Где находится безымянка на байкале


Дикий отдых на Байкале. Безымянка. — Great Wall Hover, 2.4 л., 2012 года на DRIVE2

На выходные прогноз погоды был жарким — около 30 градусов жары. Поэтому решили компанией съездить отдохнуть на Байкал. Выбрали место — Безымянка, я там еще не отдыхал. Много раз проезжал мимо этой местности, но ни как не доводилось там отдохнуть.
Забрал супругу в пятницу с работы и рванули. Ехать всего-то от дома 180 км, перевал через горы занял порядка 50 минут на 50км, а потом отличный хайвей практически до места. В итоге 2.5 часа и мы на берегу Байкала. Менее километра грунтовки на заднем приводе. И мы выехали в пески. 2 машины из трех, которые прибыли ранее, пришлось компании толкать (переднеприводные легковушки), поэтому включил полный привод и пополз по пескам до нашего лагеря. Не буксовал, но чувство полного привода дарит уверенность в себе))

Тут мы купались, загорали:

Полный размер

Полный размер

А тут я сходил до мыса в 2-3 км от лагеря:

Полный размер

Полный размер

По пути встретил прикольный указатель, может увидите свои города :-)

Полный размер

1 сторона

Полный размер

2 сторона

Полный размер

3 сторона

В общем замечательно отдохнули, благо все три дня погода позволяла — солнечно и жарко.
Из лагеря одну машину пришлось брать на буксир, т.к. проехав метр, она зарылась.

Полный размер

Равчика справа взяли на буксир. За рулем прадика была девушка и без троса.


И уже когда почти вытащили равчика на плотную землю, водитель крутанул руль и бухнулся в песчаную ямку и мой трос ожидаемо порвался, благо я кинул на него куртку как утяжелитель, поэтому трос с крюком улетел под машину, а не в радиатор. А ожидаемо потому что он рассчитан на 1-1.5 тонны максимум (и 2 года назад мы рвали такой же почти на ровном месте) и я его использовал для стяжки груза на багажнике.
А т.к. скоро д.р., то сижу теперь и выбираю трос TPlus ;-)

Пробег: 72 400 км

Безымянная (река, Иркутская область) — Википедия

Безымянная
Характеристика
Длина 9 км
Расход воды 5,71 м³/с (2 км от устья)
Водоток
Исток   (Т) (B) слияние рек: Левая Безымянная и Правая Безымянная
 • Высота 591 м
 • Координаты 51°33′26″ с. ш. 103°50′23″ в. д.HGЯOL
Устье    (Т) (B) Байкал
 • Высота 456 м
 • Координаты 51°36′00″ с. ш. 103°56′00″ в. д.HGЯOL
Расположение
Водная система Байкал → Ангара → Енисей → Карское море

Страна
  •  Россия
Регион Иркутская область
Район Слюдянский район
Код в ГВР 16020000112116300021160[1]

устье

У этого термина существуют и другие значения, см. Безымянная.

Безымянная — река в Слюдянском районе Иркутской области России. Протекает по территории Утуликского муниципального образования. Впадает в озеро Байкал.

Содержание

  • 1 География
  • 2 Мосты
  • 3 Данные водного реестра
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Образуется слиянием рек Левой Безымянной и Правой Безымянной. Истоки реки находятся в горах Хамар-Дабан юго-восточнее пика Черского. На реке есть несколько водопадов, один из них признан памятником природы[2]. На реке находится один населённый пункт — посёлок Мангутай. Реку Безымянную пересекает множество туристических маршрутов. Долина реки — часть лыжного сверхмарафона «Байкальская кругосветка».

Длина реки — 9 км. В водном реестре указана вместе с одной из составляющих — Левой Безымянной, с длиной 27 км и площадью водосборного бассейна — 207 км² [3]. По данным наблюдений с 1959 по 1999 год среднегодовой расход воды в 2 км от устья составляет 5,71 м³/с[4].

У посёлка Мангутай устье реки пересекают два моста Транссибирской железнодорожной магистрали, немногим выше — автомобильный мост федеральной трассы «Байкал».

По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[3]:

  • Бассейновый округ — Ангаро-Байкальский
  • Речной бассейн — бассейны малых и средних притоков южной части озера Байкал
  • Речной подбассейн — отсутствует
  • Водохозяйственный участок — бассейны рек южной части озера Байкал в междуречье рек Селенги и Ангары
  1. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 16. Ангаро-Енисейский район. Вып. 3. Забайкалье / под ред. В. И. Зильберштейн. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 159 с.
  2. ↑ Всё о Приангарье (рус.) (недоступная ссылка — история ). irkipedia.ru.
  3. 1 2 Государственный водный реестр. Безымянная (рус.). textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  4. ↑ Bezumyannaya At Mangutay (неопр.). Статистика на сайте R-ArcticNET . Дата обращения 29 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  • Лист карты M-48-16 Слюдянка. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1976 г.
Реки, впадающие в Байкал (по часовой стрелке, начиная с севера)
  • Верхняя Ангара
  • Токшаки
  • Ака
  • Биракан
  • Эрекшакан
  • Бирикачан
  • Фролиха
  • Аяя
  • Тукаларагды
  • Бирая
  • Горячий
  • Ширильды
  • Селькитан
  • Северный Амнундакан
  • Томпуда
  • Кодакта
  • Шегнанда
  • Иринда
  • Ириндакан
  • Урбикан
  • Ботками
  • Северный Биракан
  • Якшакан
  • Кабанья
  • Заезовочный
  • Езовка
  • Куркавка
  • Большая
  • Дугульдзеры
  • Давша
  • Южный Биракан
  • Туртулик
  • Кабалик
  • Одороченка
  • Сосновка
  • Межевой
  • Кудалда
  • Снежный
  • Шумилиха
  • Громотуха
  • Власовский
  • Межевой
  • Большая Черемшана
  • Золотой
  • Малая Черемшана
  • Кедровая
  • Большой Сухой
  • Малая Сухая
  • Большой Чивыркуй
  • Безымянная
  • Малый Чивыркуй
  • Крестовская
  • Маршалиха
  • Онгокон
  • Молодость
  • Канаев
  • Братский
  • Боковых Разборов
  • Маркова
  • Зелёненький
  • Макарова
  • Баргузин
  • Духовая
  • Максимиха
  • Громотуха
  • Киселёва
  • Средний
  • Телегинский
  • Белокаменский
  • Каткова
  • Елисеевский
  • Безымянка
  • Налимовка
  • Черемшанка
  • Горячий
  • Шивелевский
  • Турка
  • Берёзовый
  • Гремячий
  • Кика
  • Рассыпная
  • Долгий
  • Песчанка
  • Таланчанка
  • Черемшанка
  • Малая Сухая
  • Земновская
  • Капустинская
  • Большая Зеленовская
  • Малая Зеленовская
  • Болдакова
  • Холодянка
  • Стволовая
  • Большая Сухая
  • Топка
  • Загза
  • Энхалук
  • Большой Дулан
  • Сергеевка
  • Оймур
  • Сырая Молька
  • Селенга
  • Исток
  • Большая Речка
  • Толбажиха
  • Абрамиха
  • Большая Култушная
  • Боярский
  • Сухой
  • Мантуриха
  • Гремячий
  • Большая Тельная
  • Мысовка
  • Большая Осиновка
  • Клюевка
  • Большая Ивановка
  • Малая Ивановка
  • Крестовка
  • Ореховка
  • Быстрая
  • Калтусная
  • Болваниха
  • Мишиха
  • Большая Язовка
  • Малая Язовка
  • Ушаковка
  • Осиновка
  • Малиновка
  • Половинка
  • Куркавочная
  • Калтусная
  • Переёмная
  • Безголовка
  • Осиновка
  • Большая Шестипалиха
  • Селенгушка
  • Дулиха
  • Аносовка
  • Куркавка
  • Осиновка
  • Выдриная
  • Малый Мамай
  • Большой Мамай
  • Осиновка
  • Толбозиха
  • Снежная
  • Малые Мангилы
  • Большие Мангилы
  • Паньковка
  • Хара-Мурин
  • Ширингаиха
  • Семиречка
  • Банный Ключ
  • Малая Осиновка
  • Большая Осиновка
  • Солзан
  • Харлахта
  • Красный
  • Болотный
  • Бабха
  • Утулик
  • Ермолаевский
  • Большая Куркавочная
  • Галанский
  • Безымянная
  • Буровщина
  • Сухой Лог
  • Сухой ручей
  • Слюдянка
  • Похабиха
  • Талая
  • Култучная
  • Медлянка
  • Левая Ангасолка
  • Хабартуй
  • Большая Крутая Губа
  • Малая Крутая Губа
  • Шара Жалга
  • Соколовская
  • Шабартуй
  • Маритуй
  • Большая Половинная
  • Большая Пономарёвка
  • Ивановка
  • Малая Шумиха
  • Большая Шумиха
  • Берёзовый Второй
  • Берёзовый Первый
  • Холодная
  • Мокрая
  • Пыловка
  • Каторжанка
  • Большой Баранчик
  • Марьяная
  • Крестовка
  • Солонцова
  • Чёрная
  • Жилище
  • Большие Коты
  • Большая Сенная
  • Нижняя
  • Большая Кадильная
  • Голоустная
  • Правый Роговик
  • Еловка
  • Шумиха
  • Харгин
  • Лохматая
  • Ханхильтуй
  • Отты
  • Куркера
  • Курта
  • Бугульдейка
  • Таловка
  • Зун-Кужиртуй
  • Крестовский
  • Бирхин
  • Бегул
  • Анга
  • Кучулга
  • Хорга
  • Сарма
  • Курма
  • Улан-Хан
  • Зундук
  • Глубокая Падь
  • Элиг
  • Кочерикова
  • Хейрем
  • Риты
  • Анютка
  • Шартлай
  • Солнце Падь
  • Ледяная
  • Елохин
  • Черемшанка
  • Светлый
  • Хибелен
  • Малая Коса
  • Большая Коса
  • Мужинай
  • Молокон
  • Татарниково Русло
  • Куркула
  • Горячая
  • Гуилга
  • Горемыка
  • Талая
  • Рель
  • Слюдянка
  • Сеногда
  • Тыя
  • Курла
  • Чуна
  • Туркин
  • Тошка
  • Сырой Молокон
  • Укта
  • Душкачанка
  • Кичера

Безымянка (район) — Википедия

Безымянка — крупный промышленный и жилой массив, расположенный в юго-восточной части города Самара, в окрестностях железнодорожной станции Безымянка[1] . Административно входит в Кировский, Промышленный и Советский районы города.

В конце 19 века в данную местность был перенесён из Запанского посёлка города Самары испытательный полигон (стрельбище) Трубочного завода.

В 1903 году основан разъезд «Безымянка» Самаро-Златоустовской железной дороги, названный по имени протекавший вблизи него маленькой речки. При разъезде возник небольшой посёлок железнодорожников, который постепенно расширялся за счёт дачных участков. Вскоре разъезд получил статус станции.

В 1912—1916 годах вблизи разъезда построен Самарский железнодорожно-ремонтный завод («Сажерез»). В 1922 году создан кооператив железнодорожников «Сад-город», что обусловило дальнейшее развитие жилой застройки в районе станции «Безымянка».

В августе 1932 года завод «Сажерез» был реконструирован, построены и введены в строй новые корпуса, в 1935 году стал называться Куйбышевским заводом запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева. Численность персонала достигла около двух тысяч человек, завод выпускал паровозные и вагонные рессоры, буксы, оси, пружины и другие детали. Разъезд Безымянка был преобразован в станцию[2].

В 1939 году был создан Молотовский район города Куйбышева, Безымянка вошла в состав города.

Безымянка как крупный промышленный узел получила развитие в 1940 году, в связи с началом строительства в этом районе города авиационных заводов и Безымянской ТЭЦ и созданием вблизи станции Управления особого строительства НКВД СССР и Безымянлага. Многие промышленные и жилые объекты на Безымянке были построены силами заключённых Безымянлага, существовавшего с 1940 по 1946 годы.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 17 сентября 1939 г. № 346с в 3 км от станции Безымянка запланировано было построить самолётостроительный завод № 122 НКАП. Проект строительства был подготовлен к концу 1940 г. По приказу № 262сс от 22.03.1941 г. завод передан в 10-е Главное управление Наркомата авиационной промышленности (НКАП).

6 августа 1940 года Комитет Обороны при СНК СССР выпустил постановление о начале строительства в районе станции Безымянка на Безымянской и Падовской площадках трёх новых авиационных заводов (самолётостроительные — № 122 и 295 и моторостроительный — № 337). Пуск заводов планировался на конец 1941 года — весну 1942 года. Проектная суммарная мощность заводов предусматривала ежегодный выпуск 2700 цельнометаллических боевых самолётов и 11000 авиационных двигателей. Потребность в строительных рабочих планировалась в размере: 1940 год — 40 тыс. чел., 1941 год — 120 тыс. чел.; потребность в рабочих заводов оценивалась в 75 тыс. чел. Одновременно с заводами планировалось построить сеть железнодорожных и шоссейных дорог, водопровод, канализацию и теплосеть. К июню 1941 года были построены фундаменты и стены цехов авиазаводов, цементный завод и Безымянская ТЭЦ.[3]

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, на территорию Безымянки эвакуированы авиазаводы и другие промышленные предприятия из городов центра и запада европейской части СССР:

  • В июле 1941 года на площадку завода № 122 эвакуированы заводы № 35 из Смоленска[4], № 89 (филиал завода № 1), № 453 (г. Каунас), № 463 (г. Таллинн), № 464 (г. Рига), № 483 (г. Киев) и по приказу № 705с от 17.07.1941 г. влиты в состав завода № 122.
  • В конце июля на территории артели «Ход» Куйбышевского Обллеспромхоза были размещены эвакуированные из Киева заводы Наркомата авиационной промышленности № 454 и 455.
  • В начале августа на площади завода № 122 был эвакуирован из Днепропетровска завод оснастки № 8 .
  • В конце августа на площади завода № 337 были эвакуированы заводы № 181 и 103 Наркомсудпрома.
  • По приказу № 984с от 16.09.1941 г. в состав завода № 122 влит завод № 8 ОАП из Днепропетровска.
  • В октябре 1941 года из Москвы эвакуирован завод № 305 НКАП, размещён на площади бытовок строящегося завода № 295. На площади завода № 122 были эвакуированы Московские мебельные фабрики № 3 и 6.
  • В октябре 1941 года по приказу НКАП № 1053сс от 09.10.1941 г. завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122. Приказом № 1084сс от 28.10.1941 г. слиянием заводов № 122 и № 1 образован и вступил в строй единый завод № 1 НКАП, в который также вошли заводы № 89 и № 483 7-го Главного управления НКАП.[5]
  • В начале ноября прибыли из Москвы завод № 145 НКАП (размещён на площади завода № 455) и завод № 487 (на площади заводов № 454 и 455).
  • В декабре 1941 года заводу № 295 было передано оборудование и персонал эвакуированных Воронежской мебельной фабрики «Красный деревообделочник» и Борского деревообделочного комбината. На территории этого же завода размещён завод № 35, эвакуированный из города Ступино.

10 декабря 1941 года взлетел первый самолёт (Ил-2), выпущенный на безымянской площадке (авиазаводом № 1).[3]

В октябре 1941 года было развёрнуто строительство двух жилых городков каждый на 7 тысяч человек каждый из деревянных бараков облегчённой конструкции. 30 тысяч квадратных метров жилой площади было передано заводам за счёт лагерных бараков Безымянлага. Для транспортного обеспечения Безымянки в июне 1942 года из Москвы, городов Ростовской, Горьковской, Рязанской, Ивановской, Саратовской и Кировской областей, Краснодарского края, Чувашской и Башкирской АССР прибыло 60 трамвайных вагонов и 60 автобусов.[6]

С конца 1941 года до начала 1943 года Куйбышев принял свыше 250 000 эвакуированных, значительная часть из которых была размещена на Безымянке. Уже в 1941 году были построены несколько кварталов двухэтажных домов (в границах современных улиц Победы, Воронежской, Юных Пионеров и проспекта Кирова).

В конце 1941 года — начале 1942 года были сданы в эксплуатацию трамвайные пути протяжённостью 8,7 км, соединявшие Куйбышев с Безымянкой, закончено строительство Чёрновского шоссе длиной 10,6 км (ныне улица Гагарина). [7] В конце 1941 года[8] официально открыто движение трамваев (маршрут № 3) от улицы Полевой до 4-го района Управления особого строительства (район современной площади Кирова). От конечной остановки трамвая до авиационных заводов (около 2 километров) работники шли пешком.

13 марта 1942 года был образован Кировский район города Куйбышева, включающий территорию Безымянки. Строительство новой трамвайной линии внутри Безымянки — от кольца 3-го маршрута по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (современная остановка «Юнгородок») было завершено в июле 1943 года.[2] В 1942 году на Безымянке начали работать три школы, 12 сентября открылась Центральная больница Кировского района (имени Семашко).

С мая 1944 года недостроенное Кировское трамвайное депо на улице Промышленной (ныне улица Физкультурная) стало использоваться для ремонта и обслуживания вагонов, работающих на Безымянском направлении (маршруты № 3 и № 8). Кировское депо находилось на балансе Наркомата авиационной промышленности, в 1948 году оно передано на баланс Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления. К 16 ноября 1951 года Кировское депо было достроено и полностью введено в эксплуатацию.[9]

К 1945 году в Куйбышеве и Куйбышевской области работало 13 заводов НКАП (эвакуированных и смонтированных на новом месте): № 1 (бывший самолётостроительный завод № 122), № 18 (бывший самолётостроительный завод № 295), № 24 (бывший моторостроительный завод № 337), а также № 35, 52, 53, 57, 145, 165, 207, 305, 454, 481.

Массовое жилищное строительство на Безымянке в начале 1940-х годов осуществлялось в соответствии с Генеральным планом города Куйбышева с внесёнными в него в 1937 году (в связи с решением о строительстве гидроэлектростанции на Волге) и 1940 году (в связи с решением о строительстве на Безымянке комплекса авиационных заводов) изменениями. План застройки был подготовлен «Госпроектстроем» по американскому образцу (параллельно-перпендикулярная застройка, «авеню—стрит»), поэтому сеть улиц имела не словесные, а номерные обозначения, как это принято в США.[10]

Улицы, параллельные железной дороге:

  • Первая улица Безымянки (с 1949 Физкультурная)
  • Вторая улица Безымянки (с 1949 Победы)
  • Третья улица Безымянки (с 1949 Свободы)
  • Четвёртая улица Безымянки (с 1949 Вольская)
  • Пятая улица Безымянки (с 1949 Красноярская, с 1972 Проспект Юных пионеров)
  • Шестая улица Безымянки (с 1949 Ставропольская)[11]
  • Седьмая улица Безымянки (с 1949 Нагорная)
  • Восьмая улица Безымянки (с 1949 Черемшанская)
  • Девятая улица Безымянки (с 1949 Мирная)

Улицы, перпендикулярные железной дороге:

  • Первая линия Безымянки (с 1949 Пугачёвская)
  • Вторая линия Безымянки (с 1949 Кузнецкая)
  • Третья линия Безымянки (с 1949 Советская)
  • Четвёртая линия Безымянки (с 1949 Металлистов)
  • Пятая линия Безымянки (с 1949 Юбилейная)
  • Шестая линия Безымянки (с 1949 Севастопольская)
  • Седьмая линия Безымянки (с 1949 Каховская)
  • Восьмая линия Безымянки (с 1949 Краснодонская)
  • Девятая линия Безымянки (с 1949 Воронежская)
  • Десятая линия Безымянки (с 1949 Калинина)
  • Одиннадцатая линия Безымянки (с 1949 Ново-Вокзальная)
  • Двенадцатая линия Безымянки (с 1949 Александра Матросова)[12]
  • Тринадцатая линия Безымянки (с 1952 Средне-Садовая)

Безымянка подразделяется на несколько частей:

  • Безымянка — жилой массив к северу от станции Безымянка входит в состав Советского, Промышленного и частично Кировского районов.

Основные улицы — Вольская улица, улица Победы, Александра Матросова, Ново-Вокзальная, 22 Партсъезда, проспект Кирова, Физкультурная улица. Восточная граница — улица Пугачёвская (ранее носившая название Первая линия Безымянки). С западной стороны примыкает микрорайон «Машстрой» (основанный в 1941 году в связи с эвакуацией в Куйбышев завода «Металлист»).

  • Авиагородок — жилой массив к востоку от станции входит в состав Промышленного района.

Основные улицы — проспект Кирова, Заводское шоссе, улица Железной Дивизии.

Микрорайон Авиагородок часто путают с микрорайоном Юнгородок, либо включают его в состав последнего, в связи с близостью к станции метро «Юнгородок».

  • Юнгородок — промышленно-жилой массив к востоку от станции Безымянка входит в состав Промышленного района. Границы микрорайона ограничиваются станцией метро «Юнгородок», улицей Береговой, железнодорожной платформой «Мирная» (ранее носила название «139 км») и заканчивающийся улицей Земеца (бывшая Псковская, переименована в 2007 году согласно постановлению Главы города Самары Виктора Тархова в честь директора Куйбышевского авиационного завода № 18), часть Заводского шоссе.
  • Западный — промышленно-складской массив к юго-западу от станции Безымянка, входит в состав Промышленного и частично Советского районов.

Основные улицы — Заводское шоссе, Кабельная улица, улица 22 Партсъезда.

  • Ракетно-космический центр «Прогресс» (бывший «ЦСКБ-Прогресс») — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности, производитель всемирно известных ракет-носителей семейства «Союз» (в годы Великой Отечественной войны — производитель самолётов Ил-2, Ил-10, МиГ-3).
  • ОАО «Авиакор — авиационный завод» — самарский авиационный завод, производитель самолётов Ту-154 (один из самых массовых самолётов гражданской авиации РФ и СНГ) и Ту-95 (тяжёлый дальний бомбардировщик-ракетоносец), в годы Великой Отечественной войны — производитель самолётов Ил-2 и Ил-10.
  • Самарский металлургический завод.
  • ОАО «Самарский подшипниковый завод» (бывший завод «Сажерез», «9-й Государственный подшипниковый завод») — крупный завод, экспортирующий свою продукцию в десятки стран мира, в годы Великой Отечественной войны выпускавший первые подшипники для фронта, корпуса мин, миномётов.
  • ОАО «Старт» (бывший «Завод аэродромного оборудования»). В годы Великой Отечественной войны производил вооружение для прославленных штурмовиков Ил-2 и Ил-10.
  • ООО «Ремонтный завод № 21». В годы войны завод выпускал датчики позывных, звуковые генераторы, аппараты «Морзе», ремонтировал для фронта полевые мелкогабаритные ранцевые радиостанции.
  • ОАО «Металлист-Самара» (бывший завод № 525). В годы ВОВ выпускал авиационные пулемёты ШКАС, а затем его модернизированная модель — ШКАСМ, авиационную пушку НР-23.
  • ОАО «Самарский жиркомбинат»
  • ЗАО «Самарская кабельная компания» (бывший «Куйбышевский завод кабелей связи»)
  • Завод «Строммашина»
  • ОАО «Гидроавтоматика» (бывший «Завод № 305») одно из крупнейших машиностроительных заводов России, осуществляющих производство агрегатов пневматических, топливных и гидравлических систем на все виды летательных аппаратов отечественного производства, крупнейшим поставщиком агрегатов гидравлических систем для стендов и автомашин, запасных частей и комплектующих к автомобилям.
  • ОАО «Авиаагрегат» (бывший «Завод № 35», «Завод п/я 147») — в годы ВОВ изготавливал винты для самолётов разных марок, в настоящее время разрабатывает и выпускает шасси для различных самолётов и другое оборудование.
  • ОАО «Кузнецов» («Завод № 24 им. Фрунзе») — в годы ВОВ производство авиационных двигателей, в настоящее время производство ракетных и авиационных двигателей).
  • ЗАО «Самарский кислородный завод» — создан в 1942 году на основе эвакуированных кислородного (Воронеж) и карбидного (Запорожье) заводов. Обеспечивал потребности предприятий авиационной промышленности и фронта кислородом.

Наиболее крупные промышленные предприятия Самары сосредоточены в Юнгородке. С Юнгородка было начато в конце 1980 года строительство Куйбышевского метрополитена, здесь находится одноимённая станция метро (единственная наземная из 10 станций) и электродепо, где хранится и обслуживается подвижной состав метро.

Кто не пускает туристов к Байкалу?

Фото автора

Беспрепятственный проезд к берегу священного озера оказался огороженным

В нашу редакцию обратились читатели с жалобой. Они рассказали, что не смогли, как обычно свернув с трассы Улан-Удэ - Курумкан, подъехать к побережью. На имеющихся отворотах повсюду были установлены ленточные шлагбаумы.

Запрет на въезд оказался на 185 км за поселком Горячинск Прибайкальского района. Чтобы выяснить, почему берег Байкала стал недоступен для отдыхающих, мы выехали в указанную местность.

Всегда останавливались

- По дороге в Курумкан за Горячинском мы традиционно в районе реки Безымянка останавливаемся с семьей, - говорит наш читатель Алексей. – А на этот раз не смогли подъехать. Там множество отворотов с дороги. Но все они перекрыты.

По словам мужчины, им объяснили, что в данной местности теперь прежнего свободного доступа к побережью Байкала не будет в ближайшие годы.

- Какие-то сектанты или кто они, мы не поняли. Показывали какие-то документы. Хотелось бы узнать, насколько они законно заняли территорию, – обратился с просьбой улан-удэнец.

У нас слет

Излюбленное место привала и отдыха, на которое указали бурятские туристы, находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Как оказалось, земля передана в аренду на 5 лет христианской церкви «Благодать» из поселка Селенгинск Кабанского района. Территория площадью 1,5 га предоставлена для осуществления религиозной деятельности верующих евангелистов.

- Почти полгода оформляли документы, сейчас они находятся на согласовании в юстиции, - рассказал член церкви Юрий Третьяков.

Он разъяснил, что по закону на такие цели земля выделяется в аренду бесплатно.

- Узкая такая полоска, 1,5 га и плюс один гектар взяты на 10 дней в аренду у поселковой администрации, потому что нас собралось сейчас много, - объяснил он, показывая временные владения.

Представитель религиозного сообщества предупредил, что запрет на въезд стал некой вынужденной мерой.

- Я являюсь региональным командиром по Восточной Сибири служения «Царские охотники». И сейчас у нас здесь проходит межрегиональный слет, - говорит он.

Представители протестантской веры во второй раз собираются на байкальском побережье. Однако, как отметил Юрий Третьяков, в таком количестве и составе впервые.

- Приехали практически со всей Сибири: Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Читы. Это порядка 200 детей, а вместе со взрослыми около 300 человек. Есть трое миссионеров из Монголии, двое из США, - рассказывает региональный командир.

Не выгоняли

Собравшиеся на слет «Царские охотники» разбили огромный лагерь. Однако с целью оградить своих участников от непрошеных гостей установили по всему периметру ленточные заграждения.

- Есть две категории, которые приезжают на Байкал, - это желающие отдохнуть и любители бухать, - говорит Юрий Третьяков. – У них постоянно ночью играет музыка громкая, а еще начинают разъезжать на своих машинах. Так вот, чтобы нечаянно не въехали в наши палатки, мы и оградились. У нас же здесь преимущественно дети.

Юрий Третьяков так и говорит, что место популярно у туристов. И подтвердил, что поступали претензии от отдыхающих из-за шлагбаумов.

- Пытались с нами конфликтовать, но мы, как христиане, пытаемся сгладить конфликты. Те, кто приехал отдохнуть, наоборот, благодарили, что рядом с нами тихо и спокойно. А любители погулять буйно и шумно, конечно, были недовольны нашим соседством, - говорит он.

Мы патриоты

- Сюда мы приехали не просто отдыхать, а чтобы учить наших детей правилам и канонам нашего служения. Мы патриоты России прежде всего, - говорит он.

Юрий Третьяков отметил, что ежедневно ребята собирают мусор на побережье Байкала, учатся различному прикладному мастерству. Взрослые возвели различные временные постройки: туалеты, столовые, сцену.

- Здесь очень много пилорам, так они свои обрезки отдают бесплатно, это наш материал для строительства. Мы надеемся, что, когда слет закончится и мы разъедемся, отдыхающие не станут разрушать наш труд. Ведь они сделаны руками и не только украшают побережье, но и кому-то сослужат службу, - говорит он.

Пляжи Байкала превращаются в кладбища

Фото: А. Алексеев

Побережье священного озера усыпано телами погибших нерп, однако никому до этого нет дела

Жители Бурятии бьют тревогу: никто не убирает с берегов Байкала трупы байкальских тюленей, которых становится все больше. Эту нелицеприятную картину наблюдают и туристы, которые съезжаются на священное озеро со всего мира. В итоге туши эндемиков приходится убирать местным жителям. Вместе с сельчанами мы задались вечными вопросами: кто виноват и что делать? 

Гибель продолжается

Гремячинск по праву считается одним из самых популярных байкальских курортов. Красивые виды, мелкий песок и небольшая удаленность от Улан-Удэ делают поселок очень привлекательным для туристов и жителей республики. И именно здесь, на территории всего пляжа сельчане все чаще находят трупы байкальских тюленей. 

- Местные говорят, что только в районе Каткова выбросило 20 нерп, - рассказывает Владимир Фёдорович Белоголовов, менеджер общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу». 

Совместно с Владимиром Фёдоровичем мы выехали в Прибайкальский район, чтобы своими глазами увидеть масштаб проблемы. И действительно, в районе села Безымянка на протяжении одного километра берега мы нашли четырех погибших, уже практически разложившихся нерп. 

Местные жители утверждают, что от Гремячинска до Каткова (протяженность около 100 километров) в этом году было обнаружено ими и утилизировано разными способами более 100 нерп. 

По сведениям жителей Безымянки и Горячинска, факты гибели нерпы были зафиксированы и на других побережьях Байкала. Гибель животных продолжается и сейчас. Трудно представить себе общее число погибших особей. 

Могут прийти медведи

Сельчане крайне недовольны ситуацией и жалуются, что никому нет дела до уборки трупов животных с берега Байкала. 

- На протяжении трёх-четырёх километров вдоль посёлка по берегу около 15 туш погибших нерп, - говорит житель Безымянки Владимир Афанасьев. - Часть разложилась уже, другую часть птицы клюют, лисы едят. Есть опасность, что и медведи могут выйти. И теперь всё это минимум месяца полтора будет гнить. Запах ужасный стоит. Сплошная антисанитария. А сейчас как раз начинается пляжный сезон. 

Неравнодушные люди сами закапывают гниющих нерп, другие обходят «пляжное кладбище» стороной. 

- Даже если её убираешь, земля всё равно пропитывается и пахнет очень долго, - жалуется житель Горячинска Алексей. - Нужно вывозить! А кто будет этим заниматься – неизвестно. Надо кого-то призывать к ответу. 

Нет специалистов

Возможными причинами гибели нерпы Владимир Белоголовов считает инфекцию и метановую интоксикацию. Последняя версия, по мнению Владимира Фёдоровича, самая вероятная. 

- Версия, что под воздействием масштабной дестабилизации залежей газогидратов под региональным влиянием изменения глобального климата, осталась не проверенной, - пояснил Белоголовов. - Она объясняет результат гибели – асфиксию с остановкой сердца. Однако такое случается редко, только в экстремальные фазы. Но в Бурятии нет токсикоголов – специалистов по изучению поражения вредными веществами,  поэтому изучить эту версию не получается. 

Ранее специалисты Байкальского управления Росприроднадзора не нашли каких-либо причин массовой гибели нерпы и назвали смерть животных «естественным природным процессом». Никаких повреждений у них не обнаружили. 

Кто крайний?

Депутат районного Совета по Туркинскому избирательному округу Татьяна Тивикова возмущена ситуацией не менее, так как сама является жительницей Горячинска. 

- В администрацию постоянно звонят возмущённые жители и просят убрать трупы животных, - рассказывает Тивикова. - А глава администрации говорит, что не должен убирать территорию, принадлежащую Лесному фонду. 

Вместе с жителями мы попробовали найти в этой истории «крайнего» - то есть тех, кто должен убирать с побережья туши эндемиков. Однако это оказалось не так просто. 

Получается, что участок берега Байкала, не входящий в территорию Горячинска, принадлежит Лесному фонду. Соответственно, уборку данной территории должен производить лесхоз, которому выделяются специальные средства на очистку от захламленности, куда входит в основном древесный материал. 

- Когда нам стали выделять средства на благоустройство берега Байкала, мы стали убирать весь мусор, в том числе и тот, который оставляют туристы, - рассказывает Татьяна Тивикова. - Но Минприроды показало инструкцию по проведению работ по благоустройству, где не написано, что нужно вывозить мусор с берега. Поэтому в Минприроды посчитали, что средства, выделенные на благоустройство территории, уходят не по назначению. А сейчас некоторые люди приезжают на своих машинах, загружают нерпу, вывозят в карьер и сжигают. Почему мы должны заниматься этим сами? Нет людей для этого, территория к посёлку не относится, да ещё и сжигать нельзя! 

В пресс-службе лесхоза пояснили, что за уборку разлагающихся туш животных отвечает Роспотребнадзор. В этом ведомстве нам, в свою очередь, сказали, что это не в их компетенции. 

В Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре сообщили, что по данному факту в их адрес было направлено письмо из Россельхознадзора, в котором сообщается, что на 5 июня 2018 года в районе около 500 метров от села Катково было обнаружено 13 туш нерп, замытых в ил, которых не представляется возможным извлечь из-за обрывистого берега. 

- Управление ветеринарии выдало предписание главе Прибайкальского района об изъятии и уничтожении биологических отходов на берегу озера Байкал, - сообщает помощник природоохранного прокурора Ирина Алиева. 

«Не в нашей компетенции»

Активный общественник Владимир Белоголовов  предлагает Роспотребнадзору провести диагноз продолжающейся массовой гибели нерпы с привлечением токсиколога: 

- С учётом поставленного диагноза по гибели нерп Госрыбцентру Бурятии необходимо предоставить рекомендации по безопасным и эффективным методам утилизации погибших нерп. А правительству республики срочным образом необходимо определить субъекты полномочий и источники финансирования по утилизации погибших нерп. 

В Госрыбцентре же нам пояснили, что соответствующие рекомендации давать не в их компетенции и со всеми вопросами нужно обращаться к ветеринарам.

Рытый (мыс) — Википедия

Мыс Ры́тый (бур. Хээрэ Хушуун[1]) — мыс на северо-западном берегу Байкала, в 310 км к северо-востоку от Иркутска. Самая северная точка побережья Байкала, где есть степная растительность и обширные пастбища.

Вид на мыс Рытый

Наиболее выступающие мысы на Байкале сформировались не менее, чем в два цикла конусообразования. Особенно чётко это видно на мысе Рытый. Врезающийся в Байкал более чем на два километра, мыс хорошо виден с острова Ольхон. Долина пади реки Риты проходит по разлому. От мыса Рытый до пади Усть-Баргузин закартированы более восьми разломов под акваторией озера Байкал, параллельно береговой линии. В геологическом строении принимают участие породы нижнего протерозоя.

Сейсмичность района — 10 баллов. На Байкале регистрируется более 2000 землетрясений в год. Река Риты спровоцировала неоднократные мощные сели. Отмечены оползневые рвы. Поток глубинного тепла в районе мыса Рытый более 50 мВт/час. Аномальное магнитное поле по шкале изменения приращения полного вектора напряжённости геомагнитного поля меняется на расстоянии 15 км от −1 до +2 (1 мэ = 0,08 А/м). Остаточные изостатические аномалии силы тяжести возрастают и переходят от отрицательных значений у подводного Академического хребта к положительным в верховьях пади реки Риты. Толщина земной коры в районе мыса по геофизическим данным меняется с 30 до 40 км. Изменение толщины земной коры идёт в пределах Байкальской рифтовой впадины, где наблюдаются интрузии мантийного вещества и трещины (разломы) в земной коре. Здесь нормальная мантия имеет границу с аномальной мантией. Зона контакта аномальной и нормальной мантии не доходит до поверхности всего 50 км, в то время как в районе реки Онон она составляет 300 км.

Климатическое районирование выделяет Рытинско-Мужинайский климатический район. Более 2200 часов солнечного сияния за год. Растительность подгольцовая: ассоциации кедрового стланика, мохово-лишайниковые, зелёномошные, мертвопокровные, в комплексе с россыпями, пустошами, горными лужайками с единичными деревьями сибирского кедра и лиственницы сибирской. В фауне 76 % эндемиков. Максимальные поля байкальских волн в период жёстких штормов — более 5 метров. Наступление ледостава — 18—30 января. Вскрытие ледяного покрова — 15—30 мая. Толщина льда — 80—130 см. Становая щель при замерзании Байкала появляется регулярно из года в год параллельно береговой линии мыса Рытый.

Стена — сложена из крупных камней без цементирующей связки. Древние строители выложили стену, используя неровности и наклон горы (25° в сторону Байкала). Местами высота строения доходит до 1,5 метра. Ширина кладки местами достигает 3 метров. Длина стены — 333 метра. Стена находится на уровне 650 метров над уровнем моря и более 200 метров над уровнем Байкала. В построении стены прослеживается закономерность; возвышающиеся на 0,5 метра остроконечные камни, встроенные в кладку, находятся на равном удалении друг от друга (четыре фрагмента). Расстояние между выступающими камнями составляет 15 метров. Стена сохранилась фрагментарно. Некоторые фрагменты сохранились практически полностью. Её назначение и строители неизвестны, археологические изыскания не проводились.

Керамика — в 2006 году при осмотре стены в каменной кладке были обнаружены кусочки керамики с орнаментом. Для определения датировки находки переданы археологам Российской академии наук. Керамические осколки имеют изгиб по всей поверхности и являются обломками сосудов или чаш. Керамика несёт следы огня, но не снаружи, а внутри сосудов. Вероятно сосуды могли использоваться для хранения и поддержания огня и для его транспортировки. Возможно, такие сосуды использовались для подачи сигналов в ночное время с возвышенности на стене и каменных туров.

Каменные туры — на территории в 4,5 км² вся степная поверхность мыса выложена каменными турами. Тур изготавливали так: деревянный лиственничный столб в центре обкладывался камнями, образуя возвышенность с чёткой линией в небо, перпендикулярно горизонту. Фрагменты истлевших столбов были найдены в нескольких турах. Днем туры чётко видны на расстоянии 250—500 метров, и чередуясь один за другим, создают протяжённые зрительные линии, направленные в сторону каменной стены. Визуальное совпадение возвышений каменных туров имеет чёткую ориентировку по сторонам света. Туры можно разделить условно на ориентированные по солнцу и звёздам, и на туры, ориентированные по топографическим объектам.

После северо-западного ветра, который местные жители называют «горный», а в районе Малого моря он известен как «Сарма», воздух очищается до такой степени, что образуется Байкальская оптическая линза. Предметы, отдельные вершины деревьев, скальные выступы и огонь видны на большие расстояния. Линия горизонта видна на расстоянии более чем 150 км, вершины деревьев — более 50 км, отдельные пики гор — более 100 км. Огонь с противоположного берега Байкала (55 км) виден отчётливо. Стена и каменные туры, в ночное время, могли служить своеобразным «огненным телеграфом».

Мыс имеет несколько местных названий: бур. Хыр-Хушун, Хэр-Хушун, Ухэр-Хушун. Так Хыр-Хушун переводится как «гневный, сердитый мыс». Хэр-Хушун — «степной мыс». От бур. хээрэ — «степь» и хушуун — «мыс». Ухэр-Хушун — мыс (место нахождения) Ухэр-нойона. По легенде, Ухэр с сыновьями — это сердитые духи, хранители верховьев реки Лены. Через долину реки Риты они посылают ураганный горный ветер на озеро Байкал.

У жителей села Онгурен к мысу Рытый специфическое религиозное отношение. Они считают что мыс является одним из древних шаманских мест. Женщинам запрещается ступать на землю «гневного мыса». В 7 километрах на север есть место, отмеченное на современных картах как Анютка. Анюуралха — по бурятски «моргнуть» или «закрыть женщине глаза перед святым местом». В шаманских гимнах говорится, что пастухам и верующим мужчинам разрешалось лишь приближаться к распадку, к тому месту, где река Риты уходит в «подземный мир». Здесь они молились и приносили кровавые жертвы духам Ухэр-Хушуна. Шаману разрешалось одному идти по реке Риты вверх по ущелью только до места, где кедр растёт из голой скалы. Далее даже ему идти воспрещалось.

А. А. Бурмейстер, О. В. Костюнин. Тайны Байкала. — М.: ОАО НПО «Облмашинформ», 2006.

На Байкал из Бурятии. Где отдохнуть?: v_kedah_po_miru — LiveJournal

Где отдохнуть на Байкале со стороны Иркутска мы уже писали ранее На Байкал из Иркутска. Где отдохнуть?
Но отдых на Байкале со стороны республика Бурятия может быть не менее интересным. А выбрать здесь есть из чего!

Чивыркуйский залив

Вода в заливе быстро прогревается и это одно из излюбленных мест для отдыха.

Как добраться?

Чивыркуйский залив доступен только по воде из Монахово и Иркутска, из Улан-Удэ – по автодороге до Монахова и далее по воде:
из Улан-Удэ – автомобилем /автобусом / катером (5-6 часов)
из Иркутска - автомобилем /автобусом/ катером (10-12 часов)
с Ольхона - на корабле (3-9 часов)
из Татаурово – автомобилем/ катером (5 часов)
из «Байкальской гавани» – автомобилем/ катером (2-3 часа)
В любом случае, отдых здесь обойдётся не дёшево, так что лучше отправляться компанией, тогда можно всё оплатить вскладчину.

Что посмотреть?

Бухта Безымянная - одна из самых закрытых от ветра бухт. В связи с чем её облюбовали любители рыбалки.

Змеиный источник
Термальный источник, впадающий в залив.
Температура воды меняется от 40°C (зимой) до 60°С (летом). В ней принимают ванны для лечения заболеваний опорно-двигательной системы. Путь к источнику займёт 2-3 часа пешком или на катере.

Полуостров Святой нос
Подъем на плато занимает, примерно, 2 дня.

Баргузинский залив
Прекрасные песчаные пляжи для отдыха и отличная рыбалка манят к себе невероятное количество отдыхающих. Он находится как раз через перешеек от Чивыркуйского залива.

Как добраться?
Из Улан-Удэ – автомобилем /автобусом (4 часа)

Что посмотреть?

Усть-Баргузин От Улан-Удэ до поселка примерно 300 километров. Здесь есть где остановиться, и можно совершать экскурсии по достопримечательностям. Для тех, кто не хочет покидать цивилизацию. Здесь начинается дорога в Забайкальский национальный парк.

Эколого-этнографический парк-музей «Светлая Поляна»
Музей расположен в часе езды автотранспортом от Байкальской гавани, в селе Максимиха. Все постройки музея стилизованы под XVII век, когда эта область активно осваивалась казаками. В постройках можно увидеть предметы старинного деревенского быта и коллекцию минералов Прибайкалья.Жемчужина музея - деревянная часовня, построенная по старинным чертежам - без единого гвоздя.

Максимиха Тоже может стать вашим пристанищем на время отдыха, а все "вылазки" по достопримечательностям в округе можно совершать оттуда.

Ушканьи острова
Добраться сюда сложно и для высадки требуется разрешение, так как острова входят в состав Забайкальского национального парка. Но заказать экскурсию по островам не проблема, без высадки разумеется, вопрос с высадкой решается в частном порядке. Основная фишка экскурсий -архипелаги, на которых целые лежбища нерп.

Горячинск

Одно из наиболее доступных по цене направлений на Байкале, если ехать из Улан-Удэ, на наш взгляд.

Как добраться?

Автобусы до села Горячинск отправляются по расписанию от автовокзала г. Улан-Удэ. От ЖД вокзала до автовокзала можно доехать автобусами и м/а маршрута №36 (расстояние - 4 остановки). Из других районов города м/а маршрутов: №29, №30, №37, №15, №95, №97.

Для желающих поправить здоровье здесь есть санаторий. Всем остальным, помимо купания, рекомендуем посетить окрестности. А может быть вы решите остановиться именно в них.

Валун Черепаха, природная скульптура, напоминающая черепаху с вытянутой шеей, находится недалеко от берега на окраине посёлок Турка.

Посёлок Турка славится ягодой и охотой. Здесь планируется построить зону отдыха высокого класса.

Село Гремячинск.
Как и Турка, и Горячинск тоже на Байкале, тоже имеет свои базы отдыха, только ближе от столицы Бурятии на 20 км где-то. А ехать до всех трёх пунктов на одном автобусе. По живописному серпантину.

Посольский Сор
Сор в Прибайкалье - закрытый песчаной косой мелководный залив. Вода в соре – менее прозрачная, здесь водятся «сорные» рыбы: плотва, карась, окунь и щука. Посольский сор один из нескольких – наиболее близкий к дорогам.
Посольский сор - самое популярное место летнего отдыха на восточном берегу Байкала. В заливе есть две курортные зоны: Байкальский прибой и Култушная. На песчаных пляжах здесь всегда много «диких» туристов. Здесь ловят особого посольского омуля и занимаются виндсерфингом.

Как добраться?
Из Улан-Удэ – поездом (время в пути – 3 часа), автомобилем /автобусом (2 часа). Так же поездом до Байкальского прибоя.

Что посмотреть?

Спасо-Преображенский монастырь, Посольск. Основан в конце XVII века.Был построен на месте убийства русского посольства, поэтому строился как укрепление. Каменный собор, каким мы видим его сейчас, был построен в конце XVIII века после большого пожара. В XVII – XIX веках в этом монастыре принимали послов из Китая и Монголии. Здесь останавливались Витус Беринг, декабристы Бестужевы и многие другие.

Усадьба Байкальского заповедника. Этно-туристический комплекс на юге Байкала, в Танхое, в 3 часах езды автотранспортом от Посольского Сора. Здесь есть музей природы, небольшой этнографический музей, экотропы в горы.

Местность и село Сухая
Находится в 180 км от города Улан-Удэ на восточном берегу Байкала. Это живописное место с сосновым лесом и множеством песчаных пляжей. Здесь не бывает такого большого наплыва отдыхающих, как в других известных местах отдыха на Байкале.

Как добраться?
Отправление автобусов с железнодорожного вокзала города Улан-Удэ ежедневно. Маршрут №503 "Улан-Удэ — Заречье — Улан-Удэ", "Улан-Удэ – Энхалук – Сухая."

Что посмотреть?

Недалеко от Сухой находятся термальные источники Загза, где можно принимать лечебные ванны. Источники содержат сероводород и используются для лечения кожных заболеваний, обладают общеукрепляющим действием.
В селе есть краеведческий музей «Омулевый Байкал».
Наскучит Сухая - перебирайтесь в Энхалук.

Энхалук
Это широкий пляж на берегу Байкала. Здесь преобладают пологие берега с длинными песчаными пляжами, которые тянутся на 10 километров.

Что посмотреть?

Залив Провал
Ужасающая достопримечательность находится в 6 километрах от Энхалука. Залив образовался в результате землетрясения 1862 года. Мощное землетрясение (около 7,5 баллов) уничтожило целый район проживания бурят. Земля потрескалась и из трещин пошла теплая вода, которая затопила в течение суток почти 260 квадратных километров. 5 бурятских улусов ушли под воду, но всем удалось спастись.

Скульптура Усан-Лопсона у села Дулан
Деревянная скульптура высотой 3,5 метра. Усан-Лопсон занимает высокое место в иерархии местных духов. Этот сын небес, по древней легенде, живет со своей женой и слугами на дне Байкала и является хранителем его чистой воды.

Пока до байкальских зон отдыха Бурятии добраться сложновато, инфраструктура развита слабее, чем в Иркутской части, но может именно в этом состоит вся прелесть путешествия?

А если вы уже отдохнули и ещё осталось время на небольшой трип по ближайшим регионам, почитайте этот пост Куда податься от Байкала? Достопримечательности Сибири, которые стоят того, чтобы до них добраться

отдых, чем заняться, что попробовать, где остановиться, как добраться, отзывы

Мечта многих туристов — увидеть самое глубокое озеро в мире Байкал. Ученые до сих пор спорят: 1642 метра — это наибольшая его глубина или нет?

Если у вас в запасе всего пара дней, то побывать удастся только в Листвянке — ближайшем к Иркутску поселке. Вода в этом районе всегда холодная и для купаний не подходит. Зато есть возможность в Байкальском музее спуститься на виртуальном батискафе на дно озера и, благодаря установленным там web-камерам, увидеть лежбище нерп — местных тюленей. Шоу с дрессированными животными вы увидите в нерпинарии.

Ушканьи острова на Байкале — часть национального парка, и чтобы их посетить, требуется специальное разрешение.
Фото: globallookpress.com

Есть неделя и больше — тогда вас ждут Ольхон, Малое море, Чивыркуйский залив, Посольский сор, Энхалук. Турбаз здесь много, но места стоит бронировать за пару месяцев: спрос большой.

Летом туристы купаются и рыбачат. Местные гиды организовывают пешие и конные походы, экскурсии в пещеры и катание по Байкалу на катерах. Зимой устраиваются забеги по ледяному озеру на коньках, катания на снегоходах и в собачьих упряжках.

Каждый год в России отмечается День Байкала. В 2020 году праздник выпадает на 8 сентября. Впрочем, фестивали здесь проводятся круглый год: собираются поэты, музыканты, любители керамики и ценители кино.

Сколько мысов на Байкале

В разных источниках можно найти разные данные о количестве и названии мысов Байкала. Так например, натуралист и путешественник Иоган Георги в 1775 году насчитал около 80 мысов, имеющих название. Иван Черский, - знаменитый исследователь Сибири, в 1886 году насчитал 174 мыса (Г. И. Галазий. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, 1987. 384. с.).

Ниже представлен список мысов Байкала, составленный по данным советских военных карт. Карты были созданы в 80-е гг., поэтому некоторые названия, возможно, уже не используются, либо имеют новые. По данным указанного источника на Байкале более 200 мысов, имеющих название. 

ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ (от поселка Листвянка)

1. Рогатка

2. Лиственничный

3. Сытый

4. Толстый

5. Соболев

6. Большой Кадильный

7. Голоустный

8. Ушканий

9. Роговик

10. Нижние Хомуты

11. Средние Хомуты

12. Верхние Хомуты

13. Мыс Малый Колокольный

14. Мыс Большой Колокольный

15. Мыс Золотой Утес

16. Мыс Черный

17. Мыс Голый

18. Бора-Елга

19. Крестовский

20. Улан-Нур

21. Орсо

Мыс Малый Колокольный

Остров Ольхон

22. Умыш-Тэмэ

23. Уншуй

24. Ухан

25. Хара-Хушун

26. Ижимей

27. Шунтэ Правый

28. Шунтэ Левый

29. Хобой

30. Хора-Ундур

31. Саган-Хушун

32. Буту-Орса

33. Хара-Хабсагайский

34. Зантык

35. Саса

36. Нюрганский

37. Бурхан (скала Шаманка)

38. Татайский

39. Хужирский

40. Хужиртуй

41. Хунгай

42. Елгай

43. Шибеский

44. Ташкай

45. Шара-Шумун

46. Тутырхей

47. Хальтэ

48. Хорин-Ирги

49. Шальнугай

Мыс Бурхан (скала Шаманка)

Материковая часть Малого Моря

50. Онтхой

51. Улирба

52. Хадарта

53. Уюга

54. Цанан-Хушун

55. Улан-Ханский

56. Ядыртуй

57. Ото-Хушун

58. Хужир

59. Хохе-Нахойтуй

60. Зундук

61. Зама

62. Арал

63. Калтыгей

64. Кулгана

65. Ядор

66. Хардо

67. Кочериковский

Мыс Цаган Хушун

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ

68. Риты

69. Шартлай

70. Тытэри

71. Покойники

72. Саган-Морян

73. Большой Солонцовый

74. Малый Солонцовый

75. Заворотный

76. Южный Кедровый

77. Средний Кедровый

78. Северный Кедровый

79. Елохин

80. Малый Черемшаный

81. Большой Черемшаный

82. Хибелен

83. Малая Коса

84. Большая Коса

85. Мужинай (Кулинда)

86. Коврижка

87. Болсодей (Молокон)

88. Котельниковский

89. Толстый

90. Красный Яр

91. Берла

92. Лударь

93. Кра..

94. Тонкий

95.Слюдянский

96. Онокочанский

97. Тын

98. Курла

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ

99. Зелененький

100. Токшаки

101. Биракан

102. Ирексокон

103. Эрекшакан

104. Немнянка

105. Фролова

106. Лаканда (Аяя)

107. Шудин-Нокан

108. Тукалакан

109. Тукаларагады

110. Бирая

111. Хакусы

112. Аман-Кит

113. Самдаки

114. Турали

115. Дубининский

116. Оогокон

117. Омагачан

118. Гулакан

119. Шудин-Нокон (Зелененький)

120. Шегнанда

121. Гапандикит

122. Малый Погони (Балгашур)

123. Погони (Толстый)

124. Шираки

125. Чугак

126. Урбукан

127. Биракан

128. Черный

129. Тоненький

130. Немнянда

131. Валукан (Зырянский)

132. Разбор

133. Самаринский

134. Каркасун

135. Тоненький

136. Крохалиный

137. Крутогубский

138. Безымянный

139. Иркака

Чивыркуйский перешеек и Святой Нос

140. Катунь

141. Кулемный

142. Покойники

143. Осиновский

144. Курбулик

145. Горячинский

146. Могилевский

147. Онгоконский

148. Фертик

149. Солененький

150. Верхнее Изголовье

151. Орловый

152. Канаев

153. Братский

154. Боковых Разборов

155. Маркова

156. Рытый

157. Толстый

Баргузиннский залив

158. Нижнее Изголовье

159. Толстый

160. Зелененький

161. Осиновый

162. Большой Макарова

163. Макарова

164. Холодянки

165. Черный

166. Зеленый

167. Билютинский

168. Духовой

169. Максимин

170. Бученкова

Мыс Максимин 

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ БЕРЕГ

171. Крестовый

172. Елегина

173. Горевой Утес

174. Каткова

175. Повалишина

176. Безымянный

177. Тонкий

178. Песчаный

179. Гремячинский

180. Черный Утес

181. Рассыпной

182. Тонкий (Сухинский)

183. Островки

184. Бакланий (Каменный)

185. Швец

186. Толстый

187. Стволовский

Устье Селенги: Залив Провал

188. Облом

189. Костылевский

Устье Селенги

190. Хребтовский

191. Средний

192. Танхой

193. Снежной

194. Тонкий

195. Немчинова

196. Утулик

197. Шаманский

ЮГ БАЙКАЛА (вдоль КБЖД к Листвянке)

198. Ангасольский

199. Столбы

200. Киркирей

201. Половинный

202. Ивановский

203. Толстый

204. Бакланий

205. Зобушка

206. Устьянский (Баранчик, Малый Баранчик)

Мыс Устьянский (Баранчик)

Малое Море — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ма́лое Мо́ре (бур. Нарин далай) — часть озера Байкал в средней его части, отделённая островом Ольхон. Акватория Малого Моря входит в Прибайкальский национальный парк в Иркутской области.

На топографических картах[1][2][3][4] и атласах[5][6]Роскартографии[7] и Росреестра[8] Малое Море классифицируется как пролив. На навигационных картах, атласах и лоциях ГУНиО МО РФ классифицируется как залив Малое Море[9][10][11][12]. Топоним «Малое Море» часто также употребляется без родовых слов пролив/залив[13][14][15].

Длина Малого Моря — около 70 км. Ширина — от 5 до 16 км. Глубина — до 210 м в северной части. Вдоль северо-западного берега протягивается Приморский хребет (1746 м). Растительность берегов горно-таёжная, в устьях рек — степная. Имеются подвижные пески. На юго-западе Малое Море связано с Байкалом проливом Ольхонские Ворота[1], к северо-западу от которого находится залив Мухор.

В Малом Море находятся острова Ижилхей, Замогой, Огой, Ольтрек, Хибин и др. На побережье выделяются мысы Арал, Зундук, Ото-Хушун, Улан-Ханский, Уюга, Хадарта (материковое побережье), Хобой, Скала Шаманка, Кобылья Голова, Будун, Шибетский (остров Ольхон). В Малое Море впадают реки Сарма, Курма и др.

Развито рыболовство[16]. Водятся осётр, голомянки, байкальский омуль, хариус, сиг, окунь, щука, елец.

На побережье расположены населённые пункты Ольхонского района Иркутской области: Хужир, Харанцы, Песчаная, Курма, Сарма, Зама, а также множество малых отелей и туристических баз.

  • Карта Байкала (Малое Море севернее Ольхона)

  • Вид на Малое Море в районе реки Сарма

  1. 1 2 Лист карты N-48-Г Качуг. Масштаб: 1:500 000. Состояние местности на 1980 год. Издание 1980 г.
  2. ↑ Лист карты N-48. Масштаб: 1:1 000 000. Издание 1987 г.
  3. ↑ Лист карты N-48-XXX Гремячинск. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1981 год. Издание 1989 г.
  4. ↑ Лист карты N-48-107. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1981 год. Издание 1987 г.
  5. ↑ Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Атлас автодорог — Роскартография, 2002 г. ISBN 5-85120-125-8
  6. ↑ Национальный атлас РФ
  7. ↑ Малое Море (№ 0639587) / Реестр наименований географических объектов на территорию Иркутской области по состоянию на 17.12.2019 // Государственный каталог географических названий. rosreestr.ru.
  8. ↑ Публичная кадастровая карта
  9. ↑ Озеро Байкал. Средняя часть. От устья реки Селенги до мыса Ижимей. М 1: 200000. Адмиралтейский № 62061. — СПб.: ГУНиО МО РФ, 1992.
  10. ↑ Озеро Байкал. Средняя часть. От мыса Ижимей до губы Давша. М 1: 200000. Адмиралтейский № 62062. — СПб.: ГУНиО МО РФ, 1992.
  11. ↑ Лоция озера Байкал. Адмиралтейский № 1007. — СПб.: ГУНиО МО РФ, 1993. — 238 с.
  12. ↑ Атлас озера Байкал. Прибрежная часть. М 1:50000. Адмиралтейский номер 65064. — СПб.: ГУНиО МО РФ, 2001.
  13. ↑ Академик РАН Григорий Иванович Галазий, практически всю жизнь проживший на Байкале и многие годы руководивший Лимнологическим институтом РАН, писал в своей знаменитой книге, выдержавшей уже пять изданий, «Байкал в вопросах и ответах»: «Что такое Малое Море и почему оно так называется? — Это часть акватории Байкала, заключённая между западным берегом озера (в его средней части) и о. Ольхон, линией мысов Зама и Хобой (северная оконечность Ольхона) и южным берегом губы Мухор. Всё озеро Байкал называют Большим Морем, а эту сравнительно небольшую часть — Малым. Его длина (в границах, рассматриваемых Ф. К. Дриженко) около 69 км, наибольшая ширина около 15,5». Цитируем по: Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1988. — 285 с., илл. ISBN 5-244-00220-1 См. С. 24.
  14. ↑ В так называемой Лоции Дриженко (1908 год), где вся топонимическая номенклатура самым тщательным образом выверена и дана в соответствии с опросами местных жителей и судоводителей, Малое море не имеет географической классификации. См.: Лоция и физико-географический очерк озера Байкал / Под ред. Ф. К. Дриженко.- СПб: Издание Главного гидрографического управления, 1908.- 443 с.
  15. ↑ Одним из самых авторитетных и уважаемых байкальских краеведов и знатоков является писательВалентин Распутин, который не использует термин ни залив, ни пролив, рассказывая о Малом Море. См., например, его книгу «Земля у Байкала» (2008 год), переведённую на несколько иностранных языков (в том числе на английский, немецкий, японский)
  16. ↑ Малое Море — Общие сведения (рус.) (недоступная ссылка). www.baikalsea.ru. Дата обращения 12 декабря 2018. Архивировано 29 мая 2015 года.

Слюдянка. Встреча Транссиба с Байкалом

Слюдянка — один из четырёх городов на берегу озера Байкал. Районный центр с населением 18 тысяч жителей, место, где Транссибирская магистраль впервые выходит на берег Байкала (но так было не всегда), и просто довольно тихий и уютный городок, лежащий между берегом Байкала и подножием горного хребта Хамар-Дабан. Для меня Слюдянка стала местом первого знакомства с великим озером.

В Слюдянку я приехал на поезде из Иркутска, впервые увидев ярко-голубую гладь байкальской воды где-то далеко внизу. На подходе к Слюдянке железная дорога пересекает Андриановский перевал, с которого спускается сложнейшим серпантином с двумя тоннелями и несколькими петлями, и выходит к станции Слюдянка, откуда и началась моя прогулка по городу.

Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

2. Итак, станция Слюдянка-1. Это вид на восток — в сторону Улан-Удэ, Читы, и, в итоге, Владивостока. На станции кипит жизнь. Пути заставлены грузовыми поездами, справа видно локомотивное депо, а слева вокзал. Центр города расположен справа, а берег Байкала — слева.

3. Вокзал в Слюдянке красив и уникален — это единственный в мире вокзал, построенный полностью из мрамора. Разумеется, местного, добытого здесь же. Здание сохранилось с 1905 года, когда была открыта железная дорога.

Слюдянка — это центр так называемой Кругобайкальской железной дороги (КБЖД, не путать с КВЖД — Китайско-Восточной) — того участка Транссиба, который огибает побережье Байкала с южной стороны. И в наше время лишь вторая половина КБЖД — 200-километровый участок к востоку от Слюдянки, входит в состав действующей магистрали. Потому что изначально Транссиб выходил к берегу Байкала у истока Ангары, где была построена станция Байкал, но тот старый участок — от Иркутска до станции Байкал, попал в зону затопления при строительстве Иркутской ГЭС, и с 1949 года поезда идут напрямую из Иркутска в Слюдянку через горный перевал. Кроме того, если движение по Транссибу в этих местах было открыто в 1900 году, то Кругобайкалка открылась только в 1905, а до этого пять лет Славное Море было преградой стальной магистрали — поезда переправлялись через озеро от истока Ангары к станции Мысовая на паромах, а зимой по льду прокладывались рельсы.

4. Сейчас, конечно, это уже давно сплошная магистраль, но старый вокзал напоминает об истории, украшая город и железную дорогу.

5. Народу на станции было не много, да и чуть ли не половину привокзальной публики составляли туристы с большими рюкзаками. А движение здесь оживлённое: часто проходят и грузовые, и пассажирские поезда. Все поезда дальнего следования здесь останавливаются. Есть и немного электричек.

6. У вокзала стоит бюст министра путей сообщения Российской империи Михаила Хилкова, при котором строилась Транссибирская магистраль и, в частности, Кругобайкальская ЖД и станция Слюдянка.

7. Паровоз! И даже два. Я наблюдал, как он привёз в Слюдянку туристический поезд, курсирующий по старому участку Кругобайкалки, который идёт вдоль юго-западного побережья к истоку Ангары, и к магистрали ныне не относится.

Осмотрел станцию, перекусил в вокзальном буфете. Теперь пора и к Байкалу идти. Как уже сказано, современный центр города находится по другую сторону от ЖД, а вокзал обращён к второстепенному району. Причина проста — город, тогда ещё в виде пристанционного посёлка, начинался именно оттуда. И именно со стороны вокзала находится байкальский берег. Название Слюдянка взято от одноимённой речки, текущей сюда с гор, а она, как нетрудно догадаться, названа из-за месторождений слюды, которую добывали здесь, с небольшими перерывами, с XVII века и вплоть до 1970-х годов. До железной дороги здесь было лишь Слюдянское зимовье, а уже после появления станции стал расти посёлок, который в 1936 году получил статус города.

8. Кварталы между железной дорогой и берегом. И повседневная жизнь провинциального сибирского городка. Выглядит всё весьма по-простому. И нет, девушка из компании на переднем плане не специально мне позировала. Ну, я так думаю :)

Люди в Слюдянке простые и доброжелательные. К туристам здесь привыкли — порой могут спросить "Нравится вам у нас здесь?". На меня произвело впечатление то, что люди живут возле гор и берега Байкала, и для них это совершенно обыденный и привычный пейзаж.

9. Новая деревянная церковь Николая Чудотворца рядом с вокзалом — воссоздание снесённой в советские годы церкви 1915 года постройки. Сзади видна байкальская вода.

10. Много дореволюционных деревянных домиков со ставнями. Из таких и состояла Слюдянка сто лет назад.

11. Небольшой советский памятник, посвящённый, видимо, горнякам и добыче полезных ископаемых:

12. Ну вот и Байкал. Я наконец-то вышел на его берег, и он для меня стал не только видимым, но и осязаемым: первое, что я сделал, спустившись к воде — символически окунул в воду руки.

13. И долго стоял, любуясь байкальской далью, в которой прозрачная вода сливается с небом и горами. Где горизонт? Где облака, небо и вода? И есть ли дно у озера?

14. Слюдянка находится на берегу Култукского залива — юго-западной оконечности Байкала (при этом самая южная точка озера находится не здесь, а восточнее, возле станции Выдрино). Из Слюдянки просматривается посёлок Култук, до которого по прямой 7 километров. Он гораздо старше Слюдянки (основан в 1647 году, и является старейшим русским поселением на берегу Байкала), но сейчас фактически её пригород. Чуть выше посёлка можно разглядеть идущий по склону Транссиб и портал Нижнего Прибайкальского тоннеля (который я из поезда не заснял).

15. Возле Слюдянки соединяются две горные системы. С запада это Саяны (кстати, и на этой фотографии можно разглядеть портал ЖД тоннеля — в виде белой точки).

16. А с востока — хребет Хамар-Дабан, у отрогов которого стоит и сама Слюдянка. Он тянется вдоль южного побережья озера.

17. Туда — вдоль берега на восток, идёт Транссиб. Уйдёт он от байкальского берега лишь в Бурятии, в 200 километрах восточнее.

18. Набережная в Слюдянке, к сожалению, не ремонтировалась, наверное, лет тридцать, если не больше. Хотя вполне возможно, что скоро её приведут в нормальный вид. В мой приезд на площадке у набережной был какой-то городской праздник.

19. И если бы не горы и Байкал, то пейзаж этой части Слюдянки вполне можно принять за какой-нибудь городок в Архангельской области или Карелии.

20. Эффектный вид в сторону железной дороги:

21. У берега я провёл достаточно много времени, и в центр пошёл, когда уже вечерело. На станции теперь стоял туристический поезд Иркутск - Порт-Байкал (который тоже идёт на старую часть Кругобайкалки, куда затем направлялся и я). От Иркутска до Слюдянки электричка идёт своим ходом, а по КБЖД, из-за отсутствия контактной сети — под тепловозом.

22. Вид на станцию в западном направлении. Слева находится основная часть города, где видны пятиэтажные дома. Теперь пойдём туда.

23. Почти сразу со станции попадаем на безымянную главную городскую площадь.

В Слюдянке я ночевал, и частично осматривал город уже утром следующего дня, когда была довольно жаркая солнечная погода (при том, что ночью прошёл ливень). Поэтому дальше буду показывать фотографии сделанные и вечером, и на следующий день.

24. Администрация Слюдянского района Иркутской области. Видимо, сталинское здание. В состав района, помимо самой Слюдянки, входит также город Байкальск, где я не был.

25. Напротив находится ДК Железнодорожников, построенный в 1930-е годы. В центре площади, как видим, фонтан, в котором на следующий день купались дети.

26. А ещё рядом есть паровоз-памятник с семафором и гидроколонкой. За ним видна водонапорная башня, построенная в 1900 году. Ей бы тоже не помешал ремонт.

27. Рядом с ней стоит немного странный Ленин:

В основном город живёт железной дорогой, а также добычей различного природного камня — крупнейшим карьером в окрестностях является мраморный карьер "Перевал". Добыча слюды, давшей городу название, с 1970-х годов не ведётся. Город приятный. Выглядит, в общем, небогато, но ухоженно.

28. Улица Ленина — главная в городе. Это не что иное, как часть федеральной трассы, связывающей Москву и Владивосток. Как и в Усолье-Сибирском, здесь нет объездной, но уже просто потому что построить её здесь негде. И плотный поток машин, включая фуры, едет через город.

29. Ещё одна небольшая площадь для отдыха и прогулок. Как вечером, так и на следующий день центр Слюдянки был довольно многолюден.

30. Окружающая застройка. Встречаются сталинские послевоенные дома.

31. Хрущёвки. Обратите внимание на контрфорсы — они не дают нам забыть, что город расположен в сейсмоопасной зоне.

32. А тут виден новый дом:

33. Интересно бывает заглянуть и во дворы:

34. Ещё послевоенный домик:

35. Хрущёвка какой-то интересной серии. Я, вроде, ни разу не видел такого остекления подъездов.

36. А в лестницу рядом вписан 1966 год...

37.

38. Ближе к Транссибу — типичные железнодорожные дома начала прошлого столетия:

39. Значительная часть слюдянских домов построена из дерева.

40.

41. А ещё в центре города я видел вот такой забавный клон одной известной сети фастфуда.

Слюдянка — город, в силу своего расположения сильно ограниченный в возможностях территориального расширения. С одной стороны находится Байкал, с другой горы, да и железная дорога отнимает много места. На карте хорошо видно, как город вдаётся вытянутыми отростками вглубь межгорных распадков.

42. И вот как это выглядит. Улочки постепенно поднимаются наверх, в итоге сходятся в одну дорогу, которая ведёт дальше вверх по горной долине. В кадре — улица Школьная, и в одном из домов справа, в обычной двухкомнатной квартире находится хостел, где я ночевал. Весьма приятное, кстати, место — в первую очередь, благодаря очень душевным хозяевам.

Надо сказать, туристическая инфраструктура в Слюдянке не особо развита, в отличие от насквозь курортной Листвянки. Дело, думаю, в том, что Слюдянку посещают в основном непритязательные походники, поскольку отсюда начинаются пешие маршруты на горы Хамар-Дабана, наиболее популярным из которых является довольно несложное восхождение на Пик Черского (2090 метров над уровнем моря, или порядка 1650 над Байкалом). Тем и интереснее для меня — можно лучше увидеть обычную жизнь городка на берегу Байкала. И здесь мне понравилось больше, чем в Листвянке.

43. Деревянная школа, построенная, видимо, в 1940-е годы. Здание ветшает, и, наверное, стоять ему недолго осталось, и скоро построят новое.

Кстати, поблизости отсюда, под окнами жилого дома, я увидел лежащие на земле кусочки бумаги, в которых чётко угадывались обрывки школьной тетради, с поставленными красной ручкой оценками. Надо полагать, кто-то на летних каникулах совершил ритуал избавления от груза своей души. :)

44. Да, Слюдянка не была бы Слюдянкой ещё и без пейзажа горных склонов и суровых скал.

45.

46. Вдалеке от ЖД иногда встречаются избы архаичного вида. Может быть, они остались даже от Слюдянского зимовья.

47. Вид в сторону Байкала. Его вода небесного цвета видна вдалеке.

48. И вид обратно — наверх, в сторону царства гор и тайги.

49.

50. На некоторых слюдянских улочках кажется, что попал на сто лет назад. А на иных можно найти и советские артефакты.

51. Ещё одна школа. Теперь уже кирпичная.

52. Рядом есть новый детский сад:

53. Ещё немного красивых старых домов:

54. Некоторые дома ветхие, иные отремонтированы. Нередко встречаются и новые. В общем, частный сектор в городе разнообразен.

И на этом про Слюдянку всё. Кое-что я в городе не увидел — например, микрорайон Квартал на северной окраине. Но в целом впечатление от города осталось приятное. Дальше мне путь лежал на Кругобайкальскую железную дорогу (в смысле, старый, не магистральный её участок — просто в наше время под этим термином часто понимают только его), которую я частично прошёл пешком.

55. Завершу я рассказ про Слюдянку ещё одним видом на Байкал с набережной.

А теперь впереди — рассказы про Кругобайкальскую железную дорогу.


Смотрите также

Описание: