Бжрк красноярск где находится


База хранения элементов БЖРК: feelek — LiveJournal

Прошлым летом я побывал в заброшенной военной части, где когда-то базировался Боевой железнодорожный ракетный комплекс. В этом году захотелось съездить сюда еще раз, но уже в отдаленную часть военного городка, где находились депо БЖРК. Оказалось, что интересного с каждым годом становится все меньше - заброшенные здания разбирают довольно быстро. Еще год назад на въезде сюда стояли ворота и кругом оставалось еще много колючки.

1. Недалеко от въезда на территорию части стоит такое вот интересное сооружение. Прямо арт-объект выставки современного искусства.

2. Зданий на территории становится все меньше. Их постоянно кто-нибудь разбирает. Оказывается все здесь подлежит демонтажу, администрацией района проводился тендер, который выиграла одна из организаций. Но как говорят, подрядчики постоянно меняются, поскольку выгоды практически никакой нет.

3. Зато с радостью помогают частники. Вывозят все, что только можно. Внутри одного из административных зданий части.

4. Часть относилась к 36-й Венской Гвардейской Краснознаменной Ракетной Дивизии. 13 марта 2003 года дивизия была снята с боевого дежурства и расформирована.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Башня по всей видимости предназначалась для нагрева воды.

12. Внутри.

13. Вид сверху. На горизонте была труба, на которую я лазил прошлым летом.

14. Вдоль поваленных столбов с колючкой еще видны останки железнодорожных путей.

15. Расхитители.

16. Сооружение, находящееся недалеко от КПП.

17. Еще одно оборонительное сооружение.

18.

19. В одном из зданий оказалось почти жилое помещение. Скорее всего здесь ночевали рабочие-мародеры.

20.

21.

22. Недостроенное депо для БЖРК.

23.

24. Еще одно депо.

25.

26.

27.

Заброшенная база хранения элементов БЖРК: feelek — LiveJournal

Эту заброшенную часть я уже показывал сверху. Теперь настало время для того, чтобы погулять по бункерам и узнать для чего все это было нужно.

1. Кое-где по периметру еще осталась колючая проволока. А на КПП висит грозная табличка "СТОЙ, СТРЕЛЯЮТ! Проход и проезд запрещен!"

2. Но все ценное отсюда давно вывезли. Сейчас разбирают кирпичи с некогда грозных строений.

3. Вы наверное слышали о том, что существуют поезда, на которых размещены стратегические ракеты межконтинентального класса? Так вот, еще лет 10 назад эти самые ракеты размещались именно здесь. А сам поезд назывался БЖРК (Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс).

4. Под такими холмиками, поросшими лесом хранились ракеты.

5. Заходим в один из бункеров.

6. По всей видимости вентиляционная шахта.

7. Место хранения ракеты межконтинентального класса.

8.

9. Мрачные подземные коридоры...

10. По соседству стоит аналогичный бункер.

11. Нижние этажи почти везде затоплены.

12. В каждом бункере несколько уровней, на каждом из которых находятся различные помещения. В большинстве из них пусто, поэтому трудно догадаться что же там должно быть.

13.

14. Вентилляционная.

15. Входы в некоторые из них выглядят так.

16. Или вот так.

17. В одном из коридоров нашли оставленные пилотки и фуражки

18.

19.

20.

21. Кроме бункеров с ракетами здесь базировалось и обслуживалось довольно много другой военной техники.

22.

23. Остатки помещений ремонтно-технической базы.

24. Судя по огромной весовой нагрузке крана, который здесь находился, можно полагать, что здесь могли ремонтировать весьма серьезную технику.

25.

26. Остатки котельной.

27.

28.

29. Внутри маленькой трубы котельной.

30. Строение, где когда-то хранились боеприпасы.

31. Сейчас от них конечно же остались лишь пустые ящики.

32. В конце прогулки решили залезть на водонапорную башню. Вид вниз.

33. Слева резервуар в котором когда-то была вода.

34. Крыша.

35. И вид оттуда.

Огромная просьба к тем, кто знает о местонахождении объекта, не писать об этом в комментариях. Спасибо за внимание.

Сообщества › Сталкеры › Блог › Поселок Кедровый Красноярского края (бывший Красноярск-66)

Может и материал не сильно подходит по тематику сообщества, пусть админ удалит если будет неинтересно, но всё же…

Ездил в командировку в поселок Кедровый Красноярского края. Раньше это был военный городок в котором проживали военнослужащие и их семьи.
Военные несли постоянное боевое дежурство, здесь стояла Гвардейская ракетная Венская Краснознаменная дивизия 53-й читинской ракетной армии. Основу вооружения дивизии составляли Боевые железнодорожные ракетные комплексы.

Согласно договору СНВ-2, 13 марта 2002 года Венская Краснознаменная дивизия была снята с боевого дежурства. В 2004 году город окончательно покинули военные, вместе с военными из города начала постепенно уходить жизнь. Фотографии сделаны проездом- просто прокатился по поселку после работы, но они достаточно хорошо передают атмосферу упадка царящую в когда-то живом и цветущем городке.

На знаменах алых
Ордена сверкают,
Твердо шаг чеканя,
Идет за строем строй.
Славная Сибирская
Гвардия шагает,
Боевой дивизии,
Где служили мы с тобой.

Припев:
Отважная дивизия моя,
Ты славою овеяна в боях.
За Родину, за край родной
Венская Гвардейская –
Готова в бой!

Свято чтим мы память
Наших ветеранов,
Боевой приказ мы
Выполним всегда,
Бойся, враг, ракетных,
Ядерных ударов,
Боевой дивизии,
Гвардейской, навсегда!

Припев:
Отважная дивизия моя,
Ты славою овеяна в боях.
За Родину, за край родной
Венская Гвардейская –
Готова в бой!

Гордись товарищ
Мы Ракетчики с тобой
Мы охраняем мирный труд
Страны родной
Гарантом мира сна и тишины
Стоят ракетные войска родной страны…

Первое строение на подъезде к поселку. Видимо бывший КП

Стела на повороте на дорогу ведущую в поселок

Здание бывшего КПП непосредственно на въезде в поселок. До 2007 года поселок имел статус ЗАТО.

Плакат и стела на въезде в поселок.

Обратная сторона плаката.

Центральная площадь поселка.

Еще одно здание на центральной площади.

Здание Кадетского корпуса, тоже на центральной площади.

Заброшенное здание слева от Кадетского корпуса на его территории.

Вид на жилой квартал со стороны администрации поселка.

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край » За державу обидно! Национальный архив заброшенного наследия СССР. Фоторепортажи, статьи, исторические заметки, путешествия по России и странам СНГ

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

МБР 15П961 «Молодец» (индекс 15Ж61, код СНВ РС-22B, по классификации НАТО — SS-24 «Scalpel» Mod 3 (PL-4) — БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс оснащенный ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel)

Согласно договору о сокращении вооружений, Россия должна была снять и уничтожить с вооружения все комплексы БЖРК до 2003 года, в этом же году и была расформирована в/ч 12313. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии в Костроме, Перми и Красноярске. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003—2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники, и еще одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

База хранения элементов БЖРК, Красноярский край

Летний поход на базу хранения элементов БЖРК / Виварий

Доброго времени суток, посетители ресурса.
Хочу поведать вам о своём летнем походе на одно из самых знаменитых мест (баянов) Красноярского края — Базу хранения элементов БЖРК.
Объект находится в западном направлении, примерно в 40 километрах от города, что превращает поход на него в небольшое путешествие.



Добраться туда возможно на машине или электричке, в связи с чем моё путешествие началось с ж/д станции «Шинный завод».

Спустя примерно 2 часа поездки я добрался до станции «Кача». Отсюда до основных объектов БЖРК примерно 5,5 километров пешей прогулки. По дороге мне встретилось несколько машин, в том числе грузовых, что наводило на мысли о возможной охраняемости объекта.

Вдалеке можно заметить маленькую точку, по мере приближения к которой она всё больше напоминает человека.

На деле этой точкой оказался манекен (которых кстати по всему БЖРК разбросано много) одетый в военную форму и безмолвно охраняющий КПП.

Слева мне открылся вид на то, что осталось от казарм.

Пройдя чуть дальше КПП я встретил первого человека. Им оказался бригадир, который руководил рабочими, разбиравшими очередное здание. Пройтись по объекту он мне запретить не пытался, лишь попросил закурить и сказал, что я тут далеко не первый турист. Исходя из этого, могу сказать, что охраняемость объекта на данный момент нулевая, и так как рабочие разбирают его незаконно, стараются внимания особо не привлекать.
Проходя мимо разбираемых казарм, встретил одного из рабочих, который так же попросил пару сигарет (запасайтесь ими в походе). В ходе беседы немного рассказал об истории места, якобы во времена Ельцина эта база была пропалена американцам, из-за чего её решено было расформировать. За данную информацию я не ручаюсь.
Так же рабочий подсказал как добраться до котельной, куда я и отправился. По пути встречались обломки различных сооружений и техники.

Сама котельная представляет собой опустевшее здание в пару этажей, в котором изредка на полу можно найти различный хлам. Так же есть огромная труба окруженная лужами гудрона.

Прямо под лестницей на трубу кто-то старательно нарисовал свастику (которых на объекте так же много как и манекенов). Прикреплять фотографию не рискну, ибо не уверен, разрешено ли это правилами сайта.
Сама лестница кажется достаточно крепкой, однако рисковать подниматься наверх я не стал.
Недалеко от котельной располагаются огромные резервуары заполненные гудроном в которые запросто можно свалиться, ибо стенки их в некоторых местах начинают крошиться, когда наступаешь на них.

После я отправился в здания похожие то ли на учебные классы, то ли на очередные казармы. Они так же практически пусты, есть только манекены, надписи, да изредка попадающиеся гильзы.

Ещё одним местом, которое я посетил, оказалось локомотивное депо.

В нём всё так же манекены, пара столов и разруха.

Решив возвращаться назад, ибо в тот момент обойти объект полностью я готов не был, я направился к КПП. По дороге назад решил зайти в железнодорожное депо, которое по размерам не меньше самого объекта.
Пришлось идти по остаткам железнодорожных насыпей, а так же преодолевать ров с водой. Рельсы давно вывезены в известном направлении.

Там из интересного обнаружилось только 2 по одной информации недостроенных, по другой — разрушенных железнодорожных ангара. Поражают они своим размером, именно в этот момент я понял, что отправился сюда не зря.

Затем выйдя на основную дорогу я побрёл назад к станции, до электрички было ещё около двух часов. На моё счастье счастье рядом остановился один из грузовиков, который я видел ещё по дороге к объекту. Загружен он был бетонными не хилым количеством бетонных плит. Водитель любезно предложил подвезти до города.
Пока ехали он рассказал, что разбирают объект ещё с 2006 года. Так же поведал о подъемной затопленной части сооружений в которой, как говорят, ещё осталась различная техника и электроника. Верить или нет — решайте сами.

Думаю стоит закончить основными тезисами для тех, кто дошёл до сюда только на просмотре фото:
* Объект никак не охраняется, вход абсолютно свободный
* Поражает он скорее своей грандиозностью и обширностью, нежели наполнением
* Если ещё не были там, но желаете сходить — поспешите с этим, ибо с каждым годом несколько зданий успешно развозятся в виде кирпичей

В общем-то, всё что я обошёл — это всего лишь маленькая часть тех сооружений, что там находятся. Судя по картам там имеются бункеры, склады и многое другое, что я посетить не успел.
Спасибо за внимание.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс — Википедия

Эта статья — о боевых железнодорожных ракетных комплексах как о классе подвижных пусковых установок баллистических ракет. О БЖРК «Мо́лодец» см. РТ-23 УТТХ. БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения[1].

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.

В США[править | править код]

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х[2]. Появление твердотопливной МБР «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным запуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями — так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации — и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения[3].

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По результатам операции в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способного нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах[4].

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой[5]. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением — дешёвым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов использовались как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания[6].

Состав с ракетой MX в пусковом контейнере.

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При создании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном итоге было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а ещё 50 — на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав — обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ.  «Peacekeeper» Rail Garrison) — должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, будучи рассредоточенными по всей длине дорог железнодорожной сети США и постоянно меняя позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошёл испытания, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в 1991 году вся программа была отменена. В настоящее время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России[править | править код]

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины[7]. В. Ф. Уткин, специалист по твердотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. А. Ф. Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК — Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»)[8][9].

Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики[8].

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года[10], а к середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области, всего 15 пусковых установок). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего в дивизии 4 состава БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны[11]. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани)[источник не указан 3307 дней].

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа[7].

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М»[9].

Воссоздание

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов[12].
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК[7].

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (МИТ, разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения[13][14][15]. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.[16][17]. Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин»[18].

12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».[19]

2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом.[20]

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства[21].

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой[8].
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва[22] на вторую половину 1990 года был запланирован[23] крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила[22] (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.)[24], вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров[23]). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты)[22]. То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.[23]

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство.[8] В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).[7]

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».

История с боевыми жд комплексами (БЖРК): пример вопиющего предательства и будущего распила

В продолжение и развитие вот этой заметки http://omchanin.livejournal.com/148787.html

Поводом написать эту заметку послужили многочисленные материалы типа вот такого:

Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18, ”ласково” ими называемых ”Сатана”, и уникальный ракетный поезд ”Скальпель”. Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.

Или вот такие: В истории Вооруженных Сил России насчитывается многого славных страниц великих достижений. Одной из них является успешное создание и принятие на вооружение в 1989 году боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РТ-23 УТТХ «Молодец». Затем история российских БЖРК на время прервалось в силу известных причин и обстоятельств. Основная причина: подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) от 31 июля 1991 года.

Или вот статья бывшего командующего РВСН http://vpk-news.ru/articles/17280, с тем же уклоном: Это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс», – отметил генерал. По его словам, чтобы дело двигалось дальше, нужно политическое решение. В 90-е годы прошлого века все российские БЖРК были уничтожены под давлением США

Итак, как заведенные все авторы-писаки пишут об одном и том же: БЖРК стали жертвой предателей Ельцина и Горбачева, уничтожены в 90-е годы, по договору СНВ-1 или, по другой версии СНВ-2.

Так вот, дорогие мои читатели, все это – сознательное враньё. От первого до последнего слова.


  1. СНВ-1 ни в коем случае не запрещал БЖРК. Вот его текст http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start-11a.htm. Более того, его положения РФ выполнила к 2001 году, о чем было объявлено, но все БЖРК к этому времени были целы и невридимы.

  2. Соотвественно, про уничтожение БЖРК в 90-е, при Ельцине и Горбачева – тоже полная чушь. Наоборот, при Горбачеве и Ельцине они были развернуты, причем последние комплексы вводились в 1992 году, в эпоху полного развала, который, однако, не отражался на принятии на вооружение всего того, что требовалось стране.

  3. СНВ-2 вообще не вступил в силу, потому что США в декабре 2001 года предупредили о выходе из договора по ПРО. Тем не менее, прошу ознакомиться с ним всех желающих, он короткий http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/dogovor.htm. С СНВ-2 происходили удивительные вещи. Его Госдума не ратифицировала до… апреля 2000 года. Потом ратифицировала, но в силу он так и не вступил. Тем не менее, СНВ-2 не запрещал БЖРК. Что он пытался запретитьь, так это ракеты с большим числом боеголовок. Но поскольку в силу он не вступил, то и выполнять его не требовалось. РФ его и не выполняла, в частности, в 2013-м году на вооружении как стояли так и стоят комплексы 15П018М и 15П035 с многозарядными «головами». Более того, на момент объявления о выходе США из договора по ПРО (и автоматическом прекращении СНВ-2) все БЖРК были живы.


Понимая, что это враньё легко вскрыть, «эффективные менеджеры» путинского призыва и обслуживающие их холуи припасли еще одну версию: По словам Николая Соловцова, вывод БЖРК из состава РВСН был вызван тем, что комплекс выработал свой ресурс. «Недопустимо содержать на вооружении ракетные комплексы с выработанным ресурсом. С ядерным оружием шутить нельзя, иначе беды не оберешься», – подчеркивал генерал.

Что на это можно ответить? На службе РВСН до сих пор находятся ракеты 15А35, которым уже 30 лет! Украинские ракеты 15А18М, которым уже более 20 лет! Твердотопливые Тополя, которым всем более 20 лет! Твердотопливные ракеты БЖРК украинского производства точно так же могли существовать и по сей день, их возраст сейчас бы был от 20 до 25 лет. На момент начала  уничтожения в 2002 году же им было 10 лет, это вообще не возраст. Его можно было продлять и продлять. Более того, черт с ней, с ракетой. Сами составы и базы вообще могли служить еще десятилетиями.

Были еще два аргумента, рассчитанные на баранов: высокая стоимость БЖРК и тот факт, что он рушил каждый раз жд пути из-за тяжести. Ответы на эти два аргумента очень простые – убейтесь об стену, нашисты тупые. Дороговизна БЖРК на этапе создания действительно имела место быть, это самый дорогой комплекс в истории СССР. Собственно, именно по этой причине их развернули только в количестве 36 пусковых установок (12 составов по 3 ПУ на каждом). Однако самые дорогие вложения в инфраструктуру были сделаны еще во времена СССР – созданы базы и маршруты боевого патрулирования (МБП). Созданы были сами БЖРК и ракеты к ним. Тот факт, что поддержание этого было необременительным доказывает то, что в «голодные» 90-е годы никому и в голову не пришло закрыть БЖРК из-за какой-то там дороговизны.

Про ломание жд путей. Никто бы никогда не поставил БЖРК на вооружение, если бы он ломал жд, по которым ездит. ГОСТы четко регламентируют нагрузку на ось жд вагона  не более 23 т. Действительно, кое-где на МБП до принятия БЖРК на вооружение МПС меняли рельсы и шпалы – ну, так это потому, что рельсам этим бывало местами по 100 лет. Действительно, МПС провело огромную работу по приведению путей, мостов и прочего на МБП в должный вид. Стоить отметить, что на наших жд с 70-х гг. ходят 8-ми осные вагоны, те же цистерны, например, у которых масса брутто составляет более 170 т. Есть и другие похожие вагоны, так что вес БЖРК был самым что ни на есть обычным для путей МПС.

Итак, что мы имеем? В 2002-м году БЖРК все еще были живы. Возраст их был от 10 до 15 лет. Уничтожать их никакой СНВ не требовал. Украинские специалисты все эти годы обслуживали БЖРК, как до сих пор обслуживают комплекс 15П018М. США вышли из договора по ПРО, приступив к разворачиванию мобильной ПРО на своих эсминцах и крейсерах.

Была цела вся инфраструктура БЖРК – три огромные базы, состоящие из нескольких железнодорожных станций:

Кострома, Пермь-76, Красноярск-66. Подготовленные маршруты боевого патрулирования с висящими вдоль них датчиками ПДК-600. Боевые стартовые позиции (отдельные тупики и разъезды). Инфраструктура ремонта и обслуживания.

Все это было уничтожено с особым цинизмом при живом Путине  с 2002 по 2008-м год. Сначала уничтожили ракетные дивизии в Красноярске и Перми. Красноярскую территорию бросили сразу, в Перми организовали базу хранения элементов БЖРК. В 2005-м уничтожили дивизию в Костроме, базу бросили и разграбили. После уничтожения ракет зачем-то начали уничтожать и составы, в 2008-м году, после их уничтожения, закрыли и базу в Перми, сейчас она брошена. От базы в Костроме и Красноярске не осталось ничего. Срочники могли охранять это почти бесплатно. Но это не наш метод.

А теперь  нам заявляют на полном серьезе, что БЖРК будет… возрожден. С более «подходящей» для БЖРК ракетой «Ярс». Об этом пишут везде где можно http://nationalsafety.ru/n102402 и опять врут про Ельцина. Блогеры, «прикормленные», уже постят ахинею http://twower.livejournal.com/1184410.html.  Командующий РВСН говорит немыслимые вещи о том, что якобы прошлый БЖРК был какой-то не такой…, а вот новый – ого-го-го!

Каракаев напомнил, что вагон советского БЖРК существенно отличался от вагона-рефрижератора, под который маскировали комплекс."Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства", — пояснил командующий.

Но на сегодняшний день имеются возможности маскировки комплекса под существующий вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра, указал генерал.

Мне это страшно слышать и еще более страшно комментировать. Особенно про существенное отличие вагонов старого БЖРК

и про «существующий» вагон длиной 24 м. под новый. Он, интересно, в курсе, что старый БЖРК как раз специально и был сделан под существующий вагон, длиной как раз 24 м. и чуть меньше. Скажу больше, простая прикидка говорит, что 6 или 8 осей на вагоне останется и сейчас, потому что мы опять не пройдем по весу.

На  РЖД, кстати, существует огромное число 8-осных вагонов, вот, например, платформы для перевозки ракет, есть такие же крытые вагоны.

Я обращаю внимание, что СССР, при всем многообразии межконтинентальных  ракет, в том числе с разделяющимися боеголовками, даже предположить не мог, чтобы сделать БЖРК с ракетами типа 15Ж42 или 15Ж58. Он искал адекватное затратам на комплекс решение, отверг готовое решение на базе 15Ж52 и сделал БЖРК на базе 15Ж61. Потому что понимал, что БЖРК будет адекватен только c такой мощной ракетой, как 15Ж61, которая могла нести 10 боевых блоков. Для Тополей и Курьеров были предназначены автотягачи, это на порядки дешевле, чем жд базирование. А вот 15Ж61 тягач потянуть не мог, хотя попытки сделать его были. Нынешние же властители, которые сначала старательно уничтожили все, что было у БЖРК, а теперь говорят о его возрождении на базе фактически «Тополя» – это, увы, банальные «распильщики».

Заброшенная военная база БЖРК - leg10ner — LiveJournal


Заброшенная база по ремонту крупногабаритной техники, также бывшая войсковая часть БЖРК.

После подписания договора СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и утилизировать все ракетные комплексы РТ-23УТТХ «Молодец» до 2003 года. На время снятия с вооружения комплексов БЖРК у России имелось 3 дивизии, в Костроме, Перми и Красноярске, по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.


БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс. В состав БЖРК входят: три тепловоза, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.
Выглядит боевой поезд как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. Именно в них находятся ракеты.
Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета.
Всего было две базы по обслуживанию БЖРК. Сейчас осталась одна (не эта), на которой все поезда и находятся в законсервированном состоянии.



1. Размер базы поражает. За 4 часа мы успели обойти/объехать только половину из отмеченного на схеме.

2. Во всех зданиях встречаются милые глазу артефакты военного творчества:

3. Судя по всему Envy опоздал, также как и мы. За последний год содержимое построек перетряхивали не один раз.

4. И все мы понимаем, что баз кавесов тут не обошлось. К сожалению, не все аккуратно относятся к таким объектам.

5.

6.

7.

8. Разбитые плафоны путевых огней:

9. Есть и несколько хорошо сохранившихся:

10.

11. Зато сталкеры любят составлять натюрморты. А я люблю их снимать:

12. 4 киловольта — это вам не шутка.

13. Единственная табличка на всей территории. Видимо, здание забросили ещё когда часть была действующей.

14. Склады. Внутри темень и множество развороченных ящиков. Хабара давно уже нет, только огромные керамеческие предохранители.

15.

16. На территории базы орудуют сборщики метала. Рельсов практически нигде не осталось:

17. Кабеля — тоже:

18.

19. Справа ремонтное депо:

20. Внутри:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28. Внутренний периметр вокруг сердца базы — ангаров для регламентных работ с ракетами.

29.

30. Караульное помещение:

31. Внутренний периметр состоит из двух рядом колючей проволоки и забора под напряжением.
Когда он был включен, для прохода пользовались туннелями:

32.

33.

34. А вот и главный ангар:

35.

36. Сооружение №1 «А».

37.

38.

39.

40.

41.

42. Внешний периметр:

43. Выезжаем с парадного въезда:

http://sannis.livejournal.com/67462.html

Заброшенная военная база БЖРК (37 фото)

Станция Бершеть. База БЖРК

После подписания договора СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и утилизировать все ракетные комплексы РТ-23УТТХ «Молодец» до 2003 года. На время снятия с вооружения комплексов БЖРК у России имелось 3 дивизии, в Костроме, Перми и Красноярске, по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.

БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс. В состав БЖРК входят: три тепловоза, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Выглядит боевой поезд как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. Именно в них находятся ракеты.

Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета.

Всего было две базы по обслуживанию БЖРК.

БЖРК — Боевой железнодорожный ракетный комплекс, 15П961 «Молодец». Стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 2005 год. Эта ВЧ относилась к 52-й ракетной дивизии. Которая, собственно, дислоцировалась в ЗАТО Звёздный (о этом городе я делал отчет ранее). Про БЖРК можно почитать на Вики. На территории части происходило обслуживание, ремонт составов БЖРК.

Пересекаем поле и подходим к диспетчерской

Щитовая

Релейная или щитовая СЦБ) Не знаю как правильно называется)

Крутая карта, даже схабарить кто-то уже пытался)

Древняя курилка у диспетчерской

Идем по территории

Переезды тоже убогие, за то красивые)

Еще одни ворота

И караулка у них

Мы направо

Караулка по пути. Вообще на территории ВЧ немеренное количество контуров, колючки и электрооград

Вообще там ничего нет кроме хлама и кучи изоляторов в ящиках для электрооград.

Ремонтный цех

Древний знак! Люблю их

Ворота в цех

В этом цеху БЖРК мог полностью развернуть пусковую установку с ракетой

Кран удивил своей мощью

А это ящик ящиков всего БЖРК)

Прямо из цеха можно попасть на второй этаж другой части цеха — там учебные классы

Уходим дальше

Оглядываемся назад, никак не нарадуюсь воротам

И идем к следующему

Он уже низкий

Кабели по большей части порезаны но не все — дает о себе знать охраняемость

И снова учебные классы на втором этаже

Прощальный взгляд

И идем назад

Дальше нас встречает заправочная станция для тепловозов

И еще один цех

Внутри ничего особенного

А это собственно великий БЖРК. Пару лет назад в Питере мой друг tim_original водил на экскурсию в музей железнодорожной техники на Варшавском вокзале

Пусковая установка

База хранения элементов БЖРК. 2012

Апрель. Погода более-менее перестала быть плохой, а температура установилась на уровне +10 градусов. Сибирская весна в самом разгаре. Выходной день. Отличное время для какой-нибудь интересной поездки. Куда поехать – вопрос не стоял. Мы ни разу не были на этой военной базе, где некогда хранились элементы, оружия, пожалуй, входящего в тройку самого смертоносного за всю историю – БЖРК, он же «Скальпель» - как его прозвали Американцы. Конечно, самих «Скальпелей» там уже давно нет, как и нет рельс и вообще ничего, что напоминало бы о них. Разве что плакаты с инструкциями…

Сразу было ясно, что ехать в одиночку – не вариант. Просто, я уже предпринимал попытку съездить туда один, и напрочь застрял в снегу по дороге на базу. Так бы и стоял там, да добрые люди вытащили. После этого в одиночку ехать как-то не особо горел желанием. Но нужный товарищ нашёлся тут же. Так же нужен был другой транспорт. Моя машина явно не годилась. Я уже знал, что дорога туда вся лежит под слоем мокрого снега, с лужами и местами грязью. Так, что пришлось просить отца одолжить нам кое-что более проходимое. К счастью, он согласился и теперь у нас был подходящий транспорт.

По быстрому собрав немного вещей, что могут нам понадобиться, мы двинулись в путь. Дорога предстояла довольно не долгая. Но дорога эта была очень плохой: огромные выбоины и ямы, которые приходилось объезжать, иногда, даже выезжая на встречку. Но под хорошую музыку, и весёлый треп с товарищем, всё это проходило очень даже весело. Вот и нужный нам поворот. Как и ожидалось, дорога заметена мокрым, подтаявшим снегом. Но мы же подготовились. «Шайбу» в положение «полный привод», включаем пониженную, пневмоподвеску повыше и вперёд. Автомобиль шёл уверенно, лишь иногда нас сносило с дороги, но быстрым движением руля мы возвращались на «дорогу». Вот впереди водонапорная башня – значит почти приехали.

Подъезжаем к воротам и КПП. На воротах замок, но все остальное открыто, так что лезь – не хочу.

Машину оставляем перед КПП. В руки фотик, на пояс нож и травмат – мало ли, кто нехороший здесь может быть. За спину небольшой рюкзачок – двинули.

На чем и приехали.

Добро пожаловать!

После прохода КПП сразу видны следы обитания человека, причем очень не хорошие. Обустроенный быт, умывальник, все дела. А так же довольно большое кол-во гильз 20-го и 12-го калибров. Но, сейчас, похоже, дома никого нет.



Встречают тут вряд ли дружелюбно...

Идём дальше. Первым делом в ближайшие здания.

В первом сразу же обнаружили спорт-зал. Состояние, конечно, ужасное: с крыши лъётся, все в плесени, доски гнилые, о краске напоминают лишь её остатки. Даже страшно, как бы ни обвалилось это все ли самим не провалиться. Однако, в этой запущенности есть своя красота и привлекательность.


Больше в этом здании смотреть было нечего. Разбомбленные душевые и раздевалки без всяких интересностей.

Был, конечно подвал, но он оказался затоплен, а нужным снаряжением мы не располагали. Двигаем к следующему зданию.

Когда-то это было, либо штабом, либо какой-нибудь канцелярией, либо жилыми помещениями для командования. Как бы то ни было, после расформирования, данные помещения точно выполняли роль жилых. В комнатах обнаруживались старые кровати, матрасы, одеяла, оставленная когда-то еда, превратившаяся в мумий этой самое еды. Так же кое-где были печки, и мы даже нашли (о ужас!) сортир! Который был просто устроен в одной из комнат внизу. Ощущения от всего этого, так скажем, не из приятных. Сразу насторожились – вдруг хозяева рядом, и вряд ли они будут дружелюбны. Но, никого не было, и только ветер шумел в коридорах, иногда заставляя нас шугаться.



Здесь закончили, теперь идём к следующему.
На выходе взяли древнюю лопату (не знаю, зачем) и увидели вот такой бункер. В голове сразу мысль: "а вдруг там ракеты остались?", но вместо ракет там только деревянные поддоны.

По пути видим то, что осталось от медпункта. То есть – почти ничего. Развалено все.


Самый страшный врач.

Следующее здание тоже было то ли штабом, то ли здесь замполиты и зампобои читали лекции о том, во имя чего солдаты несут службу и как надо правильно бить врага. Сейчас об этом напоминает мало что. В одной из комнат мы нашли вот такие буквы, беспорядочно разбросанные по полу.

Кое-где попадались столы и диваны.


И даже вот такие красивые художества.

Особо ценного больше ничего не нашли и выдвинулись дальше. По пути видим ещё одного большое здание, но оно развалено подчистую. Внутри нет ничего, лишь лежат штабеля кирпича,
видимо, взятого из этого же здания.


По лестнице, которая кончалась в воздухе поднялись, наверное, на когда-то существующий верхний этаж. Немного осмотрелись. Слева два задния: пищеблок, абсолютно пустой внутри и ещё одно здание неясного назначения, в которое мы не полезли.

Решили дальше побродить по территории. Дошли до котельной.

Внутри самое котельной ничего. На саму трубу лезть побоялись.

А вот залезть внутрь неё очень хотелось. Рядом нашли пристройку, которая должна была дать нам возможность туда попасть, но, увы, все входы и выходы заложены кирпичом.

Рядом с котельной нашлись бывшие хранилища мазута со своим содержимым. (Не горит, как ни странно).

Времени до того, когда стемнеет оставалось мало. Ночью ехать обратно крайне не хотелось, поэтому, обошли лишь ближайшие к нам постройки. Вот такой «бункер» с водой внутри.

И вот такой, наверное, ангар.

Ну и башню, ту самую, которая была видна с дороги.

После чего пошли в обратный путь.


Чей туфля?

На дорогу в Красноярск мы выехали как раз, когда на улице уже стемнело. Товарищ почти сразу задремал, а я вел машину, думая о том, как же все-таки мы развалили десятки подобных объектов. И как бездарно мы их используем после их развала. Ведь на площадях и в зданиях данной части можно было организовать прекрасное медицинское учреждение, вроде психоневрологического диспансера. Но нет, пусть все стоит и разваливается. Более того, мы даже поможем развалить.

Летом этого же года мы снова приехали туда. И нас ждал не приятный сюрприз. По пути встретили потрепанную воровайку. А наворотах висели таблички, гласящие, что за забором злые собаки (хотя на самом деле оказалось несколько прелестных щенков) и проход запрещён. А на самом КПП стоял в хлам убитый УАЗ-ик без номеров. За столом на этом же самом КПП сидели пьяные мужики бомжеватого вида. Увидав нас, у них на лицах сразу стала читаться тугая умственная деятельность.  К счастью, удалось договориться и мы свободно прошли на территорию. По ней постоянно курсировали старые грузовики, загружаясь и разгружаясь распиленным металлом.

Кроме того, на территории части проходят большие пейнтболньые игры с применением пиротехники, что ещё больше уничтожает развалины части.


Здесь устраивали сценарный взрыв пейнтболисты.

И если сейчас через гугл глянуть на территорию части, можно увидеть, что не осталось и половины всех построек.

Домой вернулись часам к девяти. Немного подуставшие, голодные и немного замерзшие (все-таки дождь и промозглый ветер тепла не добавляют). Однако очень довольные таким выходным.

Всем спасибо за внимание.

Станция Лесная. В тупике для ядерных поездов номер "ноль".: starcom68 — LiveJournal

Сегодня, в День ракетных войск стратегического назначения мы с вами отправимся на ППД БЖРК 52 РД.
В армии любят сокращать. Для начала разберемся с аббревиатурой. ППД - пункт постоянно дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, ну а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года.
В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми.

Бетон, а местами и  железо, пока еще остались, а как же люди?
Ветераны дивизии разъехались по всему бывшему СССР, а кто-то навсегда осел в Звездном, сохраняя память о соединении в любовно созданном своими руками замечательном музее...
Вся эта безрадостная картина лично мне представляется живой иллюстрацией периода развала Римской или, что ближе к нам, Византийской империи. В периоды между нашествиями очередных варваров, крестоносцев или всхождения на трон полбезумных императоров подданным империи всех уровней социальной иерархии не оставалось ничего другого как мечтать о реванше и воссоздании былого величия.

И если в прошлом человек видит нечто лучшее, чем его сегодняшнее положение (а ведь в прошлом была еще и молодость, которая всегда прекрасна) то подспудно он старается воспроизвести не только привычную картину мира, но и прежний способ хозяйствования, не понимая, что ядерный поезд истории уже давно и безвозвратно унесся вдаль или, наоборот, изоржавел в тупике.  Сознание человека так устроено. Оно цепляется даже за любые слабые надежды, по крупинкам отыскивая их вокруг себя в информационном поле. А кто-то этим еще и умело пользуется.

Ровно таким образом и получилось с возрождением БЖРК.
За всю свою историю 52 РД сменив несколько поколений советских баллистических ракет от Р-16 до УР-100 к 1988 году получила на вооружение БЖРК ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

Практически сразу последовали с дискретностью раз в два-три года заявления высокопоставленных военных о возрождении БЖРК в российской армии. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе. Московский институт теплотехники (МИТ) в 2014 году завершил работу над эскизным проектом. Новый проектируемый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса» получил наименование "Баргузин".
12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин» и с тех пор "Брагузин" на равне с "Арматой" и "Курганцем" не сходил с информационных лент.

Однако, 2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом.. Трудно сказать, что за этим решением стоит реально. Или все-таки не способность ВПК РФ выполнить сложнейшую работу по всему комплексу в целом или расхожая версия о том, что олигархи и чиновники в правительстве РФ не хотят создавать оружие которое может ударить по их детям и женам за океаном, и спрятанным в американских и европейских банках наворованных деньгах. Тем не менее факт остается фактом и глубокий пессимизм пришел в ряды тех, кто надеялся на возрождение железнодорожной компоненты РВСН.

Но хватит лирики.
Если у нас ко Дню РВСН даже через 5 лет не побегут по железным дорогам веселые ракетные поезда, то сейчас пока еще можно посмотреть как все было устроено и работало еще каких-то десять лет тому назад. Смотреть конечно лучше в музее в "Звездном", но для любителей натуры никакой макет не заменит живое прикосновение к истории, к остаткам железнодорожно-ракетной цивилизации...

Где-то на границе осени и зимы мы уже в который раз приехали на ППД осмотреть неоднократно осмотренное (всегда найдешь для себя что-нибудь новое) и заглянуть в пару сооружений где еще не были. Припарковавшись между перездами, скакать дальше по разобранным путям особого желания не возникало, отправились к неказистому зданию пешком.

Вот так выглядит центральная часть ППД с огневой точки, вынесенной на покрытие башни-пескосушилки. Справа караулка, а слева желтое двухэтажное здание станции "Лесная" откуда осуществлялось управление всем железнодорожным хозяйством в границах ППД, а может быть и далее.

Подходим к станционному зданию ближе. Его еще называют постом электрической централизации, т.к. отсюда можно было централизованно управлять движением поездов.
Здесь пути были разобраны давно и уже частично заростают мелколесьем

Обходим здание, фотографируя его с разных ракурсов. Вид с востока

Северо-восточный фасад. Обращаем внимание на свойственные станционным постройкам часы на парадном фасаде и большие окна второго этажа с "оперативным" залом. На месте путей осталась только шпальная клетка...

Главный вход в здание расположен с северо-западного торца

Юго-западный фасад

Проникаем вовнутрь здания и осматриваемся в фойе. Замечаем ведущую на второй этаж лестницу, но по ней не идем, а начинаем последовательный обход служебных помещений по часовой стрелке.

Практически во всех помещениях сохранилось кое-что из мебели, а вот радиаторы парового отопления безжалостно срезаны и наверняка уже нашли другого хозяина. Неплохо выглядят и оконные рамы, только в редких случаях стекла разбиты.

Относительно чисто и аккуратно

Это помещение походит на телефонный коммутатор

Что такое СТАТИВ я не знаю. может быть железнодорожники помогут?

Почти свежее объявление на дверях строевой части. Планировка здания проста: центральный коридор вдоль всего этаж и многочисленные помещения по обе стороны. В правые двери помещений юго-западной половинки здания мы будем заглядывать на обратном пути, чтобы не запутаться.

Внутри строевой части.
Многие спрашивают: зачем я выкладываю так много фотографий однотипных помещений? А мне нравится, когда кто-нибудь находит у меня на фото то место, где он провел несколько лет службы или просто знакомые интерьеры. И еще, о фотофиксации не забываем. Вдруг пригодиться.

Кое-что осталось на стенах для посетителей

Помещение фильтро-вентиляционной установки. Интересно оснащение подобным агрегатом обыкновенного не защищенного здания. Внизу валяются нарезанные кем-то дюралевые уголки от установки подготовки воздуха

Комната отдыха оперативного дежурного? Не совсем удобное соседство с фильтро-вентиляционной установкой

Тепловой узел

По коридору доходим до конца здания и упираемся в запасной выход. Его мы видели снаружи когда подходили.

Теперь пойдем обратно осматривая помещения бго-западной стороны здания
Оставленное открытым на несколько лет окно привело к порче интерьеров

Веселенькое помещние напротив строевой части. Комната отдыха? Сверху свисают остатки разобранных подвесных потолков

Туалетная комната

Санузел

Еще одно помещение похожее на туалетную комнату

По парадной лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь нас ждет много интересного

Дверей тут много, планировка сложная. Справа комната 19 для приема пищи

А вот это сердце станции - комната 18 или главный зал.

Здесь нет традиционной башни где сидят деспетчера и управляют движением. Тем не менее широкие окна открывают вид в двух направлениях на путевое и стрелочное хозяйство. К сожалению, пульт управления безнадежно уничтожен...

Из интерьеров остались только каркас пульта дежурного, каркас стойки с аппаратурой и пара сейфов

Вид из окна оперативного зала с журналом движения поездов по станции Лесная на подоконнике...
Не догадался забрать в музей.

В соседнем помещении с электропитающей установкой электрической централизации

Далее пошли помещения без окон с многочисленными стойками аппаратуры.
Помещение 21 - релейная

Склад запчастей

Запасные реле. Про эти гравицапы у меня был отдельный пост

Техническое помещение с юго-западной стороны

Не понятное помещение с решетчатыми дверями. Актовый зал?

Осмотрев второй этаж станции мы покидаем здание по пожарной лестнице и отправляемся в зону обслуживани локомотивов. Но это будет уже другая история.

Специально для портала ProPerm и ко Дню РВСН

Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен


Смотрите также

Описание: