Где находится аэродром девау в калининграде


Девау (аэропорт) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Девау (нем. Devau) — бывший главный аэропорт Кёнигсберга, один из первых гражданских аэропортов мира и первый в Европе. В настоящее время принадлежит ДОСААФ.

Аэропорт Девау в 1929 году

Открывшийся в 1919 году на месте закрытой авиабазы аэропорт Кёнигсберг-Девау (Königsberg-Devau) стал одним из первых аэропортов мира[1]. Именно сюда в 1922 году впервые прибыли самолёты авиакомпании Дерулюфт, начавшей работать на авиалинии Москва—Рига—Кёнигсберг, первой международной авиалинии СССР; осуществлялись полеты в Берлин, Москву и Ленинград.

В 1921 году в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой. [1]

Торжественно открытый 8 ноября 1922 года аэровокзал также стал первым аэровокзалом в Европе.

В 1920-е годы на Девау бывали известные поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский.[2]

В 1930-х годах на Девау совершил посадку АНТ-25, который пилотировали известные лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.[2]

В 1926 году из аэропорта в Берлин стали осуществляться ночные пассажирские рейсы — одни из первых в мире[3].

Пассажиропоток:
год 1922 1925 1930 1935 1940
тыс. пассажиров[3] 0,92 2,61 3,38 6,74 14,1

После Второй мировой войны с Девау осуществлялись полёты в некоторые города Прибалтики, которые в 1970-х годах были прекращены.[1] Аэропорт утратил свой статус городского, теперь уже калининградского аэропорта, уступив место новому аэропорту Калининград-Храброво. С тех пор он остаётся базой местного аэроклуба ДОСААФ.[1]

В соответствии с обнародованным в июне 2004 года генеральным планом Калининграда Девау должен сохранить статус рекреационного объекта, на его территории также предполагается создать музей авиации.

На территории аэродрома Девау находится действующая посадочная точка, имеющая название Малое Исаково по названию одноимённого посёлка, расположенного рядом.

В 1990-е и 2000-е годы на территории аэродрома устраивались массовые развлекательные мероприятия.[4]

В 2019 в День авиации 18 августа году на аэродроме отметили столетие Девау. В рамках мероприятия впервые с окончания войны на полосу Девау садились иностранные, в том числе и немецкие, самолёты.[1]

После праздника, посвящённого юбилею, руководство аэродрома заявило о том, что это, вероятно, был последний прилёт самолётов на Девау.[5]

Спор с администрацией Калининградской области[править | править код]

В течение нескольких лет между калининградским отделением ДОСААФ и руководством Калининградской области ведутся споры, в том числе и судебные, за прилегающую к аэродрому территорию. Территория в зоне глиссады бывшего лётного поля предполагается использоваться под застройку жилыми домами и размещение парковки, однако представители ДОСААФ отказывают в подписании необходимых для начала строительства документов.[6] Территория исторического аэродрома стала камнем преткновения, на лето 2019 года ситуация продолжает оставаться спорной.

В рамках этого спора во время проведения мероприятий в честь юбилея Девау в регионе разгорелось несколько скандалов, в том числе вызванных прилетевшими самолётами. В калининградской прессе из-за этого праздник имел резко негативную оценку,[7] федеральные и международные СМИ, напротив, высоко оценили празднование столетнего юбилея Девау.[1] Ставший причиной конфликта самолёт не имеет в своей раскраске символики, запрещённой законодательством РФ или законодательством европейских стран.[6]

Что стоит за конфликтом вокруг аэродрома Девау

Сколько себя помню, аэродром Девау - один из старейших в Европе, если забыли, - представлял из себя печальное зрелище. Историческое здание аэровокзала, в котором за холодным пивком Владимир Маяковский царапал в тетради кривые строчки стихотворения "Москва - Кёнигсберг", теряло кирпич за кирпичом, а некогда ровная взлетка становилась все более бугристой. Самолеты там если и взлетают, то очень редко. Иногда выбрасывают парашютистов, но учитывая, что летное поле пересекает ЛЭП, это выглядит немного дико. Никому не было, да и сейчас нет дела до того, что Девау - историческое место. Не помню, чтобы ДОСААФ, которому принадлежит аэродром, как-то реагировало на предписания Службы охраны объектов культурного наследия: "Смотрите, здание разрушается!". Во всяком случае зримые работы по реконструкции не проводились.

В таком вот нелицеприятном виде Девау этим летом отпраздновал 100-летний юбилей. Хотели отмечать два дня, ждали сотню легкомоторных бортов со всей Европы, но не случилось. Юбилей прошел, можно сказать, незаметно. Реконструкцию аэровокзала не провели, спонсоров не нашли, областное правительство поддерживать праздник отказалось. Поэтому после юбилея вопрос о судьбе старого аэродрома встал ребром. ДОСААФ, кажется, хотело бы все оставить, как есть (в этом году общество еще на пять лет продлило разрешение на эксплуатацию аэродрома), то есть, иными словами, не делать ничего. Калининградское правительство ратует за вынос аэродрома за пределы городской черты, потому что его наличие мешает городу развиваться.

Мотив властей понятен. Территория, где находится аэродром, - это уже не окраина города, рядом - жилые массивы. Скоро появится еще один - "Русская Европа". Этот микрорайон должны построить на месте перехватывающей парковки, развернутой к чемпионату мира по футболу (территория находится буквально через дорогу от Девау). Здесь же должна пройти часть Восточной эстакады, которая соединит улицу Гагарина и Московский проспект. В такой компании самолеты точно лишние. И неудобно, и, что важнее, небезопасно. В ДОСААФ так не считают - там готовы биться до последнего винта. Сейчас, например, в суде пытаются оспорить законность выданных решений на застройку участка инвесторами проекта "Русская Европа". В качестве ответного удара губернатор заявил о том, что лишит Девау статуса аэродрома.

Ситуация, на первый взгляд, патовая. Однако буквально на днях появилось, кажется, оптимальное решение. Правительство готово передать аэроклубу ДОСААФ еще одну забытую территорию - заброшенный военный аэродром в Нивенском. Его судьба чем-то напоминает судьбу Девау - столь же она безрадостная. После того, как истребители покинули базу в начале 1990-х годов, в Нивенском все разрушается и разбирается местными жителями. Но бетонная взлетка еще, к счастью, цела, а это для пилотов большое преимущество. И летчики признаются, что с удовольствием обменяли бы Девау на Нивенское. Даже выразили готовность за счет собственных средств начать поднимать аэродром. Нужна малость - документ о передаче территории Нивенского авиаторам. Но документа пока нет и это тревожит.

Тревожит и другое. Не вполне понятна и судьба Девау после того, как он перестанет быть аэродромом (если губернатору удастся перетянуть одеяло на себя). Антон Алиханов говорил о создании на летном поле филиала парка "Патриот". Мне трудно оценить эту перспективу, парков "Патриот" я в своей жизни не видел. Но то, что исторические здания необходимо сохранить, - это бесспорно. Нужно восстановить комплекс аэровокзала, прочие сохранившиеся сооружения, возможно, открыть небольшую музейную экспозицию, рассказывающую об истории Девау. Может быть, в качестве вишенки на торте поставить небольшую скульптуру Владимира Маяковского, выходящего с чемоданами из дверей. Таким образом можно было бы сохранить историческое место, пусть и не в качестве действующего аэродрома, который в черте города действительно выглядит лишним.

Но все это пока - только благие пожелания. Повторю, нет пока гарантии, что Нивенское отойдет под нужды малой авиации. Нет также гарантии, что Девау после того, как перестанет быть аэродромом, не будет полностью застроено (а такая опасность, как вы понимаете, тоже существуют - аппетиты калининградских застройщиков всем известны). Но шанс на разрешение конфликта и на восстановление исторического места имеется. Главное - им воспользоваться.

СПРАВКА "КП"

Аэропорт Девау открылся в 1919 году, став одним из первых аэропортов мира. В 1921 году в аэропорту открылась первая в мире стационарная авиационная метеослужба, в 1922 году - первый аэровокзал Европы, построенный по проекту архитектора Ханнса Хоппа.

24 ноября 1921 года было создано совместное Русско-Германское общество воздушных сообщений Дерулюфт, базовым аэродромом которого стал Девау. Первыми самолетами общества были десять Фоккеров F III. Первый полет Дерулюфта по маршруту Кёнигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске состоялся 30 апреля 1922 года. Обратный рейс состоялся 3 мая 1922 года. Регулярные рейсы стали выполняться два раза в неделю в обоих направлениях. 10 мая 1922 года рейсом Дерулюфта из Москвы в Кёнигсберг прилетели поэт Сергей Есенин и Аседора Дункан. Как минимум, дважды Девау посетил Владимир Маяковский.

(По материалам сайта Prussia39).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вместо Девау: авиаторы предложили властям передать им заброшенный аэродром в Нивенском

Во минувший вторник губернатор Антон Алиханов сделал в своем Инстаграме подробный пост о снятии с Девау статуса аэродрома. По словам главы региона, инфраструктура этого объекта, не использовавшегося по прямому назначению около десятка лет, сегодня в аварийном состоянии, а здание аэропорта (оно построено, к слову, по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ханса Хоппа) подвергается разрушению (ПОДРОБНЕЕ).

Бесславный конец. Первый в Европе аэродром Devau: padonak39 — LiveJournal

Открывшийся в 1919 году аэропорт Кёнигсберг-Девау (Königsberg-Devau) стал одним из первых аэропортов мира. Именно сюда в 1922 году впервые прибыли самолёты авиалинии Москва-Рига-Кёнигсберг, первой международной авиалинии Советского Союза. Осуществлялись полеты в Берлин, Москву, Ленинград.

В 1921 в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой. Построенный в 1922 аэровокзал тоже удостоился чести стать первым аэровокзалом Европы.

После Второй мировой войны с Девау осуществлялись полеты в некоторые города Прибалтики, которые в 70-х годах были прекращены. Аэропорт утратил свой статус городского, теперь уже калининградского аэропорта, уступив место новому аэропорту Калининград-Храброво. С тех пор и до нашего времени он остаётся базой местного аэроклуба ДОСААФ.
с 2008 года всякие полеты на аэродроме прекращены и дальнейшая судьба Первого аэропорта европы неизвестна.
Под кадом история и современность легендарного аэропорта


Фото 1. Его славная история как площадки для взлёта и приёма гражданских воздушных перевозчиков началась в 1919 году, но если смотреть ещё глубже, имение Девау когда-то принадлежало к королевским владениям и имело многовековую историю. Парад в Девау 5 июня 1798 принимал король Пруссии Фридрих Вильгельм III, а в 1808 году – император Наполеон. В упоминании в поземельном кадастре 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовался как военный плац.

Фото 2. После Версальского договора, установившего запрет для Германии на обладание военной авиации, в аэродром вдохнули новую жизнь – дали работу немецким военным летчикам, оставшимся без дела. Иии понеслась! В следующие ближайшие годы на Дэвау отстраивают первую на планете стационарную авиационную метеослужбу, аэровокзал, ставший первым подобного рода сооружением во всей Европе. Далее Девау становится базовым аэродромом русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». Первые самолеты «фоккеры» FIII перевозили пассажиров и корреспонденцию регулярными рейсами Кёнигсберг — Москва с периодичностью 2 раза в неделю за 8 часов 45 минут. Сто лет сократили это время почти в 4,5 раза!

Фото 3 Название местности носящий имя Devau, что происходит от прусского слова «deywis» — «Бог»

Фото 4. Лайнеры, которые осуществляли полеты в Москву

Фото 5.

Фото 6. Ремонтные ангары. Весьма типовые, но намного более хлипкие, чем на военных аэропортах Рейха. Ходит легенда, что после войны разобрали уцелевший ангар, и на основе этих конструкций собрали спорткомплекс Юность

Фото 7. Уж больно знакомый символ, не находите?

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10. Примечательным в истории Девау стали не только его уникальность в плане первообраза современных аэропортов, но и пассажиры – от любимого Есенина и Маяковского с их не менее именитыми женщинами до медвежонка Татьяны, которую Москва прислала специально для Берлинского зоопарка.
В конце 1926 года истекал срок действия договора о «Дерулюфте». Несмотря на отличные показатели работы общества, имелись разногласия по вопросу о продлении договора. Bследствие чего Дэвау свое воздушное сообщение с СССР окончил. Но его жизнь как аэродрома продолжалась, в том числе в августе 1930 в кёнигсбергском аэропорту Девау гостил всемирно известный дирижабль «Граф Цеппелин». Во время визита он совершил несколько демонстрационных полетов.

Фото 11. И даже Фюрер топтал это летное поле

Фото 12. Зал ожидания аэропорта

Фото 13. и регистрационные стойки

Фото 14. В 1944 году Дэвау разбомбила авиация союзников. Тогда аэропорт понёс большие потери, было полностью разрушено здание аэровокзала, повреждены ангары. Когда 9 апреля 1945 года аэропорт заняли советские войска, от него уже мало что осталось — но все же часть ангаров и останки метеорологической станции, можно увидеть и по сей день. Восстановительные работы в 1945 г. позволили создать аэропорт и открыть первую авиалинию Москва-Кёнигсберг-Берлин.

скан газеты 1949 год

Фото 15. После Второй мировой войны с Девау осуществлялись полеты в некоторые города Прибалтики, которые в 70-х годах были прекращены.
В 60-70 годах кроме транспортных перевозок, калининградское авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.
60-е

Фото 16. В первые послевоенные годы аэропорт обслуживал авиалинию Москва-Калининград-Берлин.
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма Ан-10 и для было решено использовать для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво.

Фото 17. Авиационные казармы, рядом с аэропортом. Года до 2005 режимная территория, и в этих казармах находился городской военкомат.В 2008 году дома были оставлены

Фото 18. Сейчас дома активно разбираются под кирпич

Фото 19.

Фото 20. подвалы

Фото 21. У немецких казарм есть одна особенность, совершенно безопасный коридор, а вот несущие в боковых комнатах очень быстро обваливаются. Встречал такое на многих объектах. Как думаете, с чем оно связанно?

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24. Наследие немцев

Фото 25. Аэропорт утратил свой статус городского, теперь уже калининградского аэропорта, уступив место новому аэропорту Калининград-Храброво. С 1986 года база местного аэроклуба ДОСААФ.
На площадке аэродрома часто проходили концерты. Из за недофинансирования крайний полет состоялся в 2008 году. Чуть позже на окраине полосы началась незаконное строительство жилых домов, что сделало невозможным эксплуатацию аэродрома. Суд был выигран, но здания пока не снесены.

Фото 26. Триумфальная арка и главный проход к летному полю. Был...

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30. На 2017 год осталась учебная площадка для сдачи на все категории прав от ДОССАФ.

Фото 31. Здание управления ДОСАФФ

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35. имено в его стенах обучали управятся с парашютами всех желающих

Фото 36. а подвал подтоплен по грудь

Фото 37. довоенный гидрант

Фото 38. и краткая история

Фото 39.

Фото 40. На площадке аэродрома часто проходили концерты, в том числе 2 раза с участием про-путннских волков

Фото 41.

Фото 42. отатки одного из ангаров. Сейчас мастерские

Фото 43.

Фото 44. Ну и куда же без тленотехники

Фото 45. Да, через летное поле бабули ходят на дачи )

Фото 46. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов.
Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2[1]. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.

Фото 47.

Фото 48. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2

Фото 49. В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.

Фото 50. Народное название «кукурузник» самолёт получил на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 59. будущее этой исторически значимой территории весьма нестабильно. Ведь в сегодняшние дни вокруг аэродрома также кипят страсти. Существовавший долгое время аэроклуб «законсервирован» на неопределенное время. Противостояние застройщиков, намеревающихся перелопатить, в прямом смысле этого слова, наследие прусской культуры, и неравнодушных граждан во главе с руководителем аэроклуба длится уже более двух лет.

Хочется верить, что богатая история этого действительно уникального места не закончится очередной бесславной застройкой , коими ежегодно пополняется современный Калининград.
Всем пока )


#abandoned, #arhitecture, #decay, #eastprussia, #estate, #farmstead, #history, #insta_kaliningrad, #kaliningrad, #kld, #ostpreu, #russia, #terra_incognita, #travel, #traveling, #trip, #urban, #ВосточнаяПруссия, #Калининград, #Экскурсия, #ЭкскурсиявКалининграде, #архитектура, #гид, #гидвкалининграде, #гидпокалининграду, #достопримечательностикалининграда, #зеленоградск, #история, #историякалининграда, #калининградскаяобласть, #путешествие, #путешествия, #туризм, #туриствкалининграде, #туриствкалининградскойобласти, #экскурсовод, #янтарныйкрай, KönigDiggers, Königsberg, Ostpreußen, abandoned, decay, eastprussia, estate, farmstead, kaliningrad, travel, trip, urban, Восточная Пруссия, Калининград, девау, Devau, авиация, аэропорт, аэровокзал

Конец Девау: как умирает старейший аэродром Европы и кому это выгодно

В конце сентября региональные власти заявили, что территория одного из старейших в Европе аэродромов Девау скоро перейдет в их собственность. Если это произойдет, то Девау, скорее всего, лишится статуса аэродрома — на этом настаивает губернатор Калининградской области Антон Алиханов. От его решения в первую очередь выиграют инвесторы крупного девелоперского проекта, решившие застроить многоэтажками территорию вблизи аэродрома. Предоставить землю инвесторам правительство пообещало в обмен на парковку к ЧМ-2018, хотя власти наверняка знали, что строить дома там нельзя как раз-таки потому, что Девау — действующий аэродром. Кроме того, в передаче Девау области заинтересованы обманутые дольщики еще одного уже частично возведенного жилого комплекса. Инициатива губернатора вызывает негодование у ДОСААФ и входящего в его структуру местного аэроклуба — они хотят сохранить Девау не только как памятник культуры, но и как действующий аэродром, с которого будут взлетать и на который будут садиться самолеты. «Новый Калининград» рассказывает историю одного из старейших аэродромов Европы и объясняет, как он стал зоной конфликта любителей авиации и региональных властей.

1924 год, Кенигсберг. Рано утром на железнодорожный вокзал прибывает поезд из Берлина. На выходе пассажиров дожидаются многоместные автомобили с надписью «Дерулюфт» — машины совместной германско-российской авиакомпании, заложившей основы гражданской авиации в Европе. С вокзала пассажиры едут на окраину Кенигсберга — путь до аэропорта Девау, первого в Европе, занимает 20-30 минут. После оформления паспортов и таможенных формальностей путешествующие располагаются в комфортабельном самолете «Фоккер F III». Он взлетает с Девау в 7:30 утра. Маршрут проходит через Пилькаллен, затем посадка в Ковно. Оттуда предстоит совершить беспосадочный перелет через Латвию. 

Дальше пассажиры летят на юго-восток: мимо Полоцка и Витебска, затем — вдоль железной дороги до Смоленска, где совершается следующая посадка. «Это первый аэропорт на российской земле, пункт паспортного и таможенного контроля. Пока пассажиры получают возможность отдохнуть в здании Дерулюфта, механик аэропорта производит техническое обслуживание и заправку самолета <...>. Снова полет идет вдоль железнодорожной линии через Вязьму и легендарное Бородинское поле», — пишет немецкий репортер, совершивший в 1924 году путешествие из Берлина в Кенигсберг, а оттуда в Москву. С расстояния сорока километров пассажиры узнают золотые купола многочисленных церквей столицы.

В начале прошлого столетия Девау считался одним из лучших аэропортов Европы, сегодня это безжизненное поле с одним уцелевшим зданием и ангарами, где ржавеют кукурузники, а еще — предмет судебных тяжб и разногласий.

Лучший в Европе

Первый гражданский самолет с пассажирами на борту поднялся со взлетной полосы Девау 100 лет назад, в начале ноября 1919 года. Это был рейс Кенигсберг-Берлин. Тогда Девау еще не был аэродромом, а скорее представлял собой закрытую авиабазу, созданную на месте бывшего плаца, где проводились военные парады. Уже через пару-тройку лет Девау получил статус первого в Европе гражданского аэропорта — это случилось после создания совместного германско-российского предприятия «Дерулюфт». Оно одним из первых в мире стало заниматься регулярными авиаперевозками.

Осенью 1922 года открылось основное здание аэровокзала для пассажиров. Выдержанное в красном цвете здание хорошо вписалось в местный ландшафт и стало архитектурной достопримечательностью города, писал в своей книге о Девау калининградский писатель и историк Валерий Цветков. Аэропорт находился в двух с половиной километрах от центра города и в 350 метрах от трамвайной линии. Расположение Девау было очень удачным: добраться до аэродрома можно было за 20-30 минут, а ко всем регулярным рейсам подавали специальные автомобили для доставки пассажиров.

В период между двумя мировыми войнами Девау считался одним из лучших аэродромов своего времени, во многом став прообразом современных аэропортов. Тут были зал ожидания, диспетчерский пункт управления, отапливаемые ангары, где размещались до полутора десятков самолетов, централизованная система заправки топлива и отдельная стоянка для авиатехники.

В 20-х годах открылась самая протяженная в Европе авиалиния «Москва-Кенигсберг», а Девау стал базовым аэродромом для «Дерулюфта», которым вскоре стали пользоваться жители Берлина. В общей сложности полет из Кенигсберга в Москву занимал около восьми с половиной часов. Регулярные авиарейсы совершали два раза в неделю. Одними из первых в Кенигсберг этим рейсом прилетели поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. А Владимир Маяковский под впечатлениями от полета написал стихотворение «Москва-Кенигсберг». Число рейсов со временем увеличилось: летать стали ежедневно и даже по ночам.


В целом полеты, организованные «Дерулюфтом», были безопасны, и крупных авиапроисшествий за время существования компании не происходило. Тем не менее в сентябре 1924 года вылетевший из Москвы самолет «Фоккер» попал в сильный туман в районе Смоленска и при вынужденной посадке получил повреждения. А через месяц примерно в том же месте еще один самолет, летевший Германию, опять попал в туман. Пилот слишком сблизился с землей и задел крылом дерево. Летчик погиб, а бортмеханик получил травму.

Случались и мелкие скандалы. В 1923 году в Москве задержали немецких пилотов, которые втайне от таможни привозили в Россию товары, пользовавшиеся большим спросом у советских граждан. Об этом их просили русские коммерсанты. Мелкую контрабанду прятали под фанерной обшивкой крыла. Конфликт довольно быстро уладили, но одному из пилотов пришлось уволиться.

К концу 30-х годов здание аэровокзала реконструировали по проекту кенигсбергского архитектора Ханса Хоппа — она стало более функциональным и современным. К 1937 году через аэропорт Девау прошли более 80 тысяч пассажиров. К тому времени аэропорт в Кенигсберге принимал самолеты не только из Москвы, но и из Ленинграда. Этот маршрут назывался «Балтийским экспрессом» и пролегал через Таллин, Ригу и Тильзит. На Девау неоднократно лично прилетали и Адольф Гитлер и рейхминистр Йозеф Геббельс. Бывали здесь и другие политические и военные деятели Третьего рейха.

В 1930-х годах к деятельности «Дерулюфта» начало присматриваться ОГПУ. Там считали, что работа с немецким персоналом создает угрозу государственной измены. В 1930 году сняли с должности и обвинили в госизмене советского директора «Дерулюфта» Давыдова. В феврале 1938 года другого директора, Михаила Арнольдова, арестовали за то, что он передавал немецким гражданским летчикам полетные карты, по которым они и должны были летать. Его пытали, во время допроса выкололи глаза, осенью того же года расстреляли, а впоследствии реабилитировали. Годом ранее по подозрению в шпионаже в пользу Германии арестовали заместителя Арнольдова Юрия Арватова — его тоже казнили. Почти через два десятилетия его дело пересмотрели и не нашли состава преступления. Многих членов наблюдательного совета «Дерулюфта» объявили врагами народа.

В 1937 году из-за разногласий между советской и немецкой сторонами «Дерулюфт» фактически прекратил существование, и как следствие прекратились рейсы в Москву. В совместном предприятии ни Германия, ни Советский союз больше не были заинтересованы, самолеты распределили между «Люфтганзой» и набиравшим силу «Аэрофлотом». Авиалиния «Москва-Берлин» была закрыта (при этом Девау продолжал оставаться важнейшим внутренним аэропортом для Германии). После подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1940-м полеты по этому маршруту возобновились и осуществлялись до нападения нацистской Германии на Советский Союз.

Алиханов против ДОСААФ

В 2018 году Калининград активно готовился к Чемпионату мира по футболу. Среди множества объектов, которые власти собирались сделать к ЧМ, значилась и большая «перехватывающая парковка» на ул. Суздальской. Построить ее согласилась компания «АвангардИнвестПроект» при условии, что после проведения матчей она получит эту землю и разрешение возвести на ней крупный жилой квартал. Областное правительство это устроило, и соглашение с инвесторами было заключено. Проект получил название «Русская Европа». Двадцать гектаров планируется застроить 5-8 этажными домами, тут же должны появиться поликлиника и сквер у озера Медведь. А еще инвесторы хотят возвести небоскреб, который должен будет стать доминантой нового района. Все это собираются сделать за 10-15 лет.

Инвесторы и региональные власти не учли, а возможно и намеренно проигнорировали одну важную деталь — будущий квартал примыкает к южной части действующего аэродрома Девау, а значит строить высотные здания тут нельзя. Право еще пять лет эксплуатировать аэродром по своему прямому назначению ДОСААФ получил в феврале 2019 года. Правда, в новом свидетельстве о госрегистрации снизили класс аэродрома. Теперь Девау может принимать только самолеты 4 класса — а это не более 10 тонн взлетной массы.

Идея застроить землю жилыми домами в 80 метрах от взлетной полосы не понравилась ДОСААФ. Осенью 2019 года организация уже в третий раз подала в суд на губернатора Антона Алиханова. В ДОСААФ сочли, что подписанное главой региона разрешение на строительство следует признать недействительным, поскольку оно не соответствует требованиям Воздушного кодекса и приказу Минобороны. До этого иск организации к властям отказались рассматривать Центральный районный суд и Арбитражный суд Калининградской области, в обоих случаях сославшись на неподсудность споров такого характера.

В зону противостояния калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и правительства Калининградской области попала и земля под самим аэродромом. Территория площадью в 100 гектаров, на котором расположен старейший аэродром Европы, принадлежит Росимуществу, но находится в долгосрочной аренде (до 2049 года) у ДОСААФ. И отдавать землю властям организация не хочет.

Необходимость изъятия земли у авиаторов Антон Алиханов мотивировал тем, что «аэродром для самолетов внутри города иметь не целесообразно». «Если вдруг какой-нибудь легкомоторный самолет заглохнет над городом, ему нужно либо дотянуть до Девау либо падать на улицы, дома или еще куда-то. У нас все аэродромы для малой авиации вынесены за территорию города», — сказал губернатор.

Как власти собираются добиться изъятия земли под Девау, пока не очень понятно. Дело в том, что весной 2019 года суд признал, что Росимущество незаконно расторгло с ДОСААФ договор аренды, в апелляционной инстанции это решение устояло. Более того, за организацию вступились военные, заявив, что аэродром может быть задействован для нужд обороны. Сама парковка, на месте которой должен появиться новый микрорайон, особым спросом у болельщиков во время Чемпионата мира не пользовалась.

Несмотря на все это, в правительстве утверждают, что документы о передаче земли под аэродромом находятся «на подписании». В случае если это произойдет и территория достанется властям, с Девау снимут статус аэродрома 

Калининград (Кёнигсберг). Часть 10: Внешнее кольцо и аэродром Девау: varandej — LiveJournal

Внутреннее кольцо укреплений Кёнигсберга, о котором были предыдущие 3-4 части, устарело к началу ХХ века и было упразднено в 1906 году. Но к тому времени, ещё в 1870-90-е годы, появилось последнее, Внешнее кольцо из 12 больших и 3 малых фортов, примерно совпадающее с нынешней объездной дорогой: его диаметр 12-13 километров, окружность - 40-50. И хотя эти форты тоже устарели довольно быстро, при штурме Кёнигсберга они оказались серьёзным препятствием для Красной Армии, да и я нечто похожее по масштабу могу припомнить разве что на Финском заливе. В отличие от Внутреннего кольца, объехать Внешнее кольцо целиком я не сподобился - этого не сделать за один раз без машины, да и сами форты в основном однотипные - и всё же я увидел два больших и один малый форт.

И ещё, так как в моём рассказе фортификационная и транспортная линии идут параллельно, здесь же покажу Девау - ни много ни мало, первый аэропорт Старого света (1919), с которого началась история пассажирских авиаперевозок не только Германии, но и России.

Для начала - ещё две схемы: расположение фортов и план отдельно взятого Пятого форта "Фридрих Вильгельм III": в принципе, они все устроены по одному принципе, различаясь лишь в деталях. Гарнизон каждого составлял 200-300 человек. Крупные форты расположены через 3-4 километра, там же, где рельеф не позволял простреливать всю территорию между ними, находятся малые форты (1а, 2а и т.д.). Все они построены в 1871-75 годах силами французских военнопленных, а уже в 1885-91 годах форты прошли первую капитальную реконструкцию: артиллерия в те времена эволюционировала очень быстро, и проектирование и строительство форта занимало едва ли не больше времени, чем следующий "шаг" вооружений. Тем не менее, даже в 1945 году на несколько десятков прямых попаданий крупнокалиберного снаряда приходилось 1-2 прямых пробоины. До 1990-х годов форты продолжали использоваться военными - правда, уже как склады и вспомогательные объекты, сейчас же в основном заброшены... однако после ухода военных в фортах стали "всплывать" немецкие тайники - как например коллекция Прусского музея, откопанная в подвалах Третьего форта. Большинство фортов издалека заметны лишь профессионалу - их сооружения "погружены" в землю, и со стороны выглядят как поросшие лесом холмы.

2.

Я в итоге посетил форты №2а "Барнеков", №3 "Король Фридрих III" и №5 "Король Фридрих Вильгельм III", главным упущением же можно считать форт №1 "Штайн", где с 1994 года живут, восстанавливают, собирают экспозицию, водят экскурсии и отбивают чиновничьи и рейдерские атаки энтузиасты - Стас Лаурушонис и его семья.

"Барнеков" и Третий форт мы посетили, возвращаясь на машине из Правдинска и Железнодорожного, и идея эта возникла практически спонтанно - погода неплохая, ещё не совсем стемнело, с нами знаток кёнигсбергских подземелий Юрий Уран... в общем, у въезда в город мы свернули направо и погнали по объездной.
Откровенно говоря, сам "Барнеков" я так и не увидел - он стоит в сотне метров от трассы, искать подъезды к нему мы поленились, продираться через снег, когда машина с включённой аварийкой стоит у обочины - тоже. Прямо на трассу выходит лишь предфортовое укрепление:

3.

4.

Самый крупный Третий форт, прикрывавший железную дорогу на Кранц и Раушен (где предполагаемый противник мог, например, высадить десант), расположен куда как удобнее - близ объездной, но в пределах города, в бывшем районе Кведнау (Северная гора), где до 1970-х годов стояла кирха 16 века. Мы припарковались у автозаправки и направились в эту рощу:

5.

На первый взгляд - роща как роща, ни за что не догадаешься о масштабе скрытого в ней объекта:

6.

Размеры форта - примерно 310х110 метров, и снаружи (тем более под снегом) по сути виден лишь обращённый внутрь города "фасад", прикрытый бетонным ДОТом времён Второй Мировой. Как видно из схемы, Третий форт - один из немногих с изначально "сухим" рвом:

7.

Сейчас он закрыт, ведутся какие-то работы. Закопчёный пожаром вход и заброшенность создают ощущение, что штурм кончился недавно:

8.

Да и выбоины от пуль и осколков - не с войны ли остались? Форт был взят утром 9 апреля 1945 года, а после войны до 1998 использовался как склад артиллерии и химзащиты. После ухода военных именно в его подвалах была найдена "забытая" часть коллекции Прусского музея (ещё одна часть погибла вместе с замком, другая живёт и здравствует в Польше).

9.

А в целом вид у форта мрачный.

10.

Однако наиболее известен на Внешнем кольце Пятый форт, прикрывавший старую дорогу на Пиллау (Балтийск), которая ныне является основной дорогой в Светлогорск и Янтарный. Сюда мы с taiohara ездили в другой день, и уже на троллейбусе:

11.

Дело в том, что с Пятым фортом связан один из ключевых эпизодов штурма Кёнигсберга - из всех укреплений он оказал самое ожесточённое сопротивление... так часто бывает: когда во время боя за крепость какой-то отдельный её элемент, как например 4-й бастион Севастополя или бастион "Кавальер" Измаила, держат удар твёрже, чем едва ли не вся остальная крепость. Так и Пятый форт брали около 5 дней (2-8 апреля 1945 года), дольше чем сам Кёнигсберг - обстреливали из тяжёлых орудий (почти безрезультатно - из 73 попаданий лишь две пробоины), форсировали рвы, "вскрывали" направленными взрывами, и наконец бились с немцами в казематах. По итогам штурма только Героя Советского Союза получили 15 человек.

12.

С 1976 года Пятый форт - военный мемориал, поэтому был открыт для осмотра ещё когда другие форты оставались военными объектами. По масштабу он существенно уступает Третьему форту: его размеры 260х130 метров, но при этом он гораздо ниже... что, впрочем, делает его мощнее. Ров вокруг форта не только широк, но и глубок - около пяти метров:

13.

На набережной - традиционные для военных мемориалов орудия:

14.

15.

По набережной можно обойти полный круг:

16.

Вход прикрывает ДОТ, примерно как на Третьем форте. Именно его подрыв стал переломным моментом штурма:

17.

Камень с именами героев. Роман Бабушкин командовал штурмом:

18.

Насколько я понимаю, внутрь форта в советское время попасть было нельзя, лишь в 2000-е годы его восточное крыло было приведено в относительный порядок.

19.

И больше всего форт впечатляет не снаружи, а изнутри - по его коридорам может проехать если не танк, то бронетранспортёр. Вглубь ведёт главная потерна:

20.

Но и другие сопоставимы с ней по масштабу:

21.

В основном эти коридоры пусты - лампы, стенды с текстом и фотографиями, да одинокая полевая кухня:

22.

Помимо меня, были тут и другие экскурсанты, но в коридорах легко разминуться. За мной, как смотрительница, по пятам ходила немая кошка - она не мяукала, а хрипела.

23.

А разного рода помещений тут десятки, и в основном они пусты. На стенах - выбоины, возможно того самого штурма. Так же изнутри выглядят и другие 11 фортов, но там не пройти без фонарика.

24.

25.

26.

В восточном крыле есть свой внутренний дворик:

27.

Ещё одна потерна с довольно интересной выставкой - опять же только текст и фотографии.

28.

Ещё можно подняться наверх. Изрешечённая труба... вроде и не верится, что всё это так и осталось с войны, а вроде и - как же иначе?

29.

Разрушенные своды западного крыла - в его казематах уже после войны взрывали боеприпасы.

30.

31.

Внешняя сторона форта - как мыс посреди рва:

32.

А вот такие вот камни отмечают важнейшие места штурма:

33.

Пластмассовый дым, горелая вонь
Колючая проволока вдаль километрит
Обрывки резины, колеса и шлак
Слепые траншеи, сухая трава.
Дозорные вышки, осколки стекла
Кирпичные шеренги, крематорий дымится
Консервные банки, обрывки бумаг
Автомат, униформа и противогаз.
....А он увидел Солнце.

34.

И в целом, у меня форты оставили довольно тягостное впечатление. Не своим запущенным состоянием, а так и не остывшими за почти 70 лет следами войны. В Калинининграде, в старых прусских городках, в посёлках и на дорогах думаешь как-то больше о бюргерах, тевтонцах, в крайнем случае о Первой Мировой... а вот на этих фортах как раз-таки понимаешь, что стоит за словами "добить фашистского зверя в его логове".
-----------------

Так что вернёмся пока что во времена Веймарской республики, в район Кальтхоф на восточной окраине Калининграда, куда мимо Королевских ворот ведёт улица Гагарина. Судя по старым фотографиям, это была уютная, но глухая окраина:

35а.

Собственно, сам Кальтхоф я толком и не увидел, хотя там, на Малоярославской, сохранился, например, памятник погибшим в Первую Мировую. Я приехал сюда в сумерках, и успел лишь немного пройтись по улице Гагарина:

35.

Кстати, как обратили мне внимание в комментариях, нумерация домов во многих районах Калининграда немецкая - не по домам, а по подъездам (т.е. дом с тремя подъездами будет идти как три дома у нас):

36.

В принципе эта часть города уже не слишком исторична. Калининград строится - вообще, я бы ни за что не сказал, что здесь живёт всего 400 тысяч человек, "на глаз" он больше напоминает субмиллионники типа Саратова или Воронежа.

37.

И примерно в том месте, где снят кадр выше, надо свернуть на улицу Молодой Гвардии. Приближение аэродрома выдаёт метеостанция, за которой видны руины аэропортовских казарм (по другой версии - гостиницы). Первая стационарная авиационная метеослужба в мире, созданная в 1921 году.

38.

...Как известно, эксклавом Восточная Пруссия была не только для России после 1991 года, но и для Германии после Первой Мировой. Польша, завладевшая Данцигом, была не столь сговорчива, как современная Литва, скорее всего расчитывала заполучить и Королевиц (Кёнигсберг), и уж конечно просто так немцев через свою территорию не пропускала. В то же время, Германии, имевшей в Первой Мировой мощнейший для тех времён воздухшный флот, по итогам Версальского мира было запрещено обладать военной авиацией... но лётчики-то остались! А как результат, именно в Кёнигсберге в 1919 году возник первый в Европе, если не в мире, гражданский аэропорт Девау... точнее, первые аэродромы, в том числе с гражданскими самолётами, появились ещё до Первой Мировой (скажем, в Москве - в 1910 году на Ходынском поле), но по сути представляли собой лишь лётное поле с ангарами и от аэропортов в современном смысле отличались примерно как конка от трамвая. И в общем-то Девау принял такой облик скорее не в 1919-м, а в 1921-м.
Путь к нему от метеостанции - по улице Молодой Гвардии, мимо вот таких вот домов характерного вида... впрочем, о назнаечнии большинства зданий я так и не нашёл однозначных сведений:

39.

Девау на три года старше берлинского аэропорта Темпельгоф, и более того, именно отсюда началась история рейсовой пассажирской авиации в России: в 1921 году здесь было создано Русско-Германское общество "Дерулюфт", а 30 апреля 1922 года состоялся первый рейс Кёнигсберг-Москва, приземлившийся на Ходынском поле. Первыми самолётами были были "Фоккеры F-3" (а компания "Фоккер", лидер европейского авиастроения в 1920-е годы, образовалась в 1912 году в Берлине, была де-факто немецкой, и лишь после Первой Мировой перебазировалась в Нидерланды).  Если современные самолёты преодолевают этот путь за 2 часа, в те времена это было 9 часов лёта, с посадками в Каунасе и Смоленске (альтернативный вариант - в Риге). Однако линия пользовалась спросом: уже 10 мая в Кёнигсберге прилетели Есенин с Айседорой, а позже рейсы совершались до 6 раз в неделю, возникла линия Москва-Кёнигсберг-Берлин (15 часов пути), а помимо самолётов Девау принимал и цепеллины. И в общем, этот аэродром видел исторических личностей от Маяковского до Гитлера.

40.

Вообще, Восточная Пруссия издавна славилась своими лётчиками, первые из которых были в основном аристократического происхождения и едва ли не потомками тевтонцев. Помимо Девау, была тут и школа Люфтваффе в Нойкурене (ныне Пионерский), среди выпускников которой был Эрих "Бубби" Хартман, ас №1 всех времён и народов, сбивший в воздушных боях 362 самолёта (из них 261 - советские). В советское время через Калининградскую область прошли 4 будущих космонавта, в том числе Леонов и Пацаев. Что при немцках, что при Советах область была буквально нашпигована аэродромами и авиабазами. И по словам taiohara, здесь всё ещё много людей, устремлённых в небо. Вспоминается "Планета Людей" Экзюпери, где лётчики действительно были кем-то вроде рыцарского ордена: "Моторы тогда были очень ненадежны, Мермоз потерпел аварию и попал в руки мавров..." - думаю, у немцев преданность небесному ремеслу была ещё крепче, чем у французов. В жилгородке Девау вот даже сараи - в виде маленьких ангаров:

41.

Вот кстати, Девау везде рекомендуют как "первый аэропорт в Европе". То есть, как я понимаю, в США,  где в принципе изобрели самолёт, есть аэропорты и старше? Или японцы отличились, или англичане в колониях? Пояснил бы кто! А то может и не в Европе вовсе, а в мире?

Конец улицы Молодой Гвардии, вид по сути от ворот аэропорта:

42.

Больше всего меня озадачило вот это здание в стиле баухауз. Дирекция аэропорта? Гостиница? Общежитие для лётчиков? Говорят, с его балкона выступал по прилёту в Кёнигсберг Гитлер - уж не знаю, правда или легенды:

43.

Сейчас местность близ Девау выглядит достаточно неприглядно. После войны аэродром ещё худо-бедно функционировал, но с начала 1950-х годов уже явно не удовлетворял потребностям времени, и наконец в 1962 открылся нынешней аэропорт Храброво. Девау же занимает авиационно-спортивный клуб. У входа на лётное поле встречает скверик с бетонными руинами внутри:

44.

Это всё, что осталось от первого в мире аэровокзала, построенного в 1922 году Гансом Хоппом. К вокзалу, как крылья, примыкали два ангара. Всё это было разрушено в 1945 году, во время штурма.

45.

Сохранились вспомогательные постройки - гараж и башня управления полётами (1921), опять же первая в Европе:

46.

Они же:

47.

На лётном поле стоят малые самолёты. Калининградские энтузиасты давно говорят о проекте возрождения Девау, и план-максимум впечатляет: воссоздать аэровокзал, внутри и в ангарах разместить музей истории авиации и воздушных традиций этой земли, а само Девау сделать международным аэродромом малой авиации. В Европе частные самолёты - явление гораздо более распространённое, чем у нас, и появление такого объекта прославило бы Калининград на весь мир. Пока что судьба на волоске: вроде бы суд признал незаконным строительства в охранной зоне аэропорта, и над самим полём угроза застройки уже не висит - но у нас ведь это ещё ничего не значит.... А впрочем, видя, с какой скоростью поднимается из руин старый Кёнигсберг, я всё же рискну быть оптимистом. Тут спасли "Витязя", отреставрировали и сделали музеями уже несколько старинных башен и ворот, восстановили Кафедральный собор, открыли для экскурсий "Пацаева" - так почему бы и в возможность возрождения Девау не поверить?

48.

На этом с Кёнигсбергом фортификационно-транспортным - всё. Следующие 4 поста - о в основном прекрасно сохранившихся кёнигсбергских предместьях по мере удаление от центра. И начнём с вплотную прилегающих к внутреннему кольцу районов Хуфен и Марауниенхоф.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

Аэродром «Девау» - Калининград


www.youtube.com/watch?v=_5bWp04fnnU&lc=UgwIG1YHcBzH-3iF...
В 1799 году территория освоена, как учебный плац.
В 1919 году в восточном предместье Девау построили аэропорт. Это был ПЕРВЫЙ гражданский аэропорт в Германии и один из первых в мире. В 1922 году отсюда, еще до создания отечественной гражданской авиации, стартовала первая в России регулярная международная авиалиния Кенигсберг-Москва, которую эксплуатировало совместное Русско-германское общество «Дерулюфт».
Открывшийся в 1919 году аэропорт Кёнигсберг-Девау (Konigsberg-Devau) стал первым аэропортом Германии и одним из первых аэропортов мира. Именно сюда в 1922 впервые прибыли самолёты авиалинии Москва-Рига-Кёнигсберг, первой международной авиалинии Советского Союза.
В 1921 в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой. Построенный в 1922 аэровокзал тоже удостоился чести стать первым аэровокзалом Европы.
Калининградский аэропорт образован в 1945 году в Кенигсберге на базе одного из старейших
После Второй мировой войны с Девау осуществлялись полеты в некоторые города Прибалтики, которые в 70-х годах были прекращены.
60-70 годах кроме транспортных перевозок, калининградское авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.
В первые послевоенные годы аэропорт обслуживал авиалинию Москва-Калининград-Берлин.
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма Ан-10 и для было решено использовать для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво. В 1961 году Калининградский аэропорт был объединён в одно предприятие с 64‑й авиационной эскадрильей Белорусского территориального управления гражданского воздушного флота (БТУ ГВФ).
20 марта 1962 года Храброво приземлился первый самолёт Ан-10, открывший линию Калининград — Минск — Москва. В декабре 1976 года в аэропорту «Храброво» приземлился первый самолёт Ту-134А, который прибыл на постоянное место базирования, а с 1 января 1977 года он совершил свой первый рейс на линии Калининград-Москва.

Аэропорт утратил свой статус городского, теперь уже калининградского аэропорта, уступив место новому аэропорту Калининград-Храброво. С 1986 года база местного аэроклуба ДОСААФ.
На площадке аэродрома часто проходили концерты. Из за недофинансирования крайний полет состоялся в 2008 году. Чуть позже на окраине полосы началась незаконное строительство жилых домов, что сделало невозможным эксплуатацию аэродрома. Суд был выигран, но здания пока не снесены. Весь парк АН-2 выработал свой ресурс, находится в неудовлетворительным состоянии. На 2017 год осталась учебная площадка для сдачи на все категории прав от ДОССАФ. Погулять и пофоткатся можно спокойно. Охрана охраняет самолеты от деукомплектации

Аэропорт Девау (Калининград) / Остальное

Описание

В 1919 году в восточном предместье Кёнигсберга, Девау построили аэропорт. Это был ПЕРВЫЙ гражданский аэропорт в Германии и один из первых в мире. В 1922 году отсюда, еще до создания отечественной гражданской авиации, стартовала первая в России регулярная международная авиалиния Кенигсберг-Москва, которую эксплуатировало совместное Русско-германское общество «Дерулюфт». В 1921 в Девау открылась метеослужба, ставшая первой в мире стационарной авиационной метеослужбой.
После Второй мировой войны с Девау осуществлялись полеты в некоторые города Прибалтики, которые в 70-х годах были прекращены.
В 60-70 годах кроме транспортных перевозок, калининградское авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.
В первые послевоенные годы аэропорт обслуживал авиалинию Москва-Калининград-Берлин.
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма Ан-10 и для было решено использовать для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво.
Аэропорт утратил свой статус городского, теперь уже калининградского аэропорта, уступив место новому аэропорту Калининград-Храброво. С 1986 года база местного аэроклуба ДОСААФ.
На площадке аэродрома часто проходили концерты. Из за недофинансирования крайний полет состоялся в 2008 году. Чуть позже на окраине полосы началась незаконное строительство жилых домов, что сделало невозможным эксплуатацию аэродрома. Суд был выигран, но здания пока не снесены. Весь парк АН-2 выработал свой ресурс, находится в неудовлетворительным состоянии. На 2017 год осталась учебная площадка для сдачи на все категории прав от ДОССАФ. Погулять и пофоткаться можно спокойно. Охрана охраняет самолеты от деукомплектации.

От Девау до Храброво - loris.brand — LiveJournal

Такой короткий рейс, меньше двух часов в пути. Москва - Калининград. Не успеваешь даже вздермнуть в самолете, как бортпроводница объявляет: "Дамы и господа, наш самолет готовится произвести посадку в международном аэропорту Храброво..." Подумать только, а ведь почти век назад на данный перелет требовалось девять часов. И это была первая регулярная и первая международная авиалиния России, с которой начинается история отечественной гражданской авиации.

Много букв или немного - под катом)


02 На восточной окраине Калининграда сейчас располагается старый аэродром авиационно-спортивного клуба. Именно с этого места начинается история. Это знаменитый Кёнигсбергский аэродром Девау. Имение Девау, когда-то принадлежало к королевским владениям и имело многовековую историю. В первом упоминании в поземельном кадастре 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовалось как военный плац. Не удивительно, что до Первой мировой войны здесь располагался один из крупнейших гарнизонов в Германии и базировалась военная авиация.
После подписания Версальского договора, Девау пришлось пережить второе рождение. Это 11 ноября 1919 года. С некогда военного аэродрома открыли воздушное сообщение по линии Кёнигсберг-Берлин.

03 Второе рождение Девау хоть и отметил первыми рейсами, но ему предстояло заново возродиться. Тк были разрушены бывшие ангары, мастерские, казармы. в 1921 году активно ведутся переговоры между Россией и Германией об открытии сообщения Москва-Берлин. В итоге было основано русско-германское общество Дерулюфт. (Полное название акционерного общества – «Deutsch-Russische Luftverkehrs», сокращенно Deruluft). И в конце 1921 года обществу было выдано разрешение на осуществление перелетов по маршруту Кёнигсберг-Москва. А почему же тогда обсуждался маршрут Москва-Берлин? Все просто, самолетом из Москвы в Кёнигсберг, а оттуда на скором поезде до Берлина.
А первый рейс на Фоккере FIII по маршруту Кёнигсберг-Москва состоялся 30 апреля 1922 года с местом посадки на Ходынском поле.

04 За все время согласований маршрута, переговоров Девау не оставался без изменений. Благодаря финансовым инвестициям уже в конце 1921 года на аэродроме размещается метеослужба, ставшая первой в мире стационарной службой авиационной погоды. И строится вышка руководителя полетами. Она - единственное уцелевшее здание в наши дни, но уже после Второй мировой войны.

05 А к концу 1922 года открывается, в понятном нам виде, аэропортовый комплекс. Это здание терминала.

06 Рядом с терминалом было построено два ангара, которые могли вмещать от 10 до 15 самолетов.

07 Активность воздушного сообщения нарастает. Если в 1922 году на маршруте Москва-Кёнигсберг в летний период (с 1 мая по 1 сентября) регулярность перелетов составляла два раза в неделю, то на следующий год - это уже было три перелета. А с 1925 по 1927 рейс выполнялся регулярно. Помимо гражданских перелетов, рейсами доставлялась еще и почта.

08 С 1928 года стали осуществляться рейсы в Ленинград.

09 Возможностью к увеличению частоты перелетов и к расширению маршрутной сети стало, говоря современным языком, расширение воздушного парка.

10 Вова lnago я же не перепутала?

11 В 1930 году в Девау состоялось торжественное прибытие дирижабля "Граф Цеппелин", на котором годом ранее был осуществлен кругосветный перелет.

12 Совместное российско-германское общество Дерулюфт просуществовало 15 лет. С прекращением деятельности компании прекратилось и воздушное сообщение с Москвой.

13 Однако в Девау в августе 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, прилетал дирижабль "Граф Цеппелин-2"

14 В военные годы с аэродрома продолжали осуществлять пассажирские перевозки, но он также выполнял и военные функции. 9 апреля 1945 года аэропорт заняли советские войска, но от него уже мало что осталось. Только часть ангарной постройки и здание управления полетами.
Все это и дальнейшую судьбу аэропорта, во время визита в Калининград, мне, Илье shatilin, калиниградским споттерам rumyantsevphoto, skandinavia и ren_ar и местным СМИ, рассказал Валерий Цветков. Он автор книги "Полет из Кёнигсберга в Калининград"

15 Датой образования аэропорта Кёнигсберга принято считать 8 октября 1945 года. Возобновились рейсы по маршруту Москва-Кёнигсберг-Берлин. Но теперь уже на самолетах Ли-2

16 Сейчас на территории аэропорта хранится Ли-2 1953 года выпуска. После списания он какое-то время стоял на постаменте в Калининграде, но его постепенно разбирали на запчасти.

17 Его демонтировали и сейчас ведутся переговоры о восстановлении самолета, понятно, что не до летного состояния, а как музейный экземпляр.

18 В 60-70 годах кроме транспортных перевозок, калининградское авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.
С 1962 года пассажирские авиаперевозки переместились в Храброво, где с 1930-х годов действовал аэродром "Повунден" (Powunden).
А в 1979 здесь году построен новый пассажирский терминал.

19 А еще через десять лет аэропорт получил статус международного.

20 Здорово сравнить аэропорт в те годы и сейчас)

21 Сейчас идет усиленная реконструкция аэропорта. Поэтапно вводятся части нового терминала (начало реконструкции)

22 На данном этапе план реконструкции терминала претерпел несколько изменений. Но строительство ведется.

23 Ах, да, забыла упомянуть. Ведь Храброво является аэропортом совместного базирования. Немножечко заглянем к соседям)

24 И вид на терминал.

Что же было в Калининграде и в Храброво, я расскажу еще.

ЗЫ Часть фотографий найдена в интернете с помощью народного поиска.
ЗЫ 2 Если вы заметили неточность в рассказе, обязательно говорите. Память то - девичья))
ЗЫ 3 спасибо zbltnv за правки по тексту.

Иногда интересные картинки встречаются у меня в Instagram , welcome!
Отследить мои перемещения можно в Foursquare , welcome - взаимно!
Ну и, кто не знал, я также есть в Тви.

Обнимаю, целоваю. Ваша Юля.

авиаторы предложили властям передать им заброшенный аэродром в Нивенском

Исторический объект

Во минувший вторник губернатор Антон Алиханов сделал в своем Инстаграме подробный пост о снятии с Девау статуса аэродрома. По словам главы региона, инфраструктура этого объекта, не использовавшегося по прямому назначению около десятка лет, сегодня в аварийном состоянии, а здание аэропорта (оно построено, к слову, по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ханса Хоппа) подвергается разрушению. Губернатор напомнил, что застроить саму территорию аэродрома невозможно, так как она является предметом охраны объекта культурного наследия, но там можно развернуть филиал парка «Патриот», то есть сохранить аэродром «как памятник первым авиаторам Европы, развить полеты парапланов и дельтапланов, проводить там соревнования по техническим видам спорта».

К тому же, рядом с Девау расположен проблемный объект долевого строительства. Дом строился не совсем законно, а покупавшие там квартиры, конечно, не были в курсе того, что застройщик запланировал недопустимую для этого земельного участка этажность. В итоге, появились обманутые дольщики, и один из вариантов решения вопроса с ними - как раз лишить Девау статуса аэродрома. Но главной проблемой Девау, по мнению Алиханова, является его местоположение, из-за которого «любая техническая неисправность самолета неизбежно приведет к падению его в густонаселенный район».

Полеты в любую погоду

Альтернативой Девау может стать аэродром возле поселке Северный, что в 25 километрах от Калининграда (по направлению на Багратионовск). В правительстве области «Комсомолке» сообщили, что уже получили обращения по поводу этого объекта. В том числе - от предпринимателя Гайка Закаряна, который предлагает организовать регулярные авиаперевозки самолетами малой авиации в Польшу и другие страны Европы. Этой идеей особенно заинтересовались в областном Центре поддержки предпринимательства, где готовы помочь с поиском решений для реализации проекта. А в четверг на заброшенном сегодня военном аэродроме в Нивенском прошла встреча с летчиками, представляющими легкомоторную авиацию Калининградской области.

"Перевод аэродрома из Девау в Северный - это идеальный вариант", - уверен летчик-инструктор Виктор Гнут.Фото: Иван МАРКОВ

- Перевод аэродрома из Девау в Северный - это идеальный вариант, потому что это, наверное, самое подходящее место в области, - уверен летчик-инструктор Виктор Гнут. - Тут бетонное покрытие, благодаря которому аэродром может использоваться всепогодно.

По словам Гнута, частые дожди вынуждают летчиков отказываться от посадки на грунтовые полосы имеющихся аэродромов и уходить в Храброво, где им тут же предъявляют огромные счета на взлет, посадку и стоянку.

- Аэродром в Северном можно использовать всегда, - объясняет Виктор Гнут. – У него есть перспектива развития. Главное – воля властей. Если они повернутся лицом к авиации общего назначения, то здесь все может получиться. В этом случае и самолеты у нас останутся, и будет перспектива развития, и подготовкой летчиков и парашютистов можно будет начать заниматься. Все это сделать реально без больших вложений. Причем, в довольно короткие сроки. В течение месяца-двух мы бы не один и не два самолета сюда посадили.

Также Гнут заметил, что площадка аэродрома Девау уже не очень безопасна для прыжков с парашютом.

- Там очень ограниченная площадка, высоковольтные провода, был даже случай печальный в этом отношении, - напомнил летчик-инструктор. - Парашютистов-перворазников там бросать не рекомендуется. Но для спортсменов там помех нет.

Место притяжения энтузиастов

Главная проблема аэродрома в Северном – его неопределенное будущее. Статус военного аэродрома он уже потерял, а статус гражданского еще не приобрел. Сейчас земельный участок, на котором расположена взлетно-посадочная полоса длиной 2,6 километра, рулежные дорожки, больше двух десятков капониров, а также несколько заброшенных зданий, включая бывший штаб, находится в собственности правительства Калининградской области. Площадь всего участка – примерно 55 гектаров. Речь о том, чтобы использовать аэродром для нужд малой авиации заходила еще в августе 2016 года. Тогда и.о. губернатора Евгений Зиничев предложил эту идею на одном из рабочих совещаний. Но дальше разговоров дело не зашло.

По мнению летчиков, представляющих гражданскую авиацию, аэродром было бы разумно передать в управление какому-либо аэроклубу, спортшколе или другой профильной некоммерческой организации. В этом случае энтузиасты смогут постоянно поддерживать площадку в рабочем состоянии. Пример для этого уже есть – в краткие сроки на ровном месте был создан аэродром Вальдау рядом с поселком Низовье.

- Для поселка Северный, буквально вымирающего сегодня, это бы стало серьезным подспорьем, - добавил Гнут. – Это у них поселкообразующее предприятие будет. Тут же живут техники, летчики, военные пенсионеры. Они сразу сюда прибегут и пить бросят.

На территории находятся несколько заброшенных зданий, включая бывший штаб.Фото: Иван МАРКОВ

«Идеальная платформа»

В развитии аэродрома в Нивенском заинтересован и бизнес. Уже упомянутый предприниматель Гайк Закарян, являющийся поклонником малой авиации, заявил «Комсомолке», что старается сделать все возможное для ее развития в регионе.

- Этот аэродром – идеальная платформа для развития всей авиации Калининградской области, в особенности малой, - считает Закарян. - Это точка притяжения, на базе которой можно создать и учебный центр, и производство. Взлетно-посадочная полоса здесь позволяет производить безопасные полеты. Это важно, так как мы отвечаем и за себя, и за пассажиров.

Бизнесмен Гайк Закарян уверен, что безопасным полетам ничего мешать не будет.Фото: Иван МАРКОВ

Вложения в аэродром, по мнению Закаряна, конечно, нужны, но они не будут большими.

- Бетонная полоса существует тут еще с военных времен (у немцев это был аэродром Йесау – Ред.), она реконструировалась советскими авиаторами, была приведена в порядок и позволяла сажать сюда даже тяжелые грузовые самолеты, - добавляет бизнесмен.

Что же касается аэродрома Девау, то в настоящее время правительство области забирает его землю в собственность – соответствующая документация уже ждет подписей в Росимуществе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дома вместо самолетов: аэродром Девау перестанет быть аэродромом

На заседании правительства Калининградской области губернатор Антон Алиханов поручил снять с Девау статус аэродрома.

- Аэродром для самолетов в пределах города иметь нецелесообразно, - заявил Антон Алиханов. – Если вдруг какой-нибудь легкомоторный самолет заглохнет над городом, то ему нужно будет дотянуть до Девау либо падать. Куда? На улицы, на дома или еще куда-то (ПОДРОБНЕЕ).

100-летие аэродрома Девау в Калининграде отпразднуют без ретро-самолетов

В начале года практически все новостные порталы Калининграда проанонсировали фестиваль «100 лет Девау», приуроченный к юбилею «старейшего в Европе гражданского аэропорта». Сообщалось, что фестиваль пройдет с 17 по 18 августа (аэропорт открылся 11 ноября 1919 года) и примет около сотни представителей малой авиации из различных стран Европы. Однако в июле оказалось, что у фестиваля большие проблемы, и, даже несмотря на решение визового вопроса (спасибо электронным визам), праздник будет не таким представительным.

Мы выяснили, что происходит с фестивалем, и почему буквально с каждым днем скукоживаются его масштабы.

Старейший и заброшенный

Сам аэродром Девау сегодня выглядит довольно жутко. У здания аэровокзала, на котором висит пара мемориальных досок и выцветший плакат с историческими вехами и основными датами, догнивают три «кукурузника». Летное поле пересекает высоковольтная линия электропередач (видимо, когда ее проводили, о 100-летнем юбилее не задумывались), а по его периметру растут, как грибы, многоэтажки. Все это хозяйство охраняет несколько сидящих на цепи собак и бывший десантник. Сторож по совместительству является членом аэроклуба, в котором школьники занимаются планеризмом.

- Как идет подготовка к 100-летию? – спрашиваю я пенсионера-десантника.

- Вот, поле скосили, мульчирование почвы провели, - отвечает он, а потом горько усмехается: – Только деньги уже закончились, и будут ли они еще – не понятно.

Если кто-то наблюдал за ходом подготовки к празднику через интернет, то все до недавнего времени, вроде бы, было неплохо. У фестиваля есть сайт, на котором была расписана двухдневная программа - и авиашоу, и прыжки с парашютом, и воздушные шары, и выставка ретро-самолетов, и прочие сопутствующие элементы, вроде стритфуда, концерта и детских аттракционов. В списке организаторов до 23 июля было заявлено даже правительство Калининградской области. Правда, не совсем понятно, за чей счет будет проходить весь этот «банкет» - ни одного спонсорского логотипа на сайте и сегодня не видно. Есть лишь призыв «Успейте принять участие в масштабном фестивале», рядом с которым мигает кнопка для предполагаемых инвесторов.

Внезапные перемены

В понедельник в правительстве нам сообщили, что никакого отношения к празднику ни одно из министерств не имеет.

- Правительство области не является организатором, мы уберем баннер с сайта, - подтвердила пресс-секретарь фестиваля Виктория Шумилина.

Какие самолеты мы все-таки увидим на фестивале, до сих пор неясно.Фото: Иван МАРКОВ

Стоит отметить, что вслед за баннером правительства области с сайта исчезла важная дата. Двухдневный праздник внезапно стал однодневным. Чтобы понять, почему так штормит оргкомитет, мы побеседовали со всеми организаторами празднования юбилея аэродрома. Правда, не все из них оказались разговорчивыми. В частности, председатель регионального отделения ДОСАФФ России Олег Урбанюк (он также совмещает свою деятельность с работой депутата облдумы), отвечающий за общие вопросы подготовки фестиваля, сообщил только, что мероприятие состоится в любом случае.

- Фестиваль будет однодневным, - заявил Урбанюк. – Проходить будет только 18 августа. Сколько самолетов, сказать не могу.

Из сотни прилетят только 50

Начальник калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Сергей Мащенко оказался более информирован.

- Да, правительство области не хочет участвовать в организации фестиваля, - рассказал Мащенко. – Участвует только ДОСААФ. Почему они отказываются, не могу сказать. Я им даже вопроса такого не задавал. Домыслами я делиться не хочу, поэтому и комментировать ситуацию не буду.

Как бы то ни было, Мащенко уверен, что на фестиваль «прилетит много самолетов».

- Их будет порядка 50 штук, - продолжил начальник АСК. – Какую-то часть разместим на Девау, а какую-то – на Вальдау (поселок Низовье – Ред.). Сейчас утрясаем планы по перелетам. 18-го числа будут самолеты стоять в линеечку, также будет выброска парашютистов, полеты планеристов, выставка военной техники разных ведомств и концертная программа.

- А почему, если отмечается столетие Девау, часть самолетов будет приземляться в Вальдау?

- Я не могу принять все самолеты, таковы условия. Травяная взлетно-посадочная полоса у меня пока еще только в стадии подготовки, а на грунтовую полосу не все самолеты могут сесть, так как у них низко расположен винт, а полоса в камнях.

На восстановление взлетно-посадочной полосы ДОСААФ выделил минимальные средства (сколько именно, Мащенко сообщить отказался), к тому же, те, кто проводит работы по благоустройству, еще не все эти деньги получили на руки.

Фестиваль без раритетов

Что касается участия в фестивале ретро-самолетов, то их, по словам начальника АСК, уже точно не будет.

- Никаких ретро-самолетов в наших списках нет, - заявил Мащенко. – На данный момент у нас также нет спонсоров.

Стоит сказать, первоначально выставка ретро-самолетов была одним из центральных событий фестиваля. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Комсомолке», что иностранцы обещали доставить в Калининград раритетный немецкий самолет Юнкерс Ю-52, который производился с 1932 по 1945 год, активно закупался Советским Союзом и имел неофициальное прозвище «Тетушка Ю», несколько учебно-тренировочных самолетов, а также американский транспортник Дуглас DC-3, вышедший в серию в 1935 году.

О трудностях эксплуатации аэродрома Девау Мащенко рассказал довольно подробно. Дело в том, что прилегающая территория начала застраиваться высотками еще в 2012 году, а высоковольтная линия электропередач, протянувшаяся поперек аэродрома, усложняет жизнь не только пилотам, но и парашютистам. Из-за проводов тренировки для новичков в этом месте сейчас проводить опасно. А чтобы остановить развивших прыть застройщиков, руководство аэродрома в этом году получило продление свидетельства летной годности на 5 лет - до 2024 года.

- На сегодняшний день Девау – это действующий аэродром, - продолжает Мащенко. - В соответствии с федеральными авиационным правилами, вся застройка на аэродроме должна вестись только по согласованию со старшим авиационным начальником. Ту застройку, которую правительство области предлагает нам провести, я согласовать не могу.

Начальник Авиационно-спортивного клуба также напомнил, что вся территория аэродрома является объектом культурного наследия регионального значения.

- Строить на ней нельзя, но, если уж говорить откровенно, статус памятника снять можно всегда, - добавил он.

Расстроенный немец Ланчелле

В истории с фестивалем есть еще две знаковые фамилии. Это начальник аэродрома Вальдау Александр Филин и координатор для иностранных пилотов из общества авиационного спорта Киля Рене Ланчелле. Последний 1 июля разослал тревожное письмо пилотам, собиравшимся лететь в Калининград и рассказал, что организаторы праздника урезают финансирование и не смогут подготовить площадку для принятия самолетов.

- Таким образом, для нас этот замечательный проект завершен, - написал Ланчелле. - Это означает в том числе и то, что Ганзейский офис, участвующий в организации, прекращает работу по этому проекту.

На момент рассылки письма в списке участников фестиваля было уже 130 человек и 72 летательных аппарата. Сообщение Ланчелле многих напугало, поэтому после него многие, конечно, отказались лететь в Калининград. Однако пресс-секретарь фестиваля сообщил «Комсомолке», что недоразумение спустя несколько дней получилось утрясти, и Ланчелле остался в оргкомитете.

Упущенный шанс

Александр Филин рассказал, что ожидал, что ситуация может развиться по такому сценарию. Начальник аэродрома Вальдау вспомнил, как в 2017 году многие иностранные летчики, которые сейчас собираются прилететь в Калининград, побывали здесь и успели столкнуться с некоторыми недоразумениями и административными препятствиями. Тем не менее, прилетевшим немцам сотрудники аэродрома Вальдау сделали культурную программу, составили маршрут полета над областью, разработали экскурсию. А фото первого авиационного тур-маршрута они распечатали на большом холсте, на нем расписался каждый пилот, и сейчас он висит на аэродроме как историческая реликвия.

- Как соорганизаторы мероприятия мы уже заранее решили, что будем готовить альтернативную площадку на тот случай, если по каким-то причинам не удастся принять самолеты на Девау, - говорит Филин. - У нас каждый день ребята работают сейчас: косят траву, мусор убирают, за маркировкой взлетно-посадочной полосы следят.

Филин также рассказал, что полгода назад вместе с бывшим командующим ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенантом Виктором Сокериным записался на прием к губернатору. Сокерин и Филин предложили совместить фестиваль на Девау с инвестиционным форумом (многие авиаторы-иностранцы оказались владельцами крупных фирм и концернов). Однако правительство области через некоторое время от идеи почему-то отказалось.

- 100-летие Девау – это был шанс подняться на очень высокий уровень, - продолжает Филин. – Можно было офигенное шоу сделать и кучу очков набрать на этом. Это был бы политический шаг, показывающий, что Калининградская область открыта к экономическому сотрудничеству. Если хотите, это мог бы быть наш фестиваль в Жуковском. Как иначе сюда люди с инвестициями пойдут? В пробке на границе встанут?

Как пройдет 100-летие Девау, пока не совсем понятно, но перспективы у фестиваля вырисовываются не очень жизнерадостные. Также ясно одно: если полуразрушенный аэродром, действительно один из первых в Европе и старейший в России, сейчас не привели в порядок, то после юбилея ему грозит окончательное запустение, а развитие малой авиации в регионе снова ляжет на плечи энтузиастов.

Фестиваль "100 лет аэродрому Девау"

Одно из самых долгожданных событий этого лета! 100 лет Аэродрому «Девау»!

Калининград
Пригородная улица 4, Калининград

Старейший Старейший аэродром Европы знаменит в Калининграде и большой России тем, что на его территории устраивают наиболее яркие и зрелищные мероприятия в формате #openair

Посмотрите, как это было в прошлом году в видео. 

Но шоу этого года будет просто феерическим!!!
Будем отмечать юбилей — 100 лет «Девау»

18 августа, в День авиации России, мы покажем:

Прыжки с парашютом.
Авиашоу
Авто-гонки — реальный экшн!
Военная реконструкция — живая история на расстоянии вытянутой руки для вас и ваших детей.
Выставка красивейших ретро-автомобилей области
Тир с пневматическим оружием от легендарного стрелково-спортивного клуба ДОСААФ.
Пейнтбол.
Армрестлинг и поднятие гирь для настоящих русских богатырей!
Грандиозное файер-шоу «Призрачный гонщик».

И всё это — под хиты русского рока от знаменитых KONIG TRIBUTE BAND @konig_tribute_band!!! Ребята зажгут по-взрослому.

Но и это еще не все 

БЕСПЛАТНАЯ полевая кухня.
Для младших посетителей — детская площадка с аниматорами и развлечениями по возрасту. 6+

«100 лет аэродрому Девау» — это шоу, которое объединяет всех! 
Где будет по-настоящему интересно, зрелищно и познавательно и детям, и взрослым.

Когда: 18 августа
Где: аэродром «Девау» (г.Калининград, ул. Пригородная 4)
Во сколько: 12:00–19:00
Условия входа: БЕСПЛАТНО!

Готовьтесь отлично провести время 18 августа и сделать самые яркие фото этого лета.

Программа фестиваля

Торжественное открытие фестиваля состоится ровно в полдень 18 августа. В рамках церемонии открытия в 12.30 состоятся показательные полеты самолетов малой авиации и будет осуществляться выброска парашютистов-спортсменов.
С 13 до 14 состоится первая серия заездов автокросса, с 15.30 до 16.30 – второй заезд.
С 14 до 17 часов в небо над Девау будут подниматься представители сверхлегкой авиации – парапланеристы продемонстрируют серию показательных полетов.
С 14 до 15 часов на одной из площадок фестиваля будет работать Калининградский Клуб служебного собаководства ДОСААФ России. В программе – показ элементов послушания собак, защитной службы и танцы с собаками.
С 15 до 16 часов зрители станут болельщиками в необычных состязаниях – заездах ездовых собак.
С 15.30 до 16.30 состоятся соревнования по авиамодельному спорту на Кубок ДОСААФ России.
Сцена фестиваля с 14 до 17 часов будет предоставлена певческим и танцевальным коллективам Калининграда. В первой половине концерта прозвучат классические, народные, эстрадные произведения, с 17 часов – музыка и хиты современного молодежного направления. В рамках концертной программы пройдут показательные выступления спортсменов секции кёкусинкай каратэ КОСТШ ДОСААФ России и воспитанников военно-патриотического клуба «Наследие» ДОСААФ, группы жонглеров.
В 17.00 состоится награждение победителей и призеров соревнований и церемония закрытия фестиваля.
С 17.30 на сцену выйдут музыканты и солисты группы «KONIG TRIBUTE BAND», концерт завершится в 19.00.
С 18.30 до 19.00 гости и участники фестиваля увидят огненное шоу «Призрачный гонщик».

В рамках фестиваля будут организованы выставки техники ДОСААФ, бронетехники и оружия сил специального назначения, находящейся на вооружении в береговых войсках Балтийского флота, в Росгвардии, МЧС; ретро автомобилей; оружия времен Великой Отечественной войны. Также зрители увидят фрагмент реконструкции боевых действий времен Великой Отечественной войны, подготовленный членами Клубов военно-исторической реконструкции Калининграда.⠀

Увидимся на «Девау»!



Смотрите также

Описание: