Где находится галерея айвазовского в крыму
Феодосия * Картинная галерея Айвазовского
Когда произносят фамилию Айвазовский, неизменно возникают ассоциации с морской стихией... И несомненно: никто из художников так живописно и вдохновенно не изображал море, как Иван Константинович. Впервые я увидел работы Айвазовского в Петербурге, тогда ещё Ленинграде, в Русском музее в начале 1990-х годов, в том числе и знаменитый "Девятый вал". С тех пор немало повидал его картин в разных музеях, но всегда хотелось побывать именно в Феодосии, на родине художника, на том самом море, которое он любил, в тех самых местах, которые его вдохновляли
В галерее... Море на полотнах Айвазовского словно живое: оно светится, дышит!
Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, но домом своим считал Феодосию...
"Мой адрес — всегда в Феодосии", — сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову. Куда бы ни уезжал художник — в Петербург, Москву, Париж, Венецию, Константинополь или Нью-Йорк, — он всегда возвращался в родной город
Все фото сделаны на смартфон:
Напротив галереи здание кафе, стилизованное, весьма удачно, под старину, оно в том же стиле, что и сам дом художника. Романтическое название "Под Луной" настраивает на лирический лад: Луну Айвазовский любил изображать в своих пейзажах
Экспозиция картинной галереи располагается в двух зданиях: собственно Дом Айвазовского ("Вилла Маэстро") и Дом сестры художника
А вот и сам дом Айвазовского
Фасад дома капитально отреставрирован совсем недавно, в этом году, к 200-летию художника. Здание, которое до этого имело бледно-жёлтый цвет, приобрело оттенок шафрана. Кстати, в 1970—1980-е годы прошлого века галерея была окрашена в тёмно-бордовый цвет, при этом исторический цвет фасада — серый. Его решили не возвращать
В 1845 году Айвазовский, тогда уже прославленный художник, покупает на окраине Феодосии на берегу моря небольшой земельный участок с плодоносящим садом, о котором писал:
"Удивительное место. Зимой почти всё зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать"
Дом строится по проекту самого Айвазовского в итальянском стиле неоренессанс. На его террасах стояли мраморные и керамические скульптуры, привезённые из Италии. В простенках между окнами на консолях были размещены керамические статуи, символизирующие четыре вида искусства, в нишах — мраморные скульптуры Венеры и Аполлона. По аттику были установлены слепки с античных оригиналов Венеры Милосской, Геры, Геркулеса. Перед парадным входом в дом, на ограждении террасы, — два керамических грифона. На одной из террас был сооружен фонтан, напоминавший бахчисарайский "фонтан слёз" (он был разрушен в годы оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1847 году художник завершает строительство дома. В то время должность городского архитектора исполнял итальянец Сантино Бекарио. Не исключено, что при проектировании и строительстве здания Айвазовский мог советоваться с ним
В 1880 году Айвазовский пристраивает к своему дому большой выставочный зал. Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки: любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота. Картинная галерея, примыкавшая к дому живописца, была рассчитана не только для экспонирования картин. Помещение обладало великолепной акустикой, в нём была устроена сцена — первые публичные подмостки Феодосии. Здесь выступали выдающиеся артисты и музыканты того времени
При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера
Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан
"Айвазовский" с палитрой и кистью взирает на море и дружелюбно приветствует гостей
Этот знаменитый памятник возле картинной галереи открыт 1 мая 1930 года. На открытии памятника присутствовал и писатель А.С. Грин. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила "взять паузу", во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств
В фойе, в ожидании эксурсии
Народ жаждет искусства... И правильно делает
Феодосия... Родной город художника
Картина "Старая Феодосия" (1839) была написана после пятилетней разлуки Айвазовского с родиной. Этот вид родного города с Митридатского холма 22-летний Айвазовский рисует в выпускное лето, завершавшее его обучение в Академии художеств
Довольно стандартный для живописи того времени, несколько манерный пейзаж крайне интересен с биографической точки зрения, ведь именно эта панорама Феодосии открывалась взору юного художника в те годы, когда он жил в родительском доме на самой окраине, возле Караимского фонтана на склоне Митридатского холма. С этой точки над старым городом доминируют склоны гряды Тепе-Оба, оканчивающиеся обрывистым мысом Святого Ильи, хорошо видны портовые сооружения, дома новой постройки с садами и, конечно же, романтичный силуэт любимой художником башни Святого Константина, рядом с которой в тот период ещё можно видеть арку Кайдагорских ворот
Создавая эту картину, вряд ли даже в самых смелых мечтах Айвазовский мог представить себе, что через тридцать с небольшим лет именно здесь, на вершине горы Митридат, на собственные средства, полученные от продаж картин и выставок, он выстроит новое здание Феодосийского музея древностей в стиле древнегреческого храма, которое будет возвышаться над городом, напоминая об античном происхождении Феодосии и о своём основателе
Начало экскурсии
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии, в обедневшей купеческой семье армянского происхождения. Отец художника — Геворк Айвазян после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме, и от этого брака родились три дочери и два сына. Первоначально торговые дела Константина Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизменённая фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем в Феодосию, записал себя на польский манер: "Константин Гайвазовский"
Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. С детства Ованес очень любил рисовать. Денег в семье на бумагу и карандаши не было, поэтому часто бродя по городу, он рисовал увиденное углём на выбеленных стенах. Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Первым разглядел художественные способности мальчика феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он дал мальчику первые уроки и дарил ему часто бумагу, карандаши и краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. Став в 1830 году Таврическим губернатором, А.И. Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию, а затем содействовал его поступлению в Петербургскую академию художеств. Во время учёбы в гимназии на рисунки моря Айвазовского обратила внимание одна из хороших знакомых губернатора Н.Ф. Нарышкина, входившая в круги петербургской художественной элиты. Через архитектора С. Тончи она попросила показать рисунки весьма одарённого, на её взгляд, юноши президенту Академии художеств Санкт-Петербурга А.Н. Оленину. Вскоре петербургский архитектор сообщил, что президент нашёл у автора рисунков большие способности к живописи и высказал твёрдое мнение за определение его в академию на казённый счёт
Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы: "Вид на взморье в окрестностях Петербурга" и "Этюд воздуха над морем", которая была отмечена серебряной медалью. Айвазовский был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину "Штиль". Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньш
Галерея Айвазовского. Феодосия. Крым
Галерея Айвазовского
Город Феодосия славится не только великолепными пейзажами, морем и пляжами, но и картинной галереей имени Айвазовского. В данной галереи собрано наибольшее количество полотен, которые появились из-под кисти выдающегося мариниста Ивана Айвазовского. Каждый посетитель города сможет насладиться не только настоящим морем, но и посмотреть неимоверной красоты и глубины картины, в которых художник отображает всевозможные грани морских просторов. Полное название галереи "Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. в г. Феодосия"
Географические координаты галереи Айвазовского на карте Крыма - N 45.0323, E 35.3827

Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. была основана художником летом в 80-м году девятнадцатого века. Галерея пользовалась огромной популярностью, как при жизни Ивана Айвазовского, так и после его смерти. Галерея была единственной в Российской империи, в которой выставлялись картины только одного художника. Галерея отличалась и постоянным разнообразием полотен. Это было связано с тем, что картины часто отправлялись на всевозможные выставки и не возвращались, а художник, в свою очередь, творил новые произведения, таким образом, пополняя пробелы на стенах галереи. Айвазовский завещал свою галерею городу Феодосии, и в 1922 году она стала государственным музеем. Спустя восемь лет, городская всласть установила при входе в Национальную картинную галерею бронзовый памятник художника, показав свою благодарность и вечную память выдающемуся маринисту-романтику.
Галерея расположена на улице Галерейной, дом №2 и дом №4. В первом корпусе галереи, в доме №2, представлены картины Айвазовского исключительно на морскую тематику. Во втором корпусе галереи, в доме №4, представлены картины художника на библейские и мифологические темы, а также произведения других выдающихся художников. Данный корпус был домом сестры Ивана Айвазовского, в котором можно ознакомиться с вещами семьи. Национальная картинная галерея имени Айвазовского является своеобразным центром искусства города Феодосия. Здесь собираются музыканты, актеры, художники. Данная традиция была основана еще при открытии галереи и действует по сей день.
Галерея является своеобразным магнитом для любителей и ценителей живописи, в частности морской тематики. В галерее собрано около 10 тысяч картин, из которых 417 работ принадлежат талантливому художнику Айвазовскому. Галерея Айвазовского одна из самых ярких достопримечательностей города Феодосия и пожалуй одна из самых посещаемых достопримечательностей восточного Крыма. В галерею обычно ходят по 2-3 раза, охватить и насладиться всей галереей с первого раза не возможно. Обычно после 30-40 минут, все картины начинают сливаться и насладиться всеми красками полотен становиться практически не возможно. По этому, если Вы решили в полной мере насладится красотой картин великого мариниста Айвазовского то планируйте первое посещение в начале отдыха и второе перед отъездом.
Картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия - Не знающий своего прошлого

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.
1. Основное собрание Картинной галереи им. И.К. Айвазовского расположено в здании, принадлежавшем художнику
2. Перед музеем в 1930 г. установлен памятник Айвазовскому скульптора И.Я.Гинцбурга с надписью "Феодосия — Айвазовскому"
3.
4.
5. Основное здание картинной галерей посвящено Айвазовскому и его семье, здесь выставлены картины кисти Айвазовского
6. Сразу у входа на выставку висят два автопортр
Галерея Айвазовского в Феодосии
Крымский полуостров – это не только скопище музеев, природных заповедников и интересных мест. Это еще и родина многих известных личностей, которые оставили свой незабываемый, можно сказать, значимый след в различных сферах деятельности человека, в том числе и в искусстве.
Одна из таких личностей – Иван Константинович Айвазовский – известный на весь мир коллекционер, художник-маринист, меценат и баталист. Для тех, кто еще не знаком с его жизнью и творчеством, стоит упомянуть, что И.К. Айвазовский – это один из самых знаменитых художников армянских кровей, проживающих в XIX веке.
Начало большого пути юного художника
Родился Иван Константинович в семье не очень зажиточного в те времена купца – в городе Феодосии, что расположен на юго-востоке Крыма. С самого детства он увлекался художественным мастерством и музыкой. Впервые способности маленького мальчика к рисованию были обнаружены одним из лучших архитекторов в городе Феодосии – Яковом Христиановичем Хоком. Этот человек помогал мальчику развивать свой талант. Он обучал его искусству рисования, периодически дарил юному художнику карандаши, краски, бумагу и другие принадлежности необходимые для этого нелегкого дела.
Вскоре Иван Айвазовский был познакомлен с феодосийским градоначальником, который помог мальчику. После окончания училища, он помог ему поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1836 году его работы уже участвовали на выставке в академии, а в 1837 году он получил высшую награду Академии – «Большую золоту медаль» за свою картину под названием «Штиль».
Путешествия по Европе и возвращение в родной Крым
В дальнейшем жизнь Айвазовского коренным образом изменилась. Он много путешествовал, с 1844 года стал живописцем морского масштаба. Состоял профессором во многих академиях по всей Европе – это и Римская академия, и Парижская академия, и академия во Флоренции, а также многие другие. Карьера художника была весьма успешной и очень перспективной. Благодаря его морским работам – его стали узнавать. После путешествий по Европе художник отправился домой в родной Крым.
С 1845 года он начал проживать в своем родном доме в городе Феодосии, где на вырученные за время путешествий деньги, он построил свою школу искусств. Помимо этого, за средства Айвазовского было построено новое здание для Феодосийского музея древностей.
За всю свою жизнь он написал более шести тысяч картин, большая часть из которых выставлялась в его родном доме, еще при его жизни. 2 мая 1900 года он умер, перед самой смертью Иван Константинович успел закончить свою последнюю картину – «Морской залив». А в самый последний день своей жизни он принялся за написание картины – «Взрыв турецкого корабля», которая так и осталась незаконченной.
Его творчество ценилось всегда и остается таким же по сей день. Айвазовский осуществил огромнейший вклад в развитие мировой художественной культуры. Современники Ивана Константиновича давали достаточно высокую оценку его творчеству, так, например, остались записи И.Н. Крамского, который писал: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще».
Дом художника – народное достояние современности
Дом, где жил Айвазовский, был спроектирован и построен им лично в 1845 году. В этот же год, по всему дому было выставлено около 45 работ художника. Впоследствии он перестраивался и увеличивался – все это было необходимо для открытия новых выставочных залов. В 1880 году открыл свой первый зал с картинами – именно этот год считается годом создания галереи Айвазовского. В первом выставочном зале находились и находятся те картины, которые никогда не покинут стен этого здания. Художник желал, чтобы они навсегда остались дома в родных стенах.
После его смерти в 1900 году, галерея была передана в дар городу. Именно этого хотел Иван Константинович после своей смерти. Он верил, что люди, любившие его творчество, смогут сохранить его на долгие годы. В принципе, сейчас можно с уверенность сказать, что он был прав. По сей день его творчество ценится и уважается большинством современных художников и просто любителями живописи.
По истечению 22-х лет со дня смерти знаменитого на весь мир художника дом был назван государственным музеем имени Ивана Константиновича Айвазовского. На сегодняшний день му
Художник Айвазовский - картины, посвященные Крыму: lovers_of_art — LiveJournal
В 2016 году в Третьяковской галерее в Москве проходила выставка картин, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского. На выставке были представлены картины из разных музеев, разных стран, частных коллекций, более 100 экспонатов. Именно это событие и сподвигло меня к написанию этого поста.
Свой подбор картин художника я сделала в этом посте по тому принципу, что все они посвящены исключительно Крыму, в том числе, его морским пейзажам (это так или иначе указано в названии), эти картины находятся теперь тоже на территории разных государств и в музеях разных стран. А также я расскажу кратко о биографии художника.
Конечно, творчество художника не ограничивалось одной темой Крыма, он писал картины по впечатлениям от своих поездок: по странам Средиземноморья, в Америку (у него есть интересные картины водопадов этого континента), Египта и реки Нил, Северного Ледовитого океана, морских видов Петербурга и Балтики, русского Поволжья, Украинских степей и быта украинских крестьян, морских сражений России, на Библейские темы, на темы истории армянского народа, есть у него даже пейзажи Москвы - но все это предмет отдельного рассмотрения.
Тех картин, которые сейчас находятся на территории Украины - на выставке в Москве не было, это картины № 4, 9, 12, 14, 34.
1. А. В. Тыранов Портрет И. К. Айвазовского. 1841 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Я давно полюбила творчество художника, первые впечатления связаны с посещением музея в Феодосии, куда мы с родителями ходили, находясь на отдыхе, когда мне было пять лет. И вот, наконец, настал достойный повод, выпустить пост на эту тему. С тех пор я всегда, когда мне встречались, покупала альбомы с его репродукциями. К сожалению, альбомы советского времени не все обладали тем качеством печати, когда можно снять ксерокопию с такой репродукции и разместить в ЖЖ.
Прежде обратимся к истории.
В 18-ом веке на юге Польши сложилась крупнейшая в Европе армянская колония, армяне бежали сюда в свое время из Трапезунтской империи. Среди них и были предки художника, здесь же нашли пристанище также многие армянские семьи из Крыма.
Это были армяне, которые покинули свои дома в 1475 году, когда турки захватили Феодосию, которая тогда называлась Кафой, когда генуэзцы, которые правили Кафой в те времена, сдали город туркам. Турки начали истребление армян, отказывавшихся принять ислам.
Тогда, в 14-15 веке, Феодосия была крупным центром армянской культуры, здесь действовало 27 армянских церквей и известный монастырь Святого Креста, основанный в 1358 году, развивались традиции национального армянского зодчества, рукописного искусства, крымской школы миниатюры. Многонациональная Феодосия была второй родиной для многих армян, эти места в генуэзских источниках, сохранившихся в архивах Италии, зовутся "приморской Арменией".
После присоединения Крыма к России, в конце 18-го века, родственники художника переселились из Европы в Феодосию.
Сохранившийся с 14-го века в Крыму монастырь Святого Креста (армянское название монастыря - СУРБ-ХАЧ). Монастырь принадлежит Армянской Апостольской Церкви, он действует с 2008 года, в нем ведутся реставрационные восстановительные работы, при нем есть музей, его разрешено посещать туристам:
Вход в монастырь, на территории монастыря съемка запрещена:
На этой карте можно видеть Трапезундскую империю, откуда были родом предки художника:
Судьба, казалось, не сулила будущему живописцу великого будущего. Он родился 17 июля 1817 года в семье разорившегося купца, который ко времени рождения третьего сына, Ивана, работал старостой феодосийского рынка. Древний город, основанный в 6-м веке греками на черноморском побережье, к тому времени превратился в заштатный провинциальный городишко.
Семья Айвазовских жила в небольшом одноэтажном домике с белеными стенами, поглощенный заботами о добывании "хлеба насущного", отец семейства мало занимался воспитанием детей, однако был человеком образованным, знал несколько языков, много читал, и это, несомненно, отложило отпечаток на нравственную атмосферу семьи.
В раннем детстве у мальчика проявились незаурядные музыкальные и художественные способности, он без чьей-либо помощи научился играть на скрипке и хорошо рисовал. Первыми его детскими рисунками были копии с гравюр, посвященных греческой революции 1821-1829 годов. Айвазовский перерисовывал портреты греческих патриотов и эпизоды вооруженной борьбы против турецкого владычества.
Рисование, начиная с ранних лет, было главным смыслом его существования, у него не было зачастую бумаги и поэтому он рисовал углем на стенах своего дома. Один из рисунков случайно попал на глаза градоначальнику Феодосии Александру Ивановичу Казначееву. Казначеев принял горячее участие в судьбе талантливого мальчика: подарил ему ящик с красками и бумагу и пригласил его учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха.
Впоследствии, когда Иван заканчивает феодосийское уездное училище, Казначеев помогает ему определиться в симферопольскую гимназию.
В Симферополе Айвазовский много занимается копиями с картин и рисует с натуры, достигая очень существенных успехов в этом. Знакомая Казначеева, графиня Нарышкина, начинает хлопоты о зачислении Ивана в Петербургскую художественную академию на казенный счет.
В 1833 году юноша приезжает в столицу и поступает в академию в пейзажный класс к профессору Максиму Никифоровичу Воробьеву. Тогда обучение в академии длилось семь лет, от студентов оно требовало большого напряжения.
Профессор Воробьев был не только хорошим пейзажистом, но и баталистом, маринистом, он воспитал плеяду известных художников, таких как: Лагорио, Боголюбов, братья Чернецовы. Воробьев как художник более всего известен своими видами Петербурга.
Так работали «социальные лифты» во времена царизма. Мальчик, дед которого погиб, воюя против Российской государственности, стал одним из величайших русских художников. Хороший пример для нашего времени.
Айвазовский во время учебы много времени проводит в своем родном Крыму, он получил Большую золотую медаль в академии, эта награда позволила поехать ему в качестве пенсионера на два года в Крым, а потом и за границу.
В Крыму молодой художник знакомится с известными прогрессивными людьми своего времени: флотоводцами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым, с декабристами Одоевским и Нарышкиным.
После учебы в академии художеств Айвазовский путешествует по Европе.
Когда снискавший европейскую известность художник возвращается в Россию, его удостаивают звания академика и назначают художником при Главном военнооморском штабе.
Впоследствии его не раз награждали орденами и он получил чин тайного советника, таким образом войдя в высшую прослойку общества. Айвазовский вплоть до 80-ти лет трудился и исполнял свой долг.
Как художник он всегда был выразителем идей романтизма, а также свободолюбивых идей, которые в его время также выражали поэты и писатели Пушкин, Гоголь, Крылов, Белинский, Достоевский, композитор Глинка, декабристы, художники Репин, Крамской.
Художником владела тоска по детству, по Черному морю, по матери. Он часто ездил в Феодосию, параллельно путешествовал по всему миру: жил в Америке, Франции, Голландии, Англии, Грузии, Турции, Италии.
В Феодосии художник содействовал не только открытию армянской школы и типографии, он строил и ремонтировал церкви, основал художественное училище, археологический музей, способствовал проведению в город питьевой воды, прокладке железной дороги, помогал турецким армянам и армянским студентам.
_______________________________________
Россиянам некоторые эти картины сейчас воочию увидеть или невозможно, или сложнее, чем раньше. Так, например, друг мужа, генерал российской армии, не может навестить своих стареньких родителей во Львове, а приехать к сыну они также не могут по причине преклонного возраста.
2. У берегов Ялты,1874 г. Музей Луганск (Украина, Донецкая область)
3. Морской вид города Ялты. 1867 г. Воронежский художественный музей (Россия)
4. Крымский берег, 1986 г. Музей Львов (Украина)
5. Вечер в Крыу. Ялта. 1848 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
6. Наводнение в Судаке. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)
________________________________________
На следующих трех картинах - вид на гору Аю-Даг в Крыму, и со стороны теперешнего Артека (слева) и справа, с той стороны, где находится сейчас поселок Партенит. По иронии судьбы, после распада СССР, все три картины находятся теперь в разных государствах, хотя изображают то, что было когда-то в одном государстве.
7. Вид Крыма. Аю-даг. 1865 г. Национальная галерея Армении (дар А. Хаммера)
8. Ночь на берегу моря в Крыму. 1852 г. Русский музей в Санкт-Петербурге (Россия)

9. Ночь в Крыму, вид на Аю-Даг. 1859 г. Одесский музей (Украина)

10. Вид на Гурзуф. Частное собрание 1854 г.

11. Пушкин в Гурзуфе. Продано в Лондоне
12. Пушкин на берегу Черного моря. Николаевкий музей 1887 г. (Украина)

13. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1887 г. (выполнено совместно с И. Е. Репиным). Музей имени А. С. Пушкина. Санкт-Петербург (Россия)

14. Пушкин в Гурзуфе. 1880 г. Одесский музей (Украина)

А это современные фотовиды на гору Аю-Даг, со стороны Гурзуфа и со стороны поселка Партенит:
________________________________________
15. Старая Феодосия. 1839 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)

16. Вид Феодосии. 1845 г. Национальная галерея Армении
17. Феодосия. Восход солнца. 1855 г. Национальная галерея Армении
18. Пристань в Феодосии. 1856 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)

19. Феодосия. Закат солнца. 1865 г. Национальная галерея Армении
20. Корабли на Феодосийском рейде. 1897 г. Центральный Воннно-морской музей. Санкт-Петербург
21. Море. Коктебель. 1853 год Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)
22. Кораблекрушение во время Крымской войны. 1855 год. Местонахождение неизвестно

23. Кораблекрушение у Крымских берегов. 1870 г. Местонахождение неизвестно

24. Крым. Берег моря. 1860 г. Частное собрание

________________________________________
25. Бухта Коктебеля. 1874 год. Частное собрание

26. Прибой у берегов Крыма. 1880 год. Иваново, музей (Россия)
27. Крымское побережье у Ай-Петри. 1890 г. Петрозаводск, музей (Россия)

28. Буря во время Крымской войны. Крушение английского корабля (фрагмент). Частное собрание

29. Смотр черноморского флота. 1886 г. Центральный Военно-морской музей. Санкт-Петербург (Россия)
30. Прибой у крымских берегов. 1892 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия)
31. Восход солнца у берегов Ялты. 1878 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
32. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)
33. Севастопольский рейд. 1952 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)

34. Вход в Севастопольскую бухту. 1850-е г. Феодосийская галерея им. Айвазовского

35. Закат солнца у крымских берегов. 1856 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)
36. Вид в Крыму при закате солца. 1862 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)

37. Ночь в Крыму. 1871 г. Одесский музей (Украина)

38. Автопоррет. 1892 г. Феодосийская галерея им.
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым - «Айвазовский Без Очереди? - Да! Незабываемая картинная галерея с самой большой коллекцией работ художника. Встреча с Живым Морем, застывшим в движениях кисти! »
Уважаемые читатели, наблюдая этой зимой очереди, растянувшиеся на сотни метров в ожидании встречи с выездной выставкой картин Айвазовского, в год 200-летия художника, я с радостью вспоминала визиты в родной его дом. Приглашаю Вас в Феодосию, в уникальную картинную галерею Моря!
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия, Республика Крым

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Уважаемые модераторы, съемка в галерее разрешена, все фото сделаны мною лично
Впервые я оказалась здесь еще в детстве, потом - в подростковом возрасте, отдыхая в Феодосии с родителями. И уже тогда, завороженная, стоя перед морской стихией, навсегда запечатленной кистью, дала себе слово - приезжать сюда при каждой возможности.
Я его сдержала: каждый раз, оказавшись в Крыму, из любой его точки, мы приезжали в Феодосию. В гости к Айвазовскому.
И Грин с его Алыми Парусами, но это будет уже совсем другая история))
И в начале празднований 200-летия Художника пропустить этот обязательный пункт было бы преступлением.
29 июля 2017 г. исполняется 200 лет со дня рождения И.К. Айвазовского
Но это еще впереди, а сейчас - давайте заглянем в его Дом!
Феодосийская картинная галерея – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Открыта 29 июля 1880 года
Открыта при жизни Ивана Константиновича Айвазовского, в день его рождения. Расположена на побережье, у самого Моря. Того, что стало Музой и главным персонажем картин художника.
У галереи встречает гостей ее хозяин - памятник "Феодосия Айвазовскому" был установлен городом в 1930 году.

Феодосия Айвазовскому, 1930
Я не просто так назвала отзыв "Без очереди" - ее на входе действительно практически нет (10-15 человек, ожидающих несколько минут свою экскурсию - это не страшно))
Мы приезжали в будни и выходные дни, как правило, в первой половине дня. Для групп, приехавших с экскурсиями КрымТура и некоторых других операторов Крыма время забронировано заранее - не надо ждать ни минуты. Самостоятельные посетители набираются в группы (до 17-30 экскурсионное обслуживание) достаточно быстро.
На входе - проверка безопасности, все вещи, включая воду, необходимо сдать в гардероб (обычные сумочки и фотоаппараты разрешены)
При входе мы понимаем, что попали в Дом Художника!

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского. Бронзовый мольберт
Лестница на 2 этаж встречает портретами хозяина и его Героя:
"Неаполитанский залив утром", 1843

Айвазовский. Неаполитанский залив утром, 1843
Первый большой зал, частично - интерьерная комната, и, конечно - море!

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Здесь же можно купить репродукции разных размеров и наборы открыток.
Стихия и люди...

Айвазовский. Кораблекрушение, 1876
Неаполитанские пейзажи:

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
И одна из самых знаменитых работ:
Наполеон на острове Святой Елены, 1897

Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены, 1897
В следующем зале находится одна из сильнейших картин, что вспоминаю первой при имени художника:
От штиля к урагану, 1895

Айвазовский. От штиля к урагану, 1895
Не так много художественных работ меня задевают, не так много притягивает к себе как магнит. Возле этой стою долго, с разных сторон, с разных стихий.. Всмотритесь!!

Айвазовский. От штиля к урагану, 1895
И здесь же - маленький привет из дома - слева сверху -
Смольный монастырь, 1849

Айвазовский. Смольный монастырь, 1849, Суда на рейде, 1851.
В одном из последних на данный момент открытых залов (галерея реставрируется) - в отдельном зале - встречает сила и ярость воды - первородная, чистейшая - во всю стену:
Среди волн, 1898

Айвазовский. Среди волн, 1898
Кажется, слышен их низкий гул...
Одна из любимых картин, она говорит мне что-то счастливое и родное:
Море. Коктебель

Айвазовский. Море. Коктебель
В Галерее представлены не только работы Айвазовского. Здесь проходят временные экспозиции и выставки современных Крымских художников.
Выставка Натальи и Константина Мирошник "Дети моря":

Выставка Натальи и Константина Мирошник "Дети моря"
Крым прекрасен!

Выставка Натальи и Константина Мирошник "Дети моря"
Конечно, я купила репродукции. И набор небольших открыток - частицы моря надо увозить с собой в любом доступном виде!

Айвазовский - 200 лет триумфа. Набор репродукций-открыток

Айвазовский - 200 лет триумфа. Набор репродукций-открыток
Экскурсоводы замечательные, группы небольшие. Две экскурсии в одном зале не встречаются, от этого есть ощущение свободного пространства и возможность спокойно рассмотреть все работы.
В галерее прохладно - поддерживается необходимая для сохранения картин температура, и это особенно актуально крымским летом.
После завершения официальной части экскурсии можно свободно пройти по залам еще раз.
...а потом я вышла на набережную, вдохнула раскаленный воздух и долго смотрела на НЕГО - живое. Настоящее. Разное. Многоликое. Сильное и родное:

Феодосия. Набережная у Галереи Айвазовского
Полезная информация:
Время работы:
ежедневно, кроме среды - с 10:00 до 20:00, во вторник - до 19:00.
Стоимость входных билетов:
С экскурсиями днем: взрослые - 350 руб, пенсионеры и студенты - 200 руб, до 18 лет - 175 руб
Свободное посещение после 17:30: взрослые 300, остальные - 150, дошкольники - бесплатно
Есть льготные категории, акции и скидки, отдельные билеты на особые экспозиции.
Это, и всю актуальную информацию можно уточнить на официальном сайте Галереи
В последние годы мы приезжаем в музей из Судака, с великолепным Туроператором КрымТур, которому доверяем уже больше 15 лет, подробный отзыв-благодарность уже писала))
Посещение является частью экскурсии "Феодосия: галерея Айвазовского, музей Грина, церковь св. Саркиса, мечеть Муфти–Джами, фонтаны Айвазовского, Коктебель - дом-музей М.Волошина"
Ранее называлась "Литературная Киммерия".
Дорогой читатель, если летом, или в любое другое время года, Вы будете в Крыму - посетите Галерею Айвазовского в Феодосии! Его картины не оставляют равнодушными даже очень далеких от искусства людей - это стихия, это жизнь, это Море!
_______________________
Благодарю за Ваше внимание!
Предпочитаете сюрреализм?Сальвадор Дали ждет Вас во всех кругах Ада, Чистилища и Рая!
Картинная галерея художника Ивана Айвазовского в Феодосии
Автор Василий Крымов На чтение 6 мин. Опубликовано
Вопреки устоявшемуся мнению о том, что громкой славой и популярностью солнечный Крым обязан своим уникальным природным условиям и гостеприимному черноморскому побережью, помимо прочего, далеко за пределами полуострова этот край знаменит своим богатым историческим и культурным наследием. Издавна холмы Тавриды манили своим неповторимым очарованием талантливейших деятелей культуры и искусства.
Крым окрылял и становился колыбелью творчества Пушкина, Маяковского, Волошина. Волны Черного моря вдохновляли гения маринистической живописи Ивана Айвазовского на создание шедевров мирового масштаба. Было бы непростительно побывать в Феодосии, и не посетить Музей И. К. Айвазовского, чтобы поближе познакомиться с его творчеством и деятельностью как художника, мецената и коллекционера, а также узнать больше о жизни этого великого человека и его судьбоносном вкладе в развитие культурного и экономического потенциала города.
О музее
В настоящее время музей живописи Айвазовского по богатству собрания картин морской тематики, не имеет аналогов в мире. Музей расположен в двух корпусах. Уникальная коллекция картинной галереи им. И. К. Айвазовского сегодня насчитывает около 12 тыс. полотен. Здесь представлено наибольшее в мире собрание работ самого художника, которое насчитывает 417 полотен.
В числе выставляемых картин Айвазовского в Феодосии наиболее известные произведения автора — «Севастопольский рейд», «Море. Коктебель». Жемчужина экспозиции — самое масштабное живописное полотно под названием «Среди волн», впечатляющее своими размерами — 282 на 425 см. Посетители музея познакомятся не только с творчеством выдающего мастера. В галерее также постоянно проводятся выставки полотен современных авторов.
Помимо прочего, в галерее можно узнать об истории семьи художника, увидеть портреты самого Айвазовского, фамильные фотографии, документы и даже ценные вещи, которые хранятся в особой кладовой, или комнате-сейфе. Экспозиция этого зала поможет поклонникам и ценителям творчества Ивана Константиновича составить наиболее полное представление о стиле творчества и образе жизни известного мариниста.
Немногим известно, что Айвазовскому посчастливилось стать одним из самых состоятельных художников Российской империи. Еще при жизни он стал признанным гением. Об этом говорят преподносимые Айвазовскому в юбилейные и праздничные даты покрытые яркой эмалью поздравительные адреса, которые выставлены в горизонтальных витринах, богато украшенные чеканкой, драгоценными металлами. Жемчужиной коллекции заслуженно признан мольберт с блокнотом, обложка которого с ювелирным мастерством оформлена гравировкой с изображением морского пейзажа «Большой рейд в Кронштадте"полотна Айвазовского.
Представляют интерес предметы быта, принадлежавшие семье художника. Сегодня здесь в качестве экспонатов в витринах выставлены посуда и столовые приборы, такие редчайшие предметы декоративно-прикладного искусства, как чашки Императорского фарфорового завода с изображениями венценосных особ, шкатулка, украшенная вензелем Айвазовского из красного дерева, венецианское зеркало, статуэтки.
В соседнем здании, известном как Дом сестры художника, представлена малоизвестная широкой публике страница творчества Ивана Айвазовского. Здесь действует выставка полотен на библейские мотивы. Мастеру—маринисту также были не чужды размышления на возвышенные и вечные темы, о которых говорят его полотна «Крещение», «Тайная вечеря», «Хождение по водам», «Моление о чаше». Наследие художника живет и в работах кисти его учеников Адольфа Фесслера, Михаила Латри, АрхипаКуинджи, с работами которых также можно ознакомиться в этой галерее. Помимо этого, в музее действует выставка картин как современников знаменитого художника — Максимилиана Волошина, Льва Лагорио, Константина Богаевского, так и полотен западно-европейских художников-маринистов XVII—XIX вв.еков.
История национальной картинной галереи
История возникновение музея Айвазовского не менее интересна и величественна, чем творчество и вся жизнь мастера. Уже будучи именитым и всемирно известным деятелем искусств, повидав мир и став академиком пяти европейских академий, он возвращается на свою родину, дорогую его сердцу Феодосию.
Здесь меценат не только занимается творчеством, но и занимается возведением здания музея археологии и организацией городской библиотеки. Он инициирует строительство морского торгового порта и железной дороги. Его стараниями и по личному проекту в Феодосии появляется водовод.
Но делом его жизни становится строительство на берегу любимого им всей душой моря собственного дома в итальянском стиле, которому суждено было стать большой художественной мастерской. Ее стены стали школой многих талантливейших художников. Гостями дома в свое время были Иван Шишкин и Илья Репин, Антон Чехов и Павел Третьяков. Сам мастер создал здесь большую часть полотен. В 1945 году здесь была открыта его первая экспозиция.
В истории Российской империи галерея стала первым прижизненным музеем одного автора, которая пользовалась беспрецедентной популярностью и известностью далеко за пределами родины художника. Еще через 35 лет, в 1880 году, к зданию был спроектирован и пристроен выставочный зал. Дом Айвазовского в Феодосии стал настоящим культурным центром города. На специально устроенной сцене здесь выступали актеры Мариинского театра Николай Фигнер и Константин Варламов, музицировали Антон Рубинштейн и Александр Спендиаров, играл на скрипке Ованес Налбандян.
Свой последний и самый дорогой подарок родному городу Айвазовский сделал, когда перестало биться сердце великого художника. В своем завещании меценат передал здание своей картинной галереи со всеми находящимися в ней полотнами и прочими произведениями искусства в собственность родной Феодосии и Крыма. В 1922 году галерея получила статус уже государственного музея. В память о своем покровителе, так много сделавшем для культурного и экономического развития Феодосии, перед фасадом дома художника жители города установили бронзовый памятник Ивану Айвазовскому.
Узнайте, какой климат в Ялте?
Про детский оздоровительный лагерь «Ласпи» в Крыму читайте у нас.
Какие банки работают в Севастополе сегодня: https://poravkrym.ru/resorts/center/banki-v-sevastopole.html
Как добраться до музея и его контакты
Найти галерею Ивана Айвазовского в Феодосии несложно даже впервые приехавшему в город туристу. Как уже упоминалось выше, музей располагается в двух корпусах, по адресу:
- ул. Галерейная, 2 — Главный корпус, основная экспозиция картин И. Айвазовского;
- ул. Галерейная, 4 — Дом сестры художника.
Остановка транспорта: Станция «Феодосия».
Рядом находится: Краеведческий музей Феодосии, проспект Айвазовского, набережная Десантников.
Время работы: Пн, Вс — с 10:00 до 17:00, Вт — с 10:00 до 13:00. Летом — с 9:00 до 20:00.
Выходной день: Ср.
E-mail: [email protected]
Крым И.К. Айвазовского
Крым посещали и любили многие русские поэты и писатели, художники, музыканты, деятели театра и науки. С полуостровом связаны имена А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, М. Горького. Помимо И.К. Айвазовского, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, А. И. Куинджи и многие другие запечатлели удивительные уголки полуострова, который много значил в их судьбах и творчестве.
Впечатлениям знаменитых личностей от пребывания в Крыму посвящены представленные на выставке книги: «Крым: по следам забытых путешествий: заметки по литературно-историческому краеведению» Деремедведь-Эрбаш Е. Н. и «Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей» Кунцевской Г.Н.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии и в этом городе написал основную массу своих картин. В одном из писем Третьякову он так и пишет: «Мой адрес всегда в г. Феодосии». Здесь он создал самые выдающиеся свои произведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Привязанность Айвазовского к Феодосии видна в словах его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, своему родному городу.
Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве Айвазовского. Он больше всего любил море и чаще всего изображал Черное море. Как никто другой, он передал мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов. Природа Крыма, покорив его в детстве, всю жизнь питала его творчество.
И.К. Айвазовский способствовал постройке в Феодосии городского концертного зала, фонтанов, здания Археологического музея; в современном художнику «Указателе Феодосийского Музея древностей» есть упоминание о нём, как об одном из пожертвователей экспонатов. Он принял участие и во множестве других проектов. Так, он был попечителем двух гимназий — женской и мужской. В конце девяностых основал в Феодосии на свои средства приходскую трехклассную школу.
Постройка порта и проведение железной дороги в Феодосии — тоже дело рук Айвазовского. В преимуществах торгового порта в Феодосии он был уверен. Когда решение вынесено было в пользу Севастополя, он поехал в Петербург и своим влиянием в Морском министерстве добился пересмотра вопроса. Порт в Феодосии был построен за 1892-94 гг. В «Открытом письме о Феодосии» Айзвазовский пишет и о железной дороге, подчеркивая ее общественную полезность.
Расширившийся город страдал от нехватки питьевой воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь родному городу. Сначала он дал разрешение городу ежесуточно использовать 50 000 ведер воды из принадлежавшего ему Субашского источника, а в 1880 г. передал его полностью в собственность Феодосии.
Познакомившись с нуждою еще в детстве, Айвазовский всегда старался помочь нуждающимся, и сборы с выставок, которых было более пятидесяти, обычно шли на благотворительные цели. В его переписке, газетных объявлениях, отзывах о выставках всегда говорится, что вся входная плата полностью передается какой-либо организации для помощи — детскому приюту, вдовам, солдатам-инвалидам или на какие-либо другие цели. На витрине размещен один из каталогов: «Альбом выставки картин профессора И. К. Айвазовского 1894 г.» Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосию художественную школу-мастерскую. Он заботился и об устройстве в Феодосии библиотеки.
Археология Крыма также интересовала художника. В 1853 г. он обратился в Министерство уделов с предложением провести раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. И.В. Тункина в книге «Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871», конечно, много говорит об Айвазовском.
Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней черноморского флота было изображено Айвазовским. На выставке представлены издания середины XIX в., посвященные Крымской войне.
Крым посещали и любили великие русские поэты и писатели, художники, музыканты, деятели театра и науки. А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов прибыли сюда путешественниками. Л. Н. Толстой защищал осажденный Севастополь в период Крымской войны. Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. П Чехова и М. Горького привело на полуостров нездоровье: они вынуждены были подолгу жить здесь, надеясь на исцеление. Многие любили приезжать в Крым на отдых. Помимо И. К. Айвазовского, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. М. Васнецов, А. И. Куинджи и многие другие запечатлели удивительные уголки полуострова, который много значил в их судьбах и творчестве. Среди тех, кто посвятил свои труды изучению и описанию полуострова стоит упомянуть П. С. Палласа, П. И. Сумарокова, Н. И. Веселовского, А. Я. Фабра.
Впечатлениям знаменитых личностей от пребывания в Крыму посвящены представленные на выставке книги: «Крым: по следам забытых путешествий: заметки по литературно-историческому краеведению» Деремедведь-Эрбаш Е. Н. и «Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей» Кунцевской Г. Н.
В 1811 г. открылся Феодосийский музей древностей, в 1826 г. был открыт Керченский музей, в 1892 г. создан Склад местных древностей в Херсонесе. Героическое прошлое Севастополя в Восточной войне увековечено созданием в 1869 г. музея обороны. Созданная в 1887 г. Таврическая ученая архивная комиссия организовала музей древностей, в 1899 открылся естественноисторический музей.
В 1812 г. был заложен знаменитый Никитский ботанический сад. С целью развития сельского хозяйства в этом сложном регионе в 1883 г. был также открыт Симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей. Для изучения природного богатства в 1871 г. возникла Севастопольская морская биологическая станция, в 1897 — Севастопольский морской музей-аквариум.
Постепенно Крым стал известен и в качестве здравницы. В 1829 г. были открыты сакские, а позже и евпаторийские грязелечебницы. В 1868 году открылось Таврическое медико-фармацевтическое общество. Уже в начале XX в. в Ялте были открыты лечебницы для туберкулезных больных и детский санаторий в Алупке.
О Крыме много пишут сейчас, писали и в XIX веке. На витрине представлена аж четырнадцатая часть «Универсального описания Крыма» Кондараки В. Х.
Крым, словно магнит, приманивал путешественников своим климатом, своими видами, и помимо очень многих известных людей там, конечно, побывало множество менее знаменитых. Путешественники писали письма, оставляли записки и воспоминания. Издавались посвященные Крыму книги, печатались статьи в журналах. Повествование Бернова М. А «Из Одессы пешком по Крыму» — лишь один из многих примеров, достаточно необычный.
Ближе к концу 19-го века все чаще стали появляться всевозможные путеводители по Крыму и отдельным его городам и регионам, например, книга карманного формата «Для едущих в Феодосию». Путеводитель Сосногоровой М. А. в красном переплете представлен на выставке, множество изданий также претерпел путеводитель Москвича Г. Г., издававшийся в аналогичном оформлении.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии в семье небогатой, но по тем временам достаточно образованной. Способности мальчика в рисовании заметил городской архитектор, знакомый отца художника. Гимназические рисунки мальчика, посланные его отцом вместе с прошением о приеме в Академию художеств в Санкт-Петербург, были оценены. В 1833 г. Айвазовский был зачислен в Академию, где по окончании трех лет обучения получил золотую медаль как лучший ученик курса.
После окончания Академии художеств Айвазовский отправился в Крым на два года для самостоятельной работы. Он рисовал с натуры Южный берег, потом вернулся в Феодосию, где оборудовал мастерскую и приступил к работе. Генерал Н. Н. Раевский, проездом на Кавказ, был в мастерской художника и пригласил его принять участие в военной операции у берегов Мингрелии. В 1840 г. Академия отправила Айвазовского в творческое путешествие по Италии, По возвращении в 1844 г., решением Совета Академии художеств он был удостоен звания академика. В том же году им было получено новое, необычное распоряжение: «...художника Айвазовского причислить к главному морскому штабу... с званием живописца сего штаба, с правом носить мундир Морского Министерства...». Айвазовский выполнял заказы Министерства, отправлялся в экспедиции и походы.
В 1846 г. художник начал серьезно обустраиваться в Феодосии. Это вызвало недовольство Николая I, но, видя, что Айвазовский не поддается на уговоры, царь оставил его в покое. В Феодосии Айвазовский много рисовал. Он часто принимал гостей и активно участвовал в общественной жизни. В 1848 г. Айвазовский женился на Ю. Я. Гревс. От этого брака у него было четыре дочери.
В 1851 г. Айвазовский участвовал в маневрах Черноморского флота, обогативших его новыми впечатлениями. В 1868 г. художник предпринял путешествие на Кавказ. Он посетил Владикавказ, Северный Дагестан, Дарьялское ущелье, Шуру, Сухум, был в Закавказье и Армении. В следующем году он побывал в Египте чтобы присутствовать при открытии Суэцкого канала. В 1873 г. он уехал в Ниццу с выставкой картин, после побывал во Флоренции.
Почти ежегодно устраивались выставки картин в России. В 1880, 1882, 1883, 1886, 1887 гг. выставки проходили в Петербурге. С выставками Айвазовский бывал в Одессе, Киеве, Николаеве, Херсоне, Бухаресте, Риге, Берлине, Париже. В 1892 г. он предпринял путешествие в Америку, побывал в Нью-Йорке и Вашингтоне.
В Феодосии Айвазовский написал основную массу своих картин. В этом тихом городе он создал самые выдающиеся свои произведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Он был коренным жителем Феодосии. В одном из писем Третьякову он так и пишет: «Мой адрес всегда в г. Феодосии».
Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве Айвазовского. Он больше всего любил море и чаще всего изображал Черное море. Как никто другой, он передал мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов. Природа Крыма, покорив его в детстве, всю жизнь питала его творчество. Для художника было большой удачей, что он сумел избегнуть тяжелой доли многих современников и необходимости быть придворным художником. Он сумел претворить в жизнь мечту многих лучших людей своего времени, искавших свободной, независимой трудовой жизни.
Его влияние на весь уклад феодосийской жизни было огромно. В течение сравнительно короткого срока Феодосия превратилась из провинциального захолустья в красивый и богатый город. Привязанность Айвазовского к Феодосии видна и в словах его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, его родному городу.
И. К. Айвазовский способствовал постройке городского концертного зала, фонтанов, здания Археологического музея; в современном художнику «Указателе Феодосийского Музея древностей» есть упоминание о нём как об одном из пожертвователей экспонатов. Он принял участие и во множестве других проектов. Так, он был попечителем двух гимназий — женской и мужской. В конце девяностых основал в Феодосии на свои средства приходскую трехклассную школу.
Постройка порта и проведение железной дороги в Феодосии — тоже дело рук Айвазовского. В преимуществах торгового порта в Феодосии он был уверен. Когда решение вынесено было в пользу Севастополя, он поехал в Петербург и своим влиянием в Морском министерстве добился пересмотра вопроса. Порт в Феодосии был построен за 1892-94 гг. В «Открытом письме о Феодосии» Айзвазовский пишет и о железной дороге, подчеркивая ее общественную полезность.
Расширившийся город страдал от нехватки питьевой воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь родному городу. Сначала он дал разрешение городу ежесуточно использовать 50 000 ведер воды из принадлежавшего ему Субашского источника, а в 1880 г. передал его полностью в собственность Феодосии.
Познакомившись с нуждою еще в детстве, Айвазовский всегда старался помочь нуждающимся, и сборы с выставок, которых было более пятидесяти, обычно шли на благотворительные цели. В его переписке, газетных объявлениях, отзывах о выставках всегда говорится, что вся входная плата полностью передается какой-либо организации для помощи — детскому приюту, вдовам, солдатам-инвалидам или на какие-либо другие цели. На витрине размещен один из каталогов: «Альбом выставки картин профессора И. К. Айвазовского 1894 г.» Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосию художественную школу-мастерскую. Он заботился и об устройстве в Феодосии библиотеки.
Археология Крыма также интересовала художника. В 1853 г. он обратился в Министерство уделов с предложением провести раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Всего было раскопано 80 курганов. Золотые украшения из одного из них хранятся в Эрмитаже. В 1871 г. на средства художника было построено в Феодосии новое здание для Археологического музея. Тункина И. В. в книге «Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871», конечно, много говорит об Айвазовском.
В 1880 г., художник расширил свой дом, пристроив к мастерской огромный выставочный зал. Впоследствии он оставил его родному городу, нынче это Феодосийская картинная галерея. Рост картинной галереи продолжался и после смерти Айвазовского. Она не только пополнялась картинами, но и была существенно расширена.
Айвазовский был знаком с замечательными русскими флотоводцами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым, Литке, а с некоторыми из них был в дружеских отношениях. Исключительным проявлением внимания стало празднование десятилетия художественной деятельности Айвазовского в 1846 г., когда Корнилов пришел из Севастополя в Феодосию на корабле «Двенадцать Апостолов» в сопровождении пяти военных кораблей.
Среди достижений военно-полевой хирургии XIX в. многие на практике были применены именно в Крымскую войну, такие как наркоз и анестезия; первая помощь раненым оказывалась сестрами милосердия прямо на поле боя, что спасло многие жизни. Небольшие книги Shrimpton С. «The British Army and Miss Nightingale» и Пирогова Н. И. «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных» повествуют как раз об этих героических женщинах.
Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней черноморского флота было изображено Айвазовским.
Дважды изобразил он Синопский бой, последнее большое сражение парусных кораблей. С обороной Севастополя связаны следующие его картины: «Осада Севастополя» (написана в 1845 г.), «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя», «Буря у Евпатории», «Гибель английского флота у Балаклавы», а также некоторые другие.
Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день смерти, также была посвящена им русскому флоту. Она изображает боевой эпизод — «Взрыв турецкого корабля». Иван Константинович Айвазовский ушел из жизни 19 апреля (2 мая) 1900 г.
"Айвазовский с баллончиком": как художник хочет превратить Крым в галерею
07:5421.03.2019
(обновлено: 13:29 21.03.2019)
2403200
ЯЛТА, 21 мар – РИА Новости Крым. Молодой художник Владислав Подопригора создает шедевры там, где искусству, казалось бы, нет места – на невзрачных стенах, заборах, гаражах Ялты. Благодаря этому в Интернете, куда он выкладывает фотографии своих работ, его прозвали "Айвазовским с баллончиком". О своем творческом пути, сложностях в работе и желании превратить Крым в галерею 23-летний живописец рассказал корреспонденту РИА Новости Крым.
Стрит-арт выбрал меня, а не я его

"Я человек довольно увлекающийся и рисовал всем, чем можно. Постепенно я пришел к тому, чем занимаюсь сейчас. Скорее стрит-арт выбрал меня, а не я его, — признается художник. — Это (городские объекты – ред.) определенный масштаб, на холсте так не отыграешься, есть большой потенциал реализации идеи.
По словам Владислава Подопригоры, написание картин на уличных стенах позволяет показать их как можно большему количеству людей. При этом, уверен он, после создания каждой работы "идет обратная связь с обществом" – "она общается, живет".
"Искусство напрямую связано с реакцией общества. У любой картины должны быть зрители, которые формируют некую конъектуру. У нас, к сожалению, недостаточно галерей, где художники могут продавать свои картины, а те, что есть, сложно назвать успешными. Люди не готовы платить за искусство", — считает молодой человек.
Владислав Подопригора является ярким примером того, как любимое хобби можно сделать не менее любимой работой, которая приносит стабильный доход. Сейчас в его студии по художественной росписи стен трудится целая команда художников.

Работа художника Владислав Подопригора на здании теплопункта в Ялте
"Чтобы добиться успеха в творческой сфере, нужно быть полезным. Если ты умеешь выполнять задачи, ты — профессионал, ты умеешь донести ту или иную идею через свою призму. Позиция "я художник, я так вижу" многим мешает, я считаю это непрофессионально. Художник должен быть максимально увлечен своим делом, потому что наша профессия тяжелая. Чтобы выдать что-то стоящее, необходимо иметь жажду познания, трудолюбие и долю везения", — делится своим мнение он.
Неделя на картину

По словам Владислава Подопригоры, реалистичность его работ достигается благодаря использованию определенных техник.

Художник уточняет, что в среднем реализация одного проекта занимает около недели. При этом условия работы далеко не всегда комфортные.
"Каждый проект уникален, часто возникают неожиданные трудности. Например, краска не ложится и непонятно почему, — говорит он. — Погодные условия создают дополнительные трудности. Бывало, что работали в 50-градусную жару на высоте. Физически это сложно, поэтому монументальной живописью чаще занимаются парни".

Патриотическое граффити художника Владислав Подопригора на одном из зданий в Ялте
Шедевры живописи на стенах Крыма

Цель такого проекта молодой человек поясняет следующим образом: "Сейчас люди перестают ходить в музеи, многие даже не знаю, где они находятся. И есть другая проблема – стены увешены рекламой, уродливыми надписями. И я подумал: почему бы не перенести наше наследие, шедевры русских художников на стены улиц, чтобы их увидели, как можно больше людей? Так родилась идея перерисовывать работы художников в увеличенном масштабе на городских стенах".
Для реализации проекта живописец получил грант на молодежном форуме "Таврида", который проводится в Крыму, а после этого – разрешение на стрит-арт от ялтинских властей.
Здание Ялтинского центра культуры украсило патриотическое граффити"Сейчас молодежные проекты активно поддерживаются государством. Дорога молодежи действительно дается, если ты деятельный, есть голова на плечах, желание что-то создавать. У меня появилась идея, и я пошел с ней в администрацию города, получил необходимые разрешения — и в итоге проект начал реализовываться", — рассказывает художник.На данный момент в рамках проекта созданы две репродукции картины Ивана Айвазовского. Первая — копия "Девятого вала" на стене теплопункта в Ялте, вторая — "Бури" на одном из зданий на улице Севастопольская в Симферополе. Кстати, благодаря этим работам, воспроизведенным с потрясающей точностью, Владислава Подопригору и прозвали "Айвазовским с баллончиком".
По словам художника, на этом он и его команда не собираются останавливаться. В планах – украсить другие стены крымских городов.

Работа художника Владислав Подопригора на одном из зданий в Симферополе