Где находится беловодье на алтае


почему на Алтае ищут затерянную страну

Горный Алтай в октябре.

Дионис Шаманов.

Тайна Беловодья: что это за загадочная страна?

В старообрядческом рукописном сочинении «Путешественник» (или «Путеводитель»), распространявшемся в первой четверти XIX века, описана таинственная страна Беловодье. Автор текста рассказывает, что эту страну населяют потомки православных христиан и бежавших от гонений русских.

Розовая вода, белые берега: как туристы отдыхают на необычном малиновом озере Алтая

Туризм

В Беловодье нет воровства и других преступлений, нет светского суда, а управляют всем народ и духовные власти. Тех, кто приходит в таинственную страну из России и обещает остаться навсегда, принимают и заново крестят.

А климат в этой стране суров: там бывают и морозы, и сильные грозы, и землетрясения. Несмотря на это, на земле Беловодья хорошо растут злаковые, а также плодовые деревья и кустарники, говорилось в древнем писании.

По преданию, в стране «несть числа» драгоценных камней и дорогого бисера, говорится в исследовании *.

Горный Алтай в октябре.

Ксения Николашкина.

Откуда взялась легенда о затерянной стране Беловодье?

Исследователи считают, что происхождение легенды о Беловодье связана с русской колонизацией Горного и Рудного Алтая. Маршрут в «Путешественнике» совпадает с одним из традиционных для XIX века направлений переселенческого движения. Из северной и центральной части европейской России люди переселялись на Алтай. Старообрядцы активно распространяли слухи про Беловодье.

Дело в том, что в XVII веке в православной церкви провели реформу: в богослужебные книги и обряды внесли изменения, чтобы унифицировать их с греческими. Тех, кто не принял эти нововведения, стали называть старообрядцами. Они подвергались преследованиям церковной и светской власти Российской империи.

Чудеса плато Укок: как и зачем ехать в одно из самых труднодоступных мест Алтая

Туризм

Люди из других регионов бежали на Алтай в поисках таинственной страны. В 1830 году в Бийске провели расследование участившихся побегов старообрядцев в Китай: в алтайских городах обнаружили переселенцев из Пермской и Оренбургской губерний, у которых были маршруты с именами алтайских проводников, которые могут помочь при побеге.

На протяжении 1820−1880 годов сотни старообрядцев приходили на Алтай, в Бухтарминскую и Уймонскую долины, и с помощью местных крестьян-староверов отправлялись на поиски легендарной страны.

В конце XIX — начале XX века легенда о Беловодье постепенно становилась фольклором, пишет «Православная энциклопедия».

Горный Алтай с высоты птичьего полета.

Александр Тырышкин, www. gorno-altaisk.info.

Где находится Беловодье?

В тексте «Путешественника» описан маршрут в Беловодье — от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон. Далее, 44 дня пути по территории Китая к берегам «окияна-моря», в котором на семидесяти островах в Японском государстве расположено Беловодье.

Шавлинские озера на Алтае: ради чего сотни туристов стирают ноги и промокают до нитки

Туризм

Николай Рерих записал легенду о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая. Согласно ей, нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор. Там, за священной долиной, находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и считал, что легенда о Беловодье пришла на Алтай от буддистов, сообщается в статье «Беловодье: где это».

В 2010 году экспедиция Российского географического музея провела исследование на Алтае, в районах, где живут русские старообрядцы. Исследователи узнали, что легенда о Беловодье в этих местах приобрела конкретную географическую привязку. В русских деревнях, расположенных вдоль Бухтармы, одну из долин реки называют «Беловодье». Объясняется это так: весной и осенью вода в Бухтарме приобретает молочно-белый цвет из-за размыва известковых пород в притоках. Эта версия легенды также записана в исследовании *.

В горах. Облачно.

СС0

Алтайские утопии. Чем закончились попытки построить страну и город мечты на территории края

Жизнь

Была ли реальная основа у легенды о Беловодье?

Прообразом затерянной страны мог быть Бухтарминский край на Алтае, предполагают исследователи (при этом самые главные реки Горного Алтая также меняют цвет и становятся белесыми — прим. ред.)

До 1791 года край не входил в состав Российской империи, и там жили староверы, ушедшие на восток после богослужебной реформы. В поселениях старообрядцев не пили и не курили, строго соблюдали религиозные каноны, с малых лет тяжело работали, а за воровство могли выгнать из общины.

* Источник — статья А. А. Чувьюрова и А. Б. Островского «Беловодье староверов Алтая».

Беловодье — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2014; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2014; проверки требуют 38 правок. Н. К. Рерих «Оттуда». 1936. На картине изображена «беловодская женщина»

Белово́дье — легендарная страна свободы[1] в русских народных преданиях. Нередко ассоциируется с ирием — древнеславянским раем. Именно к нему восходит образ текущей с неба Молочной (Млечной) реки в русских сказках и сказаниях.[источник?] (Древнегреческим аналогом Млечной реки многими считается греческий Эридан) Образ Беловодья также частично переплетается с образом невидимого града Китежа.

Официальная историография возникновение легенды относит к концу XVIII века, а её распространение связывает с деятельностью бегунов — одной из старообрядческих общин[2]. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье.

В XVIII—XIX вв. Беловодье обрело у староверов реальный образ — долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков[3]. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Северную и Южную Америку[4][5].

Алтай - страна таинственного Беловодья.

Россия

Алтай - страна таинственного Беловодья.


Из глубокой древности, времён ещё до монгольского нашествия, дошло до нас сказание о путешествии-паломничестве в далёкое и таинственное Беловодье русской дружины во главе с монахом Сергием, снаряжённой самим князем Владимиром Красное Солнышко. И ведь якобы нашли в тот раз ту заветную страну. И захотела вся дружина остаться там. Лишь один только Сергий вернулся через много лет глубоким уже старцем. С тех времён былинных так и живёт легенда о Беловодье – стране чудесной, скрытой от людей злых и бездушных. Где-то то ли в Сибири, то ли уже за дальними её пределами. Одно известно: путь лежит навстречу Солнцу. Но не каждому она откроется. И уж если кто отважится на поиски её, то должен, прежде всего, очистить сердце своё и не бояться пройти через тайгу дремучую, болота топкие, горы высокие, да реки бурные. Но уж если повезёт обрести мечту свою, то не пожалеет он и забудет все тяготы и лишения. А уж чудес там не перечесть. И пшеница будто сама растёт, в лугах полно цветов благоухающих и средь них стада непуганых животных сами по себе пасутся. И есть там гора высокая, белоснежная, и река белая, чистая, и озёра без дна. И не только люди людей, но даже и звери зверей не обижают. И нет там власти ничьей, кроме Божьей.
 

Веками теплилось то предание, пока не получило свою новую жизнь в умах людей гонимых, среди раскольников-староверов в конце 17-го века. И потянулись в Сибирь искатели страны Счастья. Тысячами уходили, целыми семьями. Многие тогда сгинули. А другие оседали: кто на Алтае, кто на Байкале, кто в Саянах, а кто и до Якутии добрался. Может быть, кто-то из них и находил своё счастье там.

Но достоверно известно, что наш знаменитый соотечественник, художник и философ Николай Константинович Рерих серьёзно относился к этим легендам и также занимался поисками Беловодья. Трудно сказать, на чём он основывался, кроме этих сказаний. Эти тайны ушли вместе с ним. Когда-то Рерих предпринимал активные попытки в поисках таинственной страны Шамбалы. Где в полной изоляции от мира живут мудрецы, постигающие законы мироздания и хранящие сокровенные знания. И не только в Гималаях и Тибете пытался он найти ответы на многочисленные, поставленные перед собой вопросы. Одна из экспедиций Рериха была направлена в Алтай, в центральную его часть, в район горы Белуха. Что он вынес из этого путешествия известно только ему. Но Николай Константинович всегда подчёркивал некую духовную связь между Алтаем и Гималаями.

Сделаем небольшой географический экскурс. Алтай – обширная горная страна, расположенная на юге Сибири. Это самая высокогорная область не только Сибири, но и всей Азиатской части России. За Уралом только Ключевская Сопка на Камчатке выше главной вершины Алтая – красавицы Белухи, высота которой 4506 метров над уровнем моря. Южная часть Алтая расположена уже на территории Монголии и Китая. С алтайских снегов берут свои воды Бия и Катунь. Сливаясь вместе, эти две реки образуют Обь, одну из великих рек Сибири. Неподалёку расположены такие города как Барнаул, Усть-Каменогорск, Бийск и Горно-Алтайск. Во внутренних же областях Алтая очень мало населённых пунктов, да и те, как правило, небольшие деревни в предгорьях.
Алтай довольно популярен среди любителей путешествий и приключений. Несмотря на слабую заселённость, его освоенность и доступность всё же выше, чем примыкающих с востока Саянских гор. Да, конечно, эти места заслуживают внимания и своей красотой и неповторимостью не могут не привлекать. Причём путешественники самых разных направлений и категорий находят тут что-то исключительно для себя. И, наверное, одним из самых популярных на Алтае нужно признать район самого высокого высокогорного Катунского хребта, вместе с венчающей его Белухой.

В этих местах, кроме русских и казахов, коренными жителями являются алтайцы, представители тюркской группы народностей. От их кочевого прошлого осталась любовь к лошадям. В летнее время это хорошая возможность подзаработать, используя животных в качестве транспортного средства для заброски к Белухе многочисленных групп, проходящих здесь. Ведь сюда идут не только опытные путешественники, но и люди преклонного возраста и совсем маленькие дети.

Несомненно, этот район имеет все перспективы для дальнейшего развития в плане экологического туризма. Красивые снежные горы, быстрые реки, хорошо проходимая тайга, буйное и цветущее алтайское разнотравье способны покорить сердце всех любителей природы.

Сам Катунский хребет имеет широтное расположение. Соответственно к Белухе есть два, относительно простых пути: - с севера, со стороны реки Аккем и с юга, со стороны реки Белая Берель. И эти две стороны выглядят совершенно по-разному. Северная часть более сурова и поражает огромными ледниками и возносящейся прямо к вершине Белухи километровой Аккемской стеной. Южная же часть более гостеприимна. Хотя с Белухи и здесь спускается ледник, но экспозиция долины Белой Берели и Большого Кокколя весьма удачна. Открытость Солнцу позволяет растительности процветать на таких высотах, на которых в других местах существуют только лишайники. Здесь же растёт кедр, и густые травы порой поднимаются выше человеческого роста.

Есть тут простор для приложения собственных сил и всех приверженцев экстремальных видов спорта. Белуха весьма популярна среди альпинистов. Как-то даже сам Райнхольд Месснер, известнейший альпинист мира, решил почтить вниманием эту гору. Но, говорят, не оказал он должного почтения этой царице Алтая. И закапризничала гора, разгулялась непогодой. Все восьмитысячники мира пали перед упрямым восходителем, но наша Белуха устояла. Погода здесь действительно нечасто одаривает ласками.

Кроме всех прочих, сюда каждый год обязательно приходят люди, каким либо образом связанные с Рериховским учением и другими близкими философскими и эзотерическими течениями. Продолжаются поиски Беловодья. Теперь уже, наверное, каждый ищет своё. И порой доходят слухи, что после посещения этих мест, идут дела в гору у некоторых людей. Основным местом базирования этой категории поклонников Белухи является долина реки Большой Кокколь, левого притока реки Белая Берель, т.е. южная сторона Белухи.

С Кокколем же связан ещё один интересный исторический факт. Во время Великой Отечественной войны фашистской Германии удалось захватить Кавказ. Вместе с некоторыми другими источниками полезных ископаемых, расположенных здесь, Советский Союз лишился и вольфрам-молибденового месторождения. А это был практически единственный источник необходимых металлов. Пришлось срочно искать новый источник, который и обнаружили именно здесь, на перевале между истоками Большого Кокколя и Орочагана. В очень короткие сроки построили рудник, обогатительную фабрику и организовали добычу. До сих пор здесь стоят старые бараки военных лет. Часть из них находится внизу, в зоне леса. Основная же работа проходила на перевале, где в очень суровых условиях, среди каменной пустыни, продуваемой холодными ветрами, среди снегов, в мрачных штольнях велась добыча ценной руды. Конечно, о какой-то рентабельности добычи речи не шло, но видимо в этом был некоторый выход. Затем отсюда, уже обогащённую руду вывозили вниз на полуторатонных грузовиках. До сих пор остались некоторые фрагменты дороги. Но совершенно не укладывается в голове, глядя на эти каменные кручи, как можно было всё это проделывать.

Нет сомнений, для людей открытых миру, людей ищущих и постигающих, Алтай всегда будет открывать свои секреты, и дарить счастливые мгновения. Сама Белуха, да и всё, что её окружает, есть одно из чудес света, достойное того, чтобы его увидеть.


Красавица Белуха – царица Алтая. Впрочем, и всей Сибири тоже. Нет более высокой горы на этой огромной территории. Да и вообще, в России лишь Кавказские вершины более высоки, а за Уралом только Ключевская сопка на Камчатке. Две стихии в противоборстве создали этот шедевр. Подземные силы земли, двигая плиты земной коры, вознесли эту местность к небу. Силы гравитации, используя такие инструменты, как атмосферные осадки и температурные колебания сумели придать ей форму достойную восхищения.


Катунский хребет – самая высокая часть Алтая. Но на Алтае высоки не только горы. Заблудиться можно и в траве.


Озеро Равновесия будто зависло в нерешительности в межгорной котловине над долиной Белой Берели, прямо на виду Белухи. Оно будто напоминает, стоит нарушить хрупкое природное равновесие, и вся красота вмиг обрушится, рассыплется на мелкие части и больше не вернётся. А Белуха не так часто и не каждому открывает своё лицо, прячет его в облаках.


Река Большой Кокколь.


Воды Белой Берели действительно молочно белого цвета. Виной тому размываемые водой реки каолиновые глины в её истоках. А по берегам растёт иван-чай. Так вот она страна из сказок, где текут молочные реки в кисельных берегах.


Язовое озеро. Именно здесь проходит путь к Белухе с южной Казахстанской стороны. Именно отсюда впервые можно увидеть две её вершины вдалеке.


Со стороны Язового озера Белуха смотрится в виде двойной вершины.


Пробуждение долины Белой Берели.


Перевал между реками Большой Кокколь и Орочаган. Ржавым остовом полуторки, человеческая история оставила бесцеремонный след посреди первозданный красоты.


Останки обогатительной фабрики сохранились до сих пор.


Западный Алтай, Ивановский хребет. Озеро, где берёт своё начало река Малая Ульба. Среди камней горных озёр находят приют и радуют глаз оранжевые жарки и золотой корень или радиола розовая.


В Западном Алтае, на самой границе Казахстана и России, на стыке трёх хребтов – Стамовой белок, Холзун и Ивановский, есть одно интересное местечко. Оно мало известно путешественникам, но достойно внимания. Будто неведомый мастер изваял из гранита множество скульптур-останцев. И хотя они нерукотворны, но человеческий глаз всегда обнаружит привычные образы.


Здесь настоящий каменный город, среди кедрового леса и цветочных полян.


Свет закатного солнца творит здесь настоящие чудеса.


Приходит утро и есть надежда, что солнце поднимется над горами, выгонит из сумрачных ущелий сырой и холодный туман, согреет эту землю.


Жарки - ещё одно украшение Алтая.


Западный Алтай, Ивановский хребет. Озеро, где берёт своё начало река Малая Ульба. Горы, вода, облака и камни, что может быть совершеннее.


Западный Алтай, Ивановский хребет. Истоки реки Малая Ульба.


Если к Белухе с южной стороны добираться от Усть-Каменогорска, то на пути окажется довольно большое Бухтарминское водохранилище. Здесь можно потерять некоторое время на ожидание парома. Но есть шанс приобрести незабываемые моменты Бухтарминского заката.

Автор: karpukhins.livejournal.com

Где находился загадочный рай старообрядцев Беловодье

Страна Беловодье представлялась староверам местом, где царит справедливость и нет гнёта власть имущих. Местоположение этой страны постоянно менялось, но находились те, кто утверждал, будто бы побывал в ней.

В разное время Беловодское царство было то на Алтае, то в Сибири, то где-то на Крайнем Севере. А в славянских легендах Беловодье и вовсе находилось под землёй. Считалось, что в славянский рай можно было попасть, если получить ключ от священной птицы.

«У ворот Беловодья». В. Иванов

Славянская легенда о рае Беловодье

В стародавние времена Беловодье представлялось нашим предкам раем. Они называли его «ирием» — волшебным краем без холодов. Именно туда по легендам на зиму улетали птицы. Но вместе с тем бытовала и другая легенда. Согласно ей, славянский рай находился под землей, и в нём жили змеи. И змеи, и птицы считались символами загробного мира. А в ирии обитали души умерших, попадающие туда после ритуалов.

Душа обязательно должна была найти ключ от ирия. Его хранителями были птицы: жаворонки, кукушки или вороны. Связана была благословенная страна и с загадочным Китеж-градом.

Город в стране белых вод

Первые упоминания о Китеж-граде относятся к XVIII веку. В этом городе могли найти убежище те, кто обладает чистой душой и храбрым сердцем. По легендам Китеж-град находился на берегу озера Светлояр. Оказавшись там, можно было услышать едва заметный перезвон колоколов. Хотя ни одной церкви рядом и не было.

Сказания о прекрасном Китеж-граде тесно переплелись со сказаниями о Беловодье. Но, так сказать, реальный образ страна Беловодье обрела в конце XVIII-начале XIX. Связано это было с деятельностью общины бегунов.

Беловодское царство старообрядцев

Общество бегунов основал старообрядец Евфимий, считавший Петра I антихристом. Чтобы спастись, он предложил своим соратникам «таитися и бегати». Многие отправились за ним в Сибирь, оказавшись в добровольной ссылке. А поскольку для старообрядцев Беловодье было местом, свободным от гнёта власти, можно сказать, что они его нашли.

А за пару веков до основания общины бегунов-старообрядцев, ещё одна община основала своё Беловодье. В Бухтарминском крае, что на Алтае, поселились беспоповцы. Там же жили сбежавшие каторжники и крестьяне. Жили, соблюдая старые заветы православной веры и объединяясь в семьи. Над ними не было барского надзора, но никаких преступлений или проступков всё равно не совершалось.

О местонахождении Беловодья размышлял и художник Рерих. Он даже записал легенду, что благословенная страна находится рядом с Алтаем. Но вместе с этим Рерих связывал Беловодье с Шамбалой — священным местом буддистов. Возможно, жители Алтая услышали от своих соседей о Шамбале и несколько переиначили легенду на свой лад. И Шамбала, и Беловодье имеют общие черты.

«Оттуда». Н. Рерих. На картине изображена беловодская женщина

Один из старообрядцев по имени Марк в своей книге упоминал о том, что он побывал в загадочном Беловодском царстве. Путь его пролегал по Сибири, Алтаю и через Китай. После этого, оказавшись на «Опоньском» острове, Марк понял, что очутился в райской стране. По словам путешественника, она было заселена «ассириянами» и русскими.

Почему же Беловодье находилось в разных местах?

Любого человека манит всё неизведанное. Вот и в легендах о Беловодье — крае с молочными реками, крае истины и красоты, не указывалось точного местоположения. Урал, Алтай, Поморье, Крайний Север — все эти места вполне подходили под описание славянского рая.

Такой разброс вполне объясним. По мере открытия русскими Севера и Сибири Беловодье отдалялось в восточном направлении. Когда же все эти земли были изучены, то Беловодское царство превратилось всего лишь в красочную легенду.

Читайте также: Великий славянский город-святилище Ретра, затерянный на немецких землях

где находится Русская Шамбала — Рамблер/новости

В представлении старообрядцев Беловодье — рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой. Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, но насчет того, где оно находится люди спорят до сих пор. [С-BLOCK]

Старообрядческая легенда о русском рае — Беловодье — впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян — раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.

Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны. После многочисленных расколов православной церкви возникают десятки старообрядческих направлений. Одно из них основывает Евфимий родом из Переславля-Залесского, и основной его целью является бегство от царства Антихриста, коим объявляется Петр I. Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.

Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали — некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие. [С-BLOCK]

В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет. Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья — в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, — сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный — кто позван». [С-BLOCK]

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.

Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени. [С-BLOCK]

На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе — Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем. [С-BLOCK]

Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом. [С-BLOCK]

Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.

Видео дня. «Она нас не сожрет?»: фитнес-тренер оскорбил клиенту

Читайте также

Легенда о Беловодье, священной стране в Сибири

По преданию, существует страна, спрятанная от людских глаз. В ней все равны, все счастливы. Земли плодородны, а воздух целебен. И живёт там народ добрый и праведный, с чистым сердцем и помыслами.

Многие пытались найти эту страну. А кто утверждает, что побывал там, рассказывает, что находится Беловодье в Сибири, среди Алтайских гор.

 Страна великой мудрости. Истоки легенды о Беловодье

Первое упоминание о Беловодье датируется X веком, когда к Князю Владимиру Красное солнышко пришёл мудрец. Рассказал, что на востоке есть страна, где никто ни в чём не нуждается,пшеница сама растёт, скот без опасности пасётся на бескрайних лугах. А с огромной белой горы стекают воды,образующие реки, в которых в избытке обитает рыба. И живут там мудрейшие из мудрейших, знающие ответ на любой вопрос. И скрыта эта страна от злых людей. И открывается только чистым сердцам. И зовётся эта страна — Беловодье.

Восхитился Князь рассказу мудреца, собрал дружину, во главе поставил монаха Сергия и отправил их на поиски.

По преданию, после многих лет похода страна была найдена. Дружинники, влюбившись в эти места, решили остаться там. А Отец Сергий отправился в обратный путь, чтобы поведать о благом месте. Домой он вернулся уже глубоким старцем. С тех пор и живёт легенда о Беловодье.

Беловодье – страна свободы

Новые упоминания о Беловодье появились после раскола православной церкви. Приверженцы старой веры, «старообрядцы», ушли в Сибирь, где якобы и нашли страну, где нет власти человеческой и все равны.

Одним из старообрядцев, Марком, была написана книга «Путешественники», описывающая путь до Беловодья из Москвы: через Екатеринбург, далее в Сибирь на Алтай, к деревне Уймон, где старцы подскажут дальнейший путь.

Вид с высоты птичьего полёта на деревню Верхний Уймон

Книга была своеобразной агитацией для крепостных: сбросить оковы рабства и бежать в страну свободы, где праведному и трудолюбивому человеку всегда рады.

И ведь действительно, в XVIII-XIX веках, тысячи крепостных крестьян сбегали в Сибирь в поисках Беловодья. Многие, не найдя заветной страны, в Сибири и оставались: кто прибивался к поселениям старообрядцев, кто с семьёй организовывал свои поселения, вновь и вновь повторяя попытки поиска благостной земли Беловодье.

Беловодье – Шамбала в Сибири

В начале XX века поисками Беловодья занялся путешественник, член географического общества Николай Рерих. Вместе со своей семьёй он приехал на Алтай, в одно из старейших сёл этих мест — Верхний Уймон. Откуда и отправился на поиски священной страны. И судя по его дневникам, Беловодье было им найдено.

Картина Рериха Н.К. «Странник Светлого града»

Также Рерих проводил параллель между тибетской легендой о чудесной стране Шамбале и Беловодьем. Якобы, это одно и то же место, и находится оно в Алтайских горах.

Легенды, написанные Рерихом, по сей день живы в Уймонской долине. И по сей день в эти места совершаются паломничества последователей знаменитого путешественника и философа.

Все сказания о Беловодье так или иначе связаны с Сибирью. Плодородные земли, целебный воздух, чистейшие реки, могучие горы…Так может, странники, оставшиеся в Сибири после поисков заветной страны, сами того не разумея, всё-таки её нашли?


Использована информация с сайтов:

 

Беловодье: где русские искали рай

В представлении старообрядцев Беловодье — рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой. Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, но насчет того, где оно находится, люди спорят до сих пор. О происхождении легенды рассказывает Сергей Зотов.

Прочитать текст вы также можете на сайте «Русская семерка».

Беловодье — страна свободы


Старообрядческая легенда о русском рае — Беловодье — впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян — раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники. Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны.

Китеж-град

Невидимый город Китеж стал объектом культа и поводом для создания многочисленных легенд также благодаря бегунам. В их книге «Китежский летописец», написанной примерно в 90-е годы XVIII века, и были найдены первые упоминания о нем.

Китеж-град описывался так: «Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую». До сих пор ходят слухи, что в Китеж может пробраться только тот, кто смел сердцем и чист душой, а иные люди могут порой услышать тихий звон колоколов и пение, доносящиеся будто бы из ниоткуда, или из-под озера Светлояр: «И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем».

Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия

Другой параллелью с легендой о Беловодье является старинное верование о рае, ключи от которого находятся у перелетных птиц. Таинственный славянский рай — ирий — впервые появляется на страницах «Поучения» Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первѣе въ наши руцѣ, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всѣмъ землямъ Божиимь повелѣньемь, да наполнятся лѣси и поля». Под ирием подразумевалась страна, куда на зиму улетают птицы — это волшебный край без холодов, где прячется во время заморозков вся природа. Страна эта считалась или подземной, и в ней жили змеи, или очень удаленной от Руси, находящейся за горами и лесами — в нее летели птицы. Ирий по преданию открывался ключами, хранящимися у одной из птиц — по разным версиям, кукушки, вороны или жаворонка. Попасть в ирий можно было и через омут или водоворот, а помимо перелетных птиц и змей, издавна считавшихся в индоевропейских поверьях животными-символами потустороннего мира, в ирии также жили души умерших. С представлениями об ирии был связан и магический ритуал захоронения крыла птицы в начале осени.

Бегуны

После многочисленных расколов православной церкви возникают десятки старообрядческих направлений. Одно из них основывает Евфимий родом из Переславля-Залесского, и основной его целью является бегство от царства Антихриста, коим объявляется Петр I. Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.

Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали — некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие. В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет.

Шамбала


Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья — в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, — сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный — кто позван».

Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой



Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше. Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

Реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край


Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье». Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.

Реальное местоположение


На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе — Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем. Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15−20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом. Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.

Беловодье: где это | Русская семерка

Шамбала

Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.

Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.

где находится Русская Шамбала? — ZmeinoGorsk-Ru$

В представлении старообрядцев Беловодье — рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой. Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, но насчет того, где оно находится люди спорят до сих пор.

Старообрядческая легенда о русском рае – Беловодье – впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян – раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.

Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны.

После многочисленных расколов православной церкви возникают десятки старообрядческих направлений. Одно из них основывает Евфимий родом из Переславля-Залесского, и основной его целью является бегство от царства Антихриста, коим объявляется Петр I. Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться  вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.

Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали – некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие.

В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет.

Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.

Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.

На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе – Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем.

Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом.

Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.

Источник: Беловодье: где находится Русская Шамбала
© Русская Семерка russian7.ru

Загадочное алтайское Беловодье и Белуха вошли в топ-10 мест мистического туризма в России

Вирга в горах Алтая.

Светлана Шупенко

В рейтинг вошли места, по которым люди путешествуют ради знакомства с духами, призраками и загадочной историей достопримечательностей. Агенство составило топ на основе анализа популярности мест и отзывов туристов в интернете.

Оказалось, что любители чего-то потустороннего и загадочного в первую очередь отправляются в Крым, на Байкал и, конечно, в горы Алтая.

Первую десятку топа вошли: крымские мыс Фиолент и горный монастырь Качи-Кальон, остров Ольхон на Байкале, озеро Светлояр в Нижегородской области, Беловодье и гора Белуха, озеро Бездонное в Московской области, древний город Аркаим в Челябинской области, Иволгинский дацан в Бурятии и горная гряда Сундуки в Хакассии.

Что за загадочная страна Беловодье?

Кадр из фильма «Беловодье. Тайны затерянной страны».

ivdkino.ru

Тайна Беловодья: почему на Алтае ищут затерянную страну

Жизнь

В старообрядческом рукописном сочинении «Путешественник» (или «Путеводитель»), распространявшемся в первой четверти XIX века, описана таинственная страна Беловодье. Автор текста рассказывает, что эту страну населяют потомки православных христиан и бежавших от гонений русских. В Беловодье нет воровства и других преступлений, нет светского суда, а управляют всем народ и духовные власти. Климат в этой стране суров: там бывают и морозы, и сильные грозы, и землетрясения. По преданию, в стране «несть числа» драгоценных камней и дорогого бисера, говорится в исследовании.

Исследователи считают, что происхождение легенды о Беловодье связана с русской колонизацией Горного и Рудного Алтая. Маршрут в «Путешественнике» совпадает с одним из традиционных для XIX века направлений переселенческого движения. Из северной и центральной части европейской России люди переселялись на Алтай. Старообрядцы активно распространяли слухи про Беловодье.

Николай Рерих записал легенду о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая. Согласно ей, нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор. Там, за священной долиной, находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и считал, что легенда о Беловодье пришла на Алтай от буддистов.

Почему гора Белуха окутана тайнами и мистикой?

Озеро Ак-кем у подножия Белухи.

Лидия Соколова

Покорить Белуху: как добраться, что смотреть и сколько это стоит

Туризм

Белуха находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. По ней проходит граница России и Казахстана. Местные считают гору священной. Алтайцы верят, что на Белухе обитает богиня Умай — это высшее женское божество у тюркских народов, покровительница матерей и помощница в родах Эзотерики же искали рядом с Белухой вход в Шамбалу.

У подножья Белухи есть множество мистических мест. Во-первых, долина реки Ярлу. Здесь находится огромный и нетипично гладкий для этих мест белый камень. Его называют Камень-Мастер или Камень Шамана, он почитаем у последователей Рериха. На нем нередко можно наблюдать медитирующих людей — они сидят или лежат на камне с закрытыми глазами. Вокруг него соорудили небольшой городок. Во-вторых, Озеро горных духов. Оно примечательно своей прозрачной водой — ее практически не видно. Иногда люди не могут рассмотреть границу между водой и воздухом. Когда дует ветерок, то вода как бы «появляется» — из-за ряби на поверхности. Прозрачность озера создает эффект волшебства.

Загадочность Белухи придает и ее неприступность: только опытные инструкторы-альпинисты, которые совершают регулярные восхождения и знают актуальные маршруты, могут водить группы туристов на вершины Белухи. Для остальных путешествие на знаменитую гору крайне опасно.

Первым на Белуху попытался взойти англичанин Самуэль Тернер в 1903 или 1904 году, но не смог. Альпинистами, впервые покорившими гору, стали братья Борис и Михаил Троновы. Это произошло в 1914 году после трех неудачных попыток.

Самый знаменитый альпинист в истории Райнольд Месснер, который первым взошел на все 14 гор «восьмитысячников», в 1996 году не дошел до вершины Белухи из-за плохой погоды. Он назвал ее «горой с характером».

Говорят, что восхождение на Белуху сложнее, чем на многие другие вершины с такой же или даже большей высотой. Причина в том, что гора «дышит» — то есть меняется каждый год. Ледники двигаются, из-за небольших землетрясений часто происходят камнепады и лавины. И там, где еще недавно были тропы, появляются непроходимые участки и разломы.

Переменчивая погода тоже создает препятствия для восхождения. На горе часто дуют ветра и случаются метели. Нужно точно знать в какое время суток преодолевать отдельные участки. Например, днем из-за солнца снег становится рыхлым и почти непроходимым, ледники подтаивают и идти по ним бывает опасно.

Алтай - страна таинственного Беловодья.

Из глубокой древности, времён ещё до монгольского нашествия, дошло до нас сказание о путешествии-паломничестве в далёкое и таинственное Беловодье русской дружины во главе с монахом Сергием, снаряжённой самим князем Владимиром Красное Солнышко. И ведь якобы нашли в тот раз ту заветную страну. И захотела вся дружина остаться там. Лишь один только Сергий вернулся через много лет глубоким уже старцем. С тех времён былинных так и живёт легенда о Беловодье – стране чудесной, скрытой от людей злых и бездушных. Где-то то ли в Сибири, то ли уже за дальними её пределами. Одно известно: путь лежит навстречу Солнцу. Но не каждому она откроется. И уж если кто отважится на поиски её, то должен, прежде всего, очистить сердце своё и не бояться пройти через тайгу дремучую, болота топкие, горы высокие, да реки бурные. Но уж если повезёт обрести мечту свою, то не пожалеет он и забудет все тяготы и лишения. А уж чудес там не перечесть. И пшеница будто сама растёт, в лугах полно цветов благоухающих и средь них стада непуганых животных сами по себе пасутся. И есть там гора высокая, белоснежная, и река белая, чистая, и озёра без дна. И не только люди людей, но даже и звери зверей не обижают. И нет там власти ничьей, кроме Божьей.

Веками теплилось то предание, пока не получило свою новую жизнь в умах людей гонимых, среди раскольников-староверов в конце 17-го века. И потянулись в Сибирь искатели страны Счастья. Тысячами уходили, целыми семьями. Многие тогда сгинули. А другие оседали: кто на Алтае, кто на Байкале, кто в Саянах, а кто и до Якутии добрался. Может быть, кто-то из них и находил своё счастье там.

Но достоверно известно, что наш знаменитый соотечественник, художник и философ Николай Константинович Рерих серьёзно относился к этим легендам и также занимался поисками Беловодья. Трудно сказать, на чём он основывался, кроме этих сказаний. Эти тайны ушли вместе с ним. Когда-то Рерих предпринимал активные попытки в поисках таинственной страны Шамбалы. Где в полной изоляции от мира живут мудрецы, постигающие законы мироздания и хранящие сокровенные знания. И не только в Гималаях и Тибете пытался он найти ответы на многочисленные, поставленные перед собой вопросы. Одна из экспедиций Рериха была направлена в Алтай, в центральную его часть, в район горы Белуха. Что он вынес из этого путешествия известно только ему. Но Николай Константинович всегда подчёркивал некую духовную связь между Алтаем и Гималаями.

Сделаем небольшой географический экскурс. Алтай – обширная горная страна, расположенная на юге Сибири. Это самая высокогорная область не только Сибири, но и всей Азиатской части России. За Уралом только Ключевская Сопка на Камчатке выше главной вершины Алтая – красавицы Белухи, высота которой 4506 метров над уровнем моря. Южная часть Алтая расположена уже на территории Монголии и Китая. С алтайских снегов берут свои воды Бия и Катунь. Сливаясь вместе, эти две реки образуют Обь, одну из великих рек Сибири. Неподалёку расположены такие города как Барнаул, Усть-Каменогорск, Бийск и Горно-Алтайск. Во внутренних же областях Алтая очень мало населённых пунктов, да и те, как правило, небольшие деревни в предгорьях.
Алтай довольно популярен среди любителей путешествий и приключений. Несмотря на слабую заселённость, его освоенность и доступность всё же выше, чем примыкающих с востока Саянских гор. Да, конечно, эти места заслуживают внимания и своей красотой и неповторимостью не могут не привлекать. Причём путешественники самых разных направлений и категорий находят тут что-то исключительно для себя. И, наверное, одним из самых популярных на Алтае нужно признать район самого высокого высокогорного Катунского хребта, вместе с венчающей его Белухой.

В этих местах, кроме русских и казахов, коренными жителями являются алтайцы, представители тюркской группы народностей. От их кочевого прошлого осталась любовь к лошадям. В летнее время это хорошая возможность подзаработать, используя животных в качестве транспортного средства для заброски к Белухе многочисленных групп, проходящих здесь. Ведь сюда идут не только опытные путешественники, но и люди преклонного возраста и совсем маленькие дети.

Несомненно, этот район имеет все перспективы для дальнейшего развития в плане экологического туризма. Красивые снежные горы, быстрые реки, хорошо проходимая тайга, буйное и цветущее алтайское разнотравье способны покорить сердце всех любителей природы.

Сам Катунский хребет имеет широтное расположение. Соответственно к Белухе есть два, относительно простых пути: - с севера, со стороны реки Аккем и с юга, со стороны реки Белая Берель. И эти две стороны выглядят совершенно по-разному. Северная часть более сурова и поражает огромными ледниками и возносящейся прямо к вершине Белухи километровой Аккемской стеной. Южная же часть более гостеприимна. Хотя с Белухи и здесь спускается ледник, но экспозиция долины Белой Берели и Большого Кокколя весьма удачна. Открытость Солнцу позволяет растительности процветать на таких высотах, на которых в других местах существуют только лишайники. Здесь же растёт кедр, и густые травы порой поднимаются выше человеческого роста.

Есть тут простор для приложения собственных сил и всех приверженцев экстремальных видов спорта. Белуха весьма популярна среди альпинистов. Как-то даже сам Райнхольд Месснер, известнейший альпинист мира, решил почтить вниманием эту гору. Но, говорят, не оказал он должного почтения этой царице Алтая. И закапризничала гора, разгулялась непогодой. Все восьмитысячники мира пали перед упрямым восходителем, но наша Белуха устояла. Погода здесь действительно нечасто одаривает ласками.

Кроме всех прочих, сюда каждый год обязательно приходят люди, каким либо образом связанные с Рериховским учением и другими близкими философскими и эзотерическими течениями. Продолжаются поиски Беловодья. Теперь уже, наверное, каждый ищет своё. И порой доходят слухи, что после посещения этих мест, идут дела в гору у некоторых людей. Основным местом базирования этой категории поклонников Белухи является долина реки Большой Кокколь, левого притока реки Белая Берель, т.е. южная сторона Белухи.

С Кокколем же связан ещё один интересный исторический факт. Во время Великой Отечественной войны фашистской Германии удалось захватить Кавказ. Вместе с некоторыми другими источниками полезных ископаемых, расположенных здесь, Советский Союз лишился и вольфрам-молибденового месторождения. А это был практически единственный источник необходимых металлов. Пришлось срочно искать новый источник, который и обнаружили именно здесь, на перевале между истоками Большого Кокколя и Орочагана. В очень короткие сроки построили рудник, обогатительную фабрику и организовали добычу. До сих пор здесь стоят старые бараки военных лет. Часть из них находится внизу, в зоне леса. Основная же работа проходила на перевале, где в очень суровых условиях, среди каменной пустыни, продуваемой холодными ветрами, среди снегов, в мрачных штольнях велась добыча ценной руды. Конечно, о какой-то рентабельности добычи речи не шло, но видимо в этом был некоторый выход. Затем отсюда, уже обогащённую руду вывозили вниз на полуторатонных грузовиках. До сих пор остались некоторые фрагменты дороги. Но совершенно не укладывается в голове, глядя на эти каменные кручи, как можно было всё это проделывать.

Нет сомнений, для людей открытых миру, людей ищущих и постигающих, Алтай всегда будет открывать свои секреты, и дарить счастливые мгновения. Сама Белуха, да и всё, что её окружает, есть одно из чудес света, достойное того, чтобы его увидеть.


Красавица Белуха – царица Алтая. Впрочем, и всей Сибири тоже. Нет более высокой горы на этой огромной территории. Да и вообще, в России лишь Кавказские вершины более высоки, а за Уралом только Ключевская сопка на Камчатке. Две стихии в противоборстве создали этот шедевр. Подземные силы земли, двигая плиты земной коры, вознесли эту местность к небу. Силы гравитации, используя такие инструменты, как атмосферные осадки и температурные колебания сумели придать ей форму достойную восхищения.


Катунский хребет – самая высокая часть Алтая. Но на Алтае высоки не только горы. Заблудиться можно и в траве.


Озеро Равновесия будто зависло в нерешительности в межгорной котловине над долиной Белой Берели, пря


Смотрите также

Описание: