Где находится фонтан самсон в петергофе


Самсон (фонтан, Петергоф) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2017; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2017; проверки требуют 11 правок.

«Самсо́н» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Струя бьёт вверх на 21 метр.

По первоначальному замыслу Петра I в Петергофе в честь победы над Швецией должен был быть создан фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но этот план не был осуществлен.

К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы, одержанной в 1709 г. Считается, что фигура Самсона [1] появилась в связи c тем, что Полтавская битва состоялась в день Самсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

По первоначальным замыслам, при создании Большого каскада в ковше перед ним фонтан не планировался и при жизни Петра I фонтана в ковше не было. Впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» установили в ковше перед Большим каскадом Петергофа в 1735 году. За всю историю существования Петергофа перед Большим каскадом было 3 фонтана «Самсон». Первый, установленный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Б.-К. Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор М. Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик П. Суалем. Но к 1801 году скульптура обветшала и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма М. Козловского. В то же время А. Воронихиным был спроектирован новый постамент.

Фонтан сильно пострадал в ходе немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя была утрачена. Вероятно, погибла от огня артиллерии в 1942–1943 гг. В 1947 году скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ М. Козловского воссоздали «Самсона», восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 года статуя была демонтирована и отправлена на реставрацию, а 17 апреля 2011 года возвращена на своё место.

  1. ↑ Самсон был назореем: в эпизоде со львом у него были длинные, не стриженные с рождения волосы; потерял он волосы (и силу) в эпизоде с Далилой.
  • Гусаров А.Ю. Петербург - столица фонтанов. Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. — СПб, 2008. — ISBN 978-5-901751-87-9.

Фонтан "Самсон" / Государственный музей-заповедник "Петергоф"

1735 г., скульптор Б. К. Растрелли.

1802 г., скульптор М. И. Козловский.

1947 г., скульпторы В. Л. Симонов, Н. В. Михайлов.

Идейным центром Большого каскада является скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть льва" – памятник великим русским победам. Она была установлена в честь 25-й годовщины Полтавской битвы – решающего сражения Северной войны. 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска, шведская армия была разгромлена.

Петра I еще при жизни сравнивали с другим Самсоном – библейским богатырем, первый подвиг которого, описанный в 14-ой главе "Книги Судей", заключался в победе над молодым разъяренным львом. Лев, как часть шведского герба, символизировал Швецию и ее короля Карла XII. Многозначительные совпадения легли в основу образного решения памятника. Трехметровая скала служит постаментом скульптурной группе. Могучим и спокойным движением богатырь останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть, из которой в бессильной ярости вырывается, как последний рык, мощный водяной столб высотой 20 м. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя вместе с героем и взметая вверх водяные струи, образующие сверкающий венок. А львы, олицетворяющие стороны света, изумленно выглядывают из скальных ниш, внимая шуму борьбы, решающей судьбы России и Европы.

Скульптурная группа, отлитая из свинца по модели Б. К. Растрелли и установленная в ковше в 1735 году, к концу XVIII века, из-за непрочности свинца, потеряла свой блеск. В 1802 году ее заменили бронзовой скульптурой, созданной М. И. Козловским, который сохранил первоначальный идейный замысел и композицию. Во время Великой Отечественной войны "Самсон" был утрачен. После освобождения Ленинграда скульптор В. Л. Симонов с помощником Н. В. Михайловым воссоздали монумент по довоенным фотографиями и старым изображениям. Новый "Самсон" был установлен на пьедестале в 1947 году, став не только символом победы над врагом, но и известной всему миру визитной карточкой Петергофа.

Фонтан «Самсон» в Петергофе: история, описание, фото

Адрес: Петергоф, Нижний парк
Координаты: 59°53'06.8"N 29°54'33.0"E

Содержание:  

История фонтана

Как выглядит фонтан сегодня

Фонтан «Самсон» на карте

 

Красивый фонтан у подножья Большого каскада давно стал одной из визитных карточек Петергофа. Позолоченная статуя Самсона, который усмиряет свирепого льва, символизирует славные победы России над Швецией. Главная струя мощного водомета поднимается на 21 м, и величественное зрелище привлекает очень много туристов.

Фонтан «Самсон» на фоне Большого каскада и Большого дворца

История фонтана

Когда Петр I планировал строительство новой загородной резиденции, он хотел, чтобы возле главного дворца стоял фонтан со скульптурой Геракла, который побеждает Лернейскую гидру. Однако, не всем планам российского императора суждено было сбыться.

Еще при жизни самого Петра I часто называли библейским Самсоном, который сумел побороть разъяренного льва. Лев считался одним из символов Швеции, и его изображение украшало королевский герб. Сравнивая российского императора с Самсоном, а короля Швеции Карла XII со львом, приближенные и историки старались подчеркнуть значение военных побед, одержанных Россией в начале XVIII века.

Вид фонтана с Большого каскада

Фонтан «Самсон» начали строить при императрице Анне Иоанновне, желавшей приурочить новый водомет к 25-летию знаменитой Полтавской битвы. Это сражение произошло в 1709 году и стало решающим в затяжной Северной войне. Примечательно, что шведская армия потерпела поражение 27 июня - в день преподобного Сампсония Странноприимца, почитавшегося небесным покровителем российских солдат.

Модель для скульптурной группы изготовил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли, а каменное основание для нее - архитектор Михаил Земцов. В 1735 году статуи отлили из свинца и установили в ковше под Большим каскадом. В те времена Самсон имел бороду и был облачен в развивающийся плащ.

Вид фонтана с Морского канала

К концу XVIII века свинцовые скульптуры стали разрушаться и потеряли былой блеск, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1802 году академик Михаил Иванович Козловский изготовил выразительную скульптурную группу, полностью сохранив композицию старого фонтана. Правда, в его исполнении Самсон превратился в могучего юношу, больше похожего на мифического Геракла, чем на известного библейского героя.

Когда началась Великая Отечественная война, в пригородах Санкт-Петербурга стали хозяйничать фашисты. Немецкая оккупация продлилась до 1944 года, и в результате все фонтаны Петергофа оказались разрушенными. Статуи из «Самсона» пропали, поэтому в послевоенные годы их пришлось изготавливать заново. Скульптор В. Л. Симонов и его помощник В. Н. Михайлов, используя сохранившиеся рисунки и старые фотографии, сделали новые скульптуры, и в 1947 году посетители Петергофа смогли увидеть живописный фонтан в действии.

Общий вид на фонтан «Самсон»

Несколько лет назад старый фонтан отреставрировали. Чтобы золото дольше не смывалось водой, его нанесли на статуи в два слоя, затратив почти 1 кг сусального золота. Кроме того, скульптуры покрыли двумя слоями защитного лака.

Как выглядит фонтан сегодня

Сверкающие на солнце статуи возвышаются на трехметровом каменном постаменте, похожем на уступ скалы. Молодой сильный лев изображен присевшим перед решающим прыжком. Перед ним стоит обнаженный Самсон, который сильным рывком разрывает пасть зверя, и из нее, словно последний рык, вырывается мощный водяной столб.

Скульптурная композиция фонтана

Вокруг главных героев на каменном постаменте видны фигуры восьми позолоченных дельфинов, которые считаются символами мирного Балтийского моря. Из их пастей также вылетают наклонные струи воды. Еще ниже, у основания рукотворной скалы, помещены позолоченные львы, изображающие четыре стороны света. Они тоже являются небольшими водометами, струи которых бьют параллельно глади бассейна.

Вода, питающая живописные фонтаны, устремляется к Петергофу с Ропшинских высот, а из прудов-резервуаров Верхнего сада самотеком попадает в Нижний парк. Интересно, что водяной столб «Самсона» достигает высоты 6-7-этажного здания без использования каких-либо насосов и других водоподъемных устройств. Его мощность обеспечивается исключительно за счет перепада давления.

Вид фонтана на фоне Воронихинской колоннады

Фонтан «Самсон» расположен в Нижнем парке, территория которого открыта для посетителей с 9.00 до 21.00, а по праздникам - до 20.00. Чтобы попасть сюда, необходимо приобрести билет. Летом воду в фонтане запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

Рейтинг достопримечательности

Фонтан «Самсон» на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Казань

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Фонтан «Самсон» в Петергофе

Фонтан «Самсон» расположен в Нижнем парке Петергофа, в центре бассейна Большого каскада, а полное его название – «Фонтан Самсон, раздирающий пасть льва». Это самый большой фонтан Большого каскада, высота его струи достигает 21 метра.

История создания

Петр Первый планировал установить у подножия Большого каскада фонтан со статуей Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако, его планам не суждено было сбыться. Только в 1835 году при императрице Анне Иоанновне в честь 25-летия победы над шведами в Полтавской битве был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

Напомним, что победа над шведами была одержана 27 июня 1709 года, в День Святого Сампсония, а фигура льва символизировала врага, поскольку лев изображен на флаге Швеции.

Таким образом, Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев – символ побежденной Швеции.

Описание

У ног Самсона установлены 8 дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр. Львы, установленные у основания постамента, олицетворяют четыре стороны света.

Автором первой композиции, созданной в 1835 году, был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружен по идее русского архитектора Михаила Земцова. Самсон был изображен с бородой и с развевающимся плащом и скульптура была выполнена из олова.

Со временем, из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась и в 1802 году ее заменили на бронзовую. Автором новой скульптуры стал Михаил Козловский. Теперь Самсон был без плаща, совершенно обнаженный и больше напоминал мифического героя Геракла, чем библейского святого.

В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы.

Во время оккупации Петергофа немецкими войсками скульптурная группа была похищена, а возможно и переплавлена. В послевоенное время статуя Самсона была воссоздана по сохранившимся фотографиям и архивным материалам. Открытие восстановленного фонтана состоялось 14 сентября 1947 года, а через несколько лет были установлены и бронзовые дельфины.

Вода в фонтанную систему Петергофа, в том числе и к Самсону, подается самотеком с Ропшинских высот. По шлюзам и каналам она собирается в прудах-резервуарах на верхней террасе и затем по подземным трубам устремляется к фонтанам и каскадам Нижнего парка.

Фонтанная система Петергофа оригинальна: в отличие от Версаля, где используются специальные водоподъемные устройства, здесь вода поднимается на высоту в 21 метр без каких-либо насосов, только за счет перепада давления.


Фонтан Самсон в Петергофе - видео

Фонтан Самсон в Петергофе - видео 2

В конце декабря 2010 года фонтан Самсон был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуры покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака.

Всего на восстановление позолоты скульптурной композиции ушел почти килограмм чистейшего сусального золота.

В апреле 2011 года фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» был вновь открыт и солнце снова заиграло на позолоте скульптуры, придавая ей силу и выразительность.

Фонтан Самсон в Петергофе – описание, фото, высота фонтана.

Фонтан Самсон или «Самсон, разрывающий пасть льва» — центральная фигура в фонтанном комплексе Петергофа. Высота струи фонтана достигает 21 метра. Фигура Библейского героя, покрытая золотом высшей пробы, производит впечатляющее зрелище.

Описание, история и фотографии фонтана Самсон в Петергофе.

Фонтан Самсона является задумкой Петра I. Однако во времена правления Петра в жизнь эта идея так и не воплотилась, и лишь в 1734 году с подачи императрицы Анны Иоанновны были начаты работы. Этот фонтан должен был символизировать победу России над Швейцарией в полтавской битве. Согласно изначальному плану в центре фонтана должен был расположиться не Самсон, а Геракл, у ног которого лежала бы поверженная гидра. Но несколько позже решили, что именно Самсон подходит для этого места. Такие мысли были навеяны удачным совпадением, 25-летие победы над Швейцарией выпадало как раз на день святого Самсония. А согласно библейским легендам Самсон был известен благодаря своей огромной силе и способностью голыми руками разорвать пасть льва. Было решено, что именно он должен символизировать Россию, а лев, соответственно, Швейцарию, ведь как раз это животное фигурирует на швейцарском гербе. Фигура Самсона была изготовлена талантливым итальянским скульптором Растрелли.

Средств на этот грандиозный фонтанный комплекс не жалели. Чтобы обеспечить достаточный напор воды в фонтане и позволить струе из пасти льва бить на высоту более 20 метров, был сооружен деревянный трубопровод, длина которого составляла 4 км и который тянулся до самого Бабигонского пруда. Трубопровод был оснащен трубой диаметром 50 см, так как от его диаметра зависела высота струи.
Спустя всего лишь 20 лет после открытия фонтана скульптура Самсона начала подвергаться разрушениям из-за погодных условий, и ее пришлось заменить. За изготовление «нового» Самсона взялся великий российский скульптор Козлов. Он использовал проекты XVIII века и обновил композицию, создав еще более впечатляющий вариант. Некоторые элементы были восстановлены без изменений, например, у подножия фигуры Самсона из воды по-прежнему выпрыгивали свинцовые дельфины, а рядом с ними все еще располагались 4 льва, символизирующие стороны света. Работы по восстановлению фонтана были окончены через 4 года – летом 1806 года.

С 1947 года Самсона трижды золотили заново. Это происходило почти каждые 20 лет, так как из-за постоянного нахождения фигуры под струями воды поверхность сильно изнашивалась. В 2003 году была проведена основательная реставрация фонтана Самсон: не только «Самсона», но и все другие элементы фонтанной композиции были отремонтированы и опять-таки покрыты золотом. Кроме того, был изменен характер струй в фонтане: они снова стали плоскими, как и у первоначального варианта дворцово-парковой композиции.

Последний раз Самсон покидал свое исконное место в 2010 году: фонтан в Петергофе был закрыт целый год на реставрацию. Помимо обновления внешних покрытий были отреставрированы головы львов у подножия скульптуры и пьедестал, который к тому времени почти полностью разрушился.

Петергоф уже многие годы остается одним из самых известных и самых посещаемых фонтанных ансамблей мира. Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» расположен в самом сердце «столицы фонтанов», он является центральной фигурой Большого каскада. К слову, по соседству с ним в Петергофе искрятся золотом еще 60 фонтанов, однако ни один из них не достиг такой популярности, как фонтан Самсон.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Скульптура "Самсон, раздирающий пасть льва" в Петергофе. Справка

Фонтан‑монумент был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25‑летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсония Странноприимца.

Скульптурная группа "Самсон" была отлита по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли из свинца. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной. Для искусства того времени было характерно широкое использование аллегории (иносказания), что отразилось и в скульптуре Растрелли. Самсон стал олицетворением мощи Русского государства, а поверженный лев ‑ символом побежденной Швеции.

К концу XVIII в. скульптуры, изготовленные из свинца, пришли в ветхость, мягкий металл деформировался. Возникла необходимость их замены, для чего были привлечены лучшие скульпторы России того времени. За создание скульптурной группы "Самсон, разрывающий пасть льва" взялся выдающийся русский скульптор Михаил Козловский, который, сохранив основы прежней композиции, по существу, исполнил свое оригинальное произведение. Скульптурная группа была выполнена из бронзы. В отличие от Растрелли, Козловский изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Самсон стал больше похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Одновременно по проекту Андрея Воронихина был сооружен новый постамент фонтана в виде четырехгранной тумбы на гранитном цоколе, на который в 1802 году был установлен "Самсон". Свинцовые дельфины были сохранены прежними. В полуциркульные своды пьедестала Воронихин поместил четыре бронзовые головы львов, отлитые по модели скульптора Думнина.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и "Самсон" бесследно исчез. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор Василий Симонов и его помощник Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана и другие работы Козловского создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура".

14 сентября 1947 года фонтан "Самсон" был открыт после реставрации.

В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов‑дельфинов.

Вот уже несколько лет ежегодно в конце лета Петергоф отмечает возрождение уникального памятника.

С 1947 года "Самсона" несколько раз золотили ‑ в 1950‑х, 1970‑х, в 1990‑х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.

В 2003 году к юбилею Петербурга в музее‑заповеднике "Петергоф" был проведен большой комплекс реставрационных и восстановительных работ, в ходе которых все фигуры знаменитого фонтанного каскада "Самсон" были покрыты новой позолотой. Изменился и "рисунок" струй, окружающих Самсона ‑ им вернули плоскую форму, характерную для фонтанов Версаля, на который и ориентировался Петр I при строительстве этого дворцово‑паркового ансамбля.

В конце декабря 2010 года "Самсон" впервые с 1947 года покинет свой постамент на Большом каскаде фонтанов Петергофа и отправится на реставрацию. К апрелю 2011 года реставраторы обновят позолоту на скульптуре и отремонтируют постамент, который находится в аварийном состоянии.

Материал подготовлен на осонове информации РИА Новости и открытых источников

Петродворец. Фонтан Самсон - Познавательные путешествия

Фонтан Самсон.

Полное название фонтана звучит так: «Самсон, раздирающий пасть льва». Фонтан Самсон располагается в центре Большого каскада в Нижнем парке Петродворца. На 3-метровом гранитном постаменте установлена статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом.

И разрывает тому пасть могучими руками. А из пасти льва, разорванной героем, вырывается высокая струя воды. У ног скульптуры размещены 8 позолоченных дельфинов-фонтанов, а в 4-х нишах у основания бьют потоки воды из львиных голов, олицетворяющих 4 стороны света. Фонтан Самсон самый крупный  фонтан Большого каскада. Струя воды поднимается в высоту почти на 21 м.


“Самсон” появился в Петергофе в 1735 году в честь 25-летнего юбилея победы русской армии в Полтавской битве. Выбор библейского сюжета со львом был не случаен. Во время Северной войны лев изображался на шведском гербе, т.е представлял собой символ врага России. К тому же Полтавская битва случилась 27 июня 1709 года, в день св.Сампсония. Именно эти два фактора стали причиной того, что библейский Самсон с тех пор олицетворяет победу России над Швецией.

Модель фонтана разработал скульптор Б. Растрелли.
Во время Великой Отечественной войны статуя Самсона была похищена немцами. А в 1947 году по фотографиям фонтана его воссоздали и открыли с торжеством.

Где находится фонтан Самсон.

Просмотров: 751

Post Views: 3 399

Поделиться в соцсетях

Фонтан самсон раздирающий пасть льва в Петергофе

Фонтанное сооружение «Самсон, разрывающий пасть льва», пожалуй, самое впечатляющее в архитектурном ансамбле Нижнего парка. Решение о возведении этого грандиозного фонтанного сооружения было принято в 1734 году, в честь 25-летия поражения шведов под Полтавой во времена Северной войны. Это событие пришлось на день святого Самсония, что и стало поводом к иносказательному отображению победной битвы в образе Самсона в его борьбе со львом. Самсон - последний из судей Израиля, которого Бог призвал начать борьбу за избавление иудеев от филистимлян. В гербе Швеции содержится фигура льва, поэтому победу России над Швецией как раз и символизирует эта мощная статуя. Лев ассоциировался с поверженным королем Швеции Карлом XII, а Самсон с победителем - Петром I. Первая скульптура была создана великим итальянским скульптором К.Б.Растрелли.

Расположение Петергоф. Нижний парк Раскрыть карту

Также Вам могут быть интересны

Отобразить на карте

Струя воды вырывается из пасти льва примерно на высоту 22 метра. Чтобы получить столб воды такой высоты, мастер фонтанных дел П. Суалем затребовал провести от Бабигонского пруда деревянный четырех километровый трубопровод. Чтобы струя воды поднялась на такую высоту, к фонтану была подведена самая большая труба, диаметром 50 сантиметров.

Высота струи фонтанного сооружения напрямую зависит от размера трубы и от того, как высоко находится водоем, из которого подается вода. Чтобы питать водой такой мощный фонтан, как «Самсон», специально вырыли большой пруд, расположенный выше всех других водоемов. А еще одну трубу подвели к пьедесталу Самсона. В 1736 году фонтан был готов. Прошло всего 20 лет и скульптурную группу, отлитую из свинца, пришлось заменить.

Крупнейший русский зодчий М. Козловский сформировал новую скульптурную группу, где героические ноты зазвучали еще ярче. В 1802 году «Самсон», отлитый из бронзы был водружен на постамент, сделанный из гранитных глыб. У его ног также играли 8 золоченых дельфинов, а в нишах разместились головы львов. В 1806 году фонтан уже имел обновленный вид.

В годы войны скульптуру Самсона похитили оккупанты, но по сохранившимся фотографиям, скульпторам В. Симонову Н. Михайлову удалось ее воссоздать, и уже в 1947г. могучая фигура «Самсона» вновь была установлена на свой пьедестал.

Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) — Википедия

Петерго́ф (нем. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год[1] — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века[2].

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних[3].

Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи, когда было принято решение о переносе столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 г. Во время войны в годы 900 - дневной блокады Ленинграда (1941—1944) осенью 1941 г. был оккупирован немецкими войсками. Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако все каскады ансамбля были практически полностью разрушены артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж. В 1983 г. было воссоздано 155 музейных объектов.

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад, Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф».

Большой каскад и Большой дворец

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

Фонтан «Нептун»

Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

  • «Дубовый» (1734 год)

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».

Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году

  • Фонтаны Квадратных прудов

Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.

Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью парк восстановлен в 1968 году

Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооружённый в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.

В первые же дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя 8 лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

Ансамбль центральной части[править | править код]

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Морской канал и аллея фонтанов

Большой дворец и Морской канал Морской канал

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Ансамбль западной части[править | править код]

Дворец Марли

Дворец Марли на осеннем закате

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»)[4].

Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены[4].

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.

Ансамбль восточной части[править | править код]

Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)

Каскад «Шахматная гора»

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Дворец Монплезир

Дворец Монплезир

В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора[5].

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Фонтан «Сноп» Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики». Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.

Фонтан-шутиха «Ёлочки». Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.

  • Почтовые открытки 1907 года
  • Вид парка со стороны дворца

  • Фонтан «Монплезир»

  • Фонтан «Пирамида»

  • Фонтан «Адам»

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков[6].

Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, — нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля. История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Пётр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Пётр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.

Пока шло строительство верхнесадских прудов, Пётр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Пётр сразу же оценил все преимущества, которые даёт естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотёком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек[7].

Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее — канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.

Фонтанное строительство в 1730—1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755—1769 годах заменили чугунными.

Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825—1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочерёдно, отдельными участками.

Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.

  1. ↑ Меняем Петродворец на Петергоф
  2. ↑ Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Кн. V. Парки Петергофа. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. - 346,[1] с.
  3. ↑ Владимир Ефимов: «ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ „РУССКИЙ ВЕРСАЛЬ“ В СТРЕЛЬНЕ», журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство» № 3(46) 2010 год
  4. 1 2 Раскин А. Г., Кючарианц Д. А. «Петергоф. Дворцы, музеи, парки, фонтаны». СПб, 2005.
  5. ↑ Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976.
  6. ↑ Мосякин А. Г. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. Санкт-Петербург, «Паритет», 2014. — 432 с., илл. -ISBN 978-5-93437-405-2
  7. ↑ Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Кн. V. Парки Петергофа. Санкт-Петербург:Нестор-История, 2016. - С.300

Хроника великого возвращения. Как возрождали фонтан "Самсон"

— Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойдённое по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Петергоф превращён в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов, — так описывал Петергоф в январе 1944 года один из корреспондентов ЛенТАСС (статья "На пепелищах Петергофа") сразу после того, как в освобождённый город вошли советские бойцы.

До начала войны из блистательного пригорода Петербурга удалось эвакуировать около 14 тысяч музейных предметов: часть из них хранилась в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала, часть — и вовсе за пределами Ленинграда. Но большой пласт культурного наследия так и остался в осаждённом городе. Некоторые мраморные статуи музейным работникам удалось укрыть в ящиках и закопать на территории Нижнего парка, бронзовые скульптуры и вазы покоились в тоннеле Большого каскада.

Не успели спрятать самые тяжёлые и большие статуи Тритонов, Неву, Волхова Большого каскада, Тритона из Оранжерейного садика, четырёх мальчиков-тритонов на Марлинском участке, а также венец фонтанной группы — самого "Самсона, раздирающего пасть льва". Уже позже все они окажутся пропавшими без вести: "Самсон" официально признают утратой Петергофа. Утратой, которая всего за два года возродится буквально из небытия.

История создания фонтанного комплекса насчитывает годы кропотливой работы. И если Петергоф в целом является детищем Петра I, то знаменитый фонтанный комплекс — плоды трудов его последователей. Фигуру Самсона, выполненную по модели скульптора Растрелли, установили едва ли не самой последней во всём скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что и дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Но существует и легенда, что "Самсон" якобы был сооружён гораздо раньше, ещё при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в аллегорических символах — фигурах Самсона, библейского героя, символизирующего Россию, и льва, который как часть шведского герба олицетворял побеждённого противника.

Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда проложили  специальный деревянный трубопровод длиной более четырёх километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Автором первой композиции был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружён по идее русского архитектора Михаила Земцова. Первоначальный Самсон разительно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Герой был изображён с бородой и с развевающимся плащом, а скульптура — выполнена из свинца. Но прожить первенцу удалось, увы, недолго. Со временем из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась. В 1802 году героя отлили в бронзе. Автором новой скульптуры стал русский мастер классицизма Михаил Козловский. В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы. Второй Самсон лишился плаща и теперь действительно больше напоминал древнегреческого богатыря. В таком облике герой встретил 22 июня 1941 года…

После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако и тогда многие из них отказывались верить, что немецкие войска подойдут к Ленинграду настолько близко. Дворцы в спешном порядке готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.

Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20:00 — в день, когда немцы вошли в Петергоф. Лишь спустя 2,5 года — 19 января 1944-го — в город войдут уже наши войска. В практически дотла выжженном парке солдаты увидят лишь руины Большого дворца и так и не найдут Самсона.

По основной версии, скульптуру разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Такой же печальной участи удостоились статуи Волхова, Невы, тритонов. Всего, по данным дирекции ГМЗ "Петергоф", за период боевых действий оккупации было утрачено 454 предмета.

Смириться с утратой Самсона не мог ни один ленинградец. Работы по возрождению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города. Одной из первых пепелище и разруху увидела Марина Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. На протяжении всей блокады она вместе с другими работниками пригородных музеев сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге "Памятники. Люди. События" она рассказывала, как впервые приехала в освобождённый город на военном грузовике вместе с сапёрами.

"Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращён в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь..."  (из писем М.А. Тихомировой матери).

Одновременно с военными к работе приступили и музейные работники — искали то, что ещё можно восстановить. Но работали в окопах, оставшихся от в прошлом прекрасного парка, и простые ленинградцы, и жители Петергофа. Целые группы студентов регулярно приезжали на субботники. Нижний парк, облик которого ещё был далёк от первоначального, впервые был открыт для посетителей летом 1945 года.

Тогда же перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача — восстановить Самсона и всю утраченную скульптурную группу. Работу поручили скульптору Василию Симонову (дедушке бессменного ведущего программы "Умницы и умники", писателя и философа Юрия Вяземского-Симонова и актрисы Евгении Симоновой) и его помощнику Михайлову. Работа осложнялась тем, что никаких чертежей и эскизов не сохранилось. Мастерам пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.

Волхова, Неву и тритонов восстанавливали другие ленинградские скульпторы. Всего мастера буквально возродили заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей.

14 сентября 1947 года богатырь снова вернулся на место. Кадры, запечатлевшие, как Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца, стали отдельным национальным достоянием. Почти повторить легендарный путь богатырю пришлось более чем через полвека — в 2010 году скульптуры Большого каскада Петергофа отправили на реставрацию. Чтобы золото как можно больше не смывалось водой, монументы покрыли двойным слоем сусального золота (на восстановление позолоты скульптурной композиции ушёл почти килограмм драгоценного металла), а также специальным особо прочным лаком.  В апреле 2011-го, почти так же, как и в 1947 году, отбыв из мастерских на Васильевском острове, минуя Дворцовую площадь, Невский, Адмиралтейский, Вознесенский, Старо-Петергофский проспекты, Санкт-Петербургское шоссе, фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва" снова прибыл на законное место. Сегодня посмотреть на легенду, возрождённую из небытия, ежегодно приезжают миллионы человек.

Фонтаны Петергофа - информация, описание и фото

Петергофский фонтанный комплекс считается самым изысканным и роскошным в мире. Созданный почти 300 лет назад он стал одним из главных украшений бывшей загородной резиденции русских царей. Каждый из фонтанов уникален по форме и даже по рисунку струй.

Всего на территории музея-заповедника расположено около 150 «водных феерий» и 4 каскада, основная часть из которых сосредоточена в Нижнем парке. Часть фонтанов была разрушена или сильно пострадала во время войны, но их реконструировали по сохранившимся в архивах чертежам.

Для устройства фонтанов использован естественный рельеф местности со значительным уклоном в сторону морского побережья. В отличие от Версаля здесь не применяются насосы и другие водовзводные механизмы. От родников на Ропшинских высотах, расположенных в 20 километрах от Петергофа, вода по специально прорытым каналам поступает в 18 прудов-водосборников и оттуда по металлическим подземным трубам устремляется к каскадам и четырем группам фонтанов Нижнего сада. Система водоснабжения со временем совершенствуется, но в целом принцип работы остаётся тот же, что был разработан при Петре I.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун»

«Нептун» был установлен в конце XVIII века вместо первоначальной композиции «Колесница Нептуна». Фонтан расположен посередине центрального пруда Верхнего сада. Владыка морей и океанов с трезубцем и в окружении нереид, морских чудищ, мальчиков на дельфинах и воинов на конях возвышается на постаменте напротив Большого дворца. Во время войны статуя была вывезена в Германию, однако позже возвращена на прежнее место.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый» в Верхнем саду

Один из первых фонтанов, смонтированных в 1730-хх годах, стал «Дубовый». Композицию из дуба и окружающих его тритонов и дельфинов отлил из свинца Бартоломео Растрелли. Позднее дуб заменили на Амура, надевающего маску. Струи извергают дельфины, расположенные вокруг горки с мальчиком.

Фонтан «Самсон» и Большой каскад

Самсон на фоне Большого каскада

Самое грандиозное водное сооружение Петергофа — Большой каскад включает в себя 64 фонтана, большой грот и 225 разнообразных скульптур. Вода струится по трём каскадам в виде лестниц со ступенями. Его центральная фигура – Самсон раздирающий пасть льва. Каскад символизирует выход Российской державы к Балтийскому морю. Строительство фонтанной группы длилось больше 20 лет по эскизам, разработанным Петром I. Первоначальную фигуру статуи Самсона отлили по модели скульпторов Растрелли и Козловского, но в ходе войны она была утрачена и восстановлена в 1947 году мастерами Симоновым и Михайловым.

Фонтаны-шутихи

Фонтан-шутиха в Монплезирском саду

Самое забавное и оригинальное украшение Нижнего сада – фонтаны-шутихи, около них всегда многолюдно. Принцип работы основан на внезапности. При попытке подойти ближе определенной черты внезапно начинают бить водяные струи.

Фонтан «Солнце»

Фонтан «Солнце»

Фонтан «Солнце» оформлен в виде позолоченной колонны и расположен посередине водоема в Нижнем саду. Струи бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу, подобно солнечным лучам. Колонну, окруженную дельфинами, при помощи воды приводит в движение колесо.

Римские фонтаны

Римские фонтаны

Два симметричных римских фонтана переносят нас в Италию. Именно такие водометы украшают площадь Святого Петра в Риме. Они выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора и отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками. Вода стекает уступами вниз. Треугольная форма фонтанов подчеркивается высаженными рядом фигурно подстриженными хвойниками.

Фонтан «Тритон»

Фонтан «Тритон» в Нижнем парке Петергофа

Сад возле Оранжереи украшает фонтан «Тритон», символизирующий победу России над шведской морской эскадрой. Струя высотой в 8 метров вырывается из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Двухметровые струи выпускают разбегающиеся от них черепахи. Скульптурную группу создали по эскизу Бартоломео Растрелли.

«Львиный каскад»

Львиный каскад

«Львиный каскад» установлен на аллее, направляющейся к «Эрмитажу». Фонтанная группа выполнена в форме бассейна, в котором на постаменте возвышаются 14 тёмных гранитных колонн и 12 белоснежных мраморных ваз, из них поднимаются ввысь водяные струи. По бокам расположились два бронзовых льва. Вода льется также из пасти царей природы и кувшина нимфы Аганипы, чья скульптура размещена в центре композиции. Фонтан, выполненный в контрастной цветовой гамме, от других «водных феерий» отличается отсутствием декора и позолоты.

«Пирамида»

Фонтан «Пирамида»

«Пирамида» находится поблизости от дворца «Монплезир» на липовой аллее. Фонтан, созданный по подобию трёхгранного обелиска в Версале – символ победы России в Северной войне. Восьмиметровая пирамида считается самой многоводной — в секунду она пропускает до 100 литров воды, которая бьёт из 525 трубок и стекает в бассейн по трем ступенькам. Фонтан открыли в 1720-хх годах, а спустя почти полвека дополнили его ограждением из мрамора и уступами, придавшими ему торжественный облик.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Фонтан «Ева»

«Адам» и «Ева» — парные фонтаны, сохранившиеся в изначальном виде.  Они расположены на аллее, соединяющей Морской канал и дворец Монплезир. Проект для них разработал Пётр I. Первый фонтан открыли еще при жизни царя. Водомёты абсолютно идентичны по оформлению. Мраморные фигуры, копии из венецианского Дворца Дожей, установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов. Высота струй достигает 7 метров и не разлетается в стороны, а превращается в крупные капли.

Каскад «Шахматная гора»

Каскад «Шахматная гора»

Каскад «Шахматная гора» спускается со склона к самой просторной площадке восточной части Нижнего парка. Сливные ступени имеют необычную окраску в виде шахматной доски, отсюда и пошло название каскада. Хотя Пётр I планировал назвать его «Руинным» как символ разрушенной шведской крепостной башни. По обеим сторонам каскада установлены десять статуй античных богов. Фонтан имеет четыре ската, стекающая вода закрывает завесой нижний грот. Вход в верхний грот оберегают три дракона, только из их пасти вырывается не огонь, а вода.

Каскад «Золотая гора»

Фонтанный каскад «Золотая горка»

Возле дворца Марли находится каскад «Золотая гора», созданный по подобию фонтана у дворца французских правителей. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, спускающихся в пруд, изображает героев древнегреческой трагедии. Благодаря отделке сливного спуска листами, покрытыми позолотой, создается ощущение золотого льющегося потока. Высота каскада — 14 метров.

Чаши (Французский и Итальянский большие фонтаны)

Фонтаны «Чаши» в Нижнем парке Петергофа

Парные фонтаны «Чаши» находятся среди цветников по обе стороны от Самсона на одной с ним линии. В круглых бассейнах с диаметром 25 метров установлены мраморные чаши весом в 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Восточный фонтан прозвали французским в честь мастера из Франции, выполнявшего гидротехнические работы. Западный фонтан монтировали братья-итальянцы, соответственно он называется итальянским.

Фонтан «Фаворитка»

Фонтан «Фаворитка»

Если проходя мимо Воронихинской коллонады вы вдруг услышите кряканье уток и собачий лай, будьте уверены — это фонтан «Фаворитка». Созданный по мотивам басни Лафонтена «Утки и пудель», он вызывает исключительно позитивные эмоции у туристов, особенно у детей. Декоративная составляющая фонтана представлена фигурами уток и собачки породы Мопс, которая за ними гоняется.


Смотрите также

Описание: