Где находится город юрга в россии


Информация о городе Юрга (Россия)

Абу-Даби −3:00

Абуджа −6:00

Аддис-Абеба −4:00

Аккра −7:00

Алжир −6:00

Амман −5:00

Амстердам −6:00

Андорра-ла-Велья −6:00

Анкара −4:00

Антананариву −4:00

Асунсьон −11:00

Афины −5:00

Ашхабад −2:00

Багдад −4:00

Баирики +5:00

Баку −3:00

Бамако −7:00

Банги −6:00

Бангкок 0:00

Бандар-Сери-Бегаван +1:00

Банжул −7:00

Бейрут −5:00

Белград −6:00

Бельмопан −13:00

Берлин −6:00

Берн −6:00

Бисау −7:00

Бишкек −1:00

Богота −12:00

Браззавиль −6:00

Бразилиа −10:00

Братислава −6:00

Бриджтаун −11:00

Брюссель −6:00

Будапешт −6:00

Бужумбура −5:00

Бухарест −5:00

Буэнос-Айрес −10:00

Вадуц −6:00

Валли −11:00

Варшава −6:00

Вашингтон −12:00

Веллингтон +5:00

Вена −6:00

Виллемстад −3:00

Вильнюс −5:00

Виндхук −5:00

Вьентьян 0:00

Габороне −5:00

Гавана −12:00

Гамильтон −7:00

Гватемала −13:00

Дакар −7:00

Дакка −1:00

Дамаск −5:00

Джакарта 0:00

Джибути −4:00

Джорджтаун −11:00

Джорджтаун −12:00

Джуба −5:00

Доха −4:00

Дублин −7:00

Душанбе −2:00

Ереван −3:00

Загреб −6:00

Иерусалим −5:00

Исламабад −2:00

Кабул −2:0.5

Каир −5:00

Кампала −4:00

Канберра +3:00

Каракас −11:00

Катманду −1:0.25

Кигали −5:00

Киев −5:00

Кингстон −12:00

Киншаса −6:00

Кито −12:00

Кишинёв −5:00

Конакри −7:00

Копенгаген −6:00

Куала-Лумпур +1:00

Кувейт −4:00

Либревиль −6:00

Лима −12:00

Лиссабон −7:00

Ломе −7:00

Лондон −7:00

Луанда −6:00

Лусака −5:00

Любляна −6:00

Люксембург −6:00

Мадрид −6:00

Мамудзу −4:00

Манагуа −13:00

Манама −4:00

Манила +1:00

Мапуту −5:00

Мариехамн −5:00

Масеру −5:00

Маскат −3:00

Мбабане −5:00

Мехико −13:00

Минск −4:00

Могадишо −4:00

Монако −6:00

Монровия −7:00

Монтевидео −10:00

Морони −4:00

Москва −4:00

Найроби −4:00

Нассау −12:00

Нджамена −6:00

Ниамей −6:00

Никосия −5:00

Нуакшот −7:00

Нур-Султан −1:00

Нью-Дели −1:0.5

Ораньестад −11:00

Осло −6:00

Оттава −12:00

Паго-Паго −18:00

Панама −12:00

Парамарибо −10:00

Париж −6:00

Пекин +1:00

Пномпень 0:00

Порт-Вила +4:00

Порт-Луи −3:00

Порт-о-Пренс −12:00

Порто-Ново −6:00

Прага −6:00

Прая −8:00

Претория −5:00

Приштина −6:00

Пхеньян +1:0.5

Рабат −7:00

Рамалла −5:00

Рейкьявик −7:00

Рига −5:00

Рим −6:00

Розо −11:00

Сан-Хосе −13:00

Сан-Хуан −11:00

Сана −4:00

Санто-Доминго −11:00

Сантьяго −11:00

Сараево −6:00

Сен-Дени −3:00

Сент-Джонс −11:00

Сент-Джорджес −11:00

Сент-Хельер −7:00

Сеул +2:00

Сингапур +1:00

Скопье −6:00

София −5:00

Стокгольм −6:00

Сукре −11:00

Тайбэй +1:00

Таллин −5:00

Ташкент −2:00

Тбилиси −3:00

Тегеран −3:0.5

Тегусигальпа −13:00

Тирана −6:00

Токио +2:00

Триполи −5:00

Тунис −6:00

Тхимпху −1:00

Уагадугу −7:00

Улан-Батор +1:00

Филипсбург −11:00

Ханой 0:00

Хараре −5:00

Хартум −5:00

Хельсинки −5:00

Эр-Рияд −4:00

Ямусукро −7:00

Яунде −6:00

Юрга (Тюменская область) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Юрга — деревня в Абатском районе Тюменской области России. Входит в состав Назаровского сельского поселения.

В «Списке населенных мест Российской империи» 1871 года издания (по сведениям 1868—1869 годов) населённый пункт упомянут как казённая деревня Верхне-Рогалиха Ишимского округа Тобольской губернии, при речке Рогалихе, расположенная в 115 верстах от окружного центра города Ишим. В деревне насчитывалось 30 дворов и проживало 158 человек (88 мужчин и 70 женщин)[2].

В 1926 году в деревне имелось 76 хозяйств и проживало 358 человек (159 мужчин и 199 женщин). Функционировала школа I ступени. В административном отношении Юрга (Верх-Рогалиха) входила в состав Черемшанского сельсовета Абатского района Ишимского округа Уральской области[3].

Деревня находится в юго-восточной части Тюменской области, в лесостепной зоне, в пределах Ишимской равнины, на берегах реки Блиниха, к востоку от реки Ишим, на расстоянии примерно 32 километров (по прямой) к северо-востоку от села Абатское, административного центра района. Абсолютная высота — 71 метр над уровнем моря[4].

Часовой пояс[править | править код]

Численность населения
2010[1]
80
Гендерный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в гендерной структуре населения мужчины составляли 53,8 %, женщины — соответственно 46,2 %.

Национальный состав

Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 100 % из 132 чел.[6]

В деревне функционируют сельский клуб[7] и фельдшерско-акушерский пункт[8].

Уличная сеть села состоит из трёх улиц[9].

Юрга (Кемеровская область)

Первые упоминания о Юрге и происхождение названия

Первое известное поселение на месте нынешнего города Юрга – русское селение Усть-Искитим – существовало еще в конце XVII века.

Во время Великой Северной экспедиции (1733–1746), возглавляемой Герхардом Фридрихом Миллером, академический отряд совершил сухопутный переход вдоль Томи из Кузнецка в Томск. Одна из частей отряда, в составе которой путешествовал студент Степан Петрович Крашенинников, в будущем выдающийся ученый, воспользовалась водным путем, спустившись вниз по реке Томь. Во время плавания С. П. Крашенинников подробно записывал все замеченные по обоим берегам Томи населенные пункты. В частности, проплывая в месте резкого поворота реки на север, где спустя более чем 200 лет раскинется современный город Юрга, Крашенинников оставил следующую запись: «…Юрга речка на левой стороне, от Поломошной деревни в 1 версте. Тала деревня на той же стороне, от Юрги речки в 4 верстах».

Эта запись стала первым письменным упоминанием названия «Юрга» в исторических документах. О происхождении названия города существует несколько версий.

Известный советский лингвист, археолог и этнолог А. П. Дульзон, исследовавший культуры и языки коренных народов Сибири, полагал, что название реке дали древние обитатели этих мест – селькупы, а переводится оно как «жирная река». Ученый предполагал, что ранней весной долину реки сплошь покрывали бледно-желтые цветки лютика, и издали создавалось впечатление, что река покрыта блестками жира. Некоторые источники трактуют слово «юрга» как «иноходец». Существуют и другие версии.

Но наиболее убедительной современные исследователи считают версию, согласно которой слово «юрга» имеет тюркское происхождение и переводится как «быстрая речка», что в полной мере отражает «характер» реки – местные жители знают, что весной или в период дождей река бежит «говорливо и бойко».

Строительство поселка – предшественника современного города

По некоторым сведениям, строительство первых жилых домов Старой Юрги началось в 1875–1876 гг., но считается, что поселение Юрга возникло в 1886 г. Жители села Поломошное, к тому времени существовавшего уже более 100 лет и считавшегося многолюдным и зажиточным, разрабатывали земельные участки под пашню вдоль плодородных берегов речки Юрги. Так появились выселки Юрга. Первыми здесь построили свои дома братья Григорий и Александр Березовские. Согласно именным спискам за 1901 г. выселки «Юрга» Поломошнинского сельского общества насчитывали около 40 жителей.

Вероятно, Юрга так бы и оставалась обычным селом, каких вокруг было много, но дальнейшее ее развитие определила железная дорога – Транссибирская магистраль, которая прошла рядом с ней в 1896 г. В городском краеведческом музее хранится уникальный экспонат – рельс, произведенный на демидовских заводах Нижнего Тагила в 1896 г., что подтверждается клеймом на рельсе.

В 1906 г. было открыта железнодорожная станция и Юрга становится железнодорожным поселком. Первоначально дорога была однопутной, поезда по ней могли проходить в одну сторону, разъезд составов осуществлялся на разъездах и станциях, но уже тогда предусматривалось строительство второго пути. В 1910 г. были произведены расчеты строительства железнодорожного моста через Томь для второго пути, но реализация этого проекта была отодвинута на много лет.

Интенсивное заселение Юрги началось с массовым переселением крестьян в Сибирь из центральных губерний России после столыпинской реформы 1906 г. Людей привлекали в эти места плодородные земли и полноводная река Томь. Важным фактором была также близость Кузнецкого тракта, являвшегося главным торговым путем из Томска в Кузнецк. Здесь крестьяне могли сбывать излишки сельхозпродуктов торговым людям.

К 1910 г. на станции Юрга был построен деревянный железнодорожный вокзал, в поселке располагались военная казарма, небольшая кондитерская, улочка домов и складов, принадлежащих купцу Мельникову.

В 1913 г. началось строительство железной дороги протяженностью 186 верст от Кольчугина до Юрги и ветки от станции Топки до Кемерова. Работы велись концерном «Копи-Куз». В сентябре 1915 г. было открыто временное грузовое движение, в декабре открылось временное пассажирское сообщение между станциями Кольчугино и Кемерово. 

В этот период границы Юрги быстро расширялись. По обе стороны железной дороги строились деревянные дома, до наших дней практически не сохранившиеся. Современная улица Ленина тогда называлась Почтамтской, улица Калинина – Яковлевской. В 1913 г. в поселке действовала железнодорожная школа с четырьмя классами. 

В 1914 г. в Юрге был построен дом, который в советское время занимала районная поликлиника (в 1981 г. снесен), тогда же появились дом начальника железнодорожной станции Юрга­-1, винно-­водочный магазин и склад. В дореволюционном поселке Юрга был и двухэтажный жилой дом, сегодня не существующий, здесь также находились дома и складские сооружения купцов Казанцева и Семендяева. В тот период станция Юрга являлась одним из центров по производству и отправке масла в Кузбасс.

После революции 1917 г.

В 1917 г. небольшой пристанционный поселок Юрга не переживал бурных революционных потрясений. Но после свершившейся в октябре революции в Юрге были проведены выборы в поселковый Совет рабочих и солдатских депутатов – Совдеп, его председателем был единогласно избран Говоров Алексей Григорьевич.

На первом заседании поселкового Совета было принято решение об установлении 8-часового рабочего дня, открытии 5-классной школы и медицинского пункта, оказании материальной помощи беднякам Старой Юрги за счет торговцев и кулаков, организации красноармейского отряда. У жителей Юрги Совдеп пользовался авторитетом, но просуществовал он недолго: уже в мае 1918 г. вспыхнул белочешский мятеж и Совдеп был разгромлен. Членам Совдепа, в том числе Говорову, удалось скрыться. 

В 1920 г. в Юрге создаются комсомольские и партийные ячейки. Среди задач, поставленных перед ними, были: очистка района от кулацко-эсеровских отрядов, восстановление хозяйства района, железной дороги и станций Юрга-I и Юрга-II. 1 мая 1920 г. коммунистами и комсомольцами станции Юрга был проведен субботник, во время которого из-под откоса на рельсы были подняты и отремонтированы 3 товарных вагона. Известны первые комсомольцы Юрги – это братья Ивановы Георгий и Степан, Агаповы Михаил и Петр, Асанов Иван Ильич, Архангельский, Макаренко и другие.

Заметно изменилась жизнь Юрги с переходом Советского государства к НЭПу. Из воспоминаний старожила города Юрченко Василия Александровича, хранящихся в музее, известно, что до 1923 г. в Юрге работал один кооперативный магазин, который располагался в одноэтажном деревянном здании на углу улиц Тальской и Почтамтской (ныне Ленина). На площади вблизи вокзала находились частные ларьки. Крупную торговлю в Юрге вел проживавший здесь Семендяев, владевший пивзаводом в Томске. В Юрге ему принадлежали два магазина: промтоварный магазин, располагавшийся на Линейной улице напротив вокзала, и магазин, торговавший хозяйственными, железоскобяными и продовольственными товарами, находившийся на улице Ленина. На территории усадьбы Семендяева на Линейной улице действовал цех по розливу пива. Другим крупным коммерсантом в поселке был Сотановский, владевший железнодорожным рестораном. В те годы приехал в Юргу и Мерзляков, конфетных дел мастер. Затем начал работать квасных дел мастер.

В 1930 г., к началу коллективизации, в Юргинском сельсовете насчитывалось 542 хозяйства – все единоличники, не было ни одного колхозника. Но уже в 1931 г. здесь было 109 хозяйств колхозников, единоличниками оставались 314 хозяйств. По данным 1931 г. население Юрги составляло 1 149 человек, Старой Юрги – 221 человек. Коллективизация набирал силу: в период с 1931 по 1935 гг. было организовано большинство Юргинских колхозов. К началу третьей пятилетки (1938) с Юргой соседствовали земли колхозов им. Авиаотряда, им. Ворошилова, им. Наримонова и колхоза «Красная Ночь», сегодня эти земли являются частью современного города Юрга.

В годы войны, Юргинский машиностроительный завод

До 1940 г. Юрга представляла собой пристанционный поселок и не имела промышленного значения. Юрга стала городом благодаря машиностроительному заводу, ныне это градообразующее предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод» (ЮМЗ). Первый этап развития завода относится к предвоенным и военным годам. Третьим пятилетним планом (1938–1942) предусматривалось создание в восточных регионах страны предприятий-дублеров в сфере машиностроения, химии и нефтепереработки с целью предотвращения случайных перебоев в снабжении некоторыми промышленными изделиями. Юргинский машиностроительный завод планировали сделать дублером сталинградского завода «Баррикада».

22 октября 1939 г. принимается Постановление Государственного комитета при СНК СССР о строительстве машиностроительного завода в Новосибирской области. 28 ноября 1939 г. на общем собрании колхоза «Авиаотряд» принято решение о передаче земель колхоза под строительную площадку (поле №2). В 1940 г. единственным промышленным предприятием в Юрге был крупозавод, его индустриальную базу составлял десяток ветхих станков. Эта база и стала фундаментом будущего предприятия. В 1941 г. в поселок начали прибывать эшелоны с оборудованием и эвакуированными рабочими из Ленинграда, Сталинграда, Краматорска, Коврова, Москвы.

В 1942 г. Юрга, если не считать пристанционную часть, представляла собой небольшой рабочий поселок, в котором было полтора десятка бараков, небольшая электростанция, кирпичная баня, пекарня, насосная станция. На месте, где строился завод, стояли два деревянных барака. Главной улицей в поселке считалась Ленинградская, которая тянулась примерно на 200 метров от мебельной фабрики к бане. Был в Юрге и кинотеатр, который назывался «Темп».

В 1942 г. Юрге был присвоен статус рабочего поселка. 26 января 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Юргинский район, включая заводской поселок, был передан из Новосибирской области во вновь образованную Кемеровскую область, объединившую промышленный район Кузбасса. В сложнейших условиях эвакуированное оборудование в кратчайшие сроки было подготовлено для производства продукции, необходимой фронту. Уже в марте 1943 г. завод был пущен в эксплуатацию. В 1943–1944 гг. один за другим в строй вступали производственные цеха. За 1944–1945 гг. объем выпуска продукции на машиностроительном заводе возрос в несколько раз по сравнению с 1943 г.

Период становления завода определил начало биографии города Юрга. Вместе с машиностроительным заводом строился и жилой поселок. В сентябре 1942 г. из Сталинграда в Юргу перевели строительный трест № 25. 

За годы войны на фронт ушли более 12 тысяч юргинцев, более 5,5 тысяч человек погибли или пропали без вести. Семь юргинцев стали Героями Советского Союза, двое – полными кавалерами ордена Славы, тысячи солдат и офицеров награждены орденами и медалями.

Строительство города

В отличие от большинства других городов Кемеровской области строительство в Юрге сразу велось по проектам. С 1946 г. было составлено 7 генеральных планов и схем, которые постепенно совершенствовались. Так, в 1956 г. специалисты Московской архитектурной мастерской разработали проект детальной планировки северо-восточной части города, по которому Юрга застраивалась вплоть до 1963 г. Последним проектом предусматривалось, что Юрга будет развиваться как крупный промышленный и культурный центр Кемеровской области. 

К 1949 г. численность населения Юрги превысила 21 800 человек. В районном центре действовали 8 предприятий, крупнейшим их них оставался машиностроительный завод. В городе работали: больница на 85 коек, детские ясли, детский сад, две средние и две восьмилетние школы, школа ФЗО, механический техникум. Юрга располагала жилым фондом в 91,4 тыс. м2, протяженность улиц составляла 13,7 км.

В инфраструктуре региона Юрга быстро заняла важное место, поэтому, принимая во внимание уровень экономического развития и численность населения, 18 января 1949 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему поселку Юрга был присвоен статус города районного подчинения, при этом он остался центром Юргинского района. Но уже в июле 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Юрга получила статус города областного подчинения.

С 1950-х гг. начинается бурный рост города, быстро развивается городская инфраструктура, строятся жилые дома и новые промышленные предприятия. На рубеже 1940–1950-х гг. были построены трехэтажные дома по улицам Ленинградской и Московской. Силу набирает трест «Юргапромстрой»: в 1955 г. Сталинградский строительный трест № 25 был переименован в строительный трест № 144, а в 1960-м – в трест «Юргапромстрой». За период своего существования (1942–1990-е), трест «Юргапромстрой» построил и сдал в эксплуатацию: машиностроительный завод, абразивный и пивоваренный заводы, ряд других промышленных предприятий, около 20 школ, клуб «Строитель», дворец культуры «Победа», кинотеатр «Эра», два спорткомплекса, медицинские учреждения, магазины, учреждения общественного питания. 

Из подразделений и цехов машиностроительного завода и треста «Юргапромстрой» выросли отдельные службы и предприятия города. В 1957 г. на базе столярного цеха завода была основана мебельная фабрика, из Отдела рабочего снабжения выросли трест столовых и ресторанов и Юргинторг, на базе подразделений треста были основаны завод железобетонных конструкций и кирпичный завод. Коммунальное обслуживание города осуществляли службы машзавода. 

С начала 1960-х, когда было освоено крупнопанельное домостроение, начинается ускоренное строительство жилья, продолжавшееся вплоть до конца 1980-х. В 1978 г. у города появился свой водопровод, а немного позднее – очистные сооружения.

К середине 1980-х гг. объем производства ЮМЗ вырос в десятки раз. Наряду с оборонной продукцией машиностроителями был освоен выпуск сотен наименований продукции народного хозяйства: маслопрессы, химическое оборудование, жаровни, валки холодного проката, проходческие комбайны, кукурузоуборочные комбайны, самоходные краны, запчасти для сельхозмашин, коленвалы для двигателей, товары широкого потребления.

К концу 1980-х гг. градообразующий Юргинский машиностроительный завод считался флагманом военно-промышленного комплекса. 

На рубеже тысячелетий

К концу 1991 г. в городе сильно ухудшилась социально-экономическая обстановка. С 1992 г. численность населения стала снижаться. Несмотря на сложную ситуацию, весной 1993 г. в Юрге началось строительство церкви Рождества Иоанна Предтечи, первой в истории города, освящение которой состоялось 4 декабря 1995 г.

В 1994 г. разразился кризис на самом крупном, градообразующем предприятии – Юргинском машиностроительном заводе. В условиях социальной и экономической нестабильности завод оказался фактически банкротом. Большая часть социальной инфраструктуры предприятия (детские сады, жилищный фонд) была передана городу, однако это не привело к улучшению финансового положения завода. Рабочие Юрмаша становятся активными участниками Всероссийских акций протеста, проходивших в апреле 1995 г., осенью 1996 г. Свое 50-летие Юрга встретила забастовками и рельсовыми войнами. Уже некоторые назвали город умирающим… Но он выстоял.

Сегодня Юрга, как и многие города Сибири, рожденная в годы войны, уверенно смотрит в будущее. За прошедшие годы город стал краше, он строится, растет и развивается.

Юргинский район (Кемеровская область) — Википедия

Юрги́нский райо́н — административно-территориальная единица (район) в Кемеровской области России и одноимённое бывшее муниципальное образование (муниципальный район, преобразованный в 2019 году в муниципальный округ).

Административный центр — город Юрга (в состав района и округа не входит).

Район расположен на северо-западе Кемеровской области, на левом берегу реки Томь.

Юргинский район впервые образован 24 февраля 1924 года (окончательный переход с системы волостей на районы — с мая 1925) на основе Юргинской укрупнённой волости Томского уезда Томской губернии РСФСР — в рамках реформы Сибревкома по «районированию» в Сибири.

Исторически первым русским поселением на территории современного Юргинского района считается село Зеледеево, основанная в 1659 году служилыми казаками Томского острога как передовой оборонный дозор к югу от крепости[5].

Основные сёла — Томилово, Безменово, Филоново, Чахлово, Елгино были также основаны казаками в XVII веке, как поселения Томского уезда.

С 1804 года уезд и его селения стали относится к Томской губернии (до 1925).

В XIX веке и до 1923 года, территория относилась к Помолошенской волости Томского уезда.

Нынешний районный центр — населённый пункт Юрга возник в 1886 году[6].

Развитию поселения способствовала с 1906 года Столыпинская реформа переселения безземельных крестьян Центральной России на плодородные земли Южной Сибири, а также купеческая привлекательность: расположенность на Барнаульском тракте[7] и близость к гужевому Кузнецкому тракту[8], связывающему губернский Томск и уездный город Кузнецк.

Историческим для Юрги стало решение инженера Гарина-Михайловского о строительстве ж.д. мостового перехода через Томь создаваемой Сибирской железной дороги не в Томске (а ранее — о переносе моста через Обь из планируемой Богородской волости к селу Кривощёково, ныне поглощённом городом Новосибирском), а именно — в районе посёлка Юрга. В дальнейшем это привело к социально-экономическому развитию.

В 1913 году началась стройка 186-вёрстной внутригубернской железной дороги от Юрги до Кольчугинских угольных копий (ныне город Кемерово). Посёлок получает импульс нового динамичного развития.

Сразу после Гражданской войны (советская власть установилась с конца декабря 1919) Сибревком предпринял ряд административно-территориальных реформ. Одновременно на территории действовали райкомы РКП(б) — межволостные центры идеологии и организации местной власти. Юрисдикция райкомов стала рассматриваться как более оптимальная структура управления на волостном уровне.

В 1923 году на базе местных волостей создаётся единая укрупнённая Юргинская волость, волостным центром становится станция Юрга. Здесь действует Юргинский райком РКП(б), формируются волостной Совет солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, волисполком, волостной военкомат, волостной суд, прокуратура, отдел ВЧК/ОГПУ и милиции. Издаётся газета райкома РКП(б) («районка»). Все сёла и деревни территории распределяются по юрисдикции местных советов — в начале 1920 года создаются сельсоветы, подчиняющиеся Волостному Совету.

Юрга в это время — административный центр Юргинской волости Томского уезда Томской губернии РСФСР.

На следующем этапе административно-территориальной реформы, реформы районирования, Сибревком окончательно упраздняет с мая 1925 года прежние волости, уезды и губернии. Юргинская волость преобразована в Юргинский район. В посёлке Юрга действуют орган местного самоуправления — поссовет, а также орган районного управления — районный Совет депутатов трудящихся (исполнительную власть осуществляет Юргинский райисполком Совета депутатов).

Юрга — административный центр Юргинского района Томского округа Сибирского края (в 1930—1937 — Западно-Сибирский край).

Особой страницей в истории района стали 1930-е. На территории формируются многочисленные объекты Сиблага, становящегося частью системы ГУЛАГа СССР[5]. Кроме них разворачиваются военные предприятия и склады (Юрга). Здесь же определена база для сибирской дивизии быстрого военного развёртывания, которая станет основой создания легендарной 166-й Томской стрелковой дивизии РККА Сибирского военного округа.

В 1937 году упраздняется Западно-Сибирский край и создаётся Новосибирская область, в составе которой Юргинский район будет состоять до создания в 1943 году новой Кемеровской области РСФСР.

В условиях Великой Отечественной войны в Юргу были эвакуированы некоторые оборонные предприятия из уходящих под оккупацию врагом западных районов СССР. С 1943 года основным градообразующим промышленным предприятием города и района становится Юргинский машиностроительный завод (ЮМЗ)[5]. Чуть ранее, в сентябре 1942 года из Сталинграда был перебазирован строительный трест № 25, ставший основой для местных предприятий стройиндустрии.

Численность населения Юрги к 1949 году составляла 21 885 человек[5].

В тот год в райцентре работало восемь предприятий, в том числе ЮМЗ. Развивающийся посёлок располагал больницей на 85 коек, детскими яслями и детским садом, двумя средними и двумя восьмилетними школами, школой ФЗО, механическим техникумом[5].

Учитывая уровень промышленного развития, численность населения и значение которое приобрела Юрга в инфраструктуре региона, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1949 года рабочий посёлок Юрга был отнесён к городам районного подчинения, оставаясь при этом центром Юргинского района. В июле 1953 года статус Юрги был изменён. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Юрга был отнесён к городам областного подчинения[5][6].

Дата последнего преобразования территорий в составе Юргинского района — декабрь 1970 года.

В 1991 году, с упразднением РСФСР, район входит в состав Кемеровской области Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 17 декабря 2004 года[9] Юргинский район также также был наделён статусом муниципального района, в котором были образованы 9 муниципальных образований.

В августе-сентябре 2019 года Юргинский муниципальный район был упразднён, а все входившие в его состав поселения были преобразованы путём объединения в Юргинский муниципальный округ[10][11].

Юргинский административный район как административно-территориальная единица области сохраняет свой статус[12].

Численность населения
2002[13]2009[14]2010[15]2011[16]2012[17]2013[18]2014[19]
22 779↘22 572↘22 448↘22 438↗22 544↘22 537↗22 566
2015[20]2016[21]2017[22]2018[23]2019[4]
↘22 247↘22 035↘21 674↘21 273↘20 753

Административно-муниципальное устройство[править | править код]

В рамках административно-территориального устройства области Юргинский административный район включает 9 сельских территорий (границы которых совпадают с одноимёнными сельскими поселениями соответствующего муниципального района)[12].

В рамках муниципального устройства Юргинский муниципальный район с 2006 до 2019 гг. включал 9 муниципальных образований со статусом сельских поселений[24]:

Населённые пункты[править | править код]

В Юргинском районе 63 населённых пункта.

Основные отрасли промышленности: инфраструктура железнодорожного Транссиба, машиностроение, предприятия промстройиндустрии.

Другие, местные отрасли производства: мукомольно-крупяная и комбикормовая.

Ведущие отрасли сельского хозяйства: молочно-мясное животноводство ООО «Юргинский», СПК «Лебяжье», ООО «Томь», свиноводство СХП «Новые зори», растениеводство (ООО «Земляне», ООО «Томь», СПК «Лебяжье»).

В сёлах Проскоково, Арлюк расположены санатории.

  1. ↑ c точки зрения административно-территориального устройства
  2. ↑ c точки зрения муниципального устройства
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кемеровская область. Общая площадь земель муниципального образования
  4. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (рус.). Дата обращения 31 июля 2019.
  5. 1 2 3 4 5 6 История Юрги и Юргинского района.
  6. 1 2 История города Юрга.
  7. Барнаульский тракт — дорога от левобережной части Томска через Юргу, Мошково, Бердск и Черепаново к уездному городу Барнаулу с XVII и до начала XX веков. Пути от Томска в Кузнецк и Барнаул совпадали до Юрги, затем расходились в стороны.
  8. Кузнецкий тракт — сообщение между Томском и Кузнецком. Собственно Кузнецкий тракт считался от Юрги, так как до Юрги от Томска дорога именовалась Барнаульским трактом.
  9. ↑ Закон Кемеровской области от 17 декабря 2004 г. № 104-ОЗ О статусе и границах муниципальных образований
  10. ↑ Закон Кемеровской области от 17 декабря 2004 года N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований»
  11. ↑ Закон Кемеровской области от 05.08.2019 № 68-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований"
  12. 1 2 Закон Кемеровской области «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области»
  13. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  14. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Всероссийская перепись населения 2010 года. Кемеровская область. 1.6. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов (неопр.). Дата обращения 26 июля 2014. Архивировано 26 июля 2014 года.
  16. ↑ Численность населения муниципальных образований Кемеровской области на начало года (неопр.). Дата обращения 1 апреля 2014. Архивировано 1 апреля 2014 года.

Смотрите также

Описание: