Где находится детская железная дорога иркутск


С 1939 года Детская железная дорога является одной из главных достопримечательностей Иркутска

Когда в 1939 году в Иркутске начала работать Детская железная дорога, это воспринималось горожанами как чудо чудное! Настоящие, только маленькие паровоз типа Compaund с юными машинистами и кочегаром, вагоны, рельсы и шпалы тянули к себе ребятишек как магнит. И сегодня, десятилетия спустя, Детская железная дорога также остается одной из главных достопримечательностей Иркутска.

На острове Юность пассажиров встречает самый настоящий вокзал: с залом ожидания, кафе и билетной кассой (около нее, кстати, установлен справочно-информационный терминал, в котором «зашита» вся информация о «взрослом» пассажирском сообщении на ВСЖД: маршруты поездов, время отправления и прибытия, наличие свободных мест в вагонах). Купив билет и выпив чашечку кофе, выходим на перрон - скоро отправление. Об этом говорят не только голоса дикторов, разносящиеся на всю станцию Солнечная, но и суета на путях, где заканчиваются локомотивные работы. К перрону уже поданы вагоны поезда «Сибирячок»: жесткие, открытый (на котором так славно прокатиться в знойный летний день!) и ретро-вагон, оформленный в стиле роскошных экспрессов столетней давности. Его стены внутри украшены старинными фотографиями с видами Иркутска. Они вот-вот будут прицеплены к локомотиву - уменьшенной копии скоростного «Сапсана», который здесь в шутку именуют «Колибри».

По железной дороге: С 1939 года Детская железная дорога является одной из главных достопримечательностей Иркутска.Фото: Игорь АЛЕКСИЧ

Пассажиры заняли свои места, и мы отправляемся в 20-минутное путешествие по островам Юность и Конный. Нам со скоростью 20 км/ч предстоит преодолеть 4-километровый маршрут, прихотливо изогнувшийся в виде цифры 9. Да, с такого интересного ракурса я еще не видел ни телебашню, ни Академический мост! Под мостом под дружный вздох детворы мы заныриваем в тоннель - кстати, единственный на всех 25 российских детских железных дорогах. Имеется на маршруте и переезд, с обеих сторон огороженный шлагбаумами, рядом с которым копошатся дорожные рабочие в оранжевых жилетках. Это студенты-железнодорожники, с удовольствием проходящие летнюю практику на ДЖД. Словом, абсолютно все по-настоящему! Наверное, именно это и подкупает пассажиров, многие из которых раз за разом возвращаются сюда, чтобы снова прокатиться по Юности и Конному под перестук колес.

Детская Восточно-Сибирская железная дорога | ИРКИПЕДИЯ

Детская железная дорога на острове Юность в Иркутске – любимое детище Восточно-Сибирской магистрали. Ее история начинается в 1936. Тогда по инициативе иркутских комсомольцев в еще не заселенном предместье Рабочем по проекту ВСЖД силами активистов, железнодорожников Иркутского узла и работников завода тяжелого машиностроения была сделана самая настоящая железная дорога.

Днем рождения малой дороги стало 8 ноября 1939. Три километра пути между станциями Солнечная и Пионерская. Их преодолевали самодельные пассажирские вагоны с помощью паровоза, специально привезенного из-под Киева. В предместье Рабочем также были сооружены вокзал и депо.

В 1982 на месте детской железной дороги в Рабочем стали возводить жилой массив. И вплоть до 1992 дорога проходила между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.

В 1984 начальнику ДЖД В. Красюкову удалось добиться разрешения на проектирование подведомственной ему дороги в центре Иркутска – на островах Юность и Конный. И только в 1986 началось строительство. Сдать дорогу планировалось к 300-летию города Иркутска. На совете высшего административного комитета было принято решение о долевом участии городских предприятий в строительстве. Железнодорожники взяли на себя обязательство проложить рельсы, закупить вагоны и локомотивы. Возведение зданий – учебного корпуса, вокзала, депо, смотровой вышки – поручили другим участникам проекта.

К началу перестройки ни одно здание так и не было поставлено. В непогоду ребятишкам приходилось ютиться в вагончиках. В 1986 г. ВСЖД полностью взяла на себя финансирование мини-дороги.

Сегодня на детской Восточно-Сибирской магистрали занимается около тысячи детей, постигая на практике премудрости железнодорожных профессий. У дороги семь филиалов по области – станции Нижнеудинск, Улан-Удэ, Вихоревка, Танхой, Слюдянка, Невельская, Зима, в которых занимаются ребята с линии. С июня они проходят практику в Иркутске.

Летом 2001 на ДЖД имелось 3 тепловоза и 2 состава по 7 вагонов каждый. Заметно преобразилась детская дорога в августе 2002. Юные железнодорожники получили новое здание учебного центра, и теперь их занятия проходят в светлых, по-современному оборудованных классах. По последнему слову техники оснащен учебный корпус, построены вокзал и смотровая вышка, а 4 июля 2003 на мини-дороге начал работу музей Восточно-Сибирской магистрали.

В школе юных железнодорожников занимается около тысячи ребятишек. По итогам четырех лет обучения они получают специальность начальника смены, а у него в подчинении находятся уже 70 ребят. Они знают, как организовать труд, расставить служащих по рабочим местам, следить за выполнением техники безопасности. Иркутская детская железная дорога – одна из лучших во всей России. Юные железнодорожники занимаются круглый год: осень, зима, весна – период обучения, а лето – время работы, практического применения приобретенных знаний. Воспитанники ответственно относятся к своему делу, не забывая и о творчестве. При дороге работают изостудия, музыкальный ансамбль, студия моделирования.

В 2003 г. детской дороге присвоили имя Георгия Игнатьевича Тетерского, яркого представителя железнодорожной отрасли. Он был начальником Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей более 10 лет в 1960-е – 1970-е.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011. — 594 с.

Иркутская ДЖД

ИСТОРИЯ

Дорога ведет свою историю с начала 1937 года. Тогда коллектив иркутского Дворца пионеров и комсомольские организации паровозного депо, вагонных депо Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный, завода тяжелого машиностроения имени Валериана Куйбышева выступили с предложениями построить Детскую железную дорогу. Инициативу поддержали горком и обком ВЛКСМ, горисполком, управление Восточно-Сибирской железной дороги и общественность города.

Весной рядом со стадионом «Динамо» началось строительство ДЖД. Оно велось методом народной стройки. После работы на производстве, вечерами и в свои выходные дни сотни комсомольцев брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли возводить пути и служебные здания. В финансировании строительства и в обеспечении материалами участвовали учреждения и предприятия города, которые в свою очередь проводили специальные субботники. Разработкой проекта дороги, ее инфраструктуры и вагонов занималось пассажирское вагонное депо Иркутска. Пассажирская служба Восточно-Сибирской дороги оборудовала кабинет начальника вокзала. Одновременно с созданием ДЖД во Дворце пионеров заработал кружок паровозников. Ребята готовились в день открытия дороги обеспечить по ней движение поездов.

Торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги прошло 8 ноября 1939 года. Тогда на ней занимались 114 юных железнодорожников. Непосредственно в ежедневном обслуживании участвовали 30 детей. Поезд состоял из трех вагонов. В первый день он совершил 5 рейсов, перевезя 500 пассажиров.

В 1941 году было закончено строительство паровозного депо.

Во время Великой Отечественной войны Детская железная дорога была закрыта. Паровозы передали на завод тяжёлого машиностроения имени Куйбышева (ИЗТМ). Юные железнодорожники были приняты на работу в железнодорожный цех завода.

Работа ДЖД была возобновлена в 1947 году.

В 1984 году было решено перенести пути ближе к центру города. Строительные работы велись в 1986 и 1987 годах, затем были приостановлены и возобновлены только в мае 1992 года. В августе 1992 года прошло открытие новой ДЖД. Линия представляет собой петлю, большей частью проложенную по острову Конный. На острове Юность находится небольшой участок пути и станция – Солнечная. На острове Конный находятся неработающие станции Родники и Ангара.

В 2003 году Детской железной дороге Иркутска присвоено имя Георгия Тетерского – почётного железнодорожника, возглавлявшего с 1968 по 1979 годы объединённую Восточно-Сибирскую и Красноярскую магистрали.

Иркутская детская железная дорога

Иркутская Детская железная дорога – одна из лучших во всей России.

Около тысячи детей постигают здесь на практике премудрости железнодорожных профессий. Филиалы Восточно-Сибирской Детской железной дороги расположены по всей Иркутской области и Республике Бурятия: в Нижнеудинске, Улан-Удэ, Вихоревке, Танхое, Слюдянке, Невельской и Зиме. В каждом из семи филиалов занимаются ребята с линии. Каждое лето юные железнодорожники приезжают на практику в Иркутск.

После четырех лет обучения на Детской железной дороге ребята получают специальность начальника смены, у которого в подчинении находится 70 ребят. Выпускники ДЖД умеют не только грамотно организовать труд служащих, но и проследить за выполнением техники безопасности.

Учеба на Детской железной дороге проходит круглый год. Осень, зима и весна – время лекций. Летом все приобретенные знания воспитанники применяют на практике. В свободное от основной учебы время ребята занимаются творчеством. При ДЖД работают изостудия, музыкальный кружек, студия моделирования.

Детская железная дорога постоянно развивается. Так, с марта 2003 года здесь формируется фонд библиотеки малой дороги. В июле того же года в вокзальном комплексе был открыт музей Восточно-Сибирской железной дороги. Сейчас на маленькой магистрали строится серьезное локомотивно-вагонное депо.

История

История Детской железной дороги начинается в далеком 1936 году. Тогда по инициативе иркутских комсомольцев, в еще незаселенном предместье Рабочем по проекту ВСЖД силами активистов, железнодорожников Иркутского узла и работников завода тяжелого машиностроения была построена самая настоящая железная дорога.

Днем рождением малой дороги стало 8 ноября 1939 года. Три километра пути между станциями Солнечная и Пионерская преодолевали самодельные двухосные пассажирские вагоны с помощью паровоза (возможно тип 159), специально привезенного из-под Киева. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе. В предместье Рабочем также был построен вокзал и депо.

Во время войны дорога не функционировала. Паровоз был передан на Завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева и юные железнодорожники приняты на работу в железнодорожный цех завода, а также в локомотивное депо Иркутска-Сортировочного. В помещениях ДЖД разместился военкомат.

По окончании войны дорога начала работать вновь в 1947 году.

В 1959 году дорога была оборудована полуавтоматической блокировкой и получила свой первый тепловоз – ТУ2-228, а паровоз вновь был передан на ИЗТМ, где проработал до 70-х годов. Спустя 5 лет, в 1964 году на ДЖД произошло очередное обновление подвижного состава: на смену старым вагонам пришло 4 вагона Pafawag. В 1973 году локомотивный парк дороги пополнился тепловозом ТУ2-053.

В 1962 году на месте детской железной дороги в Рабочем началось строительство жилого массива. Был разработан проект переноса Детской железной дороги на берег реки Ушаковки, но из-за отсутствия финансирования он не был реализован и дорогу просто укоротили. Вплоть до 1992 года путь детской железной дороги длиной 920 метров (полная эксплуатационная длина составила 1528 метров) проходил между заборами и гаражами.

В 1984 году начальнику Восточно-Сибирской Детской железной дороги Валентина Красюкова при поддержке начальника ВСЖД Шалвы Цинцадзе удалось добиться принятия решения о переносе детской железной дороги в центр города, на острова Юность и Конный. Проектирование новой дороги было поручено Иркутскому филиалу проектного института Забайкалжелдорпроект.

Строительство новой Детской железной дороги началось в мае 1986 года. К этому времени было отсыпано 2.6 км земляного полотна, уложено 350 метров пути, построен мост между островами и закуплен подвижной состав – 14 вагонов ПВ-51 и 2 тепловоза ТУ7. Несмотря на строительство, Детская железная дорога в Рабочем ни на день не прекращала своей деятельности.

Торжественное открытие новой дороги состоялось 2 августа 1992 года. В это время дорога представляла собой петлю по острову Конный. На острове Юность построена станция – Солнечная. Одновременно курсирует два состава – «Сибирячок» и «Байкал» из 7 вагонов каждый. Перегон оснащен автоблокировкой. Эксплуатационный сезон начинается 9 мая и заканчивается 31 августа. В это время дорога работает ежедневно кроме четверга и пятницы.

В начале 2000 года дорога была под угрозой закрытия – строительство нового моста через Ангару захватывало часть территории Детской железной дороги. Генеральный подрядчик строительства (консорциум предприятий Коломенский Мостоотряд № 125 и Иркутский Мостоотряд № 34) высказывал предложение закрыть дорогу, поскольку первоначальный проект моста не предусматривал никаких дополнительных инженерных сооружений для пропуска ее линии. После вмешательства прессы, проект был подкорректирован. Сезон 2000 года дорога проработала в обычном режиме.

В 2002 году Детская дорога Иркутска заметно преобразилась. В августе было сдано в эксплуатацию новое здание учебного корпуса, и теперь их занятия проходят в светлых, по-современному оборудованных классах.

В июне 2003 года был достроен новый вокзал станции Солнечная и две новые станции Родники и Ангара, оборудованные электрической централизацией. Вся дорога снабжена двусторонней автоблокировкой с наложением АЛСН.

С 5 июля 2003 Детской железной дороге Иркутска присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского - почетного железнодорожника, руководителя объединенной Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979

Нашли ошЫбку или оЧеПятку? Выделите мышкой ошибочный текст и нажмите Ctrl+Enter
Нравится

Оставьте свой комментарий ЗДЕСЬ:

Детская Восточно-Сибирская железная дорога, ОАО РЖД

Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом, и средства индивидуализации (логотипы, фирменные знаки). Использование материалов сайта в интернете разрешено только с указанием гиперссылки на сайт www.irk.ru. Использование материалов сайта в печати, ТВ и радио разрешено только с указанием названия сайта «Твой Иркутск». К нарушителям данного положения применяются все меры, предусмотренные ст. 1301 ГК РФ.

Все рекламные товары подлежат обязательной сертификации, все услуги - лицензированию. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Реклама изготовлена и размещена на основе материалов, предоставленных заказчиком. Все рекламные предложения не являются публичной офертой.

На сайте www.irk.ru размещаются в том числе и материалы от информационного агентства «Иркутск онлайн» (регистрационный номер СМИ ИА № ФС77-74154 от 29 октября 2018 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) с соответствующей пометкой. Учредитель — ООО «Ирк.ру». Главный редактор — Павлова С.В., [email protected], +7 (3952) 48-88-50.

© 2003–2020 Твой Иркутск

ДЖД (Иркутск) - это... Что такое ДЖД (Иркутск)?


Детская Восточно-Сибирская железная дорога — детская железная дорога в Иркутске.

История

Детская железная дорога в Иркутске была спроектирована в феврале 1937 года и открыта 8 ноября 1939 года. ДЖД располагалась в предместье Рабочее г. Иркутска и имела длину 1 км. В 1992 году ДЖД была перенесена на острова Юности и Конный, а спустя 10 лет, в 2002 году, на станции Солнечной (единственной на тот момент после переноса) была введена первая очередь вокзального комплекса — учебные классы, библиотека, музей истории российских железных дорог. В 2003 году были введены в строй еще 2 станции — Родники и Ангара. Тогда же детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского — почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.

Подвижной состав

Иркутская ДЖД имеет 3 тепловоза: ТУ2-228, ТУ2-053, ТУ7-2925; 14 вагонов ПВ51; 2 вагона Pafawag (оба списаны). В 2007 году тепловоз ТУ2-228 был модернезирован в депо Слюдянка. Позже, в 2008 году на модернизацию в то же депо был отправлен тепловоз ТУ2-053.

ТУ2-228 после модернизации.

Путевое развитее

ДЖД имеет 3 станции: Солнечная(3 пути), Ангара(2 пути), Родники(3 пути). Станция Солнечная является основной, на ней находятся вокзал, учебные корпуса. Станции Ангара и Родники имеют платформы, но остановок по ним нет.

Руководство

На 2009 год начальником детской железной дороги является Красюков Валентин Иванович.

Интересные факты

  • На Перегоне Ангара-Родники производится смена номера с чётного на нечетный, например: с 802 на 803.
  • После обеда, на ДЖД работают юные железнодорожники с других городов.
  • На ДЖД крупнейший среди ДЖД России комплекс административных и учебных зданий, по размеру он превосходит, например, управление «большой» Сахалинской железной дороги

Ссылки

Детские железные дороги России

 

Wikimedia Foundation. 2010.

«Восточно-Сибирская детская железная дорога: фоторепортаж» в блоге «Транспорт и логистика»

Детская железная дорога в Иркутске — любимое детище Восточно-Сибирской магистрали. Её история начинается в далёком 1939 году. Тогда, по инициативе иркутских комсомольцев, по проекту ВСЖД силами активистов, железнодорожников Иркутского узла и работников завода тяжелого машиностроения была сделана самая настоящая железная дорога. Проект Иркутской детской железной дороги в предместье Рабочее был выполнен в 1937 году. Строительство дороги велось методом народной стройки, в которой участвовали железнодорожники иркутского узла, комсомольцы и молодёжь города. Работы продолжались два с половиной года. Регулярное движение по дороге открылось 8 ноября 1939 года.

На концах двухкилометровой линии ДЖД находились станции Солнечная и Пионерская. Было два вокзала и полный набор путевой инфраструктуры. Подвижной состав тогда был представлен тремя самодельными пассажирскими вагонами и двумя старенькими паровозами.

Во время Великой Отечественной войны детская железная дорога была закрыта. Паровозы передали на завод тяжёлого машиностроения имени Куйбышева, юные железнодорожники были приняты на работу в железнодорожный цех завода, а выпускники ушли на фронт, многие из них так и не вернулись с войны…

По окончании войны дорога начала работать вновь с 1947 года. В послевоенные годы дорога постоянно модернизировалась, обновлялся подвижной состав, появились предложения о пререносе её ближе к центру города.

В 1962 году вокруг детской железной дороги началось строительство жилых массивов, ветку укоротили. Вплоть до 1992 года путь детской железной дороги длиной 920 метров проходил между заборами, гаражами и свалками строительного мусора.

В 1987 году началось строительство современной ДЖД, на этот раз её разместили в центре Иркутска на острове Юности и Конный. 2 августа 1992 года дорога открылась, в плане она представляет петлю длиной 3200 метров. В начале 2000 года дорога вновь была под угрозой закрытия — строительство нового моста через Ангару захватывало часть её территории. После вмешательства общественных организаций и прессы проект был подкорректирован, для пропуска поездов под мостом сделали небольшой тоннель.

В 2002-03 годах открылись учебный корпус и вокзал.

На Иркутской ДЖД крупнейший среди ДЖД России комплекс административных и учебных зданий, по размеру он превосходит, например, управление «большой» Сахалинской железной дороги.

В школе юных железнодорожников занимается около тысячи ребятишек. По итогам четырех лет обучения они получают специальность начальника смены, а у него в подчинении находятся уже 70 ребят. Они знают, как организовать труд, расставить служащих по рабочим местам, следить за выполнением техники безопасности. Иркутская детская железная дорога — одна из лучших во всей России. Юные железнодорожники занимаются круглый год: осень, зима, весна — период обучения, а лето — время работы, практического применения приобретенных знаний. Воспитанники ответственно относятся к своему делу, не забывая и о творчестве. При дороге работают изостудия, музыкальный ансамбль, студия моделирования.

Вокзал

На первом этаже размещаются зал ожидания и кассы, на втором музей, есть ещё смотровая площадка на башне, но она закрыта.

С учебным корпусом вокзал соединён переходом

Перрон и депо

Подвижной состав новый, отечественного производства

Перед рейсом локомотив обкатали без вагонов

В путь

Часть пути проходит через лес

А часть по открытой территории

Красавец мост

С восточного края Конного острова открывается шикарный вид на Ангару и плотину ГЭС

За небольшой, но бурной протокой новостройки правого берега

Правобережные развязки и телецентр. Все ливневые стоки с моста и развязок поступают на очистные сооружения (зелёное здание), после чего сбрасываются в Ангару.

Вслед за уходящим поездом

Мостик между островами Конный и Юность

На берегах протоки забываешь, что находишься на островах. Острова обладают огромным туристическим и рекреационным потенциалом, сейчас он практически не используется. На территории, без ущерба лесопарку, может уместиться небольшой город, но хотелось бы чтобы тут построили зоопарк, парк аттракционов, гостиницы и т. д.

На территории вокзала разместилась экспозиция «Музея истории ВСЖД». Основной его фонд находится в музее п. Порт Байкал, а здесь крупногабаритные экспонаты.

Насос ручной на колёсном ходу и конной тяге

Топка паровоза ЕФ-182

След Гражданской войны. В 1920 году отступающая Белая армия взорвала 5 мостов. Фрагмент моста через р.Ия был поднят со дна в 2010 году.

Паровоз серии Л, 1955 г.

Шпалоподбивочная машина

В 500-х метрах от ДЖД, на территории 130 квартала расположен Центр детского технического творчества ДЖД.

Детская Восточно-Сибирская железная дорога - это... Что такое Детская Восточно-Сибирская железная дорога?

Детская Восточно-Сибирская железная дорога — детская железная дорога в Иркутске.

История

Детская железная дорога в Иркутске была спроектирована в феврале 1937 года и открыта 8 ноября 1939 года. ДЖД располагалась в предместье Рабочее г. Иркутска и имела длину 1 км. В 1992 году ДЖД была перенесена на острова Юности и Конный, а спустя 10 лет, в 2002 году, на станции Солнечной (единственной на тот момент после переноса) была введена первая очередь вокзального комплекса — учебные классы, библиотека, музей истории российских железных дорог. В 2003 году были введены в строй ещё 2 станции — «Родники» и «Ангара». Тогда же детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского — почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.

Подвижной состав

Иркутская ДЖД имеет 3 тепловоза: ТУ2-228, ТУ2-053, ТУ7-2925; 14 вагонов ПВ51; 2 вагона Pafawag (оба списаны). В 2007 году тепловоз ТУ2-228 был модернезирован в депо Слюдянка. Позже, в 2008 году на модернизацию в то же депо был отправлен тепловоз ТУ2-053.

Путевое развитие

ДЖД имеет 3 станции: «Солнечная»(3 пути), «Ангара»(2 пути), «Родники»(3 пути). Станция «Солнечная» является основной, на ней находятся вокзал, учебные корпуса. Станции «Ангара» и «Родники» имеют платформы, но остановок по ним нет.

Руководство

Валентин Иванович Красюков, много лет руководивший этим заведением, покинул пост начальника Детской железной дороги. С 2011 года начальником Детской Восточно-Сибирской железной дороги ВСЖД филиала ОАО РЖД стал Коршунов Александр Александрович.

Интересные факты

  • На перегоне Родники-Солнечная производится смена номера с чётного на нечетный, например: с 802 на 803.
  • После обеда, на ДЖД работают юные железнодорожники из других городов.
  • На ДЖД крупнейший среди ДЖД России комплекс административных и учебных зданий, по размеру он превосходит, например, управление «большой» Сахалинской железной дороги

Ссылки

С 1939 года Детская железная дорога является одной из главных достопримечательностей Иркутска

Когда в 1939 году в Иркутске начала работать Детская железная дорога, это воспринималось горожанами как чудо чудное! Настоящие, только маленькие паровоз типа Compaund с юными машинистами и кочегаром, вагоны, рельсы и шпалы тянули к себе ребятишек как магнит. И сегодня, десятилетия спустя, Детская железная дорога также остается одной из главных достопримечательностей Иркутска.

На острове Юность пассажиров встречает самый настоящий вокзал: с залом ожидания, кафе и билетной кассой (около нее, кстати, установлен справочно-информационный терминал, в котором «зашита» вся информация о «взрослом» пассажирском сообщении на ВСЖД: маршруты поездов, время отправления и прибытия, наличие свободных мест в вагонах). Купив билет и выпив чашечку кофе, выходим на перрон - скоро отправление. Об этом говорят не только голоса дикторов, разносящиеся на всю станцию Солнечная, но и суета на путях, где заканчиваются локомотивные работы. К перрону уже поданы вагоны поезда «Сибирячок»: жесткие, открытый (на котором так славно прокатиться в знойный летний день!) и ретро-вагон, оформленный в стиле роскошных экспрессов столетней давности. Его стены внутри украшены старинными фотографиями с видами Иркутска. Они вот-вот будут прицеплены к локомотиву - уменьшенной копии скоростного «Сапсана», который здесь в шутку именуют «Колибри».

По железной дороге: С 1939 года Детская железная дорога является одной из главных достопримечательностей Иркутска.Фото: Игорь АЛЕКСИЧ

Пассажиры заняли свои места, и мы отправляемся в 20-минутное путешествие по островам Юность и Конный. Нам со скоростью 20 км/ч предстоит преодолеть 4-километровый маршрут, прихотливо изогнувшийся в виде цифры 9. Да, с такого интересного ракурса я еще не видел ни телебашню, ни Академический мост! Под мостом под дружный вздох детворы мы заныриваем в тоннель - кстати, единственный на всех 25 российских детских железных дорогах. Имеется на маршруте и переезд, с обеих сторон огороженный шлагбаумами, рядом с которым копошатся дорожные рабочие в оранжевых жилетках. Это студенты-железнодорожники, с удовольствием проходящие летнюю практику на ДЖД. Словом, абсолютно все по-настоящему! Наверное, именно это и подкупает пассажиров, многие из которых раз за разом возвращаются сюда, чтобы снова прокатиться по Юности и Конному под перестук колес.

Детские железные дороги России

Детские магистрали максимально приближены к прототипу — железным дорогам общего пользования. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.

Принятые на детских магистралях правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. На Детских железных дорогах России в данный момент функционируют в общей сложности 80 локомотивов и 224 вагона. Около 450 специалистов, в число которых входят начальники, инструкторы и старшие инструкторы, работают с учениками. Общая протяженность Детских железных дорог России составляет примерно 100 км.

Участки Детских железных дорог, нередко кольцевые, изолированы от общей сети и, как правило, не имеют особого транспортного значения. Чаще всего они проходят в городских парках и зонах отдыха. Dо время сезона их эксплуатации, дети под руководством инструкторов самостоятельно выполняют все основные работы.

В процессе обучения на ДЖД все юные железнодорожники знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: осмотрщик по станции, дежурный по переезду, поездной диспетчер, начальник поезда, бригадир поезда, начальник вокзала, дорожный мастер, электромеханик СЦБ и связи, помощник машиниста, машинист тепловоза, стрелочник, проводник вагона, ревизор, оператор поста централизации, монтер пути, бригадир пути.

Процесс обучения на ДЖД разделяется на теорию и практику: во время теоретического курса школьники приезжают на занятия один раз в неделю, где знакомятся с основными профессиями во время лекций, игр, интерактивов и посещения предприятий железнодорожного транспорта. Еженедельные занятия, которые длятся два часа, ведут опытные инструкторы. По завершении учебного года юные железнодорожники сдают промежуточную аттестацию и по ее итогам получают допуск для прохождения второго блока обучения.

Практический курс для учеников является самым интересным, занимательным и по сути выглядит как настоящая работа. Перед началом практики ребятам выдается форменная одежда в традиционных фирменных цветах РЖД. Ежегодно в летний период почти 15 тысяч обучающихся пробуют свои силы на детской, но действующей по законам «взрослой», железной дороге.

Кроме основной профориентационной программы, на ДЖД работают кружки технического творчества, 3D-моделирования и прототипирования. В кружках учащиеся осваивают элементарные приемы ручной работы с различными материалами (бумага, картон, пластик, дерево и т. д.), участвуют в изготовлении моделей и макетов, строят простейшие картонные модели в малых масштабах. С приобретением опыта ребята создают всё более сложные и интересные экспонаты. Свои достижения подростки демонстрируют на различных соревнованиях и выставках.

Детские железные дороги также называют малыми дорогами или малыми магистралями — все они входят в структуру «больших» магистралей, а те, в свою очередь, объединяет в единую сеть ОАО «Российские железные дороги».


Смотрите также

Описание: