Где находится город кенигсберг
Калининград. Часть 3: призраки Кёнигсберга, Старый город: varandej — LiveJournal

Как уже говорилось в прошлой части, от Старого Кёнигсберга (в отличие от более молодых немецких районов) уцелел лишь средневековый Кафедральный собор. Погибли и Королевский замок, и тройной Старый город - Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Однако немцы - не зря самые активные туристы на свете, фотоаппараты умудрялись брать с собой даже на войну, не говоря уж про мирную жизнь, а потому по исчезнувшему Кёнигсбергу вполне можно составить полноценный путеводитель.
Честно скажу, у меня для этого маловато информации, большая часть которой на немецком (а я английский учил...). И всё же кратенько, факультативно попробую рассказать об исчезнувшем Старом городе. Замечания и исправления - оооочень желательны.
Как и большинство "старых городов" (а в Европе так традиционно называли только ту часть города, что сложилась в Средние века), этот район был чрезвычайно компактен: каждый из трёх "городов" (объединившихся лишь в 1724) имел размеры примерно 450х250 метров. Глядя на Дом Советов, стоящий практически на набережной, плохо себе представляешь, как между ним (точнее, замком) и рекой помещался целый старинный город. Однако - было: на переднем плане замок, затем Альтшадт, на острове Кнайпхоф, а слева - Лёбенихт. С этой стороны, забегая вперёд, лучше всего видно средневековое северное крыло Замка с башнями Леделау (правее) и "Зернового двора" (левее).
2.
До 1724 года название Кёнигсберг официально относилось только к замку, хотя в обиходе так называли всю сложившуюся вокруг него агломерацию. Тем не менее, именно замок, а не собор, всегда был сердцем Пруссии. На старых панорамах хорошо видно, что Кёнигсберг не был "городом ста башен", как Прага или Рига - над ним всегда господствовала башня замка, к которому в радиально-кольцевом городе сходились все дороги, и даже когда Пруссия объединилась с Бранденбургом и двор Гогенцоллерн перебрался в Берлин (1655), замок оставался его резиденцией, а курфюрст Фридрих III в 1701 году короновался в этом замке как король Фридрих I. История замка подробно рассказана, например. здесь.
3.
В плане замок представляет собой неправильный прямоугольник размером 200х100 метров, а наслоение эпох очень наглядно передаёт вот эта схемка - только сориентирована она не географически, "наверху" здесь не север, а запад. С орденских времён остались участки стен и Фирмарии (или Архивный флигель), к Прусскому герцогству относится "западное крыло" вокруг замковой кирхи; в "королевские" времена построен дворец Фридриха (или "крыло Унфреда" по имени архитектора). А конвент, в 1455-1525 годах бывший центром Тевтонского ордена, разобран ещё в 16 веке.
3а.
Ещё пара видов снаружи. Слева - кирха и "зал Московитов" с двумя круглыми башнями и характерными контрфорсами; кадр, судя по всему, очень старый, так как уже в конце 19 века на этом месте выросли высокие дома. Справа - дворец Фридриха, тевтонская стена и Замковая башня.
4.
Вход в замок на протяжении всей его истории оставался на востоке. Слева направо - дворец Фридриха (1705-12), уцелевшая после его постройки половина герцогского дворца (1545-49), барбакан (1532) и восьмигранная Овсяная башня (Хабертурм). Последняя была своего рода константой: возведённая в 14 веке, она не только пережила всех своих "современников", но и разрушена была последней - в 1969 году.
5.
Во дворце были очень красивые интерьеры, как в "герцогской", так и в "королевской" половинах. Скажем, Флизовый зал - официальная королевская столовая - ещё в "герцогской" части:
5а.
А например Тронный зал - уже в крыле Унфреда:
5б.
Ещё пара кадров с интерьерами - тут уже не знаю деталей:
6.
7.
8.
Но пойдём в ворота - тут открывался вот такой вид, почти всё, кроме верхних ярусов башни - 15-16 веков. Сама же башня многократно достраивалась, и в таком виде, высотой 84 метра, построена в 1864-74 годах. Показательно, что обычно её высоту меряют не от основания, а от уровня Преголи (92 метра), как бы подчёркивая её роль городского стержня. Справа, донельзя рыцарского вида - Фирмари, тевтонский госпиталь и "дом престарелых" для рыцарей-ветеранов (на его внешней стороне - Лиделау и башня Зернового двора). Впереди же - Замковая кирха и зал Московитов, занимающие одну постройку (с обратной стороны которой - круглые башни и контрфорсы).
9.
Замковая кирха занимала первый, более высокий ярус, построена в 1584-94 годах, и служила местом коронации курфюрстов, королей и кайзеров. Интерьеры создал в 1706-12 годах всё тот же Унфрид:
10.
Однако самым интерсным интерьером в замке был, пожалуй, Зал Московитов, располагавшийся над кирхой - очень длинный (82 метра), средней ширины (18м) и при этом достаточно низкий (всего 6 метров). Название его, сколь мне известно, связано с приёмом Великого посольства Петра I, для которого Кёнигсберг стал одним из первых пунктов. Да и облик у него какой-то "нашенский", что вероятно и отмечали гости.
11.
Вход в зал Московитов со двора:
12.
Что же до фирмарии, то не зря девиз Тевтонского ореда был "Помогать - защищать - исцелять", рыцари имели одну из лучших в Средневековой Европе систему госпиталей. Вдобавок, отвоевавшие своё рыцари-ветераны (а зачастую и инвалиды) должны были где-то жить. Каждому ветерану тут полагался собственный слуга, а вот данцкеры (башни-туалеты) у конвента и фирмарии были разные. В пост-тевтонский период здесь располагались Серебярная библиотека (1526) и архив.
13.
А это вроде бы уже не фирмарии, а герцогские покои в южном корпусе, над кирхой.
14.
Ещё одной достопримечательностью замка был ресторан "Кровавый суд" ("Блютгерихт), с 1731 года разместившийся в его подвале, который гостям преподносили как камеру пыток. Залы носили экзотические названия: «Испанская игла», «Зал пыток», «Перцовая комната», «Большой колпак», интерьер был выдержан в соответствующем стиле. В залах царил полумрак, горело несколько ламп, и только слабый лучик дневного света проникал через узкую щель. Массивные дубовые столы и громадные винные бочки стояли стройными рядами. Самый большой зал в ресторане был украшен пятью огромными бочками с резьбой по дереву, работы мастера Лидтке. Под сводами потолка висели макеты больших парусников, как бы парящих над залом. В этот зал вёл специальный «мученических ход», на его стенах были намалёваны зловредно ухмыляющиеся рожи. В зале «Рыцарская трапезная» высоко под потолком висели семь сов, которые кружили над сидящими в зале людьми. В «Зале пыток» со стен и потолка свешивались всякого рода орудия палачей, а у стен стояли кресла украшенные резьбой, как-будто в них только что восседали «кровавые судьи». Также в ресторане были и не большие залы, специально предназначенные для врачей, купцов, военных и т.д. Наибольшей популярностью пользовалось фирменное вино «Блютгерихт № 7». Было оно темно-красного цвета и очень густое. Об этом вине тот же Гофман писал: «Сегодня лишь только бутылки с вином кровоточат, и отпетые грешники превращаются в праведников». Вино подавали кельнеры, одетые в кожаные фартуки. - из журнала klein_furer, где есть очень подро
"Исторически – это исконно славянские земли". Как Кёнигсберг стал Калининградом

70 лет назад, 17 октября 1945 года, по решению Ялтинской и Потсдамской конференций, Кёнигсберг с прилегающими землями был включен в состав СССР. В апреле 1946 года в составе РСФСР образовалась соответствующая область, а спустя три месяца ее главный город получил новое название – Калининград – в память умершего 3 июня «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина.
Включение Кёнигсберга с прилегающими землями в состав России-СССР имело не только военно-стратегическое и экономическое значение, и было платой Германии за кровь и боль причиненные русскому суперэтносу, но имело и глубокое знаковое и историческое значение. Ведь с древнейших времен Пруссия-Поруссия была часть огромного славяно-русского мира (суперэтноса русов) и населяли её славяне-поруссы (пруссы, бороссы, боруссы). Позже пруссов проживающих на берегах Венедского моря (венеды одно из названия славян-русов населяющих Центральную Европу) «историки» переписывающие историю под потребности романо-германского мира записали в балты. Однако это ошибка или сознательный обман. Балты выделились из единого суперэтноса русов самыми последними. Ещё в XIII-XIV вв. балтийские племена поклонялись общим с русами богам, особенно мощным был культ Перуна. Духовно-материальная культура русов (славян) и балтов почти не отличалась. Только после того как балтийские племена были христианизированы и онемечены, подавлены матрицей западной цивилизации, они были отделены от суперэтноса русов.
Пруссы были вырезаны почти полностью, так как оказали крайне упорное сопротивление немецким «псам-рыцарям». Остатки были ассимилированы, лишившись памяти, культуры и языка (окончательно в XVIII столетии). Как до этого были истреблены родственные им славяне-лютичи и ободричи. Ещё во время многовековой битвы за Центральную Европу, где проживала западная ветвь суперэтноса русов (к примеру, мало кто знает, что Берлин, Вену, Бранденбург или Дрезден основали славяне), многие славяне бежали в Пруссию и Литву, а также в Новгородскую землю. А новгородские словени имели многотысячелетние связи с русами Центральной Европы, что подтверждает антропология, археология, мифология и лингвистика. Не удивительно, что в Ладогу пригласили именно западного русского князя Рюрика (Сокола). Он не был чужим в Новгородской земле. Да и во время битвы пруссов и других прибалтийских славян с «псами-рыцарями» Новгород поддерживал родичей, поставлял оружие.
На Руси память об общем происхождении с поруссами (боруссами) сохранялась долго. Своё происхождение из русов (пруссов) Понеманья выводили великие владимирские князья. Об этом писал Иван Грозный, энциклопедист своей эпохи, имевший доступ к хроникам и летописям, которые не дошли до нашего времени (или были уничтожены и сокрыты). Многие знатные роды Руси выводили свою родословную из Пруссии. Так, согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Пруссии». Пруссы жили по реке Росса (Руса), как назывался Неман в нижнем течении (сегодня сохранилось название одного из рукавов реки — Рус, Русн, Русне). В XIII веке прусские земли завоевал Тевтонский орден. Пруссы были частью уничтожены, частью вытеснены в соседние области, частью низведены на положение рабов. Население было христианизировано и подверглось ассимиляции. Последние носители прусского языка исчезли в начале XVIII века.
Кёнигсберг был основан на холме высокого правого берега в нижнем течении реки Прегель на месте прусского городища в 1255 году. Отакар и Великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна заложили орденскую крепость Кёнигсберг. Войска чешского короля пришли на помощь терпевшим поражения от местного населения рыцарям, которые, в свою очередь, были приглашены в Пруссию польским королём для борьбы с язычниками. Пруссия надолго стала стратегическим плацдармом Запада в борьбе с русской цивилизацией. Сначала против Руси-России, включая Литовскую Русь (русское государство, в котором официальным языком был русский), воевал Тевтонский орден, затем Пруссия и Германская империя. В 1812 году Восточная Пруссия стала местом сосредоточения мощной группировки французских войск для похода в Россию, незадолго до начала которого Наполеон прибыл в Кёнигсберг, где провел первые смотры войск. В составе французских войск были и прусские части. Во времена Первой и Второй мировой войн Восточная Пруссия снова была плацдармом агрессии против России и не раз становилась ареной жестоких сражений.
Таким образом, Рим, который тогда был главным командным пунктом западной цивилизации, действовал по принципу «разделяй и властвуй», стравливая между собой народы славянской цивилизации, ослабляя их и «поглощая» часть за частью. Одни славянорусы, как лютичи и пруссы, были полностью уничтожены и ассимилированы, другие, как западные поляне – поляки, чехи, подчинились западной «матрице», став частью европейской цивилизации. Схожие процессы в последнее столетие мы наблюдаем в Малой Руси (Малороссии-Украине), особенно они ускорились в последние два-три десятилетия. Запад стремительно превращает южную ветвь русских (малороссов) в «украинцев» - этнографических мутантов, орков, которые утратили память о своём происхождении, быстро утрачивают родной язык, культуру. Вместо этого загружается программа смерти, «орки-украинцы» ненавидят всё русское, русских и становятся острием Запада для дальнейшего наступления на земли русской цивилизации (суперэтноса русов). Хозяева Запада поставили им одну цель – умереть в битве со своими братьями, своей гибелью ослабляя русскую цивилизацию.
Единственный выход из этой цивилизационной, исторической катастрофы – это возвращение Малой Руси в единую русскую цивилизацию и денацификация «украинцев», восстановление их русскости. Понятно, что на это потребуется не одно десятилетие, но как показывает история и опыт наших врагов, все процессы управляемы. Харьков, Полтава, Киев, Чернигов, Львов и Одесса должны остаться русскими городами, несмотря на все происки наших геополитических противников.
Первый раз Кёнигсберг чуть было снова не стал славянским во время Семилетней войны, когда Россия и Пруссия были противниками. В 1758 году русские войска вошли в Кёнигсберг. Жители города присягнули на верность русской императрице Елизавете Петровне. До 1762 года город принадлежал России. Восточная Пруссия имела статус российского генерал-губернаторства. Однако после смерти императрицы Елизаветы к власти пришёл Пётр III. Оказавшись у власти, император Пётр III, не скрывавший своего преклонения перед прусским королем Фридрихом II, немедленно прекратил военные действия против Пруссии и заключил с прусским королем Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях. Пётр Фёдорович вернул Пруссии завоёванную Восточную Пруссию (которая к тому моменту уже четыре года как являлась составной частью Российской империи) и отказался от всех приобретений в ходе Семилетней войны, практически выигранной Россией. Все жертвы, весь героизм русских солдат, все успехи были перечеркнуты единым махом.
Во время Второй мировой войны Восточная Пруссия была стратегическим плацдармом Третьего рейха для агрессии против Польши и Советского Союза. Восточная Пруссия имела развитую военную инфраструктуру и индустрию. Здесь располагались базы германских ВВС и ВМС, что позволяло контролировать большую часть Балтийского моря. Пруссия была одним из важнейших районов германского ВПК.
Советский Союз понёс во время войны огромные потери, людские и материальные. Не удивительно, что Москва настаивала на компенсации. Война с Германией была далека до завершения, но Сталин смотрел в будущее и высказал претензии Советского Союза на Восточную Пруссию. Ещё 16 декабря 1941 года во время переговоров в Москве с А. Иденом Сталин предложил приложить к проекту договора о совместных действиях секретный протокол (не были подписаны), в котором предлагалось отделить Восточную Пруссию и часть ее с Кёнигсбергом передать СССР сроком на двадцать лет в качестве гарантии возмещения понесенных СССР убытков от войны с Германией.
На Тегеранской конференции в своём выступлении 1 декабря 1943 года Сталин пошёл дальше. Сталин подчеркнул: «Русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны незамерзающие порты Кёнигсберг и Мемель и соответствующая часть Восточной Пруссии. Тем более, что исторически – это исконно славянские земли». Судя по этим словам, советский вождь не только осознавал стратегическое значение Кёнигсберга, но и знал историю области (славянскую версию, которую изложил Ломоносов и другие русские историки). Действительно, Восточная Пруссия была «исконно славянской землей». Во время беседы глав правительств во время завтрака 30 ноября Черчилль заявил, что «России необходимо иметь выход к незамерзающим портам» и «…англичане не имеют против этого никаких возражений».
В письме Черчиллю от 4 февраля 1944 года Сталин опять обратился к проблеме Кёнигсберга: «Что касается Вашего заявления полякам, что Польша могла бы значительно раздвинуть свои границы на западе и севере, то, как Вы знаете, мы с этим согласны с одной поправкой. Об этой поправке я говорил Вам и президенту в Тегеране. Мы претендуем на то, чтобы северо-восточная часть Восточной Пруссии, включая Кёнигсберг, как незамерзающий порт, отошла к Советскому Союзу. Это единственный кусочек германской территории, на который мы претендуем. Без удовлетворения этой минимальной претензии Советского Союза уступка Советского Союза, выразившаяся в признании линии Керзона, теряет всякий смысл, как об этом я уже Вам говорил в Тегеране».
Позиция Москвы по вопросу о Восточной Пруссии накануне Крымской конференции изложена в кратком резюме записки Комиссии по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства «Об обращении с Германией» от 12 января 1945 года: «1. Изменение границ Германии. Предполагается, что Восточная Пруссия отойдет частью к СССР, частью к Польше, а Верхняя Силезия к Польше…».
Великобритания и США долгое время пытались протолкнуть идею о децентрализации Германии, расчленении её на несколько государственных образований, включая Пруссию. На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 года) министр иностранных дел Великобритании А. Иден изложил план британского правительства относительно будущего Германии. «Мы хотели бы, - сказал он, - разделения Германии на отдельные государства, в частности мы хотели бы отделения Пруссии от остальной части Германии». На Тегеранской конференции американский президент Рузвельт предложил обсудить вопрос о расчленении Германии. Он сказал, что с целью «стимулировать» дискуссию по этому вопросу он хотел бы изложить составленный им «лично два месяца тому назад план расчленения Германии на пять государств». Так, по его мнению, «Пруссия должна быть возможно ослаблена и уменьшена в своих размерах. Пруссия должна составлять первую самостоятельную часть Германии…». Черчилль выдвинул свой план расчленения Германии. Он предложил, прежде всего, «изолировать» Пруссию от остальной Германии. «Я держал бы Пруссию в жестких условиях», - говорил глава британского правительства.
Однако Москва была против расчленения Германии и в итоге добилась уступки части Восточной Пруссии. Англия и США в принципе согласились удовлетворить предложения Москвы. В послании И. В. Сталину, полученном в Москве 27 февраля 1944 года, Черчилль указал, что передачу СССР Кёнигсберга и прилегающей к нему территории британское правительство считает «справедливой претензией со стороны России… Земля этой части Восточной Пруссии обагрена русской кровью, щедро пролитой за общее дело… Поэтому русские имеют историческую и хорошо обоснованную претензию на эту немецкую территорию».
В феврале 1945 года состоялась Крымская конференция, на которой руководители трех союзных держав практически решили вопросы, связанные с будущими границами Польши и судьбой Восточной Пруссии. В ходе переговоров британский премьер-министр У. Черчилль и американский президент Ф. Рузвельт заявили, что в принципе они выступают за расчленение Германии. Британский премьер, в частности, снова развил свой план отделения Пруссии от Германии и «создания еще одного большого германского государства на юге, столица которого могла бы находиться в Вене».
В связи с обсуждением на конференции «польского вопроса» было по существу решено, что «вся Восточная Пруссия не должна быть передана Польше. Северная часть этой провинции с портами Мемель и Кёнигсберг должны отойти к СССР. Делегации СССР и США согласились с предоставлением Польше компенсации «за счет Германии», а именно: части Восточной Пруссии и Верхней Силезии «вплоть до линии реки Одер».
Тем временем Красная Армия практически решила вопрос с освобождением Восточной Пруссии от гитлеровцев. В результате успешных наступлений лета 1944 года советские войска освободили Белоруссию, часть Прибалтики и Польши и подошли к германской границе в районе Восточной Пруссии. В октябре 1944 г. была проведена Мемельская операция. Советские войска не только освободили часть территории Литвы, но и вошли в Восточную Пруссию, окружив город Мемель (Клайпеда). Мемель был взят 28 января 1945 года. Мемельский край был присоединен в Литовской ССР (подарок Сталина Литве). В октябре же 1944 г. была проведена Гумбиннен-Гольдапская наступательная операция. Первый штурм Восточной Пруссии не привёл к победе. Враг имел здесь слишком сильную оборону. Однако 3-й Белорусский фронт продвинулся на 50-100 километров и взял свыше тысячи населенных пунктов, подготовив плацдарм для решительного броска на Кёнигсберг.
Второй штурм Восточной Пруссии начался в январе 1945 г. В ходе Восточно-Прусской стратегической операции (она подразделялась на ряд фронтовых операций) советские войска прорвали немецкую оборону, вышли к Балтийскому морю и ликвидировали основные силы противника, заняв Восточную Пруссию и освободив северную часть Польши. 6 — 9 апреля 1945 г. в ходе Кёнигсбергской операции наши войска взяли штурмом город-крепость Кёнигсберг, разгромив кёнигсбергскую группировку вермахта. 25 операция была завершена уничтожением земландской группировки противника.

Советские бойцы штурмуют Кёнигсберг
На Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей трех союзных держав 17 июля – 2 августа 1945 года, проходившей уже после окончания боевых действий в Европе вопрос по Восточной Пруссии был окончательно решён. 23 июля на седьмом заседании глав правительство был рассмотрен вопрос о передаче Советскому Союзу района Кёнигсберга в Восточной Пруссии. Сталин при этом заявил, что «президент Рузвельт и г-н Черчилль еще на Тегеранской конференции дали свое согласие на этот счет, и этот вопрос был согласован между нами. Мы хотели бы, чтобы эта договоренность была подтверждена на данной конференции». В ходе обмена мнениями делегации США и Великобритании подтвердили свое согласие, данное в Тегеране, на передачу СССР города Кёнигсберга и прилегающего к нему района.
В протоколе Потсдамской конференции было сказано: «Конференция рассмотрела предложения советского правительства о том, чтобы впредь до окончательного решения территориальных вопросов при мирном урегулировании прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на Восточном берегу Данцигской бухты к востоку – севернее Браунсберга-Гольдана к стыку границ Литвы, Польской Республики и Восточной Пруссии. Конференция согласилась в принципе с предложением Советского Союза о передаче ему города Кёнигсберг и прилегающего к нему района, как описано выше. Однако точная граница подлежит исследованию экспертов». В этих же документах в разделе «Польша» было подтверждено расширение польской территории за счёт Германии.
Таким образом, Потсдамская конференция признала необходимым исключить Восточную Пруссию из состава Германии и передать ее территорию Польше и СССР. «Исследований экспертов» за этим не последовало из-за изменения международной обстановки, но это не меняет сути дела. Никаких сроков («50 лет» и т.д., как утверждают некоторые антисоветские историки), на которые якобы Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавался СССР, союзные державы не устанавливали. Решение было окончательным и бессрочным. Кёнигсберг с прилегающим районом навсегда стал русским.
16 августа 1945 года между СССР и Польшей был подписан договор о советско-польской государственной границе. В соответствии с этим документом была образована Смешанная советско-польская демаркационная комиссия, и в мае 1946 года начаты демаркационные работы. К апрелю 1947 года была демаркирована линия государственной границы. 30 апреля 1947 года в Варшаве были подписаны соответствующие демаркационные документы. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании на территории г. Кёнигсберга и прилегающего к нему района Кёнигсбергской области и о включении ее в состав РСФСР. 4 июля она была переименована в Калининградскую.
Таким образом, СССР ликвидировал мощный вражеский плацдарм на северо-западном направлении. В свою очередь Кёнигсберг-Калининград стал русским военно-стратегическим плацдармом на Балтике. Мы усилили морские и воздушные возможности наших вооруженных сил на этом направлении. Как верно отметил Черчилль, бывший врагом русской цивилизации, но умным врагом, это был справедливый акт: «Земля этой части Восточной Пруссии обагрена русской кровью, щедро пролитой за общее дело… Поэтому русские имеют историческую и хорошо обоснованную претензию на эту немецкую территорию». Русский суперэтнос вернул часть славянской земли, которая была утрачена многие столетия назад.
От Кенигсберга до Калининграда: прусский, германский, русский
Защитники замка держались 2 года, пока не подошло сильное подкрепление, которое разбило войско пруссов. Всего же на землях Пруссии крестоносцы построили около 90 замков. К началу ХV века государство Тевтонского ордена простиралось по всей Прибалтике. Экспансия германцев на Восток была остановлена в 1410 году, когда тевтонцы были разбиты в Грюнвальской битве поляками и литовцами.В 1454 году пруссаки обратились к польскому королю Казимиру IV с просьбой помочь в борьбе с западными захватчиками. Король охотно поддержал восставших, которые в результате захватили ряд городов, в частности Кенигсберг. В итоге война закончилась поражением тевтонцев.
При этом та часть земель Тевтонского ордена, которая стала именоваться герцогством Пруссия, попала в вассальную зависимость от Речи Посполитой, а другая — королевская Пруссия — стала просто еще одной польской провинцией.
Три города в одном
От польской "опеки" герцогству удалось освободиться лишь через 200 с лишним лет, когда Речь Посполитая затрещала под ударами шведских и русских войск в 1657 году. Пруссия объявила о своей независимости. С 1701 года, когда курфюрст Брандендбургский Фридрих III был коронован в Кенигсберге, бывшее герцогство стало гордо именоваться королевством.
К тому времени насильственная христианизация местных жителей и активное переселение на эти земли немецких колонистов сильно германизировали пруссов, которые почти утратили свой язык и обычаи. С другой стороны, на утрату прусской национальной идентичности повлияли длительное польское и литовское влияние.
Что касается Кенигсберга, то до ХVIII века под этим названием фактически существовали три рядом расположенных города: Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф. Причем, каждый из них имел свою систему управления и собственного бургомистра. Такое положение дел сохранялось до 1724 года, когда все городские поселения, а также древний замок, существовавший до этого обособленно, были объединены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в единый Кенигсберг.
Подданные русской короны
Этот год вошел в историю города и как время рождения самого знаменитого кенигсбергца — философа Иммануила Канта, который прожил в нем 79 лет и был похоронен в 1804 году у кафедрального собора Кенигсберга в профессорском склепе.
Во время Семилетней войны Пруссия стала ареной боевых действий, в которой главную роль сыграла русская армия. В 1757 году войска под командованием Степана Апраксина перешли границу и в ходе сражения при Гросс-Егерсфельде разгромили солдат фельдмаршала Иоганна фон Левальда.
Но особенно отличился другой российский военачальник, Виллим Фермор, который взял штурмом Мемель (ныне Клайпеда), а также очистил от немецких войск всю Пруссию.
В начале 1858 года русские войска вступили в Кенигсберг, отданный им без боя. Городские власти тут же заявили о готовности кенигсбергсцев стать подданными российской императрицы Елизаветы I.
Присяга русской короне и ярость Фридриха II
Горожане, в том числе и Кант, охотно присягнули на верность русской короне. В ответ, они, как впрочем, и жители всей Восточной Пруссии, были освобождены от тяжелых поборов в пользу германской династии Гогенцоллернов и службы в армии. Этот поступок вызвал такую ярость у битого русскими войсками короля Пруссии Фридриха II, что он поклялся никогда больше не бывать в Кенигсберге.
Одним из губернаторов Пруссии стал генерал Василий Суворов, отец прославленного полководца. На этом посту он сократил расходы на различные придворные увеселения и основательно пополнил государственную казну.
Кенигсберг на все время войны стал основной базой по снабжению русских войск, действовавших в Бранденбурге и Померании. Местные жители и войска вели себя по отношению друг к другу лояльно, при этом горожане отмечали, что при русских общая дисциплина намного повысилась.
У Елизаветы не было планов надолго оккупировать Пруссию. Был вариант отдать ее Польше в обмен на Курляндию (территория современной Латвии). Однако после внезапной смерти императрицы в конце 1761 года, на трон взошел Петр III, активный поклонник Фридриха II и тамошних порядков, который дал распоряжение своим войскам вернуться домой. Тех же, кто присягнул на верность России, он освободил от клятвы.
В итоге, в 1762 году Кенигсберг вновь стал прусским городом.
Между Францией и Россией
В 70-х годах ХVIII столетия после разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией у немцев появились новые провинции — Западная Пруссия, Южная Пруссия и Новая Восточная Пруссия. Однако вскоре грянули наполеоновские войны, и на эти земли пришли французские солдаты. Как образно выразился немецкий поэт Генрих Гейне, "Наполеон дунул на Пруссию — и ее не стало", комментируя быстротечную кампанию 1806 года.
Собирая армию для похода в Россию в 1812 году, Наполеон заставил робкого и нерешительного короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, включить свои войска в состав французской "армады".
После поражения Великой армии в русской кампании, Фридрих Вильгельм III заметался между французами и русскими, и в итоге заключил соглашение с Александром I о совместной борьбе с Наполеоном. Русские войска освободили Пруссию от знаменитого корсиканца.
После войны польское государство, на короткий период восстановленное Наполеоном, было вновь разделено победителями. Пруссии, в частности, отошло великое княжество Познаньское.
Немецкий бастион на Востоке
В 1878 году, через несколько лет после объединения Германии произошло разделение Западной и Восточной Пруссии на самостоятельные провинции. В связи с похолоданием в отношениях между Германией и Россией Восточная Пруссия стала рассматриваться в качестве немецкого бастиона на Востоке в будущей войне.
К ней здесь начали готовиться заранее. Деревни и фольварки строились по заранее утвержденным военным командованием планам.
Все каменные дома и постройки должны были иметь бойницы, позволяющие вести фронтальный и перекрестный огонь — как из стрелкового оружия, так и артиллерийского.
В период Первой мировой войны Восточная Пруссия оказалась чуть ли не единственной германской провинцией, где происходили боевые действия. В 1914 году русские армии генералов Самсонова и Рененкампфа в течение короткого времени заняли значительную часть территории, однако в ходе Восточно-Прусской операции были вытеснены обратно с потерями для себя. В ходе ожесточенных боев разрушениям подверглись 39 городов и почти 2 тысячи деревень.
Отрезанная от остальной Германии
Впрочем, там, где не оказывалось сопротивление, жизнь текла по обычным законам. Один русский офицер писал: "Магазины, кафе, рестораны открыты. Кроме эвакуированных государственных учреждений, все жители остались на месте. Наши солдаты вели себя прекрасно. Не поступило ни одной жалобы от населения".
После поражения Германии, согласно Версальскому мирному договору 1919 года, Восточная Пруссия оказалась отрезанной от остальной страны так называемым Польским коридором. Победители передали полякам часть немецких территорий в нижнем течении Вислы и 71-километровый отрезок Балтийского моря. Это обстоятельство послужило одним из поводов для начала Второй мировой войны для Гитлера.
С приходом нацистов к власти Германия начала готовиться к реваншу. Не осталась в стороне от этого процесса и Восточная Пруссия с ее крайне фанатичным гауляйтером Эрихом Кохом. Готовясь к "Дранг нах Остен" немцы приступили к строительству долговременных инженерных сооружений современного типа, которое продолжалось вплоть до 1944 года.
Кто сеет ветер, пожинает бурю
Именно здесь находилось "Волчье логово" — главная ставка фюрера на Восточном фронте, включавшая в себя комплекс из более чем восьмидесяти бункеров, расположенных посреди густого леса на площади в 250 га. Кенигсберг же был наиболее укрепленным городом-крепостью Третьего рейха. Система его обороны включала в себя три оборонительных обвода и более дюжины мощных фортов с многочисленными гарнизонами. Тем не менее этот узел сопротивления был взят советскими войсками за 4 дня.
В ходе Восточно-Прусской операции Красной Армии весной 1945 года немецкая группировка была вначале отсечена от основных сил Третьего рейха, а затем и перестала существовать под ударами 3-го и 2-го Белорусских фронтов. Потерпев поражение, Германия, которая длительное время оккупировала ряда чужих территорий, потеряла часть своих.
Потсдамская конференция летом 1945 года пришла к решению окончательно ликвидировать Восточную Пруссию в качестве немецкого владения, передав две трети земель Польше и одну треть (вместе с Кенигсбергом) Советскому Союзу.
В 1946 году, после смерти председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина, главный город бывшей Восточной Пруссии с прилегающими территориями, стал носить его имя. В настоящее время Калининградская область является самой западной из регионов России.
Кнайпхоф — Википедия
Исторический район Кёнигсберга | |
Кнайпхоф | |
---|---|
Герб Кнайпхофа | |
Первое упоминание | 1327 |
В составе города с | 1724 |
Статус на момент включения | город (новая часть Кенигсберга) |
Другие названия | Книпава, Фогтсвердер, Прегельмюнде |
Площадь | 0,08 кв.км |
54°42′24″ с. ш. 20°30′34″ в. д.HGЯOL |

Кна́йпхоф (нем. Kneiphof, от прусского knypabe, «окружённое водой, рекой») — историческое название одной из островных городских частей Кёнигсберга и нынешнего Калининграда. Современное название — остров Иммануила Канта[1].
Кнайпхоф являлся центральным местом города и представлял собою остров[1], который со всех сторон омывала река Преголя. Кнайпхоф находился на границе двух крупных исторических областей — Самбии (на севере) и Натангии (на юге). С Кнайпхофом соседствовали исторические районы: Альтштадт — на севере, Ломзе — на востоке, Форштадт — на юге, и Лаак — на западе.
До образования городского поселения остров, находившийся во владении фогта, уже имел немецкое название Фо́гтсве́рдер (нем. Vogtswerder, от Vogt — фогт и Werder — «речной остров»). В грамоте от 1327 года, зафиксировавшей городские права поселения на острове, город именуется как Книпа́в (нем. Knipaw). Это прусское название, как и названия прилегающих территорий, обозначает болотистую почву, топь — характерную особенность долины Прегеля в этих местах.
В 1333 году город получает новое немецкоязычное название — Пре́гельмю́нде (нем. Pregelmünde, от Pregel — Преголя и Mündung — устье), которое, однако, не прижилось. Постепенно в употреблении закрепилось прежнее название Книпав в его онемеченной форме — Кнайпхоф. Известна также печать Кнайпхофа 1383 года, где фигурирует название на латыни novo konigisbergk (Новый Кенигсберг), свидетельствующее о том, что новые города, выросшие за стенами основного города (позднее Альтштадта), фактически представляли собой новые части Кенигсберга.
В послевоенных русскоязычных источниках встречается также ошибочное утверждение о том, что название Кнайпхоф происходит от немецких слов Kneipe (Кнайпа) и Hof (двор), а также производный из этого ошибочный перевод названия как «Пивной двор».
-
Герб Кнайпхофа
-
Расположение герба Кнайпхофа на общем гербе Кенигсберга (слева)
-
Один из медведей-щитодержателей герба Кнайпхофа
Герб Кнайпхофа известен с 14 века и точное происхождение его неизвестно. Он изображает на зелёном поле выступающую из лазурных и серебряных волн руку в лазурном рукаве, кисть которой держит золотую корону. По бокам руки — два золотых охотничьих рожка.
В 17 веке у герба появились медведи-щитодержатели, которые в 1696 были воплощены в камне у входа в Кнайпхофскую ратушу и позднее стали самостоятельным символом Кнайпхофа. После формального объединения трёх частей города в 1724 году герб Кнайпхофа стал изображаться совместно с гербом Альтштадта и Лёбенихта на фоне прусского орла, либо без него. Традиционно кнайпхофский герб изображается слева от находящегося в центре альтштадтского.
Два каменных медведя, держащие в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа, чудом уцелели после Второй мировой войны и сегодня находятся в здании собора. Изображение герба Кнайпхофа можно также увидеть сегодня на столбиках ограды ломзенской части Деревянного моста.
Зелёный цвет также является символическим цветом Кнайпхофа. Согласно этому на Кнайпхофе были названы крупнейшие Зелёные ворота, Зелёный мост, а также Зелёный кран и Зелёные весы.
Примечательно, что все три города старого Кёнигсберга (Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф) имели в составе своих гербов корону одного вида.
Городские права община островного поселения у подножия Королевского замка получила в 1327 году, и с тех пор Кнайпхоф составлял один из трёх городов Кёнигсберга.
Изначально город специализировался на торговле и судоходстве. К концу XIX века он имел на своей территории ратушу, Кафедральный собор, используемый также как общинная церковь, и плотную застройку зданий. Строительно и архитектурно город был прост: узкие высокие фасады шириной преимущественно 4,5 или 5,2 метра в один, реже — в два подъезда; одна — тесная и неудобная — лестница; каждый фасад отличается от соседа декором и украшениями. Непрочная почва острова затрудняла строительство массивных зданий, вынуждая забивать в почву длинные дубовые сваи. Однако важное с торговой точки зрения положение острова (на пересечении трёх торговых путей, двух сухопутных и одного речного) заставляло жителей города не считаться с расходами по укреплению грунта.
Остров соединялся с остальным миром пятью мостами. В Кёнигсберге существовала задача о семи мостах (как пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды), которую решил Леонард Эйлер. Он сумел доказать, что это невозможно. На основе задачи о семи мостах Кёнигсберга возникла теория графов.
Во время бомбардировок английской авиации в 1944 году поселение Кнайпхофа было почти полностью разрушено. В относительной сохранности остался лишь кафедральный собор Кёнигсберга и тело острова Кнайпхоф, на котором начала произрастать совершенно другая жизнь.
-
Современный вид Кёнигсбергского собора
-
Старое здание Кёнигсбергского университета
-
Прегельская арка на пересечении улиц Якоби и Синей башни
-
Длинный переулок ведущий к Зелённым воротам
-
Длинный переулок
-
Длинный переулок
-
Кафедральный собор, 2010
-
Памятный камень Руппу
-
Памятная плита Руппу
-
Аэрофотосъёмка острова Канта, 2017
Остров как каменоломня[править | править код]
После английских бомбёжек в 1944 году, передачи Кёнигсберга в юрисдикцию СССР и переименования его в Калининград, в 1945-53 годах город становится рудником для добычи строительного и инженерного материала. В то время неизвестно было, останется ли город за Россией, поэтому отсюда везут в СССР все, что можно увезти. Развалины зданий разбираются на кирпич, грузят на баржи и отправляют на восстановление Ленинграда. Технология «берег-баржа» привела к тому, что в первую очередь разбирались развалины в непосредственной близи от Преголи. Даже если дома были в относительной сохранности и подлежали восстановлению. О восстановлении города в послевоенные годы никто не помышлял и, соответственно, Кнайпхоф превратился в такой рудник в первую очередь.
1970-е годы[править | править код]
В 1970-е годы на территории острова закладывают «дендро-парк», а потом и «Парк скульптур». Толчком к этому культурному действию послужило проектирование Эстакадного моста. Сегодня многие архитекторы считают, что «переброска» моста через Кнайпхоф была стратегической ошибкой, так как мост отчуждает от любого использования почти четверть территории острова. Но в 70-е годы путепровод (так мост называется официально) являлся смелым инженерным ходом, разгрузившим транспортную ситуацию в центре города.
Возведение эстакады естественно требовало окультуривания ситуации вокруг. Функцию «окультуривания» и должен был выполнять Парк скульптур. На озеленённые лужайки поставили скульптуры из запасников музеев (плюс специально купленные), разбили дорожки, назначили директора парка и смотрителя.
Макет острова[править | править код]
В 1993 году два калининградских художника Валерий Морозко и Ольга Дмитриева приглашаются в столицу немецкого кёнигсберговедения — г. Дуйсбург, в котором де-факто располагается немецкий центр по изучению всего, что связано с Кёнигсбергом. Фонд «Кёнигсберг», основанный бывшими жителями города, при содействии магистрата Дуйсбурга (до 1945 г. — город-побратим Кёнигсберга) заказывает им создание макета острова Кнайпхоф, каким он был до августовских бомбардировок 1944 года.
Макет острова Кнайпхоф Макет острова КнайпхофДля немцев было принципиальным моментом, что макет делается руками именно калининградских художников — они небезосновательно считали это культурной акцией по культурному «породнению» Калининграда и Кёнигсберга.
Работа длилась полгода. Калининградцы воссоздали 28 улиц и 304 дома, стоящих на Кнайпхофе. В августе 1994 года, при открытии выставки «450 лет Университету Альбертина» бургомистр Дуйсбурга торжественно передал макет в подарок Калининграду в лице директора Историко-художественного музея.
На данный момент Макет находится в постоянной экспозиции музея собора.
Книга об архитектуре острова[править | править код]
В 1996 году в Калининград случайно попадает Балдур Кёстер, немецкий архитектор, к тому времени выпустивший пять книг по архитектуре городов разных стран. Он никак не связан с Кёнигсбергом родственными и кровными узами, — просто хороший профессионал из тех, на которых держится качество всего профессионального цеха архитекторов. Кёстер пришёл в изумление, узнав, что местные его коллеги проектируют в исторической среде города, не имея никакого, даже самого общего, исследовательского труда по архитектуре Кёнигсберга.
Испросив разрешение областной администрации, Кёстер в течение пяти лет собирает материал, а в 2000 году выпускает на немецком и русском языках книгу «Кёнигсберг, сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Естественно, как профессионал, он не мог пройти мимо судьбы острова, и делает к книге Приложение «Кнайпхоф в Кёнигсберге. Чертёжные реконструкции и мысли по поводу повторного обретения исторического вида города». Он реконструирует (на бумаге) фасады и крыши всей старой застройки Кнайпхофа, параллельно предлагая (на бумаге) варианты современной застройки, в которой учитывается архитектурная традиция этого места.
Кнайпхоф наконец-то получает систематическое описание на русском языке и профессиональный взгляд на свою возможную судьбу, пусть даже предложенную в качестве прагматической гипотезы.
Будущее острова[править | править код]
Примерно в это же время Вячеслав Глазычев (известный российский архитектурный критик и градовед), в рамках программы подготовки кадров для мэрии, проводит несколько семинаров по теме «Самосознание города». Рабочим заданием для «мозгового штурма» семинаристов Глазычев выбирает будущее острова Кнайпхоф. Именно тогда родилась одна из самых оригинальных идей относительно острова — «Тень Кнайпхофа». Предлагалось подстричь растущие на острове деревья так, чтобы по форме и профилю они повторяли крыши города, разбитого английскими бомбами.
Другое художественное преломление темы осуществил искусствовед из Санкт-Петербурга Иван Чечот. На день рождения Канта в 1996 году он и его сотоварищ Глеб Ершов (СПб) устроили акцию «Пиджак Канта». На территории острова в определённом порядке были расставлены деревянные столбики, по высоте своей равные 157 см — росту Иммануила Канта. На столбиках располагались чёрные бантики и плакаты с цитатами из трудов философа; расположение столбиков обозначало траекторию обычного пути Канта из своего дома в лекционный зал Альбертины.
Местным культурным сообществом акция была не понята, и вызвала скорее удивление случайных свидетелей, нежели внятную реакцию общественности.
Так или иначе, в обоих случаях остров порождал одно и то же действие: он подталкивал художников на некую символическую, игровую псевдо-материализацию своего прошлого. Примечательно, что обе эти идеи родились у «заезжих» авторов.
Следует учесть, что Калининград вытеснил своими застройками Кёнигсберг на всей его прежней территории, и Кнайпхоф остаётся последним оплотом города-призрака Кёнигсберга. А Кафедральный собор Кёнигсберга при этом — единственно материализованная часть города-призрака.
В соответствии с программой реконструкции центра Калининграда планируется воссоздание исторической застройки Альтштадта.
Кафедральный собор в Калининграде — Википедия
Кафедра́льный собо́р в Калинингра́де[1][2] (нем. Königsberger Dom[3][4] — «Кёнигсбергский кафедральный собор»[5]), или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта[6] — недействующий кафедральный собор, расположенный в историческом районе города Калининграда — Кнайпхофе (ныне официально именуемом как «Остров Иммануила Канта»), одной из островных частей бывшего восточно-прусского города Кёнигсберга.
До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.
В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР) значения за № 0058[2].
Кафедральный собор, построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одним из немногих готических сооружений в России.
В настоящее время собор является одним из символов города Калининграда[7][8][9].
Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.
Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.
Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах)[10]. В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом, приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.
Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.
Формально, датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).
Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.
В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.
В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор — архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор[5].
В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.
В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:
Здешняя кафедральная церковь огромна.
С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.
«Где вы, — думал я, — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего — подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, — чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».
— Я мечтал около часа, прислонясь к столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! — Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.
[11]
В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.
Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.
К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:
- Длина: 88,5 метров
- Высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров
- Высота части здания (без креста) — 32,14 метра
Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти[какие?][источник не указан 1151 день] запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне[5].
За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.
Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпитафия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года[13]). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.
Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.
В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов[14].
Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.
Развалины собора в 1982 годуПосле войны собор оставался огромными руинами[15]. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант[16].
В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению здания предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.
С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов[17]:
- Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.
- Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии)
- Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же бо́льшую часть своей истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.
- Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств[18].
Хроника восстановления собора[править | править код]
В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота[19] (на вертолете Ка-27 ПС,экипаж майора И. О. Комарова из 396-й ОКПЭ, поселок Донское) .
В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс»[19].
Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.
В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву[20].
Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).
Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.
К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.
Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.
Собор как культурно-религиозный центр[править | править код]
Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании собора располагаются евангелическая и православная часовни, а также музей собора и музей Иммануила Канта[22].
Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины. 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов[22].
В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов[23], проводятся международные конкурсы органистов[24].
В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.[25]
После войны Калининград был единственным местом СССР, где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.
- ↑ Кафедральный собор в Калининграде. // sobor-kaliningrad.ru
- ↑ 1 2 И. А. Одинцов, директор Государственного музейного комплекса «Кафедральный собор», г. Калининград—Кёнигсберг. «Восставший из руин». История Кафедрального собора в Калининграде. Архивная копия от 18 сентября 2015 на Wayback Machine Статья из периодического издания Европейского союза независимых журналистов «Объектив» (№ 1(6), январь 2014 года). // sobor-kaliningrad.ru
- ↑ Manfred Gerner, Igor A Odinzow: Der Königsberger Dom. Zentrum Handwerk und Denkmalpflege, 1998, ISBN 3-931991-21-0 (нем.)
- ↑ August Rudolph Gebser: Geschichte der Domkirche zu Königsberg und des Bisthums Samland, mit einer ausfuhrlichen Beschreibung der Reformation im Herzogthum Preußen. Königsberg 1835, (Digitalisat Google История Кафедрального собора Кёнигсберга (нем.))
- ↑ 1 2 3 Кафедральный собор в Калининграде. История собора. Архивная копия от 27 октября 2012 на Wayback Machine // sobor-kaliningrad.ru
- ↑ БРЭ/Калининград (бывший Кёнигсберг)
- ↑ Историческая справка. История города Калининграда (Кёнигсберга). Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград» // klgd.ru
- ↑ Урок истории Западной России. Тема: «Кафедральный собор» (посвящается 750-летию Калининградской области). // school.baltinform.ru
- ↑ Калининградская область. Краткая справка. Энциклопедия «Вокруг света» // vokrugsveta.ru
- ↑ И. А. Торопова, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Института управления и экономики (Санкт-Петербург). Информация о книге — Балдур Кёстер. «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Перевод с немецкого языка Алексея Шабунина (2000 год). // architektura39.ru
- ↑ Карамзин в Восточной Пруссии (Карамзин Н. М. «Письма русского путешественника» (извлечение). Кёнигсберг, 19 июня, 1789 года). // runivers.ru
- ↑ Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 4 февраля 2009 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
- ↑ Герцогу Альбрехту вернут эпитафию Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine
- ↑ В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов (недоступная ссылка)
- ↑ Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine
- ↑ Кёнигсберг-Калининград, 1255—2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. — Калининград: Янтарный сказ, 2006. — 800 с. — ISBN 5-7406-0840-5 (ошибоч.)
- ↑ Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
- ↑ Вещь не в себе
- ↑ 1 2 Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
- ↑ В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки, Информационное агентство «Регнум»
- ↑ Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (текст Архивная копия от 18 июля 2007 на Wayback Machine). Данные оригинального немецкого издания: Baldur Koster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
- ↑ 1 2 Собор на сайте «Чудеса России»
- ↑ Кафедральный собор на сайте областного министерства культуры (недоступная ссылка)
- ↑ Международный конкурс органистов имени М.Таривердиева
- ↑ Калининград. Дирекция Кафедрального собора намерена судиться из-за незаконного использования изображения собора. Информационное агентство «Регнум» Архивная копия от 1 октября 2007 на Wayback Machine
- ↑ Работники музея кафедрального собора Калининграда недовольны изображением этого храма на памятной монете. // kaliningrad.ru
- ↑ Калининград стал древним городом России Архивная копия от 3 января 2006 на Wayback Machine Газета «Комсомольская правда» (Калининград) // kaliningrad.kp.ru (19 мая 2005 года)
- ↑ Кафедральный собор Калининграда претендует на звание одного из чудес России, Газета.ру, 15 июля 2007
- ↑ Названы «Семь чудес янтарного края»
К вопросу о происхождении названия города Кенигсберг
В статье представлены результаты критического анализа наиболее распространенной версии происхождения названия города Кенигсберг, в соответствии с которой он был назван так в честь чешского короля Пржемысла Отакара II. Сделан вывод об ошибочности данной версии. По мнению авторов, основанная крестоносцами крепость получила название прусского укрепления Королевская гора (Конугарбе), что переводится на немецкий язык как «Кенигсберг».
Ключевые слова: Кенигсберг, происхождение названия Кенигсберг.
Многие российские города переименовывались, некоторые даже неоднократно. И если для одних городов старинное название – просто интересный факт, о котором рассказывают школьникам и туристам, то для других – актуальная, часто политизированная проблема, которая вызывает оживленные дискуссии в обществе. Не утихают споры и о том, как должен называться старинный балтийский город на реке Преголе, современное название которого – Калининград.
Первоначально здесь находилось прусское городище Твангсте. В январе 1255 года на его месте была заложена крепость Кенигсберг (Königsberg), у стен которой возникло поселение, которое также стало называться Кенигсбергом. Городские привилегии по Кульмскому праву оно получило спустя три десятилетия – в 1286 году. В 1724 году название Кенигсберг получили расположенные на этой территории в непосредственной близости друг от друга и давно уже объединившиеся де-факто три города, замок, многочисленные предместья, посады и другие поселения. В период с 1758 по 1762 год, когда Кенигсберг принадлежал России, он не переименовывался, хоть на Руси этот город был известен как Королевец (Королевецъ) или Королевиц. Именно это название упоминается в различных русских источниках начиная с XIII века и до Петра I, а изредка и в более поздний период, вплоть до начала XX века.
С 1945 года город на Преголе вместе с северо-восточной частью Восточной Пруссии был признан владением Советского Союза, а 4 июля 1946 года он был переименован в Калининград в честь «всесоюзного старосты» М. И. Калинина.
В эпоху Перестройки, когда по стране прокатилась волна переименований, в Калининграде также был поднят вопрос о возвращении исторического названия Кенигсберг. Однако сложное геополитическое положение Калининградской области и непростая судьба этих земель привели к тому, что вопрос о переименовании города стал как бы верхушкой айсберга, которая прикрывала собой попытки перевести полученную по результатам Потсдамской конференции территорию Восточной Пруссии под юрисдикцию других государств.
Со временем с укреплением позиций России на международной арене острота этой проблемы уменьшилась, но споры между противниками и сторонниками современного названия города не утихают. Практически каждый год проводятся опросы, появляются статьи и бурные обсуждения на местных интернет-форумах.
Больше всего сторонников имеют следующие предложения. Первое – сохранить название Калининград. Второе – вернуть название Кенигсберг. Третье – дать городу какое-либо другое название (например, Королевец, Балтийск или Кантоград).
В ходе проведенного исследования были собраны наиболее распространенные версии о происхождении названия данного города. Оказалось, что в литературе даются самые противоречивые сведения. Например, некоторые авторы считают Королевец странным названием этого поселения, появившимся еще до завоевания пруссов рыцарями Тевтонского Ордена, другие же доказывают, что это просто перевод с польского названия «Крулевец», и отвергают версию о возвращении этого названия как непатриотичную. Нередко происходит манипуляция общественным мнением путем искажения тех или иных исторических фактов. Все это делает важным и актуальным исследование вопроса о происхождении названия «Кенигсберг», который до сих пор остается дискуссионным.
Целью проведенного исследования являлся критический анализ наиболее распространенной версии происхождения названия города «Кенигсберг», в соответствии с которой он был назван в так в честь чешского короля Пржемысла Отакара II.
При проведении исследования использовались материалы Государственного архива Калининградской области, Калининградской областной научной библиотеки, научной электронной библиотеки eLibraru.ru и др.
Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что в большинстве из них приводится версия о названии города Кенигсбергом в честь чешского короля Пржемысла Отакара II, принявшего участие в завоевательных походах Тевтонского ордена.
К примеру, в энциклопедическом справочнике «Кенигсберг – Калининград, 1255 - 2005» написано: «На месте сожженного и разграбленного прусского поселения Твангсте началось строительство крепости Кёнигсберг, названной так в честь чешского короля Оттокара II Богемского» [2, с. 10]. На официальном сайте Калининградской областной научной библиотеки в справочной системе «Краеведение: Топонимика» читаем: «…назван Кёнигсберг - нем. «королевская гора» в честь чешского короля Пржемысла II (он же Отакар II), принимавшего активное участие в походах против балтийского племени пруссов) [3].
Данная версия долгое время практически не оспаривалась. При этом основывались на летописях Петра из Дусбурга (Peter von Dusburg), священника Тевтонского ордена XIV века, создавшего «Хронику земли Прусской» и написавшего в ней, что крестоносцы «построили замок Кёнигсберг, назвав его в честь короля Богемии Королевским замком» [5, с. 85].
В настоящее время некоторые историки ставят под сомнение слова Петра из Дусбурга, считая, что летописец мог неумышленно заблуждаться или умышленно написать то, что было выгодным Тевтонскому ордену.
Сомнения ученых основаны на следующих фактах. Не менее чем за два века до появления в этих краях крестоносцев рядом с местом закладки будущего замка на возвышенности находилась ставка племенного вождя пруссов. Укрепление, соответственно, называлось пруссами Конугарбе (Konugarbe), т.е. Княжеская гора - от «конгос» (по-прусски князь, король) и «гарбе» (гора). Часто бывавшие здесь викинги называли ее Королевская гора - Конунгаберг (Konungabeig) [4, с. 110]. Немцы позднее переиначили это название на более близкое им фонетически «Кунигсперк», а потом и «Кёнигсберг» [1].
Доктор исторических наук, руководитель Балтийской экспедиции Института археологии РАН В. И. Кулаков утверждает, что «замки, в редких случаях основанные Орденом на месте прусских городищ, неукоснительно сохраняли местные названия и предавали их позднейшим городам. Примерами являются топонимы Labiau (Labguva). Tapiau (Tapiova), Wehlau (Veluva), Pr. Eylau (Ylava)» [4, с. 115]. Таким образом, с одной стороны, название замка Кенигсберг в честь Пржемысла II Оттокара противоречит орденской традиции, с другой стороны, название его в честь уже существовавшего на этом месте прусского поселения Конунгаберг полностью соответствует этой традиции.
Имеется и еще один довод в пользу этой версии. Крепость Кенигсберг была основана крестоносцами в 1255 году, а Пржемысл Отакар II был официально коронован лишь спустя шесть лет – в 1261 году. С момента смерти своего отца и до официальной коронации он именовался «Наследник земли Чешской» и «Сын короля Вацлава», но никак не король. Калининградский историк А. Б. Губин по этому поводу пишет: «Естественно, что современники Отакара II были прекрасно осведомлены о титуле предводителя чешского войска. В средние века придавали большое значение формальному титулованию. Тогда как Отакар II, ещё не будучи королём, мог стать поводом для «королевского» названия горы?» [1].
Что же касается Петра из Дусбурга, то он не был непосредственным свидетелем и современником основания Кёнигсберга, приехав в Пруссию лишь около 1290 года, то есть спустя 35 лет после закладки крепости Кенигсберг [5, с. 112]. В комментариях к его «Хронике» сообщается о предположениях, но не приведено ни одного документа. Нет ничего удивительного в том, что он изложил появившуюся к тому времени неверную, но очень полезную для Ордена версию названия Кёнигсберга, отдававшую дань уважения такому важному союзнику крестоносцев, как чешский король. Это тем более правдоподобно, что его «Хроника» выполняла важную политическую функцию. Вот что по этому поводу пишет Вера Ивановна Матузова, известнейший специалист по истории Тевтонского ордена: «Ключом к пониманию политического контекста и политической функции «Хроники земли Прусской» видится политика, проводимая великим магистром Вернером фон Орзельн (1324-1326), которому Петр из Дусбурга посвятил свое сочинение (что свидетельствует об его принадлежности к официальной историографии Ордена, где, возможно, ему отводилась определенная роль в рамках программы реформ великого магистра). … В таких сложных политических условиях одна из функций «Хроники земли Прусской» заключалась в воздействии на политические силы за пределами Ордена, то есть на всех тех, от кого зависело оправдание политики Тевтонского ордена в Пруссии и вообще — его существования как военно-церковной и политической организации» [5, с. 12].
Таким образом, было установлено следующее.
Во-первых, на месте закладки крепости Кенигсберг существовало укрепление с названием «Конугарбе» (Konugarbe) по-прусски и «Конунгаберг» (Konungabeig) по-древнеисландски, что означает «Королевская гора».
Во-вторых, замки, в редких случаях основанные Тевтонским орденом на месте прусских городищ, всегда сохраняли местные названия и предавали их позднейшим городам.
В-третьих, Пржемысл Отакар II был официально коронован лишь спустя шесть лет после закладки замка Кёнигсберг, и 1255 году именовался не королем, а лишь наследником земли Чешской.
В-четвертых, летописец Петр из Дусбурга, воин-священник Тевтонского ордена XIV века, создавший «Хронику земли Прусской», выполнял важную для Тевтонского ордена политическую функцию и излагал события так, как это было для него выгодно.
На основании всех этих доводов можно сделать вывод об ошибочности наиболее распространенной версии о названии Кенигсберга в честь чешского короля Пржемысла Отакара II. Скорее всего, его имя связали с названием замка позже, чтобы польстить самолюбию важного союзника. По нашему мнению, наиболее вероятной является версия, согласно которой основанная крестоносцами крепость получила название прусского поселения Королевская гора (Конугарбе), что переводится на немецкий язык как «Кенигсберг».
Литература:
1. Губин А.Б. Основание Кёнигсберга // Сайт «История города Калининграда», 2012. URL: http://www.klgd.ru/city/history/ almanach/ (дата обращения 15.06.2013)
2. Кёнигсберг – Калининград, 1255 – 2005: ил. энцикл. справ. / Под общ. ред. А. С. Пржездомсокого. – Калининград: Янтар. сказ, 2006. – 800 с.
3. Краеведение: Топонимика // Сайт Калининградской областной научной библиотеки, 2011. URL: http://lib39.ru/kray/ toponymy/ (дата обращения 15.06.2013)
4. Кулаков В.И. От Восточной Пруссии до Калининградской области. - Калининград: Пром. тип. «Б.-К». 2000. - 288 с.
5. Матузова В.И. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. – М.: Ладомир. 1997. – 383 с.
6. Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В.И. Гальцов и др. – Калининград: Янтар. сказ, 2004. – 536 с.
Кёнигсбергская синагога — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Новая либеральная синагога (нем. Neue Liberale Synagoge Königsberg) — синагога в Кёнигсберге, построенная в 1890-е гг. и уничтоженная во время Второй мировой войны. Отстроена в прежних формах в 2011-2018 гг.
Еврейская община Кёнигсберга образовалась в 1671 году и к 1756 году она насчитывала 307 евреев[1]. Первая синагога была построена в 1680 году в Трагхайме, в то время за пределами города. В 1756 году по разрешению прусского короля Фридриха II в районе Форштадт (западнее нынешнего Ленинского проспекта), было воздвигнуто здание синагоги, которое сгорело при пожаре 1811 года. Новое здание синагоги было построено в 1815 году на этом же месте — Синагогенштрассе 2.

Ортодоксальные иудеи выделились из отличавшейся либерализмом городской общины. Они создали свою общину — «Адат Израэль» и построили в 1893 году свою синагогу на Синагогенштрассе 14. Поводом была установка органа в 1870 году. Основная община построила в 1894—1896 годах[2] новую и самую большую синагогу города на улице Линденштрассе напротив Кафедрального собора.
Эту синагогу стали называть Новой Синагогой, а синагогу на Синагогенштрассе 2 Старой Синагогой. Новая синагога достигала в высоту 46 метров и была одной из красивейших в Германии. Кроме того, в Кёнигсберге были хасидская синагога на Фойерштрассе и синагога «Полнише шул» (פּויליש שול) в так называемом Ближнем пригороде (Vordere Vorstadt), построенная в 1855 году и реконструированная в 1910 году.
В 1933 году численность еврейского населения Кёнигсберга составляла 3170 человек[3]. К этому времени в Кёнигсберге было пять синагог. После прихода нацистов к власти, во время «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года синагоги Кёнигсберга были сожжены и разрушены.
После погрома сохранилась в относительной целостности только одна синагога — «Адат Израэль»[3]. После этого богослужения общины совершались в ней и велись до 1942 года. Последним раввином синагоги с 1 апреля 1936 был Йосеф Дуннер. В августе 1944 года во время налёта британской авиации на Кёнигсберг была уничтожена последняя синагога.

17 октября 2011 года в Калининграде состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент синагоги. Мероприятие прошло с участием главного раввина области Давида Шведик, представителей местной еврейской общины, главы Калининграда Александра Ярошука и атташе по культуре генконсульства Литвы в Калининграде Романаса Сенапедиса.
Новая синагога рассчитана на две тысячи человек. Она возводится на том же месте, где раньше и находилась кенигсбергская синагога. Восстановлением занимается образованный 14.07.2011 «Фонд Строительства Синагоги в Городе Калининграде», учредителями которого выступили известный калининградский бизнесмен Владимир Кацман и Иудейская Религиозная Организация «Еврейская Община г. Калининграда».
Цирк, который находился на месте будущего здания, перенесли в другой район города, причём все расходы по его переезду взял на себя главный инвестор проекта[4]. Работы по воссозданию синагоги были завершены в ноябре 2018 года.