Где на карте находится гжель


Гжель — Википедия

Частная коллекция гжели Игрушки, расписанные под гжель

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии, Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. 'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии.

Гжельское клеймо

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:

«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

С середины XVIII века Гжель стала мощным центром по выпуску майолики. Особую известность получили гжельские кувшины, кумганы и квасники. Сюжеты росписи охватывали не только природу, но и народный юмор.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Гжельская роспись на фарфоре

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Гжельский камин

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва — Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

  • Керамический сосуд из Гжели

  • Ваза в Гжельском стиле с ромбовидным и растительным орнаментом

  • Посуда из Гжели

  • Гжельский фарфоровый самовар

  • Фарфоровый чайник со внутренней резьбой

  • Гжельский кумган

  • Гжельские часы, деревня Кусково

  • Часы «Лефортово»

  • Кувшин и квасник, майолика

  • Гжельская статуэтка «Емеля»

  • Гжельская плошка

  • Гжельские ракеты

Гжель и окрестности - Города и веси России — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Открытый урок "Гжель на карте Московской области"

Автор: Кочеткова Надежда Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла
Наименование материала: методическая разработка урока по географии 5 класс
Тема: Гжель на карте Московской области

Урок по географии в формате ФГОС для 5 класса

«Гжель на карте Московской области»

Дидактическая цель: Сформировать представление о селе Гжель и выявить его уникальность.

Задачи: 1. Найти особенности села Гжель, используя географические карты и презентацию.

2. Закрепить умения работы с картой.

3. Научится выделять главное из различных источников информации.

4. Формирование у учащихся пространственного мышления и понимания значимости темы урока.

Метапредметные умения

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

  • Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

  • Работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Предметные умения:

  • Объяснять особенности природы и населения Гжели.

  • Определять специфику природы и населения Гжели по тексту , картам и презентации. Найти и обозначить на контурной карте географические объекты по теме урока.

  • Умение объяснять:

  • Понимание специфических черт природы Гжели. Осознание причин уникальности природы и населения

Личностные умения:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности

  • Формирование ответственного отношения к учению

  • Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Оборудование: Настольная карта, презентация, контурные карты.

Ход урока

I Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

--Здравствуйте ребята!

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Гжель- отвечают дети

Я-не торопитесь, внимание на доску!!

https://youtu.be/hlpkFgud9vY Мультфильм Петрушка и Гжель 1 мин

II Актуализация знаний

Значит как будет звучать тема урока? Если мы с вами на уроке географии??

Гжель на карте Московской области.

--Подумайте, какова цель нашего урока? Сформировать представление о расположении Гжели и выявить его уникальность.

--А кто мне может сказать, почему нам с вами так важно знать особенности и уникальность Гжели? Мы здесь живем, это Московская область, это наша страна.

--А на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы достичь цели нашего урока?

1) Где находится Гжельский регион?

3) Какие населенные пункты составляют «Гжельский куст»?

2) Какие имеются во Гжели уникальные объекты?

В конце урока вам предстоит ответить на главный вопрос: Где на карте Московской области находится Гжель?

--Что нам будет в помощь в нашем путешествии? Карты, атлас, знания, учитель.

--Ну что ж, приступим!

III Открытие нового знания

Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.

Я рассказываю о Гжели и показываю презентацию.

А теперь ваша очередь. Работать вы будете в парах.

Задание 1.

У вас на столе лежит карта Московской Области. Определите, в каком направлении от Москвы находится Гжель. Рассчитайте азимут. Ответ запишите в ваши рабочие листки.

Задание 2.

Выпишите районы, с которыми Раменский район граничит.

Задание 3.

Посчитайте сколько населенных пунктов входят в Гжельский куст. Используйте карту Гжельского региона.

Задание 4. Заполни пропуски в тексте, используя условные обозначения карты.

В селе Гжель стоит большая белокаменная __________________, есть _______________ для детей и _________________________________________.

Через реку Гжелку построен __________________.

Если проезжать Обухово, можно встретить ___________________________.

Недалеко от Коняшино большой __________________________________.

В Минино очень много ___________________________________________.

За платформой Игнатьево, если двигаться на ________ можно увидеть сначала _____________, за ними __________________________________, а потом и вовсе ______________________________________.

Недалеко от платформы 55 км располагается ________________________.

Задание5.

Знаете ли вы, какими природными ресурсами обладает Гжельский регион?

Задание 6.

Знаете ли вы, какие природные уникальные объекты есть только во Гжели?

ФИЗМИНУТКА (ведут дети)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

--Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с уникальными объектами.

Выступления детей о «Венерином башмачке» и о «Гжельском стратотипе»

--Молодцы юные исследователи. Мы с вами узнали об уникальных объектах Гжели.

IV Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Ну а сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать как вы усвоили материал.

--Давайте вспомним самое, самое о Гжели.

1

  1. Гжель располагается в Московской области Раменского района

  2. Если двигаться из Москвы, то направление нужно выбрать на…ЮВ

  3. Гжельский куст включает в себя… более 30 населенных пунктов

  4. Здесь протекает река…Гжелка

  5. Гжель славится .. на весь мир, росписью…

VI. Обобщение по теме

Цель: закрепление и обобщение изученного материала

Составьте синквейн по теме "Гжель".

VII. Домашнее задание

Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.

1. Найти еще уникальные или интересные факты о Гжели.

3. Составить текст по теме «Гжель» с ошибками. (Минимум 5 предложений)

VIII. Этап рефлексии

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Рефлексивная мишень. На доске. Задание: выйти к доске и используя смайлики показать свою эмоцию по уроку.

--Подсчитайте свои баллы и выставьте оценки.

Мне было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок!

Урок окончен, вы можете собраться.

Приложение 1.

Рабочий лист учащегося 5 класса

Фамилия, имя _________________________ _______________

Дата _________________

Тема урока ____________________________

Тест

Задание № 1

У вас на столе лежит карта Московской области. Определите в каком направлении от Московской области находится Гжель. Рассчитайте азимут.

Ответ _______________________ Азимут= _________________________________

Задание № 2

Выпишите районы, с которыми граничит Раменский район. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Посчитайте, сколько населенных пунктов входят в «Гжельский куст». Используйте карту Гжельского региона.

Ответ ______________________________

Задание № 4

Составьте синквейн по теме "Гжель"

Два слова - определения

Три глагола

Предложение из 4-х слов

Одно слово - эмоция автора.

Приложение 2.

Жечь... Обжигать... Жгель... Гжель... Не таков ли был первоначальный порядок слов, вошедших в название местности у славян, поселившихся в междуречье Москвы-реки и Клязьмы, на севере Мещерской низменности, в давно минувшие времена? Одна из затерявшихся среди болот и ручьёв деревенек отражает характеристику своего местонахождения — не один век носит имя Мещера. Сама же обширная территория этого края свыше 6,5 веков носит собирательное название — Гжель. Это русское слово знают в десятках стран мира, на всех континентах. Оно переведено на разные языки в каталогах и книгах, газетных и журнальных статьях, в исследованиях учёных, и всё потому, что жители планеты Земля успели полюбить изделия местных мастеров. Их коллекционируют и берегут в любой семье как драгоценности.

Гжель — единственное место в мире, где руками талантливых мастеров создаются своеобразные бело-голубые фарфоровые или майоликовые изделия с полихромной раскраской. Гжель (а так называют и изделия народного художественного керамического промысла, развитого в этих краях) неповторима.

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России, в котором участвуют около 30 сел и деревень бывшей Гжельской волости. Первые упоминания в летописях об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты. Гончарными ремеслами здесь занимались издавна, изготовляли всевозможные тарелки, квасники, игрушки, расписанные керамическими красками.

Так как местность изобиловала лесами и болотами, имела малоплодородные дерново-подзолистые и глинистые почвы, а в низинах — торфяники, жители возникающих поселений посте¬пенно начали искать средства к жизни не на земле, а под землей, добывая высококачественные глины геологических отложений верхнего Гжельского яруса. Глину копали ручным способом в зимнее время, так как в иную пору ее добыча становилась невозможной в результате затопления ям грунтовыми водами. Кроме многочисленных и различных по своим свойствам запасов одних из лучших в России глин, местами на поверхности крестьяне обнаруживали залежи камня-известняка и вели его добычу.

Наличие главного богатства края — высокосортных глин, обилие лесов для обжига, а также древнего торгового Касимовского тракта, проложенного в XIV-XV вв. от Москвы на юго-восток, к Волге и Каспийскому морю, превратившегося в один из важных путей, по которому велась оживленная торговля, создали благоприятные условия, которыми воспользовались местные жители для широкого развития гончарного промысла.

Современный гжельский фарфор, продолжает традиции гжельского искусства. Техника Гжели претерпела кардинальные изменения, стали использоваться уже новые керамические краски, и в итоге появилась та самая Гжель, которую легко узнают во всем мире.

Приложение 3

Раздатка детям

Карта Московской области


Карта Гжельского региона

В каком городе производится гжель

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

Вероятно Гусь Хрустальный

Есть такой город --ГЖЕЛЬ можно доехать в Казанского вокзала

"Китайские товары со всего мира" (с) :)

Есть старинный город Гжельск, но и как ниже сказано, и в Гусе хрустальном тоже есть.


Смотрите также

Описание: