Г порт артур где находится


где находится, история и интересные факты :: SYL.ru

В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.

Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?

Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.

У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.

Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.

Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин – Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.

И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.

История города

На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.

Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.

В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.

В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.

Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские – чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

Музей-крепость Порт–Артур

Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.

Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.

Самое заметное место в Порт-Артуре – это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.

«Большое орлиное гнездо»

Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.

На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.

С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.

Русское кладбище. Описание памятного места

Главное историческое место в Люйшуне – это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.

Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.

Наиболее значительные достопримечательности

Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.

Туристам обязательно стоит посетить:

  1. Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
  2. Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
  3. Гору Высокая, легендарная высота 203.
  4. Русское кладбище с часовней.
  5. Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.

Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.

Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности

В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.

Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.

Небольшое заключение

Теперь вы знает, что Порт-Артур – китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.

Виды города Порт-Артура с Перепелиной горы: periskop.su — LiveJournal

Побывав на берегу Жёлтого моря у подлодки, теперь предлагаю заехать на центральную сопку, которая господствует над Порт-Артуром и осмотреть с неё весь город вкруговую. Включая оба морских бассейна, доки, речку Лунхэ, окружающие сопки, где когда-то в русско-японскую шли бои, а также военно-морскую базу флота Северного моря ВМС НОАК. Эта сопка называется Перепелиной горой (по-китайски тоже как-то называется, но я буду использовать наше классическое название). С неё открываются прекрасные виды во все стороны.
Некоторые виды будут продублированы старыми иллюстрациями 1904 года из "Нивы", для сравнения.
У кого есть желание - может поопознавать китайские военные корабли, там их много :-)

Выход из Порт-Артурской гавани. В открытое море следует китайский военный корабль


2. Сперва посмотрим на саму Перепелиную гору, снизу. Она видна почти со всех районов города, и узнаётся сразу - по высокому японскому памятнику 1910-х годов. У подножия виден старый русский вокзал 1903 года, с китайскими мотивами - зелёное деревянное здание.

3. А это вид 1904 года на Перепелиную гору с соседней большой сопки, отделяющей гавани от Жёлтого моря - Золотой горы. Как видите, её положение центральное.

4. Ещё один вид, почти оттуда же, но снизу, с причалов под Золотой горой. 1945 год, август, советские солдаты в Порт-Артуре. На вершине уже стоит японская башня.

5. Вид на японскую башню с другой вершины (Перепелиная гора двугорбая).

6. Теперь, для интересующихся - карта боёв 1904 года. Если кому будет интересно сопоставить историческую обстановку и современную. Красный кружок - место съёмки, где я нахожусь; красная линия - начальный сектор осмотра, и далее будем поворачиваться по часовой стрелке по кругу (направление показа обозначают стрелки).

А теперь - порт-артурские виды.
Город по-китайски зовётся Люйшунь, и был отдельным до 1980 года; сейчас это административно район Большого Даляня.

7. Вид на северо-восток, в сторону Большого Орлиного Гнезда и правее (южнее).

8. Поворачиваемся правее. Город, как видите, разбухает по всем окрестным долинам, где можно.

9. Ещё правей видно Жёлтое море на горизонте и судоремонтные мощности в конце Восточного Бассейна.

10. Вид с приближением. В самом низу снимка видна улица, ведущая в авианосный тоннель под горой. А в правом верхнем углу видно здание, у которого установлена подлодка, показанная мной в предыдущем посте серии. За правым обрезом кадра находится Электрический утёс, но он отсюда не виден.

11. Ещё правее - во всей красе видна Золотая гора, от подножия которой сделаны снимки №3 и №4. На самом верху в войну находилась батарея №13, а на той стороне, обращённой к морю (отсюда не видно) - №15, где служил отец писателя Степанова, автора "Порт-Артура". Ближе к нам - т.н. Восточный бассейн.

12. Немного переместимся по сопке, чтобы увидеть канатку, которая ведёт на сопку.

13. Золотая Гора и Восточный бассейн поближе. Территория Золотой Горы - военная зона, туда не подняться.

14. Тот же вид, но 1904 года. Можете сравнивать, что поменялось.

15. Стенка судоремонтного завода с военными кораблями в ремонте.

16. Причалы для небольших кораблей, далее - узкий выход из Восточного бассейна.

17. Наконец, вид на выход из порт-артурской гавани. Слева - Золотая гора, справа - полуостров Тигровый Хвост. Вид практически на юг.

18. Тот же вид, но 1904 года, с русским флотом. Обратите внимание, что Перепелиная гора, с который мы смотрим город, тогда была полностью лысая. Понемногу засаживать её начали японцы, но полностью облесили сопку уже при Мао, в конце 1950-х - для этого ежегодно весной устраивались массовые субботники.

19. Немного приблизим Тигровый Хвост. За проливом - т.н. Внешний Рейд, именно там в феврале 1904 г. стояла на якорях русская эскадра, когда на неё внезапно напали японцы.

20. Три маяка и дорога, ведущая наверх.

21. А вот из внутренней акватории выходит китайский корабль. Кто это?

22. Приблизим, чтобы рассмотреть. Заодно стали видны постройки военно-морской базы на Тигровом Хвосте. Это тоже закрытая зона.

23. Ага, 164! Эсминец УРО "Гуилинь" 1987 г. постройки. Таких у китайцев пятнадцать штук. Конкретно этот принадлежит флоту Южного моря, но возможно, он тут был на ремонте или на учебной задаче.

24. Выходной маяк на мысу Тигрового Хвоста.

25. Эсминец проходит между буями по фарватеру в открытое море.

26. Смотрим правее. Перед нами - обширный Западный бассейн, основная часть порт-артурской гавани. Он больше Восточного в несколько десятков раз. Внизу - верхняя станция канатки.

27. Западный бассейн, с приближением.

28. Западная оконечность Западного бассейна и устье реки Лунхэ. По обе стороны от устья - причальный фронт ВМБ Люйшунь с кораблями.

29. Территория ВМБ поближе. Виден штаб, плац и большой газон в виде звезды с военно-морскими китайскими закорючками.

30. Корабли у причала базы.

31. Немного пройдём по сопке, чтобы посмотреть причал с госпитальным судном. Внизу открывается вид на ж/д вокзал, такая красивая зелёная башенка. Вдали - горы Ляотешань, с мысом, который разделяет Желтое море и Ляодунский залив. Туда мы, увы, не успели доехать.

32. Госпитальное судно поближе. Правей - служебный мост через Лунхэ, на территории базы.

33. Смотрим ещё правей. Вдали, слева направо - плац базы, затем дорога к Ляотешаню и Новый Город, где сохранилось немало русских зданий.

34. Можно приблизить памятник с высоким шпилем. Это - главный памятник Порт-Артура, советским-воинам освободителям 1945 года. Наискосок у памятника кадр пересекает проспект Сталина (Сыдалинь-лу), одна из центральных улиц города.

35. Смотрим дальше, вдоль долины Лунхэ на северо-запад. У левого обреза кадра видна высокая сопка с ма-а-аленьким бугорком наверху. Это и есть та самая роковая гора Высокая, которую японцы взяли кровопролитным штурмом в начале декабря 1904 г., после нескольких попыток. И оттуда стали расстреливать тяжёлой артиллерией русскую эскадру, приблизив конец Порт-Артура. Я вам потом её покажу, отдельным постом. Внизу - микрорайон для офицеров базы, а дальше - целая группа построенных, но не заселённых высотных домов.

36. Вид на север, вдоль речки Лунхэ. Вдали видна нитка эстакадного лёгкого метро, который китайцы быстро тянут из Даляня, так что скоро в Порт-Артур можно будет доехать внутригородским даляньским транспортом. Ближе, чуть левей двух высоких светлых зданий - обелиск. Там и есть территория русского кладбища, которое я вам показал в трёх частях.

37. Вид вдоль долины Лунхэ, здесь обелиск у русского кладбища виден ещё лучше.

38. Наконец, вид на северо-восток, с каким-то большим костёлом (?), который сооружается у подножия сопки. С той стороны беспрерывно взлетали военно-транспортные самолёты, которые шли в сторону Кореи.

Всё, наш видовой круг завершён.
Вот так сегодня выглядит тот самый легендарный Порт-Артур, или Люйшунькоу.

Порт-Артур: невыученный урок истории - РИА Новости, 24.05.2010

Новопостроенный Порт-Артур вскоре сменил владельца. В 1894 году в ходе японо-китайской войны он был занят Японией. В 1895 году после окончания войны под давлением великих держав Япония вернула порт и город Китаю, а в декабре 1897 года там появились российские корабли. Китай, а в особенности китайское побережье в это время стало ареной соперничества России, Германии, Великобритании и Японии, и появление в Порт-Артуре эскадры контр-адмирала Дубасова, с личного повеления императора Николая II, было вызвано желанием получить Порт-Артур в качестве военно-морской базы прежде, чем это сделают немцы или англичане. Рядом с Порт-Артуром началось сооружение еще одного города и торгового порта, получившего название Дальний (Далянь).

База Порт-Артур должна была обеспечить защиту с моря Ляодунского (Квантунского) полуострова, который в следующем, 1898 году был арендован Россией на 25 лет по русско-китайской конвенции, заключенной в Пекине.

На территории, полученной Россией, была образована Квантунская область, которая начала быстро развиваться. Далянь, отлично отстроенный и оборудованный, в короткое время стал одним из крупнейших портов Китая, и занял второе (после Шанхая) место по грузообороту среди всех континентальных портов Азии от Охотского до Южно-Китайского моря.

В 1904 году накопившиеся противоречия между Россией и Японией, которая была поддержана Великобританией, привели к войне. Япония начала боевые действия с атаки на русские корабли в Порт-Артуре, где миноносцами были повреждены эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада», и в Чемульпо, где после неравного боя с японской эскадрой был затоплен собственным экипажем крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

Высадив войска на континенте, Япония начала продвигаться на север – в сторону контролируемой Россией Маньчжурии, и на юг – к Порт-Артуру.

Летом 1904 года японские войска, подошедшие к Порт-Артуру, взяли город в осаду. 23 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан врагу. Последовавший в 1907 году суд установил, что командующий обороной генерал-лейтенант Стессель сознательно готовил крепость к сдаче, которая произошла «на невыгодных и унизительных для России условиях вопреки мнению военного совета, не исчерпав всех доступных средств к обороне».

Следующие 40 лет Порт-Артуром, и всем Квантунским полуостровом, полученным по Портсмутскому миру, владела Япония. Город остался по большей части вне зоны военных действий в ходе обеих мировых войн, пока 22 августа 1945 года советские воздушно-десантные войска не заняли Порт-Артур, взяв в плен японский гарнизон.

По заключенному в том же месяце советско-китайскому договору Порт-Артур передавался в аренду СССР на 30 лет в качестве военно-морской базы. О передаче Дальнего и всего Квантуна речь уже не шла. 12 октября 1954 года после окончания корейской войны было подписано соглашение об обратной передаче Порт-Артура Китаю и выводе оттуда советских войск.

Передача Порт-Артура Китаю была естественным шагом – завершивший гражданскую войну, объединенный и резко усилившийся Китай не желал присутствия иностранных, пусть и дружественных войск на своей территории.  Но история борьбы за Порт-Артур и шире – за влияние в АТР – дает нам определенные исторические уроки.

Сегодняшнее значение азиатско-тихоокеанского региона в глобальном балансе сил, роль местных портов и военных баз, лучше всего доказывает оправданность стремления России к усилению своего влияния в этом регионе. К сожалению, после падения Порт-Артура и прекращения русско-японской войны вся история русского/советского присутствия в регионе сводится лишь к защите своих рубежей и возвращению отторгнутых территорий – южного Сахалина и Курильских островов. При этом экономическое освоение российских дальневосточных территорий по-прежнему находится на зачаточном уровне, если не считать эксплуатации биологических ресурсов океана и добычи нефти на шельфе Сахалина.

Кроме того, в последние 20 лет наблюдается отток населения с российского Дальнего Востока и ослабление военного присутствия России в регионе.

Однако такое положение не может быть вечным. Россия должна осваивать принадлежащие ей земли и акваторию Дальнего Востока и заботиться об их защите. В противном случае история Порт-Артура может повториться снова – уже на собственно российских территориях. При этом следует заметить, что на момент начала русско-японской войны соотношение сил между Россией и основными соперниками в регионе было далеко не столь тревожным, как в настоящее время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Артур - город русских моряков: ts58 — LiveJournal

2. История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости. А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...

3. Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.


4. Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.

5. В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.


6. Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
7. Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:

9. На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:

10. Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:

Порт Артур Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Порт-Артур (значения).
Исторический город
Порт-Артур
Люйшунь, Рёдзюн
38°48′45″ с. ш. 121°14′30″ в. д.HGЯOL
Область Ляонин

Порт-Артур

Порт-Артур

 Медиафайлы на Викискладе

Порт-Артур — бывший портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, был расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова — Квантунском полуострове (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. В настоящее время на месте бывшего города расположен район Люйшунькоу города

Порт - Артур при японцах. ( 42 фото )

Из статьи Надежды Иониной.

          Первый памятник павшим защитникам Порт-Артура был сооружен японским правительством на свои средства уже в 1908 году. Японская комиссия по сохранению русских могил была учреждена 7 августа 1905 года - во время работы Портсмутской конференции, хотя договор о мире был подписан только 23 августа.
       По этому договору Порт-Артур и все прилегающие к нему территории вместе с арендными правами на них отходили к Японии. Согласно пятому пункту договора, Япония приобретала и права на все "общественные сооружения и имущество" в районе Порт-Артура-Дальний.
       В дальнейшем этот пункт послужил основанием для отчуждения русского гражданского кладбища в Порт-Артуре и преобразования его в мемориал памяти русских солдат, погибших при защите города.
      Героизм русских солдат настолько поразил японцев, что Комиссия по сохранению русских могил, которую возглавлял генерал Ацуфими Сайсио - комендант Порт-Артура, решила построить для увековечения памяти воинский мемориал.
      При этом решено в равной степени воздать почести солдатам обеих сторон и, кроме воинских кладбищ, построить еще отдельные обелиски на вершинах тех сопок, где шли наиболее кровопролитные сражения.




         Сразу же после падения Порт-Артура со всех фортов, батарей и временных кладбищ были собраны останки погибших. Для японских солдат памятный мемориал возвели на Перепелиной горе, для захоронения русских солдат использовали прежнее русское кладбище у подножия горы Саперной.
       Пользуясь правом победителей, японцы в три раза уменьшили площадь русского кладбища и обнесли его новой оградой. Памятный мемориал в нем возвели по инициативе генерала Ошимы - губернатора Квантунской области.
       На кладбище устроили 12 братских могил: под белыми крестами расположились офицерские захоронения, под чугунными - солдатские. Всего в братских и отдельных могилах тогда захоронили 14 361 человека - русских защитников Порт-Артура. Центром мемориала стала православная часовня высотой 15 метров, возведенная из гранита и мрамора.
       На лицевом фасаде часовни была сделана надпись: "Здесь покоятся бренные останки доблестных героев, павших при защите крепости Порт-Артур. Памятник сей поставлен японским правительством в 1907 году".

На двугорбой Перепелиной горе японцами был создан не просто музей, а целый комплекс в честь погибших японских солдат: на одной из вершин горы - памятник-мавзолей, на другой - храм.






        Русское кладбище было торжественно открыто в июне 1908 года. На церемонию его открытия японское правительство пригласило российских представителей и приняло русскую делегацию с большим почетом.
       Депутацию возглавили контр-адмирал Матусевич (командир Владивостокского порта) и генерал-лейтенант Гернгросс (командир 1-го Армейского корпуса). Были приглашены также представители Заамурского военного округа во главе с генерал-лейтенантом Чичаговым.
        Со стороны японцев церемонию открытия мемориала возглавил генерал Ноги, герой взятия Порт-Артура, у которого во время штурма крепости погибли два сына-офицера. Во время церемонии японский генерал прослезился... Воинские почести павшим были отданы полком и флотским отрядом японских войск, над русскими могилами было приспущено японское боевое знамя.

       "Порт Артур. Памятник Блокаде" Имеется ввиду военно-морская операция по блокаде русской крепости Порт-Артур и его героической обороне русскими войсками.

Японский музей победы над Россией (вторая вершина горы) откуда все экспонаты был вывезены в СССР при втором оставлении Порт-Артура. Сейчас там китайский музей военно-морского флота.












       Позднее, в 1912 году, перед входом на Русское кладбище уже русские мастера установили восьмиметровый христианский крест из белого мрамора. На его лицевой стороне высекли слова: "Вечная память доблестным защитникам Порт-Артура, жизнь свою положившим за Веру, Царя и Отечество. Больше сея любви никто не имать, да кто душу свою положит за други своя".
       В 1913 году японские водолазы обследовали на морском дне броненосец "Петропавловск", на котором в марте 1904 года погибли командующий русской эскадрой в Порт-Артуре адмирал С.О. Макаров и его друг, художник В.В. Верещагин.
      На броненосце были найдены останки погибших моряков, гробы с этими останками после отпевания в церкви в Дальнем японский почетный караул доставил в Порт-Артур, где их захоронили на Русском кладбище. От России на этой церемонии присутствовал воинский караул во главе с адмиралом Яковлевым.
      Кроме мемориалов своим и русским солдатам, японцы возвели отдельные обелиски на горе Высокой, в форте № 2, на батареях "Орлиное гнездо" и "Литер Б". Обелиски эти представляют собой усеченные четырехгранные пирамиды высотой до 5 метров, сложенные из необтесанных гранитных глыб голубого цвета.
      Отдельный обелиск из цельной глыбы светло-серого гранита был установлен на развалинах офицерского каземата форта № 2, где погиб генерал Р.И. Кондратенко. Надписи на японском языке гласят, что они поставлены в "...воздаяние геройства павших".

Храм на северной вершине.






     В 1928 году исполнялось 20 лет со дня издания указа последнего русского императора Николая II об отправке на Дальний Восток особой комиссии для обустройства русских военных кладбищ в Маньчжурии.
       В этом году русский генерал Ханжин, проживавший в эмиграции в городе Дальнем, основал Попечительский совет по охране и приведению в порядок кладбища в Порт-Артуре. Все памятники и мемориалы начала XX века сохранились в городе и в его окрестностях до наших дней.

         После Второй мировой войны район Порт-Артур-Дальний, в соответствии с договором от 14 августа 1945 года, стал использоваться СССР и Китаем как военно-морская база для предотвращения повторной агрессии со стороны Японии.
       В конце августа Красная армия вступила в Порт-Артур, и на Русском кладбище вновь появились свежие могилы. Первыми здесь были похоронены солдаты, погибшие при освобождении полуострова Ляодун.
      Всего же на Русском кладбище Порт-Артура за период 1945–1955 годов было захоронено 2030 советских граждан (из них - 140 военнослужащих и 630 их родственников). Кроме того, здесь похоронили 241 советского военнослужащего, погибших в небе Северной Кореи в войне 1950-1953 годов.

          В 1950-е годы на Русском кладбище воздвигли памятник военнослужащим, погибшим в Порт-Артуре и на Ляодунском полуострове при его освобождении. Проектировал и выполнил памятник китайский скульптор Ли Хуанди в творческом содружестве с В. Шаховым, сотрудником политотдела военно-морской базы.
       Памятник представляет собой мраморную колонну на трехступенчатом гранитном основании. По бокам колонны стоят две коленопреклоненные бронзовые фигуры (солдат и матрос) со склоненными знамен

Русская крепость Порт-Артур: vitalidrobishev — LiveJournal

В марте 1898 года было подписано русско-китайское соглашение об аренде Порт-Артура

Название Порт-Артур появилось в 1858 году, когда Люйшунь был захвачен англичанами. Но вскоре он был возвращен Китаю. При помощи немецких инженеров китайцы начали превращать порт в настоящую крепость: была выкопана новая бухта, проведено электричество, построены доки и восемь фортов с 62 орудиями. В крепости разместился гарнизон из 7500 человек. В 1894 году, во время Первой японско-китайской войны, крепость перешла во власть Японии, как и весь Ляодунский полуостров. Но оккупация продлилась недолго - уже через год под давлением России, Франции и Германии земли были возвращены китайскому правительству.

В 1898 году права на аренду Порт-Артура и полуострова Ляодун получила Россия, и в 1901 году началось строительство Порт-Артурской крепости. Автором проекта был военный инженер К.Величко. Главной задачей крепости и флотилии была оборона русских владений в Китае от нападения войск Японии. На рейд встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка.

К самому факту этой аренды в России было разное отношение. Если военные были довольны получением незамерзающей базы флота на побережье Желтого моря, то дипломаты полагали, что участие России в экспансии западных держав в Китай может иметь для нее негативные последствия. Тем не менее, дело было сделано, и 16 марта 1898 года на Золотой горе был водружен Андреевский флаг. Русское военное командование в течение шести лет, что Порт-Артур находился в аренде до начала войны, прилагало усилия по созданию новых укреплений вокруг порта и города. Русский генералитет полагал, что Порт-Артур способен выдержать длительную осаду в полной изоляции от остальных войск, стянув к себе крупные силы противника. Возможно, именно такое мнение и стало причиной того, что японцам позволили сравнительно легко отрезать Порт-Артур от основных русских сил.

Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с нее и началась русско-японская война. Скрытно подошедшие к гавани японские корабли выпустили торпеды по русским кораблям, в результате чего были серьезно повреждены броненосцы “Ретвизан” и “Цесаревич”, а также крейсер “Паллада”. Попытка русского флота осуществить прорыв из блокированного Порт-Артура потерпела неудачу. В течение первых месяцев 1904 года японцы предприняли серию попыток заблокировать русский флот непосредственно в порту путем установления мин и затопления старых судов, однако эти планы были сорваны.

С началом войны командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице-адмирал Степан Макаров, один из наиболее выдающихся русских флотоводцев. Прибыв в Порт-Артур, он в считанные недели сумел восстановить боеспособность флота и воодушевить моряков. Но 31 марта 1904 года адмирал Макаров погиб вместе с броненосцем “Петропавловск”, наскочившим на японскую мину. Вместе с Макаровым погибли также около 30 офицеров и 650 матросов. Среди погибших оказался и русский художник-баталист Василий Верещагин. Адекватной замены Макарову среди руководителей обороны Порт-Артура не нашлось. Трагедия 31 марта серьезно повлияла на конечный исход обороны.

Вопрос командования обороной остро стоял с самого начала сражения и до его окончания. Начальником сухопутной обороны крепости был назначен командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Роман Кондратенко. Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости генерал-лейтенант Константин Смирнов, но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укрепленного района генерал-лейтенанта Анатолия Стесселя. Именно оценка действий Стесселя вызывает большего всего споров. Одни полагают, что командующий действовал соответственно обстановке, по мнению других, он проявлял нерешительность, граничащую с трусостью.

Так, в мае 1904 года японцам все-таки удалось на несколько дней запереть русские корабли в гавани, что позволило осуществить высадку в Маньчжурии 2-й японской армии численностью около 38,5 тыс. человек. При этом Стессель никаких мер к срыву десанта не предпринимал. Это позволило японцам прервать железнодорожное сообщение между Порт-Артуром и русскими силами в Манчжурии, после чего было развернуто наступление в направлении Порт-Артура с целью его полной блокады с суши.

Методичное продвижение японских войск вперед завершилось к первым числам августа 1904 года, когда, захватив Волчьи горы, пехотные части противника вышли на подступы к Порт-Артуру. Дальнобойная артиллерия японцев начала обстрел порта. Силы обороняющихся русских войск не превышали 38 тысяч человек, в распоряжении командующего японской армией генерала Ноги было более 100 тысяч человек, при этом японцы имели возможность подвоза подкреплений.

7 августа 1904 года японцы открыли ожесточенный огонь по передовой позиции Восточного фронта - редутам Дагушань и Сяогушань - и к вечеру их атаковали. Весь день 8 августа там шел бой - и в ночь на 9 августа оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.

19 августа японцы начали бомбардировку Восточного и Северного фронтов, и последний был атакован. В течение последующих трех дней японцы атаковали с большой энергией Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинную гору, но отовсюду были отражены, успев занять лишь Угловую и укрепление Панлуншань. К 22 августа японцам удалось овладеть передовыми редутами Восточного фронта. Ободренный этим успехом генерал Ноги в ночь на 24 августа начал генеральный штурм Порт-Артура, растянувшийся на четыре дня. Японцы бросали в бой все новые и новые силы, однако потерпели неудачу, потеряв около 20 тысяч солдат и офицеров.

Второй штурм Порт-Артура был предпринят 19 сентября 1904 года. Под контроль японцев перешли Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинная гора, однако 22 сентября у Высокой горы наступление захлебнулось. Потери японцев были чрезвычайно велики, однако они не испытывали проблем с резервами, в то время как русская армия сражалась в условиях дефицита боеприпасов и продовольствия. С 1 октября 1904 года японская армия стала применять против осажденных 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Ситуация для обороняющихся стала неуклонно ухудшаться. 30 октября 1904 года при поддержке осадной артиллерии начался третий штурм Порт-Артура. Несмотря на благоприятные условия, японцы вновь потерпели неудачу.

Генерал Ноги взял паузу, ожидая прибытия свежей 7-й пехотной дивизии. Именно она стала ударной силой 4-го штурма, начавшегося 26 ноября. Атаки японцев велись по двум направлениям - на Восточный фронт и на гору Высокая. Потери японской армии росли, но Ноги повторял атаки снова и снова. Убедившись в бесплодности атак на Восточном фронте, он сосредоточил усилия на захвате горы Высокая. После десяти дней боев, потеряв более 12 тысяч солдат и офицеров, Ноги овладел Высокой.

Ситуация стала критической для русской армии. Уже на следующий день японцы оборудовали на Высокой позиции тяжелой артиллерии, которая уничтожила остатки русской эскадры. 15 декабря 1904 года случилось и еще одно событие, повлиявшее на итог битвы. В этот день от прямого попадания гаубичного снаряда в каземат форта номер 2 погиб один из руководителей обороны генерал Роман Кондратенко. В отличие от Стесселя, Кондратенко умело руководил войсками, сыграл ключевую роль в отражении штурмов и пользовался огромным авторитетом среди солдат и офицеров. Существует версия, что обстрел японской артиллерии, приведший к гибели генерала, не был случайным - Кондратенко являлся противником капитуляции и намеревался продолжать оборону, несмотря на тяжелейшие условия.

2 января 1905 года генерал Стессель объявил о намерении капитулировать перед японцами. После смерти Кондратенко помешать этому решению не мог никто. 5 января 1905 года была заключена капитуляция, согласно которой русский гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в дальнейших военных действиях.

Как уже говорилось, существуют прямо противоположные оценки поступка Стесселя. Согласно мнению одних, генерал спасал своих подчиненных в безнадежной ситуации, избегая ненужных жертв. Основные русские силы никакой помощи Порт-Артуру оказать не могли, и дальнейшее сопротивление вылилось бы в кровавую бойню. Сторонники другой версии полагают, что Стессель, сдавший крепость тогда, когда все средства к обороне еще не были исчерпаны, фактически склонил чашу весов в войне в пользу Японии. Сдача Порт-Артура принудила 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру идти во Владивосток через Цусимский залив, где и произошло трагическое для русского флота сражение. Японская экономика к началу 1905 года, по мнению критиков Стесселя, уже была подорвана войной, и продержись Порт-Артур, Япония была вынуждена заключать мир на русских условиях.

Овладение Порт-Артуром обошлось японцам чрезвычайно дорого. По разным оценкам, убитыми и ранеными они потеряли от 65 до 110 тысяч человек. Потери защитников Порт-Артура убитыми и ранеными не превысили 15 тысяч человек.
Источник

Порт-Артур (Ставропольский край) — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Порт-Артур (значения).
Хутор
Порт-Артур
44°11′32″ с. ш. 42°54′07″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект Федерации Ставропольский край
Муниципальный район Предгорный
Сельское поселение Пригородный сельсовет
История и география
Основан 1900
Высота центра 468 м
Тип климата умеренный
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население ↘100[1] человек (2010)
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 879 32
Почтовый индекс 357356
Код ОКАТО 07248825005
Код ОКТМО 07648425121
Прочее
Wikimapia.org См. карту

Показать/скрыть карты

Порт-Артур

Москва

Ставрополь

Ессентукская

Порт-Артур

Порт-Арту́р — хутор[2] в Предгорном районе Ставропольского края. Входит составе муниципального образования «Сельское поселение Пригородный сельсовет»

Содержание

  • 1 География
  • 2 История
  • 3 Связь
  • 4 Население
  • 5 Кладбище
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Расстояние до краевого центра: 120 км.

Расстояние до районного центра: 18 км.

Дата основания: 1900 год[3]:8 (по другим данным — 1905—1906 гг.)

Проводной телефон и ADSL

Ставропольский филиал Ростелекома.

Сотовая связь 2G/3G

МегаФон, Билайн, МТС.

Численность населения
1926[3]1989[4]2002[4]2010[1]
181↘139↗151↘100

По данным переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 32 %, греки — 63 %[5].

В границах Порт-Артура находится общественное открытое кладбище площадью 8566 м² (ул. Октябрьская, 111)[6].

  1. 1 2 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Общая численность населения (в т.ч. мужчин, женщин) по муниципалитетам и населённым пунктам Ставропольского края : [арх. 05.04.2015] // Сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (Северо-Кавказстата). — Дата обращения: 05.04.2015.
  2. № 0088546 / Реестр наименований географических объектов на территорию Ставропольского края по состоянию на 28.02.2019 (PDF+RAR) // Государственный каталог географических названий. rosreestr.ru.
  3. 1 2 Список населённых мест Терского округа по данным на 1 января 1927 года : [по данным Всесоюзной переписи населения 1926 года с приложением карты округа] / Статистический отдел Терского окружного исполкома. — Пятигорск : Терский окружной исполнительный комитет (типо-литография издательства «Терек» Терокрисполкома), 1927. — 86 с.
  4. 1 2 Численность населения по каждому городскому и сельскому населённому пункту Ставропольского края на дату ВПН-1989 и ВПН-2002 : [арх. 12.01.2015] // Сайт Ставропольстата. — Дата обращения: 12.01.2015.
  5. Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населённых пунктов России» // Linguarium : интернет-проект.
  6. ↑ Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 19 мая 2017 года № 151 «О внесении изменения в реестр кладбищ, расположенных на территории Ставропольского края, утверждённый приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 30 сентября 2016 г. № 391» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
  • Лист карты L-38-134 Ессентуки. Масштаб: 1 : 100 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • хутор Порт-Артур на проекте wikimapia.org (неопр.). wikimapia.org. Дата обращения 5 сентября 2019.
  • Ставропольский Порт-Артур и коллективизация (рус.). www.stapravda.ru. Дата обращения 5 сентября 2019. Архивировано 5 сентября 2019 года.
Это заготовка статьи по географии Ставропольского края. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Населённые пункты Предгорного района
Районный центр
Ессентукская
Бекешевская
Боргустанская
Боргустанские Горы
Быкогорка
Верблюдогорка
Верхнеподкумский
Верхнетамбуканский
Винсады
Воронов
Высокогорный
Горный
Джуца
Железноводский
Зелёный
Имени Чкалова
Калаборка
Левоберёзовский
Мирный
Нежинский
Нижнеэтокский
Новая Пролетарка
Новоблагодарное
Новоборгустанский
Песковский
Подкумок
Порт-Артур
Правоберёзовский
Пятигорский
Родниковый
Садовая Долина
Садовое
Санамер
Свобода
Суворовская
Сунжа-Ворошиловка
Сухоозёрный
Тамбукан
Томатный
Урожайный
Хорошевский
Шести
Этока
Юца
Ясная Поляна

Порт-Артур (Челябинская область) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Порт-Артур. Не следует путать с Порт-Артур (микрорайон Челябинска).
Посёлок
Порт-Артур
53°29′54″ с. ш. 60°19′42″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект Федерации Челябинская область
Муниципальный район Чесменский
Сельское поселение Березинское
История и география
Часовой пояс UTC+5:00
Население
Население ↘270[1] человек (2010)
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 35169
Почтовый индекс 457248
Код ОКАТО 75259810004
Код ОКТМО 75659410116

Показать/скрыть карты

Порт-Артур

Порт-Артур

Порт-Арту́р — посёлок в Чесменском районе Челябинской области. Входит в состав Березинского сельского поселения.

Ближайшие населённые пункты — посёлки Натальинский и Маяк.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Улицы
  • 4 Примечания

Посёлок Порт-Артур, получил своё название в память героической обороны Порт-Артура (Люйшунькоу) в ходе Русско-Японской войны 1904-1905 года[источник не указан 635 дней].

Численность населения
2002[2]2010[1]
319↘270

По данным Всероссийской переписи, в 2010 году численность населения посёлка составляла 270 человек (137 мужчин и 133 женщины).

Уличная сеть посёлка состоит из 4 улиц[3].

  1. 1 2 Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11 (неопр.). Челябинскстат. Дата обращения 13 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
  2. ↑ Численность населения Челябинской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года (неопр.). Дата обращения 13 февраля 2016. Архивировано 13 февраля 2016 года.
  3. ↑ Регионы России → Челябинская обл. → Чесменский р-н → Порт-Артур п.
Это заготовка статьи о Челябинской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Населённые пункты Чесменского района
Районный центр
Чесма
  • Баландино
  • Безводный
  • Беловка
  • Березинский
  • Бускульский
  • Зелёная Долина
  • Калиновский
  • Камышный
  • Климовка
  • Клубовка
  • Ковыльный
  • Луговой
  • Маяк
  • Московский
  • Натальинский
  • Новоеткульский
  • Новотемирский
  • Новоукраинский
  • Новый Мир
  • Новый Путь
  • Огнеупорный
  • Ольшанка
  • Порт-Артур
  • Редутово
  • Светлое
  • Тарасовка
  • Тарутино
  • Тогузак
  • Углицкий
  • Цвиллинга
  • Черноборский

120 лет назад Россия получила Порт-Артур и Дальний на 25 лет: arctus — LiveJournal


7 марта 1898 года в Пекине была подписана русско-китайская конвенция о предоставлении России на 25 лет в аренду портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний). (т.е. до 1923 года – прим. arctus)

Россия получила Порт-Артур и Дальний от китайского правительства, что называется, в пику немцам и англичанам. Для династии Цин ситуация в этом дальневосточном регионе складывалась не лучшим образом. В ноябре 1897 года Германия захватила территорию Цзяочжоу. Свою сферу влияния в районе Янцзы установила Британия, заключив, кроме того, соглашение о займе.

В этой ситуации Китай был вынужден искать союзника, чтобы как-то противостоять мировым агрессорам. Россия и стала таким союзником, обещая оказать военную помощь, но не забыв о своих интересах. Условием конвенции, подписанной 27 марта 1898 года в Пекине между Россией и Китаем, была аренда двух портов: Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).


Порт Артур. Общий вид. 1904

Это был обоюдовыгодный союз, позволяющий Китаю и России решить свои проблемы. России требовалось соединить железнодорожную магистраль – КВЖД – с незамерзающей гаванью на Дальнем Востоке. Первоначально хотели арендовать Цзяочжоу, но его захватили немцы. А поскольку появились слухи о намерении англичан захватить порты Ляодунского полуострова, в том числе и Порт-Артур, то это была единственная возможность решить насущную для страны задачу – иметь незамерзающий порт на Тихом океане.

Тем не менее в правительстве Российской империи были споры между сторонниками и противниками занятия Порт-Артура и Дальнего. В частности, тогдашний министр финансов Сергей Витте категорически возражал против силового захвата Ляодунского полуострова, предложенного министром иностранных дел Михаилом Муравьевым. Витте настаивал на «экономическом проникновении в Китай», полагая, что реализация сценария Муравьева нанесет непоправимый удар отношениям с Пекином.


Порт Артур. Железная дорога и вокзал

А что Муравьев? «Мы пришли помочь Китаю избавиться от немцев, – сообщил он Пекину после захода российских судов в бухты Ляодунского полуострова 4 декабря 1897 года, – мы пришли защищать Китай от немцев, и как только немцы уйдут – и мы уйдём!». Так или иначе, но аренда на 25 лет не предполагала, безусловно, захвата территорий.

Вся эта история началась с захода немецких судов в Цзяочжоу 2 ноября 1897 года. В Пекине вспыхнула паника. Узнав о действиях Германии, один из самых влиятельных сановников Цинской империи член императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжан уже на следующий день обратился к России с просьбой ввести свои суда в этот китайский порт. Для России это было чревато прямым конфликтом с Германией. О чем и заявил Николаю II морской министр, так как немецкие суда уже находились в Цзяочжоу. Царь согласился. Однако Китай получил ответ, что Россия не отказывает в поддержке в случае большого столкновения с Германией, но при условии, что «русским судам будет открыто дружеское гостеприимство даже в тех портах, которые недоступны для иностранцев» – возможно, это и есть намек на Порт-Артур – «а также улаживании всех нерешённых вопросов вокруг КВЖД». Ли Хунчжан ничего не ответил Петербургу, опасаясь, что Россия не исполнит своих обещаний.


Порт Артур. Туземный город — китайский. 1904

В этот момент Муравьев и предложил занять Порт-Артур. Мнение историков: министр иностранных дел считал этот порт не целью, а средством давления на Пекин. Витте категорически возражал: «то, что могут делать европейцы, мы делать не должны». Его план состоял в том, чтобы подойти к Цзяочжоу и стоять там, пока Германия не покинет этого порта. Такой маневр был чреват конфликтом с Берлином.
На фоне дебатов двух министров из Поднебесной стали поступать тревожные сигналы. Телеграммой 25 ноября сообщалось, что в Чифу (ныне Яньтай) ждут английскую эскадру, по слухам идущую в Порт-Артур. Еще одно сообщение гласило, что 2 декабря англичане заняли бухту Далянь. Оно позже не подтвердилось. Тем не менее в столь тревожной обстановке Россия, промедлив, могла потерять возможный пункт для стоянки флота.

Вскоре российские корабли встали на рейд в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем). Витте пришлось поддержать заявление Муравьева, что Россия заняла Порт-Артур исключительно по просьбе Китая и не намерена оставаться там долго, так как у неё есть своя гавань – Владивосток. Впрочем, все знали, что этот дальневосточный порт нельзя использовать круглогодично: на несколько месяцев зимой Владивосток замерзал.


Русский плакат начала русско-японской войны «Посидим у моря, подождем погоды» Дозволено цензурою. Москва, 28 февраля 1904

Страхи Витте были напрасными: Китай спокойно воспринял появление русских кораблей в Порт-Артуре, он больше опасался англичан. В такой обстановке и была подписана 27 марта 1898 года русско-китайская конвенция. Со стороны России – поверенным в делах Александром Павловым, с китайской стороны – членом императорского секретариата и коллегии по иностранным делам правительства империи Цин Ли Хунчжаном.

Конвенция предусматривала использование двух китайских портов на основе 25-летней аренды, а также разрешала прокладку к ним железной дороги от одного из пунктов КВЖД. Свое действие конвенция прекратила досрочно: согласно Портсмутскому миру после Русско-Японской войны в 1905 году права аренды Ляодунского полуострова и южная линия КВЖД отошли к Японии.


Японские офицеры обедают в дер. Лучупо под Порт-Артуром. 18 декабря 1904 года
*
Елена Ковачич , ИА REGNUM

Порт-Артур. Часть 3. Порт-Артур на фотографиях Агнии Павловны Динесс. Вып.1: humus — LiveJournal

Фотографии Аглаи Павловны Динесс в Квантунской этнографической экспедиции Академии Наук в 1901-1903 годах. Она была официальным фотографом этнографической экспедиции Академии Наук. В момент начала работы экспедиции Аглае Павловне было уже 58 лет.


1. Артиллерийская улица


1. Артиллерийская улица


2. Без названия.


3. Без названия.1


4. Без названия


5. Большой рейд


6. Броненосец «Сысой Великий»


7. Броненосец «Цесаревич»


8. Бульварная улица


9. Вид дока


10. Вид на выход на внешний рейд


11. Вид на дачные места


12. Вид на проход во внутрений рейд


13. Военное училище


14. Восточный бассейн


15. Временное гарнизонное собрание


16. Гарнизоная церковь


17. Гарнизонное здание


18. Городская больница. 1903.


19. Городская больница. 1903


20. Группа русских офиц. и кит.чиновников


21. Дачные места


22. Импань 9-го ВССП


23. Казармы Квантунского флотского экипажа


24. Китайская кумирня


25. Китайская пристань шампунок и шаланд


26. Китайская фанза


27. Крейсер «Адмирал Нахимов» в Восточном бассейне


28. Крещенское водосвятие


29. Лагерь 9-го ВССП


30. Минный городок



Смотрите также

Описание: