Где на крите находится лабиринт минотавра


Где находится лабиринт минотавра на Крите

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

Кносский дворец (William Allen)

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

История происхождения

Персонаж древнегреческой мифологии, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Родился у Пасифаи, супруги критского царя Миноса, после того как та вступила в интимную связь с быком. Царь Минос поселил чудовище в Кносском лабиринте. Минотавра кормили человечиной, отправляя к нему в лабиринт преступников.

Есть несколько трактовок образа Минотавра и его возможного происхождения. Историк Владимир Борухович указывает на сходство Минотавра с богами Древнего Египта, которые также изображались в виде людей с головами животных. Другая похожая версия гласит, что образ Минотавра в Древней Греции — это вариация на тему финикийского божества по имени Молох, которое тоже выглядело как бык и человек в одном теле. Этому божеству приносили в жертву детей. Убийство Минотавра символизирует ликвидацию культа Молоха.

Лабиринт Минотавра

Древнегреческий философ Плутарх рационалистически толкует миф и считает, что в образе Минотавра воплотилась память о некогда взаправду существовавшем человеке. Якобы у царя Миноса был лютый начальник стражи по имени Тавр, и тот принимал участие в боях, которые устраивали в Лабиринте с пленниками развлечения ради. Позже этот Тавр был убит афинянином Тесеем во время боя в гавани.

Английская писательница Мэри Рено создала роман «Тесей» на основе мифов Древней Греции. В этой литературной версии истории появления образа Минотавра в миф преобразилась взаправду существовавшая на острове Крит традиция «бычьей пляски» — вида жертвоприношения. На критских фресках якобы можно увидеть изображения «бычьей пляски».

Минотавр и Кентавр

В греческой мифологии много персонажей, во внешнем облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Минотавра иногда путают с кентавром, однако это разные персонажи. Кентавр — это существо с человеческим торсом, который «растет» из тела коня, мифологизированный образ всадника. У Минотавра голова быка «сидит» на человеческом теле. Еще один звероподобный персонаж — фавн. Человек с козлиными ногами, рогами и бородой, покровитель пастухов и скотоводов.

Греческие предания описывали его как монстра большого роста, с телом атлета и бычьей головой. Матерью его была Пасифая (не стоит путать ее с нереидой Пасифеей), дочь бога солнца Гелиоса и царица Крита, жена Миноса. Минос взошел на престол, лишь победив своего брата с благословением богов. Чтобы Минос подтвердил свои благородные намерения и стал благочестивым царем, Посейдон прислал ему великолепного быка и повелел принести животное в жертву.

Миносу стало жаль убивать такое чудесное создание, и он отпустил быка пастись вместе со стадом, а вместо него заколол другого, обычного. Посейдон разгневался и внушил Пасифае противоестественное влечение к быку. По некоторым источникам, сам Посейдон (в ряде мифов — Зевс) превратился в быка, чтобы совокупиться с царицей.

Спустя положенный срок царица родила чудовище. Минотавра по приказу Миноса спрятали в лабиринте Дедала — Кноссе. Кормом Минотавру служили преступники и афинские юноши и девушки — их приводили раз в девять лет, по семь человек мужского пола и по семь — женского. В некоторых мифах Минотавру жертвовали семерых детей.

Павсаний писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием, то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)

Экранизации

Образ Минотавра появляется в кино и мультфильмах, созданных по мотивам греческих мифов, но персонаж обычно предстает там в облике монстра, противника героев — без реплик и осмысленной роли в сюжете.

В приключенческом фильме «Синдбад и Минотавр», вышедшем в 2011 году в Австралии, царь Минос превращается в капитана пиратов Миноса, который хранит небывалое сокровище — голову Колосса Родосского, отлитую из чистого золота. Главный герой Синдбад хочет добыть это сокровище, но для этого Синдбаду придется столкнуться с чудовищем Минотавром, которое охраняет лабиринт Миноса.

Минотавр

В том же 2011 году вышел американский фэнтезийный боевик «Война богов: Бессмертные». Фильм снят по мотивам древнегреческих мифов о Тесее и Минотавре и о Войнах Титанов. Мифологические сюжеты в сценарии претерпели сильные изменения. Для начала, главный герой Тесей в фильме — не сын афинского царя, а простой крестьянский юноша.

В 2006 году вышел фильм ужасов «Минотавр» с английским актером Томом Харди в роли Тео — главного героя, который становится в сценарии на место Тесея. Афины в сюжете заменены неким поселением, жители которого убили наследника критского царя и теперь обречены платить дань юношами и девушками, которых приносят в жертву Минотавру.

Актер Том Харди

Тео — сын старейшины этого поселения и находится в привилегированном положении по отношению к остальным молодым людям. «Попасть под раздачу» герою не грозит, отец бережет героя. Тео, однако, сам тайно пробирается на корабль, который везет к Минотавру очередную партию жертв, потому что в предыдущую партию попала невеста Тео. Герой хочет сразиться с Минотавром и вернуть невесту, пока та еще жива.

Анимационное воплощение Минотавра можно увидеть в советском мультипликационном фильме «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшем в 1971 году.

Минотавр в мультфильме

Минотавры как народ присутствуют в книгах и фильмах серии «Хроники Нарнии». Это гуманоидного типа существа с человеческим телом и бычьей головой. Состоят на службе у Белой Колдуньи. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (2005) фигурирует минотавр Отмин, которого играет актер Шейн Ранги. В «Принце Каспиане» (2008) и «Покорителе зари» (2010) тоже есть персонажи из народа минотавров. Всех этих второстепенных героев, хоть они и представляют «разных» минотавров, играет один и тот же актер.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Сам лабиринт и история о нем повествуют о времени правления царя Миноса. Именно он поручил создать лабиринт на острове Кит, который представлял собой дворец с запутанными коридорами и целой системой проходов. Он же поселил там Минотавра, которого использовал в своих целях. Трудно сказать было ли это существо обречено на то, чтобы стать чудовищем, которое должно убивать людей, или он был проклят или же у него были свои целы, до нас дошел лишь образ кровожадного человека-быка.

Никто не хотел, встретиться с ним по собственной воле. Попадали в лабиринт вследствие жертвенной процессии, которую совершали в Афинах, отправляя на Крит 7 молодых девушек и столько же мужчин на съедение минотавру. Многие годы это кровожадное шествие совершали с большой печалью, но афиняне ничего не могли поделать, будучи в руках Миноса.

Можем ли мы считать подобную историю правдой? Сказания о чудовище, которое поедало людей в лабиринте, звучит очень сомнительно. Но существование того самого Коносского дворца из легенды заставляет поверить хотя бы в то, что история о лабиринте имело свое место. В древней мифологии лабиринт был прообразом поиска человека, его путем от зла к добру или наоборот.

И даже если легенда в том виде, в каком мы имеем сейчас не имела места быть, то сам лабиринт мог существовать, как начало легенды, и он определенно был создан с какой-то таинственной целью. Хотя лабиринт минотавра до сих пор могут относить к разным местам планеты, именно дворец на Крите больше всего подходит. Он имеет большие масштабы, его стены соединяются в большой запутанный лабиринт.

лабиринт минотавра на Крите

Пусть мы можем увидеть лишь развалины старого дворца, все же поражает, что подобное в Греции вообще построили, и может на месте, вы сможете понять для чего, людям нужны были подобные сооружения, если не для того, чтобы держать минотавра взаперти. Кстати, многие утверждают, что там до сих пор чувствуется дух мистического, некоторые говорят, что лабиринт места жизни многих загадочных существ, так, что если вы верите мифологию, то стоит с осторожностью решаться на такую поездку.

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal)

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Советы: как сэкономить на экскурсии к Кносскому дворцу?

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Juan Manuel Caicedo Carvajal

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Лабиринт Минотавра: остров Крит | Где находится лабиринт

Вы здесь

Опубликовано: 2019-06-13

Несложный по сюжету, древнегреческий миф о критском чудовище Минотавре, обитающем во дворце Лабиринте, породил множество толкований и символических объяснений.

Где находится лабиринт Минотавра

Кносский дворец находится на острове Крит в Греции. По легенде дворец царя Миноса находился в Кноссе, столице Крита во II тысячелетии до н.э., на холме Кефал. Остатки его величественных сооружений можно увидеть на севере Крита до сих пор; дворец действительно был построен в форме многочисленных залов и переходов, расположенных на разных уровнях.

Фрески дворца имеют много изображений быка; некоторые символы до сих пор не разгаданы. На найденной при раскопках монете из Кносса изображен Минотавр: скорее всего, это человек в маске быка и с хвостом быка.

Древнегреческие писатели подтверждают, что Минос был тираном, жестоким сборщиком податей, что отражено в мифе.

Объяснение мифа психологами

Метафора блуждания по лабиринту Фрейдом и Юнгом объяснялась как блуждание человека в своем подсознании. Последователи ученых видят в этом блуждании попытку человека познать самого себя, свой внутренний мир, что зачастую труднее, чем познать внешний мир.

Минотавр – это некая неразумная идея или мысль, обитающая в глубине подсознания и ожидающая свою жертву. Поможет выйти из трудной ситуации нить в виде разумной мысли. Возведение лабиринта Дедалом дает надежду на выход из запутанного пути – Дедал, несомненно, знал все входы и выходы из него, следовательно, они существуют.

Больше информации о Лабиринте Минотавра можно найти тут.
 

Мифический остров Крит – в гости к Минотавру и Ариадне : Отзыв

Атмосферно Крит произвёл на нас исключительно приятные впечатления. Может быть из-за насыщенной богатой истории, и в то же время разлитых в пространстве простоты и пустоты, находиться здесь очень легко.

Крит по сути является одной из колыбелей современной цивилизации. И как и у любого начала, здесь можно ощутить глубокое умиротворение.

Остров также славен своим творчеством. Здесь можно купить копии известных на весь мир музейных экспонатов Крита: богиня со змеями, голова быка, фестский диск, акробаты с быком, а также фигурки минотавра, керамические кувшины, амфоры, чаши и многое другое.

Оглавление

Все места, о которых рассказывается в этой статье, отмечены на карте:

Справочно о Крите

Крит является самым большим островом Греции и пятым по величине островом в Средиземном море после островов Сицилия, Сардиния, Кипр и Корсика. Остров Крит вытянут с запада на восток на 260 км, а его максимальная ширина, находящаяся примерно в центре острова, составляет 60 км.

Крит имеет гористый рельеф, горы Крита с крутыми склонами глубоко расчленены ущельями. Также на Крите есть множество пещер, некоторые из которых в древности использовались как места культа, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Крит считается одним из самых популярных греческих курортов, его посещают более 2,5 миллионов туристов в год, в основном это европейские туристы. Туристическая инфраструктура Крита развита лучше, чем на других греческих островах.

На Крите проживают около 600 тысяч местных жителей. Административный центр острова Крит - это город Ираклион с населением примерно около 140 тысяч человек. Город Ираклион или, как его еще называют, Гераклион назван в честь героя древнегреческой мифологии Геракла.

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр - чудовище с телом человека и головой быка - жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений, очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией, вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы. Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II век н. э - древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Город Ираклион – основные достопримечательности

Ираклион - это не слишком большой город, за пару дней в нем можно обойти все основные достопримечательности и музеи.

Вид на Ираклион

Ираклион изобилует зеленью, здесь цветут и деревья, и кустарники, и просто цветы. На улицах города можно встретить разнообразные фруктовые деревья - лимоны, апельсины, мандарины, манго, гранаты и т. д.

Дом в цветах в ИраклионеЛимоны на улице Ираклиона

К основным достопримечательностям Ираклиона относят средневековую морскую крепость Кулес. Она расположена в самом центре на набережной в начале морского порта. За крепостью проходит живописная узкая асфальтированная дорога – волнорез протяженностью в 2 км, который ведет к маяку.

Крепость Кулес

Напротив морского порта, недалеко от крепости Кулес, находятся Венецианские доки - это большие кирпичные продолговатые сооружения с арочными крышами. Они обеспечивали место для кораблей, требующих охраны или ремонта, также они использовались для строительства новых судов. Венецианские доки впечатляют своей архитектурой и высокими арками.

Венецианские доки в Ираклионе

Центральной площадью Ираклиона является Площадь Элефтериоса или Львиная площадь. Львиной площадь стали называть из-за фонтана, который на ней находится. Небольшой фонтан 17 века постройки выполнен в виде цветка, над которым возвышаются четыре льва, из пасти зверей льется вода. Цель сооружения этого фонтана была практической: в безводном Ираклионе всегда была проблема с питьевой водой, а новый фонтан поставлял горожанам воду из источника, расположенного в горах Юхтас через акведук длиной 15 км.

Вокруг Львиной площади сосредоточена дневная и ночная жизнь Ираклиона, здесь множество кафе, ресторанов, сувенирных магазинчиков и лавок. В 9-10 веках н. э. на площади работал крупнейший невольничий рынок Средиземноморья, а позже, когда Крит был под властью Венеции, здесь располагалась резиденция венецианского государя Ираклиона.

Львиный фонтан в Ираклионе

В 100 метрах от Львиного фонтана находится примечательное здание - Венецианская Лоджия. Это элегантное строение считается одним из лучших архитектурных памятников времен, когда Крит был под властью венецианцев. Лоджия являлась центром местной административной и социальной жизни, в ней собирались знатные люди города для решения общественных задач и отдыха. С её балконов зачитывались государственные указы, а герцог наблюдал богослужения и парады.

За Венецианской Лоджией, в 60 метрах от нее, располагается Собор Святого Тита – покровителя Крита. Собор был построен в 10 веке византийцами, в 19 веке он практически полностью разрушился от землетрясения, но через полтора десятка лет его восстановили и сейчас он действует как православный храм.

Еще одним выдающимся храмом Ираклиона является Доминиканский монастырь Святого Петра, расположенный на набережной, в 400 метрах от Собора Святого Тита. Само здание монастыря Святого Петра довольно оригинально, внутри он больше напоминает музей, чем храм. Вокруг здания монастыря ведутся археологические раскопки.

Доминиканский монастырь Святого Петра в Ираклионе

Среди музеев Ираклиона самыми большими и впечатляющими являются археологический музей Крита и Кносский дворец. Далее в списке музеев Ираклиона будут музей естественной истории Крита, исторический музей Крита, музей изобразительных искусств, муниципальная художественная галерея, музей народного искусства и истории сельского хозяйства, музей церковного искусства.

Археологический музей Ираклиона

Музейное наследие на Крите имеет большое культурное значение. Археологический музей Ираклиона, основанный в 1883 году, является одним из известнейших и крупнейших музеев не только самого острова Крит, но и всей Греции.

Основу экспозиции, разместившейся в 20 залах музея, составляют находки минойской цивилизации, собранные со всего Крита: керамика, ювелирные изделия, литографии, саркофаги, фрески, скульптуры и прочее. Также в музее представлены и другие периоды истории Крита - от неолита до греко-римского владычества.

Сосуды в форме быков, 1500-1450 год до н.э., музей археологии Крита

Археологические работы на острове все еще ведутся, в музей доставляются новые экспонаты непосредственно с мест раскопок.

Музей археологии Крита организован очень системно и структурированно. Осмотр экспонатов проходит в хронологическом порядке от времен неолита - 5000 лет до н. э. и до времен поздней античности - 500 год нашей эры. Поэтому посещение музея оставляет довольно приятное чувство близкого знакомства с этой необыкновенной землей и культурой людей, населявших ее.

Особой гордостью музея считают Фестский диск, уникальный памятник письма минойской культуры эпохи средней бронзы. До сих пор достоверно не известны ни его точное назначение, ни время изготовления. Примечательно, что ни одно из предложенных прочтений надписей на его поверхности пока не было признано научным сообществом.

Фестский диск - памятник письма минойской культуры в музее археологии Крита

Посетителей в музее археологии Крита бывает очень много, могут быть длинные очереди на входе. Стоимость входного билета в зимний период составляет 5 евро, в летний период - 10 евро. В летний период в продаже есть комбинированный билет на посещение музея археологии и Кносского дворца по цене 16 евро, покупка которого будет выгоднее, чем приобретать 2 билета отдельно. На сайте музея можно уточнить рабочие дни и время работы, так как у музея есть праздничные дни и график работы отличается по месяцам.

Кносский дворец

Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.

Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.

История самого места Кносс значительно более глубокая, по оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые поселения в Кноссе датируют временами неолита - 7000–6500 годы до н.э.

Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.

Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.

Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца

Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы - керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.

Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы - керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше

Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что лабиринт был непосредственно во дворце.

Павлин на руинах Кносского дворца

Аэропорт Ираклиона, как добраться и где поселиться в городе

Аэропорт в Ираклионе находится на краю города, всего в 4 км от центра. Из аэропорта в центр города регулярно ходят городские автобусы, также можно доехать на такси или дойти пешком, дорога там обычная городская. Ираклион довольно старый город, застроен хоатично, дороги кое-где сужаются так, что тротуары пропадают, а потом спустя некоторое расстояние снова появляются.

Международный аэропорт Ираклиона, названный в честь греческого писателя Никоса Казандзакиса, является вторым по пассажиропотоку аэропортом Греции, после афинского аэропорта. То есть рейсов здесь совершается очень много, каждые 5-10 минут, и днем, и ночью взлетает или садится очередной самолет.

Городские кварталы Ираклиона примыкают вплотную к аэропорту. В этих приближенных к аэропорту районах предлагается жилье дешевле, чем в других местах города. Я бы не рекомендовала останавливаться в этих районах, так как аэропорт построен таким образом, что звук и от посадки, и от взлета самолетов, здесь довольно громкий.

Если целью вашего визита в Ираклион являются экскурсии по городу и музеи, то тогда предпочтительнее будет остановиться в центре города.

Если у вас есть намерение отдыхать и купаться в море, живя в Ираклионе, то лучше поселиться в районах ближе к краю города в противоположную от аэропорта сторону.

Пляжи Ираклиона

В центре Ираклиона, также, как и в Салониках, не предусмотрено пляжа для купания. В сторону аэропорта пляжи начинаются только уже за аэропортом, формально это уже соседний городок Картерос (Karteros).

В противоположную от аэропорта сторону, в 2 км от центра города пляж есть. Он начинается сразу за рекой Rema Giofiros в районе спортивного комплекса и стадиона «Панкритио». Пляж здесь протяженностью более 4 км, он необорудованный, песочный, чистый и малолюдный.

Когда мы были в Ираклионе в июне, на пляже было всего несколько человек, все они лежали на расстоянии не более 200 метров от его начала. Мы прошли чуть дальше, метров 500-600 и были на пляже совсем одни.

Пляж за стадионом «Панкритио»

К пляжу из центра Ираклиона можно дойти пешком вдоль набережной, это красивая ухоженная дорога, где встречаются фонтаны и памятники, например, Юрию Гагарину. На набережной есть лавочки для отдыха, а ближе к пляжу стоят беседки с крышей, в которых можно отдохнуть летом от палящего солнца. Также до пляжа можно доехать на городском автобусе.

Набережная по дороге на пляжХрамик между полосами дорогиГолубой фонтан на набережнойПамятник Юрию Гагарину на набережной Ираклиона

Атмосфера на этом пляже очень расслабляющая, может потому, что здесь пустынно, а может быть по какой-то другой причине, никогда я не расслаблялась на пляже сильнее, чем здесь в Ираклионе. Вода в июне была теплая, песок мягкий, лежа под солнышком с закрытыми глазами и прислушиваясь к своим ощущениям от острова и города, в какой-то момент тело будто выдохнуло и полностью отпустило все напряжения, а на ум пришли вот такие строки:

В потоке света и души стремления
Я вижу Крита отображенье.
Слезы прозрачной блеск искрится,
Солёным морем мне не насладиться.

Меж двух миров я словно зависаю.
И кроме пустоты ещё внимаю
Свободы и вневременья моменты,
Где хаос и порядок беспредельно метки.

Волшебное местечко Средиземноморья,
Лишённое моральных норм, общественных устоев,
Где королева в вожделении быка прельщает,
Сестра легко родного брата умерщвляет.
Истории легенд имеют сотни версий,
И правды не найти,
И ни к чему здесь эти сантименты.

Между мирами смысла в правде нет,
Лишь вдох и выдох есть на все ответ.
Существованья миг определен судьбою,
Осознавая это, так легко здесь быть собою…


Пляж в Ираклионе за стадионом

тот ли дворец откопал Артур Эванс? — Рамблер/новости

Сегодня исполняется ровно 120 лет со дня величайшего археологического открытия, равных которому насчитывается не больше десятка за всю историю науки. 23 марта 1900 года британский историк и археолог Артур Джон Эванс обнаружил на греческом острове Крит остатки легендарного лабиринта Минотавра. Как библиотечные рукописи привели Артура Эванса на Крит Эванс, служивший до того ученым хранителем Эшмоловского музея искусства и археологии при Оксфордском университете, много лет занимался изучением документов, относящиеся к истории древней Греции. Именно там — в хранилище, среди музейных артефактов — он и нашел некие древние документы, расшифровал их и сделал смелое предположение, что на острове Крит, недалеко от современного Ираклиона, под землей может быть найден целый древний город. Его догадки укрепились еще больше, когда до него дошел слух, что один из критских купцов обнаружил в тех местах руины необычных построек и очень большие горшки (видимо, пифосы).

Получив эти сведения, археолог собрал все свои личные средства и отправился на Крит. В 1899 году он приобрел в собственность большой холм в той местности, где были найдены руины, и нанял двух шотландских специалистов (археолога Дункана Маккензи и архитектора Теодора Файфа), а также три десятка рабочих-землекопов.

23 марта 1900 года команда начала раскопки. Успех был стремительным: спустя всего несколько часов после начала работ нанятые Эвансом рабочие обнаружили остатки некоего древнего сооружения. Сперва археолог считал, что ведет раскопки целого поселения, но потом оказалось, что это единое гигантское сооружение, равное по размеру древнему городу.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Находка, которая была названа позже Кносским дворцом, принесла безвестному ранее историку мировую славу.

Позже Артур Эванс целых 30 лет вел раскопки на Крите. На пространстве пяти квадратных километров ему удалось откопать множество разнообразных строений: дворцы, виллы, каменные дома. Это был древний Кносс — главный город острова во II тысячелетии до нашей эры, ее культурный и политический центр. Археолог нашел также предметы быта, искусства и культуры, датируемые 1300-1500 гг. до нашей эры. В результате его исследований была открыта одна из величайших древних цивилизаций, существовавшая между первобытными эпохами и античностью. Она получила название минойской, по имени легендарного царя Миноса, фигурировавшего в древнегреческих мифах. Ученый предположил, что именно Миносу принадлежал Кносский дворец, который он откопал.

Инженерные решения древних зодчих

Сейчас Кносский дворец — самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.

Эвансу удалось установить, что Дворец был построен с использованием невиданных для тех времен инженерных решений: там были и великолепные банные помещения, и водоотводные каналы, и хитроумная система вентиляции, и системы искусственного и естественного освещения, и многое другое.

Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Тесей, Минотавр и нить Ариадны

Согласно древнегреческому мифу, удивительный дворец-лабиринт построил для царя Миноса величайший мастер древности Дедал. Это тот самый уникальный мастер, который фигурирует и в другой легенде: именно он создал для своего сына Икара крылья, чтобы тот смог осуществить мечту человечества о полете в небеса.

Царь Минос сперва жил в этом дворце сам, а потом поселил в нем ужасного человека-быка Минотавра. О его происхождении мы узнаем из древнегреческих легенд. Согласно одной из них, бог Посейдон послал царю Миносу огромного и свирепого быка, которого тот должен был принести в жертву богам. Но бык был таким совершенным творением природы, что царь ослушался Посейдона: он не захотел терять быка. А жена Миноса Пасифая и вовсе прониклась к божественному быку противоестественной страстью и от связи с ним родила страшное чудовище — Минотавра. Он имел человеческое тело и голову быка, был невероятно свиреп и питался исключительно юными и прекрасными отпрысками знатных афинских семейств.

Фото: YAY\TASS

Царь Минос заключил Минотавра в своем дворце и каждые девять лет посылал ему на съедение по семь афинских юношей и девушек. Минос наложил эту страшную человеческую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Несчастные жертвы входили в роскошный дворец-лабиринт, и уже никогда не выходили из него.

H. A.Guerber, The story of Greeks, 1896

Прекратил это злодеяние древнегреческий герой Тесей, сын бога Посейдона. Он решил победить злобное чудовище и покончить с человеческими жертвами. Он вошел в лабиринт, нашел в огромном дворце Минотавра, сразился с ним и победил его в схватке. А не заблудиться в лабиринте ему помогла дочь царя Миноса, царевна Ариадна. Девушка влюбилась в прекрасного Тесея и дала ему с собой моток нитей. Разматывая нить Ариадны, Тесей смог сориентироваться в лабиринте и выйти назад, да еще и вывел за собой спасенных им юношей и девушек.

Кносский дворец: памятник древности или аттракцион?

Конечно, не факт, что в легенде упоминался именно этот дворец, но Артуру Эвансу хотелось считать, что это так. Правда, более поздние исследователи указывали на то, что древнегреческие мифы, в которых упоминается страшный Минотавр, старше, чем найденный на Крите дворец. Но их оппоненты утверждали, что дату первой постройки установить сложно: за свою долгую историю Кносский дворец несколько раз разрушался и отстраивался вновь, и лишь около 1380 года до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Так это или нет, но с подачи Артура Эванса Кносский дворец прочно связался в сознании людей XX, а затем и XXI века с мифом о Минотавре.

Отношение же ученого мира к Артуру Эвансу довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны, он действительно совершил исключительно важное открытие целой минойской цивилизации. А с другой — обошелся с древними руинами не так, как это принято в научном мире.

Параллельно с раскопками археолог вел воссоздание фрагментов дворца в таком виде, как представлял себе он сам и его сподвижник, архитектор Теодор Файф. Так что сейчас дворец представляет собой скорее аттракцион для туристов, чем подлинный памятник древней архитектуры. Современным посетителям непросто отделить эффектный новодел Эванса от древних построек. Но именно благодаря своей зрелищности Кносский дворец является самым посещаемым туристическим объектом на Крите. В отличие от тех древних руин, которые были не тронуты и остались в первозданном виде.

Фото: YAY\TASS

Лабиринт Минотавра не единственный на Крите

Одной из самых загадочных и до конца не изученных цивилизаций, безусловно, является минойская на острове Крит. О дворце царя Миноса с ужасным Минотавром слышали все. Но что за народ населял Крит и кто разрушил легендарную цивилизацию? Все это до сих пор остается загадкой, и лишь сейчас ученые начинают приоткрывать завесу окутавшей остров тайны.

Одной из самых загадочных и до конца не изученных цивилизаций нашей планеты, безусловно, является Минойская на острове Крит. О дворце царя Миноса с ужасным Минотавром слышали все, известно и то, что именно с Крита греки заимствовали немалую часть своей богатой культуры. Но что за загадочный народ населял Крит? Откуда он пришел и на каком языке говорил? Каким богам поклонялся и как смог построить такую величайшую цивилизацию? Каким образом она была уничтожена? Все это до сих пор остается загадкой, и лишь сейчас ученые начинают приоткрывать завесу окутавшей остров тайны.

Несмотря на то, что на сегодняшний день Кносский дворец не включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он является самым крупным сооружением минойской цивилизации. Одним из главных вопросов, волнующих археологов сегодня, является установление роли правителя в минойском обществе, и последние находки ученых способны пролить свет на эту загадку. В частности, ответ на этот вопрос археологам должны дать раскопки недавно обнаруженного меньшего по размерам дворца в деревушке Сиси. Этот объект находится всего в четырех километрах от еще одного знаменитого дворца в Малии.

Стоит отметить, что в результате последних пяти лет раскопок в Сиси ученым удалось обнаружить некрополь, датируемый 2600-1750 годами до нашей эры. Сооружение полно гробниц, напоминающих домики, в которых было погребено по нескольку человек в сопровождении дорогих сопутствующих предметов. В поселении находящемся над этим некрополем обнаружены следы пемзы появившейся там, по всей видимости, после извержения вулкана Тара.

Профессор Университета Левена и директор бельгийской школы в Афинах Ян Дриссен отмечает, что "благодаря открытиям, сделанным в Сиси, мы сможем понять роль правителя в минойском обществе, и как функционировала его власть. Из минойских дворцов, в отличие от Месопотамии и Египта, у нас есть лишь несколько изображений правителей. Так же мы не имеем найденных царских гробниц, в то время как в Египте, достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона".

Читайте также: Тайна рождения Тутанхамона раскрыта?

Стоит отметить, что несколько ранее этой значимой находки, греческим ученым удалось также обнаружить виллу, возраст которой более трех тысяч лет. На первом этапе проведения раскопок, исследователи убедились, что найденное здание построено на рубеже XV-XVI веков до нашей эры. Данная эпоха относится к концу минойской цивилизации, когда проходили катастрофические извержения вулкана Санторини на соседнем острове Тира. При строительстве виллы были использованы мощные плиты, которыми выложены внешние стены здания. По мнению ученых, этот факт говорит о том, что владелец постройки занимал значимое положение в обществе.

Внутри дома в одной из комнат также были обнаружены глиняные сосуды больших размеров — пифосы, которые предназначались для хранения продуктов, что тоже указывает на зажиточных хозяев. На данный момент археологами пока не установлено, что именно хранилось в сосудах, также ученые еще не выяснили, чем занимались владельцы жилища, возведенного высоко в горах. Древнее здание — это вторая по счету постройка, которая за последнее время найдена на острове Крит. Кроме того, ученым удалось раскопать немало сельскохозяйственных имений, расположенных на равнинных местностях.

На сегодняшний день исследователям пока неизвестно, для чего предназначалось здание, использовалось ли оно как загородный дом или для ведения хозяйства. Ответы на эти вопросы предполагается выяснить в процессе дальнейших раскопок, длительность которых, по все вероятности, займет около четырех лет.

Напомним, что раскопки на острове Крит продолжаются уже более ста лет. А первым археологом, который обнаружил на острове Крит необычные постройки, стал англичанин Артур Эванс. Ученый прибыл на остров Крит в начале двадцатого века. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города.

А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Получив эти сведения, археолог начал раскопки. Исследовательские работы на месте холма Кефал продолжались почти тридцать лет. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру, названную им "минойской".

Ученые установили, что Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Согласно легенде, величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Именно он был назван "Лабиринтом Минотавра" древними жителями Греции. Здание, которое раскопали археологи, имеет необычные размеры. Оно находилось на высоте более 850 метров над уровнем моря в горах вблизи от современного города Иерапетра, который расположен в юго-восточной части острова Крит. Кроме возведения роскошного дворцового комплекса Кносса, минойская цивилизация известна извержениями вулканов, одно из которых, по мнению ученых, является источником легенды об Атлантиде.

Читайте также: Зевс создал Фестский диск для туристов

Но независимо от тайны дворца и от того, были или не были критяне в кровном родстве с греками, памятники критского искусства неопровержимо свидетельствуют, что Крит был подлинной колыбелью древнегреческой, а значит и всей европейской цивилизации. Минойская эпоха оставила после себя множество загадок и сегодняшние находки археологов позволяют надеяться на то, что когда-нибудь человечеству удастся пролить свет на тайны удивительного острова.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Уникальность лабиринта Минотавра

Строго говоря, лабиринт Минотавра — не что иное, как нагромождение хаотично расположенных и разноуровневых помещений Кносского дворца, который является одной из самых популярных достопримечательностей Крита. И неспроста — до сих пор доподлинно неизвестно ни назначение такой запутанной планировки, ни причина, по которой дворец был покинут во второй раз. Посмотрите на объект, включенный в список наследия ЮНЕСКО, своими глазами — он того стоит!

Лабиринт Минотавра: что нужно знать

Согласно легенде, строил лабиринт сам Дедал — легендарный мастер из хорошо знакомого древнегреческого мифа об Икаре. Так это или нет — неизвестно, но, согласно выводам ученых, впервые дворец был возведен еще четыре тысячи лет назад. После трагической гибели большей части цивилизованного Крита в гигантском цунами около 1500 до н. э. дворец восстановили, но вскоре он вновь был покинут. Ответа на вопрос «почему» пока найти не удалось — но это не мешает нам сегодня взглянуть на руины былого величия и оценить, насколько сложным и непреодолимым был лабиринт на самом деле.

Судя по всему, это было действительно впечатляющее сооружение — тем более по меркам того периода. Кносский дворцовый комплекс представлял собой своеобразный «город в городе» — 4 или 5 этажей, несколько сотен помещений, связанных коридорами, лестницами и переходами, а также центральная площадь — по всей видимости, для объявления указов и прочих мероприятий.

Но что Минотавр? Ученые склонны считать, что легенда возникла благодаря нескольким причинам. Первая — бык считался на Крите священным животным, и вполне возможно, что жрецы культа действительно надевали его голову в качестве символа единения с высшими силами. Вторая — очевидно, поклонение сопровождались жертвоприношениями. В летописях нет свидетельств о том, что они были человеческими — но фантазия и слухи могли легко в этом убедить.

Так или иначе, после падения Крита под ударами стихии и времени лабиринт оказался в руинах и был обнаружен лишь в начале XX века. Раскопки всего комплекса заняли более 4 десятков лет, но именно благодаря им сегодня мы можем видеть часть интерьеров и расположение знаменитого сооружения, знания о котором дошли до нас в древнегреческих мифах.

Что говорят ученые?

После того, как раскопки лабиринта Минотавра закончились, стало ясно — сооружение было действительно грандиозным, причем даже по современным меркам. На почти 25 тыс. м2 территории располагалось около 1300 строений и помещений различного назначения, а также уникальные на тот момент инженерные коммуникации — водопровод и канализация. Из всего этого можно сделать вывод, что лабиринт был построен еще и на случай осады врагом — в таком сооружении можно было легко продержаться несколько лет.

Как и во многих других объектах сходных размеров и исторического периода, здесь наблюдалась беспорядочная застройка — стили смешаны, а перечень использованных материалов включает в себя глину, дерево, обожженные кирпичи и даже скальную породу — в ней вырублено одно из углублений для расположения нескольких помещений.

Сегодня лабиринт Минотавра — это пара десятков руинированных фундаментов, по которым можно судить о размерах помещений, а также целый ряд восстановленных в результате раскопок лестниц и залов.

Что осмотреть в первую очередь

Для того чтобы собственными глазами оценить масштаб лабиринта и перенестись на несколько тысяч лет в прошлое, рекомендуем пройти по популярному туристическому маршруту — большинство экскурсий водят именно по нему. Кстати, заблудиться невозможно — все локации обозначены специальными стендами.

Начните с Центральной площади — так называется мощеное каменными плитами пространство, на котором происходили важнейшие мероприятия жизни дворцового комплекса. Отсюда отправляйтесь в Тронный зал — центральное помещение всего сооружения: трон, фрески на стенах, ритуальные чаши — словом, достаточно для того, чтобы сформировать представление о церемониальной части жизни критских правителей.

Далее углубляемся в лабиринт: Дорога Процессий и Южные Пропилеи — коридоры, которые, по всей видимости, составляли церемониальную процессию жрецов. Неудивительно, что в легенде говорилось о непроходимом лабиринте: из-за тесноты и темноты впечатления остаются, действительно, не самые радужные.

Выйдя из коридоров, осматриваем руины ярусной лестницы: предположительно она вела на следующие этажи здания — вы можете предположить, каков был их размер. Пройдя рядом и повернув по указателям, попадаем в место хранения припасов дворцового комплекса. Особенно запоминаются гигантские сосуды для хранения масла и вина — изготовленные из обожженной глины, они прекрасно сохранились в земле (их возраст составляет около 4 тысяч лет).

Заключительный этап путешествия — знакомство с бытом простых жителей комплекса: одна из восстановленных локаций демонстрирует оснащение комнаты гончарных дел мастера с черепками изделий, инструментами и рабочим столом.

После «обязательной» программы можно просто погулять по территории и проникнуться удивительной атмосферой жизни, которая бурлила на этом самом месте несколько тысяч лет назад. Да, и полезный совет — не забудьте головной убор: убежищ от жаркого критского солнца здесь очень мало.

Как добраться ?

Быстрее и лучше всего добираться до лабиринта Минотавра из Ираклиона. Общественный транспорт курсирует напрямую до достопримечательности через каждые 15 минут (автобус № 2). Не перепутайте: садиться на междугороднюю линию (зеленый автобус) не нужно — дворец считается пригородом столицы острова.

Можно доехать сюда и от Херсониссоса — но уже междугородним рейсом за 3 евро. Ну а с максимальным комфортом — только на такси.

Лабиринт Минотавра на карте

Лабиринт Минотавра острова Крит - Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal

23 марта 1900 года Артур Джон Эванс приступил к раскопкам на острове Крит.
К тому времени он уже был признанным ученым-археологом и хранителем археологического музея в Оксфорде. На Крите он вел раскопку с перерывами на протяжении 30 лет...

Уже спустя несколько часов после начала работ близ развалин города Кносса археологи обнаружили остатки легендарного Лабиринта – дворца Минотавра. Откопать на пространстве пятисот тысяч квадратных метров дворцы, виллы, каменные дома, множество других строений, не говоря уже о предметах быта, культуры и искусства, – это, безусловно, была большая удача.

если быть справедливым, то о наличии развалин в Кноссе было известно еще Генриху Шлиману из писем местного купца Миноса Калокериноса, обнаружившего их в 1878 году. Но проблемы с турецкими властями не позволяли вести работы. Он и сообщил о них Эвансу, который просто купил эти земли для раскопок на них.

Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). По сути, все что видят туристы в наземной части это в некоторой степени новодел-фантазия.

В результате этих исследований была открыта абсолютно неизвестная до тех пор, но одна из величайших древних цивилизаций. Это место во времена минойской цивилизации было главным городом острова (в греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса).

Ряд некоторых историков отождествляют жителей Крита данного периода с легендарной Атлантидой.

Цивилизация существовала между первобытными эпохами и античностью и получила название минойской. Минойцы вели активную морскую торговлю, используя выгодное расположение острова на пересечении главных морских торговых путей, занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с древним Египтом.

Особенно уникальной находкой той эпохи считается глиняный диск, найденный итальянскими археологами в 1908 г. Надпись, датируемая XVII вв. до н.э., сделана непонятными знаками.

Первый дворец-храм в Кноссе был построен ок. 2000—1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э.

Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени, «новодворцовый период». Период 1700—1450 гг. до н. э. — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.

Название «Кносс» известно по древнегреческим упоминаниям главного города Крита. Однако отождествление Кносса с городом Бронзового века основывается не только на традиционных представлениях, но и на анализе римских монет, разбросанных по окрестностям мест раскопок и на большом кургане — холме, называемом Кефала, высотой 85 метров (279 футов) над уровнем моря. На многих из этих монет была надпись Кнос или Кносион на лицевой стороне и изображение Минотавра или лабиринта на оборотной стороне.

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период Кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной Микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

Коренные критяне продолжали играть по крайней мере важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками не позднее 4-3 веков до нашей эры.

Места там живописные...

Трон...

В основном дворец был под землей. Жарко было и в те времена.

А это скамеечка из Греции для rajskij_sad

Основа инфы © Calend.ru

Кому интересен план лабиринта и новая инфа о Крите смотритье ниже пост о дворце лабиринте ниже.
Пост о лабиринте под этой ссылкой

миф или реальность? Остров с Лабиринтом Минотавра (фото) :: SYL.ru

Нет на Земле другой такой культуры, подарившей человечеству столько мифов и легенд, как греческая. Каждый образованный человек еще из школьной программы помнит истории о Дедале и Икаре, семи подвигах Геракла, Прометее, давшем людям огонь… И ни для кого не является секретом, как называется остров с лабиринтом Минотавра.

Кого-то эти предания не тронут, а в чьем-то сердце поселится живой интерес к греческой мифологии, который перерастет затем в искреннюю любовь к этой древней гордой стране. Тогда Олимпийские боги станут понятными и родными, в доме воцарится нерушимый закон гостеприимства, а сердце неудержимо будет рваться туда, где зародилась современная европейская цивилизация.

Афины на протяжении тысячелетий играли огромную роль в мировой истории. И сейчас, в 2015 году, от их решения во многом зависит дальнейшая судьба Европы. Но есть в Греции места не столь политизированные, время в которых, кажется, течет медленнее, а жизнь, как и много веков назад, размеренна и умиротворенна. Они не менее интересны в историческом плане, и кажется, что сами боги хранят эту землю.

Крит. Колыбель богов

Именно на этом острове Рея спрятала от кровожадного Кроноса новорожденного Зевса, которого в Диктейской пещере выкормила своим молоком мифическая коза Амалфея. Здесь же, согласно верованиям критян, сомневающихся в бессмертии Громовержца, находится его могила.

Наиболее посещаемой достопримечательностью этого великолепного острова является Кносский дворец. В его подземельях Дедалом был сооружен лабиринт, в котором царь Минос в течение многих лет скрывал Минотавра – кровожадное чудовище с человеческим телом и мощной головой быка.

Древнегреческие мифы. Тесей и Ариадна

Минотавр стал изощренным наказанием, посланным Посейдоном минойскому правителю за отказ принести в жертву богам прекрасное животное. Жена Миноса, прекрасная Пасифея, воспылала любовью к быку, который, согласно различным сказаниям, был послан на землю не то Посейдоном, не то самим Зевсом. Плодом их преступной страсти и стал кровожадный Минотавр.

Чудовище требовало регулярных человеческих жертв. Каждый семь лет на остров с лабиринтом Минотавра доставлялись по семь прекраснейших афинских юношей и девушек. По одной из версий, они становились добычей монстра, по другой – умирали естественной смертью от жажды и голода, в отчаяньи блуждая по лабиринту и не находя выхода.

Эта несправедливость длилась долгие годы, пока в лабиринт Минотавра в качестве одной из жертв не прибыл афинский герой Тесей, сумевший сразить кровожадное чудовище и освободить страну от кровожадного тирана. Осуществить этот подвиг ему помогла родная сестра Минотавра, подарив Тесею путеводную нить, которая помогла герою уверенно найти выход и покинуть лабиринт. Ее имя давно стало нарицательным и известно едва ли не более, чем само чудовище. Миф "Лабиринт Минотавра" сделал Ариадну покровительницей путников. Ее незримые нити всегда укажут верный путь и не дадут погаснуть надежде.

Теории Филохора и Евсевия

Миф о чудовище, прибежищем которого является остров с лабиринтом Минотавра, весьма живописен, однако реальное прошлое гораздо более прозаично. Еще древнегреческий историк Филохор рассказывал о том, что лабиринт был обыкновенной тюрьмой. Царь Минос любил устраивать спортивные состязания, на которых в качестве приза выставлялись молодые афинские мальчики, до нужного времени содержавшиеся в темнице. В большинстве состязаний побеждал минойский военачальник по имени Тавр, который затем изощренно издевался над плененными юношами.

Евсевий разделяет версию Филохора. Будучи учителем Миноса, Тавр побеждал во всех спортивных состязаниях, проводимых Миносом, получая в качестве награды молодых сильных парней. Так продолжалось до встречи с Тесеем, сумевшим победить воина. Платон в своих трактатах озвучивает версию, что Тавр не лишал жизни своих пленников, и они покидали Критский лабиринт Минотавра целыми и невредимыми.

Современная трактовка

Существует множество версий о том, какой смысл заложен в содержании этого мифа. Современные исследователи придерживаются мнения, что лабиринт Минотавра – легенда, повествующая о взаимодействии и слиянии индоевропейских структур и культур народов моря, в котором сильнейшей оказалась древняя эллинская цивилизация.

Кносский дворец

Те, кто хоть раз воочию увидел Кносский дворец, незамедлительно признают, что если лабиринт Минотавра когда-нибудь и существовал на Крите, наиболее вероятным его месторасположением был именно Кносс. Сохранившиеся стены дворца, его комнаты и переходы самым невероятным способом образуют сплетения, найти выход из которых кажется делом совершенно невозможным. Все помещения построены, с точки зрения современного человека, в хаосе и беспорядочности, а между тем ученые признают наличие в здании определенной системы. Минойцы не всегда точно следовали законам архитектуры, создавая такие строения, соорудить которые, казалось бы, невозможно.

Теперь о былом величии напоминают только руины, под которыми, возможно, погребен лабиринт Минотавра. Фото лишь в неполном объеме передают те глобальность и продуманность, коими славились постройки древних цивилизаций.

Кноссский дворец находится всего в пяти километрах от современного Ираклиона, а площадь, которую он когда-то занимал, размером в 75 гектаров, поистине поражает своим размером. В те далекие времена во дворце постоянно проживало более 12 тысяч человек – столько же населяло Ираклион.

Легенда об Атлантиде

Руины, будоражащие в настоящее время воображение туристов, являются развалинами уже второго дворца. Самый первый был ориентировочно воздвигнут в 2000 году до н. э. А около 1700 года до н. э. на острове произошло разрушительное землетрясение, практически полностью сровнявшее дворец с землей. Однако на его месте минойцы отстроили не менее прекрасное сооружение, и до сегодняшних дней как магнитит притягивающее миллионы туристов.

Но и новому Кносскому дворцу было не суждено долго радовать своих обитателей. Не позднее 1500 года до н. э. извержение вулкана на острове Санторин стало причиной сильнейшего землетрясения и высокого цунами, что привело к повторному разрушению величественного строения.

То, с чем не справилась вода, довершил огонь. Пожар 1450 года до нашей эры окончательно уничтожил дворец. Причина его и по сегодняшний день неизвестна. Примечательно, что таким же способом были полностью стерты с поверхности земли и иные значимые памятники минойской культуры в Фесте и Закросе.

Скорее всего, человечество никогда достоверно не узнает о том, что привело к гибели минойской цивилизации. В результате многочисленных раскопок, проводившихся на территории дворцового комплекса, не было найдено останков людей и животных. По какой-то никому не ведомой причине жители Кносса покинули свои жилища. Куда они делись – также остается загадкой. Все имеющиеся теории являются не более чем догадками ученых. Некоторые из исследователей именно Крит связывают с мифом об исчезнувшей Атлантиде, однако ни подтверждений этой теории, ни ее опровержения до сих пор не существует.

Следы былого величия

А на месте дворца и в более поздние периоды всегда жили люди. Однако дворцовые строения совершенно не подверглись разрушению и разграблению. Возможно, крестьян сдерживал страх перед мифическим Минотавром, некогда жившем в лабиринте дворца. Поэтому, когда в 1878 году археолог Калокеринос провел первые раскопки, он с удивлением обнаружил не только отлично сохранившиеся помещения дворца, но и множество уникальных артефактов, выглядевших так, словно они не пролежали тысячелетия в земле. Но масштабные раскопки дворца начались лишь в 1900 году, когда окрестные земли были выкуплены Артуром Эвансом, навсегда вошедшим в историю Крита.

Основной архитектурный памятник Крита

Посещение дворца начинается с Западного входа. Много веков назад здесь же находился центральный вход во дворец. Сразу же в глаза бросаются три огромные ямы, предназначение которых до сих пор вызывает споры со стороны ученых. Они считают, что они предназначались для хранения зерна, другие видят в них место для жертвоприношений и вспоминают лабиринт Минотавра.

Фото этих ям, однако, выглядят совершенно буднично и не вызывают священного трепета.

Пройдя «Дорогой процессий», украшенной фресками, изображающими молодых людей, делающих подношения одной из богинь, можно попасть на Центральный двор, вымощенный огромными плитами. Именно здесь проводились различные торжественные церемонии и совершались таинственные ритуалы.

Прекрасно сохранился Южный дом, принадлежавший, скорее всего, верховному жрецу. Величественно взирают на потомков Южные Пропилеи, в которых располагались культовые комнаты дворца. Поднявшись по лестнице, можно увидеть Греческий храм - постройку, возведенную гораздо позднее всего комплекса.

На верхнем этаже дворца разместилось трехколонное святилище, немного далее - сокровищница, подарившая человечеству множество уникальных артефактов, а затем святилища с двумя и шестью колоннами. Гигантские пифосы – сосуды для хранения зерна и оливкового масла высотой с человеческий рост, производят неизгладимое впечатление на туристов. Здесь же хранились шерсть, ткани и прочие особо ценные в те времена вещи.

Зал Фресок и Тронный зал пользуются наибольшим вниманием со стороны туристов. Как и тысячелетия назад, всеобщее внимание привлекает каменный трон, напротив которого установлена чаша для омовений. Воображение рисует, как жрецы, заняв свои места на каменных скамьях, внимали каждому слову своего повелителя. Во время раскопок знаменитый Артур Эванс обнаружил в Тронном зале ужасный беспорядок, нехарактерный для других помещений, что дало ему основания предполагать, что в зале произошло нечто страшное и трагичное…

В восточном крыле, согласно одной из версий, находились жилые помещения царской семьи, мегароны царя и царицы. Западнее – ванная и косметическая комната царицы, школа и мастерская ремесленников.

Запасы провизии хранились на складе в гигантских пифосах. Древние строители не забыли и о безукоризненно функционирующей канализации, ее фрагменты и сегодня дают прекрасное представление о совершенстве минойской цивилизации. Площадь театра позволяла собираться на представление жителям Кносса и наслаждаться чудесным действом.

По всей территории дворцового комплекса встречаются бассейны для омовений, причем позднее ученые начали сомневаться в истинности их предназначения. Однако и сегодня в путеводителях они фигурируют под этим названием.

Где скрыто жилище чудовища?

Лишь на один вопрос любознательные туристы не получат достоверного ответа – где находится лабиринт Минотавра? Ведь многие туристы стремятся в Кносс, ведомые древним мифом и надеясь прикоснуться к легенде.

Но ни один человек на планете не скажет точно, что же все-таки есть лабиринт Минотавра – миф или реальность? Как у всякой теории, у этой также есть свои сторонники и противники. Красный бык Западного бастиона явно отсылает к старой легенде. Ее приверженцев совершенно не смущает тот факт, что последний Кносский дворец был достроен гораздо позже, чем появилось предание об этом загадочном существе. И несмотря на то что развитие современной науки позволяет видеть глубоко под землей, место, где лабиринт Минотавра надежно спрятан в недрах, так и не было обнаружено. Существует мнение, что его образуют многочисленные пещеры в горах близ Гортины, их узкие темные коридоры и непонятные разветвления составляют сложную систему ходов, выбраться их которых практически невозможно. Из уст в уста передаются истории о счастливчиках, якобы видевших в этих пещерах необычных, ни на что не похожих существ.

Косвенно на реальность лабиринта указывают монеты, которые чеканились в древнем городе Кноссе и изображают именно это запутанное строение.

Противники сказочных теорий отрицают существование лабиринта Дедала, как называется лабиринт Минотавра по имени его создателя, и утверждают, что замысловатая планировка Кносского дворца, способная сбить с толку кого угодно, и является самым настоящим лабиринтом. Другие ученые разделяют мнение, что таинственное строение - всего лишь двойная секира «лабрис», являющаяся основным оружием минойцев.

Духовный лабиринт

Во многих культурах лабиринт имеет сакральное значение. Можно двигаться вперед и оказаться в тупике, сделать шаг и найти выход или наоборот, долго блуждать впотьмах и навсегда погрязнуть в проблемах и сомнениях. И тогда внутренний Минотавр уничтожит все доброе и хорошее, что есть в каждом человеке.

Лабиринт служит олицетворением сложности извечной борьбы с темными силами, а выход из него служит свидетельством победы добра над злом.

Некоторые исследователи минойской культуры склоняются к версии, что легенда о лабиринте Минотавра является зашифрованным посланием потомкам, рассказывающем о столкновении двух культур – индоевропейской и цивилизации народов моря, поклоняющихся быку. Уничтожение Минотавра, полубыка-получеловека, указывает на победу древней цивилизации над пришлыми племенами.

Но как бы то ни было, ежегодно на остров Крит приезжают десятки тысяч туристов в надежде найти таинственный лабиринт. После того как его не удалось обнаружить в Кноссе, география их поисков значительно расширилась и охватывает теперь весь остров.

Лабиринт Минотавра в Греции: фото, описание, история

Греция – уголок земного рая, омываемый со всех сторон ласковыми морями, обогреваемый из яркой синевы небес щедрым солнцем, расположен в комфортном средиземноморском климате. Знаменитая фраза чеховского героя: «В Греции все есть»,- недалека от истины. В относительно небольшой стране с тысячелетней историей, действительно, есть все: горы, леса, моря и реки, обилие рыбы, фруктов, винограда… и всяких чудес, доставшихся в наследство от Древней Эллады.

Интересные факты о Греции — рекомендуем к прочтению.

Сколько легенд родилось здесь, сколько произведений античной литературы оставили нам древние поэты и писатели, какой огромный интеллектуальный потенциал заложили греческие мыслители и философы, которым до сих пор пользуются их далекие потомки во всем мире.

Если проследить всю историю развития этого государства из глубины веков до нашей эры, можно еще раз убедиться, что только в таких благодатных местах бурлила жизнь, только здесь было достойное место для Богов, о которых сложены легенды, подкрепленные «вещественными доказательствами» в виде монументальных остатков грандиозных строений, одним из которых является Лабиринт Минотавра.

Историческая справка о Миносе

В ней отражена эпоха минойской цивилизации, зародившаяся в XXX веке до н.э., длившаяся до XII века до н.э., и названная по имени царя Миноса, правителя острова Крит. Он создал могущественное государство, имеющее свою армию и флот, которое успешно развивалось, благодаря торговле медью, бронзой и керамикой.

На острове возводились прекрасные дворцы – настоящее чудо архитектуры — для богатой знати. Следы минойской цивилизации были открыты в 1900 году археологом из Англии Эвансом, который и назвал ее минойской. Позже было установлено, что процветающее критское государство сильно пострадало от вулканической катастрофы, произошедшей на соседнем острове и вызвавшей невиданное цунами, дошедшее до Крита.

Былая мощь минойцев закатилась, и, просуществовав еще меньше 3 столетий, ушла в небытие, оставив память о властолюбивом и жестоком царе и его окружении.

Что привезти из Греции — обзор лучших сувениров.

Легенда о Минотавре

Загадочный лабиринт, оставшийся после его правления, оброс легендами, связанными с мифологическими именами богов и людей.

Жители Крита поклонялись быку, считая его культовым животным, как и многие древние европейские племена. Минос, как и остальные греческие цари, должен был приносить быка в жертву Посейдону. Но однажды он нарушил эту обязанность, оставив священное животное у себя. Разгневанный Бог моря коварно наказал строптивого Миноса, вселив порочную страсть в его жену Пасифаю, которая извращенно согрешила с быком и родила в результате человекоподобное существо с бычьей головой, явившегося дьявольским наказанием всему народу Греции.

По приказу царя могучий Дедал построил замысловатый лабиринт, в котором было обречено находиться несчастное исчадие ада – жуткое дитя божьей кары – Минотавр. Одержимый ненавистью к людям из-за своего чудовищного вида, он требовал от провинившегося царя самых красивых юношей и девушек, которых он жестоко терзал, разрывая на части.

Их привозили из покоренных Миносом Афин и бросали в необычную обитель монстра. Горю афинян не было предела, но они были бессильны против вассалов Миноса, приплывающих за очередными жертвами. Благородный Тесей, сын царя Эгея, ставший мужественным и сильным юношей, сам решил уничтожить нелепого монстра и отправился на Крит. Он спустился в лабиринт, блуждая по нему, отыскал Минотавра и убил его. Но перед этим красавца-богатыря увидела мудрая Ариадна, дочь минойского царя и полюбила его с первого взгляда.

Стыдясь такого ужасного брата и ненавидя его, она дала клубок – «Ариаднину нить» в руки возлюбленного, чтобы она служила ориентиром и помогла Тесею выйти из хитроумных изгибов подземелья. Разматывая нить, юноша после сражения с Минотавром смог благополучно выбраться из мрачного убежища человека-быка.

Современный взгляд на мифический лабиринт

Существует научное мнение, что в реальности им являются остатки огромного монументального сооружения Кносского дворца, расположенного в окрестностях критской столицы – Ираклиона. Он поражает своими размерами и нагромождением бесчисленных помещений, соединенных между собой причудливо изогнутыми ходами, которые и можно условно считать знаменитым лабиринтом, если отбросить несоответствие между разницей в сроках возведения дворца и существования минойской цивилизации.

Однако людям хочется верить в чудеса и считать царственные развалины гигантского сооружения древности таинственным лабиринтом. Не только этим ценен уникальный раритет: он – настоящий музей архитектуры и художественного искусства Критского государства, свидетельство высокого уровня развития общества до н.э.

Остатки стен и монументальных колонн, простоявших тысячелетия, иллюстрируют грандиозные возможности и мастерство строителей. А яркие, красочные настенные изображения грациозных гречанок с амфорами в руках просто великолепны, как и танцующие красавицы, одетые в вычурные наряды.

Огромное полотно изображает священного быка, холеного и могучего, на спину которого художник поместил акробата, чтобы сравнить силу и мощь обожествляемого животного с маленьким и слабым человеком. Но умное животное покорно ему, поэтому рядом с ним те, кому он подчиняется.

Поражает роспись одного из парадных залов Дворца необыкновенной эстетичностью оформления, изяществом линий, жизнерадостностью оттенков многочисленных узоров. Повсюду размещены изображения диковинных тотемных животных с птичьими головами. Сохранилось даже подобие трона, отлитое из неведомого материала, над которым не властно время.

Прекрасные фрески с резвящимися дельфинами выглядят необыкновенно экспрессивно, несмотря на некую схематичность изображения. Сколько рук талантливых художников трудилось в этих необъятных чертогах, сколько мастеров создавали такие чудные краски! Классические орнаменты, украшающие по периметру входы, изумляют своей современностью. Обозревая все это, начинаешь думать, как справедливо утверждение, что история движется по кругу.

Также рекомендуем отправиться на осмотр Метеоров в Греции.

Загрузка...

Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:


Смотрите также

Описание: