Где находится годеновский крест


Годеновский крест — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Годеновский крест

Годе́новский крест — один из самых знаменитых чудотворных крестов[1]. Стилистически имеет византийские корни. В настоящее время находится на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново, Ярославская область.

Крест представляет собой резное расписанное изображение Иисуса Христа в человеческий рост. На верхнем перекрестье есть греческие слова  «ставру икон», что означает «образ Креста». Сам образ вырезан из липового дерева. Многие детали указывают, что этот Крест был создан в ромейской грекоязычной среде.

Церковь Иоанна Златоуста в Годенове

Крест был найден на глухом болоте недалеко от Ростова Великого. В книге «Житие и чудеса св. Николая чудотворца» говорится, что он явился «от греческой стороны» 29 мая 1423 года [2], то есть за 30 лет до падения Константинополя (29 мая 1453 года). Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в храме святителя Иоанна Златоуста. В советское время Крест сильно пострадал. С 1997 года храм Иоанна Златоуста стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. В 2002—2003 годах Крест был восстановлен группой реставраторов Государственного Русского музея.

Сказание повествует, что в день находки пастухи, пасшие скот неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской области), увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но заворожённые красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдём, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — образ чудотворца Николая со Святым Евангелием[2].

По состоянию на 27 августа 2017 года было изготовлено 17 точных копий, которые были переданы в различные города, в том числе Севастополь, Вологду, Луганск, Екатеринбург. С 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 года копия Креста находилась на Международной космической станции, экипаж космонавтов – Юрий Маленченко, Тип Копра, Тим Пик[3]. С 5 июня 2018 года копия Годеновского креста находится и в храме великомученика Пантелеимона в Кисловодске.

Считается, что по молитвам у святого Креста происходит огромное количество чудес и исцелений, ведётся запись письменных свидетельств этого. Поклониться Кресту приезжают паломники из других городов и стран.

Поселок и Крест: путешествие в Годеново

Годеновский крест. Для верующих — одна из вновь открытых и самых почитаемых русских святынь. Для любителей старины — уникальная реликвия XV века, аналоги которой, относящиеся к той же эпохе, вряд ли можно найти в нашей стране. Об истории Креста мы в "Фоме" уже писали. Но очень интересно и само место, где хранится святыня. «Фома» отправился в Годеново, чтобы узнать, чем оно живет сегодня и кто заботится о знаменитом Кресте.

Первая остановка на пути в Годеново — Переславль-Залесский. Именно здесь находится женский Свято-Никольский монастырь, подворьем которого является храм в самом Годенове.

Фото Юлии Маковейчук

В монастыре есть копия Креста. Здесь также хранится книга, в которую сестры записывают все чудеса, случившиеся по молитвам людей у годеновской святыни (см. специальный раздел на сайте подворья).

Фото Юлии Маковейчук

Уже больше 20 лет монастырем руководит игумения Евстолия (Афонина):

Фото Юлии Маковейчук

«Я пять лет была насельницей в Толгском женском монастыре, тоже в Ярославской епархии, потом меня перевели настоятельницей в Переславль-Залесский возрождать из руин Никольский женский монастырь».

Игумения Евстолия (Афонина) с сестрами монастыря на Всенощном бдении перед елеопомазанием. Фото Юлии Маковейчук

Заботу о годеновской святыне монастырь взял на себя не сразу. «Только после трех лет моего служения здесь мы с сестрами случайно попали в Годеново и узнали историю Креста. Я давно искала местечко, чтобы открыть подворье нашего монастыря, и Господь нам его открыл».

Храм св. Иоанна Златоуста в Годеново. Фото Юлии Маковейчук

Годеново находится не так уж близко к монастырю — примерно в часе езды на машине. Добраться можно и общественным транспортом, в том числе из Москвы.

Поклонение Годеновскому Кресту. Фото Юлии Маковейчук

 

Послушница Нина со своим личным транспортом. Фото Юлии Маковейчук

 

Окрестности подворья – поля, луга, кое-где проглядывают в кустах руины деревни. Фото Юлии Маковейчук

Храм святителя Иоанна Златоуста практически не закрывался в советское время. В 1945 году сюда был перенесен Животворящий Крест (с 1925 года и до конца войны он хранился дома у прихожанки Фаины Александровны в поселке Приозерном). Однако даже в начале 1990-х годов, времени активного возрождения Православия в России, про Годеновский Крест мало кто знал.

Чудо явления Креста произошло 29 мая (11 июня по новому стилю) 1423 года – ровно день в день за тридцать лет до падения Константинополя. Сказание говорит, что в тот день пастухи пасли скот недалеко от Сахотского болота (нынешняя Ивановская область) и увидели на востоке свет. Подойдя ближе, увидели парящий в воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест, а перед ним – образ Николая Чудотворца. Позже для Креста и был воздвигнут Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте. История сохранила в письменном виде многочисленные свидетельства о чудесах исцеления, происходивших до революции. После 1917 года на Никольском погосте создали колхоз, а святыни предали поруганию.

Фото Юлии Маковейчук

Кладбище около храма действует до сих пор, тут хоронят жителей окрестных деревень.

Сельское кладбище за алтарем Златоустовского храма. Фото Юлии Маковейчук

«Подворье в Годенове занимает все большее место в жизни монастыря, — говорит игуменья Евстолия. — Растет духовная тяга людей к Животворящему Кресту, все больше и больше Крест делается востребованным людьми».

После молебна священник помазывает паломников елеем из лампадки у Креста. Фото Юлии Маковейчук

 

Около десяти лет назад по инициативе игумении Евстолии специалисты Русского музея провели научно-художественную реставрацию Креста. Мастера трудились больше года, по миллиметру восстанавливая и укрепляя красочный слой — дерево было сильно повреждено плесенью и жуком-точильщиком.

Общий вид Креста до реставрации. Фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском

Общий вид Креста после реставрации. Фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском

Изображение Богоматери с пробным раскрытием и после реставрации (фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском)

Сейчас Крест содержится в соответствии с рекомендациями реставраторов Русского музея. Сестры внимательно следят за соблюдением правил хранения.

Всякое дыхание да хвалит Господа... Фото Юлии Маковейчук

Многие хотят иметь копию Креста у себя в храме или в монастыре. Сестры идут навстречу и силами своих художников и скульпторов делают точные копии, работая в непосредственной близости к святыне. Годеновские Кресты уже есть в храме святого Владимира в Херсонесе, в кафедральном соборе г. Екатеринбурга и других. Сейчас завершается подготовка копии для Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря Московской епархии.

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Сама собой родилась идея создать на подворье паломнический миссионерский центр «Святое Годеново», где будут храмы и часовни, музей, трапезные, жилье для паломников, реабилитационный центр.

Фото Юлии Маковейчук

Перечень запланированных построек. Фото Юлии Маковейчук

На сегодняшний момент уже построены церковь Богоявления для таинства Крещения с купелью в виде креста в центре храма (правда, пока без внутреннего убранства), дом причта, в разгаре стройка паломнической трапезной.

Крестильный храм Богоявления. Фото Юлии Маковейчук

Внутри храма. Фото Юлии Маковейчук

«Очень надеемся, что к 600-летию явления Креста мы большую часть работ выполним», — высказывает свою мечту матушка Евстолия.

В куполе Златоустовского храма. Фото Юлии Маковейчук

 

Редакция журнала «Фома» обращается с просьбой к читателям помочь завершить задуманное Свято-Никольскому женскому монастырю в г. Переславле-Залесском.

Реквизиты монастыря:

Местная религиозная организация «Никольский женский монастырь г. Переславля-Залесского Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»

ИНН 7608003262, КПП 760801001

Ярославское отделение № 17 Сбербанка России

р/с 40703810277180100101,

к/с 30101810500000000670,

БИК 047888670

 

 

Фото на заставке - Годеновский крест и его современная копия, Юлия Маковейчук

Годеновский Крест

История Годеновского Креста начинается не только с его явления, но и с гласа Божия, который прозвучал в момент явления:

«Кто с верой и молитвой придет к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

Потом началась целая череда чудес: местное топкое болото высохло, а сам Крест всегда оставался невредим: даже когда его деревянный храм сгорал дотла, Годеновский Крест неизменно находили на пепелище нетронутым огнем.

Много еще было чудес, известно, что монахи Никольского монастыря записывали их в особую книгу, но она погибла во время одного из пожаров. Однако сохранились другие источники, в которых упоминаются чудеса Годеновского Животворящего Креста. Например, по свидетельству тех, кто присутствовал на торжественном молебне в честь очередного чудесного спасения Распятия при пожаре, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались».

А однажды - дело было в конце XVII века - в Никольскую церковь ворвались трое грабителей. Вынесли практически все ценности, какие сумели найти. Вот только образ Николая Угодника да Годеновский Крест не взяли. Прошло всего несколько дней, и каждого настигло возмездие. Один впал в тоску, убежал лес и в помутнении рассудка повесился. Другой подрался с соседом из-за межи и был убит. Третьего по оговору арестовали, привезли в Москву и подвергли пыткам. После этого все родственники грабителей разбежались, кто куда.

Между прочим, выстоял Годеновский Крест и когда его пытались уничтожить богоборцы-большевики. Известно, что один из вандалов, пытаясь разрубить святыню, повредил Иисусу палец на ноге. Прошло несколько дней, и у хулигана воспалилась нога, началась гангрена...

Те же, кто приходит к Кресту с чистыми помыслами и искренней мольбой о здоровье - своем ли, своих ли близких, — как правило, бывают услышаны. Все подобные исцеления монахини Никольской обители снова тщательно фиксируют. Чтобы почитать о них, можно приобрести в Годеново книгу о Кресте. А еще подробный перечень чудес есть на сайте храма Иоанна Златоуста.

Годеновский крест - Православный журнал "Фома"

Образ Честного Животворящего Креста Господня в Годенове — уникальная святыня, возраст которой почти 600 лет. Она хранится в маленьком сельском храме в российской глубинке, но ежегодно поклониться ей приезжают тысячи человек.

 

Факты

Читайте также

Поселок и Крест: путешествие в ГоденовоВ 1423 году на Сахотском болоте (нынешняя Ивановская область) был обретен образ Креста Господня и икона святителя Николая. В честь обретения святынь была построена церковь во имя святителя Николая.

Со временем прихожане заметили, что от святынь стали происходить чудеса: хромые начинали ходить, слепые становились зрячими, больные исцелялись.

После октябрьской революции на Никольском погосте создали колхоз, а святыни предали поруганию. Однако, несмотря на все старания, Крест оставался невредим. Тогда, чтобы избавиться от почитаемой в народе святыни, его бросили в болото.

С риском для жизни под покровом ночи жители села Годеново перенесли Животворящий Крест в свой храм в честь святителя Иоанна Златоуста.

В начале XXI века Крест был отреставрирован специалистами из Русского музея Санкт-Петербурга. Мастера вернули святыне первоначальный облик: очистили толстый слой олифы с Распятия, открыли иконы предстоящих Богородицу и апостола Иоанна Богослова по краям креста.

Сейчас Крест по-прежнему находится в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново, который является подворьем женского Никольского монастыря Переславля-Залесского. Сестры обители продолжают вести хронику чудес, происходящих от этой святыни.

Как добраться:

Доехать до Годенова из Москвы можно автобусом от м. Щелковская, станция «Петровск» и далее автобусом до остановки «Годеново».

Фотографии предоставлены канцелярией Переславского Свято-Никольского монастыря.

На заставке фрагмент фото Юлии Маковейчук.

Читайте также:
Просто крест

Православие ///\\\ Годеновский Крест.: wod_1958 — LiveJournal

Древнее распятие Иисуса Христа из села Годеново не горит в огне, его не рубит топор и не берет пила.

А святотатцы, поднявшие руку на святыню, умирают страшной смертью.

Специалисты из Русского музея, исследовавшие чудесный крест, пришли к выводу, что аналогов подобной реликвии в России нет.

Монахини Свято-Никольского Переславского монастыря берегут Животворящий крест как величайшую ценность.

Святыня хранится в скиту в семидесяти километрах от обители, среди лесов и болот.

Рядом с местом, где он был впервые обретен пятьсот лет назад.

- Увезти его невозможно, - рассказывает игуменья монастыря матушка Евстолия. – За пять веков многие пытались сделать это. Но даже приподнять не смогли. Крест сразу становится неподъемным, словно наливается свинцом. Это поразительное качество Животворящего креста зафиксировано в старинных хрониках. А чтобы перенести его в храме, хватает всего двух монахинь…

ЧУДО ЯВЛЕНИЯ КРЕСТА
В Ростовской летописи дата и обстоятельства явления Животворящего креста зафиксированы с документальной точностью. Это чудо случилось 11 июня 1423 года на Сахотском болоте, в 55 верстах от Ростова Великого. Пастухи увидели огненный столп – "явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю". Преодолев страх, они подошли поближе. И увидели крест с изображением Иисуса Христа. Он словно парил в воздухе. А рядом в лучах сияла икона Николая угодника. Пастухи услышали глас, шедший от креста: "Будет на том месте Благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться – многие будут исцеления и чудеса от Животворящего креста, молитв ради Чудотворца Николая."
Весть о чуде дошла до церковных властей. Архиерей отправил из Ростова Великого мастеров с наказом изваять храм на месте явления креста. Но зодчие не решились строить на топи. Заложили дубовые венцы церкви на сухом месте, в стороне. Ночью случилось новое чудо: сруб очутился среди болота. Именно там, где крест впервые явился пастухам. И опять в лучах света сияло распятие. Плотники услышали голос, шедший от креста: "На сем месте поставите церковь мою, и будет гора велика и чудеса многие произойдут с верою приходящим помолиться, и будут многие исцеления".

В ту же ночь образовался посреди болота поток, который намыл песчаный холм. На нем поставили церковь, в которую поместили распятие.

Приложиться к Животворящему кресту приходили со всей Руси. Исцелений было так много, что при храме стали вести летопись чудес. Через восемьдесят лет после обретения Креста случился пожар, который охватил весь храм. Иконы успели вынести, но распятие не смогли сдвинуть с места. Церковь сгорела дотла. Люди пришли на пожарище,чтобы собрать уцелевшую металлическую утварь. И в пепелище нашли Животворящий крест – невредимым! В начале 16 века на пожарище поставили новую церковь, в которую поместили крест. В 1776 году ее заменили на каменный храм.

КРЕСТ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ
Не смогли уничтожить Животворящий крест и в годы гонений на веру.

- Что только не делали с распятием святотатцы, - рассказывает монахиня Феофания, - Когда не получилось вынести его из церкви, впали в ярость. Жгли кислотой, рубили топором, пилой резали. Но соляная кислота была для креста словно вода. А топор отскакивал от древесины, оставляя едва заметные рубцы. Зубья вязли и ломались.

Местный житель по фамилии Сорокин был ярым безбожником. Он заявился в храм с топором. В церкви было только несколько старушек. Они попытались остановить святотатца. Но Сорокин легко растолкал женщин. Крикнул:

- Что вы перед истуканом поклоном бьете!

Размахнулся – и ударил по распятию. Топор отскочил. Он бил еще и еще. Но остро заточенный топор не брал дерево! Святотатец не понимал, что происходит. Он, самый крепкий мужчина в селе, не мог сделать с крестом ничего. Изваянный из дерева Иисус Христос был крепче стали.
Выбившийся из сил Сорокин еще раз оглядел крест. Дерево внизу показалось ему подгнившим. Сорокин приложил острие топора к мизинцу правой ноги Христа. Прицелился – и ударил со всего размаха. Лезвие отсекло лишь маленькую щепочку.

- Изверг! Господь накажет! – закричали женщины.
- Бога нет, - ухмыльнулся Сорокин. – Ваш Христос обычная деревяшка.

…Умирая, он проклинал себя за хулу на Господа.

- Кровоточащая ранка возникла у Сорокина на правом мизинце, - рассказывает монахиня Феофания. – Началась гангрена и он умер в страшных мучениях. Получилось, что рубил тогда не по Христу – по себе.

ЯВЛЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА - НЕ ЛЕГЕНДА
Ученые, исследовав удивительный крест из деревенской глуши, признали его византийским. И пришли к сенсационному выводу – изображение Спасителя во многом аналогично отпечатку тела Иисуса Христа с Туринской плащаницы.

Село Годеново, где хранится реликвия, затерялось среди болот и лесов. А в 1423-м году, которым в летописях датируются первые сведения о Животворящем кресте, та местность и вовсе была дикой. В летописях говорится, что пастухи увидели распятие словно висящим в воздухе, от него шел "неизреченный свет от неба до земли". И что свет тот шел "из греческой стороны".

Оказалось, что летописное предание о явлении Животворящего Креста – не легенда.

- Крест явно византийской работы, - рассказывает реставратор Государственного Русского музея Михаил Бушуев. – Это видно не только по тому как изваян Спаситель. Частицы пигмента красок, которым прокрыт крест, характерны для поздней Византии. Аналогов подобных крестов в России нет. Он сотворен из двух цельных кусков дерева. Из какого именно – установить не удалось.

Повреждения, которые нанесли святотатцы, пытавшиеся уничтожить крест, реставраторы заделали мастикой. Лик Спасителя оставили таким, как есть. И ступни не тронули. На них остались следы жидкостей, которыми борцы с религией пытались уничтожить крест. Когда не удалось уничтожить крест, ретивые атеисты смазали его отработанным трансформаторным маслом (его частицы реставраторы нашли в нижней части распятия).

Но верующие все равно продолжали прикладываться к Животворящему кресту. И случилось чудо – распятие заблагоухало. Вместо резкого, противного запаха технического масла от креста пошел прекрасный аромат мира. Он чувствуется и сейчас.

ЖИВОЕ РАСПЯТИЕ
Мы просим разрешения приложится к кресту.

Такое чувство, что губы целуют не дерево, а живое тело. Распятие теплое!

- Многие чувствуют такое, - говорит монахиня Феофания. – Каждому по вере дается…

https://vk.com/okean_mudrosti?w=wall-21513303_89942

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

580 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах. Это было явление Животворящего Креста Господня и образа великого чудотворца Николая, сошедших с неба. По повелению Божию здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, и многими чудесами исцелений прославилось это место: “Пройде слава про чудеса Животворящего Крестаи чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны”, — говорится в сказании о явлении Креста.

Первым Божиим чудом, дарованным от Креста, было основание прямо среди болота прочного холма для строительства Никольского храма. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой. При этом был голос: “На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления”. С той поры как течет живительная родниковая вода, так полились чудеса и исцеления на этом святом месте. Всем просящим подавал Господь от Креста помощь: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. И было заведено священнослужителями записывать все происходящие чудеса в специальную книгу. Отметим что первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя время запись чудотворений была возобновлена. Так мы узнаем об исцелении “беснующейся жены Феодосии, как Животворящий Крест изгнал из нее лукавого беса”, об исцелении разбитого параличем “некоего господина именем Иродион”, “о расслабленной жене именем Марфа”, о избавлении “от мечного посечения и напрасныя смерти иерея Василия”, “о исцелении девицы Евдокии”, о расслабленном отроке, именем Никифор”. После молений пред Животворящим Крестом, помазания святым маслом от Распятия подавал Господь Свою милость, это “Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”(Мф. 8, 16-17).После революции на Никольском погосте создали колхоз, но существовал он недолго, все в хозяйстве разваливалось, дела не шли. Начало тридцатых годов стало временем страшного глумления над Крестом, какими только способами не пытались его уничтожить — бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но все тщетно, нет у богоборцев ни сил, ни власти, Крест Христов — непобедимая победа, оставался невредим, воочию являя собою чудо. Тогда святыню бросили в болоте, как и две тысячи лет назад Древо Креста было брошено в ров. Итогда с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма, перенесли Животворящий Крест в свой храм. Имена сих верных сегодня известны: это Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай, Сметанин Василий. Они прошли путь с Крестом от Никольского погоста через Новоселки в Годеново той дорогой, вдоль полосы елового леса, что еще и теперь видна. Известно что в Годенове колхоз процветал, хозяйство было сильное и крепкое. Село было красивое, по весне утопало в цветущих садах. Божия благодать пребывала на месте, хранящем Крест Иисусов. Так “Крест пришел к Златоусту”.

Весьма назидательна судьба тех богоборцев, которые ругались над святыней. Житель деревни Лапнево топором отрубил мизинец от Божественной стопы и похвалялся этим перед односельчанами. В тот же вечер при колке дров он поранил себе мизинец на ноге и через три дня в муках скончался от гангрены. Учитель соседней с Годеново Захаровской школы решил передать Крест как выдающееся произведение искусства, которое, он считал, скрыто от широкой публики в таком захолустье. Он написал письмо в Ростовский музей, сам его отвез туда, все там устроил. Возвращаясь домой взял в машину попутчицу, односельчанку, и довольный своим шагом, поведал ей новость — Крест заберет музей. “Да ты ж антихрист, чтоб руки-ноги у тебя поотсыхали!” — воскликнула та в сердцах. В тот же вечер учителя парализовало, он тяжко болел и умер через год, так и не раскаявшись.Сегодня храм Иоанна Златоустого — подворье Переславского Никольского монастыря и постепенно возвращается к своему былому благолепию: реставрируются как зимний в честь Боголюбской иконы Божией матери, так и летний в честь Святителя Иоанна Златоустого храмы. Сестры радушно принимают паломников, ревностно сохраняют порядок и чистоту в храме и на подворье, ведут небольшое хозяйство. И, конечно же, продолжают традицию — ведут летопись новых чудотворений от спасительной святыни — Креста Господня. Вот только некоторые строки этой новой летописи, свидетельствующие о неиссякаемой милости Божией к нам, грешным:

Приехали паломники из Ивановской области: два священника и с ними три женщины. Две из них были одержимы бесом: лаяли, кукарекали. Одна даже к кресту подойти не могла, все отскакивала назад. Она кричала хриплым грубым голосом:”Здесь святыня большая! И в Иерусалим ездить не надо, здесь Господь, здесь! Я раньше был светлым ангелом, да возгордился, спал с неба и вот теперь петухом кричу”.

Послушница Татьяна, у которой часто замечались истерические припадки, в июне 1997 года приложилась ко Кресту и неожиданно для всех закричала страшным голосом, залаяла собакой, потом затихла. Припадки с тех пор прекратились, только долго болело горло.

Паломники из Москвы рассказали о чудесном приумножении масла из лампадки от Животворящего Креста. Группе из сорока человек сестры дали немного масла в пластиковой бутылочке. Когда его поделили на всех, то заметили, что общее количество их масла значительно больше первоначально полученного в храме.

19 августа 1996 года на праздник Преображения Господня приезжали ко Кресту из Москвы супруги Александр и Ирина. Александр страдал от тяжких приступов почечной колики, но врачи не обнаружили причин его болезни. Обойдя много святых мест и не получив облегчения, с последней надеждой приехал Александр с женой к Животворящему Кресту. Заказали и отстояли молебен, а на следующий день поехали в Москву. Уезжали спокойные и уверенные, что теперь все будет хорошо. Александр сказал жене: «Где же еще исцелюсь, как не у Креста Господня ?» Но в дороге с ним вновь случился очень сильный приступ, едва хватило сил доехать до дома. Дома же боль неожиданно стихла, и скоро вышел большой, около сантиметра, камень в форме якоря, с двумя острыми концами. Приступы боли прекратились. Знакомые и врачи были оченьудивлены, так как с такими зазубринами камень самостоятельно не мог выйти, он непременно должен был бы зацепиться за стенки канала. Александр и Ирина с тех пор приезжают ко Кресту Господню каждый праздник Преображения Господня.

Молодой человек после войны в Афганистане мог передвигаться только с посторонней помощью и в инвалидной коляске. Однажды во сне явился к нему святитель Николай и сказал: «Если ты приедешь поклониться Животворящему Кресту в село Годеново, то получишь исцеление». Проснувшись, юноша стал просить родных отвезти его ко Кресту. Родственники долго не решались исполнить его просьбу, так как никто не знал, где он находится. Но юноша настаивал и сказал, что знает, как надо добираться, так как дорогу ему указали во сне. Благополучно приехав в Годеново, юноша причастился в храме Святых Тайн, заказал молебен и впервые самостоятельно встал из коляски. Через несколько месяцев он совершенно окреп и перестал нуждаться в посторонней помощи и инвалидной коляске.

Опять «со всех концов земли» стекаются к Животворящему Кресту за помощью люди.
Сказание о Животворящем Кресте указывает, что он явился “от греческой стороны” около 1423 года. Врумя его явления примерно совпадает со временем захвата Константинополя турками. В тот период многие греческие святыни явились на Руси. Многие его детали также утверждают в мысли, что этот Крест не мог был создан в нашем Отечестве. Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. Крестное древо, терновый венец на голове Распятого, препоясание когда-то были щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами, стразами и жемчугом от благочестивых жертвователей. На верхнем перекрестье есть греческие слова — “ставру икон”, что означает “образ Креста”. Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. “Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры”, — писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году.
В конце прошлого года группа реставраторов из Русского музея Санкт-Петербурга завершила работу по реставрации Животворящего Креста Господня. С помощью Божией долгий и кропотливый труд мастеров вернул святыне почти первозданный вид — липовое дерево отливает свежестью, открылись живописные изображения по краям Креста и на его вершине. На нас теперь глядят ангелы Божии, Богородица и любимый ученик Христов Иоанн Богослов. «Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI веке, свое новое рождение.Из под толстого потемневшего слоя Олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами святыня пришла к верующим в обновленном виде. Так постепенно, милостью Божией, за молитвы новомучеников Российских, зарастают язвы, нанесенные безбожным лихолетьем, говорит игумения Евстолия.

Сияет и поныне чудесный свет, явленный 580 лет назад. Силою Честнаго и Животворящего Креста побежда всякая неправда. Наши скорбныедуши стремятся сюда с верой и надеждой. Как снизсхождение к немощи человеческой являет нам Отец Небесный Свои благодатные знамения. И никто, приходящий ко Кресту, и сегодня не уходит посрамлен.

Людмила Данилова

 

Явленный Животворящий Крест Господень находится в храме святителя Иоанна Златоуста в Годеново, само же место сошествия Креста и святой источник – в Антушково, где теперь монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.
От Годеново до Антушково приблизительно 10 км.
Годеново находится в Ярославской области, а Антушково в Ивановской.
И направляясь из Годеново в Антушково, вы переезжаете из Ярославской области в Ивановскую.

Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново — 15 км, итого — 195 км.

Как проехать в Годеново на общественном транспорте: по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос.Приозерный до с.Годеново.
Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).
Как проехать в Годеново на машине: если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста.
Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста — заблудиться невозможно.

В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный.
После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново — тоже по указателю.
Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково — сначала будет Захарово, а далее дорога (насыпная дамба) через поля приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте.

От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово – тоже.
А вот от Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника,
где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.

Богослужения в храме Иоанна Златоуста в Годеново.
Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново открыт ежедневно с 7.30 до 20.00.
Богослужения каждый день, кроме понедельника и вторника, в 9.00 и 17.00.
Если праздник попадает на понедельник или вторник, то в этот день тоже проводятся Богослужения.

«Сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня» составлено со слов святого преподобного игумена Исайи по древнему преданию, в котором не только года и числа нет, но и «епископу тому имени за давностью» лет тоже нет: «священноиноцы и сказать не упомнили».

Время явления Животворящего Креста Господня сейчас трудно установить. Однако, как считал известный историк А.А.Титов в книге «Ростовские иерархи. Материалы для истории Русской Церкви», изданной в 1890 году в Москве, время явления — 1423 год. Другие авторы, как например, Г.К.Вагнер (1980), считают время явления 1425 год или указывают на ещё более поздние сроки — 1490 год. В настоящее время с большой долей уверенности можно предположить, что явления Животворящего Креста Господня произошло в более ранние сроки в конце XIV века.

Исследования событий, связанных с временем явления Животворящего Креста достаточно подробно изложены в книге Е.К.Бессмертной «Величайшая святыня. Животворящий Крест Господень. История явления и многовековое служение нашему отечеству» (Москва, 2005). Автор глубоко изучил архивные документы, связанные с этим событием: «При жизнеописании архиепископа Дионисия, занимавшего Ростовскую кафедру с 1419 по 1425 год, между прочим указывалось, что «по Ростовскому летописцу при Дионисии, на Сахотском болоте, в лето 6931, мая в 29 день явился животворящий крест с иконою святителя Николая Чудотворца». Это утверждение хотя и отсылает нас к Ростовскому летописцу, но со всей очевидностью вступает в противоречие с самим Обращает на себя внимание и частое упоминание только епископа, что косвенным образом удревняет время явления Животворящего Креста, так как только в 1389 году на Ростовскую кафедру вступил первый архиепископ святой Федор третий, с которого начался ряд Ростовских архиепископов (Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861). Обнаруживается , что в период с 1288 по 1364 год вообще отсутствуют какие-либо сведения из жизнеописания епископов того времени, тем паче не приведено ни одного имени, что заставляет думать о серьезных на то причинах. Так, известно, что Ростовский епископ Петр, вступивший на кафедру в 1364 году, после краткого управления сделался жертвой «черной смерти».

Не поэтому ли имени епископу «за давностью нет», на что с некоторым небрежением, с легкой руки того же А.А. Титова, не обращают должного внимания авторы более поздних публикаций. Это небрежение привело, можно сказать без преувеличения, к роковым последствиям. Поскольку в более поздних работах появляются исторические разночтения в числах и путаница в последовательности событий, священнослужители Никольского погоста были ввергнуты в сильное замешательство и смущение, что привело к самому неожиданному: главный праздник явления Животворящего Креста Господня и святого Николая Чудотворца был упразднен. Вот как объясняет сам настоятель Крестовоздвиженского храма Никольского погоста отец Николай Попов причину этого: «Дня явления иконы не празднуем потому, что только в последнее время (1890 год) опубликованы два сообщения о нем, ни и те, на наше несчастье, не согласны между собой, хотя сообщавшие их ссылаются на один и тот же источник».

История села Годеново, куда в годы богоборческой власти был перенесён Животворящий Крест Господень, также достаточна интересна. Известно, что в XVI веке село Годеново было усадьбою Ростовского князя Бориса Андреевича Приимкова из рода Рюриковичей (Богуславская В.В., 2002, Титов А.А., 1885). Внук его, князь Иван Никитич Приимков передал дедову вотчину «на помин своей души» ростовскому архиерейскому дому. С некоторых пор село Годеново считалось селом казенного ведомства. В нем было 29 дворов, проживало 80 человек, в приход Годеновского храма входило шесть деревень (на 1885 год). Долгое время здесь стояла деревянная церковь, которая за ветхостью была разобрана. В 1784 году по ходатайству священников и благочестивых жителей прихода было получено благословение архиепископа Ярославского и Ростовского владыки Арсения на построение каменного храма на месте разобранной церкви. Новая каменная пятиглавая церковь с шатровой колокольней была отстроена исключительно на средства прихожан, значительный вклад которых принадлежит Порфирию Кожину, владельцу картофельного завода деревни Баскач, а также заводчикам Базловым, крестьянскому семейству Долотцевых и другим вкладчикам богатой деревни Захарове Строительство храма с главным престолом св. Иоанна Златоуста (летний храм) и приделом Боголюбской иконы Божьей Матери (зимний храм) завершилось только в 1794 году.

Само место для построения церкви было избрано издревле. Ростовский историк А.А.Титов указывает, что во многих древних сказаниях и песнопениях славян и мерян это место почиталось особенно. Тому послужили, вероятно, находившиеся рядом крупные развалы валунных камней, привлекшие внимание наших далеких предков. Но и не только их. В свое время Ростовский митрополит Иона Сысоевич, известный своим строительным размахом и грандиозными постройками во многих монастырях, при возведении Ростовского Кремля (1670 г.) употребил годеновские камни для фундамента кремлевских зданий. Остальные же валуны были использованы уже при заложении годеновского храма. Вот в таком великолепии предстает храм Иоанна Златоуста в самом начале XX века. Известно, что псаломщик Николай Леонидович Смирнов считался не только хорошим регентом, но и неплохим художником. Последняя роспись в приделе Боголюбской иконы Божией Матери, скорее похожая на живопись, нежели на фрески, с головой выдает деревенского мастера-самоучку. Житель села Годеново Фаст Андреевич Мельников сделал для Животворящего Креста киот с открывающимся окошком, для того чтобы верующим людям приложиться к честным стопам Христа.

Крест долго стоял в этом киоте, который выполнял не только функцию сохранения святыни, но и всем своим обликом со сшитыми красивыми облачениями приближал всю композицию к иконе, но непривычной иконе — иконе Креста, Крест-иконе, что имеет на то основание. Ведь в верхней части Креста изображены греческие слова, означающие «ставру икон», то есть «образ Креста» или «Крест икона». В то время (1913 год) наша Российская Держава отмечала 300-летие дома Романовых. Очень может быть, что именно к этой дате обновили храм, ведь достоверно известно, что царский поезд останавливался в Петровском (г. Петровск), в Ростове. Царский кортеж доезжал и до города Переславля: можно предположить, с некоторой долей вероятности, так же, как ставит аналогичный вопрос Бессмертная Е.К. в своей книге «Величайшая святыня» (2005) не побывал ли последний русский Царь-мученик Николай II у великой святыни на Никольском погосте, не заезжал ли в село Годеново?

Как же оказался Животворящий Крест Господень в Годеново и где он находился там? На этот счёт нет определённого мнения. Но нельзя не привести изложение этого события из той же книги Бессмертной Е.К. «В эти тяжелейшие годы какого-то помрачения народа Господь являет свою милость, а св. Николай — свое заступничество. Крест спасают. Спасают всем миром, как это делалось всегда на Руси. И это еще одно чудо: обретение и перенесение Честного и Животворящего Креста, великой святыни, сравнимо разве только с перенесением честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.

И снова Годеновский приход. Ему выпала великая участь совершить маленький, но настоящий «крестовый поход» и вызволять святыню у врагов-нечестивцев. Именно мирным путем выкупа у последних, простой грубой сделки Крест Господень был перенесен с Никольского погоста в село Годеново тайно, под прикрытием ночи. Его несли всем «колхозом» прихожане Иоанно-Златоустовской церкви, среди них: председатель колхоза Василий Фомин, крестьяне Долотцев Иван Никитич, Кузнецова Надежда, Жилова Фаина Александровна, Долотцев Иван Иванович, Долотцев Осип Никитич, Минеев Николай Никитич, староста Годеновского храма Сметанин Василий Порфирьевич. Этот крестный путь можно видеть и сегодня. Достаточно выйти за деревню Захарово так, чтобы слева находилась деревня Новоселки, а справа — Никольский погост, и всмотреться вдаль: там по горизонту протянулась узкая темная полоса елового леса, вдоль которого проходит проселочная дорога от Никольского погоста в сторону деревни Новоселки.

Она и сейчас есть. Не доходя последней, она сворачивает в Годеново. Так «Крест пришел к Златоусту», так распорядился Господь, и на то Его святая воля. Время перенесения Честного Животворящего Креста с Никольского погоста в село Годеново уточняется. Убедительно звучит заявление В.Д. Кирсановой, уроженки деревни Захарово, что после того как перенесли Крест в Иоанно-Златоустовскую церковь, в 1933 году над семейством Долотцевых, Сметаниных, Фоминых и других, кто переносил Крест, нависла угроза, и под видом раскулачивания эти семейства были разогнаны и рассеяны.

Но все остались живы. Ф.А. Жилова участвовала в этом перенесении. Жилова Фаина Александровна — уроженка деревни Заречье, небольшой деревушки на пути от деревни Захарово ближе к Никольскому погосту. Самой деревни давно уже нет, остался старый сруб бани, еще заметный среди высокой травы недалеко от дороги. Но память о Фаине Александровне жива до сих пор. Местные жители деревни Захарово помнят ее хорошо, считали ее целительницей. Много крестьян обращалось к ней не только по своим немощам, но и по болезням скова и вообще по всякой нужде. Приезжало много людей и из других мест. За что была советской властью осуждена и какое-то время сидела в тюрьме, вероятно, до войны. Позже она переехала в город Ростов. Еще не так давно, лет 15-20 назад, ездили к ней деревенские жители навестить, и испросить помощи. Многим, многим она помогала. Фаину считают главной в переговорах с красноармейцами о «выкупе» Животворящего Креста Господня и переносе его в Годеновский храм. Она же и сама участвовала в этом крестном ходе».

Где находился Крест Господень в период с 1933 по 1945 г., существует две версии. Так, в издании 2003 года Свято-Никольского монастыря «Чудотворный Крест Господень» указано, что всё это время Крест находился в храме Иоанна Златоуста деревни Годеново. Но в этом же издании описывается, что в этот период храм Иоанна Златоуста был закрыт, колокола сброшены, священник арестован, Годеновский приход осиротел, и только в конце пятидесятых годов храм был вновь открыт. Трудно представить, что такая великая святыня как Животворящий Крест Господень в течение 12-15 лет находилась в частично разрушенном и закрытом храме. Не могли прихожане храма Иоанна Златоуста оставить Крест Господень без присмотра, на произвол безбожной власти настоль длительный период.

Существует и другая версия, которая также имеет место быть. Со слов благочестивой христианки, глубоко почитающий Крест Господень Капитолины Андреевны Пыряевой, прояснилось другое местонахождения Животворящего Креста в этот период. Как рассказывает Капитолина Андреевна, некоторое время Крест Господень хранила блаженная Жилова Фаина Александровна, активно участвовавшая в перенесении Животворящего Креста из Никольского погоста. Капитолина Андреевна, будучи ребенком, бывала в те далекие годы у старицы и видела благодатную помощь, которую оказывала Фаина с верой приходящих к ней людям. Крест, некоторое время, в глубокой тайне хранился у неё в простенке дома, до лучших времён. По свидетельству очевидцев, блаженная Фаина, умирая, произнесла пророческие слова: «…идите прикладывайтесь к Кресту и помните, что Крест всегда будет стоять в Годеново..».

Как бы там не было, главное, что великая святыня Животворящий Крест Господень сохранилась до наших дней в своём почти первозданном великолепие. И сегодня по Промыслу Божиему для нашего спасения и утешения стоят два монастыря — на месте явления и на месте пребывания образа Животворящего Креста Господня.

С использование материалов из книги «Годеновский Крест,
или сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня
и великого во святителях чудотворца Николая».

 

Годеновский Животворящий Крест

Образ Честного Животворящего Креста Господня в Годенове Ярославской области – уникальная святыня, возраст которой составляет около 600 лет.

Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме святителя Иоанна Златоуста.  Уже 20 лет как храм с его Животворящим Крестом является подворьем Переславского Никольского женского монастыря. Заново обретенная в 90-е годы прошлого века, святыня теперь известна всей стране. В дни празднования Годеново посещает до 10 тысяч человек в день, они едут поклониться Животворящему Кресту и попросить помощи.

«Радуйся, Честный Крест Христов, являющий нам любовь и долготерпение Божие». 

Из акафиста Животворящему Кресту

Животворящий Крест Христов – главный символ всего христианства, духовное оружие каждого христианина, вокруг которого сосредоточена вся церковная жизнь православных.

Две тысячи лет назад произошло величайшее событие в мировой истории: ради спасения человечества Господь наш Иисус Христос принял вольную смерть через Распятие на Кресте. Человек был спасен от проклятия греха и смерти, каждому из нас были открыты двери в Царствие Небесное, в вечную жизнь. Крест из орудия позорной казни стал орудием спасения. С тех пор Крест является знамением этого великого события. Крест – бытийный центр, а не только символ христианства. В запредельной высоте Голгофы решаются судьбы всего сущего. «Тот, кто познает тайну Креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей», - писал преподобный Максим Исповедник. По всему миру мы встречаем изображение Животворящего Креста Господня, благоговейно почитаемое многими поколениями христиан.

1423-й год вошел в историю Руси знаменательным событием – на ростовской земле явился Животворящий Крест Господень, который и поныне освящает собой все просторы России. За тридцать лет до завоевания мусульманами Константинополя и крушения великой православной державы Византии, правители которой именовали себя «императорами греков», явился с греческой стороны на небе посреди несказанного света Животворящий Крест Господень, с ним великий чудотворец Николай со святым Евангелием. Так Господь, явив Себя на Кресте простым русским людям, благоизволил передать Крест хранения православной веры от «греческой стороны» на русскую землю. После Византии Русь, Божиим произволением, стала хранительницей святого Православия. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», - прорек некогда старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монах Филофей.                  

В те далекие времена первыми Крест увидели пастухи, которые посреди непроходимых топей Сахотского болота по одним им ведомым тропинкам выгнали скот на богатые травой поля. 11 июня 1423 года внимание пастухов привлек свет неизреченный, изливающийся с неба на землю. Пробившись к нему через трясину, они увидели необыкновенное зрелище: в воздухе стоял Крест Господень, а рядом святитель Николай Чудотворец с Евангелием в руках. Как свидетельствует сказание, пастухи от страха «…падоша, аки мертвые на целый час». Когда сила Божия укрепила их, они услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь».

Предстоятелем за верующих в этом высоком Крестоношении Господь избрал святителя и чудотворца Николая – одного из самых любимых святых на Руси, безбоязненного поборника православного учения, которого церковь наша называет «правилом веры», «великим столпом благочестия».

Весть о чудесном событии быстро достигла Ростовского архиепископа Дионисия, который выдал благословенную грамоту на строительство заповеданного Господом храма. Но как воздвигнуть церковь на болоте? Местные зодчие посчитали такое невозможным и дерзнули заложить храм чуть поодаль. Господь вновь явил чудо. В первую же после начала строительства ночь поставленное основание новой церкви исчезло. Найти пропажу озадаченным строителям помог все тот же неизречённый свет, изливавшийся точно на месте явления Креста. Там же, в трясине, виднелись и бревна постройки. Теперь уже мастера сподобились услышать глас Божий, который повелел: «На сем месте поставьте церковь Мою. И будет благодать велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися; и будут многа исцеления».                                                    

Непостижимым для человеческого разума образом за одну ночь образовался поток, который собрал всю болотную воду, а на месте явления Креста образовался холм, на котором выстроить храм уже не представляло никакой сложности.                                                                                        

Освящать построенную церковь прибыл сам архиепископ Ростовский Дионисий, который долго и, как отмечает Сказание, слёзно молился перед святыней. С тех самых пор «проиде слава про чудеса Животворящего Креста…во многия страны».

В 1506 году в Никольском погосте случился пожар, и пламя объяло деревянную церковь. Местные жители самоотверженно бросились спасать святыню, но жар был столь велик, что нельзя было не то что войти в храм, но даже приблизиться к нему. Скорбь охватила сердца верующих, когда огненная стихия утихла, оставила после себя лишь дотла сожжённую церковь. Но Господь, как это часто бывает, явил Свой промысел, претворив злое в доброе. К изумлению жителей, посреди пепелища стоял совершенно невредимый Животворящий Крест.                        

9 мая 1752 года в жизни Никольского погоста произошло знаменательное событие. На святое место прибыл митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Будущий священномученик произнес проповедь, которая позже будет записана полууставом и приложена к Сказанию о явлении Животворящего Креста Господня.                                   

Этот архипастырь благословил в 1762 году постройку новой каменной церкви, которая должна была заменить ветхий деревянный храм. Каменная пятиглавая церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя святителя Николая Чудотворца была окончательно готова лишь к 1776 году.                             

Трагические события революций 1917 года, последующее лихолетье воинствующего атеизма не могли не затронуть храм на Никольском погосте, из которого были вынесены все сколько-нибудь ценные предметы. Богоборцы решили надругаться и над Животворящим Крестом. Однако Бог поругаем не бывает… Господь вновь явил Свою милость, не дав вынести Крест с того места, где Он повелел ему быть. Как ни старались нечестивцы сдвинуть святыню с места, сделать им этого не удалось. В бессильной злобе стали они пилить и даже рубить Крест, но и здесь их усилия не увенчались успехом. Дерево, став будто камень, не поддалось железу инструментов. Лишь на руке изображенного на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Божиих. Ничего не добившись, атеисты оставили святыню в покое.

Однако нашелся еще один богоборец, наблюдавший за происходящим. Возмущенный тем, что двое здоровых мужчин не могут справиться с куском дерева, он схватил топор и в злобе ударил по стопе образа Спасителя.  Кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал – он «победил».  По рассказам односельчан, человек этот прожил нелёгкую жизнь и в 70-х годах умер от заражения крови, поразившего на ноге именно тот мизинец, который он отрубил пятьдесят лет назад на образе распятого Христа.                                                                               

Из разоренного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивые местные жители решили перенести святыню в ближайший, подходящий для сохранения Креста храм. Таковым оказался храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново (Ярославская область), к этому времени он был закрыт, но не разграблен. Крест находится там и поныне. Пятиглавая каменная церковь с шатровой колокольней в селе Годеново была построена в 1794 году. Златоустовский приход был довольно большим, в конце XIX века в него входило шесть деревень. В разное время года здесь совершалось двенадцать крестных ходов в память о помощи Божией при различных бедствиях.                                    

В советское время храм Иоанна Златоуста был заброшен и к 1990-м годам стоял полуразрушенный. О том, что здесь хранится великая святыня – Животворящий Крест – узнали от паломников монахини Переславского Никольского монастыря. Настоятельница обители игумения Евстолия вспоминала: «О затерявшимся среди топких болот и озер в селе Годеново мы узнали случайно от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту…Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоуста, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удалённой от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники, и святыня приобретет значение всероссийской».

Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. По милости Божией молитвами святителя Иоанна Златоуста он вернул свою былую красоту. И нескончаем поток паломников, молящихся в его стенах.                                           

С 1997 года храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. Удивительным образом святой чудотворец Николай, являющийся небесным покровителем обители, снова вернулся оберегать святыню – чудотворный Крест Христов. Рядом с храмом во имя святителя Иоанна Златоуста, расположенном в селе Годеново, постоянно живут инокини. Насколько хватает им сил, терпения и любви, с помощью Божией, они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдалённого места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы подворья неоднократно были свидетельницами того, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда можно определить с первого взгляда. Настолько велика сила и власть Господня, посланная людям через святое Распятие, – спасающая, исцеляющая и милующая.                                        

В наши дни инокини продолжают прерванную временем традицию, собирая свидетельства чудесной помощи от образа распятого Спасителя.

Удивительно, что именно храм святителя Иоанна Златоуста с пределом Боголюбской иконы Божией Матери стал прибежищем небоявленной святыни. Не чудо ли, что представившийся в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня константинопольский святитель оказался ныне хранителем Креста, но уже не в Византии, а в России – её преемнице? 

По словам паломников, Годеново – место встречи человека с Богом. Здесь Сам Господь являет Себя людям, потерявшим пути к Нему. Годеновский Крест – напоминание нам евангельской истины, которую многие из нас забыли: «Ищите прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6:33).

Настоятельница Переславского Никольского монастыря Игумения Евстолия говорит: «Сегодняшнее почитание годеновского Креста является его вторым обретением. Крест, сошедший с неба в далеком XV веке, востребован современной Россией сегодня и призван в наше непростое время стать опорой для спасения многих».                                

Много было чудес и исцелений у тех, кто приезжал с верою помолиться у Животворящего Креста Господня молитв ради чудотворца Николая.  Приезжают православные ко Кресту со своими скорбями, болезнями и недоумениями, а уезжают утешенные, исцеленные, ободренные, получив благодатную помощь на пути спасения. Господь продолжает являть свою милость через эту святыню. Главное чудо последних лет, в период нашей новейшей истории: подвергнутый поруганию безбожников в церкви на месте его схождения на Никольском погосте, хранимый затем в безвестности в Иоанно-Златоустовском храме затерянного среди болот села Годеново, в губительных условиях холода, сырости, чудный образ Животворящего Креста Господня вдруг стал великой святыней, просиял на всю Россию.

На нерукотворном холме, на месте явления Животворящего Креста Господня, в 1998 году была основана монашеская община. К этому времени храм был полностью уничтожен, осталась лишь полуразрушенная колокольня. Было полное запустение и разруха, и трудно было представить, что через некоторое время в этом глухом, труднодоступном (а когда-то оживленном и густонаселенном) месте на границе Ярославской и Ивановской областей с Божией помощью и усилиями игумена Бориса (ныне почившего) начнется строительство монастыря. Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года: была построена деревянная часовня и отслужен молебен 27 сентября, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовозвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.                                                                         

Как видимое свидетельство гласа с Небес, возвестившего почти 600 лет назад о той особой благодати Божией, которая «…будет на сем месте…», сияют золотом купола мужского монастыря Животворящего Креста Господня, далеко разносится звучный благовест колоколов. С верой и благоговением спешат паломники на святое место Сошествия Креста Господня, прося помощи и утешения, как и в прежние давние лета идут помолиться, обретая на сем месте благодать и помощь Божию силою Животворящего Креста Господня, под покровом Божьей Матери, молитвами Николая Чудотворца и святых благоверных князей Бориса и Глеба.                                                                                             

Крест, попранный и снова воздвигаемый – вот смысл событий, недавно пережитых нашей страной. Живое ощущение Креста, поруганного безбожниками, гонимого из России в начале трагического XX века и возвращающегося в нее в конце XX столетия. Болезнь и скорбь часто посылаются за отступление от Креста, от веры. А обращение к Кресту с искренним покаянием – это начало выздоровления.

Один из казаков, несущих службу у Креста, рассказывал: «Однажды зимой, в мороз и метель, я шел по дороге в Годеново. Из-за сильного снегопада храма невозможно было разглядеть, да и вообще не было ничего видно. А когда я подошел поближе, храм как-то вдруг проявился. И в душе отложилось, что это такой остров спасения, туда попал и спасся».

Крестом Своего Распятия Господь открывает нам пути спасения.

Материал подготовила ведущий специалист отдела паломнических и туристических услуг Паломнического центра ИППО «Святая Земля» Людмила Дерябина

Фото с сайта http://www.pravoslavie.ru

Паломнический центр ИППО «Святая Земля» приглашает в паломничество к Животворящему Кресту Господню

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА - Сайт godenovo!

Радуйся, честный Крест Христов, являющий нам
любовь и долготерпение Божие.

Из акафиста Животворящему Кресту 

Крест пришел с неба, «со стороны греческой», и возможно является константинопольской святыней, чудесным образом перенесенной в Россию за 30 лет до падения христианского царства Византии. «Москва – Третий Рим, и Четвертому не бывать!», –  прорек некогда в псковской глубинке инок Филофей. Как в те далекие времена еще полная грубых языческих обычаев Русь могла стать святой и нести всемирное служение Православия? Человеческому уму непостижимы пути судеб Божиих. Но, бросая взгляд через века, изумляешься, как претворялся Божий Промысл в судьбу России через реальные события истории. Одним из таких событий и стало явление в глуши Ростовских болот Креста, названного по своему первообразу – Животворящим, и вместе с ним – образа святого Николая, покровителя этих мест. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни – 29/11 июня 1423 года. Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста,* увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но завороженные неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу  Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».

Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовскую кафедру, благословил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм.

В начале XVIII века священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – здравие».

 

Сказанiе о явленiи (читать >>)

Историческое дополнение к сказанию. Благочестие князей Львовых. (читать >>)

Как появился Животворящий Крест в селе Годеново? | Культура

Многие всерьез считают его константинопольской святыней, перенесенной в Россию чудесным образом за 30 лет до падения христианского царства Византии. По крайней мере, даже историки соглашаются с тем, что стиль изображения и надписи свидетельствуют о том, что Крест не мог быть сотворен в России.

Святыня является резным изображением Спасителя на Кресте в человеческий рост. Сверху есть греческие надписи — «ставру икон», что означает «образ Креста». Сам Крест — деревянный, вырезан из липы. «Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры», — писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году. Примечательно, что, по мнению врачей, именно это изображение Иисуса — наиболее анатомически правильное.

Недалеко от этого места была построена Церковь Святителя Николая, образ которого явился вместе с самим Крестом. С того момента начались многочисленные истории помощи и исцелений, происходящих в этом месте. Исполняется пророческое сказание о явлении Креста: «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны».

Священнослужители начали подробно записывать истории, связанные с исцелениями от Креста Господня. Первая такая книга сгорела при пожаре, однако запись продолжилась в других книгах, появившихся позже, и ведется до сих пор. Благодаря многовековой летописи, мы узнаем о случаях исцеления от беснования рядом со святыней, исцеления от эпилептических припадков, болезней опорно-двигательного аппарата, сердца, суставов, органов зрения, кожи, описаны также случаи избавления от депрессии, астмы, бесплодия и даже исцеления от онкологических заболеваний и ДЦП.

Начало тридцатых годов нашего века принесло этому месту серьезные испытания. Богоборцы пытались уничтожить Крест различными способами, однако все их попытки были обречены на неудачу. Крест пытались сжечь — он не горел, его пытались распилить, но зубцы пилы натыкались на что-то твердое и ломались, топор не смог разрубить его. В связи с попытками уничтожить Крест вспоминают несколько историй, связанных с теми, кто рьяно пытался это сделать.

Так, житель окрестной деревни, который таки умудрился отрубить мизинец Спасителя, через несколько дней поплатился за это — поранил себе стопу ноги (причем тоже мизинец) и вскоре умер от гангрены.

Учитель соседней школы решил передать Крест музею как выдающееся произведение искусства. Он договорился с властями, организовал перевозку и был очень доволен плодами своих трудов. На обратном пути он решил похвастаться перед женщиной, почитавшей Крест, но она его не поддержала, а, наоборот, прокляла. Мужчину парализовало в тот же вечер, и через год он умер.

Сегодня храм Иоанна Златоуста, теперешнее пристанище Животворящего Креста Господня, является подворьем Переславского Никольского монастыря. Сестры с гостеприимством принимают паломников, сохраняют порядок и чистоту в храме, обустраивают хозяйство. Сестры утверждают, что могут принять паломника даже ночью, если он специально приедет поклониться святыне. Оказывается, и такие случаи бывают — человек может приехать из Москвы, это более 4-х часов езды, не считая пробок, чтобы на какие-то десять-пятнадцать минут приложиться к Кресту и поехать на работу.

Величайшие святыни всегда вызывали различное отношение к себе — от поклонения и почитания до сильного пренебрежения и желания уничтожить их. В любом случае, каждый, соприкасающийся с ними, ощущает что-то таинственное, могущественное, выходящее за рамки нашего сегодняшнего понимания.

Чудотворный Животворящий Крест в Годеново – чудеса исцеления

В тихом живописном месте, вдали от городской суеты возвышается среди полей и лесов ярославской земли храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново. Несмотря на значительную уединенность и отдаленность храма от транспортных развязок, не иссякает в это святое место поток паломников. Люди едут поклониться величайшей православной святыне – Животворящему Кресту Господню.

История явления Креста

Воистину чудесна история явления Чудотворного Креста на российской земле. Сказание повествует нам, что явилась эта святыня с «греческой стороны», и произошло это ровно за 30 лет (день в день!) до взятия Константинополя, которое ознаменовало окончательное падение Византийской империи – оплота Православной Церкви. 29 июня по старому стилю (11 по новому) 1423 года на Сахотском болоте пастухи увидели столп света, исходящего с неба на землю. Долго пробирались они к этому месту по непроходимым болотистым местам, а дойдя, увидели Чудо. В столпе света на воздухе стоял Животворящий Крест, а рядом с ним – образ Святителя Николая со Святым Евангелием в руках. И услышали они глас, возвещающий, что на этом месте будет возведен «дом Божий»,  и будет всем пришедшим сюда помощь и исцеления от Креста Господня.

Строители, которым было поручено строить храм, заложили основание церкви чуть в стороне от места явления Креста, так как место было сильно заболочено и непригодно для строительства. Однако в ту же ночь чудесным образом заложенный храм был перенесен на указанное Николаем Чудотворцем место, где образовался удобный для строительства холм.

С того самого времени, как построенная церковь была освящена во имя святителя Николая с пределом Животворящего Креста, стали приходить к Святому Распятию люди, получающие исцеления от святыни. В тех пор велась книга чудес, происходящих у Христова Распятия.

Не менее удивительна и дальнейшая судьба этой великой православной святыни. Пожар  «слизавший» с лица земли храм Николая Чудотворца, совсем не затронул самого Животворящего Креста. Люди испытали несказанную радость, раскопав на пепелище не тронутое огнем Распятие. Сказание свидетельствует, что на благодарственном молебне перед спасенным в пожаре Крестом, многим было даровано исцеление от недугов и другие милости Божии.

Уцелел Чудотворный Крест и в годы богоборчества, когда особо ретивые активисты всеми силами пытались уничтожить святое Распятие. Сначала они хотели вынести святыню из храма, чтобы прилюдно сжечь ее. Но, какие бы усилия они ни прилагали, сдвинуть с места легкий деревянный Крест они не смогли. Тогда в ход пошла пила. Но и она оказалась бессильна перед Животворящим Крестом. Одному яростному атеисту удалось лишь отрубить топором небольшой кусочек мизинца образа Спасителя, распятого на Кресте. Односельчане этого человека позже свидетельствовали, что умер он спустя 50 лет от заражения крови, начавшегося именно с того пальца, который он повредил на образе распятого Христа.

Когда Крестовоздвиженский храм, в котором находилось Распятие до советских времен, был разрушен, святыню перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Годеново. Сейчас Златоустовская церковь является подворьем женского Свято-Никольского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском. Сам Чудотворец Николай, который по чудесному Божьему промыслу представился именно в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и поныне ревностно хранит величайшую древнюю святыню. В этом же храме находится чудотворная икона святого Николая Мирликийского.

Судьба Годеновского Креста поразительна и полна необъяснимых событий и явлений. Хотя необъяснимы они только для людей далеких о веры. Тем же, кто верует в Господа, вся история Нерукотворного Креста в Годеново – это неопровержимое доказательство силы и милостей Божьей, дарованных нам, маловерным и немощным.

Чудеса исцеления у Животворящего Креста в Годеново

С момента, когда храм Иоанна Златоуста был передан Никольскому монастырю, сестры заботливо ведут летопись чудес, происходящих у Животворящего Креста. К сожалению, пожар, уничтоживший Никольский храм на болоте, не оставил нам и книги, в которой фиксировались исцеления прошлых времен. Однако, стараниями многих людей часть этих свидетельств была собрана вновь и записана. Стоит обратиться к этим записям и убеждаешься, что помощь Господа рядом – от нас нужна только вера.

Фотография с сайта sudogda.ru

К Годеновскому Кресту едут люди со всех сторон света, едут приложиться к святыне с разными проблемами. Кто-то просит помощи для детей, кто-то с надеждой обращается к Господу о возвращении мира в семью, кто-то о даровании детей. Люди приходят поклониться святыне в скорбях и в болезнях, и по вере нашей дарует Господь чудеса.

Исцеления случаются от различных недугов – ожоги, травмы конечностей, болезни позвоночника, заболевания внутренних органов (печени, почек, легких, сердца), онкология, тяжелые психические болезни и пр. Список можно продолжать бесконечно. Приведем малую толику свидетельств, зафиксированных инокинями Никольского монастыря.

Ирина из Мытищ пишет о брате своего мужа, у которого диагностировали туберкулез. Диагноз был подтвержден высококвалифицированным специалистом, и больного госпитализировали в туберкулезную клинику. Ирина с мужем, переживая за родственника, отправились в Годеново. Спустя несколько дней после горячей молитвы за болящего у Креста, диагноз был изменен на пневмонию. Больной быстро поправился.

Александр из Москвы исцелился от тяжелых колик, причины которых никто из врачей не мог установить. В Златоустовском храме они заказали молебен, отстояв который, поехали домой. По приезде после сильного приступа колик у Александра вышел большой камень, который на обследованиях не был обнаружен. С тех пор боли больше не возвращались.

Святой водой, освященной на молебне Чудотворному Кресту, получила избавление от хронической формы пиелонефрита 30-летняя москвичка Анна Минаева.

После посещения Годеново чудесным образом исцелилась от гепатита неясного происхождения еще одна москвичка – Вера Васильевна Орлова.

Многие записи повествуют о чудесных исцелениях от последствий травм. Например, у Татьяны Ивановны Сотниковой из Иваново после того, как она приложилась к Кресту, прошел сильно болевший травмированный палец на ноге.

Травма на войне в Афгане обездвижила одного молодого человека. Однажды ему приснился Николай Чудотворец, призывающий приложиться его к Животворящему Кресту. Уговорив родственников отвезти его в Годеново, молодой человек приложился к святыне, причастился в храме и заказал молебен. Исцеление произошло на глазах у прихожан – впервые он самостоятельно встал с инвалидной коляски.

Москвичка Маргарита получила тяжелую черепно-мозговую травму, попав под машину. Последствия были настолько серьезными, что она осталась инвалидом. Родные отвернулись от нее. С большим трудом добралась она до храма в Годеново, где ей произошло явление Святителя Николая. Свидетели говорят, что видимые признаки исцеления произошли тут же – походка стала уверенной и быстрой, стала двигаться правая рука, почти полностью восстановилась речь.

Фотография с сайта orthpoto.net

Записаны случаи исцеления и от кожных заболеваний: от псориаза излечилась Ксения из Херсонской области, от тяжелой экземы, которую не могли вылечить врачи, получила исцеление маленькая дочь семьи Игнатьевых из Москвы.

У Животворящего Креста часты случаи избавления от психических расстройств и беснования. Прихожане часто становятся свидетелями того, что некоторые приезжающие не могут подойти к Кресту, начинают кричать, гавкать или кукарекать.

Среди паломнической группы из Брянска в молебне у Христова Распятия участвовала болящая Наталия, которая не говорила с трех лет. Паломники рассказывают, что она обратном пути Наталия вдруг начала произносить первые слова.

Переславский врач Игорь рассказал, как по настойчивой просьбе привез к Кресту инвалида Александра, страдавшего душевным заболеванием. На вопрос, почему он не носит нательный крест, Александр ответил, что тот слишком тяжелый. После того, как он приложился к Святому Чудотворному Распятию, больной сказал, что теперь он может надеть нательный крестик. Теперь Александр часто просится в Годеново. Его состояние значительно улучшилось, стали реже беспокоить галлюцинации.

За многовековую историю разных свидетельств исцелений собралось очень много, и каждый год они прибавляются.

Как доехать к Животворящему Кресту в Годеново

Общественным транспортом добраться до храма Иоанна Златоуста весьма затруднительно. Поэтому лучше ехать на машине или с паломнической службой. Однако, если нет таких возможностей, то из Москвы от м. Щелковская идет междугородный автобус в сторону Ярославля. Выйти надо на станции «Петровск». Далее нужно сесть на местный рейсовый автобус, который ходит 2-3 раза в день, и ехать на нем до остановки «дер. Годеново».

Если ехать на автомобиле из Москвы, то по Ярославскому шоссе от МКАД двигаться 160 км до г. Петровск. Далее нужно следовать указателям «Животворящий Крест Господень, с. Годеново». От Петровска расстояние составит около 16 км.

Храм открыт для посещения ежедневно с 8.00 до 20.00, однако приложиться к открытым стопам Животворящего Креста Господня можно лишь по пятницам, субботам и воскресеньям.

Службы в храме совершаются ежедневно, кроме понедельников и вторников. В 9.00 – Божественная Литургия, а в 17.00 – Вечерня.

Как бы не был труден путь к Златоустовскому храму, это путешествие совершить стоит. Благодатная сила Святого Христова Распятия неизреченным образом действует на тех, кто сподобился посетить это место. Приложившись к Кресту, многие не хотят уходить, стремятся снова припасть к святыне, испытывая такую благодать, которую невозможно описать словами.

ГОДЕНОВСКИЙ КРЕСТ - Древо

Годеновский Крест. Фото после реставрации
Образ Честного Животворящего Креста Господня в Годеновском Иоанно-Златоустовском храме

Описание

Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. Крестное древо, терновый венец на голове Распятого, препоясание когда-то были щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами, стразами и жемчугом от благочестивых жертвователей. На верхнем перекрестье есть греческие слова ставру икон, что означает «образ Креста». Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. Многие детали указывают, что этот Крест был создан в ромейской грекоязычной среде.

Около начала XXI века группа реставраторов из Русского музея Санкт-Петербурга завершила работу по реставрации образа. Долгий и кропотливый труд вернул святыне почти первозданный вид - липовое дерево отливает свежестью, из под толстого потемневшего слоя олифы открылись живописные изображения по краям Креста и на его вершине. Стали ясно видны ангелы Божии, Богородица и любимый ученик Христов Иоанн Богослов.

Годеновский Крест. Фото перед реставрацией

История

Около 1423 года [1] на Сахотском болоте в Ростовских пределах произошло чудесное явление образа Животворящего Креста Господня и образа чудотворца Николая Мирликийского, сошедших с неба. Крест происходил «от греческой стороны» [2] - именно в ту пору, в преддверии падения Константинополя в турецкие руки, многие святыни из гибнущей Восточно-Римской империи стали переноситься в Россию. Первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма для строительства храма во имя святителя Николая. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой, при чём прозвучал голос: «На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления».

С той поры во множестве стали происходить тут чудеса и исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, недужные здравие. По слову «Сказания о явлении Креста», «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны». Чудеса стали записываться в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись чудотворений была возобновлена. Из этих последующих записей можно узнать о разнообразных исцелениях, происходивших после молений пред Животворящим Крестом и помазания святым маслом от Распятия.

После октябрьской революции на Никольском погосте создали колхоз, но существовал он недолго, т.е. хозяйство разваливалось, дела не шли. Начало 1930-х годов стало временем страшного глумления над святыней - её бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но Крест оставался невредим, воочию являя собой чудо. Тогда святыню бросили в болото. Тогда с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма - Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай и Сметанин Василий - перенесли Животворящий Крест в свой храм. Среди богоборцев, покусившихся на святыню, некоторые сделались известными примерами Божией кары: житель деревни Лапнево, который топором отрубил мизинец от Божественной стопы и похвалялся этим перед односельчанами, поранил себе мизинец на ноге и через три дня в муках скончался от гангрены; учитель соседней с Годеново Захаровской школы решил передать Крест в Ростовский музей, сам его отвез туда, но в тот же вечер был парализован, тяжко болел и через год умер.

Хроника чудес, происходящих от Креста, пополняется и поныне. Летопись ведут сестры Переславского Никольского монастыря.

Использованные материалы

  • Данилова, Людмила. Годеновский Крест // официальный сайт Ярославской епархии:


[1]  Дата по «Сказанию о Животворящем Кресте».

[2]  Указание по «Сказанию о Животворящем Кресте».


Смотрите также

Описание: