Где находится девочка на шаре пикассо


Девочка на шаре — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году. Крупное произведение «розового» периода в творчестве художника.

В 1913 году её приобрёл в Париже И. А. Морозов. Картина была национализирована после революции и попала в Государственный музей новой западной живописи (ГМНЗИ), откуда после его расформирования в 1948 году была перенесена в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Почтовая марка СССР 1971 года

На картине изображена бродячая группа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов. Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком, собака и пасущаяся белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей. Шар и куб, стоящие на земле, — цирковой реквизит — также представляют собой противоположности. Обыгрывается контраст движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство.

  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. — М.: Красная площадь, 2007. — С. 96. — ISBN 978-5-900743-34-9.
Периоды
Списки работ
Картины
Скульптуры
Офорты
Рисунки
Пьесы
Поэзия
Балет (оформление)
Музеи
Партнёры
Семья
Фильмы о нём
Другое

Девочка на шаре

В 1905 году Пабло Пикассо переезжает в Париж. Его монохромная синяя гамма постепенно рассеивается, туда вторгаются розовато-пепельные оттенки. Одно из лучших произведений тех лет — «Девочка на шаре». Период, в который создавалась эта картина, получил название розового. В это время Пикассо занимает мастерскую Бато-Лавуар на Монмартре. Причудливый дом, состо­ящий только из чердаков и подвалов, становится местом встречи парижской богемы. После одиночества голубого периода новая обстановка, в которой оказался молодой Пикассо, способствовала смягчению тональности его живописи, что ощущается в эмоци­ональном строе «Девочки на шаре», решенной в романтическом, просветленном ключе. Художник изображает бродячую труппу акробатов: по отношению к ми­ру они — изгои, но тем теснее они сплачиваются между собой. Пикассо создает своей волей мир людей, которые нуждаются друг в друге. Дружба соединяет хрупкую девочку-эквилибристку, грациозно балансирующую на шаре, с атле­том, подобно египетскому фараону царственно восседающим на кубе. Хруп­кость девочки подчеркивает силу атлета, массивность фигуры которого, в свою очередь, оттеняет изящество эквилибристки. Фигура девочки на шаре воплощает мечту художника о поэзии жизни и вместе с тем напоминает о мимолетности всего прекрасного, а мощь атлета как бы защищает ее от жестокости действительности. В решении полотна непринужденно соединяются почти нарочи­тая геометричность и естественная грация движения. Пустынный пейзаж, на фоне которого изображены герои, является своеобразной метафорой атмос­феры, в которой живет искусство. В отличие от картин голубого периода, где фигуры занимали почти всю плоскость холста, пространство в «Девочке на шаре» раздвигается, тона, в которых оно написано, делаются прозрачнее и воздушнее. Пейзаж написан почти теми же пепельными розовато-голубоватыми оттенками, что и сами фигуры, при этом материальные различия стушевывают­ся. Пикассо в большей мере интересует общее эмоциональное состояние пер­сонажей: герои кажутся погруженными в себя, живущими в своем автономном мире, пейзаж лишь подчеркивает это состояние.

История одного шедевра: «Девочка на шаре» Пикассо

Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

Девочка на шаре. (wikipedia.org)

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.

Семья акробатов, 1905. (wikipedia.org)

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.

«Мальчик, балансирующий на шаре», Йоханнес Гётц. (wikipedia.org)

Судьба автора

Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.

В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.

«Герника», 1937. (wikipedia.org)

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.

«Алжирские женщины», версия О, 1955. (wikipedia.org)

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

«Девочка на шаре»: история картины Пабло Пикассо

А еще он часто бывает в цирке Медрано, который находится неподалеку от его дома, и там он знакомится с акробатами и другими работниками заведения. Он искренне восхищается их талантом, увлекается новым миром с его буйством красок и эмоций. На фоне всех этих перемен меняется и творчество самого Пикассо.

Оттенки красок на его полотнах теплеют, голубого цвета становится все меньше, а ему на смену приходят розовый, персиковый, телесный. У Пикассо появляется целая серия полотен, посвященная цирку.

Наконец, в этот же период жизни Пикассо становится востребованным художником. Его картины покупает Амбруаз Воллара, владелец собственной галереи, а также знаменитая писательница и коллекционер Гертруда Стайн. Позже она так скажет о художнике: «Пикассо все больше и больше становился французом, потому и начался его „розовый“, или „арлекинский“, период. Потом он освободился от этого цирка и изящной французской поэзии, он освободился от них так же, как освободился от „голубого периода“, и вот тогда-то, в конце „арлекинского периода“, я и познакомилась с ним <...> Первой его картиной, которую мы купили, была „Девочка с цветочной корзиной“. Она была написана на взлете этого „арлекинского периода“ и исполнена изящества, тонкости и очарования. Потом мало-помалу его рисунок отвердевал, линия становилась жестче, колорит мощнее, что естественно, поскольку он уже был не юношей, а мужчиной».

Что надо знать о картине «Девочка на шаре»?

«Девочка на шаре» — центральное произведение «розового» периода. Пикассо не сразу подошел к работе над этой картиной. Сперва он, увлекшись работниками цирка Медрано, долго присматривался к ним. Так, например, появилась картина «Семья акробатов». Глядя на нее, можно заметить, что здесь уже есть сюжет с шаром — правда, первоначально по замыслу Пикассо на нем стояла не девочка, а мальчик. Любопытно также, что на этом полотне собраны практически все герои «акробатической» серии: здесь и женщина с ребенком, и белая лошадь (которая появляется и на картине «Мальчик, ведущий лошадь»), и старший акробат.

История картины «Девочка на шаре» Пикассо — Рамблер/субботний

Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

>> «Крот» должен сидеть в тюрьме

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

>> «Джульетта ураганов» и революционер

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

>> Картина Моне, с которой начался импрессионизм

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.

Судьба автора

Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.

В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

«Девочка на шаре» Пикассо. О чем рассказывает картина?

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г. Пушкинский музей, г. Москва. Ru.wikipedia.org.

На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими. Можно сказать, что они были в вечных гастролях.

В том числе поэтому профессия циркача считалась маргинальной. Это были люди бедные, без определенного места жительства. И занесло их в эту профессию не от лучшей жизни. Сиротство или крайняя нужда семьи, которая не смогла прокормить всех детей.

Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи». А любая травма могла лишить их не только скудного заработка, но и кинуть в пучину одиночества.

Когда смотришь на героев, сразу становится очевидно: атлет это понимает. Он поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя.

А девочка-акробатка ещё в том беспечном возрасте, когда о таких вещах не задумываются. Она радуется своей ловкости и окружающей ее компании.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре (фрагмент). 1905 г. Пушкинский музей, Москва. Ru.wikipedia.org.

Многие детали подчеркивают жалкость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета. Спина атлета вторит пустынным грядам, которые служат фоном. Куб и шар тоже землянистого цвета.

Лишь контуры тел отделяют персонажей от окружающего пространства. А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Не позволяя в нем раствориться, пропасть. Их жизни хрупкие, несмотря на ловкость одной и силу другого.

Да, синий цвет играет очень важную роль в картине.

Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане.

Цвет как бы теряет свою насыщенность от переднего плана к дальнему. Это даёт возможность блуждать взгляду по диагонали картины.

От сильного человека к человеку хрупкому. От мужского к женскому. От тяжелого к легкому. Возникает ощущение маятника: туда-сюда, туда-сюда.

Это как нельзя кстати подчеркивает то, что девочка балансирует на шаре. Начинаешь ощущать покачивание, желание удержать равновесие.

Изображение балансировки также подходит к описанию жизни бродячих циркачей. От одного заработка к другому. Из одного города в другой. Бесконечная вереница зрителей. Никакой стабильности. Никаких гарантий.

И это касается не только героев картины «Девочка на шаре». А всех циркачей Пикассо.

Пабло Пикассо. Два акробата с собакой. 1905 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Artchive.ru.

Но жизнь продолжается. И Пикассо вносит нотки радости. Бледно-алый цветок в волосах девочки. Безмятежно пасущаяся белая лошадь. Ребёнок на руках у женщины. Яркий наряд на девочке рядом с женщиной. Так что не все потеряно. И не так уныло.

***

Цирк изображали и до Пикассо. Например, Эдгар Дега. Но если у Пикассо персонажи скорее выдуманные, то Дега писал реальных звёзд цирка. В самых экстравагантных нарядах. На пике славы.

Совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на его Мисс Ла-Ла.

Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея. Opisanie-kartin.ru.

Да, среди циркачей тоже была элита. Которая могла позволить себе работать в стационарном цирке Парижа. Но это не про героев Пикассо.

 

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Культурный код: «Девочка на шаре» Пикассо

Девочка и атлет. Она — юная, хрупкая, гибкая, подвижная. Он — зрелый, крепкий, массивный, застывший. Она стоит, балансируя, на шаре, он прямо и ровно сидит на кубе. Вокруг — мёртвый, застывший пейзаж с маленькими фигурами женщины, ребёнка, лошади, но всё внимание приковано к двум главным персонажам. «Девочка на шаре» — одна из самых контрастных картин в истории, и это — поворотная работа для всей жизни Пабло Пикассо.

В 1905 году молодой испанец жил в Париже. До этого момента он находился в глубокой депрессии — его картины не продавались, он находился в нищете, был одинок, а его лучший друг Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Эти печальные годы в жизни Пикассо называют «Голубым периодом» за их холодную цветовую гамму, отражающую внутренний мир художника. Среди его излюбленных тем — смерть, увядание, немощность, потеря. Среди его ориентиров — мрачные картины испанских художников.

Но в 1904 году Пикассо встречает француженку Фернанду Оливье, урождённую Амели Ланг. Их знакомство почти сразу перерастает в бурный роман, и девушка переезжает в квартиру художника в знаменитом Бато-Лавуар.

В этом общежитии на Монмартре жило множество творческих личностей — Макс Жакоб, Амедео Модильяни, Хуан Грис. Здесь постоянно тусили Гийом Апполинер, Анри Матисс, Гертруда Стайн, Жан Кокто. Причём «богема» в те времена была фактически синонимом нищеты, поэтому художники и поэты питались из общего котла местного злачного заведения «Проворный кролик».

Кроме обретения Фернанды, у Пикассо в 1905 году случилось ещё одно радостное событие — его картины начали покупать. Художник постепенно выбирался из депрессии, у него хватало денег на хорошее освещение для работы — раньше он писал картины при свечах. В 1908 году Пикассо был обеспечен настолько, что мог позволить себе дать банкет в собственной студии в честь своего друга Анри Руссо.

«Девочка на шаре» была написана именно в этот момент перехода от мрачного «Голубого» к оптимистичному «Розовому» периоду. Пейзаж уныл, атлет и мелкие фигурки на заднем плане застыли, но эта девочка — она похожа на жизнь, снова вернувшуюся к художнику. И ещё она очень похожа на его Фернанду, которая стала моделью для 60 работ Пикассо.

Где всё это можно увидеть: «Девочка на шаре» была куплена в 1913 году Иваном Морозовым и после революции оказалась в собственности советского народа. Сейчас картина находится в коллекции Музея им. Пушкина. «Бато-Лавуар» и «Проворный кролик», как уже упоминалось, расположены в Париже, в паре кварталов друг от друга. Они до сих пор действуют, как общежитие для художников и кабаре. К «Бато-Лавуар» ближе всего идти от станции метро «Abbesses», а к «Проворному кролику» — от станции «Lamarck — Caulaincourt». Обе станции расположены на 12-й линии.

Девочка на шаре, Пабло Пикассо, 1905

Девочка на шаре - Пабло Пикассо. 1905. Холст, масло. 147х95


   В начале 20 века, связанном с массовыми поисками новой эстетики в живописи, бурным конфликтом между традицией и новаторством, тревожными ожиданиями событий от наступающего столетия, удивительным образом сложилось некое духовное родство между художниками-новаторами и бродячими цирковыми артистами. Родство это было обусловлено одинаково небрежным отношением общества к этим людям, постоянный и мучительный творческий поиск, бытовая неустроенность, непредсказуемость судьбы и вечные скитания.

   Среди мастеров живописи в это время очень популярен сюжет, связанный с творчеством, бытом и жизнью бродячих циркачей.

   Зрителю представлена репетиция уличной труппы. Тонкая и хрупкая девочка умело балансирует на неустойчивом шаре, рядом с ней статичный и мощный гимнаст, который внимательно наблюдает за своей молодой партнершей, в любой момент готовый придти ей на помощь, помочь советом, подсказать. В его глазах забота и тревога за будущее гимнастки.

   Голубой цвет, в который были окрашены практически все работы предыдущего сложного периода, еще присутствует в работе, но заметно сдает свои позиции более светлому и позитивному розовому. По-другому организовано пространство работы, появилась перспектива, оживлен задний план.

   Смысл работы - конфликт форм. Неустойчивость и подвижность шара противопоставлена устойчивости и тяжеловесности куба. Герои работы только подчеркивают контраст. Неустойчивости и изменчивости юности противопоставлена надежность и стабильность зрелости.

   Работа наполнена воздухом, здесь много абсолютно чистых цветовых полей. Пейзаж на фоне пустынен. Его оживляет лишь пара случайных зрителей, а также мирно пасущаяся лошадь. Эти второстепенные детали, на самом деле, играют важнейшую роль в работе. Автор словно возвращается к жизни, начинает видеть ее многоплановость и динамику. Картина насыщена энергией и подвижностью. Автору удалось передать не только устойчивость и надежность куба, но и подвижность и ненадежность шара.

   В этой работе художник смело работает с цветом, иногда выбирая его практически спонтанно. Зеленоватое небо и розоватый пейзаж делают работу теплой и доброй, а красные детали добавляют в сюжет игривости и легкомыслия.

   Известно, что картина была продана европейскому коллекционеру вместе с другими 30 работами художника. А в 1913 года ее приобрел русский меценат Морозов. Известный ценитель современной живописи был пленен особой атмосферой работы, ее новаторским духом и эстетическим авангардом.

Девочка на шаре картина Пабло Пикассо

«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, которая была написана в 1905 году. Холст, Масло. 147 × 95 см. Картину приобрёл в Париже в 1913 году российский предприниматель, меценат, коллекционер искусства Иван Абрамович Морозов. В настоящее время работа находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Картина «Девочка на шаре» является ярким примером «розового периода» творчества Пабло Пикассо, а точнее произведением переходного периода от «голубого» к «розовому». Если в «голубом периоде» Пикассо всё больше отдавал предпочтение различным человеческим страданиям, из-за чего они были довольно мрачными и унылыми, то «розовый период» в его искусстве является более радостным и жизнелюбивым. В этой картине мы можем увидеть, что в творчестве Пикассо ещё сохранились некие последствия «голубого периода» — унылый пейзаж, но уже намечаются позитивные изменения в пользу нового периода — изображение весёлых циркачей.

В центре картины находятся две фигуры — девочка, которая балансирует на шаре, и мужчина, который сидит напротив на кубе. На дальнем плане мы можем увидеть женщину с ребёнком, собаку и лошадь. Данная картина построена на контрастах — хрупкая девочка и грузный мужчина, девушка голубого цвета и мужчина розового цвета, неустойчивый шар, на котором сложно устоять, и монолитный куб, весёлая подвижность девочки и застывшая молчаливость циркача. Идеей картины было показать время и постоянство, движение и неподвижность. Контраст противоположностей также дополняет и местность. В отличие от привычного окружения артистов цирка — толпы зрителей, здесь лишь выжженная пустыня с двумя людьми и двумя животными. В такую обстановку артистов цирка Пикассо поместил ещё и потому, что хотел показать сущность циркачей, у которых в жизни бывают не только выступления и аплодисменты, но также тяжёлые тренировки, нужда, переживания, страдания.

«Девочка на шаре» картина Пабло Пикассо

Для качественной печати вам необходимы профессиональные услуги заправки картриджей? Компания Ирвин — это именно то, что вам необходимо. Профессионалы своего дела с большим опытом выполнят быструю заправку любых принтеров и ксероксов.

«1904 Девочка на шаре» картина

Пабло Пикассо признан одним из лучших художников последних двух веков. Его картины наполнены некоторой экстравагантностью, неизвестностью, подчас бывают пугающими, но никого не оставляют равнодушными. Картина «Девочка на шаре» стала шедевром живописи 20 века. Хранится она в Музее имени Пушкина города Москвы. Ее приобрел в начале 20 века коллекционер из России, но в ходе революции она была отобрана большевиками. Так она стала доступной для всеобщего созерцания в зале Музея искусств. «Девочка на шаре» была написана в период раннего творчества Пикассо, только через год после того, как он переехал в Париж.

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое. Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее. Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины. Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно. Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах. Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений. Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре. В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия. Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему. Место расположения акробатов – на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь. Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого. В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо.

Девочка на шаре - это... Что такое Девочка на шаре?

«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году.

Сюжет

На картине изображена бродячая труппа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов. Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком и пасущаяся белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей. Шар и куб, стоящие на земле, — цирковой реквизит — также представляют собой противоположности. Обыгрывается контраст движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство. Красный цветок в волосах гимнастки — яркое пятно среди пастельных голубоватых и розовых цветов картины.

История

Картина написана в 1905 году, и является одним из значимых произведений «розового» периода в творчестве Пикассо. В 1913 году её приобрёл в Париже И. А. Морозов. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Влияние

Стихотворение Евгения Евтушенко «Девочка на шаре» (1967 год):

Мне снится — я тебя уже любил.

Мне снится — я тебя уже убил.

Но ты воскресла в облике ином,

как девочка на шарике земном

в изгибисто наивной простоте

у раннего Пикассо на холсте...

В клипе 1998 года «Моя любовь — воздушный шар» группы «Белый орёл» картина «Девочка на шаре» «оживает», как и ряд других известных полотен.

Картина в нумизматике

«Девочка на шаре» на монете 2012 года

В 2012 году Банк России выпустил памятную монету в честь 100-летия Музея Пушкина, на которой изобразил картину Пикассо «Девочка на шаре».

Литература

  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. — М.: Красная площадь, 2007. — С. 96. — ISBN 978-5-900743-34-9

Ссылки


Смотрите также

Описание: