Где находится храм серафима саровского


краткая история обретения, где они находятся сейчас и как доехать до Дивеево, а также частицы в Москве

Сегодня, как и два столетия назад, не оскудевает людской поток в землю Нижегородскую на поклон к святому преподобному Серафиму Саровскому. Вновь и вновь верующие идут за духовной молитвенной помощью и утешением к любимому батюшке русского народа.

Рака с мощами св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца

Содержание страницы

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.

Полезные материалы

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Пророчества старца

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.

«Не я избрал вас, – говорил отец Серафим, – а Сама Царица Небесная избрала и дала мне вас».

Однажды святой сказал духовным дочерям: ««…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется». Указывая на собор Святой Троицы, великий подвижник пророчествовал: «убогий Серафим упокоится здесь телом». Так и случилось спустя 150 лет.


Согласно дивеевскому преданию, прозорливый старец говорил, что «на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана… произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…». Эти слова начали сбываться после Октябрьской революции.

В 40-х гг прошлого века Дивеевский монастырь был закрыт и вновь открылся лишь в 1991 г. Саровский чудотворец пророчествовал о прославлении женской обители после упокоения там его мощей: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра».

Существовать будет лавра до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа: «Все пройдёт и кончится. И обители уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная Жертва». В монашеской обители сохранился схематичный план будущей Дивеевской лавры, нарисованный самим святым.

Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров

Дивеевскую летопись составляют воспоминания старицы Ирины Семеновны, лично общавшейся со святым отцом Серафимом. В одной из таких бесед преподобный поведал ей, что на Руси править будет царь, который прославит его и тогда «среди лета запоют Пасху» и будет «народу, как колосьев в поле», но путь будет лежать из Дивеева в Саров, а не наоборот, как происходило раньше. В 1903 году все так и произошло. Государь Николай II, глубоко почитавший великого старца, лично участвовал в прославлении его святых останков. Император приехал в Саров «среди лета» 20 июля. Он вместе с высшим церковным духовенством шествовал во главе крестного хода маршрутом из Дивеева в Саров. Во время шествия, в самом деле, «пели Пасху» — звучало песнопение «Христос воскрес из мертвых».

Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

Август

1903 года

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года –  канонизация преподобного Серафима Саровского

Сбылось пророчество саровского подвижника об обретении его мощей и их утрате в страшное время гонений за православную веру. В 20 годах двадцатого столетия его честные останки были вывезены из Дивеевского монастыря, и долгое время считались пропавшими. Однако Божьим Промыслом они были найдены в начале 90-х гг в Ленинграде в хранилище Музея религии и атеизма при Казанском соборе. В 1991 году, пройдя воистину народным крестным ходом, святые останки батюшки Серафима были упокоены там, где он предсказывал: «воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния».

Дивеевская обитель и Саровский монастырь


Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки. Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий. Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой.
Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители.

Август

1991 года

Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.

Как паломнику доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района.
Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

В чем помогает батюшка Серафим


Батюшка Серафим завещал: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами – все придите ко мне на гробик, да припав, как живому, и расскажите. И услышу, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду.»


Его молитвенно просят:
  • о стяжании христианской любви к своему ближнему;
  • о даровании постоянной молитвы;
  • о вспоможении в жизни духовной и крепкой вере;
  • об уврачевании душевных и телесных болезней, в особенности при заболеваниях ног.

Частицы мощей в Москве


В Москве можно приложиться к иконам преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, находящихся:
  • на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Адрес: Проспект Мира, д. 22-24;
  • в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Даниловский вал, д.22;
  • в Донском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Донской площади, 1-3;
  • в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Большая Лубянка, 19;
  • в Храме преподобного Серафима Саровского (Краснопресненской набережной, 14, территории выставочного центра «Экспоцентр»).

Во время пребывания в любимой старцем Серафимом Дивеевской обители и поклонения его святым мощам будто стирается грань времен и словно слышится приветствие: «Христос воскресе, радость моя!».

Автор: Екатерина Маликова

Видеофильм

«О подлинности мощей прп. Серафима Саровского»

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Дивеевское подворье

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

 

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

 

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал «Православие и имир» благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

Святые мощи — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют „вси роди“ земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся
к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: „Мама,
я здорова“. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: „Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев“».

места и адреса хранения, помощь и чудеса

В том чудотворном месте, где находятся мощи Серафима Саровского, верующие прихожане обретают успокоение и надежду на благополучие. Останки преподобного совершают те же чудеса, что творил и сам святой еще при жизни. Сегодня православный человек может помолиться мощам Серафима в мужском Саровском монастыре, построенном в Нижегородской области.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Краткая биография преподобного

Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.

  • В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
  • Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
  • В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
  • Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.

Читайте о святом:

Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.

На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.

Месторасположение и помощь останков

Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.

В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.

Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.

Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель

Как добраться

Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.

Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.

Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево. Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники, которые берут с собою всех желающих.

В чем помогают мощи

К чудодейственным останкам обращаются в различных жизненных ситуациях. Серафим выслушивает каждого человека и помогает вне зависимости от порочности.

  • У мощей искренне ищут духовного наставления.
  • Многие православные люди обращаются к телу Серафима Саровского с просьбами об исцелении тяжелых недугов.
  • Святые останки помогают нерешительным людям с определением жизненного пути.
  • Существует мнение, что искренняя молитва перед святыми мощами Серафима поможет женщине понести плод.

Молитва Серафиму Саровскому:

Святые мощи преподобного старца, находящиеся в Дивеево и Москве, привлекают колоссальное количество людей, стремящихся найти духовное просвещение и исцеление от болезней.

Важно! Останки Серафима Саровского обладают огромной силой и оказывают поддержку любому человеку, искренне желающему найти спасение.

Такое могущество обретается только людьми, жизнь отдавшими молитвам и бескорыстному служению Всемогущему Творцу.

О перенесении мощей Серафима Саровского

Дивеевский монастырь - история и местонахождение

Рубрика: Святыни Православия

История основания Дивеевского монастыря

В 1758 году поклониться святыням Киево-Печерской Лавры приехала из Рязани молодая вдова Агафья Семеновна Мельгунова. В Флоровском женском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александра. Однажды после ночной службы в Киево-Печерской Лавре в сонном видении ей явилась Пресвятая Богородица. Она повелела монахине странствовать по обителям русской земле. В одной из них будет указано особое место, которое избрала Себе Богородица. В 1760 году по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в селе Дивеево (современная Нижегородская область). Снова явилась ей Божия Матерь, которая сообщила, что здесь будет Дивеевский монастырь — Четвертый Ее Удел, место особого покровительства.

Вид на Дивеевский монастырь

Монахиня Александра на собственные средства построила в Дивеево Казанский храм с двумя приделами: один в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь первомученика Стефана. В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала часть своей усадебной земли, находящейся в непосредственной близости к Казанскому храму. Здесь построили дом для четырех послушниц Казанской женской общины, образованной при Александре. Саровские старцы Пахомий и Исаия духовно окормляли насельниц. В 1789 году попечение над Казанской общиной было возложено на иеродиакона Серафима (будущего святого Серафима Саровского).

Дивеевский монастырь: этапы развития

Зарождение общины

В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.

Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).

Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.

Превращение в монастырь

Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.

В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.

В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.

Роль Серафима Саровского в жизни Дивеевского  монастыря

Жизнь преподобного Серафима Саровского тесно была связана с Дивеевском монастырем. По поручению Божией Матери он стал основателем девичьей общины. Таково было его духовное детище. Благодаря стараниям святого маленькая женская община стала широко известной в России большой обителью.

За советом к святому Серафиму монахини приходили сами. От него они получали наставления и денежные средства на развитие монастыря, которые святой получал в благодарность от паломников.

По пророчеству святого Серафима его мощи сейчас покоятся в Дивеевском монастыре.

Дивеевский монастырь в годы Советской власти

После прихода Советской власти в 1919 году монастырь в Дивеево был преобразован в трудовую артель с соблюдением монастырского уклада жизни. Однако в 1927 году монастырь закрыли окончательно, значительная часть Святой Канавки была засыпана. Дивеевские сестры переселились в села Нижегородской и Муромской областей, забрав с собой некоторые святыни монастыря. Среди сохранённых реликвий была икона Богоматери «Умиление», личные вещи преподобного Серафима Саровского.

В послевоенные годы для осквернения Канавки через нее была проложена канализационная труба.

В 1988 году началось постепенное возрождение обители. Официально женский монастырь в Дивеево был открыт 21 июля 1991 года. А через 10 дней в него были перенесены вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского. Сейчас они находятся в Троицком соборе.

Дивеевский монастырь: современное состояние

С 1995 года Серафимо-Дивеевский монастырь считается памятником архитектуры федерального значения. В 2000 году были обретены нетленные мощи первоначальниц Александры, Марфы и Елены.

В настоящее время в Дивеевском монастыре восстановлено 7 храмов, построен Благовещенский собор, возведение которого предсказано еще преподобным Серафимом. Также построена большая гостиница для паломников. Канавка Богородицы полностью очищена и обустроена. Ежедневно совершается обход Канавки насельницами монастыря с пением «Богородице Дево, радуйся…».

Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из особо любимых и часто посещаемых мест православными паломниками. В рамках федерального проекта для повышения интереса к российским религиозным святыням в конце 2018 года начались съемки программы «Святыни России». Дивеево и Саров сняты в 12 выпуске этой программы, показанной 30 декабря 2018 года на телеканале «Спас».

Чудеса преподобного Серафима Саровского

В 1993 году в Дивеевский монастырь приехал паломник из Ташкента. У мужчина на руке была долго незаживающая рана. После поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, рана стала рубцеваться. Вскоре она совсем зажила.

В 1999 году из Самары в Дивеевский монастырь приехала женщина Елена, которая, будучи давно замужем, не имела детей. Она долго молилась у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании дитя. Ровно через год у нее родился сын.

в Дивеево, Сарове, Ставрополе, в деревне Цыгановка, где находятся, как добраться, адреса святых купелей в честь преподобного

Содержание страницы

Преподобный Серафим Саровский и его святые источники

Преподобный Серафим Саровский. XIX век

В России много святых намоленных мест, одно из таких вдоль берегов рек Саровка, Сатис,  Вичкинза.  Народная душа, чувствуя святость, тянется в эти места, где жил и молился преподобный Серафим Саровский, где и сейчас можно черпать благодать пригоршнями и пить, как сладкую студеную воду святого источника. 

 Краткое житие

Преподобный Серафим Саровский (г. рожд. ок.1754/9г.г.) жил на рубеже XVIII и XIX  веков, подвизался в Саровском монастыре, известен подвигами молитвы на камне тысячу дней и ночей, отшельничеством, постом и бдением, старчеством и чудотворениями. Духовно окормлял и поддерживал сестринскую обитель в Дивееве. По своей чистой вере и трудам сподобился   неоднократного  явления Божией Матери и Ее благословения словами: «Сей есть от рода Нашего».

Полезные материалы

 

Скончался батюшка Серафим на молитве в своей келии 2 января 1833 года, в лике святых  прославлен  через 70 лет после смерти в 1903г.

Август

1903 года

На торжества по случаю прославления старца  Серафима   собрались тысячи и тысячи паломников, простого народа и знати. Прибыл и Государь Николай II с Семьей.

После революции Саровский Успенский монастырь был закрыт, мощи святого Серафима вывезены, одни храмы были взорваны, другие разобраны или превращены в советские учреждения.  А потом город Саров вообще пропал со всех карт. В конце 40-х годов XX века вся территория  города  и окрестностей стала закрытым военным объектом стратегического назначения «Арзамас-16».  Ученые, собранные в этот секретный город, разрабатывали здесь ядерное оружие – щит страны.

Интересно, как духовная сила молитв о защите от врагов невидимых, не уязвляясь обидами на сокрушение обители, претворилась в реальную военную мощь страны, основу независимости государства в современном мире, а значит – в защиту свободы, самобытности, традиций и веры.  

Источник в Сарове, его история 

Источник в Свято-Успенском Саровском мужском монастыре

Ученые-ядерщики, работая на территории бывшего монастыря, бывая в пещерах, свидетельствовали о сохранении здесь центра духовной силы, многие потом стали верующими людьми. Работы по созданию ядерного щита велись в секретном режиме. На территорию города невозможно было пройти без спецпропуска. Колючая проволока тянулась через поля, сквозь лесную чащу, загораживая проход  к местам молитв преподобного Серафима. За оградой осталось и место пустынки старца Серафима, где ему явилась Сама Царица Небесная, и святой  источник.

  • Стоя на молитве, старец Серафим увидел свет и идущую к нему в окружении Ангелов и святых Пречистую Небесную Владычицу. На  его глазах ударила Она жезлом о землю, и тут вскипел источник живой воды.
  • На этом источнике, рядом с ближней келейкой старца, где он принимал посетителей, совершались многочисленные чудесные исцеления.
  • В 1903г. к торжествам прославления святого Серафима над источником была сооружена часовня. Под горой была устроена просторная купальня. Там, с молитвой о рождении наследника, изволила искупаться супруга императора Николая, и через год родился Цесаревич Алексей.

 Источник прп. Серафима в Цыгановке

Святой источник прп. Серафима в Цыгановке

В советское время власти всячески препятствовали народному поклонению этому святому месту. Источник не раз заваливали землей, но он выходил на поверхность рядом вновь. В слепой ненависти к святыне и к проявлению религиозных чувств народа атеистическая власть в итоге все же погубила источник, его залили жидким стеклом, а сверху для верности забетонировали.

Ну, а после выставления военной охраны и оцепления территории, подойти туда много десятилетий никто не мог. Однако случилось чудо. Батюшка Серафим снова дал благодать целебной святой воды народу, перенеся источник к поселку Цыгановка.

Позже неугомонные борцы с верой пытались и этот родник сравнять с землей, но то техника ломалась, то трактористы отказывались давить гусеницами хрустальные струйки лесного ключа.  Так и сохранился милостью Божией этот источник живой воды по молитвам святого Серафима и по искренней людской вере, называется он – источник батюшки Серафима в Цыгановке.

Сейчас на этом источнике целое озеро образовалось, берега укреплены, территория благоустроена, есть подходы и ступени к воде,  устроены купальни, где можно погрузиться  в воду и потом переодеться. Вода в источнике холодная – даже летом не выше +6 градусов. Рядом с купальнями  колодец, где воду можно набрать с собой (лучше приходить со своей тарой). Проход  к купальням через мостик. Рядом с мостом деревянная часовня, где можно помолиться и поставить свечи. Народу много даже в будние дни, в праздники здесь совершается богослужение, на Крещение воду освящают, и тогда народу бывает особенно много.

 Как добраться к источнику в Цыгановке

Добираться до источника в Цыгановке нужно через Дивеево. Источник считается одним из Дивевский святых источников, хотя и находится в Саровском лесу. Это место невдалеке от пустыньки, где жил и молился святой старец Серафим. От села Дивеево расстояние до источника около 17 км, а от Сарова – рукой подать, но там и сейчас закрытая территория.

  • На автомобиле можно приехать самостоятельно, дорога подходит к самому комплексу, рядом стоянка для автомашин. От Москвы — через Балашиху, Муром и Ардатов (можно посмотреть по карте, как лучше проехать) или из Нижнего Новгорода – через Арзамас, например.
  • На автобусе можно приехать из Нижнего Новгорода до Дивеева сначала (около 3 час.). А если из Москвы добираться на поезде, то выходить лучше в Арзамасе, а потом автобусом (или на такси) до Дивеево. Из Арзамаса автобусы ходят каждый час с 5.30 до 17.30. Есть рейсы и позже в 23.30 от ТЦ «Метро», или надо искать монастырский автобус, привозящий паломников к московскому поезду (ок.20 час.) на ж/д вокзал, он поедет обратно в Дивеево.
  • Из Дивеево добираться к источнику святого Серафима можно рейсовым автобусом (автостанция в двух шагах от монастыря) или, например, присоединиться к группе паломников, которых возят по источникам организовано через паломническую службу монастыря. Рейсовый автобус Дивеево-Сатис ходит каждый час, выходить в Цыгановке и дальше пройти пешком (ок. 3х км).

Ежедневно люди сюда идут и едут, приводят детей, привозят больных и немощных и все по вере получают помощь по молитвам ко Господу батюшки Серафима.

Если уж ехать на источник батюшки Серафима, то в первую очередь нужно побывать в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, т.е. приехать в Дивеево и поклониться мощам старца в Троицком соборе монастыря. 

 Дивеевские источники

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Побывать в Дивеево  надо каждому верующему, потому что это один из четырех  уделов Божией Матери на земле   —  это  гора Афон, Иверия,  Киев и Дивеево.

  • Находится  село Дивеево в Нижегородской области,  расположено  на берегу реки Вичкинзы, расстояние от Н. Новгорода около 180 км, от Арзамаса – 65 км, от Сарова – 12 км.  Сердце этого места, конечно, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Батюшка Серафим говорил: 

    «тот счастлив, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место». 

Среди множества Дивеевских святынь есть и целебные источники. О источнике батюшки Серафима в Цыгановке –см. выше, а в самом Дивееве тоже есть несколько источников, наиболее известные – Казанский, Пантелеимовский и в честь иконы Божией Матери Умиление, они расположены рядом, от монастырских ворот можно дойти до этого комплекса  пешком  по ул.Труда  минут  за 20.

  • Казанский —  древнейший, известен с XVI века, посвящен Казанской иконе Божией Матери, принесенной сюда Ангелом. В те времена как раз явился образ Богородицы  в Казани.  В середине XIX века здесь была уже часовня с мраморным иконостасом, сруб над родником. После разрушения святого места в начале XX века, Казанский образ Богородицы сохранили местные жители, сейчас эта икона в Троицком соборе монастыря. На месте источника вновь построена часовня, купальня, в целом территория всех источников благоустроена. Старожилы советуют купание в Казанском источнике и умывание водой из него от болезней глаз. На празднование Казанской иконы Божией Матери сюда совершается крестный ход из монастыря, служится водосвятный молебен, здесь часто совершатся Таинство Крещения, т.к. рядом находится приходская Казанская церковь.
  • Пантелеимоновский  источник освящен в честь великомученика  целителя Пантелеимона, здесь просторная  купальня, освящен источник недавно, в 2006г. Сюда привозят детей, вода здесь не такая холодная, как на других источниках, целительная, помогает в лечении детских болезней.
  • В честь иконы Божией Матери Умиление  тоже рядом, это самый поздний освященный источник. Господь, видя веру людей и множество притекающих к святым источникам, даровал недавно еще один родник, который освятили в честь любимой иконы батюшки Серафима. Здесь также оборудованы купальни, удобно сделаны отдельно мужские, отдельно женские. Рядом установлен большой валун, как памятник в честь подвига преподобного Серафима, молившегося тысячу дней и ночей на камне.
  • Источники матушки Александры и в честь Иверской иконы Божией Матери находятся совсем рядом от монастыря. Из-за близости на Богоявление, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,  на другие  праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Старый источник, бивший рядом с могилкой преподобной Александры (Мельгуновой) первоигумении Дивеевской обители, был скрыт под водой после устройства плотины на реке Вичкинзе, но рядом забил новый живоносный родник. Купаленка здесь неглубокая. Считается, что вода из этого источника лечит женские болезни и помогает женщинам избавиться от бесплодия.
  • Иверский источник по преданию игумения Александра  выкопала сама. Здесь, вдоль старого русла реки было много источников, их люди даже руками искапывали, чтоб напиться. Старики говорят, что сюда приходили в засуху молиться о даровании дождя. Вода из источника помогает при бесновании.
  • Расположены эти два источника рядом, буквально через дорогу от центральных монастырских ворот Серафимо-Дивеевского монастыря, пройти пешком  5-7 мин.
  • Вокруг Дивеево есть и другие целебные источники, если поживете в монастыре, там подскажут, как проехать или дойти. А пожить в Дивеевской обители, по Канавке походить, потрудиться во славу Божию – это же счастье. Дивеево – Небо на земле.

Источник преподобного в Ставрополе

В память святого старца Серафима, жившего в саровском лесу, крепкого духом подвижника, земного Ангела, всех приходящих с любовью встречавшего приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!» — в его память освящают источники и за пределами Нижегородской области.

Источник прп. Серафима в Ставрополе

Источник Серафима Саровского в Ставрополе довольно древний, известен с середины XIX века.  В 1848г. рядом был построен монастырский храм по благословению епископа Иеремии.  Вода была в источнике студеная, целебная, особенно, замечали люди, помогала водичка больным глазам.

Много постарались монахини Иоанно-Мариинского женского монастыря, в честь Иоанна Крестителя и Марии Магдалины.    Насельницы монастыря еще в позапрошлом веке расчистили территорию, обнесли родник оградой, сделали грот и каменный водосток,  поставили часовенку. Народ во множестве приходил к источнику, получая исцеление по молитвам ко Господу и вере.

После революции, монастырь  был закрыт, а источник забыт и заброшен, и даже был засыпан мусором. Сейчас святое место воскресло. Недалеко от источника Иоанно-Мариинский собор, рядом жилые дома, место благоустроено, возле родника установлен крест и сень над ним, оборудована купель для погружений, рядом находится храм святого Серафима Саровского, чудотворца,  службы  здесь  проходят в выходные и праздничные дни. В честь святого Серафима и был освящен возрожденный источник.

Вода этого источника считается целебной при глазных болезнях, помогает и при других хворях. Вода холодная не выше +8 градусов. Чудесное место под раскидистыми деревьями любит народ. Всегда здесь следят за чистотой, есть кормушка для птиц и белок, детская площадка. Тихо и уютно.

Адрес источника — Россия, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 231В, маршрутные автобусы №№1,29,39,42,59  до ост. «Родник».

Адрес женского Иоанно-Мариинского монастыря Ставропольской епархии: г. Ставрополь, улица Октябрьская, дом 233.  Иоанно-Мариинский собор.

Как правильно совершать омовение в святой купели

Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать при посещении святых источников и порядок, по которому совершается погружение в святую воду.

  • Не забывайте, что купание в святом источнике не аттракцион,  не развлечение, а благочестивый обычай, относитесь и к месту и к обряду с благоговением.
  • Приготовьте все необходимое:  полотенце, рубашку для погружения (для женщин подойдет новая «ночнушка», самая простая ситцевая, лучше белая или в мелкий цветочек), внутри купальни ходят только босиком, если холодно, возьмите тапочки. Возьмите бутылки под воду, чтобы набрать с собой.
  • Воду набирают не из купели, а в специальных местах, где истекает источник. Если это колодец – пользуйтесь специальным ковшом или ведром, которые стоят рядом, не погружайте в колодец свои бутылки, а наполняйте их, зачерпывая воду из родника ковшом или кружкой.
  • С уважением относитесь к окружающим, лучше пропустить вперед, чем кого-то оттеснить. Спокойно дожидайтесь своей очереди.
  • Ожидая в очереди, лучше молиться про себя, а не болтать.  На святом источнике не кричат, не смеются громко. Благодать любит тишину.
  • Не забудьте проверить, есть ли на вас крест. Крест вообще надо носить православному, тем более погружаться в святой источник для исцеления. Почему крест не носишь? Мешает? Стесняешься? Вот слова из Евангелия : «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Помни!
  • Перед погружением надо помолиться, рядом с источником есть часовенка, там можно поставить свечи, подать записки. Просите Господа об исцелении и здоровье, подавайте жертву на монастырь. Не бросайте деньги в воду это языческий обычай, лучше милостыню подайте просящим.
  • Если вы приехали в машине или на автобусе, оставьте там все вещи, берите с собой только необходимое для погружения в купель. Машину не подгоняйте близко к берегу или ограждению, это святое место, лучше пройдитесь, подышите.
  • Запрещается приходить на источник и тем более погружаться в нетрезвом виде.  Запрещено мыться  в источнике, стирать – это святотатство. Запрещено  приходить с собаками. Запрещено раскладывать рядом костер, устраивать пикники, распивать спиртные напитки, курить на территории.
  • Запрещено погружаться в воду женщинам в особые дни, лучше в сторонке облейтесь, если лето, или просто умойтесь из бутылки, если холодно.
  • Женщины и мужчины совершают погружение отдельно, если купальня одна – по очереди.
  • В купель входят, а не прыгают. Входят с молитвой. Окунаются трижды с головой.
  • Погружаются так:  приготовившись, осеняют себя крестным знамением, подходят к ступеням, со словами «Господи, благослови!» молча входят в воду, сдерживают эмоции, не кричат, не взвизгивают. Повторяйте про себя «Господи, помилуй!», это поможет удержать дыхание. Встают на ступеньку, чтоб воды было по пояс или ниже, чтобы присесть с головой. Убедитесь, что стоите прочно, или придерживайтесь за перила левой рукой. Правой осеняем себя крестным знамение с молитвой: Во имя Отца…, присели с макушкой под воду. Встали. Снова перекрестились: и Сына.., погружаемся второй раз с головой. Встаем. Еще раз крестимся: …и Святаго Духа. Окунаемся третий раз. Встаем, выходим.
  • В купель входят по очереди, подождите, пока выйдет предыдущий, помогите ему или ей, не толкайтесь на лесенке. Все надо делать спокойно, но в то же время быстро, не задерживаться и никому не мешать. Выйдя, сырую рубашку тут в купели не отжимаем, убираем в пакет. Это будет ваша святынька. Люди этими рубашками потом исцелялись – надеваешь, и температура при болезни спадает, ночь проспишь – и поясницу отпускает.
  • Летом можно вообще не вытираться полотенцем, просто одеваться и выходить, зимой голову все же надо обсушить полотенцем и надеть головной убор.  Одевшись, почувствуешь жар, тепло, радость, благодатное состояние. Лучше его хранить, не высказывать, не обсуждать впечатления,  не восторгаться, поберечь радость внутри.
  • Предостережение: святость не шутки, благодать святого источника по-разному действует на людей.  Человек может и не знать своего духовного состояния, иногда и истерики возникают, и агрессия. Беснование проявляется от святой воды. Реагируйте на это спокойно. Молитесь. Тем, кто ни разу не причащался, не ходит в храм, и первый раз собирается погружаться в источник, лучше это делать в составе паломнических групп, с опытным сопровождающим.
  • Еще совет: не смотрите на других, не погружайтесь в купель ради ложного желания не отстать от удальцов и показать свою «силу духа». Реально оценивайте свое здоровье.  Возможно, на первый раз  достаточно умыться и испить святой воды.
  • Говорят, что в старину был обычай для исцеления тяжких недугов омыться в «семи водах», т.е. искупаться в семи источниках. Почему бы и нет, в Дивеево и округе можно найти и больше. Почему бы не пожить здесь в монастыре, почему бы не потрудничать? Побудешь, здесь, глядишь, и получится семь раз искупаться и выйти добрым молодцем или красной девицей.
  • И  ГЛАВНОЕ:  гораздо важнее, в сравнении с купанием в святых источниках,  является принятие Святых Христовых Тайн.

 

 

Молитва на принятие  святой воды

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во  оставле́ние  грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние  душе́вных  и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние  страсте́й  и не́мощей мои́х  по  безпреде́льному  милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь. 

 

Случаи исцеления

Много случаев исцелений на Дивеевских святых источниках описывают люди в интернете. Вот несколько примеров, с паломнического сайта v-diveevo.ru

Раба Божия Алевтина поехала в Дивеевский монастырь к батюшке Серафиму Саровскому с великой надеждой на исцеление больных ног. Она пишет: «У меня сильно болели ноги. В течение десяти лет я не снимала чулки ни зимой, ни летом. И в Дивеево я приехала с перевязанными шерстяными тряпками ногами. А ведь было лето, июль месяц. В праздник апостолов Петра и Павла я причастилась Святых Христовых Тайн. Ночи я почти не спала, засыпала под утро, измученная болями в ногах. После купания в источнике Батюшки Серафима я проспала четырнадцать часов. Домой приехала с исцеленными ногами и уже два года их не завязываю. Благодарю Господа, что именем Своего святого батюшки Серафима Он даровал мне исцеление».       

Приехали на источник преподобного Серафима из Арзамаса старичок и старушка и рассказали, что у обоих больное сердце, а у нее еще и рак. И вот, когда в прошлый раз муж решил искупаться и стал ее уговаривать искупаться тоже, а она отказывалась, откуда ни возьмись, появился старичок, которого видели только эти супруги, и стал уговаривать ее: «Искупайся в моем источнике». Она искупалась, а этот Старичок ей и говорит: «Видишь, я же говорил, что тебя исцелю». И исчез. Оказалось, что и правда, исцелил!   

 Многоцелебные источники

Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского и на других святых родниках передаются из уст в уста, конечно, документально они не оформлены (хотя раньше реестр в монастыре вели, сейчас из-за многочисленности, может, уже и не учитывают), но не это важно, важно, что люди, приступающие с верой, получают просимое.  

И каждый день течет людской поток в монастырские ворота, запружает площадь у Троицкого собора, наполняет храм, кланяются головы общей волной на «Мир всем…», и замирают на «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», а после отпуста растекаются щебечущими голосами по святым источникам, где перекрестившись, бухаются с перехваченным дыханием в ледяные струи, а потом, выпрыгнув, отряхиваются, фыркают, путаются в одежде и вдруг ощущают такое тепло и блаженство,  что не повторить этого еще раз  невозможно. Батюшка Серафим, встречай! 

 Автор: Ирина Нечаева. 

Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2019; проверки требуют 8 правок.

Церковь преподобного Серафима Саровского — деревянная церковь в Приморском районе Санкт-Петербурга. Находится на Серафимовском кладбище в историческом районе Старая Деревня. Официальный адрес: Серебряков переулок, дом № 1.

В конце XIX века район Чёрной речки был окраиной Санкт-Петербурга. В этой местности селились крестьяне и люди, которые приехали в город на заработки. Вместе с быстрым ростом населения росло и число умерших. Существовавшие Новодеревенское и Благовещенское кладбища оказались переполнены. Поэтому в 1903 году было принято решение выделить землю под новые захоронения.

После принятия решения об организации кладбища было начато строительство кладбищенской церкви. Проект церкви был выполнен архитектором А. Ф. Барановским, работы велись под руководством епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Закладка храма была произведена 25 июля 1906 года, а к концу октября здание было уже построено. 1 марта 1907 года оно было освящено во имя Святого Серафима Саровского. Кладбище получило название по названию церкви.

Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиереем Н. А. Травинским были освящены также два придела: южный — во имя Святой Мученицы Царицы Александры и северный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для удобства отпевания боковые приделы были отделены от главного перегородками. Большая часть икон и церковной утвари были подарены или пожертвованы. Красивый дубовый иконостас для церкви пожертвовал купец А. А. Николаев, а 11 образов для иконостаса — М. Н. Колчин.

В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и умерших в госпиталях города. В память о солдатах и офицерах 36-го Орловского пехотного полка, павших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, у левого клироса на специальном столбе была помещена небольшая икона Святителя Николая, укреплённая на латунной доске с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».

В 1923 году церковь, первоначально приписанная к Благовещенской церкви, получила самостоятельность и стала приходской. Храм, принадлежавший до 1942 года «Живой церкви», был одной из немногих в Ленинграде церквей, которые были открыты и в годы блокады. Храм закрывался только на несколько месяцев в блокадную зиму 1942 года, когда он использовался как морг[1].

В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на западном фасаде храма были заменены мозаичными. В 2000 году на пожертвования прихожан был проведен капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году выполнен ремонт фасадов, заменены мозаичные изображения. С 2007 года ведется ремонт внутренних помещений. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлеченных из запасников храма. Большинство храмовых икон вновь позолочены, а иконы Святителя Николая и Казанской Божией Матери обрели новые дубовые резные киоты.

Храм преподобного Серафима Саровского — интересный для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX века. Одноэтажный деревянный храм построен по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме: в плане он представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть — центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания доминируют высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов выполнено в русском стиле. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точеные столбы крылец.

Интерьер церкви сохранился с момента открытия почти без изменений. В храме находится образ «Умиление», список с келейной иконы, перед которой скончался старец Серафим. В главном приделе висит его портрет, написанный игуменом Иосафом, учеником и биографом преподобного Серафима. В киоте, справа от амвона, находятся несколько реликвий: местночтимая икона с частицами одежды, мантии с гроба и камня, на котором молился преподобный. Слева от входа, тоже в киоте, помещена икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке, ранее находившаяся в Благовещенской церкви и переданная церкви Серафима Саровского после войны. По преданию, она была привезена рабочими людьми, приехавшими для постройки Санкт-Петербурга по приказу Петра I.

Саратов, храм Серафима Саровского. Где находится, расписание богослужений

Семьдесят лет царил религиозный хаос. Не одно поколение выросло с мыслью, что Бога нет. Власть упорно насаждала эту мысль молодым поколениям. Расчет был прост. В храмы ходят бабушки, умрут они, и православие в СССР вымрет естественным путем.

Замыслы не оправдались, Страна Советов прекратила свое существование. А православие живо уже в России.

Сколько поруганных храмов восстановлено? А сколько все еще лежат в руинах? Сегодня мы поговорим о храме Серафима Саровского в Саратове.

История

Зима 1901 года. Архитектор Алексей Маркович Салько направляет в Саратовскую епархию проект деревянного храма. А та, в свою очередь, просит разрешение у власти на его постройку.

Проходит год. И в феврале 1902 года городская дума направляет это прошение на рассмотрение в МВД. Проходит еще год, пока министерство внутренних дел размышляет, позволять ли верующим строить храм. Позволили все же. И в 1903 году, на участке земли, пожертвованной благодетельницей для строительства, начинается возведение деревянной церкви.

Храм в честь преподобного Серафима Саровского был возведен еще до канонизации святого. Православные жители города не остались в стороне, и на общие пожертвования была осуществлена великая миссия горожан.

В конце декабря постройку освятили. Сначала здесь был только один престол, со временем пристроили колокольню на столбах, по проекту Андрея Мушты.

В 1913 году, по указу епископа Алексия, место священника в храме Серафима Саровского (Саратов) занимает Михаил Платонов. Этот священник после 1917 года организовал православное общество. Его целью было восстановление православной монархии.

К 1917 году в храме имелась библиотека, в которой насчитывалось свыше 900 книг. Библиотека была общественной, то есть брать книги мог любой горожанин. Действовал приют для мальчиков, рассчитанный на 27 человек. Имелась церковно-приходская школа.

Безбожные годы

В 1918 году был арестован священник храма Серафима Саровского в Саратове - Михаил Платонов. За что его арестовали? За ведение "пропагандисткой деятельности". В те времена, похоже, всех священнослужителей арестовывали с такой формулировкой.

В 1919 году отец Михаил был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1919 года.

В середине марта 1935 года был закрыт в Саратове храм Серафима Саровского. Здание передали институту под названием "Микроб". Очень говорящее название.

Институт разместил в изуродованном храме общежитие. До такой степени надругались в годы гонений над этой святыней, что в реставрационном ее паспорте было прописано: степень сохранности здания храма - 10 %.

Все проходит

В 1988 году Саратовской епархией был получен холщовый свиток. Это оказался образ Серафима Саровского. Икона стала первой в возрожденном храме и сейчас находится в нем.

Но обо всем по порядку. 27 апреля 1990 года Саратовская епархия обратилась в НПП "Волга-ресурс" с просьбой о реставрации поруганной святыни. В июле этого же года был составлен реставрационный паспорт, а в августе архиепископ Саратовский и Вольский Пимен служил первый молебен в храме Серафима Саровского (Саратов). Через 10 дней начались работы по восстановлению святыни.

К концу 1991 года завершились реставрационные работы в храме. И в январе 1992 года архиепископ Пимен совершил Великое освящение отреставрированной церкви.

Была отстроена колокольня, в которой разместился класс воскресной школы. Кроме того, в храме в честь преподобного Серафима разместили купель для крещения. А в 1998 году были торжественно установлены купола.

На сегодняшний момент это действующий храм, который получил статус Архиерейского подворья.

При храме действует воскресная школа для взрослых, детский и взрослый клиросы.

Для желающих окрестить младенца или для того, кто хочет принять таинство крещения во взрослом возрасте, проводятся огласительные беседы, где будет рассказано о крещении. Следует учитывать, что храм Серафима Саровского в Саратове не является местом, где крестят детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Совершается в храме и таинство брака, т. е. венчание. Для желающих повенчаться проводятся две огласительные беседы, на которых открывается смысл церемонии.

Где находится храм? Богослужения

Адрес храма Серафима Саровского: Саратов, ул. Университетская, д. 70.

Храм открыт для посещения ежедневно с 7 утра и до 19 часов вечера.

Расписание богослужений в храме Серафима Саровского (Саратов) следующее: службы совершаются ежедневно. Литургия с понедельника по субботу в 07:40, вечерняя служба - в 16:50. В воскресные и праздничные дни служат две литургии. Одна ранняя - в 06:40, вторая поздняя - 08:40.

Ежедневно до 16:00 в храме находится дежурный священник. Проходит чтение акафистов преподобному Серафиму и перед иконой "Умиление".

Резюмируем

Что мы узнали из статьи? Во-первых, краткую историю храма. Во-вторых, его место нахождения. В-третьих, выяснили рабочий график храма Серафима Саровского в Саратове.

Заключение

Итак, мы ознакомились с историей еще одного храма, поруганного в годы безбожия. К счастью, храм Преподобного Серафима вошел в число тех, что удалось восстановить.

А сколько их - еще не восстановленных - осталось? Ведомо одному Богу.

Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово / Монастырский вестник

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.

Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последнего Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь, и здесь в обители соединились два великих молитвенника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».

В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.


Смотрите также

Описание: