Где находится данилов монастырь


☦Данилов монастырь: история и фото.

Перед смертью в 1303 году князь Даниил постригся в монахи. Его похоронили в Даниловом монастыре.

Но в 1293 рать татарского царевича Дюдени разграбила и сожгла обитель. После этого братию обители перевели в Спасский монастырь в Кремле, а Данилов опустел: на его месте остались только церковь Даниила Столпника и сельцо Даниловское. Лишь в 1560 году Иван IV возродил Данилов монастырь на месте бывшего некрополя обители. А в 1652 году были обретены мощи князя Даниила. Их перенесли в храм Семи Вселенских Соборов. Сейчас посетителей обители встречает установленный в 1997 году памятник святому Даниилу Московскому.

Данилов монастырь много раз защищал Москву. Так, в 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подошли к городу, близ обители устроили русский «обоз» — укрепленный передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря состоялось сражение отрядов Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова с армией Василия Шуйского. Обитель была в центре военных событий во время Смуты, поэтому она сильно пострадала. А в начале XVII века Данилов монастырь обнесли кирпичной стеной с семью башнями.

В 1918 году обитель закрыли, но монастырская жизнь продолжалась до 1930. Тогда в Даниловом монастыре устроили приемник для детей расстрелянных на Бутовском полигоне.

Братьев и сестер и даже знакомых между собой детей намеренно разлучали. Условия жизни были каторжными: дети много болели и часто умирали. Хоронили из здесь же — у одной из стен Данилова монастыря. Сейчас на этом месте часовня.

В конце 1920-х разобрали колокольню монастыря, но все 18 ее колоколов удалось спасти от переплавки. Они попали к американскому промышленнику и дипломату Чарльзу Крейну и до 2007 года находились в Гарвардском университете. Сейчас колокола вернулись в Свято-Даниловскую обитель.

В ноябре 1982 года Л.И. Брежнев подписал указ о передаче Московской Патриархии Донского монастыря, но в конце мая 1983 его заменили на Данилов. Так закрытый самым последним монастырь первым стал возрождаться. Сейчас на территории обители находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В Даниловом монастыре восстановили многие храмы.

Что есть что в церкви

Церковь Святых отцов Семи Вселенских соборов (XVII-XIX века) — сложное в композиционном плане сооружение. Ее строили и перестраивали в течение нескольких веков. В основании центрального храма лежит церковь Покрова, а верхний «летний» храм построили на ней в 1729-1730 годах в стиле московского барокко. В 1752 над западным притвором и папертью нижнего храма возвели ярусную церковь Даниила Столпника. Так появилась уникальная для московской архитектуры композиция — 2 верхних храма на одном нижнем.

Церковь-колокольню Симеона Столпника в стиле барокко построили в 1731-1732 годах над Святыми воротами. Надкладезную часовню в честь 1000-летия крещения Руси возвели по проекту Ю.Г. Алонова в 1988 году.

Самый большой собор монастыря — Троицкий. Его построили в 1838 году по проекту Осипа Бове в стиле позднего русского классицизма. В Троицком соборе находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

Говорят, что... ...во второй половине XIX века на территории Данилова монастыря образовался большой некрополь. После закрытия обители в 1930 году его ликвидировали, а прах похороненного там Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище. При этом исчез череп писателя.
Могилу тогда раскапывали несколько часов и гроб нашли под вечер чуть в стороне от предполагаемого места захоронения. Дальше рассказы очевидцев расходятся. Одни утверждают, что писателя похоронили заживо. Другие уверяют, что в гробу изначально не было черепа. Третьи заявляют, что присутствующие разорвали сюртук «на сувениры», а кто-то даже стащил сапоги, но, измученный ночными кошмарами, вскоре закопал их возле новой могилы писателя.
Возможно, череп Гоголя некоторое время находился в коллекции Бахрушина. Затем его следы находят у офицера Яновского. Он хотел предать его земле в любимой писателем Италии, но все время что-то мешало. А затем череп бесследно пропал.
На новой могиле Гоголя установили бюст писателю, поэтому камень-голгофу со старого захоронения выбросили. Его в одном из магазинов нашла Елена Булгакова и установила на могиле мужа на Новодевичьем кладбище — совсем недалеко от Гоголя. А в Даниловом монастыре в память об исчезнувшем некрополе установили несколько мемориальных объектов
.

Данилов монастырь на фотографиях разных лет:
А вы бы хотели дополнить рассказ о Свято-Даниловом монастыре?

Даниловский монастырь: история и курьёзные случаи

Портал «Православие и мир» подготовил статью о Даниловском монастыре, и взял интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова). Приятного чтения!

Даниловский монастырь

В 12 веке младший сын Александра Невского князь Даниил построил монастырь и посвятил его своему святому – Даниилу Столпнику. Перед смертью князь принял монашество и был здесь похоронен, а теперь для москвичей это – его дом. Князь Даниил стал настоящим городским святым – его помощи люди просят во всех мегаполисных бедах – поиске работы, трудностям с квартирами.

История Даниловского монастыря – то взлет, то запустение. После смерти князя Даниила – запустение, пока не приснился князь Иоанну III – почему забыл обитель? Потом расцвет и снова запустение.

Жизнь монастыря глазами отца наместника – какая она?

Приехав минута в минуту, ждем у корпуса архимандрита Алексия (Поликарпова), он опаздывает минут на пять (судя по деловому портфельчику в руках – со встречи) и с задором спрашивает: «Ага, вы тоже опоздали?!». Отправляет помощника выбрать подходящую комнату для съемки – первая и вторая темноваты, в третьей лежит толстый фотоальбом об обители, четвертая нам как раз подходит – самая светлая, обстановка везде очень простая и совсем не новая, но почему-то видно, что это покои наместника.

– Отец Алексий, вы помните, как в вашей жизни впервые возник Даниловский монастырь?

Впервые я услышал, что Даниловский монастырь открывается, в 1983 году. Это было событие величайшее. Обитель князя Даниила, им основанная – первый общежительный монастырь в Москве конца XIII века.

Монастырь возвращали в руинированном виде. Как говорил покойный Патриарх Алексий II, здесь было разрушено все, что можно было разрушить.

Даниловский монастырь. Между 1983 и 1985

После закрытия монастыря в 1930 году здесь был центр временной изоляции детей репрессированных.

Был специальный приказ — разлучать братьев и сестер и знакомых между собой детей. В Даниловском монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

Центр беспризорников переместился на Алтуфьевское шоссе, старые сотрудники этого центра при встречах вспоминали, что в монастыре им было хорошо. Мы и сейчас с ними продолжаем общение – в спецприёмнике открыт храм во имя святой и праведной Елизаветы Федоровны. Молодые люди приходят в церковь, могут исповедаться и причаститься.

В 1987 году я по послушанию был здесь несколько месяцев, потом вновь вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, и в 1992 году по благословению Патриарха Алексия назначен наместником Даниловского монастыря.

С сентября 1983 года имя князя Даниила звучит по всей Москве: Патриарх Пимен благословил петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах. Через три года митрополит Феодосий, предстоятель американской Православной церкви, возвращает мощи князя Даниила. Еще в 1947 году Патриарх Алексий I просил вернуть Патриархии мощи.

Имя князя Даниила было известно многим: в восстановлении монастыря участвовала вся страна. Понимаете, это же была первая ласточка: до этого закрывали и теснили, а тут вдруг открыли старое, поруганное, древнее, святое.

Первая братия Даниловского монастыря.

Люди приносили последнее. Владыка Евлогий Владимирский – первый наместник монастыря – вспоминает, как к нему пришла нищая старушка и принесла мешочек мелочи: «Батюшка, возьмите. Собирала у метро, около магазинов, просила у знакомых – везде просила. Для восстановления обители вам принесла!»

И работали тоже – и стар, и млад – старушки переносили кирпичики, землю копали, сажали цветочки. Знаете – идет стройка, вокруг разруха, и вдруг – клумбочка.

– А кто были те люди, которые стали первыми монахами в монастыре?

– Первые братья были монахами из Троице-Сергиевой лавры, потом стали приходить семинаристы и люди из мира.

– А сегодня кто приходит?

– Приходят люди разные – и выпускники Московских духовных школ, и молодые – не имевшие семьи, и постарше, которые имели семьи в свое время. Приходят штурманы, архитекторы, художники, научные работники – все они здесь в монастыре объединены любовью к Богу.

– Принимаете в монастырь семейных?

– Только если они разрешили все семейные дела, если нет долгов внешних и долгов моральных, если они детей воспитали и устроили в жизни. А еще бывает, когда муж и жена по старому обычаю одновременно принимают монашество. У них есть и дети взрослые, теперь уже и внуки, и бабушка, шутя гладя внучку по голове, говорит – это будущая монахиня! Посмотрим, как сбудутся её слова!

– Говорят, что в монастырь уходят, когда…

– В монастырь не уходят, а приходят. Несколько лет человек должен быть послушником – понять: его ли это призвание, для него ли этот монастырь.

Послушник – происходит от слова послушание. А на сербском языке послушник – я недавно узнал – искушенец, искушеница. Нам знакомо это слово – искушение, испытание. Человек на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются – сможет ли он жить здесь, здесь образ жизни довольно замкнутый, ограниченный пространством.

Мир, как говорят святые отцы – это совокупность страстей, то, что мешает человеку спасаться. Можно жить в мире свято, бороться с грехом, исполнять евангельские заповеди, но человек может решить, что ему удобнее исполнять Евангелие в обители. Монашеские обеты основаны на Евангелии – ничего нового в них нет – любить Бога и любить ближнего своего. Господь всем сказал – «будьте совершенны, так же как Отец ваш Небесный совершенный есть». Это надо в жизни своей исполнить.

Человеку свойственно иметь недостатки. У святых отцов есть выражение – «свет для монахов – это ангелы, а свет для мирян – монахи». Мы призваны к высокому, как получается – уже другое дело, но мы сокрушаемся, каемся, стараемся исправиться и надеемся на спасение.

– К вашему приходу в Даниловский уже многие работы по восстановлению были проведены…

– Да. Но мы и продолжаем работу. Расписали храм Святых Отец семи вселенских соборов. Он был построен по распоряжению Ивана Грозного: по его мысли, в разных уголках Москвы должны были быть храмы во имя святых отцов – первого, второго, седьмого соборов.

– Сохранились другие храмы?

– Нет, только в Даниловском. Других храмов до нас не дошло.

– Самое яркое событие последних лет можете вспомнить?

– Конечно, возвращение колоколов из Гарварда.

За время небытия монастыря колокольня очень пострадала, верх был снят. Поэтому когда открывался монастырь, в 80-х, собрали колокола с недействующих храмов Ярославской епархии и из других епархий…

Тогдашний посол США в России господин Хартман сообщил владыке Евлогию, что колокола Даниловского монастыря находятся в Гарвардском университете. Начали писать в Гарвард, но первые обращения не увенчались успехом. Даже когда приезжал сюда президент США Рейган, он был в монастыре, ему говорили о колокольне, но существенных подвижек не произошло.

Перед празднованием 700-летия со дня преставления князя Даниила в Гарвардский университет отправилась делегация и договорилась, что башню университетского общежития Лоу Хаус, где висели колокола, обследуют, выяснят, можно ли их снять. Не разрушит ли при этом башню.

В Гарварде привыкли к колоколам. Даже пытались восстановить звон, выписывали из России известного звонаря-виртуоза Сараджева, но церковного звона они не наладили, просто звонили по особым случаям – на бейсбольные матчи, на окончание года…

Один из старейших профессоров рассказывал, что в годы Второй мировой войны (он был куратором общежития) к нему пришел студент и попросил, когда закончится война, на большом колоколе сделать 100 ударов. Война закончилась, и студент напомнил о своей просьбе. Привязал себя верёвкой к языку этого колокола и действительно сделал 100 ударов в 12 тонный колокол. Сразу со всех сторон посыпались звонки – что случилось, почему у вас такой звон?

В общем, приехала из Америки делегация, и выяснилось доброжелательное отношение к передаче колоколов. Затем и Министерство обороны вернуло из Театра Советской Армии 4 колокола, и мы думаем, что они пойдут на колокольню храма Сретения, который сейчас строится. В ряду гарвардских колоколов не хватало одного – самого большого, его недавно отлили, и он в ближайшее время будет повешен на колокольню Даниловскую.

– А позаимствованные колокола вернулись в свои храмы?

– Конечно! Когда уже пошёл слух о возвращении гарвардских колоколов, правящие архиереи сразу обращались к Патриарху, чтобы колокола вернули.

– В вашем монастыре самое, наверное, сильное направление – совершенно не монастырское – большой молодежный центр, дискуссии, балы. Такой центр было бы логичнее видеть при обычном храме, не там, где люди должны удаляться от мира…

– Молодёжь приходит в храмы, и братия общается с ними, привлекает их к миссионерской работе. Это обоюдная польза, ведь Евангелие не может замкнуться! У преподобного Симеона Нового Богослова такой образ – братолюбивого нищего. Нищий нашёл золотницу, но не просто положил её карман, а делится своим небольшим богатством и с другими. Так вот я думаю, если братья обители в чём-то преуспели, то пусть делятся этим с другими людьми.

Патриарший центр содействия воспитанию детей и молодежи начался с воскресной школы, с 90-х годов. Игумен Иоасаф (Полуянов) очень активно, с большой любовью трудится в этом направлении. Все получилось постепенно: приходят малыши, приходят родители – это становится семейной воскресной школой. Дети вырастают, говорим уже с молодежью об основах веры, о семейной жизни, воспитываются катехизаторы.

– Монастырь ведёт очень активную социальную, просветительскую деятельность. А есть ли какие-то вещи, в которых вы все-таки загораживаетесь, закрываетесь от мира?

Наши кельи, прежде всего. Вообще наш принцип – польза для души. Как апостол Павел говорит – все мне позволено, но не все мне полезно. Ничто не должно обладать мною.

Пришёл ты в келью – вот такой твой микромир, в котором ты себе на несколько часов сам себе хозяин – Бог и ты!

– Как сегодня строится распорядок монастыря? Когда начинается и как проходит день?

Не знаю, во сколько монах просыпается в своей келье, это сокровенное. Он может встать очень рано, но общественное богослужение начинается в 6 часов: молебен князю Даниилу, утренние молитвы, полуночница, литургия, послушание. Кому-то днем служит молебны, которые заказывают прихожане. Кто-то пойдёт пищу прихожан и монашествующих организовывать. Кто-то занимается хозяйственной частью, кто-то – иконописной. В 5 часов – вечернее богослужение.

Отец Алексий очень неохотно отвечал на вопрос про обед: «Что же вы все про обед, да про обед спрашиваете! Как будто всё обедом ограничивается…».

– Знаете, в одном монастыре составляли устав – всё-всё расписали, а когда перечитали – вообще обед не был указан! Есть обед, для тех, кто хочет позавтракать – есть завтрак, ужин после богослужения. Официального отбоя нет, но до полуночи надо всем успокоиться.

– А кто следит за тем, чтобы были отбой вовремя и порядок?

– Есть отец благочинный. Вслушайтесь в это слово – благой, хороший чин, то есть – добрый порядок. Он следит за порядком, за богослужением.

– Смирение, послушание, искушение, благословение… Говорят, что это главные православные слова. Как вы их определяете?

– «Простите» – это монашеское благородство… Говорят – «волшебное слово» в «Родной речи» – какое? Пожалуйста. А у монаха – это простите, благословите, помолитесь.

Искушение – это испытание. Частенько можно услышать так – «вот, искушение!» Испытание большим и малым.

Смирение… знаете – самое высокое – это поставить себя перед Богом, посмотреть – кто ты есть. Друг перед другом мы всегда пытаемся показаться лучшей стороной. Все духовно, благочестиво, пристойно. А вот когда перед Богом себя поставишь – то, Господи – кто я? Как я могу оправдаться? А великие святые говорили – «я есть мерзость пред Богом и людьми». Пророк Давид говорил — «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков».

Чем мы можем похвалиться? Что 2х2=4 – я помню. Но откуда мои знания, откуда мой ум, откуда мои способности, воля, чувства? Все это от Бога! Не должно быть самодовольства, не должно быть приниженности и униженности, достоинство человека не должно быть попрано.

– А как сочетаются достоинство человека и смирение?

– Помните: «Я червь, я царь, я раб, я Бог!». Меня Господь создал по образу Своему, значит – я великое творение Божье, Господь меня наделил многим. Вот приносит человек монашеские обеты. Он пришёл с горячим сердцем, но не говорит – «Да, я все сделаю». Он говорит – «Ей Богу содействующему честный Отче», то есть – да, я все сделаю, если мне поможет Бог.

С простого надо начинать. Перед любым делом обратимся к Богу. Не растеряться, сидеть и плакать, а сосредоточиться, собрать все свои силы, мысли чувства, «Господи – благослови», и начинать. Закончим – благодарим Бога.

– Древние традиции – сажать морковки вверх ногами для воспитания смирения – применяете?

– Ну, может быть где-нибудь и растёт такая морковь, но она у нас не вырастет! И капусту вверх корешками тоже не сажаем. Но когда человек новый приходит с образованием – а ведь сейчас все с образованием – его не ставят сразу начальником, не поручают ему самое ответственное дело, сначала испытывают на простом: накрывать на стол, помогать в чем-то, готовить. Постепенно человек растёт, у него бывают ошибки, ему делают замечания и постепенно он осознаёт – кто он, сможет ли он себя тут реализовать. Человеку важно быть востребованным.

– Сколько, примерно, проходит время такого испытания?

– Обычно несколько лет – как только он пришёл в монастырь, он называется официально трудником. И не менее года он должен пробыть в этом звании.

– Послушание – это…

– …Всякое дело, которое исполняет брат обители. Утром он, может быть, звонит в колокольчик. В 5:30 (но в разных монастырях по-разному) он с молитвой идет по коридору – «пению, бдению, молитве час. Господи Иисусе Христе наш, помилуй нас». В храме может быть уже другое послушание – брат открыл храм, зажёг лампады, приготовил все к богослужению. Приходят братья, которые служат молебен, кто-то поёт, кто-то потом читает молитвы, кто-то совершает литургию. Просфоры пекутся в просфорне. Книги готовят для богослужения.

– Выходит послушание – просто ежедневная занятость?

Послушание воспитывает человека, он идёт путем отсечения собственной воли.

Послушание должно быть разумным – с рассуждением должен рассуждать и тот, кто благословляет это послушание, ну и, если даётся право оценить эти возможности, то, конечно, 100 кг я не могу поднять – ну вот даётся то, что я могу сделать.

– У монахов в принципе нет возможности своего изъявления желания?

– Конечно, он может высказать свое соображение, может быть, примут его инициативу.

А кто принимает решение о том, как в той или иной ситуации поступить?

В первую очередь, это наместник, благочинный и духовник. Если человек на послушании, то он спрашивает у старшего по послушанию.

– Что должно быть, если возникает тот конфликт, когда человек чувствует, что он не может чего-то сделать?

У нас по монастырю составляется богослужение – график на неделю: составляет отец благочинный и подписывает наместник. И каждый брат со своим расписанием, если он, положим, нездоров, он приходит и говорит, что у него есть такие-то обстоятельства, и его нужно освободить.

Ломать человека через колено – неправильно. Помочь человеку – направить его – даже если ему не очень хочется, но надо, чтобы он это понял.

– Где проходит граница между направлением и ломкой?

– Любовь. Любовь к Богу, любовь к человеку. Если родители дают только сладкое ребёнку, смогут ли они его воспитать правильно?

– Как складываются отношения у братьев с их родителями, детьми?

– Если они хотят, то они общаются между собой. Сейчас такое время, когда подчас уже и дети воспитывают родителей, уже и дети подают пример родителям.

– Как ваши родители отнеслись к вашему решению принять постриг?

Я пришёл в Церковь, и вот уже, будучи в Церкви, учился в московских духовных школах, уже оттуда перешёл в монастырь, в Троицко-Сергиеву лавру, ну а родители приняли это как мое решение.

– Не отговаривали?

Ну, у них было свое мнение, конечно…

– То есть не одобряли… Ну это и понятно – это всё-таки как удар, потеря…

– Кто-то, может быть, и молится об этом, и желает, чтобы его дети подобным образом устроили свою жизнь, а кого-то, может быть, и смущает вполне, конечно. Но должны вырасти все – и дети, и родители, это такой духовный рост.

– Как происходит отказ от собственности?

– Был один небогатый монах, он имел несколько золотых монет. Время от времени он спускался в то место, где хранилось его золото, разворачивал его и любовался. Эти несколько монет были его сокровищем. А в Евангелии сказано – где сокровище ваше, там и сердце ваше. Значит, его сердце было там.

В нашем монастыре ещё не было случая, чтобы к нам пришел преуспевающий человек и спросил бы, как же мне поступить со своими капиталами? Обычно у всех решены уже имущественные вопрос, ну, а если он приходит со своей ручкой, то он имеет право пользоваться этой ручкой… Келья, обстановка – это его монашеское состояние. Если есть имущество, например, квартира, он ею пользуется тогда, когда ему это необходимо, тут ничего страшного нет, это не препятствует его спасению. Говорить о полной какой-то нищете не приходится.

– Кстати, а как вы относитесь к использованию монашествующими интернета?

– Все по слову апостола Павла вспомним – что полезно, то полезно. Человек сам решает, в каком мире он живет – реальном или виртуальном. Мы знаем много примеров зависимости, когда люди ушли туда, и назад не возвращаются…

Человек сам мыслит, и спрашивает благословение. Одно дело – в игры играть. Другое дело – учиться и работать.

– Но ведь никто не напишет прошение на то, чтобы – благословите меня играть в игры?

– Точно не напишет! (смеется)

Что для вас как для наместника самое трудное в организации монашеской жизни, в руководстве?

Трудно быть руководителем. Особенно хорошо это знают подчиненные. Потому что они видят все ошибки и все недостатки. Так что – Господи, помоги нам исправлять свои недостатки и свои ошибки.

– А самая большая радость?

Единство и любовь, братьев к Богу, друг к другу, и к наместнику тоже!

– Можно попросить пожелание читателям и зрителям портала «Православие и мир»?

– Нужно любить Бога, любить ближнего, и жить в Церкви. Не просто быть верующим человеком, а я подчеркиваю – быть в Церкви. А Церковь всему научит.

[nggallery id=Danilov]

Фото Юлии Маковейчук, patriarchia.ru и из открытых источников в интернете

Данилов монастырь - Храмы

Краткая информация о храмах Данилова монастыря

Троицкий собор

Троицкий собор Данилова монастыря сооружен в 1833–1838 годах по проекту О.И. Бове. Центральный престол храма освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 13 сентября 1838 года. В том же году освящены и два придела – в честь зачатия праведной Анны (северный) и преподобного Алексия, человека Божия (южный). После возрождения обители престол в честь Святой Троицы вновь освящён 27 апреля 1986 года. Престольный праздник – день Святой Троицы, Пятидесятница.

Церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

Это первый каменный храм в Даниловом монастыре и самый древний из ныне существующих. Он был впервые построен в 1555–1560 годах и освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии Царя Иоанна Грозного. В 70-е годы XVII века рядом была построена трапезная Покровская церковь с приделом в честь пророка Даниила. В 1730 году обветшавший "старый соборный" храм был разобран. Новый храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов был воздвигнут на сводах Покровской церкви, которая стала нижним, цокольным этажом единого здания. В 1806 году в верхнем храме были устроены два придела – во имя благоверного князя Даниила Московского (северный) и святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (южный).

Церковное празднование Святым Отцам Семи Вселенских Соборов было установлено в 1988 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в день первого освящения храма Данилова монастыря – 31 мая (24 июня по ст.ст.).

Придел во имя святого благоверного князя Даниила

Основателю Даниловой обители благоверному князю Даниилу посвящен северный придел в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Он был устроен в 1806 году и вновь освящен 10 сентября 2000 г. Престольный праздник бывает дважды в год: 17 марта (4 по ст.ст.) – преставление благоверного князя Даниила; 12 сентября (30 августа по ст.ст.) – обретение его святых мощей. Эти дни отмечаются в Даниловом монастыре с особой торжественностью.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В первом этаже храма Святых отцов Семи Вселенских Соборов находится древняя Покровская церковь с северным приделом во имя святого пророка Даниила. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена в 70-е годы XVII века, первоначально отдельно от храма Святых Отцов. Во время перестройки в начале XVIII века она стала нижним этажом нового храма Святых Отцов, который был возведен на ее сводах. После возрождения обители Покровская церковь была первой восстановлена и освящена 8 июня 1985 года. Престольный праздник – 14 октября (1 октября по ст.ст.). После поздней Литургии в этот день бывает Крестный ход вокруг двух главных соборов монастыря - Троицкого и Святых Отцов.

Придел во имя пророка Божия Даниила

Северный придел Покровской церкви посвящен небесному покровителю преподобного князя Даниила в монашестве – святому пророку Даниилу. Престольный праздник – 30 декабря (17 декабря по ст.ст.).

Церковь во имя преподобного Даниила Столпника

Преподобному Даниилу Столпнику, небесному покровителю святого князя Даниила в крещении, был посвящен первый деревянный храм Данилова монастыря. Существующая в настоящее время церковь в честь преподобного Даниила Столпника устроена в XVIII веке в третьем ярусе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, над притвором. Престольный праздник – 24 декабря (11 декабря по ст.ст.).

Надвратная церковь во имя преподобного Симеона Столпника

Преподобному Симеону Столпнику посвящен храм над Святыми вратами Данилова монастыря, сооруженный в 1731 году. Над храмом возвышается 45-метровая колокольня. Престольный праздник – 14 сентября (1 сентября по ст.ст.).

Церковь во имя преподобного Серафима Саровского

Церковь во имя преподобного Серафима Саровского устроена в 1980-е годы, в часовне, существовавшей с конца XIX века в западном проеме Святых врат, в подклете больничного корпуса. Престольный праздник – 15 января (1 января по ст.ст.) и 1 августа (19 июля по ст.ст.).

Церковь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи устроен в годы восстановления монастыря в подклете Троицкого собора, где прежде были семейные усыпальницы ктиторов и благотворителей обители (в частности, купцов Куманиных, известных в истории русской культуры как родственники Ф.М. Достоевского). Храм освящен 7 июля 1988 года. Его достопримечательностью является белокаменный иконостас, украшенный богатой резьбой. В Предтеченском храме в воскресные и праздничные дни совершается Таинство исповеди. Престольный праздник – 7 июля (24 июня по ст.ст.).

Порядок богослужений в дни престольных праздников

Богослужения в дни престольных праздников в храмах Данилова монастыря свершаются в следующем порядке. В Троицком соборе в двунадесятый праздник Святой Троицы, как и во все праздничные и воскресные дни, служатся Всенощное бдение и поздняя Божественная литургия. В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов совершаются будничные богослужения и ранние праздничные Литургии. В других монастырских храмах в дни их престольных праздников служится ранняя Божественная литургия. Перед ранней Литургией бывает водосвятный молебен.

  • < Назад
  • Вперёд >

Данилов монастырь - Настоятель

Биография Наместника Данилова монастыря.

 

Настоятелем Данилова мужского ставропигиального монастыря является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Фактическое управление монастырем по благословению Святейшего Патриарха осуществляет Наместник. С 1992 г. по настоящее время Наместником Данилова монастыря является епископ Алексий (Поликарпов).

Биография Наместника Данилова монастыря епископа Алексия

Епископ Алексий (в миру Поликарпов Анатолий Степанович) родился 11 февраля 1948 г. в г. Первоуральске Свердловской области в семье рабочих, крещен в младенчестве.

По окончании средней школы в 1966 г. работал электрослесарем на Новотрубном заводе Первоуральска.

В 1960-х гг. нес послушание иподиакона при архиепископе Свердловском и Курганском Клименте в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе.

В 1969-1972 гг. учился в Московской духовной семинарии, в 1972-1976 гг. — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Умное делание в изъяснении преподобного Симеона Нового Богослова».

В сентябре 1969 г. принят в число послушников Троице-Сергиевой лавры.

18 марта 1970 г. пострижен в монашество с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

19 апреля 1970 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен во иеродиакона, 19 июля 1973 г. епископом Подольским Серапионом — во иеромонаха.

По окончании Московской духовной академии оставался насельником Троице-Сергиевой лавры, нес послушание помощника духовника лавры архимандрита Кирилла (Павлова).

В 1981 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

10 мая 1992 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен наместником Свято-Данилова монастыря г. Москвы.

24 мая того же года в Успенском соборе Московского Кремля возведен в сан архимандрита.

С 31 марта 1999 г. — член Синодальной комиссии по канонизации святых.

С 27 июля 2009 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 30 мая 2019 г. (журнал № 48) избран викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Солнечногорский».

Наречен во епископа 13 июня 2019 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 16 июня за Литургией в Троице-Сергиевой лавре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2019 г. назначен председателем Канонической комиссии Московской городской епархии.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. (журнал № 154) назначен секретарем Высшего общецерковного суда.

Образование:

1972 г. — Московская духовная семинария.

1976 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Церковные награды:

  • 2008 г. — орден св. блгв. князя Даниила Московского I ст.;
  • 2013 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст;
  • 2018 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2018 г. — медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

Свято-Данилов монастырь, первый мужской монастырь в Москве

Данилов монастырь – первый мужской монастырь в Москве основан в 1282 году святым благоверным князем Даниилом сыном прославленного в русской истории святого князя Александра Невского.

Князь Даниил Александрович был основоположником будущего величия Москвы, положил начало мощному единому русскому государству, стал родоначальником династии Великих московских князей, а затем и Российских царей.

Незадолго до смерти князь Даниил Александрович (1261-1303 гг.) принял монашеский постриг в основанной им обители и был похоронен по его завещанию на общем монастырском кладбище.

В 1330 году сын Даниила Александровича великий князь Иоанн Калита перевел братию Данилова монастыря в Кремль, а на месте основания монастыря более двух веков оставались приходской храм Даниила Столпника и небольшое сельцо Даниловское.

В правление царя Иоанна Грозного Данилов монастырь был возобновлен на прежнем месте, поставлена каменная церковь, территорию обители обнесли большими каменными стенами.

В XX веке после революции 1917 года стены монастыря укрывали священнослужителей московских храмов от большевиков, а в 1930 году монастырь был закрыт, самым последним во всей России. После закрытия монастыря на его территории был устроен приемник-распределитель для малолетних преступников.

В 1983 году монастырь был возвращен верующим, в монастыре начались восстановительные и реставрационные работы. Через пять лет реставрационных работ ансамбль монастыря был восстановлен. Возрождение старейшей обители стало началом новой эпохи в истории Русской Православной Церкви.

Здесь был установлен памятник основателю монастыря князю Даниилу Московскому. В 1988 году, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси по проекту Ю.Г. Алонова в монастыре были сооружены Надкладезная и Поминальная часовня.

В наши дни на территории Свято-Данилова монастыря находится Духовно-административный центр Русской Православной Церкви, Резиденция Патриарха Московского и всея Руси, также в монастыре находится Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.



Смотрите также

Описание: