первый камень на месте будущего храма.

Через некоторое время освятили землю, чтобы строительство было успешным. Были проведены особые буддийские ритуалы, чтобы избавиться от препятствий и заложить Сосуды сущности Земли.

В соответствии с описанием, комплекс «Тупден Шедублинг» включает три здания:

  • Ступу Просветления;
  • Малый храм;
  • Основной храм.

Он соседствует с уже действующими синагогой, мечетями и православной церковью.  Религиозные заведения, окружённые великолепной парковой зоной, раскинулись по обоим берегам реки Лихоборки.

Вместе они составляют «Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в Отрадном», который также называют «Малый Иерусалим в Москве», и представляют:

  • христианство;
  • мусульманство;
  • иудаизм; 
  • буддизм.

Работы ведутся поэтапно, по мере сбора средств, так как комплекс «Тупден Шедублинг» возводится на пожертвования.

В 2015 году открылась Пагода Рая – ажурная красная постройка цилиндрической формы с крышей в виде купола с шестью загнутыми вверх уголками. Внутри неё вертикально закреплён красный молитвенный барабан или Мани-барабан (калмыки его ещё называют «кюрдэ», а буряты и монголы – «хурдэ»).

Пагода Рая

Барабан наполнен мантрами. Их десять миллионов. На нём самом тоже высечена золотом мантра-обращение к сострадательному Авалокитешваре – «Ом мани падме хум».

Барабан вращается рукой за специальную ручку, один оборот равносилен прочтению вслух всех этих мантр, если это делается с чистыми помыслами.

Считается, что вращение барабана успокаивает и умиротворяет сердце верующего, гармонизирует всё вокруг, усмиряет зло, защищает от болезней. Делать обороты нужно, как это принято в буддизме, по часовой стрелке.

В середине сентября 2017 года состоялось торжественное открытие Ступы Просветления. Она является символом познания верующими собственного ума.

Каждый из четырёх (трёх наземных и подземного) уровней ступы имеет своё священное значение.

Подземный уровень – фундамент с вложенными в него святынями – является символом Десяти белых добродетелей.

В первый наземный уровень могут войти верующие. Второй и третий уровни – реликварные, они закрыты наглухо.

На третьем уровне есть ниша, где установлена статуя Будды. От второго уровня ступы вверх и сквозь её навершие проходит священный столб – сакшин. Вверху он украшен месяцем и солнцем.

Примечательно, что Ступу, Главную статую Будды, центральный вход будущего храма и священные Южные ворота ограды задумано расположить на одной оси.

Буддийский мемориал

В этом году планируется строительство и ещё одного буддийского храма в Москве – на Поклонной горе. В нём примут участие буддийские сообщества со всех уголков России.

Цель этого строительства – увековечить память обо всех воинах-буддистах, которые пали, защищая Родину, в годы Великой Отечественной войны.

Земля под будущий мемориал уже освящена, заложен Первый камень. По словам Дулмы Шагдаровой, председателя московской общины буддистов, ведутся поиски инвесторов для продолжения строительства.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Вышеназванный хурул является центральным в Калмыкии и расположен он в её столице – Элисте. Строительство храма началось после благословения Далай-ламы XIV, который лично посетил Калмыкию в 2004 году. Напоминанием об этом служит камень, установленный на территории.

Далай-лама подарил хурульному комплексу полное учение Будды «Ганжур» и «Данжур» и свою монашескую одежду.

Калмыки очень благоговейно относятся к Учителю и мечтают, что он когда-нибудь приедет пожить в их святыне. Для этих целей пятый уровень хурула оборудован под его резиденцию.

Хурул построили меньше чем за год, и участие в строительстве было воистину всенародным: каждый калмык пожертвовал свою однодневную зарплату.

Величественное белое здание имеет 63 метра в высоту и расположено на семиметровом возвышении. Ведут в него две лестницы, которые разделяет фонтан.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте

У их подножия стоит на небольшом возвышении Белый старец или, по-калмыцки, Цаган-аав. Он покровительствует этим местам. У ног старца установлен небольшой ящик для пожертвований.

Вверху фонтана на панели находится скульптура божества богатства – Куберы. Сразу за ним расположены красные колонны и между ними такого же цвета двери, искусно украшенные золочёными украшениями.

Вход охраняют львы с яркими красными, зелёными и золотыми акцентами на морде и туловище. 

Войдя внутрь, нужно по традиции снять обувь. При входе продают буддистские атрибуты, находится охранник и стоит стенд с необходимой информацией о молебнах и ритуалах.

Из фойе проходят в главный молельный зал, уровнем выше, где находится девятиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом с вкраплениями бриллиантов.

Стены расписаны картинами из его жизни, также тут имеются изображения всех четырнадцати Далай-лам.

А если из фойе спуститься вниз, то можно посетить Музей истории буддизма. Рядом с ним в цокольном этаже расположены библиотека с богатым фондом буддийских книг, гардероб, который может принять одежду тысячи посетителей, конференц-зал.

Этаж выше молельного зала отведен для приёма посетителей тибетским врачом, астрологами и монахами. Также здесь есть выставочный зал. Тут же располагается и администрация хурула.

На четвёртом этаже находятся кабинеты Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче  и бывшего главы республики К. Илюмжинова.

Шестой этаж отведен под хозяйственные помещения, а на седьмом могут медитировать представители духовенства.

По всей территории, красиво вымощенной плиткой, стоят 17 открытых пагод. В них на круглых тронах восседают бронзовые фигуры буддийских великих учёных-монахов из индийского монастырского комплекса Наланда – пандиты:

  • Нагарджуна,
  • Ачарья Арьядева,
  • Ачарья Буддхапалита,
  • Ачарья Бхававивека,
  • Ачарья Чандракирти,
  • Ачарья Шантидева,
  • Ачарья Шантаракшита,
  • Ачарья Камалашила,
  • Ачарья Асанга,
  • Ачарья Васубандху,
  • Великий учитель Дигнага,
  • Ачарья Дхармакирти,
  • Великий учитель Арья Вимуктисена,
  • Великий учитель Ачарья Харибхадра,
  • Великий учитель Ачарья Гунапрабха,
  • Великий учитель Ачарья Шакьяпрабха,
  • Великий учитель Дипанкара Шри Джняна – Атиша.

Территория обнесена оградой, где через каждые пять метров белая ступа-навершие. Всего их 108. К хурулу можно попасть с любой стороны света, но главные из четырёх ворот – Южные. Ворота также символизируют четыре стихии: Огонь, Воду, Ветер и Землю.

Также с четырёх сторон Обитель окружают и молитвенные барабаны. Один из них решает женские проблемы: трудности с зачатием и подобные им. Служители Обители рекомендуют крутить этот барабан 3,6,9 раз.

Архитектурный план сооружения представляет собой мандалу.

Посетителям следует планировать, как попасть в хурульный комплекс. Он очень популярен среди верующих и туристов, поэтому не стоит совмещать посещение с днями больших праздников, в такое время тут происходит столпотворение.

Верхнечаданский хурэ

«Устуу-Хурээ» – так по-другому называется Верхнечаданский хурэ. Вокруг этого хурэ сосредоточена духовная и политическая жизнь тувинского народа. 

Создан он был по инициативе тувинского правителя Хайдыпа угерды, который очень много сделал для укрепления буддийской веры среди своих земляков. С архитектурной точки зрения храм соответствует тибетскому канону.

Строительство осуществлялось два года приглашённым из Тибета Кунтаном Римпоче. Здание было возведено из глины и завершено к 1907 году.

В монастыре проводилось обучение в традиции школы Гэлуг, также изучались боевые искусства. В советские годы хурэ был разрушен. 

В 1992 году Далай-лама XIV, побывавший в Чадане, вдохновил тувинцев на восстановление их святыни. Вначале за это взялись энтузиасты. 

С 1999 года в Чадане проводится музыкальный фестиваль. Его эмблемой являются разрушенные стены хурэ. Он так и называется – «Устуу-Хурээ».

Девиз фестиваля «От живой музыки к живой вере» как нельзя лучше передаёт цель его проведения: полученные средства идут на восстановление храма.

Со временем инициатива получила финансовую поддержку и от правительства России. В результате совместных усилий в 2012 году Устуу-Хурээ торжественно открыли заново.

Заключение

Всего, доброго друзья! Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась. Подписывайтесь на блог, чтобы почитать новые посты про буддизм и восточную культуру!

Пагода Рая, временная ступа и памятник Будде Шакьямуни

Москва – мультикультурный город, в котором можно встретить людей, которые исповедуют самые разные религии, в том числе, буддизм.

К слову, в России существуют целые регионы, жители которых следуют учению, которое было создано достигшим просветления индийского царевича Сиддхартхи, ставшего Буддой. 

Это такие республики, как Калмыкия (где находится крупнейший в нашей стране хурул – «Золотая обитель Будды Шакьямуни»), а также Бурятия, посетив которую, непременно стоит увидеть Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ».

Но и в Москве есть места, напрямую связанные с буддизмом.

1.    Памятник Будде Шакьямуни в Москве у посольства Шри-Ланки

На территории посольства Шри-Ланки, которое располагается неподалеку от станции метро «Проспект мира», в 2011 году был поставлен памятник Будде Шакьямуне – историческому царевичу Сиддхартхе, также известному как Гаутама Будда. Статуя располагается перед входом в посольство, и поэтому доступна для обозрения каждому.


Церемония открытия памятника включала в себя торжественное шествие последователей буддизма.  Также проводилась церемония Пирит – чтение Паритта-сутт, продолжавшаяся всю ночь.

источник фотографии: unmonument.livejournal.com

источник фотографии: unmonument.livejournal.com

2.    Пагода Рая и временная ступа строящегося буддисткого комплекса Тупден Шедублинг

Московский район «Отрадное», пожалуй, самый мультикультурный во всей столице. Здесь встречаются вместе главные мировые религии.

В настоящее время идет строительство храма Тупден Шедублинг, который дословно расшифровывается как «Монастырь воплощения Учения Будды, или Сад познания буддийской философии и нравственности».

Сегодня можно увидеть Пагоду Рая с молитвенным барабаном и временную ступу.

Интересно, что строительство Пагоды было начато с благословления представителя Далай-ламы. Наконец, 9 февраля 2015 года, в день национального буддистского праздника Цаган Сар Пагода была открыта для посещения. В торжественной церемонии принимали участие послы таких стран, как Монголия, Вьетнам, Мьянма, Шри-Ланка. Разумеется, присутствовали и представители российских республик - Тувы, Калмыкии и Бурятии. Тогда же был освящен и молитвенный барабан, размещенный внутри Пагоды.
Мы еще расскажем более подробно о строящемся буддистком комплексе в Москве.

В Москве нарисовали карту «бурятских» мест

Фото: russianstock.ru

Дополнить её может каждый

Теперь жители и гости российской столицы без труда смогут найти в Москве дуганы, клиники тибетской медицины или кафе, где можно угоститься сочными буузами. Уроженец Бурятии, известный учёный Зоригто Намсараев составил карту «бурятских» мест. На ней указаны не только названия тех или иных учреждений и заведений, но и на какой «ветке» метро они находятся. Всего в списке – более 20 объектов. И, возможно, он будет дополняться.

- Если чего-то не хватает или указано неправильно – пишите в комментариях, поправлю, – отметил Зоригто Намсараев на своей страничке в Facebook.

Он также опубликовал адреса и телефоны, а кое-где указал официальные сайты культурных, религиозных и медицинских учреждений и полпредств трёх байкальских регионов.

Дуганы

Санжай лама (Бальжиров Андрей Александрович) – постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве, улица Остоженка, 49 (станция метро «Парк Культуры»),  тел.: 8 (499) 246-70-62.

Буддийский астрологический центр «Этигэл» – филиал Иволгинского дацана в Москве. Руководитель – Дид Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России  Дашинима Содномдоржиев. улица Братиславская, 6 («Братиславская»), тел.: 8 (925) 823-14-33, 8 (925) 823-25-88.

Буддийский центр «Колесо Дхармы», ранее располагавшийся на станции метро «Таганская», переехал на  улицу Мытная, д. 23, корпус 1 в здание Московского буддийского центра Ламы Цонкапы («Тульская»), тел.: 8 (999) 484-98-55  (Баясхалан лама).

Фонд «Дрепунг Гоманг Центр» – улица 2-ая Бебеля, дом 26, кв. 119 («Савеловская»), тел.: 8 (916) 715-19-08, официальный сайт drepunggomang.ru.

Буузные

«Алтан Булаг» – улица Бутлерова,  12 («Калужская»), тел.: 8 (926)100-83-84, 8 (495) 335-08-93.

«Алтаргана» – улица Садовая-Черногрязская, 3Б, стр. 1 («Красные ворота»), тел.: 8 (915) 492-48-30.

«Ангара» –  проспект  Шмитовский, 13 («Улица 1905 года»), тел.: 8 (499) 259-73-71.

«Ая Ганга» – Милютинский переулок, 15 («Тургеневская»), переехала с Таганской, откроется в 20-х числах апреля.

«Баяр» – улица  Новослободская, 50/1 («Новослободская»), тел.: 8 (916) 572-38-85.

«Сэлэнгэ» – улица Малая Дмитровка, 23/15 («Пушкинская»), тел.: 8 (495) 650-30-27, 8 (915) 001-34-45.

Московская область

«Байкал» – город Сергиев Посад, улица 1-я Рыбная, 18 а (напротив автовокзала), тел.: 8 (925) 433-01-65.

Культура

Курсы бурятского языка в Москве, Хазагарова Лидия Базаржаповна. Проводятся в представительстве Бурятии по адресу улица Мясницкая, 43/2.

Студия этно-танца «Буин-хан» под руководством Эржены Буянтуевой, тел.: 8 (910) 440-56-53 – Эржэна Батуевна.

Галерея «Ханхалаев», Центральный дом художника, Крымский вал, 10 (Октябрьская), тел.: 8 (499) 408-23-24.

Музей кочевых культур (место проведения тайлган), улица Авиамоторная, д. 30а. («Авамоторная»).

ГБУ «Московский дом национальностей» (место проведения культурных мероприятий), улица  Новая Басманная, дом 4, стр.1, тел.: 8 (495) 625-90-18.

Представительства регионов

Полномочное представительство Бурятии при президенте Российской Федерации – улица Мясницкая, д. 43, стр. 2. («Красные ворота»), тел.: 8 (495) 625-95-00.

Представительство правительства  Забайкальского края при правительстве Российской Федерации – Новый Арбат, дом 19, кабинет 2003 («Арбатская»), тел.: 8 (495) 697-33-28.

Представительство Иркутской области при правительстве Российской Федерации – Дурасовский переулок,  д.3, стр. 2. («Курская»), тел.: 8 (495) 916-17-08.

Медицина

Центр восточной медицины Чжуд-Ши, переулок Сивцев Вражек, 44/28 («Смоленская»), тел.: 8 (495) 228-28-08, 8 (926) 880-58-88; улица Малая Дмитровка, 25с1, офис 29 (пятый этаж), тел.: 8 (495) 650-41-91, 8 (925) 925-68-88 («Пушкинская»).

Клиника «Наран», 5-ый Войковский проезд, д. 12 («Войковская»), проспект Вернадского, д. 105, кор. 4 («Юго-Западная»), Большой Козловский переулок, д. 4 («Красные Ворота»), 5-й Котельнический переулок, 12 («Таганская»), тел.: 8 (800) 555-42-00.

Элиста. Часть 1: два хурула и вокзал: varandej — LiveJournal

Элиста - столица Калмыкии, совсем небольшая по российским меркам (104 тыс. жителей) для регионального центра. В годы депортации она называлась Степной, и это тоже довольно точно: после областных центров Казахстана здесь всё кажется понятным и знакомым. Кроме одного - буддийских образов. В отличие от Улан-Удэ, другой столицы буддийского региона, где храмы стоят на далёких окраинах, именно буддийская архитектура 1990-2000-х определяет лицо Элисты.

В следующих частях я покажу центр Элисты и юго-восточную окраину с глуповатым Городом Шахмат и мрачным мемориалом депортации, но для начала - о двух главных хурулах, чей облик разительно отличается от показанных в прошлой части храмов дореволюционной Калмыкии. Здесь же, до кучи - вокзал.

Одно из первых впечатлений Элисты, на астраханском въезде - руины завода и домик с "парящей крышей", и в общем-то в этом вся суть.

2.

В 1854 году в Элстинской ("песчаной") балке царскими властями была основана лесоплантация - именно под предлогом озеленения русские заселяли Калмыцкую степь. Через 11 лет тут было уже село со своим старожилом - воронежским мужиком Степаном Кийковым. Располагалась Элиста очень удачно - на перекрёстке дорог в Астрахань, Ставрополь, Ростов и Царицын, так что к 1928 году, когда сюда перенесли из Астрахани центр Калмыцкой АО, Элиста уже была крупнейшим населённым пунктом Калмыкии. В 1930-м ее повысили до города, в 1942 здесь отметились фашисты и белокалмыки из эмиграции, за "подвиги" которых советская власть решила расправиться со всеми калмыками и вышвырнула их в Сибирь. Элисту в 1944 переименовали в Степной и включили в Астраханскую область, а в 1952 - в Ставропольский край. Затем калмыки вернулись, а с ними старое название и статус, и в общем ныне в Элисте 66% населения калмыков, а 25% - русских, хотя на глаз я бы дал скорее 80/15%, может быть за счёт студентов и прочих гостей из глубинки. Больше всего Элиста напомнила мне сопоставимые по масштабу облцентры Казахстана - Жезказган или Талды-Курган: то же сочетание неустроенности одних мест и прилизанности других, степного ветра, мелкой пыли...

3.

Говорят, до середины 1990-х Элиста была городом абсолютно серым и скучным, но даже не национальную, а псевдо-буддийскую тему здесь раскрыли за последние десятилетия сполна. Арки и беседки с "парящими крышами", эпические скульптуры, надписи старомонгольским алфавитом, замысловатый дизайн фонарей и опор для рекламных щитов - Элисту действительно не спутаешь ни с чем. Плакат с девизом Международной шахматной федерации висит тут, видимо, с 1998 года, когда в Элисте проходила Шахматная Олимпиада.

4.

Над городом довлеет Центральный хурул Гол-сюмэ, он же "Золотая обитель Будды Шакъямуни" - крупнейший в Европе буддийский храм высотой 54 метра, открытый в 2005-м году. Он же на заглавном кадре. Прямо у его ворот я покинул астраханский автобус:

5.

И сразу прошёл в эти ворота:

6.

Хурул - это не "собор" и не "монастырь", а такая специфически азиатская вещь, как храмовый комплекс. Помимо собственно Гол-сюме он включает 108 субурганов, поставленных прямо на пилоны ограды (это как если бы у православного собора была изгородь из обетных крестов):

7.

И 17 пагод-беседок с фигурами буддийских святых - их золотые крыши странно смотрятся на фоне промзоны. Ещё какие-то храмы и ступы выложены плиткой на земле:

8.

И наконец в центре этой системы - собственно Гол-сюмэ, своим "пятиглавием" субурганов отдалённо похожий на наименее самобытные из утраченных дореволюционных хурулов.

9.

Детали Гол-сюмэ. Вот у входа - Цаган-Аав, монгольский Белый старец, прекрасно интегрировавшийся в буддийский "пантеон" (умышленно ставлю кавычки, так как всё это не боги):

10.

Колесо Дхармы - это для буддийский храмов такой же маркер, как крест для церквей и полумесяц для мечетей. Смысл остальных символов мне не известен, я о буддизме знаю слишком мало:

11.

Даже не знаю, как всё это называется... Буддизм всё-таки слишком другой, слишком непохож по своей сути ни на "религии спасения", ни на всевозможные язычества.

12.

Скажу лишь, что если Гол-сюмэ в целом выглядит довольно громоздко, то детали его очень радуют глаз:

13.

Прежде чем войти в буддийский храм, надо совершить гороо - обход хурула по часовой стрелке. По дороге, как и полагается, кюрдэ (у бурят - хурдэ), барабанчики с молитвами на тибетском, один оборот - одно прочтение. Монетки здесь тоже оставляют, но раз в сто меньше, чем в Бурятии - если там язычество срослось с буддизмом, то здесь забылось ещё в 18 веке.

14.

В некоторых пагодах - кюрдэ покрупнее, причём вот этот например с палкой, которая на каждом обороте бьёт в колокол:

14а.

Пагоды, ворота (всего их тут 4 по сторонам света, но западные и восточные вечно закрыты, восточные вообще ведут на пустырь) и труба с "парящими кровлями" - возможно, принадлежит хурульной котельной:

15.

Главные (южные) ворота:

16.

17.

Банки (микро-парники?) на клумбе и хий-морины на заборе:

18.

Зашёл я и внутрь хурула. Если в церквях принято снимать шапку, а в мечетях разуваться, то здесь - и то, и другое (в Бурятии, кстати, разувания не помню). Фотографировать внутри запрещено - буддизм вообще мне показался самой нетолерантной к фотографу конфессией. В принципе убранство похоже на дацан Ринпоче-багша в Улан-Удэ, играющий в Бурятии примерно ту же роль, но здесь - красивее и масштабнее. Ну а правила я тайком нарушил, запечатлев крупнейшего в России будду 12-метровой высоты:

19.

Ещё у хурула есть подвал с музеем (оказался закрыт), библиотекой и столовой, и второй этаж с духовным управлением - с виду обычный коридор, как где-нибудь в небюджетной клинике, где люди в мягких креслах ждут приёма у дверей под номерами. Но в целом, калмыки производят впечатление менее верующих, чем буряты - людей в хуруле немного, и скорее всего большинство элистинцев здесь бывали в лучшем случае как я - "на посмотреть". Да и строгостей тут как-то меньше: если буряты часто выходят из дацана пятясь, чтобы не осквернить святыни, повернувшись к ним спиной, калмыки с подобным при мне не заморачивались.

20.

Выйдем за ворота:

21.

Практически напротив хурула, среди частных домов - самодельный костёл Франциска Ассизского. Тут можно вспомнить волгоградскую Сарепту, обитатели которой также пытались крестить калмыков:

22.

Старейший калмыцкий хурул (он же - единственный переживший ХХ век) начала 19 века я показывал в прошлой части... но находится он в Астраханской области, а вот старейший из ныне существующих хурул Калмыкии построен всего-то в 1996 году. Он известен как Сякюсн-сюмэ, или в обиходе просто Старый хурул, и находится ощутимо за городом у южной окраины - этим он кстати похож на улан-удэнские дацаны, также построенные на окраинах по горам. К Элисте вплотную подступает степь, и в прямой видимости многоэтажек вот такая явно буддийская сущность - уже не обоо, ещё не субурган, дореволюционное слово "цаца" к таким подходит как нельзя лучше:

23.

Сквозь холмистую степь уходит дорога на Минеральные Воды - в принципе можно было проехать напрямик, есть даже автобус, но я сделал крюк через Ставрополь, так как последний мне был интересен сам по себе.

24.

У отворота к хурулу - монгольский лучник:

25.

Старый хурул (полное официальное название "Святая обитель школы Гелуг") не имеет забора и стоит практически в чистом поле с подрастающим садом. Облик донельзя тибетский, и вместе с тем уменьшенная копия дацана в Петербурге:

26.

Позади - домик для Далай-ламы, который бывал в Калмыкии минимум трижды, каждый раз вызывая протесты китайских властей. В 1992 он освятил место для строительства сюмэ, а в 2004 провёл церемонию раднэ - высшее освящение буддийского храма Судя по размеру домика, от мирской суеты Далай-лама вполне свободен.

27.

На краю хурульного сада - три ступы, окружённые хий-моринами:

28.

29.

Хий-морин, дословно "конь ветра" - древний тибетский символ, конь, несущий на спине исполняющий желания камень чинтамани. По тибетскому и монгольскому поверию, у каждого человека есть свой хий-морин, и чем он выше летит - тем лучше идут дела. Цвет флажков зависит от года рождения - поэтому в восточном календаре все годы имеют цвет (Жёлтая Мышь, Красный Дракон и т.д.), обозначающий на самом деле стихию: красный Огонь, зеленая Вода, желтая Земля, белый Воздух и синее Небо.

30.

31.

Буддийские храмы мне трудно воспринимать из-за обилия деталей, а особенно - осознания, что каждая из них имеет свой смысл. Вот здесь зашифрован целый трактат:

32.

В хурул я ездил на такси (можно и на маршрутке, но меня поджимало время), и оказался здесь на закате, когда монахи то ли закрываются внутри, то ли уходят. Поэтому гулял тут один:

33.

34.

Дверь, конечно, оказалась заперта. Но ещё в Бурятии поражался - как много общего по форме (не по сути!) у буддийского и православного искусства! Фрески, иконы, нимбы, крылья, обилие почти абстрактных образов... А внутри, по словам yapet, живут непуганные мыши, причём с благословения монахов.

35.

И в общем Старый хурул производит гораздо более сильное впечатление, чем новый - тут есть некая намоленность, отрешённость от мирской суеты, благодать Далай-ламы.

36.

Старый хурул стоит в степи, и город с него не виден. Но неплохие виды открываются от той самой "цацы", вернее с верхней кромки склона, на котором она стоит. Элиста расположена на пологих высоких холмах вдоль глубокого оврага, и огромный хурул среди малоэтажной застройки смотрится впечатляюще. "Русские - европейцы в Азии и азиаты в Европе", поэтому у нас есть крупнейшие в Азии христианские соборы и крупнейшие в Европе буддийские храмы. Левее должен быть центр, но я его почему-то не заснял:

37.

Западная половина Элисты в основном малоэтажная, а вот в восточной - несколько внушительных микрорайонов:

38.

Которые дополняет Город Шахмат - проект Илюмжинова, несостоявшаяся калмыцкая Астана, или проще говоря - Нью-Васюки, бренд которых здесь пытались использовать. На столбике рядом не старокалмыцкая надпись вертикальным шрифтом, а банальное "не копать".

39.

А это вид уже с другой стороны, от вокзала, расположенного на северной окраине:

40.

Хотя Элиста - один из немногих региональных центров России, куда не ходят поезда (в Европейской части такой ещё разве что Нарьян-Мар на Крайнем Севере), вокзал здесь таки есть, а стало быть - грузовая тепловозная однопутка из Ставрополя (1969):

41.

Здание имеет необычный Т-образный план, и мозаика на торце украшает ни что иное, как вечно закрытый зал ожидания. Под ним - вход в крошечный зал ожидания автовокзала с парой касс, парой киосков и расписанием, и привокзальная площадь служит автовокзальным перроном. Но насыпь на заднем плане видна, и правее здания на неё есть подъём:

42.

Вроде бы когда-то здесь ходил пассажирский поезд из Ставрополя (с прицепным вагоном из Москвы), тащившийся по степи 7-8 часов, но сейчас станция пустынна, и даже касса в этом самом зале ожидания работает несколько часов в день. Вид в сторону окончания дороги - через несколько километров она приводит на городские склады и нефтебазы, куда ещё порой приходят товарняки.

43.

Основной же транспорт из Элисты во внешний мир - большие автобусы 2-3 фирм (в том числе внезапно украинская "Нежин-Экспресс"), и говорят, по вечерам можно наблюдать исход с автовокзала 15-20 крупных автобусов, которым предстоит сутки-полтора пути до столиц, причём скорее всего не на официальный автовокзал. Вот например кибитка автобус в Петербурге у станции метро "Звенигородская":

44.

В следующей части погуляем по элистинскому центру - западнее Нового хурула, севернее Старого хурула, южнее вокзала.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь и музей.
Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.

духовный отдых в родной стране — Блог OneTwoTrip

Буддизм можно назвать самой загадочной из трёх мировых религий. В нём заключаются ответы на вопросы о смысле жизни, однако чтобы их найти, необходимо избрать верный духовный путь. Для этого не существует какого-то универсального учебника, посему всё следует постигать на собственном опыте, перенимая мудрость в священных местах буддистов. В России буддизм является основной религией Бурятии, Калмыкии и Тувы. Именно об этих регионах и их духовных центрах и пойдёт речь.

Здесь популярно северное ответвление буддизма, основателем которого был Дже Цонкапа. Он почитаем в Бурятии наравне с самим Буддой. Существуют некоторые отличия от других школ в обрядах, тантрической практике. Бурятские храмовые комплексы называются дацанами, и один из самых главных здесь — Иволгинский. Расположен он недалеко от Улан-Удэ и включает в себя 10 храмов с интересной архитектурой, университет, вольеры с живущими в них косулями и многое другое. Здесь также находятся останки ламы Итигэлова — главного учителя во всей Восточной Сибири. Уже почти 90 лет с момента его ухода в нирвану тело ламы не обнаруживает признаков смерти, поэтому сюда стекаются буддисты со всего мира, чтобы почтить священного учителя. Считается, что каждому, кто посетит Иволгинский дацан, даруется огромное счастье.

Ещё один небольшой, но популярный дацан Бурятии — Нилова пустынь, расположенная в нескольких километрах от одноименного курорта. Сюда приезжают как за здоровьем телесным, так и духовным. Согласно легенде, гора, рядом с которой расположен храм, была пристанищем главного духа Саянских гор, поэтому это место считают священным. Сюда в основном приезжают люди, которые хотят, но по каким-то причинам не могут завести детей.

Из более крупных стоит отметить Ацагатский дацан, расположенный в 50 километрах от Улан-Удэ. Его основали в середине 19 века и здесь занимались медициной, астрологией, обучали детей и даже печатали книги в местной типографии. Это место дало дорогу многим известным буддистским лидерам. Например, отсюда вышел Агван Доржиев, создавший школу тибетской медицины.

Калмыкия

Местные буддисты относятся к тибетской ветви буддизма, которая отличается большим разнообразием школьных традиций. Также здесь отсутствуют «перерожденцы» — формы проявления Будды в современном мире. Храмы в Калмыкии называются хурулами, и центральный из них — «Золотая обитель Будды». Этот хурул располагается в центра города Элиста. Главная его достопримечательность — самая большая в России и Европе статуя Будды. При входе нужно обязательно разуваться и надевать носки, а внутри — ходить строго по часовой стрелке. Таким образом сохраняется циркуляция энергии. Храм совмещает в себе множество функций: здесь есть библиотека, зал для конференций, музей культуры буддизма и многое другое.

Недалеко от Элисты располагается другой интересный храм Сякюсн-Сюме. Место для строительства хурула было освящено лично Далай-ламой XIV, а после его возведения учитель вернулся туда для проведения специальной церемонии, после которой Сякюсн-Сюме стал обителью божеств. В храме располагается внушительная четырёхметровая статуя Будды, покрытая золотом. Основное правило здесь — не поворачиваться к изваянию спиной и, опять же, передвигаться по направлению часовой стрелки. На входе в хурул стоят специальные барабаны, которые исполняют желания. Нужно их повращать, загадать желание и трижды обойти вокруг храма.

Тува

В этой местности также практикуется тибетский буддизм, местное название монастыря — хурээ. Один из известнейших тувинских храмов называется Устуу-Хурээ, находится он в семи километрах от города Чадан. Здесь был создан тувинский алфавит, а также отчеканена первая монета республики. Ежегодно при храме проходит фестиваль живой музыки и веры, на который собираются тысячи людей. На фестивале проводятся концерты и конкурсы песен, а также проходит масштабное и торжественное служение «Цам» с посещением еще одного крупного храма Алдыы-Хурээ.

Другой известный хурээ в Республике Тува — Цеченлинг, что значит «место безграничного сострадания». Здесь обучают тибетскому языку, фил


Смотрите также

Описание: