Где находится храм рождества пресвятой богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы | Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве. Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.
В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.
Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.
В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Богородице-Рождественский собор и колокольня. Фото В. Ходаков.
В 2017 году в Соборе проводится часть реставрационных работ. Работы финансируются по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Собор как объект культурного наследия федерального значения носит название «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII–XVIII вв. и начало XIX в. – Собор, 1501–1505 гг.». На первом этапе работ намечено выполнить реставрацию кирпичной кладки фасадов, белокаменного цоколя и архитектурных деталей.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) — Википедия
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии, памятник архитектуры.
В конце XVIII века, после масштабного переселения в Солдатскую слободу окрестных солдат, мещан и купцов, было решено построить в той же слободе, возле нынешнего Центрального рынка (в те времена базара, а впоследствии Старого базара) храм Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был заложен 20 февраля 1781 года, а открыт 5 сентября 1781 года. И начало строительства, и готовый храм освящал протоиерей Иоанн Андреев. Однако, 27 декабря 1791 года от удара молнии храм сгорел.
Тогдашний городской голова — купец М. П. Наумов ходатайствовал перед митрополитом Гавриилом — главой Екатеринославской епархии, курировавшей в то время территорию нынешнего Ростова, о строительстве новой церкви. В 1795 году на том же месте была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имевшая статус купеческой. На её территории была размещена ещё одна, тёплая церковь во имя Трёх Святителей. В 1822 году указом Святейшего синода церковь стала соборной.
Рождественский собор и центральный рынок. 1906 годВ связи с быстрым ростом населения города в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви.
Собор был построен в 1854—1860 годах по типовому проекту архитектора Константина Тона и внешне схож с другими храмами, построенным по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве, несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Непосредственную «посадку» храма на местности выполнил архитектор А. С. Кутепов.
Главным попечителем строительства являлся церковный староста Константин Михайлов-Нефёдов. На средства потомственного почётного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.
В 1887 году построена четырёхъярусная колокольня[⇨].
После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на православную церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали. В 1929 году с куполов были сбиты кресты[1]. В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. Во время войны в 1942 году, при наступлении немецких войск, было принято решение о взрыве колокольни. Но успели взорвать только два верхних яруса.
Собор в период немецкой оккупации. 1942 годСнова собор открыт в 1942 году, в условиях немецкой оккупации; прихожане сами принесли всё необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы[1].
В 1947—1949 годах в соборе служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси[1].
В конце 1940-х годов шли восстановительные работы, к которым был привлечён ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». Однако проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950-х годах на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой[1]. В 1950 году в соборе был произведён ремонт и восстановлены росписи, в 1988 году проведена реконструкция внутреннего убранства храма.
В 1999 году, к 250-летию города Ростова, восстановлена колокольня в её первоначальном виде.
Самая грандиозная реставрация собора была начата в 2011 году. В результате масштабных работ, продолжавшихся семь лет, на основе архивных материалов воссозданы в мельчайших деталях соборные росписи, кресты, 15 колоколов. В собор вернулись его основные святыни: икона Божьей Матери Донская, часть пояса Пресвятой Богородицы и ковчег со святыми мощами. Новая реликвия собора — таганрогский мощевик[2][3].
27 октября 2019 года, в день памяти святых отцов VII Вселенского собора, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора и возглавил служение Божественной литургии в обновлённом храме[1].
Собор Рождества — пятикупольный каменный храм, в плане имеет форму креста, построен в русско-византийском стиле. Трехъярусный иконостас в восточной части собора выполнен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой. На подворье собора расположены ещё малый требный храм во имя Иоанна Предтечи и крестильня Святителя Николая; а также колокольня и несколько служебных зданий: епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии; духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы.
В 1875 году с западной стороны собора была заложена колокольня. Её проект был выполнен войсковым архитектор-инженером А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Строительство осуществлялось на средства купцов П. Р. Максимова и С. Н. Кошкина, табачного фабриканта и мецената В. И. Асмолова и уже ставшего тогда церковным старостой И. С. Панченко и было окончено в 1887 году.
Колокольня имеет высоту 75 м. В её проекте были использованы элементы классицизма и ренессанса. Главка купола синего цвета, украшена позолоченными звёздами. В верхнем ярусе были установлены четырёхциферблатные часы с четвертным боем. В средних ярусах размещаются колокола, первые из которых были повешены 15 октября 1887 года. Главный колокол, отлитый на средства И. С. Панченко в Москве на заводе Н. Д. Финляндского, весом 1032 пуда (16,5 т) был повешен 22 октября. Этот колокол был украшен четырьмя изображениями: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона Целителя, Иверской иконы Божией Матери и Святого евангелиста Иоанна Богослова. Считается, что звон с колокольни был слышен за 40 вёрст.
В 1882 году на первом ярусе был устроен малый храм-крестильня во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Во время Великой Отечественной войны возникли опасения, что колокольня может быть использована немцами как ориентир для артиллерии и авиации, и в июле 1942 года, на основании решения обкома ВКП(б), были взорваны два верхних яруса. А в 1949 году был разобран и второй ярус.
Колокольня была восстановлена в 1999 году. Над проектом восстановления работал архитектор Ю. Н. Солнышкин. Новые колокола были изготовлены на МП «Вера» (город Воронеж). При этом новые колокола отличаются от своих предшественников названиями и меньшими размерами. Теперь они были названы в честь небесных покровителей тогдашних духовных и светских руководителей региона:
Несмотря на то что эксплуатация самой колокольни была начата в 1999 году, восстановление интерьеров первого яруса было окончено только 4 декабря 2011 году, когда часовня Николая Чудотворца была вновь освящена.
Статуя святителя Димитрия на Соборной площадиПеред собором, между улицам им. Станиславского и Московской, расположена Соборная площадь, история которой неразрывно связана с историей храма.
17 апреля 1890 года там был установлен памятник Александру II с надписью на пьедестале: «Император Александр II. Благодарные граждане Ростова-на-Дону». Памятник был возведён по проекту М. О. Микешина. Высота памятника составляла 10 м, а вес бронзовой скульптуры — 250 пудов (4 тонны). В 1920 году памятник закрыли фанерным ящиком с красной звездой, а в 1924 снесли.
В 1999 году, примерно на месте снесённого памятника императору, был возведён памятник Святителю Димитрию Ростовскому. Авторы: скульптор В. Г. Беляков и архитектор Н. Ф. Гмыря. Памятник, по настоянию администрации Ростова-на-Дону, был поспешно установлен в дни празднования 250-летия города[4]. Эта акция вызвала неоднозначную оценку. Памятник критиковали за низкий художественный уровень, неудачное расположение, надписи на нём, облачение Святителя[4][5]. Многие ростовчане — историки, искусствоведы, архитекторы, художники, журналисты, краеведы, писатели и часть прихожан — считают, что памятник Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому нужно было установить на территории бывшей крепости, к примеру, в Первомайском парке, либо в районе улицы имени С. Шаумяна, ранее носившей название Димитриевской, по имени святителя[4].
Церковь Рождества Богородицы на Сенях — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы на Сеня́х (Воскреше́ния Ла́заря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.
Внутренний двор Большого Кремлёвского дворца. Золотой купол в центре фотографии — Рождественская церковь Крест напрестольный. Москва. Мастерские Кремля. 1652. ГИМ. Вклад царя Алексея Михайловича и Марии Милославской в церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле.Церковь была построена в 1393—1394 гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского.
Н. Н. Воронин полагал, что храм был заложен в память Куликовской битвы, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю совпадал с датой Куликовской битвы[1]. Однако С. В. Заграевский показывал низкую вероятность заложения храма в честь 13-й («несчастливой») годовщины битвы[2].
Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини.
Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырёхстолпная трёхапсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор.
Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ.
В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками[3].
В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо, располагавшийся в алтаре.
Об облике алевизовского храма мы можем судить только по чертежу «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан трёхглавым с тремя апсидами и двумя приделами (вероятно, появившимися не ранее второй половины XVI в.)
При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено и превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарем и трапезной с западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён. В XVIII в. подклет превратился в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь Воскрешения Лазаря.
В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. М., 1961—1962. Т. 2. С. 253—262.
- Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 329—330.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Це́рковь Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы в Ста́ром Си́монове — церковь в Москве на левом берегу Москвы-реки в бывшей Симоновой слободе.
В 1370 году на месте нынешней церкви Феодором Симоновским был основан Симонов монастырь, в котором построена деревянная церковь, но уже в 1379 году монастырь был перенесён на новое место. В 1509—1510 годах вместо деревянной была построена каменная одноглавая церковь. В настоящее время храм бесстолпный, но вероятно, что первоначально он был четырёхстолпным, так как верх четверика был перестроен, и от первоначального храма сохранилась лишь нижняя половина основного объёма до резного фриза. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена[1]
В XVIII веке около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы. В 1785—1787 годах вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849—1855 годах по проекту арх. Н. Збожевского они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Святого Николая и Святого Сергия. В Сергиевском приделе в 1870 году установлено чугунное надгробие Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
В 1928 году церковь была закрыта. В 1932 году снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви стали использовать в качестве производственного помещения (прямо на могилах героев Куликовской битвы была размещена компрессорная завода), в результате чего оно оказалось на грани разрушения. В 1966 году об изуродованном храме-памятнике писал П. Д. Корин[2], а в 1979 году — Д. С. Лихачёв[3]. Однако завод только в 1987 году освободил церковь и передал её Историческому музею.
В 1989 году церковь была передана верующим. Храм был повторно освящён 16 сентября 1989 года. В 2006 году восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби.
До 2015 года в церковь можно было попасть через проход, проведённый по территории завода. После открытия на территории завода бизнес-квартала «Симоновский» и сноса части производственных корпусов появилось ещё несколько проходов к Храму.
При храме действуют благотворительный историко-культурный фонд святых Пересвета и Ослябя, воскресная школа.
До закрытия в храме, в частности, находились:
После открытия храма в нём хранятся:
- Остроумов И. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912.
- Паламарчук П. Г. Сорок Сороков. М., 1995. С. 111—117.
Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь) — Википедия
Собор Рождества Богородицы. Вид с юго-запада Фотография собора из издания XIX века. Вид с северо-востокаСобор Рождества Богородицы — главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси[1].
Изначально представлял собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. В плане наследует Благовещенской церкви на Городище, известной по раскопкам. Архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В интерьере — фрески XII и XIX веков.
Фрагмент древней кладкиХрам был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.
Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.
Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчена куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.
Роспись XIX века | Фрески XII века на восточных столпах собора. Вид с хор | Вид с хор |
Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны[2]. В таком виде храм сохранился до наших дней.
В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими.
Введение Богородицы во храм. Фрески 1125 года Фрески диаконника. Фрески 1125 года Волхвы из Рождества Христова. Фрески 1125 годаВ 1125 году внутренность собора была расписана фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени. Они выполнены в характерной для XIX столетия академической манере, далекой от форм православной иконописи.
Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только с 1919 года и продолжалось с перерывами до 1990-х гг. В настоящее время практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы, что позволяет судить как о их стилистических особенностях, так и о своеобразии выбранных иконографических сюжетов.
Сохранились фрагменты росписи всех трех апсид, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом.
Программа росписи следуя некоторым общепринятым закономерностям византийского искусства имеет ряд оригинальных черт. Не вызывает сомнений, что их содержание было продумано основателем монастыря.
В двух нижних регистрах центральной апсиды были изображены многочисленные святители. Развернутый святительский чин станет в XII веке местной новгородской традицией. Рядом со святителями на гранях ведущей в алтарь центральной арки в самом низу изображены ветхозаветные пророк Моисей и первосвященник Аарон. Их фигуры обрамляют вход в алтарь, показывая таким образом, что ветхозаветная скиния была прообразом новозаветного храма. Они как бы участвуют в богослужении наравне с новозаветными епископами. Эта специфическая особенность росписи была крайне редка в Византии, но стала очень распространенной в Древней Руси. Ещё одной неповторимой чертой программы являются многочисленные преподобные, изображенные в рост и по пояс в медальоных на гранях всех трех алтарных арок. Поражает не только их количество, но и размещение изображений святых монахов в восточной части храма, тогда как обычно они размещались ближе ко входу с западной стороны.
Росписи северной апсиды собора — жертвенника — были посвящены протоевангелию, то есть рассказу о Рождестве и детстве Богоматери. Здесь лучше всего сохранилась композиция Введение Богоматери во храм, а также сцена омовения Богоматери, выделенная здесь из самого Рождества в отдельную композицию. Её расположение по центру апсиды напоминает о приготовлении здесь святых даров для литургии. Сама Богоматерь здесь является даром Богу, принесенным её родителями.
С другой стороны алтаря, в диаконнике, располагался пространный цикл жития Иоанна Предтечи, оканчивающийся его мученичеством и сценами трех обретений его главы, сразу же после его смерти почитавшейся как священная реликвия. Сохранились часть сцены пира Ирода и фигура сидящей Иродиады, которой подносят отсеченную главу пророка. Ниже уцелела фигура копающего юноши — одно из обретений главы Иоанна Предтечи. Эта почитаемая христианская реликвия несколько раз пропадала и вновь находилась, в честь чего устанавливался отдельный праздник в церковном календаре. На входной арке в диаконник сохранилась одна из фигур святых диаконов.
Наибольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен — Рождества Христова на южной и Успения Богоматери на северной стенах. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери.
Благовещение. Архангел Гавриил. Фрески 1125 года Благовещение. Богоматерь. Фрески 1125 года Целители Флор и ЛаврЛучше всего сохранилась роспись восточных столбов на обращенных к молящимся западных гранях. Сверху здесь изображено Благовещение. Фигуры Архангела Гавриила и Богоматери по сложившейся традиции изображены по отдельности так, что сцена происходит как бы в пространстве самого храма. Под Благовещением расположены четыре фигуры святых целителей — Кира и Иоанна, Флора и Лавра. Если двое из них держат в руках сосуды с лекарствами, очень напоминающие дароносицы, то другие двое (по одному в каждой паре) имеют в руках свитки. Здесь очевидно вместе с исцелением тела подчеркивается исцеление души христианским учением. Причем изображения целителей фланкируют алтарь храма, показывая, что именно здесь человеку подается исцеление.
Под этими фресками крепился темплон алтарной преграды, в котором первоначально вероятно не было других икон, кроме образов Спасителя и Богоматери. Алтарь закрывала крепившаяся к темплону завеса. На неё намекают изображенные в нижней части столбов полотенца[2].
Художественные особенности фресок долгое время оставались без надлежащей оценки исследователей. Неполное раскрытие древней живописи мешало ученым адекватно воспринять их стиль. В связи с этим высказывалось мнение о чужеродности этой живописи всему древнерусскому искусству и связь её с романским искусством. В настоящее время стало ясно, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских памятников, хотя и имеет свои яркие отличия. Вероятно, что её исполнителями были все же художники из Киева. Во фресках сохраняются многие особенности росписей раннего XII века, таких как фрески Софии Новгородской и Николо-Дворищенского собора. Фигуры крупные и тяжеловесные, в них преобладает статика. Похожа и пластическая моделировка ликов, выделяющаяся по сравнению с практически плоскими одеждами. Однако в личном письме появляется более интенсивная графическая прорисовка черт, придающая образам гораздо большую активность. Для образов Антониевских фресок характерна большая эмоциональная открытость, граничащая с экзальтацией. Эти новые тенденции, распространявшиеся в разных частях византийского мира, найдут в Новгороде большой отклик. Контраст, столь резкий в соотношении статичности фигур с внутренней подвижностью образов, проявляется и в звучном колорите росписей: здесь темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а тёмные монашеские одежды с одеяниями розовых, голубых и салатовых тонов[2].
Лестничная башняПримыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.
Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе[2].
Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом[3].
Рождественский монастырь (Москва) — Википедия
Богородице-Рождественский монастырь, известен как Рождественский монастырь[1] — один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя.
Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Константиновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории Московского кремля и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву[2]. Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского[3].
В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго[4], она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.
Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества[3]. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.
25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.
Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел[3].
В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница[3].
В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями[5].
В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).
В начале XX века были построены трёхэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903—1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904—1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.
На территории Богородице-Рождественского монастыря 1 июня 1920 года был открыт Рождественский концлагерь.[6] Параллельно с концлагерем (как отдельное его подразделение) в том же монастыре находилось Рождественское казарменное общежитие принудительных работ, также открытое не позже июня 1920 года. Оно было подведомственно Московскому управлению принудительных работ. Через полтора года после открытия, 19 декабря 1921 года, было принято решение о «ликвидации» лагеря. Заключенные лагеря и общежития были переведены в Покровский лагерь. Количество заключенных в лагере составляло порядка 200–300 человек.
Здесь же находилась центральная больница-амбулатория для лагерей, открытая в 1920 году, которую тюремная инспекция называет «центральной амбулаторией по всем специальностям (глазным, ушным, зубоврачебным, хирургическим и венерическим)». Первым главой больницы был назначен хирург Борис Маркович Жирмунский, талантливый врач, в скором будущем эмигрировавший во Францию, где он стал одним из основателей парижской больницы «Мирабо».
В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра)[7], часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже — в церковь Знамения в Переяславской слободе.
В донесении Патриарху Тихону настоятельницы Московского Рождественского монастыря игумении Магдалины от 2 августа 1923 года сообщалось, что в апреле 1922 года при игумении Октавии левую часть монастыря взял в аренду Комитет Всероссийской помощи воинам — западный и левый трапезный корпус, сестёр «уплотнили до невозможности» — и стали брать с них арендную плату за помещение. Правая сторона монастыря уже занята 3 года — там сначала был лагерь [вероятно, концентрационный], затем милиция, курсанты. К 1 мая 1923 года «Всерокомпом» подал в народный суд прошение о выселении монахинь. Их четыре раза вызывали в суд, где истцу предлагали выделить монастырю помещение, но он настоял на безусловном выселении, и 90 человек, вместе с игуменией были выселены — остались лишь 30 монахинь, работающих в мастерской Комитета, 10 престарелых и 3 — от Главмузея для охраны церкви. Златоустовский храм взят под клуб, трапезная Казанская церковь разорена под столовую того же комитета (ещё пустует), служба только в летнем соборе. Ключи от церкви св. мученика Евгения (под колокольней) — в Главмузее[8].
В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена. В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов[7].
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращён церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.
Монастырь был возрождён 16 июля 1993 года, в нём ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трёхгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.
С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.
По состоянию на 2019 год, в обители 30 монашествующих, настоятельница — игуменья Викторина.
-
Трапезная церковь (1904—1906)
-
Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678)
-
Собор Рождества Богородицы (1500—1505)
-
Колокольня в стиле классицизма (1835—1836)
-
Церковь Казанской Богоматери (1906)
- Казанская икона Пресвятой Богородицы
- Икона свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца
- Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей
- Икона прп. Софии Суздальской с частицей мощей
- Соборная икона Оптинских старцев с частицами мощей 12-ти Оптинских старцев
- Московский летописный свод, 1389 г.
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908.
- Ильенкова Н. В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82—88.
- Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.
- Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. — М., 1881. — 16 с.
- Фуфаев А. С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV — XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55—75.
- Паламарчук П. Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов… Москва. 1992.
- Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов… 2-е изд. Москва, 1995.
- Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. Москва, 1996.
- Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. Москва: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1999. 256 с.
- Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.: Издательство братства святителя Тихона, 2001.
- Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. М.: Изд-во Троица, 1995
- 10 монастырей Москвы. Путеводитель. М.: Вечерняя Москва, 2012
- Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Белорусский Экзархат, 2005
- ↑ Рождественский девичий монастырь
- ↑ Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 505—506; Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 15.
- ↑ 1 2 3 4 Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 446.
- ↑ Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 14—15.
- ↑ Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 446—447.
- ↑ Рождественский концлагерь (неопр.). Сайт проекта «Бессмертный барак».
- ↑ 1 2 Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 447.
- ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июля 2017. Архивировано 25 августа 2017 года.
Собор Пресвятой Богородицы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Бабьи каши

Собо́р Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Ἡ σύναξις τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου) — праздник в православных церквях, совершается 26 декабря (8 января), в первый день попразднства Рождества Христова.
ИконаСобор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, середина XV века.
Дом-музей П. Д. Корина, Москва)
Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифа́ния Ки́прского, Амвро́сия Медиола́нского и Августи́на Блаже́нного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей его Богородицы[1].
Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 году (правило 79)[2].
Иконогра́фия Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихи́ры Иоанна Дамаскина́: Что̀ тѝ принесе́мъ: и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.
В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: Ка́ѧждо […] бл҃годаре́нїе тебѣ̀ прино́ситъ: а҆́гг҃ли, пѣ́нїе: нб҃са̀, ѕвѣздꙋ̀: волсви,̀ да́ры: па́стырїе, чꙋ́до: землѧ̀, верте́пъ: пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́сли. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.
Собор Рождества Богородицы (Уфа) — Википедия
Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы — соборный (с мая 2016 г.[1]) храм Уфимской епархии Русской православной церкви, расположенный в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан. Самый вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно[2].
Храм представляет собой небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора — 21 м, колокольни — 47 м. Нынешний облик храма — это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень — розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики — итальянский серпентинит, серо-голубые — южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.
Краснокирпичная приходская церковь Рождества Богородицы была заложена в 1889 или в 1901[3] г. на месте, подобранном уфимским епископом Антонием (Храповицким). Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.
23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький — 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.
6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.
После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. Согласно Постановлению Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.
Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.
Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви. Первым настоятелем после открытия храма был Борис Борисович Развеев. Началась перестройка бывшей приходской церкви под собор епархии. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.
Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Руководитель творческого коллектива — А. П. Фаворский. Главный архитектор проекта — Елена Алексеевна Фаворская.
В храме находятся части мощей святых: свт. Николая Чудотворца, равноап. Нины Грузинской, вмч. Пантелеимона Целителя, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары, мч. Вонифатия, мч. Трифона, мц. Татианы, прмцц. Елисаветы и Варвары, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Моисея Уфимского, преп. Зосимы Еннатской, благов. кн. Александра Невского, благов. кнн. Петра и Февронии, благов. кнн. Феодора, Давида и Константина Ярославских, прав. Симеона Верхотурского, прав. Феодора Ушакова, блаж. Космы Верхотурского, блаж. Павла Таганрогского, блаж. Варвары Сворчихинской (Уфимской).
К храмовым святыням относятся иконы Святой Живоначальной Троицы (с частью дуба Мамврийского) и Тайной Вечери с частью Сионской Горницы, где проходила Вечеря. Чтимые иконы:
- Иверская икона Божией Матери,
- «Взыскание погибших» икона Божией Матери,
- «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
На храмовой территории размещены следующие отделы Уфимской епархии[4]:
- Миссионерский отдел
- Молодежный отдел
- Добровольческий центр Башкортостанской митрополии
- Епархиальный склад церковной утвари и духовной литературы
- Епархиальная бухгалтерия
Богородице-Рождественский собор (Суздаль) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.
По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года[1].
Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века. По сохранившимся нижним частям этого собора можно судить, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным, трехпритворным.
Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский показывал, что строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович[2].

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.
В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви[4]. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.
В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды[5].
Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.
Западные врата (фрагмент)Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века[6][7]. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила[8][9].
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»[10].
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В феврале 1992 года между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской епархией Русской православной церкви было подписано соглашение о совместном использовании собора[11].
Рождественский собор. Суздаль. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 годгде находится, фото, история, отзывы
История
Более ста лет эта уединенная обитель была местом для своих. А во второй половине 16 века настоятелю игумену Ионе Рогоже на озере явился святитель и чудотворец Николай, идущий по водам от берега к острову. Игумен так впечатлился, что вырезал полутораметровый образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева. На иконе святой изображен в полный рост, в правой руке держит меч, а в левой — храм как символ города.
О том, что образ этот — чудотворный, быстро узнали в округе. Сюда потянулись паломники, которых маленький скит просто не вмещал. Пришлось переезжать с островка на большую землю.
Настоятель попросил у Ивана Грозного еще земель, которые и получил в 1584 году. Этот год считается датой основания обители. С тех пор она приобрела название, дошедшее до наших времен, — Николо-Радовицкий монастырь.

Фото: Михаил ФРОЛОВ
Оглядываясь назад, понимаешь, какая горькая у монастыря история: убийство игумена в 1619 году, разграбление храмов местными в 1639 году, пожар в 1678 году, изъятие главной святыни, внутренние интриги, восстановление и снова пожары. При советской власти в монастыре сначала был госпиталь, потом сельская школа, а затем и вовсе коровник. После войны Никольский храм взорвали, а к концу 20 века монастырь окончательно разорили: местные жители разбирали постройки по кирпичу.
В 2001 году настоятелем храма был назначен иеромонах Августин (Французов). Он поселился в вагончике неподалеку и все деньги, какие давали прихожане, вкладывал в восстановление. Спустя год около настоятеля стали собираться единомышленники. Местные жители и дачники, несмотря на усилия настоятеля привести монастырь в порядок, продолжали разворовывать кирпич. Однако упорный отец Августин не прекращал реставрационные работы.
В 2006 году на заседании Священного Синода под председательством приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приход храма Рождества Богородицы в селе Радовицы преобразовали в Николо-Радовицкий мужской монастырь. Через несколько месяцев здесь совершили первую Божественную Литургию. С тех пор службы идут ежедневно. В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.