Где находится духовная семинария в москве
Московская духовная академия
⠀ 30 апреля – 1 мая 2020 г. в рамках сетевого взаимодействия Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии @sretensky_seminary прошла совместная ежегодная национальная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки». ⠀ Научная конференция состояла из следующих секций: «Пастырское богословие», «Богословие», «История и теория церковного искусства», «Церковно-практические дисциплины», «Христианская письменность», «История Церкви». Более подробно читайте на нашем официальном сайте.
95534147_2588752018120053_2482807202520762918_n
⠀ Обращение студентов Московской духовной академии: Оставайтесь дома - оставайтесь живыми!
95045475_659388928188824_7668958843092392000_n
⠀ В пятницу Светлой седмицы Церковь чтит икону Божией Матери «Живоносный Источник». Праздник установлен в V веке в честь чудесного исцеления человека от слепоты. Однажды будущий император Константинополя Лев Маркелл по дороге в столичный град встретил слепца, который заблудился и не мог найти пути домой. Он помог путнику разместиться в прохладной тени рощи, а сам отправился на поиски воды для странника. ⠀ Через некоторое время Лев услышал голос Пречистой Девы. Она повелела ему напоить путника водой из протекающего рядом источника и положить тину оттуда на глаза слепому. Когда Лев Маркелл исполнил сказанное Богородицей – свершилось чудо, и человек обрел зрение. С тех пор в этот день Церковь совершает чин малого освящения воды в память о совершенном Божией Матерью чуде.
94690418_665306337594294_6465145786309121334_n
⠀ Христос Воскресе!
93430247_251919429281214_4204293894780064415_n
⠀ Дорогие друзья! К сожалению, многие из вас сегодня не смогут попасть на Пасхальное богослужение. ⠀ Сегодня в нашем Покровском академическом храме будет совершаться молитва за всех нас! Вы можете подать записки с имена для поминовения на нашем сайте. Ссылка находится в шапке профиля или напишите нам в личные сообщения - мы отправим. ⠀ Также мы будем выкладывать в сторис отдельные фрагменты богослужения. ⠀ Давайте с радостью и чистым сердцем встретим Воскрешего Христа! С любовью из @moscowtheologicalacademy 💛
93260227_228159441835225_1846119609401240819_n
⠀ Проповедь епископа Звенигородского Питирима на Великий Пяток ⠀ Во имя Отца и Сына и Святого Духа! ⠀ Какой трагичный сегодня день – самый темный в истории мира. День, когда люди потеряли живого Христа. Только что Он вечерял с учениками в Сионской горнице – и Его там нет. Еще вчера Он до кровавого пота молился в Гефсиманском саду – но и Там Его уже нет. Может, Он в Кане Галилейской среди беспечных гостей претворяет воду в вино? Как бы хотелось видеть Его радующегося с детьми, или гневающегося на упрямых иудеев, даже плачущего над мертвым Лазарем. И вот Лазарь жив, а Он мертв! И тело Его сегодня мертво и Кровь Его неподвижна! И нет в этот день на земле нигде ни бессмертного Тела Его, ни животворящей Крови. Мир потерял Бога и сам потерялся. Отнялся Пастырь и рассеялись овцы. Везде смятение, уныние, страх и безысходность. Совершается великая тайна искупления и спасения мира. И уже совершилась – «Совершишася»! Но об этом знают только Трое – Отец, Сын и Святой Дух. На третий день и мир узнает об этом. Но как дожить до третьего дня, когда Он умер и лежит бездыханным во гробе и никто не скажет Ему, кроме Него Самого, - «Выйди вон!» А Он мертв. И мир потерял Его. ⠀ А вы, возлюбленные отцы, братья и сестры, в эти страстные дни потеряли меня. Хотя я рядом, но меня с вами нет, и обращаюсь я к вам не своим голосом, и вы слышите сейчас мои слова, но видите не меня. Как это все глубоко символично! И как бы все было безысходно трагично, если бы мы не знали, что впереди Воскресение Его, победа над смертью и торжество жизни. А испуганные, растерянные, убитые горем ученики еще ничего не знают, думают, что навек потеряли Его и не ищут Его. «Да и где искать: в Кане, в Гефсимании, в Вифлееме или Назарете, или здесь, в Сионской горнице, где он еще вчера был посреди нас?» – недоумевают ученики и не находят ответа. И только ад знает, где Он, и трепещет, и стенает, и ужасается. Ад рушится, а земля безмолвствует – и да молчит всяка плоть человеческая! Аминь!
94068497_159706082041293_6626118715966351627_n
⠀ Великая Пятница — самый трагический день в истории человечества: день Распятия. Поэтому богослужебный текст и слова Священного Писания посвящены Крестной смерти Христа. Великая Пятница, когда умер на Кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная литургия. Сегодня нет места радости и ликованию. Сегодня нашего Учителя предают смерти. ⠀ Накануне Святой Пасхи, в Страстную Пятницу и в последний день земной жизни Господа Иисуса Христа, когда Спаситель принял Крестную смерть за грехи всего мира в православных храмах совершается последование Царских часов. Это последование включает в себя чтение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с особыми псалмами, чтением паремий, Апостола и Евангелия, которые изображают смысл и значение воспоминаемых событий. ⠀ На девятом часе, повествующем о смерти Христа, певчие исполнили тропарь «Днесь висит на древе». Это песнопение является смысловым центром всего богослужения Страстной Пятницы. И даже на Кресте наш Учитель продолжает давать нам уроки любви и милосердия. Он молится о своих палачах: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». ⠀ 17 апреля в Покровском храме Академии службу Царских часов совершило духовенство академического храма.
93803420_522326195119764_9157687174919137576_n
Контакты | Московская духовная академия
АДРЕС: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, территория Лавра, Академия
Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01,
факс: (496) 541-56-02,
e-mail: [email protected]
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50,
факс: (496) 541-55-05,
e-mail: [email protected]
Отделение заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32,
e-mail: [email protected]
ИЗДАТЕЛЬСТВО МДА
e-mail: [email protected]
КАФЕДРЫ
1. Кафедра Библеистики
e-mail: [email protected]
Заведующий: протоиерей Георгий Климов
Методист: Сергей Вячеславович Зубов
2. Кафедра Богословия
e-mail: [email protected]
Заведующий: протоиерей Павел Великанов
Методист: иеромонах Дамиан (Воронов)
3. Кафедра Истории и теории церковного искусства
e-mail: [email protected]
Заведующий: Нина Валериевна Квливидзе
Методист: Ирина Михайловна Зубренко
4. Кафедра Филологии
e-mail: [email protected]
Заведующий: профессор В. М. Кириллин
Методист: Евгений Григорьевич Малюта
5. Кафедра Церковной истории
e-mail: [email protected]
Заведующий: профессор А. К. Светозарский
Методист: протоиерей Сергий Забелич
6. Кафедра Церковно-практических дисциплин
e-mail: [email protected]
И. О. заведующего: протоиерей Александр Задорнов
Секретарь: иерей Иоанн Кечкин
Заочное обучение:
АДРЕС: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Академия, Отделение заочного обучения
ЧАСЫ РАБОТЫ: 09:00 — 17.00 (понедельник-пятница, кроме праздников)
Обед: 12.00 — 13.00
ТЕЛЕФОН: (496) 540-93-78 (заведующий ОЗО),
(496) 540-53-32 (канцелярия ОЗО)
e-mail: [email protected]
МОСКВА
АДРЕС: г. Москва, Крестьянская площадь, д.10, Новоспасский монастырь, Центр образования (м. Крестьянская застава, м. Пролетарская)
ЧАСЫ РАБОТЫ: 10.30 — 18.00 (понедельник-пятница, кроме праздников) без обеда
ТЕЛЕФОН: (495) 676-97-22
e-mail: [email protected]
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Духовные семинарии Русской православной церкви — Википедия
Духовные семинарии Русской православной церкви — учебные заведения Русской православной церкви, дающие высшее духовное образование, для служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности. При большинстве семинарий существуют регентские и иконописные отделения.
До XVII века духовное образование в Православии осуществлялось монастырями. В монастырских школах учились даже княжеские дети — здесь находились самые лучшие библиотеки, книги в которых вручную переписывались монахами. В княжеских, архиерейских и приходских школах качество образования и количество учащихся было нестабильным, так как это в значительной степени зависело от возможностей своих покровителей.
Предшественниками современных духовных семинарий стали братские школы, появившиеся на территории оккупированных литовцами и поляками земель бывшей Киевской Руси. В России же, первым духовным учебным заведением современного европейского типа стала Славяно-греко-латинская академия, первоначально располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре города Москвы.
С начала XVIII века при архиерейских домах в Российской империи начали учреждаться семинарии (архиерейские школы). Они были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства, но первоначально не имели целью подготовку только священнослужителей, ввиду нехватки свободных мест для клириков.
В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде[1], мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине).
В 1814—1818 году была предпринята реформа духовных школ в Российской империи, в результате которой семинарии по своему статусу стали равны гимназиям, тогда как академии представляли собой высшие духовные заведения[2]. До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами; затем доступ этот был закрыт.
Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.
По определению[3], семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем. Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.
Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Курс обучения составлял шесть лет. В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование; для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входившие в курс классических гимназий. Для оценки знаний использовалась балльная система: «5» — отлично, «4» — очень хорошо, «3» — хорошо, «2» — посредственно, «1» — слабо. Учащиеся первых трёх классов, показавшие слабые результаты, могли оставляться однократно на второй год в том же классе.
Лучшие воспитанники продолжали обучение в духовных академиях; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В конце XIX века лучшие выпускники семинарий получили возможность поступать только в два светских университета:
К началу XX века существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.
Здание СПбС в начале XX векаВ начале XX века в студенческой среде российских семинарий распространяются протестные революционные движения, обострившиеся в период революции 1905—1907 годов. Последовавшие революции и гражданская война в России привели к полному закрытию всех семинарий в СССР. Лишь Великая отечественная война вынудила советское руководство ослабить преследование Православной церкви и позволить её открыть несколько духовных семинарий. К 1989 году в Советском Союзе оставалось только три семинарии:
- Московская, с академией и регентской школой
- Ленинградская, с академией и регентской школой
- Одесская.
После падения советской власти Православная церковь получила полную свободу, благодаря которой было открыто множество семинарий и других церковных учебных заведений. Многие семинарии начинали свою деятельность как Духовные училища, и лишь спустя какое-то время были преобразованы в Духовные семинарии.
Список семинарий РПЦ в настоящее время[править | править код]
С начала 2018 года в РПЦ действует более пятидесяти духовных семинарий[4]:
В основу деятельности семинарий РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года[5] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам, семинарии стали высшими учебными заведениями РПЦ.
По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ продолжается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России[6].
В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым[7]:
- Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «Семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат включает 4 обязательных года и 1 пастырский и практический год обучения в семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный («нулевой») курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений.
- Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин «Академия» стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой — учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
- Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity»).
Все семинарии РПЦ начиная с 2010 года обучают студентов по программе Бакалавриата в полном соответствии со всеми государственными стандартами, и имеют государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900)[8][9] высшего профессионального образования. По окончании семинарии выпускники получают дипломы государственного образца со степенью «Бакалавр богословия». В соответствии с нормативами высшей школы, семинарии Русской Православной церкви обустраиваются современными компьютерами и средствами коммуникации.
Процесс преобразования семинарий в высшие учебные заведения сталкивается с некоторыми трудностями. При длительных богослужебных и различных хозяйственных послушаниях ощущается нехватка времени на качественное исполнение возросших учебных программ[10]. Для улучшения образовательного процесса в духовных семинариях вводятся штатно оплачиваемые должности курсовых и индивидуальных наставников (тьюторов), помогающих студентам решать различные учебные и воспитательные проблемы:
- разъяснение и примерное исполнение христианских заповедей любви к Богу и ближним,
- индивидуальное собеседование с каждым семинаристом для преодоления личных негативных комплексов и вредных привычек,
- разрешение недопонимания и конфликтных ситуаций в студенческой среде,
- организация досуга (спорт, групповые походы на природу, в театр, паломнические поездки, совместные чаепития в дни рожденья, и т. п.),
- проверка выполнения домашних заданий и письменных работ семинаристов,
- помощь в усвоении трудного учебного и научного материала,
- стимулирование студентов к устранению задолженностей по предметам,
- контроль за своевременной и успешной сдачей зачётов и экзаменов,
- совместная подготовка проповедей, значимых докладов, презентаций и обсуждение их,
- выбор темы сочинения, реферата, курсовых и дипломной работ, их научного руководителя и кафедры,
- активная поддержка решимости каждого семинариста определиться в своей личной жизни избранием благочестивой невесты или монашеского жительства с принятием священного сана и достойного дальнейшего служения.
Особенности функционирования русских семинарий[править | править код]
Почти во всех семинариях полностью бесплатное обучение, проживание, 4-х разовое питание, пошив униформы (китель, брюки или подрясник), выплачивается стипендия. На период обучения семинаристам предоставляется отсрочка от армии с возможным её продлением по окончании учёбы, если выпускник продолжит образование в духовной академии или посвятит себя церковному служению. Учебный процесс в семинариях сопровождается активной богослужебной практикой с обязательным посещением воскресных и праздничных богослужений, пением в церковных хорах, пономарствами (иподиаконствами), чтением в храмах на церковнославянском языке, произнесением проповедей, колокольным звоном, выпеканием просфор и различными трудовыми послушаниями. Студенты регулярно принимают участие в различных паломничествах, крестных ходах, музыкальных выступлениях, спортивных соревнованиях, научных конференциях, преподают в гимназиях и воскресных школах взрослым и детям, публикуют духовные статьи собственного сочинения в православных печатных изданиях. В середине обучения (иногда перед самым выпуском) семинаристов, ещё не ставших диаконами, священниками или монахами, постригают в чине хиротесии во чтецов.
Обучение может быть дневное (очное), заочное, экстернат и дистанционное. На пастырское отделение принимаются только лица мужского пола православного вероисповедания не вступавшие брак или находящиеся в первом браке, с полным или специальным средним образованием, в возрасте примерно до 35 лет (очники, а заочники — до 50 лет).
За время обучения студенты проходят курс множества богословских и гуманитарных дисциплин, изучают православное богословие, богослужебный устав, каноническое право, историю Церкви, церковное пение с другими христианскими искусствами, современные иностранные и древние языки, — как специализированные предметы, необходимые для пастырской деятельности, так и общеобразовательные для гармоничного развития личности.
При многих семинариях действуют регентские отделения для молодых девушек православного вероисповедания. Также есть иконописные отделения. На отделение дополнительного религиозного образования (Вечернее образование) при некоторых семинариях может поступить любой православный христианин, желающий стать катехизатором-миссионером или православным педагогом (для обучения детей). В окормлении семинарий могут находиться и другие школы: гимназии, лицеи, училища.
Духовная Московская академия: адрес, фото, история
Духовная Московская академия – это место, где можно обучиться духовной культуре и стать духовным проводником для сотен людей. Какова история этого места? Каждый ли может связать свою жизнь с Богом и что для этого нужно? Ответы в статье ниже.
Краткое знакомство
Московская духовная академия и семинария - это высшее учебное заведение РПЦ, которое занимается профессиональной подготовкой преподавателей Божьего слова, священнослужителей и богословов. История этого вуза начинается ещё в 1685 году на базе Троицкой Лаврской семинарии и Славяно-Греко-Латинской Академии. В 1919 году, после революционных событий, семинарию закрыли, но уже в 1946 году её деятельность была возобновлена.
История
Московская православная духовная академия и семинария в своем первозданном виде была основана в 1685 году. Вплоть до 1814 года она называлась Славяно-Греко-Латинской Академией и находилась в центре Москвы. Первый выпуск священнослужителей прославил академию на многие годы вперед. На сегодняшний день выпускники этого учебного заведения являются талантливыми клириками, проповедниками и церковными писателями по всей России.

Весной 1685 года монахи Иоанникий и Софроний предстают перед царями Петром и Иоанном, которых приветствуют на двух языках, с предложением создать богословскую школу. Братья привезли с собой в столицу много ученных книг, которые были написаны лучшими священниками. Уже зимой того же года будущая духовная московская академия торжественно открывается. Через два года строятся новые здания, число учащихся значительно увеличивается.
Братья создали собственную систему образования, которая состояла их трех ступеней. На первой ученики обучались письму и чтению на греческом языке. На второй ступени их ждало углублённое знакомство с грамматикой. И только после этого ученикам преподавали риторику, физику, пиитику и логику. Духовная Московская академия отдает греческому языку первостепенную роль, тогда как латынь оставляет лишь в качестве дополнения.
В конце 1690-х годов учебное заведение переживало трудные времена, так как братьям-основоположникам пришлось покинуть его стены. Преподавание перешло в руки лучших учеников – Федора Поликарпова и Николая Семенова.
Насаждение латыни
С началом реформ Петра I в учебном заведении перестают обучать студентов на греческом языке. Главой академии становится митрополит Стефан Яворский, который за время своего руководства значительно улучшает материальное состояние академии, а также некоторые учебные моменты. К сожалению, греческий язык стал разрешенным только в 1738 году.

История Московской духовной академии приходит к своему расцвету при митрополите Платоне (Левшине), которого назначают на должность директора в 1775 году. Он делает всё для того, что вернуть родной язык в академию и ему это удается. Большой его заслугой считается введение регламента для воспитанников. Каждый из них должен был четко соблюдать пост, говение, правила молитвы и помнить о времени, которое следует отдавать молитве.
Митрополит отбирал лучшие умы среди бедных воспитанников, которые были послушны и способны. Их называли «платониками». Образ жизни у них был иной: «платоники» жили отдельно, имели собственную библиотеку и усиленно изучали языки. Впоследствии они должны были стать лучшими духовными служителями.
В 1775 году начали появляться мысли о перемещении академии в другой город. Митрополит Платон хотел, чтобы новым место стал Вознесенский монастырь, но в кругах высшей власти этот вариант не одобрялся. Окончательное решение было принято в 1812 году, когда Москву захватили французы. Заиконоспасский монастырь был почти полностью сожжен, а монахи убиты. Весной следующего года всё было более-менее восстановлено, и учебная жизнь продолжилась в Сергиевом Посаде.

Время правления Александра I характеризуется многими нововведениями и модернизациями, которые оказали положительное влияние на академию. Московская духовная академия, фото который мы видим в статье, осенью 1814 года была торжественно открыта в Сергиевом Посаде. Далее следовало спокойное для школы время, когда большое внимание уделялось расширению и улучшению образовательного процесса. В это время внедряется много правил, которые действуют по сей день. Затем приходит ректор А. Горский, которого считают одним из лучших ректоров академии. Он сделал очень много полезного и доброго не только для вуза, но и для многих воспитанников. Также Горский является создателем новой русской церковной истории.
Настоящее время
Конец XIX века характеризовался некоторым упадком, но уже в начале прошлого века жизнь в академии постепенно налаживалась. Учебный процесс страдал, ведь новейшие реформы были весьма сомнительны. На некоторое время учебное заведение даже пришлось закрыть. Но в 1946 году оно получило «второе дыхание». До сегодняшних дней академия пережила еще много сложностей, но она выжила – и это главное.

Иконописная школа
При академии действует иконописная школа, которая доступна людям женского и мужского полов, достигшим 35 лет. Иконописная школа является учебным заведением Московского Патриархата. Образование имеет двухступенчатую программу. Первая ступень обучения три года. После этого человек получает диплом. Вторая ступень обучения длится всего 2 года. Духовная Московская семинария приглашает на вторую ступень обучения только тех, кто с отличием закончил первую.
Подавая документы на обучение в иконописной школе, студент должен знать начальные, утренние и вечерние молитвы, а также молитву Божией Матери. Важно уметь читать богослужебные книги на правильном церковнославянском языке. Есть специальный творческий конкурс, который направлен на проверку художественных способностей: в течении 6 часов студент должен воспроизвести определённую часть иконы. При оценке работы учитывается пропорциональность изображения, правильная передача цвета и характера, а также рациональное размещение на бумаге.

Структура
Главой учебного заведения является архиепископ Евгений Верейский. Ректор назначается согласно указу Патриарха Московского. Управление академией производится на основе Устава и при помощи проректоров, которые тоже назначаются Патриархом. Ректор имеет право устанавливать регламент и распорядок работы, определять полномочия определённых отделов, а также отдавать указания, которые возможны в пределах его профессиональной компетенции.
Ученый совет академии занимается вопросами учебного процесса и научной деятельности. Также он регламентирует принципы развития вуза и его приоритеты для достижения максимального эффекта от образовательного и воспитательного процессов.

Информация для абитуриентов
Духовная Московская академия приглашает людей, которые хотят связать свою жизнь со служением Богу. Обучаться можно на бакалавриате и магистратуре. Также желающие могут продолжить учёбу в аспирантуре или в регентской школе. Для поступления абитуриент должен представить все необходимые документы, которые указаны в специальном перечне на сайте учебного заведения.
Контактная информация
Где же находится Московская духовная академия? Адрес следующий: город Сергиев Посад, Красногорская плоащадь, д. 1. Учебное заведение находится в Троице-Сергиевой Лавре. Время работы с 9 утра до 18 вечера всю неделю, кроме выходных и праздничных дней.
Московская духовная академия и семинария / Организации / Патриархия.ru
Московская духовная академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви.
Основана в 1685 г. по благословению Патриарха греческими богословами братьями Иоакимом и Софронием Лихудами. Первоначально располагалась в московском Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре. В начале XVIII столетия значительно расширяется научно-богословская деятельность, возрастает число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличивается библиотека. К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания (1712-1751).
В результате реформы церковного образования в начале XIX в. были созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования академической науки. В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875). В эти же годы академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г., в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
Во второй половине XIX — начале XX в. в истории академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения — в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М.Д. Муретова (1851-1917), профессора Г.А. Воскресенского (1849-1918), профессора В.О. Ключевского (1841-1911), профессора А.П. Лебедева (1845-1908), академика Е.Е. Голубинского (1834-1912).
После 1917 г. академия была закрыта. Занятия были возобновлены в 1946 г. в Новодевичьем монастыре в Москве, а с 1947 г. — снова в Троице-Сергиевой лавре. При МДА открыт Церковно-археологический кабинет, который является крупнейшим церковным музеем в России, до недавнего времени не имевшим аналогов.
Обучение очное и заочное. При МДА действуют Регентская и Иконописная школы.
Семинария — Википедия
Семина́рия (от лат. seminarium — «рассадник») — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Создание семинарий стало результатом римско-католических реформ эпохи контрреформации после Тридентского собора[1]. Само слово «семинария» взято из документа «Cum adolescentium aetas», который призвал к созданию первых семинарий. В таких семинариях большое внимание уделялось личной дисциплине, а также преподаванию философии как подготовке к богословию[2].
Последствие этот термин расширился, включив в себя другие христианские конфессии, а также американские иудейские духовные школы[3][4].
Семинарии в Католической Церкви делятся на малые семинарии (англ. Minor seminary) для подростков и большие семинарии (англ. Major seminary) для более взрослых людей, включающие также колледжи-семинарии (хотя в США их часто называют малыми семинариями) для студентов бакалавриата и аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. Есть также семинарии для взрослых людей, которые хорошо окончили школу, такие как Национальная семинария святого папы Иоанна XXIII в Массачусетсе и для других более специализированных целей.
Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария готовит как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс, готовит священников для многих других епархий в Новой Англии, которые являются суффраганными епархиями Архиепископии Бостона. В любом случае, человек, который стремится поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен быть спонсирован либо епархией, либо религиозным орденом.
Часто семинария может быть присоединена или аффилирована с более крупному католическим колледжем или университетом, так что более крупный колледж и обеспечивает более общее образование в области истории или теологии, в то время как семинария сосредотачивается на темах, специфических для потребностей будущих священников, таких как обучение каноническому праву, таинствам и проповеди, или специфических для конкретного ордена или епархии. Например, теологический колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью католического университета Америки.
Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж, который готовит священников из Соединённых Штатов и других стран, поддерживается конференцией католических епископов США.
Семинарии Русской Православной церкви[править | править код]
До XVII века духовное образование в Православии осуществлялось монастырями. В монастырских школах учились даже княжеские дети — здесь находились самые лучшие библиотеки, книги в которых вручную переписывались монахами. В княжеских, архиерейских и приходских школах качество образования и количество учащихся было нестабильным, так как это в значительной степени зависело от возможностей своих покровителей.
Предшественниками современных духовных семинарий стали братские школы, появившиеся в Великом княжестве Литовском. В России же, первым духовным учебным заведением современного европейского типа стала Славяно-греко-латинская академия, первоначально располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре города Москвы.
С начала XVIII века при архиерейских домах в Российской империи начали учреждаться семинарии (архиерейские школы). Они были преимущественно сословными учебными заведениями для сыновей духовенства, но первоначально не имели целью подготовку только священнослужителей, ввиду нехватки свободных мест для клириков.
В XVIII веке полный курс, имевшийся далеко не везде[5], мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие. В основе всей системы обучения лежало совершенное овладение латинским языком; все прочие знания давались попутно, из чтения латинских текстов. Постепенное введение греческого началось в конце XVIII века, при митрополите Московском Платоне (Левшине).
В 1814—1818 году была предпринята реформа духовных школ в Российской империи, в результате которой семинарии по своему статусу стали равны гимназиям, тогда как академии представляли собой высшие духовные заведения[6]. До конца 1870-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения наравне с гимназистами; затем доступ этот был закрыт. Под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) в XIX веке происходил постепенный отход от латинский схоластики.
Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и за выполнением правил устава в общем. Семинарии содержались на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.
Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Курс обучения составлял шесть лет. В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий, как уже обучавшиеся в других учебных заведениях, так и получившие домашнее образование; для поступления в 1-й класс установлен был возраст от 14 до 18 лет. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входившие в курс классических гимназий. Для оценки знаний использовалась балльная система: «5» — отлично, «4» — очень хорошо, «3» — хорошо, «2» — посредственно, «1» — слабо. Учащиеся первых трёх классов, показавшие слабые результаты, могли оставляться однократно на второй год в том же классе. Лучшие воспитанники продолжали обучение в духовных академиях; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.
К началу XX века в Российской империи существовало 55 духовных православных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.
Здание СПбС в начале XX векаВ начале XX века в студенческой среде российских семинарий распространяются протестное революционное движение, значительно усилившееся в период революции 1905—1907 годов. Последовавшие революции и гражданская война в России привели к полному закрытию всех семинарий в СССР. Лишь Великая отечественная война вынудила советское руководство ослабить преследование Православной церкви и позволить её открыть несколько духовных семинарий: Московскую, Ленинградскую, Киевскую, Минскую, Ставропольскую, Саратовскую. Однако дипломы этих семинарий не признавались властями. После хрущёвской антирелигиозной кампании в Советском Союзе оставалось только три семинарии: Московская (с академией и регентской школой), Ленинградская (с академией и регентской школой), Одесская. Такая ситуация сохранялась до 1989 года, после чего началось открытие новых духовных семинарий, причём многие семинарии начинали свою деятельность как Духовные училища, и лишь спустя какое-то время были преобразованы в Духовные семинарии.
В середине 1990-х годов началась реформа духовных школ, в ходе которой семинарии стали преобразовываться из средне-специальных в высшие. Было решено ввести болонскую систему в духовных учебных заведениях. В соответствии с ней духовное образование в РПЦ стало трёхуровневым. Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «Семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity»)[7].
Все семинарии РПЦ начиная с 2010 года обучают студентов по программе Бакалавриата в полном соответствии со всеми государственными стандартами, и имеют государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности по специальности «Теология» (031900)[8][9] высшего профессионального образования. По окончании семинарии выпускники получают дипломы государственного образца со степенью «Бакалавр богословия». В соответствии с нормативами высшей школы, семинарии Русской Православной церкви обустраиваются современными компьютерами и средствами коммуникации.
Семинарии Болгарской православной церкви[править | править код]
С 1872 года до первых лет после освобождения в монастыре святых Петра и Павла возле Тырново функционировала Петропавловская духовная семинария, подчиненная Болгарской Экзархии. С 1892 по 1912 год в Константинополе действовала Цариградская болгарская духовная семинария[bg]. С 1944 года ряд мероприятий коммунистического правительства был направлен на уменьшение количества учащихся в духовных учебных заведениях и на создание различных препятствий для нормального учебного процесса. Лица, окончившие духовные семинарии или богословский фак-т, были лишены возможности какой-либо социальной реализации вне церковной сферы, что приводило к их изоляции в обществе. К 1951 году функционировала лишь Софийская духовная семинария, богословский факультет был выведен из Софийского университета и преобразован в духовную академию[10]. В настоящее время в Болгарии действуют 2 православных семинарии — Пловдивская и Софийская, подчиненные Болгарской Православной Церкви. Они обучают семинаристов регулярному пятилетнему курсу (для студентов, окончивших 7-й или 8-й класс) и двухлетнему параллельному курсу (для кандидатов, окончивших среднее образование)[11].
- ↑ Glazier, Michael & Hellwig, Monika, eds. (2004), Ecumenical Councils to Trent, The Modern Catholic Encyclopedia, Collegeville, Michigan: Liturgical Press, p. 263, ISBN 978-0-8146-5962-5
- ↑ Rose, Michael S. Goodbye, Good Men (неопр.). — Regnery Publishing (англ.)русск., 2002. — С. 217—225. — ISBN 0-89526-144-8.
- ↑ Seminary, n.1, Oxford English Dictionary (2nd ed.), 1989
- ↑ History (неопр.). The Jewish Theological Seminary. Дата обращения 15 апреля 2011.
- ↑ Юбилей Полтавской Духовной Семинарии
- ↑ В Казани отмечают 10-летие возрождения Казанской Духовной семинарии (комментарий в свете веры) — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
- ↑ Официальный сайт Patriarchia.ru: «Духовное образование на пороге перемен».
- ↑ 031900 Теология. Государственный образовательный стандарт
- ↑ ОКСО: код 031900 — Теология
- ↑ БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 615-643. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- ↑ http://www.bg-patriarshia.bg/index.php?file=spiritual_school.xml
Бакалавриат | Московская духовная академия
Форма прошения на закрепление темы курсовой работы
Форма прошения на закрепление темы ВКР (дипломной работы)
Положение о курсовой работе
Положение о ВКР (дипломной работе)
Темы курсовых работ и ВКР
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (скачать все)
1 семестр
- Библейская история (экзамен)
- История Отечества (зачет)
- Методика учебной работы (зачет)
- Общая церковная история (экзамен)
- Русский язык и культура речи (зачет)
- Пастырско-ориентированная богослужебная практика (рассредоточенная) (зачет)
- Пастырско-ориентированная учебная практика (зачет)
2 семестр
- Иностранный язык (зачет с оценкой)
- Катехизис (экзамен)
- Литургика (экзамен)
- Церковное пение (зачет с оценкой)
- Церковнославянский язык (зачет)
- Пастырско-ориентированная богослужебная практика (непрерывная) (зачет)
- Пастырско-ориентированная учебная практика церковного чтения (зачет)
1 КУРС БАКАЛАВРИАТА (скачать все)
1 семестр
- Информатика (зачет)
- История (экзамен)
- Основное богословие (зачет с оценкой)
- Православная аскетика (зачет с оценкой)
- Стилистика русского языка (зачет с оценкой)
- Священное Писание Ветхого Завета (зачет с оценкой)
- Церковное пение (зачет с оценкой)
2 семестр
- Введение в библеистику (экзамен)
- Иностранный язык (зачет с оценкой)
- История древней Церкви (экзамен)
- Курсовая работа (зачет с оценкой)
- Латинский язык (зачет с оценкой)
- Литургика (экзамен)
- Патрология (зачет с оценкой)
- Священное Писание Нового Завета (зачет с оценкой)
- Церковнославянский язык (зачет с оценкой)
- Церковнославянское чтение (зачет)
- Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (богослужебная практика)
2 КУРС БАКАЛАВРИАТА (скачать все)
3 семестр
- Догматическое богословие (зачет с оценкой)
- Латинский язык (зачет с оценкой)
- Риторика (зачет)
- Русская литература (зачет)
- Священное Писание Ветхого Завета (экзамен)
- Теория и история Церковного искусства (зачет)
- Философия (зачет)
4 семестр
- Древнегреческий язык (зачет с оценкой)
- Иностранный язык в профессиональной коммуникации (зачет с оценкой)
- История древней Церкви (экзамен)
- История Русской Православной Церкви (зачет с оценкой)
- Курсовая работа (зачет с оценкой)
- Литургика (экзамен)
- Патрология (зачет с оценкой)
- Священное Писание Нового Завета (экзамен)
3 КУРС БАКАЛАВРИАТА (скачать все)
5 семестр
- Догматическое богословие (экзамен)
- Древнегреческий язык (зачет с оценкой)
- Информационная деятельность православного прихода (зачет)
- История Русской Православной Церкви (зачет с оценкой)
- Миссиология (зачет)
- Священное Писание Ветхого Завета (зачет с оценкой)
6 семестр
- Гомилетика (зачет с оценкой)
- История Западных исповеданий и сравнительное богословие (зачет с оценкой)
- История нехристианских религий (зачет)
- Каноническое право (зачет с оценкой)
- Литургика (зачет с оценкой)
- Пастырское богословие (зачет с оценкой)
- Патрология (экзамен)
- Русская религиозная философия (зачет)
- Священное Писание Нового Завета (зачет с оценкой)
4 КУРС БАКАЛАВРИАТА (скачать все)
7 семестр
- Безопасность жизнедеятельности (зачет)
- История нехристианских религий (зачет с оценкой)
- История Русской Православной Церкви (экзамен)
- Новейшая история западных исповеданий (зачет с оценкой)
- Пастырское богословие (экзамен)
- Педагогика (зачет с оценкой)
- Практическое руководство для священнослужителя (зачет)
- Психология (зачет)
- Русская патрология (зачет)
- Церковь, государство и общество (зачет с оценкой)
8 семестр
- Апологетика (зачет)
- История Поместных Церквей (экзамен)
- Концепции современного естествознания (зачет)
- Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви (экзамен)
- Нравственное богословие (зачет с оценкой)
- Правовые и экономические основы деятельности Русской Православной Церкви (зачет с оценкой)
- Сектоведение (экзамен)
- Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика) (зачет)
ВЫПУСКНОЙ КУРС БАКАЛАВРИАТА
9 семестр
- Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная практика) (зачет)
Итоговая аттестация
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Хочу поступить, что делать? | Московская духовная академия
Московская духовная академия — высшее учебное заведение с классическим гуманитарным образованием. Это духовный центр, который воспитывает будущих пастырей, богословов, ученых, иконописцев, регентов церковных хоров, преподавателей учебных заведений Православной Церкви. Больше чем полторы тысячи человек преподают и обучаются здесь. Поступать сюда приезжают студенты со всего мира.
Среди выпускников МДА — множество православных иерархов, церковных и общественных деятелей, ученых и богословов, святых, среди которых — святитель Филарет (Дроздов), святитель Афанасий (Сахаров), святитель Иларион (Троицкий), патриарх-католикос всея Грузии Илия II, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, знаменитый богослов Алексей Ильич Осипов.
Здесь занимаются исследованиями в области библеистики, церковной истории, богословия, литургики, канонического права, философии, патрологии, церковного искусства, работают над переводами с древних и современных языков. Среди преподавателей – доктора и кандидаты богословия, искусствоведения, философских, исторических, филологических наук.
Академия состоит из пастырско-богословского, регентского и иконописного факультетов, магистратуры (шесть кафедр), аспирантуры, отделения заочного обучения и отдела дополнительного образования.
Московская духовная академия находится на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры – крупнейшего монастыря Русской Православной Церкви. Здесь почивают мощи преподобного Сергия Радонежского – основателя Лавры, покровителя образования. Среди лаврских и академических монахов — ученые с мировым именем, выпускники европейских университетов. У студентов Академии всегда есть выбор, принять ли им монашеский постриг или остаться в миру.
В Академию съезжаются парни и девушки со всей России, живут здесь по полгода и уезжают домой только на каникулы. Каждый день (кроме воскресений) студенты ходят на пары, а после пар — на послушания. А еще в студенческий график встроены регулярные богослужения, утренние и вечерние молитвы.
Узнайте подробнее,
- Зачем получают духовное образование,
- Как живут и учатся семинаристы,
- Как часто семинаристы молятся,
- Что ждет выпускника,
а затем переходите к Пошаговому плану для абитуриента.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отделение заочного обучения | Московская духовная академия
Отделение заочного обучения начало свою деятельность в январе 1964 года (до 2019 г. – Сектор заочного обучения) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и был организован для обучения приходского духовенства, чем разрешалась проблема духовного образования огромного контингента священнослужителей без отрыва их от пастырской деятельности.
21 января 1964 года состоялось официальное открытие 1-й зачетной сессии, по поводу чего Святейший Патриарх Алексий направил специальное приветствие: «Божие благословение на труды учащих и учащихся Отделения заочного обучения Московской духовной академии и семинарии. Отрадно, что священнослужители наши, несущие трудное пастырское служение, имеют стремление повысить свои богословские знания. Надеюсь, что в Академии и Семинарии они восполнят свои знания и в святой Лавре Преподобного Сергия у ее великих святынь воспримут то духовное настроение, которое так необходимо для пастыря Церкви Христовой. Патриарх Алексий».
Из года в год Отделение увеличивалось за счет расширения курсов и классов, так что в середине 1970-х годов весь состав учащихся насчитывал более 400 человек. В настоящее время на Отделении заочного обучения Московской духовной академии обучается около 640 человек.
С 1995 года Новоспасский монастырь г. Москвы предоставляет помещения для проведения обзорных лекций и экзаменов для студентов Отделения заочного обучения из г. Москвы, имеющих благословение на обучение от Святейшего Патриарха. Обзорные лекции и зачетные сессии для этой группы студентов проводятся по расписанию, отличному от расписания студентов Отделения заочного обучения, приезжающих в г. Сергиев Посад.
ОБУЧЕНИЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ.
Заведующий Отделением заочного обучения — протоиерей Сергий Маратканов
Заместитель заведующего — протоиерей Сергий Забелич
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ректор | Московская духовная академия

Ректор Московской духовной академии назначается на должность указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви. Ректор осуществляет руководство Московской духовной академией в соответствии с академическим Уставом, при посредстве заместителей (проректоров), утверждаемых в должности Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Ректором утверждается внутренний распорядок и регламент работы, полномочия структурных подразделений и должностные обязанности работников Московской духовной академии, Регентской и Иконописной школ, а также, в пределах своей компетенции, издаются приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения работниками Московской духовной академии, Регентской и Иконописной школ.
Приёмная Ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50; факс: (496) 541-55-05; e-mail: [email protected] (график работы — с 9.00 по 17.00 (кроме воскресных и праздничных дней)).
- Дата епископской хиротонии — 1 августа 2012 года
- Дата иерейской хиротонии — 12 марта 2006 года
- Дата диаконской хиротонии — 11 сентября 2005 года
- Дата пострига — 22 апреля 2005 года
- Дата рождения — 7 июня 1967 года
- Тезоименитство — 1 сентября
Образование
- Московский областной педагогический университет (1991 год)
- Московская духовная семинария (2004 год)
- Московская духовная академия (2007 год)
Награды
Церковные:
- 2017 год — орден преподобного Серафима Саровского III степени
Биография
Епископ Звенигородский Питирим (в миру Константин Викторович Творогов) родился 7 июня 1967 года в городе Загорск (Сергиев Посад) Московской области в семье служащих. Крещен в младенчестве.
В 1984 году окончил Загорскую среднюю школу № 11 и поступил в Московский областной педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После первого курса института был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил в Монголии.
В 1991 году закончил Московский областной педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работал учителем русского языка и литературы в старших классах Сергиево-Посадской средней школы № 19, а также работал в коммерческих организациях.
В 1997 году работал алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. С ноября 1999 года по июнь 2000 года был трудником в Троицком монастыре святых. праотец в Хевроне.
В 2000 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. По окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. Будучи послушником при академии, в течение трех лет нес послушание в тюремном отделе, отвечая на письма заключенных, собирая им посылки и посещая тюрьмы.
22 апреля 2005 года пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима, епископа Великопермского.
11 сентября 2005 года рукоположен во диакона, 12 марта 2006 года — во иерея. В течение шести лет по воскресным и праздничным дням служил Литургию в Покровском академическом храме, а также нес послушание в приходском храме, приписанном к Покровскому Хотькову женскому монастырю в деревне Каменки Сергиево-Посадского района Московской области.
В 2007 г. окончил Московскую духовную академию.
С 2005 года нес послушание референта ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения. С 2008 года преподавал гомилетику в МДА. В 2009/2010 учебном году преподавал в МДА русский язык для иностранцев. С 2011 года преподавал гомилетику в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 января 2012 года определен в состав коллегии Издательского Совета Русской Православной Церкви по рецензированию и экспертной оценке на 2012-2013 годы.
Принимал активное участие в работе миссионерского отдела Московской духовной академии. Выступал с докладами на Рождественских чтениях и на Всемирном русском народном соборе. Участвовал в организации студенческих конференций в рамках проекта Издательского Совета Русской Православной Церкви по изданию Полного собрания творений свт. Феофана Затворника.
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал № 66) избран епископом Душанбинским и Таджикистанским.
29 июля 2012 года управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 31 июля 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 1 августа за Божественной литургией в Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Решением Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 104) назначен ректором Московской духовной академии с освобождением от управления Душанбинской епархией. Определено быть епископом Звенигородским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сретенская духовная семинария — Википедия
Моско́вская Сре́тенская духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Русской православной церкви, готовящее православных священно- и церковнослужителей. Открыта в 1999 году. Располагается на территории Сретенского монастыря в Москве.
В настоящее время ректор семинарии — архиепископ Амвросий (Ермаков).
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа — Сретенское высшее православное монастырское училище. Самые первые занятия начались в одном из зданий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.
Собирались насельники, в основном молодые люди. Конечно же, им необходимо было дать образование… Постепенно родилась мысль… создать монастырскую духовную школу. Мы оценили свои возможности, в том числе и финансовые, и я обратился за благословением к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он очень обрадовался, что у нас есть такое желание и возможность, и благословил создавать учебное заведение в стенах Сретенского монастыря. Конечно, главное благословение в данном случае было за настоятелем нашей обители — почившим Святейшим Патриархом Алексием II
Самые первые занятия проходили вне стен монастыря, в одном из зданий, прилегающих к нему. Позднее, когда сделали ремонт в братских монастырских корпусах, появилась возможность устроить новые помещения для семинарии в них[2].
17 июля 2001 года Священный синод, заслушав прошение наместника Сретенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) и доклад председателя учебного комитета архиепископа Верейского Евгения (Решетникова), благословил открытие Сретенского духовного училища с ускоренным сроком обучения, ректором которого был назначен архимандрит Тихон (Шевкунов)[3].
26 декабря 2002 года решением Священного синода на основании доклада председателя учебного комитета архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) Сретенское высшее православное монастырское училище преобразовано в Сретенскую духовную семинарию[4].
В 2003/04 учебном году в Русской православной церкви существовала программа дистанционного обучения студентов духовных школ. Трансляция лекций в режиме реального времени велась из Сретенской семинарии. Принимающая аппаратура была установлена в 18 семинариях и двух монастырях: Валаамском и Саввино-Сторожевском[5].
В 2004 году состоялся первый выпуск Сретенской духовной семинарии, большую часть которого составила братия монастыря[6].
В 2010 году Сретенскому монастырю было передано здание школы № 1216, расположенное на его исторической территории[7]. К сентябрю 2013 года ремонт здания был завершён, студенты начали постепенно переезжать в новый корпус.
С 2011 года проживание и обучение на первом курсе бакалавриата семинарии проходит в скиту преподобного Серафима Саровского в Рязанской области, на исторической территории усадьбы Красное[8]. Реставрационные работы в местном храме Казанской иконы Божией Матери закончены в октябре 2013 года.
В 2014 году Сретенская духовная семинария получила лицензию на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ: 48.03.01. Теология (высшее образование — бакалавриат) и 48.04.01. Теология (высшее образование — магистратура)[9]. В 2015 году Сретенская духовная семинария получила лицензию на осуществление образовательной деятельности: «Образовательные программы, направленные на подготовку священнослужителей и религиозного персонала религиозных организаций»[9]. В июле 2017 года Сретенская духовная семинария получила государственную аккредитацию (свидетельство № 2657 от 25.07.2017 г.) на ведение образовательных программ по реализуемым направлениям подготовки: 48.03.01 Теология (уровень — бакалавриат) и 48.04.01 Теология (уровень — магистратура)[10].
9 июля 2019 года в решением Священного Синода Русской Православной Церкви ректор Московской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) был назначен временно исполняющим обязанности ректора семинарии. Он же возглавил созданную тогда же комиссию для «изучения возможности оптимизации образовательного процесса в указанных духовных школах и повышения уровня координации их научно-педагогической деятельности»[11].
По данным протодиакона Андрея Кураева: «принято решение о слиянии Московской семинарии и Сретенской. При этом ликвидируется именно Сретенская семинария, и её студенты переезжают в Сергиев Посад. Напротив, в освободившееся здание Сретенской семинарии (бывшей французской спецшколы) переезжает Московская Духовная Академия („магистратура“ и „аспирантура“). У Сретенского монастыря забирается огромный новопостроеный храм Новомучеников и передёется Академии. Логика в этом есть: Академии конечно, прилично быть в Москве — так удобнее работать её многочисленным совместителям, основную работу имеющим в столичных университетах и институтах РАН. И студенты оказываются ближе к архивам и научным библиотекам <…> конечно, такой проект — это решительная расправа с наследием митр. Тихона Шевкунова и лишение его московской базы»[12]. Данное решение заранее не анонсировалось и сразу вызвало оживлённую дискуссию в церковных кругах[13][14][15]. Глава Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов подчеркнул: «Если мы переходим к магистратуре, и в особенности аспирантуре, то, конечно, доступность центральных библиотек, возможность привлечения кадров, в том числе и московских священнослужителей, и ведущих церковных или светских учёных, в Москве несравнимы с Сергиевым Посадом». Ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) выступил за перевод магистратуры и аспирантуры МДА в Москву: «В целом магистратура и аспирантура нуждаются в том, чтобы находиться в самом центре культурных и академических событий. В случае Московской духовной академии этот центр должен быть расположен в Москве». Говоря о работе синодальной комиссии по оптимизации, архиепископ Амвросий сообщил, что одним из возможных ее решений может стать, например, повышение уровня аккредитации Сретенской семинарии до академии[16].
Коридор второго этажаВ настоящий момент в Сретенской семинарии обучается более 200 воспитанников[10]. С сентября 2011 года семинария перешла на Болонскую систему образования[8]. Срок обучения — четыре года.
С сентября 2012 года действует магистерское отделение, которое делится на два профиля: пастырского богословия и церковной истории. В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены, а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения на магистратуре — два года.
В семинарии преподаётся в общей сложности более 80 дисциплин[16].
- церковные дисциплины: Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история Русской церкви, общецерковная история, история Поместных православных церквей;
- исторические дисциплины: история России, Всемирная история, история Древнего Востока и античная история, история средневековой Европы, новая и новейшая история;
- гуманитарные предметы: древнерусская, русская и зарубежная литература, история философии, риторика, стилистика русского языка, церковнославянский язык, психология, английский язык;
- факультативы: древние и новые языки, кампанология, иконопись, церковное пение, физическая культура и другое[10].
Особое внимание уделяется духовной жизни студентов, которая тесно связана с жизнью монастыря. Уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей. Еженедельно все семинаристы проходят исповедь у духовников курсов. Раз в семестр совершается общая ночная литургия. Семинаристы имеют возможность участвовать в просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях. Выпускники Сретенской семинарии несут своё служение в разных епархиях Русской церкви, в том числе за рубежом. Большинство насельников Сретенского монастыря являются выпускниками Сретенской семинарии[10].
Научная работа[править | править код]
В семинарии имеется обширная библиотека (более 40 тысяч наименований), включающая в себя книги XVI—XIX вв.; небольшой археологический музей (около 30 экспонатов). Работают факультативы по углубленному изучению древних языков (древнегреческий, древнееврейский). Некоторые монографии преподавателей семинарии стали общепринятыми в качестве учебных пособий для духовных школ.[17] Работы преподавателей и студентов публикуются на сайте «Православие.Ru»; издается «Сретенский сборник».
Миссионерская деятельность[править | править код]
Актовый зал Сретенской духовной семинарииСретенские семинаристы принимают участие в разнообразных миссионерских проектах. В 2008 году по благословению патриарха Алексия II сретенские семинаристы участвовали в акции «Подарок на Пасху»[18][19][20]. В течение первых трёх дней Страстной седмицы в московском метро людям дарили иллюстрированное Евангелие от Марка (всего было роздано 400 тыс. экземпляров).
Студенты посещают школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии, священник Владимир Щетинин; осуществляют миссионерскую деятельность в местах лишения свободы[21]. Студенты старших курсов проходят практику в Первом московском образовательном комплексе, где регулярно проводят лекции и просветительские беседы со студентами[10]. Студенты Сретенской семинарии традиционно принимают участие в организации и проведении выставок проекта Патриаршего совета по культуре «Россия — моя история», выступая в качестве экскурсоводов на добровольной основе[22]. Ежегодно летом семинаристы-волонтёры отправляются на русский Север, становясь участниками проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Вместе с другими волонтёрами семинаристы участвуют в восстановлении деревянных храмов в Архангельской области и на Вологодчине[23]. Во время обучения в семинарии студенты могут преподавать в местной воскресной школе (как детской, так и взрослой), участвовать в организации встреч молодёжного кружка, трудиться в летнем лагере Сретенской воскресной школы в качестве вожатых[10]. Семинаристы проводят экскурсии по Сретенскому монастырю. Основатель семинарии архимандрит Тихон (Шевкунов), как отмечает один из преподавателей, «создал в семинарии практически семейную обстановку, после выпуска студенты могли рассчитывать на поддержку родной школы»[16].
Хор Сретенской семинарии[править | править код]
Семинарский хор поет на богослужениях в Сретенском монастыре и участвует в концертах и фестивалях. В хоре Сретенской семинарии состоит около 30 студентов, руководитель — диакон А. В. Амерханов, выпускник АХИ им. Попова[24][25].
Особый праздник для обители и семинарии — день памяти священномученика Илариона (Троицкого) — небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря (н. ст.). Этот день является окончанием первого семестра. За Всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.
Престольный праздник обители — Сретение Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября (н. ст.).
Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери — 3 июня (н. ст.) — для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов.
С недавних пор ещё одним особенно важным праздником для Сретенской семинарии стал день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, 7 февраля (н. ст.), что связано с постройкой и освящением в 2017 году нового собора Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре[26]. Первая седмица Великого Поста и Страстная Седмица — неучебные. Семинаристы участвуют во всех богослужениях, совершаемых по уставу в обители. Светлая Седмица — Пасхальные каникулы. Окончание учебного года и выпуск совершаются 3 июня, на праздник Владимирской иконы Божией Матери.
Руководство[править | править код]
Ректором Сретенской духовной школы с момента её создания до мая 2018 года являлся архимандрит (с 2015 года — епископ) Тихон (Шевкунов), ныне — митрополит Псковский и Порховский, который также являлся наместником Сретенского монастыря. С 2000 по 2004 годы проректором являлся иеромонах (позже — игумен) Амвросий (Ермаков), ныне — архиепископ Верейский, ректор Сретенской духовной семинарии. С 2004 года до мая 2018 года проректором являлся иеромонах Иоанн (Лудищев)[1].
19 мая 2018 года исполняющий обязанности ректора — иеромонах Силуан (Никитин)[27].
9 июля 2019 года временно исполняющий обязанности ректора — архиепископ Верейский Амвросий[28], ныне являющийся ректором означенной духовной школы.
Преподаватели[править | править код]
Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры и других ведущих московских вузов, а также столичное духовенство и насельники Сретенского монастыря. В числе преподавателей:
- Протоиерей Вадим Леонов
- Протоиерей Владислав Цыпин
- Протоиерей Владимир Вигилянский
- Протоиерей Олег Стеняев
- Протоиерей Андрей Рахновский
- Иерей Михаил Желтов
- Протодиакон Владимир Василик
- Стародубцев, Олег Викторович
- Гвоздецкая, Наталья Юрьевна
- Доброцветов, Павел Кириллович
- Конь, Роман Михайлович
- Кузенков, Павел Владимирович
- Малинаускене, Надежда Касимовна
- Маршева, Лариса Ивановна
- Светозарский, Алексей Константинович
- Сидоров, Алексей Иванович
- Трухина, Наталья Николаевна
- Ужанков, Александр Николаевич
- Шахов, Михаил Олегович
- Куприянов, Фёдор Алексеевич
и многие другие[29].
Гости[править | править код]
В Сретенской семинарии регулярно проводятся встречи и беседы студентов с известными людьми. Семинарию посещали: патриархи Алексий II и Кирилл[30], митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро)[31], митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)[32], архиепископ Берлинский Марк (Арндт)[33], схиархимандрит Гавриил (Бунге)[34][35], протоиерей Димитрий Смирнов[36], профессор А. И. Осипов[37][38], известный греческий богослов Христос Яннарас[39], доктор исторических наук Н. С. Леонов[40], кинорежиссёр Н. С. Михалков[41] и др.
Сборники научных трудов преподавателей Сретенской духовной семинарии в открытом доступе:
- ↑ 1 2 К 10-летию Сретенской духовной школы. «Благодарность возвышает человека, облагораживает его, защищает от пошлости осуждения и самопревозношения». Беседа с архимандритом Тихоном.
- ↑ http://sdsmp.ru/about/istoriya-seminarii/
- ↑ Журнал заседания Священного Синода от 17 июля 2001 года.
- ↑ Пресс-релиз. Священный Синод Русской Православной Церкви. 26 декабря 2002 года : Русская Православная Церковь.
- ↑ Доклад председателя Учебного комитета при Священном синоде архиепископа Верейского Евгения. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
- ↑ Воспитание красотой. Русская линия.
- ↑ «У Сретенской семинарии появится новое здание» Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine. Для школы выстроено новое здание в Брошевском переулке
- ↑ 1 2 Сретенская духовная семинария / Организации / Патриархия.ru
- ↑ 1 2 Образование
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Общие сведения
- ↑ http://www.patriarchia.ru/db/text/5467407.html
- ↑ https://diak-kuraev.livejournal.com/2505152.html
- ↑ https://www.pravmir.ru/v-uchebnom-komitete-rasskazali-o-planah-po-optimizatsii-moskovskoj-duhovnoj-akademii-i-sretenskoj-seminarii/
- ↑ http://realtribune.ru/news/authority/2239
- ↑ https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/07/13/81226-bitva-pod-lubyankoy
- ↑ 1 2 3 https://www.kommersant.ru/doc/4031472
- ↑ В их числе: «Каноническое право» и «История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды» прот. Владислава Цыпина, «Западное христианство: взгляд с Востока» прот. Максима Козлова, «Русское церковное искусство Х-XX веков» О. В. Стародубцева, учебные пособия по древним языкам Н. Трухиной и Л. Маршевой. Энциклопедия-хроника «Русская Православная Церковь. XX век», созданная под руководством ректора семинарии архимандрита Тихона (Шевкунова) и О. Ю. Васильевой, получила премии «Лучшая книга 2007 года» и «Открытие года».
- ↑ Московские семинаристы в преддверии Пасхи раздадут в метро до полумиллиона экземпляров Евангелия от Марка. Интерфакс-Религия.
- ↑ Подарок на Пасху. Православие.ru.
- ↑ Миссионерское служение. Часть 1. Православие.ru.
- ↑ В темнице был, и вы пришли ко Мне: тюремное служение Сретенской семинарии
- ↑ Выставка «Моя история»
- ↑ Общее дело (Поездки на север)
- ↑ Семинарский хор
- ↑ К диаконству через музыку
- ↑ Освящение храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре / Православие.Ru
- ↑ Назначены исполняющие обязанности наместника Сретенского ставропигиального монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии (неопр.). Патриархия.ру (19 мая 2018). Дата обращения 21 мая 2018.
- ↑ Журналы заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года. Журнал № 74 (неопр.). Patriarchia.ru. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси (9.7.2019). Дата обращения 9 июля 2019.
- ↑ Преподаватели
- ↑ Митрополит Кирилл встретился со студентами Сретенской Духовной семинарии : Русская Православная Церковь (недоступная ссылка)
- ↑ Глава Японской Церкви возглавил службу в Сретенском монастыре / Православие. Ru
- ↑ Ответы митрополита Волоколамского Илариона на вопросы студентов и преподавателей Сретенской духовной семинарии / Проповеди / Патриархия.ru
- ↑ Архиепископ Марк о жизни, Церкви и пастырстве. Беседа архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта) со студентами Сретенской духовной семинарии / Право …
- ↑ «Подлинная традиция — лишь в Православии» +ВИДЕО +ФОТО +АУДИО
- ↑ Наши предшественники в добре. Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции
- ↑ Церковь и мир " Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова
- ↑ Алексей Осипов. Куда идет Христианство / Православие. Ru
- ↑ Профессор А. И. Осипов в Сретенской духовной семинарии 19 июня 2015 г.
- ↑ Благовест-Инфо. Христос Яннарас: Православный приход должен быть семьей. Агентство религиозной информации
- ↑ Николай Леонов. Лучшие материалы Православия. Ru: семь лет назад Роль информации в жизни человечества / Православие. Ru
- ↑ Георгий Чирков. Георгий Чирков: «Общежитие учит быть снисходительным, уважать собратьев, следить за своими поступками» / Православие. Ru