Где находится город лабытнанги


О городе / Администрация города Лабытнанги

Символика

Герб муниципального образования город Лабытнанги утвержден решением Городской Думы от 30.12.1997 года № 41.

В гербе города изображены: семь лиственниц, давшие имя городу, голова жертвенного оленя, Уральские горы, река Обь, просторы тундры — сокровищницы Ямало-Ненецкой земли, снежинка — символ долгих холодов.

Геральдическое описание герба города гласит: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряные горы о двух больших вершинах и между ними одной малой, обрамленные золотой головой оленя с черными глазами, тонко окаймленной черным, в сопровождении шести серебряных, тонко окаймленных зеленью лиственниц по сторонам, по три с каждой стороны, и одной между рогами; во главе щита — серебряная снежинка с лиственничными концами, лазоревая оконечность посередине пятикратно выщерблена».

Гимн муниципального образования город Лабытнанги принят решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 30.08.2019 № 504 "О гимне муниципального образования город Лабытнанги"

Гимн города Лабытнанги (аудио)

Гимн города Лабытнанги (партитура)

Флаг муниципального образования город Лабытнанги утвержден решением Городской Думы от 10.09.2004 года № 358.

Флаг муниципального образования город Лабытнанги представляет собой белое полотнище соотношение ширины к длине 2:3 с голубой полосой, занимающей ¼ полотнища, вдоль древка. Посередине белой части полотнища изображена светло-оранжевым (золотистым) и желтым цветом голова оленя с черными глазами, окруженная черным контуром; по сторонам от головы и над головой — зеленые контуры семи лиственниц, (соответствующие фигурам герба города Лабытнанги). В верхней части голубой полосы — снежинка, соответствующая фигуре из герба города Лабытнанги.

История

Лабыт-Нанк — в переводе с языка ханты означает «Семь лиственниц». От этого словосочетания произошло название стойбища, позднее поселка, а затем и города.

Первые упоминания о Лабытнангах относятся к 1868 году. В документах филиала Государственного архива Тюменской области г. Тобольска, в книге Центрального статистического комитета «Список населенных мест по сведениям 1868 года» значится: «Поселение при протоке Выл-Посл, три двора, 20 мужчин, 18 женщин». 1868 год — как год основания поселения на территории современного города Лабытнанги официально утвержден депутатами Городской Думы в мае 2007 года. До этого момента Лабытнанги отсчитывал свою летопись с 1975 года, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок был преобразован в город окружного подчинения.

Лабытнанги — центр ямальской геологоразведки. Здесь базируется мощное геологоразведочное сейсмическое предприятие «Ямалгеофизика». Около 95% открытых на Ямале месторождений нефти и газа разведано при непосредственном участии «Ямалгеофизики».

Лабытнанги — форпост в реализации проекта «Урал — промышленный, Урал — полярный», базовый город для освоения месторождений Полярного Урала, где по оценке специалистов находится вся таблица Менделеева.

Лабытнанги — научный центр Ямала. Более 50 лет здесь функционирует экологический научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук.

С недавнего времени Лабытнанги стал центром горнолыжного спорта. В 2003 году открыт горнолыжный комплекс, ставший любимым местом отдыха как лабытнангских семей, так и гостей города Семи лиственниц.

  • Общая площадь земель в границах муниципального образования 16111 га.

  • Площадь города 3547 га.

  • Лабытнанги расположен за полярным кругом (66°39’ СШ 66°26’ ВД).

  • Отличительными чертами климата данной области является: избыточная влажность, продолжительные холодные зимы с частыми метелями, короткое, но сравнительно теплое лето, наличие вечной мерзлоты, интенсивная смена сезонов и частые вторжения волн холода.

  • Среднегодовая температура воздуха составляет -6,4°С, абсолютный минимум -54°С, абсолютный максимум +31°С.

  • Средние даты перехода температуры воздуха через 0°С приходятся: весной на 21.05, осенью на 05.10

  • Средняя продолжительность безморозного периода 73 дня.

  • Устойчивый снежный покров образуется в середине второй половины октября. Число дней со снежным покровом, в среднем, составляет 200 дней.

  • Разрушение снежного покрова происходит с конца апреля до половины мая. Средний максимум высоты снежного покрова 70 см. Абсолютный максимум достигает 95 см.

  • При наложении неблагоприятных факторов глубина промерзания почвы может достигать 2м.

Добраться до г. Лабытнанги можно:
  • поездом Москва — Лабытнанги (поезд курсирует ежедневно, два раза в неделю — фирменный поезд «Полярная стрела», оборудованный по cамому последнему слову техники: спутниковая связь, Интернет-купе, игровые комнаты, душевые кабины, комфорт и высокий уровень обслуживания)

  • самолетом до Салехарда, а затем: в зимний период по ледовой дороге через р. Обь, в летний период — на пароме через р. Обь

  • паромом в летний период из г. Нягань ХМАО

Календарь памятных дат

Лабытнанги на карте России, где находится, расположение на карте, точное время

Австралия

Австрия

Азербайджан

Аландские острова

Албания

Алжир

Ангилья

Ангола

Андорра

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Аруба

Афганистан

Багамы

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Беларусь

Белиз

Бельгия

Бенин

Бермуды

Болгария

Боливия

Бонэйр

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Британская территория в Индийском океане

Британские Виргинские острова

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Виргинские острова США

Восточное (Американское) Самоа

Восточный Тимор

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гваделупа

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гернси

Гибралтар

Гондурас

Гонконг

Гренада

Гренландия

Греция

Грузия

Гуам

Дания

Демократическая Республика Конго

Джерси

Джибути

Доминика

Доминиканская Республика

Египет

Замбия

Западная Сахара

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Кирибати

Китай

Кокосовые острова

Колумбия

Коморы

Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Куба

Кувейт

Кюрасао

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мавритания

Мадагаскар

Майотта

Макао

Македония (БЮРМ)

Малави

Малайзия

Мали

Мальдивы

Мальта

Марокко

Мартиника

Маршалловы о-ва

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монако

Монголия

Монтсеррат

Мьянма (Бирма)

Намибия

Науру

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония

Норвегия

Норфолк

о-в Мэн

о-ва Питкэрн

о-ва Уоллис и Футуна

о. Маврикий

о. Св. Елены

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Остров Буве

Остров Рождества

Остров Херд и остров Макдональд

Острова Кайман

Острова Кука

Острова Теркс и Кайкос

Пакистан

Палау

Палестина

Панама

Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Пуэрто-Рико

Реюньон

Россия

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Северные Марианские о-ва

Сейшелы

Сен-Бартелеми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сербия

Сингапур

Синт-Мартен

Сирия

Словакия

Словения

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы о-ва

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Тайвань

Танзания

Того

Токелау

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Тунис

Туркменистан

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фарерские о-ва

Федеративные Штаты Микронезии

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Фолклендские острова (Мальвинские острова)

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Французские Южные и Антарктические Территории

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Черногория

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Шпицберген

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Эстония

Эфиопия

Южная Африка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы о-ва

Южная Корея

Южный Судан

Ямайка

Япония

Лабытнанги - это... Что такое Лабытнанги?

Лабытна́нги (хант. лапыт нангк — семь лиственниц) — город окружного значения в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области.

Население 27 тыс. человек (2010).

Расположен на левом берегу Оби, напротив Салехарда. Город находится немного севернее северного полярного круга. Город Лабытнанги — база строительной индустрии автономного округа.

История

Название города происходит от хантыйских слов «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. При этом лиственница для коренного населения — дерево священное.

В начале XIX века на берегу реки Выл-Посл появилось хантыйское стойбище под названием Лабытнанги. В конце 1920-х годов здесь было создано производственное товарищество, а в 1932 году появился колхоз. Главными занятиями колхозников были рыболовство, охота и оленеводство. В 1948 году Лабытнанги стал железнодорожной станцией, а 15 декабря 1952 года получил статус рабочего посёлка в составе Приуральского района. 28 сентября 1956 году передан в административное подчинение Салехардскому горсовету. В начале 1960-х годов посёлок стал перевалочной базой для освоения газоконденсатных месторождений. 5 августа 1975 года посёлок был преобразован в город окружного подчинения. 9 апреля 1981 года в административное подчинение горсовету передан р.п. Харп (с 2004 г. посёлок Харп входит в состав территории муниципального образования Приуральский район).

В начале сентября 2008 г. заявил о своем уходе с поста главы города Леонид Савченко. Исполняющим обязанности главы города назначен 1-й заместитель Сергей Карасёв. В марте 2009 года состоялись выборы нового главы города. В результате конкурса главой Администрации города Лабытнанги назначен Карасёв Сергей Викторович. 20 февраля 2012 года депутаты городской думы Лабытнанги назначили нового главу администрации города. Им стал Олег Леонидович Черевко. Олег Леонидович был признан победителем конкурса на замещение этой вакантной должности.

Население

Численность населения, чел.
1959 1970 1979 1989 2002 2010
5220 9190 17 667 31 501 27 304 26 948

Образование

В городе работают 11 общеобразовательных учреждений, школа искусств, 6 библиотек, филиал Тюменского Государственного архитектурно-строительного университета.

Вокзал города Лабытнанги

Примечания

Ссылки

Лабытнанги. Город Семи Лиственниц - Записки северного медведя — LiveJournal

Город с загадочным и ласкающим слух названием, которое можно видеть на табло Ярославского вокзала Москвы, находится на левом берегу Оби, напротив Салехарда, фактически являясь его городом-спутником, а также железнодорожными воротами, — наличие здесь вокзала и тупика железной дороги с Большой Земли во многом определяет сущность этого города. А название Лабытнанги в переводе с хантыйского языка означает "Семь лиственниц".

В прошлых частях я показал Салехард, в котором мы с Ильёй varandej окончательно разделились, и оставшаяся часть моего путешествия уже проходила в одиночку. Как уже сказано, через Обь нет моста, и чтобы попасть в Лабытнанги, нужно переправиться через широкую реку на пароме. Переправа расположена за городом, и я точно не знал, какой транспорт до неё ходит, и, посетив салехардский аэропорт, расположенный возле шоссе на переправу, я минут двадцать простоял на автобусной остановке, укрываясь под козырьком от начавшегося дождя. Хотел было уже начать стопить, но место было для этого не очень удачным, в итоге наконец приехала маршрутка. Сам аэропорт уже за городом, а от него до переправы ещё километров пять.

2. Маршрутка привезла меня к берегу Оби, где пассажиров и машины уже ожидает паром. Ходят они здесь постоянно и по заполнению, — в середине дня не приходится ждать отправления больше, чем 10-15 минут. Для пассажиров без машины паром бесплатный.

3. У переправы стоит скульптура мамонта, поставленная около десяти лет назад. Кстати, обратите внимание на очередь из машин, — между двумя берегами народ курсирует постоянно.

4. Поблизости стоят другие паромы. Некоторые из них идут на юг — в Приобье. Это один из возможных путей доставить в Салехард машину, пока постоянной дороги с Большой Земли нету.

5. Итак, наконец загрузились. Паром отчаливает от берега и медленно пересекает Обь. Скорость совсем медленная, и переправа длится около 12 минут. Кстати, это последний в этом путешествии водный транспорт. Можно сказать, заключительный аккорд Большого Водного Пути по Западной Сибири.

6. Последний раз в этой поездке я вижу громадные просторы Оби, ширина которой здесь превышает два километра. Хоть и прохладная, но сухая погода теперь сменилась промозглой хмарью и нудным моросящим дождём. Уральских гор на горизонте опять не видно.

7. Маленькое внутреннее помещение парома, где можно укрыться от дождя:

8. На пароме мне встретился интеллигентный дедушка, который со мной ещё ехал в маршрутке, — геолог, ныне живущий в Лабытнангах, а в прошлом житель заброшенного ныне посёлка Полярный, который мне ещё предстоит увидеть. По моему большому рюкзаку он понял, что я направляюсь на Полярный Урал, причём подумал, что я только прилетел в Салехард на самолёте, — ведь в маршрутку я садился возле аэропорта. Только потом я ему уже рассказал об оставшемся за спиной водном пути от Омска.

9. Навстречу идёт ещё один паром. Зимой переправа организуется прямо по льду. А самый сложный период — это межсезонье; в периоды ледохода и ледостава здесь, вроде, используют суда на воздушной подушке, — настолько важная переправа может себе это позволить.

10. А впереди уже виден порт, — его краны слагают речной фасад города Лабытнанги. Впрочем, трассу парома мы уже пересекали на теплоходе "Механик Калашников".

11. Наконец, паром пристаёт к берегу, и весь водный транспорт в этой поездке окончательно остаётся у меня позади. Первое, на что я обращаю внимание на левом берегу, — железная дорога! Как же я успел в этой поездке от неё отвыкнуть!

Но это лишь подъездные пути речного порта, и с этой стороны переправа тоже за городом. Здесь только болотистая обская пойма, а город Лабытнанги стоит на сухом возвышенном месте у берега протоки Вылпосл (с хантыйского, вроде, "новая протока"). Сажусь уже в другую маршрутку, которая минут семь идёт по дороге среди болот...

12. ...и привозит меня к железнодорожному вокзалу. Последний отрезок железной дороги проходит точно вдоль речного берега. Здание новое, и построено где-то в середине нулевых, притом неожиданно большое для вокзала, который отправляет и принимает всего два поезда в день, — на Москву и Воркуту. Кстати, своей архитектурной формой вокзал подозрительно напоминает ферму железнодорожного моста, — через Обь мост не построили, так хоть здесь решили воплотить что-то похожее.

13. А железная дорога к обскому берегу пришла в 1948 году, — про стройку-501 я уже упоминал в контексте Салехарда. Самое обидное, что железную дорогу успели проложить и гораздо дальше, но однажды стройку в одночасье свернули, оставив действующим только небольшой участок. Разумеется, моста в Салехард не было и тогда, — составы летом перевозились на паромах, а зимой по льду прокладывались временные рельсы, — прямо как на Байкале до постройки Кругобайкальской железной дороги.

Зал ожидания я не фотографировал, но он оказался довольно скучным, хотя и цивильным. Заметил там немалое количество туристов с большими рюкзаками, держащих путь на Уральские горы. Ещё одна интересная деталь, которая там бросилась в глаза, — это информационный стенд, посвящённый пограничному режиму в ЯНАО. Забавно, но посещённые нами Новый Порт и Антипаюта входят в погранзону, и туда требуется пропуск. Но на практике строгость закона компенсируется необязательностью его выполнения.

14. Поезд Лабытнанги - Москва ждёт своего отправления следующим утром. Но мне предстоит уезжать другим поездом — воркутинским.

15. И до его отправления я и базировался на вокзале, в комнате отдыха. В кадре, кстати, виден мой рюкзак.

16. Правда, одна деталь в комнате отдыха меня убила наповал. Видимо, автор этого шедевра страдает дистрофией и спроектировал санузел чисто под себя :)

17. Отправимся теперь в город, который я осматривал частично вечером 21 августа, частично уже утром следующего дня, до отправления воркутинского поезда. Местность возле вокзала выглядит примерно так.

До постройки железной дороги здесь было небольшое хантыйское село, выросшее из стойбища. В 1930-е годы в нём был основан колхоз. А железная дорога привела к быстрому росту посёлка, который стал городом в 1975 году. Сейчас Лабытнанги меньше Салехарда примерно в два раза, — здесь живёт 27 тысяч человек (причём в советские годы разница между двумя городами была намного меньше), и выглядит город значительно скромнее, чем Салехард.

18. У вокзала можно видеть вот такие домики. Очень похоже, что это осколки того старого посёлка конца 1940-х, где проживали железнодорожники и вольнонаёмные строители.

19.

20. Углубляясь в центр по улице Первомайской, я уже вижу новые разноцветные дома. Вот этот квартал так и хочется назвать "Изумрудным городом". Кстати, обратите внимание, — дома на сваях, но они прикрыты щитами!

21. Иногда из-за вечной мерзлоты происходят и вот такие вещи:

22.

23. Свернув в сторону с центральной улицы, можно увидеть и вот такую картину, которой колорита добавляет грустный брошенный автобус-КАвЗ. Даже и не подумаешь, что находишься в нефтегазовом регионе, но на самом деле, всё дело времени. Постепенно барачных домов, как и в Салехарде, становится меньше. А лет сорок назад так выглядели почти все города Тюменского Севера.

24. Квартал с другой стороны от Первомайской улицы. Это детский сад, и не какой-нибудь элитный, а вполне обычный!

25. Школа:

26. И новые, очень приятные на вид, жилые дома:

27. По соседству — церковь Георгия Победоносца, перестроенная в 1990-е годы из сталинского деревянного дома культуры:

28.

29. Это уже самый центр города — перекрёсток улиц Первомайской и Гагарина, и площадь Победы, которая видна в кадре.

30. На площади — военный мемориал:

31. С частицей земли из Брестской крепости:

32. Как мне подсказали в прошлой части, в Салехарде многие из домов советского облика на самом деле построены в 1990-е годы по советским проектам. Вероятно, в Лабытнангах такая же ситуация.

33. Название гостиницы на улице Гагарина напоминает о переводе имени города на русский язык.

34. Почта:

35.

36. Вернёмся на улицу Первомайскую. В позднесоветской пятиэтажке расположены ЗАГС и музей, который я, к сожалению, не посетил, — он был закрыт в оба моих прихода.

37. А это главная площадь города — имени Владимира Нака. Названа она в честь инженера, руководившего строительством самой северной в мире железной дороги Обская - Бованенково, которая была проложена в 2000-е годы к газовым месторождениям полуострова Ямал, и начинается от станции Обская в отдалённом микрорайоне Лабытнанг. Начало её мне ещё предстоит увидеть из окна поезда. Жаль только, что проехать по этой железной дороге нельзя, — она исключительно ведомственная, и принадлежит Газпрому.

38. Владимира Нака увековечили не только в названии площади, но и в таком необычном и своеобразном памятнике возле городской администрации.

39. Интересно, что Лабытнанги — единственный город ЯНАО, который расположен полностью за полярным кругом. При том, что в Заполярье находится больше половины территории округа.

40. Сваи под домами здесь не всегда прикрывают.

41. В августе в Лабытнангах начинается золотая осень. А температура воздуха была около 5-6 градусов выше нуля.

42. Соседние улицы:

43. Как и в Салехарде, новые дома здесь нередко соседствуют с ветхими бараками.

44.

45. Социальная реклама. Кстати, обратите внимание, — сверху изображен узнаваемый силуэт вокзала. Видимо, за несколько лет он уже успел стать одним из символов города.

46.

47. Взгляд назад по улице Первомайской. Вдалеке видна Обь и её высокий правый берег.

48. Вторая церковь в городе — тоже Георгия Победоносца. Построена в 2008 году.

49. Памятник Бородинскому хлебу в честь двухсотлетия войны 1812 года. Точно такой же есть и в Салехарде и, насколько я знаю, почти во всех городах ЯНАО.

50. Все коммуникации здесь проложены над землёй. Опять же, из-за вечной мерзлоты.

51. Пожарная часть:

52. А вот и город закончился, — я прошёл его до конца. Автодорога ведёт в отдельно стоящий микрорайон Обской (тот самый, где станция Обская) и посёлок Харп в предгорьях Урала в 30 километрах.

53. Осенняя лесотундра. Красивый в своей суровости заполярный пейзаж.

54. Лиственницы пока ещё стоят зелёные. Наверное, самые яркие краски здесь в начале и середине сентября.

55. Теперь уже другой дорогой возвращаюсь к вокзалу. В целом довольно приятные пейзажи.

56. Идёт жизнь. На стадионе играют в футбол.

57. Вдалеке снова видна Обь. А здания справа — это городская больница.

58. Вечер в Лабытнангах:

Вот так и выглядит этот город, который давно манил своим названием. Железнодорожный мост через Обь так и не построили (хотя проект его строительства существует уже не одно десятилетие), поэтому до Салехарда поезда не ходят. От 501-й стройки действующим остался участок Чум - Лабытнанги. Именно по этой железной дороге мне и предстояло направиться из Салехарда к горам Полярного Урала, а оттуда в Воркуту, о чём я и расскажу дальше.

Где находится Лабытнанги? - Регион Отель

 

 

================================================================================

Лабытнанги – довольно большой город по меркам Заполярья. Население составляет около 27 тысяч человек. История этого населенного пункта началась с появлением стойбища Лабытнанги (в переводе с мансийского означает “Семь лиственниц”). В середине ХХ века населенный пункт стал рабочим поселком (строилась Трансполярная магистраль), а через два десятилетия он получил статус города.

Город Лабытнанги на карте России

Город принадлежит к Ямало-ненецкому автономному округу (ЯМАО). Расположен на левом берегу могучей сибирской реки Оби, в ее низовьях. По этим местам проходит граница между Европой и Азией. Сам город находится в Сибири. Здесь соприкасаются две климатические зоны: умеренно – континентальная и субарктическая. Поэтому зима очень длинная и морозная (средняя температура -24 градуса), лето короткое и прохладное (всего +15 ). Снег выпадает в октябре и лежит до апреля, иногда мая.

Лабытнанги расположен за Северным полярным кругом, но недалеко от него. В городе летом зафиксирован полярный день (солнце не заходит за горизонт), однако продолжительность его очень короткая, всего одни сутки. Белые ночи бывают в июне-июле. Считается, что зимой полярной ночи нет, так как для ее фиксирования наиболее короткий световой день должен продолжаться менее 3 часов, а в Лабытнанги он составляет 3 часа 01 минуту.

Город расположен на склонах Полярного Урала. Его природа – это главная достопримечательность этих мест. Лабытнанги служит временным пристанищем для альпинистов, лыжников (имеется горнолыжный комплекс), туристов, желающих познакомиться с суровой, но очень красивой и своеобразной природой.

Те, кто оказался в Лабытнанги по делам или на отдыхе, могут воспользоваться услугами нашей квартирной гостиницы – отеля нового формата. Предлагаем квартиры в Лабытнанги на любой срок. Жилье имеет все необходимые условия для комфортного отдыха. Это самый современный, безопасный и удобный вариант проживания с полным гостиничным сервисом (уборкой и сменой белья). Звоните, бронируйте.

История города Музей Лабытнанги

На живописном берегу обской протоки Выл-Посл расположился город Лабытнанги. Лабытнанги — словосочетание хантыйское. Обозначает оно — «семь лиственниц». Число «семь» у северных народов имеет магическое значение, а лиственница — дерево священное.

Эти лиственницы стоят на старинной, веками проторенной оленьей тропе, по которой проходили исследователи Севера и торговцы на Обдорскую ярмарку. Но для коренных народов ямальской земли это место было священным.

У этих лиственниц народ ханты проводили свои ритуалы, раньше у каждой семьи народов ханты были свои такие священные места. Священное место обычно указывал шаман. Каждый, кто проезжал мимо таких мест, оставляли табак или вино. У духа этого места просили удачи в охоте, исцеления от болезни.

В начале XVIII века были предприняты походы крестителей, вследствие которых остяки и самоеды уходили к горам, а тех, кто не успевал убежать «за Камень» (Уральские горы) крестили насильно. В 1753 году казаки во главе с пятидесятником Иваном Усковым были отправлены в юрты близ Обдорска, которым предписывалось «в каждой юрте, где новокрещенные остяки живут, осмотреть самолично, не имеют ли у себя богомерзких идолов и шайтанов», а «в тех юртах, где они жительствуют с некрещеными, то велено запретить, чтоб они при них не жили. (РГАДА. Ф.462.Оп.1. Д. 2. Л.76−91 об.). Вполне возможно, что именно этот факт повлиял на перенос священного места у семи лиственниц в другое место, а данное место стало возможным для оседлого или полуоседлого поселения остяков (ханты).

В Тобольском архиве в ревизских сказках за 1782, 1816, 1834 и 1858 годы указаны фамилии, проживающих в юртах Лабытнангских. Данные юрты относились к Обдорской волости и поселенцы, облагаемые ясачной и прочими повинностями, вели полуоседлый образ жизни.

Первое упоминание о поселении Лабытнанги были обнаружены в книгах, составленных Центральным статистическим комитетом: «…Лабытнангский ул. при протоке р. Обь, число дворов 3, жителей: 20 муж., 18 жен.» (Список населенных мест по сведениям 1868 — 1869 г. г. — С-Петербург: 1871). В это время здесь уже существовало постоянное поселение. Еще одно упоминание было обнаружено в другой книге — «Список населенных мест Тобольской губернии», Тобольск, 1904 г., изданной Тобольским губернским статкомитетом по материалам переписи 1903 г. «Березовского уезде Обдорской инородной остяцкой волости юрты Лабыт-Нанги при р. Вульпосл: число дворов 3, жителей: 4 муж., 5 жен».

Первыми поселенцами у семи лиственниц из коми-зырян были три брата Каневы со своими семьями из Архангельской области села Никиты. Первый дом был построен в 1902 году Петром Ксенофонтовичем Рочевым. В 1909 году по переписи населения в Лабытнанги насчитывалось 50 жителей. По переписи населения 1924 году в поселении Лабытнанги проживало 135 человек. Селение постепенно строилось и росло. В 1921 году в селе открылся первый магазин-лавка и медпункт.

В 1932 году был образован Собский сельский Совет, который занимался вопросами организационно-хозяйственной деятельности, производственными работами, школами и другой деятельностью. В Собский Совет входили все населенные пункты Приуральского района, в том числе и Лабытнанги.

На базе товарищества в 1932 году был организован колхоз «Герд Кодью», в переводе с зырянского Красная Звезда. Первым председателем колхоза был назначен Канев Евстафий Николаевич. Основными занятиями колхозников были: звероводство, рыболовство, охота, оленеводство. В округе колхоз «Красная Звезда» по всем отраслям хозяйства держал первенство. В 1941 году за достигнутые успехи в перевыполнении планов Илья Николаевич Канев занесен во Всесоюзную книгу почета Всесоюзного объединения «Заготживсырье» Наркомзага СССР. В 1961 году колхоз «Красная Звезда» был реорганизован. Рыболовецкая артель была преобразована в производственную бригаду Аксарковского рыбозавода. А оленеводческое хозяйство и звероферма были переданы Салехардскому совхозу.

29 января 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали Чум — Салехард — Игарка (известная как стройка № 501), прокладку которой поручили Главному управлению лагерного железнодорожного строительства. С появлением железнодорожного полотна на этом участке решились бы многочисленные задачи: облегчить вывоз никеля из Норильска; связать глубоководный морской порт (на Ямале) с железнодорожной системой страны; дать работу сотням тысяч заключенных, переполнявшим лагеря и тюрьмы после окончания Великой Отечественной войны. Строительные работы были начаты весной 1947 года сразу по всей протяженности трассы, и уже 5 декабря 1948 года по участку железной дороги «Чум-Лабытнанги» пришел первый поезд.

В 1948 году в связи со строительством железной дороги увеличилось население села. Поэтому встал вопрос о создании отдельного органа управления. К Лабытнангскому сельскому совету относились прилегающие к нему мелкие селения: Илвал, Выянги и другие.

15 декабря 1952 года образован рабочий поселок Лабытнанги Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа (рабочий поселок это поселение, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и др.).

28 сентября 1956 года Лабытнанги передан в административное подчинение Салехардскому горсовету и находился в подчинении до 5 августа 1975 г.

В 1950 году решением Министерства лесной промышленности СССР было создано старейшее промышленное предприятие округа — Лабытнангская лесобаза. Целью создания данной организации было обеспечение 501-й стройки шпалами. Лесовыкатники вместе с работниками 501-й стройки приступили к строительству первых коммунальных объектов — бани, столовой, Красного уголка. Тогда же начались подготовительные работы к строительству жилых домов. Большую помощь в становлении и развитии предприятия оказывал колхоз. Ранней весной 1951 года прибыли первые плотокараваны. Их доставили теплоходы «Сухуми» и «Дальний».

В сентябре 1955 г. Минлеспромом СССР был утвержден проект расширения и реконструкции временной лесобазы, с увеличением объема лесоперевалки до миллиона кубических метров в год, из которых основная масса древесины предназначалась для комбината «Воркутауголь». В 1972 г. лесобаза по выработке товарной продукции вышла на втрое место среди предприятий Ямало-Ненецкого округа. Строительный лес, рудничная стройка, телеграфные столбы, судолес, мелкотоварник, технические дрова, финский чурак и другие виды продукции уходили с погрузочных участков лесобирж по многим городам, на шахты и стройки страны. К концу 1986 г. предприятие стало планово-убыточным и как лесоперевалочная база прекратило свое существование. В 1997 году Лесобаза была ликвидирована.

С началом строительства домов появлялись улицы. По документам окружного государственного архива — 11 июня 1956 года Лабытнангский поселковый совет рассматривал вопрос о разбивке поселка Лабытнанги по улицам. Также было принято решение, в котором говорилось, что руководители хозяйственных организаций, культурно-бытовых учреждений поселка обязаны были привести в порядок строения, территории и ограждения, отремонтировать мосты, тротуары, а также организовать насаждения кустарников на усадебные участки.

Как и любой населенный пункт, поселок нуждался в медицинских учреждениях. В 1952 г. в поселке начала функционировать небольшая поликлиника по ул. Лесная, а в 1955 г. открыта больница со стационаром на 10 коек, которая впоследствии стала детским садом «Красная шапочка». Первым главным врачом больницы был Жванский Ромульд. В это же время в амбулатории открылся акушерско-гинекологический кабинет. В 1960 году в поселке была организована скорая помощь, где врачом была Емельянова Надежда. Первая городская поликлиника была построена в 1963 г, а в 1967 г. открыто новое здание, в котором находились — детское, терапевтическое отделения, детская консультация, клиническая лаборатория (в настоящее время это здание детского отделения).

В 1972 г. поликлиника переехала в новое двухэтажное здание (позднее — терапевтическое отделение). В нынешнее здание поликлиника переехала 5 февраля 1976 года. В 1985 г. начато строительство нового больничного комплекса.

Чтобы поддержать правопорядок и разрешать конфликтные ситуации в небольшом поселке, по ходатайству администрации лесоперевалочной базы было создано поселковое отделение милиции. Первым начальником ПОМ был назначен Анатолий Иванович Ларин. Так, с начала 50-х годов начинается история Лабытнангской милиции.

Строительством города за период с 1960-х и до 2000-х годов занимались несколько организаций. Самым значительным предприятием в первые годы строительства было строительно-монтажное управление треста «Иртышлестрансстрой», организованное 1 марта 1958 года. Основной задачей СМУ было строительство жилья и объектов соцкультбыта. В 1966 г. СМУ было передано Миннефтегазстрою и переименовано в СУ-1. На счету этой организации сотни тысяч квадратных метров построенного жилья, три средних школы, десять дошкольных учреждений, два дома культуры, станция «Орбита», молокозавод и др. объекты. В 1967−69 г. г. на базе СУ-1 организован трест «Ямалгазстрой», основной задачей которого было строительство жилья и объектов соцкультбыта в п. Харп и в г. Лабытнанги. За свои годы существования трестом было сдано: обустройство Харпского завода железобетонных изделий, капитальные жилые дома в п. Харп, ДК «30 лет Победы», средняя образовательная школа № 3, городская аптека, котельная ДКВР, гаражи автобазы № 1, склады ОРСа № 4, детский сад «Катюша», общежитие по ул. Первомайская и два 48-ми квартирных дома.

В начале 70-х годов создается трест «Ямалгеолстрой», который за период со времени организации и до 90-х годов сдал в эксплуатацию жилые дома по улицам Ленинградская, Обская, 4-й микрорайон, детский сад «Сказка», производственный корпус объединения «Ямалгеофизика» в 4-м микрорайоне.

В феврале 1986 г. на станции Обская высадились первые подразделения производственного строительно-монтажного объединения «Ямалтрансстрой». И тогда же железнодорожные строители приступили к сооружению магистрали в сторону Бованенковского месторождения.

В апреле 1992 г. при администрации г. Лабытнанги был создан отдел капитального строительства (ОКС). Им сданы объекты: электростанция ГЭТ-24, средняя образовательная школа № 8, хлебозавод, лабораторный и хозяйственный корпус Городской больницы, жилые дома, библиотека, художественная школа, федеральный узел городской связи, стоматологическая поликлиника, магистральные сети, лыжная база СДЮСШОР, детская школа искусств, гостиница, комплексное здание ГОВД и др.

В 60-е годы появляются первые промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Среди них был Базовый холодильник (1956−1957 г. г.), который занимался отгрузкой и транспортировкой рыбной продукции.

18 июня 1975 г. в городе на основании Приказа Министерства Газовой промышленности был организован совхоз «Лабытнангский», который в 1984 г. был переименован в «Надымский». С 1 июня 1987 г. Лабытнангское отделение совхоза «Надымский» передано Лабытнангской базе производственно — технического обеспечения и комплектации треста «Тюменгазснабкомплект». Подсобное хозяйство совхоза составляли: теплицы, молочно-товарная ферма, гараж, котельная, стройгруппа, нефтеслив. С 22 января 1998 г. предприятие было ликвидировано.

В июне 1988 года в городе открылся цех по восстановлению сухого молока. В сентябре этого же года цех был передан в агропромышленный комплекс и стал Молочным заводом. В 1995 году завод стал муниципальным предприятием и выпускал молоко, кефир, сметану, творог. На сегодняшний день Молокозавод ликвидирован.

В 1966 г. было основано Предприятие «Хлебозавод», а 20 октября 1993 года зарегистрировано как самостоятельное предприятие МП «Хлебозавод». За период существования Хлебозаводом разработано 27 наименований продукции, ежедневно выпекается не менее трех видов хлеба и 3−4 наименования булочных изделий.

Единственным представителем «Надымгазпрома», которое существует на сегодняшний день на территории муниципального образования, является база производственно-технического обслуживания и комплектации, образованная в 1973 году. До 1985 г. предприятие неоднократно меняло свою прописку и хозяев, а в 1985 г. пережило второе рождение. В районе судорембазы на берегу реки Выл-Посл началось обустройство новой территории предприятия. Были построены: капитальное административное здание, арочные склады, котельная, дизельная, подведены подъездные железнодорожные пути. Была создана современная мощная база, работающая автономно. Предприятие обеспечило себя теплом, светом и водой. Сегодня база ПТОиК участвует в газификации северных городов, через предприятие.

С 1921 года в поселке началось обучение детей и взрослого населения. Первым учителем был Петр Ефимович Хатанзеев. В 1927 г. было построено здание школы, в котором велось двухклассовое обучение. Со временем население поселка увеличивалось и нуждалось в увеличении образовательных учреждений, которых на сегодняшний день в городе насчитывается: 5 общеобразовательных учреждений и 12 учреждений дошкольного образования.

Почти 100 лет назад в поселке открылась изба-читальня. С этого момента пошел отсчет культурного развития Лабытнанги. На сегодня в городе действует Централизованная библиотечная система, в мае 1975 года открыт Дом культуры «30 лет Победы», в котором занимается 22 коллектива: хор ветеранов «Северяночка»; образцовый танцевальный коллектив «Палитра», театральный коллектив, фольклорные группы Центра национальных культур, Центр детского и молодежного эстрадного творчества.

В сентябре 1965 г. приступили к работе педагоги детской музыкальной школы. Изначально велось обучение игре на баяне, аккордеоне и фортепиано. С 1992 года при музыкальной школе открывается художественное отделение, а с 1995 г. оно преобразовалось в самостоятельную художественную школу. В 2002 году Детская школа искусств получила новое современное здание.

С недавнего времени Лабытнанги стал центром горнолыжного спорта. В 2003 году открыт горнолыжный комплекс, ставший любимым местом отдыха как лабытнангских семей, так и гостей города Семи лиственниц.

На сегодняшний день Лабытнанги является городом с развитой инфраструктурой, удобным расположением в транспортной схеме. Удачная транспортная схема Лабытнанги предопределила его роль в развитии Ямала: город стал перевалочной базой для освоения крупнейших газоконденсатных месторождений автономного округа и прочно закрепил за собой статус «Ворота Ямала».

новая жизнь города Семи лиственниц — ЖИТЬ В РОССИИ

На живописном берегу обской протоки Выл-Посл, в предгорьях Полярного Урала, расположился город Лабытнанги. Название города в переводе с хантыйского языка означает «Семь лиственниц». Именно об этом небольшом заполярном городе, отметившем накануне своё 150-летие, и пойдёт речь.

Чем обусловлен интерес к этому городу? Многим. Даже если Вы ни разу и не слышали про него, уверен, что в ближайшие годы этот город будет на слуху у многих…

Прежде всего, огромное значение город имеет для Ямало-Ненецкого автономного округа. Город по праву носит титул «Ворота Ямала» — именно сюда проложена первая железная дорога на тюменский север. Ещё до открытия Западно-Сибирской нефтегазовой провинции Лабытнанги, а вместе с ним и Салехард, по тем временам были не сильно оторваны от Большой Земли. Во времена, когда сухопутная связь с Надымом и Уренгоем ещё отсутствовала, город стал отправной точкой всех поисковых экспедиций и заслужил славу центра ямальской геофизики. В городе расположен крупнейший, до недавнего времени, порт региона, а местные строительные фирмы возводят дома не только в больших городах, но и отдалённых сёлах Ямала.

Но сегодня, без стеснения можно сказать, что значение города выходит на федеральный уровень. Перспективы города связаны именно с развитием грандиозного Северного широтного ходаи железнодорожной линии Бованенково — Сабетта. В будущем Лабытнанги станет одним из форпостов экономики России, но об этом в ближайшие годы будет написано многое, а вот преображение города к юбилею — тема данной публикации. Но сначала немного истории.

«От оленьей тропы „варга“, 501 стройки к Северному широтному ходу».

Лабытнанги, «Семь лиственниц» — хантыйское словосочетание, имеющее сакральное значение для северных народов. Эти лиственницы стоят на старинной, веками проторенной оленьей тропе, где народ ханты проводили свои ритуалы, у духа этого места просили удачи в охоте, исцеления от болезни. По этой же тропе проходили исследователи Севера и торговцы на Обдорскую ярмарку.

Первое упоминание о поселении Лабытнанги было обнаружено в книгах, составленных Центральным статистическим комитетом в 1868 г. В это время здесь уже существовало постоянное поселение.

Даже после установления Советской власти село продолжало свою патриархальную жизнь. Импульсом для его развития, как и для многих поселений Сибири, стала Великая Отечественная Война. К концу 1941 года была достроена Печорская железная дорога в Воркуту, а позднее началось возведение «Трансполярной магистрали», более известной как 501-я стройка. Так, 29 января 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали Чум — Салехард — Игарка, прокладку которой поручили ГУЛАГу. С появлением железнодорожного полотна на этом участке решились бы многочисленные задачи: облегчить вывоз никеля из Норильска; связать глубоководный морской порт на Ямале (для реализации этой идеи потребовалось 70 лет) с железнодорожной системой страны; дать работу сотням тысяч заключенных, переполнявшим лагеря и тюрьмы после окончания Великой Отечественной войны. Строительные работы были начаты весной 1947 года и уже 5 декабря 1948 года в Лабытнанги пришёл первый поезд. Но, по воле Хрущева, станция стала не транзитной, а завершением тупиковой ветки с Большой земли.

В 1952 году Лабытнанги стал поселком городского типа, в 1956-72 был частью Салехарда, а в 1975 году  обособился уже в статусе города.

Вокзал Лабытнанги построен в 2001-04 годах и является одним из самых запоминающихся вокзалов севера России.

А вот и тупик Северной железной дороги.

У Лабытнанги есть хорошо заметная главная ось — уходящая вверх от вокзала Первомайская улица. И если раньше она начиналась ветхими избушками, то теперь на улице уже нет ни одного старого дома.

Через пару кварталов от вокзала — Старо-Георгиевская церковь, образец деревянного сталианса — перестроена в 1990-х годах из ДК Лесобазы.

Лабытнанги — город холмистый, это отроги Полярного Урала. Вид с городской площади дальше по Первомайской.

Совсем недавно здесь была глубокая лощина и ручей, а теперь благоустроенный сквер «Юбилейный» — подарок к 150-летию города.

Сегодня город производит хорошее впечатление, он имеет довольно опрятный и ухоженный вид. Без сомнения Лабытнанги являются ярким примером «Цветущей Арктики».

Городские кварталы пестрят новостройками.

Освобождённые от ветхого жилья территории сразу-же готовятся для нового строительства.

Новый микрорайон «Орбита».

Примерно так выглядит уже большая часть Лабытнанги, но не весь город. Есть районы, например за железной дорогой, где пока не пахнет благополучием. Здесь среди бараков можно повстречать и свиней. «Две помойки, три яранги — это город Лабытнанги» — народный стишок времён освоения Севера в таких районах ещё актуален.

За оврагом — зона.

Пристань Лабытнанги находится у грузового порта, товарной станции Лабытнанги-Перевалка, которая является конечным пунктом железной дороги «Чум-Лабытнанги». До пассажирского вокзала отсюда порядка 7 километров по дамбе через пойму.

На заднем плане — те самые трущобы за железной дорогой.

Обь в этом месте не очень-то широка — «всего» 2 километра, хотя выше по течению, начиная от слияния Большой и Малой Оби у Шурышкар, на ней нередки и 5-километровые плёсы. С реки хорошо видно, что в основном Лабытнанги выглядят так, как в центре, а не как за железной дорогой. Справа виден вокзал, над которым — колоколенка Старой церкви.

В кадре буквально весь Лабытнанги от края до края, а над городом нависает Полярный Урал.

Похожий издали на гигантского быка километровый Рай-Из не спутаешь ни с чем.

К своему юбилею город стал готовиться давно, но масштабные преобразования стартовали в городе несколько лет назад. «Мой город. Новый старт» под таким девизом живут в Лабытнанги последние годы.

Масштабные преобразования, произошедшие в городе по итогам 2017 года, отмечены на уровне Ямала дипломом «Прорыв года».

Лабытнанги один из первых городов Ямала, наряду с Салехардом, где в 2017 г. стартовал проект «Комфортная городская среда».

В 2017 году в городе благоустроили новый сквер и зону отдыха при въезде в город.

Многофункциональный спортивный комплекс у одной из городских школ.

Улицы города теперь украшает архитектурная подсветка.

Здесь в одном фото зафиксированы главные стройки Лабытнанги: слева строится микрорайон «Орбита», справа строятся открытый спортивный комплекс «Арктика», ледовый дворец, спортивный комплекс «Лабытнанги» и детский сад «Жемчужина».

В 2018 году завершено возведение СК «Арктика».

Рядом благоустроили сквер «Студенческий».

О масштабах проделанной работы лучше многих могут судить сами жители города. Там, где раньше теснились ветхие «деревяшки», появились и продолжают расти новые микрорайоны, социальные и спортивные объекты, проводится благоустройство. Когда город становится комфортными, люди к нему привязываются, начинают его искренне любить и это главное достижение! Но теперь у Лабытнанги появилась новая задача — соблюсти некий баланс между тотальным осовремениванием и сохранением той уникальной атмосферы, характерной исключительно для малых городов. Именно она составляет их сущность, делает особо привлекательными и дорогими для живущих там людей…

Источник

Поделиться

  •  
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

    3

    Поделились

Лабытнанги, или "Семь Лиственниц" - Журнал Георгия Красникова — LiveJournal

Город Лабытнанги, можно сказать, город-спутник Салехарда. Находится он совсем рядом с ним, но на другой стороне Оби. По дороге обратно из Салехарда я уделил пару часов осмотру города.

Не знаю почему, но Лабытнанги давно меня манили своим названием. Есть в нём что-то такое магическое..

Даже в мозг глубоко въелась собственноручно переделанная песня со словами "Лабытнанги, Лабытнанги. Этот город наш с тобою..". Сами понимаете, не побывать тут я не мог.

В Салехарде есть порт и аэропорт, а в Лабытнангах - ж.д. вокзал. Таким образом, два города очень гармонично дополняют друг друга. А отсутствие автотрассы в них делает эту "агломерацию" довольно занятным местом.

Город, как и Салехард, находится не прямо на Оби, а на некотором отдалении. Во всяком случае, от переправы нужно ехать около 5 км по низинке с болотами.

Кстати, Лабытнанги и Салехард были до недавнего времени в самом "последнем" регионе России. Ну если их сортировать по номерам (и в расчёт дубли не брать), это 89-й регион, самый большой уникальный номер! Но с тех пор, как появился "92", пальма последненства перекочевала в более тёплые края.

Немаловажным вопросом было то, насколько дождь нефтяного благополучия, обрушившийся на Ямало-Ненецкий автономный округ, идёт дальше столицы. Обследование показало, что Лабытнанги - хоть и попроще, чем Салехард, но тоже вполне себе ухоженный.

Администрация и гостиница рядом

Перевод названия города с хантийского языка. В любом варианте звучит красиво

Рядом сразу начинаются жилые кварталы

Город совсем небольшой, тут проживает где-то 20 тыс. жителей. Значительное их число ездит работать в Салехард.

Есть серые унылые районы. Зимой, небось, в них совсем тоскливо.

Есть совсем деревянные бараки. Но их мало, и становится ещё меньше.

А есть немало свежепостроенных симпатичных домиков.

Прямо разноцветные дворцы!

Новый квартал, который скорее всего назовут "Изумрудный". Ну как его ещё назвать?

Здесь ещё никто не живёт. Но вообще хорошо, что везде есть пандусы

Дома тут поспевают как пирожки.

Но где-то уже успела облезть штукатурка. Из-за местного климата

Деревянная церковь. Наверное, одно из самых старых зданий города

Новая школа.

Кстати, обратите внимание на трубы. Так их прокладывают по поверхности по всему городу. Думаю, не нужно объяснять почему.

Главная площадь города, носит имя Владимира Нака. Кто это - см. ниже.

Прямо через 200-300 м от неё город заканчивается, и начинается лесотундра

Если в Салехарде есть памятник 501-й стройке, то здесь тоже соорудили железнодорожный памятник. Но он уже посвящён действующей вновь построенной линии "Обская-Бованенково-Карская". Профиль головы вышеупомянотого Нака, который был главным инженером в строительстве линии.

Вот как-то так

Ещё красивый домик

Прямо элитные коттеджи на окраине Лабытнанг

Менее элитные коттеджи там же

Снегирёк

Как я уже писал, Лабытнанги - город маленький. Около 2 км в длину и 600 м в ширину. Но есть ещё отдалённый район Обская, при одноимённой ж.д. станции. В самих Лабытнангах вокзал большой и крутой. Всё же - конечная. Хоть и только для двух поездов.

Станция Обская примечательна не сколько тем, что она такая есть в принципе, сколько тем, что это станция, с которой начинается ветка в Бованенково. Вся станция кроме пары путей принадлежит Газпрому, здесь же формируются и отправляются на север все их поезда.

Обычно вахтовиков привозят на самолётах в Салехард, потом они приезжают сюда на Обскую, где садятся в ж.д. вагоны и едут на вахту. Про это, а также про то, как я в панике искал место отправления моего поезда, я писал здесь.

Осталось лишь отметить, что у РЖД здесь нет ни вокзала, ни даже захудалой таблички о том, что это станция Обская. Вход сюда такой, что я вообще не поверил сначала, что тут может быть станция. Водитель маршрутки в которой я поехал на Обскую, сначала подумал, что я еду "на трассу" работать, и очень удивился, узнав, что мне нужно на воркутинский поезд: "А чего не на вокзале сел? У нас все на вокзале садятся". Он в итоге высадил меня где-то в промзоне, по виду которой никогда бы я не подумал, что тут может быть вокзал (поэтому я её сначала её проехал, пришлось потом на этой же маршрутке возвращаться), махнул куда-то рукой и сказал "туда иди". Пройдя мимо каких-то гаражей, складов и заборов, я действительно увидел ж.д. пути с вагонами. Вид этих путей, напоминающих скорее какое-то депо, и ввёл меня в панику и мысли о том, что пассажирская станция находится совсем в другом месте.

Вдобавок, никто из газпромовцев ничего не знал про место остановки РЖД-шного поезда.. Вообще, я специально поехал на эту станцию заранее в надежде узнать про возможность уехать в Бованенково. (полагая, что здесь то больше шанс получить информации, чем в Лабытнангах). Но я представлял, что тут будет какой-то вокзал с залом ожидания, где можно будет посидеть погреться, попить чаю, купить билеты и сделать вылазки в газпромовские кабинеты. Оказалось, ничего такого тут нет, и в итоге всё оставшееся время до поезда я бегал и панически искал место его остановки. Так ничего и не узнал про Бованенково (впрочем, вряд ли бы это удалось сделать у сидевших там сотрудников)

Но ничего, повторюсь, что сами Лабытнанги маленькие, а удалённый микрорайон маленького города так вообще микроскопический. Так что, по-любому, где-то ещё этой станции быть не могло - вокруг сплошная лесотундра.

Это Ямал! Часть IV. Лабытнанги.: yapet — LiveJournal

1. Лабытнанги вполне могут занять первое место в конкурсе на самое диковинное название города в России. Не все даже верят, что место это существует взаправду. Но я сам ходил по его улицам и могу сказать, что это не мираж. Лабытнанги - есть!

Русскому человеку хантыйское название города выговорить сложно, поэтому оно максимально упрощается - часто можно слышать применимо к Лабытнангам «Лабытки» или «Лапти» (а в Якутии Нерюнгри упрощается, например, до «Нюрки»).

P.S. В комментариях меня поправляют - название вовсе не хантыйское, а все же ненецкое. Лабыт нангкх (не передать произношение)) семь лиственниц - в этом урочище было святилище ненцев. Не потому что там вокруг листвениц не росло, просто там такой сухой пупырь посреди поймы Оби. И на нем кругом росли семь листвениц. А потом, туда заселились "евреи Севера" - зыряне. И в русских документах их выселки были названы именем урочища (первое упоминание едва ли не 70-е годы 19 века). Так то там вокруг топонимы на коми языке)) Ханты на том берегу Оби жили, но на коренной террасе.

Существует милейшая песня о городе с простым видеорядом, который ясно дает нам понять, что смотреть-то в городе и нечего.

2. История поселения укладывается в два предложения. В деревню «Семилиственничное» (а именно так переводится слово Лабытнанги) в 1948 году пришла железная дорога и все заверте... Город с 1975 года.

3. Достопримечательностей немного и они наперечет. Первое и главное - здание нового вокзала. Оно крайне незаурядное, другого такого вокзала нигде нет. Этому полукуполу не страшны ни ветры, ни вечная мерзлота, ни снежные заносы.

4. Построен в 2001-2004 годах. Станция принадлежит Северной железной дороге, так что вышестоящее начальство сидит аж в Ярославле.

5. Все очень маленькое. Поезд с двумя вагонами и навес над платформой как раз на этот размерчик.

6. Расписание. Причем не только по Лабытнангам, но еще и по станции Сейда.

7. Знаменитый крытый выход к платформам.

8. Вторая достопримечательность не менее своеобразна - Старо-Георгиевская церковь, перестроенная из клуба местной лесобазы. Если же убрать колокольню, то здание опять никак не будет от клуба отличаться.

9. Это суровый северный храм и, как написано в некоторых источниках, «вначале вместо колоколов приходилось использовать обрезки кислородных баллонов различной длины».

Ныне есть и каменный Храм Георгия Победоносца за рынком, но он скучнее.

10. Рядом с вокзалом еще сидят баптисты.

11. Памятник оленю. Мы же на Ямале, он тут (наряду с мамонтом и лосем) главный герой.

12. Монумент в память о Великой Отчественной Войне. Все завалено снегом.

13. В произвольных местах оставлены вот такие валуны.

14. Столичный Салехард совсем недалеко, но своя гостиница есть и тут.

15. Пару фотографий магазинов. ТД - это, видимо, торговый дом.

16. Маркет попроще.

17. Дом-куб.

18. Городские пейзажи в общем безрадостны.

19. Старый деревянный жилой фонд.

20. Или вот такой домик.

21. Можно обшить сайдингом, но веселее от этого не станет.

22. Впрочем, все это потихонечку сносят, но на смену приходит не менее скучная, хотя и яркая застройка. Вот этот квартал называют «Изумрудным городом».

23. Какая-то Финляндия, прости господи.

24. Жить можно.

25. Зафиксируем для истории и автобусную остановку.

26. Это не крепость, а всего лишь детский сад.

27. Возможно, в другую погоду Лабытнанги выглядят гораздо привлекательнее, но город входит в многочисленную категорию населенный пунктов, которые «лучше один раз увидеть, чем сто раз увидеть».

И только теперь наступил черед самого Салехарда. О нем - в следующей части.

Предыдущие посты:
Это Ямал! Часть I. Перелет Москва - Салехард.
Это Ямал! Часть II. Авиамузей у салехардского аэропорта.
Это Ямал! Часть III. Паромная переправа Салехард - Лабытнанги.

Где находится Лабытнанги на карте России показать

Расположение Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе отмечено на карте России специальным маркером. Точные координаты — 66.65576 с.ш., 66.38983 в.д. Вы можете приближать и отдалять карту, чтобы узнать точно, где находится Лабытнанги на карте России. С помощью наших маршрутов вы можете рассчитать расстояние между городами, чтобы понимать, как далеко находится Лабытнанги от других крупных городов.

По нашим данным на территории Лабытнанги проживает более 27,067 человек. Численность населения неизменно растет. На всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа можно расплачиваться Русским рублём.

Точное время в Лабытнанги 12:41. Часовой пояс Екатеринбург, стандартное время UTC+5.

Чтобы осуществить междугородний перелет, жителям Лабытнанги придется добираться до соседнего крупного города Салехарда, где располагается аэропорт, либо улетать из столицы.

От Лабытнанги до аэропорта:

"Аэропорт Салехард" (SLY) 12 км
"Аэропорт Воркута" (VKT) 139 км
"Inta Airport" (INA) 288 км
"Аэропорт Надым" (NYM) 313 км
"Аэропорт Амдерма" (AMV) 398 км

Рядом с Лабытнанги расположено много населенных пунктов, мы посчитали удаленность до них, до столицы России и собрали данные в таблицу.

Ближайшие крупные к Лабытнанги города:

До Воркуты 479 км
До Нового Уренгоя 621 км
До Нягани 667 км
До Ханты-Мансийска 955 км
До Ноябрьска 1 156 км
До Нефтеюганска 1 192 км
До Ухты 1 199 км
До Когалыма 1 244 км
До Сургута 1 247 км
До Москвы 2 961 км

При помощи Groute вы можете узнать не только где находится Лабытнанги на карте России, что территориально он расположен в Ямало-Ненецкому автономному округу, но и смотреть данные о погоде за последние 5 лет.

Полезна ли информация на данной странице?

Городской округ город Лабытнанги Википедия

Город
Лабытнанги
хант. лапыт нангк
нен. Лабытнаӈгыт'
Флаг Герб
66°39′29″ с. ш. 66°23′02″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ
Городской округ город Лабытнанги
Глава Трескова Марина Ароновна (Глава города Лабытнанги)
Зуйков Евгений Геннадьевич (председатель городской думы)
История и география
Основан 1868
Город с 1975
Площадь 22 км²
Высота центра 20 м
Часовой пояс UTC+5:00
Население
Население ↗26 211[1] человек (2019)
Национальности русские, ненцы, ханты, коми-ижемцы
Катойконим лабытна́нцы, лабытна́нец
Цифровые идентификаторы
Телефонный +7 34992

Смотрите также

Описание: