Галикарнасский мавзолей где находится


Мавзолей в Галикарнасе — Википедия

Руины мавзолея сегодня

Галикарнасский мавзолей (греч. Μαυσωλείο της Αλικαρνασσού; тур. Halikarnas Mozolesi) — гробница карийского сатрапа Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружённая в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (ныне — Бодрум, Турция), одно из Семи античных чудес света. Проект был разработан греческими архитекторами Сатиросом[en] и Пифеем Приенским[1][2]. Проект гробницы несёт черты архитектуры некоторых гробниц соседнего царства — Ликии, завоёванного Мавсолом около 360 г. до н. э., в частности, монумента Нереид[3].

Мавзолей был приблизительно 45 м в высоту, четыре стороны здания были украшены скульптурными рельефами, каждый из которых был создан одним из четырёх греческих скульпторов: Леохаром, Бриаксисом, Скопасом Паросским и Тимотеем [en][4]. Законченное здание мавзолея отличалось таким великолепием, что Антипатр Сидонский причислил его к числу семи чудес античности. Мавзолей был разрушен к концу XV века рядом землетрясений[5][6][7], и входит число трёх наиболее долговечных из Семи чудес (наряду с сохранившейся до настоящего времени пирамидой Хеопса и Александрийским маяком).

Слово «мавзолей» благодаря гробнице Мавсола вошло во многие языки мира и стало нарицательным. В русский язык оно вошло из греческого, вероятно, через немецкий или французский[8].

В 385 году до н. э. персидский царь Артаксеркс II назначил сатрапом (наместником царя) Карии Гекатомна, ставшего родоначальником династии Гекатомнидов, последовательно правивших Карией до прихода Александра Македонского в 334 году до н. э. Столицей Карии Гекатомн сделал свой родной город Миляс. У Гекатомна было три сына — Мавсол, Идрей и Пиксодар, и две дочери — Артемисия и Ада. Законы Ахеменидов разрешали кровнородственные браки, в силу чего Мавсол был женат на своей сестре Артемисии, а Идрей — на Аде (приёмной матери Александра Македонского). Гекатомн скончался 377 году до н. э., передав власть своему сыну Мавсолу. Мавсол за время правления перенёс столицу Карии из древнего Миляса в прибрежный Галикарнас, подчеркнув своё намерение расширять пределы владений за счёт близлежащих греческих островов, а также подчинил себе часть Ликии и некоторые греческие города Ионии. Ликия в те времена была известна многочисленными монументальными гробницами, такими как гробницы Ксанфа [en], архитектурный стиль которых был использован для сооружения мавзолея в Галикарнасе[9].

Мавсол и Артемисия правили в Галикарнасе в течение 24 лет и за время правления вложили огромные средства в украшение города. По некоторым сведениям, строительство своей будущей гробницы Мавсол планировал ещё при жизни таким образом, чтобы она стала достойным украшением столицы, но документальных подтверждений этого нет. После кончины Мавсола в 353 году до н. э. унаследовавшая власть Артемисия проявила невероятную скорбь: по свидетельству римского писателя Авла Геллия, она подмешивала прах покойного супруга в своё питьё[10], тем самым понемногу доведя себя до смерти. Артемисия начала возводить гробницу Мавсолу, но скончалась в 350 году до н. э., когда строительство ещё не было завершено, и урны с пеплом Мавсола и Артемисии были помещены в ещё не законченную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела большого числа мёртвых животных были помещены на лестницы, ведущие к могилам монархов, а затем лестницы были заполнены камнями и щебнем, закрывающими доступ. По словам римского историка Плиния Старшего, ремесленники решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя, «считая, что это был одновременно памятник его собственной славе и искусству скульптора».

Для разработки проекта мавзолея Артемисия пригласила греческих архитекторов Сатироса[en] и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимотея. Композиция и оформление мавзолея были направлены на демонстрацию легитимности и преемственности власти Гекатомнидов в сложных политических условиях Карии IV в. до н. э.[11]. Фактически гробница представляет собой сочетание династического памятника Гекатомнидов, героона и собственно усыпальницы Мавсола.

Колоссальные статуи мужчины и женщины из мавзолея в Галикарнасе, традиционно считаются изображениями Мавсола и Артемисии, ок. 350 г. до н. э., Британский музей.

Большая часть сведений о мавзолее, которыми располагают современные исследователи, почерпнута из трудов римского историка Плиния Старшего. По-видимому, Плиний основывался на источниках, автором или авторами некоторых из которых были архитекторы, но при этом Плиний не в полной мере описал конструкцию мавзолея, хотя сообщает о многих интересных особенностях сооружения. Наряду с трудами Плиния, известны труды Павсания, Страбона и Витрувия, также содержащие данные о мавзолее[12].

Так, о расположении мавзолея и планировке города сохранилось свидетельство Витрувия[13]. Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезенными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше её на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.

Плиний Старший так описывает мавзолей:

С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м]. [14]

Архитектура мавзолея была нехарактерна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышала длины фасада, то мавзолей в Галикарнасе в плане представлял собой почти квадрат (33х39 метров), а его высота (порядка 45 метров) значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство мавзолея включало три скульптурных фриза и по меньшей мере 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проемах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Акротерии двух фронтонов мавзолея были украшены скульптурами женских голов, которые, возможно, представляли шесть городов Карии, подчинённых Галикарнасу[15]. Отдельные скульптурные группы, изображавшие конницу, размещались по углам подиума[12]. В верхней части мавзолея, высотой примерно в треть от общей высоты здания, располагалось тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону (угловая колонна вписывалась одновременно в два ряда). Между каждой парой колонн стояла статуя. За колоннами располагался сплошной, похожий на целлу блок, который нёс на себе вес массивной крыши мавзолея. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, имела пирамидальную форму, а на самой вершине мавзолея возвышалась квадрига: четыре массивные лошади, тянувшие колесницу, на которой находились величественные статуи Мавсола и Артемисии.

При раскопках мавзолея было найдено 20 статуй львов, имевших 1,5 или 1,60 метра в длину. Здание мавзолея стояло в выкопанном прямоугольном углублении, глубиной 2,4 или 2,7 метра и размерами 33 на 39 метров[12]. Мавзолей был украшен множеством больших и красивых скульптур, значительная часть которых утрачена полностью, от других уцелели только фрагменты. Некоторые из первоначальных мест размещения статуй известны из исторических источников.

Замок Святого Петра в Бодруме Замок Святого Петра, вид с юго-востока

Мавзолей простоял более 16 веков, выдержав набеги пиратов в 62 и 58 годах до н. э., но затем был разрушен серией землетрясений, из-за которых рухнули колонны, а бронзовая колесница свалилась с крыши здания. К 1404 году только основание мавзолея было ещё узнаваемо.

В XV веке Галикарнас был завоёван орденом госпитальеров, которые построили в городе Замок Святого Петра. Для укрепления строений замка в 1494 году госпитальеры использовали сохранившиеся каменные фрагменты мавзолея[16]. В 1522 году слухи о грозящем турецком вторжении заставили госпитальеров вновь укрепить замок в Галикарнасе (который к тому времени был известен как Бодрум), и большая часть оставшихся частей гробницы была разрушена и использована в стенах замка. Есть сведения, что перед тем как переработать большую часть оставшихся скульптуры мавзолея для строительства, госпитальеры несколько лучших скульптур установили в залах замка, где они пробыли три века. Фрагменты мавзолея из полированного мрамора можно увидеть там и сегодня. После того как Сулейман Великолепный завоевал базу госпитальеров на острове Родос, орден ненадолго переместился на Сицилию, а затем — на Мальту, уже навсегда, оставив замок Бодрум в Османской империи.

Во многих историях мавзолея можно найти легенду о том, что во время фортификационных работ отряд рыцарей-госпитальеров зашёл в основание гробницы и обнаружил комнату с большим гробом. Решив, что сегодня уже слишком поздно, рыцари вернулись на следующее утро, и обнаружили, что сокровища, которые могли храниться в комнате, были разграблены, а тела Мавсола и Артемисии тоже бесследно исчезли. Исследования, проведенные археологами в 1960-х годах, показывают, что задолго до появления рыцарей неизвестные грабители вырыли туннель под комнатой в гробнице, похитив её содержимое. Что касается отсутствия тел Мавсола и Артемисии, согласно имеющимся данным, они были кремированы, а в могильную камеру были помещены только урны с их пеплом.

Представление в 21 зале Британского музея перед двумя статуями из мавзолея в Галикарнасе.

В XIX веке британский консул в Османской империи получил несколько статуй из замка Бодрум (в настоящее время они находятся в Британском музее). Это послужило стимулом британскому археологу Чарльзу Ньютону, который с 1852 года служил вице-консулом в Митилини, организовать экспедицию в Бодрум для поиска руин мавзолея. Чтобы обнаружить предполагаемое местонахождение мавзолея, Ньютон изучил описания античных авторов, в частности Плиния Старшего, после чего приобрёл участок земли в месте, наиболее перспективном для поиска. В ходе раскопок Ньютон обнаружил фрагменты рельефов, которые украшали стены мавзолея и части ступенчатой ​​крыши. Также было обнаружено каменное колесо колесницы диаметром около 2 м (6 футов 7 дюймов), извлеченное из скульптуры на крыше мавзолея. Кроме того, Ньютон обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие в колеснице на вершине здания. В октябре 1857 года Ньютон вывез мраморные блоки с места раскопок и доставил их на Мальту. Эти блоки использовались на Мальте для строительства нового дока британского ВМФ. Сегодня это место известно как док № 1 в Бормла, но строительные блоки скрыты от видимости в верфи Великой гавани[17].

С 1966 по 1977 год развалины мавзолея исследовал профессор Кристиан Джеппезен из Орхусского университета (Дания), по результатам раскопок он издал шеститомную монографию «Мавзолей в Галикарнасе».

В настоящее время замок рыцарей-госпитальеров (рыцарей святого Иоанна) по-прежнему стоит в Бодруме, в его стенах можно обнаружить встроенные каменные и мраморные блоки мавзолея. На месте самого мавзолея остается только фундамент и небольшой музей. Некоторые из сохранившихся фрагментов мавзолея, включая ряд статуй и множество плит фриза с изображениями битвы между греками и амазонками, находятся в настоящее время в Британском музее.

Здание мавзолея в Галикарнасе оказало определённое влияние на мировую архитектуру, особенно мемориальную. Так, среди схожих по архитектуре или сооружённых со значительным влиянием этого мавзолея историки архитектуры называют такие современные здания, как Башня PNC[en] в Цинциннати, здание гражданских судов[en] в Сент-Луисе, Национальное здание Ньюарка[en] в Нью-Джерси, мавзолей Гранта и Бродвей, 26[en] в Нью-Йорке, здание мэрии Лос-Анджелеса, Мемориал войны в Индиане[en] (и, в свою очередь, башня Salesforce) в Индианаполисе, масонский храм в Вашингтоне, округ Колумбия, Мемориал солдатам и матросам[en] в Питтсбурге, здание парламента Японии в Токио, Монумент памяти в Мельбурне, церковь Св. Георгия, Блумсбери[en] в Лондоне[18][19][20].

  1. Kostof, Spiro. A History of Architecture (неопр.). — Oxford: Oxford University Press, 1985. — С. 9. — ISBN 0-19-503473-2.
  2. Gloag, John. Guide to Western Architecture (неопр.). — Revised. — The Hamlyn Publishing Group, 1969. — С. 362.
  3. André-Salvini, Béatrice. Forgotten Empire: The World of Ancient Persia (англ.). — University of California Press (англ.)русск., 2005. — P. 46. — ISBN 9780520247314.
  4. Smith, William Dictionary of Greek and Roman Antiquities, page 744 (неопр.). Дата обращения 21 сентября 2006.
  5. ↑ Mausoleum of Halicarnassus (неопр.). Дата обращения 5 февраля 2014. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  6. ↑ The Mausoleum at Halicarnassus (неопр.). Дата обращения 5 февраля 2014.
  7. ↑ The Mausoleum of Halicarnassus (неопр.). Дата обращения 5 февраля 2014.
  8. ↑ Происхождение слова мавзолей
  9. André-Salvini, Béatrice. Forgotten Empire: The World of Ancient Persia (англ.). — University of California Press (англ.)русск., 2005. — P. 46. — ISBN 9780520247314.
  10. Авл Геллий. Аттические ночи X 18, 3
  11. ↑ Кишбали Т., с. 64
  12. 1 2 3 Fergusson.
  13. M. Vitruvii Pollionis De Architectura Liber Secundus, 10-11 // THE LATIN LIBRARY at Ad Fontes Academy (лат. текст)
  14. Плиний Старший. Естественная история, XXXVI, 30-31 // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994, ISBN 5-86218-131-8
  15. ↑ «[A guide to the] mausoleum room.» (1886). the trustees, London England
  16. ↑ The Maussolleion (неопр.). SDU. Дата обращения 8 декабря 2017.
  17. ↑ Dock 1 made from ancient ruins?, The Times (26 июля 2009). Дата обращения 15 марта 2015.
  18. ↑ Indiana War Memorial Exterior (неопр.). State of Indiana. Дата обращения 21 декабря 2010. Архивировано 13 октября 2007 года.
  19. ↑ IWM: Indiana War Memorial Museum (неопр.). in.gov.
  20. Christine H. O'Toole. The Long Weekend: Pittsburgh, Three Ways, The Washington Post (20 сентября 2009).

На русском языке[править | править код]

На других языках[править | править код]

  • The Maus­sol­leion at Ha­li­kar­nas­sos. Cph., 1981—1991. Vol. 1-9.
  • Fergusson, James. «The Mausoleum at Halicarnassus restored in conformity with the recently discovered remains.» J. Murray, London, 1862
  • Brandt, J. Rasmus, Erika Hagelberg, Gro Bjørnstad, and Sven Ahrens. 2017. Life and Death in Asia Minor in Hellenistic, Roman, and Byzantine Times: Studies In Archaeology and Bioarchaeology. Philadelphia: Oxbow Books.
  • Cook, B. F., Bernard Ashmole, and Donald Emrys Strong. 2005. Relief Sculpture of the Mausoleum At Halicarnassus. Oxford: Oxford University Press.
  • Dmitriev, Sviatoslav. 2005. City Government In Hellenistic and Roman Asia Minor. Oxford: Oxford University Press.
  • Jeppeson, Kristian. 2002. The Maussolleion at Halikarnassos: Reports of the Danish archaeological expedition to Bodrum: The superstructure, a comparative analysis of the architectural, sculptural, and literary evidence. Vol. 5. Aarhus, Denmark: Aarhus Univ. Press.
  • Steele, James, and Ersin Alok. 1992. Hellenistic Architecture In Asia Minor. London: Academy Editions.

Мавзолей в Галикарнасе - краткое описание, где находится, фото, факты

Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

Мавзолей в Галикарнасе — великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей — это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил.

По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе (Древняя Греция) считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с храмом Артемиды в Эфесе и Колоссом Родосским.

Мавзолей в Галикарнасе был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз — мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига — античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.

Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе (Турция) простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки.

После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

12 мраморных рельефов, извлеченных из стен крепости сейчас хранятся в Британском музее.

ИСточник

Похожие чудеса:

Галикарнасский мавзолей - современное чудо света

А Вы знали о том, что одно из семи чудес света находится (вернее, находилось) в шумном туристическом Бодруме? Мы, если, честно, узнали об этом только на месте. И сегодня я хочу рассказать, как мы наконец-то побывали на руинах знаменитого Галикарнасского мавзолея!

1. Краткая историческая справка

Галикарнасский мавзолей – ровесник знаменитого Храма Артемиды. Здание представляет собой зиггурат («три в одном»): памятник, гробницу и святилище. Кстати, «мавзолеем» подобные строения стали называть по аналогии именно с этим гигантским объектом — в честь жестокого Мавсола, бесстрашного воина и неплохого дипломата. В то время он был правителем Карии, провинции Империи персов.

Строительство собственной гробницы в Галикарнасе (столице Карии) Мавсол начал еще при жизни (IV век до н.э.). По задумке царя, мавзолей должен был стать уникальным сооружением в самом центре города, в окружении дворцов и храмов. На строительство будущего чуда света были брошены лучшие архитекторы и скульпторы того времени: Леохар, Пифий, Сатир, Тимофей, Скопас, Бриаксид.

После смерти Мавсола его дело продолжила любимая жена (и по совместительству — родная сестра) Артемисия. Кстати, супружеская пара совместно управляла Карией на протяжении долгих 24 лет!

Трехуровневый мавзолей общей высотой в 46 метров сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей. Кирпичный цоколь, облицованный мрамором, над ним – храм с 36 колоннами, крыша в виде пирамиды с парой десятков ступеней… А на вершине – гигантская статуя царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Внутри задание украшали барельефы на тему древнегреческих легенд и мифов, с внешней стороны мавзолей охраняли статуи богинь и богов, а по углам несли свою службу гигантские каменные воины.

Такое великолепие не осталось незамеченным. Очень быстро уникальное строение в Галикарнасе по праву попало в список семи чудес древнего мира…

Величественное здание простояло девятнадцать веков (почти две тысячи лет)! Только в XIII веке мавзолей был практически полностью разрушен сильнейшим землетрясением. А в 1522 году его остатки разобрали рыцари-иоанниты и использовали их при строительстве крепости святого Петра.

К величайшему сожалению, сегодня от мавзолея осталась лишь горстка камней:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Галикарнасский мавзолей расположен в 400 метрах от центра Бодрума недалеко от главной площади Искеле Мейданы.

Расположение на карте:

С улицы вход в мавзолей выглядит так:


2.2. Как добраться

От автовокзала Бодрума пешая прогулка занимает минут пятнадцать.

Если на посещение Бодрума у Вас буквально несколько часов, то такси позволит, не теряя времени, осмотреть все основные достопримечательности. Но все-таки на Бодрум времени надо побольше, так что смысла особого в такси я не вижу.

  • Заказать экскурсию

Программа обзорной экскурсии по Бодруму обязательно включает в себя посещение Галикарнасского мавзолея, так что можете просто взять обзорную экскурсию в своем отеле и посмотреть все сразу.

2.3. Время посещения

Музей открыт для посещений ежедневно, кроме понедельника, с 8.30 до 17.00.

2.4. Стоимость

Касса мавзолея:


Вариантов входного билета в мавзолей два: за 10 лир и за 30 лир. Второй дает право дополнительно посетить еще Замок в Бодруме и Музей подводной археологии.

Билет на три достопримечательности:


В той же кассе можно приобрести и музейную карту, правда доступна она только для местных:


3. Фотопрогулка по мавзолею

На этом самом месте и стоял когда-то легендарный мавзолей:


Слева от развалин мавзолея – вход в небольшой музей:


Выставочный зал:


Фрагменты былого великолепия:


Схемы мавзолея:


На фото видно, как со временем менялся внешний облик пятого «чуда света»:


Именно так много веков назад выглядел мавзолей. Все-таки безумно жаль, что такая красота не сохранилась до наших дней:


Схема объектов на территории Галикарнаса (Кария). Здесь и мавзолей, и замок, и рыночная площадь, и даже античный театр:


Часть фрагментов мавзолея заботливо спрятана от солнца под навесами:


На этом месте стояла гробница Мавсола:


Часть стены:


Обратите внимание, какая была кладка несколько тысяч лет назад:


Экскурсия в мавзолей наверняка понравится детям. Ведь на его территории много запутанных переходов и лабиринтов:


А в такой узкий проход может протиснуться только ребенок или очень худенький взрослый:


Еще один проход:


Он заканчивается небольшим помещением:


Ни одного кафе на территории мавзолея мы не увидели. Но при желании, здесь можно организовать собственный пикник:


Вид на Бодрум:


Вокруг мавзолея ухоженная территория с розами, здесь приятно прогуляться или просто посидеть в тени дерева:


4. Выводы

Галикарнасский мавзолей – одно из тех мест в Турции, которые интересны своей историей, а не внешним видом. Осматривать там практически нечего: развалины, фрагменты стен и барельефов, стенды и макеты на тему: «Какая же красота здесь когда-то была!». Но сам факт, конечно, впечатляет – ведь чудес света на планете не так уж и много. А часть Мавзолея сейчас выставляется в Британском музее.

Теперь вы знаете точный ответ на вопрос: «Сколько чудес света в Турции?». Правильный ответ — два: Мавзолей в Галикарнасе и Храм Артемиды Эфесской.

Народу в этом месте практически нет. Но планировать экскурсию все равно лучше ближе к вечеру – в это время сюда не приезжают большие экскурсионные группы.

5. Видео

Хотите прогуляться по древнему мавзолею? Тогда смотрите видео:

А Вам понравился Галикарнасский мавзолей? Какие еще интересные исторические места в Турции Вы посещали?

Кстати, если вы только собираетесь в Бодрум, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook  (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:

Подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться постами в социальных сетях!

Чудо света Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

 

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство  были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Видео про мавзолей в Галикарнасе

Где находится Галикарнасский мавзолей на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Семь чудес света: Галикарнасский мавзолей

Что такое мавзолей?

«Мавзолей», первая ассоциация, которая возникает у наших соотечественников в голове, когда они слышат это слово, — Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади Москвы.

Мавзолей — это памятник-усыпальница или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось само название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени карийского царя Мавсола.

Мавсол — царь Карии

Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария. Правил этим государством с 377 года по 353 год в эпоху до нашей эры царь Мавсол со своей сестрой Артемисией, которая к тому же являлась и его супругой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, однако рассказывали о большом увлечении царя высоким искусством. Желая увековечить свое имя в истории, карийский царь еще при жизни решил построить для себя огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум в Турции). По задумке Мавсола погребальный монумент должен был стать уникальным сооружением в самом центре города. Строительством усыпальницы руководила жена Мавсола — Артемисия. Для сооружения погребального монумента царица пригласила знаменитых греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Бриаксида, Тимофеоса и знаменитого Скопаса, украсившего своими барельефами еще одно чудо света — Храм Артемиды в Эфесе. Усыпальница получилась настолько красивой и величественной, что ее вскоре стали называть чудом света.

Многие последующие правители пытались построить для себя такую же гробницу, поэтому для подобных построек придумали название «мавзолей» по имени Мавсола.

Проспер Мериме так рассказывал о карийском царе:

"Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света."

Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей сильно отличался от построек своей эпохи в Греции. Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота здания не превышала длины фасада. Мавзолей в Галикарнасе имел почти квадратное основание, а высота строения значительно превосходила длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только гробницей царя, но и являлся династическим памятником и святилищем.

Первый ярус мавзолея представлял собой массивный цоколь из кирпича с мраморной облицовкой. Второй ярус выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру подпирали крышу в виде пирамиды. Крыша-пирамида состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды располагались огромные статуи царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Общая высота постройки составляла примерно 46 метров.

Останки царской четы хранились в мраморных саркофагах в усыпальнице, находившейся в основании мавзолея. Прах царя и царицы сторожили каменные львы. Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых были запечатлены сцены из легенд и мифов древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры богов и представителей греческого эпоса. По углам сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния стражей-воинов. Галикарнасский мавзолей, как истинное чудо света, завораживал своим величием и красотой.

Мавсол не дожил до окончания строительства своей усыпальницы. После смерти царя Артемисия, безумно любившая своего мужа, бросила все силы и средства на возведение мавзолея, который стал памятником их любви. Однако и сама царица погибла до завершения строительства.

Плиний Старший так описывал Галикарнасский мавзолей:

"С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Еще до того, как они закончили работу, царица умерла. Над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней все сооружение достигает в высоту 140 футов."

Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, располагавшиеся в Галикарнасе рядом с мавзолеем, казались неказистыми постройками на фоне гробницы Мавсола.

Почти два тысячелетия люди любовались и восхищались Галикарнасским мавзолеем. В XIII веке легендарная гробница разрушилась после сильного землетрясения. В XV веке руины мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами для строительства крепости Святого Петра (Замок Бодрум).

Галикарнасский мавзолей в наши дни

К величайшему сожалению, теперь от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.

В наши дни на месте, где когда-то возвышался Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно лишь представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно осмотреть фрагменты стен и барельефов, а также вообразить, как выглядел мавзолей, изучив представленные здесь макеты.

Часть объектов, которые были найдены в ходе археологических раскопок на территории Галикарнасского мавзолея, хранятся в Британском и в Стамбульском музеях.

Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции

Сегодня в разных уголках нашей планеты можно обнаружить здания, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гениальности античных архитекторов.

Военный Мемориал в Индианаполисе (США)

Однако сравнить современные мавзолеи с античным прототипом уже не получится.

Видео Галикарнасский мавзолей


 

Семь чудес света:

Мавзолей царя Мавсола в Галикарнасе | Древний мир


От некоторых из семи античных чудес света, таких как Колосс Родосский иди статуя Зевса Олимпийского, не осталось ровным счётом ничего. От других остались считанные фрагменты. Гробнице царя Мавсола в Галикарнасе повезло больше. Город находился на территории современной Турции, где сегодня расположился курорт Бодрум. К настоящему времени найдены сотни, а то и тысячи фрагментов, но точный облик гробницы вызывает множество вопросов. Существует более десяти вариантов её реконструкции. В основных чертах они сходятся, но детали оставляют большой простор для полёта фантазии. То, что неоспоримо осталось от Мавсола в веках, — слово «мавзолей», которым стали называть пышные гробницы во многих странах мира.

Сообразительный правитель

Когда-то на юго-западе Анатолийского полуострова обитали карийцы — народ хетто-лувийской группы. Начиная с VII века до н.э. или немногим ранее того их страна — Кария — подверглась колонизации древними греками. Как результат здесь сложился вполне жизнеспособный и даже плодотворный симбиоз двух народов. Кария процветала, хотя и оказалась сначала под властью мощного Лидийского царства, а затем ещё более могущественной Персии. В 385 году до н.э. сатрапом Карий персидский царь Артаксеркс II назначил Гекатомна, который стал родоначальником династии Гекатомнидов. Когда в 377 году до н.э. он умер, правопреемником стал его сын Мавсол, женатый на собственной сестре Артемисии. Для династии Гекатомнидов это было типично и в дальнейшем, хотя подобный обычай укоренился отнюдь не в греческой, а скорее в восточных культурах — Элама, Персии и Древнего Египта. Именно в период правления царя Мавсола, продлившийся по 352 год до н.э., Кария и её главный город Галикарнас достигли наивысшего процветания. Мавсол оказался талантливым дипломатом, умевшим прекрасно использовать наёмный флот и армию. Он по сути добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Французский писатель Проспер Мериме так характеризовал его правление: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света».

Безумная любовь

Когда Мавсол умер, править стала его убитая горем жена Артемисия. Римский историк Авл Геллий писал: «Говорят, что Артемисия питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира… Когда он умер, Артемисия, обнимая труп и проливая над ним слезы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемисия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не щадя никаких издержек, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света».
Однако Авл Геллий был не совсем точен. Артемисия умерла через два с небольшим года после смерти мужа, и роскошную гробницу за такое время построить было просто невозможно. Отметим и то, что её краткое правление прошло в непрекращающихся войнах и смутах. Римский учёный-энциклопедист Витрувий повествует: «Когда после смерти Мавсола на трон вступила его жена Артемисия, жители Родоса возмутились, что всеми городами Карий владеет женщина, и послали весь свой военный флот завоевать её царство. Получив это сообщение, Артемисия приказала своему флоту… спрятаться в тайной гавани, а остальным жителям занять крепостные стены. Когда родосцы пристали со своей военной флотилией к пристани, царица повелела, чтобы их приветствовали с крепостных стен, обещая сдать город. Родосцы оставили свои корабли и вошли в город, а Артемисия в это время внезапно появилась из тайной гавани со своим флотом и напала на родосцев… Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади.
Воины и гребцы Артемисии заняли родосские корабли и отправились по направлению к Родосу. Жители острова увидели свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что это с победой возвращаются их сограждане. Они разрешили кораблям пристать к берегу. Артемисия захватила Родос, приказала казнить его правителей и в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Одна из них символизировала родосскую державу, а другая — её собственную особу. По велению мстительной Артемисии скульптура изображала, как она, Артемисия, выжигает знак рабства на теле Родоса. Религиозные представления родосцев мешали им разрушить памятник (ибо уничтожать священные памятники, поставленные в честь победы, — святотатство). Они обнесли впоследствии это место стеной и приставили стражу из лучших греческих воинов, чтобы никто этот памятник не увидел».

Работа великих мастеров

Как считает современная историческая наука, сам царь Мавсол, опираясь на опыт египетских фараонов, начал строительство своей гробницы ещё при жизни, в середине шестидесятых годов IV в. до н.э. Она была замыслена как уникальное сооружение, расположенное в центре города, среди дворцов и храмов. Гробница должна была символизировать могущество и богатство царя Карий. Чтобы после смерти ему можно было воздавать надлежащие почести, она должна была сочетать в себе одновременно и гробницу, и храм. Для строительства пригласили лучших архитекторов и скульпторов: Пифия, Сатира, Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. После смерти царя Артемисия велела ускорить строительство, и, как считают большинство учёных, в 350 году до н.э., вскоре после её смерти от безмерной тоски по почившему супругу, гробница была достроена. Впрочем, сохранились некие сведения, что отделочные работы продолжались ещё в тридцатых и даже двадцатых годах до н.э.
Гробница галикарнасского тирана была построена как почти квадратное здание, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемисии. Эта громадная погребальная камера высотой около 20 метров была сооружена из сырцового кирпича и обложена изумительной красоты плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого яруса шёл фриз. С восточной стороны мавзолея это была битва эллинов с амазонками — амазономахия работы великого Скопаса, считавшегося непревзойдённым мастером «передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека». Кроме него, по словам Плиния, над фризом по другим сторонам сооружения работали Леохар, Бриаксид и Тимофей. Там были изображены состязания Пелопа, подвиги Тесея и битва кентавров с лапифами. На втором этаже, окружённом колоннадой из 36 колонн, находился погребальный храм — целла, где хранились жертвоприношения. Между колоннами стояли разнообразные статуи. Третьим же ярусом была крыша в виде 24-ступенчатой пирамиды, увенчанной мраморной квадригой. Там в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, стояли статуи Мавсола и Артемисии. Общая высота мавзолея достигала 46 метров. Вокруг гробницы размещались статуи львов и скачущих всадников.

Смешение стилей

В итоге мавзолей являл собой смешение архитектурных решений, типичных для разных стран. Если идея первого яруса была позаимствована у месопотамских зиккуратов, то идея второго яруса — у греческого храма, а третьего — у египетской пирамиды. Также в элементах усыпальницы использовались элементы всех трёх знаменитых греческих стилей: дорического, ионического и коринфского. Так, окружавшие второй ярус колонны были ионическими, а колонны, стоявшие внутри погребальной камеры, — коринфскими. Интересно и то, что среди реконструкций облика гробницы царя Мавсола есть одна весьма необычная. Она представляет гробницу как по сути древнеегипетскую пирамиду, разорванную по центру пополам колоннадой греческого храма, ведь с абсолютной точностью всё-таки не доказано, что стены первого яруса были именно вертикальными. Не исключено, что они имели наклон и, возможно, достаточно существенный.
Словом, галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры. Прототипов ему в греческой архитектуре не было, зато последователей оказалось множество. Подобного рода сооружения впоследствии возводились как в Древнем Риме, так и в различных районах Ближнего Востока. Впрочем, как и положено копиям и подражаниям, они были менее удачны, чем гробница царя Мавсола. Она была столь знаменита, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы.
Сооружение оказалось весьма прочным, простояло 1900 лет. В XIII веке оно было сильно повреждено во время большого землетрясения, а в XV столетии дело разрушения довершили рыцари-иоанниты, использовавшие элементы гробницы при строительстве крепости Святого Петра. В XIX веке европейские путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, перестроенной из ио-аннитского замка Святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из восхитительного качества мраморных плит, которые неизвестный гений населил барельефами с неистовыми людьми и богами. Английским учёным удалось установить, что это элементы «Амазономахии» работы Скопаса. Со временем было найдено ещё множество элементов Галикарнасского мавзолея. Ныне основная их часть хранится в Британском музее, остальные — в других музеях мира.

Журнал: Тайны 20-го века №50, декабрь 2019 года
Рубрика: Чудеса света
Автор: Виктор Бумагин

Метки: Тайны 20 века, погребение, гробница, мавзолей, царь, Кария, Мавсол, Галикарнас



Мавзолей в Галикарнасе - краткое описание, факты, где находится, фото, карта

Мавзолей в Галикарнасе — одно из 7 чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Читайте интересные факты и историю создания мавзолея.

Где находится мавзолей в Галикарнасе

Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум.

Эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, интересные факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе. К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение.

Окончательно разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.

Сейчас от мавзолея в Галикарнасе остались только развалины. Хотя часть фресок и статуй находятся среди реликвий Британского и Стамбульского музеев.

Галикарнасский мавзолей на карте

Похожие статьи

Галикарнас — Википедия

Схема Галикарнаса в античное время. Линия стен восстановлена по сохранившимся руинам. Береговая линия в античное время могла быть другой.

Галикарна́с (греч. Ἁλικαρνασσός, лат. Halicarnassus) — древний город в Карии на средиземноморском побережье Малой Азии.

Основан греческими поселенцами примерно в VIII в. до н. э. и в середине IV в. до н. э. стал на короткое время столицей Карии. В настоящее время на его руинах располагается турецкий город-курорт Бодрум.

В 26 году н. э. несколько городов римской провинции Азия соревновались за право построить храм в честь императора Тиберия, как сообщает историк Тацит[1]. Представители Галикарнаса выдвинули аргумент, что в их городе храм может быть возведён на скале, твердыней возвышающейся в течение 12 веков, намекая таким образом, что Галикарнас существует со времён Троянской войны.

Однако во времена Троянской войны (XIII век до н. э.) Галикарнаса ещё не существовало. Гомер не упоминает о таком городе, хотя Милет уже заселяли карийцы. Геродот сообщает, что Галикарнас основали греки дорийского племени, выходцы из Трезена, расположенного на юго-востоке Пелопоннеса в Арголиде[2]. Неизвестно, когда это случилось, — вероятно, в эпоху великой греческой колонизации, начавшейся в VIII веке до н. э. Страбон упоминает, что прежде Галикарнас имел название Зефирия[3], а Витрувий называет имена основателей города: Мелас и Ареваний[4]. Название Зефирия (Zephyria) город приобрёл по местоположению на узком перешейке под названием Zephyrium, который отделял полуостров от материка Малой Азии (см. карту Карии).

Карию населяли архаичные лелеги совместно с народом карийцев, предположительно потомками хеттских племён. Местные племена проживали в небольших укреплённых городках, один из которых, Салмакис, позднее влился в Галикарнас. Место для основания полиса было выбрано удачно: удобная бухта в заливе Керамика, небольшой островок в центре бухты являлся естественным причалом и в то же время защищённым местом от местных недоброжелателей. Вокруг Галикарнаса до середины IV в. до н. э. существовали поселения карийцев, однако о конфликтах греков с местным населением сведений нет. Более того, ко второй половине IV в. до н. э. карийцы подверглись эллинизации и растворились среди эллинистических царств и полисов.

Самое раннее упоминание о Галикарнасе можно найти у Геродота:

«Точно так же и дорийцы из нынешней области пятиградья (которая прежде называлась шестиградьем) не только запретили соседним дорийцам доступ в Триопийское святилище, но даже не допускали и своих сограждан участвовать [в религиозных обрядах] за непочтительность к храму. При состязаниях в честь Аполлона Триопийского они издревле, по обычаю, давали победителям в награду медные треножники. Победители, однако, не должны были брать с собой эти треножники из святилища, но посвящать их богу. Как-то раз победу одержал один галикарнасец по имени Агасикл, который пренебрёг этим обычаем, унес треножник домой и повесил там на гвозде на стену. В наказание за это пять городов — Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд — отстранили шестой город — Галикарнас от участия [в религиозных обрядах]. Так наказали они этот город»[5].

Вероятно, Агасикл совершил свой проступок в VII—VI вв. до н. э., так как при жизни Геродота в V в. до н. э. Галикарнас уже превратился в ионийский город по составу населения. Из конфедерации шести городов только ещё Книд располагался на материке, там же, где и Триопийское святилище; Иалис, Камир и Линд находились на острове Родос, а Кос на одноименном острове.

Гавань Галикарнаса. На берегу гавани расположен Бодрум, а за ним возвышается остроконечный акрополь Галикарнаса. Салмакис располагался на другом акрополе Галикарнаса.

До середины IV в. до н. э. Галикарнас оставался небольшим городом. При завоевании Карии персами в VI в. до н. э. Геродот не упоминает о Галикарнасе. Около 510—480 до н. э. в Галикарнасе правил Лигдамид I. Но когда персидский царь Ксеркс I в 480 до н. э. двинулся походом в Грецию, Галикарнас послал в его флот 5 кораблей уже под командованием его дочери Артемисии I[6]. Артемисия I своим мужеством в морском сражении с греками завоевала авторитет у персидского царя и, по словам Геродота, стала его доверенным советником. Править городом Артемисия стала после смерти мужа. По отцу и матери Артемисия была греческих кровей. Возможно именно персидский царь назначил Артемисию первым правителем (тираном) Галикарнасса, так как не в обычаях греческих колоний иметь наследственную власть, а Артемисию называют первым тираном города[7]. Геродот также упоминает другого выходца из Галикарнаса, Ксенагора, который в Карии спас жизнь брату персидского царя, и за то был назначен сатрапом Киликии[8].

После Артемисии I Галикарнасом правил её сын Писинделид (около 470—450 до н. э.), а затем его вдова Артемисия II (около 450—430 до н. э.). Им наследовал их сын Лигдамид II (около 430—420 до н. э.). Лигдамид казнил очень известного поэта той эпохи Паниасида, двоюродного брата историка Геродота. Из-за Лигдамида Геродот покинул родной Галикарнас в 430-х годах до н. э., но затем вернулся, чтобы свергнуть жестокого правителя. Сохранилась надпись времён Лигдамида, из которой следует, что при нём существовало городское самоуправление, и карийское поселение на акрополе Салмакис ещё не вошло полностью в состав Галикарнаса. Салмакисом также называли известный источник, вода которого, по словам Страбона, делала мужчин женоподобными. Витрувий толкует смысл легенды по другому. По его мнению возле источника предприимчивые греки открыли таверну, которая привлекала к себе окрестных варваров, смягчая таким образом их нравы[9].

Второй акрополь Галикарнаса, место архаичного карийского поселения Салмакис.

После поражения персов в греко-персидской войне Афины организовали Делийскую лигу, куда Галикарнас был вынужден платить подать немногим менее 2 талантов. Около 420—412 до н. э. Галикарнасом правил Аморг. В годы Пелопоннесской войны (430—404 до н. э.) Афины собирали дань с Галикарнаса на свои нужды. Однако, устранив внутренние смуты, персидские цари восстановили утраченную власть в Малой Азии. После поражения Афин в Пелопоннеской войне Карией вновь управляли персидские сатрапы. Теперь они отстаивали свои владения от бывшей союзницы Спарты. С начала IV в. до н. э. Карией стали править сатрапы из местных карийцев, сначала Гекатомн из Миляса (391—377 до н. э.), а затем его сыновья и дочери. Византийская Суда сообщает о войне Гекатомна с островом Кос. Старший сын Гекатомна Мавсол II в своё правление (377—353 до н. э.) перенес столицу Карии из Миляса в Галикарнас. Мавсол также перенес сюда шесть небольших карийских поселений. При нём Галикарнас стал процветающим городом, одним из самых крупных на побережье Малой Азии. Периметр его стен достигал 6 км. Как и в других греческих городах на северо-западной окраине города был акрополь — крепость на высоком холме (Арриан именует акрополь Салмакисом, карийским поселением). В наше время высота холма достигает 160 м.

После Мавсола 3 года правила его сестра (и одновременно жена по обычаям карийцев) Артемисия III, которая прославилась сама и прославила брата возведением храма покойному мужу — Мавзолея, считавшегося одним из 7 чудес света. Правительница Галикарнаса не уступала в воинской доблести своей тезке и предшественнице, Артемисии I из Галикарнаса времён греко-персидских войн. Витрувий пишет:

«После смерти Мавсола жители Родоса, негодуя на его жену, которая унаследовала правление Карией, снарядили флот для захвата царства. Артемизия приказала своему флоту залечь тихо в секретной гавани; и, спрятав моряков, направила остальных граждан на стены. Когда флотилия родосцев войдёт в гавань, жители по её приказу должны приветствовать их и обещать сдачу города. Таким образом родосцы, покинув корабли, проникли в город. В тот же момент Артемисия, открыв канал, привела свой флот кружным путём через открытое море в гавань, где флот Родоса, оставленный экипажами, легко был выведен в море. Родосцы, не имея другого убежища, были окружены на городской площади и перебиты. Затем Артемисия отправила своих моряков к Родосу на борту родосского флота. Жители Родоса приняли их за возвращающихся с победой земляков и впустили в город. Захватив Родос, Артемисия казнила важных лиц города и возвела трофей в честь победы, состоящий из 2 бронзовых статуй. Родосцы по своей религии не могли убрать трофей, а потому окружили его строением и закрыли от глаз»[10].

Историки до сих пор теряются в догадках, где находилась секретная гавань. После смерти Артемисии III Карией правил сын Гекатомна Гидрией со своей женой-сестрой Адой, затем другой сын Пиксодар, а затем Оронтобат, зять Пиксодара.

В 334 до н. э. Александр Македонский осадил Галикарнас, где засел большой гарнизон из персов, карийцев и греческих наёмников под командованием Мемнона и Оронтобата. После упорного сопротивления город за исключением акрополя сдали Александру, эвакуировав морем гарнизон на остров Кос. В отместку Александр разрушил Галикарнас. С этого времени город превратился в незначительный населённый пункт, которым владели по очереди завоеватели от диадохов до римлян, и лишь мавзолей напоминал о былом великолепии ионийского полиса. Витрувий, римский архитектор I в. до н. э., сравнил городскую планировку Галикарнаса с античным театром: рыночная площадь, агора, располагается на берегу бухты словно орхестра, от агоры город поднимается вверх по холму, ограничиваясь по периметру полуокружьем[11]. Мавсолей находился в центре города.

Название Галикарнаса изредка встречается в христианских текстах до XIII века.

В 1404 году на островке, с которого начинался за 2000 лет до того Галикарнас, рыцари Родоса возвели замок-крепость Святого Петра. Для постройки использовали камни Мавзолея. В этом замке в настоящее время располагается музей, а сам замок, построенный на месте дворца персидских сатрапов, привлекает туристов в Бодрум, турецкий курорт на руинах ионийского Галикарнаса. Впрочем, остров с течением времени соединился с материком перемычкой.

Интересные раскопки в городе сделаны английским археологом Ньютоном в 1850-х годах и описаны в его сочинении «A history of discoveries at Halicarnassus etc.»

Руководство Турции приняло решение восстановить Мавзолей.

Известность Галикарнасу принесли следующие люди и события:

  • Геродот из Галикарнаса, написавший в середине V в. до н. э. историю греко-персидских войн в 9 книгах, первое историческое сочинение подобного рода.
  • Дионисий из Галикарнаса, другой известный историк римского времени (I в. до н. э.).
  • Паниасид из Галикарнаса, знаменитый в античное время поэт, которого некоторые ставили сразу после Гомера.
  • Артемисия I, женщина-правительница Галикарнаса, принявшая участие в походе персидского царя Ксеркса на Грецию и в морском сражении с греками в 480 до н. э.. За её голову греки обещали награду.
  • Мавсол, сатрап Карии и правитель Галикарнаса в 377—353 до н. э. Славу ему принесло не правление, а роскошный склеп, воздвигнутый ему женой-сестрой после его смерти. Склеп Мавсола, одно из семи чудес света, породил слово «мавзолей».
  • Александр Македонский, осаждавший Галикарнас в 334 до н. э. Осада Галикарнаса описана античными историками в подробностях, в отличие от других, более крупных и важных сражений той эпохи.
  1. ↑ Тацит. 4.55
  2. ↑ Геродот, 7.99
  3. ↑ Страбон. 14.2.16
  4. ↑ Витрувий. 2.8.12
  5. ↑ Геродот. История. 1.144
  6. ↑ Геродот. История. 7.99
  7. ↑ Суда, eta.536
  8. ↑ Геродот. История
  9. ↑ Витрувий
  10. ↑ Витрувий. 2.8.14-15
  11. ↑ Витрувий. 2.8.11

Галикарнасский мавзолей. История создания и разрушения

Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

  • Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
  • Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма.
  • Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу.

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу: Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

Чудо света - Мавзолей в Галикарнасе. Как выглядит сейчас

Кроме пирамид от античных 7 Чудес Света почти ничего не осталось. Маяк и Колосс исчезли, от Садов Семирамиды осталось только описание. Храмы Зевса и Артемиды разрушены. Мавзолей в Галикарнасе (ныне турецкий Бодрум) выглядит не сильно лучше, но тут хотя бы остались развалины в отличии от всего остального. И вот как они выглядят.


Странно, но где находится одно из 7 Чудес Света знают немногие, даже те, кто часто отдыхает на побережье Турции. А следы этого памятника надо искать в одном из популярных у туристов курорте - Бодруме. Прямо над гаванью города, в 150 метрах от воды вы и найдете неприметный длинный забор, за которым скрыты развалины этого памятника античности.


Вид с холма на место, где был Мавзолей

Построен он был в IV веке до нашей эры для погребения местного тирана Мавсола. Строительством занималась его жена. В высоту сооружение было 46 метров и, примерно, по 20 метров по сторонам. Простояло оно до XIII века и было разрушено сильным землетрясением. Впоследствии рыцари иониты использовали руины для строительства своей крепости в гавани.


Как он выглядит сейчас

От Мавзолея осталась только часть фундамента и немного камней. В общем, почти ничего. Но это лучшее, что осталось от Чудес.

Вход платный - 10 лир. Дорого. Открыта зона с 10 до 19 каждый день, кроме понедельника. Я, честно, за осмотр фундамента платить не стал. Картина понятна по видам и из-за забора.

Немного выше, на холме, где проходит автомобильная дорога, стоит греческий театр, он сохранился гораздо лучше и имеет смысл посмотреть именно его.

Мавзолей в Галикарнасе: возведение, интересные факты (фото)

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Кто такой Мавсол

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).

Потрясающие 7 чудес света древнего мира56214.785

Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время — это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

  • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
  • с западной – Леохар;
  • с северной – Бриаксид;
  • с южной – Тимофей;
  • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.

Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Храм богини Артемиды в Эфесе562143

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.

А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.


Смотрите также

Описание: