Давид гареджийский где находятся мощи


Святой Давид Гареджийский – как вымаливают детей

В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины. Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Как вымаливают детей?

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста — Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

протоиерей Иоанн Каледа

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена.

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа. – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».

Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Читайте также: Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Фото Иван Джабир

Монастырь Давид-Гареджи в Грузии: история, фото 2019

Адрес:
Окрестности г. Удабно

David Gareji Monasteri St. David Lavra, Kakheti, Georgia

На грузино-азербайджанской границе расположился комплекс из 9 монастырей — Давид-Гареджи. История создания комплекса напрямую связана с историей иберийского (грузинского) царства.

История монастыря

В 4 веке нашей эры трудами святой равноапостольной Нины Каппадокийской (Грузинской) в иберийском царстве официальной религией стало христианство. Сначала Нино крестила иберийскую царицу Нану, затем ее мужа, царя Мирана III, после чего царь объявил о принятии христианства иберийским царством.

Несмотря на решение царя, в Иберии процветали зороастризм и язычество. К этому времени Иберия находилась под влиянием Персии и Византии. Но Персия была ближе, поэтому сократить количество сторонников зороастризма не представлялось возможным без освобождения от персидского гнета.

Через два столетия, в 6 веке нашей эры, в сирийском монастыре Иоанна Столпника монах Иоанн увидел видение, в котором Богородица повелела ему набрать 12 учеников и отправиться в Иберию. Иоанн послушался видения и, набрав учеников, по благословению настоятеля монастыря отправился в путь.

Он поселился неподалеку от капища языческого идола Зедана, а его ученики разбрелись по всему царству. Один из них, Давид Гареджийский, поселился неподалеку от Тбилиси (Тифлиса), но после конфликта с зороастрийцами ушел в самые глухие и тяжелые для жизни земли, гареджийскую пустыню. Местом жительства святой Давид избрал пещеру, где поселился вместе с учеником Лукианом.

Со временем число учеников Давида росло, они поселялись неподалеку, некоторые избирали для жительства пещеры или расселины, другие вырезали помещения в скале, ведь состояла она из песчаника. К «золотому веку» Грузинского царства, эпохе между правлением Давида IV Строителя и царицы Тамары, на месте некоторых пещер и захоронений построили храмы и монастыри.

Гареджийские монастыри также страдали он нашествий, как и все население Грузии. В 13 веке прошедшие по Грузии турки-сельджуки сократили количество монахов, но монастыри действовали. В 14 веке нашествие монголов также привело к сокращению численности монахов, но не прервало монастырских служб.

В 17 веке во время персидского нашествия под командованием шаха Абасса монастыри комплекса обезлюдели. Часть монахов убежала, других вырезали персы. После этого монастыри пришли в запустение.

В конце 17 – начале 18 веков предпринимались попытки возродить монастырский комплекс, но к концу 19 века он снова обезлюдел. Это произошло из-за появления большого количества светских и духовных школ на территории Грузии, в связи с чем легендарный монастырский комплекс утратил свое значение.

Тем не менее, с начала 21 века в некоторых монастырях комплекса проводят службы. Давидо-Гареджийская Лавра — главная и самая известная часть монастырского комплекса.

После развала Советского Союза между Грузией и Азербайжданом разгорелся спор. Причина спора – монастырский комплекс Давидо-Гареджи, часть которого расположена на территории соседней страны.

Существует предание, что в одном из монастырей комплекса хранился Иерусалимский камень. Святой Давид Гареджийский пошел на поклонение в Иерусалим. Но придя к городу, он настолько переполнился чувствами, что не смог войти внутрь и взял на память три камня, которые лежали у дороги.

В эту же ночь царю Иерусалимскому было видение, что кто-то забрал всю духовную силу города. Он тотчас же отправил солдат на поиски этого человека и они обнаружили Давида. Святой отдал им два камня из трех, а третий унес с собой как величайшую святыню монастырского комплекса.

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Что входит в Давидо Гареджийский монастырский комплекс

Большие размеры не позволяют за один раз осмотреть весь комплекс, ведь он занимает площадь более 10 квадратных километров. Посетив его, вы увидите пещеры и расселины, в которых, по преданиям грузинской церкви, жили подвижники – святой Давид и его ученики.

Также вы увидите строения 7-12 века, в которых жили монахи и проводили церковные службы, где хранили продукты и готовили еду.

Сама Лавра очень интересна с точки зрения архитектуры. Здесь башни, пещеры в скалах. В небольшом Преображенском храме находится могила самого святого Давида — основателя монастыря.

Не менее интересны пещеры комплекса. Чтобы к ним попасть нужно подняться на гору по тропинке правее от входа в лавру. Пещеры расположены непосредственно на границе с Азербайджаном — некоторые буквально на его территории. Стены пещер расписаны фресками. Кроме самих пещер подняться надо ради вида на Азербайджанскую равнину — он действительно впечатляет.

Будте внимательны! Эта местность кишит змеями. Летом стоит быть особенно осторожным.

Лучшее время для посещения Давид-Гареджи — апрель-май. Живность еще не активна, а пустыня уже расцвела. Да и солнце не слишком печет.

Как добраться

Если вы путешествуете самостоятельно, вам необходимо доехать из Тбилиси до города Сагареджо, от него добраться до поселка Удабно. Там можно отдохнуть в кафе «Оазис», которое несколько лет назад открыли поляки.

От поселка с монастырскому комплексу ведет асфальтированная дорога, стоят указатели. Расстояние от поселка до монастырского комплекса — 13 километров. Но помните — это дорога по Гареджийской пустыне. Она довольно утомительна для пешехода.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс  пережил несколько крупных вторжений, повлиявших на историю Грузии. Посетив его, вы увидите легендарные жилища святых отшельников и храмы, которые продолжали службы во время турецкого и монгольского вторжений.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Галерея Понравилась статья? Поделитесь!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

Преподобный Дави́д Гареджийский

Пре­по­доб­ный Да­вид Га­реджий­ский при­шел по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гру­зию из Си­рии в се­ре­дине VI ве­ка вме­сте с пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским в чис­ле его 12 уче­ни­ков.

В пер­вое вре­мя свя­тые от­цы по­се­ли­лись на го­ре Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от Мц­хе­ты. Через 3 го­да пре­по­доб­ный Иоанн разо­слал сво­их спо­движ­ни­ков в раз­ные кон­цы Гру­зии. Пре­по­доб­ный Да­вид со сво­им уче­ни­ком Лу­ки­а­ном по­се­лил­ся в окрест­но­стях Тби­ли­си на го­ре Мта-Цмин­да («Свя­тая Го­ра»).

На­до ска­зать, что са­ма Гру­зия бы­ла кре­ще­на бо­лее чем за 200 лет до это­го свя­той Ни­ной.

Но за всю ис­то­рию Гру­зии она ис­пы­ты­ва­ла силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны Пер­сии. Бы­ло мно­же­ство на­ше­ствий пер­сов, Гру­зия под­вер­га­лась опу­сто­ше­нию, по­жа­рам. Мно­гое вре­мя на­хо­ди­лась в осад­ной за­ви­си­мо­сти от са­мих пер­сов.

Ес­ли сна­ча­ла пер­сы пы­та­лись хри­сти­ан­ство вы­тра­вить ме­чом, то по­том ста­ли дей­ство­вать весь­ма хит­ро. Они ста­ли всю­ду на­саж­дать маз­де­изм, то, что в про­сто­на­ро­дье у нас на­зы­ва­ет­ся ог­не­по­клон­ством. И тем ре­мес­лен­ни­кам, куп­цам ко­то­рые при­ни­ма­ли маз­де­изм, пер­сы да­ва­ли мно­же­ство все­воз­мож­ных льгот.

До­шло до то­го, что ка­пи­ща ог­не­по­клон­ни­ков ста­ли рас­по­ла­гать­ся пря­мо око­ло вхо­дов в хри­сти­ан­ские хра­мы.

По­то­му при­ход от­цов-си­рий­цев в Гру­зию мож­но на­звать вто­рым кре­ще­ни­ем.

Каж­дый чет­верг пре­по­доб­ный спус­кал­ся в го­род и на­став­лял жи­те­лей в ос­но­вах хри­сти­ан­ской ве­ры. Мно­гие жи­те­ли ста­ли воз­вра­щать­ся в ло­но хри­сти­ан­ской Церк­ви. Есте­ствен­но, жре­цам-ог­не­по­клон­ни­кам это не нра­ви­лось, и жре­цы под­ку­пи­ли од­ну пад­шую де­ви­цу, чтобы она окле­ве­та­ла пре­по­доб­но­го, чтобы она на­зва­ла его ви­нов­ни­ком ее гре­ха.

Бу­дучи вы­зван жи­те­ля­ми на суд, пре­по­доб­ный по­до­шел к этой де­ви­це и, кос­нув­шись по­со­хом ее чре­ва, спро­сил: «Я ли твой отец?» Из утро­бы раз­дал­ся го­лос: «Нет», и был на­зван ис­тин­ный ви­нов­ник ее па­де­ния. И по­сле это­го на гла­зах удив­лен­но­го на­ро­да она ро­ди­ла ка­мень.

В па­мять о та­ком див­ном небес­ном за­ступ­ни­че­стве пре­по­доб­ный ис­про­сил у Гос­по­да на той го­ре це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му до сих пор при­бе­га­ют гру­зин­ки в сво­их жен­ских немо­щах.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Да­вид вме­сте с Лу­ки­а­ном по­ки­ну­ли окрест­но­сти Тби­ли­си и уда­ли­лись на юго-во­сток в пу­стын­ную мест­ность Га­реджи. Здесь по­движ­ни­ки ис­ко­па­ли се­бе в го­ре ке­лии и по­се­ли­лись в них. Поз­же око­ло них ста­ли се­лить­ся и дру­гие пу­стын­но­жи­те­ли и об­ра­зо­ва­лась зна­ме­ни­тая Да­ви­до-Га­реджий­ская лав­ра.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Да­вид от­пра­вил­ся для по­кло­не­ния на Свя­тую Зем­лю. И вот, взой­дя на го­ру, с ко­то­рой уже от­кры­вал­ся вид на Свя­той Град, пре­по­доб­ный ска­зал сво­им спут­ни­кам, что он не до­сто­ин сво­и­ми но­га­ми топ­тать те ме­ста, где сту­па­ла но­га Спа­си­те­ля.

Он по­про­сил по­мо­лить­ся за него у Гро­ба Гос­под­ня, а сам с мо­лит­вой взял с зем­ли три кам­ня, по­ло­жил их в ко­том­ку и по­вер­нул об­рат­но. В это вре­мя иеру­са­лим­ско­му Пат­ри­ар­ху явил­ся Ан­гел, ко­то­рый ска­зал, что воз­люб­лен­ный Бо­жий Да­вид за­брал всю бла­го­дать Гро­ба Гос­под­ня, и ве­лел сна­ря­дить ско­ро­хо­да, ко­то­рый за­брал бы у Пре­по­доб­но­го два кам­ня.

Тре­тий же ка­мень пре­по­доб­ный при­нес в свою лав­ру, и он со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Сей­час он хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це но­во­го Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Тби­ли­си.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Да­вид, при­ча­стив­шись Свя­тых Да­ров, 7/20 мая 604 го­да в чет­верг по Воз­не­се­нии. По­это­му па­мять его и со­вер­ша­ет­ся в этот день, а 7/20 мая со­вер­ша­ет­ся па­мять всех 13-ти от­цов-си­рий­цев.

Ис­точ­ник: Пра­во­сла­вие и мир

См. также: «Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства».

Монастырь Давид Гареджи в Грузии: фото и адрес

Грузия — страна с богатой историей. Древние крепости, прекрасные храмы, старинные города и монастыри стали свидетелями многих интересных и важных событий в истории страны.

В Грузии есть множество святых мест, некоторые из которых появились еще в Средневековье. Они привлекают паломников из многих стран. Одним из самых почитаемых в солнечной Грузии монастырей является комплекс, носящий имя Св. Давида Гареджи. Он занимает огромную территорию. Здесь сосредоточено множество монастырей, возраст которых весьма почтенный: их создание относят к VI-XIV векам.

Монастырский комплекс Давид Гаренджи: история

Монастырь был основан в VI веке ассирийскими отцами. Вместе с Иоанном Задазенийским на гору Задазени пришел и поселился Св. Давид. Монахи разошлись в разные стороны. Давид Гареджи выбрал Тбилиси и поселился на горе Мтацминда близ города. До нашего времени сохранилась его пещера и храм.

Спустя некоторое время случился конфликт Давида с тбилисскими зороастрийцами. Он решил переселиться в более глухую, безлюдную местность. Таким местом стпла Гареджийская пустыня, самое трудное для выживания место во всей стране.

Поселившись со своим учеником Лукианом в пещере, Давид Гареджи питался молоком диких оленей и корешками. Как свидетельствует житие Св. Давида, возле самой пещеры был обнаружен и изгнан дракон. С вершины хребта, который высится над пещерой Давида, и сегодня можно увидеть путь отступившего дракона.

Постепенно у Давида появились единомышленники и последователи, которые строили себе пещеры, вырезая их в песчаниковых скалах неподалеку от жилища Давида. Так появился пещерный монастырь Давид Гареджи. В десяти километрах от пещеры Давида был построен монастырь Натлисмцемели. За свою долгую историю обитель неоднократно подвергалась вражеским нашествиям. Шах Аббас в 1625 году убил всех монахов, и монастырь прекратил свое существование.

Монастырь в советское время

О нем вспомнили случайно в годы правления Л. И. Брежнева. В монастырь приехала Медея Мизвришвили, в то время уполномоченная по делам Кахетии. В Удабно на тот момент проживали азербайджанцы. С ними возник этнический конфликт, который дошел до стрельбы по Мизвришвили. Медея пожаловалась всемогущему Шеварднадзе, и против азербайджанцев были приняты карательные меры: их переселили из Удабно в поселок сванов, где они и живут по сей день.

Стараниями Мизвришвили до монастыря была проложена асфальтовая дорога, которая хорошо сохранилась и сегодня. В то же время здесь построили несколько домиков и провели электричество.

Достопримечательности

Монастырь Давид Гареджи состоит из сотни помещений, высеченных в скалах, – келий, храмов, комнат, складов. Уникальный пещерный комплекс расположен в Гаре Кахети. Его протяженность - 25 км по полупустынным склонам Гареджийского кряжа.

В наши дни в Гареджийской пустыне находится девять крупных комплексов, которые по-разному сохранились. Для того чтобы осмотреть их все, потребуется немало времени. Интерес туристов вызывают:

  • Мохатули;
  • Лавра Давида;
  • Цамебули;
  • монастырь Тетри-Удабно;
  • Натлис-Мтцемели;
  • монастырь Натлисмцемели.

С некоторыми из этих памятников мы познакомим вас подробнее. Но вначале хотим дать совет. Давид Гареджи — монастырь действующий, поэтому в шортах и без косынки приходить сюда нельзя. Намоленная веками и умиротворенная атмосфера создает неповторимые ощущения. Покой и звенящую тишину нарушают здесь лишь одинокие возгласы путешественников.

Лавра Св. Давида

Одним из главных монастырей комплекса является Лавра. Эта древняя обитель представляет собой вырезанные, а точнее выдолбленные, в скальной породе кельи монахов. Глядя на очень плотную породу, задаешься вопросом: «Скольких трудов стоило людям создать эти помещения?»

С высоты птичьего полета видно, что Лавра по форме напоминает огромный крест. В Лавре Св. Давида хранятся мощи Давида Гареджийского. По некоторым данным, здесь же хранится и прах ученика Давида — святого Додо. Документальных подтверждений этой версии нет, и место его захоронения не найдено.

В Лавре имеются две часовни, которые расположены на холме. Отсюда открываются великолепные виды на окрестности. Виден и соседний Азербайджан. В VI веке, после кончины Давида Гареджийского, были возведены монастырские комплексы Натлисмцемели и Додос Рка. В IX веке в Давид Гареджи (Грузия) святой Илларион Картвели построил новые храмы и достроил главную церковь Лавры.

Источник

По мнению исследователей, строительство монастыря в столь сложном для проживания месте обусловлено наличием источника. Это единственное место, где можно набрать воду. Кроме него, на многие километры в этой местности нет никакой влаги.

Если вы посетите экскурсию в этот удивительный комплекс, то гид обязательно обратит ваше внимание на борозды, проделанные в скалах. Во время дождя вода стекала по ним и накапливалась в специальном резервуаре.

Монастырь Натлисмцемели

Это действующая обитель, которая разительно отличается от Лавры. Сюда нельзя попасть на автобусе. Сложную дорогу осилит лишь хороший внедорожник. Туристов здесь бывает очень мало. Чтобы попасть в этот монастырь, необходимо, не доезжая пять километров до Лавры, свернуть направо у указателя и проехать еще четыре километра.

Если вы приехали на машине, то ее необходимо оставить у ворот. Этот монастырь составляют пещеры в скалах. Как правило, в них туристов не пускают. Кроме того, здесь расположен пещерный храм Иоанна Крестителя и каменная башня над скалами. К ней ведет тропа. Чтобы попасть в башню, необходимо пройти через небольшую пещеру. Внутри всегда темно и сыро. Ее населяют множество летучих мышей. Возле этого строения есть ход вниз, ведущий к монастырским пещерам, но пользоваться им разрешено не всем.

Если по тропинке пройти влево от монастыря, то вы сможете увидеть несколько водосборников и еще одну небольшую пещеру. В ней жил монах Серапион. Он был похоронен в главном храме, а его бывшая пещера считается очень почитаемым местом.

Святыня обители

В монастыре Давид Гареджи долгое время хранилась одна из величайших святынь Грузии. Это камень, который Св. Давид принес из паломничества в Иерусалим. Дойдя до Святого города, Давид испытал сильный трепет, не позволивший ему войти в него. Он поднял с земли три камня и пошёл обратно.

В ту же ночь правитель Иерусалима увидел сон, из которого следовало, что кто-то забрал духовную силу города. Солдатам приказали догнать Давида и забрать у него камни. Они забрали только два, а третий Давиду удалось спрятать. Его-то он и принёс в Грузию. В Давид Гареджи его сегодня привозят лишь на торжественные церемонии. А хранится камень, являющийся третью духовной мощи Святого города, в Тбилиси, в Сионском соборе.

Экскурсия в Давид Гареджи

Такие однодневные туры организуются в Тбилиси. Продолжительность – около 10 часов. Посетить Давид Гаренджи можно в составе экскурсионной группы до 45 человек. Стоимость (для одного человека) - 45 долларов.

Почему стоит посетить монастырь?

Действующий ныне монастырский комплекс Давид Гареджи – это яркий образец истории и строительного искусства. Он поражает своими масштабами и величием. В пустыни Давида всего было выдолблено почти пять тысяч келий и церквей руками отшельников. Гареджийский комплекс особенный, ведь его протяженность на Гареджийском кряже - более 25 км.

Монастырь занимает достойное место среди многочисленных памятников культуры феодальной эпохи Грузии. Кроме удивительных каменных строений, он славится прекрасными пейзажами, поэтому у каждого туриста после посещения остается масса великолепных фото.

Путь в монастырь

Многих путешественников манит Давид Гареджи. Как добраться сюда? Из Тбилиси можно воспользоваться маршрутным такси до Рустави или Гардабани. Дальше следует нанять такси, которое доставит вас до пункта назначения. Ближайший населенный пункт — Сагареджо, поэтому можно вызвать такси отсюда. В теплое время года в монастырь можно приехать на экскурсионном автобусе.

Давид-Гареджа — Википедия

Дави́д-Гаре́джа[1], Дави́д Гаре́джа[2] (груз. დავითგარეჯის სამონასტრო კომპლექსი, азерб. Keşikçidağ) — комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Комплекс условно делится на две части: одна часть расположена на территории Агстафинского района (Азербайджанская Республика, в 75 км от центра района), а другая – на территории района Сагареджо (Республика Грузия).

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.

Основание монастыря церковная традиция приписывает началу VI в, когда сирийский монах Давид, один из 13 сирийских отцов, поселился в естественной пещере местности Гареджа на территории древней Кахетии. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Сведения о Давиде Гареджийском и Лукиане содержатся в «Житии Давида», которое было составлено вскоре после его кончины[3].

Проповеди Давида привлекли к нему представителя кахетинского княжеского рода, который стал учеником Давида, известным как Додо Гареджийский, который основал монастырь Додос Рка (ветвь Додо), посвященный Богородице[4]. После смерти Давида Гареджи, местный правитель (эристави) Рустави Бубакар построил храм, который стал усыпальницей Давида и Лукиана[5].

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

Во времена правления царицы Тамары (1184-1207) комплекс находился под влиянием грузинской церкви.[6]

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I.

Осенью 1921 года в монастырском комплексе «Давид Гареджи» грузинскими исследователями были проведены работы с целью изучения данной территории.[7]

Согласно распоряжению президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 2007 года комплекс пещер, охватывающий часть цикла Кешикчидаг на территории Агстафинского района Азербайджанской Республики, был объявлен государственным историко-культурным заповедником «Кешикчидаг» Азербайджанской Республики[8][9] Здесь имеется 70 пещер, 2 храма, крепость в три этажа (высота 11 м), место поклонения, около 100 могил курганного типа, 23 колодца, 14 продовольственных амбаров, около 30 убежищ.[10][11] После создания заповедника, сюда была направлена экспедиция Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана. Было обнаружено, что замок Кешикчи был первоначально построен для обороны в эпоху средневековья. Данная территория являлась древним албанским жилищем. История формирования природных пещер датируется первыми веками нашей эры, в то время, как искусственные пещеры появились приблизительно в VIII-XV века.[10]

22 мая 2019 года было принято решение о начале строительных работ на территории заповедника с целью установления современной инфраструктуры под руководством Научно-исследовательского института под названием «Azerbarpa».[12]

Гора и монастырь Давид-Гареджа, изображенные на карте 1723 года Гийомом де Лиле и Сулханом Сабой Орбелиани

По подсчётам, в монастырях Давид-Гареджи в большом количестве имеются надписи: грузинские, до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), а также уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском.[13]. Заслуживают внимания росписи седьмой церкви Саберееби в Давид-Гаредже, датируемые IX—X вв., в которой изображения сопровождают надписи на армянском, греческом и грузинском языках. В монастыре Удабно имеется ещё одна уникальная тетралингва, датированная 1352 годом, которая выполнена на грузинском, армянском, персидском и уйгурском языках[14]. Присутствием армян в монастыре объясняется и нетрадиционный мотив иконографии «Распятия», вызванный, видимо, полемикой армян-халкидонитов с представителями традиционной Армянской апостольской церкви[15].

В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана, он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года[16]. Согласно заместителю министра иностранных дел Грузии Георгию Манджгаладзе, Грузия желала бы разменять эту территорию в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для Грузии[17]. Баку отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот[18]. В ноябре 2006 года заместитель министра иностранных дел Азербайджана отметил, что «территориальным обменам нет места. Мы не обсуждаем этот вопрос»[17]. Данные споры получили в азербайджанской прессе соответствующую идеологическую поддержку. В частности, в одной из статей утверждается, что эти территории были обжиты албанцами и лишь с XI века сюда «начали приходить грузины», причем хорошо известные фрески монастыря Бертубани, созданные в XIII веке, объявляются произведениями XIX века[19].

В ходе своего визита в Азербайджан 27 февраля 2019 года президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила о важности делимитации границы[20].

Министр иностранных дел Грузии обратил внимание на оживление работы межправительственной комиссии по делимитации государственной границы с Азербайджаном: «66 % периметра границы согласовано на уровне государственных комиссий по делимитации, и ведутся переговоры по согласованию остальных сегментов».

14 мая 2019 года в Баку заместители министров иностранных дел Азербайджана — Халаф Халафов — и Грузии — Лаша Дарсалия — обменялись мнениями о делимитации государственной границы между двумя странами, договорились о завершении процесса в скором времени[21].

В 2019 году учёный совет Института истории Национальной академии наук Азербайджана, в ответ на заявления ряда грузинских чиновников, заявил, что монастырь Давида Гареджи является историческим албанским памятником и расположен на исторических землях Азербайджана. В заявлении отмечается, что «азербайджанский народ является историческим наследником древнего Азербайджанского Албанского государства»[22] (подробнее о позиции азербайджанской историографии см. Ревизионистские концепции в азербайджанской историографии), а город Тбилиси находился не в Иберии, а в Албании:

Азербайджанский народ является одной из древнейших этнических групп Южного Кавказа, в том числе современной Восточной и Южной Грузии… Современный город Тбилиси, располагающаяся в его западной части Албанская равнина и прилегающие к ней районы находились не в пределах границ Иберии, а под управлением скифов и саков, а затем — в составе государства Албания… Территория, на которую вы претендуете, была частью земель государства Албании, а позже Тифлисского эмирата. За период 300-летнего существования Тифлисского эмирата азербайджанский народ создал здесь богатейшую культуру. Сотни выдающихся учёных творили под псевдонимом «Тифлиси».

Комментируя территориальный спор вокруг монастыря Давид-Гареджа, директор Института истории АН Азербайджана Ягуб Махмудов заявил, что «…Кешикчидаг (Давид Гареджи) и Восточная Грузия — исконные азербайджанские земли. Тифлис — древний азербайджанский город»[23].

После обретения независимости Азербайджаном и Грузией были созданы соответствующие государственные комиссии по делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами, и к настоящему времени было проведено 11 заседаний комиссии. В рамках этого процесса была достигнута договоренность о делимитации большей части 480-километровой азербайджано-грузинской границы. В настоящее время специалистами ведутся работы на 166-километровом участке.

Депутаты обеих стран выразили поддержку урегулированию храма Давид Гареджи (Кешикчидаг) на уровне соответствующих государственных комиссий по делимитации и демаркации государственной границы[24].

В середине апреля 2019 года азербайджанские пограничники вновь перекрыли дорогу к монастырю Удабно, установив возле него запрещающие передвижение знаки, запретили туда входить духовенству, верующим и туристам. В связи с этим глава администрации президента Грузии Лаша Жвания заявил: «Очень печально, когда такие факты происходят на Пасху. Они говорят о том, что вопрос делимитации границы между нашими странами очень важен». После переговоров между министерствами иностранных дел Грузии и Азербайджана пограничники снова открыли путь к монастырю Удабно[25].

14 июля азербайджанские пограничники вынесли иконы из монастырей Удабно и Воскресения, из-за чего произошло противостояние между ними и местными жителями. После этого азербайджанские пограничники закрыли дороги, ведущие к монастырям. Однако вскоре проблема была урегулирована[26][27].

В конце августа 2019 года дорога к грузинскому монастырю Удабно в монастырском комплексе Давид-Гареджи вновь оказалось закрытой. Грузинские пограничники из-за позиции азербайджанской стороны запретили и заблокировали посещение этих мест духовным лицам, пастве и туристам. В связи с этим мэр Тбилиси Каладзе выразил надежду: «Министерства внутренних дел и иностранных дел, все ответственные органы работают по вопросу Давид-Гареджи. Проходят встречи и переговоры. Проблема, которая беспокоит нас всех, будет урегулирована. Азербайджан является стратегическим партнером, мы вместе осуществляем много важных проектов и эту проблему обязательно решим»[27].

В середине 2019 года глава МИД Грузии сделал заявление об спорном монастырском комплексе «Надеемся, вопрос «Кешикчидаг» будет решен в рамках стратегического партнерства между Грузией и Азербайджаном. В настоящее время соответствующая комиссия продолжает свою деятельность»[28].

Территориальные разногласия Грузии с соседними странами

  1. ↑ Давид-Гареджа / П. С. Павлинов // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 216. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
  2. ↑ Географический энциклопедический словарь: географические названия / Под ред. А. Ф. Трёшникова. — 2-е изд., доп. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 142. — 210 000 экз. — ISBN 5-85270-057-6.
  3. ↑ Давид и Лукиан Гареджийские // Православная энциклопедия
  4. ↑ Додо Гареджийский // Православная энциклопедия
  5. ↑ "Languages and Cultures of Eastern Christianity: Georgian" ed. Stephen H. Rapp, Paul Crego. Routledge, 2018 ISBN 1351923269, 9781351923262
  6. ↑ Депутаты подняли в парламенте Азербайджана вопрос о Кешикчидаг - (рус.) (17 мая 2019). Дата обращения 24 мая 2019.
  7. ↑ Комплекс пещерных храмов «Кешикчидаг» (неопр.). cyberleninka.ru. Дата обращения 24 мая 2019.
  8. ↑ Текст распоряжения президента Азербайджанской Республики Ильхама алиева от 2007 года
  9. PROMOTE. Государственный Культурно-Исторический заповедник "Кешикчидаг" (комплекс пещер) • Азербайджан 360° (неопр.). Azerbaijan 360. Дата обращения 24 мая 2019.
  10. 1 2 Sputnik. К вопросу Кешикчидага: Азербайджан готов завершить делимитацию границы с Грузией (рус.). Sputnik Азербайджан. Дата обращения 24 мая 2019.
  11. ↑ Page 284 - (неопр.). heydar-aliyev-foundation.org. Дата обращения 24 мая 2019.
  12. ↑ На территории Кешикчидаг будут проведены строительные работы (рус.). fan.az. Дата обращения 24 мая 2019.
  13. Л. М. Меликсет-Бек / Эпиграфика Востока , Том 8 / Изд-во Академии наук СССР, 1953 стр.56

    По подсчетам Л. Меликсет-Бека, в Гареджа имеются надписи: «В большом количестве грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), наконец, уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском»

  14. П.М. Мурадян. Армянская эпиграфика Грузии: Картли и Кахети (рус.). — Ереван: АН АрмССР, 1985. — С. 181, 196.
  15. А.М. Лидов. Искусство армян-халкедонитов (рус.) : Историко-филологический журнал. — Ереван: АН АрмССР, 1990. — № № 1. — С. 75—87. — ISSN 0135-0536. Архивировано 14 октября 2017 года.
  16. Mainville M. Ancient monastery starts modern-day feud in Caucasus (неопр.). Middle East Times (3 мая 2007). Дата обращения 23 июня 2007. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  17. 1 2 Petriashvili D., Ismayilov R. Georgia, Azerbaijan Debate Control of Ancient Monastery's Territory (неопр.) (недоступная ссылка). Eurasia.Net (3 ноября 2006). Дата обращения 23 июня 2007. Архивировано 7 июня 2007 года.
  18. Abbasov I., Akhvlediani D. Monastery Divides Georgia and Azerbaijan (неопр.). Institute for War and Peace Reporting (29 марта 2007). Дата обращения 23 июня 2007.
  19. Мустафа И. Албанское чудо на территории Азербайджана (неопр.). Sputnik Азербайджан (15 декабря 2016).
  20. ↑ Главная цель визита Зурабишвили в Баку - новая система коммуникаций между властями (неопр.). Sputnik Азербайджан. Дата обращения 24 мая 2019.
  21. ↑ В Баку проходит встреча по вопросу делимитации азербайджано-грузинской госграницы (неопр.). ИА Репорт. Дата обращения 24 мая 2019.
  22. ↑ НАНА: Территориальные притязания к Азербайджану не имеют никакой научно-исторической основы (неопр.). Информационное агентство Репорт. Дата обращения 19 мая 2019.
  23. ↑ Академик Ягуб Махмудов: Тифлис — древний азербайджанский город. Инфотека 24, 22.07.2019.
  24. ↑ Делимитация грузино-азербайджанской границы (неопр.).
  25. ↑ Спор о границе Грузии и Азербайджана спровоцировал конфликт у монастыря Удабно (неопр.). Кавказский узел. Дата обращения 21 августа 2019.
  26. ↑ Инцидент на грузино-азербайджанской границе: из Давид-Гареджи вынесли иконы (неопр.). Sputnik Грузия. Дата обращения 2 сентября 2019.
  27. 1 2 Дорога к монастырю Удабно все еще закрыта – ситуация в Давид-Гареджи (неопр.). Sputnik Грузия. Дата обращения 2 сентября 2019.
  28. ↑ Глава МИД Грузии сделал заявление о монастырском комплексе "Кешикчидаг" | Информационный портал Москва-Баку (неопр.). moscow-baku.ru. Дата обращения 24 декабря 2019.

Официальная страница

Давид-Гареджи (часть первая) - По чуть-чуть о многом... — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Икона Давида Гареджийского

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и приумножить семейное счастье каждого, кто искренне попросит об этом.

Святой Давид жил вблизи Тбилиси в 6 веке. Мужчина проповедовал христианское учение и говорил о нем с такой любовью и смирением, что люди начали прислушиваться к святому и обращаться в православную веру. Деяния Давида вызвали гнев язычников-огнепоклонников. Решив разделаться с христианином, они подкупили гулящую девицу, чтобы она признала в святом отца своего будущего ребенка.

Христианский проповедник предстал перед судом, защищая свою невиновность. Подойдя к женщине, он коснулся ее живота своим посохом и спросил: «Я ли отец твой?»

И тут Господь явил чудо справедливости и правосудия. Из чрева раздался голос нерожденного ребенка: «Нет, не ты мой отец». Женщина была посрамлена, а настоящий отец дитя предстал перед судом. Святой же в память о справедливости Господа молил о целебном роднике в горах. И такой родник был дан: его вода начала исцелять женские болезни и бесплодие.

Где находится чудотворный образ

Икона Давида Гареджийского в настоящий момент находится в храме Живоначальной Троицы на Грязех в городе Москве.

Описание иконы

Наиболее известная икона святого изображает Давида Гареджийского почтенным старцем. Одной рукой святой благословляет каждого, кто подходит к образу с молитвой, а в другой держит камень, символизирующий крепость и нерушимость православной веры.

В чем помогает чудотворный образ

Преподобному Давиду Гареджийскому в первую очередь молятся женщины. Святой считается покровителем нерожденных детей и будущих матерей: его просят исцелить бесплодие и женские болезни. Известно множество случаев чудесного исцеления безнадежных, казалось бы, ситуаций.

К примеру, в семье одного священника долгое время не было детей. Батюшка и матушка безуспешно молили святых долгие годы. Оказавшись проездом в Москве, священник побывал на водосвятном молебне Давиду Гареджийскому и привез своей жене бутылку с этой водой. Через 9 месяцев у них родился сын, а еще через два года — дочь.

Молитвы иконе преподобного Давида

«Преподобный отче Давиде, угодник Божий, проповедник и справедливого суда не убоявшийся! Смиренно молю тебя: упроси Господа нашего Иисуса Христа даровать мне счастье продолжить род человеческий. Святой отче, исцели боль мою и яви чудо твоего покровительства. Аминь».

Эту молитву нужно читать дома, перед иконой святого Давида.

«Святой Давид, горный проповедник, Божий угодниче, надежду дарующий, в слезах молю тебя: исцели болезни мои телесные и душевные, упроси Господа нашего простить прегрешения мои и одарить своею благодатью, дабы продолжился род мой и радость пришла в нашу семью с появлением благословенного дитя. Аминь»

Эту молитву можно читать как в церкви, так и дома. Настроиться на молитвенное правило и прийти в нужное состояние вам поможет пламя церковной свечи.

Как выглядит образ преподобного Давида

Помимо канонического образа святого Давида Гареджийского достаточно распространена икона старца, на которой он изображен с младенцем на руках.

Этот образ символизирует помощь преподобного проповедника в исцелении женского недуга бесплодия.

Защитить свою семью от недугов и очистить душу и тело от болезней и недугов вам помогут молитвы о здравии. Мы желаем вам семейного счастья и здоровья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона прп. Давида Гареджийского с частицей его мощей

Подробности
Опубликовано 04.06.2011 23:58

Прп. Давид Гареджийский – великий грузинский подвижник VI века. Но почему же он почитается и у нас, в России?

Этот святой имеет от Бога удивительную благодать помогать женщинам в их немощах и недугах, связанных с чадородием. По молитвам к нему и в наше время многие женщины получают благодатную помощь; в семьях, уже отчаявшихся иметь ребенка, рождаются дети...

Именно поэтому в нашем храме регулярно совершаются молебны Преподобному, и на них приходят люди как и помолиться перед родами, о даровании ребенка или об исцелении от недуга, так и поблагодарить за получение просимого.

См. также: архиерейский молебен.

 

Краткое житие

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Прп. Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях г. Тбилиси на горе Мта-Цминда (“Святая Гора”).

Каждый четверг Преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подговорили одну обольщенную девицу свалить на него вину ее позора. Будучи вызван жителями на суд, Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», --- и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. В память об таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого прп. Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. В последующем около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская Лавра.

Незадолго до своей кончины прп. Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, Преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя. Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня. Третий камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси.

Скончался прп. Давид, причастившись Св. Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Иконы Преподобного в нашем храме

В нашем храме имеются две иконы прп.Давида Гареджийского. Одна из них, с частицей мощей, хранится в алтаре и выносится оттуда только на время молебнов Преподобному. Вторая икона, с житийными клеймами, размещена в большом резном киоте в самом храме у левой стены.

История почитания прп.Давида Гареджийского в нашем храме

Прочитать воспоминания прот.Иоанна Каледы можно здесь.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, гл.4

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, гл 8

От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

  • < Назад
  • Вперёд >

Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Святой Давид Гареджийский с глубоким уважением почитается православными верующими в Грузии. Но с недавних пор об этом святом узнали и в России, в связи с многочисленными случаями помощи святого женщинам в их неспособности к зачатию.

Житие преподобного

О месте и дате рождения Давида Гареджийского ничего не известно. Возможно, это связано с тем, что в юные годы он оставил свою прежнюю мирскую жизнь, родителей и родственников ради иноческого подвига. Давид пришёл из Сирии (некоторые считают, что из Каппадокии) вместе с другими 120 монахами под предводительством преподобного Иоанна Зедазнийского.

Преподобный Давид Гареджийский

Путь к святости

По преданию, Иоанн получил от Божией Матери откровение, в котором она призывала святого отправиться со своими учениками в Иверию для дальнейшего распространения Христового учения. Иоанн выбрал по жребию 13 иноков, положившись на волю Божию, и они пошли в путь. Прибыв в столицу страны, город Мцхету, святой отец дал своим ученикам наставления и велел отправляться в другие места, чтобы нести Слово Божие людям.

Проповедническая деятельность

Давид избрал для своей проповеднической миссии город Тифлис. Он выбрал местом своего жительства убогую пещеру на горе Мтацминда, где поселился с учеником Лукианом.

Жизнеописания других святых:

По четвергам преподобный Давид спускался в город, чтобы проповедовать местным жителям Евангелие. Это вызвало недовольство жрецов-огнепоклонников. Они уговорили одну беременную женщину за деньги оклеветать монаха. Когда Давид пришёл на суд, его обвинили в порочных связях с девицей, из-за чего та оказалась в своём постыдном положении. Святой, дотронувшись своим посохом до живота беременной, спросил он ли отец ребёнка. Из утробы прозвучал ответ «Нет» и был назван настоящий отец.

По легенде, клеветница в тот же час на глазах изумлённой толпы родила камень. Так монах продемонстрировал всем величие Господне и был оправдан.

Тогда Давид испросил у Всевышнего, чтобы на горе той забил источник. Вода из него до сегодняшнего дня исцеляет женские недуги.

После этого случая иноки решили уйти подальше от города. Они пришли в пустынное скалистое место под названием Гареджи. В каменных утёсах отшельники вырубили для себя кельи, где неустанно продолжали молиться и терпеть все трудности, связанные с отсутствием питьевой воды и пищи.

Житийная икона святого Давида Гареджийского

Давид и Лукиан питались травой и кореньями, пили дождевую воду. Однажды, когда растения высохли от палящего зноя, Лукиан обратился к своему учителю с вопросом, как же им поддерживать силы своих бренных тел, если пищи совсем не осталось. На это Давид ответил, что Бог позаботиться о том, чтобы они нашли для себя пропитание в этих пустынных землях. И, на удивление Лукиана, откуда-то прибежали олени с оленятами и покорно остановились у их обители. Монах смог надоить целый сосуд молока. С тех пор животные время от времени появлялись снова и отшельники имели возможность насытиться.

Читайте также похожие статьи:

Со временем к кельям Давида и Лукиана стали приходить другие отшельники и селиться рядом. Так возникла известная Давидо-Гареджийская лавра.

Окончание земного пути

Предания свидетельствуют, что предчувствуя свою скорую смерть, Давид захотел совершить паломничество на Святую Землю. В сопровождении своих учеников он дошёл до места назначения, но отказался ступать на землю, по которой ходил Господь. Попросив спутников помолиться за него и идти дальше, Давид остался. Он взял три камня и развернулся обратно. Иерусалимский Патриарх в это время увидел во сне Ангела, который сказал, что с этой земли раб Божий Давид унёс всю Божию благодать. Вслед за преподобным старцем снарядили гонца, который забрал два камня и обо всём рассказал монаху.

Вскоре Давид преставился. Известна лишь дата смерти святого преподобного Давида Гареджийского. Он умер в 604 году 20 мая. Это случилось в четверг по Вознесении. С тех пор память святого принято чтить в этот день.

Важно! По новому стилю память святого почитается 12 июня.

Чудеса и помощь

Святой Давид известен своими чудесами исцеления женского бесплодия. Так, по словам одного из священников Тушинского храма, бывший староста храма, Олег Васильевич Шведов был очень большим поклонником грузинских святынь. Он как раз и организовал почитание святого Давида, как помощника в вопросах женского здоровья.

Икона Давида Гареджийского

Однажды, за праздничным столом в честь дня ангела одного из священнослужителей, всплыла любопытная история. Жена отца Владимира, служившего при храме, рассказала, как она рожала шестого ребёнка в 43 года. На протяжении всей беременности она и её супруг молились Давиду Гареджийскому, чтобы ребёнок родился здоровым.

В родильном отделении матушка пила воду, привезённую отцом Владимиром с молебнов святому. Эту же воду она давала и своим соседкам по палате. Женщины из их палаты гораздо быстрей возвращались с больничной койки домой. А вскоре и сама матушка благополучно родила.

Сам Олег Васильевич поведал историю другого батюшки, в семье которого после рождения первенца 18 лет не было детей. Шведов как раз на тот момент вернулся из Тбилиси и привёз с собой воду из целебного источника горы Мтацминда. Он без особых разъяснений вручил её батюшке и сказал, что все женщины в Грузии пьют эту воду. Через девять месяцев в семье отца Вячеслава родился ребёнок.

Ещё интересные статьи о православии:

И таких примеров, когда врачи не давали абсолютно никаких надежд, люди обзаводились детьми.

Важно! Начиная с 90-х годов, святой Давид Гареджийский стал верным помощником русских женщин, которые приходили к нему за помощью в своих проблемах, связанных с чадородием. До этого о нём мало знали в России.

Почитание святого

Давид Гареджийский считается одним из первых основателей грузинского монашества. В VI веке Грузинская ПЦ причислила Давида и Лукиана к лику святых.

Покоится тело преподобного Давида в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. В Грузии не принято обретать мощи святых, поэтому они покоятся в гробницах. Небольшая частица мощей была взята в 2000 году, когда гробницу открыли с целью убедиться в неприкосновенности останков святого.

Обитель, которую основал при жизни монах, продолжает действовать, несмотря на все тяготы, выпавшие на её долю за многие века. А святой помогает людям обретать душевный покой и получать благодать Господа через молитву.

Преподобный Давид Гареджийский

У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО)

Через два века после святой равноапостольной Нины, просветившей древнюю Иверию светом Христовой веры, в Грузию пришли тринадцать сирийских монахов во главе с Иоанном Зедазнийским. Среди них был и Давид, основатель древнейшей обители комплекса Давидгареджа, включающего в себя два десятка монастырей.

Комплекс находится в 65 километрах от Тбилиси, в пустынной местности Гаре Кахети, на границе с Азербайджаном. На часть монастырской территории с 1991 года претендует Азербайджан — один из монастырей комплекса, Удабно, находится на южном склоне годы, по которой проходит граница Грузии и Азербайджана.

В одной из здешних естественных пещер и поселился монах Давид.

Лавра преподобного Давида остается крупнейшим и центральным монастырем комплекса.

Несколько столетий спустя, в IX веке, Иларион Картвели построит южнее лавры преподобного Давида келью, церковь и трапезную, а также перестроит сооруженный святым основателем монастыря храм. В дальнейшем эту церковь, освященную в честь праздника Преображения Господня, благоустроил сын святого царя Давида Строителя Дмитрия. Он также известен как автор шедевра грузинской средневековой гимнографии — песнопения «Ты еси лоза виноградная».

Комплекс несколько раз подвергался разрушениям. В XI веке на него напали турки-сельджуки. После этого он был восстановлен, Лавра расширилась, были созданы еще три монастыря — Удабно, Бертубани и Чичхитури. Обитель становится крупнейшим культурно-просветительным центром Грузии, здесь действует самая известная грузинская средневековая школа живописи — гареджийская.

Годы расцвета Давидгареджи долгими не были: в XIII монастыри вновь разграблены монголами, в XIV — афганцами. В начале XV века пустынь была разорена Тамерланом.

В 1615 монастырь вновь был разорен — на этот раз персидским шахом Аббасом. Его воинами были в одну ночь убиты шестьсот монахов, собранных по всей пустыне.

В 1690 году настоятелем монастыря становится Онуфрий Мачутадзе — при нем в следующие четыре десятилетия восстанавливается Лавра, ведется активное строительство, возвращены монастырские земли.

Но в XVIII веке продолжаются набеги на обители, и ко второй половине XIX века монашеская жизнь сохраняется только в монастыре Натлисмцемели.

 

Вокруг монастыря строится гостевой дом и кельи для трудников

Монастырские кельи были вырублены в гладких скалах. Сейчас туристы встречаются на них гораздо чаще, чем монахи

Крепостные стены и ворота монастыря были построены при Онуфрии Мачутадзе

Трапезные и другие постройки относятся к тому же периоду

Старогрузинские буквы существенно отличаются от современного грузинского алфавита

Кельи построены при Иларионе Картвели. Монахи там живут и сегодня

Храм Преображения Господня

Игуменский корпус

Террасный двор монастыря. Также построен при Иларионе Картвели

 

Возле кельи

Звонница

Резервуары для воды также построены при Иларионе Картвели

Могила святого Додо, ученика преподобного Давида Гареджийского

Паломники молятся перед гробницей преподобного Давида в Преображенской церкви

Согласно преданию, преподобный Давид по своему смирению не стал входить во Святой Град Иерусалим, а лишь подобрал три камушка на дороге неподалеку от него. В тот же момент Иерусалимскому патриарху явился ангел и сказал, что этот монах унес всю благодать Иерусалима. Монаха Давида догнали гонцы от Патриарха и упросили вернуть два камня. Последний камень преподобный Давид принес в Грузию

Гробница преподобного Давида

Матушка Мария Ильяшенко

Храм Преображения — поклонный крест. Протоиерей Александр Ильяшенко

Иконостас храма Преображения: преподобный Давид, Богородица. Праздничный ряд иконостаса

Крест

Фрагменты креста

Фрагменты креста

Гробница

Тайная Вечеря

Иконостас: Спаситель, Преображение Господне

Икона преподобного Давида

Икона «Слава Грузии» — все грузинские святые вокруг Животворящего столба над могилой святой Сидонии с Хитоном Господним

Отец Александр Ильяшенко и паломница Елена готовятся к молебну преподобному Давиду

Молебен

 

 

Протоиерей Александр и матушка Мария Ильяшенко

Здесь были убиты шестьсот монахов воинами шаха Аббаса

Архимандрит Иларион

 

 

 

Читайте также:

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)

Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)


Смотрите также

Описание: