Благовещенский мост где находится


Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (мост Лейтенанта Шмидта)

Характеристики моста

Благовещенский мост перекинут через реку Большую Неву. Он соединяет Адмиралтейский район с Васильевским островом. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой. Это первая постоянная переправа через реку Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения. 

Длина переправы – 349,8 метров, ширина – 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы.

Масса крыльев разводного пролета составляет 597 тонн каждое. В ходе реконструкции Благовещенского моста 2005-2007 гг. крылья были оперты на концы ферм постоянных пролётов. Это уникальное решение позволило снять часть веса с разводного пролета, в результате отпала необходимость в перестройке его опор. Также впервые в истории мостостроения противовесы изготовлены с использованием свинцовых блоков.

Разводка осуществляется с помощью новейшей гидравлической системы. Павильоны для механиков расположены прямо на поверхности моста.

На мосту установлены уникальные чугунные перила по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. Основной мотив рисунка — гиппокампы, мифологические морские лошади с рыбьими хвостами.

История моста

Проекты постоянных мостов через Неву стали появляться в Петербурге уже в середине XVIII века, но в то время их возведение было слишком дорогим и непростым удовольствием. Нева — достаточно глубокая река с мощным течением. К тому же из залива в Неву входили суда с высокими мачтами, а значит, требовались разводные мосты.

В результате Санкт-Петербург долгое время обходился наплавными или плашкоутными мостами — это были временные конструкции, сделанные из деревянных барок-плашкоутов. К середине XIX века и в мире, и в нашей стране накопился опыт возведения постоянных металлических мостов. В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз составил проект переправы через Большую Неву на Васильевский остров. Проект предусматривал создание в этом месте конструкции с чугунными арками. 15 октября того же года проект был утвержден императором Николаем I. 1 января 1843 года состоялась закладка нового моста. Все работы предполагалось завершить за четыре года. Однако на практике срок оказался вдвое большим.

Впервые в истории российского мостостроения при возведении Благовещенского моста пришлось забивать сваи в дно такой быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись с помощью воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили из финляндского гранита, надводную — из сердобольского. Их углубили в русло Невы на десять метров.

Пролетов у моста было 8, из них 7 постоянных пролетов разных размеров были перекрыты двухшарнирными чугунными арками. Разводной пролет находился у правого берега Невы, со стороны Васильевского острова. При помощи механизма два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости, параллельно поверхности воды. Разводка занимала около 40 минут. Впервые в мире крылья моста были сделаны в виде раскосных ферм. Все металлические конструкции изготовили в Петербурге на заводе Чарльза Берда.

При строительстве моста была реконструирована прилегающая территория. На левом берегу появилась Благовещенская площадь. Часть Крюкова канала была заведена в трубу. Со стороны Васильевского острова значительно расширили набережную.

Новый мост получил имя Благовещенский по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади.

Открытие состоялось 21 ноября 1850 года. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске с наследником.
На тот момент, в середине XIX века, новый Благовещенский мост был самым длинным в Европе. Его протяженность составляла около 300 метров.

В 1854 году у разводного пролета была построена небольшая часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. После кончины императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский.
В 1918 году мосту дали новое имя в честь лейтенанта Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в первую русскую революцию.

Уже в XIX веке разводной пролет моста стал узок для больших океанских судов. В начале двадцатого века инженеры разработали несколько проектов реконструкции. Предлагалось перенести разводной пролет в центр моста. Но воплощению в жизнь этой идеи помешали Первая мировая война и революция.

В 1936–1938 годах мост был перестроен. Проект разработал инженер Григорий Передерий. Количество пролетов сохранилось прежним — 8, но разводным стал средний пролет. Цельносварное металлическое пролетное строение — двукрылое раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами и неподвижной осью вращения. Старый разводной пролет был перекрыт железобетонным пролетным строением двухшарнирной арочной системы. Мост разводился с помощью электромеханического привода.

Мост Лейтенанта Шмидта — один из первых цельносварных мостов в нашей стране. При его строительстве был применен передовой на то время метод — электросварка. В процессе перестройки использована технология подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролетных строений водяной статической нагрузкой.

Новые механизмы сделали на Кировском заводе в Ленинграде. Чугунные конструкции старого моста перевезли в Тверь, их использовали для строительства переправы через Волгу. Фонари со старого моста установили на Марсовом поле. Часовню восстанавливать не стали. От старого сооружения остались деревянные сваи и литые перила.

В 1975–1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта был произведен капитальный ремонт. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим.

В 2004 году встал вопрос о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Принято решение максимально приблизить архитектурный облик нового моста к тому виду, который он носил в XIX веке. Работы стартовали в сентябре 2005 года.

Реконструкция проходила в 2005–2007 годах. Старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, а стальные конструкции пришлось полностью заменить. Значительно увеличен разводной пролет. Мост стал гораздо шире, с него убрали трамвайные пути. Гидравлическая система разводки сделала подъем крыльев моста быстрым и плавным.

15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.

Дополнительная информация

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта».

Благовещенский мост - Видео

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге: разводка, интересные факты, характеристика

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге – жемчужина среди мостов города.  С его строительством начали создаваться постоянные переправы. А его конструкция стала примером для мостостроителей следующих поколений.

Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.

По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.

Фото: Решетка Благовещенского моста

Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.

Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста.

Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.

В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.

Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.
  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меньшиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост.  Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Развод Благовещенского моста Остановка движения Начало разводки Конец разводки Возобновление движения
Первый раз  

1-25

 

1-35

 

2-40

 

2-45

Второй раз  

3-10

 

3-20

 

4-55

 

5-00

Интересно почитать! Лазаревский мост в Санкт-Петербурге

Адрес и как добраться

Точное место нахождение Благовещенского моста: город Санкт-Петербург, Английская набережная, 38.

До него можно добраться на метро. Ближайшее к нему метро будет «Василеолевская». Но дойти можно и от «Адмиралтейской».

Если двигаться по поверхности, то самые близкие остановки общественного транспорта будут: «Площадь Труда» и «9 линия В.О.»

Лучше всего прогуляться пешком. Это даст возможность познакомиться с городом и увидеть места, куда экскурсии не водят. Например, можно пройтись до Исаакиевского собора, зайти в одно из многочисленных кафе, расположенных на набережной Невы.

Путь будет лежать мимо зданий Синода и Сената, по Английской набережной. На ней можно полюбоваться постройками начала XIX века.

Со стороны Васильевского острова по дороге к мосту можно многое увидеть. Например, дворец Меньшикова, Университет и Дворцовый мост.

Если вы впервые посещаете Петербург, то увидеть Благовещенский мост нужно обязательно. Особенно хорош вид на него с Английской набережной. А приезжать лучше летом, во время белых ночей. Тогда воспоминания об этой поездке останутся с вами надолго.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Благовещенский мост | Гид по Петербургу 2020

Краткое описание

Благовещенский мост считается первым постоянным мостом через Неву. Он был построен в 1842-1850 годах по проекту архитектора С. В. Кербедза с участием А. Брюллова. Размеры моста — 331 х 24 метра, вес – 95 тыс. тонн. На момент сооружения это был самый протяженный мост в Европе.

Мост, долгое время носивший имя Лейтенанта П. Шмидта, сегодня имеет первоначальное историческое название – Благовещенский. Оно произошло от Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка. Ее планировалось построить на берегу, в качестве части целого архитектурного ансамбля. Мост был построен, а церковь нет.

История

Кратко хронологическая история моста может быть представлена так:

  • 1842-1843 гг. – проектирование моста и окрестной территории, в частности – предмостной площади
  • 1843-1850 гг. – строительство моста
  • 1936-1939 гг. – перестройка моста, изменение его архитектурного вида
  • 2006-2007 гг. – реконструкция моста, возвращение ему первоначального облика и имени

Проект моста составлял часть больших проектов реорганизации той части города, где Крюков канал выходит к Неве. Участок перед рекой был специально засыпан и на нем устроена предмостная площадь. В 1843 году архитектор Н. Е. Ефимов спроектировал здание в стиле Ренессанс перед мостом. Тогда же французский инженер А. Жоффрио предложил свой проект перепланировки. От моста должна была протянуться новая магистраль, открывающая вид на Никольский собор. А на площади – построена церковь лейб-гвардии Конного полка, дающая название собору. Ни один проект не был реализован.

При проектировании предполагалось и художественное оформление моста. По рисунками Клодта и Пименова планировались аллегорические фигуры, но на это не хватило денег.

К 1930 году Благовещенский мост уже не обеспечивал достаточного пропуска как сухопутного, так и морского транспорта. Устои были использованы старые, расширены механизмы развода, устроены павильоны управления. Мост стал современным в техническом плане, но архитектурно существенно уступал прежнему. Пролеты были демонтированы и увезены в Тверь, где после войны установлены на мосту через Волгу.

В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Генеральная реконструкция позволила вернуть первоначальный облик.

Сегодня длина моста – 331 м, ширина – 37 м, ширина тротуаров – 3 м. Демонтированы трамвайные ветви.

Архитектура

Благовещенский мост, одним концом упирающийся в Английскую набережную, а другим выходящий к сфинксам у Академии Художеств и Дворцу Трезини, словно создан для пеших прогулок. С него открывается великолепная панорама на дельту Невы и Университетскую набережную. Вдали видны Петропавловский собор и Эрмитаж, с другой сторон – ледокол Красин и Адмиралтейские верфи.

Благовещенский мост представляет собой чугунную конструкцию, опирающуюся на гранитные устои, углубленные в русло на 10 метров. Он состоит из 8 пролетов и 7 пологих арок, один пролет – разводной. Все пролеты одинаково пологи, так что мост выглядит гармонично. Все элементы соединяются методом электросварки, во время возведения использовались заклепки и свинцовые прокладки для стыков.

Благовещенский мост впервые связал Васильевский остров и центральную часть города – Адмиралтейские острова. В его облике воплотились идеи «рациональной архитектуры»: большепролетные металлические конструкции не прикрыты никакими декорациями. Фактически мост стал образцом, на который ориентировались в дальнейшем при сооружении других постоянных мостов.

Расписание развода моста на 2019 год

График разводки моста

  • 1:25 – 2:45
  • 3:10 – 5:00

Днем мост разводят для экстренного прохода судов и при случае в дни государственных праздников – например, в День ВМФ


 

Лучшее место и время для наблюдения развода моста

  • Лучшее место для наблюдения развода моста – Английская набережная. С нее открывается великолепный вид на всю структуру моста и на дельту Невы.
  • Лучшее время наблюдения – «белая ночь», т. е. одна из ночей в конце мая – начале июня. В этот момент мост поражает сочетанием величественной металло-гранитной мощи и тонкой филигранной отделки.

Легенды и приметы

Одна из легенд связана с проектированием моста. Она рассказывает, что император Николай I настолько серьезно относился к сооружению прочного моста через Неву, что обещал архитектору очередное повышение в чине за каждый построенный пролет. Так что первоначальный 5-пролетный мост превратился в 8-пролетный.

Система чинов в российской империи определяла положение чиновника при императорском дворе: высокий чин давал постоянное денежное содержание и разные социальные блага. Так что архитектор, соорудив 8-пролетный мост, имел неслыханное довольствие – поднялся сразу на 8 чинов – от майора до генерал-майора.

Где находится

Адрес

Он находится в дельте Невы, недалеко от Медного всадника и Исаакиевского собора.

Метро

  • Адмиралтейская
  • Василеостровская

Как добраться

Добраться до моста можно, гуляя по Английской набережной или Конногвардейскому бульвару.

Интересные факты

  • Линия Благовещенского моста намечает водораздел между Большой Невой и частью Финского залива – Невской губой. Ширина реки в этом места – примерно 280 метров.
  • Во времена Николая I на опоре моста, на полукруглой площадке между пролетами размещалась каменная часовня. Она была спроектирована архитектором А. И. Штакеншнейдером и освящена в честь св. Николая Чудотворца. После 1855 года – кончины императора — мост стал называться Николаевским в память о нем. 
  • В момент реконструкции мост уже был разводным. Разводился последний, восьмой, пролет у берега Васильевского острова. Два параллельных крыла при разводке прижимались к берегам. Переустройство в 1930-х годах изменило место расположения разводки, перенеся ее ближе к центру.
  • Перила моста представляют собой орнамент филигранной работы. В центр каждой прямоугольной секции помещен трезубец в раковине. К нему с 2 сторон обращены морские коньки, окруженные растительным орнаментом.
  • У каждой стойки на мосту устанавливались газовые фонари, выполненные по проектам инженера Цветкова. В 1930-е годы при переустройстве моста они были перевезены на Марсово поле.

Благовещенский мост в Санкт Петербурге. История, где находится на карте, ближайшее метро, архитектор

Город Санкт-Петербург с уникальной архитектурой имеет большое количество мостов, один из которых прославил его на всю Европу. Благовещенский мост считался самым длинным в Европе на момент его открытия.

Содержание статьи:

Характеристика строения

Это был первый разводной мост в Санкт-Петербурге. Он состоит из 8 пролетов: по 3 с каждой стороны перекрываются стальными строениями. 4 пролет, находящийся посередине реки Невы, имеет 2 разводных крыла.

Общая протяженность моста составляет 348 м, а ширина 38 м. Его вес достигает практически 4,5 тыс. т, из которых 590 т — вес одного разводного крыла.

Неподвижные части моста имеют габариты: 38×42×48. Каждая из 7 стационарных его частей имеет 4 основные балки-опоры, по 2 укрепляющих металлических пояса и цельную железобетонную плиту на проезжей части. Правосторонние конструкции изготовлены из стали, бетона и железа. У левого берега конструкции облицованы гранитом, привезенным из Финляндии еще во времена строительства моста.

Разводные части имеют длину 50 м и способны образовывать при раскрытии угол 72 градуса, который является максимально возможным для данного моста. Пролеты также имеют по 4 опорные балки, укрепленные двумя поясами из металла, и цельную стальную плиту с приваренными к ней ребрами жесткости.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге используется для движения и машин, и людей. Мост имеет 8 полосную дорогу для автотранспорта, а по обеим сторонам от проезжей части располагаются пешеходные зоны, отделенные металлическим забором. Площадь моста, предназначенная для передвижения, покрыта асфальтобетоном.

На стационарных пролетах перила сделаны из чугуна, а на движущихся частях — из сплава кремния и алюминия. Каждое ограждение украшено художественным литьем, которое сохранилось с 1850 г. Автором этих перил является брат художника Брюллова Карла — Брюллов Александр. Узор ограждений является символом стихии воды: мифические гиппокампы, трезубец Нептуна и речная ракушка.

Благовещенский мост имеет несколько мемориалов из гранита в виде памятных досок. Освещение моста обеспечивается 22 опорными фонарями, что позволяет даже в ночное время детально рассмотреть его конструкцию.

Благовещенский мост является одни из главных разводных переправ города. Он соединяет два берега Большой Невы и имеет большое значение для города, так как является основной связью центра Санкт-Петербурга с Василевским островом.

Мост находится между:

  • С правого берега: площадью Трезини, где расположена Университетская набережная.
  • С левого берега: площадью Труда, где расположена Английская набережная.

Благовещенский мост отделяет реку Нева от Финского залива. В Санкт-Петербурге у этой границы есть название — Невская губа.

История строительства и реконструкций

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открылся в 1850 г.

Он несколько раз подвергался реконструкциям:

Мост 1850 года

В 1842 г. было принято решение о замене временных плавающих мостов на постоянные. Первым через реку Неву решили строить Невский мост. Сооружение опорных конструкций являлось сложной для того времени задачей, так как рабочим мешали грунтовые воды на береговых линиях города. Для забивания свай использовались паровые машины.

Несколько тысяч рабочих занимались строительством моста под руководством Станислава Валериановича Кербедзу. Ограждения создавались по иллюстрациям художника Александра Брюллова, а по проектам Петра Клодта и Николая Пименова планировалось отлить скульптуры. Идеи двух скульпторов не были осуществлены из-за высокой стоимости материалов.

На набережной слева от моста построили Благовещенскую площадь и Благовещенскую церковь, а справа — площадь Трезини.

Открылся мост 21 ноября 1850 г. На этом событии присутствовал император Николай I, он самым первым прошелся по мосту в сторону Васильевского острова. Мост имел длину 298 м, ширину 20 м и 8 пролетов. Общая масса сооружения достигала 9,5 тыс. т. Разводные крылья находились у правого берега и их разведение занимало около 45 мин.

В 1855 г. император умер, и в его честь мост переименовали в Николаевский. Также у Василеостровского берега возвели часовню Николая Чудотворца. Необходимость первой реконструкции появилась после испытаний моста на прочность, когда начались деформации правых разводных опор.

Также эту необходимость диктовали темпы развития судостроения, так как:

  • увеличились параметры кораблей;
  • разводная часть находилась на мелководье.

Пролетные крылья было решено перенести на самую глубоководную часть Невы — примерно на середину. Но реконструкция не состоялась из-за начала Первой Мировой войны.

Благовещенский мост также стал известен благодаря событиям 1917 г., когда около него сделал залп крейсер «Аврора», известив о начале атаки на Зимний дворец. Через несколько лет мост снова переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, который организовал бунт на крейсере «Очаков».

Мост 1939 года

Благовещенский мост, в то время именуемый мостом Лейтенанта Шмидта, в Санкт-Петербурге являлся один из самых важных переправ города, но оказался слишком непродуманным. В связи с развитием кораблестроения, строительства Морского канала и несовершенства разводных механизмов мост Лейтенанта Шмидта было необходимо срочно реконструировать.

Суда проходили через разводные крылья слишком долго, и приходилось прибегать к помощи буксировочных лодок. В 1936 г. план ремонта моста был утвержден, а руководителями реконструкции назначены Г.П. Передерий и В.И. Крыжановский. Оформление моста велось под руководством архитектора Л.А. Носкова.

Стальные детали конструкции моста и разводные механизмы изготавливали на Кировском заводе, а сварные части доставлялись со всех уголков страны.

На время реконструкции транспорт и пешеходы двигались по соседним мостам и временным переправам. В начале ноября 1938 г. было возобновлено движение по сооружению, и через несколько дней провели церемонию открытия. Однако комиссия приняла отремонтированный объект только спустя 2 года. Все это время мост Лейтенанта Шмидта находился в статусе временного.

В результате реконструкции:

  • разводная часть перенесена в середину сооружения;
  • были расширены пролетные крылья;
  • установлены гидравлические механизмы развода;
  • подобраны противовесы;
  • были проложены новые трамвайные пути.
После реконструкции в 1939 году, Благовещенский мост в Санкт Петербурге стал более функциональным. Его разводная часть перенесена в середину сооружения.

При этом сваи фундамента, опоры моста и ограждения из чугуна остались неизменными, что сократило время и стоимость ремонта.

После реконструкции изменились и параметры переправы: длина увеличилась до 331 м, ширина всего моста стала 24 м, ширина дорожного покрытия — 18 м, а каждый тротуар составлял около 3 м. Увечилась и ширина сквозного окна при разведении моста — 42 м. Общий вес конструкций составил 2,4 тыс. т.

Мост Лейтенанта Шмидта стал первым мостом в Советском Союзе, в котором использовалась электросварка и подводное бетонирование. Однако визуально мост не мог сравниться с первоначальной постройкой, так как сохраненные решетчатые узоры на пролетах не гармонировали с новыми формами.

Мост 2007 года

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге, который сейчас полностью функционирует, был подвергнут серьезным изменениям в конструктивной части в 2005 г. Необходимость повторной реконструкции была обоснована растущим потоком транспорта через него. В этот момент она была ограничена 20 т.

Чтобы избежать разрушения исторического сооружения, городское управление приняло решение о закрытии Благовещенского моста на реконструкцию.

Инженеры обнаружили, что на опоры обоих пролетов оказывается большое давление. Чтобы сохранить опорные балки, они решили изменить их конструкцию и изготовили специальную прочную стержневую систему с подвижными частями. Необходимые противовесы были впервые изготовлены из свинца.

Оперев на них крылья, строители сохранили первоначальный вид опор, а также смогли снизить нагрузку на подвижные пролеты и их вес. Для обеспечения переправы выше по Неве был создан дополнительный временный мост, который местные жители прозвали «сыном лейтенанта Шмидта».

Во время реконструкции проводился монтаж старых пролетов и установка новых. Затем устанавливались механизмы разводных систем. 10 апреля 2007 г. через разводные крылья прошли первые суда, а к середине лета закончились работы по отделке.

25 июля мост подвергся испытаниям на прочность. Для этого по нему пустили поток грузовых машин. Мост лейтенанта Шмидта оборудовали новейшими гидравлическими механизмами и автоматизированными системами управления. А также была полностью заменена вся электросистема.

С моста убрали трамвайные пути, установили дорожное ограждение и автоматизированные подъемные барьеры, ограничивающие движение транспорта при разводе пролетов. Также мосту вернули его первоначальный облик.

В августе 2007 г. губернатор В.И. Матвиенко вместе с правнучкой С.В. Кербедза открыли мост сведением разводных частей и вернули старой название — Благовещенский мост.

На мосту с обеих сторон находятся павильоны, на которых расположены гранитные мемориалы:

  • справа мемориальная доска посвящена офицеру П.П. Шмидту;
  • слева — доска в память о постройке моста С.В.Кербедзу и последующей реконструкции Г.П. Передерием и Л.А. Носковым.
  • на правом парапете: доска в память о Николае I.

Эксплуатация в нынешнее время, значимость

Благовещенский мост до сих пор является одним из самых крупных в Санкт-Петербурге. У этого моста останавливаются многотоннажные круизные лайнеры, количество которых увеличивается до 5-7 кораблей в период белых ночей.

За счет расширения моста до 37 м увеличилась и его пропускная способность: за день по мосту проезжает около десятка тысяч единиц транспорта.

Благодаря современному оборудованию разводка мостов занимает всего несколько минут, а не 40. Это позволяет пропускать большее количество судов через Неву. Так были налажены торговые пути страны. Корабли, которые проходят через Благовещенский мост, плывут из Европы в сторону Ладожского озера, Волги и Астрахани.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге разводят по определенному расписанию 2 раза в день в ночное время и рано утром:

  • с 1.25 до 2.25;
  • с 3.00 до 5.00.

Дальнейшая судьба моста

Для обеспечения большей безопасности и контроля над разводом мостов Благовещенский мост был включен в проект о создании «Единой информационной системы контроля состояния оборудования моста».

Данная система позволит сократить число аварий и происшествий при разводе пролетов, а также предупреждать возможные неполадки при прохождении через мост крупногабаритных судов. Данный проект направлен на автоматизированный анализ всех электронных систем моста, его механизмов и конструкций.

Благодаря Благовещенскому мосту налажено сообщение между Василеостровским регионом и центральной частью города. Мост является архитектурным достоянием Санкт-Петербурга и охраняется законом.

Автор: Шалунова Анна

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Благовещенском мосте

История Благовещенского моста в Санкт-Петербурге:

Благовещенский мост

Благовещенский мост (ранее – Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове – на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве. До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве. До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов. Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.

В связи с постройкой постоянного моста Лейтенанта Шмидта, наплавной мост в 1850 году был переведён вверх по течению и установлен в створе Дворцового проезда и Пушкинской площади (бывшей Биржевой) и получил название Дворцового.

С началом строительства постоянного Дворцового моста, в 1912 году его вернули на старое место – к площади Декабристов, после чего он вновь стал называться Исаакиевским. В 1916 году наплавной мост сгорел от искры проходящего буксира. Исаакиевский наплавной мост был первым и последним мостом, который прослужил 189 лет.

Постройке постоянного моста через реку Неву предшествовала огромная творческая деятельность мостостроителей. Предметом дискуссий была и трасса моста. Инженером Корпуса путей сообщения генерал-лейтенантом М.Г. Дестрема была предложена трасса моста, проходившая от истока Крюкова канала. Автор предложил заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и создать на этом месте предмостовую площадь с церковью посередине. Это сказалось на планировке района, прилегающего к площади Труда. Был засыпан Адмиралтейский канал (заключён в трубу) на участке от площади Декабристов до Крюкова канала, а на его месте разбит бульвар Профсоюзов.

С 1750 года до начала строительства моста было разработано более 40 проектов постоянного моста через реку Неву. Проблема разработки стояла перед городом долгие годы. Среди авторов проекта были такие изобретатели-самоучки, как И.П. Кулибин, крепостной крестьянин М. Калашников, ржевский мещанин М.И. Немилов и другие, а также иностранцы по происхождению инженеры П.П. Базен, И.К. Герард, европейские инженеры А.С. Лудон, И.Х. Брюнель, Б.П. Клайперон, Ж.-Р. Перроне, Дефонтен, А.Л. Витберг, В.И. Гесте и другие. Победителями в этом длительном соревновании стали инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.

В 1842 году проект постоянного моста был утверждён царем, после чего началось строительство, которое было закончено через 8 лет – в 1850 году. В день открытия мост получил название Благовещенского по имени находившейся на предмостовой площади церкви лейб-гвардии конного полка, а в 1855 году переименован в Николаевский. После революции мост был назван именем лейтенанта Шмидта.

Новый мост представлял сооружение, состоящее из восьми пролётов, из них – семь постоянных пролётов разных размеров были перекрыты 2-х шарнирными чугунными арками. В каждом пролёте было по 13 арок. Разводной пролёт располагался у правого берега и был перекрыт однорукавным несимметричным поворотным металлическим пролётным строением, состоящим из 2-х частей: низовой и верховой с пролётом в свету 21.33 метра. Длина моста составляла в те годы 298.2 метра, ширина – 20.3 метра, в том числе проезжая часть – 13.87 метра и два тротуара по 3.2 метра.

Устой левого берега представлял собой сплошной массив из бутовой кладки на свайном основании. Устой правого берега был выдвинут на 15.0 метров в русло реки, его длина составляла 90.0 метров и была равна длине 2-х частей разводного пролёта, располагавшихся при разводке вдоль берега. Устои облицованы гранитом.

Промежуточные опоры располагались на свайном основании и были ограждены 2-х рядными шпунтовыми перемычками с каменной засыпкой, что весьма ограничивало подмостовой габарит. Тело опор состояло из каменной кладки на гидравлическом известняковом растворе. Опоры облицованы гранитом.

Опора разводного пролёта была широкой и для принятия давления арок имела центральное ядро с рядами, наклонёнными соответственно ходу кривой давления, распёртой обратным каменным сводом, уложенным по дну разводного пролёта.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцовую мостовую, на разводном – дощатый настил. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на чертежах нет. На одном из чертежей есть надпись С.В. Кербедза о том, что рисовал и чертил перила поручик Бельмеринг. Однако, знаток Петербургской старины В.Я. Курбатов считал, что рисунок принадлежит Огюсту Монферрану. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера С.В. Кербедза. В таком виде мост просуществовал 85 лет.

Основной причиной переустройства моста послужило состояние его разводного пролёта, не удовлетворявшего условиям судоходства по реке Неве. Кроме того, разводной пролёт находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и отверстие разводного пролёта были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой.

Вопрос о реконструкции разводного пролёта возник ещё в 1885 году, когда был проложен Морской канал из Финского залива на Гутуевский остров, а глубоководные океанские суда не могли войти в Неву.

В 1936-1938 годах по проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского, архитекторов К.М. Дмитриева и Л.А. Носкова, мост был полностью перестроен. Количество пролётов сохранилось прежним – 8.  Старый разводной пролёт был перекрыт железобетонным пролётным строением 2-х шарнирной арочной системы. Чугунные арочные пролётные строения заменены 3-х пролётными цельносварными металлическими пролётными строениями балочно-неразрезной системы.

Разводной пролёт расположен в середине моста. Пролётное строение металлическое цельносварное двукрылое, раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами, с электромеханическим приводом, с неподвижной осью вращения. В наведённом состоянии разводное пролётное строение превращается в балочно-консольную систему. Отверстие в свету – 42.0 метра.

При реконструкции часть опор была использована без изменений.  Опоры разводного пролёта расширены для размещения в них механизмов развода, противовесов и пульта управления с использованием существующих свайных фундаментов.

Покрытие на постоянных пролётах асфальтобетонное по железобетонным плитам, а на разводном пролёте – деревянное. В трамвайной полосе осталась торцевая мостовая.

Перильное ограждение было восстановлено прежнее. Длина моста составляла 328.7 метров, ширина – 24.0 метра, в том числе проезжая часть – 11.8 метра, трамвайная полоса – 6.2 метра и два тротуара по 3.0 метра. На мосту были установлены новые столбы с шестигранными фонарями.

Мост Лейтенанта Шмидта является одним из первых цельносварных мостов. В процессе перестройки моста был использован способ подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролётных строений водяной статической нагрузкой.

Снятые чугунные арки были перевезены в город Калинин и установлены на одном из мостов через реку Волгу. Старые фонари были установлены на Марсовом поле вокруг памятника борцам революции.

Работы по переустройству моста Лейтенанта Шмидта осуществлялись под руководством профессора Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского.

В 1975-1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина и Б.Н. Брудно был произведён капитальный ремонт разводного пролёта. Также в рамках проекта была произведена замена деревянного настила на эпосланбетонное по ортотропной плите, уложена новая гидроизоляция, деформационные швы и водоотводные трубки, установлено металлическое силовое ограждение.

Работы по капитальному ремонту разводного пролёта осуществлялись под руководством главного инженера СУ-1 Ленмостостроя Е.В. Лейкина, главного инженера РСУ Ленмосттреста Г. Киселева и прорабов Б.П. Романова, и Н.И. Тарасенко. Технический надзор вёл инспектор Дирекции В.А. Кононов и инженер ТО А. Мумрин.

В мае 2006 года мост был передан в реконструкцию. Работы по реконструкции выполнялись организацией ОАО «Мостоотряд 19» по проекту, разработанному ЗАО «Институт Стройпроект». Автор проекта реконструкции – Кузнецова Т.Ю., архитектор – Горюнов А.Е., главный инженер ЗАО «Мостоотряд 19» – Тарбаев Н.А., ответственный производитель работ – Кан И.Е. Технический надзор осуществляла СПб ГУ «Дирекция Транспортного строительства», главный инженер надзора – Зырянов О.В., инспектор надзора – Минагулов О.Т. Технические решения проекта были разработаны на основе анализа результатов историко-архивных исследований и детального обследования конструкций. Перильное ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной КГИОП.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 920, подписанного губернатором В.И. Матвиенко, мосту через реку Неву у площади Труда и площади Трезини возвращено историческое название –Благовещенский мост.

Блaгoвещенский мoст Санкт-Петербург - Санкт-Петербург

Есть в каждом городе свои ценности и памятники, что манят путешественников романтикой, историей, архитектурой. Но кажется, что только в Санкт-Петербурге почти каждое сооружение – живая легенда, каждый уголок – позволяет погреться у немеркнущей строки истории. А мосты города – это особая даже не повесть, а роман.

В поисках гармонии и комфорта

Взять хотя самый первый постоянный мост – Благовещенский, который в 1850 году соединил два берега Невы. Строительство моста длилось целых восемь лет, и это - совершенно не удивительно. Чтобы воплотить в жизнь идею архитектора А. Брюллова понадобились механизмы и приспособления, которые пришлось проектировать и конструировать в индивидуальном порядке. Результат гигантской работы получился восхитительным – не зависимо от того, играет ли изумрудными оттенками летний прибой Невы или висит над городом мирозданье, удивительным образом посеребренное зимой. Однако сегодняшним гостям города доступна к обозрению конструкция моста, претерпевшая некоторые изменения. Как известно, такое строение как мост требует к себе пристального внимания с целью обеспечения его безопасной эксплуатации, а также – поддержания соответствующего внешнего вида. Именно для осуществления таких целей Благовещенский мост пережил два крупных ремонта:

  • В 1939 году, результатом которого стало значительное, на 4 метра увеличение ширины моста, которая достигла 24 метров. Практически в два раза увеличилась ширина разводного пролета, достигнув по окончанию ремонтных работ 42 метров. Не остались без внимания и разводные механизмы, которые требовали некоторой модернизации;
  • С 2005 по 2007 год, в результате которого мосту вернули его первоначальный, так подчеркивающий его историческую индивидуальность, арочный облик. Кроме того, разводной пролет оснастили современной автоматизированной системой.

График разводки Благовещенского моста

Есть еще одна особенность у этого моста – когда ночь накрывает город своим звездным покрывалом, горожанам и гостям города можно дважды наблюдать развод его пролетов – в 1час 25 минут – первый раз и в 3 часа 10 минут – второй.

Но главное, что всегда привлекает путешественников – это архитектурные особенности Благовещенского моста, который также в свое время был известен под другими названиями. Мост Лейтенанта Шмидта, Николаевский – это также названия самого старого моста Северной столицы. Ажурные, словно невесомые, но вместе с тем прочные и массивные перила моста – его подлинное украшение. Трезубец Нептуна, два киппокампа – украшение перил, притягивающее внимание, а его многогранные стеклянные фонари являются легко узнаваемой визитной карточкой моста.

Если дороги приведут вас в город над Невой, обязательно найдите время для посещения этого моста.

Где находится Благовещенский мост


Добавить комментарий

Благовещенский мост Санкт-Петербурга - Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal

Благовещенский мост, он же Невский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта...
Это один из самых знаменитых мостов Петербурга - когда-то это был самый длинный (постоянный) мост Европы, а возможно и мира! Это первый постоянный мост через Большую Неву. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров).

Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Именно на этом мосту заканчивается река Нева и начинается Финский залив — Невская губа.
Изначально он должен был называться "Невский мост". Но открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).


До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.

П.А.Александров. Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г. Такое впечатление, что Александров Исаакий рисовал по памяти или его башенки сильно болели и усохли...

Проект однопролетного, деревянного моста через Неву предлагал и механик Кулибин. Но увы, его идею и проект отвергли.

Василий Садовников.Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова.

Строительство моста начало

Благовещенский мост

Благовещенский мост.

Общая информация

Благовещенский мост стал первой постоянной переправой через Неву. По своей сложности и масштабу сооружение стоит в одном ряду с выдающимися постройками Петербурга XIX века наравне с Исаакиевским собором. Для строительства моста было выбрано интересное место — здесь заканчивается непосредственно река Нева и начинается Финский залив, а водораздел как раз и проходит по оси моста.

Строился объект в 1843-1850 годы под рабочим названием Невский мост по проекту российского инженера С. В. Кербедза, заслуги которого были оценены высоко: начав проектирование майором, к открытию моста он был произведен в генералы.

Реализация проекта потребовала подготовительных работ. Часть Крюкова канала заключили в подземную трубу и создали на этом месте площадь. Благовещенская церковь, возведенная посредине площади, дала название и самой площади, и Невскому мосту, но уже в 1855 году (после смерти императора Николая ǀ) мост переименовали в Николаевский.

После революции церковь снесли, а площадь переименовали в площадь Труда. Николаевский мост получил имя лейтенанта Шмидта – героя первой русской революции, возглавившего восстание на крейсере «Очаков». Возможно, идея названия возникла по ассоциации с легендарным крейсером «Аврора», который в 1917 году стоял у Николаевского моста и отсюда дал холостой залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего.

На время проведения капитального ремонта в 2005-2007 годах мост закрыли и возле него построили временный, который в народе тут же окрестили «сыном лейтенанта Шмидта». Сегодня мост вновь обрел свое историческое название – Благовещенский, а его архитектурный облик приблизился к первоначальному.

Уникальным убранством являются изумительной красоты чугунные перила, выполненные по рисункам архитектора Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника. Мифологические водные кони с перепончатыми передними лапами и хвостом русалки — гиппокампы из упряжки Нептуна — основной мотив ограды.

После реконструкции (по данным СПб ГБУ «Мостотрест») длина восьмипролетного моста достигла 349,8 метров, ширина — 38,07 метров. Двукрылый разводной пролет находится посередине.

Как выглядел старый мост с часовней на опоре у разводного пролета, с поворотным механизмом возле правого берега, можно увидеть при просмотре киноленты «Октябрь» Эйзенштейна.

Где находится Благовещенский мост

Благовещенский мост соединяет Васильевский остров (возле площади Трезини на набережной Лейтенанта Шмидта) с центром Петербурга (выходит на Английскую набережную возле площади Труда).

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (мост Лейтенанта Шмидта)

Благовещенский (мост Лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе.

Из истории

Первые работы по возведению постоянных мостов через Неву появились в середине XVIII века, но их реализация оставалась несбыточной мечтой из-за дороговизны и сложности проектов.

В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом.

Строительство велось в соответствии с утвержденным императором «Положением о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву», согласно которому работы были рассчитаны на четыре года. Однако, для строительства переправы потребовалось в два раз больше времени: работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

В то время в Санкт-Петербурге было три долгостроя: Невский мост, Московская железная дорога и Исаакиевский собор. В народе ходила шутка:

  • Невский мост построят, но он быстро развалится, поэтому мы его увидим, а наши дети – нет
  • Железная дорога будет строиться так долго, что мы ее не увидим и наши дети ее не увидят
  • А Исаакиевский собор вообще никогда не построят и его не увидим ни мы, ни наши дети.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Опоры сооружения не были украшены, этим подчеркивалась их «непоколебимая устойчивость». Планировалось, что на мосту будут установлены аллегорические скульптуры, выполненные по рисункам Петра Клодта и Николая Пименова, но от этой идеи пришлось отказаться из-за отсутствия средств.

Прилегающие к переправе территории была обустроены следующим образом:

  • На Адмиралтейском острове были построены Благовещенская площадь (ныне площадь Труда) и Благовещенская церковь в ее центре, по названию которых был назван и мост
  • Со стороны Васильевского острова набережную расширили и создали площадь Трезини.

Невский мост проверили на грузоподъемность, втащив на него рельсы, привезенные из Европы для строительства железной дороги.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. В этот день можно было наблюдать непривычное для зимы зрелище, когда император и тысячи горожан собрались у Невы. Церемония началась с молебна, после которого император Николай I вместе с сыновьями прошёл пешком через переправу на Васильевский остров, обратно высокие гости вернулись в открытых экипажах.

Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов.

Для тех времен это было, действительно, гигантское сооружение:

  • Протяженность моста составила 298,2 метра
  • Ширина – 20,3 метра
  • Масса металлических конструкций переправы - 95 000 тонн
  • Число пролётов – 8.

Разводной пролёт располагался у правого берега Невы, рядом с Васильевским островом, два его крыла разводились примерно за 40 минут.

После смерти Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский. Рядом с разводным пролетом по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была возведена небольшая часовня Святителя Николая Чудотворца, которую в народе стали называть «Николай-на-мосту».

К началу XX века переправа стала узкой для прохода новых судов, к тому же эта часть Невы была мелководной. В связи с этим было принято решение реконструировать мост и перенести разводной пролет в центр.

Реализации этого проекта помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Во время революционных событий 1917 года рядом с Николаевским мостом стоял знаменитый крейсер Аврора, известивший своим выстрелом о начале штурма Зимнего дворца. В честь этого события на Английской набережной установлен памятник.

В 1918 году Николаевский мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта в память о Петре Шмидте, руководившем Севастопольским восстанием на крейсере «Очаков» в 1905 году. По одному из проектов, предлагалось на месте снесенной часовни установить памятник революционному деятелю, первому из морских офицеров, перешедшему на сторону восставших матросов.

К вопросу о перестройке Николаевского моста вернулись лишь после революции и Гражданской войны.

Благовещенский мост - реконструкция в советское время

В 1930 году часовню снесли, а вскоре стало ясно, что необходимо коренным образом реконструировать переправу. Разводной механизм стало заклинивать, кроме того, необходимо было менять пролет для судов, проходящих по Неве, поскольку их число возросло в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала.

Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова.

Фамилия инженера и проектировщика Передерий вызвала новый всплеск творческой активности ленинградских пересмешников. В арсенале городского фольклора появилось выражение «Передерий передерил».

При реконструкции моста применили новые для того времени методы мостостроения. Соединение стальных конструкций выполнялось с помощью электросварки, положительно зарекомендовавшей себя при строительстве Володарского моста, также был использован новый способ подводного бетонирования.

После реконструкции длина моста Лейтенанта Шмидта стала 331 метр, а ширина увеличилась на 4 метра и составила 24 метра: проезжая часть увеличилась до 18 метров, тротуары имели длину 3 метра. Вместе с тем, масса сооружения уменьшилась почти в четыре раза и стала 2400 тонн.

Разводные крылья теперь располагались в среднем пролете, а время их подъема составляло всего 55 секунд.

В центре моста, на круглых башнях, установили памятные доски в память о лейтенанте Шмидте и о создателях моста.

Чтобы испытать объект на прочность, 8 сентября 1938 года на правобережной проезжей части установили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн и наполнили их водой, создав модель размещения на переправе легковых автомобилей в пять рядов. Через три часа воду выпустили и испытание провели на другой стороне.

С 5 ноября 1938 года движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто. Деревянный настил разводного пролёта заменили на металлический в 1976 году.

Реконструкция моста Лейтенанта Шмидта в 2000-х годах

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Для движения автотранспорта и пешеходов на время ремонта выше по течению Невы был сооружен мост-дублер.

Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Вновь открывшейся переправе вернули ее историческое название – Благовещенский мост. Его ширина увеличилась с 24 до 37 метров, количество полос для движения автотранспорта - 8.

Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Виртуальные прогулки

Благовещенский мост: фото, история, когда разводят

Благовещенский мост пересекает Неву рядом с Васильевским островом, практически в месте ее впадения в Финский залив, соединяя Адмиралтейский район с Василеостровским. Он подвергался реконструкциям и менял названия чаще, чем остальные мосты Санкт-Петербурга, из-за чего у гостей города до сих пор возникает путаница с определением местоположения и историей моста.

История строительства

С 1727 года Васильевский остров и центр Петербурга соединял временный Исаакиевский мост. В 1842 г. император Николай I издал указ о строительстве на его месте постоянной переправы. К работе над проектом был приглашен инженер Станислав Кербедз, который спроектировал мост и назвал его Невским. Участие в проекте также принимал известный архитектор Александр Брюллов – он придумал установить по краям газовые фонари и чугунные ограждения со скульптурами морских коньков.

Строительство начали в месте впадения Крюкова канала в Неву. Работы проходили в тяжелых условиях – твердый грунт на дне реки не давал нормально вбить сваи, и строителям приходилось применять водолазные колокола для подводных работ.

Существует легенда, что Николай I был настолько обеспокоен скоростью и качеством строительства моста, что пообещал Станиславу Кербедзу повышение за каждый готовый пролет – именно потому в готовой конструкции их было не пять, как у большинства мостов, а целых восемь. Когда строительство было завершено, император сдержал обещание и присвоил инженеру чин генерала.

В ноябре 1850 г. название моста изменили на Благовещенский в честь одноименной церкви, стоявшей неподалеку на левом берегу Невы. 21 ноября 1850 г. состоялось официальное открытие переправы, ставшей первой постоянной дорогой через Неву. Примечательно, что разводной пролет моста находился не в центре, а ближе к правому берегу.

Император Николай I скончался в 1855 г., и в честь его кончины мост переименовали в Николаевский. Через 45 лет суда, проходящие по Неве, выросли в размерах, и стало понятно, что расположение и размеры разводного пролета выбраны неудачно. В 1901 г. были предложены проекты реконструкции моста с переносом пролета в центр, но ни один из них не воплотили в жизнь.

В 1918 г. мост снова сменил название - теперь в честь лейтенанта Петра Шмидта, революционера и лидера мятежа на крейсере «Очаков». В 1936 г. из-за возросших нагрузок была проведена капитальная реконструкция переправы. Проект разработал Григорий Передерий – он полностью поменял конструкцию, оставив от первоначального Благовещенского моста только ограждения и опоры. Архитектор разработал двукрылый пролет в центре моста и предусмотрел перекрытие старого железными балками, облицованными гранитом. Длина нового моста равнялась 331 м, а ширина – 24 м. Движение было открыто в ноябре 1938 г. после испытаний прочности.

Мост сейчас

Мост в современном виде был отстроен в 2004 г. Чтобы не прекращать движение, строители возвели дублирующую переправу и занялись реконструкцией: обновили стальные опоры и перекрытия, уложили асфальтобетонное покрытие. В 2007 г. мост вновь открылся с прежним названием – Благовещенский.

Ширина моста составляет 37 м, для движения автомобилей предусмотрены 8 полос, а по бокам – 2 пешеходных тротуара, отделенных от проезжей части металлическими оградами. Конструкция состоит из 8 пролетов. В центре находится двукрылый разводной пролет длиной 51,2 м. Крылья раскрываются за 55 секунд под углом 72 градуса с помощью гидравлического механизма.

На опорах моста установлены гранитные парапеты, на которых закреплены мемориальные доски: с правого берега – во славу морского офицера Петра Шмидта, а с левого – в честь архитекторов Кербедза и Передерия. По всей длине установлены 22 опоры освещения. Опоры, гранитные перила и павильоны моста признаны памятниками архитектуры.

Как добраться:

[yandexMap name="Благовещенский мост" description="Санкт-Петербург, Благовещенский мост"]Санкт-Петербург, Благовещенский мост[/yandexMap]

Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы

Первая постоянная переправа через Неву и одна из трёх масштабных и грандиозных строек первой половины XIX столетия наряду с Исаакиевским собором и железной дорогой между Санкт-Петербургом и Москвой, Благовещенский мост соединяет Васильевский остров со 2м Адмиралтейским. Туристы со всего мира приезжают в град Петра, чтобы в период белых ночей посмотреть на разводные мосты с одетых в гранит набережных. А от уникального шанса побывать внутри моста во время разводки и наводки точно никто не откажется, и я не смог!

     

6 ноября 1842 года император Николай I утвердил "Положение о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву", включавшее в себя подробный план работ на 3 года:
"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи;
2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения;
3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов."

2.  

После множества трудностей, возникших в процессе строительства и связанных со сложным грунтом и сильным течением Невы, официальное открытие Благовещенского моста наконец-то состоялось 21 ноября 1850го года, в день празднования введения во храм Пресвятой Богородицы. "Драгоценное ожерелье красавицы Невы", как его окрестили современники, имел 7 арочных пролётов, а 8й двукрылый пролёт был разводным. На тот момент Благовещенский мост стал самым длинным в Европе - 298,2 метра, а ширина составляла 20,3 метра. После освящения моста император Николай I с сыновьями пешком перешёл на Васильевский остров, а обратно проехал в коляске с наследником.

3.   

Изящные чугунные перила с морскими коньками и трезубцами, являющиеся настоящим украшением выдающегося инженерного сооружения, были отлиты по проекту архитектора А.П. Брюллова.

4.   

За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался. Начнём с того, что в проекте инженера С.В. Кербедза рабочим названием моста значилось Невский. Однако поскольку в проект входило также обустройство примостовых территорий, то на месте нынешней площади труда возвели Благовещенскую церковь, по имени которой и назвали первый постоянный мост через Неву. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили название Благовещенский.

5.   

Первый раз мост реконструировали в 30е годы прошлого века, были увеличены длина - до 331 метра, ширина - до 34 метров, и разводной пролёт - до 42 метров. На разводных опорах возвели два павильона, в одном из которых нынче располагается центр управлениями механизмами моста, а во втором - пункт охраны. Модернизации подверглись и механизмы, осуществляющие разводку крыльев - в изначальном варианте крылья поворачивались в горизонтальной плоскости, процесс занимал аж 40 минут. Вторичная реконструкция проводилась в 2005м году: бетонные опоры несмотря на почтенный возраст превосходно сохранились, а вот стальные конструкции из-за усталостного износа пришлось полностью заменить. Чтобы не усложнять транспортную ситуацию в городе, рядом была возведена временная переправа.

6.   

Возможно, удивитесь, но за разводку моста отвечают буквально несколько человек: бригада из двух механиков и группа охранников, устанавливающих барьеры по обе стороны мосты и препятствующих проникновению на разводящийся мост нежеланных посетителей. Старший механик Юрий работает на Благовещенском мосту уже более 20 лет - сегодняшней ночью он ответственный за разводку и наводку моста.

7.   

Негласным талисманом-хранителем Благовещенского моста служит скульптура рабочего, принесённая невесть откуда и когда одним из сотрудников.

8.   

Второй механик поведал нам, что такой специальности, как механик по обслуживанию разводных мостов, не существует, поскольку, скажем прямо, разводные мосты в мире не так часто можно встретить. Поэтому попадают на мосты из смежных областей, а потом прикипают душой к таинству разводки одного из символов Санкт-Петербурга и остаются на долгие годы.

9.   

На монитор выводится изображение с установленных на мосту камер, тем не менее перед тем, как нажать главную кнопку, старший механик должен обязательно выйти наружу и своими глазами удостовериться, что никто не проник сквозь кордоны охраны. Посколько желающих в последний момент перебежать на Васильевский остров или обратно всегда хватает.

10.

Накануне ночью через пролёт Благовещенского моста возвращался после ремонта в Кронштадте крейсер "Аврора". Символично, что в 1917м году "Аврора" стояла за, на тот момент, Николаевском мостом у Английской набережной, когда был произведён выстрел в сторону Зимнего дворца. Наша экскурсия изначально планировалась как раз в ночь прохода "Авроры", но накануне руководство "Мостотреста" решило, что блогеры будут только отвлекать механиков в столь ответственные минуты, поэтому визит на Благовещенский мост перенесли на один день позже.

11.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем, чтобы в итоге финальным нажатием кнопки запустить процесс разводки.

12.

Юрий доверил уникальную возможность развести мост и открыть ночную навигацию одному из блогеров.

13.

В процессе разводки в целях безопасности категорически запрещается находиться под поднимающимся крылом, посколько есть минимальная вероятность падения посторонних предметов, каким-то образом оказавшихся в конструкциях и асфальтовом покрытии моста.

14.

Процесс разводки моста занимает теперь всего несколько минут, а не 40, как в первичной конструкции.

15.

За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая - с 1.25 до 2.45, вторая - с 3.10 до 5.00. Тем не менее, как отметил Юрий, если водный трафик ожидается небольшой, наводиться можно и раньше, дабы не прерывать сообщение между островами дольше необходимого временного отрезка.

16.

Теперь спустимся на нижний уровень моста. Массивные противовесы закрыты стальными конструкциями, а между штоками гидроцилиндров видны Академия Художеств и павильон моста, где расположен пункт охраны.

17.

Блогеры вовсю делают уникальные снимки, а Юрий делится опытом и рассказывает занятные истории, случившиеся за годы его работы. Например, однажды его срочно вызвали днём, чтобы произвести экстренную разводку моста. В акватории Невы прямо напротив Медного всадника начал тонуть военный корабль. То ли на корабле что-то испытывали, то ли мощность учебного взрыва оказалась чрезмерной. Пришлось спешно буксировать тонущее судно на ремонт, дабы оно не стало вечным памятником среди островов Санкт-Петербурга.

18.

Парочка технических моментов. Кнопок аварийного останова несколько в различных местах на мосту, чтобы в экстренном случае как можно быстрее приостановить процесс разводки или наводки.

19.

В случае возгорания в помещении с компактной гидравлической станцией автоматически сработает порошковая система пожаротушения, о чём персонал будет предупреждён подсветкой табло при входе.

20.

Пока второй механик наблюдает за состоянием системы и давлением масла наверху, на пульте управления, Юрий готов ответить на любые вопросы, возникающие в пытливых умах блогеров.

21.

У гидравлической станции поддерживается чистота, собственно, как и во всех остальных помещениях. График уборки строго регламентирован.

22.

Пока ждём наводки и через разводной пролёт проходят несколько судов, не упускаем возможность поснимать необычных ракурсов в системе координат "мост-набережные". Дворцовый мост тоже уже развели.

23.

Посещение моста организовано в рамках специального совместного летнего проекта "Блогеры разводят мосты" от "Сообщества Питерских Блогеров" spbblog и СПб ГБУ "Мостотрест". Итоговым мероприятием проекта станет осенняя фотовыставка лучших работ блогеров, а также возможность попасть со своим снимком в издаваемую книгу, посвящённую мостам, которую ГБУ "Мостотрест" начинает готовить к 85-летию своего предприятия.

24.

Во время последней реконструкции основная сложность заключалась в увеличении прочности конструкций разводного пролёта с учётом планировавшегося увеличения ширины моста с 24 до 37 метров.

25.

Инженерные изыскания и расчёты позволили облегчить крылья разводного пролёта и перенести часть веса на опоры стационарных пролётов.

26.

Также были сняты трамвайные пути, установлены разделительные барьеры для транспортных потоков встречных направлений. Ширина тротуаров увеличилась в 2 раза - с 1,5 до 3 метров.

27.

Стрелки часов приближаются к 2.45, и Юрий просит всех перейти на тротуарную часть.

28.

Считанные секунды и крылья моста смыкаются, чтобы через несколько минут после открытия движения накопившиеся у площадей Труда и Трезини потоки машин и пешеходов смогли пересечь Неву и попасть на Васильевский остров, либо наоборот, на 2й Адмиралтейский.

29.

Настало время прощаться с механиками и молчаливым хранителем Благовещенского моста. Теперь мы, velly84, olegkolobov, corsair, sergey_nb и Ваш корреспондент, можем смело утверждать, что разводили и наводили первый постоянный мост через Неву.

30.

Гигантское спасибо spbblog и Спб ГБУ "Мостотрест" за возможность исполнить мечту многих петербуржцев - побывать внутри разводного моста. А также отдельное спасибо ещё одному спонсору проекта, компании "Таксовичкоф" за трансфер до дома. Keep it locked!

Другие посты о Питере:

Одной питерской ночью
Одним питерским вечером

Добавить журнал в друзья


Смотрите также

Описание: