Где находится город болгар на карте


древний город Татарстана, что посмотреть, как добраться, достопримечательности, фото

На территории современного Татарстана в 9-13 веках существовало одно из крупнейших раннефеодальных государств  - Волжская Булгария, о котором сохранилось много упоминаний в исторических зарубежных мемуарах. Столицей этого государства неоднократно становился город Булгар, который сегодня в восстановленном и обновленном виде, привлекает к себе внимание многочисленных туристов.

Булгарское городище привлекает и своей удивительной историей, и сохранившимися архитектурными памятниками. Сейчас на территории городища работает Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и продолжается работа по реставрации и реконструкции архитектурных памятников.

Содержание:

  1. Как добраться
  2. Что посмотреть
  • Экскурсии в Булгар
  • Великий булгар 

    Как добраться из Казани

    Добраться до Булгара можно на теплоходе, на автобусе или же на своем транспорте из Казани. Если еще вариант - взять экскурсию.

    Булгар находится в 195 км от Казани и является туристическим центром, рассчитанным на однодневное пребывание. Но надо учитывать, что древний Болгар был очень большим городом, и обойти пешком все сохранившиеся и вновь построенные его достопримечательности сложная задача. Поэтому если вы решите поехать без экскурсионного сопровождения, то можно воспользоваться гольф-карами, которые предлагаются туристам напрокат. Если вы на своем транспорте, то расстояния для вас не проблема. Заблудится на территории городища невозможно - всюду стоят указатели и информационные щиты, рассказывающие о каждом архитектурном объекте.

    Схема проезда до древнего Болгара на машине из Казани

    Перед поездкой на территорию этого древнего и загадочного средневекового города можно немного ознакомиться с его историей, как и с историей самой Волжской Булгарии.

    Подробнее - История Волжской Булгарии

    Подробнее - История Древнего Булгара

    Что посмотреть в Булгаре

    Если вы приехали на водном транспорте, то сначала можно осмотреть Музей Булгарской цивилизации , расположенный в здании речного вокзала. Этот музей является своеобразными воротами в древний город. Он подготовит вас к осмотру и восприятию булгарского городища, сформировав представление об истории и архитектуре Болгара.

    Музей Булгарской цивилизации

    Надо сразу сказать, что сохранившиеся памятники относятся к золотоордынскому периоду существования, а именно к 13-14 векам. Более ранних построек на территории городища не выявлено. От речного вокзала, поднявшись на верхнюю террасу, со стороны бывших западных ворот, можно пройти к главной площади города, на которой расположено сразу несколько сохранившихся архитектурных объектов.

    Прежде всего, это Соборная мечеть. Главный булгарский храм был построен в 60-х гг. 13 века. Дошедшие до нас остатки мечети дают возможность представить монументальность центрального сооружения города. Это была зальная мечеть, почти квадратная, с опорами в несколько рядов. Зал мечети был выложен изразцовыми плитами. В начале 14 века мечеть перестраивается для военных нужд, по углам были пристроены высокие монолитные башни, а опоры заменены восьмигранными колонами. В случае нападения врагов, жители города могли спрятаться за стенами мечети.

    Соборная мечеть и Большой минарет - фото

    Ассиметрично к мечети и встроенный в его стену находится Большой минарет, который воссоздан в 2000 году, ибо настоящий был утрачен в 1841 году, обрушившись вследствие образовавшихся под ним пустот – прорытых кладоискателями ходов. Как вспоминают очевидцы, минарет упал ночью, разбудив жутким грохотом жителей и Болгара, и соседних деревень. Сегодняшний воссозданный Большой минарет открыт для посещения. Поднявшись по его ступенькам на высоту 32 метров, можно полюбоваться прекрасными окрестностями Болгара.

    Рядом с соборной мечетью находится Успенская церковь, построенная для мужского монастыря в 30-е годы 18 века. Долгое время считалось, что церковь построена на месте бывшего ханского дворца. Сейчас здесь располагается музей, посвященный истории Булгар, в экспозиции которого находятся экспонаты, добытые в результате археологических раскопок.

    Успенская церковь

    Соборная мечеть как главное культовое сооружение играла роль центральной постройки архитектурного ансамбля города, куда входил Ханский дворец, и усыпальницы-мавзолеи знати. Около Соборной мечети находятся сохранившиеся Северный и Восточный мавзолеи, которые композиционно близки среднеазиатским подобным сооружениям и построены примерно в начале 14 века. 

    Северный мавзолей больше по размеру и, скорее всего, выше по значению – он расположен напротив главного входа в мечеть, который находился в Большом минарете. В 18 веке монахами существовавшего здесь монастыря мавзолей был превращен в винный погреб. В настоящее время внутри мавзолея можно ознакомиться с древними булгарскими надгробьями и с помощью электронного табло прочитать арабские надписи, выбитые на этих надгробьях. В Восточном мавзолее во времена монастыря была организована церковь Святого Николая.

    Рядом находятся археологические раскопки не так давно обнаруженного Ханского дворца. Его территория покрыта сверху защитной кровлей, а сам дворец – это хорошо оформленное место археологических раскопок.

    раскопки Ханского дворца

    Неподалеку от дворца находится Ханская Баня, памятник архитектуры 13 века, одна из ранних построек городища.

    Все вышеназванные сооружения древних Булгар располагались в центральной части города (во внутреннем городе), и были ограждены от остальных частей земляным валом. Сейчас здесь также появились новые выставочные залы, Музей ислама, точное название которого «Памятный знак в честь принятия ислама Волжскими Болгарами в 922 году», Музей лекаря – он же  восточной медицины, сувенирные лавки, кафе. В здании музея ислама находится самая большая напечатанная главная книга мусульман - Коран, вес которой превышает 800 килограмм.

    Самый большой Коран в музее ислама

    Юго-восточнее внутреннего города на территории городища находится Ханская усыпальница и Малый минарет. Этот район Булгар начал заселяться только в золотоордынский период. Вначале здесь появились полуземлянки бедняков, а впоследствии стали строиться кирпичные дома феодальной знати с подпольными системами отопления, причем топка и дымовая труба располагались вне дома. В этом районе найдено много дорогих предметов быта, золотых и серебряных монет. Предполагается, что здесь селились выходцы из Монголии. Позднее здесь было образовано кладбище, на котором и находился Малый минарет.

    Малый минарет

    Малый минарет, установленный здесь, похож на Большой, но только меньше размером. Это цилиндр из белого камня с утолщением внизу, расположенный на восьмигранном ярусе, упирающимся в свою очередь, на кубовидное основание. На минарет (15 м) можно подняться по крутым каменным 45 ступенькам. Отсюда муэдзин выходил на небольшую площадку и призывал верующих на молитву. Если при спуске сосчитать все ступеньки лестницы минарета, то количество ваших грехов будет уменьшено на сосчитанную цифру.

    Северные и западные стены ханской усыпальницы были почти не разрушены, остальные реконструированы позднее. Рядом находятся руины многочисленных мавзолеев и богатых захоронений.

    Стоит здесь и недавно созданный Памятник сахибам, установленный на вероятном месте захоронения одного из них.. Сахибы – это последователи пророка Мухаммеда, миссионеры, посетившие еще языческую Булгарию. Они лечили местное население и проповедовали ислам. Из личных вещей у них были только посох, чалма и чернильница – предметы, увековеченные на памятнике.

    Памятник сахибам

    А к юго-востоку от внутреннего города на месте сожженного Батыем посада, располагались ремесленные кварталы. Ремесленники, в отличие от знати, жили в деревянных или полуземляночных домах. Здесь, около жилых домов или в них, размещались керамические, кожевенные, меднолитейные и прочие мастерские. Узкие улочки были покрыты деревянным настилом. Позднее в этом месте стали строиться и дома зажиточных сограждан.

    Наибольший интерес представляет расположенное в этих местах сооружение Черная палата, прозванная так за ее почернение в результате пожара. Это очень выразительное монументальное сооружение 14 века, которое являет собой символ незыблемости в веках. Расширяющийся книзу двухступенчатый четырехугольник на высоком цоколе перекрыт полусферическим куполом. В цокольное холодное и сырое помещение ведет всего одна лестница. Купольный верхний зал хорошо освещен через окна и имеет три входа. Сильно выступающий карниз отделяет нижний ярус помещения от верхнего. Строения и крытые галереи, когда-то окружавшие центральную часть постройки, со временем исчезли. Предназначение Черной палаты до сих пор находится под вопросом – кто-то считает, что это здание бывшего судилища, кто-то - что это мечеть для района ремесленников, некоторые же стоят за версию мавзолея.

    Черная палата

    Неподалеку расположено еще одно интересное сооружение – Белая палата. Конечно, это не сооружение в полном смысле этого слова, а только его раскопанное основание, но даже по нему можно определить и его функциональное назначение и масштабы. Это бывшая общественная баня, снабженная системой отопления, водоснабжения и канализации. Длина здания составляла 30 м, а высота - более 6 м. В центральной части располагалось моечное отделение, в котором был и бассейн. В Южной части были – комната отдыха и раздевалка. Отдельно находились котлы для воды и печи, из которых в моечные отделения поступали теплый воздух и горячая вода.

    Еще один интересный реконструированный памятник древней Булгарии, расположенный севернее Черной палаты – Колодец Габдрахмана. Габдрахман был одним из трех миссионеров-сахибов. Говорят, что после того, как он прочел мусульманскую молитву и ударил о землю посохом, забила из-под земли целебная вода.

    Колодец Габдрахмана

    Ниже основного булгарского городища находятся также руины большой Красной палаты – еще одной большой бани города. Существование общественных и частных бань, а также их инженерное решение свидетельствует о развитой гигиенической культуре булгар. Но бани строились не только для мытья. Булгарские бани, как и римские, были своеобразными клубами общения - здесь отдыхали, общались, обменивались новостями, занимались игрой в шахматы.

    Белая мечеть - это современная стилизованная постройка

    Древний город Булгар с Ханским дворцом, минаретами и мечетями, банями и ремесленными мастерскими, домами знати и хижинами бедняков был окружен крепостными валами, рвами и деревянными стенами. На востоке, западе и юге находились широкие ворота. За пределами городских стен с северо-востока находился древнерусский поселок, на западе располагалась армянская слобода. 

    А с юга к городским стенам примыкал Малый городок, который представлял собой площадь, где возможно была летняя резиденция правителей города. Сейчас здесь можно увидеть великолепную Белую мечеть, открытую в 2012 году и напоминающую знаменитый Тадж-Махал. Вход в мечеть свободный. Мечеть является центральной частью белоснежного мусульманского комплекса, перед которым расположен красивый водоем с небольшим водопадом, где все приезжающие обязательно фотографируются на память.

    Музей хлеба в bulgar

    Рядом с Белой мечетью находится музейный комплекс «Музей хлеба», в котором можно ознакомиться с развитием сельского хозяйства в Татарии, увидеть воссозданные жилые постройки сельских жителей, усадьбу мельника, конюшни, птичьи дворы, Дом пекаря и прочее. Интересно походить среди комплекса воссозданных деревянных строений, но самое главное – не забыть купить изумительно вкусного булгарского хлеба, продающегося в расположенном здесь же магазинчике.

    Экскурсии в Булгар

    Где находится Болгар на карте России показать

    Расположение Болгара в Республике Татарстан отмечено на карте России специальным маркером. Точные координаты — 54.96708 с.ш., 49.03424 в.д. Вы можете приближать и отдалять карту, чтобы узнать точно, где находится Болгар на карте России. С помощью наших маршрутов вы можете рассчитать расстояние между городами, чтобы понимать, как далеко находится Болгар от других крупных городов.

    По нашим данным на территории Болгара проживает более 8,640 человек. Численность населения неизменно растет. На всей территории Республики Татарстан можно расплачиваться Русским рублём.

    Точное время в Болгаре 19:26. Часовой пояс Москва, стандартное время UTC+3.

    Чтобы осуществить междугородний перелет, жителям Болгара придется добираться до соседнего крупного города Казани, где располагается аэропорт, либо улетать из столицы.

    От Болгара до аэропорта:

    "Аэропорт Казань" (KZN) 73 км
    "Аэропорт Чебоксары" (CSY) 164 км
    "Международный аэропорт "Курумоч"" (KUF) 179 км
    "Аэропорт «Бугульма»" (UUA) 244 км
    "Саратов-Центральный" (RTW) 427 км

    Рядом с Болгаром расположено много населенных пунктов, мы посчитали удаленность до них, до столицы России и собрали данные в таблицу.

    Ближайшие крупные к Болгару города:

    До Ульяновска 122 км
    До Чистополя 136 км
    До Димитровграда 145 км
    До Казани 189 км
    До Тольятти 223 км
    До Зеленодольска 223 км
    До Волжска 241 км
    До Чебоксар 354 км
    До Новочебоксарска 363 км
    До Москвы 997 км

    При помощи Groute вы можете узнать не только где находится Болгар на карте России, что территориально он расположен в Республике Татарстан, но и смотреть данные о погоде за последние 5 лет.

    Полезна ли информация на данной странице?

    Болгарское городище — Википедия

    Государство Волжская Булгария и сопредельные государства к 1025 году

    Болгарское городище (тат. Bolğar şähärçege, Болгар шәһәрчеге, чуваш. Пăлхар хулашĕсем) — городище около современного города Болгар в Татарстане. В средние века город Волжско-Камской Булгарии, позднее — один из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды. Булгар был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался.

    На 38-й сессии Комитета Всемирного наследия 23 июня 2014 года было принято решение включить Болгарский историко-археологический комплекс в Список Всемирного наследия[1].

    Памятная монета, посвящённая городу Городище до восстановления на литографии XIX века Храмы городища Общий вид на городище Окружение городища

    На территории городища были обнаружены поселения эпохи неолита, бронзы и раннего железа, занимавшие удобную в географическом отношении береговую полосу Волги (коренную и луговую террасы). Появление укреплённого поселения связывают с именьковской культурой (IV—VII вв. н. э.), которое занимало мысовую часть «Коптелова бугра».

    Название города Булгар связывают с этнонимом булгары. Наиболее ранние булгарские поселения на территории современного Болгара возникли на рубеже IX—X столетий. Самые ранние укрепления X в. были сооружены в устье Малого Иерусалимского оврага из-за его близости к Волге, а также на центральном плато городища.

    Причиной создания укреплённого булгарского поселения на высоком берегу Волги у слияния её с Камой видится в удобном расположении, которое позволяло контролировать значительную территорию. Еще одним толчком к его созданию послужило возникновение — Ага-Базар — важнейшей торговой площадки Волжской Булгарии. По мнению академика В. Л. Янина, «на всём протяжении восточной торговли с конца VIII до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар»[2].

    В 920 году арабский географ ал-Балхи впервые упоминает о Болгаре. Кури Вантер пишет, что рядом с городом находились озёра Юхан-Васан и Шерпет. В древних арабских источниках упоминается ещё и Лебединое озеро (Аккош кӳл). Окрестная территория называлась Землёй трёх озёр.

    В 922 году Волжскую Болгарию по приглашению её правителя Алмуша посещает посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, секретарём в котором был Ахмад ибн Фадлан. Он отмечает, что булгары приняли ислам.

    В то время заслуженной славой пользовались булгарские мастера — ювелиры, каменщики, кожевенники, кузнецы. Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом. Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии. В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар. Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы.

    На карте арабского географа Идриси 1154 года Булгар и Волжская Булгария очень подробно показаны.

    До монгольского завоевания в 1236 году город являлся одним из центров внешней торговли Волжской Булгарии. Арабские писатели X века писали о нём: «Внешний Булгар — маленький город, не занимающий большого пространства, и известен только тем, что он главнейший торговый пункт этого государства» (Аль-Балхи)[3]. «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений, известен же был он потому, что был гаванью этих государств» (Ибн-Хаукаль)[4].

    Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук республики Татарстан Ф. Ш. Хузин пишет, что общая площадь Булгарского городища X—XI вв. с учетом территории посада достигала 12 га. и в X — первой половине XIII вв. Булгар в экономическом отношении уступал таким городам как Биляр или Сувар. Расцвет Булгара приходится на период Золотой Орды, когда почти в 10 раз расширяется его территория, увеличивается его население, появляются монументальные постройки[5].

    При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшем ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии. В этот период в городе были построены каменные здания, частично сохранившиеся и по нынешний день.

    • Северный мавзолей

    • Восточный мавзолей

    • Ханская усыпальница

    • Чёрная палата

    • Большой минарет

    • Малый минарет

    Городище Булгар является туристическим центром. На территории Булгарского городища открыт Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, которому планируется присвоить федеральный статус.

    С 2010 года по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана М. Ш. Шаймиева в Булгаре ведётся широкомасштабная реализация программ Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры республики Татарстан[6], направленных на реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей республики Татарстан и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры. На территории Булгарского городища и города Болгар сооружены новые здания соборной Белой мечети (подобной по стилю мечети Кул-Шариф в Казани, но меньшей размерности), комплекса речного вокзала, гостиницы и экспозиционно-информационного центра музея-заповедника, музея хлеба с мельницей и пекарней, музея ремёсел с кузницей и других объектов[7].

    Болгарский историко-археологический комплекс был внесён в список Всемирного наследия 23 июня 2014 года[8].

    • Булгаризм
    • Биляр — крупнейший город и столица Волжской Булгарии
    • Сувар — второй по величине город Волжской Булгарии
    • Болгар — современный город Татарстана
    • Кашан — крупный город Волжской Булгарии
    • Балымер — известный город Волжской Булгарии
    • Джукетау — город Волжской Булгарии
    • Булгар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • История татар с древнейших времен: в 7 томах. Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь / Гл. ред. М. Усманов, Р. Хакимов. — Казань: Рухият, 2006. — 960 с. — ISBN 5-903099-01-7.
    • Город Болгар: Очерки истории и культуры / Отв. ред. Г. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Наука, 1987. — 232 с.
    • Ефимова А. М., Хованская О. С., Калинин Н. Ф., Смирнов А. П. Раскопки развалин Великих Болгар в 1946 г. — КСИИМК — Вып. 21.
    • Пачкалов А. В. Материалы по истории денежного обращения Золотой Орды. М., 2019.
    • Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии / Отв. ред. С. А. Плетнёва. — М.: Наука, 1984. — С. 98. — 216 с. — 3000 экз.
    • Фехнер М. В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. — 280 с. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР). — 50 000 экз.

    Электронный атлас :: Волжская Булгария

    Болгары появились на Средней Волге в конце VIII - начале IX вв. В составе болгарского союза пришли и другие родственные им тюркоязычные племена: барсилы, савиры, беленджеры и др. Здесь они встретили местные финно-угорские племена (предки современных удмуртов, мари, мордвы), которые были включены в процесс образования государственности.

    В конце IX - нач. XX вв. у булгар закончился процесс объединения болгарских племен и сложилось единое централизованное государство. Завершающим этапом этого процесса явилось принятие Ислама в 922 году.


    Приезд Ибн Фадлана в Булгар

    Территория Волжской Булгарии занимало большую для тех времен площадь. В X-XII вв. северная граница государства проходила по правобережью Камы, западная по Свияге, восточная по Шешме, а южная доходила до Самарской Луки (большая излучина Волги в среднем ее течении). В XII в. границы Волжской Булгарии несколько расширились. На севере она дошла до бассейна реки Казанки, а на юго-востоке до верхнего течения реки Яик (Урал). Этническая основа населения Волжской Булгарии в начальный период (X-XI вв.) состояла из булгар и родственным им тюркоязычных племен: берсулы, сувар, баранджар, эсегель, билиров и др. Начиная с XII в. исторические источники отмечают в государстве только булгар, не упоминая другие племена. Это говорит о том, что в XII в. в Волжской Булгарии уже существовала единая народность под общим названием “булгары”. Под политическим и экономическим влиянием волжских булгар жили ближайшие их соседи: финно-угорские племена (предки современных мари, мордвы, удмуртов) на севере, буртасы на юго-западе, башкиры и маджары на востоке. Большинство этих народов платили булгарам дань. Такая же дань выплачивалась и далекими северными финно-угорскими племенами “вису” и “йура” (летописные “весь” и “югра”).

    Кроме сбора десятипроцентной дани булгары имели тесные торговые связи с этими народами. С северными народами они вели т.н. “меновую торговлю”.


    Основой хозяйственной деятельности населения Волжской Булгарии являлось высокоразвитое земледелие. Земля обрабатывалась тяжелыми плугами и легкими сохами. Выращивались такие сельскохозяйственные культуры, как пшеница, ячмень, просо, чечевица, рожь, бобы. Значительное количество пшеницы болгары продавали в соседние страны. Достаточно быстрому переходу кочевых болгар к оседлости, приоритетному развитию земледелия способствовали следующие факторы:

    1) наличие высоко-плодородных пашенных земель.

    2) прежняя земледельческая культура местных финно-угорских племен.

    Хлеб убирали серпами, хранили его в зерновых ямах, обшитых дубовыми досками и в т.н. корчагах - хумах, т.е. больших глиняных сосудах.

    Важную роль в начальный период истории Волжской Булгарии играло скотоводство, и прежде всего коневодство. В то же время скотоводство являлось формой хозяйства, подчиненным земледелию. Кроме лошадей разводили крупный и мелкий рогатый скот, мелкую птицу.

    Значительную роль в экономическом развитии государства играло ремесленное производство. Наиболее высокого технологического уровня достигли такие виды ремесел, как градостроительство, гончарное производство, металлургия, кожевенное производство, медный и костяной промыслы, резьба по камню, ювелирное производство.


    Дворец-дом феодала из Сувара. X – XIV вв. Реконструкция Ф.Х. Валеева на основании раскопок А.П. Смирнова

    Крупные города Булгар, Сувар и другие в X в. являлись центрами ремесел.

    Немаловажное значение играли и такие виды деятельности, как промысловая охота (добыча пушнины), рыболовство, бортничество.

    Высокого уровня в Волжской Булгарии достигло военное искусство. Города и крепости булгар ограждались мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов. Укреплялись города крепкими дубовыми стенами.

    Вооружение булгар состояло почти из всех видов средневекового оружия: сабель, мечей, кольчуг, боевых топоров, шлемов, копей, луков со стрелами, и т.д.

    Волжская Булгария являлось крупным центром международной транзитной торговли на Волге и имела тесные экономические связи со многими странами Евразии. На Востоке и Юге она торговала с Хазарией, Хорезмом, Кавказом, Персией, Северной Индией, арабским миром. На севере и на западе наиболее тесные торговые и экономические связи Волжская Булгария имела с Русью, Прибалтикой, скандинавскими странами, Византией и северными финно-угорскими племенами. На восток и юг вывозились дорогие меха, кожи, крупный рогатый скот, лес, мед, воск. В Русь шли скот, мед, хлеб. Из западных стран и от северных народов поступали некоторые виды пушнины, янтарь, оружие. С востока и южных стран завозили китайский шелк, византийскую парчу, сукно, изюм, бумагу, пряности и другие товары.


    Булгарская орнаментированная гончарная керамика, XII – нач. XIII в.

    Являясь промежуточным звеном в товарообмене Запад-Восток, Волжская Булгария прочно держала торговлю в своих руках. Экономическая выгода от такой торговли была очень большой, т.к. с каждого купеческого каравана и торгового судна булгарские правители взимали 10% торговую пошлину.

    Большую роль в торговле играло денежное обращение. Монеты у булгар в ранний период (IX - нач. X вв.) были привозными, а также чеканились от имени саманидских (среднеазиатских) правителей, а позже - от имени собственных булгарских князей. Такие монеты имели хождение не только собственно в Булгарии, но и в соседних странах, и даже в центрально-европейских государствах. Так, например, булгарские серебряные монеты обнаружены в скандинавских странах.

    Кроме денежной торговли, булгары вели выгодную т.н. “меновую” или “немую” торговлю с северными финно-угорскими племенами. Этот вид торговли приносил большой доход государству, т.к. булгары скупали у этих народов ценную пушнину и перепродавали ее за более высокую цену своим южным соседям.

    Волжская Булгария являлась раннефеодальным государством восточного типа. Во главе государства находился эмир. В начальный период государства (IX-нач.X вв.) правитель носил тюркский титул “Эльтебер”. В политическую элиту булгарского общества входили также “беки”, т.е. князья.

    В укреплении государственности и формировании политической системы сыграло роль принятие Ислама в качестве государственной религии в 922г. Распространение мусульманства также способствовало освобождению Волжской Булгарии от политической зависимости от Хазарского каганата.

    Основная масса населения (крестьяне и ремесленники) в основном были государственными и платили налоги непосредственно в государственную казну. Среди таких налогов и повинностей ученые выделяют налог лошадьми, пшеницей, медом, а также участие в строительстве оборонительных сооружений, строительстве городов и важнейших поселений государственного значения.


    Волжская Булгария на карте среднеазиатского ученого Махмуда аль-Кашгари (XI век)

    Города в Волжской Булгарии начали строиться в первой половине X в. Это было связано с окончательным переходом булгар к оседлости и с принятием Ислама. Исторические источники в это время упоминают два крупных города Булгар и Сувар, которые являлись центрами чеканки монет.

    Булгар - столица государства в X-первой половине XII г. Один из крупнейших городов Восточной Европы, центр международной транзитной торговли (недалеко от города находился “Ага - Базар”, который являлся основным пунктом такой торговли). Он претерпел значительные разрушения в 1236 г. от войск Батыя, однако вскоре был восстановлен, и достиг своего расцвета в XIV в., став одним из крупнейших городов Золотой Орды. Был разрушен в XV в. войсками Федора Пестрого и с тех пор сошел с исторической арены.

    Город “Буляр” (Биляр) (по русскому летописям “Великий город”) - столица Волжской Булгарии во второй половине XII-нач.XIII вв. Один из крупнейших городов Восточной Европы, крупнейший город Волжской Булгарии. Буляр был разрушен войсками Батыя в 1236 г., но не прекратил своего существования. В период Золотой Орды уже не играл былой роли политического центра Среднего Поволжья, хотя и являлся одним из центров чеканки джучидских (золотоордынских) монет. Прекратил свое существование в первой половине XVв.

    Материальная культура Волжской Булгарии представлена прежде всего архитектурой и строительным делом. Это остатки общественных, административных и культовых зданий, раскопанные в Булгаре, Буляре и Суваре.

    Высокого уровня достигло ювелирное искусcтво. При изготовлении изделий из золота, серебра и меди применяли такие способы художественного ремесла как скань, зернь, чернение, гравировка, золочение, чеканка, глиптика (резьба на драгоценных камнях), инкрустация золотом и серебром по металлу.

    Богатством отличался булгарский орнамент, который широко использовался в архитектуре, в художественном и декоративно-прикладном искусстве. В основном использовался геометрический и растительный орнамент.

    Булгарское золотое височное кольцо с «уточкой», XII в. Булгарский золотой пластинчатый браслет Булгарский орнаментированный боевой топор Орнамент под аркой булгарского памятника с Кирменского городища Карта Волжская Булгария. Нацмузей РТ

    С принятием ислама у булгар была отменена руническая письменность, которой они пользовались еще с VI в., и заменена арабской. Вслед за арабской письменностью в Волжскую Булгарию проникли просвещение и богатейшая арабская культура.

    Образование получали в учебных заведениях низшего типа (мектебы) и высшего типа (медресе).

    Развитие просвещения способствовало широкому распространению восточной и общетюркской литературы и разных наук. Это, в свою очередь, стимулировало развитие собственной культуры. Так, например, некоторые арабо-персидские авторы X-XII дают сведения о булгарских историках, медиках и философах. Например, ал-Гарнати упоминал книгу “История Булгара”, которую написал кадий (судья) Булгара Йакуб ибн-Нугман. Известно также имя Бурхан ад-дин ибн-Юсуфа, написавшего книгу о лекарствах. Известный поэт XIII в. Кул-Гали в 1223 году завершил написание своей знаменитой поэмы “Кисса-и-Йусуф” (“Сказание о Юсуфе”).

    Из сообщения современника:

    “Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгаре на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою), протекая между землей Хазарской и Славянской. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут”. “Болгаре делятся на три отдела: один отдел зовется Берсула, другой - Эсегел, а третий - Болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же степени”.

    Персидский географ X в. Ибн-Русте

    “Царь рассказал мне, что за его землю в расстоянии трех месяцев пути... есть народ, называемый вису (весь), у которого ночь короче часу... Туземцы рассказывали мне, что зимою ночь бывает так долга, как летний день, а день короток, как летняя ночь”.

    Арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан

    “И у них существует обработка полей и сев, производятся разные зерновые, как-то: пшеница, ячмень, тыква, чечевица, бобы и всякое другое”.

    Персидский географ XI в. ал Гардизи

    “Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть... Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам”.

    Арабский автор Х в. Эль-Балхи

    “Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровьи, зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы. Крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии”.

    Арабский автор конца Х в. Ал-Мукаддаси

    Из свидетельства очевидца:

    “Болгары вели с весью торговлю немую, т.е. клали товары на известное место, обозначали их знаками на цены, и отходили, потом возвращались и находили разные предметы, оставляемые весью в виде меновой цены товары; если болгары оставались довольны этой ценою, то брали себе желаемые предметы, в противном же случае оставляли их и брали назад свои товары”.

    Арабский автор XIII в. Аль-Казвини

    Из свидетельства современников:

    “Булгар - город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всем войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают, это место крепкое, богатое. Сувар - город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре”.

    Из персидского сочинения 982 г. “Худуд ал-алам”
    (“Границы мира”) о городах Булгар и Сувар.

    Из трудов историков:

    “В булгарское царство вошли также незначительной частью племена, связанные генетически с ананьинской и пьяноборской культурами, древние удмурты, коми, мари”.

    А.П.Смирнов

    Мнение историка:

    “Ибн-Фадлан (начало Х в.) застал здесь налаженное земледелие и индивидуальное освоение земли”.

    Б.Д.Греков

    Мнение историка:

    «Булгарское военное искусство домонгольского периода достигло значительного уровня прогресса, сопоставимого с рядом других развитых феодальных стран средневековой Евразии и оказало решающее влияние на все последующие стадии эволюции вооружения и военного дела народов Поволжья и Приуралья.»

    И.Л.Измайлов

    Мнение историка:

    “Расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европы, у слияния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории всей Восточной Европы”.

    Г.А.Федоров-Давыдов

    Точка зрения ученого

    “В XII в., точнее, во второй его половине, столица переносится в Буляр в долину Черемшана, в глубь центрального Закамья, что было обусловлено в первую очередь изменениями в политической жизни государства”.

    Р.Г.Фахрутдинов

    Из трудов историков:

    “Многое еще в искусстве и архитектуре волжских булгар домонгольского периода остается неясным, нераскрытым. Однако то, что дошло до нас, характеризует их высокую художественную культуру, выразившуюся в замечательных творениях декоративно-прикладного искусства”.

    Ф.Х.Валиев


    Смотрите также

    Описание: