Фойе стравинского где находится


КАМЕРНЫЕ ЗАЛЫ

Мариинский-2 – театрально-концертный комплекс, рассчитанный не только на масштабные зрелищные проекты, но и на самые разнообразные события для небольшого круга слушателей. Именно для таких событий предназначены четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром – Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина. Вместимость каждого зала – около 120 мест. Такой формат открывает возможность более тесного контакта исполнителей и слушателей, позволяет проводить не только инструментальные и вокальные концерты, но и лекции, интерактивные занятия и кинопоказы. Доступ в камерные залы осуществляется по демократичным ценам. В театре реализуется проект «Открытая среда»: еженедельно по средам в камерных залах будут даваться общедоступные концерты. По мнению художественного руководителя-директора театра Валерия Гергиева, основной аудиторией камерных залов Мариинки-2 должна стать молодежь: «Наша главная публика – студенты, но теперь у них появились соперники – школьники. И хорошо бы, если бы у школьников тоже появились конкуренты – дошкольники». «Молодой» будет не только аудитория камерных залов, но и сами исполнители. На камерных площадках, по словам Маэстро Гергиева, будут выступать воспитанники музыкальных училищ и школ, причем не только Петербурга, но и Выборга, Пскова, Великого Новгорода и других городов России. Камерные площадки новой сцены служат просветительским целям, на которые в последние годы активно работают и Маэстро Гергиев, и все творческие коллективы театра.

Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов. Не случайно на гамбургской фабрике Steinway & Sons под заказ специально для этого камерного зала был изготовлен уникальный инструмент. Помимо пианистов в зале Прокофьева играют свои программы и молодые, и маститые солисты Мариинского оркестра как соло, так и в ансамблях.

Фойе Стравинского, камерная площадка в зрительской части театра, помещается на четвертом этаже. Здесь много воздуха и света, но особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе Стравинского проходят не только концерты, но и интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.
Благодаря уникальной организации пространства светлое и просторное Фойе Стравинского – хорошее место для театрализованных программ.
Примечательно, что огромные видовые окна зала выходят на Крюков канал, на дом, в котором прошли юношеские годы великого композитора.

Зал Щедрина – очень востребованная камерная площадка. Как и Фойе Стравинского, она находится на четвертом этаже в зрительской части театра; в зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.
Зал «очень похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и огромными окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины. Внизу в окнах видна, но совсем не слышна простая и суетная жизнь Офицерской улицы, которая в сочетании с музыкальными изысками создает настроение странной задумчивости». («Вечерний Петербург»).
На открытии зала летом 2013 года присутствовал сам Родион Щедрин, произведения которого разнообразно представлены в афише Мариинского-2. Здесь идут его оперы – написанная на инаугурацию нового театра «Левша», а также «Мертвые души», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова» (в концертном исполнении), «Не только любовь». В репертуаре балетной труппы театра – «Анна Каренина», «Конёк-Горбунок» и «Кармен-сюита».
По мысли Валерия Гергиева, в Зале Щедрина будут выступать воспитанники Академии молодых певцов Мариинского театра, готовясь к выходу на главную сцену. Здесь же устраиваются и видеопросмотры спектаклей театра.

Зал Мусоргского располагается на пятом этаже. Он назван в честь великого композитора, который с особым трепетом относился к музыке поэтического слова, и предназначен в основном для вокальных концертов. Здесь часто показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Также в Зале Мусоргского проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.

По словам Валерия Гергиева, имена композиторов, в честь которых названы камерные залы, «говорят сами за себя. Залы должны олицетворять живую связь с этими авторами. Музыка Прокофьева, Мусоргского, Стравинского живет в нашем театре, а Родион Щедрин и сегодня с нами».

Мариинский театр (фойе Стравинского) Санкт-Петербург

Мариинский театр, или Мариинка, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова, Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр – один из крупнейших театров мира, сыгравший заметную роль в мировой культуре.

Театр величественной истории

Мариинский театр основан в 1783 году: тогда, велением императрицы Екатерины Великой, в составе Императорских театров России появился Большой театр. Тогда же издан указ о создании театрального комитета для управления зрелищами и музыкой. Располагался он в здании на Карусельной площади, позже переименованной в Театральную. Переезд театра в новое здание произошел благодаря случайности: в 1859 г. сгорел Театр-цирк напротив Большого театра, на его месте выстроили новое здание театра и нарекли его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Туда, в новые прекрасные условия, и переехала труппа Большого театра, а его бывшее здание на Карусельной площади перестроили и отдали консерватории. Вместе с русскими актерами в театре выступали итальянцы и французы. Драматические спектакли чередовались с концертами. Репертуар Мариинского театра состоял из золотых произведений сцены: «Волшебная флейта», «Золушка», «Семирамида», «Севильский цирюльник», «Баядерка», «Жизель», «Пиковая дама», «Иоланта», «Иван Сусанин». Здесь играли и романтическую оперу, и легкие водевили, и героическую оперу. Здесь звучали произведения Моцарта, Россини, Беллини, Верди. Именно здесь зародилась мировая слава русского балета, в котором танец уподобился музыке… Купить билет в Мариинский театр стремились все иностранные гости. При Советской власти бывший императорский театр оказался в распоряжении комиссариата просвещения и стал Государственным. … Два века – очень долгий для театра срок. Он видел многие эпохи, смену правительств и идеологий, но искусство здесь всегда оставалось чистым, не зависящим от времени. Сцена Мариинского помнит великих деятелей оперы и балета, здесь прославили отечественное искусство Федор Шаляпин, Иван Ершов, Софья Преображенская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников.

По законам технического прогресса

При своем рождении театр был оборудован по последнему слову театральных технологий тех времен. И он никогда не собирался отставать от технического прогресса! Да ведь и сам Петербург непрерывно рос, меняя облик в соответствии с веяниями времени. Первая крупная реконструкция театра состоялась в 1802-1803 гг. по проекту знаменитого архитектора Тома де Томона: была изменена и внутренняя планировка, и внешний вид. В 1836 г. внесены изменения для лучшей акустики: купол зала заменили плоским перекрытием, убрали колонны, увеличили объем зала и придали ему форму подковы. Всё это случилось еще до пожара. За этим последовал переезд в новое здание – еще более совершенное. В 1885 г. к левому крылу здания пристроен трехэтажный корпус для театральных мастерских и других технических помещений. В 1894 году деревянные стропила заменили стальными, надстроили боковые флигели, расширили фойе. В 1968–1970 гг. во время очередной генеральной реконструкции было увеличено левое крыло здания. В последние годы Мариинка тоже прошла через реконструкцию. Сегодня у театра три сцены, и одна из них от открыта совсем недавно – в 2013 г.

Променад-экскурсия. Камерные залы МТ-2. Гергиев.: daria_zarina — LiveJournal

Есть все-таки польза в ночном бдении в сети. Вчера около полуночи в группе Мариинки открылась запись на уникальнейшее мероприятие. Спасибо tutusu, я запрыгнула чуть не первой, еще и Тасю успела подтянуть. С утра срочным порядком отменяла планы.

Действо заявлялось как променад-экскурсия по камерным залам Мариинки-2, которую проведет маэстро Гергиев лично, а живые музыканты продемонстрируют возможности. Примерно на 1,5 часа.

Количество прессы на входе внушало. Подавляло десяток жмущихся счастливчиков из контакта. Три телеканала, с десяток камер. Забегая вперед, скажу, Валерий Абисалович будет гонять фотографов с первых же минут, просить не снимать в процессе, не щелкать затворами. Не поможет. Это вам говорит Дарья, у которой под катом тьма фотографий процесса.

Маэстро, по всей видимости, был не в курсе, что сегодня он экскурсовод, и приветствовал участников "акустических тестов" камерных залов. В этот момент я приготовилась терпеть профессиональное и непонятное.

В итоге получилось 4 концерта по 5 произведений в каждом зале. Вокал, фортепиано, струнные, духовые. Продлилось около 3-х часов. Плюс совершенно гипнотическое заключение Гергиева - о, собственно, акустике, об имперских творческих планах, битве за сроки в строительстве, воровстве доходах подрядчиков, пресловутом мосте, купленном неприятии нового здания, засилии рекламы на ТВ и даже немного про Украину. По окончании весьма неожиданное, но такое своевременное, угощение в буфете (бутерброды, десерты и капучино без ограничений).

Зал Щедрина
кладовка

Открывал тенор Евгений Ахмедов (Una furtiva lagrima), аккомпанировал Попов (звучал прекрасно!)

Начал нежно, прям здорово. Почти сразу понял - не летит (у его-то летучего голоса!), начал форсировать звук, кантилена ушла, в итоге вышла ария драматического тенора.

В конце мы с Тасей будем изрядно озадачены выводами маэстро, зал Щедрина ориентировать преимущественно на вокалистов. Туго им придется.

Дальше пианист. Александр Пироженко (Гранадос, Испанский танец).
Чудесно, все оттенки слышны.

Александр на фото справа внизу, где Валерий Абисалович лично открывает рояль в середине номера.
Забыли обратно открыть после вокалиста.
Гергиев вообще за всем следил сам, это были его тесты, на которых почему-то присутствовала публика.
Видимо, для наполнения зала людьми и проведения эксперимента в реальных условиях.

Забегая вперед еще раз, хочу похвалить Александра Пироженко за выбор произведений для каждого зала. Если я все верно поняла, выбор был оставлен за артистами, Гергиев сам спрашивал, что будете исполнять.

Солисты оркестра Мариинского театра (в коллаже справа вверху) отыграли прекрасно, произведение, к своему стыду, не опознала.

Брасс-ансамбль Мариинского театра (слева внизу) играл Мусоргского, прелюдию к Хованщине ("Рассвет на Москва-реке").
Ее же они будут играть во всех остальных залах (настоящие акустические тесты!)
В зале Щедрина было неплохо, но таки да, королевство маловато, все продувы и киксы слышны гипертрофированно.

Страдивари-ансамбль Мариинского театра не помню, что играл. Камерно - хороши.

Фойе Стравинского
на лестнице

Несомненным плюсом фойе Стравинского лично я считаю вид на привычное парковочное место. Приобщаешься к великому и за фиатиком присматриваешь.

По программе.

Александр Пироженко - что то драматическое, с большим количеством форте. Отлично.

Впервые слышала вживую многообещающую Антонину Весенину в Царице ночи. Хороша. Ай, хороша!
Такие чистые верхи, так летят в этом зале.
Жаль, я запорола видео. Так жаль...

Солисты оркестра Мариинского театра опять что-то знакомое и как-то никак.

Брасс-ансамбль повторил Рассвет, этот зал позволил развернуться во всю ширь. Все инструменты использовать)

Страдивари-ансамбль - какой-то вальс, не помню.
Здесь маэстро попросил повторить и 20-30 тактов сыграть только пианиссимо.
Вышло даже лучше.

Поползли дальше караваном зрителей, сотрудников и музыкантов с инструментами.

Зал Мусоргского

Зал сам по себе душный, тяжело.

Попов (ага, концентмейстер) - прелюдия Рахманинова, опять на удивление приличный звук.

Затем Ахмедов - "Клик-Кляк", Оффенбах, Сказки Гофмана (вчера на концерте Миха эту же вещь пел).
Хоть и устал голос, а все равно хорошо. Можно на него ходить.

Про остальных и сказать нечего. Те же солисты оркестра, Брасс (все тот же Рассвет), Страдивари. Ровненько и никак.

апд: оказывается, складывается впечатление, что я ругаю зал Мусоргского. нет, он, пожалуй, самый хороший из представленных, как раз то, что надо для камерных концертов

По дороге в зал Прокофьева отстала от группы, завидев кулисы. Святая святых.
Шел монтаж вечернего спектакля.
Не запилила лук на сцене, локти кусаю. Но была, была!!!

Зал Прокофьева
подвал

Александр Пироженко играл Ноктюрн Шопена.

При этом тестировал (первое исполнение) новый Стейнвей.
Тесты на тестах.
Крутота, конечно. Но неразыгранный инструмент, глуховато звучало.
Или зал такой. Зал-то точно такой.

Антонина Весенина демонстрировала чудеса колоратуры.
Кажется, я ее фанат.
Верх летит, а вот середина - глухо. Зал в подземелье, зал в подземелье.

Солисты оркестра Мариинского театра. Ох...То ли устали, то ли зал настолько зал...

Брасс-ансамбль. Четвертый рассвет над Москвой за 1,5 часа. Стоические мужчины.
Шпалу и гонг не было слышно совсем. Кому рассказать - не поверят.
Таки зал. Нижние частоты одни и есть.

Струнные. Страдивари-ансамбль. Что играли, не помню.

Зато в конце маэстро попросил соло для скрипки и для виолончели.
Оооо...

Станислав Измайлов исполнил отрывок на скрипке Страдивари.
Той ли самой, что недавно была в новостях? Уже приехала?
Звучала немного обрезанно по частотам.

И дуэт виолончели (прекрасный Олег Сендецкий) и второй скрипки, работы Гварнери (играл Антон Козьмин).
Звучно. Жаль, что оборвали, хотелось еще и еще.

Не буду утомлять подробностями заключительного выступления Валерия Абисаловича. Говорил долго и о многом.

Но чувствовала я себя бандерлогом перед Каа. Уже к середине была готова продать квартиру и жизнь свою посвятить только искусству, только Мариинскому театру и его величию, и Петербургу.

Вот она, настоящая харизма. Без тени сарказма. Впечатлена.

А еще говорят, маэстро почти не спит. По полчаса, по паре часов...

Про импровизированный фуршет писала в самом начале.
Обнаружили общих знакомых среди сотрудников, засели болтать.

Еще раз огромное спасибо пиарщикам Мариинки за внезапные инновационные идеи, получающие немедленное воплощение, за мой невероятный день. Новая сцена без зрителей, без звонков и вечной гонки, стала еще ближе. Маленькая сбыча мечт - с месяц назад вдруг подумала - хочу попасть во все камерные залы. Даже пыталась брать билеты и сдавала. И надо же.

пс: хехе, про позапрошлый пост думала - не слишком ли много Гергиева? нюню

Открытая среда в Мариинке для многих останется закрытой

Мариинский театр очередной раз устроил для петербуржцев и гостей города «Открытую среду». Каждую неделю в 14:00 слушатели могут познакомиться с классическими произведениями в исполнении признанных мастеров. При этом Северная столица дает возможность попасть на это мероприятие абсолютно бесплатно и без регистрации.

«Открытая среда в Мариинском театре» — на концерт можно попасть буквально выйдя на обеденный перерыв- говорили они. Я наслышана, что любителей классической музыки в среду пруд пруди, поэтому решила прийти, что называется заранее, а именно за полтора часа. Оказалось, что концерт проходит не в старом здании театра, а в Мариинском-2. Отыскать вход не составило никакого труда, он находится прямо напротив канала Крюкова, а когда я увидела километровую очередь я поняла — мне туда.

Фото: rosbalt.ru

Дорога к прекрасному…

Напротив стеклянных дверей, огибая колонну, выстроилась очередь. Люди абсолютно разных возрастов ожидали начала. По уставшим лицам было видно, что ждут они отнюдь не первые 10 минут. Пожилые мужчины и женщины устроились в тени на скамейке, дети клянчили мороженое. Да, день выдался жаркий, 24 апреля в Санкт-Петербурге 20 градусов со знаком плюс и ни ветерка.

На сайте театра предупреждали, что вместимость зала составит не более 170 человек одновременно, поэтому, стоя в очереди, я начала отсчитывать со входа «один, два, три …. пятьдесят семь, пятьдесят восемь…». Пока хватает. Болтаясь туда-сюда, от начала до конца очереди я начала замечать, что некоторые посетители, как-то удачно втискивались и пристраивались в начало очереди, меня стало это волновать, неужели я просто так отстояла полтора часа? А тем временем за мной выстроилась очередь в разы превышающая впереди стоящих людей. Люди пришли гораздо позже и сохраняли спокойствие, что заставляло расслабиться и меня.

Пригласительный

Тем временем дело шло к двум часам, и все заметно оживились. На входе появился мужчина в костюме и белых перчатках с огромной пачкой пригласительных. Он запускал по два-три человека, приговаривая: «Добро пожаловать», так и хотелось добавить: «Или посторонним вход воспрещен». Сотрудники охраны внимательнейшим образом осматривали всех и каждого, это немного задерживало поток гостей, но безопасность превыше всего.

Преодолев все металлоискатели и рамки металлодетектора, попадаешь в прекрасный холл. Голова неосознанно поднимается вверх, глаза мечутся по потолку, стенам, не зная, на чем остановиться. Далее витая стеклянная лестница, украшенная светильниками. Поднимаемся на второй этаж. Первым делом вижу фортепиано. Всего в метре от него начинаются посадочные места — сначала стулья в несколько рядов, тут мы оказываемся максимально близко к прекрасному, а затем мягкие сиденья на разных уровнях высоты. Фойе Стравинского начало понемногу заполняться. Ровно к 14:00 все без проблем спокойно и быстро расселись по местам. Я заняла место возле окна, вид был потрясающий, светило яркое солнце, на небе ни тучки, а прямо под нами проплывали экскурсионные катера, заполненные туристами. Им было видно нас, поэтому щурясь и закрывая рукой лицо от солнца, они с удовольствием махали нам.

Все по местам

Настроение просто потрясающее, и ты будто уже забыл, что вот-вот мялся с ноги на ногу перед входом, ведь сейчас сидишь и уже наслаждаешься ожиданием того, что увидишь.

Под аплодисменты выходят музыканты, двое мужчин, оба в черных брюках и черных рубашках. Для удобства у обоих расстегнуты две верхние две пуговицы. Меня удивило, что музыканты не представились и не объявили, что будут играть, только позднее я узнала, что рядом с лестницей есть афиша.

Музыканты играли превосходно, я не могу похвастаться тем, что дюже разбираюсь в музыке, но как простому слушателю, мне очень нравилось, и не только мне. Зал замер в мертвой тишине, даже дети не отрываясь смотрели на сцену. Думаю, это о многом говорит.

Знай своих героев

На скрипке виртуозно играл Ердан Ергалиев, а на виолончели Максим Гончар. Они играли Пасскалью для скрипки и виолончели Георга Фридриха Генделя — Юхана Хальворсена 20 минут, и никогда еще время для меня так быстро не пролетало, хотелось слушать еще и еще. Под крики «вау» и «браво» музыканты удалились. Через мгновение вернулся виолончелист — Максим Гончар и пианистка — Людмила Коновалова. С последней вышла девушка, как оказалось она листмейстер — перелистывала ноты перед пианисткой.

Музыканты переглянулись между собой, словно условились начинать через «три, два, один». И вот плавно приподнялись тонкие кисти рук Людмилы Коноваловой. Фаланги ее пальцев опустились на гладкие, лаковые, чёрно-белые клавиши, нога опёрлась на пятку и ждёт момента нажать на педаль. Длинные женственные пальцы забегали по клавишам. Не так быстро и будто и не совсем уверенно начинали они игру. Не поддавалась поначалу и педаль. Но вот разыгралось всё существо пианистки, и теперь ее словно полностью поглотила музыка.

В воздухе стояли нежные звуки Рахманинова. Музыка лилась ровно и мягко для слуха. Для обыкновенного слушателя, думаю, это главное- «приятно на слух». Пианистка покачивается в ритм классике, ее нога то поднимается, то опускается на педаль. Звуки продолжаются, словно нарастая, увеличивают свой темп. Картины в воображении всё время меняются. Если сейчас представляется букет нежных и ароматных роз, то чуть позже проливной свежий дождь, потом неожиданно раздается оглушающая гроза, а после этого ненастья звонкое пение соловья. И вот, вдруг пауза, звуки произведения замерли на миг, и будто дыхание слушателей тоже остановилось. К фортепиано присоединилась виолончель и уже через секунду вновь полилась мелодия.

Как говорится, «счастливые часов не наблюдают», потому что позади 40 минут от концерта. Остается последнее произведение Николая Мясковского — Соната для виолончели и фортепиано №1 ре мажор, соч. 12. Здесь даже настроение слегла поникло, почему-то я задумалась о том, что скоро конец. Музыка была настолько мелодичной и успокаивающей, что маленькая девочка лет пяти позади меня заснула, да так крепко, что те, кто сидел рядом, услышали ее сопение. Мы с соседом понимающе улыбнулись друг другу и только повернулись обратно к сцене, как музыканты ярко закончили свою игру. Зал залился аплодисментами, музыканты в довольной улыбке кланялись, а по их губам читалось «спасибо, спасибо». Им подарили букеты и подходили благодарить лично. Все были в восторге.

Послевкусие

Не спеша люди стали уходить со своих мест и почему-то многие останавливались напротив лестницы и что-то фотографировали, я тоже подошла ближе, это была программка. Сверху на ней гостям напоминали, что количество мест ограничено, а чуть ниже были названия самих произведений и имена музыкантов.

Афиша

Выходила я оттуда в приподнятом настроении, снова спускаясь по витой стеклянной лестнице, украшенной светильниками. Ощущалась какая-то легкость в теле. Не обманывают, когда говорят о благотворном влиянии классической музыки на человека. Если попробовать ознакомиться со всеми наиболее известными произведениями классиков, обязательно обнаружишь для себя именно те, которые, действительно, улучшат общее состояние, настроение и здоровье.

Развивайтесь, вдохновляйтесь и будьте счастливы!

«Дегустация» звучащих пространств в Мариинке-2 - Культура

Настоящий пир для музыкальных гурманов устроил Валерий Гергиев во вторник в самом современном театре России

Далеко не каждый даже из тех, кто уже не раз побывал на новой сцене Мариинки, в курсе, что там помимо основного оперно-балетного есть еще целых четыре малых, или камерных, зала. Таким образом, в один и тот же вечер здесь могут проходить одновременно пять отдельных спектаклей и концертов, не мешая друг другу благодаря идеально выверенной акустике. 

Перед тем как объяснить, зачем так много залов сразу, маэстро Гергиев, как гостеприимный хозяин, сам провел журналистов по всем четырем. В их присутствии прошло тестирование акустики каждого зала.

«Звучащая раковина» — лестница в Мариинке-2.

Зал Родиона Щедрина 

Начали с зала Родиона Щедрина. Найти его самому нелегко, но весьма любезные сотрудники театра охотно подсказывают запоздавшим гостям, что нужно пройти к дальнему лифту и подняться на нем на четвертый этаж.

Маэстро Гергиев поведал, что на открытии зала летом прошлого года присутствовал сам Родион Щедрин, произведения которого обильно представлены в афише театра: оперы «Левша», «Мертвые души», «Очарованный странник»; балеты «Анна Каренина», «Конек-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского и, конечно же, прославленная «Кармен-сюита» в хореографии Альберто Алонсо.

«Дегустация» зала началась с арии Доницетти в завораживающем исполнении Евгения Ахмедова (Ленский в последнем мариинском «Онегине») под аккомпанемент рояля, затем звучал рояль соло (Александр Пироженко). Потом акустику зала тестировали духовой квинтет (Моцарт) и большой брасс-ансамбль Мариинки, который сыграл переложение «Рассвета над Москвой-рекой» из «Хованщины» Мусоргского. На десерт был подан струнный ансамбль Страдивари с сюитой Грига «Из времен Хольберга».

Зал же Щедрина сам по себе очень похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и огромными окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины. Внизу в окнах видна, но совсем не слышна простая и суетная жизнь Офицерской улицы, которая в сочетании с музыкальными изысками создает настроение странной задумчивости. Здесь есть и киноэкран, на котором показывают записанные ранее программы Мариинки.

Платье Феи Сирени из балета «Спящая красавица».

Фойе Стравинского 

Именем Игоря Стравинского фойе названо, очевидно, потому, что огромные видовые окна выходят как раз на историческое здание, где проходило детство великого русского композитора.

Чтобы попасть в фойе — камерную площадку в зрительской части театра, — нужно подняться на третий этаж. Здесь много воздуха и света, а сиденья размещены на высоких ступенях, как в античном театре. Окна, располагающиеся также в нижней части, еще больше, чем в Зале Щедрина. Те, кто садится в крайний правый ряд по вертикали, могут смотреть на Крюков канал и проплывающие по нему кораблики, которые, наверное, должны быть особенно хороши в лучах заходящего солнца.

Вниманию музыкальных гурманов была предложена ария Царицы ночи, «Полишинель» Рахманинова и еще несколько номеров. Акустика заметно отличалась от предыдущего зала — большое открытое пространство давало о себе знать. По мнению маэстро Гергиева, в этом пространстве можно делать даже какие-то небольшие театральные постановки.

Зал имени Модеста Мусоргского хорош для камерных вокальных концертов.

Зал Сергея Прокофьева находится в цокольном этаже.

Зал Мусоргского и зал Прокофьева

Они похожи и друг на друга, и на традиционные камерные залы. Первый из них расположен на самом высоком уровне (пятый этаж) и предназначен большей частью для вокальных концертов. Здесь показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинки под руководством Ларисы Гергиевой, здесь же проходят концерты из цикла «Портрет солиста», в котором выступают ведущие певцы оперной труппы.

Зал Прокофьева находится в цокольном этаже и предназначен преимущественно для пианистов и камерных ансамблей. В зале стоит свеженький — только что из Гамбурга — рояль «Steinway», сделанный под заказ специально для этого зала. Может статься, на сегодня это лучший рояль города. Не удержавшись, Валерий Абисалович сам сел за него и наиграл начало «Паваны» Равеля. Рояль зазвучал у него глубоко и сочно — так же, как звучит оркестр Мариинки.

Струнный ансамбль исполнил в Зале Родиона Щедрина сюиту Грига.

В конце «дегустации» Валерий Гергиев любезно согласился ответить на вопросы гостей. В частности, комментируя, будет ли востребовано такое количество залов публикой, он ответил:

— Знаете, сколько приходит к нам молодых людей, студентов? А школьников? Сколько в Петербурге музыкальных школ, а сколько простых — наверное, пять сотен. А сколько в России? Всех наших детей мы должны познакомить с Чайковским, Моцартом, с современной музыкой. С другой стороны, каждая из музыкальных школ нашего города, Ленинградской области, Выборга, Новгорода, Пскова должна получить хотя бы один концерт в каком-то из этих залов. Мы даем играть в этих залах молодым музыкантам, детям. Недавно мы играли концерт Сен-Санса с Александром Дмитриевичем, как я его называю, Малофеевым. Александру Дмитриевичу, к слову, 12 лет…

Кроме того, не секрет, что старая сцена театра нуждается в ремонте. И, как говорят мне строители, через два года она будет закрыта на 2 — 3 года. Строители хотели бы ремонтировать и подольше — 7 — 8 лет, чтобы вышло подороже, но я этого не хочу. Думаю, что и вы этого не хотите. Вот эту сцену, где мы сейчас находимся, строители хотели сдать только к 2020 году.

Отдельно обратившись к журналистам, маэстро Гергиев попросил освещать культурные мероприятия до их проведения в режиме анонса, используя для этого все имеющиеся возможности:

— Я думаю, что большинство из вас, так же как и я, сторонники распространения настоящей культуры среди как можно большего числа наших сограждан. И я надеюсь, что наша страна вряд ли скатится к такому уровню «культуры», когда главным считается создать продукт любого качества, лишь бы он приносил прибыль. Огромная проблема в том, что до 40% телеэфира у нас занимает реклама, и мы, таким образом, бываем вынуждены смотреть то, что нам совершенно неинтересно и не нужно.

Вспоминая о Концертном зале Мариинки и о своих визитах в Нью-Йорк, Валерий Гергиев развеселил аудиторию:

— Риккардо Мути сказал мне, что хотел бы увезти этот зал с собой в Италию. Но вы не беспокойтесь — мы ему не отдадим. Но вот в Италии таких залов нет. Я часто бываю в Нью-Йорке и вижу на афишах театра «Метрополитен» имена солистов: Анна Нетребко, Евгений Никитин, Ольга Бородина. Я их спрашиваю: а где вы взяли такие замечательные голоса? Они смеются.

Этот ответ рассеял все сомнения и напомнил о том, что единственное, чего теперь не хватает Мариинскому театру, это станции метро «Театральная площадь», которую вроде бы обещают открыть чуть ли не в следующем году.

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»

11 – 22 марта 2020 года

17

марта

вторник

Мариинский-2

19:30

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»

Встреча с молодыми хореографами в Фойе Стравинского за час до начала спектакля, ведущая – Екатерина Баева

Мариинский театр

19:30

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»
Предисловие с Ольгой Макаровой за час до начала спектакля в Фойе бельэтажа

19

марта

четверг

Мариинский театр

19:30

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»
В честь великих танцовщиков XX века. Вацлав Нижинский
Предисловие с Богданом Корольком за час до начала спектакля в Фойе бельэтажа

20

марта

пятница

Мариинский-2

19:00

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»
Предисловие с Богданом Корольком за час до начала спектакля в Фойе бельэтажа

21

марта

суббота

Мариинский театр

19:00

XIX Международный фестиваль балета «Мариинский»

22

марта

воскресенье

Мариинский-2

19:30

Закрытие XIX Международного фестиваля балета «Мариинский»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

12 марта, 19.30, Зал Прокофьева (Мариинский-2)
Встреча с Викторией Терёшкиной и Александром Сергеевым
Ведущая – Екатерина Баева
(Регистрация на встречу открыта на сервисе timepad.ru)

14 марта, 15.00, Зал Мусоргского (Мариинский-2)
Встреча с Владимиром Шкляровым
Ведущий – Юрий Смекалов
(Регистрация на встречу открыта на сервисе timepad.ru)

14 марта, 18.00, Фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра
Предисловие перед спектаклем «Спящая красавица» 
Ведущая – Ольга Макарова

15 марта, 17.00, Фойе Стравинского (Мариинский-2).
Встреча с авторами и солистами балета Touch the Light: Ильей Живым, Покрасом Лампасом, Ксандером Паришем и Марией Хоревой
Ведущая – Екатерина Баева 
(Регистрация на встречу открыта на сервисе timepad.ru)

15 марта, 18.30, Фойе Стравинского (Мариинский-2)
Предисловие перед спектаклем «Лебединое озеро» 
Ведущая – Ольга Макарова

17 марта, 18.30, Фойе Стравинского (Мариинский-2).
Встреча с молодыми хореографами 
Ведущая – Екатерина Баева 
Вход свободный при наличии билета на Творческую мастерскую молодых хореографов

18 марта, 18.30, Фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра
Предисловие перед спектаклем «Жизель» 
Ведущая – Ольга Макарова

19 марта, 18.30, Фойе бельэтажа исторической сцены Мариинского театра
Предисловие перед спектаклем «Шехеразада. Весна священная» 
Ведущий – Богдан Королек

20 марта, 18.00, Фойе Стравинского (Мариинский-2)
Предисловие перед спектаклем «Анна Каренина» 
Ведущий – Богдан Королек

МАРИИНСКИЙ-2

«Дорогие друзья!
Мы все надеемся, что запуск новой сцены еще раз подтвердит и упрочит великие традиции нашего театра, распахнув ему дорогу в будущее, где станет возможным создавать самые современные произведения и новаторские постановки, о которых раньше мы не могли и мечтать. Репертуар Мариинского-2 призван продемонстрировать высочайший уровень артистов нашего коллектива и нашей грандиозной сцены, связать историю Мариинского театра с современной аудиторией и с современными сочинениями самых разных жанров – оперой, балетом, симфонической музыкой.
С открытием новой сцены резко возрастут творческие возможности всего нашего коллектива – и оперы, и балета, и хора, и оркестра. Ведь Мариинский-2, историческая сцена театра, Концертный зал образуют вместе уникальный культурный комплекс, а новое здание с его оснащенной по последнему слову сценой и тремя камерными площадками создаст исключительные условия для воплощения дерзких творческих замыслов, образовательных, просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.
Мы сможем увеличить нашу аудиторию до десятков тысяч, а то и миллионов зрителей посредством трансляций спектаклей и концертов как на весь мир, так и в регионы России. Мы будем осуществлять специальные трансляции для школ, библиотек, культурных центров по всей стране, для самых удаленных ее уголков. Эти намерения обращены, прежде всего, к молодежи, к юношеству, к детям».
Валерий Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра


Мариинский-2 в мировой прессе:

«Мариинский-2– отличный проект. В театре есть зал на 1830 мест, сбалансированная акустика и универсальное техническое оснащение». (The Economist)

«Зал просто великолепен. Представьте себе «старшего брата» зала в Глайндборне: ярусы из светлого дерева, великолепная акустика и отличный обзор. Закулисье театра – целый город: соединенные переходами сцены, мастерские и репетиционные залы с легкостью вместят весь немалый штат Мариинки (2500 человек). Здесь можно работать над пятью спектаклями одновременно или же одним щелчком мышки подать на сцену гигантские декорации». (The Times)

«Главный вдохновитель постройки нового сияющего театра оперы и балета Мариинский-2 с присущей ему энергией и решимостью решил проверить театр на прочность и продирижировать пятью спектаклями за три дня. Гала-концерт в честь открытия, прошедший в четверг, был отлично спланирован и блестяще исполнен. Этот великолепный двухчасовой концерт стал лучшей рекламой нового зала и достойным стартом трехдневного музыкального марафона». (The Telegraph)

«В просторных интерьерах театра – бежевый мрамор, сияние кристаллов Сваровски, подсвеченные стены из прозрачного оникса и панорамные окна с видом на город... Великолепный зал в форме подковы отделан буком и дубом, а резные потолки и рельефные фронтоны лож с вкраплениями хрусталя подчеркивают стилевое единство интерьера». (The Telegraph)

«Экстерьер нового театра ничем не примечателен, однако внутри царит сдержанная пышность. Внешняя стена зрительного зала выполнена из блестящего оникса. Сам зал оформлен с элегантной строгостью, интерьер из светлого дерева выглядит менее помпезно, чем в старой Мариинке, но при этом не кажется излишне скромным.
Как и говорил Валерий Гергиев перед открытием, акустика нового зала по окраске скорее платиновая, а не золотая, как в историческом здании. Звук в Мариинке-2 кажется несколько отстраненным, но при этом он чистый и сбалансированный: даже мощное соло деревянных и медных духовых не заглушает струнные». (The New York Times)


Справка о Мариинском-2:

Здание общей площадью 79 114 м2 является одной из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира. Зрительный зал может принять до 1830 зрителей. В новом театре семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, вспомогательные помещения для 1 000 сотрудников театра, камерные площадки в фойе, где реализуются просветительские проекты, ориентированные на детей и юношество, амфитеатр на крыше, который станет одной из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», служебная подземная парковка.
Мариинский-2 наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, стал частью уникального по своим творческим и просветительским возможностям театрально-концертного комплекса. Этот центр с новой силой подтвердил статус Мариинского театра как крупнейшей культурной институции мира.

Внешний облик
Внешний фасад здания выполнен из бежевого юрского мрамора, прорезан высокими панорамными окнами различного размера и увенчан металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри – на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол ул. Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.

Фойе
Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, окружающие зрительный зал. Пол отделан мрамором сорта «император». Многочисленные окна, которые выходят на улицу Декабристов и Крюков канал, украшены панелями из бежевого юрского мрамора. Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение фойе в дневное время. В вечернее время фойе освещается люстрами, изготовленными на заказ компанией «Сваровски». Из фойе открывается исключительный по живописности вид на Мариинский театр, расположенный на другом берегу канала.
Зрительская часть спроектирована как неотъемлемый компонент всего здания и создает ощущение сопричастности театральному действию. Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе уникальная лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, расположенная в северной части и соединяющая все надземные уровни здания. Фойе делится на несколько отдельных зон разного размера.
Амфитеатр фойе, который находится на третьем этаже, будет использоваться для образовательных проектов, интерактивных просветительских программ для детей и юношества, камерных концертов и художественных выставок.

Зрительный зал
Хотя это современный зрительный зал, в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор, а значит, комфорт и удобство зрителей.
Резные облицовочные панели из бука, которые украшают балконы, спроектированы в соответствии с требованиями акустики. Поскольку ярусов три, а не четыре, пространство между ними увеличено, что способствует лучшему распространению звука (особенно в последних рядах).
Освещение сцены отвечает всем современным требованиям. Вместе с этим, за счет приборов акцентирующей подсветки, произведенных компанией «Сваровски» и размещенных на ярусах, зал сияет, как сияли старинные залы при свете небольших ярусных канделябров.
С учетом требований акустики пол зрительного зала выложен дубовым паркетом на деревянной подложке, а стены и потолок сделаны из окрашенного гипса.
Кресла для зрителей изготовлены итальянской компанией «Эстель», а обивка – датской фирмой Danish Art Weaving.
Стены центральной ложи обиты кожей и украшены буковыми панелями и светильниками от Сваровски.

Сцена
В новом здании театра предусмотрены основная, репетиционная и арьерсцена, а также просторные дополнительные помещения, разделенные звукопоглощающими перегородками и занавесами. Три сцены можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований.

Сценическое оборудование
Сценическое оснащение, выбранное для нового театра, позволяет присвоить ему статус уникального. Театр может работать практически по непрерывному циклу спектаклей, репетиций, выпусков и монтировок. Оборудование сценического комплекса спроектировано и установлено так, чтобы обеспечить выполнение этого непрерывного цикла работ с наибольшей степенью функциональности.
При разработке концепции сценического пространства были использованы самые передовые современные аналоги, взято всё самое лучшее из недавно построенных или реконструированных театров мира. Были использованы опыт реконструкции и лучшие технологические решения лондонского Ковент-Гардена, Королевской оперы Копенгагена, парижского театра Шатле и многих других.
Сценическое пространство разбито на зоны, каждая из которых выполняет свою, строго определённую функциональную нагрузку. Это – основная сцена, арьерсцена, боковые карманы, репетиционная сцена, монтажная и погрузо-разгрузочная с крупноузловой сборкой зоны. Такое деление делает возможным одновременное нахождение в сценическом пространстве декораций не менее 4-х спектаклей. При этом одновременно на основной сцене может проходить самый сценографически сложный спектакль, на репетиционной сцене – идти полноценная репетиция, в монтажной зоне осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций.
Сцена оснащена системой накатных площадок и компенсаторов, подъемно-опускными площадками, точечными подъёмами. Все элементы механизации автоматизированы и приводятся в действие при помощи системы управления. Подобные решения позволяют реализовывать самые смелые постановки, творческий коллектив сможет работать без каких-либо технических ограничений.

Оркестровая яма
Оркестровая яма оборудована специальными акустическими панелями, что позволит изменять конфигурацию ямы в зависимости от количества музыкантов и акустических требований. Максимальная площадь ямы – 170 м2, вместимость – до 120 оркестрантов.
Кроме того, в оркестровой яме смонтированы три подъемные платформы: одна небольшая в задней части и две более крупные спереди. Они могут подниматься или опускаться в зависимости от состава оркестра и требуемых звуковых характеристик.

Акустика
Вторая сцена Мариинского театра спроектирована так, чтобы создать исключительную по своим характеристикам акустику. Объем зала – около 18 000 м3  – практически идеален. Он сопоставим с объемом ведущих мировых оперных сцен.
Пол в зале отделён от бетонного основания шумопоглощающими деревянными конструкциями.
По залу размещены цельные деревянные балюстрады со световыми элементами. Они перекрывают друг друга и способствуют лучшему рассеиванию звука. Также для лучшего распространения звука в зале установлены специально спроектированные изогнутые гипсовые панели размером от 2 до 3 метров. Поверхности этих панелей исполняют ту же роль, которую в исторических оперных театрах играли специальные декоративные элементы, улучшающие акустику зала.

Репетиционные залы
В новом театре предусмотрены просторные репетиционные залы: для балета, оркестра и хора, а также большие многофункциональные репетиционные залы и залы для индивидуальных репетиций. Стены и потолки репетиционных залов облицованы специальными звукопоглощающими панелями.

Открытая терраса
В летний период, за час до начала спектакля, можно посетить террасу на крыше Мариинского-2, с которой открывается захватывающий вид на исторический центр Петербурга. Билеты на экскурсию – в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.

Построенный по проекту Антонио Ринальди Большой театр поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир»). Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально-инструментальные концерты.

Петербург строился, его облик непрерывно менялся. В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Новый, приобретший парадный и праздничный вид, Большой театр сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы, наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Однако в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар. За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. Тома де Томон, составивший проект восстановления своего любимого детища, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.

Мы приближаемся к «золотому веку» Большого театра. Репертуар «послепожарной» эпохи включает «Волшебную флейту», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита» Моцарта. Русскую публику пленяют «Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник» Россини. В мае 1824 года состоялась премьера «Вольного стрелка» Вебера – произведения, так много значившего для зарождения русской романтической оперы. Играются водевили Алябьева и Верстовского; одной из самых любимых и репертуарных опер делается «Иван Сусанин» Кавоса, шедший вплоть до появления оперы Глинки на тот же сюжет. С легендарной фигурой Шарля Дидло связано зарождение мировой славы русского балета. Именно в эти годы завсегдатаем петербургского Большого был Пушкин, запечатлевший театр в бессмертных стихах.

В 1836 году с целью улучшения акустики архитектором Альберто Кавосом – сыном композитора и капельмейстера – купольное перекрытие театрального зала заменяется плоским, а над ним размещается художественная мастерская, зал для расписывания декораций. Альберто Кавос убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придает залу привычную форму подковы, увеличивает его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч.

27 ноября 1836 года первым представлением оперы Глинки «Жизнь за царя» возобновились спектакли перестроенного театра. Волею случая, а может быть не без доброго умысла, премьера «Руслана и Людмилы» – второй оперы Глинки – состоялась ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года. Двух этих дат было бы довольно, чтобы петербургский Большой театр навсегда вошел в историю русской культуры. А ведь шли, разумеется, и шедевры европейской музыки: оперы Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера, Тома...

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого (где продолжались выступления балетной труппы, а также итальянской оперы).

Когда же в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте все тем же архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.

Мариинский театр упрочил и развил великие традиции первой русской музыкальной сцены. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась славнейшая эпоха в истории театра. Полвека, отданные Направником Мариинскому театру, отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер. Назовем лишь некоторые из них – «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Орестея» Танеева… В начале ХХ века в репертуаре театра оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Хованщина» Мусоргского…

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.

Мариинский театр неоднократно реконструировался. В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов появляются современные оперы – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек» Альбана Берга, «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса; рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.

В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра в 80-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Писарева, 20.

Площадь Игоря Стравинского (sq. Igor Stravinsky)

Где находится: у Центра Помпиду, м.Rambuteau
Чем интересна: эту площадь украшает кинетический фонтан "Весна священная" (Фонтан Стравинского, Фонтан Тэнгли) работы швейцарского архитектора Жана Тэнгели (Jean Tinguely ) совместно с его женой, французской художницей Ники де Сан-Фаль (Niki de Saint Phalle).

Названный именем Игоря Стравинского, фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей), размещенных по всей площади (1650 см × 35 см × 3600 см) фонтана. Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из железа, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола. Фигуры, изображающие жар-птицу, слона, сирену, змею, любовь, жизнь и смерть разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды.

Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, так же как и Центр Помпиду, архитектором Ренцо Пьяно. Пьер Булез, основавший IRCAM, был уверен, что скучную площадь Стравинского перед Центром Помпиду смогут оживить лишь скульптуры Тэнгли. Тэнгли согласился только с условием, что его подруга Сен-Фалль также примет участие в создании фонтана. Он считал, что яркие скульптуры его жены вместе с его чёрными мобилями смогут создать гармоничный переход от футуристичного здания Центра Помпиду к мрачному готичному зданию церкви Сен-Мерри.

При создании фонтана возникли некоторые технические проблемы, связанные с расположением фонтана. Чтобы уменьшить вес, скульптуры Тэнгли были изготовлены из алюминия, а фигуры Сен-Фалль из лёгких стеклопластика и полиэстера. Высота фонтана была выбрана как можно более низкой.

Музыка Игоря Стравинского, тесно связанная с танцем и русскими народными мелодиями и сказками, дала художникам темы для обширного тематического репертуара. Фонтан напоминает в итоге страницы детской книжки.

Открытие фонтана Стравинского произошло 19 июня 1983 года, в честь чего были организованы празднества в Музее современного искусства.

 

У вас есть что добавить? Welcome!
 

Фонтан Стравинского

В самом центре Парижа, недалеко от Лувра и острова Сите, расположен знаменитый Центр Помпиду. Если обойти справа его необычное здание, похожее на нефтеперегонный завод, то взору изумлённого туриста явится поразительная картина. По неглубокому бассейну под музыку перемещаются ярко раскрашенные фигуры, время от времени извергающие воду. Это одна из самых новых и неоднозначных достопримечательностей столицы Франции – фонтан Стравинского, или как его еще называют фонтан Тэнгли.

Музыка, оживившая пластик

Знаменитый русский композитор Игорь Стравинский, чьё творчество характеризуется постоянными экспериментами, покинул Россию незадолго до начала Первой мировой войны и долгое время жил в Париже. Оригинальный фонтан, находящийся на площади, названной его именем, стал своеобразным памятником музыкальному гению.

Экстравагантное сооружение представляет собой бассейн площадью около 600 м?, на поверхности которого расставлены 16 скульптур-мобилей. Часть из них – это металлические механизмы, а другая – авангардные фигуры из пластика, раскрашенные в яркие цвета. Время от времени начинает играть музыка из самых известных произведений Стравинского, и они приходят в движение, выпуская струи воды.

Все скульптуры, размещённые в фонтане, так или иначе связаны с творчеством композитора, и довольно непросто угадать, что изображает каждая из них. Здесь есть «Спираль» и «Диагональ», «Скрипичный ключ» и «Рэгтайм», «Змея» и «Лягушка». «Любовь» соседствует с «Жизнью» и «Смертью», а «Жар-птица» из одноимённого балета – с «Русалкой». «Шляпа клоуна» олицетворяет знаменитого «Петрушку». Рядом со «Слоном» расположен «Соловей» из оперы на сюжет сказки Андерсена. Балет-пантомима «Байка про лису, петуха, кота да барана» представлен скульптурой под названием «Лиса», а в самом центре фонтана стоит ярко-красное «Сердце». Необычная композиция неизменно вызывает искренний восторг у детей, но мнение взрослых не так однозначно.

История создания фонтана

В 1978 году мэрия Парижа приняла программу, целью которой была постройка 7 современных фонтанов со скульптурами на различных площадях города. Один из них было решено установить возле Центра Помпиду, а разработка дизайна была поручена Жану Тэнгли, архитектору из Швейцарии.

Первоначальный план предусматривал, что фонтан будет украшен лишь фантастическими машинами швейцарца, выкрашенными в чёрный цвет. Однако Тэнгли показалось, что такая композиция будет слишком мрачной, и предложил оживить площадь яркими фигурами в стиле поп-арт. Так появились скульптуры из полиэстера, созданные женой скульптора, французской художницей Ники де Сен-Фалль.

Фонтан сделан очень лёгким, так как прямо под ним находятся помещения IRCAM – организации, занимающейся музыковедческими исследованиями. Сам бассейн изготовлен из стали, а слой воды составляет всего лишь 35 см. Все скульптуры выполнены из пластика и лёгких металлов.

Торжественное открытие фонтана Стравинского состоялось 19 июня 1983 года. Далеко не все были в восторге от авангардистских скульптур. Многие считали, что им не место рядом с пламенеющей готикой пятисотлетней церкви Сен-Мерри. Но со временем споры утихли, и в наши дни фонтан стал одним из самых популярных мест отдыха парижан и гостей французской столицы.

Как добраться

Адрес: Rue Brisemiche, Paris 75004
Метро: Hôtel de Ville, Rambuteau,Châtelet

Обновлено: 20.04.2016

Фонтан Стравинского — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), также Фонтан Тэнгли, — фонтан на площади Игоря Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже. Он был создан супругами архитектором Жаном Тэнгли и художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982—1983 годах.

Названный именем Игоря Стравинского фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей[d]), размещенных по всей площади фонтана (1650 см × 35 см × 3600 см). Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из железа, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола. Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды. Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, так же как и Центр Помпиду, архитектором Ренцо Пьяно.

Пьер Булез, основавший IRCAM, был уверен, что скучную площадь Стравинского перед Центром Помпиду смогут оживить лишь скульптуры Тэнгли. Тэнгли согласился только с условием, что его подруга Сен-Фалль также примет участие в создании фонтана. Он считал, что яркие скульптуры его жены вместе с его чёрными мобилями смогут создать гармоничный переход от футуристичного здания Центра Помпиду к мрачному готичному зданию церкви Сен-Мерри.

При создании фонтана возникли некоторые технические проблемы, связанные с расположением фонтана. Чтобы уменьшить вес, скульптуры Тэнгли были изготовлены из алюминия, а фигуры Сен-Фалль — из лёгких стеклопластика и полиэстера. Высота фонтана была выбрана как можно более низкой.

Музыка Игоря Стравинского, тесно связанная с танцем и русскими народными мелодиями и сказками, дала художникам темы для обширного тематического репертуара. Фонтан напоминает в итоге страницы детской книжки.

Открытие фонтана Стравинского произошло 19 июня 1983 года, в честь чего были организованы празднества в Музее современного искусства.

Упоминания в художественных произведениях[править | править код]

  • У. Эко. Маятник Фуко / Пер. Е. Костюкович. Глава 115: «На площади механизмы Тингели и прочие яркокрашеные скульптурки мокнут в водице фонтана или искусственного озерца, сонливо звякают зубчатые колёса…»

Смотрите также

Описание: