Где находится государственный музей пушкина


Государственный музей А. С. Пушкина — Википедия

Госуда́рственный музе́й Алекса́ндра Серге́евича Пу́шкина — московский музей, посвящённый российскому поэту Александру Пушкину. Открытие состоялось в 1961 году в здании городской дворянской усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых, возведённой в XIX веке[2].

К 200-летию со дня рождения Пушкина в 1999-м главное здание и близлежащие хозяйственные постройки были объединены стеклянным атриумом, сформировавшим облик единого музейного комплекса. По состоянию на 2018 год музейный фонд состоит из более чем 200 000 единиц хранения и включает в себя предметы быта, личные вещи поэта, художественную коллекцию и частные собрания. В состав музея входят филиалы: Мемориальная квартира Александра Пушкина на Арбате, Музей Ивана Тургенева на Остоженке, Дом-музей Василия Пушкина на Старой Басманной, Мемориальная квартира Андрея Белого и выставочные залы в Денежном переулке [3][4].

Вид на стеклянный атриум, 2009 год Фасад здания, 2009 год

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых[править | править код]

Князья Барятинские, владевшие участком на Пречистенке до московского пожара 1812 года, продали полуразрушенное после пожара здание прапорщику в отставке Александру Хрущёву. По его инициативе в 1814—1817 годах на участке был возведён ампирный особняк по проекту архитекторов Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева. Рядом с главным корпусом обустроили хозяйственные помещения и разбили небольшой сад с декоративными павильонами по моде того времени[5]. В 1840-х годах усадьба перешла во владение семье торговцев чаем Рудаковых, а впоследствии к штабс-капитану Дмитрию Николаевичу Селезнёву. В 1910-х его дочь передала усадьбу московскому дворянству для детского приюта имени её родителей — Анны и Дмитрия Селезнёвых[4].

С 1924 по 1931 год в здании находился Музей игрушки. В 1940-м усадьба была передана во владение Литературному музею для создания экспозиции, посвящённой Владимиру Маяковскому. После 1945 года здание вернули в ведение Министерства иностранных дел СССР, а через несколько лет оно снова перешло Литературному музею, который занимался организацией Государственного музея Александра Пушкина[4].

Основание музея[править | править код]

В 1949 году в усадьбе открылась выставка, организованная Государственным литературным музеем к 150-летию со дня рождения Александра Пушкина. В рамках экспозиции были представлены мемориальные вещи поэта, а также организован ряд публичных лекций. После закрытия выставки многие деятели культуры того времени, такие как Леонид Леонов, Николай Тихонов, Константин Федин, Дмитрий Благой, Самуил Маршак, Михаил Исаковский, Ираклий Андроников, Юрий Завадский, Павел Корин, Галина Уланова, Сергей Бонди, подписали письмо Совету Министров СССР с просьбой об открытии в усадьбе музея Александра Пушкина [4].

К знаменательному юбилею сорокалетия Великого Октября мы просим снова открыть в старинном доме № 12 по Кропоткинской улице Пушкинскую выставку, несправедливо закрытую в 1950 году для размещения учреждений Академии Наук СССР (в настоящее время — институт Славяноведения). <…> Москва имеет музеи Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, а гордость русской и мировой литературы, великий Пушкин, уроженец Москвы, не имеет в столице своего Музея, хотя Пушкинская выставка за время своего существования привлекала к себе тысячи посетителей, оставивших многочисленные записи с предложениями о превращении ее в постоянный музей. Государственный литературный музей в течение ряда лет настойчиво ходатайствует о передаче музейного особняка на Кропоткинской улице под музей А.С.Пушкина. Мы обращаемся к Совету Министров СССР с просьбой к сорокалетию Советской власти положительно решить вопрос об организации постоянного московского музея А.С.Пушкина в доме № 12 по ул. Кропоткина.

Из письма деятелей культуры к Совету Министров СССР[4]

В 1957 году Совет министров РСФСР выпустил указ, согласно которому при Государственном литературном музее был создан Музей Александра Пушкина[4], однако уже спустя несколько месяцев музей объявили независимым учреждением. Первым директором стал Александр Крейн, при котором была проведена масштабная работа по подготовке первой постоянной экспозиции. В команду Крейна также входили научные сотрудники: Наталья Баранская, Е. В. Муза, С. Т. Овчинникова, Н. С. Нечаева, Е. В. Павлова, Г. Д. Кропивницкая, Н. М. Волович, И. К. Эткин, М. И. Кострова, Ф. Е. Вишневский, А. С. Фрумкина, Л. И. Вуич, А. С. Тишечкина, Н. Г. Винокур, В. В. Гольдберг [3][5][6]. Открытие первой выставки состоялось в 1961 году, впоследствии она стала основой для постоянной экспозиции. Музейный фонд был сформирован благодаря приобретениям работников музея, а также помощи коллекционеров Феликса Вишневского, Якова Зака и других. Благодаря деятельности Вишневского в состав фонда вошли карандашный портрет Екатерины Бакуниной работы Ореста Кипренского 1813 года, акварельные портреты Елены Давыдовой и Веры Вяземской художника Александра Молинаре, а также изображение товарища Пушкина Модеста Корфа, выполненное Эдуардом Гау. Яков Зак также помогал музею в приобретении редких экспонатов, а после его смерти в 1971 году музей полностью приобрёл собрание коллекционера, состоящее из 4040 гравюр и литографий[4].

Первые годы Яков Григорьевич ходил в музей почти ежедневно, как на службу. Он помог нам в описании едва ли не каждого полученного нами листа. Он передержал в руках всю нашу коллекцию, да и приобрели мы большую часть гравюрного фонда благодаря ему. Это он подсказывал нам пути, называл хранилища, консультировал при отборе и определении.Александр Крейн о Якове Заке[4]

В 1970—1980-е годы деятельность музея была направлена на музеефикацию пушкинских мест и работу по созданию новых филиалов. Так, начиная с 1986-го открылись квартира Александра Пушкина на Арбате, дом Вульфов в Бернове, имение князей Вяземских в Остафьево, квартира Андрея Белого на Арбате. В 1999 году музею был передан особняк № 36 по Старой Басманной, в котором долгое время проживал дядя поэта Василий Пушкин [3].

В 1996 году началась масштабная реконструкция здания под руководством компании «Моспромстрой», в здании заменили инженерно-технические коммуникации, построили подземную часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей (гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски), а усадебный двор получил остеклённое перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьбы[3][4].

К 200-летию со дня рождения Пушкина в 1999 году в музее прошли выставки: «Пушкин в гостях у Бальзака», «Бальзак. Денди и творец», «Пушкин. Мицкевич. Два взгляда», «Пушкин и Гёте», «Пушкин и Гейне», «Пушкин и Греция», «Пушкин и восточная культура». В рамках празднования юбилея поэта были организованы концертные, издательские и научно-просветительские программы, а также отреставрированы предметы живописи из музейного фонда[3][4].

В 2007 году музей отметил 50-летие со дня основания, в честь чего были подготовлены выставочные проекты «Дары и дарители» и «Русский поединок»[3][4].

Коллекция[править | править код]

По состоянию на 2018 год в состав музейного фонда входят более 200 000 единиц хранения, около 70 000 из которых составляют частные дары, многие из них поступили в первые годы после основания музея. Среди особо ценных экспонатов миниатюрный портрет Пушкина в детском возрасте, выполненный Всеволодом Якутом, акварельный портрет работы П. Ф. Соколова «Мария Волконская с сыном» (дар Владимира Звегинцова через Илью Зильберштейна), шкатулка медикаментов, с которой доктор Николай Арендт приезжал к умирающему Пушкину (дар правнучки врача Ариадны Арендт)[3][7]. Прямые потомки поэта передали музею портрет няни его сына Александра, который создала Софья Ланская, а также фотопортрет внука Сергея Александровича, роговой лорнет и кружевные манжеты, которые принадлежали внучке поэта Вере Мезенцовой. Праправнучка Пушкина Клотильда фон Ринтелен подарила музею шесть изображений, а Наталья Меренберг — черновую рукопись автобиографического романа. В экспозиции единственный известный портрет Исаака Ганнибала — двоюродного деда Пушкина, и изображение внучки Пушкина Натальи Дубельт работы Ивана Макарова[4][8][9][10].

В число других даров входят частные коллекции: «Библиотека русской поэзии Ивана Розанова», Павла Губара, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, собрание эстампов Якова Зака и фарфора Агриппины Вагановой. В 2010-х годах в состав музея вошло собрание предметов прикладного искусства конца XVIII—XIX веков учёного Льва Кишкина, переданное в архив музея его вдовой Натальей Семихатовой-Кишкиной[4][11]. Художественная коллекция представлена полотнами Василия Тропинина, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Льва Бакста, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Коровина и других[5][12].

Оформление залов[править | править код]

Интерьеры усадьбы, 2000-е годы Интерьеры музея, 2012 год Интерьеры музея, 2012 год

Обновлённая постоянная экспозиция «Пушкин и его эпоха» открылась в 1997 году к 200-летию со дня рождения поэта и размещается в 15 залах главного дома усадьбы. Всего представлено более 4000 единиц хранения: портреты, книги, рукописи, а также предметы декоративно-прикладного искусства[13][14]. Автором художественного проекта новой экспозиции выступил известный музейный проектировщик Евгений Розенблюм, по замыслу которого выставочное пространство было построено по биографическому принципу[15].

Зал № 1 носит название «Пролог» и посвящён XVIII веку — эпохе, когда родился поэт. В помещении выставляются гравюры русских и европейских мастеров, портреты царей, государственных деятелей и мыслителей того времени. Так, посетители могут увидеть прижизненные издания литераторов: Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, Александра Сумарокова, Гавриила Державина, Николая Карамзина[16].

Зал № 2 «Эпоха Пушкина» посвящён событиям начала XIX века, в нём представлены реликвии, характеризующие общественно-политическую и литературную атмосферу начала XIX века: реликвии Отечественной войны 1812 года, документы, повествующие о судьбах декабристов, экземпляры книг с автографами современников Пушкина, документальная хроника эпохи. Одним из самых ценных экспонатов является портрет поэта, литографированный Густавом Гиппиусом, под ним — подлинный автограф Пушкина. В центре комнаты — скульптура поэта работы Александра Теребенева[16].

Залы № 3—5 «Детство. Москва» посвящены детству писателя. Представлены виды города конца XVIII — начала XIX века, портреты родителей поэта, друзей и знакомых его семьи, элементы обихода, книги начала XIX века, мебель, а также предметы декоративно-прикладного искусства, дающие возможность представить обстановку московского дома Пушкиных[16].

Прихожая под дубовой лестницей — зал № 6 — ведёт в анфиладу парадных залов. Бальный зал под № 7 открывает круговую анфиладу парадных покоев особняка. Экспозиция рассказывает о пребывании Пушкина в Царскосельском лицее, о его жизни в Санкт-Петербурге, о Южной и Михайловской ссылках. Зал № 8 обустроен в Большой гостиной и называется «Евгений Онегин», там собраны связанные с романом предметы быта, портреты, книги, виды Петербурга и Москвы[16].

Зал № 9 «Возвращение в Москву. Годы странствий» связан с проживанием поэта в Тверском крае, Арзруме и Болдине. Экспозиция рассказывает о женитьбе Пушкина, замужестве его сестры Ольги Сергеевны, а также возвращении поэта в Царское село[16].

Залы № 10 и 11 посвящены «Пиковой даме» и «Медному всаднику». Комнаты связаны с окружением русской аристократии и буржуазии времён Екатерины II, роли Петра I в истории страны. Зал № 12 — «Путешествие по пугачёвским местам», Пушкин ездил по пути Емельяна Пугачева: Заволжье, Казань, Оренбург, Симбирск. Зал № 14 «Капитанская дочка» посвящён крестьянской войне 1773—1775 годов[16].

Последние годы жизни поэта отображены в парадном зале № 15, где расположены портреты петербургского окружения поэта, его личные вещи, книги, документы и письма последних дней жизни, автографы стихотворений, посмертный портрет и маска Пушкина. Завершает экспозицию аванзал, в котором стоят напольные часы XIX века и модель памятника Пушкину работы Александра Опекушина[16].

Вторая постоянная экспозиция «Сказки Пушкина» была открыта в 2015 году и представляет собой игровое и выставочное пространство для детей, где с ними работают опытные экскурсоводы и педагоги. В зале экспонируется коллекция рисунков Нади Рушевой — советской школьницы, увлекающейся творчеством Пушкина. За 17 лет девочка нарисовала около сотни иллюстраций к произведениям поэта[17].

В 2001 году в особняке был открыт мемориальный кабинет первого директора музея Александа Крейна, в котором также представлена экспозиция, посвящённая объединению Сообщества пушкинских музеев в 2009-м. В зале была воссоздана мемориальная обстановка: рабочий стол, кресло, лампа, письменный набор, папка для бумаг, а также пепельница с пачкой сигарет «Пегас», которые часто курил Крейн. В кабинете стоят шкафы с книгами, домашний секретер из карельской берёзы, а также несколько предметов мебели пушкинской эпохи начала XIX века[3][4].

  • Портрет Александры Александровны Брюлловой работы И. И. Липина, 1859 год

  • Екатерина Демидова на картине неизвестного художника, 1820-е годы

  • Портрет Анны Бакуниной работы Якова Стрешнева, XIX век

  • Портрет Дарьи Дмитриевой-Мамоновой кисти неизвестного художника, 1780-е годы

  • Памятник Пушкину в Москве с репродукции, 1887 год

  • Фотография издания сочинений поэта от 1837 года

Иллюстрация Название Адрес Описание
Мемориальная квартира Александра Пушкина на Арбате Старый Арбат, 53 Музей располагается в особняке начала XIX века, где поэт снимал квартиру с женой Натальей Гончаровой в 1830 году. Открытие музея состоялось в 1986-м, на первом этаже представлена экспозиция, посвящённая жизни Пушкина в Москве. На втором этаже находится восстановленная мемориальная квартира поэта, состоящая из пяти комнат: зала, гостиной, кабинета, спальни, будуара[18].
Музей Василия Пушкина Старая Басманная улица, 36 Открытие музея состоялось в 2013 году в особняке начала XIX века, построенном для частного найма Пелагеей Кетчер — женой хозяина завода хирургических инструментов. В 1822—1828 годах здание снимал дядя поэта Василий Пушкин. По причине отсутствия архивных документов сотрудники музея не смогли восстановить интерьеры комнат такими, какими они были при Василие Пушкине, из-за чего в залах представлена типичная обстановка дворянского дома начала XIX века. По состоянию на 2018-й в музейное собрание входят более 1600 экспонатов, собранных сотрудниками с 1988 по 2012 год[19]
Музей Ивана Тургенева Остоженка, 37/7 Музей находится в доме матери писателя Ивана Тургенева — Варвары. Здание стало прототипом для усадьбы из рассказа «Муму». Открытие музея состоялось в 2009 году, в музейный фонд входят экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью писателя. В ноябре 2018-го музей был открыт после комплексной реставрации[20][21].
Мемориальная квартира Андрея Белого Старый Арбат, 55 Музей был основан в 1993 году в соседнем здании с мемориальной квартирой Пушкина, однако официальное открытие состоялось только в марте 2000-го. В квартире на углу Арбата и Денежного переулка Белый прожил первые двадцать шесть лет своей жизни — с 1880 по 1906 год. После смерти отца в 1903-м семья была вынуждена переехать в Никольский переулок. На начало 2018 года экспозиция насчитывает несколько тысяч мемориальных предметов: семейные фотографии, рукописи произведений, личные вещи, а также редкие автобиографические заметки. Музей расположен в соседнем здании с музеем-квартирой Александра Пушкина, они имеют общий вход через подземный холл[22].
Выставочные залы на Арбате Денежный переулок, 55/32 Выставочные залы находятся в том же здании, что и музей-квартира Андрея Белого. По состоянию на 2018-й в залах проводят временные выставки и инсталляции[23].
  • Карнаухова Л. А. Государственный музей А. С. Пушкина, Москва. — Москва: Белый город, 2004. — 63 с.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

История музея

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное — одним; коллекция декоративно-прикладного искусства — 28 произведениями; графическое собрание — 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций — 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом — работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

Музей А.С. Пушкина — Музеи Москвы

РЕЖИМ РАБОТЫ

пн:выходной

вт-ср:10:00-18:00

чт:13:00-21:00

пт-вс:10:00-18:00

Каждое воскресенье на третьей неделе месяца – бесплатно.

ТЕЛЕФОН

Сайт

Электронная почта

Социальные сети

Государственный музей А.С. Пушкина – один из крупнейших литературных музеев России – расположен в центре Москвы, в старинной дворянской усадьбе Хрущевых-Селезневых. Это один из лучших образцов московского ампира.

Музейный комплекс включает в себя постоянную экспозицию «Пушкин и его эпоха», интерактивные залы для детей «Сказки А.С. Пушкина»; читальный, концертный и конференц-залы; фонды музея с открытыми хранениями и выставочные залы. Атриум, предназначенный для проведения крупных культурных акций, объединяет усадебные строения. В музее ведется активная экскурсионная работа, ежегодно осуществляются десятки выставочных проектов, проходят научные конференции и семинары, концертные программы и театральные постановки.

В состав музея входят также несколько филиалов – четыре мемориальных музея, связанных с именами Василия Львовича Пушкина, родного дяди поэта; самого Александра Пушкина и жены Натальи Гончаровой; великих классиков русской литературы Ивана Тургенева и Андрея Белого, а также Выставочные залы на Арбате.

Источник: Официальный сайт музея

ЭКСПОНАТЫ 7

  • Портрет Н.Н. Ланской.

    Макаров Иван Кузьмич (1822-1897)

  • Вид Алупки.

    Чернецов Никанор Григорьевич (1804-1879)

  • Пушкин. Голова.

    Павлинов Павел Яковлевич (1911-1966).

  • Часы каминные - колесница.

  • Кукла с тремя выражениями лица.

  • Портрет М.А. Корфа.

    Гау Эдуард Петрович (Иванович) (1807-около 1870).

  • Вид на воспитательный дом и Кремль от Устьинского моста.

    Воробьев Максим Никифорович (1787-1855).

Главное здание Пушкинского музея — Википедия

Гла́вное зда́ние Пу́шкинского музе́я (Здание Музея изящных искусств) — построено в 1898—1912 годах по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле. Внутренние залы украшались под руководством художника Игнатия Нивинского[1].

Возведение[править | править код]

Архитектор Роман Клейн в 1890-х годах

Здание построено на месте бывшего Конюшенного (Колымажного) двора, возведённого после московского пожара 1547 года. С 1564 по 1572 год в старых помещениях двора размещался конный центр опричного войска. Впоследствии на этой территории был создан общедоступный манеж для выездки лошадей[2]. В 1863 году в помещениях манежа образовали пересыльную тюрьму, однако в 1881—1882 по причине ветхости здание снесли и на его месте образовался пустырь. К 1890-му участок перешёл во владение Московскому университету благодаря деятельности профессора Ивана Цветаева. Учёный ещё в вузе основал учебный Музей изящных искусств, а потом предложил использовать участок бывшего Колымажного двора для строительства здания музея[3].

В 1896 году Цветаев опубликовал условия архитектурного конкурса. В жюри председательствовали скульптор Владимир Белемишев, архитектор Альберт Бенуа, художник Павел Брюллов, реставратор Николай Султанов, член Академии художеств Антоний Томишко. Всего было рассмотрено 15 проектов, 7 из которых удостоились специальных премий. Проекты Германа Гримма, Людвига Урлауба и Бориса Фрейденберга получили денежный приз. Проекты Петра Бойцова, Сергея Шуцмана, Сеттергрена и Гедмана награждены медалями. Победителями конкурса стали архитектор Роман Клейн и инженер Иван Рерберг, в обязанности которого входило наблюдение и инспекция строительных работ[4]. Руководство Московского университета выделило Клейну деньги на командировку в европейские музеи, Египет и Грецию для изучения неоклассического архитектурного стиля[5][6][1].

Строительство здания продолжалось с 1898 по 1912 год[7]. В 1904-м на стройке случился пожар, уничтоживший практически все деревянные перекрытия, а также 175 ящиков с изготовленными слепками с античных скульптур. После происшествия многие инвесторы отказались вкладывать деньги в дальнейшее строительство, однако главный спонсор — промышленник Юрий Нечаев-Мальцов — единолично профинансировал восстановление здания[8].

После революции 1917 года музей не отапливался несколько лет, что негативно сказалось на состояние стен и перекрытий. Во время битвы за Москву рядом со зданием разорвалась фугасная бомба и сильно повредила стеклянный свод. До окончания реставрации в 1945 году музей оставался без крыши[9].

В 1960 годах проводились работы по реконструкции здания, по итогам которых была заменена кровля, световые фонари приспособлены под искусственное освещение, а залы музея — отреставрированы[9].

Архитектура[править | править код]

Здание было построено в неоклассическом стиле в виде античного храма с высоким подиумом и ионической колоннадой по периметру фасада и стало последним в Москве строением, возведённым с неогреческими элементами. Колоннада в увеличенном масштабе воспроизводит пропорции восточного портика Эрехтейона — храма в афинском Акрополе[10].

Материалы для строительства были оплачены Юрием Нечаевым-Мальцовым. Для оформления фасада около трёхсот рабочих добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Затем добытый материал доставляли в Норвегию, где колонны приобретали оконченный вид и привозили в Москву сначала по морю, а затем баржами по реке. Центральная лестница была изготовлена из разноцветных пород венгерского мрамора[11][2].

Предполагалось, что музей будет открыт только в дневное время, поэтому предусматривалось естественное освещение экспонатов за счёт массивной стеклянной крыши. Свод музея был спроектирован инженером Владимиром Шуховым, создавшим уникальные конструкции при помощи арочных стяжек[11]. Фасад музея украшают фризы с изображениями Олимпийских игр, выполненные скульптором Гуго Залеманом[12].

Через несколько лет после возведения здание музея было оборудовано электричеством и системой вентиляции. Внутренняя планировка соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии, работ Итальянского и Северного Возрождения. Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка[13][6].

Украшения залов[править | править код]

Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно. Росписью внутренних помещений руководили Роман Клейн и художник Игнатий Нивинский. Вестибюль здания было решено оформить в египетском стиле, а прообразом послужила эрмитажная лестница. На стенах висят панно с крылатыми Славами с венками, а под потолком изображены узкие ленты фризов на сюжеты древнегреческой мифологии и рисунки краснофигурных ваз. Оформлением парадного входа занимались художники Игнатий Нивинский и Клавдий Степанов[14].

В Белом зале находится копия внутренней части храма Парфенона, включающая двухъярусные колоннады, завершённые апсидой — пониженной частью здания, в которой располагались алтарные объёмы храма. Изначально предполагалось, что росписью зала будет заниматься Виктор Васнецов, однако из-за несоответствий первоначального проекта с видением художника сотрудничество не осуществилось. Конечный вариант украшения Белого зала включает изображение потолка в виде храма Ники Аптерос в Афинах[14].

Ивану Айвазовскому было предложено написать несколько панно для залов с экспонатами из Древней Греции, но в 1909 году художник скончался и проект был передан Василию Поленову и его ученикам — Константину Коровину и Александру Головину. Художники даже отправились в Грецию описывать Акрополь, Парфенон, Пергамы, храмы Олимпии и Аттики, чтобы потом в своих работах воссоздать атмосферу Древней Греции. Однако Юрий Нечаев-Мальцов оказался против их участия, считая большинство современных художников декадентами, поэтому отдал украшение зала группе неизвестных мастеров. В результате в греческих залах отсутствуют панно, однако есть полномасштабный орнамент на потолке[14].

В 2021 году в здании планируется реконструкция, согласно проекту расширения Пушкинского музея и создания музейного городка. Согласно утверждённому плану, после ремонта здание будет соединено подземным переходом с новым выставочным комплексом, а в экспозиционных залах планируется выставлять предметы, связанные с историей древних цивилизаций: Древнего Востока, Античности, Византии и Средневековой Европы[15][16].

  • Элементы главного здания Пушкинского музея, 2007 год
  • Фрагмент фасада с колоннадой

  • Украшения колонны

Всероссийский музей А. С. Пушкина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Всеросси́йский музе́й А. С. Пу́шкина — музейный комплекс в Санкт-Петербурге и городе Пушкин.

Комплекс состоит из историко-биографической литературной экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» (Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 12, второй и третий этажи главного корпуса) и пяти мемориальных музеев:

Название Адрес Дата открытия Описание экспозиции Изображение
Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина набережная реки Мойки, 12 1927 год Музей представляет собой воссозданную в своем первоначальном облике квартиру А.С.Пушкина, где можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым.
Мемориальный Музей-Лицей Пушкин, Садовая улица, 2 1974 год Музей расположен в здании Императорского Царскосельского лицея и воссоздает обстановку, в которой учились юные лицеисты, как оказалось, самого блистательного выпуска, впоследствии названного «пушкинским».
Музей-дача А.С.Пушкина Пушкин, Пушкинская улица, 2/19 Воссозданные интерьеры комнат, а также представленные в экспозиции музея материалы рассказывают о жизни и творчестве поэта.
Музей-усадьба Г.Р.Державина набережная реки Фонтанки, 118 2003 год Музей представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века, состоящую из комплекса зданий
Музей-квартира Н. А. Некрасова Литейный проспект, 36 1946 год Музей, посвящённый жизни и творчеству знаменитого русского поэта Николая Некрасова

Все музеи расположены в зданиях — памятниках архитектуры и культуры XVIII—XIX веков.

Царскосельский лицей, современная фотография

Всероссийский музей А. С. Пушкина ведёт свою историю с 1879 года. Основой собрания музея стала пушкинская коллекция Императорского Александровского лицея, где и был создан первый в России пушкинский музей.

В 1905 году по инициативе академиков С. Ф. Ольденбурга, Н. А. Котляревского и Б. Л. Модзалевского был основан Институт русской литературы (ИРЛИ) Академии наук, больше известный как Пушкинский дом. Пушкинскому дому были переданы рукописи Пушкина из разных коллекций и документы по истории всей русской литературы до 1917 года. Вскоре был поставлен вопрос о включении Пушкинского музея Императорского Александровского лицея в состав Пушкинского Дома. Но это объединение произошло лишь в 1917 году.

В 1925 году Пушкинскому дому была передана последняя квартира Пушкина на Мойке, 12, а в 1928 году — парижское собрание А. Ф. Отто-Онегина.

В 1953 году весь музейный комплекс был выделен в самостоятельное учреждение — Всесоюзный музей А. С. Пушкина.

В 1992 году музейный комплекс был переименован во Всероссийский музей А. С. Пушкина. Предлагаются услуги аудиогида.

В 1997 году указом президента Российской Федерации Всероссийский музей А. С. Пушкина был признан особо ценным объектом культурного наследия народов России[1].

  1. ↑ Санкт-Петербург. — Мир энциклопедий, 2005. — 144 с.: ил с. — ISBN 5-98986-004-8.

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Государственный музей А. С. Пушкина в Москве (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Государственный музей А. С. Пушкина — один из тех больших московских музеев, которые, кроме прекрасной постоянной экспозиции, ведут и другую образовательную деятельность.

Появился этот музей в 1957 г., и сейчас это большой комплекс, в который, строго говоря, кроме основного музея А. С. Пушкина, входят еще Мемориальная квартира А. С. Пушкина и Мемориальная квартира А. Белого на ул. Арбат, Музей И. С. Тургенева на ул. Остоженка, Дом-музей В. Л. Пушкина на ул. Старая Басманная и Выставочный зал в Денежном переулке.

Основная экспозиция размещена в старинном здании — усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, построенной после московского пожара 1812 г. Сейчас здание отреставрировано, тут сохранилась отделка времен Пушкина — начала 19 века, что придает музею особую атмосферу.

Государственный музей А. С. Пушкина содержит собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем поэта.

Экспозиция разделена на 15 залов. Первые два из них посвящены двум эпохам — концу 18 века и началу 19-го. Тут собраны исторические предметы и документы, картины, портреты современников, а также многие издания книг той поры.

Во втором зале находится подлинный автограф Пушкина, это очень редкая вещь.

Следующие залы 3—6 посвящены детству поэта. Здесь можно увидеть картины и документы, а самое интересное — обиходные вещи тех времен, мебель, предметы из московского дома Пушкиных. Экспозиция дает возможность представить, как была устроена жизнь семейства тех лет. Это небольшие залы.

Дальше идет парадная лестница, а за нею начинается череда больших залов усадьбы, ее парадная «гостевая» часть. Здесь залы, посвященные отдельным произведениям, чередуются с залами, посвященными тому или иному периоду жизни Пушкина. Так, зал номер 7 посвящен его учебе в Царскосельском лицее, его первым годам жизни в Петербурге и первым ссылкам, зал номер 9 — возвращению в Москву, путешествиям и женитьбе, залы 12 и 13 — его поездке по пугачевским местам, а зал 15 — последним годам жизни. Все эти залы содержат собрания книг, рукописей, автографов, личных вещей и писем Пушкина. Документы, книги, предметы — все представлено очень широко.

Другие залы посвящены отдельным произведениям: зал номер 8 — роману «Евгений Онегин», зал номер 10 — повести «Пиковая дама», зал номер 11 — поэме «Медный всадник», а зал 14 — повести «Капитанская дочка».

В этих экспозициях собраны предметы, позволяющие представить мир героев произведений: жителей сельской дворянской усадьбы, аристократического столичного особняка или участников пугачевских событий. Есть тут и экспонаты, связанные с работой над каждым произведением и его публикацией.

Отдельно размещена детская экспозиция «Сказки Пушкина» с выставкой предметов крестьянского быта и интерактивной игровой площадкой «Остров Буян».

Практическая информация

Официальный адрес: Государственный музей А. С. Пушкина, г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2. Доехать сюда удобнее всего на метро (станция «Кропоткинская»).

Телефон: +7 (495) 637-56-74.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, а по четвергам — с 12:00 до 21:00, каждый понедельник и последняя пятница месяца — выходные дни.

Стоимость билетов: 200 RUB для взрослых, 50 RUB для детей, каждое третье воскресенье месяца вход бесплатный.

Веб-сайт

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Друзья Пушкинского

1. Общие положения.

1.1. Приобретая абонемент, посетитель соглашается с правилами посещения Музея, правилами пользования абонементом и подтверждает, что ознакомлен с перечнем услуг и сервисов, предусмотренных выбранным абонементом.

1.2. Стоимость абонемента и услуги, доступные держателю абонемента, зависят от вида выбранного абонемента.

1.3. Музей оставляет за собой право вносить изменения в настоящие правила без дополнительных уведомлений держателей абонементов. Действующая редакция правил размещена на официальном сайте музея и доступна в печатном виде на стойке «Друзья Пушкинского» в Главном здании музея (Волхонка, 12).

1.4. Каждый покупатель абонемента получает пластиковую и/или электронную карту с уникальным идентификационным номером, с указанием вида и срока действия абонемента и с фотографией держателя абонемента.

1.5. Срок действия карты указан на ее оборотной стороне и составляет 1 год с момента ее активации в системе. Активация карты возможна в течение 2 месяцев с момента оплаты. Если в течение 2 месяцев (61 календарного дня) с момента оплаты держатель карты не произвел ее активацию (проход в Музей), она производится автоматически.

1.6. Карта является именной, обмену и передаче другим лицам не подлежит. Переоформление карты на другое лицо в течение срока действия карты не предусмотрено.

1.7. Музей оставляет за собой право проверить у держателя карты документ, удостоверяющий личность.

1.8. Карта является собственностью Музея и должна быть безвозмездно возвращена Музею по первому требованию.

1.9. Музей оставляет за собой право в одностороннем порядке аннулировать карту в случае нарушения держателем карты или его гостями правил посещения Музея и правил пользования картой.

1.10. В течение срока действия абонемента некоторые залы Музея могут быть временно закрыты для посещения. Невозможность посещения закрытых залов держателем абонемента не является основанием для предъявления претензий к музею.

1.11. Музей регулярно отправляет держателям карт информационную рассылку с новостями Музея и приглашениями на мероприятия Музея — на адрес электронной почты, указанный держателем при заполнении анкеты. Если в течение месяца Вы не получили на указанный адрес ни одного информационного письма, свяжитесь с менеджерами программы «Друзья Пушкинского».

2. Посещение музея.

2.1. Посещение основной экспозиции и выставок Музея осуществляется по карте и документу, удостоверяющему личность держателя карты; карту и документ необходимо  предъявить сотруднику, осуществляющему билетный контроль.

2.2. Карта в электронном виде действительна для контроля только при использовании мобильного приложения «Пушкинский музей» (раздел «Друзья Пушкинского»).

2.3. Вход в каждое из зданий Музея возможен только один раз в день, в часы работы Музея.

2.4. Гости держателей карт могут пройти в Музей только в сопровождении держателя карты.

2.5. При наличии очереди в Музей держатели карт и их гости  (число гостей определяется видом карты) могут воспользоваться правом прохода в Музей без очереди. Войти можно через подъезды, расположенные с правой стороны каждого из зданий Музея, предъявив карту. Схема прохода 

2.6. Для заказа экскурсий вне общего графика необходимо обратиться к менеджерам программы «Друзья Пушкинского». Дата и время назначаются с учетом пожеланий держателя карты и возможностей Экскурсионного бюро музея. Заказ экскурсии необходимо оформить не позднее, чем за неделю до желаемой даты визита.

2.7. Для заказа индивидуального посещения выставки в сопровождении научного сотрудника Музея (услуга доступна держателям золотых карт) необходимо обратиться к менеджерам программы «Друзья Пушкинского». Дата и время назначаются в зависимости от графика работы Музея в день предполагаемого визита, с учетом пожеланий держателя карты и возможностей научных сотрудников Музея. Заказ индивидуального посещения необходимо оформить не позднее, чем за неделю до желаемой даты визита.

2.8. Музей оставляет за собой право ограничивать общую численность участников любого мероприятия в рамках программы с учетом особенностей работы зданий  и  графика работы сотрудников Музея,  при проведении экскурсии - количество участников не должно превышать 15 человек.

3. Предварительная продажа абонементов на культурно-просветительские программы.

3.1. Предварительная продажа абонементов для держателей карт осуществляется один раз в год и распространяется только на карты, действующие в период предварительной продажи. После окончания периода предварительной продажи держатель карты приобретает абонементы на общих основаниях.

3.2. Количество абонементов, поступающих в предварительную продажу, ограничено. Заявки на абонементы обрабатываются в порядке поступления. В случае, если все предназначенные для предварительной продажи абонементы на определенные мероприятия или на определенное время уже забронированы, Музей оставляет за собой право предложить держателям карт альтернативные варианты.

4. Приобретение абонемента в подарок.

4.1. В случае приобретения абонемента «Друзья Пушкинского» в подарок, покупателю выдается Сертификат на оформление карты.

4.2. Срок оформления карты одаряемым — два месяца со дня приобретения первоначальным покупателем. В случае, если оформление карты осуществляется по истечении этого срока, срок действия карты уменьшается пропорционально сроку задержки оформления.

5. Утрата карты.

5.1. В случае кражи или утери пластиковой карты держателю карты необходимо незамедлительно обратиться к менеджерам программы «Друзья Пушкинского» для блокировки карты.

5.2. В случае потери карты предусмотрена выдача дубликата. Новая карта выдается на основании письменного заявления держателя карты. Срок рассмотрения заявления и оформления новой карты — 1 рабочий день со дня подачи заявления. Утраченная карта блокируется и становится недействительной для получения услуг Музея.

5.3. Музей вправе отказать посетителю в выдаче дубликата, если утраченная карта была оформлена на другое лицо, или если зафиксирован факт отказа от абонемента с получением обратно его стоимости.

6. Возврат.

6.1. Карты «Друзья Пушкинского» подлежат возврату в течении 30 дней с даты приобретения при условии отсутствия проходов в Музей.

6.2. При возврате карты позднее срока, указанного в п. 6.1., или при наличии зарегистрированных проходов держателя в Музей оставляет за собой право не возмещать посетителю стоимость абонемента.

6.3. Возврат стоимости абонемента осуществляется наличным или безналичным платежом — в зависимости от того, как была произведена оплата абонемента при его приобретении. Безналичный перевод денежных средств осуществляется только на тот банковский счет, с которого была произведена оплата.

6.4. Для оформления возврата абонемента в кассе посетителю необходимо заполнить заявление установленной формы, сдать абонемент и сертификат либо карту и предъявить документ, удостоверяющий личность. При возмещении стоимости возвращаемого абонемента (карты) путем перечисления денежных средств на банковскую карту, срок зачисления средств на счет зависит от банка — эмитента карты. Банковскую карту в этом случае посетителю необходимо иметь с собой.

7. Использование персональных данных.

Приобретая любой именной абонемент, покупатель - субъект персональных данных, действующий от своего имени, тем самым, письменно подтверждает Музею, что он принял решение о предоставлении своих персональных данных Музею и согласился на их обработку (как без использования средств автоматизации, так и с использованием таких средств) сознательно, свободно, своей волей и в своем интересе. Одновременно с подписанием заявления и приобретения абонемента, покупатель - субъект персональных данных признает себя уведомленным и согласным, что обработка его персональных данных будет осуществляться Музеем на основании: пункта 1 части 1 ст.6, пункта 5 части 1 ст.6 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Заказчик дает Музею согласие на обработку следующих своих персональных данных: фамилии, имени, отчества, сведения о данных паспорта и места регистрации. Целью обработки персональных данных Заказчика является исполнение Музеем условий абонемента. В ходе обработки персональных данных покупателя, Музей вправе совершать следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение; отдельно для Золотых абонементов: размещение ФИО в разделе «Благодарности» на  официальном сайте Музея Персональные данные покупателя обрабатываются до момента завершения отношений Сторон в рамках исполнения обязательств по абонементу. Хранение персональных данных осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации. Согласие на обработку персональных данных Музеем может быть отозвано покупателем или его уполномоченным представителем, путем направления письменного заявления в адрес Музея. В случае отзыва покупателем или его уполномоченным представителем согласия на обработку его персональных данных, Музей вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Заказчика при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 части 1 ст.6, части 2 ст. 10 и часть 2 ст.11 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТОЙ «ДРУЗЬЯ ПУШКИНСКОГО»

15 шедевров галереи искусств музея Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства.

Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом).

Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.

«Карнавал», Франсиско Гойя

Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.

Читать полностью Свернуть

«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош

Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.

Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.

Читать полностью Свернуть

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега

На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.

Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.

Читать полностью Свернуть

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне

Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.

Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».

Читать полностью Свернуть

«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро

В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы. В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.

Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.

Читать полностью Свернуть

«Купание в Сене», Огюст Ренуар

Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.

На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».

Читать полностью Свернуть

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог

Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.

Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.

Читать полностью Свернуть

«В комнатах», Поль Сезанн

Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.

Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.

Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.

Читать полностью Свернуть

«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген

Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.

С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.

Читать полностью Свернуть

«Полифем», Морис Дени

Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.

Читать полностью Свернуть

«Просушка парусов», Андре Дерен

На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.

Читать полностью Свернуть

«Мастерская художника», Анри Матисс

Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.

Яркими образцами (и в буквальном, и в переносном смысле) стиля Матисса являются картины «Марокканский триптих» и «Мастерская художника» (другое название – «Розовая мастерская») в двадцатом зале. Полотна как нельзя лучше раскрывают суть фовизма. Здесь же есть еще один интересный экспонат – подлинные рабочие палитры художника.

Читать полностью Свернуть

«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо

Работы одного из самых известных представителей примитивизма Анри Руссо можно увидеть в двадцать первом зале. Картины мастера – это шаржи, фарс. Так, например, на полотне «Муза, вдохновляющая поэта» хрупкая и женственная художница Мари Лорансен предстает в образе дородной матроны, нарочитым жестом руки осеняющая своего мужа-поэта Гийома Аполлинера. Интересно, что в музее им. Пушкина находится дубликат картины: тяжелое материальное положение вынудило художника написать копию (с некоторыми минимальными отличиями) для продажи. Оригинал же хранится в Художественном музее Швейцарии, в Базеле.

«Нападение ягуара на лошадь» – еще одна интересная работа, полная неправдоподобных деталей. Например, сложенные в причудливой позе ноги лошади чрезвычайно напоминают женские.

Читать полностью Свернуть

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо

Пожалуй, самая известная картина Пабло Пикассо ‒ «Девочка на шаре», расположенная в двадцать втором зале музея. Полотно находится на стыке «голубого» и «розового» периодов творчества художника. Картина полна противопоставлений и контрастов: хрупкая и гибкая девочка и крупный, мусклистый, неподвижный атлет; шар, на котором стоит эквилибристка, и куб, на котором сидит мужчина; веселое цирковое ремесло изображенных на первом плане персонажей и унылый фон барханов.

В XXI веке Пикассо был признан самым дорогим художником – его картины уходили с молотка за рекордные суммы.

Читать полностью Свернуть

«Ноктюрн», Марк Шагал

Марк Шагал прожил без малого целый век, занимаясь не только живописью, но и сценографией, графикой, писал стихи. Художника невозможно причислить к представителям какого-либо жанра – он создал свой собственный, неповторимый, узнаваемый стиль. Картина «Ноктюрн» (другое название ‒ «Ночная сцена») находится в двадцать четвертом зале. Полотно относится к циклу работ, созданных Шагалом после безвременной кончины его жены Беллы. На холсте красный конь уносит любимую художника в мир прошлого.

Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на карте

Смотрите также

Описание: