Где находится город лихославль


Лихославль. Столица Тверской Карелии - Записки северного медведя — LiveJournal

Наверное, рассказ о каждом месте, расположенном на пути из Петербурга в Москву, можно начинать со слов о том, что большинство жителей обеих столиц проезжает через него, не подозревая, сколько можно увидеть, хотя бы ненадолго там остановившись. И это действительно так. Я уже говорил о малоизвестном феномене Тверской Карелии, сложившемся в нескольких районах Тверской области, — с первой половины 17 века эти места населяют карелы, переселившиеся сюда из Северного Приладожья, попавшего после Смутного времени под власть шведов. В 1930-е годы Тверская Карелия несколько лет существовала и вполне официально, в виде административной единицы — Карельского национального округа с центром в Лихославле. Сейчас в этом маленьком городке толком ничего карельского не увидеть, хоть и в районе карелы составляют 16% населения. И если не знать о тверских карелах заранее, то вряд ли просто так о них узнаешь, случайно заехав в этот город. Но в городе — пусть даже в маленьком, национальный колорит почти всегда размывается. Однако железнодорожный городок Лихославль по-прежнему можно считать городским воплощением Тверской Карелии.

В Тверскую Карелию я на три дня отправился в начале ноября. На руках у меня был билет Петербург - Лихославль и обратный Максатиха - Петербург. Оба места в Тверской области, и по этим билетам едва ли можно было понять, что я собираюсь посетить места проживания карел. В полночь с Московского вокзала отправлялся поезд Санкт-Петербург - Белгород. Ему путь лежит в южное Черноземье, а мне ехать всего 6 часов в близкую Тверскую область.

2. Так выглядел спящий сидячий вагон в середине ночи. Гулкий стук колёс, спящие в креслах пассажиры, за окнами заснеженная темнота, которая порой прерывалась ярко освещёнными станциями. Мы едем по главному ходу Октябрьской железной дороги.

3. Хоть и едет поезд по скоростной магистрали, но при этом незримо (ночь ведь!) погружается в провинцию. В четыре утра 20-минутная стоянка в Бологом, во время которой вагон немного оживился, — некоторые выходили на перрон подышать свежим воздухом. Продолжал тихо падать снег, наметая сугробы, — и это только начало ноября...

Вскоре после Бологого поезд остановился в Вышнем Волочке, где я был в январе этого года. А это значит, что железная дорога пересекла водораздел, и теперь я оказался уже в волжском бассейне. Наконец, в шесть утра — очередная станция. Поезд очень плавно сбавил ход и ещё минут пять ехал на очень медленной скорости, пока, наконец, не остановился. Лихославль!

4. Выхожу из тёплого вагона на перрон, и иду в сторону вокзала по скрипящему снегу, которого на глазах становится всё больше и больше.

5. Вокзал — типовой, послевоенной постройки, один из самых массовых проектов. Рядом по платформе ходил человек и разгребал снег лопатой, а из динамиков раздавалось "Скорый поезд номер сто девятнадцать Санкт-Петербург - Белгород отправляется от первой платформы" — с характерной интонацией, в которой подчёркивается каждое слово.

6. Вот так выглядит этот вокзал внутри. Центральный зал и два крыла: в одном зал ожидания с кассами, а в другом буфет. Кстати, на входе в вокзал даже нет рамок (как и в Окуловке и Малой Вишере).

7. Раннее утро выходного дня. Людей на улице не видать. Те, что сошли с поезда, уже разъехались. От пустынной в столь ранний час привокзальной площади вглубь города уводит ярко освещённая улица (с уличным освещением в городе, вроде бы, довольно неплохо). Сделав небольшой круг по привокзальной местности, я вернулся затем на вокзал, где сел дремать, коротать время и ожидать рассвета.

Пока сидел на вокзале, периодически подрёмывая, вокруг что-то происходило. Приходили одни пассажиры, уходили другие. Сквозь полудрёму я слышал чьи-то разговоры. Помню, как объявляли одну за другой электрички на Тверь, потом на Торжок. В какой-то момент я увидел, что за окном стало совсем светло, и продолжает наметать сугробы, одновременно узнавая, что в Карелии (не в Тверской, а в Республике Карелия), в районах вдоль Мурманской магистрали, снега значительно меньше... Выпив чаю в вокзальном буфете, я отправился гулять по городу.

Кликабельная карта города с локализацией фотографий по их номерам в посте.

8. После девяти утра уже показанное выше место стало выглядеть вот так. Теперь здесь уже многолюдно, часто проезжают машины. Улица, уходящая в центр города, скромно называется Привокзальным переулком. Даром, что претендует на роль одной из главных улиц города.

В Лихославле проживает 12 тысяч человек и он стоит в треугольнике Тверь - Вышний Волочёк - Торжок. При этом он является самым близким к Твери райцентром Тверской области (расстояние до областного центра — всего 35 километров по железной дороге и 55 по автомобильной). В общем, расположен он в окружении старинных городов, но при этом, несмотря на своё веющее стариной название, является довольно молодым городом, — статус города Лихославль получил только в 1925 году.

9.

Впрочем, сам по себе топоним Лихославль действительно уходит корнями вглубь веков, и его происхождение точно не известно. Легенды связывают "лихую славу" этого места с якобы произошедшими здесь то ли ограблением царского обоза Петра I, то ли убийством заезжего помещика. Есть и версия, связанная с тверскими карелами, которые, согласно ей, представляются как упрямые и лихие люди.

10. Вид вокзала со стороны города. Рядом есть и автостанция, но фактически там только остановка с расписанием.

До революции Лихославлем называлось имение дворян Сулиных, расположенное неподалёку. На месте нынешнего города было сельцо Осташково в составе Новоторжского уезда (центр — Торжок) Тверской губернии. Открытая в 1851 году Николаевская железная дорога породила здесь пристанционный посёлок. До 1902 года станция называлась Осташково и затем получила нынешнее название (чтобы не путать с городом Осташковом, который расположен довольно недалеко). В 1870 году станция стала узловой: была открыта Новоторжская железная дорога — ответвление на Торжок, продлённое в 1874 году до Ржева, а в 1888 — до Вязьмы. Статус города Лихославль получил уже при советской власти — в 1925 году.

11. А так выглядит вокзал со стороны путей, уже в светлое время суток. К сожалению, недавно вокзал перекрасили в цвета РЖД.

Приведу здесь и теперь уже историческое фото. Таким я успел запечатлеть этот вокзал в 2012 году, по дороге из Тулы в Питер.

По-прежнему здесь трёхсторонний железнодорожный узел, расположенный севернее станции. Участок до Торжка даже электрифицирован, и на него есть прямой путь и со стороны Бологого, позволяющий поездам, идущим в Торжок с севера, не заходить в Лихославль и не менять направление.

12. Вокзал в Лихославле советский, зато водонапорная башня сохранилась с 19 века.

13. Рядом с вокзалом проходит улица Советская, идущая вдоль железной дороги. И несмотря на название, на ней сохранилась дореволюционная застройка, напоминающая о тогда ещё пристанционном посёлке. Хоть он и был посёлком, но здесь уже строили каменные дома. Состояние их весьма разное. Некоторые вполне ухоженны.

14. А это здание явно давно не видело ремонта. Сейчас в нём краеведческий музей, но я его не посетил, — он оказался закрыт, несмотря на то, что, согласно указанному у входа графику, должен был работать. Называется он, кстати, не иначе как "Карельский краеведческий музей".

Что интересно, карельская символика присутствует и на гербе Лихославля:

15. Очень красивое деревянное здание железнодорожной амбулатории:

16. Вот так Советская улица идёт вдоль путей, — крайне типичная картина для городков вдоль оживлённых ЖД магистралей. Маленький провинциальный город, тихие улочки, с которых видна магистраль, по которой мчатся скорые поезда. Именно это место в Лихославле внешне поразительно напомнило мне Малую Вишеру. По железной дороге стрелой проносились "Сапсаны", и я даже подумал, что в этом некоторый драматизм провинции, лежащей между Питером и Москвой, — постоянные наблюдения за тем, как столичные поезда проносятся мимо и без остановки...

17. Раритетные артефакты на одном из деревянных домов:

18. На этом доме тоже можно увидеть:

19. Где-то есть даже и огороды, и сады с яблонями. Но сейчас пока всё укутано снегом.

20. Поблизости от вокзала есть сквер с памятником ликвидаторам чернобыльской аварии.

21. Железная дорога делит Лихославль на две части, из которых главная — к западу от неё. В залинейную часть города, почти целиком состоящую из частного сектора, я не углублялся, увидев там лишь дореволюционное здание железнодорожной школы (ныне школа №7).

22. Вернёмся на Привокзальный переулок. В одну сторону перспектива этой улицы замыкается вокзалом (заглавный кадр), а в другую — сквером Победы.

23. А это перспектива боковой улицы:

24. С другой стороны — небольшой квартал новостроек:

25. Лихославльский кот:

26. Уже показанный выше сквер Победы с мемориалом. Слева виден педагогический колледж (филиал Торжокского).

В годы войны Лихославль не был в оккупации, но с октября по декабрь 1941 года был прифронтовым городом, — в период, когда немецкие войска заняли Старицу и Калинин (Тверь). Лихославль подвергался немецким бомбёжкам, — именно это и является причиной того, что ЖД вокзал здесь послевоенной постройки.

27. Занесённая снегом Первомайская улица:

28.

29. Здесь довольно много послевоенных двухэтажных сталинок, которые, возможно, строили пленные немцы.

30. За сквер Победы продолжается Привокзальный переулок. Хоть он и переулок, но длина его — почти километр, а здесь это половина города в поперечнике.

31. Довольно много здесь частного сектора. Иногда попадаются новые дома, — вероятно, участки здесь покупают и тверичане, и даже москвичи и питерцы.

32. А перспективу Привокзального переулка замыкает вот эта пятиэтажка:

33. Что-то было сонное в этом городке в этот ноябрьский, но уже зимний день. Несмотря даже на постоянно слышную в городе оживлённую жизнь железной дороги.

34. А вот такая табличка висела на входе в школу:

35. Из окон этих пятиэтажек были слышны то чьи-то голоса, то плач ребёнка, то звон посуды. А мимо проходили люди, наверное, удивлённые наметённым буквально за сутки сугробам. Жизнь идёт...

36. Затем я вышел на центральную площадь города.

37. Гранитный бюст Ильича причудливо покрылся снежной шапкой. А за густыми елями скрывается районная администрация.

38. А напротив — районный дом культуры, позднесоветской постройки:

39. Весьма интересное советское панно на фасаде ДК:

40. Чуть подальше — новодельный торговый центр. Почти как у вокзала, только другого цвета.

41. На этом ТЦ можно увидеть вывеску аптеки, и один из соседних деревянных домиков оказался с интересной деталью. Кстати, здесь даже улица называется Аптекарская.

42. Отсюда выйдем вновь к железной дороге. Рядом с ней — городской сад, ещё не расчищенный от свежего снега, который покрывает собой рыжие, не успевшие облететь, лиственницы.

43. Половина скверика занята детскими площадками с деревянными фигурами сказочных персонажей.

44. И снова Советская улица с дореволюционной застройкой:

45. Вот, собственно, и железная дорога, связывающая две столицы. На фото вид в сторону Москвы. До столицы отсюда 209 километров, а до северной столицы — 435.

По автомобильному путепроводу идёт главная автомагистраль города — улица Октябрьская - Гагарина - Ямская. Это — автодорога, идущая полукругом по маршруту Медное - Лихославль - Толмачи - Спирово - Выдропужск, и замкнутая обоими концами на трассе Петербург - Москва. Она связывает между собой сёла Лихославльского и Спировского районов.

46. Рядом с путепроводом и железной дорогой стоит Успенская церковь, построенная в 1887 году, ещё когда Лихославль был посёлком Осташково.

47. Вид с путепровода на железную дорогу, уже в сторону Питера. Железная дорога Петербург - Москва мне всегда представляется как такой разделитель Тверской области на запад и восток. По эту сторону от путей — край Ржева, Осташкова, Торопца и прочего Нелидово, а по другую — край Калязина, Бежецка, Весьегонска и прочей Удомли :) Лихославль стоит посередине.

48. Ещё один вид на Успенскую церковь:

Как уже говорилось, о карельской составляющей Лихославля вряд ли можно догадаться, если о ней не знать. Всё-таки это, пусть и маленький, но город. Но мне путь лежал дальше — в аутентичную тверскую-карельскую глубинку. Маленький, но битком набитый ПАЗик повёз меня на 45 километров вглубь Лихославльского района, — на такое расстояние от железной дороги, которое уже не рассмотришь из мимо проезжающего поезда. Там находится карельское село Толмачи — одно из главных и самых крупных сёл Тверской Карелии. О нём я и расскажу в следующий раз.

Лихославль (городское поселение) — Википедия

Городское поселение России (МО 2-го уровня)
Городское поселение
город Лихославль
57°07′00″ с. ш. 35°28′00″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект РФ Тверская область
Район Лихославльский
Включает 4 населённых пункта
Адм. центр Лихославль
История и география
Площадь

16,15[1] км²

  • (0,91 %)
Часовой пояс UTC+3
Население
Население

↘12 043[2] чел. (2018)

  • (45,61 %)
Плотность 745,7 чел./км²
Цифровые идентификаторы
Код ОКТМО 28638101
Код ОКАТО 28238501
Эта статья — о муниципальном образовании. О городе см. Лихославль.

Городско́е поселе́ние город Лихославль — муниципальное образование в Лихославльском районе Тверской области Российской Федерации.

Административный центр — город Лихославль.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Состав городского поселения
  • 4 Примечания

Статус и границы городского поселения установлены Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 35-зо «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Лихославльский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения»[3].

Численность населения
2010[4]2011[5]2012[6]2013[7]2014[8]2015[9]2016[10]
12 730↘12 696↘12 637↗12 673↘12 544↘12 489↘12 388
2017[11]2018[2]
↘12 246↘12 043
Населённый пунктТип населённого пунктаНаселение
1 Лихославль город, административный центр ↘11 594[2]
2 МПМК населённый пункт 162[4]
3 Челновка деревня 65[4]
4 Юбилейный посёлок 246[4]
  1. ↑ Тверская область. Общая площадь земель муниципального образования
  2. 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  3. ↑ Закон Тверской области от 28 февраля 2005 года № 35-зо «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Лихославльский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения»
  4. 1 2 3 4 Всероссийская перепись населения 2010 года. Населённые пункты Тверской области
  5. ↑ Тверская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января
  6. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  7. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  8. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  9. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  10. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  11. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
Муниципальные образования Лихославльского района
Городские поселения: город Лихославль
посёлок Калашниково
Сельские поселения: Барановское
Вёскинское
Ильинское
Кавское
Крючковское
Микшинское
Первитинское
Сосновицкое
Станское
Толмачевское

Лихославльский район — Википедия

Лихосла́вльский райо́н — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Тверской области России.

Административный центр — город Лихославль.

Площадь — 1781 км².

Район расположен в центральной части области и граничит:

Основные реки — Медведица, Кава, Тифина (Тихвинка).

До Октябрьской революции 1917 года примерно половина территории района входила в Новоторжский уезд. Другая часть относилась к Вышневолоцкому, Бежецкому и Тверскому уездам Тверской губернии.

Лихославльский район был образован 12 июля 1929 года, в составе Тверского округа Московской области. В состав район вошла территория Калашниковской, Лихославльской и частично Новоторжской волостей Новоторжского уезда, а также части Волховской, Залазинской и Первитинской волостей Тверского уезда.

К началу 1930 года Лихославльский район включал следующие сельсоветы: Анциферовский, Барановский, Больше-Плосковский, Бухоловский, Вескинский, Винокольский, Вышковский, Горшковский, Губский, Дубихинский, Зайковский, Захарьинский, Звягинский, Золотихинский, Иванцевский, Кавский, Калашниковский, Кузовинский, Лазаревский, Микшинский, Михайло-Горский, Октябрьский, Сташковский, Парфеновский, Первитинский, Поторочкинский, Рыкушкинкий, Селезнихинский, Селищенский, Сосновицкий, Сошниковский, Стрешковский, Тимошинский, Трубинский, Хмельниковский и Чашковский.

15 февраля 1931 года был образован рабочий посёлок Калашниково, а Калашниковский с/с упразднён[5].

29 января 1935 года Лихославльский район вошёл в Калининскую область. Северная часть нынешнего района в 1929—1956 годах входила в Новокарельский район (до 1935 года — Толмачёвский район).

Коллективизация была завершена в основном к 1934. Ведущими отраслями сельского хозяйства были льноводство и молочное скотоводство.

С июля 1937 года Лихославльский и Новокарельский районы были включены в состав Карельского национального округа, просуществовавшего до 1939.

Во время Великой Отечественной войны Лихославльский район избежал оккупации, но предприятия и колхозный скот были эвакуированы. Район понёс большой ущерб от вражеских бомбёжек.

В 1963 году Лихославльский район включён в состав Торжокского, но в 1964 году восстановлен.

Численность населения
1959197019791989[6]2002[7]20062009[8]
43 671↘39 251↘35 232↘33 942↘30 079↘28 400↘27 416
2010[9]2011[10]2012[11]2013[12]2014[13]2015[14]2016[15]
↗28 492↘28 371↘28 299↘28 198↘28 042↘27 831↘27 445
2017[16]2018[4]
↘27 020↘26 407
Урбанизация

В городских условиях (город Лихославль и пгт Калашниково) проживают 61,26 % населения района.

Гендерный состав

По данным переписи 2002 года население составило 30 079 жителей (13 537 мужчин и 16 542 женщины).[17]

Национальный состав

Национальный состав: русские и карелы. Тверские карелы составляют около 16 % населения.

Административно-муниципальное устройство[править | править код]

В Лихославльский район, с точки зрения административно-территориального устройства области, входят 8 поселений[18][19].

В Лихославльский муниципальный район, с точки зрения муниципального устройства, входят 8 муниципальных образований, в том числе 1 городских поселения и 6 сельских поселений[20]:

Законом Тверской области от 17 апреля 2017 года № 24-ЗО[21] были преобразованы, путём их объединения, муниципальные образования:

Населённые пункты[править | править код]

В Лихославльском районе 248 населённых пунктов.

Лихославль Википедия

Город
Лихославль
Герб
57°07′00″ с. ш. 35°28′00″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект Федерации Тверская область
Муниципальный район Лихославльский
Городское поселение город Лихославль
Глава Александр Михайлович Малямов
История и география
Основан в 1624 году
Город с 1925 года
Площадь
  • 16 км²
Высота центра 170 м
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население ↘11 594[1] человека (2018)
Национальности русские, карелы
Катойконим лихосла́вльцы, лихосла́влец, лихосла́вленка
Цифровые идентификаторы
Телефонный +7 48261
Почтовый индекс 171210
ОКАТО 28238501
ОКТМО 28638101001

admlihoslavl.ru

Лихославль на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

О городе | ЛИХОСЛАВЛЬ Туристический информационный портал


Лихославль – небольшой уютный городок в Тверской области, всего 12 тыс. жителей. Находится он примерно в 40 км. на северо-запад от Твери и стоит на железной дороге Москва - Санкт-Петербург.

Лихославль – город довольно молодой и, казалось бы, не имеет богатой истории (собственно городом он стал всего лишь в 1925 году). Но это не совсем так… Более 400 лет назад, после поражения России в русско-шведской войне, часть карел, бежавшая из родных мест от насильственного обращения в лютеранство, переселилась в эти места. Собственно, история Лихославля неотделима от истории и культуры Тверских карел. Все это время карелы жили здесь бок о бок с русскими: общались, торговали, пахали землю, возводили храмы. В 30-е годы XX века существовал даже карельский национальный округ с центром в Лихославле. Посетив Лихославль, вы сможете погрузиться в самобытную карельскую культуру, отведать традиционную карельскую кухню и оценить карельское гостеприимство. Все это дает Лихославлю право называться столицей «Тверской Карелии».

Но не только этим славится Лихославль. Так сложилось, что как Тула знаменита своими самоварами и пряниками, Торжок - своим золотым шитьем, так Лихославль знаменит своими фонарями. Фонари, сделанные в Лихославле, можно увидеть по всей стране и за ее пределами: в Москве, Санкт- Петербурге, на олимпийских объектах Сочи. Не исключено также, что ваш дом освещают лампочки, сделанные в поселке Калашниково Лихославльского района. Также как лампочки излучают свет и улыбки жителей этого города. Недаром одним из символов Лихославля является подсолнух - солнечный цветок. Не будет преувеличением сказать, что Лихославль – место, где рождается свет.

У вас наверняка возникнет вопрос - откуда Лихославль получил свое необычное название? На этот счет существует множество версий – от сугубо научных до мифологических. Какая из них правильней – судить вам. Но именно благодаря названию в Лихославле «поселилась» целая семья сказочных персонажей: Лихо Одноглазое, его супруга - Лиховуша и их сын Лиховенок. Познакомиться с ними вы можете на наших мероприятиях, таких как фестиваль карельского пирога «Калитка» и убедиться, что эти персонажи вовсе не злые, а вполне добродушны. Таким образом, Лихославль - это еще и край доброй сказки.

ДОБРО ПОЖАЛОВОВАТЬ В ЛИХОСЛАВЛЬ!

Лихославль: amsmolich — LiveJournal

Ранним апрельским утром (19 числа в шесть часов) одинокий прохожий мог встретить нас с Леной petite_nyctale прогуливающимися по улицам Лихославля. Здесь начиналось наше трехдневное путешествие по Новоторжскому уезду.
Лихославль — узловая железнодорожная станция г Октябрьской железной дороги. Станция построена в 1850 году. В 1850—1897 гг. называлась «Осташково» (по названию деревни). Название «Новоторжская» — с 1897 по 1902 годы. После 1902 года носит название «Лихославль». Расстояние от Петербурга до Лихославля около 500 км.
Ничего интересного мы от Лихославля не ожидали. Когда готовились к поездке в Торжок, то решили, что удобнее всего будет ехать до Лихославля, а не до Твери. А раз уж приехали, то решили немного погулять. На интернетовских картах нет стритвью Лихославля, поэтому мы не знали, что тут можно интересного увидеть. Решили пойти в сторону старинной церкви и не ошиблись! Мы прогулялись по хорошо сохранившемуся историческому центру, увидели дома XIX - начала ХХ века.
Город очень приятный, чистый, уютный, тихий и спокойный (во всяком случае в шесть утра). Не проезжайте мимо Лихославля, задержитесь тут хотя бы ненадолго.

Почти напротив вокзала сохранилось красивое деревянное здание, в котором раньше находилась железнодорожная больница. Это здание построено по тому же проекту, что и здание вокзала в Колпине, сгоревшего во время войны:


Лихославль дружествен к туристам, на многих зданиях нам попадались вот такие «странички истории»:

Вернувшись из поездки, нашла на сайте лихославльской библиотеки информацию об улицах, по которым мы гуляли.

На Лихославльской улице сохранилась водонапорная башня. «Интересный факт, что в городе Лихославле улица называется Лихославльской. Пожалуй, немногие города имеют улицу, носящую имя собственного города. Всё дело в том, что улица основана в те времена (конец XIX – начало XX в.в.), когда не было еще ни города, ни станции с названием Лихославль. Было небольшое сельцо Лихославль, по направлению к которому, вдоль железной дороги, от станции Осташково, активно застраивалась новая улица. Здесь возводились железнодорожные казармы, дома и складские помещения купцов и торговцев. Старинное название сохранилось за улицей до сих пор. В далёком прошлом эта улица как бы делилась на несколько частей со своими названиями: Водопойная, Починочная, Прачечная, Будочная, Бахоринская, Комарихина.
Самое старое сооружение Лихославля стоит на улице Лихославльской. Это водонапорная башня из красного кирпича, которая была возведена при строительстве Николаевской железной дороги в 1847 – 51 г.г., сохранилось имя человека, руководившего постройкой – Григорий Кондратьев. От башни до улицы Бежецкой, в конце которой находилась водокачка, была выстроена дамба. До сих пор старшее поколение лихославльцев использует наименование «дамба» для этой части города. От железнодорожного переезда, с улицы Разъезжей, до железнодорожной башни до революции и чуть позже пролегали два пути, на которых поили скот. Эта часть улицы называлась Водопойной»

Наша прогулка началась от здания вокзала по улице Советской.

Справа здание кислотного цвета – это построенный недавно на месте двухэтажной казармы, разрушенной при бомбежке, торгово-гостиничный комплекс; слева – «магазин и парикмахерская ООО «Художественные промыслы», а также салон связи. В советские годы это был КБО (комбинат бытового обслуживания), дом построен уже после войны. А до войны на этом месте стояло другое здание, в котором находилась железнодорожная амбулатория и квартиры для медицинских работников. Оно разрушено при бомбёжках»:

«Этот дом также старинный, хотя сегодняшний его вид очень ухоженный и современный. В нём находится Детская школа искусств, переехавшая сюда несколько лет назад. У здания богатое прошлое: до революции – дом купца Галузина, очень крепкого в торговом деле. Он держал в зависимости других купцов, торговал продовольственными товарами. После революции Галузин бросил торговлю и уехал (по слухам, за границу). В доме размещались административные учреждения, железнодорожный клуб «Октябрь», магазин «Галантерея», магазин «Радуга». В конце 1990-х в здании случился пожар. После серьёзного ремонта помещения в Лихославле появилась замечательная детская школа искусств с концертным залом»:

«Здание рядом с современной ДШИ до революции принадлежало купцу Зверькову, который торговал галантереей и шитьём. На втором этаже дома в советское время были администрация, горсовет. Внизу – магазины: «Культовары», в 1990-х – начале 2000-х - «Лотос» и «Огонек». Теперь здесь магазин «Престиж», где продаются парфюмерия и косметика, женская и мужская одежда, а также находится салон связи. На втором этаже сегодня - администрация города Лихославля. На здании в 2011 году установлена мемориальная доска в память об известном лихославльском деятеле, председателе горсовета Анатолии Зиновьевиче Могильницком. Этот человек очень много сделал для развития и благоустройства Лихославля» :

«Вы видите дом, до революции принадлежавший аптекарю Белоблоцкому. В нём была аптека (отсюда происходит название небольшой соседней улицы Аптекарской). В 1930-х здесь работала закрытая столовая районного актива, затем долго размещались железо-скобяной магазин ( на первом этаже) и сберкасса ( на втором). В 1990-х дом принадлежал кооперативу «Дизайн». В 2000-х в здании открылись магазины одежды и обуви «Любимый», «Дядя Саша»; ювелирных изделий «Золото» и др. Магазин «Любимый» - один из самых передовых магазинов в городе: здесь действует система значительных сезонных скидок, радующих покупателей» :

«В старинном здании располагаются магазин «Вереск» и «Нотариальная контора Лихославльского района». До революции оно принадлежало купцу Губанову. В 1930-е внизу была аптека. Какое-то время помещение внизу временно занимала санэпидемстанция. После войны на втором этаже был районный отдел образования, в 1960-70 гг. районный суд. Долгие годы (до начала 1990-х) на первом этаже работал магазин «Детский мир», в котором одевались все лихославльские дети» :

«Магазин «Хозяин» размещается в старинном доме торговца Антонова, что торговал мануфактурой. У Антоновых была очень большая семья. Очевидцы вспоминали, как в день революции он бесплатно раздавал свои товары населению. Именно поэтому и ещё, возможно, из-за многодетности, Антонов не был потревожен властями. Сохранились некоторые факты из биографии Антонова.
Дмитрий Антонович Антонов родом из крестьян д.Губка. Он начал работать продавцом в лавке своего дяди – Телепина Егора Арсеньевича (ул. Тверская). В 1906 году Антонов открыл собственную лавку в деревянном доме на станции ( ныне - ул. Советская), а в 1913 году въехал в свой дом. В 1917 году за неуплату контрибуции неделю провел в Тверской тюрьме. Советская власть оставила семье Антоновых первый этаж их дома. Дмитрий Антонович был назначен домоуправом. Работал он закупщиком фуража для Красной Армии, получал паёк на семью. Имел земельный надел (за городским кладбищем), лошадь и корову. Умер Антонов в 1926 году после болезни.
Позже в доме находились госбанк, горторг, раймаг, закрытый распределитель, потом магазин «Хозтовары», в 1990-е – «Фриз». А на втором этаже здания ныне – офис фирмы «Стимул», а также ведёт приём офтальмолог»
:

«Территория горсада - это тоже улица Советская. Когда-то на этом месте стояли частные дома Шалыгиных, Звездовых, Стрепетовых. Все эти здания сгорели при пожаре в 1920-х. Много позже пожар уничтожил также двухэтажное здание – дом Платонова, в котором находилось одно время железнодорожное училище (ныне – школа №7), затем начальная школа. Место, где стоял дом, ныне – территория горсада.
Городской сад на протяжении десятилетий остается любимым местом отдыха многих поколений лихославльцев. Создан он в начале 1930-х по инициативе комсомольцев Лихославльской коммунистической сельскохозяйственной школы (Колхозный университет) во главе с директором Л.Г.Ильиным. Горсовет отвёл под городской парк-сад место на пустыре, образовавшемся после пожара, урезав при этом огороды жителей улицы Аптекарской. В течение года, работая по нескольку часов в день и выходя на воскресники, комсомольцы проложили на этом месте дорожки, посадили деревья, кустарники, цветы, построили сцену, танцплощадку, а чуть позже поставили летний театр на 250 мест. Лихославльцы с интересом смотрели постановки пьес М. Горького, Н. Островского, интермедии по рассказам А.Чехова в исполнении самодеятельных артистов. Большой популярностью пользовалась живая газета «Синеблузник». В середине 30-х в парке была оборудована детская площадка, работала читальня. Городской Совет уделял большое внимание благоустройству горсада не только в 30-е , но даже в суровое военное время: в январе 1945 года было принято решение о его восстановлении, к чему привлекались все организации и предприятия города. В 1948 г. восстановили летний театр, на сцене которого выступали самодеятельные и профессиональные артисты, читались доклады, лекции.
В 1950-1980-е горсад продолжал развиваться как культурное и самое популярное место отдыха горожан всех возрастов. Расширялся диапазон развлечений: появлялись карусели с лошадками, оленями, верблюдами, качели-ялики, колесо встреч, летняя эстрада, стеклянный павильон. Затем к ним добавились виражный самолёт, русские качели, цепочные карусели. В городском саду звучали духовой и эстрадный оркестры, выступали ВИА «Гелиос», «Хобби», «Бояны», проводились районные праздники песни, профессиональные праздники, массовые гуляния, выставки цветов и даров природы.
Начиная со второй половины 1980-х, горсад стал приходить в запустение: аттракционы разрушались, клумбы и дорожки зарастали. В начале 1990-х пожар уничтожил летний театр. Около 15 лет пребывал горсад в запущенном состоянии. С середины 2000-х ситуация изменилась, начали проводиться субботники по расчистке территории. А 27 апреля 2009 года глава администрации города Н.Виноградова подписала постановление «О создании муниципального учреждения», которое определило дальнейшую судьбу горсада. За 3 года его буквально возродили из небытия. Снова вошло в традицию проведение здесь фестивалей, праздников, выставок. В 2011 году в горсаду открыли новый фонтан»
:

Заканчивается Советская улица дорогой к храму Успения Богородицы, который стоит на возвышении:

Мы повернули на улицу имени Юрия Гагарина. «На этом месте находилась деревня Осташково, первое упоминание о которой относится к 1624 году. В конце XIX – начале XX века улица называлась Большой. Позже она стала Тверской и именовалась таковой до 1961 г., когда работники чулочно-трикотажной фабрики предложили переименовать её в честь первого в мире космонавта.
Старинные дома – то, чем славится улица Гагарина, старейшая улица Лихославля. Старожилы вспоминали, что в праздники, например, на масленицу, по Тверской катались на лошадях любители быстрой езды или желающие показать свою удаль. Улица была замощена булыжником. В Духов день по Тверской и по станции (нынешней Советской улице) торжественно и красиво проводилось шествие пожарных дружин».

Старинный дом обшит пластиковым сайдингом:

«Дом № 43 («ЖКХ-сервис») - бывший купеческий дом. Как вспоминали старожилы, здание начал строить купец Соловьёв, вскоре разорившийся. Дом выкупил крупный торговец, скупщик льна Ломакин. В советское время здесь размещался райком партии и райком комсомола. Некоторое время находилась в здании амбулатория. Позже с улицы Бежецкой из аварийного здания сюда переехал детский сад «Октябрёнок». В начале 1990-х в здании располагался УПК (учебно-консультационный пункт): старшеклассники городских и сельских школ в рамках учебных занятий обучались здесь некоторым рабочим профессиям; например, девушки получали специальность машинистки. ЖКХ в этом старинном доме - с середины 1990-х »:

Сочетание старины и современности:

Думаю, что этому дому лет двести:

Затем мы повернули на Первомайскую. «Сегодня это – центральная улица города. На ней расположено много учреждений, организаций, торговых объектов. Тот вид, который она имеет сегодня, улица приобрела сравнительно недавно, в 1970 – 80 - х На главной улице города располагается крупнейший торговый центр Лихославля, открывший двери в январе 2012 г. и получивший официальное название «Первомайский». Магазины «Пятёрочка», «Тверской купец», «Магнит», администрация района, учебные корпуса и два общежития профессионального лицея № 35, дом культуры, почта, библиотека имени В.Соколова, средняя школа № 1, обелиск в честь погибших на войне лихославльцев, два здания поликлиники».

Мы подошли к зданию, в котором располагается краеведческий музей. Информация на здании музея:

Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что в 1897 году в Новоторжском уезде числилось около 150 тысяч жителей, 88% всего населения – великороссы, 12% - карелы. С 1937 по 1939 годы Лихославль был административным центром Карельского национального округа. В 1997 году создана Национально-культурная автономия (НКА) тверских карел с центром в Лихославле. Издаётся газета «Карельское слово».

О том, что в здешних тверских местах живут карелы, я узнала лет тридцать назад. Летом мы приезжали в деревню к свекрови. Сын тогда еще не начал говорить, а балаболил что-то непонятное. Бабушка ходила по деревне, хвасталась соседкам: «Наш-то уже вовсю кареляет!», в ответ соседки восторженно ахали: «Какой умненький, карелять начал, значит скоро говорить начнет». Мне объяснили, что «карелять» означает говорить непонятно, по-карельски. Рядом с нашей деревней была карельская деревня, в которой все жители «кареляли» на непонятном языке. Потом, когда сын подрос, он с соседскими ребятишками целыми днями бегал по всем окрестным деревням. Однажды он вернулся из соседней деревни удивленный: «Там мужики как наши, а говорят не по-нашему, ничего непонятно». В этой деревне живут карелы.

О причинах бегства в XVII веке православных карел и русских из Карелии и Ижоры в Тверь есть заметка в журнале «Карело-Мурманский край» (1927 год):

Тов. Эдвард Александрович Гюллинг (1881-1938) всё верно сказал. Бежали православные именно по религиозным причинам. Причем экономические притеснения православных со стороны шведов еще можно было бы как-то пережить. Но шведы запретили приезд из России православных священников. Старые попы умирали, а новых не было. Некому стало крестить, венчать и отпевать. А как же жить некрещеным, как умирать? Вот поэтому и начался исход православных, земля опустела. А чтобы земля давала доход в Карелию и Ижору шведы переселили финнов.

Как-то я раньше никогда не задумывалась о том, а как же сложилась дальнейшая жизнь карельских беженцев на новом месте в Тверской губернии. Совершенно случайно обнаружила в журнале «Карело-Мурманский край в №9 1927 года статью «Переселение карел в Тверскую губернию» :

Наш маршрут в Лихославле:



Мы гуляли по Лихославлю почти час. Этот старинный город нам очень понравился. Приятно удивило, что город очень чистый. У нас в городе, когда хотят что-нибудь похвалить, то говорят «как в Финляндии». В Лихославле на улицах чисто как в Финляндии. На дорогах хороший асфальт, нет луж, хотя накануне был дождь (по крайней мере, так было на тех улицах, по которым мы шли). Забегая вперед, замечу, что хотелось бы, чтобы и в Торжке было также. Это зависит только от городской администрации.
А мы отправились дальше в усадьбу Знаменское-Раек.

---------------------------------------------------------------------

Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь

Лихославль

Лихославль — город (с 1925) в России, административный центр Лихославльского района Тверской области.

Население 12,6 тыс. чел. (2006), 12257 чел.(2010, перепись).

Город расположен на железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург между Тверью и Вышним Волочком, в 41 км от Твери.

На юге города протекает малая речка Черемушка, которая на юго-востоке впадает в искусственное озеро Лихославльское, образованное в целях снабжения водой станции Лихославль в 1906 году.

Лихославль возник на месте сельца Осташково и имения Лихославль в начале ХХ века. Первое упоминание о сельце Осташково встречается в писцовых книгах Новоторжского уезда 1624 года. Первое упоминание об имении Лихославль встречается в ревизских списках 1816 года. Это вотчина капитана Ивана Ивановича Сулина, в которой насчитывалось 18 крестьян, 23 дворовых человека. В 1848 году На карте Тверской губернии имение Лихославль обозначено одним двором на берегу реки Лихославки (приток Кавы).

30 мая 1870 года Осташково, через которое прошла Николаевская железная дорога, стало железнодорожным узлом — открылось движение поездов на Торжок.

В 1896 году в Лихославле насчитывалось 228 человек. В 1907 году станция Осташково переименована в станцию Лихославль, так как грузы часто путались и отправлялись в уездный Осташков и наоборот. По данным переписи 1907 года на станции Лихославль было 209 дворов.

В 1925 году указом ВЦИК Лихославлю присвоен статус города.

С 1937 по 1939 годы Лихославль был административным центром Карельского национального округа.

В 1997 году создана Национально-культурная автономия (НКА) тверских карел с центром в Лихославле. Издается газета «Карельское слово».
www.lihos-net.ru Лихославль и Лихославльский район
www.lixoslavl.ru


www.youtube.com/watch?v=r8AZFceps2M

otr-online.ru/programmy/malie-goroda-rossii/lihoslavl-m...

Лихославль (Тверская область)

Происхождение названия

Город получил свое название по реке Лихославке, на берегу которой когда-то располагалось поместье Лихославль. Этой речки уже давно не существует: в середине XIX в. она была запружена и создано искусственное озеро, в течение долгого времени служившее источником воды для паровозов Николаевской железной дороги.

Происхождение топонима «Лихославль» достоверно не установлено. Как гласит одна из легенд, во времена монголо-татарского нашествия из один татарских отрядов вышел к деревне Кратусово, расположенной на реке Кава, в 2,5 км к северо-востоку от современного Лихославля. Воины спросили дорогу на Торжок. Местные крестьяне указали им на запад и потом смотрели с горы, как в болотной топи тонут татарские воины и их кони. Отсюда такие «лихие» названия: Лиховидово (деревня поблизости), Лихославка, Лихославль.

XIX – начало XX вв.

Нынешний город возник на месте деревни Осташково, сельца (имения) Лихославль и железнодорожной станции Осташковской Николаевской железной дороги.

Первое упоминание об Осташкове содержится в писцовых книгах Новоторжского уезда за 1624 г. Первоначально деревня сложилась как ям – небольшая почтовая станция (отсюда название Ямской улицы). В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Осташково значится как казенная деревня Новоторжского уезда при речке Черемушке, в 33 верстах от уездного города Торжка. В ней было 49 дворов, в которых числилось 274 жителя обоего пола – 129 мужского и 145 женского. Деревня располагалась «по Николаевской железной дороге, от Санкт-Петербурга к Москве». В Осташкове размещалось становое управление.

Местечко Лихославль впервые упоминается в ревизских списках 1816 г., в том время оно принадлежало капитану Ивану Ивановичу Сулину и насчитывало 18 крестьян и 23 дворовых человека. Имение обозначено на карте Тверской губернии 1848 г. одним двором на берегу речки Лихославки. В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Лихославль значится как владельческое сельцо Новоторжского уезда «при колодце», в 34 верстах от уездного города. В сельце было 7 дворов, в которых числилось 29 жителей обоего пола – 7 мужского и 22 женского. Оно находилось во владении помещика Мошнина.

По данным Списка населенных мест Тверской губернии за 1859 г., на станции Осташковской Николаевской железной дороги «при резервуаре» было 10 дворов, в которых числилось 87 жителей обоего пола – 68 мужского и 19 женского. Здесь действовали почтовая станция и почтовое отделение. К 1869 г. на станции насчитывалось 228 человек. 30 мая 1870 г. было открыто движение поездов до Торжка, станция Осташковская становится железнодорожным узлом.

В 1875 г. в деревне Осташково земством была арендована часть здания купца и владельца круподерки Бушмарина, где открыли земскую двухклассную школу (ныне Средняя школа №2). Старшим учителем в ней стал Василий Павлович Шантурин, закончивший Новоторжскую учительскую семинарию, законоучителем – священник Кавской церкви Григорий Петрович Смирнов, попечителем – владелец сельца Лихославль помещик Мошнин. В начале 1880-х гг. школа разместилась в специально построенном деревянном здании на Тверской улице (ныне улица Гагарина, 32), в 1891 г. – в новом двухэтажном здании на Аптекарской улице, первый этаж которого был каменным.

В 1887 г. в Осташкове на пожертвования купца Зверькова и местных жителей был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы. Первым священником в нем служил Григорий Петрович Смирнов. Деревня Осташково становится селом.

В 1903 г. на станции открыли двухклассное училище Министерства народного просвещения (ныне Средняя школа №7), в которой обучались преимущественно дети из малообеспеченных семей рабочих и служащих железной дороги.

Название Осташково зачастую становилось причиной путаницы: грузы отправляли в уездный город Осташков и наоборот. В 1907 г. решением губернских властей село Осташково было объединено со станцией Осташковской и переименовано в Лихославль. В том же году открылись земское страховое агентство и двухклассное железнодорожное училище. Лихославль был уже довольно большим поселком. Здесь имелась торговая площадь, действовали торгово-промышленные заведения, насчитывалось 209 дворов: 5 – дворянских, 2 – духовенства, 4 – мещанских, 46 – военных людей, 41 – рабочих, ремесленников и кустарей, 111 – крестьянских. В поселке шла оживленная торговля булыжным камнем, скотом, льном.

В 1914 г. по завещанию местного помещика Новоторжским земством в близлежащем поселке Лочкино была построена земская больница.

После революции

10 декабря 1917 г. в поселке был образован Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, осуществлявший руководство пятью волостями, учет и реквизицию хлеба.

В 1925 г. указом ВЦИК поселок Лихославль был преобразован в город. В 1926 г. был построен и пущен в эксплуатацию завод по первичной обработке льна, ставший вторым в области после Ржевского. Продукция завода поставлялась в разные регионы страны, а также отправлялась на экспорт. Артель «Коллективный труд», входившая в состав крупнейшего трикотажного объединения области, производила женские и мужские свитера, юбки, носки, чулки. В артели «Химпроизводство» производили штемпельную краску, чернила, конторский клей, искусственную олифу, строительную смолу и др. Действовали промысловая артель «Прогресс», слесарно-механические мастерские «Двигатель», молокозавод. В типографии печаталась газета «Карельская правда» на двух языках – русском и карельском. В 1926 г. население города составляло 2 962 человека.

В 1930 г. в Лихославле был основан колхозный университет, впоследствии преобразованный в коммунистическую двухгодичную сельскохозяйственную школу. Комсомольцами школы под руководством ее директора Ильина, был создан городской сад. В 1930-е гг. в городе действовало семь учебных заведений: две средние школы, начальная и неполная средняя школы, карельское педагогическое училище (единственное в области), торфяной техникум, областная школа тракторных бригадиров и комбайнеров.

В предвоенные годы в Лихославле работали: краеведческий музей, две профсоюзные и районная библиотеки, клуб, кинотеатр, ясли (с 1936), три детских сада, Дом пионеров (с 1937). Население города за десять лет, с 1926 по 1936 гг., увеличилось втрое и составило 8 856 человек. В 1937–1939 гг. Лихославль являлся административным центром Карельского национального округа.

В 1940 г. в Лихославле насчитывалось свыше 500 жилых домов. Городская планировка формировалась под влиянием железной дороги. На улице Советской, вытянутой вдоль железнодорожного полотна, были сосредоточены хозяйственные и административные учреждения, торговые заведения. Здесь же располагались самые большие в городе здания – бывшие купеческие особняки, преимущественно каменные и двухэтажные. Канализации и водопровода в Лихославле тогда еще не было, освещался город примерно на 60%, замощены были не более половины улиц, озеленение только начиналось.

Военные и послевоенные годы

Осенью 1941 г. недалеко от Лихославля проходила линия фронта. Подпольный РК ВКП(б) координировал борьбу в тылу противника, был создан партизанский отряд в количестве 92 бойцов, сформированы отдельные группы для выполнения боевых заданий. Жители города строили оборонительные укрепленные линии от Винокольского болота до Кавского озера, всего было построено 40 дзотов. 

Лихославль не был оккупирован фашистскими захватчиками, но большой ущерб ему нанесла немецкая авиация, неоднократно бомбившая город. Были разрушены более 100 жилых домов, здание райкома партии, вокзал, больница, две электростанции, две столовые, кинотеатр и другие здания. В 1941 г. некоторое время в городе базировался штаб И. С. Конева, командующего Калининским фронтом с октября 1941 г. по август 1942 г.

К восстановлению городского хозяйства в Лихославле приступили уже в 1942–1943 гг. В кратчайшие сроки была возобновлена работа льнозавода, МТС, артелей «Коллективный труд» и «Прогресс». В 1948 г. был в основном восстановлен довоенный уровень промышленного производства.

По распоряжению Совета Министров РСФСР в 1947 г. началось строительство завода «Водомер» на базе законсервированной в предвоенные годы стройки городской электростанции. В 1951 г. завод по производству водоизмерительных счетчиков, коллектив которого насчитывал 27 рабочих, выпустил первую продукцию. К этому времени были построены: главный корпус, котельная, столярный участок, литейный цех. В 1961 г. предприятие было переименовано в завод светотехнических изделий «Светотехника».

В 1959 г. на базе механических мастерских был основан Лихославльский радиаторный завод – в то время единственное специализированное предприятие по производству медно-латунных автомобильных радиаторов. Завод стал одним из первых в мире, где была освоена технология и начался выпуск паяных алюминиевых радиаторов.

В 1978 г. в Лихославле работало 9 предприятий, наиболее крупными из которых были завод «Светотехника», льнозавод, радиаторный завод, перчаточная фабрика.

Современность

В 1997 г. город стал центром вновь созданной Национально-культурной автономии (НКА) тверских карел, с 1996 г. издаётся газета (ежемесячник) «Карельское слово». В настоящее время Лихославль является одним из активно строящихся городов Тверской области. 

Лихославль — Википедия

Железнодорожный вокзал в Лихославле

Лихосла́вль — город (с 1925[2]) в России, административный центр Лихославльского района Тверской области.

Население — 12 025[1] чел. (2015).

Город расположен на железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург между Тверью и Вышним Волочком, в 41 км к северо-западу от Твери.

На юге города протекает малая речка Черемушка, которая на юго-востоке впадает в искусственное озеро Лихославльское, образованное в целях снабжения водой станции Лихославль в 1906 году.

Лихославль возник на месте сельца Осташково и имения Лихославль в начале ХХ века. Первое упоминание о сельце Осташково встречается в писцовых книгах Новоторжского уезда 1624 года. Первое упоминание об имении Лихославль встречается в ревизских списках 1816 года. Это вотчина капитана Ивана Ивановича Сулина, в которой насчитывалось 18 крестьян, 23 дворовых человека. В 1848 году на карте Тверской губернии имение Лихославль обозначено одним двором на берегу реки Лихославки (приток Кавы).

30 мая 1870 года Осташково, через которое прошла Николаевская железная дорога, стало железнодорожным узлом — открылось движение поездов на Торжок.

В 1896 году в Лихославле насчитывалось 228 человек. В 1907 году станция Осташково переименована в станцию Лихославль, так как грузы часто путались и отправлялись в уездный Осташков и наоборот. По данным переписи 1907 года на станции Лихославль было 209 дворов.

В 1925 году указом ВЦИК Лихославлю присвоен статус города.

С 1937 по 1939 годы Лихославль был административным центром Карельского национального округа.

В 1997 году создана Национально-культурная автономия (НКА) тверских карел с центром в Лихославле. Издаётся газета «Карельское слово».

12 июня отмечается день города Лихославля и Лихославльского района

Численность населения
1920[3]1923[3]1926[4]1931[5]1939[6]1959[7]1970[8]1979[9]
1885↗1992↗2962↗3100↗7666↗9470↗11 709↗12 832
1989[10]1992[5]1996[5]1998[5]2000[5]2001[5]2002[11]2003[5]
↗13 449↘13 400→13 400→13 400↘13 300↘13 100↘12 515↘12 500
2005[5]2006[5]2007[5]2008[5]2009[12]2010[13]2011[5]2012[14]
↘12 200↘12 100↘11 900↘11 800↗11 838↗12 257↗12 300↘12 170
2013[15]2014[16]2015[1]
↗12 207↘12 078↘12 025

2500

5000

7500

10 000

12 500

15 000

1923

1970

1998

2005

2010

2015

На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 867 месте из 1114[17] городов Российской Федерации[1].

  • радиаторный завод
  • завод «Светотехника»
  • производство керамических изделий
  • молокозавод
  • Дом Хлеба, хлебо-булочное производство
  • кондитерская фабрика «Российские лакомства»
  • асфальтовый завод

Культура и образование[править]

  • Филиал Торжокского педагогического колледжа
  • профессиональный лицей № 35
  • музыкальная школа
  • детско-юношеская спортивная школа
  • три среднеобразовательные школы (№ 1, Школа № 2, № 7)
  • филиал Тверского государственного объединённого музея
  • библиотека им. Владимира Соколова
  • дом детского творчества
  • ДК им. 40-летия Победы
  • издаётся газета «Наша жизнь»
  • православная церковь Успения Пресвятой Богородицы

Известные уроженцы и жители[править]

  • Кузьмин Владимир. Из архива краеведа Давыдова // За коммунизм. Лихославль, 1990. — 1 сент.
  • Кузьмин Владимир. Лихой град (происхождение топонима Лихославль) // Тверская Жизнь. 1991. — 20 ноября.
  • Кузьмин Владимир. Голоса древних, ч. 1 [топонимика Лихославльского р-на] // Наша жизнь. Лихославль. — 1992. — 5 сент.
  • Кузьмин Владимир. Голоса древних, ч. 2 [топонимика Лихославльского р-на] // Наша жизнь. Лихославль. — 1992. — 8 сент.
  1. 1,01,11,21,3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
  2. ↑ СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 133.
  3. 3,03,1 Города Союза ССР / НКВД РСФСР, Стат. отдел. — М., 1927
  4. ↑ Всесоюзная перепись населения 1926 года = Recensement de la population de L’U.R.S.S. 1926 / Центральное статистическое управление СССР; Отд. переписи. Т.2. Западный район. Центрально-Промышленный район: народность, родной язык, возраст, грамотность. — М.: Изд. ЦСУ СССР, 1928
  5. 5,005,015,025,035,045,055,065,075,085,095,105,11 Народная энциклопедия «Мой город». Лихославль
  6. ↑ РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 1248, лл. 49—57.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  9. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013.
  10. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  11. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  12. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано из первоисточника 2 января 2014.
  13. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. населённые пункты Тверской области
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  16. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  17. ↑ с учётом городов Крыма

История происхождения названия города Лихославль

История происхождения названия города Лихославль

В кратком топонимическом словаре Центральной России, который публикуется журналом «Русская речь», встречается старое толкование происхождения топонима Лихославль, известное еще из словаря профессора В. Никонова 1966 года: «Лихославль… — можно предположить...

В кратком топонимическом словаре Центральной России, который публикуется журналом «Русская речь», встречается старое толкование происхождения топонима Лихославль, известное еще из словаря профессора В. Никонова 1966 года: «Лихославль… — можно предположить личное имя Лихослав. Как и другие названия на «славль», возникло в период феодализма (большинство их -XII век) по имени князя, основавшего город…».

Однако данные, которые есть сегодня в руках исследователей, не позволяют дать однозначного ответа на вопрос о происхождении топонима Лихославль.

Обратимся к истории… Согласно «Докладной записке о возрасте городов и районов центров Тверской области», подготовленной архивным отделом областной администрации, точкой отсчета существования города Лихославль назван 1624 год. Но сам топоним впервые встречается в исторических источниках гораздо позднее, впервые лишь спустя два века в ревизских сказках за 1816 год. Тогда местечко Лихославль принадлежало участнику Отечественной войны 1812 года капитану Сулину, во владении которого находилась 41 душа крепостных — крестьян и дворовых. Позднее, в конце XIX века, имение приобрел дворянин К.В. Мошнин, ставший впоследствии предводителем Новоторжского уездного дворянства. После начала строительства Николаевской железной дороги недалеко от имения Лихославль, расположенного на высокой горе, возникает железнодорожная станция, известная под двумя названиями — Осташкове и Осташковская. К началу XX века границы ст. Осташковская, д. Осташково и сельца Лихославль слились, что было отмечено в указе тверского губернатора, повелевшего переименовать единое образование в Лихославль. Но только уже в советскую эпоху оно получило статус города (1925 год).

Имя Лихославль окружено в народной мифологии многочисленными легендами и их вариантами. В народной этимологии оно расшифровывается и как место «плохой», «дурной» славы, и как город сильных, храбрых, упрямых карел. Наиболее распространены две легенды. Одна из них, героем которой в разных вариантах является то русский царь Петр I, то его жена императрица Екатерина, повествует об ограблении царского обоза на Бежецком тракте в лихославльском яму. Другая рассказывает об убийстве некоего помещика и его жены, случившемся на постоялом дворе. Возникновение бытующих легенд с большой вероятностью можно отнести к 1-й половине XIX века.

Под гладью существующего вот уже почти целый век искусственного Лихославльского озера скрыто русло речки Лихославки, протекавшей у подножия горы с имением Лихославль. Неоднократно археологи высказывали предположение о возможности существования здесь в Древности городища, одного из многих на пограничье Новгородского княжества. Но, к сожалению, из-за сильного техногенного воздействия — в 20-е годы на этой территории велось строительство первого в России завода с химической обработкой льна — успешные раскопки здесь маловероятны.

Итак, из-за отсутствия объективной исторической информации подойти вплотную к истокам возникновения топонима Лихославль невозможно. Но об одном можно сказать уверенно: имя это, безусловно, древнее, о чем свидетельствует и его обширная мифологическая аура, и множество поздних производных от него — Лиховидово, Лихоград и т.д.


Смотрите также

Описание: