Арт парк никола ленивец где находится


Никола-Ленивец — Википедия

Нико́ла-Лени́вец — деревня в Дзержинском районе Калужской области, расположенная на реке Угре. Ниже по течению расположена деревня Звизжи, а севернее — деревня Кольцово.

Сегодня, по инициативе художника Николая Полисского, Никола-Ленивец известен как арт-парк, где на площади 650 Га представлена обширная коллекция архитектурных и художественных объектов, проходят фестивали «Архстояние» и «Ночь новых медиа».

Никола-Ленивец является особо охраняемой природно-исторической территорией в составе Национального парка «Угра», образованного в 1992 г.

На берегах Угры произошло не одно знаменитое сражение. Название Никола-Ленивец произошло после одного из них. Легенда гласит: в канун дня Святого Угодника Николая на поселение напал враг с другого берега Угры. История не зафиксировала, были ли это татаро-монгольские воины или литовские рыцари, но внезапное вторжение рассеяло местных жителей. Они предпочли поражению временное бегство, тем самым сохранив поселение. Враг, почувствовав легкую победу, предался пиршеству и потерял бдительность — «обленился». Дружина же собралась в окрестных лесах и на рассвете разгромила войско неприятеля. С тех пор (по устным преданиям) поселение было названо Николой — в честь Николая Чудотворца, в чей день и под покровительством которого произошла победа. Ленивец — в память о победе и в силу того, что само место традиционно располагает к лени и праздности.

В последующие века в момент укрепления государственности России река Угра стала важным стратегическим объектом, на левом берегу которой возводились форпосты, призванные отражать набеги неприятеля. В народе река называлась «Поясом Пресвятой Богородицы». В 1480 г. Никола-Ленивец оказался в центре Великого стояния на реке Угре, которое положило конец монголо-татарскому игу.

Сегодня на территории Городища возобновляются раскопки. Ведется научно-исследовательская работа по изучению наследия. В краеведческом музее можно увидеть орудия охоты, труда и быта той эпохи.

В честь победы над татарами была построена деревянная часовая, которую в начале XIX века заменил большой каменный храм в честь Пресвятой Троицы, на долгие годы ставший самым значительным архитектурным, художественным и духовным центром. Церковь построили в 1802 г. на средства местного помещика Никиты Алексеевича Муромцева. Для производства кирпича на возведение стен храма был разработан глиняный карьер, и на склонах поселения устроены печи для обжига кирпича, который на повозках доставлялся к месту строительства. Также на месте были созданы мастерские по производству кованых металлических изделий и резных деревянных элементов декоративного оформления здания. На картах той эпохи населенный пункт Никола — Ленивец обозначен символом от 2 000 до 10 000 жителей.

С приходом советской власти структура жизни изменилась. Служба в храме была запрещена, церковные ценности вывезены; иконостас разрушен, колокола сброшены и увезены на переплав, священник репрессирован. Центр общественной жизни был перемещен в деревню Звизжи. Великая Отечественная война добавила разрушений. Немцы взяли без боя эти места. Уходя в (1943 г.) они сожгли все жилые дома, но церковь оставили.

C 2000—2003 года по инициативе и под руководством архитектора Василия Щетинина[2] была осуществлена реконструкция Троицкого храма по проекту архитектурного бюро «Терра».

В настоящий момент церковь не функционирует.

С 2000 года Никола-Ленивец стал форпостом современного искусства. Вместе с крестьянами, местными жителями из ближайших деревень, Николай Полисский создал множество объектов и создал артель «Никола-Ленивецкие промыслы». В 2005 г. Николай Полисский вместе с творческими жителями Николы-Ленивца: Василем Копейко, Анной Щетининой и Василием Щетининым основали фестиваль «Архстояние». Руководство проектом и кураторская работа была предложена Юлии Бычковой и архитектору Антону Кочуркину.

В 2006 г. в деревне Никола-Ленивец состоялся первый фестиваль. За его историю на территории Николы-Ленивца был возведен 101 арт-объект, участие приняло более 150 авторов, среди которых Франсуа Рош (Франция), Николай Полисский (Россия), Александр Бродский (Россия), Адриан Гейзе (Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия) и другие. Объекты, возникшие благодаря «Архстоянию», и внефестивальные объекты Николая Полисского, стали неотъемлемой частью ландшафта Николы-Ленивца.

В 2011 году предприниматель Максим Ноготков приобретает 612 Га вокруг деревни Никола-Ленивец и основывает управляющую компанию проекта «Никола-Ленивец», центр территориальных инициатив «Архполис». В Никола-Ленивце появилось все необходимое для жизни и работы круглый год — гостевые дома, кемпинг и хостел, кафе и кинотеатр под открытым небом, велопрокат и WiFi.

С 2012 года в Николе-Ленивце проводятся «Ландшафтные мастерские». Французские архитекторы из бюро Wagon landscaping и преподаватели Версальской ландшафтной школы разработали концепцию парка «Версаль». Они предложили подход, который сочетает в себе проектирование с качественным погружением в территорию и каждый сезон приезжают в Никола-Ленивец, чтобы самостоятельно ухаживать за парком, развивать его при участии студентов и стажеров из России и Франции, а также делиться знаниями на практических семинарах в «Ландшафтных мастерских». К активному обучению в мастерских присоединятся практикующие специалисты в области ландшафтной архитектуры, студенты профильных вузов и люди, интересующиеся устойчивым развитием территории, сельским урбанизмом и экологическими агро-технологиями.

С 2013 года в Николе-Ленивце живут и работают музыканты и художники из разных стран. Центром творческой деятельности становится арт-хостел «Казарма», расположенный на самой высокой точке парка. Здесь одновременно живут известные артисты от разных дисциплин (музыка, фото, видео, дизайн) и кураторы основных арт-направлений Никола-Ленивца. Резиденция предполагает работу на результат в заданных рамках производственных процессов. Уникальный контент, который создают участники резиденции, будет представлен на фестивалях «Ночь Новых Медиа» и «Архстояние».

На территории бывшей механической базы в соседней деревне Звизжи создана производственно-творческая территория — «Стан», где расположилась мастерская Николая Полисского и «Никола-Ленивецких Промыслов».

1989 — в Николу-Ленивец переезжают архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский.

1992 — создан национальный парк «Угра». Часть Николы-Ленивца входит в его состав.

1995 — в Николу-Ленивец переезжают архитекторы Анна Щетинина и Юлия Бычкова.

1997 — в Николу-Ленивец переезжают дизайнер Василий Копейко.

2000—2003 — реконструкция Троицкого храма (проект архитектурного бюро «Терра», руководитель — Василий Щетинин, при поддержке предпринимателя Игоря Киреева)

2000 — Николай Полисский создает первый ленд-арт проект в Никола-Ленивце — «Снеговики». Сформировалась артель местных жителей «Никола-Ленивецкие промыслы». Летом Николай Полисский и Никола-Ленивецкие промыслы создают «Сенную башню».

2003 — Николай Полисский и Никола-Ленивецские промыслы строят «Медиа-башню», самый высокий бельведер в Николе-Ленивце.

22 февраля 2004 — первое большое мероприятие — Масленица — в Николе-Ленивце. Сжигают «Медиа-башню» в сопровождении перформанса Германа Виноградова.

2003 — участие команды Николы-Ленивца на фестиваль «АртКлязьма» и осознание фестивального будущего проекта.

2006 — сформировалась инициативная группа фестиваля «Архстояние» (Николай Полисский, Анна Щетинина, Василий Щетинин, Василий Копейко, кураторы Антон Кочуркин и Юлия Бычкова). Критик Александр Панов придумал название и сформировал концепцию фестиваля.

29 июля 2006 — первый фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Созданы «Николино ухо» (Влад Савинкин, Владимир Кузьмин), «Сарай» (Юрий Григорян), «Кроватка» (Александр Бродский).

2009 — летом, в рамках «Архстояния», созданы объекты «Ротонда» (Александр Бродский) и закладывается ландшафтный парк «Версаль» (Французское бюро Wagon Landscaping). В рамках зимнего «Архстояния» Василий Щетинин создаёт «Позолоченного тельца».

2010 — Максим Ноготков покупает 612 га земли, чтобы развивать и поддерживать проект.

2011 — предпринимателем Максимом Ноготковым основана управляющая компания Николы-Ленивца, центр территориальных инициатив «Архполис».

2012 — в Николе-Ленивце начинает работу экоферма под руководством Анны и Сергея Морозова.

7 июля 2012 — презентован объект Николая Полисского «Вселенский разум» и впервые проходит фестиваль «Ночь новых медиа».

2012 — в рамках фестиваля «Архстояние» созданы объекты «Арка», «Городище», «Скорая тропа» и «Штурм неба».

2013 — построен хостел «Казарма» (Сергей Сыренов, Архитектурное бюро «Архполе»). Презентуется новый объект Николая Полисского — «Бобур» и проходит одноименный фестиваль. Впервые на «Мехдворе» (бывшая механическая станция совхоза деревни Звизжи) организована открытая мастерская по кузнечному делу под руководством Петра Виноградова.

[3][4]

ru.wikipedia.org

Арт-парк Никола-Ленивец, Калужская область. Гостиниы, фото, видео, как добраться из Москвы, Калуги — Туристер.Ру

Никола-Ленивец — это небольшая деревня в Калужской области, стоящая на берегу Угры. На всю страну она прославилась тем, что именно здесь раскинулся огромный (650 га) арт-парк с богатой коллекцией архитектурных и художественных объектов. Арт-парк Никола-Ленивец является частью Национального парка «Угра». На его территории проходят ежегодные фестивали «Архстояние» и «Ночь новых медиа».

История парка так же многогранна, как и коллекция арт-объектов. Совсем недавно, в 1989 году Никола-Ленивец был обычной российской деревней на берегу реки — почти вымершей, с разрушенной церковью и отлаженным жизненным укладом. Именно это во всех смыслах заброшенное место приглянулось архитектору Василию Щетинину и его товарищам-«митькам» (общественно-эстетическое течение, 1980-е гг.), здесь практически поселившимся. Они творили на радость себе и местным жителям, которые постепенно включились в процесс.

Обычно арт-объекты держались недолго, а потому память о них хранится только на фотографиях. Первый постоянный объект был построен в 2004 году — это «Маяк» (Николай Полисский), теперь уже символ Никола-Ленивца. Его высота — 18 м. Примечательно, что в работе не использовались гвозди, и конструкция держится лишь на металлическом каркасе.

Постепенно начала зарождаться идея арт-фестиваля, что неудивительно, учитывая творческий потенциал группы художников и силу самого места. Первое «Архстояние» в Никола-Ленивце состоялось в 2006 году. Название он получил в честь Великого Стояния на реке Угре. В этот период на территории парка появились «Ухо» и «Сарай». С момента проведения «Архстояние» — главное событие если не всей европейской части России, то Калужской области и окрестностей точно. Ежегодно архитекторы и художники, творческая молодежь всех мастей создавали и создают временные и стационарные объекты. В 2009 году заброшенные угодья стараниями ландшафтных дизайнеров были превращены в самый настоящий «Версаль».

Интерактивная карта Никола-Ленивца (объекты, парковки, кемпинги)

Чуть позже у арт-парка Никола-Ленивца появился меценат — предприниматель Максим Ноготков. При его активном участии были построены гостиницы, кемпинги и точки питания — словом, приемлемая инфраструктура. Вслед за этим творческая артель художников возвела масштабные объекты «Вселенский разум» и «Бобур».

В настоящее проект художественных резиденций, задуманный давно и только сейчас разработанный, ждет инвестора.

Для посетителей парка введен платный вход: цены на официальном сайте.

Объекты Никола-Ленивца

  • «Маяк на Угре», 2004
  • «Николино ухо», 2006
  • «Шишкин дом», 2007
  • «Бобур», 2013
  • «Ротонда», 2009
  • «Позолоченный телец», 2009
  • «Стена сарая», 2010
  • «Сарай сараев», 2011
  • «Вселенский разум», 2012
  • «Штурм неба», 2012
  • «Тропа мёбиуса», 2015

Полный перечень объектов Никола-Ленивца с подробным описанием и фотографиями.

Как добраться до Никола-Ленивца

От Никола-Ленивца до Москвы — 220 км, до Калуги — 80 км. Добраться можно на личном автомобиле (имеются парковки), на электричке + такси, на автобусе + такси.

Москва — Никола-Ленивец. По Киевскому шоссе 170 км, поворот на Медынь у Калуги, в Кондрово поворот налево, На Т-образном перекрёстке налево, в деревне Острожное налево, у деревни Звизжи направо на грунтовую дорогу. См. подробнее карту проезда.

От Киевского вокзала на электричке до ж/л вокзала Калуга-1 или станции Малоярославец. Затем на такси.

На автобусе от станции метро «Тёплый Стан» до Кондрово. Затем на такси.

Калуга — Никола-Ленивец. На автобусе до Кондрово (ежедневно, несколько рейсов в день). Затем на такси.

Гостиницы в Никола-Ленивце

Парк принимает гостей круглый год. В летние месяцы функционирует кемпинг, доступны деревянные домики. Везде есть беспроводной интернет и электричество. Варианты размещения: гостевые дома в Кольцово, домики «Клевер», «Пижма» и «Зверобой», эко-кемпинг, фермерский кемпинг, «ДубльДом», хостел «Казарма». Фото, цены, бронирование.

Программа мероприятий в арт-парке

www.tourister.ru

Арт-парк «Никола-Ленивец»: фото, стоимость, как добраться

Арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области – уникальное туристическое пространство, сочетающее природные красоты Среднерусской возвышенности и инсталляции отечественных и иностранных художников.

Парк «Никола-Ленивец» широко известен в России и за рубежом, некоторые его инсталляции приобрели культовый статус в среде любителей натуральной скульптуры. Посетителей парк привлекает возможностью полноценного отдыха на лоне природы с одновременным ознакомлением с оригинальными арт-объектами и старинными архитектурными памятниками.

Парк находится на территории древней деревни Никола-Ленивец в национальном заповеднике «Угра». Специальный природоохранный статус позволил сохранить первозданную красоту этих мест. В лесу можно увидеть диких животных, редких птиц; вода в реке Угре чистая, прозрачная, в ней водится рыба.

Создатели парка «Никола-Ленивец» ставили своей целью сохранение естественного облика окружающего пространства. Именно поэтому арт-объекты в большинстве своем выполнены из натуральных материалов: древесины, шишек, веток, коры и т.д.

Жители Никола-Ленивца активно участвовали в создании парка, а впоследствии стали его постоянными сотрудниками. Благодаря активному участию селян, создателям парка удалось привнести в него этнографический колорит.

В парке есть кафе, гостиничный комплекс с уютными домиками, контактный зоопарк, звериная ферма, магазин сувениров, пункты проката велосипедов, лыж и сноубордов, пасека и ремесленная мастерская.

Здесь проходят исторические реконструкции, лекции по современному искусству, фестивали, творческие встречи, экскурсии, мастер-классы, квесты, детские праздники, спортивные состязания и другие мероприятия.

История

Люди начали селиться на территории Никола-Ленивца еще в III в. н.э. Археологи обнаружили здесь множество уникальных артефактов: посуду, орудия труда, предметы быта и т.д.

Считается, что первыми жителями этих мест были представители малой народности голядь, одного из ответвлений балтийской группы. Одним из подтверждений этой теории можно считать наименование реки Угра, которое, скорее всего, произошло от древнелитовского корня «ungur» - «луг».

В V в. сместившееся к Угре племя вятичей смешалось с местными жителями. Вятичи в основном занимались скотоводством и земледелием. В Калужском краеведческом музее можно увидеть археологические артефакты этого исторического периода: оружие вятичей, доспехи, конскую сбрую. Большой интерес вызывает коллекция реконструированных славянских и балтийских костюмов.

В 1480 г. селения у реки Угра оказались в эпицентре исторических событий. Здесь состоялось знаменитое Стояние, когда монгольские и русские войска стояли напротив друг друга, не решаясь атаковать. Именно этот временной отрезок подарил деревне ее название. Монголы пришли к Угре в день Святого Николая, когда местные жители отдыхали от трудов праведных. Враги легко заняли деревню и, утратив бдительность, начали пировать. В это время из леса вышло ополчение вятичей и разбило отряд монголов.

По статистическим данным начала XIX в. в деревне Никола-ленивец проживало около 10 тыс. человек. В советское время жизнь в деревне замерла, а в годы ВОВ гитлеровцы сожгли Никола-Ленивец.

К 1990 г. когда-то многолюдная деревня почти полностью вымерла. Здесь осталось семь старых домов и всего три жителя. В 1992 г. государство обратило пристальное внимание на территории у реки Угры. Эти земли были объявлены природным заповедником национального значения.

По-настоящему новая жизнь Никола-Ленивца началась в 1993 г., когда сюда приехал художник Николай Полисский. Николай был потрясен красотой и историчностью этих мест. Получив поддержку от калужских властей, он основал в деревне артель мастеров. Помощником художника стал Иван Соколов – один из трех последних коренных жителей Никола-Ленивца.

Очень скоро количество селян увеличилось. Николай Полисский остался здесь на постоянное местожительство, здесь построили себе дома художники из разных городов России и даже из дальнего зарубежья, например, из Англии.

К 2000 г. заброшенная деревня преобразилась: в Никола-Ленивце и окрестностях появились десятки уникальных арт-объектов, здесь начал проходить фестиваль «Архстояние».

В настоящее время арт-парк «Никола-Ленивец» - один из немногих объектов такого рода на территории России. Парк удачно сочетает современное искусство, древние ремесленные традиции, природные пейзажи, археологические редкости, архитектурные памятники и отличную туристическую инфраструктуру.

Арт-объекты

Парк раскинулся на огромной территории, на которой расположены десятки инсталляций, созданных художниками специально для «Николы-Ленивца» в дни проведения арт-фестиваля «Архстояние». Удобнее всего осматривать объекты, путешествуя по живописным окрестностям на велосипеде. В селе работает пункт проката двухколесной техники.

Рукотворные объекты гармонично вписываются в природные локации: лес, луг, речную заводь и т.д. Все инсталляции являются признанными произведениями искусства и охраняются государством. Посетителям рекомендуется осматривать арт-объекты в разное время: на рассвете, днем, на закате, ночью. В зависимости от освещения меняется внешний вид инсталляций.

Инсталляции

«Шишкин дом»

Деревянный павильон, снаружи обложенный шишками. Шишки оказались превосходным отделочным материалом: смотрится павильон оригинально и свежо. Строение напоминает сказочную избушку.

«Шишкин дом» находится в сосновом лесу. Когда шишки темнеют от времени, сотрудники арт-парка заменяют их свежими. Неподалеку от павильона живет беличье семейство.

«Святилище»

Эта композиция в деталях воспроизводит святилища древних вятичей. Деревянная конструкция, выполненная из бурелома, напоминает огромное сказочное животное. Покрыта  вырезанными из дерева черепами зверей.

Расположен арт-объект у древнего городища. В старину вятичи собирались у святилища, разводили костер, вспоминали предков и молились.

«Вселенский разум»

Оригинальная инсталляция, напоминающая знаменитый Стоунхендж. Около двадцати 9-метровых мегалитов (внешне похожих на каменные, но на самом деле – деревянные) – выстроились вокруг павильона «Вселенский разум».

Павильон выполнен из деревянных компонентов, переплетающихся самым невероятным образом. Внешне строение похоже то ли на птичье гнездо, то ли на мозг загадочного существа. Изнутри павильон выглядит еще более экстравагантно.

Церковь Пресвятой Троицы

Помимо объектов современного искусства, есть в парке «Никола-Ленивец» и исторические памятники, важнейшим из которых является Церковь Пресвятой Троицы. Храм был построен в 1802 г. на деньги, выделенные калужским дворянином Муромцевым.

В советское время храм был закрыт, священники – репрессированы. В здании долгое время находился склад, затем – молокозавод. В годы войны храм чудом уцелел, притом, что окружающие деревни практически были стерты с лица земли.

В 90-е годы оригинальное историческое здание начало стремительно разрушаться. В настоящее время церковь пустует. Администрация парка «Никола-Ленивец» поддерживает храм в более-менее приличном состоянии, однако реставрация объекта на момент написания статьи (08.01.2019) не началась.

Храм Пресвятой Троицы в Никола-Ленивце отличается изяществом рисунка и оригинальностью архитектурного решения. Здание построено с соблюдением традиций русского церковного зодчества, при этом оно напоминает византийские храмы, например, собор Святой Софии в Константинополе.

На большом барабане, изготовленном из красного кирпича и накрытом шатровой крышей, находится небольшой темный купол с позолоченным крестом. Рядом с церковью расположена колокольня.

mos-holidays.ru

Арт-парк «Никола-Ленивец»

Историческая территория с произведениями современного искусства входит состав Национального заповедника «Угра» в Калужской области.

Поселение древних вятичей

Еще в III тысячелетии до н. э. на территории нынешнего села Никола-Ленивец, на левом берегу Угры, возникло поселение древних вятичей. Река была важным стратегическим объектом, в народе ее называли «поясом Пресвятой Богородицы». Со временем территорию укрепили земляным валом и деревянной крепостью: в этих пределах находилось городище, где местные археологи до сих пор ведут раскопки.

В 1480 году село оказалось в центре Великого стояния на реке Угре — это был переломный исторический момент, который положил конец монголо-татарскому игу. В честь этих событий здесь построили деревянную часовню. В начале XIX века ее заменили на большой каменный храм Пресвятой Троицы. Долгие годы он оставался архитектурным, художественным и духовным центром края. С приходом советской власти службу в храме запретили, а собираться жители села стали в ближайшей деревне Звизжи. Во время Великой Отечественной войны фашистские захватчики взяли эти места без боя. Однако, уходя в 1943 году, они сожгли все жилые дома дотла и оставили только церкви.

Культурная колонизация села

В 1989 году на Угру приехал московский архитектор Василий Щетинин: он хотел построить дом в удаленном от цивилизации месте. В деревне было всего семь ветхих домов послевоенной постройки и три местных жителя. Щетинин предложил свою идею своим друзьям — доктору Александру Горячеву и художнику Николаю Полисскому. Они поддержали архитектора, и в 1990 году здесь начали возводить новые дома.

Позже Полисский решил превратить окрестности села в парк современного искусства. Вместе с местными жителями и жителями соседних деревень он начал создавать в деревне архитектурные объекты из природных материалов — лозы, дров, сена.

В 2000 году здесь появился необычный для российского искусства того времени проект «Снеговики» — ландшафтная инсталляция из снега. Десятки снеговиков символизировали великое стояние русской и татарской армий на реке Угре. В 2004 году в низине на берегу Угры возвели 18-метровый «Маяк» со смотровой площадкой, ставший символом Николы-Ленивца. Для «Маяка» использовали металлический каркас, чтобы возвести его без гвоздей. С тех пор все новые проекты стали создавать с одной целью — превратить заброшенные поля и природные ландшафты в пространство для экспозиции искусства.

Фестиваль «Архстояние»

Со временем арт-объекты из снега, лозы, дров, сена, созданные местными жителями Николы-Ленивца во главе с Николаем Полисским, стали привлекать российских и зарубежных искусствоведов и журналистов. В 2006 году здесь впервые прошел фестиваль «Архстояние». За это время в нем приняли участие более 150 авторов. Среди них архитектор из Франции Франсуа Рош, Адриан Гейзе и международное бюро West 8 из Нидерландов, российский архитектор Александр Бродский и многие московские архитектурные бюро, в том числе Manipulazione Internazionale и «Меганом».

Ежегодно «Архстояние» собирает больше 9 тысяч человек. Это единственное место в России, где представлены ландшафтные инсталляции известных российских и зарубежных художников и архитекторов. Заброшенные деревенские поля и леса постепенно превратили в арт-парк с пространством для экспозиции и сервисной инфраструктурой. Теперь здесь есть кафе, арт-резиденция, гостиницы, прокат велосипедов, детский лагерь, хостел и кемпинг.

Заповедник новых творческих практик

Сегодня «Архстояние» — это крупнейший международный смотр ландшафтных арт-объектов. После него появились новые фестивали: «Детское Архстояние», Летняя школа, а также «Ночь новых медиа», посвященная цифровому искусству в природе. Ежегодно здесь собирается больше 30 тысяч гостей.

С 2016 года проект развивает художественно-продюсерская команда под управлением Николая Полисского, Юлии Бычковой, Антона Кочуркина и Ивана Полисского. Вместе с местными жителями, архитекторами и художниками они продолжают создавать произведения современного искусства на фоне пейзажей Николы-Ленивца.

Ежегодно в арт-парке появляются пять-шесть новых объектов. Среди постоянных экспозиций — «Ротонда», которую выполнил российский архитектор Александр Бродский в 2009 году. Это круглое двухэтажное здание посредине поля с 21-й дверью и камином в центре. Этот проект получил премию «АрхиВуд» 2010 года как лучший объект, созданный из дерева. В 2013 году в парке появился самый высокий арт-объект — 22-метровая башня «Бобур» со смотровой площадкой. Она создана из металлических трубок, каждая из которых обернута берестой, поэтому выглядит легкой, будто свитой из лозы. Еще один крупный объект — огромный муравейник под названием «Вселенский разум». Его изготовили из изогнутых деревянных балок с расположенными на них зеркалами. Во время фестивалей вокруг этих объектов проводят выступления, ночные и световые шоу.

www.culture.ru

Поездка в Арт-парк Никола-Ленивец — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

Решили с женой посетить арт-парк, вокруг крохотной деревни в Калужской области.
В живописном природном ландшафте представлена коллекция произведений современного искусства и архитектуры.
Из Твери, где мы живем, путь не близкий- 300км. Вся поездка запланирована в рамках одного дня, поэтому время на осмотр было совсем не много. К слову сказать, между арт-инсталляциями приличное расстояние, да и разбросаны они на большой площади, так что осмотр, хочешь не хочешь, придется совместить с прогулкой.
Не смотря на то, что времени на осмотр у нас было всего часа три т.к. темнеет сейчас быстро, а увидеть все инсталляции мы не успели, впечатление парк произвел сильное.

Полный размер

Бобур- внушительное сооружение, которое первым предстает перед посетителем

Полный размер

Полный размер

Эта инсталляция похоже еще не достроена, и название её мне не известно

Полный размер

Полный размер

Белые врата- крутая штука, но на мой взгляд стоит не в том месте.Белые врата- крутая штука, но на мой взгляд стоит не в том месте.

Полный размер

Они же вблизи

Полный размер

Обитаемое вещество- хрен знает, как это придумали и сделали!

Полный размер

Полный размер

Арка- зачетная штука, специально для крутых фотосессий

Полный размер

Вселенский разум- низкий ему поклон!

Полный размер

Я приобщаюсь

Полный размер

Маяк- мрачный и величественный, находится в низине, у излучины реки, и является по сути антагонистом храму, расположенному напротив него, только на холме.

Полный размер

Полный размер

Позолоченный телец- является русским аналогом быка с Уолл Стрит, как и положено деревянный, но рога позолочены.

Полный размер

Он же в закатном небе.


И небольшое видео в довесок

www.drive2.ru

Арт-резиденция «Никола-Ленивец»

Где я могу узнать больше о Никола-Ленивце и фестивале Архстояние?

Более подробно о Никола-Ленивце можно посмотреть в разделе «Арт-парк» и на странице фестиваля «Архстояние».

Как происходит выбор резидентов?

Резиденция ориентирована на реализацию интересных проектов творческих людей. Поэтому при выборе проектов для резиденции мы уделяем внимание CV, портфолио, и, в первую очередь предложенной идее и реализуемости проекта. Предпочтение отдаётся заявкам, которые предполагают взаимодействие с местным контекстом и сообществом. Выбор осуществляется закрытым экспертным советом.

Как реализуется проект?

В рамках резиденции вы дорабатываете свою идею и формулируете точные параметры и бюджет проекта. Он обсуждается экспертным советом и составляется график его реализации.

Как оплачивается трансфер?

Трансфер оплачивается переводом на карту резидента в течение 7 дней после предоставления отчетных документов (товарных чеков, билетов).

Какие материалы предоставляются материалы для резиденции?

Составьте список необходимых материалов и обсудите его с координатором резиденции.

Я могу приехать с компаньоном (-кой) или семьей?

Арт-резиденция Архстояния доброжелательно относится к групповым резиденциям, а также гостям и членам семьи. Пожалуйста, заблаговременно предупредите координатора об их приезде, даже если они умещаются в комнату, которую вы занимаете. В случае, если вам нужно занять больше места, обсудите их размещение и сроки пребывания с координатором. Питание гостям не оплачивается.

Какие документы мне предстоит подписать?

По приезду вам будет предложено подписать договор о резиденции с описанием вашего проекта и обязательствами на передачу работ в коллекцию парка с дальнейшим их использованием.

Какие документы мне понадобятся?

Для оформления договора нам нужно получить от вас копии паспорта, ИНН, СНИЛС и фактический адрес, на который будет отправлен ваш экземпляр договора.

Как отбираются произведения в коллекцию парка?

Мы заинтересованы создать для коллекции парка произведение, которое наилучшим образом представляет ваше исследование в Никола-Ленивце и его результат, которое может быть представлено публике. Каждый раз это индивидуальный выбор, который происходит на основе ваших пожеланий, рекомендаций куратора, зависит от техники, формата и объемов проекта. В случае, если в резиденции была создана одна работа (например, видео или медиа-инсталляция), мы просим передать нам 1 копию тиража или право воспроизведения. Создание работы могут быть обсуждены с куратором до начала вашей резиденции или на другом этапе производства.

nikola-lenivets.ru

Арт-парк «Никола-Ленивец» | ФОТО НОВОСТИ

Про арт-парк «Никола-Ленивец» мы уже рассказывали, но он достоин того, чтобы вернуться сюда еще раз.

Можно по-разному относиться к расположенным здесь арт-объектам, но само место просто шикарно! Высокий берег Угры и возвышающаяся на нём церковь, национальный парк со свежим воздухом и сами объекты. Не все мне конечно понятны, но большинство интересны и отлично вписались в окружающую природу.

30 фото

Фотографии и текст cr2

1. С чего все началось?

В конце 80-х в село Никола-Ленивец, расположенное в Калужской области на берегу реки Угры, начали приезжать архитекторы и художники (в частности архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский). Творческие люди искали удалённое место, чтобы создать «город искусства».
Со временем сюда стало прибывать всё больше и больше людей — помочь, погостить, осмотреться. «Резиденцией» современного искусства Никола-Ленивец стал в нулевых — появились первые арт-объекты и артель «Никола-Ленивецкие промыслы», где местные жители работают вместе с авторами над проектами не как исполнители, а как сотворцы.

В 2006 году прошёл первый фестиваль «Архстояние», за историю которого вокруг Никола-Ленивца было возведено более сотни арт-объектов.

В 2011 году предприниматель Максим Ноготков приобрёл 612 Га вокруг деревни Никола-Ленивец и основал управляющую компанию проекта «Никола-Ленивец», центр территориальных инициатив «Архполис». В Никола-Ленивце появилось все необходимое для жизни и работы круглый год — гостевые дома, кемпинг, хостел, кафе, кинотеатр под открытым небом, велопрокат и интернет.

В Николе-Ленивце живут и работают музыканты и художники из разных стран.

Откуда же такое интересное название? По легенде, оно идёт из далёких времён, когда враги перед днём св. Николая напали на поселение. Жители решили временно убежать, тем самым сделать так, чтобы пришедшие не разрушили село. Завоеватели же, отпраздновав лёгкую победу, потеряли бдительность (обленились). За что и поплатились — собранное в окрестностях войско на следующий день, в день св. Николая, выбило неприятеля из поселения.

Думаю, название сыграло некоторую роль в том, что именно здесь, а не где-нибудь ещё, расположился «город художников» и впоследствии арт-парк)

1. По пути заехали на Угру. Где-то в этих местах было знаменитое стояние 1480 года, после которого Русь окончательно перестала подчиняться татаро-монголам.



2. И вот мы в арт-парке Никола-Ленивец. Точнее, это поле в нескольких километрах от села, на котором стоит один из самых больших и известных арт-объектов — Бобур. Объект слева мы прозвали Бобурёнком.

3. Солнышко и хобот)

4. Бобур напоминает огромного осьминога или слона. Конечно, время дня не самое удачное, его бы посмотреть в сумерках и тумане, когда объект станет намного мистичнее, но что делать. Кстати, Бобур (Beaubourg) — это название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду. В этом центре все технические конструкции (трубопроводы, лифты) сделаны снаружи здания. Это позволяет увеличить полезную площадь и сделать музей более интересным.

Вдохновился Центром Помпиду и кварталом Бобур и художник Николай Полисский. В 2013 году в полях Никола-Ленивца появился его Бобур.

5. В основе — металлический каркас, который оплетён берёзовой лозой. Трубы, по форме напоминающие трубы Центра Помпиду, вывернуты наружу. Высота — 22 метра.

Наверх можно подняться по винтовой лестнице в центре. Интересного сверху лично я ничего не заметил, зато почувствовал себя управляющим огромным монстром или боевым слоном))

6. Едем дальше. Этот объект называется «Функциональная борьба дятлов с долгоносиками». Большой столб, по которому ползут огромные насекомые, а птицы сражаются с ними изо всех сил.

7. Арт-поляна похожа то ли на руины древнего города, то ли на множество ног огромного насекомого, тело которого вкопано в землю.

8. А ещё на маяки и почему-то — на колонны Херсонеса. И да, сюда нужно приезжать в звёздную ночь.

9. Здесь же рядом находится ещё один довольно известный объект — Вселенский разум. Нет, это не космический корабль, готовый вот-вот оторваться от земли, а творчество того же Полисского. Это попытка автора создать собственный искусственный интеллект.

Оказывается, и колонны с предыдущих картинок — часть «Разума». Их ряды должны напоминать зрителям архитектуру Древнего Мира, а форма, похожая на ракету, — о космосе. Космос — главное устремление воли разума, как писал создатель «ноосферы» Вернадский.

Ещё по задумке, «Вселенский Разум» должен создать в человеке новые смыслы и ответить на главные вопросы.

10. «Дом над лесом» (2008 год) архитектора Анны Щетининой напоминает сказки и игру «Герои». Так и кажется, что на встречу должен кто-то выйти. Я бы в нём переночевал )

По мнению автора, граница там, где предел восприятия. Вознесённый над лесом дом позволяет гостю расширить границы созерцания.

11. Необычно смотрится Павильон шишек — здание, в основе стен которого шишки. Построен в 2007 году архитектором Адрианом Гёзе, преподавателем голландских вузов и основателем бюро West 8 (ведущая компания в мире, специализирующаяся на общественных зонах, градостроительстве и ландшафтной инфраструктуре).

12. Стена.

13. Идея этого на первый взгляд обычного сарая очень интересна. В его стенах сделано множество отверстий. В темноте, если занести туда лампу, должно очень красиво смотреться. Построен в 2006 году.

14. Поселения на территории Николы-Ленивца известны с III тысячелетия до нашей эры. Здесь, на берегу реки Угры на возвышенном холме жили вятичи. Позже городок укрепили земляным валом и деревянной крепостью, в пределах которой находилось городище.

Не оставили без внимания и это. Художественный проект «Святилище Никола-Ленивец» на городище воссоздаёт атмосферу одного из периодов жизни древних людей.

15. Вход на городище. Проект художника Николая Полисского и «Никола-Ленивецких промыслов» стал победителем конкурса малых грантов Всемирного фонда дикой природы для заповедников и национальных парков России «Партнёрство на благо природы».



16. Кабанчик.

17. Ещё звери. Тут хорошо бы поснимать зимой, когда мало листвы. Про замечательнейший воздух национального парка я молчу)

18. Наверное, самый известный вид Никола-Ленивца. Церковь Троицы 1802 года постройки (на средства местного помещика Никиты Алексеевича Муромцева) и Маяк. 12-метровый «Маяк на Угре» даже стал неким символом Никола-Ленивца. Река давно не судоходна, по прямому назначению маяк здесь не нужен, но он отлично вписывается и украшает местность. Построен в 2004 году. Автор — художник Николай Полисский.

Теперь очень хочется увидеть его горящим ночью или в туманное утро. Представляете, какая красота?)

19. Металлические антенны–щупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей или связывают маяк и местность с космосом. Ещё одной функцией Маяка может быть подача сигналов чтобы притянуть к себе творческую энергию.

20. «Николино ухо» предназначено для того, чтобы «слушать тишину». «Ушная раковина» расположена к долине реки Угры, на высоком берегу. Авторы — Влад Савинкин и Владимир Кузьмин.

21. Сарай Сараев. 2011 год, арт-группа «Mississippi». «Жизнь сарая — это застывшие и забытые предметы внутри и снаружи его. Солнце выжигает стены сарая, оставляя на них отпечатки всего того, что стояло и сидело вокруг сарая, и чего сейчас нет. Посмотри и вспомни, как это было и как это будет».

22. Позолоченный телец. Тут и идея о Ноевом ковчеге, и образ агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уолл—стрит) — скульптуре в Нью-Йорке, которая символизирует финансовый успех. В современном мире Золотой телец стал метафорой мирового финансово-экономического кризиса.

Автор — архитектор Василий Щетинин. Образ Тельца, по замыслу, не агрессивный. Это символ терпения, близости к корням и сохранности. Он — и ковчег, который спасёт от катаклизмов, и башня, и кормилец, и защитник.

23. Одно из самых красивых мест округи — Ротонда, заросшая подсолнухами. Проект архитектора Александра Бродского, получивший премию «АрхиВуд» 2010 года как «лучший объект, созданный из дерева».

24. Это небольшой овальный в плане дом посреди поля. Первый ярус — множество дверей, любая из которых может быть открыта. Двери взяли из разрушенных или заброшенных домов. Можно подняться наверх.

Внутри Ротонды есть очаг. Дом предназначен для того, чтобы войти внутрь, развести огонь и любоваться пейзажем.

25. Жар-птица, создана в 2008 году Николаем Полисским совместно с Никола-Ленивецкими промыслами. Объект может раскаляться и гореть. Тогда из крыльев и голов птицы вылетают искры.

26. Этот объект называется «Удалённый офис» (автор Александр Константинов, 2010 год) Расположен в лесу. Смысл, думаю, понятен всем).

27. Объект 2014 года — Ленивый Зиккурат. Попытка создать объект без затей и смысла, поднимая один ярус на другой и следуя только правилам сборки и желанию достать до неба.

28. Вавилонская яма (Падение в колодец, 2010 год). Земляная воронка.

«Идея: на дне колодца было ведро и небольшая саперная лопатка. Посетитель мог продолжить углубление колодца и выйти с ведром вынутой земли. Но главный смысл не в действии, а в возможности пребывания тела — в теле земли, а взгляда — в небесном пространстве, минуя горизонталь обыденности. Падение в колодец иногда ведет к просветлению».

29. Закончим философствовать на вот таком приятном вечернем виде.

30. Дожидаемся заката. Почему-то эта картинка у меня ассоциируется с уходящим летом. Но не надо грустить — любой сезон по-своему прекрасен, впереди золотая осень, вдохновляющая поэтов!

Никола-Ленивец — интересное место! Сюда хочется вернуться. Может, уже не для того, чтобы рассматривать объекты, а просто, чтобы погулять, подышать свежим воздухом национального парка, полюбоваться Угрой и послушать природу.

Идея собрать арт-объекты в едином месте прекрасна. Любители смогут насладиться по-полной, а нервы противников не постарадают, как было бы при расставленных объектах где-нибудь по городу.

Похожую идею неплохо было бы воплотить с памятниками Ленину и советской эпохе — привезти

из разных городов и устроить «заповедник прошлого».

Также смотрите «Пещерный город в Крыму» и «Летающий дом в центре Лондона».

loveopium.ru

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Национальный парк "Угра". Art-деревня Никола-Ленивец — фантазии под открытым небом

Вот я наконец и решила начать серию заметок про национальный парк "Угра", раскинувшийся по берегам не только одноименной реки, но и по берегам Жиздры. Богат наш парк на разнообразные ландшафты и природные красоты, эти места также тесно связаны с военными действиями XX века, историческими событиями более ранних столетий. Но сегодня о другом. "Угра" — это не только общение с природой, посещение экотроп, это еще и архитектура под открытом небом.
Чтобы увидеть, как созданное руками человека может органично вписываться в природный ландшафт, нужно отправиться в Дзержинский район, на берега Угры, в деревню Никола-Ленивец. Кажется, только ленивый турист из средней полосы не слышал это название.
Вас ждут несколько километров не совсем ровной грунтовки, но потоки туристов это, как видно, не останавливает.

Полный размер


Еще не доехав до деревни, вы погружаетесь в атмосферу сюрреализма. То слева, то справа от дороги возникают деревянные постройки непонятного предназначения. Вот мощной махиной плывет по полю Бобур. Бобур — это олицетворение всего Никола-Ленивца, ведь слово переводится как "красивое местечко". Построен по подобию центра Помпидур в Париже, где все коммуникации, в том числе и трубы, вынесены на всеобщий обзор. Но только с виду Бобур кажется таким монументальным, его конструкция состоит из металлического каркаса, оплетенного лозой на подобие корзин.

Полный размер


Чуть дальше можно оставить свое транспортное средство и уже прогуляться пешком для изучения остальных объектов. Их, кажется, нескончаемо много, поэтому обратимся только к самым масштабным. Кстати, за время существования парка, а это ни много ни мало, уже 18 лет, было создано более 100 архобъектов. Некоторые, такие как, Градирня, уничтожены временем и более не существуют.
Проходим через арку Бернаскони, своеобразные ворота между двумя мирами: лесом и полем. Ранее в лесной зоне были установлены динамики, из которых доносилось пение птиц, осенью 2017 года их не стало. На арку можно подняться и лицезреть окрестности.

Полный размер


Ротонда — дом десятка дверей и окон расположен неподалёку. Для меня этот объект своего рода олицетворение Maktub: в какую бы дверь ты ни вошёл, все равно окажешься в одном и том же месте, и твой выбор — всего лишь иллюзия.

Полный размер


На противоположной от Ротонды стороне дороги расположились Вселенский разум и аллея из конусовидных столбов с причудливыми наконечниками на вершинах. Инсталляция "разума" — переплетение деревянных извилин, покрытых металлическими пластинами, сверкающих на солнце, как проблески разума, идеи. Внутри конструкции есть светильники, по задумке автора она должна излучать свет в ночи.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер


Углубимся в лес, мимо избушки на "курьих ножках", к городищу. Оно же святилище. Тропа уходит вверх по склону, поэтому сразу понимаешь, что место, расположенное на холме, не может быть обычным. По раскопкам известно, что здесь жили восточные балты. Кроме того, во время исследований обнаружилась площадка с толстым слоем угля, обожжёнными черепками посуды и остатками костей животных. Предположительно, это место являлось жертвенником.
Но сейчас, казалось бы, ничего не может напомнить нам о древнем капище. Но тут вы непроизвольно поднимаете голову вверх и… прямо там, на деревьях висят туши оленей и кабанов с простреленными боками. Следы убийств видны и на дорожке: у деревьев лежат раненные олени с роскошными ветвистыми рогами, а на капище оборудован навес с массой черепов убиенных животных. К счастью, то, что вы увидели, очередная инсталляция архитектора, выполненная из дерева.

Полный размер


Но каждый, кто видел это своими глазами, согласится, что задумка впечатляет.

Полный размер


Спустившись с городища в долину реки, видим открывающиеся перед нами просторы. Справа на пригорке неиспорченный современной "реставрацией" храм, а прямо по курсу, на берегу Угры, — маяк.

Полный размер

Полный размер


Да, я не ошиблась, именно маяк, и, разумеется, тоже из природного материала. Между прочим, это сооружение самое старое сохранившееся в парке, стоит с 2004 года.

Полный размер


На маяк можно залезть и посмотреть на ландшафты реки с высоты. А еще он очень выигрышно смотрится в закатном свете.

Полный размер


Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер


Поднимаемся по холму и видим еще одно творение рук человеческих — Ухо. Большое Николино Ухо обращено в сторону реки, по задумке автора Ухо слушает тишину. И правда, тишина здесь поразительная, ведь место довольно далеко от оживленных трасс и сколько-нибудь крупных производств. Давайте зайдем в Ухо и послушаем… Думаю, каждый усл

www.drive2.ru

Конференция

Открытие конференции
12:00

Россия — страна просторов и больших расстояний. Их неизбежное следствие — неравномерное развитие экономики и культуры. В жизни за пределами крупных городов есть свое очарование, и многим хочется сохранять связь с малой родиной, но трудно не испугаться неустроенности, отсутствия связи с большим миром — экономическим, политическим, культурным. Как выглядит сегодня этот разрыв? Нужно ли его преодолевать? Чего может хотеть житель провинциального города, небольшой деревни, а что нужно жителю большого города?

Секции
13:30—15:00

Через тернии к соседям: работа с локальными сообществами в культурных проектах

Работа с местным сообществом — посетителями мероприятий, художниками и ремесленниками, лидерами мнений, их вовлечение в деятельность культурных учреждений, в производство проектов — эти задачи сегодня записаны в любой стратегии развития и в каждой заявке на грант. Как на практике, а не на словах реализовывать данные себе и другим обещания? Можно ли преодолеть свой страх и чужой скепсис? Как найти общий язык с жителями, понять их потребности, вдохновить их своими идеями?

13:30—15:00
Вести с полей: коммуникации и обратная связь с публикой

Количество событий в афишах все растет, о новых летних фестивалях и ярких зимних праздниках мы слышим каждый сезон. Социальные сети приносят приглашения на мероприятия, в лентах мелькают довольные лица тех, кто их посетил. Какими средствами коммуникации мы сегодня доносим информацию до аудитории? Как осуществляется обратная связь? Хватает ли в информационном пространстве знаний, компетенций, технологий, необходимых для связи между организаторами событий и публикой?

13:30—15:00
Библиотека приключений: культурный туризм и его перспективы

Туристы — желанная и часто недостижимая цель, которую перед собой ставят чиновники и менеджеры культуры. Успешный опыт нескольких регионов и городов изучается на каждом культурном форуме и вдохновляет остальных. Но можно ли его повторить? Хватит ли туристов на всех? Как далеко они готовы поехать? Какими специалитетами их заманить?

Обед
15:00

Секции
16:00—17:30

Хлеба или зрелищ? Как развивать культурную программу и поднимать качество сервиса

Не только аудитория культурных проектов расширяется, но и требования у посетителей выставок, фестивалей, концертов, у туристов, изучающих памятники, у постояльцев гостиниц и хостелов все время растут. В крупном городе с инфраструктурой и качеством сервисам проблем нет, и рядом с каждым музеем — с десяток кафе, городские парковки, приложение помогает вызывать такси. В маленьком городе или в чистом поле — все должен обеспечить организатор мероприятия. Какие требования сегодня предъявляются посетителем? Какие сложнее всего удовлетворить?

16:00—17:30
Общее усилие. Сотрудничество институций, администраций, меценатов и бизнеса

Успех проектов социокультурного развития зависит от того, как согласуются интересы местных администраций, культурных институций, фондов, меценатов и благотворителей, владельцев территорий. Какие цели преследуют все заинтересованные лица, какими критериями пользуются, оценивая результаты? На какие ресурсы каждого из участников рассчитывают все остальные? С какими ограничениями сталкиваются и как решают возникающие конфликты?

Закрытие конференции
18:00

Мечты и планы. Социокультурное развитие на пороге четвертого десятилетия.

После распада Советского Союза и системы централизованного управления культурой в столицах, крупных городах и регионах прошло почти тридцать лет. Какая система возникла сегодня и какое место в ней отводится частной инициативе художников и меценатов, институциональным усилиями фестивалей и фондов? Итог работе конференции подводит разговор, намечающий ключевые темы для дальнейшей проработки — идеи совместных проектов, законодательные инициативы, новые общие задачи для всего сообщества и для всех стейкхолдеров.

nikola-lenivets.ru


Смотрите также

Описание: