Где находится екатерининский дворец в питере


Екатерининский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Екатерининский дворец – залы, история, экспозиции, экскурсии – biglifetour.com

 

Великолепное здание Екатерининского дворца в городе Пушкине поражает яркостью и богатством убранства фасадов. Дворец был официальной летней резиденцией императорского двора, а город, носивший до революции название Царское Село, был собственностью правящего монарха. Огромное здание в стиле барокко, построенное в середине восемнадцатого века, был сожжено и разграблено фашистами. Большинство парадных залов дворца успешно отреставрировано, в том числе и знаменитая Янтарная комната, но восстановление памятника архитектуры продолжается.

История Екатерининского дворца

В 1710 году Петр I подарил небольшую усадьбу Саари-мойс (в переводе с финского – «мыза на холме») своей жене Екатерине. Архитектор Иоганн Браунштайн построил небольшое каменное здание «о шестнадцати светлицах». Дворец в честь нее стали называть Екатерининским. Елизавета, дочь Петра и Екатерины, жила здесь после смерти родителей. Став императрицей, Елизавета Петровна решила превратить скромную усадьбу в роскошную парадную летнюю резиденцию. За 20 лет правления императрица Елизавета Петровна четыре раза в течение пятнадцати лет перестраивала дворец, каждый раз находя его недостаточно роскошным. Архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский постоянно переделывали и расширяли здание. Последней капитальной перестройкой руководил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, завершив ее всего за четыре года, с 1752 по 1756 гг. Величественное, богато украшенное здание лазоревого цвета поражало воображение современников. Следующая императрица, Екатерина Великая, не любившая барокко и отдававшая предпочтение античному искусству, повелела перестроить для себя южную часть дворца. Оформлением ее личных покоев занимался архитектор Чарльз Камерон в 1770-е годы. Внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый поручил архитектору Стасову переделать несколько залов под свои личные покои в 1810-х годах. В 1860-х годах архитектор Монигетти должен был построить новую Парадную лестницу – это стало завершающей переделкой царской резиденции. История дворца едва не оборвалась в Великую Отечественную войну. Три года в Пушкине хозяйничали фашисты, оставив от некогда великолепного здания обгорелые руины. Реставраторы с блеском выполнили сложнейшую задачу в послевоенные годы, возродив Екатерининский дворец из пепла.

Парадные залы Екатерининского дворца

Согласно канонам величественного стиля барокко,  архитектор Растрелли спроектировал внутренние помещения в виде парадной анфилады. Суть понятия «анфилада» в том, все залы дворца выстроены в единую линию и одна комната переходит в следующую, не перемежаясь перемычками и коридорами.  В Екатерининском дворце Растрелли спроектировал свою самую длинную анфиладу – около 300 метров. Анфилада получила название Золотой из-за обилия резных позолоченных украшений, обрамлявших стены и дверные проемы.  Самым впечатляющим парадным залом дворца получился Большой, или Тронный зал.

Большой зал

Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, занимает всю ширину здания и имеет площадь порядка тысячи квадратных метров. Он был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов.  Свет льется из двух рядов окон с востока и запада, между окнами вмонтированы зеркала, создающие иллюзию бесконечного пространства. Двери, оконные и зеркальные рамы обрамлены затейливой позолоченной резьбой по дереву.  Живописный плафон, выполненный итальянскими художниками Валериани и Перезинотти, состоит из трех частей. При Екатерине II плафон был заменен другим, который сгорел во время войны. Две боковые композиции плафона, прославляющие победы и мир,  были после войны найдены в хранилище Михайловского замка и возвращены в Екатерининский дворец. Центральная часть, изображающая в аллегорической форме триумф Российского государства, была восстановлена после войны командой реставраторов, возглавляемой Я. А. Казаковым.

Кавалерская и белая парадная столовая

Две столовые расположены по сторонам от Парадной лестницы. Кавалерская столовая имеет архитектурный декор, характерный для стиля барокко с обилием позолоченного орнамента. Большая изразцовая печь, покрытая изразцами, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. О предназначении комнаты напоминает фигурный стол, сервированный предметами из трех орденских сервизов, заказанных на фабрике Гарднера Екатериной II. Фарфоровая посуда украшена изображениями лент и орденов Святого Георгия, Андрея Первозванного и Святого Владимира и предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов. Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.

Картинный зал

Центральное помещение Золотой анфилады простирается на всю ширину дворца. Свое название зал получил благодаря оригинальному оформлению. Стены зала от потолка до пола покрывают живописные полотна, приобретенные в 1745 году, и представляющие пять основных европейских школ живописи: испанскую, итальянскую, голландскую, фламандскую, французскую. Картины покрывают стены зала, словно ковер, отделенные друг от друга лишь тонкими позолоченными рамами. Такая развеска живописи была очень популярна в 18 веке и носит название шпалерной.

Арабесковый зал

Первый восстановленный зал из личных комнат Екатерины Второй, над которыми работал архитектор Камерон, Арабесковый зал – один из самых изящных и элегантных интерьеров дворца. Императрица в этой комнате устраивала приемы, играла с придворными в шахматы и шашки. Арабески – тип восточного орнамента, составляющего украшение стен этого зала. На полу лежит уникальный ковер восемнадцатого века, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Два  соседних зала царского дворца, имеющие оригинальное оформление. Украсить залы Растрелли решил имитацией колонн, поддерживающих своды потолка – плоскими пилястрами. Насыщенный малиновый и зеленый цвет пилястр, или «столбов» (отсюда название залов), дает обыкновенная фольга под стеклом. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра. В Зеленой столбовой при Екатерине II была буфетная. В Малиновой столбовой выставлен уникальный предмет мебели – один из немногих сохранившихся в Европе секретеров XVIII века производства знаменитого мебельщика А. Рентгена, работавшего для французского двора.

Янтарная комната

Панели, отделанные балтийским янтарем, царь Петр получил в подарок от правителя Пруссии. Елизавета Петровна повелела Растрелли украсить один из залов ее новой летней резиденции чудесными янтарными панелями, доставшимися в наследство от отца. Янтарная комната – уникальный пример применения янтаря в столь масштабных отделочных работах, поскольку янтарь – материал очень хрупкий и чувствительный к солнечному свету. Панели похитили из дворца нацисты, и последний раз их видели в 1945 году в городе Кенигсберге. Поиски Янтарной комнаты не дали результата.  Янтарные панели восстановили в 1990-е годы в Царскосельской янтарной мастерской силами наших художников-реставраторов.

Как добраться и когда лучше посетить Екатерининский дворец

Каждый турист, прибывающий в Петербург, стремится полюбоваться Екатерининским дворцом и Янтарной комнатой, неудивительно, что дворец – один из самых посещаемых наших музеев-заповедников. Поэтому ваша прогулка должна быть тщательно спланирована, дабы избежать впустую потраченного в огромных очередях времени. Рекомендуется заказать экскурсию в Царское Село заранее, особенно если вы хотите посетить дворец летом. Лучшее время для осмотра красот Екатерининского дворца – зимний сезон, когда толпа туристов поредеет. В город Пушкин можно доехать от Витебского вокзала электричкой, а до дворца доехать на автобусе или пройти 25 минут пешком. Второй вариант -  сесть на маршрутку возле метро «Московская», почти все из них подъезжают близко к дворцу.  

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин. : kroshka77 — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Екатерининский дворец история

Екатерининский дворец — один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Александровский парк (Царское Село) — Википедия

 

Алекса́ндровский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится на территории города Пушкин в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры XVIII — XIX веков.

Площадь — около 200 га. Примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парк по Большому китайскому мосту. С другой стороны пройти в парк можно через ворота, расположенные у Александровского дворца.

Александровский парк делится на так называемый Новый сад (регулярный парк — парк с геометрически правильной планировкой) и пейзажный сад.

Физико-географическая характеристика[править | править код]

Рельеф и геологическое строение[править | править код]

Парк расположен на Приневской низменности, на склоне Балтийско-Ладожского уступа. В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — песчаники, пески, глины, известняки — мощной толщей (свыше 200 метров) покрывают кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее, Валдайское оледенение, было 12 тысяч лет назад). После таяния ледника возникло Литориновое море. 4 тысячи лет назад море отступило и образовалась долина реки Невы. Долина сложена озёрно-ледниковыми и постледниковыми отложениями[1]. Местность, на которой располагается Александровский парк, возвышенная, около 65 м над уровнем моря[2].

Почвы, растительный мир и экология[править | править код]

До появления парка территория была покрыта хвойными лесами (сосновые и еловые) с примесью широколиственных пород и низинными болотами. Преобладают поверхностно-подзолистые в сочетании с торфяно-подзолисто-глеевыми почвами. В результате интенсивной хозяйственной деятельности людей естественный ландшафт повсеместно уступил место культурному ландшафту[3].

Экологически это наиболее чистый район благодаря природному микроклимату и жёсткой природоохранной политике администрации[4].

Предыстория парка[править | править код]

В шведское время (1609—1702) на территории Александровского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff[5] — «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата. Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица». Позднее, под влиянием русской народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом[2].

После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а позднее, 13 (24) июня 1710 год по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. В 1718—1724 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна здесь вырос небольшой двухэтажный каменный дворец, окружённый подсобными постройками. С западной стороны от дворца находился Зверинец — отгороженый участок леса, в котором содержали кабанов, лосей и зайцев для царской охоты. В 1720-е годы на северной части Зверинца на реке Кузьминке была сделана плотина. Образовавшийся большой пруд, не имевший правильной геометрической формы, дал начало работам по созданию пейзажной части Александровского парка. В 1750-е годы Зверинец обнесли каменными стенами с бастионами по углам. В его центре на пересечении радиальных просек архитектор С. И. Чевакинский построил по своему проекту парковый павильон Монбижу (фр. Mon bijou — «моя драгоценность»). Павильон с богатейшей декорацией фасадов и обилием позолоченных деталей оправдывал своё название[6].

В первых десятилетиях XVIII века начались работы по прокладке каналов и созданию озёр, так как естественных рек и озёр в этой местности не было. Первоначальные затруднения с водой в Царском Селе были так велики, что во время пребывания здесь императорского двора приходилось доставлять воду в чанах из Петербурга. Большой пруд не имел никаких источников для питания водой, кроме дождевых и болотных вод. Проблема водоснабжения была решена лишь после того, как в 1749 году прорыли Виттоловский канал от ключей близ деревни Большое Виттолово. Ключи выходят на поверхность в местности, которая на 9,5 м выше уровня Большого пруда в Екатерининском парке. Обводнение повлекло за собой создание системы каналов в Александровском парке. Территорию ограничили глубоким и широким Крестовским каналом. А затем, уже в конце XVIII века, провели Таицкий водовод от ключей в районе посёлка Тайцы, расположенного в 16 километрах юго-западнее царской резиденции[2][6].

Императорская резиденция[править | править код]

Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Гуашь. 1905

В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией. В 1740—1750-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию. С 1744 года по замыслу архитектора А. В. Квасова старое петровское здание было переделано, надстроено и связано галереями с двухэтажными флигелями по бокам. Вскоре эту работу продолжил русский зодчий С. И. Чевакинский. Через несколько лет и новый дворец показался недостаточно парадным и было решено его вновь переделать. С 1751 года по 1756 год реконструкцию Екатерининского дворца вёл архитектор Ф. Б. Растрелли. Работы велись круглый год, реконструкция потребовала огромных средств. Растрелли поднял галереи до уровня корпусов и с исключительным богатством и пышностью отделал фасады. В основных чертах дворец и сейчас имеет облик, который был придан ему Растрелли. В 1755 году из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет[2][7].

В 1780-е годы в соответствии с пристрастием к модным китайским мотивам по проекту архитекторов Ч. Камерона и В. Неелова строится целая «китайская деревня». Здесь должны были появиться 18 домов, составляющих единый ансамбль в китайском стиле с пагодой в центре. В результате были построены Китайский театр (сгорел осенью 1941 года), мостики, Большой и Малый каприцы в китайском стиле[2].

В 1792 году архитектор Д. Кваренги приступил к постройке большого дворца, названного впоследствии Александровским. В 1810—1820-е годы Зверинец, утративший к этому времени своё охотничье предназначение, был превращён в обширный пейзажный парк. Это сопровождалось постройкой ряда сооружений, имевших утилитарное значение: небольшая царская ферма, где предполагалось содержать крупный рогатый скот лучших западноевропейских и российских пород; павильоны для лам и для слонов; здание Пенсионерских конюшен, для лошадей «состоящих на пенсионе». Иной характер носили три крупных сооружения пейзажной части парка: Монбижу, перестроенный для размещения в нём коллекции оружия и воинских доспехов и названный Арсеналом; Шапель — искусственная руина готического характера — и Белая башня. При въезде в Александровский парк со стороны Красносельского шоссе в 1823—1824 годах архитектор А. А. Менелас возвёл два симметричных каменных павильона с чугунными воротами между ними[6].

Советский период[править | править код]

В 1918 году дворцово-парковый комплекс национализирован и музеефицирован. 9 июня 1918 года Екатерининский дворец принял первых посетителей. В течение 1919 года музеи Детского Села посетили 64 тысячи человек, а только за летний сезон 1920 года — уже более 56 тысяч[6].

18 сентября 1941 года город Пушкин был оккупирован германскими войсками, уничтожившими и повредившими многие сооружения ансамбля, похитившими некоторые произведения искусства (в том числе убранство Янтарной комнаты Большого дворца). Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвал — в тюрьму для советских воинов. Пушкин был освобождён войсками под командованием генерала И. В. Хазова 24 января 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской операции. После освобождения Екатерининский дворец представлял собой руины. Пострадали не только дворцы, но и большинство парковых павильонов, памятники, мосты, и ограды[6].

Ещё в годы войны началось восстановление комплекса. В 1946 году Александровский парк был открыт для посетителей. В первую очередь был отреставрирован менее пострадавший Александровский дворец. В 1957 году начались предпроектные работы по реставрации Екатерининского дворца. В 1959 году открыты для обозрения первые шесть восстановленных залов дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор[8].

В январе 1983 года дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил своё нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село»[9].

Современный период[править | править код]

В 1989 году дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (протокол ICOMO № 540-006[10] от 1990 г.). В рамках подготовки к празднованию 300-летия Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, в Александровском парке были проведены реставрационные работы и открыты для посетителей: скульптуры Большого Китайского моста (2010 год), Трясучий (Висячий) мостик, павильон «Белая башня» (2012 год)[11]. В 2009 году Александровский дворец был передан от военных организаций в ведение музея-заповедника и с этого момента начались реставрационные работы. Уже закончены работы в анфиладе парадных залов дворца (Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная). В 2014 году завершилась реставрация Ратной палаты, в которой разместилась музейная экспозиция, посвященная Первой мировой войне. В 2016 году завершились реставрационные работы в павильоне «Арсенал»[12], в котором ныне доступна постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».

1. Большой Китайский мост 9. Куртина «Грибок» 17. Белая башня
2. Крестовый мост 10. Трясучий мостик 18. Ратная палата
3. Малый каприз 11. Гора «Парнас» 19. Императорская ферма
4. Китайская деревня 12. Китайский театр (руины) 20. Арсенал
5. Большой каприз 13. Драконов мост 21. Пенсионерная конюшня
6. Шапель 14. Детский домик, кладбище собак 22. Кладбище лошадей
7. Теплицы 15. Александровский дворец 23. Павильон лам (руины)
8. Китайские мостики 16. Кухонный корпус 24. Красносельские (Слоновые) ворота

Новый сад был разбит в 1740 году. Сразу за Большим китайским мостом идёт прямая широкая липовая аллея, которая является основной осью Нового сада. Пересечение этой аллеи с широкой просекой образует четыре квадрата со сторонами около 200 м и является основой планировки этой части парка. С четырёх сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748—1749 годах.

Создавался Новый сад под руководством садовых мастеров К. Шрейдера и М.А. Кондакова, вероятно по проекту архитектора Н. Жирара. Со временем планировка сада несколько изменилась: в квадрате справа от Китайского моста во второй половине XVIII века были созданы живописные пруды с полуостровками. В квадрате слева расположена куртина «Грибок». Центром третьего квадрата является насыпная гора «Парнас», а композиционным ядром четвёртого — Китайский театр.

К концу 1750-х годов интерес к регулярным садам постепенно утрачивался, и замысел Нового парка так и не был осуществлён в полном объёме.

Большой китайский мост[править | править код]

 памятник архитектуры  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510319380206 (ЕГРОКН). Объект № 7810445023 (БД Викигида)

Большой китайский мост, 2011 год

Построен в 1785 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Расположен со стороны центральных ворот в Александровский сад со стороны парадного плаца Екатерининского дворца. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа). Изначально, Большой китайский мост был украшен каменными (известняковыми) фигурами четырёх китайцев, сидящих на постаментах. Во второй половине XIX века окончательно обветшавшие фигуры были заменены на раскрашенные цинковые. Работы проводились под наблюдением придворного архитектора Ипполита Монигетти. Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были восстановлены лишь в 2010 году[13][14].

Куртина «Грибок»[править | править код]

Дорожки Александровского парка.

Куртина в парковой архитектуре — крупная группа из нескольких десятков деревьев и кустарников одной породы. Куртина «Грибок» получила своё название от стоявшей здесь с конца XVIII века беседки с крышей в форме гриба. Беседка была разобрана в начале XIX века, а планировка куртины в целом сохранилась: в центре, на небольшом возвышении, находится круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей.

Гора «Парнас»[править | править код]

Гора «Парнас»

Насыпной холм, на вершину которого ведёт извивающаяся дорожка, обсаженная деревьями. Такие «горы» конической формы со срезанной вершиной и спускающейся по склонам пологой дорогой, обсаженной кустарником, строились в парках эпохи Возрождения и в регулярных садах XVIII века. На вершине горы Парнас планировалось поставить беседку, но замысел так и не был осуществлён.

Китайский театр[править | править код]

 памятник архитектуры  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510319380066 (ЕГРОКН). Объект № 7810445018 (БД Викигида)

Расположен слева от входа в парк. Строительство начато в 1778 году по проекту, разработанному архитектором Антонио Ринальди, а велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел некоторые изменения.

Здание имело вполне европейские черты и скромность внешнего убранства: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими стрельчатыми наличниками на дверях и окнах. Лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами указывала на увлечение востоком, модным для того времени.

Внутренне убранство отличалось пышностью и было выполнено в «китайском вкусе».

13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Джованни Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». В дальнейшем сцена театра видела множество премьер и представлений.

В 1908—1909 годах под руководством придворного архитектора С. А. Данини был произведен капитальный ремонт здания. 15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина уникальное сооружение почти полностью сгорело. В настоящее время существуют планы восстановления театра[13].

Драконов мост[править | править код]

 памятник архитектуры  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510319380216 (ЕГРОКН). Объект № 7810445025 (БД Викигида)

Драконов мост

Сооружен одновременно с Большим китайским мостом. В его архитектуре также нашло отражение увлечение Китаем, характерное для России рубежа XVIII и XIX веков. Мост украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Первоначально при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II фигуры были выполнены из известняка, ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году.

Крестовый мост[править | править код]

 памятник архитектуры (федеральный)  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510319380236 (ЕГРОКН). Объект № 7810445027 (БД Викигида)

Крестовый мост

Крестовый мост перекинут через Крестовый канал. Постройка завершена в 1779 году. Мост стоит на четырёх всходах, ведущих к каменной «китайской» беседке, облицованной малиновым, жёлтым и голубым глазурованным кирпичом. Стены беседки прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. Замковый камень арок висит над водой. По аркам к беседке ведут четыре гранитные лестницы из двадцати трёх ступенек каждая.

Большой каприз, Малый каприз[править | править код]

 памятник архитектуры  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. №№: 781610388740836, 781610388740606 (ЕГРОКН). Объекты №№: 7810445009, 7810445059 (БД Викигида)

Большой каприз

Большой и Малый капризы представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролётами над дорогой (называемой Подкапризовой дорогой). Согласно легенде, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».

Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770—1774 годах.

Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам арка (Малый каприз) сооружена рядом - 350 метров на северо-восток по Подкапризовой дороге в сторону Большого Екатерининского дворца, в земляной насыпи. Для устройства земляной насыпи использовалась земля, полученую при выкапывании и углублении прудов. На вершине Большого каприза устроена беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают изогнутую «китайскую» кровлю с загнутыми вверх краями[2].

Китайская деревня[править | править код]

 памятник архитектуры  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520319380406 (ЕГРОКН). Объект № 7810445014 (БД Викигида)

Китайская деревня

Китайская деревня построена в 1780-х годах архитекторами Ч. Камероном и И. В. Нееловым (замысел и первоначальный проект ансамбля, по мнению многих исследователей, принадлежит А. Ринальди).

Дракон на крыше домика в Китайской деревне

Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки её проекта. Из 18 запланированных одноэтажных домиков удалось построить только 10. Центром композиции стало здание «обсерватории». Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780 году Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Со смертью императрицы Екатерины II строительство Китайской деревни было прекращено.

В 1817—1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: их соединили попарно и перепланировали внутри, приспособив под жилье. В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. В Китайской деревне довольно часто жил русский историк Николай Михайлович Карамзин, именно здесь работавший над «Историей государства российского».

В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты (28 элитных квартир) для иностранных специалистов[15] датской компании «ТК Девелопмент Пушкин»[16]

Александровский пейзажный парк. На заднем плане —

Александровский дворец — Википедия

Алекса́ндровский дворе́ц (устар. Новый Царскосельский дворец) — один из императорских дворцов Царского Села (ныне город Пушкин). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—1796 годах, по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.

Дворец находится в Александровском парке и представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села.

Екатерина II 22 мая 1796 года (ст.с.) повелела: «В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму». 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.

Залы парадной анфилады, облицованные белым искусственным мрамором, располагались по садовому фасаду дворца. В центре анфилады располагался зал с полуротондой, разделенный на три части широкими арками. Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, с восточной стороны — Портретного зала, к которому примыкал Зал с горкой, с западной — Бильярдного (или Малиновой гостиной). Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединенная с библиотечными комнатами, крыло с правой стороны — дворцовая церковь. В левом флигеле дворца располагались «Концертный зал», непосредственно примыкающий к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат. Александровский дворец. Исторические интерьеры помещений первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты[1].

Чугунная ограда-решётка была изгтовлена на Александровском литейном заводе в Петрозаводске[2].

Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он бывал часто и подолгу со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Фёдоровна. Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца.

С восшествием на престол Николая II Александровский дворец стал перестраиваться. В частности, перестройки 1896—1898 годов уничтожили свитскую половину: на её месте появились личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. В левой анфиладе — Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой — Столовая (Приёмная Николая II), Рабочий кабинет, Уборная императора и другие служебные помещения. В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи. В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903—1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Фёдоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II , а во втором — комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.

После революции 1905 года Александровский дворец становится главной резиденцией императора Николая II, родившегося в Царском Селе. В этом дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и его семьи. Здесь семья находилась под арестом после Февральской революции. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца бывшая царская семья Романовых была отправлена на станцию Александровская в сибирскую ссылку, откуда затем они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца. В 1918 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского на базе дворца был создан Детский дом имени Юных Коммунаров. К его организации Луначарский привлёк свою супругу, которой для этих целей была отведена комнатка на антресолях дворца. Утверждения о том, что она якобы там поселилась, не имеют под собой оснований, поскольку, по свидетельству К. Чуковского, Анна Александровна с сыном по приезде в Петроград поселились в квартире, где жил сам Луначарский, «в доме Армии и Флота — в паршивенькой квартирке — наискосок от дома Мурузи, по гнусной лестнице»[3].

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947—1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Фёдоровны, а также Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908—1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей.

В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год по инициативе военного института, занимающего дворец, в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Фёдоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи[4].

В октябре 2009 согласно распоряжению Росимущества здание дворца было передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село». С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца.

Восстановительные работы во дворце начались в 1951 году и продолжаются до сих пор. К 1997 году левое крыло дворца было частично отреставрировано и превращено в экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце», повествующую о жизни последней царской семьи. В работе нуждается весь фасад дворца, постепенно планируется дополнить выставку и правым крылом, пока закрытым.

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного. Их реставрация была осуществлена в рекордно короткие сроки — всего за полгода. Среди прочих подлинных предметов музею был возвращен считавшийся утраченным портрет императрицы Александры Фёдоровны[5].

Официальный «проект реставрационных работ», реализуемый со 2-й половины 2010 года, привел к грубой перестройке и уничтожению подлинных конструкций здания — кирпичных и каменных, что несовместимо с принципами научной реставрации[6].

Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна.

В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство[7].

  • Восстановленный интерьер комнаты по фотографии дворца тех времён (на стене).

  • Домашний уют последней царской семьи

  • Ковёр из медвежьей шкуры в одной из комнат дворца

  • Гобелен с изображением Марии-Антуанетты в одном из залов дворца

  • Рояль из трёх сортов дерева в парадном зале дворца

Церковь Екатерининского дворца — Википедия

Це́рковь Воскресе́ния Христо́ва — домовый православный храм в Пушкине, в Екатерининском дворце.

Храм приписан к Софийскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Походный храм[править | править код]

После передачи Сарской мызы Екатерине Алексеевне, в её дворце была установлена походная церковь святой великомученицы Екатерины, куда 12 [23] марта 1713 года был определён причт. Это был первый царскосельский храм. Походная церковь имела резной иконостас синего цвета с позолотой, иконы которого были написаны на холсте, и престол с дубовой крышкой и символическими изображениями четырёх евангелистов.

Когда в поселении появились отдельные храмы, то походная церковь была передана в Успенскую, затем в Благовещенскую церковь. После того, как последняя сгорела в 1728 году, утварь была возвращена в Успенскую, в затем перенесена в новопостроенную Знаменскую церковь. Однако в 1817 году походная церковь снова была перенесена — в часовню при госпитале, а в 1872 году престол был помещён в церковь при Николаевской мужской гимназии.

Переданный в 1930 году в Екатерининский дворец-музей иконостас был утрачен в период оккупации города. Престол, вероятно, был утрачен ранее.

Прочие дворцовые храмы[править | править код]

В правом флигеле дворца, на первом этаже, при императрице Елизавете Петровне в 1740-х годах была освящена малая («комнатная») церковь. Храм был упразднён после 1761 года.

В августе 1796 года Екатерина II приказала построить «комнатную» церковь между дворцом и холодной баней. Храм был построен «вчерне» к 1797 году, окончательная отделка была поручена Павлом I архитектору П. В. Неелову. Однако позже по приказу Александра I недостроенный храм был разобран, а его место было засажено деревьями.

Современная церковь[править | править код]

Проектом реконструкции Большого Екатерининского дворца середины XVIII века была предусмотрена постройка храма сначала отдельным зданием «между правым флигелем и циркумференцией», но эти планы не реализовались, и церковь решили устроить в особом флигеле. Автором проекта стал архитектор С. И. Чевакинский.

Весной 1746 года начались строительные работы по флигелю, а 8 [19] августа 1746 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны состоялась торжественная закладка церкви, которую совершил архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Феодосий (Яновский). Освящение храма 30 июля [10 августа] 1756 года возглавил Санкт-Петербургский архиепископ Сильвестр (Кулябка) в присутствии Императрицы. По окончании освящения был дан салют из 51 пушки.

12 [24] мая 1820 года в результате пожара церковь сгорела, погибла большая часть интерьера. Реставрация храма велась под руководством архитектора В. П. Стасова. Восстановленная церковь была заново освящена 2 [14] апреля 1822 года архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павинским) в присутствии Александра I.

Церковный флигель. Вид с Садовой улицы. Гравюра 1820-х годов

После того, как (19 [31] октября 1845 года в придворное ведомство была передана Знаменская церковь, она была приписана к дворцовой Воскресенской церкви, которая с этого момента стала называться «Большой придворной Царскосельской церковью». Богослужения в Воскресенской церкви проходили редко: крещение, бракосочетания и заупокойные службы по членам Императорской фамилии, а также богослужения в период от Великого Четверга до первого дня Пасхи.

16 [28] июня 1863 года церковь снова пострадала в пожаре, однако утварь и большинство икон удалось спасти. В пожаре пострадали «стасовские» церковные главки, но А. Ф. Видов вернул им вид, более соответствующий стилю елизаветинского барокко. Освящение обновлённого храма совершил 27 октября [8 ноября] 1864 года протопресвитер Василий Бажанов.

Богослужения в храме прекратились в 1917 году, хотя официально церковь была ликвидирована 22 мая 1922 года. Помещение храма выполняло функции музейного пространства. В период оккупации Пушкина испанцами и немцами в церкви был устроен гараж, а внутреннее убранство было разграблено. Крыша была пробита, а купола изрешечены пулями[1].

Реставрационные работы во дворце начались только в 1957 году, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола, однако сам храм до настоящего времени полностью не отреставрирован.

С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны, формально храм был приписан к приходу Софийского собора. Летом 2015 года музеем был объявлен конкурс на проведение реставрационных работ[2]. Реставрация храма проводилась в соответствии с Венецианской хартией и закончена к апрелю 2019 года. 12 апреля 2019 года благочинным Царскосельского округа протоиереем Никитой Зверевым вместе с духовенством храмов города был отслужен благодарственный молебен. С 13 апреля 2019 года храм и прилегающие залы включены в отдельный экскурсионный маршрут.

Архитектура, убранство и устройство церкви[править | править код]

Фасад церкви, обращённый на Садовую улицу, создан Ф.-Б. Растрелли, который использовал решение так называемой двухъярусной колоннады: на уровне первого и второго этажей более тяжёлой и массивной, на третьем и четвёртом этажах — облегчённой. Назначение здания определило символику декоративной скульптуры — фигур ангелов, головок херувимов. При этом по общей архитектуре здание сохраняет характер светского сооружения.

Церковный (северный) флигель увенчан пятью золочёными куполами. Первоначально проектом был предусмотрен купол, но 14 [25] октября 1746 года Елизавета Петровна распорядилась «над церковью новостроющеюся купола не делать, но пять глав по пропорции». В связи с этим проект был частично переработан.

Помещение церкви архитектурно разделено на четыре части: алтарь, неф, хоры и места под хорами. Хоры и помещение под ними отделены от самой церкви параллельной иконостасу стеной, имеющей три пролёта внизу и три окна наверху. На хоры можно попасть через двери, соединяющие их с одной стороны с остальным дворцом (через них входили императоры и двор), с другой — с Лицеем (через коридор).

Интерьер церкви. Рисунок 1850-х годов

До разрушения храма в нём были:

Стены церкви выкрашены в цвет берлинской лазури, установленный Елизаветой Петровной в 1749 году.

Для храма было написано 114 икон, вставленных в ниши, обрамлённые золочёными рамами. Иконы были написаны, по распоряжению Елизаветы Петровны, «наиболее искусными живописцами от помещиков и из монастырей», среди которых был И. П. Аргунов.

Пострадавшие в пожаре 1820 года, они были отреставрированы Д. И. Антонелли или написаны заново А. Е. Егоровым, А. И. Ивановым и И. Ф. Тупылевым.

В алтаре располагалась золочёная резная надпрестольная сень на восьми колоннах. Иконостас шестиярусный[3] столярной работы с 45 образами, украшенный золочёными колоннами и пилястрами, создан по проекту Ф.-Б. Растрелли артелью под руководством придворного мастера Иоганна Дункера. Иконы для главного иконостаса писали немецкие художники — Г. Гроот, Г. К. Преннер и другие.

Живописный плафон был написан в течение нескольких лет (начиная с 1749 года) художником Джузеппе Валериани. Он погиб во время пожара в 1820 году и был написан заново на основании воспоминаний художником В. К. Шебуевым. В алтаре находился плафон «Слава Святого Духа», написанный в 1822 году Д. И. Антонелли, а после пожара 1863 года воссозданный А. Ф. Беллоли; плафон на хорах с изображением святых Веры, Надежды, Любови и Софии был начат в 1823 году Отто Игнациусом, а закончен Густавом Гиппиусом.

В настоящее время:

К 2010 году была произведена реставрация архитектурно-декоративного убранства церкви, золочение куполов[4]. Интерьер храма сохранился частично. Восстановлена часть золочёных рам. Из икон оставлены только 3 образа. После оккупации сохранились сень и плафон в алтаре. Восстановлены образа архангелов Михаила и Гавриила. К апрелю 2019 года стены восполнено архитектурное и частично скульптурное убранство храма, в алтарной части отреставрирован плафон, восстановлены почти все образа иконостаса.

Наибольшую ценность представляли:

  • восьмикилограммовый потир из чистого золота, выполненный в манере рокайль, — дар Елизаветы Петровны[5];
  • напрестольный серебряный крест 1703 года с 39 частицами мощей;
  • утварь, подаренная Екатериной II Софийскому собору и переданная сюда в 1812 году.

В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.

  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп.. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 11—13, 19—20, 21, 76—83. — ISBN 5-9900655-3-1.
  • Придворная церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца/Н.Г. Коршунова [Текст]; ГМЗ «Царское Село». — СПб.: Медный Всадник, 2019.
  • Яковкин И. История Села Царского. — СПб., 1829. — Т. I. — С. 47—48.

Летний дворец Елизаветы Петровны — Википедия

Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741—1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1797 году.

В 1712 году на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы». По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.[1]. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 года, осмотрев усадьбу, записал:

«Сад разведён недавно и поэтому в нём ничего ещё нет, кроме уже довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому столу».

В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др.[2].

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716—1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон. На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло[3].

При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» — сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу[2].

В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко — Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны.

«Строение этого дворца начато 24 июня 1741 г. … Повелено строить с крайним поспешанием».

Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах[4] дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены»[1].

Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами. Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде. Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как нередко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, 1747 г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад[4]. В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки. На западном фасаде появляются эркеры-фонарики[5].

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию[6]). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На берегу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице[2].

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку[4].

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники, оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова, построенный Саввой Чевакинским, экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города[5][7]. Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси[6].

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома, отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями[8].

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает[1]. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину[6]. Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада[2]. Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в 1797 г.«за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни[2]. При этом, убранство, имевшее определенный интерес, перевезли в другие дворцы. Так, в Гатчинский дворец доставили огромное количество мебели (возможно, что стулья, стоящие ныне в Аванзале, - это прежнее убранство Летнего дворца). Сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха), да великолепные рисунки М. И. Махаева с изображением фасадов напоминают об исчезнувшей постройке.

Подробных описаний Летнего дворца не осталось, тем более интересно краткое замечание, сделанное дотошным французским путешественником Марселем Форсия де Пилесом в 1791 г., т.е. незадолго до исчезновения сооружения: "Большое деревянное строение, прежде бывшее обиталищем двора; с множеством покоев, среди которых весьма мало примечания достойных. Галерея почти ста футов длины на шестьдесят ширины, богато убрана зеркалами и позлащенным деревом; в отношении до соразмерности потолок оной очень низок. На одном из её концов поставлено тронное место, целиком позолоченное и в красном бархате. Другая зеркальная галерея, почти ста тридцати футов, сообщается с часовнею, обыкновенной для России, таковою, когда она пред святилищем преграду из позлащенного дерева с нагромождением дурных картин и безобразных украшений имеет. Все уборы устарели, и среди оных не имелось даже великолепных. Императрица (имеется в виду Екатерина II) иногда приезживала в сей дворец для обеду; его местоположение чрезвычайно приятно.

Деревянный мост соединяет оный с гуляньем, посещаемым в городе более прочих, у коего таковой вид, будто сие есть дворцовый сад. Есть другое довольно примечательной длины. Деревянная баня с медными ваннами, много мраморных статуй пред входом, иные рассеяны по различным аллеям... Небольшое здание, называемое Эрмитажем, целиком убранное картинами, но среди них нет дивных; оного местоположение приятно"[9].

  1. 1 2 3 Шварц В. С. Архитектурный ансамбль Марсова поля. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1989.
  2. 1 2 3 4 5 сост. Иванова В. П. Сады и парки Ленинграда. — М.: Лениздат, 1981.
  3. Научный каталог. Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
  4. 1 2 3 Каталог. Франческо Бартоломео Растрелли. — СПб.: Лицей, 2000.
  5. 1 2 Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765—1773 гг. — СПб.: Крига, 2003.
  6. 1 2 3 Тарановская М. З. Карл Росси. — Л.: Стройиздат, 1980.
  7. Научный каталог. Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
  8. Писаренко К. А. Русский двор в царствование Елизаветы Петровны. — М.: Молодая гвардия, 2003.
  9. Форсия де Пилес. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой. Записки французского путешественника. — СПб.: Паритет, 2014. — С. 57-59. — ISBN 978-5-93437-401-4.

Список объектов дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга

Это — служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из проектов.
Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Здесь приведен список знаменитых дворцово-парковых ансамблей, расположенных в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга, а также в бывших пригородах Ораниенбауме (Ломоносове), Петергофе (Петродворце), Стрельне, Павловске и Царском Селе (Пушкине). Многие из них состоят под охраной ЮНЕСКО в составе объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Парки, дворцы и парковые сооружения[править | править код]

Дворцы и парки Гатчины входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина».

Парки, дворцы и парковые сооружения[править | править код]

Дворцы и парки Ораниенбаума входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Парки, дворцы и парковые сооружения[править | править код]

Памятники[править | править код]

Дворцы и парки Павловска входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Павловск».

Парки, дворцы и парковые сооружения[править | править код]

Дворцы и парки Петергофа входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Парки и дворцы[править | править код]

Другие достопримечательности[править | править код]

Парки, дворцы и парковые сооружения[править | править код]

Дворцы и парки Царского Села входят в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село».

  • На

Смотрите также

Описание: