Где находится детская железная дорога в ереване


Детская железная дорога (Ереван) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ереванская детская железная дорога (арм. Երեւանի մանկական երկաթուղի), также Малая Закавказская железная дорога — узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии.

Как и все пионерские железные дороги Советского Союза, ереванская работала с участием детей, но под наблюдением взрослых. Цель — заинтересовать детей работой на железной дороге. На этой железнодорожной линии использовалась лишь одна из трех станций. Раньше взрослым был только машинист локомотива, а теперь все функции исполняют только взрослые. После развала Советского Союза подобные перемены произошли и на других бывших детских железных дорогах [1].

Благодаря ударному труду строителей работы по сооружению ДЖД были завершены на 4 месяца раньше положенного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вёл его юный машинист А. Бегларян.

В марте 1959 года ДЖД получила два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1971 году ей был передан тепловоз ТУ2-116. После этого паровоз 159-434 практически престал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

С середины 1980-х средства сигнализации и блокировки на перегонах Ереванской ДЖД не использовались (хотя сохранились мачты от семафоров). Из-за отсутствия второго пути, в обратный рейс поезд отправлялся вперёд вагонами. По этой причине обгонный путь на станции Айреник долгое время использовался только для отстоя подвижного состава. Единственной станцией, на которой работали юные железнодорожники, была главная — Айреник. Остальные станции к тому моменту уже не бслуживались.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза, дорога перестала в полной мере быть детской. Теперь она стала обслуживаться взрослыми.

Некоторые аспекты истории Ереванской детской железной дороги требуют уточнения. В частности, на порталах тоннеля имеется выложенная в камне надпись: «1956». Но тоннель можно увидеть и в кинохронике 1950 года, следовательно, он был построен раньше. Этот тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте и представляет собой обросшую деревьями длинную каменную арку. Есть вопросы и с названиями станций. На сделанной в 1947 году фотографии главной станции ДЖД можно обнаружить на фасаде табличку с надписью «Станция Пионерская». Но именно так называется совершенно другая станция этой железнодорожной линии [2][3].

В настоящее время ДЖД пребывает в полузаброшенном состоянии. Учебных целей она уже давно не выполняет и работает по выходным только как аттракцион. Графика отправления поездов нет — поезда отправляются по мере заполнения. Станции почти не обслуживаются, старые вагоны и локомотивы стоят на открытом воздухе и не охраняются. В связи с этим ДЖД с окрестностями популярна у молодёжи лишь в качестве места для праздного времяпровождения[4][5][6][7].

Детская железная дорога в Ереване

Если вы хотите сделать шаг назад во времени, есть хорошее место для посещения в Ереване. Это ереванская детская железная дорога, основанная в 1937 году. Это узкоколейная железнодорожная петля, которая проходит через Разданское ущелье.

История Ереванской детской железной дороги

Идея создания такого места возникла в голове у Агаси Ханджяна в 1935 году. Строительные работы начались в 1936 году, и Ханджян заложил первый камень в фундамент. К сожалению, ему не удалось увидеть окончательный результат железной дороги.

Сначала железная дорога была украшена Микаэлем Мазманяном. Это был генеральный план и старое деревянное здание, которое было открыто 9 июня 1937 года во времена СССР. Однако в конце 1940-х годов все деревянные конструкции были заменены каменными зданиями, и архитектор Гоар Григорян спроектировала и построила основную станцию, которая все еще существует.

Детская железная дорога в Ереване

Станция получила в подарок паровоз и три пассажирских вагона от завода в Подольске. Возможно, это был самый маленький поезд в Армении. Хотя он сегодня не работает, но считается самым старым в Армении.

Ереванская детская железная дорога - одна из главных детских железных дорог, которая существовала в советское время и продолжала функционировать после распада Советского Союза.

До этого было несколько отдельных офисов, касса, бассейны, фонтаны, читальный зал, комната для смеха, детская площадка и т. д.

Структура Ереванской детской железной дороги

Протяженность железной дороги составляет 2,1 километра, протекающей по реке Раздан в Разданском ущелье.

Структура Ереванской детской железной дороги

Она включает в себя две станции: «Айреник» (Родина), которая первоначально называлась «Парос» (Маяк), и «Пионеракан» (Пионер). Когда Агаси Ханджян заложил первый камень, он послужил базой для станции «Парос».

Там вы также можете прибыть на платформу под названием «Урахутюн» (Радость). На территории детской железной дороги также имеется тоннель длиной 45 метров. Есть несколько достопримечательностей и парк развлечений.

Перед выходом из туннеля расположена статуя пантеры. Он был установлен в 1994 году. Рядом с туннелем, напротив парка, вы можете увидеть несколько источников воды, названных в честь героев СССР.

Железная дорога сегодня

Ереванской детской железной дороги

В настоящее время на Ереванской детской железной дороге есть поезд и два пассажирских вагона. Станции «Айреник» и «Пионер» работают, другая станция «Урахутюн» больше нет. Вы можете просто пройти мимо.

Туннель как-то заброшен. В настоящее время он находится в плохом состоянии и нуждается в ремонтных работах. Тем не менее, он по-прежнему выглядит привлекательно благодаря своему уникальному стилю. На потолке размещены зигзагообразные и теплые оранжевые огни.

Поезд все еще в процессе. Вы можете совершить поездку в красивый парк на берегу реки. На поезде в основном катаются семьи с детьми. В последнее время он также стал романтическим местом для пар.

Железная дорога

Железная дорога открыта каждый день в 10 часов утра и работает до вечера. Плата за вход в поезд под открытым небом составляет 300 драм. Есть детские кафе и кинотеатр.

Что делать в детской железной дороге Еревана

Еще одна вещь, которую нужно сделать на Ереванской детской железной дороге - это просто прогуляться. Этот парк можно считать одним из самых интересных парков Еревана. Здесь вы можете прогуляться по ущелью и приятно провести время на лоне природы.

Река Раздан делает окружающую среду более естественной и создает идеальную атмосферу для настоящего отдыха. И это еще не все. Вы можете организовать пикник на берегу реки и получить огромное удовольствие от своего времени.

Что делать в детской железной дороге Еревана

Кажется, что эта железная дорога помогает вам вырваться из реальности и оказаться в волшебной стране. Это не Диснейленд, но вы можете быть очарованы красотой Армении и совершить волшебный тур по природным приключениям.

Расположение Ереванской детской железной дороги

Железная дорога находится в Разданском ущелье. Вы можете добраться туда через туннель, вход в который находится в нескольких метрах от проспекта Месропа Маштоца.

Расположение Ереванской детской железной дороги

Находясь в центре столицы, железная дорога находится далеко от шумных и шумных улиц. Она может произвести на вас впечатление, будто вы находитесь в сельской местности. Туннель является разделительной линией между городом и железной дорогой.

Подводим итоги

Ереванская детская железная дорога - одно из привлекательных мест в Ереване, куда обязательно надо сходить. Это смесь старого и нового-старая конструкция в новой среде. Здесь можно снова стать ребенком и получить огромное удовольствие.

Грустная детская железная дорога в Ереване (Армения): puerrtto — LiveJournal

Пока в Ереване бушуют антиправительственные демонстрации и народ пытается штурмовать Парламент, я решил прогуляться на ереванскую детскую железную дорогую. Она одна из старейших в бывшем СССР, построена в 1937 году и лишь немного уступает тбилисской, действующей с 1935 года. Здесь есть даже вполне натуральный бутафорский тоннель, построенный на пустом месте специально, чтобы максимально воссоздать настоящую железную дорогу. Железная дорога имеет протяженность около двух километров и петляет в ущелье речки Раздан в центре Еревана. Знаете, что грустно? Детская дорога пережила тяжелейшие для Армении конец восьмидесятых и начало девяностых: Карабахская война, землетрясение, развал Союза, разруха и отчаяние. И несмотря ни на что, детишки продолжали радоваться этому аттракциону. Но в конце девяностых, когда ситуация в республике более или менее выправилась, ереванская детская железная дорога окончательно закрылась. И много лет стояла заброшенной, пока, наконец, в 2015 году ее не начали ремонтировать. Собственно, я шел сюда в хорошем настроении и в надежде увидеть веселые лица детей, сидящих в вагонах и ожидающих отправление.

Добраться до детской железной дороги вы сможете прямо из центра Еревана через эти кажущиеся на первый взгляд страшными тоннели. Местами горная порода осыпалась и теперь давит на металлические стенки, от чего они выгнулись кой-где колесом. Это придает некий экстрим прогулке и вы невольно надеятесь, что не станете героем голливудского боевика "Паника в Нью-Йорке".

Сразу после тоннеля начинается живописный парк и ущелье речки Раздан со станцией Айреник (Родина) -

Ни одной живой души вокруг, от чего сразу закралось подозрение, что прокатиться на паровозе вряд ли получится -

Мои предположения оправдались, сегодня железная дорога не работает. Грустный дедушка, продававший на пустынной станции воду и сладости рассказал, что если повезет, то поезд будет функционировать в субботу, или воскресенье. В рабочие дни все закрыто и остается разве что полазить по паровозам и вагонам. Пока я фотографировал вагоны, ко мне подошел случайный прохожий и рассказал, что хотя здесь и проводили капитальный ремонт, но толком ничего не сделали. Он кивнул на здание станции и сказал, что внутри все разбито и что поезд отправляется только если заранее договориться то ли с городской администрацией, то ли с Южно-Кавказской железной дорогой. Еще сказал, что из двух километров путей, реально поезд может проехать менее километра, поскольку дальше рельсы расшатаны до опасного состояния. Он често признал, что толком не знает, кто отвечает за детскую дорогу. Напоследок добавил, что помнит, как в шестидесятых годах он и сам на ней катался с дедушкой и глядя на ее состояние сегодня, его сердце обливается кровью.

А между прочим, этот паровоз катал детишек со дня открытия, с 1937 года! Второй, более современный локомотив, работает здесь с 1957 года, тоже дедушка со стажем.

Три вагона явно достаточно новые и используются -

Паровоз просто замечательный! Я залез туда и перекрутил все ручки. Не пугайтесь, ничего не случится, он уже лет двадцать как не ездит, а стоит в качестве музейного экспоната.

Собственно, единственный работающий (непонятно когда) состав детской дороги -

Чуть в стороне от станции можно увидеть старые вагоны, списанные много лет назад.

Можно даже влезть внутрь через окно, поскольку двери наглухо заперты. Осторожно, там все разваливается -

А мы решили прогуляться по путям железной дороги до конечной станции, над которой, кстати, расположен интереснейший музей кинорежиссера Сергея Параджанова -

За моей спиной тоннель -

На линии три станции и все три, увы, заброшены...

Место используется для обычных прогулок, в какой-то момент стали встречать много гуляющей молодежи, для которых интересна не столько железная дорога, сколько красивый и зеленый парк -

Конечная станция и тоже заброшенная -

Дальше поезд не идет, судя по густым зарослям прямо на рельсах -

Надеюсь, у вас нет проблем с коленями? Выбраться со станции железной дороги можно лишь по этой разрушенной лестнице -

Если же абстрагироваться от грустной железной дороги, то места очень живописные -

Каналы и водоотвод речки Раздан -

Гору Арарат на горизонте заметили?

Коньячно-водочный комбинат "Ной-Арарат" с отличным видом на, как вы догадались, гору Арарат -

А мы пошли в музей Сергея Параджанова!

Детская железная дорога в Ереване

Ереванская детская железная дорога была обнаружена совершенно случайно, когда однажды вечером я шёл по городу и вдруг увидел под зданием главпочтамта тоннель. Не проверить, куда он ведёт, было бы преступлением.

Тоннель был длинный, но свет в его конце наличествовал. Стены были густо покрыты надписями разной степени изысканности.

Например некий Стив высказал на великом и могучем довольно интересное предложение в духе интернационализма и взаимовыручки.

Оказалось, что тоннель вёл прямиком в детский парк в ущелье реки Раздан. Чтобы местные джигиты не ездили по нему на своих "нивах", сооружение предусмотрительно снабдили шлагбаумом.

Как обычно, краткий экскурс в историю. Детская железная дорога в Ереване на левом берегу реки Раздан была открыта ещё в 1937 году. На вот этом сайте утверждается, что данное событие стало ответом на наглую выходку грузин, посмевших построить у себя аналогичный объект двумя годами ранее. Протяжённость узкоколейки составила чуть более 2 км, на которых разместили две станции (Айреник и Пионеракан) и один промежуточный остановочный пункт (Урахутюн).

Карта.

Карта с сайта www.dzd-ussr.ru.

Это вот главная станция Айреник (Родина). Для справки: Пионеракан - Пионерская, Урахутюн - Радостная. До войны вокзал здесь был деревянным, а в конце 1940-х гг. возвели новое здание, уже из традиционного туфа.

Из-за отсутствия свободного места вокзал стоит прямо над оросительным каналом.

Везде на сайтах написано, что тяговый подвижной состав представлен тепловозом ТУ2-116 и паровозом 159-434. Паровоз оказался действительно тем самым, а вот тепловоз обзначен как ТУ2-096.

Сейчас железная дорога уже не детская - работают здесь взрослые, но исключительно летом и по выходным. Состав из тепловоза и двух самодельных вагонов ходит до конечной станции Пионеракан, там останавливается и вскоре, не выпуская пассажиров, следует в обратном направлении вагонами вперёд. На промежуточной платформе Урахутюн остановки сейчас нет.

Тепловоз и паровоз с вагонами хранятся прямо под открытым небом. В мае здесь ещё ничего не работало, людей, не считая прячущихся по вагонам и кустам парочек, не было.

Тот самый ещё работающий состав у вокзальной платформы.

Самодельные вагоны, которые сейчас катают всех желающих.

ТУ2-096 анфас. Состояние умеренно приличное.

Здесь же в тупике стоит исторический поезд. Паровоз 159-434 и два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. Это всё конечно полузаброшено и доступно кому попало. Мне конечно попало.

Паровоз исторический, тот самый, что катал детей с самого открытия железной дороги в 1937 году. Несмотря на заброшенность, выглядит в целом более-менее неплохо, хотя с 1971 года (когда здесь появился современный тепловоз) практически не использовался.

Табличка.

Внутри паравоза.

Топку можно было открыть.

Внутри топки не нашлось ничего интересного.

Вагоны PAFAWAG появились в Ереване в марте 1959 года.

Внутренности.

Полезная информация.

Фрагмент.

Вид в сторону платформы Урахутюн. Дальше я не пошёл, темнело, и я тогда не знал, найду ли я там что-нибудь интересное, кроме перспективы приключений на свою голову. А интересный объект всё же там имеется - бутафорский тоннель длиной 45 метров, по сути искусственная каменная арка , заросшая сейчас деревьями. Станционных сооружений на двух оставшихся платформах Ереванской детской ж/д, насколько я понял, по сути не осталось.

Умная историческая информация взята отсюда и отсюда.

Краткое содержание предыдущих серий:

1. Дорога в Ереван и обратно.
2. Армянское пиво.
3. Транспорт в Ереване.
4. Станция "Ереван".
5. Два центра Еревана.
6. Z-Ереван.
7. Понаехали там.
8. Каскад.
9. Ереванская скульптура: начало.
10. Ереванская скульптура: окончание.

Армения, Ереван - Часть III. Поезда: pingvin_fly — LiveJournal

Вроде худо-бедно заработал жж, тогда продолжаем разговор про волшебный город Ереван.
Питая необъяснимую тягу ко всякого рода рельсовому транспорту, а особенно к железным дорога и детским железным дорогом, на этот раз расскажу про Ереван в этом ключе - сквозь призму жд, метро и джд ;)

I. ЖД:

Совсем недалеко от центра расположен жд-вокзал. Красивый, чистый, ухоженный и недавно отреставрированный. НО! Увы, практически не востребованный. Поезда внутреннего сообщения - ходят редко, билеты на них дороги, да и время в пути занимаю не в пример больше вездесущим маршруткам. Например, расстояние Ереван-Гюмри шустрая маршрутка преодолевает примерно за 1 час 40 минут, а поезд будет тащиться все 3-4 часа. 
Международное сообщение так и вообще отсутствует, не считая Тбилиси (и вроде бы ещё Батуми), на поезде из Еревана никуда толком и не уедешь.
Может быть, именно поэтому вокзал в таком хорошем состоянии, что пассажиропоток минимален?

Жд вокзал - вид изнутри:

Об этимологии. Вообще-то я давно была наслышана о данной версии происхождения слова "вокзал", правда, мои познания в этой области распространялись на вокзалы Лен. области:

Зал ожидания:

4 вагона поезда Ереван-Тбилиси вмещают абсолютно всех желающих и ещё масса свободных мест остаётся.
Если бы не самолёт вылетающий ближайшей ночью в Москву, я бы вряд ли совладала с собой и уехала бы в Грузию)))

Элементы декора со стороны перрона:

На вокзал я пришла специально, то есть он был одним из пунктов моей экскурсионной программы. Здесь же обнаружился небольшой жд-музей, правда, к моему приходу уже закрытый( :

Когд я блуждала по перрону с фотоаппаратом и откровенно нарывалась на встречу с сотрудниками правопорядка, ко мне всё-таки подошёл милиционер и поинтересовался с какой целью и что я фотографирую. Удовлетворившись моим ответом: "Я люблю поезда!" Разрешил фотографировать дальше:

По-моему, совершенно завораживающая крыша:

Перейдя пути, моё внимание привлёк паровоз на постаменте, спрятанный за решёткой забора. Калитка оказалась открытой:

Данный музей представлен одним экспонатом в виде старенького "Эшака" и одного вагона, который, видимо, можно посетить в рабочие часы музея:

"Эшак" - самая распространённая и многочисленная серия паровозов, по количеству и продолжительности выпуска даже занесённые в Книгу рекордов Гинесса. Это был первый паровоз, имевший осевую формулу 0-5-0! Изначально разрабатывался для нужд Владикавказской жд, для тяги тяжёлых грузов на линиях со сложным профилем. Далее эта модель распространилась по всему миру. Действовали практически на всей сети советских жд до 1980-х годов:

Параллельно жд путям проходит ветка метро, которое здесь выходит на поверхность. Вид вокзала практически с метро-путей:

Ну, и ещё не много зала ожидания - пассажиропоток на столько мал, что он фактически не нужен..., ну разве что он дождя прятаться... :

II. Метро:

Удивительное дело, но почему-то рельсовый транспорт совершенно не востребован в Армении вообще и в Ереване в частности. А жаль. Если на вокзал я пришла пешком, то уехала обратно на метро.
Ереванский метрополитен насчитывает всего 10 станций, 12,1 км пути и одну единственную линию, не считая одного ответвления с одной станцией.
Все станции типовые, с одним входом-выходом и глухой стеной, то есть ничего особенного, но нам привычные. А вот наземные вестибюли совершенно ничем не примечательные, ну, если только непонятного назначения труба на станции Еритасардакан (Молодёжная) и фонтан у входа на станцию Ханрапетутиан храпар (Площадь Республики).
Станция метро Маршал Баграмян, с бюстом самому Баграмяну у глухой стены:

Платформа на станции Маршал Баграмян:

Я думаю любой, кто хоть раз ездил в московском метро обращал внимание на то, что там жарко - причём в любое время года. А это всё от количество народа в московской подземке, не зря бомжи считают за удачу проникнуть в метро погреться. Так вот, ереванское метро - холодное! Потому что здесь нет людей! Мне кажется, что здесь даже нет такого понятия, как час пик в метро. Раз нет людей, наверное, поэтому и поезда курсирую всего в два вагона - смотрятся эти коротышки довольно забавно:

Станция Барекамутюн/Дружба. Пано на глухой стене изображает братство между армянским и русским народами:

Схема ереванского метрополитена. красным обозначены - действующие станции и действующая линия, синим - проектирующаяся:

Букава "М" по нашему))) Вход на станцию Ханрапетутиан храпар/Площадь Республики:

Думаю, отдельно стоит отметить бдительность работников ереванского метро. Я, конечно, знала, что такие места, как жд-вокзал или метро являются режимными объектами, но надеялась прикинуться валенком, если вдруг, то сказать - простите дядя/тётя, а я и не знала. К слову сказать, на жд-вокзале всё прошло довольно гладко. А вот в метро моя идея сфотографировать все 10 станций не увенчалась успехом. Успев отснять пару станций и выйдя на третьей, на меня налетела женщина в форме и категорически запретила снимать! То есть они меня отследили ещё с предыдущей остановки. Вот оно как!
Для интересующихся интересный сайт с информацией о ереванском метро. И там есть фотки Еревана зимой - не думала, что там бывает СТОЛЬКО снега! 

III. Детская железная дорога:

И ещё один, совершенно неожиданный для меня, аттракцион на рельсах в армянской столице - ДЖД. 
Для тех, кто не в курсе, повторюсь: ДЖД - это узкоколейная жд, с маленькими паровозами/тепловозами и маленькими же вагончиками, на которой работают дети. Здесь ребята проходят летную практику, закрепляя материал, полученный в кружках юнного железнодорожника. Такие кружки и базы для практики были распространены по всему Советскому Союзу. Сейчас дело с ним обстоит,  конечно, плачевно. Что очень обидо, потому что, с одной стороны - это отличный вид детского досуга, а с другой - монументальный городской аттракцион. Надо понимать, что ДЖД строились в полном соответствии с обычной жд. 
Во всех городах, где я бываю, стараюсь посетить эти места, если они, конечно, сохранились. Пока самая протяжённая ветка ДЖД (из мной виденных) - в Челябинске, а самая роскошная - в Минске. Ереванская ДЖД, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Ещё пару лет и от былого великолепия не останется и следа. Да и дети здесь уже давно не работают. Дорога обслуживается взрослыми в летние месяцы и в хорошую погоду. Мне вот покататься здесь так и не довелось. Из трёх существующих станций действует одна, остальные две - просто заброшены.
Некогда монументальный вокзал станции Айреник/Родина, построенный из туфа в армянском стиле, давно уже обветшал:


 
Ереванская ДЖД находится в городском парке в ущелье реки Раздан, (Детский парк) недалеко от Ереванской ГЭС. Сам вокзал расположен над водной протокой. Помимо станции Айреник имеется ещё две станции (ныне не действующих) - Пионеракан/Пионерская и Урахутюн/Радостная.
Вид на здание вокзала и два открытых вагончика "дилижанс" с путей. Именно в них и катают пассажиров:

Не работающий паровоз 159-434 и действующий тепловоз ТУ2-096:

Два пассажирских вагона PAFAWAG:

Артефакты:

Паровоз 159-434:

Остатки тепловоза ТУ2-116 в тупике на станции Айреник. В 2009 году здесь ещё стоял тендер паровоза 159-434, в мае 2011 его уже не было:

Лестница, ведущая от вокзала Айреник в Детский парк:

Остатки былого великолепия - интерьер вокзала:

Вид на знание вокзала с лестницы Детского парка:

Скульптура в Детском парке напомнила мне истукана с острова Пасхи:

Один из двух вагонов PAFAWAG. Грустно:

Текстура:

Тем, кто окажется в этих краях искренне рекомендую прокатится по маршруту ДЖД. Может быть дух советской романтики уже и потерян и подвижной состав уже не тот, но само место - ущелье Раздана - заслуживает того, что бы им полюбоваться, а окно маленького паровозика не самое плохое место для этого...
Подробнее о Ереванской ДЖД.

Далее - озеро Севан...

Детская железная дорога

Ереванская детская железная дорога была открыта в 1937 году, став одной из первых в Советском Союзе.  Местом размещения детской железной дороги был выбран левый берег реки Раздан, к западу от центра города. Протяжённость дороги составила около 2 км. Были построены две конечные станции - Айреник (Родина) и Пионеракан (Пионерская),  и один промежуточный остановочный пункт - Урахутюн (Радостная).

Работа детской железной дороги прекратилась в конце в 1980-х годов, когда Армения вошла в период жесточайшего экономического и политического кризиса. В тяжелейшие для Армении 1990-е годы дорогу удалось сохранить. После относительной стабилизации политического и экономического положения на Ереванской детской железной дороге снова стало осуществляться движение поездов — но только с прогулочными целями (без участия юных железнодорожников).

Любопытным сооружением Ереванской детской железной дороги является «псевдотоннель», иногда называвшийся единственным тоннелем на детских железных дорогах СССР (впрочем, подобное сооружение имеется и на Запорожской детской железной дороге). Тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте, и представляет собой длинную каменную арку, обросшую деревьями.

В настоящее время Ереванская детская железная дорога принадлежит ООО «Детская железная дорога», которое является дочерней структурой Южно-Кавказской железной дороги (магистральной железной дороги Армении). 2 августа состоялось открытие ДЖД, после долгожданного ремонта. Движение поездов осуществляется в тёплое время года (май — конец октября). Расписания движения поездов не существует — поезд отправляется, когда набирается достаточное число пассажиров.

Летом (июнь, июль, август) движение на детской железной дороге, как правило, осуществляется ежедневно. В другие месяцы движение может быть только в выходные дни при хорошей погоде.

Из 2 км железной дороги сейчас используется всего 1 км., поезд едит без остановок и возвращается на станцию Айреник (Родина).

Будем надеяться, что рано или поздно Ереванская детская железная дорога хотя бы отчасти вернётся в свои лучшие годы, и на ней снова будут работать дети.

Детская железная дорога (Ереван) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ереванская детская железная дорога (арм. Երեւանի մանկական երկաթուղի), также Малая Закавказская железная дорога — узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии.

Как и все пионерские железные дороги Советского Союза, ереванская работала с участием детей, но под наблюдением взрослых. Цель — заинтересовать детей работой на железной дороге. На этой железнодорожной линии использовалась лишь одна из трех станций. Раньше взрослым был только машинист локомотива, а теперь все функции исполняют только взрослые. После развала Советского Союза подобные перемены произошли и на других бывших детских железных дорогах[1].

История

Благодаря ударному труду строителей работы по сооружению ДЖД были завершены на 4 месяца раньше положенного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вёл его юный машинист А. Бегларян.

В марте 1959 года ДЖД получила два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1971 году ей был передан тепловоз ТУ2-116. После этого паровоз 159-434 практически престал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

С середины 1980-х средства сигнализации и блокировки на перегонах Ереванской ДЖД не использовались (хотя сохранились мачты от семафоров). Из-за отсутствия второго пути, в обратный рейс поезд отправлялся вперёд вагонами. По этой причине обгонный путь на станции Айреник долгое время использовался только для отстоя подвижного состава. Единственной станцией, на которой работали юные железнодорожники, была главная — Айреник. Остальные станции к тому моменту уже не бслуживались.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза, дорога перестала в полной мере быть детской. Теперь она стала обслуживаться взрослыми.

Некоторые аспекты истории Ереванской детской железной дороги требуют уточнения. В частности, на порталах тоннеля имеется выложенная в камне надпись: «1956». Но тоннель можно увидеть и в кинохронике 1950 года, следовательно, он был построен раньше. Этот тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте и представляет собой обросшую деревьями длинную каменную арку. Есть вопросы и с названиями станций. На сделанной в 1947 году фотографии главной станции ДЖД можно обнаружить на фасаде табличку с надписью «Станция Пионерская». Но именно так называется совершенно другая станция этой железнодорожной линии[2][3].

Текущее состояние

В настоящее время ДЖД пребывает в полузаброшенном состоянии. Учебных целей она уже давно не выполняет и работает по выходным только как аттракцион. Графика отправления поездов нет — поезда отправляются по мере заполнения. Станции почти не обслуживаются, старые вагоны и локомотивы стоят на открытом воздухе и не охраняются. В связи с этим ДЖД с окрестностями популярна у молодёжи лишь в качестве места для праздного времяпровождения[4][5][6][7].

Примечания

Детская железная дорога (Ереван) - Вики

Ереванская детская железная дорога (арм. Երեւանի մանկական երկաթուղի), также Малая Закавказская железная дорога — узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии.

Как и все пионерские железные дороги Советского Союза, ереванская работала с участием детей, но под наблюдением взрослых. Цель — заинтересовать детей работой на железной дороге. На этой железнодорожной линии использовалась лишь одна из трех станций. Раньше взрослым был только машинист локомотива, а теперь все функции исполняют только взрослые. После развала Советского Союза подобные перемены произошли и на других бывших детских железных дорогах[1].

Благодаря ударному труду строителей работы по сооружению ДЖД были завершены на 4 месяца раньше положенного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вёл его юный машинист А. Бегларян.

В марте 1959 года ДЖД получила два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1971 году ей был передан тепловоз ТУ2-116. После этого паровоз 159-434 практически престал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

С середины 1980-х средства сигнализации и блокировки на перегонах Ереванской ДЖД не использовались (хотя сохранились мачты от семафоров). Из-за отсутствия второго пути, в обратный рейс поезд отправлялся вперёд вагонами. По этой причине обгонный путь на станции Айреник долгое время использовался только для отстоя подвижного состава. Единственной станцией, на которой работали юные железнодорожники, была главная — Айреник. Остальные станции к тому моменту уже не бслуживались.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза, дорога перестала в полной мере быть детской. Теперь она стала обслуживаться взрослыми.

Некоторые аспекты истории Ереванской детской железной дороги требуют уточнения. В частности, на порталах тоннеля имеется выложенная в камне надпись: «1956». Но тоннель можно увидеть и в кинохронике 1950 года, следовательно, он был построен раньше. Этот тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте и представляет собой обросшую деревьями длинную каменную арку. Есть вопросы и с названиями станций. На сделанной в 1947 году фотографии главной станции ДЖД можно обнаружить на фасаде табличку с надписью «Станция Пионерская». Но именно так называется совершенно другая станция этой железнодорожной линии[2][3].

Узкоколейные железные дороги Армении — Википедия

Узкоколейные железные дороги, в отличие от стандартных ширококолейных не предназначены для перевозки пассажиров в пригородном или в междугороднем сообщении. Первая узкоколейная железная дорога в Армении была открыта в 1906 году в Ереване, это была Эриванская городская конно-рельсовая дорога. Затем во время Первой мировой войны в срочном порядке сооружались военные узкоколейные железные дороги для перевозки солдат, оружия, боеприпасов и провизии Российской империи к русско-турецкому фронту. Впоследствии эти железные дороги оказались на территории Турции, часть из них перешита на широкую колею, а другая разобрана.

Современные узкоколейные железные дороги Армении можно разделить на два вида:

  • Детские железные дороги в крупных городах
  • Промышленные железные дороги на промышленных предприятиях

Эриванская городская конно-рельсовая дорога[править | править код]

В 1906 году в городе Эривань (ныне Ереван) была открыта городская конно-рельсовая дорога (конный трамвай) колеи 914 мм.

Конный трамвай был разрушен в 1918 году. В 1933 году в городе была открыта первая трамвайная линия широкой колеи.[1]

Ереванская детская железная дорога[править | править код]

Ереванская детская железная дорога, по имеющимся данным, является единственной в Республике Армения действующей узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм. Она перестала в полной мере соответствовать определению «детская железная дорога» (по состоянию на 2001 год, на дороге работали взрослые).

Однако эта небольшая и красивая «узкоколейка» продолжает действовать в летние месяцы. Она является редким и обнадёживающим примером сохранения в независимой Армении транспортных объектов, доставшихся от СССР (стоит напомнить, что трамвай в Ереване был уничтожен в 2003 году).

Ереванская детская железная дорога была открыта в 1937 году, став одной из первых в Советском Союзе. Быстрое строительство детской железной дороги стало своеобразным ответом Еревана своему вечному сопернику — грузинской столице Тбилиси, где детская железная дорога появилась двумя годами раньше.

Местом размещения детской железной дороги был выбран левый берег реки Раздан (Зангу), к западу от центра города. Отдельные участки трассы пришлось «прорубать» в скальном грунте.

Протяжённость дороги составила около двух километров. Были построены две конечные станции и один промежуточный остановочный пункт.

В тяжелейшие для Армении 1990-е годы дорогу удалось сохранить. После относительной стабилизации политического и экономического положения на ереванской «узкоколейке» снова стало осуществляться движение поездов.

Тяговый подвижной состав был представлен тепловозом ТУ2-116 и паровозом 159—434, который работал на дороге со дня её открытия. Паровоз выглядит полузаброшенным. Когда происходила его последняя растопка — неясно. Никакого персонала на главной станции в зимнее время нет. Весь подвижной состав стоит под открытым небом.

Любопытным сооружением Ереванской детской железной дороги является «псевдотоннель», иногда называвшийся единственным тоннелем на детских железных дорогах СССР (впрочем, подобное сооружение имеется и на детской железной дороге в городе Запорожье). Тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте, и представляет собой длинную каменную арку, обросшую деревьями.

Будем надеяться, что рано или поздно Ереванская детская железная дорога хотя бы отчасти вернётся в свои лучшие годы, и на ней снова будут работать дети.[2]

Гюмрийская детская железная дорога[править | править код]

Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — первая половина 1950-х годов. Узкоколейная железная дорога находилась на западной окраине города, приблизительно в 3 километрах от железнодорожного вокзала. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров. Имелся танк-паровоз Фт-4-028 и один тепловоз ТУ2, его номер к настоящему моменту не установлен.

7 декабря 1988 года в северных районах Армении произошло катастрофическое землетрясение. Город Ленинакан был сильно разрушен, здесь погибли несколько тысяч человек. На детской железной дороге было разрушено только здание локомотивного депо. Однако спустя некоторое время рельсовый путь было решено разобрать.

В 1990 году паровоз Фт-4-028 был перевезён в «Переславский железнодорожный музей» (посёлок Талицы Переславского района Ярославской области Российской Федерации).

По информации В. Назимкина, на март 2005 года, здание вокзала на бывшей главной станции детской железной дороги находится в хорошем состоянии, но используется не по назначению (его занимают различные организации, деятельность которых никак не связана с железнодорожным транспортом). Рядом со станцией стоят четыре разгромленных и обгоревших пассажирских вагона РАFAWAG.[3]

Гидротуннель Арпа — Севан[править | править код]

Узкоколейная железная дорога в гидротуннеле Арпа — Севан. Начальный пункт — населённый пункт Кечут, расположенный вблизи города Джермук, Вайоцдзорская область.

Протяжённость гидротуннеля Арпа — Севан составляет 49 километров (для сравнения: протяжённость тоннеля под проливом Ла-Манш составляет 51 километр, протяжённость самого длинного в мире тоннеля, соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо (Япония) — 53,85 км).

Строительство тоннеля началось в 1960-х годах. Проходка была завершена в 1981 году.

Скорее всего, при строительстве тоннеля использовалась временная узкоколейная железная дорога.

По состоянию на 2006 год, ОАО «Арпасеван» (ранее — трест «Арпасеванстрой») ведёт строительство нового участка гидротуннеля — от реки Арпа до реки Воротан. Возможно, в строящемся тоннеле действует узкоколейная железная дорога.[4]

В окрестностях населённого пункта Бюрегаван[править | править код]

Название населённого пункта Бюрегаван можно перевести как Хрустальный. Главным предприятием посёлка является камнеобрабатывающее предприятие «Варат» (продукция — кварцевый песок, мраморный порошок, щебень).

Возможно, узкоколейная железная дорога соединяла завод в посёлке Бюрегаван с карьерами и с железнодорожной линией широкой колеи. Нельзя исключать и того, что обозначение на карте является ошибкой, в действительности по этому направлению пролегала железнодорожная линия широкой колеи.[5]

На стройплощадке Гюмушской ГЭС[править | править код]

Узкоколейная железная дорога на стройплощадке использовалась при строительстве гидротуннелей, действовала в 1950-х годах.[5]

Ахтальский горно-обогатительный комбинат[править | править код]

Узкоколейная железная дорога принадлежала (принадлежит) Ахтальскому горно-обогатительному комбинату.

Узкоколейная железная дорога пролегала (пролегает) по направлению Ахтала — шахта в окрестностях посёлка Шамлуг. Основное назначение узкоколейной железной дороги — доставка медной руды от шахты до комбината.

Возможно, ширина колеи составляла (составляет) 900 мм. Имеется тоннель протяжённостью почти 1 километр.

На протяжении 10 лет, с 1991 года до 2001 года, Ахтальский горно-обогатительный комбинат не работал. Возможно, за это время узкоколейная железная дорога была разобрана. Нельзя исключать и того, что узкоколейная железная дорога действует.[6]

Агаракский медно-молибденовый комбинат[править | править код]

На Агаракском медно-молибденовом комбинате находится подземная узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки. Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1954 год.

Предполагаемая ширина колеи — 900 мм. Скорее всего, узкоколейная железная дорога электрифицирована.

По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога действует.[7]

В 1990 году, когда будущее предприятия находилось под большим вопросом, были законсервированы работы по прокладке Транспортной штольни — подземного тоннеля, который должен был соединить открытый карьер непосредственно c обогатительной фабрикой.

По состоянию на 2003 год, работы по прокладке и электрификации штольни возобновлены. Эксплуатация тоннеля должна была начаться в течение 6-8 месяцев. Работы по прокладке штольни осуществляет ЗАО «Капанский Тоннель». По рельсовому полотну руда в вагонетках будет доставляться сразу на обогатительную фабрику, что позволит снять с повестки вопрос о необходимости приобретения новых машин и даст возможность экономии не только большого количества топлива, но и времени.

Обогатительная фабрика комбината, на которой работает около 600 человек — это состоящая из нескольких корпусов кузница конечного продукта. Крупнейший корпус имеет высоту 40 метров. Каждый этаж — отдельный производственный цикл. Начальник фабрики Сергей Мкртумян является одним из ветеранов комбината. Стаж работы — 30 лет.

В настоящее время уже почти обеспечиваются советские объёмы обогащения руды. Молибден обогащается в 2700 раз: из руды с 0,018 процентным содержанием молибдена, получаем 50 процентный концентрат. Медь же обогащается в 80 раз".[8]

Детская железная дорога (Ереван) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ереванская детская железная дорога (арм. Երեւանի մանկական երկաթուղի), также Малая Закавказская железная дорога — узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии.

Как и все пионерские железные дороги Советского Союза, ереванская работала с участием детей, но под наблюдением взрослых. Цель — заинтересовать детей работой на железной дороге. На этой железнодорожной линии использовалась лишь одна из трех станций. Раньше взрослым был только машинист локомотива, а теперь все функции исполняют только взрослые. После развала Советского Союза подобные перемены произошли и на других бывших детских железных дорогах[1].

История

Благодаря ударному труду строителей работы по сооружению ДЖД были завершены на 4 месяца раньше положенного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вёл его юный машинист А. Бегларян.

В марте 1959 года ДЖД получила два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1971 году ей был передан тепловоз ТУ2-116. После этого паровоз 159-434 практически престал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

С середины 1980-х средства сигнализации и блокировки на перегонах Ереванской ДЖД не использовались (хотя сохранились мачты от семафоров). Из-за отсутствия второго пути, в обратный рейс поезд отправлялся вперёд вагонами. По этой причине обгонный путь на станции Айреник долгое время использовался только для отстоя подвижного состава. Единственной станцией, на которой работали юные железнодорожники, была главная — Айреник. Остальные станции к тому моменту уже не бслуживались.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза, дорога перестала в полной мере быть детской. Теперь она стала обслуживаться взрослыми.

Некоторые аспекты истории Ереванской детской железной дороги требуют уточнения. В частности, на порталах тоннеля имеется выложенная в камне надпись: «1956». Но тоннель можно увидеть и в кинохронике 1950 года, следовательно, он был построен раньше. Этот тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте и представляет собой обросшую деревьями длинную каменную арку. Есть вопросы и с названиями станций. На сделанной в 1947 году фотографии главной станции ДЖД можно обнаружить на фасаде табличку с надписью «Станция Пионерская». Но именно так называется совершенно другая станция этой железнодорожной линии[2][3].

Текущее состояние

В настоящее время ДЖД пребывает в полузаброшенном состоянии. Учебных целей она уже давно не выполняет и работает по выходным только как аттракцион. Графика отправления поездов нет — поезда отправляются по мере заполнения. Станции почти не обслуживаются, старые вагоны и локомотивы стоят на открытом воздухе и не охраняются. В связи с этим ДЖД с окрестностями популярна у молодёжи лишь в качестве места для праздного времяпровождения[4][5][6][7].

Примечания

Детская железная дорога (Ереван) — Википедия. Что такое Детская железная дорога (Ереван)

Ереван, Армения 
Ереванская детская железная дорога
Երեւանի մանկական երկաթուղի
Открыта 1937
Протяжённость 2,1 км
Остановочных пунктов 3
Искусственные сооружения тоннель
На сайте «ДЖД СССР»

Ереванская детская железная дорога (арм. Երեւանի մանկական երկաթուղի), также Малая Закавказская железная дорога — узкоколейная детская железная дорога в столице Армении Ереван. Она пролегает в Разданском ущелье. Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года как одна из многих пионерских железных дорог в Советском Союзе и до сих пор находится в эксплуатации, однако пребывает в полузаброшенном состоянии.

Как и все пионерские железные дороги Советского Союза, ереванская работала с участием детей, но под наблюдением взрослых. Цель — заинтересовать детей работой на железной дороге. На этой железнодорожной линии использовалась лишь одна из трех станций. Раньше взрослым был только машинист локомотива, а теперь все функции исполняют только взрослые. После развала Советского Союза подобные перемены произошли и на других бывших детских железных дорогах[1].

История

Благодаря ударному труду строителей работы по сооружению ДЖД были завершены на 4 месяца раньше положенного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вёл его юный машинист А. Бегларян.

В марте 1959 года ДЖД получила два цельнометаллических пассажирских вагона PAFAWAG. В 1971 году ей был передан тепловоз ТУ2-116. После этого паровоз 159-434 практически престал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

С середины 1980-х средства сигнализации и блокировки на перегонах Ереванской ДЖД не использовались (хотя сохранились мачты от семафоров). Из-за отсутствия второго пути, в обратный рейс поезд отправлялся вперёд вагонами. По этой причине обгонный путь на станции Айреник долгое время использовался только для отстоя подвижного состава. Единственной станцией, на которой работали юные железнодорожники, была главная — Айреник. Остальные станции к тому моменту уже не бслуживались.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза, дорога перестала в полной мере быть детской. Теперь она стала обслуживаться взрослыми.

Некоторые аспекты истории Ереванской детской железной дороги требуют уточнения. В частности, на порталах тоннеля имеется выложенная в камне надпись: «1956». Но тоннель можно увидеть и в кинохронике 1950 года, следовательно, он был построен раньше. Этот тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте и представляет собой обросшую деревьями длинную каменную арку. Есть вопросы и с названиями станций. На сделанной в 1947 году фотографии главной станции ДЖД можно обнаружить на фасаде табличку с надписью «Станция Пионерская». Но именно так называется совершенно другая станция этой железнодорожной линии[2][3].

Текущее состояние

В настоящее время ДЖД пребывает в полузаброшенном состоянии. Учебных целей она уже давно не выполняет и работает по выходным только как аттракцион. Графика отправления поездов нет — поезда отправляются по мере заполнения. Станции почти не обслуживаются, старые вагоны и локомотивы стоят на открытом воздухе и не охраняются. В связи с этим ДЖД с окрестностями популярна у молодёжи лишь в качестве места для праздного времяпровождения[4][5][6][7].

Примечания


Смотрите также

Описание: