Где находится дворцовая набережная


Дворцовая набережная — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дворцо́вая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой. С 1737 года набережная называлась Наличной линией, с 1738 года — Верхней Набережной улицей (по аналогии с Нижней), в 1740 — 1790-х годах — Миллионной[1]. С 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В 1923 году набережная была переименована в набережную Девятого Января (1905 года). Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович. В 1944 году набережной вернули прежнее название.

Связь с городской улично-дорожной сетью[править | править код]

Основные магистрали[править | править код]
Улицы[править | править код]
Водные коммуникации[править | править код]
Транспорт[править | править код]

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Ближайшие станции метро:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191[2].
Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11[3].

Автобус: маршруты 46, 49[4].

Формирование береговой линии[править | править код]

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[5].

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[6].

Архитектурный ансамбль[править | править код]

Каменные парапеты[править | править код]

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»

РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности[править | править код]

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[7], грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

  1. ↑ Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. - М : АСТ, 2010. - 752 с., с. 158
  2. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 6 апреля 2012 на Wayback Machine
  3. ↑ Маршруты троллейбуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine
  4. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 12 мая 2012 на Wayback Machine
  5. А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703… // СПб, 1779. С. 58.
  6. ↑ РГАВМФ, ф. 176, д. 62, л. 273, 296—315. Опись домов Адмиралтейского острова подтверждает первоначальный отвод небольших участков, которые затем объединялись покупкой богатыми владельцами.
  7. ↑ Александровская колонна на сайте журнала «Наука и жизнь»
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 106—107. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 71—72. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 40. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

ru.wikipedia.org

Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Дворцовая набережная

Дворцовая набережная по праву считается одним из главных туристических «магнитов» Санкт-Петербурга. Полюбоваться ее архитектурным ансамблем и историческими памятниками в Северную столицу съезжаются гости из разных регионов России и из-за рубежа.

Дворцовая набережная расположилась на левом берегу Невы, где ее ближайшими соседками являются улицы Кутузова и Адмиралтейская, а прямо напротив высится шпиль Петропавловского собора. Отсюда прекрасно видны не только узнаваемые очертания древней крепости на Заячьем, но и живописная Стрелка Васильевского острова. Впрочем, смотреть стоит не только на воду – именно здесь «прописаны» многие знаковые достопримечательности города: Зимний дворец со своим садом, комплекс Эрмитажа, Мраморный и Ново-Михайловский дворцы, Летний сад, старейшие каменные мосты, особняки XVIII–XIX столетий.

История строительства Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге

Дворцовая набережная – практически ровесница Петербурга. В 1705 году на тогда еще болотистых речных берегах был построен дом одного из создателей Армейского флота, генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Позже именно в этом доме поселилась Анна Иоанновна. Как и сама набережная, первоначально называвшаяся Верхней, особняк был деревянным. По нему в период активной застройки определили так называемую «красную линию» для всей улицы.

В 1712 году были возведены Свадебные палаты Петра I, рядом с ними постепенно росли дома приближенных императора. Четыре года спустя здесь же воздвигли личную резиденцию царя – Зимний дворец Петра (сегодня сохранился лишь частично и находится в здании Эрмитажного театра). А в 1710-1714 годах в Летнем саду шло строительство одноименного дворца по проекту Доменико Трезини, основателя европейской школы в отечественной архитектуре. Это здание дошло до нас в почти неизменном виде и сейчас является филиалом Русского музея.

Центральные кварталы постепенно превращались в царство «каменных палат», однако лишь в середине XVIII столетия, когда по мелководью реки установили сваи и дополнительно укрепили берег землей, стало возможным сооружение обновленной набережной. Именно с Дворцовой началась история каменных улиц города, она первой была облачена в гранитные плиты в соответствии с замыслом архитектора Юрия Фельтена. Тогда же появились первые лестницы-причалы. После окончания строительства Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли за набережной закрепилось ее современное название.

Однако полвека спустя внешний вид улицы был совсем не парадным – между амбарами и сараями громоздились груды строительных материалов, предназначавшихся для возведения Генерального штаба. По приказу Николая I еще один зодчий с итальянскими корнями, Карл Росси, разработал проект реконструкции. Спуск к Неве был украшен бронзовыми скульптурами львов и вазами из полированного порфира. Последние стали подарком российскому императору от короля Швеции Карла XIV. В 1873 году и те, и другие были перенесены на Адмиралтейскую набережную, где находятся до сих пор.

С момента своего возникновения улица носила разные имена: Наличная или Каменная линия, Верхняя или Миллионная набережная, Набережная Девятого Января. С 1944 года было официально закреплено название Дворцовая набережная.

Достопримечательности Дворцовой набережной

Дворцовая набережная включена в список Культурного наследия Российской Федерации. В связи с тем, что застройка продолжалась не одно десятилетие, нельзя сказать, что стоящие здесь здания выполнены в едином архитектурном стиле, каждая эпоха имела собственную доминанту. Изначально тон задавали построенные в духе петровского барокко летняя и зимняя резиденции первого российского императора. Потом настал черед монументального рококо. Наследие этих стилей гости города могут увидеть в фасадах Зимнего дворца и Большого Эрмитажа. Но в первоначальном виде большинство памятников XVIII века не сохранились и были либо полностью снесены, как деревянный Оперный дом, на месте которого сейчас расположен особняк Бецкого, либо значительно переделаны в последующие годы, как дворец Кантемира, усилиями нескольких архитекторов превратившийся в дом Громова.

А вот образцов классицизма на Дворцовой набережной и сегодня осталось немало: Эрмитажный театр, поглотивший Зимний дворец Петра I, Мраморный дворец – первое питерское здание, полностью облицованное природным камнем, дом Салтыкова с частично сохранившимися интерьерами, уже упомянутый выше дом Бецкого, Малый Эрмитаж.

Особняк Громова и Ново-Михайловский дворец представляют архитектурную эклектику, поскольку при многочисленных переделках, инициированных наследниками или новыми владельцами, зодчие в большей или меньшей степени сохраняли черты первоначальных зданий. Отдельной строкой стоит упомянуть бывший дворец Великого князя Владимира Александровича, где ныне расположен Дом ученых. Он во второй половине XIX столетия был спроектирован первым председателем Петербургского общества архитекторов Александром Резановым в стиле флорентийского палаццо.

Интересно, что при всей неоднородности застройки Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге выглядит гармоничной и архитектурно целостной.

Как добраться

На Дворцовой набережной функционируют пристани для теплоходов. Рядом расположены остановки по маршруту сразу нескольких автобусов и троллейбусов. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», но в теплое время года не составит труда прогуляться от станций «Невский проспект» и «Гостиный двор».

wikiway.com

описание, фото, где находится на карте, как добраться

Дворцовая набережная, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Дворцовая набережная – первая набережной в Санкт-Петербурге. Ее длина по побережью Невы равняется 1300 м. Именно эта местность была подвергнута быстрой застройке бревенчатыми усадьбами зажиточных горожан. В 1705 году здесь «вырос» дом Ф. Апраксина, который задал тон в строительстве всех зданий, идущих за ним. Далее возвел свои хоромы К. Крюйс. В первые годы XVIII столетия, эту часть береговой линии звали то Верхней, то Миллионной, а также Почтовой, по названию прилегающих к ней объектов или улиц. С завершением сооружения Зимнего дворца за ней закрепилось название – «Дворцовая».

Так как береговая площадка оказалась близкой к Адмиралтейству, то на ней стали возводить свои постройки высокие морские чины, а вверх по течению Невы – мастера-корабельщики: П. Михайлов, Г. Меншиков, Ф. Скляев, Ф. Пальчиков.

В 1706 году свое место на облагороженной набережной занял Почтовый двор, затем дом майора Коноу, предшествующий Летней усадьбе Петра I. Через 2 года был сооружен первый Зимний дворец.

В 1762 году, по указанию Царя, деревянная «обложка» набережной была заменена на гранитную, с парапетами и спусками, выполненными в виде лестниц-пристаней. Дворцовая набережная стала  центром светской жизни города, знатные фамилии организовывали здесь пышные балы и всевозможные развлечения.

После победной битвы под Полтавой, в Северной столице активно продвигалось каменное строительство. В 1712 году был перестроен особняк  Апраксина. Тогда же начали строиться Рагузинский, Ягужинский, Олсуфьев, Головин. Первой пробой «пера» молодого Ф.Растрелли зодчего в Петербурге, стал дворец Д. Кантемира.

В тот же период началось возведение нового Зимнего дворца, появилась Зимняя канавка.

Для того, чтобы выгрузить постамент и ствол Александровской колонны, подвезенные по воде, на «Дворцовой» была построена особенно прочная пристань, которая была способна выдержать громадный груз, весящий несколько тонн.

В комплекс Дворцовой набережной включены такие выдающиеся сооружения, как Зимний дворец, 2 Эрмитажа, Малый и Старый, Эрмитажный театр, Мраморный дворец и другие великолепные объекты.

Во времена расцвета советской власти, в 1923 году, этот архитектурный объект стали называть набережная 9 Января. Но в 1944 году ей вернули  историческое имя, которое остается по сегодняшний день. 

Добраться до набережной можно от ст. метро «Адмиралтейская», Гостиный двор», «Невский проспект».

 

Фото достопримечательности: Дворцовая набережная

 

Дворцовая набережная на карте:

www.1000mest.ru

Прогулка по Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец (Русский музей) 0+

Это первый дворец Петербурга, облицовка которого выполнена из натурального камня. В работе над внешней отделкой и внутренним убранством здания Антонио Ринальди применил более 30 сортов мрамора. Многие из них представлены в Мраморном зале. Кованая решетка и мраморные вазы украшают парадный вход во дворец. Ранее на месте дворца находился Почтовый двор, а затем зверинец, где проживал слон.

Дворец предназначался графу Орлову, но он в нем так и не поселился — граф скончался за два года до окончания строительных работ. Екатерине II пришлось выкупить дворец у его наследников. Какое-то время здесь квартировался фаворит императрицы Станислав Понятовский, а потом здание перешло во владения князей Романовых. Здесь проживал внук Екатерины II, великий князь Константин Павлович, затем сын Николая I, Константин, и наследники его рода.

В течение 17 лет здесь функционировала Российская Академия истории материальной культуры, затем работал Центральный музей имени Ленина. В 1996 году дворец становится филиалом Русского музея. В экспозиции представлены работы зарубежных художников XVIII — начала XIX века. Время от времени здесь проходят выставки работ современных мастеров.

У стен Мраморного дворца долго стоял бронеавтомобиль «Враг капитала». Машину установили в память о Ленине, выступившем на броневике подобной модели в 1917 году. Сейчас здесь находится памятник Александру III авторства Паоло Трубецкого, работавшего над ним в начале 20 века. Ранее он стоял на Знаменской площади, неподалеку от современного Московского вокзала. Памятник был создан как дань памяти основателю Сибирского пути. Скульптура запечатлела не знакомый по парадным картинам облик императора, а истинное портретное сходство. В 1919 году на памятнике появилось ироническое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». Также он был задействован в празднике, посвященном десятилетию Октябрьской Революции. Памятник поместили в клетку, украсили серпом, молотом и эмблемой «СССР». С 1937 года монумент покоился в Русском музее и был возвращен городу лишь в начале 90-х годов.

 ул. Миллионная, д. 5/1

kudago.com

Дворцовая набережная — Википедия. Что такое Дворцовая набережная

Дворцо́вая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

История названия

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой. С 1737 года набережная называлась Наличной линией, с 1738 года — Верхней Набережной улицей (по аналогии с Нижней), в 1740 — 1790-х годах — Миллионной[1]. С 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В 1923 году набережная была переименована в набережную Девятого Января (1905 года). Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович. В 1944 году набережной вернули прежнее название.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали
Улицы
Водные коммуникации
Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Ближайшие станции метро:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191[2].
Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11[3].

Автобус: маршруты 46, 49[4].

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[5].

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[6].

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»

— РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности

Известные жители

Интересные факты

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[7], грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Примечания

  1. ↑ Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. - М : АСТ, 2010. - 752 с., с. 158
  2. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 6 апреля 2012 на Wayback Machine
  3. ↑ Маршруты троллейбуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine
  4. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 12 мая 2012 на Wayback Machine
  5. А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703… // СПб, 1779. С. 58.
  6. ↑ РГАВМФ, ф. 176, д. 62, л. 273, 296—315. Опись домов Адмиралтейского острова подтверждает первоначальный отвод небольших участков, которые затем объединялись покупкой богатыми владельцами.
  7. ↑ Александровская колонна на сайте журнала «Наука и жизнь»

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 106—107. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 71—72. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 40. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

wiki.sc

Дворцовая набережная | Телеканал "Санкт-Петербург"

  • Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Это одно из самых красивейших мест в Петербурге. Не зря эти монументальные, величественные здания, украшающие левый берег Невы, во все времена неизменно вызывали восхищение. И название этого места говорит само за себя…  
Каждая набережная Петербурга имеет своё лицо, свой характер и своё предназначение. И, конечно, Дворцовая набережная тоже не является не исключением.

«Само название «Дворцовая» говорит о чем? Дворцы здесь были... Каждая набережная имеет своё лицо. Дворцовая – такая степенная, респектабельная, ухоженная набережная. Самая-самая строгая набережная из всех. Рядом стоит набережная Кутузова, она как бы охраняет Дворцовую. Так и должно было быть. Императоров должна была охранять гвардия».

Охраняет её ― причём в образе бога Марса ― и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Это первый в России памятник не царской особе.
Интересно, что нумерация домов на Дворцовой набережной идёт не от главной достопримечательности Петербурга ―Зимнего дворца, а от Фонтанки, хотя казалось бы...

«Дворцовая набережная начинается от Летнего сада, а заканчивается у Адмиралтейства. Кусочек-то вроде небольшой, но знаменитый».

А знаменита Дворцовая набережная своей историей, и хранят её эти неповторимые по красоте шедевры зодчества.

«Конечно, прежде всего это Зимний дворец, Эрмитажный театр, Дом ученых, в котором мы часто бывали (дети на «ёлки» ходили), это и Мраморный дворец. Тут каждый дом интересен».

И это правда. Дворец Дмитрия Кантемира, Ново-Михайловский дворец, принадлежавший великому князю Михаилу Николаевичу, дворец великого князя Владимира Александровича (впоследствии знаменитый Дом учёных) ― за каждым зданием стоит большая человеческая и архитектурная история. И кажется невероятным, что для кого-то жизнь среди этого великолепия дворцов есть обычность и будничность.

«Поговорим о Дворцовой набережной. Поскольку по этой набережной я хожу всю свою жизнь, она для меня место, по которому ты идешь и можешь о чем-то отстранённом думать ― у тебя ноги знают, где можно споткнуться, где нужно переходить улицу. Ты об этом не думаешь. Это некая повседневность, некая обыденность… Можешь ходить много раз, а потом в какой-то момент где-то остановишься, посмотришь на дом: «Черт возьми! Какой красивый»! Мимо него ходил, ходил, а сегодня посмотрел иными глазами».

«Для меня это уже привычно, но красота, конечно... Она притягивает взгляд с той стороны. У Петропавловской крепости много народу бывает. Люди там гуляют и видят наши дома! Для кого-то это новое, необычное, а для нас это наше жилье».

«Дворцовая набережная для петербуржцев – это сердце города. Сердце города, потому что рядом Петропавловка, с постройки которой начинался Петербург. Каждый дом – это архитектурный памятник. Их строили Кваренги, Растрелли, Росси. Большое счастье жить в центре и каждый день видеть эту красоту».

А ведь на самом-то деле нарядные фасады дворцов обращены на Миллионную улицу и на Дворцовую площадь, на Дворцовую же набережную выходит непарадная, тыльная часть зданий.  

«Эта часть Зимнего дворца, которая была ближе к Дворцовой набережной, а не Дворцовой площади, была служебная. Здесь были кухни. Если мы говорим о дворце, то, конечно, главную роль играла Дворцовая площадь. Дворцовая набережная была в тылу».

Да, тыл, но зато какой!.. Вот и именование этого моста через Фонтанку тоже звучит довольно прозаично ― Прачечный. С чего бы такое название, спрашивается, да ещё подле дворцов! А дело в том, что неподалёку, на Сергиевской улице (ныне улице Чайковского), находилось Управление прачечных Его Императорского Величества. Отсюда такое именование моста. Заметим, что раньше названия были функциональными. Они сегодня надёжно хранят историю места.
А надо сказать, что первоначально здесь, на будущей Дворцовой набережной, селились высшие морские чины Адмиралтейства. И самые первые постройки были деревянными, как и сама набережная. Лишь при Екатерине Великой она оделась в гранит. Это была первая гранитная набережная в Петербурге с романтическими, живописными спусками к Неве.

«Спуски на Дворцовой набережной – это прямой выход к воде. Это очень интересное общение с водой. Можно спуститься, посидеть, посмотреть на воду. Я считаю, что это было очень важно».

Знаменита Дворцовая набережная ещё и тем, что именно здесь впервые в городе Петра родилось ансамблевое зодчество ― создание целостного ансамбля зданий разных по стилю.

«По этому дворцовому комплексу можно изучать стили Петербурга. Вот стиль барокко — это Растрелли. Потом переходный стиль к классицизму ― Валлен-Деламот — вот этот павильончик. Затем ранний классицизм — архитектор Фельтен — это сейчас выставочные залы Эрмитажа. После «Лизиного мостика» комплекс завершается ампиром — театр. Это поздний классицизм. Это самая высокая нота классицизма. Дальше, после комплекса Зимнего дворца, идут все здания в стиле эклектики. Это продолжение стилей».

«Лизин мостик» — так в народе называют Эрмитажный мост, благодаря опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», в которой героиня (в отличие от пушкинской) бросается с Эрмитажного моста в Зимнюю канавку. Между прочим, эта канавка первоначально называлась Зимнедворцовой, поскольку рядом, там, где сегодня находится Эрмитажный театр, в своё время был возведён Зимний дворец Петра.

«Когда делали реставрацию этого театра, архитекторы открыли кладку и поняли, что этот театр создавался на основе Зимнего дома Петра. Кусочек, фрагмент этого Зимнего дома сохранился, и его можно сейчас видеть. Он другого цвета — такой «кубик». Сохранились даже два интерьера Домика Петра Великого. Их можно увидеть в самом Эрмитаже». 

Стоит сказать, что у Дворцовой набережной было множество именований. Одно из первых совершенно не предвосхищало будущего царственного названия, а именно ― Почтовая. Разгадка в том, что в начале XVIII века на месте Мраморного дворца находился Почтовый двор. После Октябрьской революции Дворцовая набережная была переименована в набережную Девятого января ― в память о трагических событиях «кровавого воскресенья» 1905-го года. Однако ленинградцы всё равно продолжали называть набережную Дворцовой…
А вот роскошная решётка сада Зимнего дворца в 20-е годы прошлого столетия была перенесена в другой сад, что на проспекте Стачек. Он тоже, кстати, был назван в память о жертвах расстрела Девятого января. Как сочетается несочетаемое — это вопрос. Тем не менее решётка Императорского сквера, с зияющими дырами вместо золочёных двуглавых орлов, по-прежнему окружает не свой сад.

«Очень жалко, что решетка находится сейчас не на своем историческом месте, потому что она объединяла дворец и этот небольшой садик, дворик. Всем приезжающим в Петербург это очень нравилось». 

Нравится приезжающим в Петербург и выстрел из пушки Петропавловской крепости, оповещающий горожан, что наступил полдень. Это старейшая традиция! Но каково жителям Дворцовой набережной? 

«Выстрел пушки для меня уже привычен. Я по нему, не глядя на часы, знаю: пушка ударила — 12. Так что это даже хорошо».

«Пушка Петропавловской крепости для меня — это знак того, что город живет. В 12 часов я по пушке сверяю время. Несмотря на это, я вздрагиваю каждый раз, когда она стреляет. Это как бы пульс города».

И ещё пару слов о традициях. В белые ночи, когда наступает знаменитый праздник в честь выпускников, «Алые паруса», здесь, на Дворцовой набережной аншлаг!

«Это стало некой традицией. Хотя, мне кажется, ушла другая традиция, которую еще мы застали. "Ты надела беленькое платьице…" — помните эту песню из знаменитого фильма [«Разные судьбы», реж. Леонид Луков, 1956 год — прим. ред.] и кадры на набережной, когда идут девочки в белых платьицах после выпускного бала (он проходил во всех школах в одновременно)? Конечно, это было особое ощущение, потому что, во-первых, не было толпы, были пустые набережные, кроме выпускников никого не было, во-вторых, не было такой организованности, что стоят эти заграждения, где-то милиция, где-то можно проходить, где-то нельзя проходить. Стало по-другому…»

Да, нынче «Алые паруса» — это многотысячное грандиозное шоу, а для жителей Дворцовой набережной это, можно сказать, испытание праздником.

«Праздник «Алые паруса» превратился в такую феерию, посмотреть на которую собирается действительно много народу. Праздник очень красивый, праздник нужный, но приходится после убирать много мусора на набережной. Мы стараемся в эти дни уезжать из города».

«Мы каждый праздник караулим свои входы, караулим свои заборы, чтобы не лезли через них. А так Дворцовая — она и есть Дворцовая… »

И поэтому туристов на Дворцовой набережной в любое время года великое множество, как и студентов, ведь в доме Бецкòго (известного и как Дворец принца Ольденбургского) и доме Салтыковых размещается государственный Университет культуры и искусств. Ничего не скажешь, повезло студентам!
Разумеется, жизнь на Дворцовой набережной меняется. Каждая эпоха оставляет здесь свой след. Приходит новое, а что-то уходит навсегда, но остаётся то главное, чем так дорого и прекрасно это место.

«Я думаю, что дух никуда не ушел, потому что, слава Богу, современная архитектура сюда не проникла. Впечатление остается такое же. Как было когда-то — так и сейчас. Каждый раз смотришь на Дворцовую набережную со стороны Петропавловской крепости, с бастиона, с таким же восхищением. Это то же великолепие, которое видел 20-30 лет назад. Дворцовая набережная — архитектурный гимн нашего города. Особое ощущение от того, что ты видишь: «Господи, как это красиво»! Это восхищение постоянно, оно никогда не уходит».

Не уходит эта величавая, торжественная, неускользающая красота, не уходит и наша благодарность великим зодчим, чьи творения на Дворцовой набережной навсегда вошли в историю шедевров мировой архитектуры.

topspb.tv

Дворцовая набережная Санкт-Петербурга - Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal

Дворцовая набережная наверное - главная набережная Санкт-Петербурга...
Кроме того и застройка Дворцовой набережной началась одной из первых в Санкт-Петербурге. Первые постройки на Дворцовой набережной, как и во всём городе, были деревянными, гранита еще не было, но после победы под Полтавой (1709) и взятия Выборга (1710) в Санкт-Петербурге началось активное каменное строительство и потихоньку гранит стал доминировать... вместе с водой широкой в этом месте Невы.

Характер Дворцовой определила постройка на этом берегу Невы как летней, так и зимней резиденций Петра I. В связи с близостью к Адмиралтейству здесь, в первую очередь, селилось высшее морское начальство. Чуть далее, выше по течению Невы, поселились корабельные мастера. Среди них - Пётр Михайлов (сам "царь-плотник" Пётр I), Фёдосей Скляев, Филипп Пальчиков, Гаврила Меншиков. На этой гравюре набережная тех леи неузнаваема... сейчас все дома уже другие.

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой, так как на том месте где сейчас расположен Мраморный  дворец  находился Почтовый двор.

Долгое время считалось, что Дворцовую набережную строили по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Но историк В. И. Кочедамов доказал, что Фельтен упоминается в связанных с каменной Дворцовой набережной документах только через шесть лет после начала её создания. Разными краеведами считалось что автор Ж. Б. Валлен-Деламот, архитектор С. А. Волков, но есть документы что это мог быть и Игнатио Росси.

Сооружение первой каменной набережной напротив Зимнего дворца завершилось, вероятнее всего, в 1764 году. Но из-за допущенных просчётов в проектировании весьма скоро она начала разрушаться. Грунт осел... пришлось все переделывать... это еще Набережная Кутузова...

Дворцовая начинается от Троицкого моста (подробный пост)

После возведения первого постоянного моста через Неву наплавной Исаакиевский мост переместили ближе к Зимнему дворцу. Ему дали другое название - Дворцовый.

      

Разведение Троицкого моста

      

Из девятнадцати домов здесь половина принадлежала царской фамилии. Благодаря этому до 1917 года Дворцовая набережная жила по собственному "расписанию". Летом находящиеся здесь дворцы пустовали. Их хозяева уезжали в загородные усадьбы, с ними покадала Петербург и многочисленная свита. В это время фасады домов приводились в порядок, перекрашивались. Ремонтировалась мостовая. Зимой дворцы оживали. Набережная наполнялась роскошными экипажами, гуляющей публикой.

Вид на памятник  Суворову и  "Марсово поле" (история и легенды)

Надеюсь топиться она не будет )) течение тут сильное с водоворотами.

Петропавловская крепость Санкт -Петербурга

6 октября 1923 года Дворцовая набережная была переименована в "набережную Девятого Января (1905 года)". Год был указан в скобках, поэтому его часто опускали. Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович.

Особняк А. П. Гагарина, а позже Доходный дом Н. П. Жеребцовой.

Про все дома набережной писать смысла нет. Кому интересно, читайте здесь (прекрасный сайт где можно найти любой дом) - Дворцовая набережная

9 сентября 1941 года во время авианалёта одна из бомб упала перед домом №14, уничтожив его фасад и фасады соседних домов №12 и 16. После войны фасады этих зданий были объединены.

Мраморный дворец.

В 1944 году набережной вернули прежнее название - Дворцовая.

Вид с кораблика

Ново-Михайловский дворец.

      

Дворец Д. К. Кантемира, затем Дворец М. Н. Скавронской, позже дом И. Ф. Громова.

И здесь атланты - гастарбайтеры ))

Петропавловская крепость Санкт -Петербурга
История строительства Петропавловской крепости

Во внутреннем дворика Мраморного дворца стоит прекрасный и незаслуженно забытый Памятник Александру III

"Стоит  комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Стоит комод, на комоде бегемот... (подробности о памятнике) Памятник давно уже достоин стоять в каком-то сквере или на площади, раз его историческое место на площади Восстания (бывшая Знаменская) уже занял штык, поставьте его перед вокзалом иили на площадке перед ТРЦ "Галерея"... не понимаю почему он все еще за решеткой где его никто не видит.

Дворец вел. кн. Владимира Александровича - Дом ученых.

Отсюда кораблики идут в Петергоф.

"Зимняя канавка" Санкт - Петербурга

Вид на 1-й Зимний мост и на Эрмитажный мост.


Зимняя канавка". Акварель И. Урениуса. 1815.

Эрмитажный мост

Немного старых фотографий... люблю стравнивать как было и как стало.

Немного советских фото набережной.

С -Петербургская стрелка Васильевского острова

Как видите раньше львы и вазы стояли вместе. Порфировые вазы подарили шведы. А сверху львы еще одни. Сейчас львы на спуске в одиночестве, а вазы переехали дальше, ближе к  Медному всаднику.


Литография картины 1840 года.

Рядом Эрмитаж, но теперь спуск стал от него дальше.

pantv.livejournal.com

Дворцовая набережная в Санкт-Петербурге - СПб ГБУ Мостотрест

Дворцовая набережная расположена на левом берегу Невы в Центральном районе. Она протянулась от реки Фонтанки до Дворцового моста. Это одна из центральных набережных города.

Вначале, по указу Петра I, укрепления берегов рек дельты Невы строились из дерева, но они быстро разрушались.

24 января 1715 года, когда было отдано распоряжение о создании «набережной улицы от Адмиралтейства до Почтового двора», началось строительство Дворцовой набережной – первой каменной набережной на Неве.

К 1717 году забивка свай по левому берегу от Почтового двора (на месте Мраморного дворца) до Галерного двора была закончена. Первые попытки сооружения каменной стенки набережной были сделаны по проекту Неронова в 1720 году напротив Летнего сада, около Зимней канавки, но из-за неустойчивости основания, состоящего из деревянных ящиков, заполненных камнем, подобно ряжам, стенка к 1723 году стала оседать и разрушаться.

В июле 1762 года были ассигнованы средства на сооружение набережных, одетых тесаным «диким морским камнем» – гранитом. Напротив Зимнего дворца в 1762 году возводится каменная пристань. В следующем году вверх и вниз от пристани начинается строительство каменной стенки набережной по проекту И.Л. Росси с оригинальными полукруглыми спусками.

Во второй половине XVIII века строится участок набережной от Зимней канавки до Фонтанки. В 1760-1770 годах напротив Летнего сада были забиты деревянные сваи основания стенки и произведена засыпка грунтом, отодвинувшая линию берега на 70 метров. К 1770 году стенка у Зимнего дворца начала разрушаться, что привело к необходимости ее перестройки. В 1772-1784 годах участок перестроили с выносом стенки в сторону реки.

Вдоль набережной – сплошная историческая застройка с пропусками каналов, впадающих в Неву.

За долгие годы эксплуатации набережная стала деформироваться. В 1925 году ремонтировался Эрмитажный спуск. В 1925-1929 годах на большом участке набережной последовательно произвели капитальный ремонт стенки, затрагивающий свайное основание.

В 1950-х годах был отремонтирован участок, не вошедший в ремонт 1929 года – от Троицкого моста вниз по течению до Дома Ученых.

На участке, примыкающем к устою Дворцового моста, в 1962 году в существующее свайное основание со стороны реки были забиты 2 ряда наклонных деревянных свай.

За свою историю набережная несколько раз меняла свое название: Верхняя: 1738 — середина ХVIII в., Миллионная: середина XVIII в. – конец ХVIII в., Дворцовая: конец ХVIII в. – 1923, Набережная 9-го Января –1923-1944, и, наконец, в настоящее время – снова Дворцовая.

Набережная находится под охраной государства.

Информация для туристов

На Дворцовой набережной расположены причалы прогулочных судов:

mostotrest-spb.ru

Дворцовая набережная — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дворцо́вая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

История названия

В начале XVIII века набережная именовалась Почтовой. С 1737 года набережная называлась Наличной линией, с 1738 года — Верхней Набережной улицей (по аналогии с Нижней), в 1740 — 1790-х годах — Миллионной[1]. С 1778 года магистраль стала официально называться Дворцовой набережной. В 1923 году набережная была переименована в набережную Девятого Января (1905 года). Такое имя магистрали дали из-за того, что приказ о расстреле мирной демонстрации 9-го января 1905 года отдал живший здесь великий князь Владимир Александрович. В 1944 году набережной вернули прежнее название.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали
Улицы
Водные коммуникации
Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Ближайшие станции метро:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

Автобус: маршруты 3М, 3Мб, 5М, 5Мб, 7, 10, 24, 191[2].
Троллейбус: маршруты 1, 7, 10, 11[3].

Автобус: маршруты 46, 49[4].

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной. Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную[5].

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству[6].

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, главным архитектором которой стал Юрий Фельтен. В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

«Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные»

— РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 108, л. 5, 103.

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели». Из такого же камня выложили «пешеход». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности

Известные жители

Интересные факты

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, названный «святой Николай»[7], грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Примечания

  1. ↑ Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. - М : АСТ, 2010. - 752 с., с. 158
  2. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 6 апреля 2012 на Wayback Machine
  3. ↑ Маршруты троллейбуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 20 сентября 2012 на Wayback Machine
  4. ↑ Маршруты автобуса на сайте Организатора перевозок Архивная копия от 12 мая 2012 на Wayback Machine
  5. А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703… // СПб, 1779. С. 58.
  6. ↑ РГАВМФ, ф. 176, д. 62, л. 273, 296—315. Опись домов Адмиралтейского острова подтверждает первоначальный отвод небольших участков, которые затем объединялись покупкой богатыми владельцами.
  7. ↑ Александровская колонна на сайте журнала «Наука и жизнь»

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 106—107. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 71—72. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 40. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

wikipedia.green

Дворцовая набережная Википедия

Дворцовая набережная

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781620568110006 (ЕГРОКН)
объект № 7810693000 (БД Викигида)
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Центральный
Протяжённость 1300 м
Метро  Адмиралтейская
Прежние названия Набережная Девятого Января
 Медиафайлы на Викискладе

Дворцо́вая набережная Невы в центре Санкт-Петербурга находится по левому берегу от Набережной Кутузова до Адмиралтейской набережной.

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа, Русского музея и пр.

Содержание

  • 1 История названия
  • 2 Связь с городской улично-дорожной сетью
    • 2.1 Основные магистрали
    • 2.2 Улицы
    • 2.3 Водные коммуникации
    • 2.4 Транспорт
  • 3 История строительства
    • 3.1 Формирование береговой линии
    • 3.2 Архитектурный ансамбль
      • 3.2.1 Каменные парапеты
      • 3.2.2 Достопримечательности
  • 4 Известные жители
  • 5 Интересные факты
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История названия

ru-wiki.ru

Адмиралтейская набережная — Википедия

Адмиралте́йская набережная (в 1918—13 января 1944[1] — «набережная Рошаля»[2]) — набережная в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Большой Невы и 2-го Адмиралтейского острова. Начинается от перекрёстка Дворцового проезда с Дворцовой набережной и Дворцовым мостом, заканчивается Сенатской площадью.

С момента постройки города в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году эта часть берега большой Невы использовалась как выход к реке судостроительной верфи Адмиралтейства. Через эти «речные ворота» поставлялось сырьё и материалы, здесь же спускались с эллингов построенные корабли.

Постройки Адмиралтейства, место будущей набережной

Набережная была создана, когда в 1844 году все судостроительные работы были перенесены в галерную гавань, и в связи с этим были засыпаны все каналы и бассейны на его территории.

Гранитная набережная[править | править код]

В 1818 году у восточного и западного павильонов Адмиралтейства по проекту инженера А. Д. Готмана были поставлены пристани.

В 1819—1821 годах в набережную между Адмиралтейством и зданием Сената были встроены береговые «быки» Исаакиевского наплавного моста. По обеим сторонам опор моста находятся спуски к Неве, созданные для того, чтобы жители могли брать воду из реки и садиться на суда. Строительство по проекту А. А. Бетанкура вёл инженер В. Треттер.

В 1832 году Дворцовую пристань украсили декоративными вазами и скульптурными фигурами львов. Набережная носит название Адмиралтейской с 1874 года. В 1879 году по набережной было открыто движение[3].

В апреле 1872 года вышло высочайшее распоряжение об устройстве набережной вдоль Главного Адмиралтейства. Работы финансировались за счёт средств, полученных от продажи под застройку земельных участков между крыльями верфи. 7 февраля в Санкт-Петербургской думе состоялся конкурс проектов[4].

У конкурса была следующая формулировка:

На сооружение гранитной набережной от Петровской площади вдоль Главного Адмиралтейства до Дворцового моста.[4]

Устройство набережной, 1873 год

Конкурс выиграл проект инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова[5]. Закладка гранитной набережной между Дворцовой и Петровской пристанями на месте деревянной была выполнена 14 (26) августа 1873 года, а уже 21 ноября (3 декабря) 1874 года состоялось её торжественное открытие[4]. В 1875 году на набережной был устроен широкий бульвар. Судя по картине А. К. Беггрова она сильно отличалась от современного состояния: уже была каменной и находилась значительно левее нынешнего положения магистрали.

В 1909 и 1910 годах перед пристанями были установлены скульптурные группы «Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» и «Царь-плотник».

С 1912 года началось строительство Дворцового моста, и в связи с этим в 1914—1916 годах пристань была разобрана и перенесена на новое место, ниже по течению — в створе ворот восточного павильона Адмиралтейства. Порфировые вазы были перенесены на Петровскую пристань, а львы теперь установлены на постаментах из красного гранита вновь сооружённой Дворцовой пристани.

Набережная довольно короткая — всего 414 метров, по набережной всего 8 домов.

Архитектор Л. Н. Линдрот. Школа № 225, Адмиралтейская набережная, дом 4 (1958 год)

Первый и последний дома (№ 2 и № 16) на этой набережной — флигели Адмиралтейства (1823, архитектор — А. Д. Захаров).

Обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была продана под застройку частным владельцам отдельными участками. Многоэтажное строительство началось в 1880-х годах и привело к тому, что доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства, и, по мнению экспертов, внесли диссонанс в архитектурный ансамбль.

Дом № 2 — восточный флигель Адмиралтейства, напротив него находится Дворцовая пристань и спуск со львами.

Дом № 4, Черноморский переулок, 1 (1886—1887, архитектор — Д. К. Пруссак (белор.)русск.[6]) — доходный дом и театр В. А. Панаева («Панаевский театр»). Построен в 1888 году. В 1895 году здесь состоялось дебютное выступление Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Оформление на доме № 6

Уничтожен пожаром в 1917 году, разобран, и на этом месте в 1958 году построено здание средней школы № 225 (архитектор Л. Н. Линдрот).

Дом № 8 (1885—1891, архитектор — М. Е. Месмахер) — Дворец великого князя Михаила Михайловича, в советское время здесь размещалось Главное управление торговли Ленинграда, после распада СССР с 1998 года часть здания занимает страховая компания РОСНО.

Здание отреставрировано в июле 2006 года, для посетителей открыты парадные залы, Дубовый кабинет князя и другие помещения[7].

Дом № 10 (1880-81, архитекторы А. Ф. Красовский, В. Р. Курзанов) — доходный дом О. Н. Рукавишниковой, знаменит тем, что в 1890 и 1893 годах здесь жил композитор П. И. Чайковский, а в 1906—1910 годах — русский геофизик князь Б. Б. Голицын. В советское время здание было выделено под генеральное консульство ГДР.

С начала XXI века у набережной, напротив дома 10 пришвартован плавучий ресторан на воде «Кронверк» («Весна»).

Дома № 12 и 14 (перестроены в единый ансамбль в 1912—1913 гг., архитекторы А. В. Друкер (белор.)русск., К. К. Тарасов) — до 1917 года здания Дворянского банка и Крестьянского банка. В настоящее время, в доме 12 функционируют гостиницы «Петровская пристань» и «Адмиралтейская набережная».

Дворцовая пристань[править | править код]

1840 год, на одной пристани львы и вазы

Первая Дворцовая пристань была построена в 1820—1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост.

Пристань была разработана архитектором Карлом Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I. Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства.

На пристани в 1832 году были установлены медные львы и порфировые вазы. В таком виде пристань находилась до третьей четверти XIX века: в 1873—1874 годах вазы были перенесены на Петровский спуск. В 1914—1916 годах пристань со львами была перемещена на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства по причине строительства Дворцового моста. Работы по переносу пристани производил инженер А. П. Пшеницкий.

Львы[править | править код]

Установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году[8]. Сейчас пристань со львами находится у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.

Сейчас пристань со львами находится у восточного павильона Адмиралтейства. Она находится рядом с Дворцовым мостом, составляя единый архитектурный ансамбль с его южным спуском.

Львы выполнены методом чеканки из листовой меди; фигуры изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. Чугунные пьедесталы для львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

Петровский спуск[править | править код]

Петровский спуск был построен в 1820—1824 годах инженером А. Д. Готманом одновременно с постройкой первой Дворцовой пристани, которая находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сам спуск находится у западного павильона Главного Адмиралтейства.

Вазы[править | править код]

Изначально установлены на Дворцовой пристани вместе со львами как украшение в 1832 году. Пристань с вазами находится у западного павильона Адмиралтейства (рядом с Медным всадником)

Две вазы выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: Чугунные пьедесталы для львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

Царь-плотник[править | править код]

Скульптура (скульптор Л. А. Бернштам, архитектор А. И. фон Гоген) была установлена в 1910 году перед западным павильоном Адмиралтейства. Статуя демонтирована в 1918 году, в 1996 правительством Нидерландов городу была подарена копия, установленная на набережной[9].

Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году[править | править код]

Скульптура (скульптор Л. А. Бернштам, архитектор А. И. фон Гоген) была установлена в 1909 году перед восточным павильоном Адмиралтейства[9]. Статуя демонтирована в 1918 году.

Существует разделяемое некоторыми мнение, что здание Адмиралтейства и прилежащие к нему территории окружены особым «энергетическим полем», которое благотворно влияет на здоровье и настроение человека. В качестве одного из поводов к этому служит повторяемость явления, выражающегося в том, что ласточки, возвращаясь весной из теплых стран в Петербург, в первую очередь летят к Адмиралтейству и кружат над иглой, увенчанной корабликом.

Многие утверждают, что прогулка вдоль Адмиралтейской набережной для них не только приятна с эстетической точки зрения, но и полезна для здоровья[3].

  • Постройка Адмиралтейской набережной в С.-Петербурге / Сост. В. Карлович. — СПб., 1877.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 21—22. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 13—14. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 20. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

ru.wikipedia.org


Смотрите также

Описание: